Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Роль военно-патриотического воспитания молодежи на современном этапе. Военно-патриотическое воспитание и брсм

«патриотизм». Исторические типы патриотизма. Патриотическое поведение: единство и многообразие

Слово «патриотизм» означает «родина, отечество». Патриотизм - это особое состояние сознания, связанное с любовью к родине, отечеству.

Исторически патриотизм зарождается во время формирования полисной организации общества. В античной Греции понятие «политейя» означало принадлежность к полису, сообщество граждан полиса, т. е. гражданство. Формирование самого понятия «гражданин» было достижением греческой политической мысли и полисного мировоззрения. Полисное устройство предполагало высокий уровень требований к его гражданину. Гражданин полиса обладал всей полнотой прав и обязанностей. Только гражданин полиса имел право на ношение оружия и службу в полисном войске и был обязан защищать полис от врагов с оружием в руках. Полисное воспитание формировало этику гражданственности. Это была этика ответственности за состояние своего полиса, его процветание и безопасность. Полисная организация порождала особые патриотические чувства граждан к своему полису-отечеству, к своей земле. Выть гражданином - значило быть патриотом.

Античный Рим придал полисному патриотизму особый пафос. Рим и римское гражданство являлись для римлян самыми главными ценностями. Достоинство гражданина было связано с коллективизмом и подчинением своих интересов интересам Рима. Римляне высоко ценили воинские доблести, мужество, выносливость, дисциплинированность, верность традициям. Все свои подвиги римский гражданин совершал во славу и величие Рима.

В период Средневековья, когда существует феодальная раздробленность, чувство патриотизма сохраняет свой смысл в контексте любви к родной земле. В условиях господства религиозного мировоззрения патриотические чувства углублялись необходимостью защищать свою веру. Патриотизм проявлялся и в понимании отечества как наследуемой родовой чести, дающей право на защиту родового наследия.

В Новое время, когда начинают формироваться современные централизованные государства, патриотическое сознание наполняется новым содержанием. В период буржуазных революций понятия «отечество» и «патриотизм» оказались проникнуты духом конституционализма, гражданственности, защиты прав человека.

В СССР под воздействием Октябрьской революции, гражданской войны, успехов в строительстве социалистического общества сформировался советский патриотизм. Несмотря на глубокую классовость и идеологизированность, советский патриотизм был патриотизмом в самом высоком смысле этого слова. Советский патриотизм в наибольшей мере показал свою жизненную силу в годы Великой Отечественной войны, именно в этот тяжелейший период испытаний вся страна поднялась на защиту Родины. Партизанское движение в Беларуси - один из величайших примеров героизма, стойкости и мужества, проявленных народом во имя Победы.

Патриотизм занимает особое место в системе общественного сознания, он составляет духовно-нравственную основу личности. Человек, лишенный патриотических чувств, становится чужаком в своем Отечестве. Различают патриотизм как эмоционалъно-психологическое состояние и как активную деятельность. Как эмоционально-психологическое состояние, патриотизм - глубокое, возвышенное чувство любви к Отечеству, к родному краю, осознание нераздельности, единства с Родиной. Активно-деятельностная форма проявления патриотизма - это конкретная деятельность на благо Отечества, служение интересам народа. Патриотическая деятельность многообразна в своих проявлениях: защита Отечества; умение ставить интересы Отечества выше частных интересов; готовность прийти стране на помощь в сложных условиях исторического развития; добросовестный труд; самоотверженное, вплоть до самопожертвования, служение Родине.

Следует различать понятия «патриотизм» и «национализм». Патриотизм - глубокое чувство любви к Отечеству - исторически возник намного раньше национализма. Национализм как идеология формируется в конце XVIII в. В националистическом сознании чаще всего происходит фетишизация собственной национальной исключительности, которая соединяется с недоверием к другим этническим сообществам. Национализм приводит к росту межэтнической напряженности внутри государства, осложняет функционирование государства на международной арене. В отличие от национализма патриотизм не разрушает внутреннего единства государства, а консолидирует общество.

Политико-идеологические и духовно-нравственные основания патриотизма

Роль и значение патриотизма возрастают в кри-тических ситуациях исторического развития: война, резкое обострение социальных конфликтов, револю-ционные потрясения, борьба за власть , стихийные бедствия. Такие исторические переломы требуют от граждан повышенного напряжения сил и особых ду-ховных качеств, чтобы ответить на «вызов» среды, выстоять и сохраниться как социуму.

На этапе возникновения и развития Республики Беларусь как суверенного государства остро встает вопрос о патриотическом воспитании. Патриотизм се-годня выступает в качестве духовной основы возрож-дения Беларуси. Без развитого патриотического чув-ства невозможно сохранить суверенитет Республики Беларусь, защитить национально-государственные интересы, добиться процветания общества.

К духовно-нравственным основаниям патриотиз-ма относятся:

Любовь к Отечеству;

Гордость за свою страну, свой народ;

Бережное отношение к истории, историческим памятникам и культурному наследию;

Ответственность за судьбу страны, ее будущее;

Приумножение чести и славы своей страны;

Уважение к государственной символике, гор-дость за государственные символы;

Готовность защищать Отечество от внешних врагов.

Все эти ценности находят свое выражение в патриотических лозунгах: «Слава народу-победителю!», «За Беларусь!», «За сильную и процветающую Беларусь!», «Квггней, Беларусь!» и др.

Патриотическое чувство отличается эмоциональной сложностью. Это не только любовь, уважение, гордость по отношению к своей Родине. В нем может присутствовать чувство боли и страдания, глубокой тревоги за судьбу Отечества.

В патриотическом сознании объектом патриотического чувства может выступать государство. Появление государственного (этатистского) патприотизма было востребовано конкретными историческими условиями, когда от создания и укрепления государства, утверждения определенных форм государственной власти зависело дальнейшее существование и развитие общества. В этатистской разновидности патриотизма государство выступает как высшая и особая ценность, интересы и цели государства становятся приоритетными по отношению к любым другим, будь-то интересы личности или общества. Гордость за Державу, за силу и мощь государства, особенно военную, становится доминирующей в патриотическом чувстве, а укрепление государства рассматривается как основное условие эффективного функционирования общества. Государственный, державный патриотизм характерен, например, для значительной части населения России, что обусловлено российской историей, в которой государство выступало как важ-нейший фактор развития общества, а также возник-новением Российской империи и статусом великой державы.

В патриотическом чувстве белорусов доминирует любовь к Родине, Отечеству, родному краю, отчему дому, родной природе. Такой патриотизм называют возвышенно-эмоционалъным.

В переходных обществах, к которым относится и Республика Беларусь, формирование патриотическо-го сознания, особенно у подрастающего поколения, является важнейшим условием, без которого невоз-можно возрождение Отечества. Решение этой задачи представляет особую сложность, так как старая си-стема патриотических ценностей разрушена, а новая еще формируется

Институт социально-политических исследований

при Администрации Президента Республики Беларусь

ИНФОРМАЦИОННЫЙ СБОРНИК

№ 2 (15)

РОЛЬ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

(ЗАЩИТА СУВЕРЕНИТЕТА И НЕЗАВИСИМОСТИ –

УСЛОВИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

СИЛЬНОГО И ЭФФЕКТИВНОГО ГОСУДАРСТВА)

(для информационно-пропагандистских групп)

Минск 2005

Введение..…………………………………….……………...

Патриотическое воспитание –

составная часть идеологической работы ……………….…

Роль системы образования и семьи

в военно-патриотическом воспитании ……………...……..

Роль физической культуры и спорта

в воспитании допризывной и призывной молодежи.…….

Культура.

Национальные традиции

и патриотическое воспитание ……………………………...

Христианские нравственные ценности

и патриотическое воспитание ………………………...……

Военно-патриотическое воспитание и БРСМ …….……….

Введение

Современный этап формирования общественного сознания предъявляет все более высокие требования к воспитанию населения страны в духе гражданственности.

Патриотизм необходимо рассматривать не только как важнейшую духовную и социальную ценность общества, но и как составную часть белорусской идеологии.

Юноше, обдумывающему свою будущую жизнь, важно постоянно помнить о том, что наряду со множеством профессий, предоставленных ему обществом для выбора, есть такая, которой он должен овладеть обязательно. Это профессия защитника Родины.

Исторически сложилось так, что белорусскому народу на протяжении многих веков приходилось вести борьбу с иноземными захватчиками, отстаивать право на свое национальное существование.

Мы вправе гордиться ратной доблестью славных сынов и дочерей нашего Отечества и стремиться к тому, чтобы память об их великих делах и свершениях жила вечно.

За последние десятилетия мир необратимо изменился. Появились принципиально новые угрозы национальной безопасности. Поэтому необходимо понимать масштабы и характер этих изменений, чтобы адекватно ответить на новые цивилизационные вызовы ХХI века.

Вооруженным Силам Республики Беларусь принадлежит особая роль в патриотическом воспитании молодежи. Армейская служба закаляет людей духовно и физически, учит преодолевать тяготы и невзгоды, дорожить честью и достоинством, дружбой и товариществом.

Военно-патриотическое воспитание, особенно в армейской среде, направлено на формирование у молодежи любви к Родине, уважения к ее истории и национальным ценностям, верности долгу и боевым традициям.

Служба в Вооруженных Силах – это школа мужества и гражданской зрелости.

В год 60-летия Великой Победы советского народа над фашизмом военно-патриотическая работа в молодежных трудовых и воинских коллективах приобретает особую актуальность.

Патриотическое воспитание –

составная часть идеологической работы

Сегодня нет нужды доказывать, что успехи в социально-экономической сфере бытия зависят не только от материально-финансового состояния семьи и государства в целом, но и от выверенной идеологической государственной политики, основанной на ценностях патриотизма, любви к большой и малой Родине.

И большинство белорусских граждан это прекрасно понимают. Как видно из социологического опроса, проведенного ИСПИ в декабре 2004 г., большинство из 1 543 респондентов ответили, что для них принципиально важна любовь к тому месту, где прошло их детство (88,9% ответов). Да, так устроен человек, что даже вдали от Родины, в годину тяжких испытаний он вспоминает «синий платочек» любимой, родительский дом, мать у колыбели ребенка. Именно ради тепла родного очага он готов рисковать своей жизнью, защищая Отечество.

Любовь к Родине – общечеловеческая нравственная ценность. Она включает в себя не только чувственное состояние человека, но и его убеждения, взгляды, которые формируются социумом. На это нацелена вся система общественного и семейного воспитания. Воспитание – это процесс целенаправленного и систематического воздействия на личность с целью формирования у нее необходимых жизненно важных ориентиров, установок, стереотипов мышления и поведения. В этом процессе используются наиболее действенные пути и средства педагогического влияния на человека. Арсенал их неисчерпаем. Особое внимание следует обратить на традиции и обычаи, связанные с военно-патриотическим воспитанием. Человек прежде всего должен быть тружеником, созидателем, а если того потребуют обстоятельства, то и – воином, защитником малой (отчего дома) и большой (Беларуси) Родины.

Белорусы никогда ни на кого не нападали, но всегда и при всех невзгодах умели защищать родную землю от иноземцев. В силу этого в их ментальности (умонастроении) прочно удерживается преемственность традиций, обычаев, обрядов.

Традиции создавались веками, становились основой нравственности и образа жизни людей в конкретных исторических условиях. В наши дни прогрессивные традиции имеют исключительно важное значение. Это можно проследить на примере военно-патриотического воспитания подрастающих поколений. Если в семье ценят заслуги дедов и отцов в защите Отечества, заботятся о здоровье и благополучии старших, то это свидетельствует о здоровом морально-психологическом климате в быту.

Известно, что детям, подросткам, юношам и девушкам свойственно объединяться, группироваться вокруг близкой по интересам целевой установки. В этой ситуации на помощь должна прийти государственная система гражданского воспитания, которая с непреложностью предусматривает позитивную историческую преемственность посредством военно-патриотических традиций. Новейшая история Беларуси – яркое тому подтверждение.

Военно-патриотическое воспитание не может вестись кампанейски, от случая к случаю. Это – повседневная системная работа всех субъектов воспитания молодежи. Местные исполнительные и распорядительные органы власти должны принимать участие не только в осуществлении комплекса мер по материальному и финансовому обеспечению допризывной подготовки юношей, развитию материально-технической базы в музейной и краеведческой, клубной работе, военно-спортивных играх, но и мероприятий идеологического характера. Это личное участие руководителей всех рангов во встречах с учащейся, работающей и воинской молодежью; награждения ценными подарками, медалями и грамотами ветеранов войны и труда; уроки гражданственности, патриотизма и мужества; поддержка опыта обобщения исторического пути поколений, лучших традиций в регионе; изготовление вымпелов, буклетов , звездочек для прикрепления на домах ветеранов войны; издание тематических публицистических материалов, листовок, очерков; организация передвижных выставок, посвященных историческим событиям и прославленным людям; участие в телепередачах, шествиях ветеранов; возложение венков к обелискам и могилам; создание в отдельных школах, средних специальных учебных заведениях, воинских городках опорных центров и пунктов патриотического воспитания молодежи.

Важна и поддержка деятельности БРСМ, пионерских организаций, благотворительных объединений в этом направлении. Принцип: «Никто не забыт, ничто не забыто!» – должен осуществляться на деле. Порой ремонт крыши, заготовка дров, очистка колодца и другие практические бытовые вопросы, решаемые местной властью с помощью молодых людей, приносят значительно большие плоды воспитания, чем красивые слова.

В обязанность представителей идеологической вертикали входит как обеспечение потребности людей в государственной символике, так и разъяснение смыслового содержания гимна, флага, герба Беларуси, суть которого сводится к выражению менталитета белорусского народа: его миролюбия, трудолюбия, доброжелательности.

В патриотическом воспитании очень важны аналогии подвигов старших поколений с подвигами современников.

В Минске установлен памятник Сергею Ивановичу Грицевцу – легендарному летчику, уроженцу Новогрудского района Гродненской области , сыну крестьянина. В совершенстве овладев навыками летного мастерства, Сергей Грицевец отличился в 30-е годы прошлого века в небе Испании, затем в боях на Хасане и Халхин-Голе. Когда в районе последнего был сбит самолет майора Забалуева, отважный летчик неожиданно сделал посадку на территории противника. Прежде чем японские самураи поняли суть происходящего и открыли по нему огонь, Сергей на своем самолете вместе с другом взмыл под облака. Были и другие изумительные подвиги Грицевца, дважды удостоенного в 1939 году звания Героя Советского Союза. В годы Великой Отечественной войны эстафету у славного сына Беларуси переняли другие летчики, среди которых Иван Кожедуб и Александр Покрышкин, трижды удостоенные звания Героя Советского Союза.

Приверженцы здорового образа жизни имеют в своем распоряжении современнейшие спортивные комплексы.

На церемонии открытия уникального Республиканского горнолыжного центра европейского уровня «Силичи» А. Лукашенко отметил, что «это уже третий крупный спортивный объект на Логойщине… Строительство «Силичей» является примером реализации социальной политики государства. Развитие массовой физической культуры, спорта и туризма – важное направление эффективной воспитательной работы среди молодежи, фактор международного авторитета страны. Только благодаря здоровому образу жизни, активным занятиям физической культурой и спортом белорусы могут стать сильной и красивой нацией. Беларусь была и будет спортивной державой!».

Глава государства подчеркнул, что именно физическая культура и спорт способствуют развитию гармоничной личности, прежде всего детей. Привлечение подрастающего поколения к занятиям спортом, физической активности, пропаганда здорового образа жизни – приоритеты руководства государства. Самое главное, отметил Президент, чтобы к физической культуре и спорту приобщались дети. Полноценное питание, здоровый образ жизни и спорт – вот рецепт здоровья и красоты.

Культура.

Национальные традиции

и патриотическое воспитание

Национальная культура – важнейший компонент современной общественной жизни, стратегический духовный ресурс нации. Культурный уровень граждан в значительной степени определяет идеологическую, образовательную и духовно-нравственную ситуацию в гражданском обществе, магистральные направления развития государства.

Достижения национальной культуры возвышают людей, способствуют росту патриотического сознания, укрепляют имидж Республики Беларусь среди мирового сообщества.

Лучшие черты национального характера и быта – трудолюбие и терпимость, миролюбие и гуманизм, гостеприимство и уважение к другим народам – сформировались через многовековое культурное наследие белорусского этноса.

Сегодня, когда с экрана телевизора и из печатных СМИ практически вытеснены прежние герой-ученый, передовой механизатор, рабочий, доярка, колхозник, космонавт, офицер, воин-патриот, национальная культура призвана защитить нас от того, что олицетворяет собой передовой уровень рыночной «демократии»: насаждение правового нигилизма, вседозволенности, культ насилия и моральной дезадаптации, пропаганда девиантных форм сексуальности (по существу – морального уродства).

Хотим мы этого или нет, но обратиться к такой философской категории, как «патриотизм», нас заставляют реалии современной жизни.

Закон определяет правовые основы создания и деятельности религиозных организаций исходя из: права каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии; равенства религий перед законом; признания определяющей роли Православной церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа; духовной, культурной и исторической роли Католической церкви на территории Беларуси; неотделимости от общей истории народа Беларуси Евангелическо-лютеранской церкви, иудаизма и ислама; необходимости содействия достижению взаимного понимания , терпимости и уважения религиозных чувств граждан в вопросах свободы совести и вероисповедания.

В современной Беларуси, где конфессии переживают свой Ренессанс, христианские традиции призваны выполнять в обществе функции гармонизирующего и стабилизирующего фактора, способствующего сохранению сложившегося социального порядка.

Христианский идейный потенциал гуманистического подвижничества стимулирует не столько уход от мира во имя собственного спасения, сколько обращение к высшим примерам морального самоотвержения, служения Родине. История христианства явила обществу идеалы милосердия и преданности и в образах белорусских святых-мучеников, просветителей, деятелей церкви (в Белорусской Православной Церкви – например, преп. Евфросиния Полоцкая, Кирилл, епископ Туровский, святые виленские мученики и др.; в Белорусском Костеле – св. Казимир, св. Андрей Боболя и др.), на которые ориентируются белорусские христиане в своих отношениях к человеку и обществу.

Особую психологическую роль приобретает религия во время войны, когда необходимость самопожертвования во имя защиты родных и близких людей, своего Отечества сочетается со свойственным человеку страхом смерти.

Христианская традиция содержит ряд положений, мобилизующих воина на ратный подвиг во имя Родины. Это – преодоление страха смерти в бою верой в бессмертие души, в Божий промысел и в правое дело; понимание того, что сопротивление злу силой и оружием не является грехом всюду, где оно объективно необходимо, или где оно оказывается единственным, или наименее неправедным исходом. Защита Отечества для наших предков-христиан всегда считалась священным долгом. В связи с этим библейская заповедь «Не убий» трактовалась следующим образом: «Шестою заповедью Бог запрещает: отнимать у людей жизнь насилием или хитростью и всяким образом нарушать безопасность и спокойствие ближнего, и поэтому этой заповедью запрещаются также ссоры, гнев, ненависть, зависть, жестокость. Но против шестой заповеди не грешит тот, кто убивает неприятеля на войне, потому что войной мы защищаем Веру, Государя и Отечество наше. Справедливую войну сам Бог благословляет, поэтому и именуется Господом воинств. Военная служба есть прямое исполнение заповеди Господней: нет больше той любви, как «положить душу свою за други своя» (из «Краткого молитвенника для православных воинов». М., 1915) .

В основанной на христианских нормах патриотической традиции белорусов сложился тот потенциал, который помог нашему народу консолидироваться, выживать и побеждать врага в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Учитывая высочайшую мобилизующую роль религии, во время Великой Отечественной войны отношения Советского государства, избравшего атеизм в качестве государственной идеологии, к религиозным организациям значительно трансформировались. Были легализованы государственно-церковные отношения. В 1943–1944 гг. были созданы Совет по делам Русской православной церкви и Совет по делам религиозных культов, возобновил свою деятельность Московский Патриархат Русской Православной Церкви, начали выходить на свободу репрессированные ранее архиереи и начал издаваться журнал Московской Патриархии.

Сегодня можно утверждать, что в Республике Беларусь произошло полное восстановление исторически сложившейся конфессиональной структуры, где наибольшую часть по количеству верующих составляют православные христиане. Христианские традиции оказывают большое влияние на многие стороны жизни белорусского общества. Хотя это влияние проявляется сильнее всего в духовной сфере, общественном и семейном быту, оно заметно сказывается и на многих аспектах материальной культуры, традиционных хозяйственных занятиях, политической ориентации, оказывает существенное влияние на формирование патриотического сознания.

С созданием независимого государства Республики Беларусь оформилось принципиально новое конфессиональное образование, соответствующее статусу этого государства – Белорусская Православная Церковь. Активно идут и процессы становления Белорусского Костела. Происходит возрождение духовных традиций, в том числе и традиций военно-патриотических. Подтверждением этому является ряд договоров, заключенных белорусским государством с Белорусской Православной Церковью, в том числе договор между Министерством обороны Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью, направленный на военно-патриотическое и духовно-нравственное воспитание военнослужащих и социально-психологическую работу Церкви в армии.

По оценке современных православных авторов, политический смысл существования армии, основанной на христианских принципах, заключается в борьбе за правое дело, в предотвращении войн, в способности к самообороне, в утверждении прочного мира, в противодействии насилию. Армия призвана пресекать зло, эффективно сдерживать любых потенциальных агрессоров (внешних и внутренних), убедительно демонстрировать на практике действенность известного библейского изречения «Поднявший меч от меча и погибнет» и тем самым способствовать устойчивому развитию сильного и эффективного государства.

В белорусской армии, безусловно, служат представители не только православной конфессии. Так, на защитах рубежей нашей страны только в 2004 году десятки пограничников католического вероисповедания проявили лучшие христианские качества – доблесть, отвагу и мужество. Честно выполняют свои обязанности на службе Родине представители других конфессий. Белорусское государство проявляет открытость и готово к сотрудничеству в деле патриотического воспитания со всеми исторически распространенными в нашей стране конфессиями.

Взвешенная позиция государства, поиски компромиссов на пути создания гармоничного общества способствуют тому, что в настоящий период государственная идеология включает в себя и общехристианские ценности. В белорусской культуре заложены уникальные возможности для привлечения потенциала христианских конфессий к сотрудничеству в деле воспитания патриотизма. Прежде всего, это сложившийся на белорусских землях культ чудотворных икон, равно почитаемых как православными, так и католиками. Образы Божией Матери Жировичской, Белыничской, Виленской, Ченстоховской и других веками вдохновляли на подвиг поколения наших предков. Использование христианских ценностей важно сегодня не только для восприятия традиций предков, но и для духовной консолидации общества, укрепления патриотических чувств у подрастающих поколений.

Военно-патриотическое воспитание и БРСМ

Одними из основных направлений деятельности Белорусского республиканского союза молодежи являются пропаганда здорового образа жизни, воспитание у молодого поколения активной гражданской позиции, военно-патриотическое воспитание молодежи.

Территориальными организациями БРСМ активно реализуется программа «Олимп» по пропаганде здорового образа жизни, оздоровления и туризма молодежи, в рамках которой в июле 2004 года был организован первый республиканский фестиваль здорового образа жизни «Олимпия», собравший около 1000 человек и посвященный 60-летию освобождения Беларуси.

Под патронажем БРСМ создан 101 клуб патриотическо-спортивной и туристической направленности. Ведется работа по приобщению молодежи к белорусской культуре, национальным традициям.

В ознаменование 60-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне Белорусским республиканским союзом молодежи и Республиканским советом Белорусского общественного объединения ветеранов принят совместный план по подготовке, участию и проведению торжественных мероприятий.

Работники БРСМ принимают участие в работе Белорусского общественного объединения ветеранов, организуются совместные выступления в средствах массовой информации . Совместно с Министерством образования, Министерством обороны, Белорусским республиканским объединением ветеранов проведена встреча учащейся молодежи с ветеранами Великой Отечественной войны.

Определенная работа ведется по развитию молодежного, социально ориентированного туризма. В 2004 году организовывались поездки школьников по местам боевой славы (мемориальный комплекс «Брестская крепость – герой», мемориальные комплексы «Хатынь», «Курган Славы» и т. д.).

Белорусский республиканский союз молодежи реализует ряд проектов, направленных на героико-патриотическое, духовно-нравственное воспитание молодежи. Активисты организации проводят и принимают участие в мероприятиях Вахты памяти, благотворительных акциях «Молодежь – ветеранам», тематических встречах с ветеранами войны и труда, акции «Счастливой службы, солдат», походах по местам боевой славы, краеведческой работе, конкурсах и викторинах, военно-патриотической игре «Зарница», фестивалях патриотической песни.

БРСМ активно участвует в благоустройстве памятников, захоронений воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, благоустройстве, озеленении городов и сел под лозунгами «Память о павших храним мы в сердцах», «Поделись теплом души своей». Всего за организациями БРСМ закреплен 3 101 мемориал и памятник воинской славы.

Реализуется перспективный план двустороннего сотрудничества между Министерством обороны и ОО «БРСМ». На 5 января 2005 года в Вооруженных Силах Республики Беларусь создано 152 первичные организации, которые насчитывают 4 565 человек.

В рамках двусторонних планов сотрудничества разработан проект Положения о Вахтах памяти по увековечению защитников Отечества и жертв войн. По всей республике работники организационных структур ОО «БРСМ» участвуют в торжественных отправках призывников в ряды Вооруженных Сил Республики Беларусь.

Белорусский республиканский союз молодежи активно сотрудничает с Министерством внутренних дел, с которым разработан перспективный план двустороннего сотрудничества. На 5 января 2005 года в органах и подразделениях внутренних дел создано 236 первичных организаций, которые насчитывают 4 920 человек. Активной является работа с внутренними войсками МВД. На 5 января 2005 года во внутренних войсках МВД создано 48 первичных организаций, которые насчитывают 1 476 человек.

Белорусский республиканский союз молодежи издает информационно-методические вестники, сборники по вопросам спорта, оздоровления и туризма, патриотического воспитания молодежи. Деятельность Белорусского республиканского союза молодежи по организации и проведению спортивно-оздоровительных, туристических, патриотических мероприятий постоянно освещается средствами массовой информации.

Патриоты ли наши молодые? Что для молодых белорусов сегодня патриотизм? На эти и другие вопросы пытались найти ответы участники круглого стола в пресс-центре «АиФ».

Участники:

Александр МЕТЛА, воин-интернационалист, полковник запаса, директор благотворительного фонда "Память Афгана"

Алесь ПЛОТКО, пресс-секретарь кампании "Будзьма беларусамi!"

Андрей ШУБАДЕРОВ, начальник военного информационного агентства "Ваяр", специалист Министерства обороны в области создания и запуска перспективных инофрмационых проектов

Ольга ПАВЛОВСКАЯ, ведущий научный сотрудник Института философии Национальной академии наук Беларуси
  • «АиФ»: Что такое «патриотизм» с научной точки зрения? Трансформировалось ли это понятие по сравнению с 70-80-ми годами 20 века?

Ольга Павловская (О.П.): Патриотизм - одно из важнейших моральных качеств человека, в котором выражается сопричастность его к своей Родине, народу, государству, истории и культуре, проявляется его способность участвовать в совместных действиях на благо общества, готовность отстаивать и защищать общественные устои и национальные интересы.

Естественно, в зависимости от того, в какое время живет человек, какие его волнуют проблемы, понятие патриотизма наполняется различным содержанием. В советское время понятие «патриотизм» было достаточно устойчивым. Вся система образования и воспитания четко работала на формирование этого качества в человеке. Переходные условия конца XX – начала XXI вв. наложили свой отпечаток на формирование понятия патриотизма. Поэтому появились новые акценты в его содержании.

Сегодня это понятие наполняется более конкретным содержанием, связанным с личной жизнью человека, кругом его общения, со всем тем, что ему близко и дорого. Подтверждением этому могут быть результаты социологических исследований по проблеме ценностных ориентаций молодежи. В иерархии ценностных предпочтений самым высоким рейтингом обладают такие ценности, как семья и дети, здоровье, друзья, любовь. Ценности «жизненная мудрость», «самосовершенствование», «познание мира», «Родина», которые являются более абстрактными по своей сути, пока еще недостаточно актуализируются в сознании современных молодых людей. Однако то, что на первые позиции выводятся традиционные ценности семьи, любви, дружбы, необходимо положительно оценивать, т. к. они являются базовыми для формирования чувства патриотизма у современных молодых людей.

Следует подчеркнуть, что сегодня существует целый ряд проблем нравственно-воспитательного характера, на решение которых необходимо обратить внимание и направить усилия государственных и общественных структур, в том числе и на решение проблемы патриотического воспитания белорусской молодежи.

  • «АиФ»: Что для вас патриотизм?

Андрей Шубадеров (А.Ш.): Патриотизму научить невозможно. Он воспитывается в семье. Патриотизм – это подчинение своих частных интересов интересам Родины. А с другой стороны, надо понимать, что Родина – это все мы. Достижения и успехи страны – это наши общие достижения. Мне часто приходится общаться с молодежью. Нельзя сказать, что они не патриоты. Они просто другие. Им достаточно самосовершенствоваться и приносить пользу своей стране трудом, знаниями и т.д.

Александр Метла (А.М.): Понятие патриотизма тесно связано с военно-патриотическим воспитанием. Если мы об этом не говорим, оно забывается.

Часто приходится спорить с утверждениями, что военно-патриотическое воспитание - это якобы заслуга коммунистической системы. Тогда я всегда задаю вопрос: «Существовали ли в 1812 году профсоюзы, комсомол? Нет. Но ведь народ поднялся с вилами, граблями на защиту своей страны. Если ты любишь свою семью, дом, Родину, то ты невольно становишься участником важных событий. Если твоей семье угрожает опасность, ты обязан ее защитить. В этом и состоит патриотизм».

Сегодня у современной молодежи преобладают пацифические настроения. Но это не означает, что у них нет интереса к военным событиям прошлых лет. Наша главная задача - не критиковать, а, начиная с детского сада, работать над воспитанием чувства патриотизма у молодежи. В школе учителя должны не «вдалбливать», а напоминать ребятам о патриотизме. Нужно сделать так, чтобы у них появился интерес к этой теме.

Алесь Плотко (А.П.): Патриотизм – это не только любовь к Родине,но и любовь к своему народу. А люди у нас разные. Важно понимать, что мы все – это один народ. Но мы «уникальная» нация: белорусы не хотят быть активными. Согласно данным наших исследований, если спросить белоруса о его национальных особенностях, он отвечает, что мы «памяркоўны» народ. При этом на вопрос: «Какой вы человек?» каждый отвечал: «Я активный гражданин своей страны». Получается парадокс. Мы говорим, что нация - это что-то пассивное, а я сам - активный человек. У нас существует проблема оторванности человека от общества. Многим надо научиться любить свой народ. А это важная часть патриотизма.

  • «АиФ»: Не секрет, что у молодежи на первом месте стоит материальная составляющая. Соответственно, многие духовные ценности, в том числе и патриотизм, уходят на задний план…

А.П.: Это действительно так. Молодежь вынуждена жить в таких условиях. Это не их выбор. Такое время.

А.Ш.: Для чего молодежь стремится к материальному благополучию? Чтобы самосовершенствоваться. Молодой человек сможет построить дом, вырастить детей – будущих граждан нашей страны. Это тоже элемент патриотизма.

Кстати, впервые в концепции Национальной безопасности отмечена одна интересная вещь: в военной сфере одной из внутренних угроз является снижение чувства патриотизма. Сегодня не надо разделять патриотическое и военно-патриотическое воспитание. Получается, что армия воспитывает патриотов. А что делают остальные? Неважно кто ты: военный, журналист или шахтер. Если человек трудится на благо своей Родины, то он и есть патриот.

О.П.: По результатам многих социологических исследований, эти ценности достаточно высоко оцениваются молодыми людьми, но первые позиции, как я уже говорила, отдаются ценностям семьи, любви, дружбы, которые относятся к разряду духовных.

С точки зрения обеспечения национальной безопасности необходимо сказать, что в молодежной среде в настоящее время существуют гораздо более серьезные проблемы: распространение наркомании, злоупотребление алкогольными напитками, преступность среди несовершеннолетних, проституция, явно выраженное падение нравов и др. – они носят латентный характер и могут быть расценены как внутренняя угроза, способная расшатать общественные устои, дестабилизировать социально-политическую обстановку. Все это актуализирует проблемы активизации и повышения эффективности нравственно-воспитательной и культурно-просветительской работы среди молодежи.

Теоретическое осмысление этих проблем и выработка практических рекомендаций по их решению нашли отражение в подготовленной нашими учеными коллективной монографии «Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека» (Минск, «Белорусская наука», 2011 г., 451 с.). В этой работе особое внимание уделяется и проблеме воспитания гражданственности и патриотизма, которое должно стать ключевым направлением в системе идеологической работы в нашей республике.

  • «АиФ»: Минобороны активно применяет современные технологии в военно-патриотическом воспитании молодых людей. Есть ли у вас обратная связь с молодежью?

А.Ш.: Сегодня достучаться до ребят учебником по истории можно, только если бить им голове. Социальные сети, компьютерные игры – вот чем они живут. Мы нашли такой путь через компьютерные игры. Игры «Ил-2» Штурмовик», «Мир танков», «Багратион» требуют огромного количества прикладных знаний. Например, чтобы летать на самолете, необходимо знать его устройство, вооружение, характеристики, тактику действий и др. За то время, что мы занимаемся популяризацией компьютерных игр в интересах военно-патриотического воспитания допризывной подготовки молодежи, могу уверенно сказать: играя в такие игры, парень становится патриотом.

  • «АиФ»: Алесь, ваш ролик про историю стал очень популярным в Интернете. Помогает ли знание истории привить любовь к Родине?

А.П.: Молодые люди - это факт - очень мало читают. Они в Интернете, в социальных сетях, на форумах. Самое главное для тех, кто хочет говорить с молодёжью, - жить жизнью молодых людей, понять, как они думают. Когда создавался мультфильм «Будзьма беларусамі!», стояла задача сделать популярными Ефросинью Полоцкую, Витовта, Скорину, Бориса Кита и других людей, без которых Беларуси просто не было бы. Поэтому было решено воплотить идею целиком современными средствами - хип-хоп нарратив плюс анимация.

  • «АиФ»: Как молодежь сегодня относится к событиям Великой Отечественной войны? Понимает ли она, что сделали для нас всех ветераны?

О.П.: Великая Отечественная война все более отдаляется от нас по времени, но это нисколько не может умалить ее значения для существования белорусского народа, общества, государства. Память об этой войне, великой победе становится важнейшей духовной ценностью для наших людей. Лично для меня, хотя я отношусь к послевоенному поколению, эта война оставила неизгладимый след в моем сознании. Это и очень отчетливое детское ощущение опасности новой войны, и воспоминания многих участников военных событий, с которыми я лично встречалась, и школьный музей боевой и трудовой славы, в котором я проводила экскурсии, и партизанские землянки, окопы, оружие и другие атрибуты военной жизни. Как отголосок этой войны, до сих пор в моей памяти - гибель мальчика из параллельного класса, который нашел в лесу неразорвавшийся снаряд, принес его в школу и взорвался прямо на уроке.

Конечно, современное молодое поколение в силу объективных причин имеет весьма слабые, расплывчатые представления о прошедшей войне. Вспоминается один случай, свидетелем которого я была. Пару лет назад 8 мая после торжественного собрания во Дворце Республики в автобус №100 вошли ветераны. Молодой человек сидел у самого входа, слушал музыку в наушниках и никак не отреагировал на стоящих рядом пожилых людей. Пассажиры стали возмущаться, сделали ему замечания. Только после этого, с явной неохотой и пренебрежением, он уступил место. Но ветеран отказался садиться: задели его чувство гордости и собственного достоинства. Было стыдно за этого молодого человека. Казалось бы, отдельный случай, говорящий о плохом воспитании данного парня, но в то же время в его лице выражается и определенное отношение в молодежной среде к пожилым людям, старшему поколению. Сегодня все больше ощущается разрыв между поколениями. Этого не должно быть. Преемственность поколений – это одна из основных закономерностей духовно-нравственного развития личности, общества и государства.

А.Ш: За своих детей ответственны родители, которые не воспитали в нем эти качества. Если каждый День Победы ребенок вручал гвоздику ветерану, он запомнит это на всю жизнь.

А.П.: Моё представление о Второй мировой войне целиком построено на мнениях двух людей, чей авторитет для меня незыблем. Первый – это мой дед Фёдор, партизан. Он очень просто относился к войне. Он никогда не делал из этого идеологии и не верил пропаганде. Он никогда не смотрел фильмы о войне: говорил, что все, что там показано, - «брахня». Я этому человеку верю. Они так жили. Я уважаю этих людей. Второй человек – это солдат Василь Быков, который писал о войне всю свою жизнь. «Получив победу, мы не получили свободы», - добавить к этим словам о значении Второй мировой войны для белорусов мне нечего.

А.М.: Война очень многогранна. Нельзя судить о ней по одному фильму или сериалу. В ней участвовали миллионы, и у каждого - свое видение, своя история.

А.Ш.: Большинству людей, которые прошли войну, тяжело о ней вспоминать. Но делать идеологию из Великой Отечественной войны надо. Но только не навязывать, а правильно говорить о том, что надо сделать все, чтобы такая война больше не повторилась.

О.П.: Говоря о патриотическом воспитании современной молодежи, важно сочетать традиционные формы и средства и новые информационные технологии. Что касается военных компьютерных игр, то акцент в них все равно делается на слове «военные», а это, естественно, в сознании человека ассоциируется с проявлением жестокости, насилия, агрессии, гибелью людей. Замечу, что сегодня насилия и жестокости слишком много исходит с экрана телевизора. Привыкая к насилию в виртуальном мире, молодой человек невольно может его переносить и в мир реальный.

Мы сегодня живем в мирное время, поэтому в патриотическом воспитании необходимо серьезное внимание уделять тем формам и средствам воспитательного воздействия, которые позволяют молодым людям должным образом реализовать свои способности в учебе, профессии, творчестве, семейной жизни. И, конечно, всегда надо помнить о минувшей войне, о подвиге народа, о той огромной человеческой цене, которую пришлось заплатить за мир и спокойную жизнь. Война – это всегда страшно, несмотря на ее различные формы, в том числе и современные – информационная, психологическая, экономическая и др.

С древнейших времен, на протяжении столетий у белорусского, русского и украинского народов зарождались, сберегались и воспевались святые патриотические чувства защиты своего очага, родной земли, Отечества. Поэтому войны, которые получали название «Отечественных» имели под собой глубочайший смысл – единения всего народа, всех сфер общества, независимо от их классовой принадлежности и гражданской позиции в едином порыве как одно целое заслонить, защитить свою Родину от внешних врагов.

Сегодня в Республике Беларусь патриотизм правомерно отнесен к важнейшей духовно-нравственной ценности, которая формирует у широких слоев молодежи готовность к исполнению гражданского долга во всех сферах общественной и государственной деятельности. Поэтому одним из приоритетных направлений в работе с подрастающим поколением является именно патриотическое воспитание. В этой области огромный воспитательный потенциал имеют героические примеры прошлого, яркой страницей среди которых является Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков.
На белорусской земле около 8,5 тысяч памятных мест, братских могил, обелисков и памятников. Из них более 6,6 тысяч воинских захоронений, из которых почти 6 тысяч относятся к периоду Великой Отечественной войны. Под ними упокоились вечным сном сыны Отечества – воины, партизаны, подпольщики, мирные жители, расстрелянные и замученные германскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны. У подножья многих из них горит Вечный огонь, а благодарные люди возлагают цветы.
Великая Отечественная война – великая не только по названию, но и по своему характеру и содержанию. Таких войн, когда бы на поле брани сталкивались многомиллионные армии, когда бы на борьбу с захватчиками поднимался весь народ, когда патриотизм тех, кто бился с врагом на фронте и в тылу, достигал такого накала, перед которым меркло все, что было до этого, мировая военная история еще не знала.
Война вошла в каждый дом, в каждую семью. Она поглотила в своем пламени миллионы людей, принесла советскому народу колоссальные разрушения, страдания и горечь, которые и поныне остро и скорбно тревожат народную память. Но вместе с тем она оставила и глубокое чувство национальной гордости за свою Родину, за ее могущество и несокрушимость.
Великая Отечественная война – это особый период в истории. В ней решался вопрос всемирно-исторического значения. Речь шла о судьбе мировой цивилизации. К середине 1941 г. германский вермахт оккупировал Бельгию, Данию, Голландию, Грецию, Люксембург, Норвегию, Польшу, Францию, Чехословакию и Югославию. С нападением Германии на СССР изменился масштаб уже шедшей в Европе войны. Она действительно стала мировой, а ее основные события переместились на советско-германский фронт, который стал главной ареной вооруженной борьбы. Именно на него направлялись основные силы и средства противника, здесь проходил тот барьер, о который разбились захватчики, замыслившие покорить мир. В этом и состоит важнейшая заслуга советского народа и его армии, что они вместе остановили врага и преградили ему путь для дальнейшего распространения агрессии в другие страны и на другие континенты.
До нападения на СССР «непобедимая» германская армия не встречала на своем пути силы, способной противостоять ее захватническим устремлениям. Под ударами вермахта пали одна за другой несколько европейских стран, и казалось, в мире нет такой силы, способной остановить движение фашистских орд.
На советско-германском фронте уже в первый, наиболее трудный период войны потерпела крах доктрина «блицкрига» – молниеносной войны. Военные события 1941 г., особенно провал операции «Тайфун», главной целью которой было разбить войска Красной Армии на Московском направлении и овладеть Москвой, развеяли миф о непобедимости немецко-фашистского вермахта. Гитлеровские стратеги не рассчитывали на такой крутой поворот событий, не предполагали, что им придется отказаться от молниеносной войны на востоке и в ходе борьбы перестраиваться на затяжную войну. А факт этот имел решающее значение. Он привел к резкому изменению дальнейшего хода событий, оказал серьезное влияние на другие театры военных действий, способствовал подъему освободительной борьбы в странах Европы и укреплению антигитлеровской коалиции.
Советские Вооруженные Силы в грандиозных битвах под Сталинградом, на Курской Дуге, на Днепре и в Белоруссии добились коренного перелома не только в ходе Великой Отечественной, но и всей Второй мировой войны. Достижение коренного перелома в вооруженной борьбе – важное событие, потребовавшее исключительно больших усилий советского народа и его Вооруженных Сил, высокого военного искусства советского командования. Его важное значение, состоит и в том, что военные события стали быстро перемещаться на запад, и это укрепляло уверенность в неизбежности разгрома немецко-фашистских захватчиков, в полном освобождении советской территории от оккупантов.
Красная Армия не только освобождала территорию своего государства, но своей героической борьбой оказала помощь народам других стран Европы в избавлении от ненавистной оккупации. Вместе с патриотическими силами зарубежных государств она полностью или частично освободила территорию одиннадцати стран Центральной и Юго-Восточной Европы и двух стран Азии.
Сегодня, в наше время, когда мир также политически нестабилен как и 70 лет назад влиятельные круги на Западе стремятся фальсифицировать историю нашей Победы над фашизмом, чтобы скрыть прежде всего от молодого поколения ответственность международного сообщества за развязывание Второй мировой войны в 1939 г. Молодежь западных государств получает искаженное представление о военной истории, в том числе о Второй мировой войне и ее главном стержне – Великой Отечественной войне. Популярной на Западе является концепция решающих битв Второй мировой войны. Согласно которой ее исход решили 11 основных битв. Это сражение в Польше в 1939 г., битва за Британию, десант на острове Крит, Коррехиодор, Сталинград, Тараву, десанты в Сицилии и Нормандии, морское сражение в заливе Лейте, Арденны и Окинаву. Такие величайшие битвы как битва под Москвой, Курская битва, Белорусская наступательная операция Багратион, Берлинская операция и другие даже не упоминаются и не являются значительными.
Более того, часть западных историков (А.Тэрни, Л.Купер) сводя свои доводы к воспоминаниям немецких генералов (Г.Гудериана и Типпельскирха) считает, что источником победы советского народа в Великой Отечественной войне был не самопожертвенный патриотизм, а природно-климатические факторы – «страшные морозы» и «огромные пространства». Заметим только, что Красная Армия находилась в таких же климатических условиях, как и немецкий вермахт.
Западные, особенно американские историки, считают важным фактором победы над гитлеровской коалицией поставки товаров, продовольствия и вооружения по ленд-лизу СССР. «Без ленд-лиза Советский Союз не смог бы выдержать нашествия фашистов», – утверждает американский историк Г.Ингфильд. Сегодня достоверно известно, что поставки союзников СССР были минимальны по сравнению с их возможностями и составили всего 4% от советского промышленного производства. Кроме того, бытует мнение, что союзники делали поставки безвозмездно, под беспроцентный займ. Сделаем только оговорку – взамен на советское золото и сырье.
Всенародный подвиг советских граждан в годы Великой Отечественной войны и его решающий вклад в Победу над агрессорам бесспорен. Именно он – советский народ, вынес на своих плечах основную тяжесть испытаний и понес в этой страшной войне наибольшие жертвы. Это вынужден был признать и премьер-министр Великобритании У.Черчилль. 27 сентября 1944 г. в своем послании к И.Сталину он писал: «Я воспользуюсь случаем, чтобы повторить в Палате общин то, что я сказал раньше, что именно русская армия (Красная Армия) выпустила кишки из германской военной машины и в настоящий момент сдерживает на своем фронте несравненно большую часть сил противника». Эти слова английского премьера подтверждает и известный английский журналист А.Верт, в годы войны находившийся в СССР в качестве военного корреспондента. В 1964 г. он написал книгу «Россия в войне 1941–1945 гг.», в которой делает вывод, что «…именно русским (советским) народом, его мужеством и понесенными им жертвами была спасена жизнь миллионов американцев и англичан».
Многие зарубежные историки отмечают массовый героизм советских граждан в партизанском движении и подпольной борьбе, отвлекавшей значительные силы противника. Учитывая, что под контролем оккупационных властей оказалась территория Советского Союза, на которой в довоенное время проживало 45% населения СССР, промышленность производила 33%, а сельское хозяйство 54% валовой продукции. Тем не менее, размах партизанского движения и подполья в годы Второй мировой войны превосходил весь прежний опыт ведения партизанской войны.
Наша молодежь должна знать, что спасение мировой цивилизации происходило именно на линии советско-германского фронта. Здесь вермахт потерял свыше 70% личного состава, до 70% танков, орудий, самолетов и другой боевой техники и военных материалов. В результате ожесточенности сражений на советско-германском фронте за годы Великой Отечественной войны Красной Армией было уничтожено, расформировано и взято в плен 607 дивизий противника. Союзники по коалиции уничтожили и взяли в плен 176 вражеских дивизий.
В борьбе с германскими захватчиками принимали активное участие не только воинские соединения, но и труженики тыла. Они обеспечивали фронт всем необходимым: вооружением, военной техникой, боеприпасами, топливом, продовольствием и др. Несмотря на трудности, советские люди сумели создать мощную экономическую базу, которая обеспечила Победу. Труженики советского тыла чувствовали себя участниками великой битвы за независимость Отечества. Для большинства рабочих и служащих законом жизни стали призывы «Все для фронта, все для Победы над врагом!»
Важный вклад в Победу внесла советская культура. В 1941–1945 гг. тема мужества, патриотизма, борьба за свободу Родины заняла главное место в советской литературе, музыке, театре, кино, изобразительном искусстве.
Заметное место в духовной культуре военного времени занимала православная церковь. В час смертельной опасности она отбросила обиду на советскую власть и была вместе со своим народом. В послании митрополита Московского и Коломенского Сергия «К пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви» от 22 июня 1941 г. говорилось: «… фашиствующие разбойники напали на нашу Родину… Предки наши не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге пред Родиной и верой и выходили победителями… Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг…».
Церковь много сделала для укрепления морального состояния людей – воспитывая у них патриотизм на примерах героического прошлого России. Православные священнослужители воевали на фронтах Великой Отечественной войны, участвовали в партизанском и подпольном движении, отдавая свои жизни ради общей Победы.
Общенациональная идея – спасения Родины – объединила всех. На ее оборону поднялись не только миллионы рабочих, которые считали советскую власть своей, но и те, кто был ею когда-то обижен, у кого она все отобрала – белоэмигранты, бывшие помещики, кулаки, священнослужители и др. Большая их часть считала своим долгом во время смертельной опасности быть не на стороне гитлеровской Германии, а вместе со своим народом.
Героизм и самопожертвование советских солдат и офицеров на фронтах, беспримерное мужество партизан и подпольщиков, сражавшихся на территории захваченной врагом, необъятная любовь к своей Родине тех, кто ковал Победу в тылу, предопределил судьбу агрессора.
Более 450 раз (в том числе 16 уроженцев Беларуси) в годы Великой Отечественной войны был повторен подвиг девятнадцатилетнего русского парня Александра Матвеевича Матросова, который в бою за д.Чернушки Псковской области закрыл своим телом амбразуру вражеского пулеметного дзота, препятствовавшего продвижению подразделения.
Свыше 470 раз был повторен подвиг летчика Николая Францевича Гастелло, направившего свой подбитый самолет в скопление машин и танков противника.
Бессмертными останутся в народной памяти подвиги белорусских Сусаниных – Тихона Барана, Михаила Пасманова, Стефана Петкуна, Иосифа Филидовича, братьев Ивана и Михаила Цубов и многих других.
Золотыми буквами в историю вписаны имена героев Брестской крепости и Севастополя, защитников Москвы, Ленинграда и Сталинграда, героев-панфиловцев и героев-десантников. 174 воина Красной Армии за беспримерные подвиги навечно зачислены в списки своих частей.
В нашей стране многое делается для изучения и популяризации героических подвигов, увековечивания священной памяти бесстрашных защитников Родины. Книги, мемуары, воспоминания участников Великой Отечественной войны, кинокартины, пьесы, телевизионные передачи, произведения искусства, благотворительные акции – все это дает возможность миллионам людей, в том числе и молодежи, соприкоснуться с подлинной историей прошлого.
Напомним, что на фронтах Великой Отечественной войны сражалось более 1,3 млн. белорусов и уроженцев Беларуси, из них 446 удостоены звания Героя Советского Союза. Четверо из них – летчик Павел Яковлевич Головачев, танкисты Иосиф Ираклиевич Гусаковский, Степан Федорович Шутов и Иван Игнатьевич Якубовский – удостоены этого звания дважды, 67 – стали кавалерами ордена Славы трех степеней. Около 400 тыс. воинов-белорусов награждены боевыми орденами и
медалями.
Непомерную цену заплатили народы Советского Союза за Победу над агрессором. До сегодняшнего дня цифры погибших граждан СССР в годы Великой Отечественной войны меняются. В 50-х гг. приводилась цифра 7 млн. человек, в 60-х гг. была названа цифра 20 млн., в конце 80-х гг. сказано – более 27 млн. Но никто и, никогда не считал, сколько не родилось в те страшные годы великих писателей и поэтов, гениальных конструкторов и инженеров, талантливых врачей и учителей, а также просто любящих и любимых отцов и матерей, братьев и сестер, сыновей и дочерей.
Материальный ущерб Советского Союза также трудно поддается подсчету. Общие военные расходы СССР и потери от разрушений и оккупации советских территорий оцениваются суммой около 2600 млрд. рублей в ценах того времени. Гитлеровцы разрушили 1710 советских городов и поселков городского типа и более 70 тыс. сел и деревень, 32 тыс. промышленных предприятий, 98 тыс. колхозов, 1876 совхозов, подорвали 65 тыс. км. железных дорог и т.д.
Огромные жертвы понесла и Беларусь, убитыми и покалеченными свыше 4 млн. человек, уничтожено 209 городов, 9200 деревень – из них 628 сел сожжены вместе со своими жителями, разрушено более 8 тыс. школ, 10 тыс. промышленных предприятий и т.д. Захватчики нанесли материальный урон Беларуси на невероятную сумму в 75 млрд. рублей, что равняется 35 государственным бюджетам БССР на 1941 г.
Несмотря на такие страшные людские и материальные потери, всенародного горя советский народ не только выстоял, он заново отстроил, поднял из руин свою страну, в чем еще раз проявился патриотизм советского народа. Народа – победителя! Народа – созидателя! (выделено мной М.Ж.).
Безусловно, главным источником Победы в Великой Отечественной войне был, несомненно, самопожертвенный патриотизм советского народа, трудовой и боевой героизм масс. Советские люди считали эту войну справедливой, отечественной, священной (выделено мной М.Ж.). Даже министр пропаганды Германии Й.Геббельс признавал у себя в дневнике тот факт, что «… Сталину удалось сделать войну священным патриотическим делом».
Победа советского народа в Великой Отечественной войне предопределила весь ход дальнейшего мирового развития. Победа Советского Союза над нацистской Германией и ее союзниками стала тем рубежом, от которого начался отсчет нового периода в истории нашей планеты. И чем дальше мы отдаляемся от этого события, тем глубже и масштабнее осознаем величие подвига, совершенного в годы войны советским народом. Время не властно ни ослабить, ни приуменьшить исторической значимости ратного и трудового подвига, проявленного советскими людьми во имя свободы и Независимости своего Отечества и мы, ныне живущие должны чтить и помнить память тех, кто добывал для нас эту
Великую Победу.

На современном этапе развития Республики Беларусь патриотизм приобрел особую значимость и приоритетность. Патриотизм является еще одним важнейшим компонентом способным объединить общество, способствовать его социально-экономическому и политическому развитию. Спецификой патриотического поведения является понимание важности своих ежедневных поступков для всех граждан государства. Патриотизм может проявляться как в защите независимости своего Отечества с оружием в руках, так и в ответственном исполнении своих непосредственных обязанностей на рабочем месте, как в совершении глобальных научных открытий, так и в стремлении граждан сохранить благоустроенность в месте своего проживания.

При изучении мировоззренческой основы идеологии белорусской государственности необходимо отметить следующее:

· наше общество, вне всяких сомнений, нуждается в консолидирующей системе идей, сплачивающих различные слои населения, определяющих их ценностные ориентации, моральные нормы, определенный образ жизни, их социальную активность;

· белорусская культура, сформировалась как культура синтетическая, которая легко ассимилировала в себе влияния других культур. Следовательно, это культура динамичная и мобильная в своих содержательных аспектах. Белорусская культура занимает важное место в общеславянских духовных ценностях. У белорусов присутствуют необходимые для сохранения современной цивилизации фундаментальные черты – толерантность, гибкость, открытость, отзывчивость, доброта. Приоритетной задачей для Беларуси должно стать возрождение национальной культуры.

· в процессе укрепления белорусской государственности национальная идея, выступающая в роли консолидирующего и стабилизирующего основания общества, становится обязательной частью личных переживаний современных людей. Национальная идея, как объединяющая идея, должна включать в себя такие важнейшие компоненты, которые затрагивали бы не только приоритетные ценности белорусского государства, но и жизненные ценности каждого гражданина.

· становление национальных мировоззренческих приоритетов не противоречит идее глобализации жизненного мира и современной истории. В данной ситуации следует говорить об осмыслении диалектики локального социально-культурного своеобразия и всемирного единства, а не об обосновании некоего «особого пути», отделяющего славянский мир от остального.

· построение гражданского общества в Республике Беларусь, высшего уровня развития демократических прав и свобод личности, предполагает соблюдение прав человека.

· для Беларуси характерно усиление роли и влияния религии в обществе. Следует отметить, что христианство оказало значительное благотворное влияние на становление и развитие белорусской нации.

· важную роль в процессе объединения общества играет чувство патриотизма. Патриотизм является еще одним важнейшим компонентом способным объединить белорусское общество, способствовать его социально-экономическому и политическому развитию.

Мировоззренческая основа идеологии белорусской государственности, один из важнейших факторов способствующих становлению национальной идеи, опираясь на такие важнейшие ценности белорусского общества как национально-государственное самосознание, соблюдение прав человека, вера и патриотизм будет оказывать значительное влияние на процессы гражданского единения общества, его сплочение.

Литература:

  1. Абдзіраловіч І.. Адвечным шляхам: Дасьледзіны беларускага сьветагляду. Мн. 1993.
  2. Багдановіч М. Белорусское возрождение // Поўны збор твораў: У 3 т. Мн. 2001. Т.2. Мастацкая проза, пераклады, літаратурныя артыкулы, рэцензіі і нататкі, чарнавыя накіды.
  3. Бенедикт Андерсон Воображаемые сообщества, размышления об истоках и распространении национализма. Пер. с англ. В.Г. Николаева. М. 2001.
  4. Большой толковый социологический словарь. В 2-х томах. Д. Джери. М. 2001.
  5. Бугрова И.И. Идентичность Беларуси: из опыта «понимающей» политологии // VECTOR. №3. 1997.
  6. Введение в политологию. словарь-справочник под ред. проф. В.П. Пугачева. М. 1996.
  7. Величко В.П. Нужна ли обществу идеология? // Бел. думка. 1996. №5.
  8. Герасина А.П. Беларусь между Востоком и Западом: исторические особенности дискурса культурно-национальной идентификации// Материалы научно-практической конференции РИВШ БГУ. Мн. 2002.
  9. Диакон А. Кураев. «Секуляризация и духовность – восточный взгляд»// Примирение в Европе – миссия Церквей в Украине, Беларуси, Польше и Германии. Мн. 2000.

19. Земляков Л. Е. Религиозная политика как фактор стабилизации белорусского общества// История: проблемы преподавания. 1998. №2.

  1. Земляков Л.Е. Религиозные процессы в Республике Беларусь. Проблемы государственно-правового регулирования. Мн. 2001.
  2. Земляков Л.Е. Религиозный аспект идеологии белорусского государства. Мн. 2003.
  3. Идеология белорусской государственности: проблемы теории и практики. Мн. ИСПИ 1998. 132с.
  4. Конституция Республики Беларусь 1994г. (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. Мн. 1998.
  5. Майхрович А.С. Становление нравственности сознания. Из истории духовной культуры Беларуси. Мн. 1997.
  6. Майхровіч А.С. Нацыянальныя духоўныя традыцыі і беларуская ідэя // Гуманітарныя і сацыяльныя навукі на зыходзе 20 стагодзя. Мн. 1998.
  7. Мельник В.А. Государственная идеология. Понятие, элементы, функции. Тесей. 2002.
  8. Министерство образования Республики Беларусь, Министерство обороны Республики Беларусь. «Патриотическое воспитание как составная часть государственной идеологии Республики Беларусь». Материалы республиканской научно-практической конференции. Мн. 2003.
  9. Модель устойчивого развития Республики Беларусь. Идеология. Мн. Технопринт. 1999. 143с.
  10. Новейший философский словарь. Мн. 1998
  11. Осипов А.И. Духовность. Традиция. Патриотизм. Мн. 2001. 99с.
  12. Права человека. учебное пособие. Под ред. проф. А.Д. Гусева. Мн. 2002.
  13. Соловьев В.С. Сочинения в 2 т. Т.1. М. 1989.
  14. Слука О.Г. Нацыянальная ідэя. Сістэмны аналіз праблемы. Мн. “Белы вецер”. 2001.
  15. Социологическая энциклопедия. под ред. А.Н. Данилова. Мн. 2003.
  16. Яковлев А. И. Государственная идеология. ГУП «Облиздат» 2001. 315с.
  17. Яскевич Я.С. Мировоззренческие основы идеологии белорусского государства. Мн.2003.

1 О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию. – с. 21

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?