Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Материалы для уроков по творчеству Шекспира методическая разработка по литературе (9 класс) на тему. Шекспир В

Презентация на тему: К первому уроку по теме: Пьеса Шекспира «Гамлет»















1 из 14

Презентация на тему: К первому уроку по теме: Пьеса Шекспира «Гамлет»

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Генри Ризли, граф Саутгемптон. Что точно (то есть зафиксировано на официальных бумагах) мы знаем о Шекспире? Почему, на ваш взгляд, эти сведения послужили для возникновения сомнений в том, что Шекспир мог написать такие пьесы, как «Гамлет», «Ромео и Джульетта»?

№ слайда 4

Описание слайда:

Родился в ______ в___________на реке_______. Отец_________________________. 1590 год - ______________________. 1598 год ___________________________. Периоды творчества: 1.____________ («_____________») 2. ___________ («_____________») 3. ___________ («_____________») 1612 года - ____________________. Личность Шекспира: ______________ ______________ Умер в ___________ Биография Шекспира

№ слайда 5

Описание слайда:

Проверка домашнего задания. Вариант 1. 1. Принцем какого королевства был Гамлет? А) Англии Б) Дании В) Франции Г) Шотландии 2.Как Гамлет решил добиться от Клавдия признания в совершении убийства? 1.Сказал ему об этом прямо. 3.Предъявил улики. 2.Нанял бродячих артистов. 4.Нашел свидетеля. 3. От кого Гамлет узнает о предательстве Клавдия? 1.От Офелии. 3.От Гертруды. 2.От Полония. 4.От призрака. 4. Как, согласно молве, умер отец Гамлета? А) выпил отравленное вино Б) от ран, полученных на войне В) от раны, полученной отравленным клинком на дуэли Г) в саду во время сна ужален был змеей 5. Кто подслушивал разговор королевы-матери и Гамлета? А) Клавдий Б) Лаэрт В) Фортинбрас Г) Полоний

№ слайда 6

Описание слайда:

1. С кем сражался Гамлет на дуэли? А) Розенкранц Б) Гильденстерн В) Вольтиманд Г) Лаэрт 2. Для чего Гамлет притворялся сумасшедшим? 1.Чтобы выяснить правду. 3.Преследуя свои личные цели. 2.Чтобы его не высылали из замка. 4.Хочет привлечь внимание матери. 3. Кто такой Горацио? 1.Друг Гамлета. 3.Племянник короля. 2.Брат Гамлета. 4.Придворный. 4. Гамлет говорит Призраку: «Чего ты хочешь, блаженный образ»? – а королева Гертруда думает, что ее сын безумный. Почему она не видит Призрака? А) по преданию, женщины не видят призраков Б) по преданию, призрак показывается только тем, кому хочет показаться В) по преданию, призрак видим только невиновным 5. В чем суть трагедии «ГАМЛЕТ»? 1.Показать характер главного героя. 2.Отношения в королевской семье. 3.Показать трагизм любви Гамлета и Офелии. 4.Предательство Полония. Проверка домашнего задания. Вариант 2.

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

1 группа – анализ тезауруса (словаря) Гамлета. Составьте таблицу употребительности стилей. Слова какой группы преобладают в тезаурусе Гамлета? Можно ли назвать Гамлета сумасшедшим? Зачем Гамлет всех вокруг заставляет думать о том, что он сошел с ума? Стиль Книжный Разговорный Примеры

№ слайда 10

Описание слайда:

№ слайда 11

Описание слайда:

№ слайда 12

Описание слайда:

4 группа – сравнительный анализ подстрочника и текста Лозинского. Есть ли смысловые различия между дословным переводом и переводом Лозинского, с которым вы познакомились в учебнике? Чем они обусловлены? Возникло ли желание продолжить исследование? Возможно было бы провести сравнительный анализ разных переводов (например, Лозинского и Пастернака) Оригинал Дословный перевод монолога, сделанный крупнейшим российским шекспироведом М. Морозовым, выглядит следующим образом: М. Лозинский: Сравним тексты наиболее известного (программного для тезауруса) монолога Гамлета. Вначале текст оригинала: To be, or not to be: that is the question: Whether "tis nobler in the mind to suffer The slings and arrows of outrageous fortune, Or to take arms against a sea of troubles, And by opposing end them? To die: to sleep; No more; and by a sleep to say we end The heart-ache and the thousand natural shocks That flesh is heir to, "tis a consummation Devoutly to be wish"d. To die, to sleep; To sleep: perchance to dream: ay, there"s the rub; For in that sleep of death what dreams may come When we have shuffled off this mortal coil, Must give us pause: there"s the respect That makes calamity of so long life; For who would bear the whips and scorns of time, The oppressor"s wrong, the proud man"s contumely, The pangs of despised love, the law"s delay, The insolence of office and the spurns That patient merit of the unworthy takes, When he himself might his quietus make With a bare bodkin? who would fardels bear, To grunt and sweat under a weary life, But that the dread of something after death, The undiscover"d country from whose bourn No traveller returns, puzzles the will And makes us rather bear those ills we have Than fly to others that we know not of? Thus conscience does make cowards of us all; And thus the native hue of resolution Is sicklied o"er with the pale cast of thought, And enterprises of great pith and moment With this regard their currents turn awry, And lose the name of action. -Soft you now! The fair Ophelia! Nymph, in thy orisons Be all my sins remember"d. «Быть или не быть, вот в чем вопрос. Благороднее ли молча терпеть пращи и стрелы яростной судьбы, или поднять оружие против моря бедствий и в борьбе покончить с ними? Умереть - уснуть - не более того. И подумать только, что этим сном закончится боль сердца и тысяча жизненных ударов, являющихся уделом плоти, - ведь это конец, которого можно от всей души пожелать! Умереть. Уснуть. Уснуть, может быть, видеть сны; да, вот в чем препятствие. Ибо в этом смертном сне какие нам могут присниться сны, когда мы сбросим мертвый узел суеты земной? Мысль об этом заставляет нас остановиться. Вот причина, которая вынуждает нас переносить бедствия столь долгой жизни, несправедливости угнетателя, презрение гордеца, боль отвергнутой любви, проволочку в судах, наглость чиновников и удары, которые терпеливое достоинство получает от недостойных, если бы можно было самому произвести расчет простым кинжалом? Кто бы стал тащить на себе бремя, кряхтя и потея под тяжестью изнурительной жизни, если бы не страх чего-то после смерти - неоткрытая страна, из пределов которой не возвращается ни один путешественник, не смущал бы нашу волю и не заставлял бы скорее соглашаться переносить те бедствия, которые мы испытываем, чем спешить к другим, о которых мы ничего не знаем? Так сознание делает нас всех трусами; и так врожденный цвет решимости покрывается болезненно-бледным оттенком мысли, и предприятия большого размаха и значительности в силу этого поворачивают в сторону свое течение и теряют имя действия. Но тише! Прекрасная Офелия! Нимфа, в твоих молитвах да будут помянуты все мои грехи!». Быть или не быть, - таков вопрос; Что благородней духом - покоряться Пращам и стрелам яростной судьбы Иль,ополчасьна море смут, сразить их Противоборством? Умереть, уснуть, - И только; и сказать, что сном кончаешь Тоску и тысячу природных мук, Наследье плоти, - как такой развязки Не жаждать? Умереть, уснуть. - Уснуть! И видеть сны, быть может? Вот в чем трудность; Какие сны приснятся в смертном сне, Когда мы сбросим этот бренный шум, Вот что сбивает нас; вот где причина Того, что бедствия так долговечны; Кто снес бы плети и глумленье века, Гнет сильного, насмешку гордеца, Боль презренной любви, судей неправду, Заносчивость властей и оскорбленья, Чинимые безропотной заслуге, Когда б он сам мог дать себе расчет Простым кинжалом? Кто бы плелся с ношей, Чтоб охать и потеть под нудной жизнью, Когда бы страх чего-то после смерти, - Безвестный край, откуда нет возврата Земным скитальцам, - волю не смущал, Внушая нам терпеть невзгоды наши И не спешить к другим, от нас сокрытым? Так трусами нас делает раздумье, И так решимости природный цвет Хиреет под налетом мысли бледным, И начинанья, взнесшиеся мощно, Сворачивая в сторону свой ход, Теряют имя действия. Но тише! Офелия? - В твоих молитвах, нимфа, Да вспомнятся мои грехи.

Конспект (проект) занятия по литературе в 8б ЛШ№5

Тема занятия: Горечь осмысления. (У.Шекспир "Гамлет»)

Цели занятия: прочтение фрагмента пьесы Шекспира «Гамлет». Решение проблемы выбора между добром и злом. Место Гамлета в современном мире, сопоставление разных видов искусств.

Задачи занятия:

    помочь школьникам почувствовать трагизм судьбы Гамлета, сложность поиска смысла жизни;

    способствовать развитию навыков дискуссии;

    развивать связную монологическую речь;

    развивать навыки сопоставления разных видов искусства через просмотр отрывка из фильма “Гамлет”;

    способствовать воспитанию умений работать в группе, паре и индивидуально.

Место проведения занятия: ЛШ№5, аудитория 333

Продолжительность занятия: 40 минут

Материально-техническое обеспечение занятия: мультимедийная аппаратура; видеофрагменты фильма «Гамлет» ; отрывок монолога Гамлета в исполнении Смоктуновского и Высоцкого; презентация к уроку.

Методическое и дидактическое обеспечение занятия:

Тип занятия: комбинированный урок

1. Организационный момент

Основные элементы

постановка цели, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе урока (что должно быть сделано обучающимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной);

организация планирования деятельности по достижению целей;

описание методов организации работы обучающихся на начальном этапе урока, настроя их на учебную деятельность, направленную на освоение содержания профессионального модуля, учебной дисциплины и темы урока (с учётом реальных особенностей группы, с которым работает педагог)

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Примечание

Разыгрывают диалог Оптимиста и Пессимиста (учебник, стр. 144)

После диалога – вопросы:

Есть ли, с вашей точки зрения, в жизни какой-либо смысл, и можно ли его постичь? В чем, по-вашему, состоит смысл жизни? Выскажите свои суждения.

Как вы думаете, какими качествами обладает тот человек, который склонен размышлять о смысле жизни? Подобные размышления свойственны молодости, зрелости или старости? Поделитесь своими мыслями.

Учащиеся сразу разделены на две группы.

Предварительная домашняя работа : написать отзыв о трагедии В. Шекспира “Гамлет” (“Мой Гамлет”, “Близки ли нам проблемы Гамлета сейчас?”).

Работа с тезаурусом:

Трагедия

Конфликт

Вечные образы

Учитель: Есть в нашей жизни книги, которые нельзя отнести к определенной эпохе, прикрепить к какому-либо столетию. Они живут во все времена, каждый раз открываясь по-новому. Поверьте, каждый раз, когда перечитываешь произведение, охватывает ощущение: вот сейчас-то и откроется тайна, истина, скрытая в строчках, но нет – чудо остается заманчивым, притягивающим, но непостижимым до конца. Такие книги называют вечными. В их ряду по праву стоит и трагедия “Гамлет” Вильяма Шекспира..

Эпиграф:

Гамлет!.. Понимаете ли вы значение этого слова? –
оно велико и глубоко: это жизнь человеческая;
это человек, это вы, это я, это каждый из нас...
В.Г. Белинский

2. Опрос обучающихся по заданному на дом материалу

Основные элементы

определение целей и задач, которые должны быть достигнуты на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);

описание методов организации совместной деятельности учащихся с учётом особенностей класса, с которым работает педагог;

описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Примечание

Подготовленные сообщения

Сообщение 1 ученика: Обращаясь к судьбе Шекспира, мы сталкиваемся со многими противоречиями, загадками, тайнами. О Шекспире известно, что он родился в маленьком городке Страдфорд-на-Эйвоне, там же впервые познакомился с драматическим искусством – смотрел спектакли, которые давали приезжие актёры. В 1585 году, проделав пятидневный путь из родного города, он добрался до Лондона. Шекспир стал играть в театре, который впоследствии получил название “Глобус”. Уже через семь лет Шекспир заявил о себе как первейший драматург и поэт. Как такое могло случиться с полуобразованным сыном разорившегося перчаточника, окончившего начальную школу провинциального городка?

Сущность гения удивительна: даты жизни английского поэта и драматурга Вильяма Шекспира возвращают нас в далекое прошлое, однако строки его произведений созвучны современности. Послушаем сообщения о жизни драматурга.

Демонстрация презентации

Сообщение 2 ученика: Долгое время считали Шекспира “выскочкой”, которому шедевры удаются благодаря какому-то внутреннему наитию. В 1857 году американка Делия Бэкон опубликовала книгу “Раскрытие философии пьес Шекспира”. Она усомнилась в том, что полуобразованный человек мог создать произведения, требующие не только ума, таланта, но и обширных историко-культурных познаний.Так родился шекспировский вопрос: был ли Шекспир Шекспиром, то есть автором тех несравненных литературных произведений, которые вышли в свет под его именем? Делия Бэкон приписала их современнику Шекспира, своему однофамильцу Фрэнсису Бэкону. Впоследствии в разное время авторство творений Шекспира приписывали графу Дерби, графу Оксфорду и даже королеве Елизавете. Интерес к этой теме понятен: всё, что связано с великими именами, имеет притягательную силу, тем более что в данном случае мы достоверно почти ничего не знаем.

Презентация

Сообщение 3 ученика: Справедливо писал в конце XVIII в. один английский автор: “Всё, что мы знаем о Шекспире, - это то, что он родился, женился, родил детей, уехал в Лондон, стал там актёром, написал пьесы и поэмы, вернулся в Страдфорд, оставил завещание и умер”. Жизнь Шекспира обросла слухами, как это случается со всеми знаменитостями. Однако то, что мы знаем о нём по немногим документам (не сохранилось ни одной строки, написанной его рукой), мало увязывается с гениальной фигурой, которая предстаёт перед нами со страниц его сочинений. Но для эпохи Возрождения весьма типично появление гениальных самоучек. Хотя Шекспир не обладал ученостью и в пьесах его порой встречаются исторические, географические ошибки, каких не сделал бы Бэкон, нас поражают размах его мысли, широта кругозора, обилие моральных проблем, нашедших отражение в его творчестве.

С помощью гениального перевода Пастернака попытаемся понять, почему «Гамлет» - пьеса на все времена.

3. Изучение нового учебного материала

Основные элементы

организацию постановки обучающимися конкретной учебной цели на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Примечание

1. Два задания, которые все участники (в т.ч. гости) выполняют письменно. На листках бумаги
1) перечисляют действующих лиц пьесы,
2) вспоминают и записывают 2-3 строчки (любые!), которые «застряли в голове» после прочтения «Гамлета».

Устно (фронтально) отвечают на вопросы викторины.

Давайте проверим, насколько внимательно вы прочитали произведение.

Мини-викторина «Знаете ли вы текст?»

Литературная «событийная» блиц-викторина:
- Где происходят события пьесы? (В Эльсиноре);
- Любимая девушка Гамлета? (Офелия);
- Как звали ее отца и брата? (Полоний, Лаэрт);

- Как зовут мать Гамлета? (Гертруда);
- Кем был Гамлет по национальности? (датчанин);

Что Гамлет назвал тюрьмой? (Данию);
- Назовите имя дяди Гамлета (Клавдий);
- Лучший друг Гамлета (Горацио);
- Как звали отца Гамлета? (Гамлет);
- Назовите друзей Гамлета со школьных лет (Розенкранц, Гильденстерн);
- Кого пожалел Гамлет, назвав «бедным»? (Йорик);

Почему призрак не ответил на вопросы Горацио? (пропел петух);
- Где учился Гамлет? (в Виттенбергском университете);
- Зачем Клавдий пригласил в замок друзей Гамлета – Розенкранца и Гильденстерна? (узнать, почему тот стал «неузнаваемым», допытаться «какая тайна мучает его»);

Существует множество разнополярных мнений о Гамлете, как если бы он был живым человеком.
Например, Гете писал: «… прекрасное, чистое благородное, высоконравственное существо».

Тургенев: «…эгоист, скептик, вечно возится и носится с самим собою…».

Вы, дорогие 8-классники, тоже имеете свое мнение. Послушаем ваши отзывы, написанные дома.

Поскольку тема урока сложная, философская, то достигаются цели урока путем последовательно усложняющихся коллективных и индивидуальных форм анализа произведения

Читают отзывы о прочитанной трагедии В. Шекспира “Гамлет”.

Комментарий (учителя, учащихся, гостей)

4. Закрепление учебного материала

Основные элементы

постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учётом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог;

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Примечание

Отвечают на вопросы

Как вам кажется, Гамлет – человек слабохарактерный или мужественный борец? Какие вопросы у вас возникли при прочтении шекспировской драмы?

Просмотр видеофрагментов.

Работа творческих групп

Чтение фрагмента монолога учащимися на английском языке, сравнение английского и русского вариантов (перевод Б.Пастернака), просмотр видеофрагмента в исполнении

И. Смоктуновского и В. Высоцкого

1 группа Гамлет Смоктуновского

2 группа Гамлет Высоцкого

(Идет комментированное чтение монолога).

В чем смысл известного монолога Гамлета «Быть или не быть»?

Анализ монолога “Быть или не быть…” (“Be or not to be…”) по группам

Итак, как вы поняли монолог? О чем он?

Сопоставьте и сделайте вывод о том, как решается главный риторический вопрос разными исполнителями.

Чтобы ответить на этот сложный вопрос, мы обратимся к самому тесту. Ведь все свои рассуждения и размышления мы делаем, опираясь исключительно на художественный текст.

Пред вами раздаточный материал. Проследим логику раздумий героя.

Учащиеся размышляют над поставленными вопросами

Как вам кажется, конфликт Гамлета заключается в вопросе: мстить или не мстить за отца или в вопросе: бороться или не бороться со злом?.

Что, по-вашему, останавливает Гамлета? Почему он медлит?

Если ты начинаешь бороться со злом, то и сам совершаешь зло, оправдывает ли цель средства?

Трагедия Гамлета заключается в том, что он понимает, что бессилен что-либо изменить, так как его действия будут только приумножать зло в этом мире, а не бороться искоренять его

Век расшатался – и скверней всего,
Что я рождён восстановить его!
Эта задача непосильна для человека.

Ответы учащихся.

Внутренняя драма Гамлета.

Появилось понятие “Гамлетизм” – преступная медлительность и бездействие. Имя его стало нарицательным для человека всегда во всем сомневающегося, неспособного быстро действовать. “Гамлетовские ситуации” - это ситуации, когда выбор практически сделать невозможно.

Гамлет Смоктуновского и Гамлет Высоцкого – результат обсуждения в группах.

Гамлет Смоктуновского не только мудр и благороден, – познание сделало его безжалостным, ядовитым. Достойных друзей, единомышленников у Гамлета – Смоктуновского нет. Его Гамлет одинок и полон иронии по отношению к миру. Смоктуновский сыграл созидательное зло.

После Гамлета Смоктуновского пришел Гамлет Высоцкого. Бессмертное произведение Шекспира было поставлено известным режиссером Любимовым на сцене Московского театра на Таганке. Гамлет – основная и любимая роль Высоцкого. Гамлет-бунтарь опрокидывает законы христианства. В нем борются добро и зло.

Восприятие Гамлета в театре и кино

Учитель: Как воспринимали Гамлета в разные эпохи? Как воспринимает Гамлета современный читатель, то есть вы?

Первое представление (премьера) Шекспира о Гамлете, принце датском, состоялось в 1601 г. на сцене деревянного театра “Глобус” в предместье Лондона.

С тех пор прошло много времени, но образ Гамлета оказался так близок сердцам людей, что уже много веков не сходит с театральных подмостков и не уходит из кинематографии.

Здесь ставятся вечные вопросы, всегда волновавшие и волнующие всё человечество: как бороться со злом? Какими средствами возможно его победить? В чем смысл человеческой жизни? Гамлет не исправил свой век, но оставил миру свои вечные вопросы.

Многие актеры мечтали сыграть роль Гамлета, и у каждого из них был “свой” Гамлет.

5. Подведение итогов занятия

Основные элементы

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Примечание

Отвечают на вопросы

После сегодняшнего урока изменилось ли ваше отношение к Гамлету?

Д\З

Сообщения по группам:

Любовь и долг”

Почему так много смертей? (Композиция трагедии: пьеса в пьесе)”

Приложение в виде карточек, презентаций и т.п.

Трагедия Шекспира "Гамлет" (1602) — одно из самых великих произведений мировой драматургии. Написанная для определенного времени и отвечавшая настроениям современников Шекспира, она более трех веков привлека-ет многие поколения читателей и зрителей значительнос-тью содержания и мастерством формы.

Впервые эта история была записана летописцем Саксоном Грамматиком в 1200 году на латыни. В эпоху Воз-рождения французский писатель Бельфоре пересказал ее со значительными изменениями в своей книге "Трагичес-кие истории" (1576). Один из предшественников Шекспи-ра, по-видимому, Томас Кид (1558—1594), используя сюжет Бельфоре, написал трагедию "Гамлет", которая шла на сцене в 1589 и 1594 годах. Ее текст, к сожалению, не сохранился. Создавая свою трагедию, Шекспир использо-вал пьесу Кида. Но, как и в других подобных случаях, Шекспир придал этому сюжету совершенно новую, ориги-нальную трактовку.

"Гамлет" — трагедия о том, как человек открывает для себя существование зла в жизни. Шекспир изобразил ис-ключительное злодейство — брат убил брата. Но смысл истории Гамлета выходит за рамки этого случая. Сам Гамлет воспринимает этот факт не как частное явление, а как одно из выражений того, что зло стало повсеместным и пустило глубокие корни в обществе. Он говорит Поло-нию: "Быть честным при том, каков этот мир, — это значит быть человеком, выуженным из десятка тысяч" (акт II, сцена 2).

Убийца — король Клавдий — и его двор воплощают в себе все пороки, возмущающие честную душу Гамлета: деспотизм, подхалимство, пьянство, лживость и лицеме-рие.

Против этого мира вступает в борьбу Гамлет. Свою задачу он видит не столько в том, чтобы отомстить за отца, сколько в том, чтобы уничтожить зло.

В борьбе, которую ведет Гамлет, у него много против-ников. Его главный враг — сам король. Но он не одинок. Первый среди приверженцев короля — льстивый и лукавый царедворец Полоний. Подручными короля становятся прежние друзья Гамлета по университету Розенкранц и Гильденстерн, берущие на себя неблаговидную миссию шпионить за Гамлетом. Но даже те, кто искренне любят принца, невольно оказываются среди его врагов. Это преж-де всего его мать — королева Гертруда, ставшая женой жестокого и ничтожного Клавдия. Даже возлюбленная Га млета, Офелия, становится орудием в руках врагов, и он отвергает ее любовь.

Но у принца есть верный друг Горацио. Ему сочувст-вуют воины Бернардо и Марцелл. Его любит народ, о чем говорит сам король. Но Гамлет не прибегает к помощи тех, кто готов его поддержать, предпочитая вести борьбу против короля один на один.

Медлительность принца в этой борьбе объясняется несколькими причинами. Прежде всего ему нужно убе-диться в том, насколько верны слова призрака об убийстве. Чтобы посеять тревогу в душе короля, принц притворяется сумасшедшим. Клавдий начинает опасаться, не узнал ли Гамлет тайну смерти своего отца. Воспользовавшись тем, что в королевский замок прибывает труппа актеров, Гамлет устраивает представление, которое, как он и задумал, ока-зывается "мышеловкой" для короля. Но он не убивает его даже после того, как убеждается в его вине. Случай предо-ставляет ему такую возможность: принц сталкивается с королем в одной из галерей замка. Но Гамлета останавли-вает то, что король молится. По понятиям того времени, душа Клавдия в этот момент обращена к богу, и если его убить, то она вознесется на небо. Гамлет же хочет отправить короля в ад. Для этого надо поймать его за каким-нибудь дурным делом. Почти сразу после этой сцены, беседуя с матерью, принц слышит в комнате шум и, думая, что убьет короля, спрятавшегося в ее комнате, ударяет шпагой, по-ражая насмерть Полония.

Этот удар сбил все планы Гамлета. Король понял, в кого метил принц. Теперь у Клавдия есть хороший повод избавиться от принца, что он и пытался сделать. Но на помощь Гамлету тоже приходит случай, и он возвращается в Данию. События опять принимают непредвиденный обо-рот. Гамлет узнает о смерти Офелии. Ее гибель и смерть Полония сделали Лаэрта заклятым врагом Гамлета. Король направляет руку Лаэрта против принца, и тот становится жертвой их совместного коварства.

Когда все закончилось гибелью Полония, Розенкран-ца, Гильденстерна, Офелии, королевы Гертруды, Лаэрта, короля Клавдия и самого Гамлета, Горацио обещает объ-яснить, что произошло. Как он говорит,

То будет повесть

Бесчеловечных и кровавых дел,

Случайных кар, негаданных убийств,

Смертей, в нужде подстроенных лукавством,

И, наконец, коварных козней, павших

На головы зачинщиков.

(акт V, сцена 2)

Здесь очень точно определено, как происходили собы-тия в трагедии. Поэтому нельзя упрекать Гамлета в медли-тельности. Ни один человек не в состоянии подчинить себе течение жизни. Как драматург-реалист, Шекспир и показал сложное сплетение причин и следствий, приведших к тра-гическому концу всех главных действующих лиц "Гамлета".

К концу трагедии Гамлет, пройдя через все испытания, закалился. Он перестал бояться смерти, но не стал от этого безразличным к жизни. Когда он умирает и видит, что его друг Горацио хочет добровольно разделить с ним смерть, Гамлет отнимает у него кубок с ядом и взывает к его мужеству. Смерть — слишком легкий способ разделаться с трудностями жизни, недостойный человека. "Дыши в су-ровом мире", — завещает Гамлет другу.

История датского принца трагична. Трагедию его жизни составило то, что на него обрушилось много зла и бед, а душа была настолько чувствительна, что разрывалась от вызванных ими страданий. Его судьба трагична и пото-му, что, защищая правое дело, он погиб.

Но "Гамлет" не трагедия отчаяния перед лицом зла, а трагедия о красоте и мужестве человека, который не мог жить иначе, кроме как в непримиримой борьбе со злом.

Учитель: Молодкина Ирина Станиславовна

Класс: 8

Тема урока : «Быть или не быть?» (по трагедии Шекспира «Гамлет».)
Цели :

образовательная: дать общее понятие об эпохе Возрождения, помочь учащимся понять величие этого времени, его противоречия, познакомить с жизнью и творчеством

В. Шекспира и его трагедией «Гамлет»;

развивающая: развивать мышление учащихся, речь, умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

воспитательная: способствовать воспитанию нравственных качеств личности: добра, честности, благородства, чести.

Тип урока: объяснение нового материала.

Методы: метод проектов, иллюстративный, репродуктивный, проблемный.
Оборудование урока : слайды произведений Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, портрет У. Шекспира, оценочные листы.
Ход урока

1.Оргмомент.

Сообщение темы и целей урока.

2. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы будем говорить о добре и зле, о чести и благородстве, о подлости и предательстве. Во все века каждое поколение встречалось на своем пути с такими проблемами и каждому честному человеку хотелось изменить мир, сделать его лучше.
Основополагающий вопрос нашего урока:
- Что нужно для того, чтобы изменить мир?
- Как вы думаете?
Сегодня мы будем говорить о Шекспире, его эпохе, и его трагедии «Гамлет».

3. Изучение нового учебного материала.
Эпиграфом к уроку взяты слова И.В.Гёте, немецкого поэта:
Гамлет!... Понимаете ли вы
Значение этого слова? –
Оно велико и глубоко:
Это человек, это вы, это
я, это каждый из нас.
И.В.Гёте.
- Как вы думаете, в чем смысл эпиграфа и как он связан с темой нашего урока?
«Гамлет» - главное создание Шекспира. Ни один образ, созданный поэтами, не тревожит и не волнует нас до такой степени. Мы с вами прочитали эту знаменитую трагедию и постараемся сегодня на уроке понять мысль автора, проникнуться в его идеи, увидеть трагедию глазами новой эпохи и попробуем открыть для себя «своего» Гамлета.
Отсюда проблемный вопрос нашего урока:
- Может ли один человек что-либо изменить?
Прекрасным писателем английского Возрождения, заговорившем о человеке, о роли личности в истории, о значимости каждого человека в жизни, был В.Шекспир. Жизненная позиция каждого человека, считает Шекспир, находит отражение в его делах. Давайте посмотрим, как эпоха повлияла на жизненную позицию Шекспира и отразилась в его произведениях.

3.1. Презентация работы творческих групп.
Материал об эпохе Шекспира и ее влиянии на его творчество готовила первая группа «Искусствоведы». У вас на столах лежат оценочные листы, ваша задача выслушать выступающих, задать вопросы, если появятся, оценить ответы.

Слово первой группе – «Искусствоведам».
Говоря о Шекспире, нельзя не вспомнить ту эпоху, в которую он жил, которая и сформировала его жизненную позицию. А это довольно непростое время. Это эпоха Возрождения.
(слайд №1 об эпохе Возрождения)
Это расцвет культуры, научно-технические открытия, Коперник, Леонардо да Винчи, открытие новых континентов - Колумб. В эпоху Возрождения человек становится центром мироздания. Писатели, художники обратились к античным образцам, так как именно с античности, с искусства древних греков зарождается понятие прекрасного. Ведущий принцип эпохи Возрождения - гуманизм - утверждение человека как высшей ценности.

Говоря об эпохе Возрождения нельзя не сказать о некоторых, наиболее ярких её представителях и их произведениях, так как Шекспир. Живя и творя в это время, он не мог не знать этих художников и, наверняка, был знаком с их творчеством, а следовательно не мог не воспитываться на их произведениях.
1.) "Джоконда", самая знаменитая, самая загадочная картина мира. Пристально глядит на людей Джоконда. Не одна сотня лет прошла с тех пор, как она родилась, стала вечно живой с последними прикосновениями кисти Леонардо. Сегодня рядом с нами - живая женщина XVI века. Такой видел ее Леонардо. Он показал нам человека своего времени во всем его величии и сложности."
"Джоконда" родилась в эпоху Возрождения, когда были созданы бессмертные произведения Петрарки, Боккаччо, Сервантеса.

2). Микеланджело(сообщение учащегося).

3) Рафаэль. «Сикстинская мадонна»(сообщение учащегося).
Как вы видете, здесь разговор идёт о демократическом характере эпохи Возрождения, её высвобождения из-под власти церкви, о борьбе гуманистов против засилия церковной латыни.
В эту эпоху в Англии даже наиболее значительным личностям приходилось нелегко. Достаточно вспомнить: Колумб открыл американский континент и на коленях полз к подножию королевского трона, чтобы сообщить об этом; Шекспир, уже создавший комедии, "Юлия Цезаря", "Гамлета", получает в награду звание "служителя королевской опочивальни".
И все же не зря Мартин Лютер назвал гуманистов гордецами. Человеческая мысль в эпоху Возрождения вознеслась необычайно высоко.
Итак, величайший гуманист эпохи английского Возрождения - Вильям Шекспир. Символом Шекспира был сокол. Сокол с копьем в когтях - его герб. Фамилия «Шекспир» означает - «потрясающий копьем». Критики его называли «сотрясателем сцены», друзья - поэты «Лебедем Эвона». Именно перейдя мост через реку Эвон, отправился Шекспир в поисках удачи. Отправился, чтобы стать великим поэтом и остаться жить вечно.
3.2.) Фильм о Шекспире.
Таким образом, как мы видим, именно жизненная позиция Шекспира- гуманиста помогла ему создать произведения, ставшие шедеврами мировой культуры.
Учитель : теперь, когда мы знаем некоторые факты из биографии писателя, перейдём к самой трагедии «Гамлет». Но для начала определимся с литературными понятиями, которые сегодня на уроке мы будем употреблять:

трагедия, конфликт, завязка, кульминация, развязка, характер.

Трагедия « Гамлет» - одна из важнейших вершин творчества Шекспира. Вместе с этим, это наиболее проблемное из всех творений писателя.
Шекспир обычно не изобретал сюжетов для своих пьес. Он брал уже бытовавшие в литературе сюжеты и придавал им драматическую обработку. Так было и с «Гамлетом».
- Кто стал прототипом Гамлета?
(Краткий рассказ ученика об истории принца Амлета)
- Необходимо отметить, что главное изменение, которое Шекспир внёс в сюжет древнего предания, .состояло в том, что над всем сплетением событий он поставил личность героя, который стремиться понять: «Зачем живёт человек и в чём смысл его существования?»
3.3. Работа с текстом.
Начнём с того, что основу драматической композиции составляет судьба датского принца.
- Когда перед нами впервые предстаёт Гамлет? О чём его первые речи?
- О чём первый монолог Гамлета? Почему он говорит, что ему весь мир опостылел?
- В чём завязка трагедии?
- Что узнал Гамлет от призрака?
- Что потрясло его душу?
Так Гамлет узнаёт, что зло не философская абстракция, а страшная реальность. И поэтому горечью полны его слова: «Век расшатался».
- Как вы понимаете эти слова?
Теперь он должен победить зло, отомстить злодею за смерть отца.
- Почему возложенная на него задача воспринимается им как проклятие?
- Так каким предстаёт перед нами Гамлет вначале трагедии?
- Почему Гамлет объявляет себя безумным?
-Почему Гамлет не стал действовать сразу после того, как принял на себя задачу мести?

Задание. Определите кульминацию трагедии.
- Каково значение этой сцены?(сцена «мышеловка»).

3.4. Выразительное чтение монолога Гамлета «Быть или не быть…»
Учитель: Итак, он решается на борьбу, и угроза смерти становится для него реальной: он понимает, что Клавдий не оставит в живых человека, который бросит ему в лицо обвинение в убийстве.
- Почему Гамлет не убивает Клавдия, когда тот молится в одной из галерей дворца?
- Какова развязка трагедии? Каким теперь мы видим Гамлета?
- Так в чём же состоит трагедия Гамлета?
- Какова основная проблема трагедии, её основной вопрос?
Слово второй группе – «Литераторам».

- Почему Гамлета можно назвать зеркалом жизненной позиции Шекспира?
В центре нашего внимания были вопросы:
1)Как писатель может влиять на мир?
2) Как Гамлет смог изменить мир?
3) Через что Гамлет пытается изменить мир?
(диаграммы,кластеры, выразителиное чтение монолога)
Вывод: сочинение-эссе «Актуален ли Гамлет сейчас?»
- Победил ли Гамлет зло, смог ли он изменить мир?
Да, Гамлет погибает, но он сумел победить зло. Пусть и ценой своей жизни, ибо «Свеча ничего не теряет, если от её пламени зажглась другая свеча».
Учитель:
- Как вы думаете, нужны ли миру, обществу вообще, люди, подобные Гамлету?
- Тургенев считал, что «Гамлеты точно бесполезны массе», как считаете вы, прав был Тургенев и почему?
Слово третьей группе – «Историкам».

Группа работала над вопросом:
- Может ли один человек изменить ход истории?
(Презентация)
Советы.
1. Любить свою Родину. Быть патриотом своей страны.
2. Быть честным, добросовестным, трудолюбивым.
3. Хорошо учиться, чтобы свои знания направить во благо Родины.
Учитель.
- А что – нибудь зависит от нас с вами, простых смертных?
- Так может ли один человек изменить мир?
Притча о старике, который, умирая, говорил сыну, что когда он был молод первые десять лет он потратил на то, что пытался всё изменить в мире, но все его самые замечательные идеи канули в Лету. Тогда он занялся преобразованием в семье и потратил на это ещё лет десять, но ничего так и не изменилось вокруг. Тогда он решил заняться собой, начал работать над «усовершенствованием» себя. И только тогда он заметил, как всё изменилось и в семье, и в обществе. Поэтому так много зависит от каждого из нас.
4. Подведение итогов работы.Рефлексия.

Учитель: Сегодня мы прощаемся с Шекспиром, но не навсегда. Открывайте книги Шекспира, читайте их, вы найдёте в них чудесный мир Он учит нас мужеству, стойкости и благородству. Гамлет завещал людям всех веков всегда считать себя лично ответственными за несовершенства и беды на земле. Он до конца остаётся человеком в самом высоком смысле этого слова, и этим он бесконечно нам дорог.
В заключении звучит песня группы «Дискотека Авария» «Зло».
- Какие темы и идеи, затронутые Гамлетом в трагедии, прозвучали в этой песне?
- Сочинение- миниатюра «Что бы вы сказали Гамлету, если бы встретились с ним?»
- Чтение работ учащихся.
Итог урока.
- С какой эпохой мы сегодня познакомились?
- Что вам больше всего понравилось и запомнилось?
- Оценки за урок.
5 . Домашнее задание.

Составить мини-тесты по творчеству Шекспира и его эпохе.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?