Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Тургенев отцы и дети проблемные вопросы. Смысл названия и проблематика романа И.С

Испытание любовью. Родители. Если задуматься: кто из героев тургеневского романа способен испытывать настоящую любовь? Любовь искреннюю, трогательную, готовую все отдать и ничего не требующую взамен? На память приходят родители Базарова, которых автор с оттенком трогательной нежности называет «старичками». Подобно Николаю Петровичу, они с нетерпением ждут на каникулы сына, которого «три года не видали». Но долго приходится им ждать. Сперва Базаров, как мы знаем, гостит у Кирсановых, затем, соскучившись, посещает с Аркадием губернский город. И даже после этого «катит» не домой, а в имение к заинтриговавшей его Анне Сергеевне. Дорогой Базаров вспоминает про свой «день ангела», а значит, дома его приезда чают больше, чем когда бы то ни было. «Сегодня меня дома ждут, - прибавил он, понизив голос… - Ну, подождут, что за важность!» В конце концов старикам приходится прислать за ним, будто ненароком, преданного Тимофеича. Из уст бывшего своего дядьки Базаров слышит заслуженный укор: «Ах, Евгений Васильевич, как не ждать-то-с! Верите ли Богу, сердце изныло на родителей ваших глядючи». В духе народного причитания обращается старик, «с крошечными слезинками в съеженных глазах», к любимому своему воспитаннику. «Ну, хорошо, хорошо, не расписывай. Скажи им, что скоро буду», - сурово обрывает Базаров старого дядьку. Неизвестно, скоро ли бы он выполнил свое обещание, если б не драматический разрыв с Одинцовой.

Сцена приезда под отчий кров своей трогательностью напоминает встречу отца и сына Кирсановых, и даже превосходит ее. Ведь Евгения дождалась матушка, Арина Власьевна: «И не разжимая рук, она отодвинула от Базарова свое мокрое от слез, смятое и умиленное лицо, посмотрела на него какими-то блаженными и смешными глазами и опять к нему припала». Отец, Василий Иванович, пробовал вести себя сдержанно. Однако и у него «и губы, и брови дергало, и подбородок трясся». Но встреча не принесла старикам полного, чаемого счастья. Уже к вечеру «…глаза Арины Власьевны, неотступно обращенные на Базарова, выражали не одну преданность и нежность: в них виднелась и грусть <…>, виднелся какой-то смиренный укор». Спустя всего «три дня» (эти слова вновь и вновь повторяет потрясенный старик) Базаров «с натянутым зевком» просит отца снарядить обратных лошадей. «Ничего. До свадьбы заживет!» - снова отмахивается герой от переживаний близких. Потрясенный отец расценивает отъезд сына как предательство. Исчезла опора его бессильной старости: «Бросил, бросил нас <…>. Один, как перст теперь, один!» Арина Власьевна, «прислонив свою седую голову к его седой голове», напоминает горькую правду: «Сын - отрезанный ломоть. Он что сокол: захотел - прилетел, захотел - улетел…»

Но родители не могут долго сердиться. «Енюша» вернулся, да еще на шесть недель. То-то радость! Искушенный опытом старик «только что не прятался от него», чтобы не помешать. Арина Власьевна «соглашалась с мужем <…> и окончательно боялась с ним (Евгением) заговаривать». Такова внешняя хроника отношений Базарова с матерью и отцом, почти вплоть до финала. Она дала основание критику Максиму Алексеевичу Антоновичу утверждать, что «Базаров «ненавидит всех», начиная «от своих добрых родителей» - «ни одно чувство не закрадывается в его холодное сердце» (статья «Асмодей нашего времени»).

И все же Базаров не лукавит, когда говорит Аркадию о любви к своим родителям. «Он все-таки понимает, что отец любит его», - отмечает десятиклассник в сочинении на тему «Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов - сыновья своих отцов» . «Евгений тоже любит своих родителей, но из-за своих убеждений, и перед собой, и перед Аркадием, говорит о них с пренебрежением». Сколько чувств прорывается в его радостном восклицании при виде отца: «Он, он - узнаю его фигуру. - Эге-ге! как он, однако, поседел, бедняга!» Готовясь уехать, Базаров сказал: «Ничего!» - но целый день прошел, прежде чем он решился уведомить Василия Ивановича о своем намерении». Суровый нигилист скрывает, маскирует и это чувство. В первую очередь перед Аркадием. Ведь он только что сказал, да и показал всем своим видом, что радость встречи была со стороны родителей Кирсановых признаком аристократической мягкотелости. И вот в собственном домике «под соломенной крышей» он встречает тот же умилительный прием. Настойчивые, требующие ответного чувства порывы. Здесь помнят его как человека со всеми слабостями. Здесь знают, что из деревьев он больше всего любит акации, а из кушаний - малину со сливками. Под отчим кровом он на всю жизнь - «Енюшенька».Остается одно - бежать. Нельзя «рассыропиться» перед безнадежно отставшими от жизни стариками. Перед отцом, который « в шестьдесят лет хлопочет, толкует о «паллиативных» средствах, лечит людей <…> - кутит, одним словом» и матерью, которой бы «родиться лет за двести, в старомосковские времена».

Пренебрежение «стариками» тем обиднее для них, что Базаров имеет основания не только любить, но уважать отца. В разговоре старший Базаров признается, что «тех-то в южной-то армии, по четырнадцатому, вы понимаете (Василий Иванович значительно сжал губы) всех знал наперечет». Отставной лекарь имел право с достоинством «сжимать губы». В своей речи Василий Иванович иносказательно намекает на людей «четырнадцатого декабря» - членов Южного тайного общества (под руководством Сергея Муравьева-Апостола). Он их, несомненно знал, их радикальные убеждения разделял. И может быть, чудом спасся от каторги. В разговоре с Аркадием (сын не прислушается и не услышит!) можно поведать об опасной юности. Так Базаров проглядел в отце единомышленника. Не менее права имеет скромный Василий Иванович гордиться своей врачебной деятельностью в период «чумы в Бессарабии», за что «получил Владимира». Однако, ожидая приезда сына, «велел спороть ленточку». Базаров несправедливо смешивает почести ненавидимого им правительства и награду (заслуженную!) Родины за подвиг.

Внимание к родственным преданиям помогло бы Базарову ответить на важный для любого человека вопрос: почему я такой? Что унаследовал от многих поколений, от отцов и дедов? Пылкость передалась от отца, который в молодости склонен был к страстям и с краской на лице признается молодым людям в давнем увлечении карточной игрой. От него, по всей видимости, и неутомимое трудолюбие. А умение руководить людьми - уж не от деда ли передалось, что «при Суворове служил и все рассказывал о переходе через Альпы»? «Врал, должно быть» - с недопустимым пренебрежением бросает Базаров. Лишь перед лицом смерти Базаров просит Анну Сергеевну осиротевших отца и мать «приласкать», «ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…»

Но быть может, Базаров имел моральное право так поступать? Ведь он не просто гостит дома - он уединяется, чтобы заняться наукой, решает грандиозные задачи, готовит себя к великой миссии? Нет, - говорит нам Тургенев. Чем более велик человек, тем сильнее требования к его гуманности, человечности. На этом стоит русская литература. Вина Базарова в этом случае - неискупимая и страшная.

Размышления о социальной грани взаимоотношений между поколениями (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).

Жизнь так устроена, что на смену уходящим поколениям приходят новые - люди более энергичные, с широким взглядом на мир, с непредвзятыми суждениями о природе явлений.

Старшие передают младшим свой опыт, учат жизненным правилам, и их опыт поучителен и полезен для сыновей и вну­ков. «Дети» могут соглашаться или не соглашаться с «отцами» по ряду вопросов, но более всего их разводит социальная рознь, сословная разъединенность.

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» (1861) разночинец Евгений Базаров противостоит семейству Кирсановых - по­томственных дворян, представителей привилегированного сословия.

Шестидесятые годы XIX в. для России являются перелом­ными. Отмена крепостного права, становление финансово­промышленного капитала, революционные настроения в демократических массах - всё взрастило разночинцев, межсословную категорию населения. Это выходцы из духо­венства, мелких чиновников, купечества, мещанства, реже - из крестьянской среды. Сфера приложения сил этих людей была преимущественно умственная. Люди из «разных чинов» становились литераторами, военными, врачами, научными деятелями, людьми искусства. В движении разночинцев различают революционно-демократическое и буржуазно­демократическое направления.

Наиболее ярко черты разночинца-шестидесятника показаны в образе Евгения Базарова. Он, человек труда, попадает в чуж­дую для него обстановку жизни дворянских семейств, празд­ную и размеренную. В своих имениях, вдали от обеих столиц, русское дворянство наслаждается радостями бытия и благами, данными от рождения. Принадлежность к первому сословию в России, богатство, образованность, отсутствие необходимости тяжким трудом добывать хлеб насущный делают дворян Кирса­новых неуязвимыми для житейских бурь и треволнений.

Итак, на первых страницах романа появляется главный герой, приехавший из Петербурга разночинец Базаров, друг молодого Аркадия Кирсанова, будущий уездный лекарь (сей­час он - «по медицинскому факультету»). Базаров наследует также маленькое имение с двадцатью двумя крепостными, где он «барин» скорее по названию, чем по сути. Точнее сказать, барство как образ жизни и представление о самом себе как о «барине» вовсе не свойственны бедному разночинцу с его «народным духом».

И вот он предстаёт перед богатыми, изнеженными барами Кирсановыми. Мягкий, с либеральными взглядами, любящий искусство, примерный семьянин и приветливый хозяин, Ни­колай Петрович, отец Аркадия, встречает своенравного гостя очень радушно и относится к нему более чем терпимо.

А старший брат его, Павел Петрович, аристократ с «принсипами», но без какого бы то ни было реального дела, сразу воз­ненавидел «волосатого» молодого человека с красными руками, не обученного приличным манерам.

Друг против друга их настраивает прежде всего сословная вражда и презрительное отношение к чувствам противника. Предки Павла Петровича - дворяне в нескольких предшествую­щих поколениях, а у Базарова один «дед землю пахал», вто­рой - «дьячок», низший духовный чин. Один горд своей высокородностью, второй - тем, что его предки нравственно чисты и уважаемы, потому что они - люди труда. Но их достоинства превращаются в недостатки в глазах противной стороны.

«Самоломанный» Базаров считает, что «Всякий человек сам себя воспитать должен». И то, что Павел Петрович в свои сорок с небольшим лет «ни на что не стал способен» - непро­стительный порок, который нельзя оправдать ни жизненными трагедиями (у Павла Петровича - разбитая любовь), ни суро­вым временем, в условиях которого формировался характер молодого дворянина (это сороковые годы - эпоха «безвреме­нья»). А для Базарова смысл жизни - в труде, который ему по сердцу. С его волей, одарённостью, со страстной преданностью делу быть бы ему талантливым врачом или учёным- иссле­дователем в области медицины. Но у него глобальные планы, связанные с переустройством России, и первый этап на этом пути - «сломать» то, что тормозит её развитие. Так что ему по плечу роль и политика, общественного деятеля, и крупного учёного.

Смысл нигилизма Базарова имеет не созидающий, а раз­рушительный характер: задача «полного и беспощадного от­рицания» того требует для России. Нужно «место расчистить» в консервативном, изжившем себя русском миропорядке, и это насущный вопрос времени.

«…И если он называется нигилистом, то надо читать: рево­люционером», - так писал о своём герое И.С. Тургенев. За отри­цание прекрасного, пренебрежительное отношение к духовным ценностям: музыке, природе, поэзии, святости веры - Базаров дорого расплатится, жизнь строго накажет бунтаря и мятеж­ника. Он уйдёт со сцены в расцвете лет и творческих сил. Ведь даже люди для физиолога-материалиста подобны деревьям в лесу: все одинаковые, и страдают они лишь из-за несовершен­ства общества. И отдельный человек с миром его чувств мало что значит для будущего уездного лекаря.

Критик Писарев так определил причины конфликта Базарова с миром, с современной ему социальной средой: «От сурового труда грубеют руки, грубеют манеры, грубеют чувства; человек крепнет и прогоняет юношескую мечтательность, избавляется от слезливой чувствительности: за работой мечтать нельзя…» В этих словах - и осуждение, и оправдание главного героя.

И только перед смертью Базаров говорит о неповторимости тех ценностей, которые особенно близки ему в последний роко­вой час. Это любовь к женщине и дорогим для него родителям, несостоявшийся замысел «обломать дел много» и даже красота поэтического слова, раньше ему непонятная: «Дуньте на уми­рающую лампаду, и пусть она погаснет».

Вывод: в социальном конфликте между поколениями побеж­дают «отцы», дворяне-либералы. Надолго ли? История покажет: конфронтация в обществе неизбежна.

Здесь искали:

  • Проблема отцов и детей в изображении Тургенева
  • Проблема отцов и детей в изображении Тургенева сочинение
  • проблема отцов и детей

Проблема "отцов и детей" - это извечная проблема, возникающая перед людьми разных поколений. Жизненные принципы старших когда-то считались основой человеческого бытия, но они уходят в прошлое, и им на смену приходят новые жизненные идеалы, принадлежащие молодому поколению. Поколение "отцов" пытается сохранить все"то, во что оно верило, чем жило всю свою жизнь, порой не принимая новые убеждения молодых, стремится оставить все на своих местах, стремится к покою. "Дети" более прогрессивны, постоянно в движении, хотят все перестроить, изменить, они не понимают пассивности старших. Проблема -"отцов и детей" возникает почти во всех формах организации человеческой жизни: в семье, в рабочем коллективе, в обществе в целом. Задача установления равновесия во взглядах при столкновении "отцов" и "детей" сложна, а в некоторых случаях ее нельзя решить совсем. Кто-то вступает в открытый конфликт с представителями старшего поколения, обвиняя его в бездеятельности, в пустословии; кто-то, понимая необходимость мирного решения этой проблемы, уходит в сторону, предоставляя и себе, и другим право свободной реализации своих планов и идей, не сталкиваясь с представителями другого поколения.

Столкновение "отцов" и "детей", которое происходило, происходит и будет происходить, не могло не отразиться в творчестве русских писателей. Каждый из них по-разному разрешает эту проблему в своих произведениях.
Среди таких писателей хочется выделить И. С. Тургенева, который написал великолепный роман "Отцы и дети". В основу своей книги писатель положил сложный конфликт, возникающий между "отцами" и "детьми", между новыми и отживающими взглядами на жизнь. Тургенев лично столкнулся с этой проблемой в журнале "Современник". Писателю были чужды новые мировоззрения Добролюбова и Чернышевского. Тургеневу пришлось уйти из редакции журнала.

В романе "Отцы и дети" главными противниками и антагонистами являются Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Конфликт между ними рассматривается с точки зрения проблемы "отцов и детей", с позиции их социальных, политических и общественных разногласий.

Нужно сообщить, что Базаров и Кирсанов отличаются по своему социальному происхождению, что, конечно, отразилось на формировании взглядов этих людей.

Прародителями Базарова были крепостные крестьяне. Все, чего он добился, являлось результатом тяжелого умственного труда. Евгений увлекся медициной и естественными науками, проводил опыты, собирал различных жуков и насекомых.

Павел Петрович рос в атмосфере достатка и благополучия. В восемнадцать лет его определили в пажеский корпус, а в двадцать восемь лет он получил звание капитана. Переехав в деревню к брату, Кирсанов и тут соблюдал светские приличия. Большое роль Павел Петрович придавал внешнему виду. Он постоянно был хорошо выбрит и носил сильно накрахмаленные воротнички, что Базаров иронически высмеивает: "Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай!.." Евгений же совершенно не заботится ни о внешности, ни о том, что подумают о нем люди. Базаров был большим материалистом. Для него имело роль только то, что можно потрогать руками, положить, на язык. Нигилист отрицал все духовные наслаждения, не понимая того, что люди получают удовольствие, когда любуются красотами природы, слушают музыку, читают Пушкина, восхищаются картинами Рафаэля. Базаров лишь говорил: "Рафаэль гроша медного не стоит..."

Павел Петрович, безусловно, не принимал такие взгляды нигилиста. Кирсанов увлекался поэзией и считал своим долгом блюсти дворянские традиции.

Огромную роль для раскрытия основных противоречий эпохи играют споры Базарова с П. П. Кирсановым. В них мы видим множество направлений и вопросов, по которым не сходятся представители молодого и старшего поколения.

Базаров отрицает принципы и авторитеты, Павел Петрович утверждает, что "...без принсипов существовать в наше час могут одни безнравственные или пустые люди". Евгений разоблачает государственное устройство и обвиняет "аристократишек" в пустословии. Павел Петрович же признает старое общественное устройство, не видя изъянов в нем, боясь его разрушения.

Одно из первостепенных противоречий возникает между антагонистами в их отношении к народу.

Хотя Базаров с презрением относится к народу за его темноту и невежество, все представители народной массы в доме Кирсанова считают его "своим " человеком, потому что он прост в общении с людьми, в нем нет барской изнеженности. А в это час Павел Петрович утверждает, что Евгений Базаров не знает русского народа: "Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он - патриархальный, он не может существовать без веры..." Но после этих красивых слов при разговоре с мужиками отворачивается и нюхает одеколон.

Разногласия, возникшие между нашими героями, серьезные. Базарову, чья жизнь построена на всеотрицании, не понять Павла Петровича. Последнему не понять Евгения. Кульминацией их личной неприязни и разногласий во взглядах явилась дуэль. Но главной причиной дуэли являются не противоречия между Кирсановым и Базаровым, а недоброжелательные отношения, которые зародились между ними ещё в самом начале их знакомства товарищ с другом. Поэтому проблема "отцов и детей" содержится в личной предвзятости товарищ к другу, ведь решить ее можно мирным путем, не прибегая к крайним мерам, если старшее поколение будет более терпимо к молодому поколению, где-то, может быть, соглашаясь с ним, а поколение "детей" будет больше проявлять уважения к старшим.

Тургенев изучил извечную проблему "отцов и детей" с позиций своего времени, своей жизни. Он сам относился к плеяде "отцов" и, хотя симпатии автора на стороне Базарова, выступал за человеколюбие и развитие духовного начала в людях. Включив в повествование описание природы, испытывая Базарова любовью, автор незаметно включается в спор со своим героем, во многом с ним не соглашаясь.

Проблема "отцов и детей" актуальна в наши дни. Она остро встает перед людьми, которые принадлежат к разным поколениям. "Дети", открыто выступающие против поколения "отцов", должны помнить, что лишь терпимость товарищ к другу, взаимное уважение помогут избежать серьезных столкновений.

Роман «Отцы и дети» был написан И.С.Тургеневым в то время, когда Россию раздирали жесткие общественные противоречия между представителями разных поколений, между политическими лагерями. Все эти конфликты нашли свое отражение в романе, название которого раскрывается в его содержании. Речь идет об остром, непримиримом конфликте не столько между представителями разных поколений, сколько между аристократами и демократами, между либералами и революционерами-разночинцами. Смысл заглавия надо рассматривать в двух аспектах: во-первых, как социально-историческое начало нового поколения, во-вторых, как общечеловеческие отношения между людьми двух поколений.

Главную проблему произведения писатель выводит в название, проверяя на примере «отцов и детей» устойчивость и прочность социальных устоев общества семьей и семейными отношениями. Начиная роман с изображения семейного конфликта между отцом и сыном Кирсановыми, Тургенев идет дальше, к столкновениям общественного, социального характера. Но семейная тема в романе придает социальному конфликту особую гуманистическую окрашенность. Ведь никакие социальные, политические, государственные формы человеческих отношений не поглощают нравственное содержание семейной жизни. Отношение сыновей к отцам не замыкается только на родственных чувствах, а распространяется далее на сыновнее отношение к прошлому и настоящему своего отечества, к тем историческим и нравственным ценностям, которые наследуют дети. Отцовство в широком смысле слова тоже предполагает любовь старшего поколения к идущим на смену молодым, терпимость и мудрость, разумный совет и снисхождение.

Конфликт романа «Отцы и дети» в семейных сферах, конечно, не замыкается, но трагическая глубина его выверяется нарушением «семейственности», в связях между поколениями. Противоречия зашли так глубоко, что коснулись природных основ бытия.

В произведении сталкиваются не только два поколения, но и две идеологии: консерваторов Кирсановых и радикально настроенных разночинцев-демократов в лице Базарова. Столкновение Базарова и старшего Кирсанова оказалось неизбежным. Павел Петрович ждал только предлога, чтобы «накинуться на врага». Базаров же считал бесполезным тратить порох на словесные битвы, но уклониться от схватки все же не смог. Так, в десятой главе автор сталкивает мировоззрения двух поколений.

Однако конфликт между представителями разных поколений имеет не только идеологический, но и культурный характер: в лице Базарова и Кирсановых сталкиваются две культуры, аристократическая и демократическая, причем первая имеет намного более богатое прошлое. Отличие двух культур проявляется и во внешнем описании героев. Сравнить хотя бы безупречный внешний вид Павла Петровича, его кофе и какао в положенный час, манерность, присущая светским людям, и Базарова, который небрежен в одежде, не слишком следит за собой, просто и естественно ведет себя за столом.

Базаров отрицает предшествующую культуру, полагая, что поэзию и музыку создали «от нечего делать» «проклятые аристократишки». Он называет искусство чепухой, романтическим бредом. Культуре разночинцев характерно увлечение естественными науками: в шестидесятые годы ими увлекалась вся молодежь. Поэтому Тургенев отдает Базарову должное в знаниях, логике его ума, трудолюбию и упорству. Базаров – материалист, ценящий только материалистическую философию и не признающий идеалистическую философию Гегеля. Он – сторонник грубого материализма, который прямо выводил дух из материи: «строения одинаковы и люди одинаковы». Подобная философия отрицала наличие идеального начала в жизни, с чем не мог не согласиться ни сам Тургенев, ни «старички» Кирсановы. Базаров – атеист, который отрицает Бога и религию, и это крайнее проявление нигилизма ни автор, ни большинство читателей так же не могут поддержать.

Наблюдается и разное отношение двух поколений и культур к любви и женщинам. В жизни дворян любовь занимала, чуть ли не главное место, о чем свидетельствует судьба Павла Петровича Кирсанова. Базаров же высмеивает «стареньких романтиков» за их преувеличенное внимание к любовным вопросам. Но Тургенев доказывает неправоту Базарова, заставив его самого полюбить.

Конфликт двух поколений видно также на примере взаимоотношений Базарова с родителями. На примере семьи Базаровых Тургенев показал конфликт поколений на смене эпох, конфликт между добрыми и честными родителями и сыновьями-отрицателями, которые идут по своей дороге не потому, что у них есть личное негодование против родителей, а потому, что они более чутки к требованиям жизни. Базаров не хочет жить как его родители, а они не могут понять его смутную душу. Отсюда и трагедия между «отцами и детьми». Базаров любит своих родителей и страдает оттого, что между ними нет взаимопонимания. Это конфликт, который можно и нужно сгладить, но нельзя снять. В своем доме Базаров постоянно молчит, не зная, как сообщить о своем отъезде из дома. Он безжалостно давит в себе сыновнюю любовь. Его равнодушие к родителям говорит о духовном опустошении, в результате Базаров бежит от родительской любви. При этом автор подчеркивает противоестественность такого поступка по отношению к родным. Трагедия родителей, потерявших духовную связь с сыном, их неутешное горе после его смерти изображены с потрясающей силой

Таким образом, перед нами роман, в котором столкновением двух поколений испытываются новые духовные возможности дворянской интеллигенции и новых людей. Конфликт романа заключается в противоборстве барской и демократической России, эпох уходящей и рождающейся, поколения «отцов» и «племени молодого, незнакомого».

Задачи и тесты по теме "Смысл названия и проблематика романа И.С. Тургенева. (По роману «Отцы и дети» или «Дворянское гнездо».)"

  • Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи - Части речи 2 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1

Тема отцов и детей вечна. Она особенно обостряется во время переломных моментов общественного развития. Именно в этот период выходцы из разных поколений представляют собой жителей противоположных исторических эпох. Проблема отцов и детей в изображении Тургенева отражает шестидесятые годы 19-го века. Читатель может видеть не только семейную драму, но и социальный конфликт между аристократическим дворянством и развивающейся интеллигенцией.

Ключевые объекты повествования

Основными участниками процесса выступают молодой и выдающийся представитель дворянства Павел Петрович Кирсанов. В тексте описываются взаимоотношения Базарова с родителями, а также рассматриваются примеры общения в семье Кирсановых.

Внешнее описание главных героев произведения

Проблема отцов и детей в изображении И. С. Тургенева просматривается даже во внешнем облике персонажей. Евгений Базаров представлен читателям как объект не от мира сего. Он всегда мрачный, но обладает огромнейшей силой духа и внушительным энергетическим запасом для новых свершений. Особое внимание автор уделяет описанию высоких умственных способностей героя. Павел Петрович Кирсанов обделён ярким описанием ума, зато он предстает перед читателем как очень ухоженный человек, все его описание состоит из восхищения внешними характеристиками. Он всегда идеален, его можно увидеть только в накрахмаленной белой рубашке и лаковых полусапожках. Что и немудрено: его светское прошлое не дает себя забыть. Несмотря на жизнь у брата в деревенском обществе, он все равно всегда выглядит безупречно и элегантно.

Личные качества представителя молодежи

Тургенев наделил Базарова такими качествами, как решительность в действиях и обоснованное личное мнение. Такие люди ставили перед собой цели и приносили настоящую пользу обществу. Подобными характеристиками обладали многие представители того исторического периода. Автор предполагал, что именно из таких людей будет состоять будущее России. Но как ярый поклонник полностью отрицал внутренний мир и душевную эмоциональность. Он не допускал существование чувственной стороны жизни. В этом вопросе Тургенев категорически не согласен со своим персонажем. Многие критики предполагают, что именно по этой причине главный герой был убит автором.

Аристократическая элита

Чтобы показать ошибки в молодёжных взглядах, проблема отцов и детей в изображении Тургенева отражается путём столкновения убежденного нигилиста с членом аристократии. Павел Петрович Кирсанов выбран автором представителем дворянского общества. Впервые читатель видит этого героя идеально одетым в английский сюртук. С первых строк понятно, что этот человек является абсолютной противоположностью Евгения Васильевича Базарова по вопросу отношения к жизненным ценностям. Типичная жизнь зажиточного аристократа сводилась к постоянному безделью и праздникам.

Отцы и дети в изображении И. С.Тургенева

Столкновение между представителем аристократического общества и развивающейся интеллигенции - это основная проблема, описанная в произведении. Взаимоотношения Базарова и Кирсанова являются доказательством существования Несмотря на то что они не связаны родственными отношениями, тем не менее, два разных социально-политических лагеря не находят точки общего соприкосновения. Проблема отцов и детей в изображении Тургенева на основании реальных родственных союзов имеет место, но косвенно.

Противоположные жизненные позиции

Во время автор часто затрагивает темы политических разногласий. В этих вопросах демократы и либералы не приходят к консенсусу. Основные споры возникают на почве размышлений о дальнейшем развитии страны, о материальных ценностях, опыте, идеализме, науке, истории искусств и отношении к простым людям. Кирсанов уперто стоит на защите старых понятий, а Базаров, в свою очередь, стремится их разрушать. Кирсанов пытался упрекать оппонента в этом его стремлении. Но Базаров всегда отвечал, что необходимо сначала расчистить место, чтобы построить что-либо новое.

Отношения Базарова с родителями

В семье Евгения Базарова существует проблема отцов и детей. Тургенев И. С. находит ее отражение в отношении героя к родителям. Оно носит противоречивый характер. Базаров признается в своей любви к ним, но одновременно с этим презирает их глупые и бесцельные жизни. Это его непоколебимая жизненная позиция. Но, несмотря на его отношение, родителям сын был очень дорог. Старички очень любили его, смягчали напряженные разговоры. Даже после смерти главного героя произведения рассматривается сам момент их безусловной любви. Тургенев описал сельское кладбище с печальным заросшим пейзажем, на котором похоронен главный герой Базаров. На его могиле поют птицы, к ней приходят старики-родители.

Возможно, если бы не ярое отстаивание своей правоты и более мягкое отношение к мнению других людей, можно было бы избежать дуэли и последующего заражения тифом. Очевидно, именно ранение способствовало распространению заболевания. Но столкновение взглядов было неизбежным. Проблема отцов и детей в изображении Тургенева привела к трагичным последствиям.

Повсеместная актуальность проблемы

В старших классах ученикам задают написать сочинение по литературе. Проблема отцов и детей - это неразрешимый спор, длящийся сотни лет. Роман Тургенева "Отцы и дети" остается одним из лучших произведений мировой классики. Беспристрастное описание быта и отношений без прикрас дает понять читателю, что молодежь - это вечный двигатель. За ними - сила и новые свершения, изобретения и улучшение жизни. Но зрелые аристократы тоже живут своей жизнью, их нельзя осуждать. Они по-разному смотрят на жизнь, не понимают взглядов друг друга, но они счастливы. Каждый по-своему. В этом и есть смысл жизни. Просто быть счастливым.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?