Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

«В чем заключается трагедия образа Акакия Акакиевича Башмачкина. «Человеческая жестокость в отношении к бедному чиновнику (по повести Н

Сочинение


Мелкий чиновник Акакий Акакиевич живет в атмосфере отчаянной борьбы за существование, в атмосфере острых волнений и забот, которые властно врываются и в изолированную сферу его интересов. Своим непрестанным трудом Акакий Акакиевич не в состоянии обеспечить даже сведенные к минимуму потребности. Башмачкин принадлежит к числу тех людей, которые лишены всякой защиты. Там, где господствует поклонение сильным и знатным, Башмачкин не существует как личность. В том кругу людей, с которыми Акакий Акакиевич связан своей трудовой деятельностью, он встречает отношение либо холодно-равнодушное, либо насмешливо-оскорбительное.

Впитавший в себя дух окружающей его социальной среды, Башмачкин не видит ничего анормального ни в своем существовании, ни в отношении к нему со стороны его сослуживцев и начальства. Акакий Акакиевич считает естественными те условия жизни, в которых он находится. Он не только мирится с ними, но и не желает для себя ничего лучшего. Безропотно относится Башмачкин и к тому постоянному унижению, которое он встречает в департаменте. Насмешки и оскорбления не вызывают у пего никакого протеста. «Но ни одного слона не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним; это не имело даже влияния на занятия его: среди всех этих докук он не делал ни одной ошибки в письме. Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»

И лишь после встречи со «значительным лицом», лишь в состоянии беспамятства он проявляет «буйство», произнося «самые страшные слова, так что старушка хозяйка даже крестилась, отроду не слыхав от него ничего подобного, тем более что слова эти следовали непосредственно за словом «ваше превосходительство». Трагедия Башмачкина заключается в том, что он лишен прав на человеческую жизнь, в том, что общество уничтожает в нем человеческое «я», черты полноценной личности. Но это угасание человеческих качеств раскрывается и в комическом плане. В комическом освещении выступает погруженность Акакия Акакиевича в мир канцелярских эмоций, в сферу убогих жизненных интересов.

Подавленность, приниженность героя писатель заставляет остро почувствовать и тогда, когда вовсе не идет речь о прямых отношениях Башмачкина с социальным окружением. и тот момент, когда герой полностью погружается и мир канцелярских эмоций, в переписывание бумаг, когда дома, забыв обо веем, он снимает копии с документов, замечательных «не но красоте слога, по адресу к какому-нибудь новому или важному лицу», в это время мы ясно ощущаем не только убогость интересов героя, по и силу его приниженности. Стирание индивидуальных качеств человеческой личности, превращения Акакия Акакиевича в серое, жалкое, безликое существо представляет собой острое выражение этой подавленности.

Духовное вырождение Башмачкина Гоголь изображает отнюдь не как исключение, оно не является фактом лишь его индивидуальной биографии. Именно потому, что источник страшного измельчания личности заключен в социальной униженности «маленького» человека, образ Акакия Акакиевича вырастает в художественное обобщение огромного диапазона. Судьба Башмачкина является уделом многих других, таких же, как он, «маленьких» людей.

Это очень выразительно оттенено в следующей сцене повести. «Таким образом узнали в департаменте о смерти Акакия Акакиевича, и на другой день уже на его месте сидел новый чиновник, гораздо выше ростом и выставлявший буквы уже не таким прямым почерком, а гораздо наклоннее и косее». Вся разница между Акакием Акакие-вичейГи новым механическим исполнителем состояла лишь в том, что этот новый Башмачкин был выше ростом и ставил буквы «наклоннее».

Делая Башмачкина центральным героем «Шинели», Гоголь включает в повесть еще всего лишь два рельефно очерченных характера - это Петрович и «значительное лицо». На первый взгляд такая «суженность» круга жизненных явлений, охватываемых повестью, может показаться неоправданной. Однако именно в этом художественном лаконизме и проявилось высочайшее мастерство писателя. В образах Петровича и «значительного лица» Гоголь замечательно нарисовал социальное «окружение». В самом выборе этих фигур отчетливо выявляется их внутреннее противопоставление друг другу.

Портной Петрович - единственный человек, который принимает живое участие в Башмачкиие. Он единственный, кому оказались понятными его тревожные волнения. И это происходит потому, что Петрович сам принадлежит к «маленьким» людям. «Сначала он назывался просто Григорий и был крепостным человеком у какого-то барина; Петровичем он начал называться с тех пор, как получил отпускную и стал попивать довольно сильно по всяким праздникам».

И в изображении Петровича явственно проглядывает тот сочувственный юмор, который выражен в характеристике Акакия Акакиевича. Жизнь приносит Петровичу так же мало радостей, как и Башмачкину. Средства существования он добывает себе обслуживанием людей, которые находятся в бедственном положении. Ютился Петрович «где-то в четвертом этаже по черной лестнице» «и занимался довольно удачно починкой чиновничьих и всяких других панталон и фраков, разумеется, когда бывал в трезвом состоянии и не питал в голове какого-нибудь другого предприятия».

Другие сочинения по этому произведению

Маленький человек" в повести Н. В. Гоголя "Шинель Боль за человека или насмешка над ним? (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») В чем смысл мистического финала повести Н.В. Гоголя «Шинель» Значение образа шинели в одноименной повести Н. В. Гоголя Идейно-художественный анализ повести Н. В. Гоголя «Шинель» Образ «Маленького человека» в повести Гоголя «Шинель» Образ "маленького человека" (по повести \"Шинель") Образ “Маленького человека” в повести Н. В. Гоголя "Шинель" Образ Башмачкина (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») Повесть "Шинель" Проблема "маленького человека" в творчестве Н. В. Гоголя Ревностное отношение Акакия Акакиевича к «выписываемым завитушкам» Рецензия на повесть Н. В. Гоголя «Шинель» Роль гиперболы в изображении Башмачкина в повести Н. В. Гоголя «Шинель» Роль образа «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель» Сюжет, герои и проблематика повести Н.В. Гоголя "Шинель\" Тема \"маленького человека" в повести \"Шинель" Тема «маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя Трагедия "маленького человека" в повести \"Шинель" Характеристика образа Акакия Акакиевича (Н.В.Гоголь «Шинель») Тема «Маленького человека» в повести Н.В Гоголя «Шинель» Характеристика образа Башмачкина Акакия Акакиевича Трагедия маленького человека в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя
  1. (46 слов) В повести Гоголя «Шинель» главный герой тоже не был уверен в себе, поэтому коллеги без труда довели его до сумасшествия. А ведь если бы Акакий Акакиевич победил в себе робость и страх, он мог бы сделать карьеру и завести семью. Таким образом, низкая самооценка губит людей.
  2. (59 слов) В сказке Андерсена «Снежная королева» героине тоже было тяжело побороть неуверенность в себе. Она сомневалась, что сможет спасти Кая. Но если бы она дала волю страху и не пошла за ним, его сердце превратилось бы в лед. Так и мы должны заставлять себя идти вперед и верить в успех, иначе жизнь сложится не так, как мы того хотим.
  3. (48 слов) Всякий раз, сомневаясь в себе, я вспоминаю подвиги Геракла. Не зря их описали древние греки: они мотивируют меня на действия. Ведь верил же он, что справится со всеми заданиями, в этом и был секрет успеха, а я что, хуже что ли? Правильные книги всегда помогут поверить в себя.
  4. (50 слов) В сказке Пушкина «Руслан и Людмила» герой и впрямь мог засомневаться, достоин ли он руки Людмилы: у него из под носа украли невесту. Но Руслан не поддался страхам и пошел на выручку девушке. Неуверенные в себе люди, в отличие от него, смирись бы с приговором судьбы и потеряли свою любовь.
  5. (63 слова) В рассказе Тургенева «Муму» герой разуверился в своих силах и утопил любимую собаку, считая, что сам он не очень-то от собаки отличается, раз хозяйка правит им, как хочет. Вот, к чему привела неуверенность в себе: Герасим убил своего единственного друга. А если бы он оценивал себя трезво, то взял бы Муму и подался в бега, ведь любой человек имеет право на счастье.
  6. (43 слова) По-настоящему не уверен в себе герой из романа Достоевского «Бедные люди». Макар любил Варвару, но слишком низко ценил себя, чтобы сделать предложение. Он сомневался, сможет ли ее обеспечить, не верил, что ей будет с ним хорошо, и не считал себя достойным ее руки.
  7. (45 слов) В произведении Экзюпери «Маленький принц» герой улетает от любви, ведь сомневается в том, что ей нужен. Он думает, будто не достоин ее, а Роза слишком горда, чтобы его удержать. Но ведь их чувства были взаимны, а разлука стала лишь следствием неуверенности принца в себе.
  8. (44 слова) Неуверенность в себе может вылечить только любовь. Не сомневался же в себе совсем молодой Петр Гринев, когда ослушался командира и пошел к Пугачеву выручать Машу в романе Пушкина «Капитанская дочка». Он победил свой страх ради возлюбленной и доказал себе, что на все способен.
  9. (46 слов) В романе Вальтера Скотта «Айвенго» герой тоже испытывал неуверенность в своих силах, ведь выехал на поединок после серьезной раны. Однако он преодолел себя ради того, чтобы помочь другим, действительно слабым людям. Поэтому истинно благородный человек никогда всегда найдет источник веры в себя в благих помыслах.
  10. (40 слов) В повести Пушкина «Пиковая дама» герой не был уверен в себе, поэтому больше поверил магии, чем своим способностям. В результате, низкая самооценка довела его нравственного падения, ведь таким людям терять нечего, себя они не ценят и не боятся замарать.
  11. Примеры из жизни

    1. (57 слов) Я тоже сомневался в себе, когда речь шла о творчестве. Не думал я, что моя мазня может кому-то понравиться. Но как-то раз мои рисунки попали на глаза нашему преподавателю, разбиравшемуся в таких вещах. Он настоял, чтобы я поучаствовал в конкурсе, и в итоге моя работа заняла первое место. С тех пор я обрел уверенность в своих силах.
    2. (46 слов) Неуверенной в себе всегда была моя мама. Ей все казалось, что она не сможет работать по специальности (дизайнером). Однажды к нам в гости пришел новый знакомый отца и изумился красоте нашей квартиры. Он нанял маму для оформления его жилища, именно тогда началась ее успешная карьера.
    3. (53 слова) В себя я никогда уверен не был, поэтому часто оставлял место для ответа пустым, если сомневался, и из троек не вылезал. Не верил я в свои возможности, а зря: репетитор, разгадав мой секрет, запретил мне оставлять вопрос без ответа. В результате, я стал твердым хорошистом. Вот, как человека может унизить неуверенность в себе.
    4. (60 слов) В нашей компании тоже был очень стеснительный мальчик. Он всегда молчал и все повторял за остальными. Но я чувствовал, что он не глупый, просто ведет себя так. Я сдружился с ним и понял причину: у него были дефекты речи. Тогда я симулировал картавость и пошел с ним к логопеду. В результате, он смог перебороть неуверенность и научился красиво говорить.
    5. (48 слов) Неуверенным в себе людям надо помогать. Например, мне очень помогла бабушка, когда водила меня по дополнительным занятиям. Я была не общительная и скованная, но она не сдавалась и развивала во мне личность. Именно тогда я научилась владеть собой и принимать ответственные решения. Неуверенность в себе как рукой сняло.
    6. (47 слов) Неуверенность в себе не всегда проявляется в людях тихих и незаметных. Часто даже самые яркие и смелые из нас страдают от нерешительности и неверия в себя. Пример тому мой друг, заводила и шутник, который, тем не менее, боялся подарить валентинку однокласснице и позвать ее в кино.
    7. (40 слов) Уверенные, на первый взгляд люди, тоже иногда страдают от сомнений. Например, наша учительница была приглашена на конкурс «Учитель года», но постеснялась принять участие. Потом она тайком признавалась нам, что чувствует себя неловко, претендуя на награду за свою повседневную работу.
    8. (40 слов) Мой брат тоже страдал от неуверенности в себе, особенно, когда собирал конструктор «Лего». Когда ему дарили новый, он каждый раз боялся начать, ведь недооценивал свои возможности. В итоге, он злился и боролся с собой, но все же достигал цели.
    9. (55 слов) Я учу младшего брата всегда давать сдачи, ведь он не уверен в себе и не может ответить на грубость. От обиды он сразу же уходит в себя, так как сомневается в своих возможностях наказать задиру. Я же учу его противопоставлять обидчику смелость. Тогда даже проигрыш в схватке заставит врага, если не любить, но уважать его.
    10. (44 слова) Не уверена в себе всегда была моя подруга. Хотя она блестяще разбиралась в химии, на олимпиаду она не поехала, ведь боялась проиграть. Теперь она узнала, что все эти конкурсы нужны для льготного поступления в вуз, и очень жалеет, что упустила так много возможностей.
    11. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Цели урока:

  1. Проследить традицию изображения “маленького” человека в русской литературе;
  2. Донести до детей мысль, что есть унижение, которое возвышает;
  3. Ответить на вопросы:
  • Актуальна ли проблема “маленького” человека в наши дни?
  • А как должно быть в жизни?

Оборудование:

  1. Иллюстрации к произведению (портреты Башмачкина);
  2. Схема создания синквейна;
  3. Кроссворд (сетка);
  4. Репродукция Натальи Нестеровой “Распятие”;
  5. Урок предварительно планируется по календарному планированию на 23 марта;

Ход урока

“Весь мир против меня:
Как я велик!…”

М.Ю.Лермонтов

1. Вступительное слово учителя:

Герой повести Н. В. Гоголя “Шинель” Акакий Башмачкин родился, по утверждению автора, “против ночи, если мне не изменяет память, на 23 марта”. И дожил сегодня до очередного дня рождения… Удивительная, странная дата. Гоголь упоминает о ней на первой же странице знаменитой повести. Почему-то даже эта деталь кажется писателю важной в описании героя. А герой-то маленького чина, “низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу”. (Демонстрирует портреты Башмачкина на доске). Это снаружи. А что внутри? Сегодня, когда мы с вами отмечаем годовщину со дня рождения Акакия Акакиевича, мне хочется, чтобы вы взглянули на него “простым глазом” - по известному совету Чехова брату, и увидели не только то, что очевидно. У Гоголя все гораздо сложнее…

Ребята, а вы любите праздновать Дни Рождения? С чем у вас ассоциируется этот праздник? (Ответы примерно однозначны).

Но сегодня у нас будет особенный “День Рождения” - на нем не будет именинника… Зато, как положено, будут гости и, конечно, будут подарки.

Кроссворд:

По вертикали:

9. ГУМАНИЗМ.

По горизонтали:

  1. Что могло бы помочь попасть Башмачкину в “статские советники”? (Награды)
  2. Место действия повести; (Петербург)
  3. Это насекомое упоминается в повести дважды. С ним сравнивается главный герой; (Муха)
  4. Какой мех выбран был на воротник шинели? (Кошка)
  5. Подруга жизни Башмачкина; (Шинель)
  6. Это окружает всю жизнь Акакия Акакиевича; (Бедствия)
  7. Сильный враг всех, кто получает 400 рублей жалованья в год; (Мороз)
  8. В каком департаменте служил Акакий Акакиевич? (Одном)

Объясните, почему по вертикали у нас получилось слово “гуманизм”? Подберите синонимы к этому слову. Как это понятие связано с темой произведения?

3. Аналитическая работа с текстом повести:

Какова главная тема повести “Шинель”?

(Тема человеческого страдания, предопределенного укладом жизни; тема “маленького человека”.)

В каких произведениях, прочитанных ранее, мы встречались с темой “маленького человека”?

(Н. М. Карамзин “Бедная Лиза” - в центре повествования простая, необразованная крестьянская девушка; нам внушается мысль, что “и крестьянки любить умеют!”. А. С. Пушкин “Станционный смотритель” - бедный чиновник четырнадцатого класса Самсон Вырин не имеет никаких прав в жизни, и даже единственный смысл его существования – любимую дочь – у него отнимают сильные мира сего. А. С. Пушкин “Медный всадник” - главный герой - несчастный, обездоленный Евгений, у которого бедность уничтожила и характер, и ум, сделала ничтожными мысли и мечты. Все эти произведения полны любви и сочувствия авторов к своим героям. Гоголь развивает традиции великих русских писателей в изображении “маленького человека”).

Как подчеркивается типичность героя и ситуации?

(“…служил в одном департаменте”, “…когда и в какое время он поступил в департамент…этого никто не мог припомнить”, “один чиновник…” - все эти фразы показывают не исключительность, необычность ситуации и героя, а их типичность. Акакий Акакиевич – один из многих; таких, как он, были тысячи – никому не нужных чиновников.

Какая личность перед нами? Охарактеризуйте образ главного героя.

Имя “Акакий” в переводе с греческого – “незлобивый”, а у героя такое же отчество, то есть судьба этого человека была уже предопределена: таким был его отец, дед и т.д. Он живет без перспектив, личностью себя не осознает, смысл жизни видит в переписывании бумаг…

4. Элемент драматической постановки:

Ребята, к нам пожаловали первые гости. Давайте послушаем самого Акакия Акакиевича, его рассказ о себе.

Добрый вам день! Я ничем не примечательный, обыкновенный человек, и жизнь моя совершенно естественна. Служу я с любовью и вполне счастлив: переписываю бумаги, и это разнообразное и приятное занятие. Мне однажды даже предложили небольшое повышение, но я сробел и отказался, ведь и так хорошо. Никогда я обращал внимания, что делается и происходит всякий день на улице, даже когда все стремились развлечься, я же занимался дома переписыванием бумаг…

(Выходит “один молодой человек”, который служил в том же департаменте, что и Башмачкин):

В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения, а молодые чиновники посмеивались и острили над ним, сыпали ему на голову мелкие клочки разорванных бумаг… А однажды уж слишком была невыносима шутка, он произнес: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” И что-то странное заключалось в словах и в голосе, каким они были произнесены. В этих проникающих словах звенели другие: “Я брат твой!” И с тех пор как будто все переменилось передо мной и показалось в другом виде, часто среди самых веселых минут представлялся мне низенький чиновник с лысинкой на лбу со своими проникающими словами: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?”…

Ребята, встречались ли вам в жизни люди, чем-то похожие на Акакия Акакиевича? “Дважды незлобивый” - есть ли такие люди сегодня?

Как можно интерпретировать слова “Я брат твой!”?

Достойны ли люди, подобные Акакию Акакиевичу, пренебрежения и унижений?

(Акакий Акакиевич – удавшийся человек настолько, насколько у него было жизненных амбиций. У него гармония потребностей и возможностей. А у многих людей, славно воспользовавшихся новыми российскими условиями, сегодня возможности опережают потребности. Например, нет потребности идти в театр, но есть возможность купить дорогой билет, похвастаться этим перед окружающими, - и он туда идет… Хотя это ничего ему не дает в духовном плане. Людей, подобных Акакию Акакиевичу, много. Такой тип присутствует в каждом человеке, только люди иногда теряют свою внутреннюю память, заболевают высокомерием, спесью…)

Чем стало для Башмачкина приобретение шинели? На что он идет ради этого?

(Шинель для Акакия Акакиевича не роскошь, а выстраданная необходимость. Приобретение шинели расцвечивает его жизнь новыми красками. Это, казалось бы, унижает его, но то, на что он идет ради этого, меняет всю привычную “систему координат” в нашем сознании. Он с каждого “истрачиваемого рубля откладывал по грошу в маленький ящичек”, кроме этой экономии он перестал пить чай и зажигать свечи по вечерам, а, идя по мостовой, наступал на цыпочки, “дабы не истереть подошвы”… Еще он, приходя домой, сразу снимал белье, чтобы не изнашивалось, и сидел в ветхом халате. Можно сказать, он ЖИЛ мечтой о новой шинели).

Какие чувства вызывает у вас поведение и поступки Акакия Акакиевича на пути к достижению цели?

(Что-то очень дурно устроено в мире, где люди – просто тихо помешанные, они стремятся к высшей цели, и эта цель – новая шинель. Башмачкин – жертва этого мира, невиновная жертва, и он скорее вызывает уважение, чем жалость и презрение).

В чем особый драматизм ситуации с кражей шинели?

(Никто в этом мире не захотел помочь ему, не поддержал протест против несправедливости).

С какой целью Гоголем вводится фантастический финал?

(Башмачкин умирает не из-за кражи шинели, он умирает из-за грубости, равнодушия и цинизма окружающего мира. Призрак Акакия Акакиевича выступает мстителем за свою незадачливую жизнь. Это бунт, хотя его можно назвать “бунт на коленях”. Автор стремится вызвать у читателя чувство протеста против абсурдных условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства. Гоголь не хочет давать утешительной развязки, не хочет успокаивать совесть читателя. Если бы писатель наказал Значительное лицо, вышла бы скучная нравоучительная сказка; заставил бы переродиться – вышла бы ложь; а он великолепно выбрал фантастическую форму момента, когда пошлость на мгновение прозрела…)

5. Психологический тренинг: Попробуйте чуть-чуть побыть в роли бедного Башмачкина и возразить что-то Значительному лицу, попытайтесь донести свою боль и достучаться до его души. (Рано или поздно всем детям придется испытать на себе гнет бюрократической машины нашего общества, пусть попытаются доказать свою правоту. Необходимо только в роли Значительного лица представить учащегося твердого, решительного, “высокомерного”, лучше для этой роли подойдет старшеклассник).

6. Элемент драматической постановки:

Перед вами еще один гость - Значительное лицо, к которому обратился за помощью Акакий Акакиевич.

Значительное лицо: “Что вам угодно? (отрывисто и твердо) Что вы, милостивый государь, не знаете порядка? Куда вы зашли? не знаете, как водятся дела? Об этом вы должны были прежде дать просьбу в канцелярию; она пошла бы к столоначальнику, к начальнику отделения, потом передана была бы секретарю, а секретарь доставил ее бы уже мне… Понимаете ли вы, кто стоит перед вами? понимаете ли вы это? понимаете ли это? Я вас спрашиваю!

2-3 ученика пробуют себя в роли “просителей”.

7. В конце нашего разговора, как и обещали, давайте сделаем подарки Акакию Акакиевичу, все-таки мы отмечаем его день рождения.

Мы подарим ему наши творческие работы – синквейны, которые напишем сейчас.

Схема создания синквейна – на доске:

  • 1 строка: Кто? Что? (1 существительное)
  • 2 строка: Какой? (2 прилагательных)
  • 3 строка: Что делает? (3 глагола)
  • 4 строка: Что автор думает о теме? (фраза из 4 слов)
  • 5 строка: Кто? Что? (Новое звучание темы) (1 существительное)

Безобидная, нелепая, возвышающая,
Любит, страдает, живет,
Бабочка погибает у пламени огня,
Как неправеден этот мир.

8. Дети читают свои синквейны.

9. Заключительное слово учителя:

Обратите внимание на картину Натальи Нестеровой “Распятие”. Христос на кресте, а внизу бесконечное количество людей, отчасти даже не выписанных. Огромное количество голов-шариков, такая человеческая икра. Вот Акакий Акакиевич и есть человеческая икра, основа будущей жизни. На наших глазах Гоголь из икринки выращивает человека. Для Башмачкина новая шинель стала Верой. Он был доволен своим ветхим капотом. Ну да, протерся, прохудился, но ведь можно и залатать. То есть он хотел сохранить себя в старой вере. Но у него был Учитель, портной Петрович. И Петрович был тверд: не латать надо старое, а созидать новое. И он вынудил Акакия Акакиевича пересмотреть свои убеждения. А на это способен лишь отважный. Он шел на неимоверные лишения, чтобы построить Нечто Новое. Башмачкин не просто надевает шинель, он входит в нее, как в Храм. И становится другим человеком. Он по-другому ходит по улице, идет в гости… Но его убили. Убили люди, рядом с ним живущие. Не только Значительное лицо, но и сослуживцы, надсмехающиеся над его любовью к красоте букв. А он им твердил: “Я брат твой!”. Как в Библии: “Возлюби ближнего своего, как самого себя!”, “Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними!”. Давайте об этом помнить.

В повести Николая Васильевича Гоголя «Шинель» главным персонажем является Акакий Акакиевич, мелкий чиновник. Человек Акакий Акакиевич очень скромный, даже забитый, над ним все подшучивают и издеваются. Защитить он сам себя не может, потому что у Акакия Акакиевича слишком мягкий характер окружающие это видят, поэтому так себя и ведут по отношению к нему. Только в редкие моменты он выходит из себя и просит не издеваться над ним, но больше это похоже на жалостливый стон, чем на твердость характера.

Николай Васильевич в своей повести жалеет Башмачкина и призывает, что не стоит подтрунивать над человеком лишь из-за того что он мягкий по натуре. У Акакия Акакиевича прохудилась старая шинель, но по службе он обязан ее носить и он решает насобирать на пошив новой. Башмачкину приходится от многого отказаться, он по вечерам остается голодным, реже отдает вещи в прачечную и бережет подметки, дабы раньше времени не пришлось покупать. Целью Акакия Акакиевича становится пошив новой шинели, Гоголь даже пишет о том, что он стал бодрее и храбрее, у него появился огонек в глазах.

Акакий Акакиевич быстро привыкает к скромной жизни и живет лишь мыслью о своей новой шинели. Вот настал тот день, когда Башмачкин одевает новую шинель и идет в департамент, где все замечают новое одеяние титулярного советника. По этому поводу состоялось даже празднование, на котором все продолжали подшучивать над Акакием Акакиевичем.

Башмачкин одухотворённый новой обновкой наслаждается своим видом, но счастье продлилось недолго. По дороге домой у Акакия Акакиевича воры снимают шинель. Куда он только не обращался, никто не хотел ему помочь, обратившись в полицию, они сказали, что ничего сделать не смогу. Тогда Башмачкин идет к «значительному лицу» и тот вообще его выгоняет из своего дома.

В связи с этими событиями Акакий Акакиевич заболевает и умирает, никто даже не заметил исчезновения человека, который никому не нужен. Лишь призрак заставляет всех содрогнуться. После того как призрак снимает шинель со «значительного лица» он задумывается и начинает обращаться к людям лучше.

Вариант 2

Акакий Акакиевич Башмачкин является главным героем произведения.

Акакий Акакиевич – мужчина лет пятидесяти, лысоватый, морщинистый, небольшого роста, с рыжеватыми волосами и плоховато видящий.

Писатель представляет его в образе неприметного и заурядного статского чиновника, не имеющего права на получение дворянства, служащего мелким переписчиком документов в одном из департаментов. Его коллеги даже не помнят, каким образом Акакий Акакиевич устроился на эту должность, не требующую элементарной сметливости и смышлёности.

Герой беспрекословно исполняет поручения вышестоящих начальников и больше ни о чем не задумается. Поручение же ему иных заданий, в которых есть необходимость вдумчивого изучения, повергает Акакия Акакиевича в сильное волнение и тревогу. В один из моментов он даже отказывается от предложенного повышения по службе, поскольку не уверен в собственных силах и робок.

Кроме того, Акакий Акакиевич косноязычен и способен изъясняться лишь наречиями и предлогами.

События повести разворачиваются вокруг давней мечты главного героя о новой шинели. Старая одежда Акакия Акакиевича выношена до дырок, имеет рыжевато-мучной цвет и уже не поддается никакому ремонту и починке.

Акакий Акакиевич решает сшить новую шинель и для этого начинает экономить буквально на всем, лишь бы собрать нужную для этого сумму. Мужчина практически не ест, не использует в темное время суток свечи, не отдает в стирку грязное белье.

И, наконец, мечта чиновника исполняется, он приобретает новый мундир на теплой подкладке и с воротником из меха. По этому поводу коллеги Акакия Акакиевича, которые постоянно дразнили его из-за дырявой шинели, организовывают небольшой фуршет. Башмачкин счастлив и не может скрыть довольного блеска в своих глазах.

К несчастью, в этот же вечер Акакий Акакиевич лишается обновки, будучи ограбленным хулиганами. Обратившись за помощью и к прохожему, и в полицию и даже к влиятельному лицу с просьбой отыскать пропажу, Башмачкин сталкивается с равнодушием и хамством. Вынужденный снова носить захудалую шинель, Акакий Акакиевич сильно простужается и умирает.

Однако на этом повесть не заканчивается, главный герой появляется в образе призрака, который в ночное время бродит в районе моста и отбирает у проходящих людей шинели. Однажды призрак Башмачкина встречает отказавшее ему в помощи влиятельное лицо и лишает его дорогой одежды. После это происшествия значительное лицо меняет свое мировоззрение, становится более внимательным и радушным к окружающим.

Сочинение Характеристика и образ Акакия Акакиевича

Повесть Н.В. Гоголя «Шинель» была написана в 1842 году. Главным персонажем произведения является Башмачкин Акакий Акакиевич.

Тихий и скромный, ничем не примечательный человек, Акакий Башмачкин жил весьма скромно, если не сказать бедно. Годы усердной и прилежной работы дали незавидный результат: герой повести получил чин титулярного советника. Жалованье, которое он получал, было настолько мало, что чиновнику едва хватало на еду. Одежда, которую он носил, давно утратила свой первоначальный вид. По ней невозможно было даже определить, какого цвета она была, когда была ещё новой.

Умственные способности героя были незначительными. Он много лет занимался переписыванием документов, ничего другого не умел и не желал. Однажды, когда ему было предложено незначительное повышение по службе, Башмачкин отказался от него. Свою работу он делал с большим усердием и старанием. Работа, ради которой нужно было бы прилагать умственные способности, пугала его.

Акакий Акакиевич в жизни был одиноким человеком. Он жил в съёмном жилье вместе с квартирной хозяйкой. На работе он так же был одинок: ни друзей, ни приятелей. Он не пользовался уважением ни среди сослуживцев, ни у начальства. Его бедственное материальное положение выделяло его из всех. И служило поводом для бесконечных насмешек со стороны коллег.

Самые изощрённые насмешки и издевательства Башмачкин получал со стороны молодых сослуживцев. Мало того, что их веселил внешний вид героя, они придумывали всякие нелепые истории. И это тоже было поводом для издевательств. Всё это Акакий Акакиевич сносил молча. И, только, когда ему становилось совсем нестерпимо, он просил своих коллег прекратить насмешки.

Единственным радостным событием в жизни героя стал тот день, когда он смог позволить себе сшить новую шинель. Старая шинель сильно износилась и уже не защищала от холодного петербургского климата. Но Башмачкину недолго улыбалось счастье. В первый же день, когда он одел обновку, её отняли у него на улице. Акакий Акакиевич обращался за помощью к приставу, а после него и к высокопоставленному чиновнику. Пристав ничем не помог, а «высокий» чиновник нагрубил ему и выгнал. По дороге домой герой повести сильно простудился и заболел. Вскоре он умер.

  • В чем вина и беда барыни из рассказа Муму сочинение

    Небольшой по размерам рассказ Ивана Сергеевича Тергенева «Муму» тревожит русских и зарубежных читателей и по сей день. Несмотря на то, что данная проблема была актуальна в середине девятнадцатого века, современные люди также читают

  • Образ и характеристика Дуняши в романе Тихий Дон Шолохова сочинение

    Дуня Мелехова младшая сестрёнка Григория Мелехова в романе Тихий Дон. В начале романа

  • Образ и характеристика Петрушки в романе Горе от ума Грибоедова сочинение

    Петрушка - это второстепенный, даже третьестепенный персонаж комедии Александра Грибоедова Горе от ума. Он является крепостным крестьянином, буфетчиком и слугой в доме, хозяин которого Павел Афанасьевич Фамусов

  • Сочинение

    Творчество Н. В. Гоголя оказало большое влияние на русскую литературу. Демократизм и гуманизм его произведений, обращение к повседневным явлениям жизни, создание ярких типичных характеров, соединение лирических и сатирических мотивов сделало его наследие по-настоящему бесценным. Так, огромным социальным и гуманистическим содержанием наполнена его повесть «Шинель», где он развивает давно волновавшую его тему беззащитности человека в окружающем несправедливом и жестоком мире. Основной мыслью произведения становится мысль о «маленьком» человеке, искалеченном и обворованном государством.

    История Акакия Акакиевича Башмачкина, «вечного титулярного советника», - это история жизни и гибели человека под властью социальных обстоятельств. Бюрократическая система доводит героя до полного отупения, ограничивая весь смысл его существования переписыванием нелепых казенных бумаг. Не удивительно, что Башмачкин, поставленный в такие условия, переживает своего рода «озарение» в истории с шинелью, которая стала его «идеальной целью», наполнила смыслом его существование. Голодая, чтобы скопить деньги на пошив шинели, он «зато питался духовно, неся в мыслях своих вечную идею». Шинель была светом его жизни. Каким же ударом стало для героя то, что его лишили этой ценности, этого света. «Нестерпимо обрушивается несчастье» на голову бедного человека. Злая, равнодушная стихия надвигается на Башмачкина: пустынные улицы становятся глуше, фонари на них мелькают реже. Акакий Акакиевич терпит бедствие из-за разгула стихии и хочет найти защиту у Государства. Не желая мириться с необходимостью делать шаг назад и возвращаться к бессмысленному существованию, он решает бороться. Башмачкин идет к «частному лицу», а потом и прямо к генералу- «значительному лицу». Однако в своем старом «капоте» он вызывает недовольство и подозрение генерала: уж очень не соответствует внешность потерпевшего заявлению о богатой шинели. Своим «распеканьем» он поставил героя на место, чего тот вынести не мог. Таким образом, в лице служителей закона герой сталкивается с полным равнодушием к своей судьбе. Его просьба о защите лишь распалила горделивую спесь генерала: «Знаете ли вы, кому это говорите? понимаете ли вы, кто стоит перед вами? понимаете ли вы это, понимаете ли это? я вас спрашиваю». После подобного отношения Башмачкину сделалось плохо. Равнодушие «значительного лица» слилось со злым холодом природы, и домой он вернулся совсем обессиленный и больной.

    Страшное душевное потрясение от человеческой несправедливости и жестокости приводит к тому, что герой заболевает и умирает: «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное». Но в предсмертном бреду он переживает еще одно «озарение», произносит никогда не слыханные от него ранее «самые страшные слова».

    Со смертью героя сюжет повести не обрывается. Теперь начинается возмездие, бушуют вышедшие на поверхность жизни стихии. Умерший Башмачкин превращается в мстителя и срывает шинель с самого генерала. Автор прибегает здесь к фантастике для того, чтобы глубже раскрыть протестующее, бунтарское начало, таившееся в робком и запуганном человеке, представителе «низшего класса» общества.

    Повесть Гоголя наполнена символическими образами, помогающими наиболее ярко раскрыть основную идею произведения - черствость, равнодушие, бездеятельность властей по отношению к простому человеку. Так, символичен образ генерала, изображенного на табакерке Петровича, «генерала, какого именно, неизвестно, потому что место, где находилось лицо, было проткнуто пальцем и потом заклеено четвероугольным лоскуточком бумажки». Это символ власти, потерявшей лицо, утратившей «образ Божий». Характерным является и образ будочника, который видел собственными глазами, «как показалось из-за одного дома привидение... он не посмел остановить его, а так шел за ним...» Этот образ - образ блюстителя власти на самом низшем, но и самом беспокойном ее уровне, пассивно бредущего за разбушевавшейся стихией - также глубоко символичен.

    Основную мысль этой повести Гоголь позже развивает в «Выбранных местах из переписки с друзьями». Это помогает нам глубже понять замысел произведения: «...у редкого из нас доставало столько любви к добру, чтобы он решился пожертвовать из-за него и честолюбием, и самолюбием, и всеми мелочами легко раздражающегося своего эгоизма и положил самому себе в непременный закон - служить земле своей, а не себе, помнить ежеминутно, что взял он место для счастия других, а не для своего». Таким образом, этот вывод, заключенный в подтексте «Шинели», касается не только маленького человека, мелкого чиновника, не только «значительного лица», но и всего Российского Государства во главе с самим Государем.

    Другие сочинения по этому произведению

    Маленький человек" в повести Н. В. Гоголя "Шинель Боль за человека или насмешка над ним? (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») В чем смысл мистического финала повести Н.В. Гоголя «Шинель» Значение образа шинели в одноименной повести Н. В. Гоголя Идейно-художественный анализ повести Н. В. Гоголя «Шинель» Образ «Маленького человека» в повести Гоголя «Шинель» Образ "маленького человека" (по повести \"Шинель") Образ “Маленького человека” в повести Н. В. Гоголя "Шинель" Образ Башмачкина (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») Повесть "Шинель" Проблема "маленького человека" в творчестве Н. В. Гоголя Ревностное отношение Акакия Акакиевича к «выписываемым завитушкам» Рецензия на повесть Н. В. Гоголя «Шинель» Роль гиперболы в изображении Башмачкина в повести Н. В. Гоголя «Шинель» Роль образа «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель» Сюжет, герои и проблематика повести Н.В. Гоголя "Шинель\" Тема \"маленького человека" в повести \"Шинель" Тема «маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя Трагедия "маленького человека" в повести \"Шинель" Характеристика образа Акакия Акакиевича (Н.В.Гоголь «Шинель») Тема «Маленького человека» в повести Н.В Гоголя «Шинель» Характеристика образа Башмачкина Акакия Акакиевича Трагедия маленького человека в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя Тема «маленького человека» в произведениях Н. В. Гоголя («Шинель», «Повесть о капитане Копейкине»)
    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
    Каково значение кровеносной системы
    Разделка говядины: что выбрать и как готовить?