Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Город мастеров — декоративно-прикладное творчество. Внеклассное мероприятие для школьников

В нашей школе традиционно в течении всего учебного года проводятся предметные недели. При проведении недели изобразительного искусства целесообразно организовывать выставки детского творчества, а также проводить открытые уроки и внеклассные мероприятия.

Предлагаю вашему вниманию сценарию одного из таких мероприятий.

Цель:

а) Способствовать формированию представлений у учащихся о роли изобразительного искусства в жизни людей. Выявить степень усвоенности изученных тем по изобразительному искусству.

б) Способствовать эстетическому и трудовому воспитанию, формированию у детей художественного вкуса. Развить доверие и взаимопомощь.

в) Организовать ситуации для развития интеллектуальных способностей и эмоциональной активности.
Оборудование: магнитофон, кубики с рисунками, карандаши, бумага.

Зал оформляется двумя секциями для участников. На сцене художественные атрибуты. По бокам репродукции картин художников, рисунки учащихся.

Звучит музыка «Мы начинаем КВН», команды занимают свои места.

Команды демонстрируют домашнее задание.(название команды, песня, девиз, эмблема).

Каждой команде раздаются одинаковые кроссворды.

  1. Инструмент художника.
  2. Вид графики.
  3. Краски, которые растворяются водой.
  4. Мягкий минерал для рисунка.
  5. Цвет по-другому.
  6. Прикладывание, наклеивание.

Команды поочередно вытаскивают бочонки из мешочка и отвечают на вопросы, соответствующие номерам бочонок.

Вопрос 1 . Что такое рисунок? Дайте его определение. (Рисунок - структурная основа любого изображения: графического, живописного, скульптурного, декоративного).

Вопрос 2 . Дайте определение живописи. (Живопись - означает писать жизнь, писать живо. Живопись - это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль).

Вопрос 3 . Перечислите художественные материалы, применяемые для рисунка. (мел, карандаш, сангина, уголь, пастель).

Вопрос 4 . Назовите выдающихся художников русской и зарубежной школ рисунка. (Выдающиеся художники русской школы рисунка: О. Кипренский, К. Брюллов, Н. Крамской, М. Врубель, Б. Кустодиев, В. Борисов-Мусатов. Зарубежной школы: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан, Дюрер, Рембрандт, Рафаэль, Доре).

Вопрос 5 . Он был одновременно механиком, архитектором, скульптором, химиком, анатомом. О каком художнике идет речь? (Леонардо да Винчи).

Вопрос 6 . Что такое пейзаж? Дайте краткую характеристику. (Пейзаж - местность, страна, родина. Жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта).

На картине у зимы

Все бело от снега.

Поле, дальние холмы

Изгородь, телега.

Но порой блеснут на ней

Средь поляны ватной

Красногрудых снегирей

Солнечные пятна.

Ведущий. - Пока наши участники занимаются рисунком. Я обращаюсь к зрителям. Вы должны ответить на мои вопросы.
Вопрос 1 . Назовите художника-пейзажиста, среди его работ есть такие картины, как «Корабельная роща», «Рожь». (И.И.Шишкин).

Вопрос 2 . Как называют художников, которые рисуют животных? (анималисты).

Вопрос 3 . Кто изображен на картине Васнецова « Три богатыря»? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович ).

Вопрос 4 . Кем был по происхождению Илья Муромец? (Крестьянский сын)

Каждой команде раздается одинаковый набор кубиков с рисунками и за определенное время они должны собрать рисунок.

Ведущий: А в это время я прочту зрителям историю одного предмета.

Еще в средние века пастухи английского графства Кумберленд замечали, что у озера Верхний Борроудейл белоснежные овцы трутся об скалы и становятся … Решили, что это «пачкается» свинец, выходящий на поверхность. В XVI в. обломки породы приспособили для письма. Очень быстро слова о пачкающихся скалах докатились до Лондона, территорию у озера огородили и начали добывать «свинец» для правительственных нужд. В 1761 г. в немецком городе Нюрнберге некий господин Каспар Фабер открыл фабрику, где «свинцовые» стержни заключили в деревянную оболочку и с тех пор облик этого предмета почти не изменился.

Ярмарка народных промыслов

Вид деятельности: внеклассное мероприятие, входящее в систему образовательного и воспитательного процесса на основе знакомства учащихся с традициями народной культуры их участия в занятиях декоративно-прикладным искусством.

Цель: познакомить детей с народным декоративным искусством – неиссякаемым источником мудрости и красоты.

задачи:

Воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире;

Развивать нравственные и эстетические чувства;

Знакомить учащихся с русскими народными ремеслами, древними корнями народного искусства;

Воспитывать потребности в овладении русскими народными ремеслами;

Развивать художественно-творческих способностей учащихся в области декоративно-прикладного искусства;

Развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала учащихся;

Воспитание личности ребенка, знающей, уважающей историю и традиции своего народа;

Сплочение коллектива класса, школы;

Органичное включение родителей в образовательный и воспитательный процесс;

Использование в работе разнообразных и доступных детям форм и методов работы;

Развитие любознательности и познавательного интереса учащихся;

Создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения учащегося.

Оборудование: самовары, скатерти, салфетки, деревянная и глиняная утварь, народные русские костюмы, вышивки, кружева, рушники, поделки.

Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь прекрасную музыку, прикоснешься к истинным творениям русского народа.

Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.

Для того чтобы любить, необходимо все это видеть и знать.

В России народных художественных промыслов великое множество, вот и сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.

Ском1 Почтенные и молодые, полные и худые –
Мы рады гостям, как добрым вестям!
Всех привечаем, душевно встречаем, на ярмарку приглашаем!

Ском2 - Здравствуйте, гости дорогие,
Малые и большие!
У нас сегодня ярмарка - шумный базар.
Здесь найдёте на любой вкус товар!

Что же у тебя там за товары? Парень ты хваткий и зазываешь без оглядки.

А, может, у нас самих есть товары не хуже?

Да у тебя и сноровка не та.

А на моём прилавке береста.

Берестоплетение
Письмена сохраняла от лжи береста

И служила художнику лучше холста.

К белизне этой нежно щекою прильну,

Уносясь от реальности в ту старину.

Белая береза... Пожалуй, это самое любимое дерево в России..

О белоствольной красавице сложено много песен, легенд, чудесных сказок, с ней связаны и старинные обряды.

Береста как простой материал издавна использовалась для изготовления различных бытовых и художественных изделий. Собирают бересту ранним летом, когда в дереве прекращается движение сока. До наших дней дошли берестяные грамоты, найденные при раскопках в Великом Новгороде и других городах России. Берестяные изделия украшались росписью, резьбой. Берестяные промыслы были широко распространены на всей территории нашей страны.

В старину главным источником света в доме служили березовые лучины. Дегтем из березовой коры смазывали оси колес у телеги, чтобы не скрипели. Березовыми почками лечили разные хвори. Но было у березы еще одно очень важное дело - дарить людям красоту. Издавна на Руси из бересты делали нужные для хозяйства и удобные вещи - плели корзины и короба. А в берестяных туесах хранили мед и ягоду, сметану и масло... В такой «упаковке» все долго оставалось свежим. А еще из бересты делали шкатулки и ларцы, всевозможные коробочки, посуду и даже лапти. Яркими, веселыми красками их расписывали: рисовали цветы и ягоды, зеленые веточки и сказочных птиц, зверей невиданных или хорошо знакомых. Иногда под кистью мастера рождалась настоящая картина.

Береста - прекрасный материал для вырезания острым ножом тонких кружевных узоров. Кажется, что эта красота сплетена умелой кружевницей! Такими ажурными берестяными «кружевами» украшали шкатулки, ларцы, пудреницы и коробочки, вазы и стаканчики. Для красоты в ажурное кружево вставляли цветную фольгу.

О берёзе слагали песни и любили водить хороводы.

Ну, теперь, честной народ
На ярмарку, да в хоровод!
Хоровод «Во поле берёзка стояла»

Не скучай, сидя на лавке,
Покупай, и млад, и стар!

Тульский славный мой товар!

Металлообработка.

Кузнечное дело получило широкое распространение на Руси в 17-18 веках. Издавна оно было окружено различными поверьями. Считалось, что кузнецы находились под покровительством бога Сварога и могли врачевать болезни, ворожить и отгонять нечистую силу. Мастера выполняли чеканки, заказы для сельского хозяйства, оружие и другое.
Чеканка - способ обработки металлов давлением, при котором на заготовку наносят неглубокий рельеф путем сильного нажатия инструментом, имеющим выступы.

Тула - один из старейших промышленных центров "России”. В 17 веке возникли первые в России железоделательные заводы. Тульский кузнец Никита Демидов построил две домны и молотовые мастерские. Вслед за Демидовыми металлургические заводы в Тульском крае основали также и другие казенные тульские кузнецы.

В Туле стало развиваться кузнечное дело. С конца 17в. стали известны тульские мастера оружейного дела. Одним из важнейших мероприятий правительства Петра Iпо дальнейшему развитию и улучшению оружейного производства в России Тула стала центром ремесла. В 1712 г. по указу Петра I в Туле был основан государственный оружейный завод. Оружие русских мастеров славилось не только в России, но и за её пределами.

Тары-бары-растабары Есть хорошие товары!

Тары-бары-растабары.Продаются самовары!

1.Посидеть за самоваром

Рады все наверняка.

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока!

2.Самовар поет, гудит.

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар

Наш красавец самовар!

Самовар – исконно русское изобретение. Долгое время считалось, что впервые появился он в Туле. Есть документ – подтверждение, что именно в Туле в 1778 году мастер Назар Лисицын открыл первую в России самоварную мастерскую. Через тридцать лет таких мастерских было уже 8, а к 1850 году – аж 28! Недаром Тула называется самоварной столицей!

Тула Тулой, но есть свидетельства, что первые в России самовары были изготовлены примерно в 1740 году на Урале, на Иритинском заводе. И были они не только металлические, но и из фарфора, из фаянса и даже из хрусталя. Кстати, русские солдаты, придя в 1813 году в Париж (в войне с Наполеоном), подарили самовар Европе.

Чем хорош самовар?

В летнюю жару не надо печь топить, чтобы воду согреть. А чай прежде пивали неспешно, дюжинами чашек, с разговорами и пересудами, особенно после баньки. Чаем трапезу начинали, а потом в продолжении обеда, и чаем трапезу заканчивали.

Для мастера – самоварщика самовар не просто изделие, он – произведение искусства. Каждый мастер стремился придать самовару особую форму, украсить его чеканкой, гравировкой, сканью и эмалью, чернью или росписью.

Все сюда!

Все сюда!

Зазывала 1: - Здесь распродажа как всегда!

Зазывала 2: - Всем, всем продаём!

Зазывала 1: - По дешёвке отдаём!

Чтобы чая вкус запомнить, на подносе его пьём!

Жёстово.

Металлические подносы с яркой декоративной росписью. Начало этому своеобразному искусству было положено в конце 18 века.

Жостовская декоративная роспись является оригинальным видом русского народного художественного творчества. На протяжении двух веков многими поколениями жостовских мастеров разрабатывались своеобразные живописные, композиционные и технические приёмы исполнения цветочной росписи на лаковой основе металлических кованых подносов.

Главная тема украшения жостовских кованых подносов это букеты цветов, гирлянды, своеобразные натюрморты. Роспись выполняют приемами свободного кистевого мазка, без предварительного нанесения рисунка. Объемы цветов и листьев как бы вырастают из глубины фона. Это делают путем постепенного перехода от темных тонов к более светлым. В жостовской росписи цветы как будто оживают.

Роспись производится по черному фону, применяют и красный и синий и другие цвета. Яркие букеты, композиции из роз, пионов, тюльпанов поражают своей красотой, рождают чувство уважения к мастерам.

Зазывала 2: - Подваливай валом! По дешёвке продаём!

Чуть не даром отдаём!

- Товар достоин любого молодца,

Привезли его из славного Городца.

Городетская роспись.

Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Посмотрите на роспись – сочность красок манит.
Городецкая роспись душу нам веселит.

На высоком берегу Волги стоит древний Городец. По преданию, основал его еще в XII веке князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость.

Жители Городца и окрестных селений славились как умелые плотники, резчики по дереву. Они строили корабли и щедро украшали их резьбой и красивой росписью.
Со временем городецкие мастера стали расписывать не только прялки, но и ларцы- шкатулки, сундуки, мебель, посуду и деревянные игрушки. Городецкая роспись - веселая, праздничная. Цвета - черный, красный, синий, зеленый, коричневый, белый - на любой вкус!
...Гуляют дамы с модными зонтиками, веселая компания уселась в повозку, поет женский хор, и, конечно же, любители почаевничать расположились в трактире за большим столом. С доброй улыбкой, наверное, делал свою работу городецкий мастер и дарил нам ее вместе со своим изделием.

    Городецкая роспись - русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец.

    Яркая, лаконичная городецкая роспись(жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой

Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Он очень разнообразен - от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха.

Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены.

Зазывала 2: - Ну что за товар! И тот хорош, И другой хорош! Выбирай который хошь!

Зазывала 1: - Диво дивное, чудо-чудное, а не товар! Гляди какой узор!Хохлома порадует ваш взор.

Хохлома.

Кисть хохломская! Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты, как душа у народа, красива,
Ты, как и люди служишь Отчизне!

Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трехпалым
Земляника цветом алым.

Засияла, поднялась,
Сладким соком налилась.
А трава, как бахрома,
Золотая хохлома!

Хохлома́ - старинный русский народный промысел, родившийся в 17 веке в округе Нижнего Новгорода.

    Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным, желтым) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.

Прекрасна осенняя пора... Выглянет солнышко из-за темных туч, и сразу лес вспыхнет чудесным огнем. А это уже не осенний лес, но такая же нарядная, красочная деревянная посуда, которой издавна торговали на веселых ярмарках в старинном селе Хохлома. Будто это не обыкновенные деревянные миски да ложки, ковши-братины да чаши, а золотые! Такую посуду и на царский стол поставить не зазорно. Нарисованы на ней травы, листья, цветы, сказочные жар-птицы, чудесные рыбы. Но не для царских столов создавали мастера посуду с хохломской росписью, украшала она крестьянские праздники. Хозяйка выставляла ее для дорогих гостей. Пусть и не богатое угощение, но от всей души...
Как же появилось это диво дивное - «золотая хохлома»? Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец.

Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название - «золотая хохлома». А сделать настоящую хохлому совсем не просто. Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, что гончары лепят. А потом еще надо ее льняным маслом пропитать. А золота для «золотой Хохломы » и не требуется! Этот секрет знали еще иконописцы Древней Руси. Вместо дорогого золота, натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки ». И происходит чудо: деревянная расписная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!

Зазывала 1: - Подходи, честной народ, Дед корову продаёт.
Не корова – просто клад, Покупай, коли богат!

Инсценировка.

Дуйте в дудки, бейте в ложки,
В гости к нам пришли матрёшки,
Ложки деревянные, матрёшечки румяные!

Матрёшки

Русских много есть игрушек, и коней и погремушек,
Разноцветные флажки, расписные сундучки.
Есть ещё одна игрушка, все похожи друг на дружку.
И живут они друг в дружке –
Это русские подружки.
За долгие века существования русского государства народная мудрость закрепилась в пословицах, поговорках. Русский народ славится своей выдумкой, фантазией, трудолюбием. У русского народа золотые руки. Эти руки сотворили игрушки, которые и поныне живут в наших домах.

Матрёшке чуть больше 100 лет. Биография её начинается с одного незначительного случая. Есть в Подмосковье старинное село Абрамцево. В 18 веке усадьбу купил богатый человек, которого звали Савва Мамонтов. Он организовал мастерскую художников, музыкантов, артистов.
И вот однажды к обитателям Абрамцева попала японская деревянная кукла. Это была фигурка добротного лысого старика. Изображала она мудреца. И звали его фукурума.

Но кукла эта была не простая. Фукурума раскрывался, и в нём находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Эти фигурки понравились всем, и они послужили прообразом нашей матрёшки.
В России было игрушечное царство, а находилось оно в Троице-Сергиевском Посаде. И вот оттуда был призван лучший мастер игрушечных дел Звёздочкин. С большим старанием вручную, изготовил он первую модель. Вот так явилась миру новая игрушка. Окрестили её матрёшкой. Затем она появилась на базаре. Она привлекала внимание покупателей своей оригинальностью, стала пользоваться популярностью и спросом.

Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах на столе у нас живут
Всех матрёшками зовут.
Такое удивительное зрелище завораживало не только детей, но и взрослых. И тому есть объяснение. В 1904 году приходит заявка на изготовление и продажу матрёшек для Парижа. С этого момента начинается массовый вывоз русских матрёшек за границу. В 1913 году для выставки игрушек в Петербурге была выполнена 48 –местная матрёшка. Игрушку полюбили всюду.
- Тары-бары-растобары, //Есть хорошие товары!

Привезли сюда //Товары самые модные,

Русские народные, //Для наших гостей //Со всех волостей!

Аж, поёт душа, гляди как Гжель хороша!

Гжель

    Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
    Животные и птицы невиданной красы.
    Деревня в Подмосковье прославилась теперь.
    Известно всем в народе ее название – Гжель.
    Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
    Не встретите на свете вы красоты такой.
    Голубизну небесную, что сердцу так мила,
    Кисть мастера на чашку легко перенесла.
    У каждого художника есть свой узор любимый
    И в каждом отражается сторонушка родимая.

Гжель - один из традиционных российских центров производства керамики, находящихся под Москвой.

Секреты красоты таятся в самой природе. Происхождение слова «Гжель» краеведы связывают со словом “жечь”, которое имеет прямое отношение к промыслу – изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. Так и распространилось на всю округу это название, где и развивался народный керамический промысел.

Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты в 14 веке. Затем это название повторяется в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного.

Издавна Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины 17века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая глина годится к аптекарским сосудам». Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу для медицинской посуды.

Мастера Гжели постоянно находились в поиске нового. Примерно до 14 века в Гжели изготавливали гончарную посуду для крестьянского быта. Посуду и игрушки делали из белой глины, наносили орнамент синей краской и покрывали лаком.

Зазывала Полюбуйся - гребешки, расписные петушки. Небольшой расход, подходи, честной народ!

Дымково

    О древней дымковской игрушке поведем сейчас рассказ.
    В Дымково любили песни, пляски, в селе рождались чудо-сказки.
    Вечера зимою длинные и лепили там из глины.
    Все игрушки не простые, а волшебно расписные.
    И пошла о Дымке слава, заслужив на это право.

Символическое значение дымковской игрушки, ее языческие корни лежат в основе тематики сюжетов игрушек. Лепка изделий - процесс творческий и описать все тонкости его задача сложная.

Самая многочисленная группа дымковских игрушек - игрушки-свистульки. Лепили их изначально по желанию души и использовали по своему прямому назначению, в качестве игрушек для крестьянских детей. К образам любимых домашних животных присоединялись сказочные образы, становившиеся оберегами. С развитием игрушечного промысла, они изготавливались большими партиями к праздничным ярмаркам в особой дымковской пластике.

Среди фигурок людей в ассортименте игрушек заметно преобладают женские персонажи - няни-кормилицы, барыни, барышни, водоноски, модницы - дамы в корсетах и кринолинах, в шляпках, под зонтиками, разряженные няни с младенцами на руках.

Праздничный облик игрушек создавался росписью по меловому белому фону, в основе росписи - геометрический орнамент и яркая, контрастная цветовая гамма, дополняемая наклеенными кусочками золотистой фольги. Игрушки покрывали ослепительно белым слоем мела, разведенного на снятом молоке, а затем по этой побелке сухими анилиновыми красками, растертыми на яйце, разведенном уксусом или перекисшим квасом, выполняли яркую многоцветную роспись.

До сих пор фигурные сосуды, игрушки, керамическую посуду делают во многих городах и селах (Филимоново, Торжок, Сергиев Посад и др.).

Продавец: -Полотенца, рушники, наряды

Для молодушек – шали, Сами вышивали! Шелк, атлас Весь девичий припас!

Вышивка.

Вышивальщицы–люди особой породы
У них свои чаяния и невзгоды
Желанья – что б нитки хватило на ряд
Иголки в руках у них просто горят…

Искусство вышивания имеет многовековую историю, оно начало развиваться в 9-10 веках. Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей.

Крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое к свадьбе (куда входило большое количество рубах, передников, сарафанов, до 20 полотенец, подзоров и столешников) и украсить их яркой, многоцветной или белоснежной вышивкой. Соответственно своему назначению каждая рубаха имела особый характер декоративного украшения.

Перед свадьбой на выставке приданого по количеству холста, по совершенству вышитого узора односельчане оценивали трудолюбие невесты, ее способность к домашнему ремеслу. По вещам, выполненным руками невесты, определялось, какая хозяйка входит в дом.

Вышивка выполнялась разным способом - росписью, крестом, счетной гладью, набором. В разных регионах вышивали свои особенные узоры и орнаменты.

Каждая вышивка имела свое назначение. Вышивки на рубахах располагалась на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. по вороту, рукавах, подолу) и выполняли роль оберега. Расположение узора и приёмы вышивки были органически связаны с формой одежды, которую шили из прямых кусков ткани.

В вышивке полотенец нашли свое отражение идеи, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до 2-й половины XX века сохраняются древние символы.

Вышиванием занимались в зимнее время. Собирались девушки и женщины вместе в одной избе, занимались рукоделием, при этом напевая песни.

Зазывала 1:

Обратите на нас внимание, на наши усиленные старания:

Привезли товару дешёвого, Ценой доступного и грошового!

Зазывала 2 : - Не товар, а сущий клад! Забирай нарасхват!

Зазывала 1: - Глядите, не моргайте, Рты не разевайте,

Всех красавиц в кружева одевайте!

Кружева.

Работы русских кружевниц славятся во всем мире. Тонкость, рельефная скань, обилие сквозных элементов, декоративная отделка ячеек фона, изысканность делает кружево уникальным. В свободных растительных узорах сцепного кружева мастерицы стремятся передать реальные формы цветов, листьев, плодов, морозные узоры. Особенностью кружева является изысканность, легкость, воздушность. Кружево мастерицы плели на коклюшках(деревянных палочках), сплетая узор, также на спицах и крючком. Центром была Вологда.
Издавна искусство плетения кружев было излюбленным народным ремеслом. В старинных русских летописях есть упоминание, что мастерство кружевного плетения встречалось еще в 8 веке. Кружевные фабрики, основанные на труде крепостных мастериц, славились своими изделиями и далеко за пределами нашей Родины.
Покупай от души, вот товары хороши!

Ворон не считайте, платки покупайте!

Платки.

Город Павловский Посад

Славен мастерами,

Знают люди: стар и млад

О платках с цветами.

А на Руси женщины до конца XVII века покрывали голову белым льняным полотенцем с вышивкой – убрус, который постепенно уступает место разноцветному платку. Слово «платок» исконно русское, «плат» – кусок ткани. А спустя еще 100 лет в русском языке появляется персидское слово «шаль», означающее большой узорный платок.

Шали, привезенные из Индии, стоили баснословно дорого. И эта дороговизна вполне объяснима: над обычной шалью три ткача трудились несколько месяцев, а сложную, с замысловатым узором, ткали от полутора до четырёх лет.

Мы знаем, что, начиная с середины 19 века, оренбургские пуховые изделия не раз удостаивались медалей на Всемирных промышленных выставках в Лондоне, Чикаго, Брюсселе. Размером 3,5м х 3,5м, лёгкие ажурные паутинки поражали своей красотой и тонкостью – платок можно было продеть сквозь золотое колечко и уместить в скорлупе гусиного яйца.

Международная слава русских оренбургских шалей началась с первой Всемирной промышленной выставки в Лондоне (1851). Их выполняли в сложнейшей технике двустороннего ткачества, то есть шали не имели изнанки, и их можно было носить на обе стороны. Позднее эту технику освоили и в других европейских странах.

Шали эти были созданы руками крепостных девушек в мастерских помещиков Нижегородской губернии. По качеству эти изделия ни в чем не уступали индийским образцам. Для ткачества пряли нити из пуха сайгаков и шерсти тибетских коз. Пряжа была так тонка, что волос в сравнении был толще.

Шали были чудом ремесла. За год в мастерских выпускалось примерно 16 шалей. И изготовление их стоило здоровья молодым ткачихам, их трудовой век оканчивался задолго до наступления 30 лет: потеряв зрение, они считались непригодными для ткачества. Для крепостной это было выкупом за свободу: каждую шаль, имевшую десятки оттенков, две мастерицы ткали от полутора до двух лет, и стоила она целого состояния - до 32 тысяч рублей.

Наши русские шали в начале 19 века по сложности узора, изысканности расцветки и качеству ничуть не уступали европейским образцам, а порой превосходили их.

С середины 19века, в России начинают массово производить шали с набивным рисунком, которые были гораздо дешевле тканых. И тогда шаль становится достоянием всего народа, прочно войдя в быт всех слоёв русского общества. Теперь ею обладают не только дворянки и богатые купчихи, но и мещанки, и крестьянки.

Большой популярностью пользовались изделия из города Павловский Посад Богородского уезда Московской губернии. Рисунок на платочную ткань наносили деревянными резными формами.

Надо заметить, что история ремесла набивки, на Руси довольно давняя. Этот способ декорирования ткани был известен нашему народу еще в 11-12 веке, ткани окрашивали и по цветному фону набивали узоры. Старинная русская набойка делалась масляной краской по льняному холсту. Из набивной ткани шили не только одежду, но и церковное облачение, занавески, шатры и знамена.

Так как узор наносили на холст резными досками (а для того чтобы краска лучше впитывалась в ткань, по деревянной форме били молотком), – возникли термины «набойка» и «набивка».

Мамаша: - Приехали мы на ярмарку погулять И подарки выбирать.

Сестрицы (хвастаясь ):

По ярмарке весь день ходили, Ни про кого не забыли!

Сказать, что мы купили?

Родному батюшке -туесок!

Любимой матушке - платок,

Посередине - золотой цветок!

Братьям – свистульки!

Маленьким сестрицам – По вышитым рукавицам!
-Я купила расписные подносы да гребень себе в косы.

А я купила ненаглядных матрёшек да пару дорогих серёжек.

Мамаша : - Я сыночке Ванюшке купила Дымковские игрушки и другие погремушки.

Сестрицы: - А на остальные пятаки всем купили крендельки, и для всех соседей - разной прочей снеди.

Кроссворд.

Вопрос 1

Живут эти прославленные мастера недалеко от города Нижний Новгород, на маленькой речушке Полховке. Делают они в основном игрушки, грибки-копилки, птички-свистульки. Но особенно эти умельцы любят делать одну замечательную, всеми любимую игрушку, которую знает весь мир. Отгадайте, что это за игрушка?

Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.(Матрешка. Мастера из Полховского Майдана.)

Вопрос 2

Эту посуду делают из фарфора, а расписывают ее только голубой и синей красками. Где делают эту красивую посуду?(В Гжели.)

Вопрос 3

Эти игрушки любимы всеми. Они очень яркие и нарядные. Про них народ написал немало прибауток, считалок, загадок. Отгадайте загадки:

– Зонтик грибком,
Руки крендельком.
Ходит девица-красавица пешком.(Дымковская барыня.)

– Бока крутые, рога золотые,
Копыта с оборкой,
На спине Егорка.(Баран с мальчиком.) Где делают эти изделия? (Дымково.)

Вопрос 4

На берегу Волги мы попали в удивительный мир русской сказки, созданной руками мастеров. Эти умельцы делают мебель, удивительно красивые ларцы, шкатулки, прялки, детские игрушки, а изображают на них сказочных птиц и быстрых коней. Особенно же любимы мастерами изображать картины.
Где развивался этот промысел? (Городец.)

Вопрос 5

Есть в Подмосковье деревня, жители которой уже более полутора веков владеют мастерством украшения всего одной вещи – подноса.
Под кистью народных мастеров – умельцев живописцев этот предмет стал художественным произведением.
Собранные в букеты и вольно раскинувшиеся на блестящем черном фоне садовые или полевые цветы несут людям радость жизни, поэзию вечного цветения природы. Где этот народный промысел?

(Жостово.)

Вопрос 6

Эти изделия ярки и красочны, словно пронизаны солнцем. Роспись этой посуды выполняется кистевыми приемами без предварительного нанесения контура рисунка. Основной прием росписи – «травный», основные цвета: красный, чёрный ижёлтый. Откуда пришли к нам эти горящие золотом ложки, туески, плошки? Эту посуду знают во всем мире. А вы ее, ребята, узнали? (Хохлома.)

Вопрос 7

Вьется ниточка льняная –
Не простая:
Образует она
Кружева. Где делают кружева? (В Вологде.)

Зазывала Мы сегодня здесь кончаем.

С этого базара на другой переезжаем!

И мы торговлю закрываем, восвояси уезжаем!

Зазывала: - А теперь позвольте отдать вам

Наше нижайшее почтение,

Поблагодарить за посещение!

Приходите в другой раз. Уважим!

И одно вам скажем,

Ведущий 1: - Купцов здесь было немало, Зато было много товара!

Ведущая 2: - Мы с вами, гости дорогие, не прощаемся, а говорим всем:

Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям.
Пришло время расставанья,
Спасибо! До свидания!

«МАГИЧЕСКАЯ ПРИТЯГАТЕЛЬНОСТЬ СОЛОМКИ, ТРАДИЦИИ РИТУАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ С СОЛОМОЙ. ОТ ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ ».

Цели:

Ознакомить и формировать у детей представления истории возникновения промысла и применения соломы в быту;

Развивать познавательный интерес, память, внимание, чувство товарищества, смекалку ;

Воспитать самостоятельность, умение работать в парах, группой, бережное отношение к выполненным работам.

Задача:

обогатить кругозор детей знаниями об истоках русской культуры, обрядах, играх, дать понятия обучающимся о магической притягательности соломы.

Методы:

словесные, наглядные, практические.

Форма мероприятия:

Нетрадиционная, игра- викторина

Возраст детей: 7-12 лет.

Место проведения: учебныйкабинет декоративно-прикладного творчества.

Оборудование мероприятия: столы, стулья, компьютерная техника, видеопроектор, выставка работ из соломки, солома разных видов, наглядные пособия.

Ожидаемые результаты мероприятия: проникновение детей магическими свойствами соломы, усвоения новых знаний обучающихся и стремление к творчеству.

План занятия:

1.Организационный момент.

2. Сообщение новых знаний по теме в форме презентации, рассказа.

3. Конкурсная программа. Игра - викторина. Гадания.

4.Подведение итогов мероприятия.

1. Организационный момент.

Психологический настрой обучающихся на восприятие нового материала, готовность детей к занятию.

Педагог предлагает обратить внимание на выставку работ в кабинете.

Знакомит обучающихся с целями и задачами мероприятия.

Ход мероприятия.

2. Сообщение новых знаний.

Рассказ иллюстрировано-повествовательный .

В плетении из соломки есть какая-то магическая притягательность. Это солнечный, теплый материал будто имеет колдовскую силу и тот, кто однажды попробовал сплетать соломинки, становится страстным поклонником этого художественного ремесла.

Плетение из соломки - древнейшее среди ремёсел. Как только люди научились выращивать злаковые растения - пшеницу, ячмень, рожь у крестьян появился источник сырья - солома, которая нашла многообразное применение в жизни земледельцев.

Солома шла на корм и подстилку скоту, в неурожайные годы мелко нарубленную солому подмешивали в хлеб. Из соломы шили лапти, набивали матрацы, из неё люди научились изготавливать корзины, половики, различные ёмкости для хранения зерна и муки, а также шляпы и многое другое. Солома обувала и согревала крестьянина, служила ему постелью.

(Ребята, какие вы знаете поговорки и пословицы о соломе?)

Но солома представляла для крестьянина не только материальную ценность. Все земледельческие народы наделяли стебли злаковых растений особой духовной сущностью - верили, что в них заключён дух божества хлеба, хлебного поля, сила его плодородия.

Считалось что колосья и солома, сжатые при соблюдении особых ритуалов, способны оказывать магическое влияние на жизнь земледельцев.

Вот созрел урожай, и крестьяне приступали к жатве. Из первых сжатых колосьев плели венки и украшали ими головы девушек-жниц.

Хлеб жали вручную с помощью серпа или скашивали косой, связывали в снопы или кули и составляли в скирды для просушивания.

Повсеместно существовал обычай украшать первый «зажиночный» сноп, который хранили дома до нового урожая и так же приносили в церковь.

У каждого народа жатвенные венки имели свои особенности и названия. Народы Востока плели венки под названием «арабская клетка». В Европе земледельцы называли свои жатвенные украшения «жито», «амулет».

Эти украшения подвешивались в доме на стене под потолком, где и висели до следующей жатвы, пока не заменялись новыми.

Крестьяне верили, что в последнем снопе присутствует дух хлеба, который может олицетворяться в образе человека или животного, поэтому делали соломенные чучела из последних колосков.

(Ребята, назовите пожалуйста, какие вы знаете пословицы и поговорки о хлебе)

Обычай оставлять на поле в залог будущего урожая несжатыми последние колоски у многих европейских народов имеет также свое декоративное выражение. Зачастую колоски сложно сплетались между собой, украшали их лентами и цветами. Этот пучок колосьев называли «бородой» или «Божьей бородой»

Когда-то этим действиям придавали магический смысл, а со временем это превратилось в символическую традицию.

Магические атрибуты становились все искуснее, воплощаясь в сложных приёмах плетения.

В древние времена наши предки, стремясь умилостивить богов, от которых по их представлениям зависел урожай, приносили на полях человеческие жертвы. Но общество развивалось, и человеческие жертвоприношения заменились символами. Материалом для их изготовления стала служить солома.

Пучки и жгуты соломы связывали, сплетали и придавали им очертания человеческой фигуры. Эти фигуры были мастерски свиты, сплетены и украшены.

Ещё один народный обычай - ряженье в солому. У Восточных славян это событие приходилось на период зимне-весенних праздников - Рождество, Масленицу, Пасху. У других европейских народов это было непременным элементом народных карнавалов.

Поляки и словаки покрывали ряженых соломой с ног до головы, оборачивали их снопами, обкручивали соломенными косами, называли их «соломенный дед». Обязательной деталью костюма ряженых была конусообразная шапка из соломы.

Древние верования в народной культуре тесно связаны с христианскими обычаями. На Рождество у европейских народов было принято делать «Паука» из соломенных трубочек, нарезанных из лучших стеблей соломы. «Паука» из соломы на Рождество делают в честь рождения Христа, который был рожден в хлеву и положен в ясли на солому. В Белоруссии в честь этого события делают «паука» в виде звезды, которая символизирует Вифлеемскую звезду, которая взошла на небе в честь рождения Христа.

Ажур соломенной конструкции напоминает настоящую паутину, сотканную пауком. У многих народов паук является героем космогонических мифов, повествующих о создании мира, а паутина представляется образом космической ткани или путеводной спасательной нити, соединяющей небо и землю. Наиболее распространены «пауки» пирамидальной формы. Ученые пришли к выводу, что пирамида- это идеальный, энергетически завершённый объект, который транслирует человеку космическую энергию и конденсирует его энергетическое поле. Соломенный «паук» подвешивался под потолком над столом напротив икон, он постоянно «парит» в воздухе и изгоняет все плохое из дома. Многие говорят, что под сенью соломенной пирамиды появляется чувство физического облегчения и спокойствия.

Соломенный «паук» является только частью рождественских обрядов, связанных с соломой. Праздник Рождества празднуется в период зимнего солнцеворота. По древним языческим представлениям, именно в этот период солнце поворачивает с зимы на лето, начинается пробуждение природы. В этот период все мысли крестьян обращены к будущему урожаю. Поэтому солома и необмолоченный сноп, были непременной принадлежностью крестьянского Рождества.

3. Конкурсная программа. Игра-викторина. Гадание.

На соломе гадали, подбрасывая её к потолку - чем больше соломин зацепится за балки потолка, тем богаче будет урожай. Солому расстилали по полу, клали её под скатерть, опоясывали стол соломенным перевяслом, подвешивали сноп под потолком над столом. Все эти действия призваны были способствовать обеспечению будущего урожая, следовательно, и благополучию крестьянской семьи в новом году.

Гадание:

На лавку положить солому, написать разные пожелания и закопать их в солому.

Каждый участник гадания ищет в соломе записку и читает пожелание.

Соломенные куклы также были наделены магической силой. У многих славянских народов молодым дарили их в день свадьбы. Делали две соломенные фигурки - женскую и мужскую и ставили у ворот, загораживая дорогу жениху, который приходил в дом невесты. Солома, из которой сделаны были куклы, воплощала собой плодородие земли, следовательно, соломенные куклы должны были способствовать рождению детей в семье.

А деревенское чучело «Масленица»- воплощение уходящей зимы. Во время масленичных гуляний такие куклы брали с собой на игрища в хаты, носили по домам, когда собирали блины. Куклы были женского и мужского облика, их наряжали в платки, фартуки, головные уборы из соломы. С началом Великого поста масленичные куклы сжигали или разбирали на солому и отдавали на корм скоту. Но зачастую эти куклы становились детскими игрушками.

Этим народным творениям был отпущен недолгий век: рождались с началом обряда или праздника, они умирали с его завершением. Соломенные изображения Масленицы, Ивана Купалы, Ярилы - горели в огне ритуальных костров, тонули в воде. Их «смерть» символизировала будущее воскрешение в зерне нового урожая.

Игры с соломкой:

Ребята, давайте немножко поиграем. Выберем жюри. Желающие поиграть выходите ко мне.

Для игры нужно 2 команды по 3 участника.

1. Бирюльки - коротенькие соломенные трубочки. Тоненькой соломинкой - крючком из кучки бирюлек каждый играющий поддевает соломинку и перекладывает в коробочку. Побеждает та команда, игроки которой быстрее справятся с заданием.

Для игры нужно 2 команды по 6 участников и водящий - мышка.

2. «Колосок» соберём зёрна.

Дети встают парами друг за другом - это колосок. По сигналу - «зерно» - все разбегаются - зёрна рассыпались. По сигналу «Колосок» - дети ищут свою пару и пытаются построиться, водящий - мышка, ловит зёрна.

Побеждает команда, у которой останется больше зёрен.

Куклы - игрушки из соломы для детей делали и специально, как обереги. Такие куклы не имели лица, считались предметом неодушевлённым, недоступных для вселения в него злых сил, а значит безвредным для ребенка.

Куклы из соломы, также, исполняли роль забавной потешки.

Изображение из соломы животных и птиц также связано с народными обрядами и обычаями. Фигурки, изображающие петуха, голубя, козу, принято было ставить на рождественский стол, птичек подвешивали к соломенному «пауку», где они словно парили в полете. С соломенными жаворонками, в первые тёплые дни - «гукали» весну.

Существуют также иконы, которым молились о будущем урожае, приносили к ним первые «Зажиночные» снопы, а также приносили иконы на поля с мольбами об урожае.

На протяжении веков соломенные куклы, фигурки зверей и птиц, соломенные шляпы, корзины, ёмкости для хранения зерна были связаны только с крестьянской культурой. Но искусство плетения из соломки бережно передавалось из поколения в поколение и дошло до наших дней.

Конечно, ушли древние поверья в магическую силу соломы, но магическая сила творчества из соломки осталась.

Появились современные изделия из соломки, которые украшают интерьер дома, создают в нём уют и тепло.

На занятиях кружков «Золотая соломка», обучающиеся изготавливают картины - плоские и объёмные. Плетут: корзинки, конфетницы, шкатулки, вазы, бусы. Различные подвески, игрушки на ёлку и, конечно же, самое современное достижение - объёмные цветы.

А где вы берёте соломку? Этот вопрос мне часто дети. Вы, наверное, покупаете её в магазине? Нет! Мы заготавливаем соломку на хлебных полях. Хлебное поле- это безграничное «золотое море». Когда стоишь на краю поля и смотришь вдаль - так хорошо и спокойно на сердце, чувствуешь такой прилив сил и творческой энергии.

Ребята, когда летом вы будете проезжать с родителями мимо хлебного поля - попросите остановиться у обочины и полюбуйтесь на эту неповторимую красоту!

4. Подведение итогов мероприятия.

Сейчас мы узнаем итоги конкурсов.

Предоставляем слово жюри. (награждение сладкими призами)

Рефлексия:

Ребята, а теперь я хочу услышать от вас:

(Дети отвечают на вопросы педагога.)

Что нового вы узнали сегодня на занятии?

Какие работы вам понравились больше всех?

Что вам понравилось на занятии?

Что не понравилось на занятии?

Кому из вас хотелось бы научиться работать с соломкой?

Какие у вас есть вопросы ко мне?

В заключение занятия мне хотелось бы добавить, когда я готовила это мероприятие, мне пришлось просмотреть и прочитать много материала.

Я, как будто, оказалась в тех далеких временах и почувствовала чистоту душ наших предков. Которые жили в пруде и заботе о хлебе насущном, растили детей, женили их, и всегда думали о будущем продолжении своего рода. О будущем урожае хлеба. Верили в магическую силу соломки и, конечно, если очень веришь - то всё сбывается.

Большое спасибо всем за внимание и участие в нашем мероприятии.

Список использованной литературы.

1. О. Лобачевская «Плетение из соломки», Москва 2000г. Культура и традиции.

2. О. Лобачевская, Н. Кузнецова «Возьми простую соломку», Минск 1988г. Полымя.

Внеклассное мероприятие

по изобразительному искусству

«Ярмарка народных промыслов».

V класс

Пушкарная Т.Ю. – учитель

ИЗО МОУ СОШ № 31

    Обобщить знания учащихся об устном народном творчестве, декоративно-прикладном искусстве (народных промыслах России), народно-музыкальном творчестве.

    Способствовать дальнейшему развитию художественно-творческих способностей в области декоративно-прикладного искусства.

    Воспитывать чувство национального достоинства, развивать сознание того, что самобытная традиционная культура народа России – общее достояние нашего Отечества, его вклад в мировую культуру, наследие, достойное уважения и сохранения в веках. Способствовать дальнейшему формированию культурно-исторической памяти.

Оборудование:

    оформление сцены в народном стиле

    изделия декоративно-прикладного искусства – народных промыслов: жостковские подносы, павлово-посадские платки, изделия с хохломской росписью, посуда гжели.

Сценарий мероприятия.

Выходят двое ведущих в народных костюмах (мальчик и девочка).

Ведущая. Красны девицы, да добры молодцы,

Собирайтесь, наряжайтесь,

К нам в гости отправляйтесь!

Ведущий.

Собирайся, народ!

Вас много интересного ждет!

Много песен, много шуток

И веселых прибауток!

Ведущая. Сел сверчок на шесток, таракан в уголок.

Сели, посидели, песенки запели.

Услыхали ложки, вытянули ножки,

Услыхали калачи – как попрыгали с печи.

Давай подпевать, да давай танцевать.

Ведущий. Ото всех дверей, ото всех ворот

Приходи скорей, торопись, народ!

Открываются ворота, входи кому охота,

А кому не охота, тоже входи!

Это только присказка, а что будет впереди – приготовься и гляди!

Звучит русская - народная мелодия. Выходит Фома с самоваром, подходит к избе, ставит самовар.

Фома. Стоит Фома посреди двора,

Супротив терема широкого,

Супротив крыльца высокого.

Нетесан терем, нетесан,

Только хорошо раскрашен. (Стучит в дом)

Дома ль Дарья, дома ль Марья?

Дома ль душенька?

Девочки из домика (Дарья, Марья и Катюшенька)

Мы туточки!

Из домика выходят девицы с хохломскими изделиями. Все идут к столу. Ведущие приглашают гостей.

Ведущий. Добро пожаловать, гости дорогие!

Ведущая. Милости просим к нам в гости!

Фома. Пришли мы к вам в гости не с пустыми руками, с подарками от земли нашей, Нижегородской. (Расставляют на столе вокруг самовара хохломские изделия). Все это работа наших Нижегородских мастеров из села Хохломы.

Фома. В старину люди ели из деревянной посуды. В селе Хохлома искусные мастера делали деревянную посуду и украшали ее красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда эта нравилась людям своей яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом. Позже мастера стали делать и детскую мебель. С большим старанием делают хохламчане свою посуду. Много выдумки и фантазии применяют, придумывают узоры, которые высматривают в окружающей природе. На хохламской посуде вьется, кружится травка – былинка, то красная, то черная, из нее выглядывает ягодка: смородина, малина, рябина или цветы: маки, колокольчики, ромашки…

Дарья. Вот посмотрите! Выросла золотая травка на чашке, распустился красный цветок мальва на ковше. Клюет эту ягодку хохлатая птица – золотое перо. Полюбуйтесь на это чудо - ложки, чашки и бочонки, сахарницы и бокалы, вазы и подносы, широкие блюда и утицы.

Всю эту домашнюю утварь, выточенную из дерева, переливающуюся золотом, с веселящим глаз затейливым узором, мы привезли из большого торгового села Хохламы, что под Нижним Новгородом. Это от нас разлетаются жар – птицами миски да ложки по ярмаркам.

Марья. Стоит студеная зима,

Снежинки крутит буйный ветер,

А солнечная Хохлама

Напоминает нам о лете.

Грустят деревья и дома,

Не весел минусовый градус,

Но сохраняет Хохлама

В ромашках, ложках, плошках – радость!

Ладья – цветущий хвост, корма,

Нос – петушиная головка.

Плывет по лету Хохлама,

Расписанная очень ловко.

Бочонок солнечен весьма,

На нем цветы и земляника.

Семеновская Хохлама

Вся золотисто-краснолика.

В тарелочках – не полутьма,

Не сумрак в вазах и солонках,

Напоминает Хохлама

Родную, милую сторонку.

Катюшенька. Начало золотой росписи ведет от древних мастеров-живописцев. Есть такая красивая легенда:

Давным – давно поселился в лесу за Волгой, веселый мужичок – умелец. Избу поставил. Стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица Жар задела золотым клювом чашки с кашей, и чашка стала золотой.

Это, конечно, легенда. А на самом деле вырезанную посуду покрывают льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, расписывают и обжигают, после чего и заиграют ее бока золотым светом.

Ведущая . Как волшебная жар – птица

Не выходит из ума,

Чародейка, мастерица,

Золотая Хохлома!

И богата, и красива,

Гостю рада от души.

Кубки, чаши и ковши,

И чего здесь только нету.

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Зорь червонные лучи,

И узорчатый орнамент

Древне – Суздальской парчи!

Звучит песня «Золотая Хохлома»

Вдоль улицы во конец шел удалый молодец,

Не товар продавать, а себя показать.

По сцене, прогуливаясь идет щеголевато одетый Ванюша, под мышкой держит поднос.

Ведущая. Ты куда идешь, Ванюша, куда погоняешь.

Ванюша. К тебе, кумушка, в гости иду!

И поднос в руках держу,

А поднос не простой,

А расписной – жестовский.

Ванюша поет (на мелодию «Русские страдания»)

Черный фон сияет лаком,

А на нем цветов краса

Алых, желтых, с красным маком –

Это просто чудеса!

Колокольцы распустились,

Незабудки стали в ряд,

Засверкали. Заискрились,

Посмотрите, стар и млад.

В мире нет таких подносов,

Они словно вешний сад,

Лучше их вы не найдете,

Посмотрите стар и млад.

Ванюша. С давних пор в селе Жестово изготавливают расписные лакированные подносы. Они прославились повсюду своей красотой. Уже почти два столетия существует наш промысел: сначала из листа железа «выкраивают» подносы разной формы. Бывают они круглые, овальные, прямоугольные с фигурными краями. Потом их покрывают краской и по цветному или черному фону художники рисуют узоры кистью масляными красками. И расцветают пионы, георгины, розы, маки, незабудки. Подносы получаются один лучше другого: нарядные да яркие. Затем поднос лакируют и перед вами такое чудо(показывает поднос).

Ведущая. Заходи, Ванюша, садись с нами чай пить. С пряниками, сушками, пышными ватрушками.

Ваня. (Садится за стол) чай пить – не дрова рубить!

Ведущая. Не красна изба углами, а красна пирогами.

Выходит Тит с большой ложкой в руках и говорит

Ты, работушка, меня не бойся,

Я тебя не трону.

Дарья. Не колода – лодырь, а пень!

И лежит целый день

Не жнет, не косит,

А обедать просит!

Марья. Тит, иди молотить!

Тит. Живот болит. (гладит живот).

Катюша. Тит, иди кашу есть!

Тит. А где моя большая ложка?

Фома . Хочешь есть калачи,

Не сиди на печи.

Ведущий. Не зря в народе говорится: «Старинная пословица не мимо молвится», - не любили в народе лентяев.

Ведущая . Лень, отвари дверь! Дом горит!

Лень (высовывается из избы, тянется) Хоть сгорю, а не отварю! (зевает).

Марья . Проснулась Ульяна не поздно, не рано!

Люди косить, а она – голову мочить!

Люди – жать, а она на меже лежать!

Люди – молотить, а она – пыли воротить!

А обедать пойдут – она тут как тут!

Тит, обидевшись, уходит.

Ведущая. Обойди, хоть всю планету,

Лучше русской пляски нету!

Ведущий. Балалайка и гармонь –

Разжигают в нас огонь.

Исполняется танец с платками.

Ведущая. Недалеко от Москвы есть старинный русский город Павловский Посад. Издавна он славился тем, что делали там удивительной красоты платки. Носили их женщины на голове, на плечах, иногда даже сложенными на руке, как украшение. Носят эти платки и сейчас. Павловопосадские платки известны всему миру. Разнообразны узоры на платках. По белому, красному, зеленому, черному фону разбросаны цветы: распустились розы, пионы, георгины, васильки. Такой платок, словно сказочная лесная поляна. (Показ платков).

Ведущий. Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых

Кувшины и кружки –

Быль или небыль?

Изделия рук золотых.

Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье

Русская звонкая Гжель!

На сцену выходят участники в народных костюмах.

Мы посланцы небольшой подмосковной деревни Гжель, прибыли на ваш праздник. (Кланяются, поют частушки) .

А деревня наша Гжель

Не за тридевять земель.

Под Москвою мы живем,

Глину месим и поем.

И игрушки, и посуду

Прославлять и вам тут будем.

Очень любим синий цвет,

Потому, что краше нет.

Небо гжельское такое

Лучезарно – голубое.

В речке синяя водица,

Так и хочется напиться.

Ну, а только лето будет,

Голубица там и тут.

Вот поэтому нас люди

Гжелью синею зовут. (хором)

Чашки, блюдца, самовары

Знают люди всей земли.

Мы и к вам полно товару

Для показа привезли.

Небо у нас в Гжели действительно, как нигде в России, - синее – синее. Вот и придумали мы перенести эту синеву на белый фарфор. Наши изделия ни с какими не спутаешь.

Все голубое да синее - и цветы, и люди, и птицы, и трава. Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они веселые и красивые.

Недалеко от Москвы находится известный центр гжельской художественной керамики. Он собрал вокруг себя три десятка близ лежащих деревень. Издавна здесь занимались изготовлением глиняной посуды – край богат залежами гончарных глин. Гжельцы исстари говорили: «Не землей мы кормимся, глина в наших местах «золото»».

В жарком пламени печи обжигалась, закаливалась глиняная посуда, становясь звонкой и прочной. Вслушайся в слово «гжель» - и ты уловишь в его звучании что-то общее со словом «жечь», «обжигать». Гжель – это фаянс, расписывалась эта посуда по белой обожженной глине кобальтовой краской черного цвета, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге кобальт становился пронзительно синим, а прозрачная полива приобретала блеск.

В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоит город Гжель. Давным – давно жили там смелые и умелые, веселые и красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше мастерство свое показать и край свой прославить. Думали – думали, и придумали. Нашли они в своей сторонке глину чудесную, белую – белую, и решили лепить из нее посуду разную, да такую, какой свет не видывал. Но не только лепниной украшали гжельские матера свое изделие, расписывали свою посуду синей краской разных оттенков. Раисовали на посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Очень затейливая, нарядная получалась посуда. Полюбилась людям посуда, и стали называть ее «нежно – голубое чудо».

По сей день стоит недалко от Москвы средь лесов и полей старинный городок Гжель.

Работают в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию – лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду. На весь край, на весь мир прославили они свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси. Мастера у нас большие фантазеры. Какую посуду делают – глаза разбегаются. (Учащиеся показывают изделия.)

Вот смотрите – «рыба – кит»,

А под ним вода кипит,

На спине стоит дворец,

Рядом скачет удалец.

Здесь две барыни сидят,

Пьют чаек и говорят.

Ну а кошка возле ножки

Ждет, когда дадут немножко.

Чашка с крышкой – просто диво!

Посмотрите, как красиво!

На ней сказочная птица

Так и хочет в небо взбиться!

Ведущий. С давних времен русский народ добросовестно трудился, но и о развлечениях не забывал. Недаром в пословице говорится: «Делу время, а потехе – час!». Когда работа была закончена, собирались у околицы и стар и млад и тешили друг друга небывальщиной и неслыхальщиной. (Выходят дети в национальных костюмах и садятся на скамейку).

Участник 1 . Вот и я старину скажу стародавнюю,

Стародавнюю да небывалую.

По поднебесью медведь летит.

Медведь летит, головой вертит.

Уж он лапам мохнатыми помахивает,

Уж он хвостиком коротким поправливает.

Свинья не ели гнездо свила,

Гнездо свила, деток вывела,

Малых деточек, поросяточек.

Поросяточки по сучкам висят,

По сучкам висят, полететь хотят.

Участник 2. Что за диво?

Вот так диво!

Диво я не вижу тут!

Остальные. Не любо – не слушай, а врать не мешай.

Участник 3. Рано утром, вечерком,

Поздно на рассвете

Мышка ехала верхом на

В откидной карете.

А за нею во всю прыть

Тихими шагами

Волк старался переплыть

Миску с пирогами.

Участник 2. Это не чудо, не диковинка.

Я видел чудеса чуднее того!

С горы корова на лыжах катится,

Расставя ноги, глаза выпучила.

Участник 1. И тому диву не дивуйтеся,

Я видел чудеса чуднее того.

Синее море огнем горит,

Бела рыба по небу летит,

По чисту полю корабль бежит,

Серый волк у руля стоит,

А красная лисица потявкивает.

Хоть вправо держи, хоть влево держи,

А хочешь – назад поворачивай!

Это вам и чудо и диковинка,

И невиданное диво и еслыханное.

Участник 3 . Небылица, люди, небывальщина!

Небывальщина, да неслыхальщина!

С мармеладом в бороде к своему папаше

Плыл медведь в сковороде по кудрявой каше.

Участник 1. По реке плывет буфет, в нем лежит большой секрет.

Он снимается в кино, вам понравится оно!

Участник 3. Дайте мне кусок щекотки, дайте смеха две щепотки,

Три столовых ложки ветра и грозы четыре метра!

Писку – визгу двести граммов плюс пол-литра шумов – гамов,

Да еще глоток веревки и моточек газировки!

Ведущая. Эй! Молодцы и девицы!

Что сидите?

А плясать вы не хотите?

Эй, девчонки – хохотушки,

Затевайте–ка частушки!

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

Ведущий. Встанем братцы все рядом и частушки вам споем! (выходят на сцену все участники).

Заиграли музыканты и пустились ноги в пляс,

Мы веселые частушки пропоем сейчас для вас!

Пошла плясать бабушка Лукерья,

На макушке нет волос – повтыкала перья!

Две старушки на печи ждут омоложенья.

Одной 80 лет, вторая без движенья!

Ой, подруга дорогая, до чего ж красива ты.

Подари из уваженья хоть немного красоты!

Чего ж мне не веселиться – хорошо живется мне –

Берегут меня родители, как розу на окне!

Чаек пила, самоварничала.

Всю посуду перебила, накухарничала!

Я мальчишка сладненький,

Тонкая фигурочка!

Саша парень ничего,

Только он кусается.

Все собаки от него наутек бросаются!

Всю неделю не пилось,

Не пилось, не елось.

В этом зале побывать

Очень захотелось!

Цель: создание условий для возникновения и развития интереса детей к творческой деятельности.

Задачи:

Адресность: для детей 7-9 лет, занимающихся в студиях декоративно-прикладного и изобразительного искусства первый год.

Техническое оснащение: звуковое оборудование, цветик-семицветик (на мольберте), палитра, кисточка, краски, костюмы Художника, Кисточки, Фиолетовой Краски, кроссворд (может быть изображен на листе ватмана формата А0 или проецироваться на экран – в этом случае необходимы проекционный экран, проектор, компьютер).

Действующие лица:

Условия и особенности реализации:

Большое значение имеет художественное оформление праздника (пригласительные билеты, оформление зала, афиша), музыкальное сопровождение, оригинальный реквизит для творческих конкурсов, мастерство ведущих, их речь, умение общаться с аудиторией.
Праздник проводится в большом, празднично украшенном зале. Стулья стоят полукругом. В центре зала происходит всё действие. Зал украшен разноцветными воздушными шарами. На стендах – творческие работы ребят.
Во время праздника ребята получают от Художника творческие задания и успешно выполняют их.

ХОД ПРАЗДНИКА

(Выходит ведущий праздника – Художник)

Художник: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Позвольте представиться – художник, Модест Аполлонович Третьяков, действительный член Академии Изящных Искусств.
Ребята, в этом году вы начали заниматься в студиях отдела декоративно-прикладного искусства Дома детского творчества. Сегодня я пригласил вас на праздник, который называется «Здравствуй, творчество!». А что такое творчество?

(Ребята отвечают)

Творчество – это процесс создания чего-то нового и прекрасного. Надеюсь, что сегодня вы сумеете выполнить творческие задания и показать, что вы умеете творить!
Но где же моя помощница, Кисточка? Она, наверное, рисует и поэтому опаздывает.

(Появляется Кисточка)

Кисточка: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, Модест Аполлонович!

Художник: Кисточка, но почему же ты задержалась?

Кисточка: Дорогой Художник, я не могла найти палитру и Вашу волшебную кисточку. Они куда-то исчезли. Ребята, вы не знаете, куда?

(Ребята отвечают)

Художник: Загадочное явление. Волшебная кисточка сегодня мне просто необходима. Без волшебной кисточки я не смогу помочь ребятам творить прекрасное. Что же делать?

Кисточка: Продолжать наш праздник. Я очень люблю праздники, а еще я очень люблю рисовать!

Художник: Кисточка, а что ты любишь рисовать?

Кисточка: Солнце, природу, цветы, животных, людей…

Художник: Кисточка, мы должны вспомнить с ребятами, как называются изображения природы, предметов, человека.
Ребята, сейчас я прочитаю вам замечательное стихотворение поэта Александра Кушнера «Что я узнал». Но последнее слово каждой части стихотворения предстоит сказать вам:

Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
То подобная картинка
Называется … (пейзаж )

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это … (натюрморт )

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Лётчик или балерина,
Или Колька, твой сосед, –
Обязательно картина называется … (портрет )

Художник: Ребята, вы все назвали правильно! Кисточка, какая твоя любимая краска?

Кисточка: Оранжевая. Чтобы ее получить, нужно смешать красную и желтую краски.

(Появляется Фиолетовая Краска с палитрой и кисточкой в руках)

Фиолетовая Краска: Художник, Кисточка! Мне тоже так хотелось смешать краски, чтобы получить фиолетовый цвет! Для этого я и взяла палитру и кисточку. Но у меня ничего не получилось.

(Плачет)

Кисточка: Фиолетовая Краска, не расстраивайся. Посмотри, сколько ребят в зале! Они тебе помогут.

Фиолетовая Краска: Ребята, поможете мне?

(Ребята отвечают)

Художник: Чтобы знать, какие краски нужно смешать для получения различных цветов, необходимо учиться, а еще иметь друзей, которые всегда придут на помощь. Фиолетовая Краска, у тебя есть друг?

Фиолетовая Краска: Да! Кисточка!

Художник: Кисточка, давай спросим у ребят, какие краски нужно смешать, чтобы получить фиолетовую краску?

(Ребята отвечают)

Да, правильно. Нужно смешать красную и синюю краски. Ты поняла, Фиолетовая Краска?

Фиолетовая Краска: Давайте смешаем на палитре красную и синюю краски и посмотрим, что получится.

(Смешивает краски)

Ура, получилось! Мой любимый фиолетовый цвет!

Художник: Замечательно! Фиолетовая Краска, оставайся с нами на празднике – узнаешь много интересного! Давайте от каждого творческого коллектива пригласим по два участника. Пускай они тоже попробуют смешать краски и получить голубой, розовый, темно-синий, серый, бежевый, светло-зеленый цвета.

(Ребята смешивают краски и показывают, что у них получилось)

– Молодцы, ребята! Вы выполнили задание!

Фиолетовая Краска: Ребята, а вы знаете, что ни в одной песне не упоминается фиолетовый цвет?

Кисточка: Ни в одной?

Фиолетовая Краска: Ни в одной! Есть «Оранжевая песня», песня о зеленом кузнечике и про зеленый свет, о голубом вагоне, песня о розовом слоне, про белое яблоко луны и красное яблоко заката, про белый снег, а про фиолетовый цвет нет.

Художник: Я знаю, как тебе помочь. Давайте объявим песенный конкурс среди учащихся, педагогов и родителей Дома детского творчества. Участвовать могут все желающие! Непременное условие – в песне должен упоминаться фиолетовый цвет. Возможно, эту песню сочинит творческая группа. Конкурс начинается!

Фиолетовая Краска: Вы согласны, ребята? Ведь это здорово!

Художник: Кисточка, напиши сегодня же объявление о конкурсе. А наш праздник продолжается! Дорогие друзья, вам нужно отгадать слова в кроссворде. Вот эти слова:

  1. Выдающиеся способности, высокая степень одарённости в какой-либо области (6 букв) (Талант)
  2. Без чего не выловишь и рыбку из пруда (4 буквы) (Труд)
  3. Основной инструмент художника (8 букв) (Карандаш)
  4. Цветные карандаши без оправы, а также рисунки, выполненные ими. Отличаются мягкой приглушённостью тонов, бархатистой поверхностью (7 букв) (Пастель)
  5. Основной инструмент художника (5 букв) (Кисть)

Ребята отгадывают кроссворд:

Самое трудное – нужно отгадать слово в центре кроссворда. Четыре буквы этого слова вам известны. Кисточка, помоги ребятам.

(Ребята отгадывают ключевое слово кроссворда – творчество)

Молодцы! Кроссворд вы отгадали правильно!

Художник: А сейчас следующее творческое задание. Вспомните, пожалуйста, замечательную сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик». Вспомнили? Вот волшебный цветок из этой сказки.

(Фиолетовая Краска выдвигает мольберт с цветиком-семицветиком)

Цвет каждого лепестка – один из цветов радуги. Сейчас вам предстоит написать на каждом лепестке те качества, которые помогут вам творить. Вызываю по три участника от каждого творческого коллектива.

(Ребята выходят в центр зала к приготовленным мольбертам)

Ну что ж, друзья, за работу! Желаем вам удачи! Кисточка, помоги ребятам!

(Ребята выполняют задание)

Творческим людям необходимы следующие качества: талант, терпение, воображение, художественный вкус, любовь к природе, знание народных традиций, мастерство.
Да, именно эти качества необходимы, чтобы стать настоящим творцом, мастером своего дела. И с этим заданием вы справились! Молодцы!

Кисточка: На нашем празднике творческие работы студии моделирования одежды «Модница» представят учащиеся студии. Коллекция называется «Экзотика». Экзотика и загадочность ярких красок тропической природы отражены в этих удивительных вещах, сшитых руками юных мастериц.

(Демонстрация моделей одежды)

Художник: Хочу представить творческие коллективы:Мастерская мягкой игрушки «Пчёлки». Девиз этого коллектива: «С игрушкой – по жизни!»
Девиз изостудии «Вдохновение»: «И мастерство, и вдохновенье, талант, терпенье и любовь!»
Студия керамики «Путь» выбрала девиз «Не боги горшки обжигают».
Любимое время ребят, которые занимаются в изостудии «Апрель», конечно же, весна.
Студия изобразительного искусства «Арт-студия». Девиз «Рисовать – мое призвание».
Студия флордизайна «Фантази». Девиз студии: «От умения – к мастерству, от цветка «Фантази» до полёта фантазии».
Студия моделирования одежды «Модница».
Творческая мастерская «Рост». Девиз «Мы растем, и вместе с нами растет наше мастерство».
Дизайн-студия.
Творческая мастерская «Академия волшебников».
Лаборатория техники «Юниор».
Поприветствуем их, друзья!

Художник: А сейчас я хочу представить педагогов отдела декоративно-прикладного искусства Дома детского творчества.

(Представление педагогов)

Кисточка: Сейчас вашему вниманию предлагается коллекция студии «Модница» «Платочная фантазия». Платок – очень древний вид одежды. Немножко фантазии – и он превратится в вечерний туалет или пляжный костюм. Приветствуйте! Студия «Модница»!
В руках у наших юных манекенщиц цветы, выполненные в студии «Фантази». Эту композицию назвали «Вечно цветущий сад».

(Демонстрация моделей одежды и цветочных композиций)

Художник: Учащиеся отдела декоративно-прикладного искусства участвуют в международных, всероссийских, городских и районных выставках, где неоднократно становились победителями, лауреатами и дипломантами. За прошедший год учащиеся отдела участвовали в 27 выставках и конкурсах на выставочных площадках в ЛЕНЭКСПО, Манеже, в Выставочном центре Союза художников, в Этнографическом музее, в театре Юного зрителя, в Спортивно-концертном комплексе. Вот названия некоторых выставок: «Рождество в Петербурге», «Комната моей мечты», «Мозаика талантов», «Школа+».
Мне известно, что ваш Дом творчества существует уже 23 года. А в студиях есть ребята, которые занимаются творчеством 6, 7 и даже 8 лет.
И сегодня на нашем празднике мы хотим вручить свидетельства об окончании полного курса обучения выпускникам студии флордизайна «Фантази», изостудии «Вдохновение» и студии керамики «Путь». Давайте все вместе поздравим выпускников!

(Вручение свидетельств, грамот и подарков)

Кисточка: Следующая коллекция студии «Модница» называется «Времена года». Одно время года сменяет другое. Золотую осень – снежная зима, нежную весну – зелёное лето.

(Показ моделей одежды)

Художник: Вы прошли испытания и достойны творить в отделе декоративно-прикладного искусства Дома детского творчества. Ребята, выходите в центр зала.

(Ребята выходят в центр зала)

Повторяйте за мной слова, которые будут для вас путеводными в творчестве.

(Ребята повторяют за Художником торжественное обещание)

Мы, учащиеся студий отдела декоративно-прикладного искусства, обещаем:

На занятиях – не лениться!
Стараться прилежно трудиться!
К вершинам творчества стремиться!
Результатов высоких добиться!
В выставках участие принимать!
Призовые места занимать!
Радость людям дарить!
Педагогов своих никогда не подводить!

А сейчас я взмахну своей волшебной кисточкой и скажу слово «Посвящаю!». И вы начнете творить и создавать замечательные творческие работы!

(Художник говорит «Посвящаю!» и взмахивает кисточкой)

Подарок от творческого коллектива бальных танцев! Прекрасный вальс!

(Вальс)

После нашего праздника приглашаю всех гостей на выставку летних творческих работ учащихся студий отдела в выставочный зал Дома детского творчества.
Дорогие друзья, желаю вам дерзать, творить и все вершины покорить! Успехов вам в творчестве! До новых встреч!

Кисточка и Фиолетовая Краска: До свидания, ребята!

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?