Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева

Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева обновилсвою виртуальную экспозицию. Проект реализован Министерством культуры Российской Федерации и порталом «Культура.РФ». Познакомиться с богатейшим наследием первого в мире специализированного музея архитектурыможно на сайтеи с помощью одноименного мобильного приложения.

Контент обновленного приложения переведен на шесть языков: к русской и английской версии добавлены китайская, французская, немецкая и испанская. Прошлая версия приложения стала популярна не только в России, но и за рубежом, именно поэтому проект совершил следующий шаг к расширению своей аудитории.

Обновленный виртуальный музей Щусева призван сделать знания о русской архитектуре доступнее для миллионов пользователей по всему миру. Только здесь впервые представлены в 3D нереализованные идеи великих архитекторов. Виртуальный музей архитектуры позволяет увидеть объекты, которых уже нет или существовавших лишь в замыслах творцов.

  • Как выглядел шедевр древнерусского зодчества - Чудов монастырь?
  • Почему великому зодчему Баженову не удалось реализовать проект по строительству Большого Кремлевского дворца и зачем снесли часть Кремлевской стены?
  • Какие иностранные архитекторы учувствовали в конкурсе на здание Дворца Советов, возведение которого, обещало стать стройкой века?

Здесь можно найти ответы на эти и многие другие вопросы, а также рассмотреть детали архитектурных шедевров своими глазами, находясь в любой точке мира.

Новая версия мобильного приложения совместима с несколькими распространенными шлемами виртуальной реальности - Googlecardboard и cardboard-совместимые, SamsunggearVR.

Вадим Ваньков, Советник Министра культуры Российской Федерации :

Обновленный виртуальный музей архитектуры - пример того, как современные технологии делают знания доступнее. Этот проект намного шире, чем просто сайт музея - его можно расценивать и как онлайн-площадку, расширяющую наши знания об архитектуре. Особенно я хочу выделить раздел «Спецпроекты» и мобильное приложение. Пользователи могут оказаться внутри величественных шедевров архитектуры, которые или не были воплощены в жизнь, или бесследно исчезли. Наш проект позволяет восполнить эти знания, выбрав любую удобную форму - краткую видеоэкскурсию или самостоятельный 3D-тур, в том числе доступный пользователям, набирающих популярность приложений виртуальной реальности

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева - далеко не единственная площадка, которая обрела свою онлайн-версию.На данный момент» более 200 виртуальных музеев собраны на портале Культура.РФ

Справка:

Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева - музей и научный центр по изучению и популяризации архитектурного наследия. Музей основан в 1934 году и носит имя своего основателя и первого директора, выдающегося русского и советского архитектора А.В. Щусева.

Основными направлениями деятельности музея являются научные исследования, коллекционная работа, содействие реставрации памятников архитектуры, организация выставок. В структуру музея входят научные отделы хранения фондов, научная библиотека, архив, реставрационные мастерские, фототека, отдел популяризации архитектуры, отдел развития. Коллекции музея отражают тысячелетнюю историю архитектуры России и включают более одного миллиона единиц хранения. Музей имеет статус особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации (указ Президента РФ от 24 января 1995 года).

Музей архитектуры им.А.В. Щусева - выставочное пространство, сочетающее в себе традиции и современные технологии. Так, например, проект онлайн-музея http://vma.muar.ru/ , представлен и на самой площадке, в качестве виртуальной экспозиции “Коридор времени", где каждый посетитель может ознакомиться с историей русской архитектуры, стать участником экскурсий по разным эпохам или самостоятельно поработать с уникальными музейными материалами, представленными в Виртуальном музее архитектуры.

Путеводитель по архитектурным стилям

В 1845 году дом Талызина купило Министерство финансов, и в здании разместились Московское уездное казначейство и Московская казенная палата. А в конце XIX века надстроили третьим этажом боковые части главного дома.

В 1920 году в особняк на Воздвиженке въехал Секретариат ЦК РКП(б). Здесь устроили кабинеты Сталина, Молотова и Куйбышева. Потом в здании были Госплан СССР и Министерство юстиции. А в 1930 году в бывшей усадьбе Талызина устроили общежитие.

В доме Талызина сейчас размещается музей архитектуры имени А.В. Щусева (назван в честь его первого директора). Он открылся в 1934 году и стал первым подобным музеем в Европе.

Сначала архитектурный музей располагался в Донском монастыре. Туда свозили фрагменты разрушенных зданий, а основная экспозиция разместилась прямо в Большом Соборе. Коллекция музея иллюстрировала историю архитектуры с древнейших времен до современности. Были и настоящие шедевры, например, новозеландские хижины и модель Василия Баженова.

В 1946 году музей под руководством Щусева переехал в здание на Воздвиженке, а сама усадьба стала экспонатом. Тогда же музейный фонд пополнился произведениями советской архитектуры и предметами из личных коллекций Щусева.

Но сейчас из 1 млн экспонатов для посетителей доступна лишь малая часть: в 1991 году Донской монастырь вернули Церкви, и коллекции музея архитектуры пришлось спешно вывозить. Экспозиционные площади новые власти не предоставили, а здание музея сильно деформировалось из-за строительства под усадьбой Филевской линии метро.

Сейчас ансамбль усадьбы Талызина реставрируется. Уже восстановлен пострадавший от пожара 1990-х годов флигель «Руина». Сначала в нем были каретный сарай и конюшня, затем - казенная палата. Флигель чудом не снесли при строительстве метро, так как фактически поезда идут под его полом. А сейчас в «Руине» новое выставочное пространство музея архитектуры.

Говорят, что... ...в день дворцового переворота Екатерина II предстала перед гвардейцами в мундире с чужого плеча. Появиться в дамском платье было нельзя, а своего мундира у императрицы не было. Вот и пришлось одолжить его у подпоручика Семеновского полка Александра Талызина. Потом этот мундир, украшенный Андреевской звездой, вернулся хозяину.
...именно в здании усадьбы Талызина Лев Толстой поселил Пьера Безухова из романа «Война и мир» .

Музей. В музеях XXI века сосредоточено множество функций: образование, развлечение, отдых, место для общения, торговля и прочее. И, как правило, само это многофункциональное пространство - узловая точка музея - одновременно и представляет из себя ОБЪЕКТ, являющийся символом этого музея.

Музей в городе. Государственный Исторический Музей (далее ГИМ) расположен в самом центре Москвы. Он окружен большим количеством достопримечательностей, в том числе музеев: Кремль, Политехнический музей, Зоологический Музей, Большой и Малый Манежи, Гостиный Двор и проч. Таким образом, на наш взгляд, развитие общественной функции музея, посредством создания в нем многофункционального пространства крайне правильный шаг, в результате которого, ГИМ может стать одним из главных центров туристической и культурной жизни города.

Зал в музее. Государственный исторический музей является комплексом из нескольких зданий, четыре из которых (ГИМ, Музей Отечественной Войны 1812, Палаты в Зарядье и Покровский Собор) находятся в шаговой доступности. Этот комплекс нуждается в координационном центре - месте, придя в которое, посетитель мог бы узнать про все экспозиции музея, изучить литературу, провести виртуальный тур, отдохнуть, выпить кофе, не покидая музея. Удобная доступность - вход с Манежной площади, торжественная лестница на второй этаж в зал, возможность доступа инвалидов, помещение площадью 325 квадратных метров 13-ти метровой высоты - все это делает Зал идеально подходящим под функцию «сердца» всего музейного комплекса.

«Форум». В своем проекте мы предлагаем создание двухуровневого объема в пространстве зала. На первом этаже будет располагаться фойе, библиотека и кафе (без кухни - только кофе, чай и прохладительные напитки), на втором небольшой зал со сценой и трибунами. Объем огражден ячеистой структурой, размеры ячейки которой изменяются, в зависимости от функции конкретной зоны. В зоне кафе они являются полками для посуды, в библиотеке - книжными полками и тд. Первый и второй этажи соединены двумя лестницами. Высота объекта 8м, общая площадь двух этажей 197м 2 . Возможно проведение собраний и лекций на втором этаже, а так же размещение большого количества людей, отдыхающих, пользующихся бесплатным WI-FI, изучающих литературу музея и проч. В одном зале мы объединяем разнообразные функции. Он становится центром всей музейной жизни Охотного Ряда.

Материалы и конструкции. «Форум» предлагается собрать из деревянного клеенного бруса. Сборность - разборность конструкции позволяет избежать капитального строительства в охраняемом государством памятнике архитектуры. При этом, возможно достижение высокого уровня огнестойкости, что необходимо для общественного пространства.

Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева был создан в 1934 году и стал первым специализированным музеем архитектуры в Европе. Его главная задача - коллекционирование и представление широкой публике образцов архитектуры всего мира от древнейших времен до современности. В собраны чертежи, фотографии и модели не только архитектурных сооружений, расположенных на территории России, но и старинных византийских храмов, ближневосточных культовых сооружений, образцов европейского зодчества и даже полинезийских хижин.

Особой популярностью музей стал пользоваться в послевоенные годы. Значительная часть зданий, являющихся памятниками истории и архитектуры, оказалась разрушенной во время боевых действий, и нередко оказывалось, что документы, которые помогут восстановить строение в первозданном облике, можно найти только в архитектурном музее. Именно благодаря этому учреждению многие уникальные здания и храмы, являющиеся частью русского культурного наследия, удалось воссоздать практически из руин.

Обширность и богатство фондов Музея архитектуры впечатляют, в их каталогах более миллиона единиц хранения. В собраны уникальные документы, имеющие отношение к памятникам зодчества – чертежи, замеры зданий, негативы, фотографии... Кроме того, в залах музея представлены многочисленные коллекции произведений искусства: гравюры, скульптуры, архитектурные модели, гобелены, предметы мебели, фрагменты зданий, старинные надгробия и даже строительные материалы.

Сами здания музея, находящиеся в центре Москвы, также являются историческими и архитектурными памятниками. Музей располагается в старинной усадьбе Талызиных, на территории которой находится палата Аптекарского приказа, сохранившаяся с XVII века. Анфилада бывшего господского дома и флигель во дворе усадьбы используются как выставочное пространство и лекционный зал.

Музей проводит многочисленные выездные выставки. В экскурсионную программу входит не только осмотр экспозиции музея, но и прогулки по столичным улицам. Во время экскурсий по городу особенности архитектурного направления, доминировавшего при застройке городского района, можно изучить на примере реальных зданий. Кроме лекционного зала, в музее есть библиотека и фототека, в которых хранятся тематическая литература и богатейшая коллекция материалов по градостроительной тематике. Посетить их можно по предварительной записи.

Стоимость посещения музея: 250 рублей (взрослые), 100 рублей (льготный). Дети до 18 лет могут посетить музей бесплатно.

Расписание и стоимость экскурсий и лекций необходимо уточнять отдельно.

  1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МУЗЕЙ АРХИТЕКТУРЫ ИМ. А.В. ЩУСЕВА 11.00-19.00, сб, вс 11.00-16.00, пн - вых. Москва, Воздвиженка улица, 5/25
  2. Я посетил фотовыставку там в первый раз. И вообще я не очень большой любитель выставок в целом. Но к фотографии питаю большой интерес. Хотя, конечно, не все фотографии так порадовали меня, что я бы впечатлился. Я ходил там долгое время, ну знаете как бывает - ходишь, внимательно всматриваешься в каждую фотографию, пытаешься анлизировать. Немного надоедает, но если набраться терпения, то можно и получать удовольствие от созерцания) Очень понравилась выставка Интервалы Матье Бернара-Реймона.
  3. Эта роскошная городская усадьба, построенная в конце XVIII века предположительно одним из учеников Матвея Казакова поражает своей красотой и оригинальностью. Я не раз бывал там и буду приезжать еще. Дети еще пока маленькие для того, чтобы оценить все те красоты этого музея, но уверен, что они разделят мою любовь.
  4. Сюда стоит приходить за хорошим настроением. уникальный музей на мой взгляд. Очень необычная атмосфера. Бабушки бабули, кованная лестница и чердак. Всегда есть на, что посмотреть и о чем подумать. К тому же билеты не дорогие, и в будние дни можно рассчитывать придти и в тишине походить по музею, в своих думках.
  5. МуАр. Честно говоря, ожидал хоть какого нибудь объема, но во время нашего посещения проходили фотовыставки. Постоянной экспозиции в музее нет. Первая выставка - Мы создали из Москвы столицу, к 80-летию Моспроекта-1. Фотографии проектов перспектив различных любимых москвичами и гостями мест столицы. Глядя на некоторые, думаешь, хорошо, что не дошли руки (или головы. В одном из залов крутили отрывки из фильма Новая Москва. Вторая выставка: Михаил Чураков. Коллекция ГНИМА 1922-1999. Чураков - мастер архитектурной фотографии 50-70х годов. Выставка организована в павильоне Руина. Нужно сказать, тот еще лофт-стиль. Я на выходе поинтересовался, в связи с чем такое состояние здания? Задумка такая, или денег нет. На, что мне сказали, что здание в таком состоянии уже 20 лет. И привели его в такое состояние специально, но вынуждено, в связи с тем, что не было денег. Но вроде как в этом году должны деньги перечислить, и здание уйдет на реконструкцию. Так, что все идите и смотрите, потом будет по-другому. Но задумка очень интересная, но как мне показалось не безопасная. Мой малый потопал на третий этаж, а я с ужасом обнаружил, что там леса. Но он был в восторге. На улице лежали, как оказалось потом, обломки разрушенного Храма Христа Спасителя. Но об этом я узнал чуть позже, потому как лежит это все под снегом, и не похоже на экспонаты. За, что троечка? Как всегда за подачу. Во первых не работал гардероб! Музей не обделен посетителями. Обычно такие места пустые, здесь, как в Третьяковке. Во вторых, за небезопасность. А еще, припишу сюда Столовую архитекторов. Хотя понимаю, что она к музею имеет очень приблизительное отношение, но очень не внятное место. Такое впечатление, что архитекторы все японцы, потому как столовая подает только суши.
  6. Сюда можно приходить просто за хорошим настроением. Всегда есть на, что посмотреть и о чем подумать. Уникальная атмосфера. Бабушки бабули, кованная лестница и чердак. Это ли не музей из красивых сказок. Спасибо глобализации и мегаполизации, что не съели этот вкусный пирог.
  7. Государственный музей архитектуры, он же МуАр - роскошная городская усадьба, построенная в конце XVIII века предположительно одним из учеников Матвея Казакова. После 1812 года усадьба была перестроена. Внутри сохранилась прекрасная парадная анфилада, в которой устраиваются выставки. Во дворе - коллекция львов и декоративно-прикладной скульптуры, включая барельефы со старого (снесенного в 1930-х) храма Христа Спасителя.
  8. Я на выставке фотографий был впервые. Кстати, почему-то ожидал большего, хотя понравилось. Поначалу ходите и всматриваетесь в фотографии, потом же немного надоедает и отвлекаешься. Если есть терпение, советую сходить на фотовыставку. Всматривайтесь в каждую деталь. Очень понравилась выставка в Музее архитектуры им. А. В. Щусева. Особенно, Интервалы Матье Бернара-Реймона.
  9. У человека широкие белые штаны, белая блуза с завязочками на груди, а под ней - темно-серая водолазка с отчетливо проступающей сквозь тонкую ткань надписью “BOSS”. Человек вежливо кивает. «Я Гордон», - говорит он с ударением на первом слоге и исчезает, так быстро, что непонятно, был он тут вообще или померещился. Если он призрак, то лучшего места для обитания, чем этот полуразрушенный флигель бывшей дворянской усадьбы, не сыскать во всей Москве. И лучшего места для совместной прогулки с ребенком, кажется, тоже. Место - Музей архитектуры им. А. В. Щусева. На первый взгляд чудовищно академично и неинтересно. Но все скучные мысли немедленно вылетят из головы, если заглянуть во внутренний дворик. Руина с пустыми глазницами окон и голыми кирпичными стенами - это тоже музей. Три этажа флигеля бывшей усадьбы Талызиных - самая лучшая выставочная площадка для современных художников. Интерьер тут настолько странный, что взрослому человеку начинает казаться, что он забрел в гости к графу Дракуле. Широкая лестница с истершимися - буквально - ступенями и древними деревянными перилами ведет наверх, где нет ни стен, ни полов. Ходишь по дощатым помостам, перекинутым прямо поверх сводов потолка первого этажа. Изъеденные дырами, эти кирпичные выпуклости похожи на бункеры, которыми была застроена вся Албания во времена Энвера Ходжи. По всей видимости, прямо под флигелем пролегает одна из веток метро, поэтому периодически настил под ногами оживает, начинает трястись и зловеще скрипеть. Подвесь тут к несуществующему потолку хоть банальный валенок, и тот будет выглядеть произведением искусства. Попасть во флигель удастся, только когда проходят выставки. По билету, купленному в основном здании, можно пройти по всему комплексу, включающему в себя помимо флигеля-руины еще и палаты бывшего Аптекарского двора. План прогулки надо составить с тем расчетом, чтобы побродить вначале по главному зданию музея, разглядывая парадные интерьеры бывшей городской усадьбы семьи Талызиных, а уж потом дать ребенку возможность вдоволь полазить по усадебному флигелю, рассказывая ему обо всем, что творилось тут с незапамятных времен. Начать с того, что, по преданию, именно этот дом, №5 по Воздвиженке, Толстой в «Войне и мире» вывел как дом Пьера Безухова, а соседний - как дом Болконских. Верно только второе, но можно легко представить себе светский салон тех времен, разглядывая лепнину, фрески и старинные люстры нынешнего музея. Прежде чем стать талызинской, усадьба пережила много хозяев. Сама Воздвиженка когда-то называлась Смоленской улицей, на которой селились бояре, особо приближенные к Кремлю. Во второй половине ХVII века участком, на котором стоит дом №5, владел Иван Милославский, которому царь Алексей Михайлович доводился шурином. Прославился же Милославский отнюдь не тем, что его именем прикрывался жулик Леонид Куравлев в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», а тем, что под его командованием стрелецкие войска взяли захваченную бунтовщиком Стенькой Разиным Астрахань. В 1659 году участок купила казна, и на этом месте был устроен Новый Аптекарский двор, где изготавливали и хранили лекарства, травы и съестные припасы для царского стола - вина, водки, мед, соленья, ягодные пастилы. До сих пор во дворе усадьбы стоит довольно редкое даже по тем временам сооружение: особая «палата для кормления», что-то вроде зала для дегустаций. Потом участок начал переходить из рук в руки - одно время им даже владел грузинский царевич Вахтанг, пока в 1785 году его не купили Талызины, участники переворота 28 июня 1762 года, приведшего на престол Екатерину II. Генерал-майор Степан Талызин был близким другом Суворова (они даже породнились, женив сына Талызина на внучке Суворова), и когда военачальник впал в немилость и был сослан, Талызин, переодевшись слугой, тайно навещал опального друга. Родной брат Степана Талызина по семейной традиции тоже участвовал в заговоре - против Павла I. Именно он командовал Преображенским полком, охранявшим императорский замок. На его петербургской квартире устраивали собрания заговорщики, а 11 марта 1801 года Талызин повел один из батальонов к Михайловскому замку. В 1805 году Степан Талызин продал усадьбу на Воздвиженке саратовским помещикам Устиновым - весьма прогрессивным по своим политическим взглядам людям. Взгляды эти среди прочих оценил и Пушкин, который бывал здесь и даже передавал через Устиновых свежеизданного «Бориса Годунова» своему приятелю Кривцову. Именно в это время усадьба стала такой, какая она сейчас. Устиновы пристроили к флигелю третий этаж, на который сейчас можно взобраться, но нельзя ходить - лестница ведет в пустоту. В 1845 году они продали дом казенной палате - по сути, Минфину тогдашнего правительства Москвы. После революции здесь снова заседали чиновники - но уже различных комиссариатов, а потом жили простые смертные, пока по инициативе Щусева в 1945 году дом не был передан музею. Современные художники и дети должно быть ему за это особенно благодарны.
Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?