Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Античная литература. История развития

Система родов и жанров в античной литературе

Едва ли не самым большим достижением теоретико-литературной мысли Античности стала родовая и жанровая классификация литературных произведений. Она складывалась в процессе многовековой творческой практики мастеров слова и впервые была системно осмыслена в труде Аристотеля «Поэтика» («Об искусстве поэзии»), который на протяжении почти двух с половиной тысяч лет своего существования практически постоянно находился в поле зрения филологов и по сей день не утратил своего значения. Именно Аристотель выделил три самые большие группы литературных произведений, которые мы теперь называем литературными родами. Различия между ними Аристотель определял, исходя из созданной им (вслед за Платоном) концепции искусства как подражания природе, или мимесиса. В каждом роде литературы, по мнению ученого, подражание природе достигается разными способами: «…подражать в одном и том же одному и тому же можно, рассказывая о событии, как о чем-то отдельном от себя (1), как это делает Гомер, или же так, что подражающий остается сам собою, не изменяя своего лица (2), или представляя всех изображаемых лиц как действующих и деятельных (3)» 24 . Не подлежит сомнению, что (1) характерно для эпоса, (2) – для лирики, а (3) – для драмы.

Впоследствии литературоведы выдвинули и другие идеи о принципиальных различиях между литературными родами 25 . При этом все они так или иначе перекликаются с концепцией Аристотеля и все по-своему справедливы. Не отвергая их, можно предложить и еще одно соображение по этому поводу.

«Подражать природе», то есть отражать в произведениях искусства окружающий мир, художник может, лишь руководствуясь определенными представлениями об этом мире и месте человека в нем, или, иначе говоря, определенной концепцией мира и человека. У каждого рода литературы она своя.

Эпос воспринимает мир как бесконечное многогранное объективное бытие, где постоянно совершаются разные события, человек же выступает как часть этого мирового целого и активный деятель, который, участвуя в событиях, реализует себя. Событийный мир внешний по отношению к человеку; что-то происходит в нем объективно, то есть независимо от человеческой воли, а что-то является результатом деятельности человека. Выявление причин и следствий событий, их взаимосвязи, роли конкретных людей и даже целых народов в движении жизни, многообразных отношений людей с миром и между собой (которые тоже реализуются в различных событиях) – вот главный объект интереса в произведениях эпического рода литературы и предмет повествования в них.

В истории словесного искусства эпос возникает, как правило, первым, опережая лирику и драму. Это и понятно: ведь первым осознанным интересом людей был именно интерес к внешнему миру, природе, ко всему, что происходит вокруг. В Древней Греции развитие эпической поэзии начинается в VIII в. до н.э., в Риме – в III в. до н.э.

В лирике человек выступает как субъект переживаний и духовной деятельности. Соответственно, внешний мир для нее – не объективная реальность (как для эпоса), а субъективные впечатления, ассоциации, опыт, эмоции конкретного лица, возникшие под воздействием внешних обстоятельств. В повествовании этот мир внутренних состояний и душевных движений человека – в отличие от эпического событийного мира – не может быть раскрыт до конца (недаром говорят, что о чувствах не расскажешь).

Поэтому лирика ни о чем не рассказывает, а воспроизводит человеческие мысли, чувства и настроения, в которых внешний мир отражается субъективно, индивидуально. Личность человека, занятого разнообразной духовной деятельностью, лирика воплощает в образе лирического героя. Обычно он обозначаем местоимением первого лица, однако неверно думать, будто это «я» принадлежит только автору произведения. В духовной жизни лирического героя собственно авторские, индивидуальные переживания и опыт типизируются, приобретают общечеловеческий смысл.

В результате «я»-герой лирического произведения выступает как вполне самостоятельное лицо, духовно близкое не только автору, но и читателю.

В Древней Греции становление лирики происходит в VII в. до н.э., то есть тогда, когда человеческая индивидуальность начинает осознавать себя не как неотъемлемую часть коллектива, а как самоценную и самодостаточную единицу. Греческая лирика, особенно в начале своего исторического пути, была очень тесно связана с музыкой, пелась (мелическая) или читалась нараспев при музыкальном сопровождении (декламационная). Этим объясняется и происхождение термина «лирика» (лира в Древней Греции – струнный музыкальный инструмент, использовавшийся для аккомпанемента).

В Риме лирика в полном смысле слова складывается в I в. до н.э. С музыкой и пением она была связана гораздо слабее. Свои лирические стихи римляне чаще предназначали для чтения. В драматическом роде литературы (от греч. drama – действие) мир представляется как борьба противоположных начал, развитие конфликтов, а человек – как участник этой борьбы; от него требуется максимальное напряжение всех сил для принятия жизненно важных решений, для самоутверждения, достижения цели. Драматургия возникает позже эпоса и лирики, когда сознание личности достигает подлинной зрелости и человек осознает себя непременным участником извечной борьбы Добра и Зла в мировом масштабе, проявляет значительную общественную активность. В Древней Греции драматургия формируется в конце VI – начале V вв. до н.э., в Риме – в III в. до н.э. Драма опирается на традиции эпической и лирической литературы. Подобно эпосу, она изображает человека в деятельности, с точки зрения внешнего наблюдателя, подобно лирике, представляет его субъектом переживаний. Драматургия тесно связана с театром – особым синкретическим искусством. Изначально драматические произведения предназначались не для чтения, а именно для сценического воплощения, что обеспечивало им дополнительные изобразительно-выразительные возможности и особую силу воздействия на зрительскую аудиторию.

Кроме родовой, возможна и другая, более детальная классификация литературных произведений. В соответствии с ней в каждом роде литературы выделяется своя группа жанров – «исторически складывающихся типов литературных произведений», характеризующихся целым набором специфических признаков (В.В.Кожинов, ЛЭС. – С.106-107). Каждый жанр как бы конкретизирует, локализует общую концепцию человека и мира, свойственную тому роду литературы, к которому он относится. По мнению С.С.Аверинцева, весьма знаменательно уже то, что Аристотель впервые «сознательно описывает жанр как внутрилитературное явление, распознаваемое по внутрилитературным критериям» 26 , а не по внешним обстоятельствам, связанным с этикетом и различными условиями обрядового оформления жизни.

Эпические жанры в античной литературе

Эпопея (эпос как жанр) – (от греч. epos – слово, повествование и poieo – творю), «монументальное по форме эпическое произведение общенародной проблематики» (Г.Н.Поспелов, ЛЭС. – С.513). Следует различать эпопею фольклорного происхождения и чисто литературную. Первая из этих разновидностей бытовала в архаической Греции в форме народно-героического эпоса («Илиада» и «Одиссея», приписываемые Гомеру, а также так называемые киклические поэмы, создававшиеся в устной коллективной традиции народных певцов аэдов). После длительного фольклорного бытования некоторые тексты были записаны и таким образом спасены от забвения. Так они перешли в сферу литературы. Литературные эпопеи сразу создавались индивидуальными авторами в виде зафиксированных текстов. Сформировалось несколько их жанровых разновидностей: дидактическая («Труды и дни» Гесиода, «Георгики» Вергилия), мифологическая («Теогония» Гесиода, «Метаморфозы» Овидия), историческая («Анналы» Энния) и историко-мифологическая («Энеида» Вергилия) эпопеи.

Несмотря на различные способы создания, основные жанровые признаки у народно-героической и литературной эпопей сходны. Мир представлен в них как единая вселенная, изображенная в соответствии с мифологическим мировоззрением древности всесторонне, как идеализированный и гиперболизированный мир прошлого, где вершились (и завершились) грандиозные события, решалась судьба народов. То есть картина мира в эпопее тяготеет к максимальному обобщению; детали, частности при этом либо опускаются, либо укрупняются и тоже приобретают монументальный характер (щит Ахиллеса в «Илиаде»).

Столь же широко обобщаются и образы людей. Герои народно-героического эпоса – это богатыри, понимаемые как неотъемлемая частица народа и вместе с тем (благодаря некоторым индивидуальным чертам) – лицо народа. В литературных эпопеях герой может трактоваться как идеальный, всезнающий мудрец (автор-повествователь в дидактической эпопее), идеальный гражданин (Эней у Вергилия) и даже как вполне обычный человек, погруженный в личную жизнь, (персонажи «Метаморфоз» Овидия), но всегда в эпически широком – всенародном и всечеловеческом – контексте. Поэтому характеры эпических героев, как правило, цельны, гиперболизированы, монументальны.

Именно такие люди способны участвовать в судьбоносных событиях, вершить великие деяния. Переживания героев в ранних формах эпопеи (народно-героический эпос) тоже изображались как действия, через внешние их проявления. В более поздних примерах, особенно у Вергилия и Овидия, значительно возрастает мастерство психологического анализа.

Эпопея прославляет героическое прошлое народа, героев-предков, утверждает вечные общечеловеческие идеалы, воспевает единение человека с народом и миром. Для этого используются возвышенно-поэтический, монументальный стиль и стихотворная речь.

Характерный для античных эпопей стих гекзаметр возник в Греции еще в гомеровские времена. Позже был освоен и римлянами.

В качестве бесспорных образцов для подражания в Античности воспринимались героические эпопеи Гомера и дидактическая поэма Гесиода «Труды и дни». Роль классического образца эпопеи для литературы последующих эпох, начиная с эпохи Средневековья, долгое время играла «Энеида» Вергилия.

Особое место среди эпопей Античности занимает анонимная комическая поэма «Война лягушек и мышей» (кон.VI – нач. V вв. до н.э.). Эта пародия на гомеровскую «Илиаду», возможно, стала откликом народа на официальное, государственное признание «образцовости» поэм Гомера. В ней могла отразиться и критика мифологического мировоззрения, начатая первыми греческими философами. Пародийное начало присуще также ранним поэмам Овидия «Наука любви» и «Лекарство от любви». В них автор демонстративно равнодушен к «высоким», значительным явлениям, героическим подвигам. С лукавой улыбкой он углубляется в мир любовных переживаний – ведь и они имеют общечеловеческий смысл.

Эпиллий – малый эпический стихотворный жанр, утвердившийся в греческой литературе эпохи эллинизма. Смысл названия («маленький эпос») оправдывается не только небольшим объемом текста, но и особым подходом к отбору художественного материала, а также изящной – «ювелирной» – обработкой художественной формы. Эпиллий повествует, как правило, о неких частных событиях, отдельных моментах, так или иначе соприкасающихся с великими эпическими деяниями. Самостоятельного героического значения эти события не имеют. Они привлекательны своим психологическим рисунком, эмоциональным наполнением. Подобно большим эпопеям эпиллии слагались в гексаметрах. Классическим примером данного жанра в античной литературе стала «Гекала» Каллимаха. Впоследствии эпиллий пришел в римскую поэзию («Свадьба Пелея и Фетиды» Катулла).

Басня – «короткий рассказ в прозе или в стихах с прямо сформулированным моральным выводом, придающим» ему «аллегорический смысл». В качестве аллегорических персонажей выступают «животные, растения, схематичные фигуры людей»; широко используются сюжеты по типу «как некто хотел сделать себе лучше, а сделал только хуже». Часто в басне присутствует комизм и мотивы социальной критики. Зародилась в фольклоре, «…устойчивую жанровую форму… приобрела в греческой словесности (VI в. до н.э. – время полулегендарного Эзопа)» (М.Л.Гаспаров, ЛЭС. – С.46-47). Создателем первых образцов латинской литературной басни считается Федр (I в. н.э.). Первые греческие литературные басни создает Валерий Бабрий (II в. н.э.). Первый пишет свои басни в основном ради морали, для второго же басня – риторическое упражнение, и он сосредоточивает свое внимание на изяществе подробного рассказа.

«Биография (от греч. bios – жизнь и grapho – пишу), жизнеописание. …На основе фактического материала она дает картину жизни человека, развитие его личности в связи с общественными обстоятельствами. История биографического жанра восходит к античности («Сравнительные жизнеописания» Плутарха, «Жизнь Агриколы» Тацита, «Жизнеописания двенадцати цезарей» Светония)». (ЛЭС. – С.54). Автор биографии может подчинять свой труд различным задачам: похвальное слово, моральное наставление, занимательность, психологические наблюдения и т.д.

«Роман…, эпическое произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в процессе ее становления и развития, развернутом в художественном пространстве и времени, достаточном для передачи «организации» личности. Являясь эпосом частной жизни, …роман представляет индивидуальную и общественную жизнь как относительно самостоятельные, не исчерпывающие и не поглощающие друг друга стихии, и в этом состоит определяющая особенность его жанрового содержания».

Из приведенного здесь определения В.А.Богданова (ЛЭС. – С.329-330) явствует, что в отличие от другого, более древнего эпического жанра – эпопеи, – роман изображает мир не как единое монолитное целое, а как сложную многосоставную систему. Причем главное внимание он сосредоточивает только на одной сфере бытия – сфере частной жизни людей. Все остальные стороны окружающей действительности изображаются в романе сквозь призму этой частной жизни. Романный мир – это не всем хорошо известное, прославленное в веках, завершенное, статичное прошлое (как в эпопее), а текущая, незавершенная современность, где исход событий заранее не известен и потому вызывает особый интерес. Вообще главная цель романиста – не возвеличить частную жизнь рядовых людей, а представить ее как нечто яркое и интересное.

Для этого – особенно на заре развития жанра, в том числе и в Античности, – широко использовались занимательные любовноавантюрные сюжеты, фантастика, экзотика.

Романные герои, в отличие от эпических, трактуются не как неотъемлемая часть народа и человечества, а как самостоятельные личности, отдельные от этих сообществ, вступающие в сложные, противоречивые отношения между собой, а также с обществом и миром. Следовательно, их характеры не могут (и не должны) быть столь же цельными и монументальными, как у эпических богатырей. Не нуждаются они и в гиперболизации, зато нередко (хотя и не обязательно) изображаются в динамике, в процессе развития личности, что не свойственно героям эпопей.

Таким образом, в романе нашла свою художественную реализацию новая, отличная от эпопейной, концепция мира и человека.

В сознании людей Античности она формировалась постепенно. «Необходимое для романического героя развитие личностного начала, – продолжает В.А.Богданов, – происходит в историческом процессе обособления личности от целого: обретение свободы в неофициальной, повседневной семейно-бытовой жизни; отказ от религиозных, нравственных и иных принципов замкнутой корпорации; появление индивидуального идейно-нравственного мира и, наконец, сознание его самоценности и стремление противопоставить свое неповторимое «я», его духовную и нравственную свободу окружающей среде, природной и социальной «необходимости» (ЛЭС. – С.330). Романное мышление окончательно устанавливается на закате эпохи, в условиях углубляющегося кризиса рабовладельческого общества и всей античной цивилизации. Время интенсивного развития романа в греческой и римской литературах – II – III вв. н.э. Правда, тогда он еще не имел своего нынешнего названия. Термин «роман» утвердится в Европе лишь в Средние века. В Древней Греции литературные произведения такого типа называли «историями» или «драмами» (то есть «действиями»).

Полностью уцелели тексты пяти греческих романов: «Хэрей и Каллироя» Харитона, «Повесть о Габрокоме и Антии» Ксенофонта Эфесского, «Левкиппа и Клитофонт» Ахилла Татия, «Пастушеская история Дафниса и Хлои» Лонга, «Эфиопика» Гелиодора. В пересказах известны также «Вавилоника» Ямвлиха и «Удивительные приключения по ту сторону Фулы» Антония Диогена. Наконец, существует латинский перевод романа «Повесть об Аполлонии Тирском», греческий оригинал которого не сохранился.

Римская романистика представлена фрагментами произведения Гая Петрония «Сатирикон» и полным текстом книги Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел».

Лирические жанры в античной литературе

Гимн (греч. hymnos – хвала) в Древней Греции – «культовая песнь в честь божества», исполнявшаяся обычно хором. Так, гимны-пеаны обращались к Аполлону, парфении – к Афине, дифирамбы – к Дионису. Существовали и гимны в честь торжественных событий: эпиталамии (свадебные), эпиникии (в честь олимпиоников). Гимны Каллимаха (III в. до н.э.) уже не имеют культового назначения и рассчитаны не на хоровое пение, а на чтение. «Под названием гимнов известны произведения эпикоповествовательного характера – так называемые гомеровские гимны (приписывались в древности Гомеру)». Вообще «в гимнах усматривают зачатки эпоса, лирики и драмы» (ЛЭС. – С.77-78).

Элегия (от греч. elegos – жалобная песня), «лирический жанр, стихотворение средней длины, медитативного или эмоционального содержания…, чаще всего – от первого лица, без отчетливой композиции. …Форма античной элегии – элегический дистих». Возможно, развилась в ионийской Малой Азии из плачей над усопшими. «Элегия возникла в Греции в VII в. до н.э. (Каллин, Тиртей, Феогнид), первоначально имела морально-политическое содержание, потом, в эллинистической и римской поэзии (Тибулл, Проперций, Овидий), преобладающей становится любовная тематика» (М.Л.Гаспаров, ЛЭС. – С.508). «Образцом считалась «Лида» Антимаха (объединение мифов о несчастной любви)» (СА. – С.650- 651).

«Ямбы, жанр стихотворений, преимущественно обличительного, реже элегического характера, с чередованием написанных ямбом [стихотв. размером] длинных и коротких строк в строфе» (М.Л.Гаспаров, ЛЭС. – С.528). «Праформами ямба как литературного жанра были ритуальные поношения, служившие на праздниках плодородия магическим средством отвращения зла; их метрической основой был ямбический размер». Формой этой обрядовой поэзии и воспользовался греческий поэт Архилох (VII в. до н.э.), которого считают основоположником ямба. Гиппонакт (конец VI в. до н.э.) изобрел “хромой ямб” (холиямб) – ямбический стих с перебивом ритма в конце каждой строки – и применил его для своих остроумно-грубоватых, дерзких стихов. В эпоху эллинизма к ямбу обращались Каллимах, Герод. «В римскую литературу ямбическая поэзия вошла благодаря Луцилию». Его начинание продолжили неотерики и Гораций («Эподы»). «Последними значительными ямбографами античности были Персий, Петроний и Марциал» в Риме (СА. – С.675).

«Ода (от греч. ode – песня), жанр лирической поэзии. В античности слово «ода» сначала не имело терминологического значения, затем стало обозначать преимущественно написанную строфами лирическую хоровую песню торжественного, приподнятого, морализирующего характера…» (М.Л.Гаспаров, ЛЭС. – С.258). «Темы одической поэзии были разнообразны: мифология, человеческая жизнь, любовь, государство, слава и т.п. Крупнейшие одические поэты античности – Сапфо, Алкей, Пиндар, Гораций» (СА. – С.390). Эпиграмма (греч. epigramma – надпись), в античной поэзии – первоначально «короткое лирическое стихотворение произвольного содержания» (ЛЭС. – С.511). Развилась в Древней Греции из посвятительных надписей на памятниках, жертвоприношениях. В греческой поэзии появилась в VII – VI вв. до н.э., достигла расцвета в III – I вв. до н.э. Отличительный признак эпиграммы – меткость выражений. Часто создавались в виде элегических дистихов. Латинская литературная эпиграмма развивалась под влиянием александрийской поэзии. В образованных кругах были популярны эпиграммы-экспромты. «При этом они все больше содержали насмешливо-сатирические черты и остроты. Такое направление развития началось при Катулле и достигло высшей точки в остроумных, оригинальных эпиграммах Марциала, которые оставались образцом вплоть до современности» (СА. – С.659).

Сатира – лирическое стихотворение обличительной направленности, часто имеющее характер ораторского выступления лирического героя, критического обзора общественной жизни и нравов людей, в котором широко используется сатира как один из видов комического наряду с другими видами (сарказм, ирония, юмор и т.д.). Этот литературный жанр возник и развился в Древнем Риме. Основой для него послужила сатура. Наименование восходит к лат. lanx satura – блюдо, наполненное всякими плодами, которое вносилось в храм богини Цереры; в переносном смысле – смесь, всякая всячина. Сатура – «жанр ранней римской литературы: сборник коротких стихотворных и прозаических произведений нарочито разнообразного содержания (притчи, инвективы, нравственные зарисовки, популярно-философские рассуждения и пр.). Возник в начале II в. до н.э. у Энния как подражание эллинистической литературе. …Уже в конце II в. до н.э. у Луцилия Гая сатура становится целиком стихотворным жанром, приобретает обличительный оттенок и перерождается в сатиру у Горация, Персия Флакка и Ювенала, а более архаичная сатура («смесь») отмирает» (М.Л.Гаспаров, ЛЭС. – С.371).

Драматические жанры в античной литературе

«Сатировские драмы, первоначально – местные веселые сценические представления на Пелопоннесе. Их основными персонажами были сатиры из свиты Диониса. …Этим персонажам было присуще неумеренное обжорство, пьянство и чувственность. Когда возникла опасность того, что с расцветом трагедии и комедии С.д. будут вытеснены, Пратин из Флиунта контрастно соотнес действие своих С.д. со своими же трагедиями. При этом герои трагедий (особенно Геракл) попадали в комические положения. Этим Пратину удалось достичь того, что С.д. прочно вошли в состав театральных представлений в качестве четвертой драмы после трилогии» (СА. – С.510). Полностью до нас дошел только текст сатировской драмы Еврипида «Киклоп». В римской драматургии данный жанр не представлен.

«Трагедия, драматургический жанр, основанный на трагической коллизии героических персонажей, трагическом ее исходе и исполненный патетики…» (А.В.Михайлов, ЛЭС. – С.491). Этимология (греч. tragodнa, лат. tragoedia – песнь козлов) указывает на происхождение данного драматического жанра из обрядовых игр в честь бога Диониса. Уже в Античности предшественником трагедии считался дифирамб. «Благодаря Ариону дифирамб на Пелопоннесе стал произведением хоровой лирики, которое исполнял хор», участники которого были переодеты в сатиров. «Начиная со второй половины VI в. до н. э. дифирамбы исполняются на Великих Дионисиях. Феспид первым использовал наряду с хором одного актера-декламатора, дававшего пояснения по ходу представления, создав таким образом предпосылку для диалога. Позже Эсхил ввел второго, а Софокл третьего актера-декламатора, так стало возможным драматическое действие, независимое от хора. …В Афинах ежегодно по праздникам в честь Диониса проводились состязания поэтов, во время которых исполнялись трагедии. Каждый день исполнялась тетралогия одного автора, состоящая из трех трагедий и одной сатировской драмы. …Начиная с Софокла сюжетное единство тетралогии перестает являться необходимым условием.» (СА. – С.583). В античных трагедиях разрабатывались преимущественно мифологические мотивы. События истории или современности использовались для трагических сюжетов крайне редко, что объясняется как обрядовым происхождением трагедии, так и ее жанровыми особенностями.

Как всякий драматический жанр, трагедия исходит из представления о мире как о борьбе, развитии конфликтов, в которых неизбежно участвуют люди. Однако эту общую драматическую концепцию бытия трагедия конкретизирует особым трагическим мировосприятием. Суть его примерно такова: в жизни человека нередко подстерегают неразрешимые конфликты, тупиковые ситуации, от которых уклониться нельзя, недостойно, но и выйти из них победителем невозможно. Однако и в таком безнадежном положении человек может и должен оставаться человеком. Чтобы не стать жертвой обстоятельств, сохранить верность себе и отстоять свое достоинство, он действует даже без надежды на успех, страдая от этой безысходности.

Итак, важнейший жанровый признак трагедии – наличие неразрешимого, иначе говоря трагического конфликта, то есть такого противостояния, где нет ни победителей, ни побежденных. Ее вторая отличительная черта – особый тип героя.

Личность трагического героя характеризуется масштабностью, силой страсти, воли и интеллекта; он активен, свободен, ответствен и целеустремлен. Причем цели его всегда благородны и бескорыстны, но – в условиях безвыходных обстоятельств – не реализуются. Более того: результаты деятельности трагического героя часто противоположны намерениям (стремится к добру, но творит зло). Причиной такого расхождения обычно является трагическая ошибка. Допущенная по незнанию, она приводит к необратимым последствиям. Ситуация трагической ошибки показывает, что трагический герой творит зло не намеренно и, следовательно, заслуживает снисхождения. Однако сам он, как истинно благородный, ответственный человек, берет на себя всю полноту трагической вины. От нее невозможно избавиться, так как уже ничего нельзя исправить, поэтому удел трагического героя – страдания, а иногда и гибель.

Как видим, трагические герои по своим личностным данным явно возвышаются над средним уровнем рядовых людей (по выражению Аристотеля, это люди, «лучшие, чем мы»). Их деятельность также выходит за пределы частной, обыденной жизни. Трагические герои оказываются в конфликте с миром, в разладе с самими собой, в гуще важных событий, перед лицом всечеловечески значимых проблем (Добро и Зло, нравственный выбор, борьба за справедливость, свободу и т.д.). Таким образом, трагедия сосредоточивается на изображении и исследовании серьезных, высоких сфер жизни и возвышенных натур. Вот почему произведения этого жанра исполнены благородного героического пафоса и создаются в возвышенно-поэтическом стиле. Цель трагедии – прославить величие человека и вместе с тем вызвать к нему сострадание, предостеречь о несчастьях и катастрофах, которые подстерегают в жизни каждого. Сочувствие зрителей героям трагедии нередко обостряется благодаря использованию автором эффекта трагической иронии. Он возникает тогда, когда зритель информирован лучше трагического героя и заранее предвидит беду, о которой сам герой еще не подозревает. Пробуждая в людях самые благородные чувства (восхищение, сострадание), трагедия, по мысли Аристотеля, содействует их духовному очищению (катарсису).

В Древней Греции трагедия процветала в V в. до н.э. в творчестве Эсхила, Софокла и Еврипида, а также их предшественников (Херил, Пратин, Фриних, Феспид) и младших современников (Агафон, Ион Хиосский); с IV в. до н.э. постепенно стала утрачивать свое значение. В Древнем Риме первые трагедии – вольные обработки греческих – были поставлены в III в. до н.э. Ливием Андроником. В конце того же столетия Гней Невий разработал новый вид трагедии – претексту, или претекстату (на сюжеты римской мифологии и истории), за ним последовали Энний, Пакувий, Акций (II в. до н.э.). С I в. до н.э. трагедии все меньше ставят в римском театре, но продолжают сочинять в расчете на читателей (Цицерон, Цезарь, Август, Овидий). Яркие примеры трагедий для чтения сохранились в литературном наследии Сенеки (I в. н.э.). В литературе Нового времени эта традиция будет продолжена.

Комедия, драматический жанр, «в котором характеры, ситуации и действие представлены в смешных формах или проникнуты комическим» (ЛЭС. – С.161). Здесь имеется в виду, что общедраматическую концепцию мира и человека этот жанр корректирует особым комическим мировосприятием, согласно которому абсолютное большинство жизненных конфликтов имеют характер не трагических тупиков, а несообразностей, отклонений от нормы и могут быть преодолены, исправлены. В Античности утвердилось представление о комическом как о безобразном, уродливом, не приносящем однако большого вреда.

Различных несоответствий немало в реальной действительности (между тем, что должно быть, и тем, что есть; между видимостью и сущностью и т.п.). Будучи изображенными в произведении искусства, эти жизненные несоответствия порождают особый комический эффект. Стремясь к его достижению, художник может целенаправленно видоизменять, переосмысливать изображаемое, намеренно утрировать в нем нелепости. «Все элементы смешного образа при этом взяты из жизни, у реального предмета (лица), но их соотношения, расположение, масштабы и акценты («композиция» предмета) преображены творческой фантазией; и один из источников наслаждения от комического – это наше «узнавание» предмета под преображенной до неузнаваемого (напр., в шарже, карикатуре) маской: сотворчество зрителей и слушателей», – рассуждает Л.Е.Пинский (ЛЭС. – С.162). Комический эффект в литературном произведении создается и речью персонажей (игра слов, парадоксы, пародии и т.д.), и их внешним видом (так, актеры древней аттической комедии намеренно деформировали фигуру, одевались шутовски), и поведением. Однако главными источниками комизма являются необычные, нелепые ситуации и характеры героев. В зависимости от того, какой из этих источников преобладает в комедии, различают два ее основных типа – комедию положений, интриги и комедию характеров. Оба типа представлены уже в античной литературе.

Комическое мировосприятие открывает перед художником неисчерпаемые возможности. Руководствуясь им, комедиограф а) углубляется в исследование закономерностей жизни, ее противоречий и парадоксов; б) обнаруживает в жизненном укладе, а также в поведении и характерах людей различные негативные проявления и, дискредитируя их, утверждает идеалы, подлинные духовные ценности; в) выражает оптимистическое мироощущение, поддерживает нравственное здоровье людей, содействует их духовному раскрепощению; г) воспитывает, преподает людям нравственные уроки; д) развлекает.

Как видим, цели комедии разнообразны и только к «осмеянию пороков» не сводятся. Не следует также приравнивать комическое к смешному. В произведении искусства комический эффект может вызывать не только смех, но и гнев, возмущение, отвращение, грусть, сожаление, симпатию, умиление. Поэтому пафос комедий очень разнообразен: от площадного шутовства до романтической героики. Вместе с тем комедия, даже когда она утверждает и прославляет, не возвеличивает изображаемое. Ее сфера – это сфера неофициальной, обыденной жизни; ее стиль – стиль живого обиходного общения людей. Комические герои трактуются как частные лица, не свободные от недостатков и даже пороков. По словам Аристотеля, это люди «такие, как мы», или «худшие, чем мы». Во всем этом комедия противоположна трагедии, зато близка роману. Действительно, успехи комедии – новой аттической и римской – подготовили почву для античной романистики.

Как и трагедия, комедия выросла из комплекса религиознообрядовых действ древнегреческих земледельцев, на что указывает и этимология наименования этого жанра: лат. comoedia, греч. komodнa, от komos – веселая процессия и ode – песня). «Аттическая комедия возникла из различных форм народных увеселений (шествия хоров с танцами и шуточными песенками, перебранками и представлениями ряженых) и входила в состав Дионисовых празднеств как вольная обрядовая игра» (СА. – С.280). Свое жанровое обличие комедия окончательно обрела к середине V в. до н.э. в творчесте Эпихарма, Эвполида и Кратина. Первым признанным классиком этого жанра в Греции явился Аристофан (конец V в. до н.э.) Дальнейшему развитию аттической комедии способствовали Антифан, Алексид, Менандр, Дифил, Филемон (IV – III вв. до н.э.). Их произведения послужили образцом для первых римских комедиографов (Ливий Андроник, Гней Невий) и таких признанных классиков жанра, как Плавт и Теренций (III – II вв. до н.э.). С I в. до н.э. и затем в Римской империи античная комедия постепенно теряет свое значение и вытесняется ателланой и мимом. «Ателлана, жанр древнеримской народной комедии; появилась в Риме в III в. до н.э. на оскском языке. Первоначально импровизировалась; в начале I в. до н.э. ателлана получила стихотворную обработку на латинском языке (сохранились фрагменты).

Ателланы – комические короткие сценки из быта простонародья, нередко с политическими выпадами; актеры выступали в масках» (М.Л.Гаспаров, ЛЭС. – С.41). В виде 4 масок (устойчивых примитивных характеров-персонажей) представлены и действующие лица ателланы. Впоследствии вытеснена мимом.

«Мим (от греч. mimos – лицедей; подражание), малый комический жанр античной драмы, одна из форм народного театра. Вначале это были короткие сценки с какой-либо характерной фигурой в центре…– импровизированная имитация на смешную или непристойную тему из повседневной жизни. Первую литературную обработку мим получает в творчестве сицилийского поэта Софрона (V в. до н.э.) и его сына Ксенарха. С III в. до н.э. мим распространяется по всему греческому миру, постепенно вытесняя другие драматические жанры. С I в. до н.э. появляется в Риме (мимы Д.Лаберия и Публилия Сира).

В сравнении с большими литературными формами мим допускал необычную свободу в словесном, ритмическом, стилевом оформлении, а также в выборе темы и героев из разных социальных слоев…» (Т.В.Попова, ЛЭС. – С.221).

Не все литературные жанры из тех, что были охарактеризованы выше, стали предметом изучения в «Поэтике» Аристотеля. И дело не только в том, что текст трактата, как мы уже показали, скорее всего не сохранился полностью. Некоторые жанры оказались просто младше «Поэтики». Так, исторически позднее сформировались ателлана и сатира (к тому же чисто италийские явления), также биография, эпиллий и тем более – роман. То же самое можно сказать о буколике и ее разновидностях.

«Буколика (греч. bukolikб, от bukolikos – пастушеский), жанр античной поэзии эллинистического и римского времени (III в. до н.э. – V в. н.э.): небольшие стихотворения гекзаметром в повествовательной или диалогической форме с описанием мирной жизни пастухов…, их простого быта, нежной любви и свирельных песен (часто с использованием фольклорных мотивов). Стихотворения буколической поэзии безразлично назывались идиллиями (букв. – картинка) или эклогами (букв. – выборка)… Зачинателем и классиком греческой буколической поэзии был Феокрит, римской – Вергилий» (М.Л.Гаспаров, ЛЭС. – С.59).

Следует учесть и еще одно обстоятельство. В «Поэтике» ясно выражено представление о жанре как явлении устойчивом, обладающем рядом только ему присущих признаков. Правда, Аристотель понимал, что жанры проходят стадию возникновения и формирования, но завершается этот путь стабилизацией – установлением жанрового канона. Литературные формы, достигшие своей канонической завершенности, и были впервые описаны в «Поэтике». Однако не все жанры античной литературы выработали такой канон. Это касается, в частности, жанров, активно использовавших фольклорный материал (буколика) или тесно связанных со сферой устного общения, как диалог, который даже трудно отнести к какому-то конкретному роду литературы.

Диалог – «литературный жанр, преимущественно философскопублицистический, в котором мысль автора развернута в виде собеседования, спора двух или более лиц. Опирался на традицию устного интеллектуального общения в Древней Греции; у истоков традиции – деятельность Сократа» (ЛЭС. – С.96). Как особый жанр диалог оформился в IV в. до н.э. в прозе Платона, который с помощью этой литературной формы популяризировал свое философское учение. Плутарх использовал диалог для моралистических сочинений. Лукиан создал несколько циклов комических диалогов. Цицерон, опираясь на опыт Платона и Аристотеля, применил диалог для изложения своих философских размышлений («Тускуланские беседы»).

Жанром, враждебным всяким канонам, показал себя и роман, уже в пределах античной литературы. Такие нестабильные, легко меняющие свой облик жанровые образования не укладывались в рамки художественного сознания рефлективного традиционализма и потому не нашли своего отражения ни в «Поэтике» Аристотеля, ни у его позднейших продолжателей.

Примечания

24.Аристотель. Поэтика. Риторика. – СПб.: Азбука, 2000. – С.25-26.

25.Обзор этих концепций см., напр.: Хализев В.Е. Родовая принадлежность произведения. // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. – М., 1999. –С. 328–336.)

26.Взаимосвязь и взаимодействие жанров в развитии античной литературы. – М., 1989. – С.12.

Преподаватель: Татьяна Александровна.

Предлагается для чтения не хрестоматия, а антология. Лучшие антологии это «Рим» и «Античная литература». Пособие по истории зарубежной литературы для первого курса лучше всего Лосева или Тахо-Годи (это фамилия его жены, так как под фамилией самого Лосева пособие стали издавать только в 1991 году на его юбилей), но брать Тахо-Годи можно только после 76 года издания, так как в более ранних изданиях нет информации по мифологии. Также неплохие пособия Тронского и Радцига. Нельзя брать Гиленеона из-за фактических ошибок в тексте.

Для чтения:

1. Пособие по мифологии. Лучшее – Николай Кун «Легенды и мифы Древней Греции». Есть «Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима» под редакцией Нейхардт. Есть А. Немировский «Мифы Древней Эллады». Дополнительно Ф. Ф. Зелинский «Сказочная древность Эллады» и «Древнегреческая религия».

2. Гомер. Поэмы «Илиада» и «Одиссея». Обязательно без сокращений.

3. Гесиод. Отрывки из поэм «Труды и дни», «Теогония».

4. Отрывки античной лирики по хрестоматии.

5. Эсхил «Прометей прикованный», «Орестея».

6. Софокл «Царь Эдип», «Антигона», «Эдип в Колоне».

7. Еврипид «Медея», «Ипполит», «Алкеста» или «Ифигения в Авлиде».

8. Аристофан, две комедии из приложенных в методичке.

9. Менандр, два произведения из методички.

10. Аристотель по хрестоматии.

11. Греческий роман «Дафнис и Хлоя».

12. Комедиограф Плавт. Две комедии из методички.

13. Теренций «Свекровь», «Братья».

14. Лукреций по хрестоматии или учебнику.

15. Гораций и Цицерон также.

16. Вергилий «Энеида».

17. Овидий «Метаморфозы». Из 15 частей – четыре или пять.

Общая характеристика античной литературы.

    Предмет и значение античной литературы. Специфика античного искусства.

    Античное рабовладельческое общество. Периоды литературной истории Греции.

Античная литература хронологически не является первой. Причина того, что мы изучаем ее первой кроется в том, что древние литературные памятники открывали наоборот, то есть от более поздних к ранним.

Античная литература является древнейшей европейской литературой, поэтому она оказывает влияние на всю остальную литературу.

Античная литература – первая ступень в культурном развитии мира, поэтому она и влияет на всю мировую культуру. Это заметно даже в быту. Античные слова становятся для нас обыденными, например слова «аудитория», «лектор». Сам тип лекции является классическим – так читались лекции еще в Древней Греции. Многие предметы также называются античными словами, например, бачок с краном для нагревания воды называется «Титан». Большая часть архитектуры так или иначе несет в себе элементы античности.

Названия античных героев часто используются для названий кораблей. Иногда это выглядит очень символически. Так, например, Наполеона везли в ссылку на крейсере «Беллерофонт». Беллерофонту было получено убить химеру. (Химера – чудовище, состоящее из дракона, козы и льва). Кстати, здесь отражены отличия между восприятием древних греков и нас – нам она бы показалась страшным чудовищем, а Беллерофонт сначала ей залюбовался. Все же он ее убил, а после так возгордился своей победой, что захотел вознестись на Олимп к богам. Его низвергнули на землю, он потерял рассудок и скитался по земле, пока над ним не сжалился Танатос.

Образы античной литературы входят в современную литературу, в ним скрывается глубокий смысл. Иногда они входят в крылатые выражения. Античные мифологические сюжеты часто перерабатываются и опять используются.

Почему все же «античная культура»? Ведь мы изучаем Древний Рим и Древнюю Грецию. Впервые термин «античность» употребляют гуманисты Эпохи Возрождения. Они начинают создавать подобие системы мифов и истории, начинают вести первые непрофессиональные пока раскопки. Слово «античный» произошло от латинского слова «antikqus» - древний, и используется до сиз пор.

У Древнегреческой культуры свои корни. Предтечи является Крито-Минойская (или Крито-Микенская) культура. Ученые спорят об исконных жителях Крита – поэтому возникают различные названия. Английский археолог Артур Эванс открыл критскую культуру. До этого раскопки на Крите пытался вести известные Генрих Шлиман, но ему не хватило денег, чтобы купить территорию для раскопок. Артур Эванс открыл Кносский дворец, а, следовательно, Крито-Минойскую цивилизацию, так как в этом дворце было найдено множество доказательств ее существования. Существуют различные версии гибели этой цивилизации, но многие ученые сходятся во мнении, что виной был стихийный катаклизм.

Во дворце нашли глиняные таблички с письменами двух различных типов, то есть уже существовала письменность. Кроме того, там нашли древнюю отопительную и канализационную систему, а также базу для многих мифов, например, лабиринт минотавра – подземные помещения дворца. Слово «лабиринт», произошло от слова «labris» - обоюдоострая секира, жертвенное оружие жрецов. Во время жертвоприношения жрец одевал маску быка – минотавр. То есть миф о Тезее, победившем минотавра, говорит о свержении Афинами ига Крита.

Почему «Микенская»? В Микенах Генрих Шлиман нашел аналогичные глиняные таблички с письменами, что свидетельствовало о письменном сообщении между Грецией и Критом.

Античность часто называют детством человечества. Часто это утверждение неверно приписывают Карлу Марксу. Причина такого названия в том, что античная литература зачастую наивна и описательна. Она обращается к истокам человеческого сознания, изображает человека вне классов. А нельзя забывать, что Древней Греции рабовладельческий строй, что бы там не говорили о хваленой демократии. Из пятисот тысяч жителей Афин, свободными были только сто тысяч, и только половина из них имела право голоса, так как остальные были выходцами из других полисов. Перикл – основатель афинской демократии. Он правил Афинами фактически 30 лет, но его сын от второго брака так и не стал полноправным гражданином, так как вторая жена Перикла (известная писательница Аспазия) была уроженкой другого города. Но в античных произведениях ни одна личность не связана классовой регламентацией, поэтому искусство Древней Греции дает чувство свободы.

В античной культуре впервые появляется одухотворенный человеческий образ, поставленный в центре, так как до этого центром всего искусства был не человек. Например, в рисунках первобытных людей животные изображались огромными и красочными, а люди схематично маленькими. У древних египтян изображения фараонов были в неживых масках, а царское войско также было странно полусхематичным.

Существовало четыре древнегреческих наречия. Различные литературные жанры развались в различных диалектах. Древнейшее наречие – ахейское (во времена Гомера у этого наречия уже не оставалось носителей). Эолийское наречие существовало на островной Греции, там впервые появилась лирика. Ионийское наречие было распространено на континентальной Греции и в колониях на побережье Малой Азии, оно дало начало эпической поэзии. Из ионического диалекта появляется аттическое наречие – используется в Афинском полисе и в деловой речи. Дорическое наречие в Южной Греции, оно составляет основу хоровых песнопений и основу театра.

Периодизация:

1. Архаический период (7 век до нашей эры – 5 век до нашей эры). Характерно: острота в социальном отношении, так как идет разрушение родовой общины и установление полиса. В общине во главе стоял царь, затем родовая знать, в полисе происхождение не имело значения. Ницше называет этот период трагическим.

Развивается устное народное творчество, но в греческой мифологии отсутствуют сказки. Из греческих сказок до нас дошла только одна, да и о ней ведутся споры, не была ли она более поздней вставкой. Она дошла до нас в составе «Метаморфоз» Апулея – «Сказка об Амуре и Психее». В греческом искусстве сказку вытесняет миф, у него самая значимая роль. Также развивается басня, которая охватывает огромный конгломерат. Эзоп – родоначальник басен, он выходец из Малой Азии. Появляются эпические, архаические, героические поэмы, из которых до нас дошли только гомеровские. Об остальных мы можем судить только по отрывкам. На смену Гомеру приходит дидактический эпос Гесиода, который желает удержать старые моральные нормы. В этот же период появляется и архаическая лирика.

2. Классический (аттический) период. В это время центр культурной жизни находится в Афинах – аттике. После Греко-персидской войны началось развитие Афин, которые скоро стало примером для всей Греции. Развивается театр драматургии, считается, что театр всегда развивается в трагическую эпоху. Сначала появляется трагедия, затем комедия. Развивается лирика и ораторское искусство, риторика. В четвертом веке начинает развиваться проза. Сначала появляется историческая проза, затем философская.

3. Эллинистический период (с 4 века до нашей эры по 1 век до нашей эры). В этот период Греция завоевывается сначала Филиппом, потом Александром Македонским. Полисная система изжила себя. У Александра есть великая идея – нести греческую культуру варварам. Появляется понятие «космополит». Потом Александр понимает, что греческая культура не единственная конкурентоспособная культура в мире. Эллинизм – симбиоз греческой и других культур. Культурный центр переносится в Египет, в Александрию. Там возникает гуманитарная наука.

Характерно пристальное внимание к человеку. Развиваются малые жанры лирики, например, эпиграмма. Теряет значение высокая комедия, появляется новоаттическая комедия о семье, о доме. В самом конце периода появляется греческий повесть или греческий роман.

4. Период греческой литературы эпохи римского владычества (1 век до нашей эры – 476 год нашей эры). Пример: Апулей «Золотой осел (Метаморфозы)». Развивается историческое знание, например, «Жизнеописание» Плутарха.

Для античной литературы были характерны следующие черты:

1. мифологическая тематика

2. традиционализм разработки

3. поэтическая форма.

« Мифологизм тематики античной литературы был следствием преемственности общинно-родовой и рабовладельческой культуры. Мифология -- это осмысление действительности, свойственное общинно-родовому строю: все явления природы одухотворяются, и взаимные отношения их осмысляются как родственные, подобные человеческим.» Гаспаров М.Л. Литература европейской античности. - М., 1983, С.306

В эпоху ранней античности мифология была основным материалом литературы, но в более поздней античной литературе мифология является именно арсеналом для искусства. «Любое новое содержание, поучительное или развлекательное, философская проповедь или политическая пропаганда, легко воплощалось в традиционные образы и ситуации мифов об Эдипе, Медее, Атридах и пр.» Гаспаров М.Л. там же Каждая эпоха античности давала свой вариант всех основных мифологических сказаний. По сравнению с мифологической тематикой иная отступала в античной художественной литературе на второй план.

Традиционализм античной литературы объясняется тем, что у каждого жанра был свой основоположник: Гомер -- для эпоса, Архилох -- для ямба, Пиндар или Анакреонт -- для лирических жанров, Эсхил, Софокл и Еврипид -- для трагедии. Степень совершенства каждого нового произведения, нового поэта измерялась тем, насколько он сумел приблизиться к этим образцам. Особое значение такая система идеальных образцов имела для римской литературы: всю историю римской литературы можно разделить на два периода -- первый, когда идеалом для римских писателей были греческие классики, Гомер или Демосфен, и второй, когда римская литература уже сравнялась с греческой в совершенстве, и идеалом для римских писателей стали уже римские классики, Вергилий и Цицерон.

Для античности было характерно также литературное новаторство, но здесь оно проявляется не столько в попытках реформировать старые жанры, сколько в обращении к более поздним жанрам, в которых традиция еще не была достаточно авторитетна: к идиллии, эпиллию, эпиграмме и т. п.

Третья черта античной литературы -- господство стихотворной формы. Это было следствием дописьменного отношения к стиху как к единственной возможности сохранить в памяти словесную форму устного предания. Даже философские сочинения в раннюю пору греческой литературы писались в стихах (Парменид, Эмпедокл). Ни прозаического эпоса -- романа, ни прозаической драмы в классическую эпоху не существовало. Античная проза с самого своего зарождения была достоянием литературы, преследовавшей исключительно практические цели-- научную и публицистическую. Известна также закономерность, что чем больше проза стремилась к художественности, тем больше она усваивала поэтические приемы: ритмическое членение фраз, параллелизмы и созвучия. Такой была ораторская проза в Греции в V--IV вв. и в Риме во II--I в. до н. э.

Античная литература дает множество разных сведений о древнейших поэтических произведениях и полулегендарных певцах, которые, по преданию, соперничали с Гомером и остались в народной памяти мудрецами, мало в чем уступавшими Аполлону и музам, покровителям искусств. Сохранились имена знаменитых певцов и сочинителей песен: Орфея, Лина, Мусея, Эвмолпа и др., которых помнили в течение всей античности.

Первоначальные поэтические формы связаны с религиозной и бытовой практикой древних греков. Это, прежде всего, разнообразные виды песен, которые достаточно часто упоминаются и в гомеровском эпосе..

Виды лирических песен

Пеан - гимн в честь Аполлона. Из гимнов богам Гомер упоминает именно этот пеан. Он упоминается он в "Илиаде", где ахейские отроки поют его во время жертвоприношения по поводу прекращения чумы после возвращения Хрисеиды, и там, где Ахилл предполагает воспеть пеан по поводу своей победы над Гектором.

Френос - греч. threnos - плач - погребальная или заупокойная песнь. В «Илиаде» он упоминается в эпизоде гибели Гектора, исполнялся над его трупом и на торжественных похоронах Ахилла в "Одиссее", где участвовали девять Муз, которые пели этот френос, причем погребальное пение всех богов и людей вокруг тела Ахилла продолжалось 17 дней.

Гипорхема - песня, аккомпанирующая танцу, возможно, упомянута в описании щита Ахилла в «Илиаде», где под пение юноши и под его игру на форминге ведут веселый хоровод работники на винограднике.

Софронистическая - греч. sophronisma – внушение - нравоучительная песня. Такая песня упомянута у Гомера. Агамемнон, уезжая под Трою, оставил для присмотра за своей женой Клитемнестрой певца, который, видимо, должен был внушать ей мудрые наставления. Однако этот певец был выслан Эгисфом на пустынный остров и там погиб.

Энкомий - хвалебная песнь в честь славных мужей, поется Ахиллом, оставившим сражение и удалившимся в свою палатку.

Гименей - брачная песнь, сопровождает жениха и невесту в изображении брачного празднества на щите Ахилла.

Трудовая песня развивается раньше всяких других видов поэзии. Гомер, как певец военных подвигов, не оставил упоминания об этих песнях. О них известно из комедии Аристофана "Мир", которая напоминает русское "Эх, ухнем!", или песня мукомолок на о. Лесбос из произведения Плутарха, "Пир семи мудрецов".

Музыкальное сопровождение песни, а также ее танцевальное сопровождение - остаток древней нераздельности всех искусств. Гомер рассказывает о сольном пении в сопровождении кифары или форминги. Ахилл аккомпанирует себе на кифаре; так поют и знаменитые гомеровские певцы Демодок у Алкиноя и Фемий на Итаке, так поют Аполлон и музы.

Героический древний эпос

Из догомеровского прошлого до нас не дошло ни одного цельного произведения. Однако они представляли собой огромное, безбрежное творчество греческого народа. Как и у других народов, песни, посвященные героям, первоначально были связаны с погребальными плачами по герою. Героическая надгробная песнь - это эпитафий.

С течением времени эти плачи развивались в целые песни о жизни и подвигах героя, получали художественное завершение и в меру общественно-политической значимости героя даже становились традиционными. Так, эпический поэт Гесиод в произведении "Труды и дни" рассказывал про себя, как он ездил в Халкиду на празднества в честь героя Амфидаманта, как он исполнял там в его честь гимн и как он получил за это первую награду.

Постепенно песнь в честь героя получила свою самостоятельность. Уже не надо было обязательно на празднествах в честь героя исполнять подобного рода героические песни. Они исполнялись на пирах и собраниях обыкновенным рапсодом или поэтом, вроде гомеровских Демодока и Фемия. Эти "славы мужей" мог исполнять и непрофессионал, как, например, в произведении Эсхила "Агамемнон" Ифигения на пирах своего отца Агамемнона воспевает его подвиги.

Воспевались не только положительные герои. Певцов и слушателей стали интересовать герои отрицательные, о злодеяниях которых также слагались легенды. Например, гомеровская "Одиссея" прямо говорит в песнях о дурной славе Клитемнестры.

Таким образом, даже скудные сведения о догомеровском героическом эпосе дают возможность назвать его виды:

Эпитафий (надгробный плач);

Агон (состязание на могиле);

- "слава" героя, торжественно исполняемая на специально посвященном ему празднестве;

- "слава" героя, торжественно исполняемая на пирах военной аристократии;

Энкомий героям в гражданской или домашней жизни;

Сколий (застольная песнь) тем или другим выдающимся личностям, но уже не древним героям, а как простое увеселение на пирах

Подобное и в эпосе о богах. Только здесь процесс развития эпоса начинается не с культа умершего героя, а с жертвоприношения тому или иному божеству, сопровождаемого словесными высказываниями, достаточно лаконичными. Так, жертва Дионису сопровождалась выкрикиванием одного из его имен - "Дифирамб". "Гомеровские гимны" (первые пять гимнов), представляющие развитой эпос о богах, ничем не отличаются от гомеровского эпоса о героях.

Негероический эпос

По времени возникновения старше, чем героический. Что касается сказок, разного рода притч, басен, поучений, то они первоначально были не только стихотворными, но, вероятно, чисто прозаическими или смешанными по стилю. Одна из самых ранних притч о соловье и ястребе встречается в поэме Геосида "Труды и дни". С именем полулегендарного Эзопа связывали развитие басни.

Певцы и поэты догомеровского времени

Имена поэтов догомеровской поэзии большей частью вымышленные. Народная традиция никогда не забывала эти имена и расцвечивала своей фантазией предания об их жизни и творчестве.

Орфей

Среди наиболее знаменитых певцов известен Орфей. Это имя античного певца, героя, мага и жреца, получило особую популярность в VI в. до н.э., когда был широко распространен культ Диониса.

Считалось, что Орфей был на 10 поколений старше Гомера. Этим объясняется многое в мифологии Орфея. Родился он в Фессалийской Пиерии, под Олимпом, где царствовали сами Музы, или, по другому варианту, во Фракии, где его родителями были Муза Каллиопа и фракийский царь Эагр.

Орфей - необыкновенный певец и игрок на лире. От его пения и музыки приходят в движение деревья и скалы, укрощаются дикие звери, а песни его слушает сам неприступный Аид. После гибели Орфея тело его было похоронено Музами, и его лира и голова по морю приплыли к берегам реки Мелета около Смирны, где Гомер, по преданию, сочинял свои поэмы. С именем Орфея связано много легенд и мифов: о волшебном действии музыки Орфея, о нисхождении в Аид, о растерзании Орфея вакханками.

Другие певцы

Учителем или учеником Орфея считался Мусей (Мусей - от слова "муза"), которому приписывается перенесение орфического учения от Пиерии в Среднюю Грецию, на Геликон и в Аттику. Ему тоже приписывались теогония, разного рода гимны и изречения.

Некоторые античные авторы единственным подлинным произведением Мусея считали гимн богине Деметре. Сыну Мусея Эвмолпу ("эвмолп" - прекраснопоющий) приписывалось распространение сочинений своего отца, основная роль в Элевсинских мистериях. Гимнического поэта Памфа ("памф" - всесветлый) тоже относят к догомеровскому времени.

Наряду с Орфеем был известен певец Филаммон, участник похода аргонавтов, почитаемый в дельфийской религии Аполлона. Считают, что он первый создал хоры девушек. Филаммон - сын Аполлона и нимфы. Сыном Филаммона был не менее знаменитый Фамирид, победитель в гимнических состязаниях в Дельфах, возгордившийся своим искусством так, что хотел состязаться с самими Музами, за что и был ими ослеплен.

Древнегреческая литература

В древнегреческой литературе выделяют два периода: классический, приблизительно с 900 до н.э. до смерти Александра Великого (323 до н.э.), и александрийский, или эллинистический (с 323 по 31 до н.э. - дата битвы при Акции и падения последнего независимого эллинистического государства).

Литературу классического периода удобнее рассматривать по жанрам, в порядке их появления. 9 и 8 вв. до н.э. - эпоха эпоса; 7 и 6 вв. - время взлета лирики; 5 в. до н.э. отмечен расцветом драмы; бурное развитие различных прозаических форм началось в конце 5 в. и продолжалось в 4 в. до н.э.

Эпическая поэзия

Илиада и Одиссея Гомера были сложены, по мнению некоторых ученых, еще в 9 в. до н.э. Это самые ранние литературные произведения Европы. Хотя они созданы одним великим поэтом, за ними несомненно стоит долгая эпическая традиция. От своих предшественников Гомер воспринял как материал, так и стиль эпического повествования. Темой он выбрал подвиги и испытания ахейских вождей, опустошивших Трою в конце 12 в. до н.э.
Последующая эпическая традиция представлена рядом менее значительных поэтов - подражателей Гомера, которых принято называть «кикликами» (авторами циклов). Их поэмы (почти не сохранившиеся) заполняли пробелы, оставленные в предании Илиадой и Одиссеей. Так, Киприи охватывали события от свадьбы Пелея и Фетиды до десятого года Троянской войны (когда начинается действие Илиады), а Эфиопида, Разрушение Трои и Возвращения - промежуток между событиями Илиады и Одиссеи. Кроме Троянского, был еще Фиванский цикл - в него входили Эдиподия, Фиваида и Эпигоны, посвященные дому Лайя и походам аргивян на Фивы.

Родиной героического эпоса было, по-видимому, ионическое побережье Малой Азии; в самой Греции несколько позднее возник дидактический эпос, воспринявший язык и размер гомеровских поэм.

Именно эту форму использовал Гесиод (8 в. до н.э.) в Трудах и днях - поэме, в которой советы по сельскому хозяйству перемежались размышлениями о социальной справедливости и жизни в труде. Если тон гомеровских поэм всегда строго объективен и автор никак не обнаруживает себя, то Гесиод достаточно откровенен с читателем, он повествует от первого лица и сообщает сведения о своей жизни. Вероятно, Гесиод был также автором Теогонии - поэмы о происхождении богов.

К эпической традиции примыкают и Гомеровские гимны - сборник из 33 обращенных к богам молитв, которые пели на празднествах рапсоды, перед тем как приступить к исполнению героической поэмы. Создание этих гимнов относят к 7-5 вв. до н.э.

Впервые поэмы Гомера были напечатаны в Милане Дмитрием Халкокодиласом в конце XV века н.э. Первый их перевод на латинский язык сделал Леонцио Пилата в 1389 году. Рукопись перевода хранится сейчас в Париже. В 1440 году Пир Кандидо Дечембрио перевел 5 или 6 книг «Илиады» на латинский язык в прозе, а спустя несколько лет Лоренцо Балла обработал 16 книг «Илиады» латинскою прозой. Перевод Баллы был напечатан в 1474 году.

Лирическая поэзия

Развитие Греции в 8-7 вв. до н.э. характеризовалось возникновением полисов - небольших самостоятельных городов-государств - и возрастанием общественной роли отдельного гражданина. Эти перемены нашли отражение и в поэзии эпохи. К началу 7 века до н.э. важнейшим видом литературы в Греции стала лирическая поэзия - поэзия субъективного чувства. Главными ее жанрами были:

Хоровая лирика;

Монодическая, или сольная, лирика, предназначенная, как и хоровая, для исполнения под аккомпанемент лиры;

Элегическая поэзия;

Ямбическая поэзия.

К хоровой лирике относятся, прежде всего, гимны к богам, дифирамбы (песни в честь бога Диониса), парфении (песни для хора девушек), свадебные и погребальные песни и эпиникии (песни в честь победителей состязаний).

У всех этих видов хоровой лирики сходная форма и принципы построения: в основе лежит миф, а в конце вдохновляемый богами поэт произносит сентенцию или нравоучение.

Хоровая лирика вплоть до конца VI в. до н.э. известна лишь очень отрывочно. Крупный представитель хоровой лирики жил в конце VI и в начале V века до н.э. - Симонид Кеосский (556 - 468 гг. до н.э.). Правда, от лирики Симонида дошло лишь небольшое количество фрагментов; ни одного цельного стихотворения не сохранилось. Однако слава Симонида была основана не только на хорике, он был известен и как один из творцов эпиграмм.

Примерно в это же время жил классик торжественной хоровой лирики Пиндар из Фив (518 - 442 гг. до н.э.). Есть мнение, что он написал 17 книг, от которых сохранились 4 книги; в общей сложности 45 стихотворений. В тех же Оксиринхских папирусах найдены пеаны Пиндара (гимны в честь Аполлона). Еще в XV веке гуманист Лоренцо Балла упоминает о Пиндаре, как о поэте, которого он предпочитает Вергилию. Рукописи произведений Пиндара хранятся в Ватикане. До недавнего времени Пиндар был единственным хорическим лириком, от которого сохранились цельные произведения.

Современником (и соперником) Пиндара был Вакхимед. Двадцать его стихотворений были обнаружены Кенионом в коллекции папирусов, приобретенных Британским музеем незадолго до 1891 года в Египте. Известно также имя Терпандра (VII в. до н.э.), сочинения которого до нас не дошли, имя Ономакрита (VII в. до н.э.) и имя Архилоха (середина VII в. до н.э.), лирические произведения которого до нас дошли только в отрывках. Нам он больше известен как основоположник сатирического ямба.

Имеются отрывочные сведения еще о трех поэтах: Эвене Аскалонском (V в. до н.э.), Хериле (V в. до н.э.) и поэтессе Праксилле (середина V века до н.э.); последняя, говорят, славилась застольными песнями, но писала также дифирамбы и гимны.

Если хоровая лирика была обращена ко всей общине граждан, то сольная - к отдельным группам внутри полиса (девушкам на выданье, союзам сотрапезников и т.д.). В ней преобладают такие мотивы, как любовь, пиры, сетования об ушедшей юности, гражданские чувства. Исключительное место в истории этого жанра принадлежит лесбосской поэтессе Сапфо (ок. 600 до н.э.).

От ее поэзии сохранились лишь отдельные фрагменты, и это - одна из величайших потерь мировой литературы. На Лесбосе жил и другой значительный поэт - Алкей (ок. 600 до н.э.); его песням и одам подражал Гораций. Множество подражателей было у Анакреона с Теоса (ок. 572 - ок. 488 до н.э.), певца пиров и любовных утех. Собрание этих подражаний, т.н. Анакреонтика, до 18 в. считалось подлинной поэзией Анакреона.

К этому же веку относят древнейшего из известных нам лирических поэтов - Каллина из Эфеса (первая половина VII века до н.э.). От него сохранилось только одно стихотворение - призыв к защите родины от нападения врагов. Лирическое стихотворение наставительного содержания, заключающее в себе побуждение и призывы к важному и серьезному действию, имело специальное название - элегия. Таким образом, Каллин - первый элегический поэт.

Первым любовным поэтом, творцом эротической элегии, являлся иониец Мимнеом (вторая половина VII в. до н.э.). От него сохранилось несколько мелких стихотворений. В некоторых дошедших до нас фрагментах его стихов отображены также политические и военные темы.

На рубеже 600 г. до н.э. писал элегии и ямбы афинский законодатель Солон. Преобладают у него политические и нравоучительные темы.

Творчество Анакреона относят ко второй половине VI века до н.э.

Элегическая поэзия охватывает несколько различных видов поэзии, объединенных одним размером - элегическим дистихом. Афинский политический деятель и законодатель Солон (архонт в 594) облекал в элегическую форму рассуждения на политические и этические темы.

С другой стороны, элегический дистих с ранних времен использовался для эпитафий и посвящений, и именно из этой традиции впоследствии возник жанр эпиграммы (буквально «надписи»)

Ямбическая (сатирическая) поэзия. Для личных нападок в стихотворной форме использовались ямбические размеры. Древнейшим и самым знаменитым ямбическим поэтом был Архилох с Пароса (ок. 650 до н.э.), проживший нелегкую жизнь наемника и, по преданию, своими безжалостными ямбами доводивший врагов до самоубийства. Позднее традиция, разработанная ямбическими поэтами, была воспринята древнеаттической комедией.

Проза Древней Греции

В 6 в. до н.э. появились писатели, которые излагали греческие предания прозой. Развитию прозы способствовал рост демократии в 5 в. до н.э., сопровождавшийся расцветом ораторского искусства.

В развитие греческой прозы большой вклад внесли труды историков и философов.

Повествование Геродота (ок. 484 - ок. 424) о греко-персидских войнах обладает всеми признаками исторического сочинения - в них есть и критический дух, и стремление найти в событиях прошлого общезначимый смысл, и художественный стиль, и композиционное построение.

Но, хотя Геродот по праву зовется «отцом истории», величайший историк античности - Фукидид Афинский (ок. 460 - ок. 400 гг.), чье тонкое и критическое описание Пелопоннеской войны до сих пор не потеряло своего значения как образец исторического мышления и как литературный шедевр.

От древнейших философов дошли лишь разрозненные фрагменты. Больший интерес представляют софисты, представители интеллектуального, рационалистического направления греческой мысли конца 5 в. до н.э., - прежде всего Протагор.

Важнейший вклад в философскую прозу сделали последователи Сократа. Хотя сам Сократ ничего не писал, многочисленные друзья и ученики изложили его взгляды в трактатах и диалогах.

Среди них выделяется грандиозная фигура Платона (428 или 427-348 или 347 до н.э.).


Его диалоги, особенно те, где ведущая роль отведена Сократу, не имеют себе равных по художественному мастерству и драматической силе. О Сократе писал также историк и мыслитель Ксенофонт - в Меморабилиях (записях разговоров с Сократом) и Пире. К философской прозе формально примыкает еще одно сочинение Ксенофонта - Киропедия, описывающее воспитание Кира Великого.

Последователями Сократа были киник Антисфен, Аристипп и др. Из этого круга вышел и Аристотель (384-322 до н.э.), тоже написавший ряд платонических диалогов, широко известных в античности.

Однако из его сочинений нам доступны только научные трактаты, возникшие, по-видимому, из текстов лекций, которые он читал в своей философской школе - Ликее. Художественное значение этих трактатов невелико, но один из них - Поэтика - сыграл существенно важную роль для развития теории литературы.

Развитие риторики как самостоятельного жанра было связано в Греции с подъемом демократии и вовлечением все большего числа граждан в политическую жизнь. Многое для превращения риторики в искусство сделали софисты; в частности, Горгий Леонтинский и Фрасимах Халкедонский расширили набор риторических фигур, ввели моду на симметричные антитезы и ритмические периоды.

Высшего расцвета риторика достигла в Афинах. Антифонт (ум. 411 до н.э.) первым опубликовал свои речи, причем часть из них была чисто риторическими упражнениями, в которых разбирались вымышленные дела. Тридцать четыре сохранившиеся речи Лисия считаются образцом простого и изысканного аттического стиля; Лисий, не будучи уроженцем Афин, зарабатывал на жизнь сочинением речей для граждан, выступавших в суде.

Речи Исократа (436-338) были памфлетами для публичного чтения; изящный, построенный на антитезах стиль этих речей и изложенные в них оригинальные взгляды на воспитание обеспечили ему в античном мире громадный авторитет.
Но Оратором с большой буквы для греков был Демосфен (384-322). Из всех речей, которые до нас дошли, 16 он произнес в народном собрании, убеждая афинян выступить против Филиппа Македонского. Именно в них страстное, воодушевляющее красноречие Демосфена достигает наивысшей силы.


Александрийская эпоха

Глубокие перемены, произошедшие во всем греческом мире со смертью Александра Македонского (323 до н.э.), отразились и в литературе. Связь гражданина с жизнью полиса ослабела, и в искусстве, литературе, философии возобладала тенденция к индивидуальному, личностному. Но, хотя искусство и литература утратили былое общественно-политическое значение, правители новообразованных эллинистических царств охотно поощряли их развитие, особенно в Александрии.

Птолемеи основали великолепную библиотеку, в которой были собраны списки всех знаменитых произведений прошлого.
Здесь редактировали классические тексты и писали комментарии к ним такие ученые, как Каллимах, Аристарх, Аристофан Византийский.

Реконструкция Александрийской библиотеки


В результате расцвета филологической науки в литературе возобладала сильная тенденция к учености и перегруженности скрытыми мифологическими аллюзиями. В этой атмосфере особенно ощущалось, что в крупных формах после Гомера, лириков и трагиков прошлого ничего великого создать уже нельзя. Поэтому в поэзии интересы александрийцев сосредоточились на малых жанрах - эпиллии, эпиграмме, идиллии, миме. Требование совершенства формы вылилось в стремление к внешней отделке, часто в ущерб глубине содержания и нравственному смыслу.

Крупнейшим поэтом Александрийской эпохи был Феокрит из Сиракуз (3 в. до н.э.), автор пасторальных идиллий и других небольших стихотворных произведений.

Типичным представителем александийцев был Каллимах (ок. 315 - ок. 240 до н.э.). Служитель библиотеки Птолемеев, он каталогизировал тексты классиков. Его гимны, эпиграммы и эпиллии насыщены мифологической ученостью до такой степени, что требуют специальной расшифровки; тем не менее, в античности поэзию Каллимаха ценили за виртуозное мастерство, и у него было много подражателей.

Для современного читателя больший интерес представляют эпиграммы таких поэтов, как Асклепиад, Филет, Леонид и др.; они сохранились в составленной в византийскую эпоху Греческой (или Палатинской) антологии, в которую был включен сборник александрийского времени - Венок Мелеагра (ок. 90 до н.э.).

Александрийская проза была главным образом областью науки и философии. Литературный интерес представляют Характеры Феофраста (ок. 370-287 до н.э.), сменившего Аристотеля во главе Ликея: эти зарисовки типичных характеров афинян широко использовались в новоаттической комедии.

От значительных историков этого периода дошли (частично) лишь сочинения Полибия (ок. 208-125 до н.э.) - монументальная история Пунических войн римского завоевания Греции.

К александрийской эпохе относится зарождение биографии и мемуаров как самостоятельных литературных жанров.

Эсхил был основоположником гражданской по своему идейному звучанию трагедии, современником и участником греко-персидских войн, поэтом времени становления демократии в Афинах. Главный мотив его творчества – прославление гражданского мужества, патриотизма. Один из самых замечательных героев трагедий Эсхила – непримиримый богоборец Прометей – олицетворение творческих сил афинян.

Это образ несгибаемого борца за высокие идеалы, за счастье людей, воплощение разума, преодолевающего власть природы, символ борьбы за освобождение человечества от тирании, воплощенной в образе жестокого и мстительного Зевса, рабскому служению которому Прометей предпочел муки.

Медея и Ясон

Особенностью всех древних драм был хор, который пением и танцами сопровождал все действие. Эсхил ввел двух актеров вместо одного, уменьшив партии хора и сосредоточив основное внимание на диалоге, что стало решительным шагом для превращения трагедии из чисто мимической хоровой лирики в подлинную драму. Игра двух актеров давала возможность усилить напряженность действия. Появление третьего актера – нововведение Софокла, которое позволило обрисовать различные линии поведения в одном и том же конфликте.

Еврипид

В своих трагедиях Еврипид отразил кризис традиционной полисной идеологии и поиски новых основ мировоззрения. Он чутко откликался на животрепещущие вопросы политической и социальной жизни, и его театр представлял собой своеобразную энциклопедию интеллектуального движения Греции во второй половине V в. до н. э. В произведениях Еврипида ставились разнообразные общественные проблемы, излагались и обсуждались новые идеи.

Античная критика называла Еврипида «философом на сцене». Поэт не являлся, однако, сторонником определенного философского учения, и его взгляды не отличались последовательностью. Двойственным было его отношение к афинской демократии. Он прославлял ее как строй свободы и равенства, вместе с тем его пугала неимущая «толпа» граждан, которая в народных собраниях решала вопросы под влиянием демагогов. Сквозной нитью, через всё творчество Еврипида проходит интерес к личности с ее субъективными устремлениями. Великий драматург изображал людей с их влечениями и порывами, радостями и страданиями. Всем своим творчеством Еврипид заставлял зрителей раздумывать над своим местом в обществе, над отношением к жизни.

Аристофан дает смелую сатиру на политическое и культурное состояние Афин в то время, когда демократия начинает переживать кризис. В его комедиях представлены различные слои общества: государственные деятели и полководцы, поэты и философы, крестьяне и воины, городские обыватели и рабы. Аристофан достигает острых комических эффектов, соединяя реальное и фантастическое и доводя осмеиваемую идею до абсурда.

Задание:
1 . Составьте презентацию по теме "Античная литература".
2. Разместите ее на канале Ru Tube

идеал, но, в силу ничтожности политической роли немецкой буржуазии в XVIII в., на первый план была выдвинута не политическая, а эстетическая сторона идеала, «благородная простота и спокойное величие» античных образов. Античность рассматривается как царство красоты и гармонии, блаженное детство человечества, воплощение «чистой человечности». Одним из теоретических основоположников этого направления, впоследствии названного «неогуманистическим», был знаменитый искусствовед Винкельман (1717 - 1768), главными литературными представителями в конце XVIII в. - Гете и Шиллер. «Неогуманизм» перенес центр тяжести интереса к античности из Рима в Грецию и от поздних эпох греческого общества к тем ранним периодам, на которые придворный классицизм глядел с известным пренебрежением. Этот интерес прогрессивной буржуазии к эпохам роста античного общества поднимал истолкование античности на высшую ступень. Винкельман, призывая к «подражанию грекам», устанавливал прямую связь между расцветом греческого искусства и политической свободой древних республик, между потерей свободы и эпохами упадка искусства; в политической свободе он видел базу античной «гармонии». Однако революционное содержание, заложенное в художественном учении Винкельмана и нашедшее большой отклик во Франции, совершенно выветрилось на его собственной родине, и эстетическое приобщение к античному «идеалу» знаменовало в немецком буржуазном классицизме отказ от революционного переустройства общества и призыв к «самоограничению» (Гете). Неогуманистическое понимание античности сыграло огромную роль как в литературе, так и в науке и легло в основу взглядов Гегеля на философию истории и эстетику. Некоторые положения Винкельмана были впоследствии восприняты, в материалистической переработке, Марксом.

В России ярким представителем нового понимания античности был Белинский. Вместе с неогуманистами он утверждал, что «греческое творчество было освобождением человека из-под ига природы, прекрасным примирением духа и природы, дотоле враждовавших меж собой. И поэтому греческое искусство облагородило, просветило и одухотворило все естественные склонности человека... Все формы природы были равно прекрасны для художественной души эллина; но.как благороднейший сосуд духа - человек, то на его прекрасном стане и роскошном изяществе его форм и остановился с упоением и гордостью творческий взор эллина, - и благородство, величие и красота человеческого стана и форм явились в бессмертных образах Аполлона бельведерского и Венеры медицейской». Но революционное мировоззрение великого русского просветителя не могло удовлетвориться односторонне-эстетическим отношением к античности, и он выдвигает ее прогрессивное значение в борьбе с «феодальной тиранией»: «там, на этой классической почве, развились семена гуманности, гражданской доблести, мышления и творчества; там начало всякой разумной общественности, там все ее первообразы и идеалы». Вместе с тем Белинский считал, что в античном мире «общество, освободив человека от природы, слишком и покорило его себе»; он старается избежать опасной ошибки, в которую впадали многие исследователи древнего мира, - модернизации* античности, стремления приписать ей

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?