Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Золотым веком российской благотворительности считается. Традиции русской благотворительности

Мы решили сравнить масштабы дореволюционной и сегодняшней благотворительности и узнать с цифрами и фактами в руках, кто больше, лучше, сильнее?

Широко известна та поистине грандиозная благотворительная деятельность, которой занимались русские предприниматели, промышленники и купцы на рубеже XIX-XX столетий. Неслучайно время с начала 1860-х гг. и вплоть до Первой мировой войны называют «золотым веком русского меценатства». Впрочем, благотворительной деятельностью все больше и больше занимаются и сегодняшние наши крупнейшие предприниматели, в том числе те, кого принято называть «олигархами». Мы решили сравнить особенности и масштабы той и сегодняшней благотворительной деятельности крупнейших отечественных предпринимателей и узнать с цифрами и фактами, кто больше, лучше, сильнее?

Как писал Константин Сергеевич Станиславский, «для того чтобы процветало искусство, нужны не только художники, но и меценаты». Он знал, о чем говорил, поскольку сам был не только великим театральным режиссером и реформатором театра, но и происходил из купеческой семьи Алексеевых, состоявшей в родстве с С.И.Мамонтовым и братьями Третьяковыми. Также, например, знаменитый московский городской глава и благотворитель Н.А Алексеев был двоюродным братом Станиславского.

Лишь некоторые самые

Чтобы исчерпывающим образом представить все благотворительные деяния дореволюционных меценатов, нужно написать не одну докторскую диссертацию. Мы здесь перечислим лишь некоторые из самых ярких и крупных благодеяний которые позволили более ста лет назад интенсивно развиваться российскому искусству, медицине, науке и образованию.

Оговоримся только, что мы, во-первых, будем говорить о самых крупных актах благотворительности , но не о низовом и среднем ее слое. Ведь в каком-то смысле уже по самым вершинам можно будет составить себе представление о соотношении масштабов благотворительности сегодняшней и тогдашней.

Во-вторых, мы, естественно, будем говорить только о том, что нам в принципе может быть известно. Благотворительность, милосердие в идеале должны совершаться в тайне, чтобы никто про это не знал. Пусть левая рука не знает, что делает правая. Поэтому мы охотно допускаем, что, возможно, многого не знаем о тайных благодеяниях сегодняшних предпринимателей. Но ведь также мы этого не знаем и относительно дореволюционных меценатов. Так что, как говорится, «при прочих равных условиях», задуманное нами сравнение кажется вполне оправданным и логичным.

Медицина

Поистине грандиозными были вложения дореволюционных меценатов в медицину. В одной Москве на средства частного капитала были полностью выстроены 3 целых медицинских городка!

Один располагался возле Новодевичьего монастыря на Девичьем поле. Там на средства Морозовых, Хлудовых, Шелапутиных и др. были выстроены 13 клиник. Второй, огромный медицинский комплекс был выстроен в Сокольниках на средства благотворителей Бахрушиных, Боевых и Алексеевых .

Третий городок был выстроен рядом с Калужской заставой. Нынешние 1-я и 2-ая Градская больницы, детская Морозовская больница (была построена на средства купца первой гильдии Е.В. Морозова, отсюда ее название) – все они были выстроены на средства частного капитала. То же самое – нынешняя 5-ая градская, или больница царевича Алексия (бывшая Медведниковская).

Она была создана на деньги вдовы сибирского золотопромышленника Александры Медведниковой . По ее завещанию 1 млн руб. предназначался на устройство больницы на 150 кроватей для неизлечимо больных «христианских вероисповеданий, без различия звания, пола и возраста» и 300 тыс. руб. на богадельню для 30 стариков и 30 старух. Медведникова распорядилась в завещании устроить при больнице и богадельне церкви, чтобы там осуществлялось «вечное поминовение жертвовательницы и указанных ею в завещании лиц».

Также, например, знаменитая Кащенко или «Канатчикова дача», она же 1-ая московская психиатрическая больница № 1 им. Н.А. Алексеева была построена в 1894 году на средства меценатов. Сбор средств проходил по инициативе городского головы Москвы Н.А.Алексеева (того самого двоюродного брата К.С.Станиславского). На ее счет существует следующая легенда. Один из купцов сказал Алексееву: «Поклонись при всех в ноги – дам миллион на больницу (по другим источникам – «всего» 300 000 рублей). Алексеев поклонился – и получил деньги.

Из других столичных больниц упомянем, во-первых, детскую больницу имени святого Владимира в Москве, основанную меценатом и благотворителем Павлом Григорьевичем фон Дервизом . Его дети умерли во младенчестве, самого старшего из них звали Владимиром, и именно его памяти обязана своим существованием нынешняя детская больница. Во-вторых, больницу имени Боткина, на создание которой пожертвовал 2 млн рублей купец, коллекционер и издатель, благотворитель Козьма Терентьевич Солдатенков (1818–1901). Перед зданием Боткинской больницы в 1991 году установили в знак благодарности бюст К.Т.Солдатенкова.

Искусство

Не менее грандиозной была деятельность русских меценатов и в области искусств.

Строитель железных дорог, предприниматель и меценат Савва Иванович Мамонтов (1841–1918) создал Частную русскую оперу («Мамонтовская опера»), благодаря которой, в частности, был открыт гениальный Шаляпин. В оперную труппу он вкладывал огромные деньги. Как вспоминал великий певец, «С.И.Мамонтов сказал мне: – Феденька, вы можете делать в этом театре все, что хотите! Если вам нужны костюмы, скажите, и будут костюмы. Если нужно поставить новую оперу, поставим оперу! Все это одело душу мою в одежды праздничные, и впервые в жизни я почувствовал себя свободным, сильным, способным побеждать все препятствия».

Благодаря Мамонтову в России появилось понятие театральный художник, который становится полноправным членом труппы. Для финансируемых им постановок рисовали наброски костюмов и декораций, да и сами декорации М. Васнецов и К. Коровин.

Знаменитое имение Абрамцево Мамонтова стало в то время поистине центром художественной жизни России. Здесь подолгу гостили, жили и работали великие русские художники И. Е. Репин, В. Васнецов, В. Серов, М. Врубель, М. Нестеров, В. Поленов и др. Многим художникам Мамонтов оказывал существенную поддержку, в том числе и финансовую.

Савва Тимофеевич Морозов (1862–1905) оказывал колоссальную помощь знаменитому театру МХТ. Он постоянно жертвовал огромные денежные средства на строительство и развитие Художественного театра, некоторое время даже заведовал его финансовой частью. Вот что однажды сказал ему один из основателей и руководителей МХТа К.С.Станиславский: «Внесенный Вами труд мне представляется подвигом, а изящное здание, выросшее на развалинах притона, кажется сбывшимся наяву сном… Я радуюсь, что русский театр нашел своего Морозова подобно тому, как художество дождалось своего Третьякова…»

Павел Михайлович Третьяков (1832–1898) основал знаменитую Третьяковскую художественную галерею. Еще в 1850-х гг. он начинает собирать коллекцию русского искусства. Уже в 1860 г. Третьяков решает передать свое великолепное собрание городу. Для собранной коллекции в 1874 году он построил галерею, открывшуюся для всеобщего обозрения в 1881 году. Позже Павел Третьяков передает всю свою коллекцию вместе со зданием галереи в собственность Московской городской думы. Кстати, последние его слова перед смертью родственникам были такие: «Берегите галерею и будьте здоровы».

Помимо прочего, Павел Третьяков вместе со своим братом был попечителем Арнольдовского училища глухонемых детей. Для этого он приобрел большой каменный дом с садом для ста пятидесяти воспитанников, полностью обеспечивал это училище и его воспитанников.

Крупнейший российский меценат и благотворитель (1826–1901) построил театр в Москве на ул. Большая Дмитровка (ныне театр Оперетты), также передал 200 тыс. рублей Московской консерватории.

В связи с дореволюционным меценатством в искусстве можно вспомнить и создание Алексеем Александровичем Бахрушиным (1865–1929) первого в России театрального музея, и основание лесопромышленником и купцом Митрофаном Петровичем Беляевым (1836–1903) так называемого Беляевского кружка, объединившего многих выдающихся музыкантов, и многое-многое другое.

Образование

Золотопромышленник Альфонс Леонович Шанявский (1837–1905) в 1905 году завещает все свои средства на создание в Москве Народного Университета, доступного для всех желающих независимо от пола, национальности, вероисповедания при самой умеренной плате. В 1905–1908 гг. на его средства, средства жены Лидии Алексеевны, а также большой группы московских меценатов был создан Московский городской народный университет имени А.Л.Шанявского, который сыграл огромную роль в предреволюционном образовании. Ныне в его здании на Миусской площади располагается Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ).

В 1907 году в Москве был создан первый в России институт, выпускающий коммерсантов с высшим образованием – Коммерческий институт. Ныне это знаменитая Российская экономическая академия им.Г.В.Плеханова. Ее основание явилось по существу началом создания системы высшего экономического и коммерческого образования в России. Большую часть средств на строительство составили частные пожертвования московских купцов и промышленников, собранные по инициативе купца первой гильдии Алексея Семеновича Вишнякова . Также свой вклад в создание будущей «Плехановки» внесли Коноваловы, Морозовы, Рябушинские, Четвериковы, Сорокоумовские, Абрикосовы и др.

В «золотой век русского меценатства» было открыто и очень много средних специальных ученых заведений: Мальцевское ремесленное училище за счет средств Нечаевых-Мальцевых , Дулевское двухклассное сельское училище при фарфоровой фабрике Товарищества М.С.Кузнецова и др. Также В.А.Морозова открыла одно из первых профессиональных училищ в России (Морозовское училище). Одновременно она жертвовала большие суммы Народному университету им. Шанявского, Московскому университету и другим вузам.

Наука

Дореволюционные предприниматели-меценаты принимали большое участие и в развитии российской науки. Очень многие научно-исследовательские институты создавались и финансировались в то время на частные средства. Приведем несколько примеров.

Московский миллионер Василий Федорович Аршинов (1854–1942) купец I гильдии и владелец суконной фабрики в Замоскворечье на свои средства построил и оснастил новейшим оборудованием первый в России частный научно-исследовательский институт «Lithogaea» («Каменная Земля»), ставший под руководством его сына Владимира российским научным центром петрографии и минералогии.

Крупный вологодский предприниматель Христофор Семенович Леденцов (1842–1907) весь свой капитал завещал на развитие естественных наук в России. Благодаря ему была построена знаменитая физиологическая лаборатория И.П.Павлова при Институте экспериментальной медицины. Также он финансировал работы великих русских ученых П.Н.Лебедева, Н.Е.Жуковского, В.И.Вернадского, Н.Д.Зелинского и многих других.

Дмитрий Павлович Рябушинский (1882–1962) при содействии «отца русской авиации» Н.Е.Жуковского в своем имении Кучино (ныне это микрорайон подмосковного города Железнодорожный) в 1905 году построил первый в мире аэродинамический институт «для практического осуществления динамического способа летания…». Он сыграл очень важную роль в становлении авиационной науки в России и мире.

Социальная деятельность

Дореволюционные меценаты-предприниматели активно занимались социальной деятельностью, помощью неимущим. Так Александр Алексеевич Бахрушин (1823–1916) пожертвовал 1 миллион 300 тысяч рублей Московскому городскому общественному управлению. Еще семейство Бахрушиных содержало в Москве «Дом бесплатных квартир для многодетных вдов и бедных курсисток» на Болотной площади в самом центре столицы, где бесплатно жило 2 000 человек. Жильцы дома бесплатно пользовались лазаретом, читальными залами и библиотекой, двумя детскими садами. Школой и т.д.

Бахрушины открыли фактически первый в России хоспис – дом для призрения неизлечимых больных (сегодня это больница №14 в Сокольниках, бывшая 33-я Остроумовская больница). Также семейство Бахрушиных создало и содержало первый в России детский дом семейного типа, где проживало 150 детей, ремесленное училище для мальчиков, Дом престарелых артистов и др. Также братья построили 10 храмов, систематически помогали 17 храмам и 3 монастырям.

Флор Яковлевич Ермаков (1815–1895), владелец настоящей текстильной империи, после смерти родителей, жены и двух сыновей продал все свои фабрики и заводы, и на полученные деньги построил приюты и больницы для малоимущих. Всего он пожертвовал на благотворительность свыше 3-х млн рублей. На его деньги в столице построили две громадные богадельни на 1500 человек. На его же деньги было создано Ермаковское отделение на 100 человек в Алексеевской психиатрической больнице. Еще он, например, открыл бесплатную столовую на 500 человек. Ежедневно он кормил около 1000 человек.

Уже упоминавшаяся Варвара Алексеевна Морозова построила для рабочих своей фабрики целый жилой комплекс с больницами, школой, театром, богадельней, библиотекой. Также она основывала земские больницы и школы в разных губерниях. Еще Морозова постоянно помогала жертвам голода, болезней, стихийных бедствий и др.

Сколько тратили дореволюционные меценаты на благотворительность

Бахрушины потратили на филантропию, культурную и социальную благотворительность, в том числе и на нужды Церкви почти 6 с половиной миллионов рублей. При этом к 1917 году недвижимое имущество фирмы оценивалось в 5 млн 215 тысяч рублей.

Братья Третьяковы обладали капиталом в 8 млн рублей, а пожертвовали в совокупности на разные благотворительные проекты более 3 млн рублей. Не менее половины получаемых прибылей тратили они на благотворительность в сфере культуры, образования, медицины, социального призрения. Как говорил Павел Третьяков, «моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества, вернулось бы также обществу в каких-либо полезных учреждениях; мысль эта не покидала меня всю жизнь».

Тоже упоминавшийся выше крупнейший российский меценат и благотворитель Гаврила Гаврилович Солодовников (1826–1901) сыновьям и родственникам по завещанию оставил лишь 815 тыс. рублей. В то же время более 20 млн рублей он завещал на различные благотворительные проекты: на создание школ и профессиональных училищ в северных губерниях России, родильного приюта в Серпухове и домов дешевых квартир в Москве.

Московский фабрикант и домовладелец Иван Григорьевич Простяков (1843–1915), имевший 21 ребенка, оставил им в наследство 1,5 млн рублей. При этом на благотворительность им было потрачено около 1 млн рублей: на создание приютов, школ, больниц для простых людей.

Сегодняшние благотворители

Теперь от «золотого века русского меценатства», когда поистине «расцветали сто цветов», перейдем к сегодняшнему, гораздо более скромному пейзажу благотворительности. Оговоримся, что мы будем здесь говорить лишь о крупнейших предпринимателях, о самых богатых людях России, тех, кого называют «олигархами».

Крупнейшие сегодняшние российские предприниматели для занятий благотворительностью создали специальные благотворительные фонды, через которые и оказывают спонсорскую и меценатскую поддержку различным социальным и культурным начинаниям.

К наиболее крупным частным благотворительным фондам относятся:

Благотворительный фонд Владимира Потанина создан в 1999 году. Бюджет фонда формируется из отчислений компании «Интеррос» и личных средств Владимира Потанина (единственного владельца этого крупнейшего холдинга).

Фигура Владимира Потанина для нас особенно показательна потому, что он является одним из, если так можно выразиться, «флагманов» сегодняшней благотворительности. Неслучайно он уже много лет возглавляет Комиссию по развитию благотворительности и волонтерства Общественной палаты Российской Федерации, а его заместителем в этой комиссии ОП РФ является Лариса Зельскова, генеральный директор благотворительного фонда Владимира Потанина.

Итак, основная деятельность потанинского фонда – распределение стипендий и грантов среди студентов и преподавателей ведущих государственных вузов России, а также поддержка музеев (4 грантовые программы). О масштабах его деятельности говорят следующие цифры. Например, в прошедшем учебном году размер стипендии по стипендиальному конкурсу фонда для студентов составлял 5 000 рублей в месяц. Стипендиатами стали 1200 студентов из 57 вузов страны (всего на эту программу в этом году было потрачено 72 млн рублей, или около 2 млн 300 тыс долларов США).

Ежегодный грантовый фонд самой обширной программы – «Музей в меняющемся мире» – составляет 20 млн рублей, сумма одного гранта – до 2 млн руб.

Всего общий бюджет благотворительного фонда Владимира Потанина составляет 10 млн долларов США в год. Правда, еще в 2010 году Владимир Потанин говорил о намерении потратить на благотворительность в ближайшие 10 лет 250 млн долларов (по 25 млн долларов США в год). Тогда же он стал первым россиянином, который присоединился к инициативе Giving Pledge («Клятва дарения»). В.Потанин заявил, что потратит большую часть своего состояния на благотворительность, не конкретизировав ни точную сумму, ни сроки, когда именно это произойдет.

На сегодня Потанин является единственным владельцем компании «Интеррос», рыночную стоимость активов которой сегодня оценивают в 12-13 млрд долларов США. Обладая личным состоянием 17,8 млрд долларов США, Потанин в 2011 году занял 4 строчку в списке 200 богатейших бизнесменов России (по версии журнала Forbes). Также, например, в 2011 году только чистая прибыль «Норильского никеля», одного из основных предприятий «Интерроса», составила 3,626 млрд долларов США.

Фонд «Вольное дело » создан в 1998 году и формируется из личных средств Олега Дерипаски и отчислений компании «Базэл». Фонд осуществляет программы по поддержке науки и молодежи, материальному обеспечению школ, восстановлению монастырей и храмов и т.д. Самая масштабная программа фонда – «Храмы России» – обходится ежегодно примерно в 7 млн долларов США.

«Вольное дело» на благотворительность тратит суммы, сопоставимые с суммами фонда Владимира Потанина. В 2010 году общий объем финансирования программа фонда составил 420 млн рублей (чуть меньше 12 млн долларов США). В 2009 году – 287 млн рублей.

При этом Олег Дерипаска, обладая по оценке журнала Forbes личным состоянием 8,5 млрд долларов США, в 2013 году занял 16 строчку в списке 200 богатейших бизнесменов России (также по версии журнала Forbes).

Фонд «Династия » создан в 2001 году на средства основателя «Вымпелкома» (торговая марка «Билайн») Дмитрия Зимина и членов его семьи. «Династия ставит своей основной целью поддержку фундаментальной науки и образования в России, ведет 20 программ и проектов. К ним относятся программы поддержки молодых физиков и математиков, поддержки учителей и одаренных школьников, публичные лекции известных ученых и др. Очень интересный проект фонда – научно-популярный сайт о фундаментальной науке сайт «Элементы ».

Планируемый бюджет программ и проектов фонда «Династия» в 2013 году составляет 328 млн рублей. В 2012 г. бюджет фонда составил 314 млн рублей.

«Благотворительный фонд культурных инициатив» («Фонд Михаила Прохорова») создан в 2004 году Михаилом Прохоровым для поддержки проектов в науке, образовании, спорте, а также художественных инициатив и театральных проектов. Сначала программы фонда действовали преимущественно на территории промышленного Норильского района, однако теперь он работает также в Центральном федеральном округе, Красноярском крае, Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах.

Фонд Прохорова активно действует на уровне регионов, особенно в Красноярском крае, а также в сфере современного искусства. Например, фонд является генеральным партнером Малого драматического театра Льва Додина, Российского национального оркестра под управлением Михаила Плетнева, и т. д.

На момент создания Фонда его годовой бюджет составлял 1 млн долларов США. В 2011 году общий бюджет фонда составил 322 млн 450 тысяч рублей, в 2010 году – 321 млн рублей.

По оценке журнала Forbes личное состояние Прохорова на 2013 год оценивалось в 13 млрд долларов США. Помимо прочего Прохоров владеет американской баскетбольной командой «Нью-Джерси Нетс», двумя 96-метровыми яхтами «Palladium» и Solemar, а также самолетами Gulfstream и Falcon.

Председатель совета директоров ЗАО «Ренова» Виктор Вексельберг в 2004 году учредил фонд «Связь времен », который должен был заниматься возвращением в Россию исторически значимых произведений искусства, находящихся за рубежом. Самым известным проектом фонда стало приобретение знаменитой коллекции яиц Фаберже, на которую было потрачено 100 млн долларов США.

Также среди проектов фонда «Связь времен»:

  • возвращение из США колоколов Свято-Даниловского монастыря,
  • возвращение в 2006 году архива русского философа Ивана Ильина в Россию,
  • восстановление зала Врубеля в Третьяковской галерее,
  • восстановление исторического памятника Форт-Росс (Калифорния, США).

По оценке журнала Forbes личное состояние Виктора Вексельберга в 2013 году оценивается в 15,7 млрд долларов США.

Есть, конечно, и другие крупные благотворительные фонды, которые занимаются благотворительностью. Так, по оценке «Форума доноров», в 2012 году суммарный общий бюджет 70 самых крупных фондов превысил 13 млрд рублей (около 439 млн долларов).

Отличия

Во-первых, конечно, масштабы. Доля выделяемых на благотворительность средств у дореволюционных меценатов и нынешних «олигархов» просто несопоставима. Конечно, и среди нынешних есть приятные исключения, но мы говорим об общей тенденции. Достаточно посмотреть, с одной стороны, на соотношение между бюджетом благотворительного фонда Потанина (10 млн долларов США) и прибылью «Норильского никеля» в 2011 году – 3,626 млрд долларов США. А с другой стороны можно вспомнить, что, например, братья Третьяковы не менее половины своих прибылей тратили на благотворительность.

Во-вторых, несмотря на множество полезных начинаний деятельность сегодняшних меценатов не носит системообразующий характер, в то время как меценаты дореволюционные оказывали культуре, искусстве и науке настоящую инфраструктурную поддержку, способствовали подъему целых культурных и научных отраслей. Неслучайно если первая часть нашего материала была разбита по сферам «наука», «искусство», «социальная деятельность» и др., то во второй части этого сделать нельзя – за неимением хоть какой-то более менее солидной фактической базы. В то же время без «золотого века русского меценатства» у нас не было бы шедевров К.Брюллова и А.Иванова, И.Репина и В.Перова, таких высот национальной культуры как Третьяковская галерея, Московский Художественный театр, усадьба Абрамцево, русская опера с великим Ф.Шаляпиным.

Деятельность в сфере благотворительности сегодняшних крупнейших предпринимателей зачастую носит преимущественно пиар-характер, ориентирована во многом лишь на зрелищную составляющую. Похоже, что она рассчитана больше на то, как она будет воспринята, нежели исходит из реального желания помочь. Например, в сфере образования помогают ведущим столичным вузам, у которых и так относительно неплохо обстоят дела – если сравнивать с остальной страной. В том числе и поэтому нынешние российские олигархи гораздо большие деньги тратят на спорт высоких достижений и покупку дорогих иностранных спортивных клубов, нежели, например, на поддержку массового детского спорта в нашей стране.

Благотворительность - оказание материальной помощи нуждающимся частными лицами или организациями. Благотворительность может быть направлена как на помощь отдельным лицам, так и на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности.

Зарождение благотворительности в Киевской Руси связывается с принятием христианства . Киевский князь Владимир Уставом 996 года официально вменил в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание монастырей, церквей и больниц. В течение многих веков церковь и монастыри оставались средоточием социальной помощи старым, убогим и больным. Сам князь Владимир служил для народа образцом сострадания и был "истинным отцом бедных". В Древней Руси помощь бедным была делом отдельных лиц и не включалась в круг государственных обязанностей. Отличительной чертой благотворительности этого периода была "слепая" раздача милостыни, при которой какие-либо расследования о нищих, расспросы не производились.

В средние века благотворительность была одним из главных направлений деятельности братств. Братские приюты получили название шпиталей и предназначались для тех, кто не имел возможности жить самостоятельно своим трудом. Начиная с царя Ивана IV (Грозного) начался процесс принятия законов о благотворительности в масштабах государственной политики. Были изданы законы, направленные на оказание помощи различным группам нуждающихся, созданы благотворительные учреждения богадельни, финансируемые за счет государственной казны, так и за счет пожертвований частных лиц.

Первый русский царь из династии Романовых Михаил Федорович поручил патриаршему приказу открытие сиротских домов. В 1635 году Михаил Федорович пожертвовал землю для нового Покровского мужского монастыря (район современной Таганской улицы Москвы). Позже, при царе Алексее Михайловиче были созданы специальные приказы, занимавшиеся призрением бедных.

Накануне Рождества и Пасхи, в ознаменование военных побед или рождения наследников, царь со свитой посещал тюрьмы и богадельни, где раздавал милостыню. Примеру царя следовали приближенные, духовенство, знатные горожане. В царском дворце на полном обеспечении постоянно жили богомольцы, юродивые, странники. Видным московским благотворителем был близкий советник царя Алексея Михайловича - Федор Ртищев. Он первым в России предпринял попытку объединить частную благотворительность с государственной. Во время войн с Речью Посполитой и Швецией (1654-1656) Ртищев организовал ряд больниц для раненых солдат, причем не только русских, но и пленных польских и шведских. На личные и государственные средства он выкупал русских солдат из плена.

По его инициативе на улицах Москвы подбирали калек, немощных, старых и даже пьяниц, и свозили их в специальные дома, где лечили или содержали до конца жизни.

В 1682 году, в царствование Федора Алексеевича, был издан указ об открытии домов для беспризорных детей, где обучали грамоте , ремеслу, наукам.

Петровская эпоха характеризовалась преследованием профессионального нищенства, но в то же время и заботой об организации призрения для истинно нуждающихся. Законодательством этого времени повелевалось помещать неспособных к труду в госпитали, богадельни, раздавать престарелым и увечным "кормовые" деньги, устраивать госпитали для незаконнорожденных, заботиться о призрении воинских чинов. При императрице Екатерине II в 1775 году были созданы Приказы общественного призрения, на которые возлагалась забота об устройстве и содержании больниц, богаделен, сиротских и работных домов и домов для душевнобольных. Средства на их содержание формировались в основном за счёт пожертвований частных лиц и учреждений, а также государственных дотаций.

Продолжила традиции благотворительности и много сделала для их расширения и укрепления супруга Павла I императрица Мария Федоровна. В ноябре 1796 года она встала во главе Воспитательного общества благородных девиц - так в стране появилась одна из крупнейших филантропических организаций дореволюционной России, вошедшая в историю под названием "Учреждения императрицы Марии Федоровны". Основными направлениями деятельности "Учреждений" и самой императрицы были помощь детям, инвалидам, вдовам и престарелым.

Особое развитие получает частная благотворительность в период царствования Александра I. При Александре I благотворительность в сфере образования стала координироваться министерством народного просвещения, учрежденным в 1802 году. Императрица Елизавета Алексеевна, жена Александра I, создала общества Имперское человеколюбивое и Женское патриотическое. На счету этого общества находились богадельни, дома бесплатных и дешевых квартир, ночлежные приюты, народные столовые, швейные мастерские, амбулатории и больницы. Финансовую основу составляли взносы, которые жертвовали частные лица и целые сословия.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Екатерин а II: золотой век б лаготворительности России

После смерти Петра I в сфере благотворительности (равно как и в других) наступило некоторое затишье. Пока еще было непонятно насколько приживутся реформы первого русского императора куда поведут страну его потомки. Правление Петра II Анны Иоанновны Елизаветы и Петра III запомнилось лишь тем что наказания за профессиональное нищенство стало еще более строгим. Более того некоторые из приютов для новорожденных были закрыты поскольку деньги ранее тратившиеся на эти цели уходили в карман чередовавшихся фаворитов. Вплоть до восшествия на престол в 1762 году императрицы Екатерины II мы видим застой в вопросах благотворительности.

Урожденная принцесс Ангальт-Цербсткая будущая императрица не имела к России никакого отношения за исключением того что она была женой Российского императора Петра III который ненавидел все русское. В то же время среди представителей династии Романовых сложно найти того кто смог бы сделать для России больше чем Екатерина II. Как мы уже писали после кончины императора Петра I вопросам благотворительности уделялось очень мало внимания. Конечно представители правящей династии старались следовать заветам своего великого предка но этого было мало. Сказывалась нехватка государственной воли. Екатерина II постаралась изменить текущее положение вещей. Какие же для этого были предприняты действия?

Первое время своего правления Екатерина II уделяла вопросам благотворительности не так много внимания, поскольку сперва необходимо было закрепиться на престоле и имелись другие дела первоочередной важности. В это время были изданы указы об ответственности за нищенство, однако форма наказания была несколько смягчена. Согласно указу от февраля 1764 года полицейские могли задерживать нищенствующих. В то же время до того, пока их дело не будет рассмотрено в судебном порядке, задержанным полагалась небольшая денежная дотация.

На этом факте следует заострить внимание, поскольку по сложившейся традиции правонарушители и подозреваемые помещаются в камеры предварительного задержания (КПЗ), условия в которых не то что оставляют желать лучшего, а больше напоминают тюрьму, где содержатся уже осужденные по приговору суда преступники. Проблема условий содержания в КПЗ и особенно нашумевшие в печати случаи смерти задержанных (особенно дело Сергея Магнитского) приобрели в нашей стране необычайную остроту и дискуссию в обществе. Понятно, что изменить условия содержания подозреваемых в совершении преступлений в сторону смягчения быстро не получится, т.к. для этого нужны большие средства. Но, по крайней мере, можно ограничить содержание в КПЗ лиц, не подозреваемых в совершении тяжких преступлений. Видимо поэтому, Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев, в одном из своих Посланий к Федеральному Собранию говорил о ведении «разумной уголовной политики», направленной на декриминализацию общества. Как следствие, несколько лет назад были приняты законы, которые позволяют применять наказания без лишения свободы. Таким образом, государство «убивает» сразу двух зайцев: ограничивает общение в КПЗ случайно попавших граждан с настоящими преступниками, а также не помещает подозреваемых (многие из которых, как показывает практика, в дальнейшем будут оправданы по решению суда) в тюремные условия. Отрадно видеть, что опыт гуманного отношения к задержанным, который впервые был применен при Екатерине II и оказался явно забытым в годы советской власти, становится востребованным в наше время.

По прошествии нескольких лет, когда с политического горизонта были устранены потенциально возможные соперники, императрица Екатерина II смогла более активно заняться государственными делами. Не остался без внимания и вопрос благотворительности. В 1764 году было основано «Императорское воспитательное общество благородных девиц», которое впоследствии превратилось во всем известный Смольный институт. Оно было создано с целью формирования образованного общества, распространения образования. По замыслу императрицы, которая вплоть до Великой Французской Революции находилась под влиянием прогрессивных идей Локка и Монтеня, вернувшиеся в свои родовые гнезда выпускницы общества, будут стараться дать полученное образование своим детям. Если изначально будущих воспитанниц отбирали из дворян, то уже спустя год после основания Общества было открыто отделение для остальных сословий (не принимались только дети крепостных крестьян).

Постепенно по всей стране начинало открываться все больше учебных заведений. Обязанности по их обустройству легли на Приказы общественного призрения, о которых речь пойдет ниже. Действующие же учебные заведения реформировались с целью улучшения качества получаемого образования. Это были первые робкие шаги по внедрению грамотности среди простого населения. И, хотя, до внедрения системы в масштабах страны было еще очень далеко, начало народного образования, по мнению многих историков, было заложено именно при Екатерине II, которая делала все для его развития.

В 1763 году вновь вспомнили о приютах для брошенных младенцев, которые впервые были основаны при Петре I, но в последние годы были в забытьи. Екатерина II настолько загорелась этой идеей, что выделила из своих средств 100000 рублей, подав тем самым пример и для остальных доброхотов и, прежде всего, для своих фаворитов. Деятельность приюта была очень успешной. От приносивших детей просили назвать только имя младенца и сообщить, крещен он или нет. Вот почему всего лишь за 1765 год в Приют принесли почти 800 детей, что значило 800 спасенных жизней! В то время от детей не принято было отказываться, чадородие и плодовитость воспринимались, как дар Божий. Такие случаи, на первый взгляд, могли иметь место разве что среди знатных горожанок, которым необходимо было скрыть свою связь на стороне. И все-таки была еще одна причина, чтобы отдать младенца в Приют. Дело в том, что дети крепостных после рождения также считались крепостными, а согласно Уставу данного заведения каждый младенец считался от рождения свободным. Вот почему для многих крестьян сдача ребенка в Приют была единственным шансом подарить ему свободу.

В нашей стране в условиях падения рождаемости и сокращения численности коренного населения вновь вырос интерес к приютам для брошенных младенцев. Особенно активно развернулись дискуссии вокруг так называемого, «бэби-бокса». Он представляет собой инкубатор, который вмонтирован в стену больницы. Бэби-бокс имеет 2 дверцы: наружную (через нее кладут младенца) и внутреннюю (откуда забирают ребенка сотрудники учреждения). Внутри бокса поддерживаются оптимальные температура и влажность. Благодаря особой конструкции достать малыша обратно уже невозможно. Сразу после того, как в боксе оказывается младенец, включается сигнализация и его оттуда забирают, осматривают и делают анализы. Плюсы бэби-бокса очевидны. Сохраняется полная анонимность (около бокса нет видеокамер) и, как следствие, ликвидируется одна из причин совершения абортов. Кроме того, не надо оформлять никаких бумаг, не надо проходить сложных процедур. Достаточно просто положить ребенка в дверку и все. Отказавшаяся от ребенка мать не несет уголовной ответственности (разумеется, укор совести еще никто не отменял). Но самое главное - сохраняется человеческая жизнь. Сейчас вопрос об установке бэби-боксов обсуждается в законодательных органах. Возможно, что их будут ставить не только в больницах, но и в социальных центрах и монастырях. Так, Екатерининская идея приютов для подкидышей обретает в наше время новое дыхание. екатерина благотворительность россия

1775 год был ознаменован созданием Приказов общественного призрения. По своим функциям они напоминали современные органы социальной опеки, но по своему масштабу они представляли «министерство благотворительности». В их задачи входили организация школ, приютов для сирот, богаделен, работных домов, дома для неизлечимо больных (прообраз современных хосписов) и для сумасшедших (смирительные дома). По сути, была создана государственная система, в которой Екатерина II сумела объединить все виды благотворительной деятельности.

Следует отметить, что некоторые идеи, заложенные в указе, явно опережали свое время. В частности, приютов для неизлечимо больных, в советское время не было. Таковых просто выписывали из больницы, и они угасали уже дома. К идее хосписов в нашей стране вернулись лишь в 1990 году. В настоящее время только в Москве их насчитывается 8, чего вполне достаточно для помещения неизлечимо больных. Идея хосписов активно развивается и на начало 2012 года их количество в России перевалило за 70. Остается только удивляться широте государственного ума императрицы, решения которой в вопросах благотворительности не потеряли актуальности до сих пор.

Вместе с созданием новой государственной благотворительной системы всячески поощрялись любые формы частной благоворительности, однако жертвовать предписывалось в пользу действующих благотворительных учреждений во избежание попадания пожертвований в руки профессиональных нищих. Приказы общественного попечения представляли собой «верхний эшелон» общественной благотворительности. На местах же делами милосердия занимались поместные органы попечения, например, суд для сирот, дворянская опека и другие. В 1785 году через создание участковых попечительств, к благотворительности были привлечены и другие слои населения. Россия доросла до появления меценатства.

Екатерина II сумела сделать так, что жертвовать на дела благотворительности стало модным. Меценатство становится все более распространенным явлением. Среди множества их имен мы не можем умолчать о братьях Орловых, князе Григории Потемкине, о купцах-меценатах из рода Строгановых. Так, Александр Сергеевич Строганов, прославился как первый русский вельможа, начавший коллекционирование предметов искусства. После него осталась одна из крупнейших в Европе частная коллекция картин и громадная библиотека. Его вклад в поддержание и развитие русского искусства и библиотечного дела был столь велик, что он стал главным директором императорской библиотеки и президентом Академии Художеств.

Князь Григорий Потемкин был выдающимся государственным мужем времен Екатерины II. Вся его жизнь и труды стали благом для России. Именно стараниями князя была ликвидирована постоянная угроза на южных рубежах России, которую ежегодно грабили хищные орды крымских татар. Он убрал с политической карты мира Крымское ханство, сделав степи древней Тавриды безопасными для простого русского землепашца, после чего его фамилия зазвучала иначе - Потемкин-Таврический. Вместе с этим князь считался выдающимся знатоком искусства. Как и многие из его современников, он активно собирал картины известных мировых художников, оставив после себя богатейшую коллекцию. Но больше всего он запомнился своей градостроительной деятельностью. При нем было основано множество городов на юге России, на его личные средства были возведено несколько храмов. Князь Потемкин-Таврический был одним из тех людей, благодаря которому время правления императрицы именуется не иначе, как «век золотой Екатерины».

Оканчивая рассказ о состоянии благотворительности в Екатерининскую эпоху, мы можем только удивляться масштабам проведенных реформ. Причем, в каких условиях! К моменту восшествия на престол Екатерины II Россия еще вела Семилетнюю войну. Вскоре после ее окончания начались многолетние боевые действия с Османской империей и жаждавшей реванша Швецией. Огромные средства уходили на фаворитов, а тут еще реформы, направленные на реорганизацию системы благотворительности. Естественно, перед нами встает законный вопрос: «Где деньги, Зин?!» Откуда в стране, находящейся в постоянном состоянии войны с соседями, когда уровень коррупции и фаворитизма бил все рекорды, находятся средства на благотворительность??

Таким практически неисчерпаемым денежным источником для Екатерины II становится Православная Церковь. В 1764 году был издан манифест, согласно которому прежняя система церковного землевладения упразднялась. Отныне все земельные наделы, которые накопились у Церкви за несколько сот лет, подлежали передаче в Коллегию Экономии, а населявшие их крестьяне отныне стали называться «экономическими». В результате около 1000000 крестьян перешло в руки государства. С экономических крестьян в год собиралось 1,366 миллиона рублей налогов. Из этой суммы в пользу Церкви шло поначалу, приблизительно 30%, но позже, с увеличением размера собираемого налога, ее уменьшили до 13%. Фактически это был узаконенная форма грабежа, однако в условиях отсутствия института патриаршества разрозненные протесты духовенства были легко подавлены. Несогласные с реформой были сосланы в дальние монастыри.

Подводя черту под реформами в области благотворительности в правление Екатерины II, мы можем сказать следующее. Будучи немкой по происхождению, она всячески старалась облегчить жизнь своих новых подданных, благополучие которых для нее стояло превыше всего. О том, насколько нелицемерной была ее любовь к русскому народу, лучше всего говорит тот факт, что когда в 1775 году ей пожелали воздвигнуть памятник, на что было собрано свыше 50000 рублей, Екатерина II отвечала: «Для меня важнее возвести памятник в сердцах своих подданных, чем в мраморе». С этими словами она повелела отправить собранные деньги на организацию сиротских приютов.

Во время правления Екатерины II были проведены коренные преобразования в вопросе милосердия. В виде Приказов общественного призрения фактически было создано «министерство благотворительности», в рамках которого были объединены все ее виды: организация богаделен, устройство приютов, больниц, школ и училищ. Более того, идеи создания приютов для подкидышей и госпиталей для неизлечимо больных (хосписов) явно опередили свое время. И сейчас, 250 лет спустя, они вновь реализуются в Российской Федерации.

В то же время Православной Церкви при Екатерине II был нанесен сильнейший удар, от которого она так и не сумела оправиться. На экономической самостоятельности Церкви был поставлен крест, однако полученные в ходе секуляризации церковных земель средства позволили осуществить реформу всей системы благотворительности, которая в последующее время доказала жизнеспособность многих своих идей.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    История благотворительности. Благотворительность в современном мире. Проблемы благотворительной сферы. Взаимоотношения с государством. Основные функции благотворительности. Основные цели и принципы благотворительности.

    реферат , добавлен 21.10.2002

    Анализ экономических, социальных и духовно-нравственных факторов княжеского попечительства слабозащищенных слоев населения. Исследование основных форм княжеской благотворительности на Руси. Роль церкви и тенденции развития благотворительности на Руси.

    контрольная работа , добавлен 12.09.2011

    Христианство и его роль в развитии благотворительной деятельности. Зарождение и развитие благотворительности в Киевской Руси. Милосердие - основа религиозной морали и служит обоснованием различных видов благотворительности.

    реферат , добавлен 26.01.2003

    Роль благотворительных обществ в системе общественного призрения Российской империи в конце 18-19 вв. Актуальная проблема исторических исследований в 19-начале 20 вв. Основные направлениями благотворительности в России и типы благотворительных заведений.

    контрольная работа , добавлен 09.03.2009

    Теория фреймов Ирвина Гофмана. Анализ изменения фреймов российской благотворительности через Общество посещения бедных. Особенности формирования благотворительности в контексте гражданского общества. Этапы развития системы призрения в Российской империи.

    дипломная работа , добавлен 29.04.2017

    Внедрение политики "просвещённого абсолютизма" в Российской империи Екатериной II: открытие воспитательных домов для детей-сирот, покровительство ученым и писателям, открытие женских училищ, гимназий, Московского государственного университета (МГУ).

    реферат , добавлен 04.08.2011

    Детство и юность будущей императрицы. Екатерина - опасная соперница Елизаветы Петровны. Работоспособность, сила воли, целеустремленность. Формирование государственных территорий, закрепление границ. "Золотой век" России.

    реферат , добавлен 26.01.2007

    Детские годы и образование Екатерины. Приход к власти и время правления. Екатеринское царствование - "золотой век" русского дворянства. Внешняя и внутренняя политика Екатерина II. Первые реформы, отношение к религии. Мнение историков о Екатерине II.

    реферат , добавлен 10.05.2011

    Корни русско-арабских взаимоотношений и особенности активной политики Екатерины II в Средиземноморье. Противоречия в направлениях внешней политики. Демонстрация Екатериной могущества своего государства. Вовлечение арабских государств в мировые процессы.

    реферат , добавлен 17.03.2011

    Сущность благотворительности и меценатства, их развитие в истории Российского государства и религиозные воззрения. Этика русского бизнеса, формирование предпринимательства и частной благотворительности. Взлеты русского коллекционерства и меценатства.

Цели:

  • Способствование формированию знаний учащихся об истории возрождения меценатства и благотворительности в России, в отдельных её регионах.
  • Приобщение к культурным, духовным ценностям и творчеству своего народа.
  • Развитие коммуникативных навыков учащихся, способности к публичному выступлению, к проявлению индивидуальных суждений.

Оформление: книжная выставка, высказывания известных людей, портреты известных меценатов, компьютерная презентация.

Приглашённые гости: представители благотворительных фондов, руководители организаций и предприятий, занимающихся благотворительностью и меценатством.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Вступительное слово учителя: (Приложение 1 . Слайды 1, 2)

Добрым быть совсем не просто,
доброта не зависит от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.

(Приложение 1 . Слайд 3) Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня мы поговорим о меценатстве. О меценатах в российской прессе принято говорить или хорошо, или ничего. Возможно, пора уже признаться в том, что культура сегодня живет не только заботами государства, что явление «меценатства» в России стало реальностью нашего времени и не замечать его было бы опрометчиво. Что оно представляет? Это сложный вопрос. Однозначного ответа на него я не знаю. Известно, что всякое явление познается в сравнении. В нашем случае важную роль в возрождении благотворительности и меценатства на рубеже ХХ-ХХI веков сыграли традиции, заложенные на рубеже ХIХ-ХХ веков меценатами «Золотого века» российской благотворительности – Третьяковыми, Морозовыми, Щукиными, Солдатенковыми, Мамонотовыми, Бахрушиными и другими российскими купцами, фабрикантами, банкирами, предпринимателями… Свой сегодняшний разговор мы начнем с причин появления меценатства и познакомимся с некоторыми из них.

Ведущий 1: Восемнадцатый-начало девятнадцатого века, отмечены благотворительными делами крупных представителей просвещенной дворянской филантропии. Яркими образцами благотворительных учреждений этого времени являются Голицинская больница, первая градская больница, Шереметевский дом, Мариинская больница и др. Еще раз подчеркну одну из характерных особенностей российского предпринимательства, его определенную историческую традицию: едва зародившись, оно естественно и надолго связало себя с благотворительностью. Союз предпринимательства и благотворительности убедительно прослеживается на примере многих известных купеческих династий. Такой союз едва ли был случайным. Предприниматели, безусловно, были заинтересованы в квалифицированных работниках, способных овладеть новым оборудованием, новейшими технологиями в условиях все возрастающей конкуренции. Не случайно поэтому огромные средства отчислялись дарителями прежде всего на образование. И особенно на профессиональное.
Были и другие причины, объясняющие появление потомственных благотворителей. Можно с уверенностью сказать, что одни из самых значимых в ряду уже упомянутых – причины религиозного характера, диктовавшиеся давними традициями милосердия и благотворительности на Руси, осознанием потребности помогать другим.
Настоящему меценату (с точки зрения отечественных традиций), истинному благотворителю не нужна в качестве компенсации реклама, позволяющая сегодня с лихвою возместить затраты. Показательно в этой связи, что Савва Тимофеевич Морозов обещал всестороннюю помощь основателям Художественного театра при условии: его имя не должно упоминаться в газетах. Хорошо известны случаи когда меценаты по призванию, отказывались от дворянства. Один из представителей этой замечательной династии «профессиональных благотворителей» Алексей Петрович Бахрушин (1853-1904) – библиофил и собиратель произведений искусства, завещал в 1901г. свои коллекции Историческому музею, по «формулярному списку», составленному в том же году купеческой управой, в службе не состоял, отличий не имеет. Предположительно, что сумма П.Г.Шелапутина (на его средства были созданы гинекологический институт, мужская гимназия, 3 ремесленных училища, женская учительская семинария, дом для престарелых) превысила 5 млн. рублей, но учесть всех пожертвований было невозможно, так как он скрывал эту сферу жизни даже от близких. Ретроспектива благотворительности, милосердия, меценатства велика по времени, богата ярчайшими примерами, позволяет выявить очевидную преемственность добрых деяний, истоки и тенденции отечественного меценатства. (Приложение 1 . Слайд 4)
Но и на богатом фоне меценатства в России конец девятнадцатого-начало двадцатого веков могут быть по справедливости названы его «золотым веком», порой его подлинного расцвета. И эта пора была связана, главным образом, с деятельностью именитых купеческих династий, давших «потомственных благотворителей». Только в Москве ими были осуществлены столь крупные начинания в области культуры, просвещения, медицины, самых различных областей науки, что можно с полным основанием утверждать: это был качественно новый этап благотворительности.

С.И.Мамонтов. Меценатство Саввы Ивановича было особого рода: он приглашал своих друзей-художников в Абрамцево, зачастую вместе с семьями, удобно располагал в основном доме и флигелях. Все приезжавшие под предводительством хозяина отправлялись на природу, на этюды. Все это весьма далеко от привычных примеров благотворительности, когда меценат ограничивает себя передачей определенной суммы на доброе дело. Многие работы членов кружка Мамонтов приобретал сам, для других находил заказчиков.
Одним из первых художников к Мамонтову в Абрамцево приехал В.Д. Поленов. С Мамонтовым его связывала духовная близость: увлечение античностью, музыкой, театром. Был в Абрамцеве и Васнецов, именно ему обязан художник своим знанием древнерусского искусства. Тепло отеческого дома художник В.А. Серов найдет именно в Абрамцеве. Савва Иванович Мамонтов был единственным бесконфликтным покровителем искусства Врубеля. Для очень нуждавшегося художника нужна была не только оценка творчества, но и материальная поддержка. И Мамонтов широко помогал, заказывая и покупая произведения Врубеля. Так проект флигеля по Садово-Спасской заказывает Врубелю. В 1896 г. художник по заказу Мамонтова выполнил грандиозное панно для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде: «Микула Селянинович» и «Принцесса Греза». Хорошо известен портрет С.И. Мамонтова. Мамонтовский художественный кружок был уникальным объединением. Также хорошо известна Частная опера Мамонтова.
Можно сказать вполне определенно, что если бы все достижения Частной оперы Мамонтова были бы ограничены лишь тем, что она сформировала Шаляпина – гения оперной сцены, то и этого было бы вполне достаточно для самой высокой оценки деятельности Мамонтова и его театра.

Ведущий 3: (Приложение 1 . Слайд 6) М.К.Тенишева (1867-1928) Мария Клавдиевна была незаурядным человеком, обладательницей энциклопедических знаний в искусстве, почетным членом первого в России союза художников. Поражают масштабы ее общественной деятельности, в которой ведущим началом было просветительство: ею было создано Училище ремесленных учеников(под Брянском), открыто несколько начальных народных школ, совместно с Репиным организованы рисовальные школы, открыты курсы для подготовки учителей, и даже создан на Смоленщине самый настоящий аналог подмосковного Абрамцева – Талашкино. «Созидательницей и собирательницей» назвал Тенишеву Рерих. И это действительно так и это в полной мере относится к русским меценатам золотого века. Тенишева не только на редкость разумно и благородно ассигновала деньги на цели возрождения отечественной культуры, но и сама непосредственно, своим талантом, знаниями и умениями внесла заметный вклад в изучение и развитие лучших традиций отечественной культуры.

Ведущий 4: (Приложение 1 . Слайд 7) П.М. Третьяк ов (1832-1898). В.В. Стасов, выдающийся русский критик, в некрологе на смерть Третьякова, писал: «Третьяков умер знаменитым не только на всю Россию, но и на всю Европу. Приедет ли в Москву человек из Архангельска или из Астрахани, из Крыма, с Кавказа или с амура – он тут же назначает себе день и час, когда ему надо идти в Лаврушинский переулок, и посмотреть с восторгом, умилением и благодарностью весь тот ряд сокровищ, которые накоплены этим удивительным человеком в течении всей его жизни.» Не менее высоко оценивали подвиг Третьякова и сами художники, с которыми он был, прежде всего связан на ниве собирательства. В феномене П.М. Третьякова впечатляет верность цели. Подобной идея – положить начало общественного, всеми доступного хранилища искусства – не возникала ни у кого из современников, хотя частные коллекционеры существовали и до Третьякова, но они приобретали картины, скульптуру, посуду, хрусталь и т.д. прежде всего для себя, для своих частных собраний и видеть принадлежавшие коллекционерам произведения искусства могли немногие. В феномене Третьякова поражает также и то, что он не имел никакого специального художественного образования, тем не менее, раньше других распознавал талантливых художников. Раньше многих он осознал неоценимые художественные достоинства иконописных шедевров Древней Руси.
Всегда есть и будут разного калибра меценаты, разного масштаба коллекционеры. Но в истории остались немногие: Николай Петрович Лихачев, Илья Семенович Остроухов, Степан Павлович Рябушинский, и т.д. Настоящих меценатов всегда было мало. Даже если наша страна возродиться, много меценатов не будет никогда. Все известные коллекционеры и меценаты были людьми глубокой веры и цель каждого из них была служить людям.

Ведущий 1: (Приложение 1 . Слайд 8) Елена Павловна , до принятия православия принцесса Фредерика Шарлотта Мария Вюртембергская. В возрасте 15 лет была избрана Вдовствующей Императрицей Марией Фёдоровной – также представительницей Вюртембергского дома, в супруги Великому князю Михаилу Павловичу , четвёртому сыну Императора Павла I . Приняла православие, была пожалована титулом Великой княгини как Елена Павловна (1823). 8(21) февраля 1824 года сочеталась браком по греко-восточному православному обряду с Великим Князем Михаилом Павловичем. В своей благотворительной деятельности проявляла не только высокие духовные качества, но и организационный и администраторский талант. Обладала энциклопедическими знаниями, была прекрасно образована, одаренная тонким чувством изящного. Она любила беседовать с видными учеными и художниками. Всю свою жизнь проявляла большой интерес к искусству и покровительствовала русским художникам, музыкантам, писателям. Ей, по словам сенатора А. Ф. Кони, "доставляло истинную радость «подвязывать крылья» начинающему таланту и поддерживать уже развившийся талант. Император Николай I называл её le savant de famille «ум нашей семьи». Проявила себя как меценат: дала средства художнику Иванову на перевоз картины «Явление Христа народу » в Россию, покровительствовала К. П. Брюллову , И. К. Айвазовскому , Антону Рубинштейну . Поддержав идею учреждения Русского музыкального общества и консерватории, финансировала этот проект, внеся крупные пожертвования, в том числе вырученные от продажи лично принадлежавших ей бриллиантов. Начальные классы консерватории открылись в ее дворце в 1858 году . Содействовала посмертному изданию собрания сочинений Н. В. Гоголя . Интересовалась деятельностью университета , Академии Наук , Вольного Экономического общества . В 1853-1856 годах выступила одной из основательниц Крестовоздвиженской общины сестер милосердия с перевязочными пунктами и подвижными лазаретами – устав общины был утвержден 25 октября 1854 года. Для креста, который предстояло носить сестрам, Елена Павловна выбрала Андреевскую ленту. На кресте были надписи: «Возьмите иго Мое на себя» и «Ты, Боже, крепость моя». “…если сегодня Красный Крест охватывает мир, то это благодаря примеру, поданному во время войны в Крыму Ее Императорским Высочеством Великой княгиней Еленой Павловной…”
Основатель Международного Комитета Красного Креста Анри Дюнан , из письма Российскому Обществу Красного Креста (1896 г.) Ею было обнародовано воззвание ко всем русским женщинам, не связанным семейными обязанностями, с призывом о помощи больным и раненным. В распоряжение общины, под склад вещей и медикаментов, были предоставлены помещения Михайловского замка , Великая княгиня финансировала её деятельность. В борьбе со взглядами общества, не одобрявшим такого рода деятельность женщин, Великая княгиня ежедневно ездила в больницы и своими руками перевязывала кровоточащие раны. Главная ее забота заключалась в том, чтобы дать общине тот высокорелигиозный характер, который, воодушевляя сестер, закалял бы их для борьбы со всеми физическими и нравственными страданиями.

Ведущий 2: (Приложение 1 . Слайд 9) Александр Людвигович родился в семье придворного банкира, основателя банкирского дома «Штиглиц и К°», барона Людвига фон Штиглица и Амалии Анжелики Кристин Готтшалк. Окончив Дерптский университет , в 1840 году А.Л. Штиглиц поступил на государственную службу в Министерство финансов России, на должность члена Мануфактурного совета. В 1843 году , после смерти отца, как единственный сын, унаследовал все его огромное состояние, а также и дела его банкирского дома, и занял должность придворного банкира. Благотворительная деятельность Штиглица, являвшаяся как бы продолжением благих начинаний его отца, касалась больше всего нужд просвещения и интересов его подчинённых. Молодой владелец фирмы щедро награждал и обеспечивал на будущее время всех своих служащих, причём никто не был забыт, до артельщиков и сторожей включительно. Во время Крымской войны (1853-1856 гг.) им было сделано два крупных пожертвования (по 5 000 рублей каждое) на нужды российского воинства: в 1853 году – в пользу Чесменской военной богадельни и в 1855 году – в пользу морских чинов, лишившихся имущества в Севастополе . В 1858 году , одновременно с пожертвованием на сооружение памятника императору Николаю I в биржевом зале, Штиглиц внёс значительную сумму на содержание воспитанников в учебных заведениях столицы в память покойного императора, а в 1859 году , также на нужды просвещения, пожертвовал капитал, в ознаменование совершеннолетия наследника цесаревича. Самым важным пожертвованием Штиглица, самым ценным для России, которое одно способно было бы обессмертить его имя, – было учреждение на его средства в Петербурге центрального училища технического рисования для лиц обоего пола, вместе с богатым художественно-промышленным музеем и отлично оборудованной библиотекой. Это училище было любимым детищем Штиглица, горячего поклонника искусства вообще. Пожертвовав на первоначальное устройство училища 1 000 000 рублей, он продолжал субсидировать его и впоследствии. До последнего дня своей жизни был его почётным попечителем и после смерти завещал ему очень большую сумму, благодаря чему училище могло получить самое широкое и благотворное развитие. Завещание, оставленное Штиглицем, вообще представляет образец заботливости о созданных им учреждениях и лицах, находившихся к нему в каких бы то ни было более-менее близких отношениях. Любопытно отметить, что, будучи человеком вполне независимым, капиталы которого охотно принимались во всех странах, Штиглиц помещал своё огромное состояние почти исключительно в русских фондах и на скептическое замечание одного финансиста о неосторожности подобного доверия к русским финансам однажды заметил: «Отец мой и я нажили все состояние в России; если она окажется несостоятельной, то и я готов потерять с ней вместе все своё состояние».

Слово учителя: (Приложение 1 . Слайд 10)Всеми богатствами, которыми владеют наши музеи, самим поступательным движением музейного дела в России, поисками, открытиями мы обязаны им – энтузиастам, собирателям, меценатам. Никаких государственных программ и планов не было в помине. Каждый коллекционер был предан своему кругу увлечений, собирал приглянувшиеся ему свидетельства былых времен, произведения художников, как умел, их систематизировал, иногда исследовал и публиковал. Но последствия этой стихийной деятельности оказались в итоге грандиозными: ведь все фонды музеев дореволюционной России были составлены не столько из отдельных предметов, сколько именно из собраний, скрупулезно подобранных. Коллекции частных лиц – собрания многие и разные – не были похожи друг на друга, отбор подчас становился не строг, и тогда профессионалы имели право назвать увлечение любительством. Однако наличие коллекций, взаимно одна другую дополнявших, позволяло формировать фонды музейных ценностей полно и многообразно, во всех тонкостях отражая представление русского общества о тех или иных периодах и явлениях в русской и западной культуре.
Интуиции прирожденного коллекционера можно посвятить специальное исследование. Но то, что этим качеством обладали виднейшие наши собиратели, не требует доказательств. Иначе не объяснить, как ими были оценены и собраны те памятники искусства, которые получили признание лишь годы и десятилетия спустя.
Только благодаря своеобразному провидческому дару знаменитых русских коллекционеров наши музеи располагают уникальным составом экспонатов – произведений искусства мирового значения не только нового времени, но и более давних веков. Одним из таких ярких представителей нашего времени является Алишер Усманов, бизнесмен, выкупивший произведения искусства М.Ростроповича и Г.Вишневской. Коллекция была выкуплена целиком, и новый владелец вернул её в Россию. Судьба коллекции, собранной Мстиславом Ростроповичем и Галиной Вишневской, определена: четыреста с лишним картин и произведений декоративно-прикладного искусства отправятся в Стрельну, в Константиновский дворец, парадную государственную резиденцию, лишенную до сих пор собственного художественного собрания.

Слово учителя: Все вышеуказанное доказывает, что меценатство не было эпизодом, деятельность немногих образованных капиталистов, оно охватывало самые разные среды и было велико по сути, масштабам сделанного. Отечественная буржуазия действительно оказывала заметное влияние на культуру России, ее духовную жизнь.
Характеризуя «золотой век» меценатства в России, надо отметить то обстоятельство, что пожертвования меценатов, в частности московских, нередко были основным источником развития целых отраслей городского хозяйства (например, здравоохранения).
Меценатство в России в конце девятнадцатого-начале двадцатого веков было существенной, заметной стороной духовной жизни общества; оно в большинстве случаев было связано с теми отраслями общественного хозяйства, которые не приносили прибыли и не имели, поэтому никакого отношения к коммерции; само число меценатов в России на рубеже двух веков, наследование добрых дел представителями одной семьи, легко просматриваемый альтруизм благотворителей, удивительно высокая степень личного, непосредственного участия отечественных меценатов в преобразовании той или иной сферы бытия – все это в совокупности позволяет сделать некоторые выводы.
Во-первых, среди черт, определяющих своеобразие отечественной буржуазии, одной из главных и почти типичных была благотворительность в тех или иных формах и масштабах.
Во-вторых, личностные качества известных нам меценатов «золотого века», спектр их ведущих интересов и духовных потребностей, общий уровень образованности и воспитанности, дают основание утверждать, что перед нами подлинные интеллигенты. Их отличает восприимчивость к интеллектуальным ценностям, интерес к истории, эстетическое чутье, способность восхищаться красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а, поняв другого человека, помочь ему, обладание навыками воспитанного человека и т.д.
В-третьих, обозревая масштабы сделанного меценатами и коллекционерами в России на рубеже веков, прослеживая сам механизм этой удивительной благотворительности, учитывая их реальное воздействие на все сферы бытия, приходим к одному принципиальному выводу- отечественные меценаты в России «золотой поры» – качественно новое образование, оно просто не имеет аналога в истории цивилизации, в опыте других стран.
У старых меценатов и коллекционеров был глаз, и это, наверное, самое главное – эти люди имели собственное мнение и смелость отстаивать его. Только человек, который имеет собственное мнение, достоин называться меценатом, иначе это спонсор, который дает деньги и верит, что другие их правильно используют. Так что право быть меценатом надо заслужить, деньгами его не купишь.

Слово учителя: Всякий ли миллионер может быть покровителем искусства? Сегодня в России вновь появились богатые люди. Настолько ли богатые, чтобы создавать картинные галереи, – не знаю, но все же материальная основа для возрождения широкой благотворительности, на мой взгляд, есть. Дающий деньги – это еще не меценат. Но лучшие из современных предпринимателей понимают, что благотворительность – обязательная спутница солидного бизнеса. Они начинают создавать галереи, полагаясь на своих консультантов.

(Приложение 1 . Слайд 11) Наш город хоть и маленький, но здесь живут люди с большим и добрым сердцем. Особое место в спектре обширной деятельности занимает Фонд духовного возрождения «Рухият» (город Альметьевск, РТ), созданный десять лет назад для сохранения национальных культурных традиций, выявления и поддержки талантливых людей. И сегодня у нас в гостях исполнительный директор «Рухият» Флюра Шайхутдинова, которая расскажет о деятельности Фонда.

(Выступление директора Фонда с использованием видеоролика деятельности Фонда «Рухият»).

Заключительное слово: (Приложение 1 . Слайд 12) В нашем государстве учреждён специальный орден «Меценат России». Этим орденом награждаются государственные и общественные деятели России и иностранных государств за меценатскую, благотворительную, экономическую, научную и общественную деятельность, позволившую существенным образом улучшить условия жизни людей и экономику Российского государства.
Меценатами не рождаются, ими становятся. И я думаю, что нынешние меценаты и коллекционеры должны стремиться, прежде всего потратить силы и средства на то, чтобы восстановить созданное их предшественниками сто лет назад. (Приложение 1 . Слайд 13)

Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.

Страница 1 из 2

Быть может, ничто столь ярко не характеризует глубокие перемены в российском обществе, начатые реформами Александра II, как стремительный рост числа людей, готовых добровольно пожертвовать свои деньги на благотворительные нужды. Если в начале XIX века таких были десятки, то в конце того же столетия - сотни тысяч. Это сразу же придало делу частной помощи нуждающимся совершенно иной масштаб и размах - ведь в отличие от многих других областей человеческой деятельности, где особую роль могут играть отдельные подвижники, „рыцари идеи”, эта по-настоящему начинается только тогда, когда появляются не единицы, но массы желающих внести свой вклад пусть небольшим, но реальным пожертвованием. Благотворительность как явление берет свое начало не от нуждающихся, а от жертвователей, - от тех, кто готов отдать иногда последнюю монетку на доброе дело.
Появление значительного и все растущего числа людей, способных на подобный поступок, стало отличительной особенностью пореформенных десятилетий. Если до 1861 года лишь в восьми городах Российской империи имелись благотворительные общества, то на рубеже веков они действовали практически во всех ее уголках, включая маленькие провинциальные городки и отдаленные окраины. По статистике 1899 года, 95 % из них были образованы за истекшие с момента великой реформы неполные четыре десятилетия. Из чего-то необычного, „заморского”, бывшего принадлежностью обитателей петербургского большого света, благотворительная деятельность стала буднями огромного числа российских подданных, - членов земств и городских дум, московских промышленников и провинциальной интеллигенции. Возможности, разумеется, у всех были разными - некоторые могли на свои средства открывать училища и приюты, другие работали в благотворительных комитетах, третьи вносили посильную лепту в дни сборов на помощь нуждающимся - бездомным, голодающим, больным (к примеру, в знаменитые „Дни цветков”). Лучшие люди страны, зачастую придерживающиеся противоположных общественных взглядов, как Л. Н. Толстой и К. П. Победоносцев, считали своим долгом принимать активное участие в организации таких акций - взять хотя бы борьбу с голодом 1891-1892 годов. Члены Государственного совета и известные писатели, иерархи церквей и популярные артисты могли встречаться на заседаниях благотворительных комитетов, посвященных участи детей-сирот или пострадавших от эпидемии. В письмах, дневниках и воспоминаниях многих видных деятелей начала XX века часто упоминаются хлопоты, связанные с филантропическими мероприятиями, заседаниями и встречами, в которых они должны были принимать участие как „люди из общества”. Далеко не всегда это было искренней потребностью души; как свидетельствуют те же документы, некоторые занимались благотворительной деятельностью, чтобы лишн ий раз напомнить о себе, другие - под давлением общественного мнения, потому что „так принято”. Однако само по себе это свидетельствует о колоссальном сдвиге в умах, о том, что „принятым” стало думать об участи ближнего, осознавать свою ответственность за его судьбу - не только в молитве, но и в практическом действии. Это стало к 1900-м годам настолько распространенным, что даже такие люди, как язвительная М. Г. Савина или очень неохотно расстававшийся со своими материальными выгодами Ф. И. Шаляпин не могли уклониться от участия в трудах благотворительности - она превратилась в разновидность гражданского долга для всех, кто считал себя принадлежавшим к лучшей части российского общества.

Одна из наиболее ярких страниц в истории российской благотворительности - благотворительные базары. Обычно они проводились как светские праздники, на которых по очень высоким ценам продавались угощения, а также организовывались лотереи, аукционы и т.п. Выручка шла на помощь нуждающимся.
Исключительной роскошью отличались благотворительные базары высшего общества Санкт-Петербурга и Москвы. Многие знатные дворяне, богатейшие представители купечества и промышленники охотно принимали в них участие и, в результате, обеспечивали значительные сборы. Особенно прославилась умением проводить подобные мероприятия великая княгиня Мария Павловна. Однако основную массу поступающих на благие дела средств давали все же не они.
Конечно, лишь единицы из числа горожан могли позволить себе выступить в роли классических филантропов: открыть новое благотворительное заведение или именную койку в больнице или богадельне. Но в начале века очень многие хотели просто помочь бедным, больным, сиротам, бездомным детям. Возможности для этого открывались достаточно широкие. Кроме различных форм участия в благотворительных обществах - денежными взносами, подарками или личным трудом - петербуржцы могли помочь своим беднейшим согражданам, купив за пятачок или другую незначительную сумму цветок во время массового сбора средств, просто опустив монетку в кружку сборщика. Например, во время проводившегося в пользу Общества попечения о бесприютных детях „Дня розового цветка” (26 апреля 1912 г.), чистая прибыль составила 36 187 р. 10 к. плюс инвентарь на сумму 1410 р. В отчете по сбору пожертвований говорилось: „Совет не может не отметить чрезвычайно сердечное отношение, которое встретило Общество, как со стороны правительственных и частных учреждений, так и от всего населения Петербурга и его окрестностей, и не имея возможности поблагодарить каждого в частности, приносит свою глубокую благодарность, как всем добрым людям, внесшим свою посильную лепту для несчастных обездоленных крошек, - так и всем лицам, принявшим на себя труд сбора с кружками”.

При подготовке статьи использованы: «Отчет по сбору пожертвований в день праздника „Розового цветка” в пользу Общества попечения о бесприютных детях 26 апреля 1912 года» (СПб., 1912); „Правила для лиц, участвующих в кружечном сборе, устраиваемом Императорским Человеколюбивым обществом 1. 2 и 3 октября 1915 года” (Пгр., 1915); „Воззвание пред сбором в пользу бедных и больных детей” (СПб.. 1897); „Годовой отчет 3-го Городского попечительства о бедных в С.-Петербурге за 1913 год” (СПб., 1914).

Организация такого рода сборов являлась хлопотным делом, причем одной из наиболее важных задач было найти достаточное количество сборщиков, а также подсчитать собранные деньги. Перед сбором в пользу Императорского Человеколюбивого общества, проходившим 1-3 октября 1915 года, были опубликованы специальные правила, регламентирующие эту процедуру:
,...п. 10. Сборщиками могут быть лица не моложе 17 лет и прилично одетые.
п. 11. Сборщики из воспитанников и воспитанниц старших классов средних учебных заведений могут участвовать в сборе с согласия родителей и разрешения учебного начальства и появляться в общественных местах не позже 10 часов вечера.
п. 19. Сбор денег производится исключительно посредством опускания их в кружку. За каждое вложение жертвователю выдается значок или открытка.
п. 23. Подсчет денег будет произведен ответственной артелью, под наблюдением Контрольной Комиссии Императорского Человеколюбивого общества, в присутствии представителей Организационного и Исполнительного Комитетов и районных председателей”.
Регулярно проходили целевые сборы средств в церквах. Как говорилось в воззвании перед сбором в пользу Московско-Нарвского отдела

Продажа [кустарных крестьянских] изделий на благотворительном базаре в Дворянском собрании. Фотограф Булла. 27декабря 1903г.

Общества попечения о бедных и больных детях, «чтобы усилить средства и тем получить возможность христиански благотворить большему количеству бедных детей, Отдел обращается к доброму сердцу всех братьев и сестер и при сборе в церквах взыскивает о помощи. Высоко- преосвященнейший Владыка Митрополит Палладий, видя высокую благотворительную цель Общества, всегда милостиво разрешает сборы в церквах района деятельности Отделов. И где, как ни здесь, в храмах Божиих делать сборы на благотворение. И эти сборы так уместны теперь, во время поста и нашего гове- ния. Наша душа, с радостью очищающаяся от грехов и соединяющаяся в таинстве св. Причащения с Самим Христом, должна пылать потребностью выразить свое очищение в том или другом добром деле и чрез то поистине принять в свою душу Христа. А Господь говорил: „Кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает” (Мф. XVIII, 5)».
Желающие могли и просто пожертвовать вещи или же труд какому-либо благотворительному учреждению. Например, при открытии приюта 3-го городского попечительства о бедных поступили пожертвования „от следующих лиц и учреждений:

  1. Из Комитета Ее Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны разная одежда - 24 вещи.
  2. От Богдановой В. А.: 2 Св. иконы, 2 лампы, клеенка на стол, 2 дюжины тарелок, 7 стаканов, 10 кружек, 10 блюдец, дюжина ножей и вилок, 2 миски, 2 плевательницы, 2 шапки, наволочка, 3 термометра, чернильница, штемпель и краски для белья, жидкость для насекомых, провизии на 3 р. 50 к. Всего на 54 р. 95 к.
  3. От Бакиновой А. Ф. и Бажо Е. Ф. пуховая перина и подушка, 19 декабря на обед 2 р. 50 к. Всего на 62 р. 50 к.
  4. От Брусова Я. Л.: две двери (парадная лестница и в канцелярию). Всего на 10 р. 00 к...

Всего было пожертвовано на 448 р. 56 к. ”
Так, „всем миром”, обеспечивались необходимыми вещами благотворительные детские приюты, богадельни, мастерские, дома трудолюбия и т. п.

Из воспоминаний генерала Л. А. Мосолова „При дворе последнего императора" (СПб., 1992):
. ..Великая княгиня (Мария Павловна) знала свое „ремесло” в совершенстве. Двор ее первенствовал в Петербурге. Ее Рождественские базары в залах Дворянского собрания затмевали все другие благотворительные затеи. Ей удавалось собирать значительные суммы, привлекая на свои приемы лиц богатых, которые по своему рождению и положению в обществе не имели бы доступа в высшие его слои и охотно открывали свои кошельки, чтобы отблагодарить Марию Павловну за гостеприимство...

Особое внимание российского общества было обращено на борьбу с туберкулезом. В 1910 году была образована Всероссийская лига для борьбы с туберкулезом. Годовщину ее основания было решено ознаменовать устройством народного „туберкулезного дня". Проводили его очень широко, по всей стране, в Петербурге он получил название, Дня белого цветка" и был устроен 20 апреля 1911 года. Как отмечалось в книге А. А. Владимирова «Первый „туберкулезный день" в России 191 1 года» (СПб., 1912): «значительную роль в успехе празднования „Дня" сыграла общая пресса...», публиковавшая посвященные празднику статьи до и после его проведения. Празднование „Дня" начиналось с шествия по главным улицам, обставлено было с большей или меньшей пышностью... Днем и вечером устраивались гуляния... Валовый доход от первого „Туберкулезного дня" в России достиг свыше полумиллиона рублей. Что касается назначения собранных денег, то, за редкими исключениями, проводился принцип, что они должны оставаться на месте сбора и предназначаться в большей своей части для помощи местным туберкулезным больным...»

Из «Отчета по организации праздника „Белого цветка” 20 апреля 1911 года» (СПб.. 1911):
Цветы были выписаны из Швеции (г. Гетеборга, от фирмы Н. Brusewitz) в количестве 400 000 цветков (стоимостью - с доставкой в С.-Петербург - 1 564 руб. 64 коп.); из этих цветов 100 800 шт. были отправлены по собственной цене в провинцию (Кронштадт, Ревель, Киев, Одессу, Уральск), а остальные 299 200 пошли на продажу в С.-Петербурге и его окрестностях по назначенной Комитетом цене 5 коп. за цветок...
Продажа цветов производилась как на улицах, площадях С.-Петербурга, в учреждениях - казенных и частных, фабриках, учебных заведениях, театрах и пр., так и в городах Царском Селе, Гатчине, Павловске, Петергофе, Луге, Ораниенбауме и Сестрорецке. Каждое лицо, участвовавшее в продаже, снабжалось особым значком и именной номерной карточкой с печатью Общества... Цветы накалывались на особые щиты, стоимость которых была отчасти покрыта прокатной платой, взымавшейся с продавщиц, в размере 20 коп. за щит.
Сбор денег производился либо в кружки, снабженные соответственными карточкам номерами, либо в тарелки (предусмотренные для сбора в закрытых заведениях). Кружки сдавались до 23 апреля включительно под расписку в запечатанном виде в центральное бюро.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?