Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Внешняя политика государства. Внешняя политика россии

Внешняя политика – общий курс государства в международных делах, который призван регулировать отношения данного государства с другими государствами и народами, в соответствии его принципами и целями, осуществляемыми различными средствами и методами. Внешняя политика не может обеспечить в полной мере потребности и интересы данного государства. В этом смысле внешняя политика является продолжением и дополнением внутренней политики. Т.о, внутренняя и внешняя политика тесно взаимосвязаны. Эта взаимосвязь распространяется практически на все сферы общественной жизни.

Внутренняя политика каждого государства не только определяет направление, но и обеспечивает средства реализации внешней политики. Эффективная внешняя политика способна активно влиять на реализацию целей внутренней политики и осуществлять её корректировку в соответствии с международными условиями.

Виды внешней политики:

Активная заключается в интенсивных поисках равновесия между внутренней и внешней политикой.

Пассивная присуща в основном экономически слаборазвитым государствам, вынужденным приспосабливаться к международной коньюктуре.

Агрессивная заключается в формировании собственной внутренней политики, стремлении с помощью своей внешнеполитической деятельности оказать давление на изменение внутренней и внешней политики других государств.

Консервативная - заключается в активной, иногда агрессивной, охране достигнутого ранее равновесия между внутренней и внешней политикой.

Сущность внешнеполитической деятельности государства нельзя рассматривать в отрыве от целей, которые оно ставит перед собой.

Цели внешней политики разнообразны, но в концентрированном виде основные цели можно выделить в группы:

1) Обеспечение национальной безопасности данного государства: одна из важнейших задач государства. В периоды конфликтов, угроз суверенитета и территориальной целостности, государство обычно подчиняет все другие цели, обеспечение своей национальной безопасности, чтобы создать эффективные гарантии от внешнего нападения.

2) Возрастание экономического и политического могущества государства: представляет одно из первостепенных направлений в деятельности государства. Могущество государства зависит от его внутриполитической стабильности, способности регулировать противоречия интересов различных слоёв общества. Государство посредством своей внешнеполитической деятельности, участие в экономических и политических группировках может способствовать эффективному экономическому развитию страны, повышению материального и культурного уровня жизни.

3) Рост престижа государства в международных делах: Каждое государство заинтересовано в создании позитивного международного имиджа, прочих международных позиций среди остальных государств мирового сообщества.



Для внешней политики характерно выполнение ряда функций:

Охранительная – направлена на охрану прав и интересов государства и его граждан за границей; на предотвращение угрозы, на поиски мирного политического решения спорных проблем. Угрозу для государства могут представлять:

· Снижение престижа в глазах мирового сообщества

· Появление территориальных претензий со стороны соседних государств

· Поддержка националистических сепаратистских движений внутри страны со стороны иностранных держав.

Институтами, способствующими реализации охранительной функции являются посольства, консульство, представительства, культурные центры. Специальная задача лежит на плечах разведки и контрразведки.

Представительно-информационная – направлена на аналитический анализ международной обстановки по конкретным вопросам, на формирование посредством влияния на общественное мнение и политические группы стран, благоприятные условия для решения внешнеполитических задач. Находит своё выражение в деятельности соответствующих органов по формированию международного авторитета государства в мировом сообществе. Реализуется в рамках культурных и научных обменов, деятельности центров культуры иностранных государств и т.д.

Организаторская - заключается в инициативных действиях, направленных на поиски выгодных торговых, научно-технических и других контактов, благоприятствующих внешнеполитическим условиям в деятельности государства.

Реализация этих функций осуществляется через министерство иностранных дел, посольства, консульства.

Важным элементом процесса внешнеполитической деятельности государства является выбор средств и оценка их эффективности. Осуществляя свою внешнюю политику государство обычно применяет разнообразные средства. Сгруппировать их можно следующим образом:

1. Инфомационно-прогностические средства

2. Экономические средства – Государство, обладающее сильной экономикой имеет и прочные международные отношения. Важнейшими экономическими средствами внешней политики являются также энергетическая и сырьевая базы государства, внешняя торговля, импорт и экспорт, инвестиционная и лицензионная политика. В международной практике часто используют такие средства. Как экономическое эмбарго, или режим наибольшего благоприятствования в торговле.

3. Политические (дипломатические отношения)

4. Военные. Военными средствами принято считать военную мощь государства, т.е. численность армии, виды вооружённых сил и вооружений, наличие военных баз, обладание ядерным оружием. Военные средства часто используются в целях оказания давления на другие страны. Формами такого давления могут быть учения, маневры, парады, испытания новых видов оружия и т.д.

43.Сущность и основные субъекты международных отношений.

Международные отношен.-совокупн.экономич.,политич., правовых, идеологич, дипломатич, военных, и др, связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.

Отлич. Особен.междунар.отношений явл.следующее:

1)полицентризм-отсутствие центра власти;

2) значительная степень стихийности междунар.отношен.;

3)большая значимость субъективного фактора опред.внешнеполитич.курса гос-ва.

Субъектами междунар.отношен.явл.:

1)государство;

2)сообщества государства;

3)религиозные, интернац.гос-ва;

4)организации идеологич.хар-ра;

5)военно-политич.блоки или союзы(НАТО и др.)

Действия участников междунар.отношен.зависят от многих объективных и субъект.факторов:

1)географ;

2)Религиозных;

3)научно-технич.;

4)идеологич.

5)культурно-цивилизац.;

6)обществен.мнение;

7)междунар.право.

45. Основные направления политической мысли в России в XIX – нач.XX века.

Сложились два течения русской общественно-политической мысли, столкнувшиеся между собой в непримиримом конфликте. Это были учения западников (П.В.Анненков, И.К.Бабст, И.В.Вернадский, Т.Н.Грановский). Они верили в единство человеческой цивилизации и считали, что во главе ее идет Западная Европа. Она указывает правильный путь всему остальному человечеству, поскольку здесь наиболее полно и успешно осуществляются принципы гуманности, свободы и прогресса. Они всячески пропагандировали конституционные политические учреждения и другие прогрессивные, в сравнении с Россией, образцы западноевропейской, социальной и духовно-культурной жизни. Славянофилы (К.С.Аксаков, И.В.Киреевский, Ю.Ф.Самарин, А.С.Хомяков) утверждали, что единой общечеловеческой цивилизации и, следовательно, единого пути развития для всех не существует. Каждый народ живет своей самостоятельной жизнью, в основе которой лежат глубокие идейные начала. Отвергали отсталость российского общества в духовно-культурном плане, признавая лишь отставание экономическое и техническое. Поздние славянофилы – Н.Я.Данилевский, К.Н.Леонтьев – были убеждены, что русский народ, для сохранения своей независимости должен избавиться от болезни бездумного подражательства западноевропейским, либеральным формам общественной жизни.

В ХХ в. Весьма плодотворная идея конвергенции , т.е. взаимосближения, взаимопроникновения и взаимодополняемости западных и восточных форм организации общественной жизни, оптимизации соотношения между ее индивидуалистским (Запад) и коллективистским (Восток) началами.

Революционно-демократическая идеология (В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов). Они считали, что главной движущей силой развития общества составляют народные массы. Считали, что в России можно избежать капиталистического пути развития и перейти к социализму через крестьянскую общину, в которой они видели прообраз будущего общества. Обеспечить это могла бы Республика, в которой власть принадлежит народу.

Вопрос о новом социально-политическом устройстве России становиться основным в произведениях идеологов народничества . Она соединяла в себе демократические политические идеи и идеи крестьянского социализма. Существуют две тенденции: революционная и либеральная, которые сходились в основных теоретических принципах и расходились в вопросах тактики. Революционное направление (М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев), либеральное (Н.К.Михайловский, В.П.Воронцов, Н.Ф.Даниельсон).

В конце XIX в.в России появляется марксистское направление (Г.В.Плеханов, В.И.Ленин, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев). Занимались критикой идей либерального народничества, в особенности положения о самобытном пути России к социализму. Они исходили из того, что движущей силой грядущей социалистической революции будет не крестьянство, а пролетариат. Вскоре его представители разделились на различные политические группы: Ленин возглавил большевиков, Плеханов стал лидером меньшевиков, Бердяев перешел на либерально-демократические позиции.

Ленинизм в теории в конечном счете исходил из идеи самобытного пути России к социализму, а в политическом действии он ориентировался на восстание, захват власти, диктатуру во имя спасения народа. Произошло незаметное соединение традиции революционного марксизма с традицией старой русской революционности, не желавшей допустить капиталистической стадии в развитии России.

В нач. ХХ в. перед страной открылась перспектива перехода к правовым, демократическим формам политической жизни, но этот шанс реализовать не удалось. Парламентарии атаковали друг друга и правительство отвергало какие бы то ни было формы политического сотрудничества. В стране отвергалось нестандартная, творческая мысль, а роль единственного генератора социально-политических идей присвоил себе Сталин. Он выдвинул ряд политических постулатов: обострение классовой борьбы, переход к коммунизму в отдельно взятой стране, сосредоточение власти в руках исполнительного аппарата государства, которые привели к массовым репрессиям, отчуждению народа от средств производства и власти.

В 1955 г. создается советская ассоциация политических наук, а с сер.70-ых годов в ряде вузов стали читать отдельные лекции по актуальным проблемам советской и зарубежной политологии.

Введение

политика международный глобальный

Как известно, ни одно национальное государство не может развиваться вне связи с другими странами, народами. Необходимо отметить, что связи весьма разнообразны и регулируются как в рамках каждой отдельной страны, так и в международном масштабе. Из этого следует, что любое суверенное государство осуществляет не только внутреннюю, но и внешнюю политику, которая выступает как элемент политического процесса. В свою очередь любое государство старается всеми силами защитить свои национальные интересы, для чего требуется проведение определённой внешней политики.

Очевидно, что внешняя политика являет собой продолжение внутренней политики, ее распространение на отношения с другими государствами. Как и внутренняя политика, она теснейшим образом связана с господствующим экономическим укладом, общественным и государственным строем общества и выражает их на мировой арене. Главная ее цель - обеспечение благоприятных международных условий для реализации интересов того или иного государства, обеспечения национальной безопасности и благополучия народа, предотвращение новой войны.

На основе внешнеполитической деятельности отдельных государств складываются определенные международные отношения, то есть совокупность экономических, политических, культурных, правовых, военных и других связей и взаимоотношений между народами, государствами, экономическими, политическими, научными, культурными религиозными организациями и учреждениями на международной арене.

Так как в современности связи между странами всё более расширяются, вопрос проведения подходящей для каждого конкретного государства внешней политики становится всё более актуальным, что представляет интерес для автора этой работы.

Цель данной работы - проанализировать внешнюю политику как элемент политического процесса. Для достижения поставленной цели, необходимо выполнение, осуществление следующих задач: во-первых, необходимо раскрыть сущность внешней политики; во-вторых, подробно остановиться на выполняемых ею функциях; в-третьих, представляется необходимым сформулировать цели, которые преследует внешняя политики в своей реализации; в-четвёртых, необходимо обозначить средства, которые имеются в арсенале любой страны для осуществления внешней политики; в-пятых, представляется целесообразным указание субъектов внешней политики, т.е. непосредственных её участников.

Таким образом, решив в процессе работы над темой поставленные и задачи, представляется возможным сделать и ряд важных выводов по вопросу внешней политики, в том числе внешней политики Российской Федерации.

Внешняя политика государства

Понятие внешней политики

По своему содержанию политика - явление сложное, единое, неделимое. Внешняя политика - это общий курс государства в международных делах. Политическая деятельность государства осуществляется как в системе внутренних общественных отношений, так и за пределами его границ - в системе международных отношений. Поэтому и различают политику внутреннюю и политику внешнюю. Внешняя регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, которые реализуются различными способами и методами. Внешняя политика любого государства тесно взаимосвязана с его внутренней политикой и должна отражать характер государственного и общественного строя. Они имеют много общего и в то же время отличаются своей спецификой. Внешняя политика вторична по отношению к внутренней, она сформировалась позже и осуществляется в иных общественных условиях. Однако и внутренняя, и внешняя политика решают одну задачу - обеспечить сохранение и упрочение существующей в данном государстве системы общественных отношений. Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами, обеспечивает реализацию его потребностей и интересов на международной арене. Это общий курс государства в международных делах.

В этом случае она сочетает национальные интересы и ценности с общечеловеческими интересами и ценностями, особенно в вопросах безопасности, сотрудничества и укрепления мира, в решении глобальных международных проблем, возникающих на пути социального прогресса.

Формирование внешней политики происходит по мере вызревания объективных потребностей данного общества или государства вступить в определенные взаимоотношения с внешним миром, то есть с другими обществами или государствами. Поэтому она появляется позднее, чем внутренняя политика. Обычно начинается с простого интереса: а что у них есть такого, чего у нас нет? И когда этот интерес становится осознанным, то он превращается уже в политику - в конкретные действия по его реализации.

Существует множество теорий внешней политики, которые по-разному объясняют ее основные цели и задачи, сущность и функции. наиболее известной считается теория американского политолога Г. Моргентау. Он определяет внешнюю политику, прежде всего как политику силы, в которой национальные интересы возвышаются над любыми международными нормами, принципами и поэтому сила (военная, экономическая, финансовая) превращается в основное средство достижения поставленных целей. Отсюда вытекает и его формула: «Цели внешней политики должны определяться в духе национальных интересов и поддерживаться силой». Приоритет национальных интересов служит двум задачам:

1. Придает внешней политике общую ориентацию и

2. Становится критерием выбора в конкретных ситуациях.

Таким образом, национальные интересы определяют как долговременные, стратегические цели, так и краткосрочные, тактические действия. Для оправдания использования силы Г. Моргентау вводит в оборот термин «баланс сил», который известен еще с эпохи Возрождения. Под этим термином он подразумевает, во-первых, политику, направленную на определенную расстановку военной силы, во-вторых, описание любого действительного состояния сил в мировой политике, в-третьих, относительно равное распределение силы на международном уровне. Однако при таком подходе, когда руководствуются только собственными национальными интересами, взаимовыгодное сотрудничество может отойти на второй план, так как предпочтение отдается только конкуренции и борьбе. В конечном счете, это та же древняя максима: хочешь мира - готовься к войне.

Но есть и общая теория, на базе которой разрабатываются наиболее эффективные средства и методы достижения поставленных целей, осуществляется планирование и координация различных внешнеполитических мероприятий и акций.

В свою очередь планирование внешней политики означает перспективную разработку конкретных действий на международной арене, и оно состоит из нескольких стадий. Во-первых, составляется прогноз вероятного развития системы международных отношений в целом или в отдельных регионах, а также отношений между данным государством и другими государствами. Такой прогноз является одним из самых сложных видов политического прогнозирования, и он дается на основе анализа тенденций возможного изменения тех или иных элементов системы международных отношений. Это позволяет произвести достаточно точную оценку вероятностных последствий планируемых внешнеполитических действий. Во-вторых, определяются размеры ресурсов и средств, которые потребуются для решения выдвинутых внешнеполитических задач. В-третьих, устанавливаются первоочередные цели внешней политики данного государства по различным направлениям, исходя, прежде всего из его экономических и политических интересов. В-четвертых, разрабатывается комплексная программа всех внешнеполитических мероприятий, которая обязательно утверждается правительством страны.

Специфика внешней политики обуславливается и тем, что в мире существуют различные государства (в настоящее время около 200) с их несовпадающими интересами и программами, целями и задачами. Это вызывает необходимость согласования, стыковки этих интересов, независимо от их государственных различий. Ныне, как никогда, возрастают роль и значение глобальных, а также региональных проблем, особенно в сфере обеспечения безопасности, охраны окружающей среды, развития экономических отношений. Поэтому нужны не только скоординированные действия, но и определенная корректировка внутренней политики государств. Тем самым внешняя политика рационализирует внутреннюю политику, приводя её в большее или меньшее соответствие с международными реалиями, закономерностями и критериями функционирования мирового сообщества.

Таким образом, внешняя политика представляет собой деятельность и взаимодействие официальных субъектов, получивших право от имени всего общества выражать национальные интересы на международной арене, избирать соответствующие средства и методы их реализации. В качестве главных субъектов внешней политики выступают государства и неправительственные организации.

Итак, как правило выделяют следующие основные субъекты внешней политики:

Государство, его институты, а также политические лидеры и главы государств. Государству принадлежит определяющая роль в формировании внешнеполитического курса.

Неправительственные организации, так называемая «народная дипломатия», которая включает деятельность как политических партий и движений, так и неполитических объединений и союзов.

Продолжим тему того, что внешняя политика - это есть деятельность и взаимодействие официальных субъектов, имеющих или присвоивших право выступать от имени общества, выражать интересы общества, избирать определённые методы и способы их реализации.

Поскольку государства являются основными субъектами международных отношений, общество защищает свои интересы главным образом через институт государства. Поэтому достаточно распространённой в научной литературе является точка зрения, согласно которой понятие национальной и государственной безопасности тождественны. Однако между этими понятиями существуют определённые различия, так же, как и между понятиями «национальный» и «государственный» интерес. При определённых обстоятельствах национальные и государственные интересы могут не совпадать, например, участие России в первой мировой войне не было связано с защитой национальных интересов, но победа в войне укрепила бы позиции самодержавия. Вообще в основе внешней политики государства лежат интересы нации или многонационального общества, но государственные и национальные интересы совпадают только тогда, когда внешняя политика государства адекватно отражает потребности общества.

Внешнеполитическая деятельность, не отражающая реальные общественные потребности, не находит прочной поддержки со стороны общества и поэтому обречена на неудачу. Кроме того, ложно понятые и неадекватные потребностям общества интересы могут стать причиной международных конфликтов и обернуться огромными потерями.

К сфере национальных интересов общество относит, прежде всего, повышение материального и духовного уровня жизни населения, обеспечение безопасности государства, его суверенитета, территориальной целостности. Обеспечить реализацию национальных интересов призвана внешняя политика государства, что подчёркивает её неразрывную связь с политикой внутренней. Фактически она призвана обеспечить благоприятные внешние условия для реализации целей и задач внутренней политики. Однако это не означает, что внешняя политика есть простое продолжение политики внутренней. У неё есть свои собственные цели, она оказывает обратное, притом достаточно сильное воздействие на политики внутреннюю. Особенно это влияние заметно в современных условиях, когда усиливается международное разделение труда, расширяются экономические, политические и культурные связи между государствами и народами.

По своей сути, политика - это сложное, единое и неделимое явление. Политическая деятельности государства осуществляется как в системе внутренних общественных отношений, так и в системе внешних факторов, то есть системе международных отношений. Исходя из этого, выделяют внутреннюю и внешнюю политику государства. Данные понятие имеют много общего, однако каждое обладает некой собственной спецификой.

В рамках нашей темы, мы будем рассматривать содержание внешней политики государства, которая является деятельностью государство на международном уровне, регулирующая отношения с иными субъектами внешнеполитической деятельности, а именно: другими государствами, общественными организациями, зарубежными партиями, региональными и всемирными международными организациями.

Как правило, внешняя политика опирается на демографический, экономический, научный, технический, военный и культурный потенциал государства. Сочетание культурного и научно-технического потенциала определяет возможности внешнеполитической деятельности государства, строить иерархию приоритетов в изначальной постановке, а также дальнейшей реализации целей внешней политики.

Как мы уже определили, в политологии и практике международных отношений нет однозначного понятия о том, что можно называть внешней политикой. Так, к ней причисляют не всякое внешнее действие, а только то, что связано с достижением общих государственных целей. Помимо этого, внешняя политика включает не только одно действия, но и разнообразные программе, цели и позиции.

Исследователь из США Сибэри определяет внешнюю политику, как совокупность взаимоотношений и целей, при посредстве которых государство в лице собственных конституционных органов власти может взаимодействовать с иностранными государствами, а также проблемами международной среды, применяя силу, влияние, а иногда и насилие. Такое определение вполне может поставить знак равенства между содержанием внешней политики и ее целями. Однако, внешняя политика это что-то большее, чем только цели. Например Дж. Модельски определяет ее как систему действий, которые предпринимаются для изменения поведения других государств, а также адаптации к международной среде.

В данном контексте выделяют два основных типа действий, а именно подходы и выходы. Дж. Росноу говорит, что внешняя политика - это определенная методика действий, которая сознательно осуществляется официальными представителями национального общества, с целью утверждения либо изменения позиции государства на международной арене.

Огромное разнообразие определений, а также различий в содержании акцентов, могут отражать сложность феномена внешней политики, который включает в себя огромный набор различных параметров, а также связей. Внешняя политика, в отличие от внутренней, не может быть определена обязывающими законодательными актами, поэтому о ней можно судить по ряду показателей, приводящих к противоположным действиям.

Внешняя политика одного и того же государства, бывает различной в зависимости от того, с кем она имеет дела, а также от определенной международной проблематики. Так, мы можем говорить о месте политики сотрудничества с конкретной страной по определенному вопросу, либо совершенной иной политике касательно другого вопроса. Это вынуждает нас искать то определение, которое будет учитывать основные особенности внешней политики со всеми ее составляющими

Как отмечет Круглова Г.А., главными субъектами внешней политики государства являются:

  • 1. Непосредственно государство, его институты, а также главы государств и политические лидеры;
  • 2. Неправительственные структуры и организации, либо так называемая «народная дипломатия», включающая деятельности политических движений и партий, а также неполитических союзов и объединений.

Исходя из этого, внешняя политика - это деятельность, а также взаимодействие официальных субъектов, которые получили право от имени всего общества выражать национальные интересы на международном уровне, а также избирать определенные методы и средства их реализации.

Формой традиционного осуществления внешней политики государства является установление дипломатических отношений, либо понижение их уровня, а также разрыв либо объявление войны, в случае обострения отношений между странами, и открытие представительств государств при региональных и всемирных организациях. Еще одной формой осуществления внешней политики является поддержание и осуществление на разнообразных уровнях регулярных либо эпизодических контактов с представителями государств, движений либо партий, с которыми определенное государство не имеет дипломатических отношений либо дружественных связей.

Внешняя политика обладает рядом функций и целей, которые мы рассмотрим ниже.

Основной целью внешней политики современного государства является обеспечение безопасности. Данная цель связана с защитой и охраной прав и интересов определенной страны, а также ее граждан за ее пределами. Данная цель формирует охранительную функцию, которая состоит в приспособлении стратегии внешней политики данного государства к системе международных отношений. Реализация данной функции, как правило, направляется на предотвращение угрозы для данного государства, а также не поиск мирных путей предотвращения проблемы и вопросов.

Эффективная реализация данной функции будет зависеть от того, какие способности государство имеет в лице специальных институтов и органов, по выявлению и определение потенциальных источников опасности и угрозы, без допущения нежелательного течения событий. Такими институтами являются консульства, посольства, представительства, контрразведка и разведка.

Главной задачей внешней политики государства является усиление его политического и экономического потенциала. От внешней политики, а также положения государства на международном уровне будет зависеть экономическое развитие страны и стабильность в плане политики. Внешняя политика обязана способствовать эффективному функционированию экономики, а также росту общественного благосостояния. Исходя из этого, в ее задачи должно входить обеспечение для государства наиболее выгодного участия в разделении труда, либо поиске дешевых ресурсов, с целью обеспечения выгодных условий сбыта продукции и сохранения стратегических ресурсов страны, что создает для нас основание сделать вывод о том, что внешняя политика играет экономическую функцию.

Информационная функция внешней политики современного государства, выражается в деятельности определенных органов по созданию положительного имиджа государства на мировой арене. Определенные органы информируют правительства о намерениях других правительств, чтобы обеспечить контакт своего государства со всем миром.

Функция представительства реализуется за счет влияния на общественное мнение, а также политические круги определенных стран, с целью обеспечения положительных условий для успешного решения задач внешней политики. Такая функция будет реализовываться в рамках научных и культурных обменов, а также проведения переговоров и заключения международных соглашений.

Еще одна функция внешней политики направляется на создание благоприятных внешнеполитических условий для дальнейшей деятельности государства - это регулирующая функция. Важную роль в реализации данной функции играет деятельности центральных органов внешней политики, либо министерств иностранных дел, консульств и посольств.

Деятельность по осуществлению внешней политики с целью достижения поставленных целей будет реализовываться разнообразными средствами, а именно: экономическими, политическими, информационными и военными.

К политическим средствам можно отнести дипломатию, которая является официальной деятельностью государства в лице специальных органов, приемов, мероприятий, методов, которые обладают конституционно-правовым статусом. Дипломатия будет осуществляться визитов, переговоров, совещаний, конференция, многосторонних соглашений, а также участия в международных форумах и организациях. Опираясь на мнение А.В. Торкунова, дипломатия может обеспечивать национальные интересы государства, а также реализовывать курс внешней политики за счет проведения различных мероприятий, среди которых выделяется деятельность глав правительств и государств, ведомств, министров иностранных дел и других представителей.

Среди экономических средств можно выделить использование экономического потенциала определенной страны с целью достижения целей внешней политики. Государство, которое обладает сильной экономикой, будет занимать прочное положение в мировом сообществе. Даже маленькая по территории страна, которая будет не богата человеческими и материальными ресурсами, на базирующаяся на передовых технологиях, может стать способной распространять собственные достижения за пределы государства, ярким примером такого государства является Япония. Работающими экономическими средствами являются режим наибольшего благоприятствования в торговле и эмбарго, кредиты, инвестиции, займы и экономическая помощь.

Среди военных средств внешней политики можно назвать военную силу государства, включающая в себя армию, качество и количество вооружения, численность армии, военные базы, моральное состояние, обладание ядерным оружием. Военные средства используются как средства прямого воздействия, либо косвенного. К средствам прямого воздействия относятся интервенции, войны, блокады, а ко вторым, то есть косвенным - испытания нового оружия, угроза применения силы, маневры и учения.

Внешняя политика сопрягается с выработкой стратегического курса общества, а также основных направлений развития государства на международной арене. В структуре механизма современной внешней политики государства можно выделить:

  • · Формирование субъекта, а также институциональной иерархии внешней политики государства;
  • · Разработка стратегического курса, а также принятие государственного решения;
  • · Административные средства реализации управленческих решений;
  • · Государственный контроль, по обеспечению самостоятельной коррекции политического режима, а также обратной связи от других государств.

Успешная и последовательная реализация внешних функций государства имеет огромное значение для его развития в современном взаимозависимом мире. Интенсификация интеграционных процессов в международной жизни, расширение и углубление международных отношений, а также углубление интеграции определенного государства в международную политику, экономику и другие сферы межгосударственного сотрудничества вызывает настоятельную необходимость совершенствования механизма координации внешнеполитической деятельности государственных органов и должностных лиц, наделенных полномочиями в области внешней политики и международных отношений.

Свое конкретное место в механизме осуществления внешней политики государства занимает совокупность организационных институтов, - государственных органов ведающих осуществлением внешней политики государства. Государственные органы, наделенные внешнеполитическими полномочиями, располагают необходимой материальной базой и организационными, и правовыми средствами и инструментами для практической реализации отношений с иностранными государствами и другими субъектами международного общения.

К данным средствам и инструментам следует отнести политический, организационный и экономический потенциал государства, организационную структуру этих государственных органов, их инфраструктуру как внутри страны, так и за рубежом, собственную материальную базу, нормативную основу их функционирования.

политика национальный конституционный

Общий курс, регулирующий отношения одного государства с другими, называется международной (внешней) политикой. Способы и методы, реализующиеся в международных делах, соответствуют принципам и целям, которые это государство преследует. Внешняя политика тесно связана с внутренней и отражает характер общественного и государственного строя. В ней сочетаются национальные ценности и интересы с общечеловеческими, решаются вопросы сотрудничества, безопасности, укрепления мира, разбираются международные проблемы, иначе невозможен социальный прогресс.

Понятие

Общий курс внешней политики никак не может быть выработан без становления политики внутренней, до созревания потребностей общества. Когда объективные потребности сложатся и будут ясно определены цели, сформируется внешняя политика как необходимость вступить во взаимоотношения с остальным миром, другими обществами, народами, государствами. Здесь важен обыкновенный человеческий интерес: что есть у соседей такого, чего нет у нас?

По мере осознания он превращается в стратегию, то есть в конкретные действия по реализации интереса. Теорий внешняя политика имеет множество, все они по-разному трактуют её задачи и цели, функции и сущность. Однако общая теория составляет базу для самых эффективных методов и средств достижения политических целей, с её помощью планируются и координируются различные внешнеполитические акции и мероприятия.

Международная политика

Большую роль играет план разработки на перспективу всех конкретных действий, которые будут предприняты на международной арене. Внешняя политика государства должна быть продуманной до мелочей, потому планирование включает в себя несколько стадий. Сначала составляются прогнозы вероятного развития международных отношений данной страны с другими государствами и отдельными регионами. Это один из самых сложных видов политического прогнозирования, где непременно анализируются все тенденции возможных изменений элементов всей системы отношений между странами.

Планируемые внешнеполитические действия получают достаточно точную оценку своих последствий. Затем нужно определить размеры средств и ресурсов, которых данные задачи внешней политики потребуют для полного решения. И напоследок необходимо установить главные цели экономических и политических интересов государства по всем направлениям. После прохождения этих этапов можно разрабатывать комплексную программу внешнеполитических мероприятий, которые и имеют название международная политика. Все мероприятия должны быть утверждены правительством данной страны.

Теория Моргенау

Конкретные теории, в которых рассматривается внешняя политика, кратко обрисовывают труды политолога из Америки Г. Моргенау. Он определил главным свойством внешней политики прежде всего силу, где национальные интересы гораздо выше любых международных норм и принципов. Поэтому любая сила - финансовая, экономическая, военная - служит основным средством достижения любых поставленных целей.

Отсюда появляется и выведенная им формула: цели внешняя политика определяет в рамках национальных интересов и поддерживает их силой. Звучит знакомо. Вся современная внешняя политика США (особенно на Ближнем Востоке и в Северной Африке) построена на этом постулате. Немного другим смыслом наполнена максима, также знакомая людям очень давно: хочешь мира - готовься к войне. И вот по этой формуле строится внешняя политика России.

Приоритеты

Задачами национальных интересов обозначены следующие:

  1. Общая ориентация цели внешней политики.
  2. Критерий выбора в конкретной ситуации.

Значит, национальный интерес определяет всё: и долговременную стратегию, и направления внешней политики на тактические краткосрочные цели. Оправданием использования силы служит термин известный со времён Возрождения как баланс сил.

Под этим подразумевается расстановка военной силы, действительное состояние сил в мировой политике, более или менее равное распределение сил на международном уровне - это всё задачи внешней политики. При таком подходе, надо сказать, взаимовыгодному сотрудничеству развиваться довольно трудно, поскольку здесь целиком и полностью царствует конкуренция, а к её услугам присягнула только борьба, в том числе и политическая.

Война как средство

В современном мире война никак не должна была быть главным инструментом внешней политики, но, к сожалению, пока она таким средством достижения целей является. Именно поэтому ни одна страна не может гарантировать равенство государств, недопустимость захвата чужих территорий, самоопределение народов относительно выбора пути развития, установление взаимовыгодных и справедливых хозяйственных и экономических связей. Направления внешней политики, проявляющиеся сейчас в мировых международных отношениях, не могут гарантировать безоблачность завтрашнего дня ни в одной стране мира.

Международная безопасность может быть обеспечена только тремя известными мировой практике способами:

  1. Сдерживание прогнозируемой агрессии путём давления: психологического, политического, экономического и любой другой формы.
  2. Наказание агрессора конкретными практическими действиями.
  3. Достижение мирных целей с помощью политического процесса без силовых решений: переговорами, совещаниями, встречами на высшем уровне и так далее.

Цели и функции

Основными целями внешняя политика называет как минимум три:

  1. Обеспечение государственной безопасности.
  2. Увеличение потенциала политического, материального, интеллектуального, военного и так далее.
  3. Рост престижа государства в международных отношениях.

Реализовать цели внешней политики можно, развивая международные отношения с учётом конкретной ситуации в мире. Деятельность государства не может не учитывать деятельность, интересы и цели других государств, поскольку тогда внешняя политика не станет эффективной, напротив, затормозит социальный прогресс.

Внешняя политика должна быть действенной. Функции её включают в себя следующие:

  1. Оборонительная функция, которая противодействует любым проявлениям милитаризма, реваншизма, агрессии со стороны остальных государств.
  2. Представительно-информационная функция имеет двойное назначение: информирование о политике своего государства руководителей других стран и информирование о событиях и положении в других странах собственного правительства.
  3. Торгово-организационная устанавливает, развивает и укрепляет научно-техничесике и торгово-экономические связи с другими государствами.

Дипломатия как средство

Этот внешнеполитический термин пришёл к нам из античности. Сдвоенные дощечки с письменами древние греки выдавали посланцам вместо современных верительных грамот, подтверждающий полномочия. Они назывались дипломами.

Дипломатия является одним из главнейших средств внешнеполитических отношений. Она представляет собой совокупность практических мероприятий невоенного плана, приёмы и методы, которые применяются, согласно поставленным задачам, и учитывают конкретные условия. Дипломатическую службу несут специалисты, обучавшиеся в специальных вузах. Внешняя политика России, например, устанавливается выпускниками Дипломатической академии и МГИМО.

Дипломат - государственное должностное лицо, представляющее интересы своей страны за рубежом в миссиях или посольствах, а также на внешнеполитических международных конференциях, защищая права людей, их имущества, то есть всех граждан своего государства, находящихся за границей. Здесь необходимо знать искусство ведения переговоров, чтобы предотвратить или урегулировать международный конфликт, найти согласие (консенсус), компромисс или взаимоприемлемое решение, чтобы расширять и углублять взаимовыгодное сотрудничество по всем направлениям.

СССР

Деятельность, которую проводил Народный комиссариат иностранных дел, а позже министерство (то есть внешняя политика СССР), основывалась на красивую идею мировой революции, затем просто мирное сосуществование. Государство сразу поставило себе множество задач:

  1. Подписание мирных договоров (Германия и другие страны).
  2. Московский договор 1921 года.
  3. Рапалльский договор 1922 года.

Эти договорённости стали прорывом из дипломатически изолированного пространства, к тому же завершили войну с уже независимыми соседями на западе: Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, сохранился только спор с Румынией из-за Бессарабии.

Далее дипломатические отношения были восстановлены с Великобританией в 1924 году, а в 1923-м создана концессия с Главным концессионным комитетом. Последовал ряд договоров, в том числе Пекинский и Берлинский, создан Коминтерн, в 1932-м пакты о ненападении с Польшей и Францией, в 1933-м созданы дипломатические отношения с Соединёнными Штатами Америки. В 1934-м внешняя политика СССР была направлена на вступление в Лигу Наций. В 1940 состоялась советско-финская война, и с Лигой Наций пришлось проститься. История внешней политики СССР богата материалами и чрезвычайно интересна.

Перестройка

С её началом во внешней и внутренней политике СССР начали происходить огромные и зачастую необратимые изменения. В основу внешней политики легла концепция философско-политическая, крайне выгодная странам Западной Европы и США. Новое политическое мышление отказывалось от классовой и идеологической конфронтации в построении многообразного, но взаимозависимого и целостного мира. Из Восточной Европы советские войска были выведены. Видимо, для того, чтобы там сразу же были обустроены американские базы. То же самое произошло и с Афганистаном. Война прекращена, войска покинули территорию страны и собственные базы. Немедленно в тех же местах появились американские.

Но, как это ни странно, стержнем советской внешней политики времён Горбачёва были советско-американские отношения: М. С. Горбачёв и Р. Рейган с ДЖ. Бушем очень полюбили друг друга. Подписание договора о ликвидации ракет меньшей и средней дальности в 1987-м - это не самое значительное событие, апофеозом стало соглашение о сокращении стратегических наступательных вооружений, причём значительных. А как интересно разграничили морские пространства Соглашением 1990 года между США и СССР! Немудрено, что в результате такой внешней политики СССР перестал существовать.

Современность

Роль России в международном политическом процессе при формировании новой государственности получилась, естественно, проблемной, если учесть взаимозависимость основных субъектов политического процесса, которым удалось расчленить сильнейшую страну и сразу же её разорить, разрушив все производственные наработки. Мировой исторический процесс значительнейшим образом ускорился в связи с распадом СССР и началом формирования СНГ на бывших его территориях. Сменились цели внешней политики, изменились приоритеты и ориентиры. Россия стала вести себя во внешней политике и в мировом сообществе совершенно иначе.

Приоритетными стали и заняли центральное место отношения вовсе не с США и Японией, Англией и Францией, а с Германией. Непримиримые противники Второй мировой войны, которая принесла огромное количество горя и разрушений обеим сторонам, вдруг установили взаимовыгодные связи в научно-технической, экономической и, как это ни странно, в военной сферах. Угроза развязывания войны против России и теперь не потеряла актуальности. Это обусловило определение краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных интересов безопасности РФ.

Безопасность

Долгосрочные интересы безопасности:

  1. Проведение внешней политики, способствующей сохранению стабильности в мире, без локальных или межрегиональных конфликтов.
  2. Предотвратить или ликвидировать любые очаги напряжённости неподалёку от территории России.
  3. Установить и сохранять нормальные отношения со всеми государствами, даже если в них царит политический режим или общественный строй нежелательной формы.
  4. Укреплять и развивать миротворческие возможности РФ по линии ООН и многих международных организаций, чтобы быстро политически урегулировать конфликты, угрожающие вооружёнными столкновениями.
  5. Восстановить в полной мере международный престиж РФ как правопреемника СССР, который был признан мировым сообществом.

Среднесрочные интересы безопасности предполагают нормализацию и стабилизацию обстановки Ближнего зарубежья. Единое экономическое пространство требует пересмотра вопросов о границах и между странами СНГ, и по периметру бывшего СССР. Иначе страны будут захлёстывать экономические диверсии, вырастет преступность, коррупция и так далее.

Краткосрочные интересы - решение вопросов относительно террористических группировок на Кавказе, недопущение локальных войн вдоль юго-западных границ, где поднял голову нацизм. Необходимо противостоять конфликтам, основанным на клановой, националистической или религиозной почве. Для этого внешняя политика России координируется со странами СНГ в общую, а также конкретизируются действия, обеспечивающие взаимную безопасность.

Политическая деятельность любого государства осуществляется прежде всего в системе внутренних общественных отношений, а потом уже за пределами его границ - в системе внешних отношений. В результате различают внутреннюю и внешнюю политику, хотя это различие в известной мере условно. В конечном счете и внешняя и внутренняя политика призваны решать одну задачу - обеспечивать сохранение и упрочение существующей в данном государстве системы общественных отношений.

Вместе с тем как внутренняя, так и внешняя политика имеют свою специфику. Внешняя политика вторична по отношению к внутренней. Она формируется позже, чем внутренняя, и осуществляется в иных условиях.

Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами, обеспечивает реализацию их потребностей и интересов на международной арене. Внешняя политика - эта деятельность и взаимодействие официальных субъектов, получивших или присвоивших право от имени всего народа выражать и защищать национальные интересы на международной арене,

Избирать адекватные средства и методы их реализации.

Что же такое национальные интересы?

В основе внешней политики любого государства лежат интересы нации. Все цивилизованные страны независимо от их государственного устройства своими национальными приоритетами считают повышение материального и духовного уровня жизни населения; обеспечение безопасности государства, национального суверенитета, территориальной целостности; недопустимость вмешательства во внутренние дела извне; защиту определенных политических и экономических позиций во внешнем мире.

Следовательно, национальные интерес есть адекватность внешней политики государства потребностям общества. Рациональность и эффективность внешней политики заключается в ее соответствии реальным национально-государственным интересам.

Внешнеполитическая деятельность, не выражающая или неадекватно выражающая национальные интересы, неизбежно пробуксовывает. Так, по оценкам многих ученых и политиков, неудачи во внешней политике Республики Беларусь во многом обусловлены ложно понимаемыми нашей политической элитой национальными интересами белорусского народа. Это выражается, во-первых, в поиске каких-то призрачных выгод за далекими морями и океанами и игнорировании своих ближайших соседей, во-вторых, жестком подчинении внешней политики идеологическим постулатам, что означает; поддерживаем и развиваем отношения с теми, кто мыслит как мы. Во внешней политике республики много проявлений субъективизма, волюитарзма, непрофессионализма, что отрицателю сказывается на авторитете белорусского государства.

Ложно понятые и превратно сформулированные наци; опальные интересы могут стать причиной реальных конфликтов на международной арене. Так обстояло дело при принятии руководством СССР решения о введении советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. Подобная позиция нередко просматривается во внешнеполитическом курсе США, которые зоной своих жизненных интересов способны объявить любую территорию Земного шара.

Практическая значимость внешней политики выражается через ее функции, общие для всех государств: охранительную, представительно-информационную, идеологическую, координации усилий государств по решению глобальных проблем, торгово-организаторскую.

Охранительная функция внешней политики связана с обеспечением сохранения и упрочения существующей в рамках данного государства системы общественных отношений от посягательств извне, защитой прав и интересов данной страны и ее граждан в международных делах.

Эффективность этой функции зависит от способности государств, их соответствующих органов и институтов взаимодействовать с другими государствами мирового сообщества так, чтобы сделать мировой порядок более безопасным для жизнедеятельности всех субъектов международных отношений.

Предапавительно-информационная функция заключается в деятельности представительных органов и институтов государства за рубежом по изучению внешнеполитических процессов; накоплению, обработке и анализу достоверной информации о состоянии международных дел; доведению этой информации до своего правительства с выдачей конкретных рекомендаций по ее исполнению.

Практическая значимость этой функции состоит и в том, что посредством переговоров, личных контактов основных субъектов внешней политики на основе полученной и проанализированной информации формируется благоприятное для страны международное общественное мнение, оказывается соответствующее влияние на политические круги тех или иных государств. Эта функция часто реализуется в период проведения международных переговоров, заключения международных договоров.

Идеологическая функция внешней политики состоит в пропаганде философских, политических, экономических, социальных преимуществ своей системы и образа жизни на международной арене. Здесь следует особо подчеркнуть, насколько это дело тонкое. Определенные идеологии, лежащие в основе внешнеполитических действий, могут вызвать крупномасштабные конфликты между государствами, иметь международные последствия. История свидетельствует, что соперничество непримиримых идеологий, внешняя политика, добивающаяся триумфа одной-единственной идеологии, всегда приводили к особенно фанатичным и кровавым войнам, к тяжелому противостоянию. Вспомним, например, вторую мировую войну, годы "холодной войны".

Большинство политологов придерживаются той точки зрения, что идеологический спор между различными системами в конечном счете должен решаться путем не политического, военного, экономического, пропагандистского вмешательства спорящих сторон, а открытой демонстрации очевидных преимуществ.

Одной из специфических функций внешней политики, которую можно выделить как самостоятельную, является координация усилий государств по решению многих сложных проблем, имеющих общечеловеческий, глобальный характер. Глобальные проблемы - это проблемы, затрагивающие жизненные интересы всего человечества, включая его будущее. Они проявляют себя как объективный фактор развития общества в основных регионах мира и требуют для своего решения согласованных международных действий в масштабах мирового сообщества. К глобальным проблемам относятся проблемы войны и мира, взаимодействия человека и природы, преодоления экономической отсталости населения 2/3 Земного шара, борьбы с голодом и нищетой, охраны здоровья людей, роста народонаселения планеты, энергии и природных ресурсов, взаимоотношения человека и общества.

Некоторые политологи выделяют торгово-организаторскую функцию внешней политики, через которую раскрывается взаимосвязь внутренней и внешней политики. Суть этой функции заключается в инициативных организаторских действиях государства, направленных на повышение международной конкурентоспособности промышленной и сельскохозяйственной продукции, расширение экспорта товаров, поиск выгодных торговых сделок, контактов, создание других благоприятных внешнеполитических условий деятельности. Эффективность ее проявления определяется самообеспеченностью или зависимостью от импорта важнейших товаров.

Внешнеполитическая деятельность по достижению поставленных целей реализуется с помощью целого комплекса средств, методов. К ним относятся информационно-пропагандистские, политические, экономические, военные.

Средства массовой информации, пропаганды, агитации играют важную роль в усилении международных позиций государства, помогают укреплять его безопасность, способствуют обеспечению доверия со стороны союзников и возможных партнеров, получению материальной и моральной поддержки с их стороны в критические моменты, формируют у международной общественности симпатию и дружелюбие по отношению к данному государству, а в случае необходимости - гнев, осуждение, возмущение и т.п.

Пропагандистские средства внешней политики способствуют истинных интересов и намерений государства. Примеров тому история знает множество, в частности ложные заверения нацистов в начале второй мировой войны.

Политические средства внешней политики используются прежде всего в сфере дипломатических отношений, где важны правильная оценка расстановки сил, умение точно определить позицию в сложных ситуациях, распознать друзей и противников и т.п.

Дипломатия - это официальная деятельность государств и правительств, служб министерств иностранных дел, дипломатических представительств за рубежом. Наиболее распространенными дипломатическими средствами и методами являются визиты и переговоры, дипломатические конференции, совещания и встречи, подготовка и заключение двух и многосторонних международных договоров и других дипломатических документов, участие в работе международных организаций и их органов, представительства государств за границей, дипломатическая переписка, публикация дипломатических документов. Политические средства внешней политики тесно взаимосвязаны с экономическими.

Под экономическими средствами внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны для достижения внешнеполитических целей. Государства, обладающие сильной экономикой, финансовой мощью, имеют и прочные международные позиции. Даже небольшие по размерам территории страны, бедные людскими и материальными ресурсами, могут играть заметную роль на мировой арене, если их экономика базируется на передовых технологиях, способна генерировать научно-технический прогресс. Эффективными экономическими средствами внешней политики являются эмбарго или режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставление лицензий, инвестиций, кредитов, займов, другой экономической помощи или отказ от ее предоставления.

Военным средством внешней политики принято считать военную мощь государства, которая включает в себя наличие армии с учетом ее численности, качества вооружения, боеготовности, морального состояния; наличие военных баз, ядерного оружия.

Военные средства могут быть использованы для оказания как прямого давления на иные страны, так и косвенного. Формами прямого давления могут быть война, интервенция, блокада; косвенного - учения, парады, маневры, испытания новых видов оружия.

Ныне многие политологи придерживаются той точки зрения, что в современных условиях усиливается роль политических, экономических, пропагандистских, культурных и иных факторов при относительном уменьшении удельного веса военной силы даже в отношении достижения такой цели внешней политики, как обеспечение безопасности страны. Теоретики этого направления считают, что углублением и расширением экономических связей и народнохозяйственной взаимозависимости в масштабах региона и всего мира безопасность все более переплетается с международным сотрудничеством, образуя с ним единое целое.

Теоретики противоположного направления отмечают, что фактор силы вовсе не исчез из мировой политики, что национальная безопасность может быть гарантирована только "национальной военной мощью".

Внешняя политика осуществляется строго определенными государственными структурами. Официальными субъектами внешней политики являются государство в лице его представительных учреждений и исполнительно-распорядительных органов, а также должностных лиц: главы государства, парламента, правительства.

Внешнеполитическая деятельность материализуется через специально созданный механизм - систему органов внешних сношений.

Современная система органов внешних сношений, как правило, состоит из двух групп: внутригосударственных и зарубежных, К внутригосударственным органам относятся президент, парламент, правительство, специализированные учреждения (министерства иностранных дел и др.). Зарубежные органы делятся на постоянные (консульства, посольства, постоянное представительство в международных организациях) и временные (участие в международных конференциях, совещаниях, симпозиумах и др.).

Рассмотренные структура, функции, методы внешней политики, система органов внешних сношений, национальные интересы в комплексе обеспечивают функционирование внешнеполитического механизма любого государства.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?