Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Все произведения алексея константиновича толстого. Противоречивый писатель - алексей николаевич толстой

Алексей Константинович Толстой - русский писатель, поэт и драматург. Родился граф Алексей 24 августа (по юл.кал-рю) 5 сентября 1817 года в Санкт-Петербурге в семье графа Константина Толстого и воспитанницы графа Алексея Разумовского Анны Перовской. Умер Толстой 28 сентября (по юл.кал-рю) 10 октября 1875 года в селе Красный Рог (Черниговская губерния).

Биография

Сразу после рождения сына, Анна ушла от мужа. Отца маленькому Алеше заменил дядя по материнской линии, известный литератор Алексей Алексеевич Перовский (наст. имя Антон Погорельский). Именно он привил племяннику любовь к книгам и литературе, поощряя творческие порывы мальчика.

Юные годы писатель провел в Черниговской губернии, а именно в селе Погорельцы. Оно потом не раз появлялось в произведениях Толстого, при упоминании детства. Перовский привозит сестру и племянника в Санкт-Петербург. В северной столице будущий драматург встречается с Пушкиным, Жуковским и другими писателями того времени, с которыми его дядя имеет дружеские связи. Алексей проявляет интерес к литературе, пробираясь на встречи известных поэтов и литераторов, прислушиваясь к разговорам взрослых. Чуть позже Толстой знакомится с будущим российским императором Александром II. Мальчики находят общий язык и становятся добрыми приятелями, сохранив дружеские отношения на всю жизнь.

В 1827 году дядя устраивает семье поездку в Германию, где Алексей Толстой знакомится с Гёте и даже получает в подарок от великого писателя, который потом хранит долгие годы, как ценный трофей. В 1831 году Перовский показывает мальчику Италию, эта страна настолько очаровывает Толстого, что он называет ее “потерянным раем” и долгое время грустит, приехав на Родину.

Образование драматург получает дома, а в 1834 году поступает в Московский архив министерства иностранных дел. Служба отнимает немного времени у юноши, зато развивает его интерес к истории. Молодой человек активно занимается творчеством, попутно изучая и литературу. Он активно пишет собственные стихотворения, размышляя на различные темы. В дальнейшем его произведения оценят Жуковский и Пушкин. После завершения обучения, Толстой получает место в Германии и некоторое время живет там, попутно путешествуя по Италии и Франции.

Но Алексей недолго оказывается заграницей, в 1839 он получает звание коллежского секретаря и распределение в Санкт-Петербург в отделение императорской канцелярии. Амбициозный мужчина успешно продвигается по карьерной лестнице вверх, получая новые звания. В эти годы Толстой много путешествует, ведет активную социальную жизнь, посещает званые вечера и знакомится с женщинами.

В 1850 году писатель знакомится с Софьей Миллер и влюбляется, однако официально женится на ней только спустя тринадцать лет в 1863 году. После отставки в 1861 году Толстой живет в усадьбе под Санкт-Петербургом и в селе Красный Рог.

В 1875 году Алексей, принимающий морфий, как лекарство от головных болей, переборщил с дозировкой. Именно большая доза препарата и стала причиной смерти писателя, слывшего в народе одним из самых сильных людей того времени.

Творчество

Первые произведения (“Семья вурдалака” и “Встреча через триста лет”) Толстого были на французском языке, написанные во время проживания в Германии. Позже они были доступны и для русской аудитории. Первая книга выходит в свет в 1841 году и имеет название “Упырь”, при ее написании писатель обращается к воспоминаниям, в особенности к времени, проведенному в обществе будущего наследника престола.

Во время службы с 1842 по 1846 Толстой ищет себя в поэзии, выпуская стихотворение “Серебрянка” в газете, а также пробует собственные силы в прозе, пишет очерки. В 1847 году Алексей Константинович начинает создавать русские баллады, даже планирует написать роман о княжеской жизни.

После официальной отставки все больше углубляется в литературу, становясь автором сатирических произведений, исторического романа “Князь Серебряный”, драматургической трилогии “Смерть Иоанна Грозного” и психологической новеллы в стихотворной форме “Средь шумного бала, случайно...”.

За всю свою жизнь Алексей Толстой создает множество хлестких произведений, рассказывающих о современной жизни, поэтому большинство сатирических творений, высмеивающих власть и политические устои, были опубликованы посмертно.

Алексей Константинович Толстой - классик русской литературы, один из крупнейших наших поэтов второй половины XIX столетия, блестящий драматург, переводчик, создатель великолепной любовной лирики, непревзойдённый до сих пор поэт-сатирик, писавший свои произведения как под своим настоящим именем, так и под именем придуманного Толстым вместе с братьями Жемчужниковыми Козьмы Пруткова; наконец, Толстой - классик отечественной «страшной литературы», его рассказы «Упырь» и «Семья вурдалака» считаются шедеврами русской мистики. Произведения А. К. Толстого знакомы нам со школьной скамьи. Но вот о жизни самого писателя, как ни парадоксально, известно немного. Дело в том, что большая часть архивов писателя погибла при пожарах, а значительная часть переписки была уничтожена после смерти Толстого его женой. Исследователям творчества писателя приходилось восстанавливать факты его жизни буквально по крупинкам. А надо сказать, что жизнь Алексей Константинович прожил очень интересную. Вскоре после его рождения (24 августа 1817 г. в Петербурге) в семье Толстых произошёл разрыв - мама Анна Алексеевна (урождённая Перовская, внебрачная дочь всесильного графа Разумовского) забрала шестинедельного Алёшу и уехала в своё имение. И больше к графу Константину Петровичу Толстому не возвращалась. Воспитателем Алёши, по сути заменившим ему отца, стал брат матери писатель Алексей Алексеевич Перовский, более известный под своим литературным псевдонимом Антоний Погорельский. Знаменитую сказку «Чёрная курица, или Подземные жители» Погорельский написал специально для Алёши Толстого. Сама судьба, казалось, благоволила Толстому - благодаря причастности к двум влиятельнейшим дворянским родам - Толстых и Разумовских - и родству с популярным писателем Погорельским он ещё в детском возрасте познакомился с Пушкиным, во время поездки с мамой и дядей в Германию - с Гёте, а поездка в Италию связана со знакомством с великим художником Карлом Брюлловым, который позднее напишет портрет юного Толстого. Товарищем по играм стал для Толстого наследник престола, будущий император Александр II. Известен случай, когда вместе с Алёшей и Александром в солдатиков играл и сам император Николай I.
В 1834 г. Толстой зачислен на государственную службу - «студентом» в Московский главный архив министерства иностранных дел. В декабре 1835 сдаёт в Московском Университете экзамены на получение аттестата на вступление в первый разряд чиновников государственной службы. Государственная служба Толстому глубоко противна, он хочет стать поэтом, пишет стихи с шести лет, но не находит в себе сил порвать со службой, боясь расстроить родных. В 1836 г. Толстой берёт четырёхмесячный отпуск, чтобы сопроводить тяжело больного Перовского в Ниццу на лечение, но по дороге, в варшавской гостинице, Перовский умирает. Всё своё состояние он оставляет Алёше. В конце 1836 г. Толстой переведён в департамент министерства иностранных дел и вскоре назначен в русскую миссию при германском сейме во Франкфурте-на-Майне. Впрочем, служба была по сути простой формальностью и хотя во Франкфурт Толстой съездил (где впервые увиделся с Гоголем), большую часть своего времени он, как и всякий молодой светский человек, проводит в развлечениях. В 1838 - 1839 гг. Толстой живёт за границей - в Германии, Италии, Франции. В это же время он пишет свои первые рассказы (на французском языке) «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет», которые будут опубликованы только после смерти автора. Видимо сказалось влияние Перовского, одного из основоположников русской фантастической литературы и первые рассказы Толстого - яркие образцы мистики (кстати, интерес к потустороннему сохранится у писателя и в зрелом возрасте: известно, что он читал книги по спиритизму, посещал сеансы гастролировавшего в России английского спирита Юма). Вернувшись в Россию Толстой продолжает жить «светской жизнью»: приударяет за барышнями на петербургских балах, с шиком тратит деньги, охотится в своём имении Красный Рог в Черниговской губернии, перешедшем ему по наследству от Алексея Перовского. Охота становится для Толстого страстным увлечением, он неоднократно с риском для жизни ходил с рогатиной на медведя. Вообще, Алексей Константинович отличался удивительной физической силой - закручивал винтом серебряные вилки и ложки, разгибал подковы.
В 1841 году состоялся литературный дебют Толстого - под псевдонимом Краснорогский опубликована мистическая повесть «Упырь», первое русское произведение на «вампирскую» тему. Повесть заслужила одобрительную рецензию Белинского. В 40-х годах Толстой начинает роман «Князь Серебряный», создаёт немало стихотворений и баллад, но пишет в основном «в стол». В 1850 году Толстой вместе со своим двоюродным братом Алексеем Жемчужниковым, скрывшись за псевдонимами «Y» и «Z» отправили на цензуру комедию в одном действии «Фантазия». Цензор хотя и внёс в произведение поправки, но в целом ничего предосудительного в нём не нашёл. Премьера пьесы состоялась 8 января 1851 года в Александрийском театре и закончилась грандиознейшим скандалом, после которого постановка была запрещена: публика совершенно не поняла новаторства пьесы, пародийности абсурдных диалогов и монологов, присутствовавший на премьере император Николай I покинул зал, не дожидаясь окончания представления. В том же 1851 году Алексею Толстому пожаловано звание церемониймейстера двора, а также происходит важнейшее событие в его личной жизни - поэт знакомится со своей будущей женой Софьей Миллер. Возникшее чувство к Миллер вдохновляет Толстого. С 1854 года он систематически печатает свои стихотворения, в том числе и под именем Козьмы Пруткова - писателя, придуманного им вместе с братьями Жемчужниковыми. Во время Крымской войны Толстой вступил в армию майором, но в военных действиях не участвовал: заболел под Одессой тифом и с трудом выжил. После выздоровления он участвует в коронации Александра II, в день коронационных торжеств Толстой произведен в подполковники и назначен флигель-адъютантом к императору. Военная служба тяготит Толстого и в 1861 году он добивается своей отставки. После отставки Толстой жил по преимуществу в своих имениях Пустынька (близ Петербурга) и Красный Рог. Приходит литературная слава - его стихи пользуются успехом. Поэта увлекает русская история - «смутное время» и эпоха Ивана Грозного - и он создаёт исторический роман «Князь Серебряный» и «Драматическую трилогию», но особенно интересна Толстому домонгольская Русь, которую он идеализирует во многих балладах и былинах.
В последние годы своей жизни Толстой тяжело болел. Не находя спасения от страшных головных болей, он начинает применять инъекции морфия. Развивается зависимость от морфина. 28 сентября (10 октября по нов. стилю) 1875 года Толстой умирает в Красном Роге от слишком большой дозы морфия.
Фантастическое в творчестве автора:
Из произведений Толстого к фантастике, помимо мистической прозы («Упырь», «Семья вурдалака», Встреча через триста лет», «Амена»), относятся многие поэтические произведения - поэма «Дракон», баллады и былины «Сказка про короля и про монаха», «Вихорь-конь», «Волки», «Князь Ростислав», «Садко», «Богатырь», «Поток-богатырь», «Змей Тугарин», драматическая поэма «Дон Жуан». Фантастические элементы присутствуют и в некоторых других произведениях писателя.
Вертер де Гёте
Примечание к биографии:
Портрет юного Толстого (1836) кисти знаменитого русского художника Карла Брюллова

Граф Алексей Константинович Толстой, биография и творчество которого представлены в статье, — поэт, прозаик и драматург, троюродный брат Л.Н. Толстого и по матери внук графа А.К. Разумовского. После развода родителей воспитывался дядей, писателем Антонием Погорельским (А.А. Перовским), получил домашнее образование, служил по гражданской и военной части, был флигель-адъютантом Александра II, придворным церемониймейстером и егермейстером; выйдя в отставку, жил в своих имениях, увлекаясь охотой. Он обладал огромной физической силой, но рано заболел астмой и умер от последствий неправильного лечения.

Ранние образцы толстовской прозы — написанные по-французски повести «Семья вурдалака » и «Встреча через триста лет » (при жизни автора не публиковались). Первое опубликованное произведение — «Упырь » (1841, псевдоним автора Краснорогский намекал на название родового имения Толстого Красный Рог Черниговской губернии). Несомненно влияние на эти тексты мистической фантастики дяди писателя А. А. Перовского (Антония Погорельского). В то же время эта «мистическая» черта окажется органичной для стиля самого Толстого (она проявится впоследствии, например, в романе «Князь Серебряный » в линии мельника-колдуна). В 1840-е годы А.К. Толстой под влиянием приемов натуральной школы пробовал свои силы и в жанре физиологического очерка (интересно, что его «охотничьи» очерки предварили публикацию первых произведений И.С. Тургенева из цикла «Записки охотника»).

Лирика Толстого-поэта удивительно ярка, «многоцветна». Лучшие ее образцы свидетельствуют, что автор обладал мощным, хотя и художественно неровным талантом. Алексей Константинович Толстой, как правило, отличный поэт родной природы, родство и слиянность с которой для его лирического героя глубоко органичны, с жизнью которой он постоянно соотносит свою человеческую жизнь. Многое из любовной лирики Толстого принадлежит к числу вершинных достижений русской поэзии. В поэзии любви его лирический герой предстает как благородный рыцарь, берущий на себя житейские тяготы, богатырски несокрушимый защитник любимой женщины («Слушая повесть твою, полюбил я тебя, моя радость!»). Этот сильный и жизнерадостный человек наполнил русскую поэзию светлыми оптимистическими интонациями.

Временами портит лирические стихотворения Толстого Алексея Константиновича, особенно ранние, излишнее самоупоение, а также некоторая риторичность и наигранность — например, образ похваляющегося «силушкой» «удалого доброго молодца» иногда обретает характер позы. Не чуждо Толстому и пристрастие к романтическим «красивостям».

Единственный прижизненный сборник стихов А.К. Толстого «Стихотворения » (1857) вышел в период, весьма благотворный для русской поэзии, — вышел на фоне таких блестящих изданий, как первая книга Ф.И. Тютчева, третья книга А.А. Фета, вторая книга Н.А. Некрасова и др. К этому времени автор был уже известен как поэт по публикациям в «Русском вестнике» и «Современнике». Кроме того, в литературных кругах было небезызвестно участие Толстого в создании авторского образа Козьмы Пруткова (вместе с братьями Жемчужниковыми). «Козьма Прутков» печатал свои сатирико-юмористические произведения с начала 1850-х годов, кроме того, в 1851 г. была поставлена его комедия-пародия «Фантазия »

С 1857 г. Алексей Константинович Толстой, биография и творчество которого стремительно развивались, на несколько лет стал постоянным автором славянофильского журнала «Русская беседа » и другом его неофициального редактора И.С. Аксакова. У них было немало точек соприкосновения.

Мечты самого Толстого о единении славянских народов воплотились, например, в знаменитом стихотворении «Колокольчики », первые три строфы которого были положены на музыку композитором П.П. Булаховым и стали песней, впоследствии фольклоризовавшейся, приобретшей характер «народной».

От славянофилов Толстого отделяла его влюбленность в западноевропейскую культуру, уживавшаяся в нем с горячим национальным патриотизмом. Дело в том, что Алексей Константинович Толстой считал русскую культуру естественной частью культуры Европы. Русскую историю он воспринял в юности через призму трудов Н.М. Карамзина и его сторонников, и не раз повторял на разные лады, что наше природное единство с Западом нарушено и искажено последствиями монголо-татарского нашествия.

Как бы продолжая тему «татарщины», по ошибке принимаемой многими за нечто национально русское, в одном из писем Толстой говорит, что «глубоко симпатичные» ему поэты Константин Аксаков и Алексей Хомяков, желая продемонстрировать свое славянофильство, «гуляли на Москве в кучерских кафтанах с косым (татарским) воротом». Духовное одиночество, почти неизбежное следствие такой особой позиции, не страшило привыкшего ощущать себя несокрушимым силачом А.К. Толстого.

В одном стихотворении Толстой прямо заявляет о своем намерении идти «против течения», чтобы таким образом возбудить «течение встречное» и стать «волн победителем» («Против течения », 1867). Не ощущая себя своим в кругу славянофилов, Толстой одновременно с презрением относился к представителям космополитического "нигилисма", но также и к преследовавшей тех и других российской по лицейской бюрократии. Об этом напоминают иронические стихи и поэмы Толстого «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» (1868), «Поток-богатырь» (1871), «Сон Попова» (1873) и др.

Необыкновенное остроумие сочетается у А.К. Толстого с силой и самостоятельностью мысли. Это объективно возвышало его над нередко обретавшей характер простого грубого зубоскальства сатирой и юмористикой В. Курочкина, Д. Минаева и других авторов из демократических кругов. Кроме того, Толстой-поэт обладал слогом, ярко выраженным индивидуальным стилем крупного художника. Кроме стихотворений об этом свидетельствуют поэмы Толстого («Грешница», «Алхимик», «Иоанн Дамаскин» и др.).

Несомненна заметная роль А.К. Толстого в реформировании русской рифмы — несмотря на упреки некоторых современников в свой адрес, он принципиально и сознательно употреблял ставшие через несколько десятков лет широко распространенными «приблизительные рифмы».

Парафразисы и реминисценции весьма характерны для творчества А.К. Толстого. В этом он похож на Г.Р. Державина. А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева и других крупнейших поэтов. Например, одно из его стихотворений творчески преломляет интонации пушкинского «На холмах Грузии лежит ночная мгла...»:

На нивы желтые нисходит тишина…

Ритмика четных строк в толстовском стихотворении отличается от ритмики пушкинских строк, лирический «повод» к его написанию иной, чем у предшественника, и мысль проводится другая. Иначе говоря, реминисценции из Пушкина преломлены оригинально-творчески. Толстому хочется спроецировать переживания своего лирического героя на пушкинский текст, обозначить духовную взаимосвязь с ним. Подобные приемы впоследствии, в серебряный век стали широко распространенными в поэзии (В. Брюсов, А. Блок, Н. Гумилев, Г. Иванов и др.), но при жизни А.К. Толстого они не всегда встречали понимание читателей, вызывая иногда упреки в подражательности. Между тем, на основе парафрастических приемов Толстой вслед за Пушкиным создал, например, свой глубоко оригинальный вариант знаменитого «бродячего» сюжета — драматическую поэму «Дон Жуан » (опубликована в 1862).

Толстовская вариация сюжета о Дон Жуане включает ряд совершенно новых моментов. Так, его Дон Жуан — призванный к «благостным делам» «избранник Творца», и сатана в «Прологе» именно поэтому клянется сделать его «похожим на себя». Однако став грешником и погубив в конце концов донну Анну (она кончает с собой), Дон Жуан не проваливается в ад со статуей убитого им командора: статуя сообщает, что ему дарована возможность покаяния, и «исчезает», а Дон Жуан в «Эпилоге» через много лет умирает монахом, праведником, которого оплакивает братия его монастыря и все люди в округе (в советских изданиях «Эпилог», к сожалению, обычно отсутствует).

Отличная творческая стилизация старинного итальянского текста в поэме «Дракон », помогающая автору передать дух эпохи, также наглядно демонстрирует плодотворность парафрастических приемов Толстого.
Исторические баллады А.К. Толстого («Князь Михайло Репнин», «Василий Шибанов», «Роман Галицкий», «Старицкий воевода» и др.) обрисовывают мужественные натуры, выразительные характеры, всегда привлекавшие его в людях. Толстой любил и изучал историю России, считал себя ее знатоком, да в известном смысле и был им. В своих произведениях он порою отходит от фактической реальности, от того, что мог узнать из летописей, трудов историков и т. п., — но делает это во имя цельности и художественной силы образа Русская старина, шедевры национальной культуры находили в его лице не только глубокого ценителя, но и решительного защитника.

Некоторые из его писем включают замечательно остроумные и неотразимо бьющие в цель литературные пародии (на Шекспира — в письме И.С. Аксакову от 31 декабря 1858 г., на приемы современных французских и русских романистов, на статьи критиков-демократов — в письмах С.А. Толстой от 29 июня 1864 г. и Б. М. Маркевичу от 14 мая 1871 г. и др.) Занятия русской историей преломились не только в балладах А.К. Толстого, но также в его прозе и драматургии. Итогом их стали знаменитый исторический роман из эпохи Ивана Грозного «Князь Серебряный » (опубл. 1862), стихотворная драматургическая трилогия — трагедии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868), «Царь Борис» (1870) , а также неоконченная драма «Посадник » (1870 — 1871), повествующая о событиях из истории древнего Новгорода.

Образ Ивана Грозного, проходящий через всю трилогию образ Бориса Годунова, образ Лжедимитрия (которого Толстой Алексей Константинович не считал Григорием Отрепьевым, полагая, что это была какая-то иная, не установленная историками личность), образ сына Грозного царя Федора принадлежат к числу сильнейших творений русской драматургии. В отличие от романа «Князь Серебряный», в котором Толстой дал художественно-стилевое преломление своим романтическим наклонностям, его пьесы неожиданно реалистичны, отличаются проникновенным психологизмом и глубоким пониманием логики действий исторических деятелей, самого хода истории.

Алексей Константинович Толстой, биография и творчество которого были представлены в статье, был писателем большого природного таланта, шедшим в литературе своей особой дорогой, чрезвычайно самостоятельным и стилистически своеобразным. Лучшие его произведения входят в золотой фонд поэзии, прозы и драматургии. Сильная и благородная личность Алексея Константиновича Толстого, воплощавшего в себе лучшие качества русского человека, — как бы реальное жизненное продолжение тех принципов и идеалов, которые он воспел в своем художественном творчестве.

Толстой Алексей Николаевич; г. Николаевск, Самарская губерния; 29.12.1882 – 23.02.1945

Толстой Алексей Николаевич стал известен как автор научно-фантастических и психологических произведений. Большую популярность ему принесла сказка под названием «Приключения Буратино». За свою жизнь автор получил две Сталинские премии. Еще одна в 1946 году досталась писателю посмертно. По мотивам Алексея Толстого книг было снято множество художественных фильмов. Последней экранизацией стал многосерийный фильм «Хождение по мукам» (2017), названный в честь одноименной трилогии. Сегодня такого автора, как Алексей Толстой читать можем в рамках школьной программы.

Биография Алексея Толстого

Популярный советский писатель родился в небольшом городке Российской империи. Отцом мальчика был предводитель дворянства и граф Николай Александрович, а матерью — писательница дальняя родственница известного экономического деятеля Н. Тургенева — Александра Леонтьевна. Некоторые критики сомневаются в том, что граф Толстой на самом деле приходится родным отцом писателя. Дело в том, что мать Алексея ушла от своего мужа к некоему Алексею Бострому еще до того, как ее сын родился. И, хотя в метрической книге имеется запись о том, что родным отцом писателю приходится именно граф, вопрос о его происхождении все еще остается открытым.

Свое детство Толстой провел в имении у своего отчима Бострома. Уже тогда близкие старались привить ему любовь к литературе. В будущем писатель будет вспоминать, как в детстве Алексей Бостром читал ему произведения классиков русской литературы – , . В десять лет мальчик уже самостоятельно мог прочесть все книги, которые были в домашней библиотеке. В пятнадцать лет переезжает с матерью в город Сызрань, где поступает в местное училище.

В 1905 году Толстой поступил в Технологический институт в Петербурге. На годы его обучения припали революционные события. Будущий писатель не мог находиться в стороне – он участвовал во всевозможных сходках, митингах и демонстрациях. Также студенческие годы стали началом его творческой карьеры. Жизнь в Петербурге подарила Толстому множество интересных знакомств. Он посещает театры, выставки, интересуется поэзией.

Именно с поэзии и начался творческий путь Толстого. В 1907 году выходит сборник Алексея Толстого стихов под названием «Лирика». Однако автора не устраивало качество своей работы. Дошло до того, что через несколько лет поэт сам назвал свои стихи наивными и плохими. Вторая книга стихотворений Алексея Толстого «За синими реками» получилась намного лучше. В ней автор описывает природу, работу земледельцев, переход от одного времени года к другому. Это было его последнее собрание поэзии.

С 1910 года Алексей пробует себя в прозе. Тогда же выходит сборник «Повести и рассказы». Позже эта книга стала носить название «Заволжье». В ней автор рассказывает о помещиках, обесценивании моральных ценностей и упадке нравов людей. Идеи для рассказов писатель брал из уст матери и из собственных впечатлений после поездки домой. Именно эта работа и принесла ему первую популярность. С этих пор Алексея Толстого биография стала более насыщенной различными событиями. Он пробует писать романы. Из-под его пера выходит произведение «Хромой барин» которое впоследствии было неоднократно экранизировано.

Пробовал Толстой себя и в качестве драматурга. На сцене различных театров ставились пьесы по таким его произведениям, как «Насильники» (1913) и «Касатка» (1915). Во время Первой мировой войны писатель увлекается публицистикой. Он занимает должность журналиста в одном из популярных периодических изданий. Благодаря частым поездкам в качестве корреспондента Алексей смог насобирать материал о жизни людей со всех уголков страны и впоследствии выдать его в виде небольших очерков. В это же время выходят Алексея Толстого рассказы, которые осуждают декадентство («В гавани», «На вернисаже» и т.д.).

После Октябрьской революции писатель вынужден был выехать за границу. Там он прожил более пяти лет, продолжая активно заниматься творчеством. 30-е годы – период частых путешествий писателя. За это время он побывал в Германии, Франции, Англии и т.д. Однако даже в таком случае Алексей часто принимал участие во всевозможных литературных съездах и конгрессах на своей Родине. С 1936 года на протяжении двух лет писатель возглавлял Союз писателей СССР. Во время Второй мировой войны работал военным корреспондентом. За этот период было написано множество очерков, статей и зарисовок.

Прославился писатель также и произведениями для детей. Многие сказки Алексея Толстого популярны и сегодня. Одна из них – «Золотой ключик, или приключения Буратино» (1936). Также ему удалось обработать большое количество русских народных сказок, адаптировав их для детей младшего возраста.

В последние дни своей жизни Алексей Толстой боролся с тяжелым недугом – раком легких. Однако болезнь победила, и в конце февраля 1945 года писателя не стало. Алексея Толстого произведений список довольно обширный и включает в себя исторические, психологические, научно-фантастические, публицистические и другие жанры. Долгое время писатель работал над романом «Петр I», однако закончить работу автор так и не успел. В последствии в его честь был назван театр в городе Сызрань и несколько улиц в различных уголках страны. А с 2001 года существует премия имени А. Толстого, которая вручается авторам прозы и публицистики.

Книги Алексея Толстого на сайте Топ книг

Книги Алексея Толстого читать популярно как среди взрослой аудитории, так и среди детей. Ведь среди произведений писателя много как детских сказок, так и достаточно качественных произведений. Произведения писателя представлены как среди , так и среди . Более того, в период прохождения произведений писателя в школьной программе некоторые из них попадают в наш .

Алексей Толстой список книг

Романы:

  • Аэлита
  • Гиперболоид инженера Гарина
  • Похождения Невзорова, или Ибикус
  • Хромой барин
  • Чудаки
  • Эмигранты

Повести и рассказы:

Сказки:

  • Сорока
  • Мышка
  • Козёл
  • Ёж (Ёж-богатырь)
  • Кот Васька
  • Сова и кот
  • Мудрец
  • Гусак
  • Рачья свадьба
  • Порточки
  • Муравей
  • Петушки
  • Мерин
  • Верблюд
  • Горшок
  • Куриный бог
  • Картина
  • Маша и мышки
  • Рысь, мужик и медведь
  • Великан
  • Мишка и леший
  • Башкирии
  • Серебряная дудочка
  • Смирный муж
  • Богатырь Сидор

Сказки и рассказы для детей:

  • Полкан
  • Топор
  • Воробей
  • Жар-птица
  • Прожорливый башмак
  • Снежный дом
  • Фофка
  • Кот сметанный рот

Пьесы:

  • «Блицкриг» или «блицкрах»
  • Армия героев
  • Бунт машин
  • День битвы
  • День Ряполовского
  • Дочь колдуна и заколдованный королевич
  • Дуэль
  • Дьявольский маскарад, или Коварство Аполлона
  • Заговор императрицы
  • Золотой ключик
  • Иван Грозный - дилогия:
  • К писателям Северной Америки
  • Касатка
  • Кукушкины слёзы
  • Любовь - книга золотая
  • Молодой писатель
  • Москве угрожает враг
  • Мракобесы
  • Муха в кофее (Сплетни, которые кончаются плохо)
  • На дыбе
  • Нас не одолеешь!
  • Насильники
  • Нечаянная удача
  • Нечистая сила
  • О еже, или Наказанное любопытство
  • Опасный путь, или Геката
  • Оранго
  • Орёл и орлица
  • Патент № 117
  • Пётр I
  • Полина Гебль
  • Почему Гитлер должен потерпеть поражение
  • Произведения о войне:
  • Путешествие на Северный полюс
  • Путь к победе
  • Ракета
  • Родина
  • Русский характер
  • Смерть Дантона
  • Спасательный круг эстетизму
  • Трудные годы
  • Фюрер
  • Цикл «Рассказы Ивана Сударева»
  • Чёрные дни гитлеровской армии
  • Чортов мост
  • Что мы защищаем
  • Чудеса в решете…
  • Это будет
  • Я призываю к ненависти

Алексей Константинович Толстой

Средь шумного бала, случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты.

Лишь очи печально глядели,

Как звон отдаленной свирели,

Как моря играющий вал.

Мне стан твой понравился тонкий

И весь твой задумчивый вид;

А смех твой, и грустный и звонкий,

С тех пор в моем сердце звучит.

В часы одинокие ночи

Люблю я, усталый, прилечь -

Я вижу печальные очи,

Я слышу веселую речь;

И грустно я так засыпаю,

И в грезах неведомых сплю…

Люблю ли тебя – я не знаю,

Но кажется мне, что люблю!

Родился 24 (5. IX) августа 1817 года в Петербурге.

По матери – правнук Кирилла Разумовского, последнего гетмана Украины, президента Российской Академии наук, по отцу – потомок старинного известного рода. Детство провел в Черниговской губернии в имении матери Красный Рог, а затем ее брата А. А. Перовского, известного прозаика, выступавшего под псевдонимом Антон Погорельский. «Мое детство, – писал позже поэт, – было очень счастливо и оставило во мне одни только светлые воспоминания. Единственный сын, не имевший никаких товарищей для игр и наделенный весьма живым воображением, я очень рано привык к мечтательности, вскоре превратившейся в ярко выраженную склонность к поэзии. С шестилетнего возраста я начал марать бумагу и писать стихи – настолько поразили мое воображение произведения лучших наших поэтов, найденные мною в каком-то толстом, плохо отпечатанном и плохо сброшюрованном сборнике. Я упивался музыкой разнообразных ритмов и старался усвоить их технику. Мои первые опыты были, без сомнения, нелепы, но в метрическом отношении они отличались безупречностью».

В 1827 году с матерью и дядей побывал в Германии. Познакомился с Гёте, разговаривал с ним, даже получил подарок – обломок бивня мамонта, украшенный собственноручным рисунком поэта. В 1831 году много ездил по Италии, вел подробный художественный дневник. «В очень короткое время я научился отличать прекрасное от посредственного, выучил имена всех живописцев, всех скульпторов и почти мог соревноваться со знатоками в оценке картин и изваяний. При виде картины я мог всегда назвать живописца и почти никогда не ошибался».

В 1834 году Толстого определили «студентом» в Московский архив Министерства иностранных дел, где обычно начинали карьеру отпрыски самых известных российских родов, а через два года он был прикомандирован к русской дипломатической миссии во Франкфурте-на-Майне. Светский лев, красавец, остроумец, любитель веселья и бесконечных розыгрышей, тонкий ценитель искусства, Толстой и в Европе ни минуты не сидел без дела на месте, старался увидеть и услышать как можно больше. Всех этих качеств не потерял он и в России, когда в конце 1840 года его перевели во Второе отделение канцелярии Николая I, ведавшее вопросами законодательства. Дружеские отношения с великим князем Александром, будущим царем Александром II, позволили поэту сделать стремительную придворную карьеру: при царе Александре II он был уже флигель-адъютантом, а затем царским егермейстером.

В 1841 году отдельной книгой (под псевдонимом Краснорогский ) вышла в свет фантастическая повесть Толстого «Упырь». Книгу заметили, казалось, автор должен был бы пытаться развить успех. «Писатель, чувствующий в себе искру поэтического таланта, – объяснял литературные особенности той эпохи Некрасов, – непременно раздувал бы ее сколько возможно, лелеял бы свой талант, как говорили в старину. Но поэту нашего времени этого мало. И, сознавая, что в наше время только поэтический талант, равный Пушкину, мог бы доставить автору и Славу и Деньги, он предпочитает распоряжаться иначе: поэтическую искру свою разводит на множество прозаических статей: он пишет повести, рецензии, фельетоны и, получая за них с журналистов хорошие деньги, без сожаления видит, как поэтическая его способность его с каждым годом уменьшается». К счастью, ни деньги, ни слава особенно не волновали Толстого. Охота, литературные вечера, светские балы занимали его время – он успевал всюду. «Коль любить, так без рассудку, коль грозить, так не на шутку, коль ругнуть, так сгоряча, коль рубнуть, так уж сплеча! Коли спорить, так уж смело, коль карать, так уж за дело, коль простить, так всей душой, коли пир, так пир горой!» Этот принцип действительно отвечал его характеру.

В январе 1851 года на балу Толстой познакомился с Софьей Андреевной Миллер, женой конногвардейского полковника Л. Ф. Миллера. Софье Андреевне посвящены самые сокровенные строки Толстого. То, что их встреча вовсе не случайна, они поняли сразу, но соединиться им удалось только через несколько лет, в 1858 году, поскольку муж Софьи Андреевны не хотел давать ей развода, а главное, против такого брака была настроена мать Толстого. «Анна Алексеевна, – писал А. М. Жемчужников, близкий друг и родственник Толстого, побывавший в Красном Роге у Толстых в 1852 году, – была очень рада видеть меня, и всею душою интересовалась узнать мое впечатление и мнение о Софье Андреевне, с которой сошелся ее сын и к которой серьезно и сильно привязался. Ее душа не только не сочувствовала той связи, но была глубоко возмущена и относилась с полным недоверием к искренности Софьи Андреевны. Не раз у меня, тайно от сына, были беседы об этом, и она, бедная, говорила, а слезы так и капали из глаз ее. Меня она обвиняла более всех, как человека самого близкого и наиболее любимого ее сыном и раньше моих братьев познакомившегося с Софьей Андреевной. Я стоял всею душою за Софью Андреевну и старался разубедить ее, но напрасно. Чутко материнское сердце… А что ж Алеша?… Он любил обеих, горевал, и душа его разрывалась на части. Никогда не забуду, как я сидел с ним на траве, в березняке, им насажанном: он говорил, страдая, и со слезами, о своем несчастии. Сколько в глазах его и словах выражалось любви к Софье Андреевне, которую он называл милой, талантливой, доброй, образованной, несчастной и с прекрасной душой. Его глубоко огорчало, что мать грустит, ревнует и предубеждена против Софьи Андреевны, несправедливо обвиняя ее в лживости и расчете. Такое обвинение, конечно, должно было перевернуть все существо доброго, честного и рыцарски благородного А. Толстого».

В 1854 году в журнале «Современник» впервые появились стихи писателя Козьмы Пруткова, скоро ставшего весьма популярным во всей России. Нелепую эту, но крайне привлекательную фигуру Толстой создал совместно с братьями Жемчужниковыми – Алексеем, Владимиром и Александром. О Жемчужниковых и Толстом ходили по столице самые фантастические слухи. То говорили, что это они под видом флигель-адъютантов объезжали ночью всех петербургских архитекторов со страшным сообщением, что Исаакиевский собор провалился; то в день коронации императора Александра II тайком выпрягли лошадей из кареты испанского посланника; то случайного прохожего, спросившего у них какой-то адрес, направили прямо на Пантелеймоновскую, 9, где находилось Жандармское отделение. Создавая фигуру писателя Кузьмы Пруткова, Толстой и Жемчужниковы не только сочинили все его стихи, басни и афоризмы, но и придумали оригинальную биографию, приложив к ней столь же оригинальный портрет. Козьма Прутков, сообщали друзья, родился 11 апреля 1792 года, в 1820 году был принят в один из лучших гусарских полков, но прослужил в нем лишь два с половиной года – «только для мундира»; в 1823 году – вышел в отставку и поступил на гражданскую службу по министерству финансов – в Пробирную палатку, где прослужил сорок лет, до самой смерти, последовавшей 13 января 1863 года.

В январе 1851 года Алексей Жемчужников записал в дневнике: «Государь Николай Павлович был на первом представлении „Фантазии“ (эта пьеса тоже входила в собрание сочинений Козьмы Пруткова). Эта пьеса шла в бенефис Максимова. Ни Толстой, ни я в театре не были. В этот вечер был какой-то бал, на который мы оба были приглашены и на котором быть следовало. В театре были: мать Толстого и мой отец с моими братьями. Воротясь с бала и любопытствуя знать: как прошла наша пьеса, я разбудил брата Льва и спросил его об этом. Он ответил, что пьесу публика зашикала и что государь в то время, когда собаки бегали по сцене во время грозы, встал со своего места с недовольным выражением в лице и уехал из театра. Услышавши это, я сейчас же написал письмо режиссеру Куликову, что, узнав о неуспехе нашей пьесы, я прошу снять ее с афиши и что я уверен в согласии с моим мнением графа Толстого, хотя и обращаюсь к нему с моей просьбой без предварительного с графом Толстым совещания. Это письмо я отдал Кузьме, прося снести его завтра пораньше к Куликову. На другой день я проснулся поздно, и ответ Куликова был уже получен. Он был короток. „Пьеса ваша и гр. Толстого уже запрещена по высочайшему повелению“.

«В произведении литературы я презираю всякую тенденцию, – писал Толстой Б. М. Маркевичу в декабре 1868 года. – Презираю ее, как пустую гильзу, тысяча чертей! Как раззяву у подножья фок-мачты, три тысячи проклятий! Я это говорил и повторял, возглашал и провозглашал!» И опять уже в письме к М. М. Стасюлевичу: «По мне, сохрани Бог от всякой задачи в искусстве, кроме задачи сделать хорошо. И от направления в литературе, сохрани Бог, как старого, так и от нового! Россини сказал: „В музыке есть только два рода, хороший и плохой“. То же можно сказать и о литературе». Странно, но при всем при этом стихи самого Толстого буквально насыщены были злобой дня. И это относится не только к сочинениям Козьмы Пруткова, но и к «Посланию М. Н. Лонгинову о дарвинизме», и к «Иоанну Дамаскину», и к «Сну Попова», и к «Истории государства Российского от Гостомысла до Тимашова», перемежающейся знаменитым рефреном: «Земля наша богата, порядка в ней лишь нет»…

В самом начале Крымской кампании Толстой и его друг князь А. П. Бобринский решили организовать специальный военный отряд, который помешал бы возможной высадке англичан на балтийском побережье. На свои средства закупили в Туле 80 дальнобойных винтовок, но, к счастью, они не пригодились. Точно так же не успела пригодиться друзьям быстроходная яхта, которую решено было приобрести для совершения каперских вылазок в море. Поняв, что война, как началась, так и закончится в Крыму, Толстой вступил майором в стрелковый полк, но и тут ему не повезло: под Одессой он тяжело заболел тифом. К счастью, крепкое от природы здоровье не подвело – поэт выжил. Сразу после войны он был произведен в подполковники и одновременно назначен делопроизводителем Секретного комитета о раскольниках. Однако все это совсем не привлекало Толстого. «Государь, – обратился он к императору, – служба, какова бы она ни была , глубоко противна моей натуре; знаю, что каждый должен в меру своих сил приносить пользу отечеству, но есть разные способы приносить пользу. Путь, указанный мне для этого провидением, – мое литературное дарование , и всякий иной путь для меня невозможен. Из меня всегда будет плохой военный и плохой чиновник, но, как мне кажется, я, не впадая в самомнение, могу сказать, что я хороший писатель».

В 1861 году Толстой вышел в отставку.

Жил он попеременно то в своем имении под Петербургом – Пустыньке, то в имении матери – на Черниговщине. Печатался и в либеральном журнале «Вестник Европы», и в противоположном ему по направлению проправительственном «Русском вестнике». В 1867 году вышел в свет единственный прижизненный сборник стихотворений Толстого. «Двух станов не боец, но только гость случайный, – писал он, – за правду я бы рад поднять мой добрый меч, но спор с обоими досель мне жребий тайный, и к клятве ни один не мог меня привлечь; союза полного не будет между нами – не купленный никем, под чье б ни стал я знамя, пристрастной ревности друзей не в силах снесть, я знамени врага отстаивал бы честь».

Большой известностью пользовался при жизни поэта его роман «Князь Серебряный». Драматическую трилогию составили драматические пьесы: «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», и «Царь Борис». А в январе 1884 года вышло в свет первое полное Собрание сочинений Пруткова в одной книге. По свидетельству современников, издание это исчезло из книжных лавок буквально за считанные дни.

В последние годы Толстой страдал сильным расстройством нервов. Еще недавно на охоте он выходил против медведя с ножом в руках, а теперь его мучили астма и ужасные головные боли. Не желая длить столь жалкое состояние, он принял пузырек морфия. Случилось это 28 (10. X) сентября 1875 года в любимом поэтом имении его матери Красном Роге.

Из книги Энциклопедический словарь (Т-Ф) автора Брокгауз Ф. А.

Толстой Алексей Константинович Толстой (граф Алексей Константинович) – известный поэт и драматург. Родился 24 августа 1817 г. в Петербурге. Мать его, красавица Анна АлексеевнаПеровская, воспитанница гр. А. К. Разумовского, вышла в 1816 г. замуж за пожилого вдовца гр. Константина

Из книги Самые знаменитые поэты России автора Прашкевич Геннадий Мартович

Алексей Константинович Толстой Средь шумного бала, случайно, В тревоге мирской суеты, Тебя я увидел, но тайна Твои покрывала черты. Лишь очи печально глядели, А голос так дивно звучал, Как звон отдаленной свирели, Как моря играющий вал. Мне стан твой понравился тонкий И

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АН) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РЯ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (УР) автора БСЭ

Из книги Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения автора Ведина Тамара Федоровна

ТОЛСТОЙ Разумеется, носитель этой фамилии никоим образом не связывается в людском восприятии с человеком весьма плотной комплекции. Но предок его, безусловно, был толстячком, за что и получил свое имя-прозвище. На Руси было много таких имен, которые отражали характерные

Из книги Словарь современных цитат автора

ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич (1882/83-1945), писатель 96 Бунт машин. Назв. пьесы (1924) по мотивам пьесы К. Чапека «R.U.R.»

Из книги 100 Великих Книг автора Демин Валерий Никитич

99. АЛЕКСЕЙ ТОЛСТОЙ «ПЕТР ПЕРВЫЙ» Это книга об эпохе петровских преобразований в России - великой и трагической эпохе, когда решалась судьба русского народа, его предназначение в мире, формировался окончательно национальный характер с его достоинствами и изъянами.

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века автора Новиков В И

Алексей Николаевич Толстой Гиперболоид инженера Гарина Роман (1925–1927)В начале мая 192… года в Ленинграде на заброшенной даче на реке Крестовке происходит убийство. Сотрудник уголовного розыска Василий Витальевич Шельга обнаруживает зарезанного человека со

Из книги Словарь афоризмов русских писателей автора Тихонов Александр Николаевич

ТОЛСТОЙ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ Алексей Николаевич Толстой (1882–1945). Русский писатель, лауреат Государственных премий СССР. Автор научно-фантастических романов «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»; исторического романа «Петр I», трилогии «Хождение по мукам»; романов

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

ТОЛСТОЙ, Алексей Константинович (1817–1875), поэт 166 И пишет боярин всю ночь напролет, Перо его местию дышит; Прочтет, улыбнется, и снова прочтет, И снова без отдыха пишет. «Василий Шибанов» (1840-е гг.; опубл. в 1858) ? Толстой А. К., 1:119 167 Вонзил кинжал убийца нечестивый В грудь

Из книги автора

ТОЛСТОЙ, Алексей Николаевич (1882/83–1945), писатель 196 За твою жизнь я не дам и дохлой сухой мухи. «Золотой ключик…», сказочная повесть (1936) по мотивам «Приключений Пиноккио» К. Коллоди (1883), гл. «Говорящий сверчок дает Буратино мудрый совет» ? Толстой А. Н., 12:67 То же в пьесе

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?