Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

«Счастливая звезда» придворного живописца в России. Придворный художник императора Николая I Русские вельможи глазами иностранных художников

Эстонцы очень гордятся творчеством этого художника, устраивая периодически его выставки и называют его немцем балтийского происхождения. Но только вот отчего-то почти забыли о его усадьбе и доме на мызе Мууга, где художник в 1860 - 1870 годах построил свой дом, работал и собирал коллекцию живописи западно-европейских мастеров. Однако большую часть жизни Тимофей Андреевич Нефф провел на территории России, расписывая православные храмы и служа придворным художником императора Николая I.

Нефф Т.А. Портрет Великой княжны Марии Николаевны в виде ангела со свечой и кадило м

Живопись Неффа - яркий образчик академизма в искусстве середины XIX века в России. Это мифологические и религиозные сюжеты, красивая женская обнаженная натура и конечно же портреты. Все они очень яркие и имеют хорошее композиционное решение. Будучи придворным художником, Нефф оставил нам множество портретов женщин из императорской семьи и придворных дам. Также хороши его итальянки и религиозные картины на библейские сюжеты.


Художник Тимофей Андреевич Нефф

Карл Тимолеон фон Нефф (Carl Timoleon von Neff) - таково настоящее имя Тимофея Андреевича Неффа - родился 2 октября 1804 в усадьбе Пюсси Эстляндской губернии (ныне это территория Северной Эстонии). Порывшись в своем архиве ссылок, нашла интересную статью из эстонской газеты "Пярнуский Экспресс" Татьяны Ильиной от 26 декабря 2006 года, посвященную жизни Тимофея Андреевича Неффа. Она более интересна, чем жвачка из Википедии, и я позволю себе привести несколько отрывков из нее, проиллюстрировав их замечательными картинами художника.

Мать Карла, 19-летняя Фелиците Нефф, приехала из Франции, чтобы учить языку детей из состоятельных семей, служить гувернанткой. Как утверждают документы, в феврале 1804 года она отправилась в Россию вместе с мадам Берг. До Эстляндии они добрались только летом и остановились в имении Сангасте, принадлежавшем сыну мадам Берг. К этому времени беременность Фелиците была уже достаточно заметна, и будущая мать решила расстаться с мадам и самостоятельно устраивать свою жизнь. Она нанялась гувернанткой в дом фон Крюденера в имении Пюсси, где 2 октября родила сына. 9 октября мальчика окрестили Чарльзом Тимолеоном, а его крестными, несмотря на то, что мать была обычной учительницей, стали представители известных дворянских родов: майор Пауль фон Крюденер, арендатор усадьбы Пюсси, капитан Антон Врангель из Майдла и майорша фон Эссен из Эрра.

Вскоре Фелиците встретилась с молодым бароном Генрихом Зеге фон Мантейффель. Юноша влюбился всерьез, но отец не позволил ему жениться на учительнице французского языка неизвестного происхождения. И тогда в 1809 году молодые, забрав маленького Карла Тимолеона, вместе уехали в Россию, в городок Вольск, где жил хороший знакомый Генриха, художник Карл Кюгельген. Но случилось непредвиденное: Филиците бежала во Францию, оставив сына на руках барона Мантейффеля. И тому не оставалось ничего другого, как вместе с мальчиком вернуться домой на мызу Кюти. О бегстве матери ходили разные слухи. Говорили, что она увлеклась французским офицером, графом Сегью, возвращавшимся на родину. Однако позже эти слухи были опровергнуты. Согласно документам, Сегью находился в русской тюрьме, откуда был освобожден в 1807 году по Тильзитскому миру, а в 1808 году он уже снова был в армии и служил в Испании. То есть он покинул Россию на два года раньше, чем Фелиците оказалась в Вольске.

С 1 апреля 1815 года Карл Тимолеон пошел учиться в Ракверескую земскую школу. Он был очень способным и прилежным учеником, и каждый год получал от школы благодарности. В феврале 1822 года он прошел конфирмацию в церкви Виру-Яагупи. Во время этой церемонии пастор Фридрих Август Хёршельманн впервые публично назвал Карла приемным сыном Генриха Зеге фон Мантейффеля.

Нефф Т.А. Рисунок-портрет леди Елены, баронессы Крюденер 1857


Нефф Т.А. Поклонница Вакха Этюд

(Нижегородский художественный музей)

Нефф Т.А. В восточном гареме

Летом 1816 года в имение Кюти приехал Карл Кюгельген, который стал для Неффа первым учителем живописи. Несмотря на то, что учитель был пейзажистом, а ученик предпочитал писать портреты, успешному обучению это не мешало. Уже в январе 1824 года Карл Нефф пишет портрет профессора Тартуского университета Моргенштерна, а, закончив его, приступает к работе над портретом его жены Мийны Моргенштерн. В том же году он рисовал развалины замка Пайде, церковь Колга-Яани, развалины цесиского замка, написал портрет пастора Хёршельманна. Это была упорная подготовка к Дрезденскому университету, куда он поступил в сентябре 1824 года. И здесь он проявил необыкновенное усердие и редкостный талант художника, пройдя за восемь месяцев трехгодичный курс обучения. Окончив в феврале 1825 года учебу, Нефф впервые поехал в Рим .

Нефф Т.А. Девушка с кувшином-



Нефф Т.А. Две девушки в гроте

Во второй половине 1827 года Нефф отправился в Петербург, где писал портреты по частным заказам. Дальнейшую его судьбу решил случай. В одних источниках значится, что ему заказали портрет графини Барановой — якобы дочери императора Николая I. В других — что он выполнил групповой портрет детей императора, великих княгинь Марии Николаевны, Ольги Николаевны и Александры Николаевны. Вероятнее второе, поскольку, судя по данным официального сайта дворянских фамилий, ни одна из дочерей Николая I не была замужем за графом Барановым. Но как бы там ни было, за успешно выполненную работу в 1832 году Нефф был приглашен ко двору и назначен придворным художником. Прибалтийский юноша чтил императора Николая. Благодаря отеческому одобрению царя и большому количеству заказов, молодой человек смог полностью проявить свой талант. Как придворному живописцу, Неффу надлежало учить царских детей рисованию. Сохранились воспоминания одной из дочерей императора о том, как в перерывах художник рассказывал им "трогательные и несуразные истории" , играл "во всякие безобидные игры".


Нефф Т.А. Портрет Великих княжон Марии Николаевны и Ольги Николаевны 1838

Нефф Т.А. Юная мать 1843

Первым крупным заказом стали образа для готической капеллы на даче "Александрия" в Петергофе. За эту работу Карл Тимолеон получил пожизненный пенсион и разрешение на поездку в Рим. Будучи в Италии, Нефф копировал произведения старых мастеров XVI века, особенно много занимался изучением творчества Рафаэля.

Неаполитанский пастушок на берегу моря, освещенный восходящим солнцем

В этот же период им была написана и копия картины Тициана "Катарина", а также 22 наброска по мотивам итальянской национальной одежды .

Нефф Т.А. Фрески на религиозные сюжеты из Исакиевского Собора в Санкт-Петербурге

Вернувшись в 1837 году в Петербург, он приступил к восстановлению образов для малой церкви Зимнего дворца, пострадавших во время пожара. Сняв большую квартиру на углу Невского проспекта и Адмиралтейской площади, Нефф превратил ее в ателье. Работа была очень ответственной: сам император следил за ее выполнением, постоянно навещая художника. После этого последовали иконы для Исаакиевского собора в Петербурге — свыше 20 полотен большого формата: это и оформление главного алтаря и иконостаса, иконы в Царских вратах, образы в нишах пилонов. За эту работу он получил звание профессора исторической и портретной живописи и стал преподавать в живописном, натурном, рисовальном и этюдном классах Академии художеств.


Нефф Т.А. Мечтание 1840

Портрет детей Олсуфьевых.


В 1839 году Карл Тимолеон Нефф получил звание академика, а 19 апреля 1844 года ему был пожалован дворянский титул. При этом он уже значился под именем Тимофея Андреевича Неффа. Откуда взялось такое отчество, так и осталось загадкой, но в российских каталогах он пишется именно так. В 50-х годах XIX века по заказу великой княгини Елены Павловны он делал композицию музыкального зала Михайловского дворца. В это же время им написаны известные картины "Русалка" и "Купальщица",

которые император Александр II купил для Эрмитажа. После этого Нефф приступает к созданию галереи портретов семьи Романовых, пишет портрет Петра I как императора, подтвердившего в 1710 году привилегии балтийских дворян, который ему заказало Рижское дворянское собрание.С 1864 года Нефф был смотрителем Эрмитажа, в его обязанности входила реставрация картин, а также оформление стен царских комнат.


Нефф Т.А. Портрет императрицы Александры Фёдоровны (Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева)


Нефф Т.А. Портрет Великой кн. Марии Николаевны 1846 (Государственная Третьяковская галерея)

Нефф Т.А. Портрет великой кн. Марии Николаевны (работа с аукциона)


Нефф Т.А. Портрет придворной дамы 1830

Нефф Т.А. Портрет камеристки императрицы Александры Федоровны

Нефф Т.А. Портрет Великой княгини Екатерины Михайловны 1850

Воздвижение креста

20 мая 1838 года в церкви Виру-Яагупи обвенчался с мадемуазель Луизой Августой Доротеей фон Каулбарс из Мыдрику. В 1850 году Нефф купил на имя жены мызу Пийра недалеко от Раквере, где обустроил ателье. Именно там было создано большинство его картин. Через 10 лет семья Неффа у наследников приемного отца приобрела и мызу Мууга. А в 1866 году Нефф приступил к строительству господского дома. Проект дома и парка был составлен самим хозяином. Придворный художник сделал все, чтобы превратить родовое поместье в настоящий художественный музей. Здесь он собрал свои лучшие произведения, копии картин Тициана, Рубенса, Ван Дейка и др., установил копию скульптуры "Венеры Милосской". В вестибюле мызы поставили мраморную лестницу — подарок художнику от императора Александра II. Карл Тимолеон сам начал и расписывать стены и потолки комнат, но не успел закончить, поэтому продолжил за него эту работу его сын Генрих фон Нефф.

Нефф Т.А. Портрет юной дамы 1849

Придворный художник , придворный живописец, устар. гофмалер, «придворный первый живописного дела мастер» - мастер, который рисует членов королевской или аристократической семьи, подчас за фиксированное жалование и на эксклюзивной основе (он не должен был работать на других). Как правило, такие художники имели официальную должность при дворе, в особенности в позднее Средневековье (например, Valet de chambre). Для художника подобное назначение давало возможность подняться над ограничениями гильдии.

В переносном смысле в XX веке употребляется для именования художника, создающего официальное ангажированное искусства, а также многочисленные (и обычно однотипные) портреты глав государства (например, «Герасимов, Александр Михайлович - один из самых именитых „придворных“ художников сталинской эпохи, любимейший художник Кремля» ).

Обязанности

Обязанности придворного художника обычно не ограничивались одной живописью. Так, «Иоганн Христоф Гроот был не только гофмалером Вюртембергского двора, но и исполнял обязанности „гофмузикера“ и хранителя картинной галереи. Он трудился над эскизами новых ливрей, маскарадных одежд, фейерверков, оформлял кареты и экипажи, золотил решетки, декорировал мебель и даже „проектировал“ фигурные торты. В придворной иерархии гофмалер занимал примерно такое же положение, что и лейб-медик, повар или прачка. В определенном смысле он был среди избранных слуг, допущенных „к телу“ императора» .

Россия

Должность придворного художника появилась в России в петровскую эпоху: на смену «царскому изографу» (Симон Ушаков , Карп Золотарев , Иван Рефусицкий) пришел «гофмалер». Официально оформился его статус, определились права и обязанности . «Согласно „Табели о рангах“, должность придворного живописца не присваивала какого-либо класса. При зачислении на русскую службу с придворным живописцем, как правило, иностранцем, заключался контракт, который информировал о профессиональных возможностях и квалификации претендента и заявлял о совместных намерениях двора и художника. В России жалованье гофмалера выплачивалось обычно из Кабинета Его Императорского Величества по третям года (январская, майская и сентябрьская). Необходимые материалы (краски, кисти, холсты), квартира (мастерская), дрова и свечи также оплачивались казной» .

  • двор Пётра I:
    • Иоганн Готфрид Таннауер (Саксония) - 1-й придворный живописец в России (с 1710 по 1727)
    • Иван Никитин - 1-й русский придворный живописец. Был введён в придворный штат как гофмалер в 1721 г. (до 1729)
  • двор Анны Иоанновны, Анны Леопольдовны и Елизаветы Петровны:
    • Луи Каравак (Гасконь)
    • Георг Христоф Гроот (Швабия), был назначен «галереи директором» (формировал первую коллекцию Эрмитажа) (до 1749)
    • Георг Гаспар Преннер (Австрия) с 1750 до 1755
  • двор Екатерины II
    • Стефан Торелли (Италия) с 1768 по 1780
    • Ричард Бромптон (Англия)
  • двор Павла I
    • Гебхард Кюгельхен (Германия) 1798 г.
  • двор Александра I и Николая I:
    • Василий Шебуев с 1823 г.
    • Григорий Чернецов с 1829 г.
    • Тимофей Нефф с 1832 г.
  • двор Александра II
  • двор Александра III
    • Лауриц Туксен (Дания)

Напишите отзыв о статье "Придворный художник"

Литература

  • Michael Levey, Painting at Court, Weidenfeld and Nicholson, London, 1971

См. также

Примечания

Отрывок, характеризующий Придворный художник

– Ну, а одарённые?.. Вы ведь боитесь их, Ваше святейшество, не так ли? Иначе Вы бы так зверски не убивали их. Скажите, если Вы всё равно в конце сжигаете их, то зачем же так бесчеловечно их мучить ещё до того, как взойдут на костёр? Неужели для Вас недостаточно того зверства, которое Вы творите, сжигая живьём этих несчастных?..
– Они должны покаяться и признаться, Изидора! Иначе их душа не очистится, несмотря на то, что я предам их пламени святого костра. Они обязаны избавиться от зарождения в них дьявола – должны избавиться от своего грязного Дара! Иначе их душа, придя на Землю из тьмы, снова окунётся в такую же тьму... И я не смогу выполнить свой долг – присоединить их падшие души к Господу Богу. Понимаете ли Вы это, Изидора?!
Нет, я не понимала... так как это был самый настоящий бред крайне сумасшедшего человека!.. Непостижимый мозг Караффы был для меня загадкой за семью самыми тяжёлыми замками... И постичь эту загадку, по-моему, не мог никто. Иногда святейший Папа казался мне умнейшим и образованнейшим человеком, знающим намного больше, чем любой ординарный начитанный и образованный человек. Как я уже говорила раньше, он был чудесным собеседником, блиставшим своим цепким и острым умом, который полностью подчинял себе окружавших. Но иногда... то, что он «изрекал» не было похоже на что-нибудь нормальное или понятное. Где же находился в такие минуты его редкий ум?..
– Помилуйте, Ваше святейшество, Вы ведь говорите сейчас со мной! Зачем же притворяться?!. О каком «господе» здесь идёт речь? И к какому «господу» Вы желали бы присоединить души этих несчастных «грешников»? Да и вообще, не скажете ли, какому господу Вы сами верите? Если, конечно же, верите вообще...
Вопреки моему ожиданию – он не взорвался в гневе... А всего лишь улыбнулся и учительским тоном произнёс:
– Видите ли, Изидора, человеку не нужен Бог, чтобы во что-то верить, – видя моё ошарашенное лицо, Караффа весело рассмеялся. – Не правда ли, забавно слышать это именно от меня, Изидора?.. Но правда – она правда и есть, хотя я понимаю, что из уст Римского Папы это должно звучать более чем странно. Но повторяю – человеку истинно не нужен Бог… Ему для этого хватает и другого человека. Возьмите хотя бы Христа... Он ведь был просто очень одарённым, но всё же ЧЕЛОВЕКОМ! А достало ему всего лишь пройтись по воде, оживить полумёртвого, показать ещё несколько таких же «фокусов», ну, а нам – правильно объявить, что он является сыном Бога (а значит – почти что Богом), и всё пошло точно так, как было всегда – толпа, после его смерти, с радостью понеслась за своим искупителем... даже хорошенько не понимая, что же такое он по-настоящему для них искупил...

Радомир (Иисус Христос), умевший ходить по воде...

Как я уже говорил Вам ранее, людей надо уметь направлять и правильно ими управлять, Изидора. Только тогда возможно полностью держать над ними контроль.
– Но Вы никогда не сможете контролировать целые народы!.. Для этого нужны армии, святейшество! И даже, допустив, что Вы эти народы как-то подчинили бы, я уверена, снова нашлись бы смелые люди, которые повели бы остальных отвоёвывать свою свободу.
– Вы совершенно правы, мадонна, – кивнул Караффа. – Народы не подчиняются добровольно – их надо подчинять! Но я не воин, и я не люблю воевать. Это создаёт большие и ненужные неудобства… Поэтому, чтобы подчинять мирно, я использую очень простой и надёжный способ – я уничтожаю их прошлое... Ибо без прошлого человек уязвим... Он теряет свои родовые корни, если у него нет прошлого. И именно тогда, растерянный и незащищённый, он становится «чистым полотном», на котором я могу писать любую историю!.. И поверите ли, дорогая Изидора, люди этому только радуются...так как, повторяю, они не могут жить без прошлого (даже если сами себе не желают в этом признаваться). И когда такового не имеется, они принимают любое, только бы не «висеть» в неизвестности, которая для них намного страшнее, чем любая чужая, выдуманная «история».
– И неужели Вы думаете, что никто не видит, что по-настоящему происходит?.. Ведь на Земле так много умных, одарённых людей! – возмущённо воскликнула я.
– Ну почему не видят? Избранные – видят, и даже пытаются показать остальным. Но их мы время от времени «подчищаем»... И всё снова становится на свои места.
– Так же, как Вы «подчищали» когда-то семью Христа с Магдалиной? Или сегодня – одарённых?.. Что же это за «бог», которому Вы молитесь, Ваше Святейшество? Что за изверг, которому надобны все эти жертвы?!
– Если уж мы говорим откровенно, я не молюсь богам, Изидора... Я живу РАЗУМОМ. Ну, а Бог нужен всего лишь безпомощным и нищим духом. Тем, кто привык просить – о помощи... о выгоде... да обо всём на свете! Только бы не бороться самому!.. Это – людишки, Изидора! И они стоят того, чтобы ими управляли! А остальное уже дело времени. Вот поэтому я и прошу Вас помочь мне дожить до того дня, когда я обрету полную власть в этом ничтожном мире!.. Тогда Вы увидите, что я не шутил, и что Земля будет полностью мне подчиняться! Я сделаю из неё свою империю... О, мне нужно только время!.. И Вы его мне дадите, Изидора. Вы просто пока об этом не знаете.



Придворный художник

Придворный художник , придворный живописец, устар. гофмалер, «придворный первый живописного дела мастер» - мастер, который рисует членов королевской или аристократической семьи, подчас за фиксированное жалование и на эксклюзивной основе (он не должен был работать на других). Как правило, такие художники имели официальную должность при дворе, в особенности в позднее Средневековье (например, Valet de chambre). Для художника подобное назначение давало возможность подняться над ограничениями гильдии.

В переносном смысле в XX веке употребляется для именования художника, создающего официальное ангажированное искусства, а также многочисленные (и обычно однотипные) портреты глав государства (например, «Герасимов, Александр Михайлович - один из самых именитых „придворных“ художников сталинской эпохи, любимейший художник Кремля» )

Обязанности

Обязанности придворного художника обычно не ограничивались одной живописью. Так, «Иоганн Христоф Гроот, был не только гофмалером Вюртембергского двора, но и исполнял обязанности „гофмузикера“ и хранителя картинной галереи. Он трудился над эскизами новых ливрей, маскарадных одежд, фейерверков, оформлял кареты и экипажи, золотил решетки, декорировал мебель и даже „проектировал“ фигурные торты. В придворной иерархии гофмалер занимал примерно такое же положение, что и лейб-медик, повар или прачка. В определенном смысле он был среди избранных слуг, допущенных „к телу“ императора» .

Россия

Должность придворного художника появилась в России в петровскую эпоху: на смену «царскому изографу» (Симон Ушаков , Карп Золотарев , Иван Рефусицкий) пришел «гофмалер». Официально оформился его статус, определились права и обязанности. «Согласно „Табели о рангах“, должность придворного живописца не присваивала какого-либо класса. При зачислении на русскую службу с придворным живописцем, как правило, иностранцем, заключался контракт, который информировал о профессиональных возможностях и квалификации претендента и заявлял о совместных намерениях двора и художника. В России жалованье гофмалера выплачивалось обычно из Кабинета Его Императорского Величества по третям года (январская, майская и сентябрьская). Необходимые материалы (краски, кисти, холсты), квартира (мастерская), дрова и свечи также оплачивались казной» .

  • двор Пётра I:
    • Иоганн Готфрид Таннауер (Саксония) - 1-й придворный живописец в России (с 1710 по 1727)
    • Иван Никитин - 1-й русский придворный живописец. Был введен в придворный штат как гофмалер в 1721 г (до 1729)
  • двор Анны Иоанновны, Анны Леопольдовны и Елизаветы Петровны:
    • Луи Каравак (Гасконь)
    • Георг Христоф Гроот (Швабия), был назначен «галереи директором» (формировал первую коллекцию Эрмитажа) (до 1749)
    • Георг Гаспар Преннер (Австрия) с 1750 до 1755
  • двор Екатерины II
    • Стефан Торелли (Италия) с 1768 по 1780
    • Ричард Бромптон (Англия)
  • двор Павла I
    • Гебхард Кюгельхен (Германия) 1798 г.
  • двор Александра I и Николая I:
    • Василий Шебуев с 1823 г.
    • Григорий Чернецов с 1829 г.
    • Тимофей Нефф с 1832 г.
  • двор Александра II
  • двор Александра III
    • Лауриц Туксен (Дания)

Литература

  • Michael Levey, Painting at Court, Weidenfeld and Nicholson, London, 1971

См. также

  • Придворный архитектор

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Придворный художник" в других словарях:

    придворный - I см. придворный; ого; м. II ая, ое. см. тж. придворный, придворная а) Состоящий на службе при дворе монарха, великого князя. Придво/рный вельможа. Придво/рный художник. П ая дама … Словарь многих выражений

    Ая, ое. Состоящий на службе при дворе монарха, великого князя. П. вельможа. П. художник. П ая дама. П ая знать. П. лакей. // Связанный со двором монарха, имеющий отношение к нему. П. чин. П ая должность. П. мундир; п ая ливрея (форма одежды,… … Энциклопедический словарь

    Придворный (театр.) живописец (1777 г. в отст.), род. 1725 г. {Половцов} … Большая биографическая энциклопедия

    Мессонье Орел - придворный художник(эскизы оружия). Франция. Около 1740 … Энциклопедия вооружений

    Основная статья: Русский портрет Список русских художников портретистов включает как отечественных живописцев, так и иностранных художников, работавших в России и оставивших значительное число портретов с изображением русских дворян и монархов… … Википедия

    Альбрехт Дюрер Albrecht Dürer … Википедия

    Франц Ксавер Винтерхальтер Franz Xaver Winterhalter Дата рождения … Википедия

    Автопортрет с братом Франц Ксавер Винтерхальтер (нем. Franz Xaver Winterhalter; 1805 1873) немецкий живописец и литограф, известный своими портретами царственных особ Европы середины XIX столетия. Его имя тесно связано со светской придворной… … Википедия

    Автопортрет с братом Франц Ксавер Винтерхальтер (нем. Franz Xaver Winterhalter; 1805 1873) немецкий живописец и литограф, известный своими портретами царственных особ Европы середины XIX столетия. Его имя тесно связано со светской придворной… … Википедия

Книги

  • Русский Антиквар. Альманах для любителей искусства и старины. Выпуск первый, 2002 , Перед Вами первый выпуск Альманаха `Русский Антиквар`. В своем настоящем виде Альманах `Русский Антиквар` появился прежде всего как дань высокой издательской культуре прошлого, в которой… Серия: Русский Антикваръ (Альманах) Издатель:

Эстонцы очень гордятся творчеством этого художника, устраивая периодически его выставки и называют его немцем балтийского происхождения. Но только вот отчего-то почти забыли о его усадьбе и доме на мызе Мууга, где художник в 1860 - 1870 годах построил свой дом, работал и собирал коллекцию живописи западно-европейских мастеров. Однако большую часть жизни Тимофей Андреевич Нефф провел на территории России, расписывая православные храмы и служа придворным художником императора Николая I.

Нефф Т.А. Портрет Великой княжны Марии Николаевны в виде ангела со свечой и кадилом


Живопись Неффа - яркий образчик академизма в искусстве середины XIX века в России. Это мифологические и религиозные сюжеты, красивая женская обнаженная натура и конечно же портреты. Все они очень яркие и имеют хорошее композиционное решение. Будучи придворным художником, Нефф оставил нам множество портретов женщин из императорской семьи и придворных дам. Также хороши его итальянки и религиозные картины на библейские сюжеты.

Художник Тимофей Андреевич Нефф


Карл Тимолеон фон Нефф (Carl Timoleon von Neff) - таково настоящее имя Тимофея Андреевича Неффа - родился 2 октября 1804 в усадьбе Пюсси Эстляндской губернии (ныне это территория Северной Эстонии). Порывшись в своем архиве ссылок, нашла интересную статью из эстонской газеты "Пярнуский Экспресс" Татьяны Ильиной от 26 декабря 2006 года, посвященную жизни Тимофея Андреевича Неффа. Она более интересна, чем жвачка из Википедии, и я позволю себе привести несколько отрывков из нее, проиллюстрировав их замечательными картинами художника.

Мать Карла, 19-летняя Фелиците Нефф, приехала из Франции, чтобы учить языку детей из состоятельных семей, служить гувернанткой. Как утверждают документы, в феврале 1804 года она отправилась в Россию вместе с мадам Берг. До Эстляндии они добрались только летом и остановились в имении Сангасте, принадлежавшем сыну мадам Берг. К этому времени беременность Фелиците была уже достаточно заметна, и будущая мать решила расстаться с мадам и самостоятельно устраивать свою жизнь. Она нанялась гувернанткой в дом фон Крюденера в имении Пюсси, где 2 октября родила сына. 9 октября мальчика окрестили Чарльзом Тимолеоном, а его крестными, несмотря на то, что мать была обычной учительницей, стали представители известных дворянских родов: майор Пауль фон Крюденер, арендатор усадьбы Пюсси, капитан Антон Врангель из Майдла и майорша фон Эссен из Эрра.

Нефф Т.А. Рисунок-портрет леди Елены, баронессы Крюденер 1857

Вскоре Фелиците встретилась с молодым бароном Генрихом Зеге фон Мантейффель. Юноша влюбился всерьез, но отец не позволил ему жениться на учительнице французского языка неизвестного происхождения. И тогда в 1809 году молодые, забрав маленького Карла Тимолеона, вместе уехали в Россию, в городок Вольск, где жил хороший знакомый Генриха, художник Карл Кюгельген. Но случилось непредвиденное: Филиците бежала во Францию, оставив сына на руках барона Мантейффеля. И тому не оставалось ничего другого, как вместе с мальчиком вернуться домой на мызу Кюти.
С 1 апреля 1815 года Карл Тимолеон пошел учиться в Ракверескую земскую школу. Он был очень способным и прилежным учеником, и каждый год получал от школы благодарности. В феврале 1822 года он прошел конфирмацию в церкви Виру-Яагупи. Во время этой церемонии пастор Фридрих Август Хёршельманн впервые публично назвал Карла приемным сыном Генриха Зеге фон Мантейффеля.

Нефф Т.А. Поклонница Вакха Этюд

(Нижегородский художественный музей)

Летом 1816 года в имение Кюти приехал Карл Кюгельген, который стал для Неффа первым учителем живописи. Несмотря на то, что учитель был пейзажистом, а ученик предпочитал писать портреты, успешному обучению это не мешало. Уже в январе 1824 года Карл Нефф пишет портрет профессора Тартуского университета Моргенштерна, а, закончив его, приступает к работе над портретом его жены Мийны Моргенштерн. В том же году он рисовал развалины замка Пайде, церковь Колга-Яани, развалины цесиского замка, написал портрет пастора Хёршельманна. Это была упорная подготовка к Дрезденскому университету, куда он поступил в сентябре 1824 года. И здесь он проявил необыкновенное усердие и редкостный талант художника, пройдя за восемь месяцев трехгодичный курс обучения. Окончив в феврале 1825 года учебу, Нефф впервые поехал в Рим .

Нефф Т.А. Две девушки в гроте

Во второй половине 1827 года Нефф отправился в Петербург, где писал портреты по частным заказам. Дальнейшую его судьбу решил случай. В одних источниках значится, что ему заказали портрет графини Барановой — якобы дочери императора Николая I. В других — что он выполнил групповой портрет детей императора, великих княгинь Марии Николаевны, Ольги Николаевны и Александры Николаевны. Вероятнее второе, поскольку, судя по данным официального сайта дворянских фамилий, ни одна из дочерей Николая I не была замужем за графом Барановым. Но как бы там ни было, за успешно выполненную работу в 1832 году Нефф был приглашен ко двору и назначен придворным художником. Прибалтийский юноша чтил императора Николая. Благодаря отеческому одобрению царя и большому количеству заказов, молодой человек смог полностью проявить свой талант. Как придворному живописцу, Неффу надлежало учить царских детей рисованию. Сохранились воспоминания одной из дочерей императора о том, как в перерывах художник рассказывал им "трогательные и несуразные истории" , играл "во всякие безобидные игры".

Нефф Т.А. Портрет Великих княжон Марии Николаевны и Ольги Николаевны 1838

Первым крупным заказом стали образа для готической капеллы на даче "Александрия" в Петергофе. За эту работу Карл Тимолеон получил пожизненный пенсион и разрешение на поездку в Рим. Будучи в Италии, Нефф копировал произведения старых мастеров XVI века, особенно много занимался изучением творчества Рафаэля. В этот же период им была написана и копия картины Тициана "Катарина", а также 22 наброска по мотивам итальянской национальной одежды .

Нефф Т.А. Фрески на религиозные сюжеты из Исакиевского Собора в Санкт-Петербурге

Вернувшись в 1837 году в Петербург, он приступил к восстановлению образов для малой церкви Зимнего дворца, пострадавших во время пожара. Сняв большую квартиру на углу Невского проспекта и Адмиралтейской площади, Нефф превратил ее в ателье. Работа была очень ответственной: сам император следил за ее выполнением, постоянно навещая художника. После этого последовали иконы для Исаакиевского собора в Петербурге — свыше 20 полотен большого формата: это и оформление главного алтаря и иконостаса, иконы в Царских вратах, образы в нишах пилонов. За эту работу он получил звание профессора исторической и портретной живописи и стал преподавать в живописном, натурном, рисовальном и этюдном классах Академии художеств.

Нефф Т.А. Мечтание 1840

В 1839 году Карл Тимолеон Нефф получил звание академика, а 19 апреля 1844 года ему был пожалован дворянский титул. При этом он уже значился под именем Тимофея Андреевича Неффа. Откуда взялось такое отчество, так и осталось загадкой, но в российских каталогах он пишется именно так.
В 50-х годах XIX века по заказу великой княгини Елены Павловны он делал композицию музыкального зала Михайловского дворца. В это же время им написаны известные картины "Русалка" и "Купальщица", которые император Александр II купил для Эрмитажа. После этого Нефф приступает к созданию галереи портретов семьи Романовых, пишет портрет Петра I как императора, подтвердившего в 1710 году привилегии балтийских дворян, который ему заказало Рижское дворянское собрание.С 1864 года Нефф был смотрителем Эрмитажа, в его обязанности входила реставрация картин, а также оформление стен царских комнат.

Нефф Т.А. Портрет императрицы Александры Фёдоровны

(Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева)

Нефф Т.А. Портрет Великой кн. Марии Николаевны 1846

(Государственная Третьяковская галерея)

Нефф Т.А. Портрет великой кн. Марии Николаевны (работа с аукциона)

Нефф Т.А. Портрет придворной дамы 1830

Нефф Т.А. Портрет камеристки императрицы Александры Федоровны

Нефф Т.А. Портрет Великой княгини Екатерины Михайловны 1850

20 мая 1838 года в церкви Виру-Яагупи обвенчался с мадемуазель Луизой Августой Доротеей фон Каулбарс из Мыдрику. В 1850 году Нефф купил на имя жены мызу Пийра недалеко от Раквере, где обустроил ателье. Именно там было создано большинство его картин. Через 10 лет семья Неффа у наследников приемного отца приобрела и мызу Мууга. А в 1866 году Нефф приступил к строительству господского дома. Проект дома и парка был составлен самим хозяином. Придворный художник сделал все, чтобы превратить родовое поместье в настоящий художественный музей. Здесь он собрал свои лучшие произведения, копии картин Тициана, Рубенса, Ван Дейка и др., установил копию скульптуры "Венеры Милосской". В вестибюле мызы поставили мраморную лестницу — подарок художнику от императора Александра II. Карл Тимолеон сам начал и расписывать стены и потолки комнат, но не успел закончить, поэтому продолжил за него эту работу его сын Генрих фон Нефф.

Нефф Т.А. Юная девушка

После смерти Карла Тимолеона наследником мызы Мууга стал Генрих Гастон фон Нефф, продолживший начатое отцом дело по созданию в усадьбе музея. Потом усадьба перешла в руки внука императорского художника Тимолеона Карла фон Неффа, а последним владельцем был правнук - Генрих Нефф. Этот хотел открыть в Мууга дом-музей прадеда и собрать здесь все его работы. Но 3 мая 1940 года все планы были перечеркнуты пистолетным выстрелом: Генрих Нефф был убит. Коллекция поместья осталась без хозяина, и все оставшиеся в ней бесценные экземпляры только в 1946-48 гг. были перевезены в Эстонский художественный музей в Таллинне. А в господский дом Мууга, построенный с любовью великим художником, переехала местная школа, основанная в 1796 и ютившаяся в не подходящем для учебного заведения помещении. Кстати, она находится там до сегодняшнего дня...
Вот такая вот история жизни. Тимофей Андреевич Нефф нашел свой последний приют на Смоленском лютеранском кладбище в Санкт-Петербурге (хотя нигде в справочниках по некрополям Петербурга подобного упоминания нет), а его прекрасные картины можно увидеть в Эрмитаже, в музеях Эстонии, Лондона и в старинных дворянских усадьбах.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?