Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Самые мягкие струны для акустической гитары. Виды струн


      Дата публикации: 20 октября 2002 г.

При выборе струн, как впрочем и при выборе любого музыкального инструмента, необходимо отдавать себе отчет в том, что в этом деле все очень индивидуально, поэтому на чужое мнение целиком полагаться не стоит, включая продавцов в музыкальных магазинах. Не погрешу против истины, если скажу, что за свою жизнь любой гитарист со стажем перепробует не один десяток разных струн и поменяет свое мнение о струнах не один раз. Поэтому данная статья призвана не столько дать рекомендации по выбору конкретных марок струн, сколько познакомить читателей с их современными видами и принципиальными конструктивными отличиями. В отношении однотипных струн разных производителей можно смело утверждать, что выбор в пользу той или иной модели может быть сделан музыкантом лишь на основании собственного опыта.

В начале немного о том, что из себя представляет струна. В принципе, струной можно считать любую нить или проволоку с намоткой или без, если при игре она не рвется и не слишком вытягивается. Когда-то, когда еще не было ни гитар, ни скрипок, наши далекие предки играли на не имевших обмотки жильных (сделанных из сухожилий животных), кишечных (сделанных из кишок животных), шелковых, бронзовых, медных и струнах, изготовленных из растительного сырья. Кишечные струны без обмотки пережили все остальные, дожив до наших дней, но в силу ряда причин сейчас их лишь изредка можно встретить на арфах да еще старинных инструментах в ансамблях средневековой музыки. Обмотка на струнах появилась лишь в конце XVIII - начале XIX в.в. Она позволила улучшить тембр басовых струн, одновременно снижая их натяжение, что облегчило исполнение, обогатило технические возможности и тембр большинства музыкальных инструментов того времени. Тогда же, с изобретением рояля, появляются первые струны на стальной основе, позднее нашедшие применение и для других инструментов. XX век чрезвычайно расширил гамму видов струн, прибавив к уже существующим много новых: синтетические, на стальном тросике, с многослойной и профильной обмоткой (плоской или полукруглой), биметаллические (соединяющие в себе два и более материала), комбинированные и др. Попробуем разобраться, чем определяется необходимость такого разнообразия.

Виды струн

    Кишечные струны - (повсеместно неверно называются "жильными"), как уже отмечалось выше, делают из кишок животных (в России не производятся). Несмотря на то, что в последнее время заграницей их научились лучше защищать от внешних воздействий, на инструментах с металлическими ладами они долго не держатся. Они также имеют неприятную способность терять свои качества в условиях повышенной температуры и влажности, в том числе от пота пальцев. И хотя кишечные струны привозят в Россию частным образом любители старинной средневековой музыки, в продаже они почти не встречаются.

    Синтетические струны - используются только для "классической гитары". Они также рекомендуются для начинающих из-за своей мягкости. В середине XX века эти струны пришли на смену нестойким кишечным. Три верхних струны гитарного комплекта - это синтетическая нейлоновая леска. Другие три басовых струны изготовлены на полифиламентной (состоящей из большого числа нитей) синтетической основе из того же нейлона с поверхностной проволочной обмоткой. Традиционным материалом обмотки для них является проволока круглого профиля (round wound) из посеребренной меди. Серебряное покрытие в несколько тысячных долей миллиметра не только хорошо смотрится, но и улучшает звучание сравнительно глухой меди, хотя и довольно быстро истирается. При этом сама медь, в силу природной мягкости, со временем пробивается в местах контакта с ладами гитары. В последнее время многие фирмы с успехом используют в качестве обмотки синтетических струн другие медесодержащие сплавы (например, посеребренную или чистую латунь и фосфорную бронзу), которые заметно превосходят по долговечности посеребренную медь.

    Синтетические струны повышенной плотности изготовлены из изобретенного в конце XX века в Японии нового синтетического материала карбона (или по-другому - флюро-карбона). Поскольку плотность карбона выше, чем у нейлона на 30-90% (в зависимости от конкретной марки материала), при том же натяжении, что и нейлоновые, верхние струны классической гитары из карбоновой лески обладают более тонкими диаметрами. Так, например, 3-я гитарная струна "соль" на карбоне будет иметь диаметр 0,85-0,92мм вместо 1,00мм.


    относительное сравнение сечений гитарных струн из карбона и нейлона 1-я струна "ми" карбон - 0,48 мм (у нейлона - 0,70 мм); 2-я струна "си" карбон - 0,67 мм (у нейлона - 0,80мм); 3-я струна "соль" карбон - 0,87мм (у нейлона - 1,00мм).

    Карбоновые струны имеют перед нейлоном преимущество в лучшей сопротивляемости износу, но их самым главным достоинством является большая звонкость. Их единственный недостаток - это заметно более высокая стоимость. Леска из карбона дороже самой лучшей нейлоновой в 5-7 раз, что, возможно, связано с тем, что выпуск этих струн еще не приобрел массового характера. Басовые струны комплектов с карбоновой леской могут изготавливаться как с применением карбонового волокна, так и с использованием традиционного нейлонового, поскольку различие в звонкости у витых струн менее ощутимо, чем у лески.

    Струны на стальной монолитной основе используются очень широко в эстрадной музыке, там, где в звуке больше ценится звонкость (“металл”). Эти струны имеют большее натяжение, по сравнению с синтетическими, и ставятся на гитары другой, усиленной конструкции (западные модели "вестерн", "джамбо" или российские гитары с изменяемой высотой грифа). Основой этих струн служит высокоуглеродистая сталь, превосходящая по прочности и упругости все марки пружинной стали, которая используется в "голом виде" для верхних двух или трех струн. В качестве обмотки стальных струн применяются, как правило, сплавы на основе меди, реже нержавеющей стали или никеля. Чаще прочих применяются различные марки латуни (в американской традиции называемые бронзой), а также фосфорная бронза. Материал обмотки различается по твердости и упругости, придавая колебаниям струн различный характер, что отражается на звучании инструмента. Профиль обмотки "витых" струн также бывает разным, но самым распространенным все же является так называемая "круглая обмотка"/"round wound", которая обеспечивает струнам максимальную звонкость, особенно заметную в первый период после установки. Отметим, что сегодня в России среди любителей очень популярны струны отечественного производства на стальной основе с обмоткой из посеребренной меди, что в большой степени связано с плохой информированностью музыкантов о недостатках таких струн. Дело в том, что стальная основа не позволяет витой струне огибать гитарный лад так, как это имеет место на синтетике, отчего струны с мягкой посеребренной медью в несколько раз быстрее выходят из строя, чем имеющие обмотку из фосфорной бронзы, латуни, нержавеющей стали и т.п., не имея при этом никаких преимуществ по звучанию. Что касается разновидностей стальных струн с плоской или с полукруглой обмоткой ("flat wound", "half-round wound"), лежащей плоской стороной наружу, то такие струны при смене позиций не имеют характерного для струн с "круглой обмоткой" свиста пальцев о витки намотки. Эти струны дают менее яркий звук, что особенно заметно в первый период после их установки, но их за это и любят ставить некоторые гитаристы, а особенно те, которым приходится записываться на студии через микрофон. Предпочитают их и те исполнители, которых сильно раздражает изменение во времени тембра струн с круглой обмоткой, вызванного постепенным сплющиванием обмотки в местах контакта с ладами.

    На пороге XXI-го века в США были разработаны два новых вида стальных струн с синтетической оболочкой басовых струн . Первый вид отличает то, что сверху над традиционной металлической круглой обмоткой положена тонкая ленточная обмотка из синтетического материала. Она призвана защитить витую струну от проникновения пота и грязи от пальцев между витками обмотки, а также замедлить сплющивание витков обмотки струн при контакте с ладами. Второй вид струн отличается от первого тем, что здесь уже сама обмоточная проволока заключена в оболочку из пластика, отчего межвитковые зазоры обмотки меньше застрахованы от попадания пота и грязи, но от пробоя витков эта конструкция защищает не хуже, а возможно даже лучше, чем первая. И та и другая идеи вполне хороши, особенно для тех гитаристов, которые хотели бы максимально продлить срок службы витых струн, а особенно для тех, кто обладает от природы едким химическим составом пота, способным разъедать металл обмотки. Однако помимо заметно более высокой стоимости, струны в пластиковой оболочке лишены того переливчатого ("бриллиантового", как говорят профессионалы) призвука, характерного для струн с круглой обмоткой в первые часы игры, который настолько ценится профессиональными гитаристами, что ради одного этого они готовы ставить новый комплект струн на каждый концерт или студийную сессию.

    Струны на стальном тросике стали привозить в Россию буквально последние 2-3 года. Производители представляют их как струны для классической гитары (видимо из-за их мягкости), но скорее это все-таки промежуточные струны между нейлоном и сталью, так как установленные на инструмент они сразу поражают классических гитаристов тем, что практически не тянутся и быстро меняют высотность при минимальном повороте колков, что свойственно как раз струнам на стальной основе. Пока даже в Москве эти струны встречаются достаточно редко из-за невысокой востребованности - они достаточно дороги и слишком необычны/непривычны.

О мензурах гитар

Для всех разновидностей гитарных струн существует множество типоразмеров, что обуславливается разнообразными требованиями музыкантов, конструкцией и мензурой их инструментов. О последнем чуть подробнее. В отличие от смычковых инструментов, где рабочая длинна струн полного (4/4) инструмента одинаковая, гитары могут довольно сильно отличаться своей мензурой. Встречаются инструменты с мензурой от 610 мм до 674 мм, на которых один и тот же комплект струн будет иметь разное натяжение. Чтобы получить идентичное натяжение струн, для более короткой гитары следует брать более тяжелые (почти всегда более толстые) струны. В последнее время стандартной мензурой гитары все чаще считают размер 648-650мм, хотя у автора этой статьи есть своя точка зрение на то, какой должна быть точная мензура гитары, о чем можно прочесть в статье Стандартизация мензур струнных инструментов и методика их вычисления.

О натяжении струн

Натяжение струн гитаристы, играющие "на металле" привыкли определять по номеру первой струны, указанной в тысячных долях дюйма. Например, комплект струн на стальной основе №10, это комплект у которого первая струна имеет диаметр 0,010 дюйма=0,254 мм. Однако мало кто обращает внимание на диаметры басовых струн, и напрасно. Американские струны для акустических гитар на стальной основе, представленные в России очень широко, как правило, рассчитаны на инструменты, на которых играют медиатором. Эти комплекты предусматривают более сильное натяжение басовых струн, чем традиционно предпочитает большинство российских исполнителей, часто играющих пальцами в правой руке, имеющих инструменты другой конструкции и скорее отдающих предпочтение не громкости звука, а богатству его тембра и долгому "сустейну", т.е. длительности звучания, присущие струнам с меньшим натяжением.

График демонстрирует натяжение двух типов стальных струн для шестиструнной гитары. Различия касаются только "басовых" струн с обмоткой, начиная с третьей. Верхний график демонстрирует натяжение “громких” струн, нижний - менее громких, но с большим "сустейном", а также более богатых тембрально.

Натяжение гитарных струн на синтетической основе также определяется исходя из сечений струн. При этом важно понимать, что сравнивать по сечениям можно только однородные материалы - например, нейлон с нейлоном, карбон с карбоном. Сравнивать нейлон с карбоном по диаметрам неправомерно из-за разницы в плотности между этими материалами. При этом отметим, что различие в натяжении нейлоновой лески разного диаметра мизерно - даже различие в 0,002 дюйма/0,05мм не является существенным для натяжения струн, т.к. нейлон легче стали почти в 8 раз. При сравнении лески из карбона та же разница в 2 тысячных дюйма будет чуть больше - опять же из-за его большей плотности.

Выводы

При выборе струн главным образом необходимо отталкиваться от того какое звучание (тембр) нравится лично Вам, каким инструментом Вы располагаете и даже то, какую музыку Вы исполняете. Начинающему гитаристу, совершенно не имеющему опыта, при выборе струн весьма приблизительно можно посоветовать следующее:

  • если Вам нравится классическое звучание испанской гитары или в силу каких-либо причин вам подходят только мягкие струны - стоит остановить свой выбор на синтетических струнах (нейлон/карбон), но ставить их следует только на гитару классического типа, иначе звук будет слишком слабым и тусклым;
  • тем, кому важна сила звука и звонкость, и у кого крупный, американского типа инструмент ("вестерн"/"джамбо") с более низкой посадкой струн над грифом, следует предпочитать струны на стальной основе не ниже №11 (правда, при этом требуются сильные пальцы);
  • тому, кто не хочет иметь на пальцах левой руки толстые мозоли, но кого не устраивает несколько “пластмассовое” звучание синтетических струн, можно посоветовать ставить струны на тросике или на стальной основе с низким натяжением №№9 и 10. При этом возможно придется немного увеличить высоту струн (главным образом басовых) над грифом за счет высоты нижнего порожка, поскольку мягкие, а точнее, легкие струны имеют больший диапазон колебаний и могут задевать при игре лады при форсированном звукоизвлечении.

И еще один совет начинающим гитаристам - всегда настраивайте струны по камертону. Помимо того, что неправильно настроенный инструмент не может полноценно звучать, при перетяжке вы рискуете его испортить. Струны при длительном выдерживании с перетяжкой могут, если и не порваться, то вытянуться, и в правильном строе звучать станут хуже. Слабое натяжение также нежелательно, поскольку звук будет менее громким и звонким, а строй будет "плыть". Даже самые дорогие "навороченные" струны в неправильном строе будут звучать хуже, чем простые, но правильно настроенные и подобранные под инструмент и руки конкретного исполнителя.

При выборе струн для классической гитары многие гитаристы не задумываются о возможности экспериментировать с различными видами материалов: большинство музыкантов до сих пор уверены, что на классическую (испанскую) гитару можно устанавливать только нейлоновые комплекты или их традиционный, но более дорогой аналог - кишечные струны. Однако это вовсе не так: в данном материале вы сможете узнать о том, какие струны для классической гитары лучше, какие их виды представлены сегодня на рынке и какие модели пользуются наибольшей популярностью.

Как выбрать струны для классической гитары: основные технологии производства

В общем смысле «классические» гитарные струны представляют собой комплекты для инструментов с веерной системой пружин, имеющие суммарное натяжение в пределах 30…45 кг, в американской традиции игры на классике достаточно популярны также наборы с натяжением до 50 кг.

На сегодняшний день на рынке распространены следующие виды струн для классики:

  • Традиционные кишечные;
  • Синтетические («нейлон»);
  • Усиленные синтетические («карбон»);
  • Со стальным сердечником;
  • Синталические;

Какие струны лучше подойдут для классической гитары?

Однозначно ответить на этот вопрос каждый сможет для себя сам - мы же расскажем об особенностях каждого типа комплектов.

Кишечные струны (Gut strings) - очень часто их также называют «жильными». К слову, такое наименование ошибочно - изготавливают их далеко не из жил или сухожилий, а именно из кишечника животных: преимущественно домашних овец. На сегодняшний день найти такие наборы в свободной продаже очень трудно: во-первых, они не очень практичны (запах «на любителя», достаточно быстрый износ), во-вторых, стоимость подобных струн крайне высока.

Используют их в основном любители старинной музыки, по большей части использование кишечных струн носит одноразовый характер: несмотря на развитие технологии производства и применение пропиток и защитных составов, из-за влаги и температуры струны приходят в негодность обычно уже после одного концерта.

Синтетические струны - условно именно их называют нейлоновыми. Были изобретены компанией Augustine еще в 40-х годах прошлого века, когда участие во Второй мировой войне вынудило крупные индустриальные страны искать более дешевые и доступные для производства материалы для медицинской сферы. Так инженеры изобрели синтетическую нить, которую назвали нейлоновой.

Верхние три струны (самые тонкие) - монолитная леска из нейлона («монофиламент»). Три нижних струны (толстые, «басовые») представляют собой монолитную леску или переплетение нескольких нейлоновых лесок («полифиламент») в сердцевине, которую покрывает снаружи металлическая обмотка. Классическим материалом оплетки считается круглопрофильная проволока из посеребренной меди.

Для чего нужно посеребренное покрытие: оно придает струнам для классической гитары более привлекательный вид, защищает пальцы от окрашивания из-за контакта с медью, а также служит прекрасным индикатором износа комплекта.

Недостаток медной обмотки - ее мягкость, которая особенно заметна на 4-й струне (самая тонкая оплетка) в месте контакта с ладами. В последние годы для решения этой проблемы производители применяют не чистую медь, а сплавы: нейзильбер, фосфор-бронзу, латунь и т.д. Обратите внимание, что сплавы делают звучание классической гитары более бархатистым и «матовым» .

Усиленные синтетические струны - производятся из изобретенного в конце 90-х гг. в Японии полимерного состава с очень длинным наименованием, который в обиходе музыканты и производители по общему согласию стали называть «карбон». Плотность данного материала более чем в 1.5 раза выше, чем у нейлона - это дает возможность производить более тонкие струны при идентичной настройке гитары и при одинаковом натяжении. На картинке ниже видно, как отличается диаметр традиционных и усиленных синтетических струн при равном натяжении:

  1. Первая струна (Ми): 0.7 и 0.54 мм
  2. Вторая струна (Си): 0.8 и 0.61 мм
  3. Третья струна (Соль): 1 и 0.76 мм

Карбоновые струны имеют меньшую толщину, но звучат они более ярко и звонко по сравнению с нейлоновыми аналогами - при этом и стоимость усиленных комплектов выше. Срок службы комплектов из карбона, как ни странно, отличается от традиционных нейлоновых наборов в большую сторону очень незначительно.

Струны со стальной основой появились на рынке в качестве эксперимента в начале 21 века и, в целом, нашли свою аудиторию. Особенность технологии производства состоит в использовании обмотки на всех шести струнах: она наносится на керн из скрученных в единую сердцевину тончайших стальных нитей. В качестве обмотки на тонких струнах выступает плоская нейлоновая лента, навивку басовых струн обычно делают из классической посеребренной меди.

Главная их особенность - струны на стальном тросике почти не тянутся и отлично реагируют на движение колка. Имеют высокую стоимость, но полюбились отдельным исполнителям музыки на классической гитаре из-за своей мягкости и достаточно яркого звучания.

Синталические струны (синталь=синтетика+сталь) - достаточно новая разработка, особенность которой заключается в сочетании свойств нейлона и стали. Мягкие струны, которые очень быстро настраиваются и имеют яркое звучание. Изнашиваются струны Syntal медленнее традиционных синтетических комплектов.

Натяжение струн для классической гитары

Из-за активного использования синтетических материалов, отдельные производители струн для классической гитары не указывают диаметр струн на своих наборах. Связано это с легкостью полимеров: даже ощутимое изменение в калибре струн не вызовет существенной разницы в натяжении из-за практически неизменного веса струны. В такой ситуации большее распространение получила следующая классификация натяжения для нейлоновых струн:

  • Normal/Regular Tension - нормальное/среднее натяжение
  • Hard/High Tension - сильное натяжение
  • Extra High Tension - очень сильное натяжение.

При этом следует помнить, что более громкий, сочный и богатый звук дает обычно более сильное натяжение.

Нейлоновые или металлические струны ? Многие, играющие на гитаре когда-то прошли (или сейчас проходят) через сложную процедуру выбора струн.

Начнем с наиболее распространенных металлических струн. Они действительно прельщают гитаристов звонким звуком, отличным сустейном и, что главное, привычностью звучания. Но за все надо платить. Во-первых, боль в пальцах. Вы можете поспорить, что-де я могу играть часами, и ничего не будет. Я тоже так могу. Но речь-то идет об обучении. Я лично прекрасно помню, как болели пальцы после пяти минут игры (я учился на металле).

Существует много параметров, характеризующих струны. Основные - это толщина первой струны и усилие натяжения струны. Толщина бывает от 0,08 до 0,15 мм (или около того). На хороших струнах ( , ) должны быть написаны диаметры ВСЕХ струн и, желательно, усилие натяга (в килограммах). Эти числа важны. Экспериментируйте с разными типами и марками струн, не бойтесь ошибиться. Но хочу предупредить: слишком тонкие струны сложны в обращении. Они легко прижимаются, но их ОЧЕНЬ сложно настроить, и они могут фальшивить при сильном нажатии на струну между порожками.

Во-вторых, если Ваша цель - не простое бреньканье во дворе (для этой цели нейлон точно не подойдет), то попробуйте найти провессионального гитариста, играющего на металле (конечно, такие есть, но их мало). Дело в том, что мягкий нейлоновый звук прекрасно подходит для камерного исполнения. Да и вообще, скорость игры на нейлоне действительно выше, чем на металле.

Металлические струны менее подвержены старению чем нейлоновые струны. Если нейлон надо менять каждые два месяца, то металл служит шесть, и больше. Но здесь набо оговориться, что вообще первые две струны выходят из строя (т.е. перестают строить, изменяют окрас звука) намного раньше остальных, поэтому часто можно заменить их (только если запасные входят в комплект).

Сразу скажу: нейлоновые струны сложнее настроить, дело в том, что нужный тон просто приходится ловить, как блоху. К этому надо просто привыкнуть. Нейлоновые струны подходят для всех типов гитарной музыки, где нужны быстрые пассажи, тремоло, вибрато или просто переборы. Где необходим сочный звук шести струн одновременно, нейлон ложится на лопатки: металлические струны превосходны при игре боем.

Теперь пару слов о гитарах. Существуют гитары или только под нейлон, или только под металл. Другого не дано! Питерские старые гитары не в счет - они действительно подходили под оба типа струн, но звучание оставляло желать лучшего. Какие струны стояли при покупке (естественно, в магазине), такие и надо ставить при замене. Дело в том, что технически замена возможна, но какие будут последствия? Гитара может элементарно не строить, или у нее может изогнуться гриф (поверьте, и такое возможно), производитель плохого не пожелает.

В результате я все-таки посоветую учиться играть на нейлоне, а потом делать выбор. Ведь настоящему гитаристу перейти от одного типа струн к другому легче, чем начинающему.

Какие нейлоновые струны выбрать?

Типичный выбор гитариста-профессионала - нейлоновые струны сильного натяжения (High Tension) с посеребренной обмоткой. Начинающим гитаристам преподаватели обычно рекомендуют ставить струны нормального натяжения, играть на них легче, хотя тех нюансов звукоизвлечения, которые доступны на нейлоне сильного натяжения, на них не получить. Также можно посоветовать не устанавливать посеребренные струны на низкокачественные гитары. Особое внимание обратите на лады. Если шлифовка ладов оставляет желать лучшего, но хочется поставить все-таки нейлоновые струны, то оптимальный выбор - струны с медной (или на основе медных сплавов) оплеткой. "Проживут" они подольше, хотя звук у них изначально менее яркий.

При выборе "голосов" определяющим фактором является качество их обработки. Различают полированную и шлифованную (матовую) поверхность, каждая обладает своими "звуковыми" нюансами. Наибольше распространение получили полированные струны. Связано это с тем, что они издают меньше призвуков при быстрых пассажах.

Теперь - пара общих правил по общению со струнами:

1) Никогда не ставьте старые струны заново - это грозит обрывами и вечно расстроенной гитарой.
2) После установки струн дайте гитаре полежать хотя бы день (только предварительно настройте ее), чтобы струны растянулись. Сразу начинать играть не стоит - струны будут очень быстро расстраиваться - удовольствия будет мало.
3) Не играйте на гитаре грязными или сальными руками - струны портятся.
4) Периодически протирайте гриф Вашей гитары вместе со струнами - хуже не будет, а струнам приятно.
5) Если оборвалась струна, лучше заменить все шесть - все равно звучание новой будет выбиваться из общего фона.
6) Если гитара ВДРУГ перестала строить, не надо ее выбрасывать, просто попробуйте поменять струны на новые.

Информация предоставлена - сайтом Секреты музыканта, автор Изотов

Выбирая струны для акустической гитары, любой музыкант, как профессионал, так и тот, кто впервые взял инструмент в руки, сталкивается с одной трудностью. Заключается она в невозможности прослушать звук. То, как будут звучать те или иные струны, станет известно лишь при их использовании, предугадать звук невозможно.

Если профессионалы разбираются в том, за чем пришли в магазин, то есть этим людям знакомы различные бренды, у них есть конкретные предпочтения и любимые производители, то новички такого опыта не имеют и теряются перед витриной.

Как выбирать?

Покупка струн почти всегда - лотерея, однако и в ней есть некоторые определяющие моменты. Во-первых, нужно заранее максимально четко представлять себе, что именно требуется приобрести в плане технических характеристик и материала. Новичку в музыке нет смысла пробовать все подряд наудачу, поскольку человек, не имеющий опыта, может элементарно неправильно натянуть струну, из-за чего не услышит ее истинного звучания.

Определиться с тем, что стоит приобрести, могут помочь учителя музыки, знакомые, имеющие опыт игры. Подобный вопрос можно задать и в тематических группах или на форумах. Единственное, чего делать не стоит, это доверять словам продавца, рассказывающего о том, какие струны лучше для акустической гитары.

Как правило, торговец совершенно не заинтересован в том, как будет звучать инструмент, его волнует продажа дилетанту старого или откровенно некачественного, залежавшегося или же дорогого товара. Лучшие струны для акустической гитары каждый музыкант может выбрать только самостоятельно, как и инструмент. Абсолютно идентичные струны, как и сами гитары, в разных руках звучат совсем не одинаково.

Какими они бывают?

Вопроса о том, какие струны на акустической гитаре бывают, чем они отличаются от классических, новички обычно стесняются, пытаясь разобраться в этом самостоятельно. Однако, выяснив, чем одни отличаются от других, начинающие музыканты не учитывают такой фактор, как сила пальцев, о чем обязательно расскажет опытный музыкант или преподаватель, объясняя, какие струны используются на акустике.

Сами акустические струны могут быть:

  • монолитными на стальной основе;
  • стальными в плоской и полукруглой обмотках;
  • синтетическими на стальной основе.

Услышав о стали, начинающие музыканты почти всегда недоуменно спрашивают у продавцов струны для акустической гитары из меди или латуни. Такие вопросы сразу же выдают полное отсутствие опыта и даже самого факта знакомства с инструментом. Медь, латунь и прочее - материал не самих струн, а их обмотки.

Монолитные

Выполнены из так называемой рояльной стали. В обмотках «монолитов» используют медь, ее сплавы и фосфорную бронзу. Эти струны очень звонкие и обладают хорошим унисоном. Почти все акустические гитары на 12 струн оснащены именно ими.

С плоской и полукруглой обмотками

Так оснащается обычная гитара акустическая на 6 струн. Натягиваются струны плоской стороной под пальцы, а круглой, соответственно, к корпусу инструмента.

Это самый лучший из вариантов для начинающих музыкантов. Специфика данного вида струн в том, что они дают более матовый, чистый и лишенный примесей звук даже при неуверенной технике игры. Особенно важным моментом является ровное звучание на басах, которого добиться сложнее, чем верхнего звона.

Синтетические

Ими наиболее часто укомплектованы не особо дорогие инструменты, которые как раз и приобретают новички. Многих полностью устраивает звучание, и идя в магазин, такие музыканты точно знают, что им нужна "синтетика".

Как правило, только при обращении к продавцу новички в игре на гитаре узнают о том, что этот вид струн бывает двух типов.

Первый тип - струны в металлической обмотке, дополнительно закрытые сверху тефлоном. Эта разновидность хороша для тех, кто интенсивно использует инструмент, поскольку предельно износоустойчива и почти не поддается трению.

Второй тип - струны, в обмотке которых проволока и "синтетика" соединены. Эта разновидность легче в плане прижатия ладов, но быстро загрязняется потом и частичками кожи, так как зазоры между витками не очень плотные. Такая особенность приводит к тому, что эти струны лишены переливчатости, то есть цыганские романсы на них идеально не сыграть, звучание достаточно глухое. А вот для шансона они вполне подходят.

Про обмотку

Перед тем как поменять струны на акустической гитаре на такие же, нужно точно знать, какая разновидность стоит на инструменте, и, самое главное, не забыть, из чего сделана обмотка и по какому типу она выполнена.

От этих факторов в игре зависит буквально все, причем не только для новичка, но и для опытного музыканта. Поскольку гитарная игра основывается на тактильной памяти, то есть памяти пальцев, однотипность струны чрезвычайно важна. Привыкшие к определенным величинам зазоров в витках и выпуклости струн музыканты всегда испытывают дискомфорт и исполняют произведения хуже на новом типе.

Конечно, после некоторого времени, отданного гаммам или другим упражнениям, пальцы привыкают, но свободные часы для собственной «настройки» есть не всегда, особенно у новичков.

Материалы обмоток

Струны для акустической гитары обматываются медью и ее сплавами, фосфорной бронзой, латунью, синтетическими полимерами и серебром.

Среди западных гитаристов в середине прошлого века ходила шутка о том, что серебряные струны защищают их от вампиров в зрительных залах.

На самом же деле такие струны выполнены не из серебра, и от вампира защитить не смогут. Серебряным является лишь распыляемое на готовые струны с любой обмоткой покрытие. На звучание это не влияет никаким образом, но выглядит очень эстетично и даже загадочно. Помимо внешней привлекательности такие струны не оставляют на коже темных следов и не тускнеют при долгой эксплуатации.

Фосфорная бронза и латунь - самые долговечные и прочные из всех существующих обмоток. Но у них есть минус, такой же, как и у полимеров - такие струны для акустической гитары не звенят. Звучание у них густое, насыщенное и глухое, очень основательное и серьезное.

Медь, как и различные ее сплавы, - самый популярный материал для обмотки. Эти струны выдают переливы, они идеальны для испанских музыкальных пьес, для аккомпанемента танцам, исполнения романсов и много другого. Например, качественный бой можно исполнить исключительно на меди. Единственным минусом является недолговечность, у таких струн самая короткая жизнь.

Что еще влияет на звучание?

Начинающие музыканты, пытаясь добиться удовлетворительного качества звука, часто меняют струны, выбрасывая вполне хорошие. И делают это только потому, что «не звучит». Это еще одно отличие новичка в музыке от опытного гитариста.

Помимо материала обмотки и типа на звучание влияет высота струн на акустической гитаре. Регулируется она над грифом, и именно от нее во многом зависит и качество звука, и удобство исполнения, и даже срок службы струн.

Каждый музыкант выбирает этот параметр под себя, единого стандарта «правильной высоты» не существует. Определяется она лично, в процессе игры, разумеется, не за час и даже не за месяц.

Новичкам нужно учитывать при настройке, что слишком низко подтянутые струны обязательно станут цепляться и тереться об лады, а также дребезжать на аккордах. Слишком высоко натянутые потребуют больших усилий от пальцев и в целом от кисти руки, особенно на зажатии центральных ладов.

На параметр оптимальной высоты влияет сам инструмент. Для выпуклого грифа хороша одна высота, для выгнутого - другая. Имеет значение и соотношение порожков.

Как выглядит обычный комплект струн?

В стандартном комплекте для всегда обмотаны только 4-я, 5-я, 6-я. А вот 3-я струна может иметь обмотку самую тонкую в сравнении с другими, но чаще всего бывает «лысой» или «голой». 1-я и 2-я всегда остаются необмотанными.

В магазинах струны продаются исключительно в комплектах, что достаточно часто вызывает недоумение у начинающих музыкантов, которым нужно заменить только одну, лопнувшую. Однако реализация струн комплектами обусловлена не стремлением продавцов и производителей нажиться на начинающих и неопытных гитаристах. Это вызвано тем, что каждая партия струн имеет определенные технические характеристики нюансов звучания. Приобретенные вразнобой, поштучно струны из различных заводских партий практически никогда не звучат в унисон.

А этот момент крайне важен для получения качественного звука. Даже домашняя игра или исполнение в парке на лавочке «для девушек» на струнах из разных наборов часто выдает заметный слушателям резонанс. А уж при занятости инструмента на площадках с усилителями звука, например, в любом из клубов или кафе, дефекты звучания - первое, что «бросается в уши». Поэтому не стоит разыскивать объявления о продаже одной струны или пары, нужно приобретать целый комплект.

Новичкам же при выборе первого в жизни комплекта со струнами не нужно стесняться. Спрашивать следует обо всем, каким бы нелепым вопрос ни казался самому начинающему гитаристу. Музыка невозможна без хорошего инструмента, а он, в свою очередь, требует досконального изучения владельцем.

Эта статья даст вам необходимую информацию о разных видах струн для акустической и электрогитары. Далее подробно будет рассказано о толщине струн, о видах струн для акустической гитары и электрогитары, о струнах с покрытием и без него, о нейлоновых струнах, струнах с плоской и круглой обмоткой, о материалах, из которых делаются струны, и их влиянии на звучание.

Толщина струн

Струны различаются по размеру, а конкретнее - по толщине. Она обычно измеряется в тысячных долях дюйма. Как правило, толщина струн в наборе указывается по первой струне. Иногда от гитаристов можно услышать что-то вроде: "Я играю на десятке". Это означает, что они используют набор струн, где толщина первой струны равна 0,010 дюйма (10-ка).

На акустических гитарах обычно используются струны толщиной от 9 до 13. Самые распространенные - это струны очень легкого натяжения - 10, и легкого натяжения - 11. Толстые струны издают более насыщенный и громкий звук, однако на них сложнее играть. Они хорошо подойдут вам, если вы любите действительно плотное и громкое звучание вашей акустической гитары. Использование тонких струн сделает игру легче, но вы пожертвуете за это громкостью и полнотой звука.

Толщина струн для электрогитар колеблется в диапазоне от 8 до 13. Можно найти и более толстые струны, но они либо идут с плоской обмоткой, либо сделаны для баритоновых гитар. На большинстве электрогитар установлена 9 или 10. Для джаза и тяжелого рока устанавливаются струны потолще. Толстые струны также полезны, если вы играете в пониженном строе.

На упаковке указывается толщина струн

Струны для акустической гитары: бронза и фосфорная бронза (Bronze, Phosphor Bronze)

Для бронзовых струн характерно более звонкое и яркое звучание, по сравнению с фосфорной бронзой. Золотой цвет им придает сплав, из которого они сделаны: 80% меди и 20% олова. Бронза мягче, чем сталь, еще она хорошо сопротивляется коррозии, что полезно для влажного климата.

Струны из фосфорной бронзы обладают мягким и теплым звуком, в отличие от обычной бронзы. Многие гитаристы считают, что поэтому они лучше подходят для игры пальцами. Что касается цвета, они имеют красный, медный оттенок. По составу фосфорная бронза походит на обычную, но в ней присутствует небольшая доля фосфора. Он препятствует быстрому окислению металла. Приблизительный состав: 92% меди, 7,7% олова, 0,3% фосфора.

Бронза (слева) и фосфорная бронза (справа)

Струны для электрогитары: никелированные, из чистого никеля и стальные (Nickel Plated, Pure Nickel, Stainless Steel)

Никелированные струны, вероятно, наиболее распространенный тип электрогитарных струн на сегодняшний день. Обмотка на толстых струнах у них сделана из никелированной стали, т.е. стали, покрытой никелем. Сталь, из которой сделана струна, обладает хорошими магнитными свойствами и идеально подходит для магнитных звукоснимателей, в то время как покрытие из никеля помогает балансировать её яркий звук. Никель также делает струну гладкой для пальцев и защищает её от коррозии. Он более мягкий, чем сталь, поэтому никелированные и струны из никеля будут меньше стирать лады, по сравнению со стальными струнами.

Струны из чистого никеля обладают более мягким и теплым звучанием, чем стальные и никелированные струны. Если вы играете блюз, джаз или классический рок, то вы по-настоящему оцените жирное звучание чистого никеля. Никель очень хорошо сопротивляется коррозии и хорошо подходит для магнитных звукоснимателей.

Стальные струны имеют самое яркое и звонкое звучание из всех типов струн для электрогитар. Они также сохраняют свое звучание в течение долгого времени, т.к. сделаны из нержавеющей стали, которая хорошо препятствует коррозии. Нержавеющая сталь действительно по другому ощущается игроком, в отличие от других струн. Некоторые говорят, что на ощупь они "сухие" и не такие скользкие, как никель. Сталь - довольно твердый металл, поэтому лады с такими струнами будут стираться немного быстрее, но если вы хотите получить яркий, звонкий звук, то это того стоит.

Никелированные струны

Струны с полимерным покрытием и без него (Coated, Non-Coated)

Струны с полимерным покрытием имеют на поверхности некоторого рода пленку, которая препятствует окислению и коррозии струны, а также не позволяет попадать грязи между витками обмотки. Это помогает струне звучать как новой в течение долгого времени. Такие струны дороже чем те, что без покрытия, примерно в 2 раза, но если вы не хотите и не любите часто менять струны, то они будут стоить своих денег. У них остается свежее, новое звучание на период, примерно в 3 раза больший, чем у струн без покрытия. Они подойдут вам, если ваши руки потливы, вы играете очень часто или живете в климате с повышенной влажностью.

Струны без покрытия стоят дешевле, но сохраняют своё первоначальное звучание меньший промежуток времени.

Струна с полимерным покрытием (слева) и без него (справа)

Нейлоновые струны

Струны из нейлона обозначаются и различаются по силе натяжения, а не по долям дюйма, как металлические струны. Для них существует 3 уровня натяжения: средний (Normal), сильный (Hard) и очень сильный (Extra-Hard). На средних по силе натяжения играть довольно легко, но они могут показаться слишком гибкими, если играть на них громко и быстро. Сильные по натяжению нейлоновые струны лучше подходят для исполнения громкой и быстрой музыки, но бо льшая сила натяжения может негативно сказаться на комфорте игры. Струны с очень сильным натяжением нужны для исполнения еще более быстрой и громкой музыки. Они причиняют больше неудобства пальцам при игре, чем остальные нейлоновые струны.

Существуют два основных способа крепления нейлоновых струн к бриджу гитары: шариками и узелками. Обычно, если посмотреть на гитару с нейлоновыми струнами, то можно увидеть крепления узелками. Они требуют немного больше действий при замене струн, однако они более популярны.

У нейлоновых струн, крепящихся шариками, на конце имеется небольшой пластмассовый или металлический шарик, катушка, благодаря которой не придется завязывать узелок для крепления к бриджу. Такие струны менее популярны и найти их сложнее.

Струны крепятся к бриджу классической гитары узлами

Крепление струн с помощью шариков

Круглая и плоская обмотка струн

Струны с круглой обмоткой - это то, что большинство из нас видят, представляя обычную гитарную струну. Обмотку обычно имеют более толстые три или четыре струны (обмотка находится вокруг стального корда) и на струнах данного типа, как видно из названия, она имеет круглую форму в поперечнике. Звучание у таких струн звонче, чем у струн с плоской обмоткой.

У струн с плоской обмоткой звучание имеет более теплый и мягкий оттенок. Именно поэтому они обычно используются в джазе и некоторых видах блюза.

Обмотка у них, соответственно, плоская, напоминает расплющенную проволоку. Эти струны более долговечные, потому что на их поверхности имеется меньше щелей, куда может забиться грязь с пальцев.

Круглая обмотка струны (сверху) и плоская обмотка (снизу)

Как определить, что пора менять струны на новые

Существуют три фактора, с помощью которых можно определить, нужно ли менять струны: их звучание, внешний вид и то, как они ощущаются пальцами при игре. Безусловно, самым важным из них является звучание струн. Если вам кажется, что струны звучат вполне хорошо, то нет никакой необходимости менять их. Если же вы считаете, что они звучат глухо, неясно и тускло, то будет хорошей идеей заменить их новыми.

Что касается ощущения струн пальцами, то хорошие струн должны быть гладкими и чистыми, менять их не нужно. Грязные, покрытые ржавчиной и сухие на ощупь струны следует заменить.

Выглядеть они должны блестящими, словно глянцевыми. Тусклые, запятнанные, ржавые струны также необходимо заменить.

Струны стираются об лады

Как часто нужно менять струны

Это зависит от многих вещей: как часто вы играете, в каком климате живете, насколько потливы ваши руки и как вы ухаживаете за чистотой струн - всё это может повлиять на продолжительность жизни струн.

Некоторые гитаристы меняют свои струны каждую неделю или даже после каждого концерта, в то время как другие месяцами играют на одних и тех же. От того, как много вы играете, будет зависеть частота смены струн.

Как продлить жизнь струнам

Есть несколько правил, которые помогут струнам не потерять хорошее звучание долгое время. Во-первых, мойте руки каждый раз перед тем, как будете играть на гитаре. Благодаря этому между витками обмотки будет скапливаться меньше грязи от рук, а пот не будет подвергать их коррозии.

Во-вторых, после игры протирайте струны тряпкой или специальной полирующей тканью для струн. Эти две вещи помогут вам снизить траты на новые струны.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?