Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Кто написал сказку белые перышки. Энциклопедия сказочных героев: "Белые перышки"

План-конспект урока литературного чтения во 2 классе «А»

Тема урока: русская народная сказка «Белые пёрышки».Цели урока. Продолжить работу по ознакомлению учащихся с произведениями устного народного творчества на примере русской народной сказки «Белые пёрышки». Формировать читательские умения: различать сказки авторские и народные, различать реальное и выдуманное в сказках. Прививать интерес к художественной литературе. Вырабатывать у детей навыки сравнительного анализа. Воспитывать слушателя, читателя и творца путём обогащения читательского опыта и расширения литературного кругозора. Задачи урока. Образовательная и обучающая. Обогатить словарный запас детей, учить правильно выражать свои мысли, повысить уровень общих знаний. Развивающая. Развивать память, быстроту реакции, навыки выразительного чтения. Воспитательная. Воспитывать интерес к художественной литературе, умение слушать друг друга, наблюдательность, умение рассуждать.Оборудование. 1.Смарт-доска.2.Макбуки. Ход урока. I . Организационный момент . Приветствие учащихся.II . Мотивация. Составление на смарт-доске из слогов названий жанров фольклора (потешка, загадка, скороговорка, пословица, закличка); введение слова – обобщения «Фольклор».III . Актуализация знаний. Введение в тему урока посредством определения отсутствующего названия жанра - «Сказка».

IV . Знакомство с новым произведением.

Название новой сказки вы узнаете, если справитесь с заданием.

Название состоит из двух слов. В первом слове корень взят из слова белок, окончание – из слова славные, во втором слове корень, как в слове перина, суффикс, как в слове солнышко, окончание из слова ребятишки.

Белые пёрышки.

Вот диво - так диво! На море, на океане, на острове Буяне стоит древо - золотые маковки. По этому древу ходит кот Баюн: вверх идет - песню заводит, вниз идет - сказки сказывает. Это еще не сказка, а присказка, сказка вся впереди .

Чтение сказки учителем до слов

-А как же я? – спросил глухарь. Далее предложить детям определить развитие сюжета. После высказывания детей продолжить чтение сказки. V . Обмен впечатлениями.
    Ожидали ли вы такого развития событий? Какие чувства вы испытывали, когда слушали сказку? В какой момент вам было грустно? А весело, радостно было? С чего я начала чтение сказки? (С присказки)
VI . Самостоятельное чтение сказки. VII . Анализ сказки.
    Какая беда произошла с глухарём? К кому он обратился за помощью? Как лебеди отнеслись к просьбе глухаря? Какими качествами обладали лебеди, раз не оставили глухаря в беде? Каким был глухарь? Как лебеди решили облегчить полёт глухаря? Чем закончилось путешествие глухаря? «Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам – урок». (А.С. Пушкин). Что в этой сказке выдумка? (зимующие птицы боятся не холодов, а голода, перелёт на верёвочке.) А что - правда? (Лебеди – перелётные птицы, глухари – зимующие). На что намекает сказка? (сострадание, сопереживание, желание помочь, поддержать, умение рассчитывать силы).
(В. Гаршин. Лягушка-путешественница). Иллюстрации детей на смарт-доске.
    Что общего в сказках? (Путешествие на птицах) В чем вы видите различия?
Лягушка – прутик Глухарь верёвочка. Лягушка – хвастливая. Глухарь – спокойный, добрый, боязливый. Лягушка – любопытство. Глухарь – боязнь холодов.
VIII . Чтение произведения учащимися. Работа над выразительностью.I Х. Тестирование. Работа на макбуках.

    Какими словами начинается сказка "Белые пёрышки" ?

Выберите один ответ.


    Верно ли, что сказка "Белые пёрышки" - волшебная сказка?

Ответ:

Верно Неверно

    Как вы думаете?

Глухарь отправился в путешествие с лебедями

    Что подарил лебедь глухарю, чтобы он не скучал?

Х. Подведение итогов урока.
    Почему сказка названа именно так – Белые пёрышки»? Что придумал народ, чтобы объяснить такую необычную раскраску глухаря?

XI .Домашнее задание. Читать сказку. Подготовить пересказ.

    Можно ли в сказку ввести новых героев, изменить сюжет, конец сказки? Попробуйте придумать свою сказку со слов: «А как же я?». Можете начать сказку с присказки.

Самоанализ

урока литературного чтения






Литературное чтение.

Тема: «Русская народная сказка "Белые перышки"»

2 класс (1-4) Т.Г. Митеханова,

школа с. Верх-Ирмень, НСО

Цели урока. Привить детям любовь к литературе; передать основную эмоциональную тотальность произведения.

Задачи. Учить анализировать, сравнивать, высказывать свои умозаключения; выразительно читать произведение; развивать коммукативные умения; участие в диалоге, в совместном обсуждении проблемы, построении связного повествования; воспитывать чувства доброты и сопереживания.

Оборудование: иллюстрации с изображениями лебедей, глухаря, осеннего леса; лепестки цветка с напечатанными видами устного народного творчества; карточки с цитатами из сказки; экран с «бегущей строкой»; индивидуальные доски; разноцветные мелки. Учебник «Литературное чтение». Автор - Л.А. Ефросинина.

Ход урока:

1 этап: Организационный.

Долгожданный дан звонок. Все ли правильно сидят?

Поскорей проверь дружок, Все ль внимательно глядят?

Ты готов начать урок? Начинается урок.

Всё ль на месте, Он пойдёт ребятам впрок.

Всё ль в порядке: Постарайтесь всё понять

Ребята, давайте вспомним, с какими произведениями мы познакомились за последние две недели?

(Ответы детей: песни, загадки, считалки, скороговорки, сказки)

К какому виду творчества относятся все эти произведения?

(К устному народному творчеству)

Есть у русского народа « живой цветок», который сказки сказывает, потешает, развлекает, веселит и учит.





У этого цветка вместо лепестков - сказки, загадки...

(на доске прикрепляются названные лепестки)

Каких лепестков не хватает в нашем цветке?

(Ответы детей: потешки, были и небылицы, заклички, пословицы)

(по мере того, как дети называют виды устного народного творчества, прикрепляются остальные лепестки)

У нашего цветка не хватает сердцевинки.

Как по-другому можно назвать устное народное творчество?

(Ответы детей: фольклор)




(на доске крепится сердцевина) -Теперь живой цветок собран.

Упражнения для развития голоса:

Учитель:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Дети:

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Давайте вспомним ваши любимые считалки. Дети:

Мы делили апельсин

Много нас, а он - один.

Эта долька - для ежа.

Эта долька - для чижа.

Эта долька - для утят.

Эта долька - для котят.

Эта долька - для бобра.

А для волка - кожура!

Чтобы дом построить новый Запасают тёс дубовый,
Кирпичи, железо, краску, Гвозди, паклю и замазку. А потом, потом, потом, Начинают строить дом. Щёчка, щёчка - два мешочка; Три-четыре корешочка, Пять брусничек, шесть морошек, Семь букашек, восемь мошек... Лапкой в щёчку - стук, стук: ~ На здоровье, бурундук!

Тили-тили, тили-бом, Сбил сосну зайчишка лбом. Жалко мне зайчишку: Носит зайка шишку. Поскорее сбегай в лес, Сделай заиньке компресс!

Чистоговорки, которые вам больше всего понравились:

Оксана: На-на-на - в лесу растёт сосна.

Денис: Ло-ло-ло- на улице тепло.

Ксения: Су-су-су - ты не зли осу.

Никита: Оль-оль-оль - мы купили соль.

Лена: Ор-ор-ор - Маша ушла в бор.

Кристина: Ул-ул-ул - у нас сломался стул.

2 этап: Постановка темы урока, формулирование учебной задачи


  1. Знакомство с темой произведения (Слушание сказки «Белые перышки»)

  2. Беседа на выявление впечатления:

  • Понравилось ли вам произведение?

  • Какое чувство вызвало у вас прослушанное произведение?
3) Моделирование обложки.

Подумайте, к какому жанру относится услышанное вами произведение и


покажите условным значком на листочка тему и жанр произведении.

(дети рисуют варианты моделей)

Кто хочет объяснить свой выбор?

(Ответы детей: Оксана: Я нарисовала круг, потому что это сказка и закрасила его коричневым цветом, потому что произведение о животных.

Никита: Я нарисовал круг и закрасил его синим цветом, так как это сказка о волшебстве.

Алёна: Я нарисовала круг и закрасила его коричневым и синим цветами, так как это сказка о приключениях птиц.)


  • Докажите, что это сказка.

  • Откройте учебники на с.30, прочитайте название сказки и дополните
    модель обложки.
(Дети дополняют модель обложки и получаются следующие варианты):










Так с каким произведением мы познакомились?
(Ответы детей: Русская народная сказка «Белые перышки»).


  • Как вы думаете, чем мы дальше будем заниматься на уроке?
    (Ответы детей: учиться выразительно читать сказку)




  • 4) Воспроизведение последовательности сказки по иллюстрациям.

    • Посмотрите внимательно на
      иллюстрации. Вспомните, как начинается
      сказка.

    • Какая иллюстрация соответствует
      началу сказки?

    • Какими строчками из
    произведения можно подписать эту иллюстрацию?

    (Дети зачитывают строчки из сказки, учитель подписывает указанную детьми иллюстрацию. Таким образом разбирают шесть рисунков, располагая их в последовательности, соответствующей сюжету сказки и подписывая каждую цитатой из сказки).

    3 этап: Аналитическое чтение.


    • Подумайте, в каком темпе, с какой интонацией нужно прочитать начало
      сказки?

    • Сколько абзацев можно прочитать так?

    (Плавно, со спокойной интонацией можно прочитать шесть абзацев, так как идёт описание зимы, на смену которой приходит весна, лето, осень...)

    (лебеди собираются лететь на юг, а глухарь остаётся зимовать.)

    Глухарь обращается к лебедям. Как вы думаете нужно прочитать слова


    глухаря?

    (Ответы детей: Взволнованно, с оттенком страха в голосе, так как глухарь очень боится приближающейся зимы.)

    Какая интонация уместна при прочтении слов лебедя? Почему?


    (Ответы детей: Лебеди не знают, что такое суровая зима, поэтому их

    Давайте прочитаем диалог глухаря с лебедями, стараясь выдержать
    нужную интонацию и темп чтения.

    (дети упражняются в чтении диалога)


    • В какой момент, почему глухарь обрадовался?
      (Ответы детей: Когда лебеди решили взять его с собой).

    • Изменился ли тон лебедя, когда он предложил помощь глухарю?
      (Ответы детей: Нет, он говорит всё так же спокойно и размеренно, ведь
    полёт лебедей на юг не зависит от глухаря)

    Прочитайте этот диалог и постарайтесь донести до слушателей радость


    глухаря.

    (дети упражняются в чтении диалога).

    А как бы вы прочитали слова берёзок, которые машут вслед лебедям
    ветками?

    (Ответы детей: С грустью, так как они прощаются с друзьями), (упражнения в чтении соответствующего отрывка сказки.)


    (Ответы детей: Глухарь очень устал, Он еле -еле машет крыльями,

    поэтому нужно интонацией постараться передать огромную усталость;

    Лебедь видит, что глухарь летит с большим трудом и начинает волноваться, значит его слова должны звучать с интонацией переживания, волнения за глухаря).

    (упражнения в чтении).

    Прошёл час, прошёл другой. Лебеди опустились отдохнуть. А что же
    глухарь?

    Найдите нужный отрывок в тексте и прочитайте. (Дети находят нужное место в сказке и зачитывают: «Совсем устал глухарь. Сидит, глаза закрыл»). 4 этап: Физ. минутка.

    Ребята, пока лебеди и глухарь отдыхают, давайте и мы передохнём.

    Мы - листики осенние, На ветках мы сидим. Дунул ветер - полетели И на землю тихо сели. Ветер снова побежал


    И листочки все поднял. Закружились, полетели И на землю снова сели.

    5 этап: Аналитическое чтение.

    Вот сидит глухарь, глаза закрыты от усталости. А что же лебедь?


    (Ответы детей: Лебедь предложил глухарю всё-таки не лететь дальше,

    остаться на месте).

    Как вы думаете, почему лебеди решили оставить глухаря?

    (Ответы детей: Глухарь очень устал, а лететь ещё далеко и он мог просто рухнуть на землю во время полёта).

    А мог бы лебедь дотащить до юга глухаря на верёвочке?

    (Ответы детей: Нет, лететь очень далеко, и птицы без всякого груза очень устают за время перелёта).

    С какой интонацией, как вы думаете нужно прочитать слова-прощания


    лебедя?

    (Ответы детей: С грустью, с жалостью, может быть даже с чувством вины: позвали с собой на юг, а теперь оставляют).

    Зачем лебедь подарил глухарю свои перышки?

    (Ответы детей: Он чувствовал себя виноватым, жалел глухаря, хотел его хоть как-то порадовать).


    лебедей?

    (упражнения детей в чтении).

    Чем же заканчивается сказка? С какой интонацией, в каком темпе вы
    хотели прочитать бы этот абзац?

    (Ответы детей: Спокойная интонация, плавный темп чтения - передача факта действия:

    С тех пор глухари на юг больше не улетают), (упражнения в чтении детей)

    Скажите, что в этой сказке правда, а что вымысел?

    (Ответы детей: Правда то, что каждую осень лебеди улетают на юг. Вымысел то, что лебеди взяли с собой на верёвочке в полёт глухаря).

    Не напоминает ли вам путешествие глухаря с лебедями какую-то другую


    сказку?

    (Ответы детей: Сказка Гаршина «Лягушка-путешественница»).




    6 этап: Чтение пословиц.
    «бегущей строке» две пословицы, подумать,
    подходят ли они к нашей сказке?

    (дети читают первую пословицу: Ошибся, что ушибся - вперёд наука.)

    Никита: Глухарь понял, что перелёт на большие расстояние ему не по силам, но понимание

    далось ему очень тяжело: он не рассчитал свои силы и сильно поэтому плакал, но с тех пор, он больше не пытался летать на юг,то есть «вперёд наука».


    (дети читают вторую пословицу: Жизнь - как небо: то светит солнышко, то тучами заволокёт.)

    Женя: Эта поговорка подходит очень хорошо к сказке, потому что жизнь любого существа состоит из хорошего и плохого.

    Алёна: Когда тепло и светит солнышко, глухарь радуется жизни, а когда холодно и голодно, ему надо потерпеть, ведь зима кончится и опять будет тепло.

    7 этап: Закрепление учащимися нового материала.

    1) Воспроизведение новых знаний.


    • С каким произведением мы сегодня познакомились?

    • Какие ещё русские народные сказки вы знаете?

    • Какие сказки других народов вы знаете?




    2) Творческая работа на индивидуальных
    досках.

    Сейчас мы будем работать на


    индивидуальных досках. Нарисуйте тот эпизод из
    сказки, который вы запомнили или который вам
    понравился больше всего.

    (дети рисуют, затем показывают свои рисунки друг другу)

    8 этап: Подведение итогов. Информирование учащихся о домашнем
    задании.

    С каким произведением мы сегодня познакомились?

    Как вы думаете, можно назвать эту сказку поучительной?
    (Кристина: да, можно. Эта сказка учит тому,что всегда нужно правильно

    рассчитывать свои силы.

    Денис: Надо жить с верой в лучшую жизнь).

    Как вы считаете, нужно ли нам продолжать работу по изучению устного


    народного творчества или можно остановиться на достигнутом?

    (Дети: нужно продолжать изучать произведения фольклора, так как таких произведений очень много, а мы познакомились лишь с небольшой их частью.)

    (Дети: вытянутая рука лежит на парте-ребёнок считает, что поработал плохо; рука приподнята под некоторым углом над поверхностью парты- ребёнок считает, что поработал хорошо; рука поднята вертикально вверх- ребёнок считает, что поработал очень хорошо)

    Домашнее задание:

    1. Всем: выполнить задание в тетради на стр. 16

    2. По желанию: подготовить пересказ сказки или выразительное чтение.

    Ермолина Людмила Петровна
    Должность: учитель начальных классов
    Учебное заведение: МАОУ Черемшанская СОШ
    Населённый пункт: с Черемшанка
    Наименование материала: конспект урока по литературному чтению
    Тема: Русская народная сказка "Белые пёрышки" УМК "Начальная школа XXI век"
    Дата публикации: 12.02.2016
    Раздел: начальное образование

    Методическая разработка урока литературного чтения

    по теме «Русская народная сказка «Белые пёрышки»»

    УМК «Начальная школа XXI век».

    Русская народная сказка «Белые пёрышки»
    Цели

    Образовательные:
    продолжить знакомство с русскими народными сказками, учить анализировать и оценивать прочитанное, совершенствовать технику чтения; развивать речь, пополнять словарный запас, прививать любовь к устному народному творчеству, учить передавать голосом интонации героев, их чувства.
    Воспитывать:
    взаимопомощь, умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной.
    Формировать УУД:

    ЛичностныеУУД:
    формировать первоначальный уровень эстетического восприятия художественного произведения; формировать умение выражать свои эмоции в выразительном чтении и определять основы для эмоционального переживания художественного текста, формирование интереса к произведениям народного творчества.
    Регулятивные УУД:
    понимать цель и смысл выполняемых заданий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.
    Коммуникативные УУД
    : воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; принимать участие в обсуждении прочитанного, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.
    Познавательные УУД
    : умение ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
    Планируемый результат
    Предметные: передавать интонацией своё отношение к читаемому, сравнивать сказки авторские и народные, определять жанр и тему произведения, объяснять поступки героев и аргументировать своё отношение к ним. Личностные: наличие мотивации к работе на результат, к творческому труду. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса. Метапредметные: готовность слушать собеседника и вести диалог.
    Ресурсы:
    Учебник «Литературное чтение. 2-й класс» (авт. Л.А. Ефросинина), рабочая тетрадь № 2, индивидуальные листки для моделирования..
    Организация пространства
    индивидуальная работа, парная работа.
    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Мотивация к

    учебной

    деятельности
    . Общая готовность детей к уроку. Концентрация внимания детей. Здравствуйте ребята. Литература – это необыкновенная волшебная страна. Авторы произведений – настоящие волшебники, у которых есть волшебная палочка. У авторов – это художественное слов. Одним росчерком пера автор может превратить простые слова в необычные и загадочные. Не вдумаешься в слово – не поймёшь смысл произведения, его идею, которую хотел донести до нас автор. И только внимательный читатель способен разгадать и понять смысл произведения. Поэтому я желаю вам быть сегодня внимательными, вдумчивыми читателями. Успехов вам. И так мы начинаем наш урок! Самоконтроль готовности к уроку. Реакция на учителя, внимание.
    Личностные:
    самоопределение;
    Регулятивные:
    целеполагание;
    Коммуникативные:
    планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
    Подготовительная

    работа к чтению
    . 
    Упр-ия для развития голоса
    : (Слайд) Учитель: Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Все правильно и внятно Чтоб было всем понятно Дети: Мы будем разговаривать Мы будем выговаривать Так правильно и внятно Чтоб было всем понятно Чистоговорки На – на – на – в лесу растет сосна Ло – ло – ло – на улице тепло Оль – оль – оль – мы купили соль. Су-су-су - ты не зли осу Ор-ор-ор - Маша ушла в бор. Ул-ул-ул - у нас сломался стул.
    Выявление

    читательского

    опыта.
    Свободное владение прошлым материалом. Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Организация подготовки учащихся к чтению текста, прогнозирование его содержания и тематической, эмоциональной направленности в соответствии с их возрастом. Самостоятельное по названию, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации, с опорой на читательский опыт определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев.
    Познавательные:
    логические - анализ объектов с целью выделения признаков.
    Коммуникативные:
    умение с достаточной полнотой и точностью

    Есть у русского народа « живой цветок». Соберём этот

    цветок. Я читаю, вы называете, что это за жанр.

    Каждый ваш ответ - это лепесток.

    1 лепесток.
    Не портной, А всю жизнь с иголками ходит.
    2 лепесток.
    Ткачи ткали ткани На платье Тани.
    3 лепесток.
    Черепаха хвост поджала И за зайцем побежала. Оказалась впереди. Кто не верит – выходи.
    4 лепесток
    . Нет земли краше, чем Родина наша Какими ещё лепестками мы можем дополнить наш «волшебный цветок»? (по мере ответов детей появляются новые лепестки) Посмотрите, у нашего цветка не хватает сердцевины. Как одним словом назвать загадки, потешки и т.д.? На доске появляется цветок. Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста. загадка скороговорка считалка пословица песни, былины, потешки, небылицы, сказки и т.д. фольклор выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
    Регулятивные
    : определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
    Актуализация

    знаний, появление

    темы, проблемы

    урока.
    Вспомните, с каким разделом мы работаем? Какие произведения, размещённые в этом разделе, изучили? А сегодня мы познакомимся с последним произведением из этого раздела.
    - Название новой сказки вы узнаете, если справитесь с

    заданием.

    Название состоит из двух слов.

    В первом слове корень взят из слова белок, окончание – из

    слова славные, во втором слове корень, как в слове

    перина, суффикс, как в слове солнышко, окончание из

    слова ребятишки.

    «Белые пёрышки»(слайд)
    Как вы думаете, можно ли по названию определить, предположить,о ком она? (О птицах) А о каких птицах вы узнаете, если отгадаете загадки (слайд)
    О братьях наших меньших.
    Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки Содержание Русская народная сказка «Белые пёрышки» Предположения детей
    Сел на ёлку, на сучок, Бороды торчит клочок, Как летун, он плоховат И, порою, глуховат. (Глухарь) – 1. Глухари – родоначальники славного семейства тетеревиных птиц. (3-4 кг, летают шумно, но не далеко, ночуют в снегу). Глухаря еще называют петухом. Красота этих птиц мало кого оставляет равнодушным. Глухарь – хвост веером, как у павлина Красавица – птица плывёт – не таится. Бела, словно пена, в движеньях степенна. Клюв красным бутоном горит над затоном. А шея – дугой над тихой водой. (лебедь) Лебеди – птицы долгоживущие, сообразительные и величественные Размах их крыльев достигает двух метров. Лебеди – перелётные птицы. У них очень развита летательная мускулатура, позволяющая им преодолевать тысячи.Лебедь по своей силе и красоте недаром назван царём птиц.
    Первичное

    восприятие текста
    . (слушание)
    Беседа –

    выявление

    первичного

    восприятия
    Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Послушайте произведение и скажите, верны ли ваши предположения. Текст читает учитель -Верны ли ваши предположения? Понравилось ли вам произведение? Какое чувство вызвало у вас прослушанное произведение? Слушание в соответствии с программными требованиями к качеству чтения (техника и осмысленность чтения). Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Умение выразить свои чувства, мысли. Проверка своих предположений о содержании и героях текста, рефлексия: почему прогноз оказался неточным? Какой информации оказалось недостаточно?
    Регулятивные:
    прогнозирование; Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
    познавательные-
    моделирование,
    коммуникативные –

    Моделирование

    обложки.
    Составим модель обложки данного произведения. Покажите условным значком на листочках тему и жанр произведении. (дети рисуют варианты моделей) Кто хочет объяснить свой выбор? Докажите, что это сказка. При помощи учебника дополните модель обложки. Рассуждения детей Коричневый круг, потому что это сказка о животных. Синий круг, так как это сказка о волшебстве. Круг закрашен коричневым и синим цветами, так как это сказка о приключениях птиц. Животные общаются друг с другом, используя речь человека. Дети дополняют модель обложки инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

    Работа с текстом

    произведения
    (вопросы и задания в учебнике ч.2 стр.36)
    Физкультминутка
    Связь с результатами выявления первичного восприятия. Организация поискового чтения, диалога с автором через текст.
    Что в этой сказке, правда?

    Расскажите, как лебеди отнеслись к просьбе героя?

    Отчего глаза и брови глухаря покраснели? Найдите

    ответ в тексте.

    Чем закончилось путешествие глухаря? Найдите

    ответ в тексте и прочитайте.
    Рассмотрите иллюстрацию к этому произведению. Прочитайте отрывок, к которому сделана иллюстрация. Умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения. Проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и "разгадать" авторские подсказки в тексте Стр.34, абзацы 4, 6,7.Весна наступила. Прилетели с юга лебеди. Лето жаркое кончилось, стали лебеди собираться на юг. Стр.36 последний абзац….у глухарей глаза и брови красные, а в их крыльях белые пёрышки…и на юг глухари не улетают. Стр.36, 3 абзац. Отдохнули лебеди…глаза и брови покраснели. Стр.36 1 абзац. Совсем устал глухарь. Сидит, глаза закрыл. Стр.35 абзац 4.летят они над полями… Трудно ему.
    Коммуникативные:
    владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации
    Познавательные:
    смысловое чтение текста; извлечение информации в соответствии с целью чтения, анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков
    Регулятивные:
    - определение последовательности
    промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий
    Работа с текстом

    произведения

    (изучающее

    чтение, работа над

    выразительностью

    чтения)
    Подумайте, в каком темпе, с какой интонацией нужно прочитать начало сказки? Сколько абзацев можно прочитать так? Как развиваются события дальше? Глухарь обращается к лебедям. Как вы думаете нужно прочитать слова глухаря? Какая интонация уместна при прочтении слов лебедя? Почему? Давайте прочитаем диалог глухаря с лебедями, стараясь выдержать нужную интонацию и темп чтения. В какой момент, почему глухарь обрадовался? Изменился ли тон лебедя, когда он предложил помощь глухарю? Прочитайте этот диалог и постарайтесь донести до слушателей радость глухаря. А как бы вы прочитали слова берёзок, которые машут вслед лебедям ветками? Как дальше развивались события? Что изменилось в поведении птиц? Плавно, со спокойной интонацией можно прочитать шесть абзацев, так как идёт описание зимы, на смену которой приходит весна, лето, осень...) Лебеди собираются лететь на юг, а глухарь остаётся зимовать Взволнованно, с оттенком страха в голосе, так как глухарь очень боится приближающейся зимы. Лебеди не знают, что такое суровая зима, поэтому их слова можно прочитать неторопливо, рассудительно, с достоинством Упражнение в чтении Когда лебеди решили взять его с собой Нет, он говорит всё так же спокойно и размеренно, ведь полёт лебедей на юг не зависит от глухаря Упражнение в чтении С грустью, так как они прощаются с друзьями), (упражнения в чтении соответствующего отрывка сказки.) Глухарь очень устал, Он еле -еле машет крыльями, поэтому нужно интонацией

    Творческая работа
    Работа в группах Прочитайте пословицы. Подходят ли они к сказке? Обоснуйте свою точку зрения.
    Ошибся, что ушибся - вперёд наука
    .
    Жизнь - как небо: то светит солнышко, то тучами

    заволокёт
    . Глухарь понял, что перелёт на большие расстояние ему не по силам, он не рассчитал свои силы и сильно поэтому плакал, но с тех пор, он больше не пытался летать на юг, то есть «вперёд наука». Жизнь любого существа состоит из хорошего и плохого. Дети рисуют
    Регулятивные:
    контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
    Личностные:
    самоопределение.
    Коммуникативные:
    управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. 3 4 5 1
    Разгадайте кроссворд «Птицы» 1. Птица с длинной шеей. 2. Птица, которая днем спит, а ночью летает. 3.Лучший певец 4 Птица, которая спит в снегу. 5.Лесной доктор. Нарисуйте понравившийся эпизод сказки на обратной стороне листка с моделью.
    Обобщение

    изученного

    Рефлексия

    Д.з.
    -Выполнили задачи? -Так отчего у глухаря глаза и брови красные? И белые перышки в крыльях? Все вы знаете слова (вывесить на доску и прочитать хором) «Сказка – ложь, да в ней намек добрым молодцам урок» Так, чему научила вас эта сказка? (Правильно, рассчитывать свои силы. Надо жить с верой в лучшее, уметь преодолевать препятствия) Значит, основная мысль урока, прочитаем хором,
    «Умей преодолевать трудности!»
    Станет для нас девизом дальше. Оцените свою работу на уроке: Красный круг – было трудно. Жёлтый круг – получалось, но не всегда. Зелёный круг – испытал радость от работы на уроке, получилось всё. Дом зад 1 Стр 34 читать и пересказывать 1 вариант – от лица глухаря 2 вариант – от лица лебедей.) Демонстрация главного итога: ответ на проблемный вопрос и пр. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
    Коммуникативные:
    умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
    познавательные:
    рефлексия;
    личностные:
    смыслообразование.

    Русская народная сказка "Белые перышки"

    Жанр: народная сказка о животных

    Главные герои сказки "Белые перышки" и их характеристика

    1. Глухарь. Одинокий, жалкий, слабый.
    2. Лебедь. Гордый, красивый, хороший товарищ, сильный, быстрый.
    План пересказа сказки "Белые перышки"
    1. Страшная зима
    2. Возвращение лебедей
    3. Рассказ глухаря
    4. Короткое лето
    5. Сборы на юг
    6. Веревочка
    7. Усталый глухарь
    8. Прощание
    9. Белые перышки
    10. Слезы глухаря
    Кратчайшее содержание сказки "Белые перышки" для читательского дневника в 6 предложений
    1. В суровую зиму погибли все птицы и остался один глухарь
    2. Весной прилетели лебеди, но теплое время быстро подошло к концу.
    3. Глухарь стал проситься на юг и ему предложили лететь на веревочке
    4. Летел глухарь на веревочке целый день и совсем из сил выбился
    5. Оставили лебеди глухаря одного, но подарили ему белые перышки
    6. Сильно плакал глухарь и глаза и брови у него красными сделались.
    Главная мысль сказки "Белые перышки"
    У каждого своя судьба, лебедю на юг лететь, глухарю в снегу зимовать.

    Чему учит сказка "Белые перышки"
    Эта сказка учит любить животных, в частности птиц. Учит быть внимательными, наблюдательными, замечать различные особенности животных.

    Отзыв на сказку "Белые перышки"
    Это очень любопытная история о том, как у глухарей появились белые перышки и красные глаза. Жалко было бедного глухаря, которому оказалось не по силам лететь с лебедями даже на буксире. Но в наше время глухари отлично зимуют под снегом и не мерзнут.

    Пословицы к сказке "Белые перышки"
    Друг познается в беде.
    Зима пришла и мороз принесла.
    Одному жить сердцу холодно.
    Трудно и дереву одинокому расти.
    Белый лебедь глухарю не товарищ.

    Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Белые перышки"
    В тот год выдалась зима небывало суровой. Такой морозной, что погибли за зиму все птицы. Один только глухарь чудом выжил, потому что всю зиму под снегом прятался.
    И вот когда прилетели весной с далекого юга лебеди, стал им глухарь рассказывать про стужу, а сам дрожал от страха.
    Прошло короткое северное лето и стали лебеди собираться вновь на юг. А глухарь их умоляет не бросать его одного, с собой взять. Но как это сделать? Не долетит глухарь, не умеет он лететь так же быстро как лебеди.
    И тогда один самый сильный лебедь сказал, чтобы привязали глухаря к нему на веревочке. Чтобы он тащил глухаря, как на буксире.
    Сказано - сделано, полетели лебеди, и глухарь за ними на веревочке.
    Долго летели лебеди без остановки, устал глухарь, еле крыльями машет.
    Но вот снизились лебеди, отдыхать сели. Лежит глухарь на земле без сил, тяжело дышит. А лебедь ему и говорит, что дальше не потянет его, не осилит глухарь перелета. Придется глухарю здесь зимовать, а чтобы ему грустно не было, лебедь вырвал у себя десять белых перьев и глухарю в крылья воткнул.
    Полетели лебеди дальше, а глухарь сидит на земле, им вслед смотрит и плачет.
    С тех пор глаза и брови глухарей красные от слез, а в крыльях белые перышки.

    Рисунки и иллюстрации к сказке "Белые перышки"

    Михайлова Ирина Викторовна МБОУ СОШ №39

    Урок литературного чтения. 2-й класс

    Тема урока: Произведения фольклора русского народа. Русская народная сказка "Белые перышки"

    Цель: Содействовать развитию первичных исследовательских навыков, пояснению специфики сказки: народной и авторской. Способствовать развитию речи детей, работе над техникой и выразительным чтением сказки

    Формируемые УУД:

      Познавательные УУД: формировать у мение воспринимать и анализировать художественный текст, навык выразительного чтения; знакомство с видами сказок: литературная (авторская), народная (составление модели обложки);

      Регулятивные УУД: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, умения контролировать, корректировать, оценивать;

      Коммуникативные УУД: формировать умение передавать свои мысли и чувства, умение формировать собственное мнение,умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.

      Личностные УУД : формировать понятие настоящей дружбы, прививать любовь к чтению

    Ход урока

    1. Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.

    Доброе утро, ребята! Мне приятно вас видеть. Поприветствуйте наших гостей. Пожелайте друг другу удачи. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца прекрасными чувствами. Итак, у нас урок литературного чтения. – Для чего нам необходим урок литературного чтения?

    2. Актуализация опорных знаний учащихся – Что такое устное народное творчество? (фольклор). – Вспомните жанры фольклора. (Слайд 2.)


    Давайте, вспомним, с произведениями, какого жанра мы работали на предыдущих уроках? (сказка)

    Что такое сказка? (Слайд 3) (Сказка это - повествовательное, обычно народнопоэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических лиц.)

    Сегодня мы продолжим работу со сказкой, но сначала дадим оценку знаний приобретенных на предыдущих уроках.

    II. Введение в тему урока, постановка целей урока.

    Слайд 4-5 – Что это? (названия сказок) . «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича» (авторская) , народные: «Теремок» (о животных) , «Каша из топора» (бытовая) , «Царевна-лягушка» (волшебная) . Исключите лишнюю. («Сказка про Воробья…» Почему? (авторская, остальные народные) А теперь разделите оставшиеся сказки на три группы.(волшебная, бытовая, о животных ) Постановка учебной задачи. - Ребята, вы, наверное, уже догадались с произведением какого жанра мы познакомимся сегодня на уроке. Название этой сказки вы узнаете поработав в паре. (карточка) Зачеркните повторяющиеся буквы, из оставшихся получите название этой сказки (работа в парах). Выделенные буквы не зачеркивайте.

    Кто может сформулировать тему нашего урока? (Слайд 6) (Произведения фольклора русского народа. Сказка «Белые пёрышки»)

    Предположите, какие цели вы бы поставили: (Цели: - будем учиться …

    Можем узнать …

    Определим, что …

    Докажем, что …)

    Путешествие в сказку продолжается. Надеюсь на вашу активную работу.

    1) Можно ли по названию определить, предположить, о ком она? (О птицах). А вот о каких птицах, вам придется угадать. (Слайд 7) Расшифруйте названия птиц: (анаграммы) лугрьха (глухарь), бедель (лебедь) – Да, в этой сказке речь пойдёт о птицах: удивительно умных, красивых и верных. Кто эти птицы? (Лебеди) . И вот об этой птице: большой, крупной, зимующей у нас. Как её называют? (Показываю - глухарь)

    2) Выявление объема знаний детей по теме. На дом вам было задано найти информацию об этих птицах. Поднимите руки, кто нашёл?

    Что вы знаете про глухаря? Глухарь, рассказ ребёнка о птице: (сопровождается показом слайда презентации, (Слайд 8)

    Про лебедя? Лебедь, рассказ ребёнка о птице: (сопровождается показом слайда презентации (Слайд 9) - Кто хочет дополнить?

    III. Физкультминутка. Вы, наверное, устали?
    Ну, тогда все дружно встали.
    1 – 2 – 3 – 4 – 5 – все умеем мы читать

    Отдыхать умеем тоже.

    Руки за спину положим

    Голову поднимем выше

    И легко, легко подышим.

    На зарядку солнышко поднимает нас,

    Поднимаем руки мы по команде «раз».

    А над нами весело шелестит листва

    Опускаем руки мы по команде «два»

    Ветер тихо клён качает,

    Вправо, влево наклоняет.

    Раз - наклон, два – наклон,

    Зашумел листвою он.

    IV. Работа по теме урока.

    1. Первичное восприятие произведения.

    – Послушайте сказку. (читают 2-3 хорошо читающие учащиеся) . – Понравилась сказка? – Поделитесь впечатлениями. В чем необычность сказки? – Чему учит эта сказка?

    – Прочитайте ещё раз жужжащим чтением и проведите «расследование» - Отчего глаза и брови глухаря покраснели? (Он долго плакал) - Правда, ли у глухарей красные глаза?

    – Докажите, что это сказка. (Есть вымысел (животные разговаривают), зачин – Какими словами начинается сказка? – Зачитайте. (давным-давно…) и концовка.)

    Игра «Живая модель» (Слайд 10) – Кто сегодня представляет модели? (выходят 6 человек детей с моделями). – Подберите модель обложки, которая подойдёт к этому произведению. – Что ещё нужно добавить? (название)

    Пользуясь моделью расскажите о произведении все. (Русская сказка «Белые перышки»; сказка о животных). Физминутка для глаз (Слайд 11)

    Глазки наши, отдохните,

    Под ресничками вздремните.

    Глазки крепко закрываем,
    Дружно до пяти считаем.
    Открываем, поморгаем,
    И читать, мы начинаем.

    2. Повторный анализ сказки, выборочное зачитывание: (Работа в группах)

    Читаем вопросы и быстро их обсуждаем.

    1 группа – Найдите в тексте и прочитайте, какое сравнение приведено в первой части, чтобы показать, насколько холодной была зима? Кто выжил после этой трудной зимы?

    2 группа – Поразмышляйте над вопросом: - Почему глухарь не хотел оставаться, а собрался со стаей лебедей в тёплые края? (ему было одиноко и холодно)

    3 группа – Найдите в тексте описание осеннего леса. Прочитайте. – Какая это осень?

    4 группа – Рассмотрите иллюстрацию. К какому отрывку она подходит. Зачитайте.

    5 группа – Найдите и прочитайте. Что подарил лебедь глухарю? Зачем?

    6 группа – Прочитайте о том, как закончилось путешествие глухаря.

      Тест – А теперь, я предлагаю вам ответить на несколько вопросов теста. (Индивидуальная работа с тестом) Самопроверка. (Слайды 12-19)

      Творческое задание – Поразмышляйте, обсудите в группах и закончите сказку так, как хотели бы вы. (работа в группах)

    V. Итог урока. (Слайд 20) - Что в этой сказке правда? Что вымысел? - Что нового узнали? (о внешнем виде глухаря)– Чему учит сказка? (быть добрыми, помогать другим) - О чем ты расскажешь дома после уроков? Что вы взяли с собой в портфеле после нашего урока?

    Дома вам нужно подготовить пересказ сказки.

    VI. Рефлексия учебной деятельности (Слайд 21) На доске рисунок глухаря

    Теперь проанализируйте всё, что сегодня было на уроке, что вы делали, всё ли вам понравилось, всё ли удалось, оцените свою работу. Если всё получилось, вы довольны своей работой - подарите глухарю светлое пёрышко. Всё получилось, но хотел бы работать лучше- потемнее. Не всё получилось, но понял, какие ошибки допустил - тёмное. (Звучит песня «Добрые сказки»)

    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
    Каково значение кровеносной системы
    Разделка говядины: что выбрать и как готовить?