Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Клод Лоррен — певец природы. Мировые шедевры живописи Образование и дальнейшая жизнь

Клод Лоррен (настоящая фамилия - Желле или Желе; 1600, Шамань, близ Миркура, Лотарингия - 23 ноября 1682, Рим) - французский живописец и гравёр, один из величайших мастеров классического пейзажа.

Биография Клода Лоррена

Клод Лоррен родился в 1600 году в герцогстве Лотарингия в семье крестьян. Будущий мастер классических пейзажей впервые приобщился к рисованию благодаря старшему брату, который был довольно искусным гравером по дереву.

Маленькому Клоду едва исполнилось тринадцать лет, когда он в сопровождении одного из дальних родственников отправился в Италию, где и провел практически всю оставшуюся жизнь.

Творчество Лоррена

Путь в большую живопись мальчик начал с того, что стал слугой в доме римского художника-пейзажиста Агостино Тасси. Здесь он получил много необходимых познаний в технике.

С 1617 по 1621 год Клод жил в Неаполе, будучи учеником Готфрида Вельса, и нет сомнений, что этот период наложил неизгладимый отпечаток на будущее творчество художника.

Именно здесь молодой Лоррен увлекся изображением морских и прибрежных пейзажей, и этот жанр в будущем занял значительное место в его творческом наследии.

Вернувшись в Рим, Клод опять появился в доме Агостино Тасси, теперь уже в качестве одного из лучших учеников.

В двадцать пять лет Клод ненадолго вернулся на родину, где помогал расписывать соборы Клоду Дерюэ – придворному художнику лотарингского герцога.

С 1627 года и до конца своих дней художник прожил в Риме.

Некоторое время он выполнял пейзажные фрески под заказ, декорируя соборы и особняки. Но постепенно он все больше сосредотачивался на станковой живописи, причем нередко проводил день за днем на пленере, изображая свои любимые пейзажи и архитектурные виды.

Изображения людей давались ему если не с трудом, то уж точно без вдохновения. Редкие фигурки персонажей на его полотнах играют чисто вспомогательную роль, и в большинстве случаев рисовал их не он сам, а его помощники, друзья или ученики.

В этот период Лоррен освоил технику офорта и достиг вполне приличных высот, но к началу сороковых годов он постепенно теряет интерес к этой технике и полностью сосредотачивается на пейзажной живописи.

С 30-х годов у него стали появляться очень видные заказчики: сначала французский посол при папском дворе, затем – испанский король Филипп IV, а чуть позже – сам папа Урбан VIII.

Клод стал модным и популярным, спрос на его произведения постоянно рос.

К художнику пришел достаток, он снял трехэтажный особняк в центре Рима, по соседству с еще одним выдающимся художником – Никола Пуссеном.

За всю свою жизнь Клод Лоррен не был женат ни разу, но в 1653 году родилась его дочь Агнесс, и именно ей после смерти художника в 1682 году досталось все его имущество.

Работы художника

  • «Морская гавань» (ок. 1636), Лувр
  • «Пейзаж с Аполлоном и Марсием» (ок. 1639), Музей имени А. С. Пушкина
  • «Отплытие св. Урсулы» (1646), Лондон, Национальная галерея
  • «Пейзаж с Ацисом и Галатеей» (1657), Дрезден
  • «Полдень» (Отдых на пути в Египет)(1661), Эрмитаж
  • «Вечер» (Товий и ангел) (1663), Эрмитаж
  • «Утро» (Иаков и дочери Лавана) (1666), Эрмитаж
  • «Ночь» (Борьба Иакова с ангелом) (1672), Эрмитаж
  • «Вид берега Делоса с Энеем» (1672), Лондон, Национальная галерея
  • «Асканий, охотящийся на оленя Сильвины» (1682), Оксфорд, Музей Ашмола
  • «Пейзаж с танцами сатиров и нимф» (1646), Токио, Национальный музей западного искусства
  • «Пейзаж с Ацисом и Галатеей» из Дрезденской картинной галереи - одна из любимых картин Ф. М. Достоевского; её описание содержится, в частности, в романе «Бесы».

The Arrival of Aeneas at Pallanteum

Описание картины. По древнейшему послегомеровскому преданию Эней, спасшийся после взятия и сожжения Трои, остается в Троаде, где основывает новое поселение; позднее распространяется сказание о переселении его на полуостров Паллену (Pallanteum) / Гелланик, где он основывает гор. Энею, и наконец (по Стесихору) в Гесперию, т. е. Италию.

Классический пейзаж обрел новое содержание у Клода Желле, прозванного Лорреном (1600—1682). Уроженец Лотарингии, он с детства попал в Италию, где в дальнейшем связал свою творческую жизнь с Римом. Вдохновляясь мотивами итальянской природы, Лоррен преобразует их в идеальные образы; однако он воспринимает величественную природу Римской Кампаньи более непосредственно, созерцательно, сквозь призму личных переживаний. Его пейзажи мечтательны и элегичны. Лоррен обогащает пейзажи множеством свежих наблюдений, тонко чувствует световоздушную среду, изменения природы в различные моменты дня: восхода или заката солнца, предрассветного тумана или сумерек.

The Expulsion of Hagar. Изгнание Агари. А также см. Оригинал (1012×800)

Ага́рь — египтянка, рабыня, служанка Сарры во время бездетности последней, ставшая наложницей Авраама и родившая ему сына Измаила. В арабской литературе сохранилось много легенд об Агари, в живописи сцена изгнания Агари и Измаила из дома Авраама многократно воспроизводилась художниками всех времён.

Сюжет заимствован из книги Бытия, гл. 16 и 21. Сарра, жена Авраама, была бесплодна. У нее была служанка-египтянка, Агарь. Сарра сказала мужу: «Войди к Агари, может быть, я буду иметь детей от нее». Авраам сделал, как велела ему жена. Агарь забеременела и после этого стала презирать Сарру. Сарра сказала мужу: «Ты виноват в моей обиде». Авраам ответил: «Она твоя служанка, делай с ней, что хочешь». И Сарра стала притеснять ее, и она убежала в пустыню. В пустыне Агари явился ангел и велел вернуться в дом Авраамов и покориться Сарре. Так она и сделала. Через некоторое время Агарь родила Аврааму сына, которого нарекли Измаилом. Через четырнадцать лет, благодаря Божьему промыслу, Сарра родила Исаака. И увидела Сарра, что Измаил насмехается над ее Исааком, и сказала мужу: «Выгони из дома эту служанку вместе с ее сыном, потому что твоим наследником будет Исаак, а не Измаил». Авраам огорчился этой просьбе, но Бог сказал ему: «Во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее…» И встал Авраам рано утром, взял хлеба и мех воды и дал Агари, положив ей на плечи, и отпустил ее и Измаила…

Landscape with Jacob Rachel and Leah at the Well (Morning). Иаков и Рахиль и Лия у колодца. А также см. Оригинал (1484×1054)

Иаков полюбил младшую дочьЛавана красавицу Рахиль (которую встретил, ещё подходя к Харрану, у колодца, куда Рахиль привела поить овец) и отслужил за неё дяде 7 лет. Но Лаван обманом дал ему в жёны Лию, старшую свою дочь. Вскоре Иаков получает в жёны и Рахиль, но за неё он должен отслужить ещё 7 лет.

Иаков стал служить Лавану, чтобы тот дал ему в жены Рахиль, и служил ему семь лет. Иаков питал к Рахили глубокие чувства и годы ожидания для него пролетели как «несколько дней». Пришло время выдавать замуж Рахиль и вот, наконец, свадебный пир. Невеста рядом с женихом, он очень счастлив. Иаков заходит в спальню к своей жене…
Близится рассвет. Лия, родная сестра Рахиль, знает, что тайна откроется. И вот- вот Иаков обнаружит, что ночью с ним была не Рахиль, а ее старшая сестра. Лия, по наставлению отца ложится в постель, которая была предназначена для Иакова и Рахили.

Когда Иаков узнал правду, он пришел в ярость. Свое негодование он высказал Лавану, отцу обеих дочерей. Он сказал, что за Рахиль работал 7лет. Лаван ответил, что по закону его народа, не принято выдавать младшую прежде старшей. Я тебе отдам Рахиль, если ты будешь выполнять работу для меня еще 7 лет. Так Иаков был невольно женат на нелюбимой женщине Лии и той, которая покорила его сердце - Рахили.
14 лет работал Иаков, чтобы получить свою любимую в жены. Лия всегда была в стороне, так как Иаков проявлял открытые чувства к Рахиль. Между ними разжигался огонь ревности и зависти. Эти две женщины страдали каждая по- своему. Лия имела детей, родила уже шестерых сыновей Иакову, надеясь что он полюбит её. А Рахиль оставалась бесплодной, но муж любил её. Лия видела, как нежно Иаков обращается с Рахилью, и от этого ей становилось еще горше. Лия молилась о своем горе Богу. Но Иаков по-прежнему любил только Рахиль. Лия не могла избавиться от душевной боли, но проявляла смирение. Но и Рахиль тоже страдала, так как не могла иметь детей, но у неё были любовь и уважение мужа. У Лии были дети, но она хотела любви. Каждая хотела иметь то, что было у другой. И каждая была несчастлива в своей беде.

Coast Scene with the Rape of Europa

Святилище в Дельфах . А также см. Оригинал (3200×2282)

Landscape with Shepherds - The Pont Molle

Port Scene with the Villa Medici. А также см.Оригинал (1089×818)

Ulysses Returns Chryseis to her Father. А также см. Оригинал (1198×950)

The Mil. А также см. Оригинал (1400×1000)

The Campo Vaccino, Rome. А также см. Оригинал (1030×787)

Forest Path with Herdsmen and Herd. А также см. Оригинал (1355×800)

The Judgment of Paris. А также см. Оригинал (1497×1100)

Landscape with Shepherds. А также см. Оригинал (1407×1000)

The Disembarkation of Cleopatra at Tarsus. А также см. Оригинал (1119×897)

Landscape with Dancing Figures. А также см. Оригинал (1088×840)

Landscape with Dancing Figures (detail).

Italian Coastal Landscape. А также см. Оригинал (1051×770)

Landscape with Rest in Flight to Egypt. А также см.Оригинал (1126×790)

Landscape with Aeneas at Delos. А также см. Оригинал (1125×850)

Landscape with Ascanius Shooting the Stag of Sylvia. А также см. Оригинал (1030×809)

Пейзаж с бегством в Египет. Оригинал (1775×1322)

Landscape with the Rest on the Flight into Egypt. Оригинал (1255×902)

Landscape with the Flight into Egypt. А также см. Оригинал (1000×1321)

Лоррен Клод (Lorrain Claude) (1600-1682), французский живописец, рисовальщик, гравер. Родился в городке Шамань, близ Миркура, Лотарингия. Подлинная фамилия Желле (Gellée). Учился в Риме (с 1613), где с 1627 жил постоянно; испытал влияние А.Эльсхаймера и Аннибале Карраччи. Лоррен создал собственный вариант величественного классицистического “идеального” пейзажа, в котором пространственное единство достигается за счет тончайшей разработки световоздушной среды, эффекта рассеянного утреннего или вечернего света, тающего в золотистой дымке (“Изгнание Агари”, 1668, Старая пинакотека, Мюнхен). Библейские, мифологические, пасторальные мотивы в картинах Лоррена подчинены общему элегически-мечтательному настроению, разлитому в природе, а фигуры почти неизменно имеют характер стаффажа (цикл пейзажей “Аполлон и Кумская Сивилла”, “Утро”, “Полдень”, “Вечер”, “Ночь” - все 1645-1672, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Похищение Европы”, 1655, Музей изобразительных искусств, Москва). Натурные зарисовки Лоррена (перо, бистр, тушь) отличаются свежестью восприятия различных состояний природы, его офорты - виртуозной светотеневой нюансировкой.
В отличие от Пуссена, которого ценили интеллектуалы, заказчиками Клода Лоррена были аристократы.

Художник взял за основу распространенную и устраивавшую всех схему — идиллический пейзаж с бесконечной далью и кулисами, как в театре. С небольшими дополнениями Лоррен следовал этому типу пейзажа всю свою жизнь, но он обогатил его столь непосредственными и своеобразными наблюдениями, благодаря которым на протяжении столетий появлялись новые решения в жанре идиллического пейзажа — прежде всего в построении непрерывно-целостного, наполненного светом пространства.
Клод Лоррен ввел практику рисования пейзажа с натуры пером и акварелью. Клод чутко улавливал простор римской Кампаньи, внимательно изучая природные мотивы — деревья, покрытые плющом, тропинки, на которые падает то свет, то тень. Он постигал новый язык выражения эмоций, „слова" которого находил в естественной среде. Сходным путем тогда шел только Рембрандт, который в те же самые годы делал пейзажные зарисовки, бродя в окрестностях Амстердама. Однако Клод поставил задачу вдохнуть в старую схему новую жизнь еще одним довольно оригинальным способом. Он выходил за город утром и вечером и, наблюдая в природе тональные переходы от среднего плана к самому дальнему, создавал цветовую гамму, смешивая цвета на палитре. Затем он возвращался в мастерскую, чтобы использовать найденное в соответствующих местах картины, стоявшей на мольберте. Использование тонального цвета и согласование его с природой — оба эти приема в то время были совершенно новыми. Они позволили Клоду решить поставленную им задачу с небывалой, подчас наивной открытостью. Идиллический пейзаж Клода был единственным жанром, который усвоили, сделав его своим, художники англоязычных стран. Именно данный импульс, вместе с непосредственным наблюдением природы позволил им внести большой вклад в искусство пейзажа и способствовал обновлению этого жанра в XIX веке.
Картина Клода Лоррена “Пейзаж с жертвоприношением Аполлону”.

Этот величественный, пространственный пейзаж - один из лучших образцов пейзажной живописи классицизма. Он тщательно скомпонован, мощные вертикали и горизонтали уравновешивают друг друга, а чередование света и тени помогает взгляду зрителя двигаться вдоль и в глубь композиции. Клоду Лоррену удалось передать торжественное величие Римской Кампаньи. Колорит, построенный на искусном сочетании оттенков зеленого, синего и коричневого, создает ощущение прозрачности атмосферы. Фигурки людей кажутся почти случайными в этом величественном окружении, они представляют сюжет из классической мифологии, в котором отец Психеи, принося жертву Аполлону, просит его найти мужа для дочери. Клод Лоррен был французом, но всю свою жизнь провел в Риме. Его пасторальные композиции и поэтическое видение были неизменным источником вдохновения для английских пейзажистов ХVIII-ХIХ столетий. Увидев воспроизведенный здесь пейзаж, Тернер отметил, что он "превосходит силу имитации в живописи". Скончался Клод Лоррен 23 ноября 1682 года в Риме.

Известнейшие художники, работавшие в жанре пейзажа - Леонардо Да Винчи, Рембрандт Харменс ван Рейн, Рафаэль Санти, Винсент Виллем Ван Гог и другие. Одним из ярких представителей классических пейзажистов является французский художник Клод Лоррен.

Жанр пейзажа

Пейзаж - это жанр изобразительного искусства, который отражает красоту природы и окружающего мира в первозданном виде или же измененного, преображенного человеком. Особую роль в полотнах играют перспектива, композиция, способ изображения света и даже воздуха - все эти аспекты в совокупности создают общее настроение картины и позволяют прочувствовать эмоции, которые хотел передать живописец зрителю.

Биография. Ранние годы

Клод Лоррен (настоящая фамилия - Желле) родился приблизительно в точная дата рождения неизвестна. Место его рождения - герцогство Лотарингия на северо-востоке Франции, которое в настоящее время считается частью региона Гранд-Эст.

В 1600-е годы во Франции ведущим направлением в искусстве был классицизм. Основная черта классицизма - возвращение к образам античности: уравновешенная, часто четкое построение и ясные формы объектов.

В раннем возрасте Клод Лоррен лишился обоих родителей и, получив от своего брата базовые навыки в рисовании, в 13 лет вместе с родственниками переехал в Италию.

Образование и дальнейшая жизнь

В Италии Лоррен устроился на работу слугой в дом художника Агостино Тасси. Служба у Тасси принесла Клоду Лоррену немало пользы: у него будущий художник обучился многим техническим приемам изобразительного искусства. Далее Лоррен перенимал опыт Готфрида Вельса.

Почти всю жизнь художник прожил в Италии, лишь несколько лет (1625-1627) Клод Лоррен провел в Нанси (город на где оформлял своды церквей и на заказ писал фоны для картин других художник.

До 42 лет Лоррен писал фрески и занимался гравюрами. Во второй половине жизни художник сосредоточился на станковых пейзажах, перестав принимать заказы на гравюры и фрески.

Пейзажи Клода Лоррена покупали многие известные личности того времени - короли, принцы, послы и даже папа Римский.

Живописец умер в 82 года в Риме.

Картина «Утро»

Полотно Клода Лоррена «Утро» было написано в и на данный момент является экспонатом московского Эрмитажа. В нем художник реализует свое видение на один из библейских сюжетов - встречу Иакова и Рахили.

На картине изображены Иаков, пасущий стадо овец, и дочери Лавана. Так как это пейзаж, большую часть площади занимает окружающая действительность - высокие деревья в центре картины, храм в античном стиле и небо почти на две трети полотна. Трем человеческим фигурам отведена лишь небольшая часть снизу. Их писал не сам Лоррен, а его коллега - Филипп Лаури.

Картина выдержана в спокойных легких тонах - типичный классический пейзаж. Особую роль играет свет. О том, что действие происходит утром, можно догадаться, даже не зная названия. Самого солнца не видно, оно скрыто за деревьями, но сквозь облака пробиваются его лучи.

Утро выбрано неслучайно. Оно символизирует чувства, зарождающиеся между Иаковом и Рахилью. Все это делает «Утро» самым тонким и лирическим произведением Клода Лоррена.

«Похищение Европы»

Картину «Похищение Европы» Клод Лоррен написал в 1655 году. Она иллюстрирует сюжет из древнегреческой мифологии, повествующий о Европе (дочери царя Агенора), которую похитил бог-громовержец Зевс, превратившись в белого быка.

Этот миф был очень популярен в эпоху Возрождения. Его по-своему передавали многие художники того времени: одни ставили себе цель как можно точнее передать сцену похищения - динамичную и волнительную, в то время как других привлекала окружающая обстановка.

Клод Лоррен принадлежал ко второй категории. Как и в картине «Утро», людям на этом полотне отведена незначительная роль. Основой является образ природы и ее единство с человеком.

При построении композиции художник использует линии, чтобы задержать взор зрителя и направить его в нужные части картины: к горам, берегу залива и кораблям. Основные цвета - темно-зеленый и светло-голубой, плавно переходящие друг в друга. Передний и задний план неразделимы, объединены в единое безграничное пространство, наполненное воздухом и светом.

Полотно проникнуто глубокой лирикой и вызывает у зрителя печальную задумчивость о прекрасных и высоких вещах.

«Пейзаж с кающейся Марией Магдалиной»

Дата создания картины «Пейзаж с кающейся Марией Магдалиной» - 1637 год.

Мария Магдалина - одна из последовательниц Иисуса в Новом Завете, первая увидевшая воскресшего Христа и его вознесение на небо. В православии Марию Магдалину называют мироносицей, а в католицизме - кающейся блудницей, ведь до знакомства с Иисусом Христом она вела блудный образ жизни, но благодаря ему раскаялась и последовала его учению.

Полотно Клода Лоррена как раз иллюстрирует этот момент. На нем изображена сама Мария, опустившаяся на колени перед распятием и обращающаяся к Богу со своей исповедью.

В картине используются типичные приемы классического пейзажа - характерные для Клода Лоррена мягкие нежные краски, деревья в роли кулис, придающие полотну симметричность, плавный переход переднего плана в задний.

Фигура Марии Магдалины расположена не по центру, она немного смещена. Ее силуэт подсвечивается тусклым сиянием, выделяющим героиню на темном фоне деревьев и создающим своеобразный эффект театрального спектакля. Природа показана гармоничной и совершенной. Картина выглядит выразительной и одухотворенной. В настоящее время она хранится в музее Прадо, находящемся в Испании, в Мадриде.

Клод Лоррен родился 28 мая 1600 года в городе Шамань, Франция. С детства мальчик мечтал стать кондитером. Обучение в школе ему давалось с трудом. И, какое-то время отучившись, бросает учебу, чтобы освоить кондитерское мастерство.

В 1613 году оказался в Риме. Не зная итальянского нанялся слугой в дом художника - пейзажиста Агостино Тасси, который стал его первым учителем. Благодаря ему Клод усвоил некоторые технические приемы и навыки.

С 1617 по 1621 год Лоррен жил в Неаполе и учился у другого художника, немца Готфрида Вальса. Через четыре года художник возвратился на родину, где начинает писать архитектурные фоны в заказных работах Клода Дерюэ, придворного живописца герцога Лотарингского.

В 1639 году испанский король Филипп IV заказал Лоррену семь работ, из которых, два пейзажа с отшельниками. Среди других заказчиков стали папа Урбан VIII, кардинал Бентивольо.

Через пять лет Клод Лоррен начинает «Liber veritatis», своего рода каталог, где рисует каждую из своих картин и отмечает имя владельца. В эту рукописную книгу вошло 195 работ художника. Книга хранится в Британском музее, в Лондоне.

Картину «Похищение Европы» Клод Лоррен написал в 1655 году. Она иллюстрирует сюжет из древнегреческой мифологии, повествующий о Европе, дочери царя Агенора, которую похитил бог-громовержец Зевс, превратившись в белого быка. Этот миф являлся очень популярным.

Его по-своему передавали многие художники того времени: одни ставили себе цель как можно точнее передать сцену похищения: динамичную и волнительную, в то время как других привлекала окружающая обстановка. Клод Лоррен принадлежал ко второй категории. Как и в картине «Утро», людям на этом полотне отведена незначительная роль. Основой является образ природы и ее единство с человеком.

Последняя работа Лоррена, «Пейзаж с Осканием, стреляющим в оленя», находящаяся в музее Оксфорда, закончена в год смерти художника и считается настоящим шедевром.

Его талантом восхищались римские папы и кардиналы, аристократы и дипломаты, короли и богатейшие купцы. В картинах Лоррена библейские, мифологические или пасторальные сюжетные мотивы полностью подчинены изображению прекрасной, величественной природы. Для него природа являлась образцом возвышенного, совершенного мироздания, в котором царят покой и ясная соразмерность.

Работы Клода Лоррена

«Морская гавань» (ок. 1636), Лувр
«Пейзаж с Аполлоном и Марсием» (ок. 1639), Музей имени А. С. Пушкина
«Отплытие св. Урсулы» (1646), Лондон, Национальная галерея
«Пейзаж с Ацисом и Галатеей» (1657), Дрезден
«Пейзаж с кающейся Марией Магдалиной»
«Похищение Европы»
«Полдень» (Отдых на пути в Египет)(1661), Эрмитаж
«Вечер» (Товий и ангел) (1663), Эрмитаж
«Утро» (Иаков и дочери Лавана) (1666), Эрмитаж
«Ночь» (Борьба Иакова с ангелом) (1672), Эрмитаж
«Вид берега Делоса с Энеем» (1672), Лондон, Национальная галерея
«Асканий, охотящийся на оленя Сильвины» (1682), Оксфорд, Музей Ашмола
«Пейзаж с танцами сатиров и нимф» (1646), Токио, Национальный музей западного искусства
«Пейзаж с Ацисом и Галатеей» из Дрезденской картинной галереи - одна из любимых картин Ф. М. Достоевского; ее описание содержится, в частности, в романе «Бесы».

Творческая карьера Клода Лоррена охватывает почти целое столетие. Его ранние работы датируются концом 1620-х годов, и за свою жизнь его стиль подвергся значительным изменениям. В начале творческого пути Лоррен писал небольшие работы с пасторальными фигурами на холсте или меди, затем порты с заходящим солнцем. Со временем под влиянием художников-классиков его композиции становятся всё масштабнее, с литературными сюжетами. В позднем периоде работы художника становятся всё более интимными по характеру и отличаются очень деликатной фактурой. Часто это иллюстрации «Энеиды» Вергилия.

Сведений о детстве художника крайне мало. Родился он в семье крестьянина в Лотарингии, отсюда его прозвище - Лотарингец (по-французски - Лоррен). Первые уроки рисунка получил у своего брата Жана Желле, резчика по дереву. В возрасте 13 лет в 1613 году Клод приезжает в Италию, где пройдёт 10 лет его жизни. Сначала он становится слугой художника Кавалера Арпино, затем Агостино Тасси. Вместе с Тасси и немецким пейзажистом Готфридом Вальсом в 1618-20 работает в Неаполе, затем - в Риме. Ни одна работа живописца, созданная в этот период жизни не сохранилась.

В 1625 Лоррен через Венецию и Баварию возвращается в Лотарингию, где работает помощником Клода Дерюэ, выполняя фрески в Нанси. Но уже через год, в 1627 возвращается в Рим. С тех пор Италия становится его новой родиной.

К 1629 относится первая сохранившаяся до наших дней картина «Пейзаж со стадом и крестьянином». С 1630 года он начинает вести каталог своих картин, где пишет каждую картину с записью даже имени покупателя. Таким образом он задукоментировал почти 200 своих работ на протяжении 50 лет.

В 1629-35 Клод Лоррен пишет фрески в палаццо Крешенци и палаццо Мути, а в конце 1630-х гг. живописец становится одним из ведущих пейзажных мастеров Рима. В 1633 принят Клод был принят в Академию св. Луки, в 1643 - в «Конгрегационе деи виртуози», а также входит в «Клуб перелетных птиц», содружество иностранных художников в Риме, где за пристрастие к изображению солнечного света получил цеховое прозвище «огнепоклонник».

Его ближайшими друзьями стали Никола Пуссен и Питер ван Лар, с которыми он обычно отправлялся на этюды за стены города. В доме Лоррена подолгу жили многие художники, прибывавшие в Рим, среди них его первый биограф Иоахим фон Зандрарт и голландский пейзажист Германн ван Сваневельт.

Вдохновителями Клода в области пейзажной живописи были Аннибале Карраччи и представители болонской школы - нидерландец Пауль Брилль, немец Адам Эльсхеймер. Руководствуясь мыслью об изначально разумной организации мира, открывающейся в вечной красоте и вечных законах природы, Лоррен стремится создать свой идеально прекрасный его образ. Художник настолько детально изучил законы живописных соотношений природы, что мог создавать свои пейзажи с любыми сочетаниями деревьев, вод, строений, неба. Лоррен лежал с раннего утра до поздней ночи под открытым небом, стремясь постигнуть, как наиболее правдоподобно написать зарю на рассвете и в часы заката, и когда ему удавалось уловить искомое, он тотчас темперировал свои краски согласно увиденному, бежал с ними домой и применял их к замысленной им картине, достигая высшей правдивости, не известной до него.

Его мастерство достигло таких высот, что ещё на протяжении двух столетий его картины являлись образцом для подражания художников.

Известны многие именитые покупатели картин Лоррена. Одним из них был французский посол в Ватикане, купивший у Лоррена в 1637 году две картины, которые теперь находятся в Лувре: «Вид Римского Форума» и «Вид порта с Капитолеем».

В 1639 году испанский король Филипп IV заказывает Лоррену семь работ, которые ныне находятся в музее Прадо. Среди них два пейзажа с отшельниками.

Из других заказчиков необходимо упомянуть Папу Урбана VIII, купившего 4 работы, кардинала Бентивоглио, принца Колонну.

Последняя работа Лоррена «Пейзаж с Осканием, стреляющим в оленя» закончена в год смерти художника, и считается настоящим шедевром.

Лоррен не был женат, но имел дочь Агнесс, родившуюся в 1653 г. Ей он завещал всё своё имущество, в том числе клавесин, пресс для печатания гравюр и каталог своих картин «Liber veritatis».

Умер Клод Лоррен в 1682 году в Риме.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?