Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Карандаши. Обзор простых карандашей Как называется простой карандаш

Карандаши различаются в основном по виду и характеру пишущего стержня (которые определяют пишущие свойства карандаша и его назначение), а также по размерам, форме поперечного сечения, цвету и виду покрытия деревянной оболочки.

В СССР с пятидесятых годов карандаши выпускались по ГОСТ 6602—51. Качество было хорошим. Сегодняшняя ситуация довольно грустная. Поговорим о том, что было раньше.

Карандаши

В зависимости от пишущего стержня и его свойств различают следующие основные группы карандашей: а) графитные — пишущий стержень изготовлен из графита и глины и пропитан жирами и восками; при письме оставляют черту серо-чёрного цвета различной интенсивности, зависящей главным образом от степени твёрдости стержня; б) цветные — пишущий стержень изготовлен из пигментов и красителей, наполнителей, связующих составов и иногда жиров; в) копировальные — пишущий стержень изготовлен из смеси водорастворимых красителей и связующего вещества с графитом или с минеральными наполнителями; при письме оставляют черту серую или цветную, трудностираемую резинкой.

Стадии производства карандашей из склеенных дощечек

Производствово карандашей состоит из следующих основных процессов: а) изготовление пишущего стержня, б) изготовление древесной оболочки и в) отделка готового карандаша (окраска, маркировка, сортировка и yпaковка). В состав графитных стержней входят: графит, глина и клеящие вещества. Графит очень марок и оставляет на бумаге черту серого или серо-чёрного цвета. В графит для связи его частиц примешивают глину, в смесь графита с глиной для придания пластичности добавляют клеящие вещества. Просеянный графит в вибрационных мельницах раздробляется до мельчайших частиц. Глина отмачивается в воде. Затем эти компоненты тщательно перемешиваются в специальных смесителях, прессуются и высушиваются. Высушенная масса перемешивается с клеящими веществами, многократно прессуется, превращаясь в однородную пластичную массу, годную для формовки пишущих стержней. Эту массу закладывают в мощный пресс, который из круглых отверстий матрицы выдавливает тонкие эластичные нити. Нити по выходе из матрицы автоматически разрезаются на отрезки требуемой длины, которые и являются пишущими стержнями. Отрезки закладываются затем во вращающиеся барабаны, где они раскатываются, выпрямляются и высушиваются. По окончании сушки загружаются в тигли и обжигаются в электропечах. В результате сушки и обжига стержни приобретают твёрдость и прочность. Остывшие стержни сортируют по прямизне и направляют на пропитку. Эта операция имеет целью придать стержням, обладающим после обжига повышенной жёсткостью, мягкость и эластичность, т. е. свойства, необходимые для письма. Для пропитки графитных стержней применяют саломас, стеарин, парафин и разные виды воска. Для изготовления цветных и копировальных стержней применяют другие виды сырья, технологический процесс частично изменяется.

Для цветных стержней в качестве красящих веществ используют водонерастворимые красители и пигменты, в качестве наполнителей — тальк, в качестве связующего — пектиновый клей и крахмал. Масса, состоящая из красителей, наполнителей и связующих, перемешивается в смесителях, операция обжига выпадает. Прочность цветному стержню придаётся режимом прессования и регулированием количества связующих веществ, вводимых в массу, причём это, в свою очередь, зависит от природы и количества пигментов и красителей. Для копировальных стержней в качестве красящих веществ используют водорастворимые анилиновые красители, главным образом метилвиолет, дающий при увлажнении черту фиолетового цвета, метиленовый голубой, дающий черту зеленовато-синего цвета, бриллиантовую зелень — ярко-зелёного цвета и др.

Прочность копировальных стержней регулируется рецептурой, количеством связующего и режимом прессования. Готовые стержни помещаются в древесную оболочку; древесина должна быть мягкой, обладать малым сопротивлением резанию вдоль и поперёк волокна, иметь гладкую, блестящую поверхность среза и ровный одинаковый тон и цвет. Наилучшим материалом для оболочки является древесина сибирского кедра и липы. Деревянные дощечки обрабатываются парами аммиака (для удаления смолистых веществ), пропитываются парафином и прокрашиваются. Затем на спецстанке на дощечках делают «дорожки», в которые укладываются стержни, дощечки склеивают и разделяют на отдельные карандаши, одновременно придавая им шестигранную или круглую форму. После этого карандаши шлифуются, грунтуются и окрашиваются. Окраска производится быстровысыхающими нитроцеллюлозными красками и лаками, обладающими чистым тоном и ярким цветом. После многократного покрытия оболочки этими лаками на ней образуется прочная лаковая плёнка, придающая готовому карандашу глянцевую, блестящую поверхность и красивый вид.

Классификация карандашей

В зависимости от исходных материалов пишущего стержня и назначения различаются следующие группы и типы карандашей.

1. Графитные: Школьные, Канцелярские, Чертёжные, Рисовальные;

2. Цветные: Школьные, Канцелярские, Чертёжные, Рисовальные;

3. Копировальные: Канцелярские

Кроме того, карандаши различаются по габаритно-размерным показателям, по твёрдости стержня, по отделке оболочки. К габаритно-размерным показателям относятся: форма поперечного сечения, длина и толщина карандаша. По форме поперечного сечения карандаши бывают круглые, гранёные и овальные. Некоторым группам или типам карандашей присвоена только одна форма поперечного сечения; для других допускаются различные. Так, карандаши чертёжные выпускаются только гранёные — шестигранные, карандаши копировальные — только круглые; канцелярские могут иметь любую из указанных форм, а также трёх-, четырёх-, восьмигранную или овальную форму поперечного сечения. Карандаши имеют длину 178, 160, 140 и 113 мм (с допуском по этим размерам ±2 мм). Основной и наиболее часто применяемый из этих размеров — 178 мм, он обязателен для карандашей графитных — школьных, чертёжных и рисовальных; для цветных — чертёжных и рисовальных; для карандашей канцелярских цветных допускается также длина 220 мм. Толщина карандаша определяется его диаметром, причём для гранёных диаметр измеряется по вписанной окружности; она колеблется от 4,1 до 11 мм, наиболее распространённая толщина 7,9 и 7,1 мм.

По степени твёрдости пишущего стержня карандаши подразделяются на 15 групп, обозначаемых буквами и цифровыми индексами в последовательном порядке: 6М, 5М, 4М, ЗМ, 2М, М, ТМ, СТ, Т, 2Т, ЗТ, 4Т, 5Т, 6Т, 7Т. Буква «М» обозначает мягкость пишущего стержня, буква «Т» — его твёрдость; чем больше цифровой индекс, тем это свойство сильнее у данного пишущего стержня. На школьных графитных карандашах степень твёрдости обозначается номерами № 1 (мягкий), № 2 (средний) и №3 (твёрдый). На копировальных карандашах — словами: мягкий, средней твёрдости, твёрдый.

За границей степень твёрдости обозначается латинскими буквами «В» (мягкие) и «Н» (твёрдые).

Карандаши графитные школьные выпускались средних степеней твёрдости, чертёжные — всех существующих степеней твёрдости, цветные всех типов — обычно мягкие.

Карандаши графитные чертёжные "Конструктор"

Цвет покрытия древесной оболочки также различен для разных карандашей; оболочка карандашей цветных, как правило, окрашивалась по цвету пишущего стержня; для оболочки других карандашей каждому названию обычно присваивалась одна или несколько постоянных расцветок. Окраска оболочки бывала нескольких видов: одноцветной либо с окраской под мрамор, декоративной, с рёбрами или с гранями, окрашенными в контрастные цвета либо крытыми металлической фольгой, и др. Некоторые виды карандашей выпускаюлись с декоративной головкой, которая окрашивалась в цвета, отличные от цвета оболочки, с пластмассовой или с металлической головкой и др. Выпускались также карандаши с пластмассовыми или металлическими наконечниками, с резинкой (только графитные), с заточкой стержня и др.

В зависимости от этих показателей (свойств пишущего стержня, формы поперечного сечения, габаритно-размерных показателей, вида отделки и оформления), каждому виду карандашей и наборам присваивались различные наименования.

Карандаши графитные чертёжные "Политехник"

Ассортимент карандашей

Карандаши подразделяются на три основные группы: графитные, цветные, копировальные; кроме того, существует особая группа специальных карандашей.

Карандаши графитные по назначению делятся на школьные , канцелярские , чертёжные и рисовальные .

Школьные карандаши — для школьных занятий по письму и рисованию ; выпускались трёх степеней твёрдости — мягкие, средние и твёрдые,— обозначаемых соответственно номерами: № 1, № 2, № 3.

Карандаш № 1 — мягкий — давал черту густого чёрного цвета и применялся для школьного рисования.

Карандаш № 2 — средней твёрдости — давал чёткую чёрную черту; применялся для письма и для рисования.

Карандаш № 3 — твёрдый — давал бледную черту серовато-чёрного цвета: предназначался для рисования и начальных работ по черчению в школе.

К числу школьных относялись карандаши, имевшие металлический ниппель, в котором была закреплена круглая резинка для стирания записей, сделанных карандашом.

Канцелярские карандаши — для письма ; выпускались преимущественно мягкие и средней твёрдости.

Чертёжные карандаши — для графических работ ; выпускались по степени твёрдости пишущего стержня от 6М до 7Т. Твёрдость и определяла целевое назначение карандашей. Так, 6М, 5М и 4М — очень мягкие; ЗМ и 2М — мягкие; М, ТМ, СТ, Т — средней твёрдости; ЗТ и 4Т — очень твёрдые; 5Т, 6Т и 7Т — очень твёрдые, для специальных графических работ.

Рисовальные карандаши — для рисования, тушёвки эскизов и других графических работ : выпускаются только мягкие, различных степеней твёрдости.

Ассортимент графитных карандашей

Карандаши цветные по назначению делятся на школьные , канцелярские , чертёжные , рисовальные .

Школьные карандаши — для начального детского рисования и рисовальных работ школьников младших классов ; выпускались круглой формы, наборами по 6—12 цветов.

Канцелярские карандаши — для подписи, корректуры и т. д. , выпускались 5 цветов, иногда двухцветные — например, красно-синие, главным образом шестигранные, кроме карандашей «Светлана», имевших круглую форму.

Чертёжные карандаши — для чертёжных и топографических работ ; выпускались преимущественно наборами по 6 или 10 цветов; форма шестигранная; цвет покрытия — по цвету стержня.

Рисовальные карандаши — для графических работ ; выпускались нескольких видов, отличались от школьных длиной и количеством цветов в наборах, от 12 до 48, в основном круглой формы, кроме рисовальных № 1 и № 2, имевших шестигранную форму. Во всех наборах имелось 6 основных цветов, дополнительные оттенки этих цветов и обычно карандаши белого цвета.

Все карандаши, выпускавшиеся в наборах, упаковывались в картонные художественно оформленные коробки с многоцветными этикетками.

Ассортимент цветных карандашей

Карандаши копировальные выпускались двух видов: графитные, т. е. содержащие в качестве наполнителя графит, и цветные, пишущий стержень которых содержал вместо графита тальк. Копировальные карандаши изготовлялись трёх степеней твёрдости: мягкие, средней твёрдости и твёрдые. Копировальные карандаши выпускались, как правило, круглой формы.

Ассортимент копировальных карандашей


Карандаши специальные — карандаши с особыми свойствами пишущего стержня или специального назначения ; изготовлялись графитные и цветные. К группе карандашей специальных графитных относились «Столярный», «Ретушь» и портфельные карандаши (для записных книжек).

Карандаш «Столярный» предназначался для отметок на дереве при выполнении плотничных и столярных работ. Имел овальную форму оболочки и иногда прямоугольную форму сечения пишущего стержня.

Карандаш «Ретушь» — для ретуширования фотографий, тушёвки, нанесения теней. Пишущий стержень содержал мелкоразмолотый берёзовый уголь, вследствие чего давал жирную черту густо-чёрного цвета.

Выпускались четырёх номеров, различавшихся твёрдостью: № 1 — очень мягкий, № 2 — мягкий, № 3 — средней твёрдости, № 4 — твёрдый.

К специальным цветным карандашам относились «Стеклограф» и «Светофор» .

Карандаш «Стеклограф» имел мягкий стержень, дававший жирную и густую черту; применялся для отметок на стекле, металле, фарфоре, целлулоиде, для лабораторных занятий и т. д. Выпускался 6 цветов: красного, синего, зелёного, жёлтого, коричневого и чёрного.

Карандаш «Светофор» представлял собой вид цветных карандашей, имел продольно-составной стержень, состоявший из двух или трёх цветов, что давало возможность при письме одним карандашом получать черту нескольких расцветок. Карандаши обозначались номерами, соответствующими числу расцветок, которыми писал стержень.

Наименования и основные показатели специальных карандашей

Качество карандашей

Качество карандашей определялось соответствием ищущего стержня, оболочки, отделки и упаковки требованиям, установленным стандартом. Важнейшим показателем качества карандашей являлись: для графитных — прочность на излом, твёрдость, интенсивность черты и скольжение; для цветных — те же показатели и (соответствие цвета утверждённым эталонам; для копировальных — то же и копирующая способность стержня. По всем этим показателям производилась проверка специальными приборами и в лабораторных условиях. Практически для определения качества карандашей следовало руководствоваться следующими требованиями. Пишущий стержень должен был быть заклеен в деревянную оболочку прочно и максимально точно в её центре; нецентричность стержня определялась наименьшей, т. е. самой тонкой частью оболочки, размеры которой были установлены стандартом для карандашей 1-го и 2-го сортов; пишущий стержень не должен был свободно выходить из оболочки при заточке карандаша или при нажиме на него с торца; должен был быть целым и однородным по всей своей длине, не должен был содержать посторонних примесей и включений, царапающих бумагу при письме, не должен был иметь ни явных, ни скрытых трещин, не должен был крошиться при заточке и при письме. При очинке карандаша, при вертикальном нажиме на отточенный кончик стержня последний не должен был давать сколов, т. е. произвольного отламывания или скалывания частиц стержня. Площадь поперечного сечения стержня на торцах карандаша должна была быть ровной, гладкой, без повреждений и сколов. Для цветных стержней требовалась одинаковая по цвету и интенсивности черта при письме по всей длине стержня.

Оболочка карандашей изготовлялась из доброкачественной древесины, без сучков, трещин и других пороков; должна была обладать малым сопротивлением резанию, т. е. легко и мягко чиниться остро отточенным ножом, при очинке не ломаться и иметь гладкую поверхность среза. Торцы карандашей должны были быть срезаны ровно, гладко и строго перпендикулярно к оси карандаша. Карандаш должен быть прямым и ровным по всей длине, без деформации. Поверхность должна была быть гладкой, блестящей, без царапин, вмятин, трещин и наплывов лака. Лаковое покрытие не должно было растрескиваться, осыпаться и липнуть при увлажнении.

По дефектам внешнего вида карандаши подразделялись на два сорта: 1-й и 2-й; причём пишущие свойства для карандашей обоих сортов должны были быть одинаковыми. Ко 2-му сорту относились карандаши, в которых стрела прогиба по длине не более 0,8 мм, скол древесины или лаковой пленки от торца карандаша не более 1,5 мм, скол стержня на торцах не более половины площади поперечного сечения стержня — на глубину не более 1,0 мм, нецентричность стержня не более 0,33 D—d (D — диаметр оболочки карандаша по вписанной окружности, d — диаметр стержня в мм), а также царапины, вмятины, шероховатости и наплывы (шириной и глубиной не более 0,4 мм) не более 3 по всей поверхности карандаша, общей длиной до 6 мм и шириной до 2 мм.

Карандаши маркировались бронзовой или алюминиевой фольгой на одной или нескольких гранях. Маркировка должна была содержать наименование фабрики-изготовителя, наименование карандашей, степень твёрдости (обычно буквенными обозначениями) и год выпуска (обычно двумя последними цифрами соответствующего года (например «55» означает выпуск 1955 год). На копировальных карандашах маркировка содержала сокращённое слово «Копир». На карандашах 2-го сорта, кроме того, должно было быть обозначение «2 с». Маркировка должна была прочно держаться на поверхности карандаша, быть чёткой, ясной, свободно читаться, все линии и знаки должны быть сплошными и не сливаться.

Карандаши: Руслан, Рогдай, Ратмир (фабрика им. Красина)

Карандаши упаковывались в картонные коробки преимущественно по 50 и 100 штук одного наименования и сорта. Карандаши цветные школьные и рисовальные упаковывались наборами разных цветов по 6, 12, 18, 24, 36 и 48 расцветок в одном наборе. Карандаши графитные чертёжные, цветные чертёжные и некоторые другие виды карандашей также выпускались наборами разного содержания. Коробки с карандашами по 50 и 100 штук и наборы всех видов оформлялись наклейкой многокрасочной художественной этикетки. Коробки с наборами и с карандашами по 10 и 25 штук укладывались в картонные футляры или упаковывались в пачки из плотной обёрточной бумаги и перевязывались шпагатом или тесьмой. Коробки с карандашами по 50 и 100 штук перевязывались шпагатом или тесьмой либо оклеиваются бумажной бандеролью. Коробки с наборами цветных карандашей оклеивались многокрасочными этикетками, обычно с художественными репродукциями.

Карандаши "Косметика" (Славянская государственная карандашная фабрика ММП УССР)

Карандаши графитные "Живопись", "Юность", "Цветной"

Набор цветных карандашей "Юность" - арт. 139 из 6-ти карандашей. Цена 77 копеек.

Набор цветных карандашей "Цветной" - арт. 127 и 128 из 6-ти и 12-ти карандашей. Цена одного карандаша соответственно 8 копеек и 17 копеек.

Набор цветных карандашей "Живопись" - арт. 135 из 18-ти карандашей. Цена 80 копеек.

Карандаши графитные цветные "Живопись", "Искусство"

Набор цветных карандашей "Живопись" - арт. 133 из 6-ти карандашей. Цена 23 копейки.

Набор цветных карандашей "Искусство" - арт. 113 из 18-ти карандашей. Цена 69 копеек.

Набор цветных карандашей "Искусство" - арт. 116 из 24-х карандашей. Цена 1 рубль 20 копеек.

Простой карандаш - это что-то такое привычное, чем в детстве рисовали на обоях, в школе делали пометки в учебниках и чертили треугольники на геометрии. Большинство людей знают, что это просто "серый" карандаш, чуть больше о нем знают те, у кого было черчение в школе, реальную его красоту знают художники и представители еще нескольких профессий, которые используют карандаши в работе.

Немного о простых карандашах.
В обычном понимании, простой карандаш - это графит в деревянной оболочке. Но все не так просто. Ведь "серый карандаш" может иметь разные оттенки, в зависимости от степени мягкости грифеля. Грифель состоит из графита с глиной: чем больше графита, тем мягче тон, чем больше глины, тем тверже.
Сами карандаши тоже бывают разные: в типично деревянной оболочке, цанговые и цельнографитные.

Начнем с деревянных.
Я буду описывать карандаши и прочие материалы, которые есть у меня и которыми регулярно пользуюсь. Не у всех из них вид как с витрины, но понять, что это вполне реально =)
Итак, набор карандашей "Koh-i-Noor", 12 шт. Фирма знакома всем, эти карандаши есть в любом магазине канцелярских товаров и покупать их можно как коробками, так и поштучно. Цена их довольно демократична и доступна.
Карандаши хорошие, но поштучно можно купить и подделку с плохим деревом и грифелем.
Это набор вроде как для художников от 8В до 2Н, но есть еще такой же для черчения, в нем преобладают твердые карандаши.

Набор карандашей "DERWENT", 24 шт. Тона от 9В до 9Н, некоторые по 2 штуки одного вида (ниже напишу почему это удобно). На самом деле, карандаши, что мягче 4В и тверже 4Н практически не использую, поскольку карандаши "DERWENT" и так куда мягче тех же "Koh-i-Noor", поэтому даже не знаю что рисовать, к примеру, карандашом 7В, если он настолько мягкий, что после себя графитную крошку оставляет.
Карандаши качественные, хорошо точатся, не ломаются, однако, первое время надо привыкнуть к их, хм, запаху. Впрочем, через недели две он выветривается.

Набор карандашей "DALER ROWNEY", 12 шт. Очень мягкие карандаши от 2Н до 9В (см. ниже рис. сравнение маркировок) в компактной коробочке-пенале.

Карандаши лежат в два ряда, так что во время рисования надо верхний ряд снять

Ну и, конечно, "Faber Castell". К этим карандашам никаких претензий нет, но повышенная мягкость не уступает "DERWENT".
Коробочных вариантов у нас в продаже нет, есть только две серии поштучных.
Более дешевая серия

И вот недавно появилась чуть более дорогая, но весьма стильная серия. "Пупырышки" вполне объемны и благодаря им и треугольной форме карандаша - держать и рисовать ими очень приятно.

Мягкость карандаша можно посмотреть не только по маркировке, но и по цвету головки, который соответствует тону грифеля.

Кроме этих производителей, есть еще многие другие (типа "Marco", "Конструктор", прочие), которые по какой-либо причине не устраивают меня лично, но это не причина их игнорировать, так что пробовать можно все.
Дополнительно к наборам я покупаю наиболее используемые карандаши той же фирмы и той же маркировки, что и в коробке.
У меня всегда по два карандаша 2В, В, НВ, F, Н и 2Н. Это необходимо потому, что во время рисования не всегда нужен остро заточенный карандаш, поэтому один карандаш, к примеру, 2Н у меня острый, а второй с тупым закругленным кончиком. "Тупой кончик" нужен когда необходимо набрать тон, при этом, не оставляя четкий след штриха. Этому не учили в художке, но, как показывает практика, это весьма удобно и многие художники, мастера простого карандаша, так делают.

Цанговые карандаши. О них уже было написано немного ранее . Снова повторюсь, что они хороши во всяких полевых условиях или в дороге, а на рабочем месте лучше рисовать деревянными.
Неоспоримый плюс цанговых карандашей еще в толщине стержня, точнее в разнообразии этой толщины.
Крандаши бывают под стержень от 0,5 мм (07, 1,5 и т.д.)

И до весьма впечатляющей толщины стержней мягких техник

Цельнографитные карандаши. Целиком и полностью состоят из графита в тонкой оболочке, чтоб не пачкать руки.
Тут у меня карандаши "Koh-i-Noor", других в продаже что-то не видно. В принципе, пользуюсь ими еще реже, чем цанговыми, потому что их не очень удобно точить и мало где есть необходимость рисовать всей толщиной стержня. Еще один существенный минус - они бьются...

Немного о маркировке.
Начнем с того, что она у каждой фирмы своя. Тоесть, маркировка как бы стандартная от 9В до 9Н, но, как видно на рисунке ниже, НВ "DALER ROWNEY" и НВ "Koh-i-Noor" - это два разных НВ. Именно поэтому, если нужны карандаши разной степени мягкости их надо брать все одной фирмы, лучше в наборе.
"Faber Castell №1" - серия та, что дешевле.
"Faber Castell №2" - с "пупырышками" (на самом деле "F" их у меня нет, просто где-то таким он бы был).

Собственно, о мягкости и твердости карандашей.
Твердые карандаши - это Н-9Н. Чем больше цифра, тем карандаш тверже/светлее.
Мягкие карандаши - В-9В. Чем больше цифра, тем мягче/темнее карандаш.
Твердо-мягкие карандаши - НВ и F. C НВ все понятно - это средний между Н и В, а вот F - весьма загадочная маркировка, это средний тон между НВ и Н. Толи в силу своей необычности, толи таки из-за тона, но у меня этот карандаш используется чаще всего (только "DERWENT" или "FC", у "Koh-i-Noor" он сильно светлый).
Есть еще русская маркировка "Т"-твердый, "М"-мягкий, но у меня таких карандашей нет.
Ну и просто, чтоб сравнить

Нижняя строка - DALER ROWNEY, самые темные карандаши.
Предпоследняя строка - набор Локи "DERWENT-sketch", он немного отличается от моего (верхнего DW).
Третья снизу - несколько карандашей "Marco". У них самая альтернативная маркировка, потому что 6В темнее, чем 8В, а 7В светлее, чем НВ. Поэтому у меня их нет.

Как пример использования - мой рисунок "Любопытный лис"

Самый светлый тон - снег, он нарисован карандашом 8Н (DW)
Светлый мех - 4Н (Koh-i-Noor) и 2Н (FC№1)
Средние тона - F (DW и FC№1), Н (DW и FC№1), НВ (DW), B (FC№1 и FC№2)
Темные (лапы, нос, контуры глаз и ушей) - 2B (FC№1 и FC№2), 3B (FC№1), 4B (Koh-i-Noor)

Обзор стирательных резинок -

Простые карандаши для художника

Любой человек, который когда-либо писал, рисовал или чертил простым карандашом, знаком с графитом. Мы привыкли считать простые карандаши сделанными сделанными из графита, и не задумываемся о том, что но на самом деле стержень графитового карандаша сделан из смеси графита и глины, и запакован в корпус, чаще всего деревянный. Именно к оличество глины определяет степень твердости или мягкости карандаша.

Графит это минерал, который является одной из форм углерода. Добывают его различных горных пород, а также изготавливают его искусственные аналоги. Сырьём для этого, к примеру, могут служить карбиды, которые подвергают воздействию высоких температур, или чугун, который, напротив, постепенно охлаждают, чтобы получить искусственный графит.

Основная линейка деления карандашей по твёрдости такова: «H»-карандаши и «B»-карандаши. «H»-карандаши твёрдые, и чем выше номер (он проставляется рядом с буквенным обозначением, например: 1Н или 2Н), тем светлее линии. К арандашом номера 6H, например, будет чертить гораздо легче, чем карандашом 2H. «B» карандаши мягкие и чем выше число, тем темнее линии или штрихи он будет делать. Что соответствует русской маркировка «Т» (твёрдый) и «М» (мягкий). Для рисования обычно используются карандаши мягкости «В», или «М» — если по нашему.

Нижерасположенная схема показывает полный спектр твёрдости графитовых карандашей, принятый на Западе, с которым нам тоже приходится сталкиваться постоянно. «НВ» означает по-русски и соответствует по свойствам маркировке «ТМ» - твёрдый-мягкий - и является серединой шкалы. Маркировка «F» соответствует «ТМ», просто она реже встречается.

Шкала твёрдости импортных карандашей

Самый чёрный (и самый дорогой) графит все же лишен интенсивности черноты, кроме того, ему, как и графиту вообще, свойственен блеск. Рисунок, исполненный графитом (тем более твёрдым) блестит. Поэтому в некоторых художественных работах его заменяют рисовальным , который даёт интенсивную густую черноту и не имеет блеска. Вот почему графит пригоден исключительно для небольших, преимущественно альбомных рисунков, которые хорошо сохраняются без (если для рисунка не был взят слишком мягкий графит).

Другие формы художественного графита

Две другие формы графита, которые обычно используются в рисовании: бездревесный карандаш и графитовый брусок (или палочки).

Бездревесный графитовый карандаш. Он же «графит в лаке».

Б ездревесный карандаш (как вы можете догадаться) это графит без деревянного корпуса. В продаже часто бывает под названием «графит в лаке» или «графитовые стержни» (тогда они будут не покрыты лаком). В основном, грифель имеет круглую форму. Затачивать бездревесные карандаши нужно обычной точилкой. Они сделаны для черчения и рисования и обычно на мягкой стороне шкалы твёрдости, чаще в HB, 2B, 4B, 6B и 8B. Опять же, разные производители предлагают разные степени твёрдости. Бездревесным карандашом можно проводить как очень тонкие, так и широкие штрихи, которые делаются скошенной стороной пишущего острия.

Графитовые бруски (палочки)

Графитовые рисовальные бруски

Удобны для больших изображений и для быстрого покрытия больших площадей. Они также выпускаются разной степени твёрдости, и некоторые производители, как Caran d’Ache (на фото выше) делают их разных размеров.

Что такое карандаш? Это своего рода инструмент, который имеет вид стержня, изготовленного из пишущего материала (уголь, графит, сухие краски и др.). Такой инструмент широко применяется при письме, рисовании и черчении. Как правило, пишущий стержень вставляют в удобную оправу. карандаши могут быть цветными и "простыми". Вот как раз о таких "простых" карандашах мы сегодня и поговорим, а точнее о том, какие существуют типы графитных карандашей.

Интересно из истории

Самый первый предмет, отдаленно напоминающий карандаш, был придуман в XIII веке. Он представлял собой тонкую серебряную проволоку, припаянную к ручке. Хранили такой "серебряный карандаш" в специальном футляре. Чтобы рисовать подобным карандашом требовалось недюжинное мастерство и умение, ведь стереть написанное было невозможно. Кроме "серебряного карандаша" существовал еще и "свинцовый" - его использовали для набросков.

Примерно в XIV веке появился "итальянский карандаш" : стержень, сделанный из глинистого черного сланца. Позже стержень стал изготавливаться из порошка жженых костей, смешанного с растительным клеем. Такой карандаш давал четкую и насыщенную цветом линию. Кстати, подобного рода пишущие инструменты до сих пор используются некоторыми художниками для достижения определенного эффекта.

Графитные же карандаши стали известны с XVI века. Их появление очень интересно: в местности Камберленд английскими пастухами была найдена в земле некая темная масса, которой они стали метить овец. Поскольку цвет массы был похож на свинец, ее приняли за залежи металла, но позже стали изготавливать из нее тонкие острые палочки, которые использовались для рисования. Палочки были мягкими и часто ломались, да и пачкали руки, поэтому необходимо было помещать их в какой-либо чехол. Стержень начали зажимать между деревянными палочками или кусочками дерева, оборачивали их в плотную бумагу, перевязывали бечевкой.

Что касается графитного карандаша, который мы привыкли видеть сегодня, то его изобретателем считается Никола Жак Конте. Конте стал автором рецептуры, когда графит смешивался с глиной и подвергался обработке высокой температурой - в результате стержень был прочным и, кроме того, такая технология позволяла регулировать твердость графита.

Типы карандашей

Графитные карандаши бывают двух основных типов: мягкие и твердые. Как правило, степень мягкости или твердости указано на корпусе карандаша. Так, буква "М" означает, что грифель мягкий, буква "Т" - твердый, а буквенное сочетание "ТМ" говорит нам о том, что карандаш твердо-мягкий. Рядом с буквами иногда расположены цифры - они указывают на степень. К примеру, "2М", "3Т" и т.д.


Наглядное отличие карандашей в зависимости от степени мягкости или твердости

В Европе твердость и мягкость тоже обозначается буквами, но уже другими: "Н" - твердый, "В" - мягкий, "НВ" - твердо-мягкий. Художнику удобнее иметь в арсенале карандаши всех типов: для наброска, прорисовки, штриховки и т.д.

Важно правильно хранить карандаши и, конечно, беречь их. Постарайтесь не ронять карандаши на пол, так как от удара грифель может просто расколоться. Кроме того, "простые" карандаши не любят высокую влажность - после того, как грифель отсыреет и вновь высохнет, произойдет его деформация.

К типу графитных карандашей можно отнести и механический карандаш. Грифель такого карандаша подвижный - длина регулируется специальной кнопкой. У механических карандашей могут быть как очень тонкие грифели (0,1 мм), так и достаточно толстые (5 мм). Кстати, профессиональные художники все чаще останавливают свой выбор на механических карандашах высокого качества.

Кстати, сочетание в одном рисунке разных типов карандашей дает прекрасные результаты.

Давайте посмотрим, какими удивительными могут быть рисунки "простым" карандашом.

Рисунки графитными карандашами имеют свое очарование. Экспериментируйте с разными типами карандашей, ищите свой неповторимый стиль!

Карандаш - это графитный стержень в деревян­ной оправе из мягкого дерева, например кедра, длиной примерно 18 см. Графитные карандаши из существующего в природе необработанного графита впервые начали применять в начале XVII в. До этого для рисования использовали свинцовые или серебряные стержни (известные как серебряный карандаш). Современная форма свинцового или графитного карандаша в дере­вянной оправе вошла в обиход в начале XIX в.

Обычно карандаш «работает», если вести его или нажимать грифелем на бумагу, поверхность которой служит своеобразной теркой, расщепля­ющей грифель на мельчайшие частицы. Благода­ря нажиму на карандаш частицы грифеля прони­кают в волокно бумаги, оставляя линию, или след.

Графит, одно из видоизменений углерода, на­ряду с углем и алмазом, является основной соста­вляющей грифеля карандаша. Твердость грифе­ля зависит от количества глины, добавленной в графит. Самые мягкие марки карандашей содер­жат мало - или совсем не содержат - глины. Ху­дожники и чертежники работают целым набо­ром карандашей, выбирая их в зависимости от поставленной перед собой задачи.

Когда грифель в карандаше стирается, его можно продолжать использовать, заточив с по­мощью специальной точилки или бритвы. За­точка карандаша - важный процесс, от которо­го зависит тип линий, наносимых карандашом. Способов заточки карандашей много, и каждый из них дает свой результат. Художник должен попробовать по-разному заточить карандаши, чтобы знать, какие именно линии можно про­водить тем или иным карандашом при разных способах заточки.

Нужно хорошо знать достоинства и недостатки карандаша, как каждого материала, с кото­рым вы работаете. Различные марки карандашей используются в определенных случаях. В следу­ющем разделе рассматриваются некоторые ви­ды рисунков с указанием, какой маркой каранда­ша или графитового материала они были вы­полнены.

Приведенные примеры дают представле­ние о штрихах и линиях, сделанных разными карандашами. Глядя на них, по очереди берите свои карандаши и смотрите, какие штрихи вы можете получить, работая тем или иным ка­рандашом. Наверняка вам не только захочется попробовать каждый карандаш и открыть для себя новые возможности для рисования, вы вдруг обнаружите, что у вас повысилось «чувст­во карандаша». Мы как художники чувствуем материал, которым пользуемся, и это влияет на произведение.

Материалы и примеры штрихов и линий.

ТВЕРДЫЙ КАРАНДАШ

Твердым карандашом можно нанести штри­хи, которые почти не отличаются друг от дру­га, разве что длиной. Тон обычно создается штриховкой перекрестными линиями. Твер­дые карандаши обозначаются буквой Н. Как и мягкие, они имеют градацию твердости: НВ, Н, 2Н, ЗН, 4Н, 5Н, 6Н, 7Н, 8Н и 9Н (самый твер­дый).

Твердыми карандашами обычно пользуют­ся проектировщики, архитекторы и специа­листы, создающие точные чертежи, для кото­рых важны тонкие аккуратные линии, как при создании перспективы или других систем проекций. Хотя штрихи, наносимые твердым карандашом, мало отличаются друг от друга, они могут быть очень выразительными. Тон, как и мягким, можно создать твердым карандашом, штрихуя перекрестными линиями, хо­тя в результате мы получим более тонкий и более формальный рисунок.

СИСТЕМЫ ПРОЕКЦИЙ Д ЛЯ ТВЕРДЫХ КАРАНДАШЕЙ

Твердые карандаши идеально подходят для создания чертежей. Как мы уже говорили, та­кие чертежи обычно выполняют инженеры, проектировщики и архитекторы. Готовые чертежи должны быть точными, на них сле­дует указывать размеры, чтобы исполнители, например мастера, следуя указаниям, могли создать объект по проекту. Чертежи могут быть выполнены с использованием разных систем проекций, начиная с плана на плос­кости и заканчивая изображениями в пер­спективе.


ШТРИХИ ТВЕРДЫМ КАРАНДАШОМ
Я не привожу примеры штрихов, наносимых карандашами 7Н - 9Н.



МЯГКИЙ КАРАНДАШ

Мягкий карандаш обладает большими воз­можностями для тонировки и передачи фак­туры, чем твердый карандаш. Мягкие карандаши обозначают буквой В. Карандаш с маркировкой НВ представляет со­бой нечто среднее между твердым и мягким карандашом и является основным средством между карандашами с крайними свойствами. В диапазон мягких карандашей включаются карандаши НВ, В, 2В, ЗВ, 4В, 5В, бВ, 7В, 8В и 9В (самый мягкий). Мягкие карандаши позволяют художнику выразить свои идеи благодаря тонировке, воспроизведению фактуры, наложению штриховки и даже простым линиям. Самые мягкие карандаши можно использовать для тонировки группы предметов, хотя в целом я считаю, что в этом случае удобнее пользо­ваться графитной палочкой. Все зависит от того, на какую поверхность нужно наложить тон. Если это небольшой рисунок, например на бумаге формата АЗ, то, вероятно, больше подойдет мягкий карандаш. Но если вы хоти­те наложить тон на рисунок большего форма­та, я посоветовал бы вам пользоваться гра­фитной палочкой.

Единственным мягким карандашом, удоб­ным для выполнения рисунков, требующих высокой точности, - пальма первенства, ко­нечно, за твердым карандашом, - является ка­рандаш с зажимаемым тонким грифелем.

­ДРУГИЕ ТИПЫ КАРАНДАШЕЙ

Помимо карандашей, описанных выше, суще­ствуют и другие карандаши, представляющие гораздо больше возможностей для экспери­ментов и открытий в области рисования. Вы найдете эти карандаши в любом магазине, продающем товары для художников.



- Карандаш, помещенный в оправу из скру­ченной бумаги, - графит в оправе из скрученной бумаги, которую отворачи­вают, чтобы освободить грифель.
- Поворотный карандаш - выпускается во многих видах, с самыми разными механиз­мами, открывающими острие графита.
- Карандаш с зажимаемым грифелем - ка­рандаш для эскизов с очень мягким топ­ким или толстым грифелем.
- Стандартный толстый черный карандаш, в течение многих лет известный как «Черный красавец».
- Плотницкий карандаш - используется столярами и строителями для нанесения размеров, записей и набросков новых идей.
- Графитный карандаш или палочка. Этот карандаш представляет собой твердый графит примерно той же толщины, что и обычный карандаш. Тонкая пленка, за­крывающая острие с внешней стороны, отворачивается, открывая графит. Гра­фитная палочка представляет собой бо­лее толстый кусок графита, подобно пас­тели, обернутый в бумагу, которая снима­ется по мере необходимости. Это универ­сальный карандаш.
- Акварельный эскизный карандаш - это обычный карандаш, но если опустить его в воду, то может использоваться как аква­рельная кисть.


Что такое графит.


Графит - это вещество, из которого делают гри­фели карандашей, но существующий в природе графит не помещают в деревянную оправу. Гра­фит, добываемый в разных месторождениях, различается толщиной и различной степенью твердости/мягкости. Как видно из рисунков, графит не предназначен для создания деталь­ных рисунков. Он больше подходит для набро­сков экспрессивного характера, графитом удоб­но работать вместе с виниловым ластиком.

Графитным карандашом можно делать бы­стрые, тяжеловатые, драматичные зарисовки, где используются энергичные линии, большие области темных тонов или интересные фактур­ные штрихи. Такой способ рисования хорошо передаст настроение, но совершенно не подхо­дит для выполнения чертежей. Графитом лучше рисовать большие рисунки: причины этого по­нятны всем. Графит является универсальным средством, и прежде чем вы начнете им рабо­тать, узнайте побольше о его свойствах и осо­бенностях. Так как он не имеет наружной опра­вы, можно полностью использовать его боко­вые поверхности. У нас нет такой возможности, когда мы рисуем карандашом. Вы будете прият­но удивлены, когда увидите, чего можно дос­тичь, рисуя графитом. Лично я если рисую в сво­бодной и динамичной манере, то всегда исполь­зую графит. Если вы в такой манере тоже будете рисовать графитом, то, без сомнения, достигне­те больших успехов.

РИСОВАНИЕ МЯГКИМИ КАРАНДАШАМИ И ГРАФИТОМ

В отличие от твердого карандаша, мягким ка­рандашом и графитом можно делать более толстые штрихи и создавать широкий тоновой спектр - от глубокого черного до белого. Мяг­кий карандаш и графит позволяют делать это быстро и эффективно. Мягким, достаточно ост­рым карандашом можно передать и контур предмета, а также его объем.

Рисунки, выполненные этими средствами, более экспрессивные. Они связаны с нашими чувствами, представлениями, впечатлениями и мыслями, например, это могут быть наброски в блокноте, как результат наших первых впечат­лений об объекте. Они могут быть частью наше­го визуального наблюдения и записей. Рисунки передают изменение тона в процессе наблюде­ния, либо благодаря творческой фантазии, либо выражают поверхность фактуры. Эти рисунки могут также произвольно объяснять или выра­жать экспрессию - то есть они сами могут быть произведениями изобразительного искусства, а не заготовками для будущей работы.

Ластик усиливает действие мягкого каранда­ша. Мягкий карандаш и ластик позволяют до­биться большей выразительности рисунка. Лас­тик, используемый вместе с твердым каранда­шом, чаще всего служит для исправления оши­бок, а в качестве дополнения к мягкому каранда­шу и углю является средством создания образа.


Можно добиться разных результатов, если при работе мягким карандашом и графитом по-разному нажимать на них. Нажим позволяет преобразить изображение, либо изменяя тон, либо делая штрихи более весомыми. Посмотри­те на примеры градаций тона и попытайтесь са­ми поэкспериментировать в этом направлении. Изменяя нажим на карандаш, попытайтесь из­менить максимальное количество изображе­ние, используя различные движения.

­Что такое ластики.

Как правило, мы впервые знакомимся с ласти­ком, когда нужно исправить ошибку. Мы хо­тим стереть то место, где допущена ошибка, и продолжить рисовать. Поскольку ластик ассо­циируется с исправлением ошибок, мы довольно отрицательно относимся к нему и его функциям. Ластик кажется неизбежным злом, и чем больше он стирается от постоянного использования, тем чаще мы считаем, что ом не отвечает нашим требованиям. Пора пересмотреть роль ластика в нашей работе. Если умело пользоваться ластиком, он может ока­заться самым полезным предметом при рисо­вании. Но сначала нужно отказаться от мысли, что ошибки - это всегда плохо, ведь на ошиб­ках учатся.

Выполняя эскиз, многие художники обду­мывают процесс рисования или решают, как будет выглядеть рисунок. Эскизы могут ока­заться ошибочными, и их нужно исправлять в процессе работы. Такое случалось с каждым из художников - даже с такими великими ма­стерами, как Леонардо да Винчи и Рембрандт. Пересмотр представлений почти всегда явля­ется частью творческого процесса, он заме­тен во многих работах, особенно в набросках, где художники разрабатывают свои идеи и за­мыслы.

Желание стереть целиком погрешности в работе и начать рисовать снова - одна из рас­пространенных ошибок начинающих худож­ников. В результате они делают еще больше ошибок или повторяют прежние, что вызыва­ет чувство неудовлетворенности, приводящее к ощущению неудачи. Когда вы вносите ис­правления, не стирайте первоначальные ли­нии до тех пор, пока вас не устроит новый ри­сунок и вы не почувствуете, что эти линии лишние. Мой совет: сохраняйте следы исправ­ления, не уничтожайте их полностью, поскольку они отражают процесс ваших раз­мышлений и уточнение замысла.

Другая положительная функция ластика - воспроизводить области света в тоновом ри­сунке, выполненном графитом, углем или ту­шью. Ластик можно использовать для прида­ния экспрессивности штрихам, подчеркива­ющим фактуру, - ярким примером такого подхода служат рисунки Фрэнка Ауэрбаха. В них техника «тонкинга» является примером использования ластика для создания ощуще­ния атмосферы.

На рынке представлены многие виды лас­тиков, с помощью которых удаляются следы всех веществ, которыми работает художник. Ниже перечислены виды ластиков с указани­ем их функций.

Мягкий ластик («клячка»). Обычно использу­ется для рисунков углем и пастелью, но ему можно найти применение и в рисунке каран­дашом. Этому ластику можно придавать любую форму - это его основное достоинство. Он по­могает выработать позитивный подход к рисо­ванию, поскольку предназначен привносить новое в рисунок, а не уничтожать сделанное.



- Виниловый ластик. Обычно им стирают штрихи углем, пастелью и карандашом. Его можно использовать также для создания не­которых видов штрихов.
- Индийский ластик. Используется для удале­ния штрихов, нанесенных световым каранда­шом.
- Чернильный ластик. Очень трудно полно­стью удалить штрихи, сделанные чернилами. Ластики для удаления чернил и машинопис­ного текста выпускаются в виде карандаша или имеют круглую форму. Можно пользо­ваться комбинированным ластиком, один ко­нец которого удаляет карандаш, другой - чер­нила.
- Очистители поверхности, а именно скаль­пели, бритвенные лезвия, пемза, тонкая сталь­ная проволока и наждачная бумага, использу­ются для удаления неподатливых следов туши на рисунках. Очевидно, что, прежде чем поль­зоваться этими средствами, нужно убедиться, что ваша бумага достаточно плотная, чтобы можно было снять ее верхний слой и не про­тереть до дыр.
- Средства, наносимые на бумагу, такие, как корректирующая жидкость, титановые или китайские белила. Неверные штрихи замазы­вают непрозрачным слоем белил. После их высыхания по поверхности снова можно ра­ботать.

Меры безопасности художника.

Работная с материалами, не забывайте о мерах безопасности. Осторожно обра­щайтесь со скальпелями и лезвием брит­вы. Не оставляйте их открытыми, если ими не пользуетесь. Узнайте, не токсичны ли и не горючи ли используемые вами жид­кости. Так, нанесение белил - очень удоб­ный и дешевый способ удаления чернил, в основе которых вода, но белила ядовиты, и пользоваться ими нужно, соблюдая ос­торожность.

Пемза используется для удаления трудно стираемых штрихов. Однако пользоваться пемзой следует осторожно, так как она может повредить бумагу. Бритвенное лезвие (или скальпель) позволяет соскрести штрихи, которые нельзя удалить другими средствами. Ими можно пользоваться в случае крайней нужды, потому что, удаляя лишние штрихи, вы можете

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?