Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Различные системы летоисчисления. Календари разных народов мира

Календарь — это система счисления больших промежутков времени, основанная на периодичности видимых движений небесных тел. Календари существовали уже 6000 лет назад. Само слово «календарь» пришло из Древнего Рима. Так назывались долговые книги, куда ростовщики ежемесячно заносили проценты. Это происходило в первый день месяца, который раньше называли «календ».

Разные народы в разное время создали и пользовались тремя видами календарей: солнечным, лунным и солнечно-лунным. Наиболее распространен солнечный календарь, в основу которого положено движение Солнца, позволяющее согласовать сутки и год. В настоящее время жители большинства стран пользуются именно этим типом календаря.

Одними из первых создателей календарей были жители Древнего Шумера (находился на территории Ирака). Они пользовались лунным календарем, основанным на наблюдении за движением Луны. С его помощью можно согласовать сутки и лунный месяц. В древнешумерском году было 354 дня, и состоял он из 12 месяцев по 29 и 30 суток. Позднее, когда вавилонские жрецы-астрономы определили, что год состоит из 365,6 суток, прежний календарь переработали, он стал лунно-солнечным.

Еще в те времена, когда только начинали формироваться первые персидские государства, древние земледельцы уже имели свой календарь и знали: есть в году сутки, когда самый короткий день сменяет самая длинная ночь. Этот день самой продолжительной ночи и самого короткого дня называется днем зимнего солнцеворота и по современному календарю приходится на 22 декабря. Много веков назад в этот день древние земледельцы праздновали рождение бога Солнца — Митры. Праздничное действо включало много обязательных обрядов, с помощью которых люди помогали Митре родиться и победить злодейку Зиму, обеспечивая приход Весны и начало земледельческих работ. Все это было для наших предков очень серьезным занятием, ведь от своевременного прихода весны зависела сама их жизнь.

Позднее из Персии бог Митра попал к римлянам и стал одним из почитаемых ими богов. В Римской империи месяцы имели разную длину (иногда длину месяца можно было изменить за взятку), но Новый год неизменно приходился на 1 января — дату смены консулов. Когда же Римская империя официально приняла христианство и выяснилось, что новый, единый Бог Иисус Христос родился 25 декабря, это еще больше укрепило традиции празднования зимнего солнцеворота и стало удобным временем для новогоднего гулянья.

В 46 году до нашей эры Юлий Цезарь, который был не только полководцем, но и верховным жрецом, используя расчеты ученого Созигена, перешел к простым формам египетского солнечного года и ввел календарь, получивший название юлианского. Эта реформа была необходима, так как существующий календарь сильно расходился с природным, и ко времени проведения реформы это отставание от естественной смены времен года составляло уже 90 дней. В основу этого календаря было положено годичное движение Солнца по 12 зодиакальным созвездиям. Согласно императорской реформе год начинался с 1 января. Первый месяц года был назван в честь бога Януса, олицетворяющего начало всего. Средняя длительность года в интервале четырех лет равнялась 365,25 суток, что на 11 минут 14 секунд длиннее тропического года, и эта временная неточность опять стала набегать.

В Древней Греции начало лета приходилось на самый продолжительный день в году — 22 июня. А летосчисление греки вели от знаменитых Олимпийских игр, которые устраивались в честь легендарного Геракла.

Вторая значительная реформа календаря была проведена папой Григорием XIII в 1582 году. Этот календарь назвали григорианским (новый стиль), и он заменил юлианский календарь (старый стиль). Необходимость изменений определялась тем, что юлианский календарь отставал от природного. День весеннего равноденствия, очень важный для определения дат религиозных праздников, смещался и с каждым годом становился все более ранним. Введенный григорианский календарь стал более точным. Дата дня весеннего равноденствия закрепилась за 21 марта, из календаря изымались високосные годы, приходящиеся на последние годы столетий: 1600, 1700, 1800 и т.д., — поэтому в нем меньше високосных годов, вводимых для устранения расхождения календаря со счетом тропических лет.

Григорианский календарь был сразу же принят многими европейскими странами, а в начале XX столетия утвердился в Китае, Румынии, Болгарии, Греции, Турции, Египте.

На Руси применялось летосчисление, придуманное римлянами, и действовал юлианский календарь с римскими названиями месяцев и семидневной неделей. До указа Петра I (1700 год) россияне вели свой календарь «от сотворения мира», которое, по христианскому учению, произошло 5506 лет до нашей эры, а начало Нового года праздновали где в сентябре, после уборки урожая, а где — в марте, в день весеннего солнцестояния. Царский указ привел наше летосчисление в соответствие с европейским и повелел праздновать Новый год зимой — 1 января.

До октября 1917 года Россия жила по юлианскому календарю, «отставая» от европейских стран на 13 дней. Большевики с приходом к власти провели реформу календаря. 1 февраля 1918 года вышел декрет, объявивший этот день 14-м числом. Этот год оказался самым коротким, состоящим из 352 дней, так как согласно реформе календаря за 31 января предыдущего года следовало сразу... 14 февраля.

Была опасность продолжения реформирования русского календаря в духе революционной идеологии. Так, в 1930-е годы предлагали ввести вместо недель «пятидневки». А в 1939 году «Союз воинствующих безбожников» выступил с инициативой присвоить общепринятым названиям месяцев иные имена. Предлагалось называть их так (приводим соответственно с января по декабрь): Ленина, Маркса, Революции, Свердлова, Май (согласились оставить), Советской конституции, Жатвы, Мира, Коминтерна, Энгельса, Великой революции, Сталина. Однако нашлись здравомыслящие головы, и реформу отклонили.

Предложения с поправками в действующую систему летосчисления продолжают появляться. Последняя попытка реформировать календарь была предпринята в 1954 году. На рассмотрение ООН был предложен проект, одобренный многими странами, в том числе и Советским Союзом. Суть предлагаемых изменений заключалась в том, чтобы все первые числа кварталов начинались с воскресенья, причем первый месяц квартала содержал бы 31 день, а остальные два месяца — по 30. Этот вариант изменения календаря был рассмотрен и предварительно одобрен советом ООН как удобный в «сервисном обслуживании» и рекомендован на утверждение Генеральной Ассамблеи ООН, однако под давлением США и других стран был отклонен. О новых проектах изменения календаря сведений пока нет.

В ряде мусульманских стран до сих пор пользуются лунным календарем, в котором начало календарных месяцев соответствует моментам новолуний. Лунный месяц (синодический) составляет 29 суток 12 часов 44 минуты 2,9 секунды. 12 таких месяцев составляют лунный год из 354 суток, который оказывается на 11 суток короче тропического года. В ряде стран Юго-Восточной Азии, Иране, Израиле существуют разновидности лунно-солнечного календаря, в котором смена фаз Луны согласуется с началом астрономического года. В таких календарях важную роль играет период в 19 солнечных лет, равный 235 лунным месяцам (так называемый Метонов цикл). Лунно-солнечный календарь применяется у евреев, исповедующих иудаизм, для вычисления сроков религиозных праздников.

У многих народов существуют собственные календари, отсчет в которых ведется от какого-то важного события. Календари индийцев, китайцев, мусульман и иудеев начинаются с разных дат. В Индии с помощью металлических «вечных» календарей вычисляют праздники.

Центральноамериканские календари датируются VI веком до нашей эры. Их использовали запотеки и ольмеки, а позднее усовершенствовали майя и ацтеки, хорошо знавшие астрономию. Календари основаны на периодичности движения небесных тел. Начало ацтекского года, например, отмечалось по созвездию Плеяд.

Ацтекский календарь («Солнечный камень») — символ Мексики. Он датируется XV веком нашей эры. В центре диска изображен лик бога солнца, а кольца вокруг символизируют временные периоды. Этот камень показывает вселенную ацтеков. У них было два параллельных календаря — гражданский шиупоуалли из 365 дней (18 месяцев по 20 дней плюс пять дней для празднования Нового года) и ритуальный 260-дневный. Оба они изображены на «Солнечном камне».

Индийский «вечный» календарь на 1990-2019 годы.

Чак-Мооль (Чичен-Ица, Мексика) — каменная фигура с плоской чашей на животе. В чашу клали сердца людей, принесенных в жертву богу дождя.

У майя тоже было два календаря. Хааб описывал солнечный год из 365 дней и использовался для домашней жизни, посевов и сбора урожая. Цолькин насчитывал 260 дней и применялся в ритуальных целях. Для новорожденных мальчиков строили карты рождения, чтобы узнать, кем они станут -солдатами, жрецами или жертвами. Важную роль играл и 584-дневный цикл Венеры: эта планета считалась неблагоприятной и потому ассоциировалась с войнами и другими мрачными событиями.

Календарь инков был основан на наблюдениях за солнцем, луной и звездами. Он состоял из 12 месяцев (по 30 дней в каждом) и дополнительных дней. Измерения велись по специальным столбам или камням. Например, в Мачу-Пикчу находится камень Интиуана («столб, к которому привязывается солнце»). Во время равноденствия находится непосредственно над столбом и, следовательно, не дает тени.

В исламе праздники рассчитываются по лунному календарю, бесполезному в сельском хозяйстве, поэтому получили распространение и другие календарные системы. Существуют также китайский и древнеиндийский лунно-солнечные календари, календари отдельных областей и различных сект.

В Индии часто встречаются дисковые «вечные» календари, которые дают возможность проводить календарные вычисления в пределах длительного промежутка времени.

Часы — знаки времени Человечество всегда стремилось измерять время. Древнейший инструмент, использующийся для этой цели, — солнечные часы.

Традиционно солнечные часы часто украшали девизами — как правило, на латыни. Наиболее распространенный — «Время летит» («Tempus fugit»).

У первых механических часов не было циферблата, они просто отбивали время. Впрочем, тогда мало кто мог пользоваться цифрами. Самые старые публичные часы датируются 1386 годом и до сих пор работают -это часы в соборе английского города Солсбери.

В Солсберийском соборе (Англия) сохранились древние часы, которые работают до сих пор.

Часы Орлой в Праге (Чехия).

На больших курантах в Руане (Франция) всего одна стрелка — кого интересуют минуты?

На старых часах часто встречается фигурка звонаря, отбивающая четверти часа. Такие фигурки можно увидеть, например, в соборах Уэллса и Нориджа в Англии. В Уэллсе два «звонаря» — внутри и снаружи.

Большие куранты в Руане (Нормандия, Франция) датируются 1389 годом. У них одна стрелка — в тот период минуты никого не интересовали. Однако в верхней части циферблата расположен наполовину черный, наполовину серебряный шар, позволяющий определять фазы луны и отмечать дни недели. На часах изображены аллегорические фигуры богов, символизирующих небесные тела.

Астрономические часы Орлой в Праге — произведение искусства со сверкающими стрелками и изящными кругами. Они показывают не только время, но и годы, месяцы, дни, восход и заход солнца и луны, положение знаков зодиака. Вокруг часов расположены четыре движущиеся фигурки: Смерть в виде скелета звонит в колокольчик; Тщеславие смотрится в зеркало; Жадность трясет мешком денег, а Турок в тюрбане качает головой.

К XVIII веку исследования земного шара и торговля заставили часовщиков искать способы точно отмечать время. Знаменитый английский изобретатель Джон Гаррисон создал хронометр, позволяющий определять положение корабля в море с точностью до 1°. Моряки умели вычислять местное время, а для расчета точной долготы им требовалась некая точка отсчета, которой стал Гринвичский меридиан.

Хронометр Гаррисона спас множество жизней и кораблей, помогал в торговле и путешествиях.

Линия Гринвичского меридиана в Лондоне. Можно стоять одной ногой в Восточном полушарии, а другой — в Западном.

Стоунхендж — возможно, самые древние часы. Положение камней соответствует восходу солнца в середине зимы и середине лета.

Календарем обычно называется некоторая система, с помощью которой становится возможным дифференцировать поток времени на определенные промежутки, что помогает упорядочить течение жизни. За всю историю человечества календарей было огромное множество, и основывались они на разных принципах. В этой статье мы обсудим календарей, а также поговорим о том, какую форму может принимать наша современная система отсчета времени.

Происхождение слова «календарь»

Прежде чем перейти к описанию непосредственно самих типов систем счисления, выясним, откуда происходит слово, их обозначающее. Термин «календарь» этимологически восходит к латинскому глаголу caleo, которое переводится как «провозглашать». Еще один вариант, ставший источником слова «календарь», это calendarium. Последним в Древнем Риме называлась долговая книга. Caleo сохраняет для нас память о том, что в Риме начало каждого месяца особенным образом торжественно провозглашалось. А что касается долговой книги, то ее значение обусловлено тем, что все проценты по долгам и ссудам в Риме выплачивались первого числа.

Происхождение календарной системы

О том, что время течет по определенному кругу, человечество осознало давно на основании циклически повторяющихся событий и явлений, которых довольно много. Это, к примеру, смена дня и ночи, времен года, вращение небесных сфер и так далее. На основании их со временем развились различные виды календарей. Основная единица времени любого из них - это сутки, которые включают в себя один оборот Земли вокруг собственной оси. Затем немаловажную роль в истории сыграла луна, смена фаз которой образует так называемый синодический месяц. Именуется он так по греческому слову «синодос», которое переводится как «сближение». Речь идет о сближении в небе солнца и луны. Ну и, наконец, смена четырех времен года составляет тропический год. Название его происходит от греческого «тропос», то есть «поворот».

Почему у разных народов, живущих на одной и той же планете, имеются различные виды календарей? Ответ заключается в том, что продолжительность суточного круга, синодического месяца и тропического года не коррелируют между собой, что предоставляет широкие возможности выбора при составлении календаря.

Три вида календаря

На основании описанных значений в разное время предпринимались попытки составить пригодный для жизни общества календарь. Некоторые из них руководствовались только лунными циклами. Таким образом, появились лунные календари. Как правило, они насчитывали по двенадцать месяцев, ориентированных только на движение ночного светила, и не соотносились со сменой времен года. Другие, напротив, свои расчеты делали только на основании круга времен года, не считаясь с луной и ее ритмом. Такой подход дал начало солнечным календарям. Третьи принимали во внимание оба цикла - солнечный и лунный. И, отталкиваясь от последнего, пытались, так или иначе, примирить оба между собой. Они дали начало смешанным солнечно-лунным календарям.

Лунный календарь

Теперь обсудим нюансы времени, основанные исключительно на движении луны. Лунный календарь, как уже было сказано, основывается на синодическом месяце - цикле смены лунных фаз от новолуния к полнолунию. Средняя продолжительность такого месяца равна 29,53 суток. Поэтому в большинстве лунных календарей месяц длится 29 или 30 суток. При этом год чаще всего состоит из двенадцати месяцев. Таким образом, получается, что длина года составляет около 354,36 суток. Как правило, его округляют до 354, вводя при этом периодически високосный год в 355 дней. Делают это везде по-разному. К примеру, известен турецкий цикл, где на восемь лет приходится три високосных года. Другой вариант, с соотношением 30/11, предлагает арабская система, на основе которой составляется традиционный мусульманский календарь.

Поскольку лунные календари никак не связаны с движением солнца, они постепенно расходятся с ним из-за разницы в десять с лишним суток в году. Так, циклу солнечного календаря в 34 года соответствует 35 лет лунного. Несмотря на такую неточность, эта система удовлетворяла многие народы, особенно на ранней стадии развития, когда для них был характерен кочевой образ жизни. Луна легко наблюдаема на небе, и этот календарь не требует значительных сложных расчетов. Со временем, однако, когда возросла роль сельского хозяйства, его возможности оказались недостаточны - потребовалась более жесткая привязка месяцев ко временам года и кругу сельскохозяйственных работ. Это стимулировало процесс развития солнечного календаря.

Недостаток лунного календаря

Помимо того что календарь, основанный целиком на лунном цикле, значительно расходится с тропическим годом, он имеет и другой значительный недостаток. Заключается он в том, что из-за очень сложной орбиты продолжительность синодического месяца непрерывно меняется. Разница при этом может достигать шести часов. Следует сказать, что точкой отсчета нового месяца в лунном календаре является не новолуние, которое труднонаблюдаемо, а так называемая неомения - первое появление молодой луны на закате. Это событие следует за новолунием через 2 или 3 дня. При этом время неомении зависит от времени года, продолжительности текущего месяца и местоположения наблюдателя. Это значит, что календарь, рассчитанный в одном месте, окажется совершенно неточным для другой области. Да и в целом никакая система, основанная на лунных циклах, не способна точно отражать реальное движение ночного светила.

Солнечный календарь

История календаря не может быть полной без упоминания солнечного цикла. Надо сказать, что на сегодняшний день это основная форма счисления времени. Основывается она на состоящем из 365,24 суток. Чтобы сделать расчеты более точными, периодически вводятся високосные годы, которые собирают накопившиеся «излишки» в один «лишний» день. Имеются различные системы високосов, благодаря чему известны многие виды календарей, основанных на движении солнца. Точкой отсчета традиционно считается Поэтому одно из требований солнечного календаря состоит в том, чтобы каждый год это событие приходилось на одну и ту же дату.

Первой системой високосов обладал Его слабым местом было то, что за 128 лет он набирал один лишний день, а точка равноденствия смещалась, соответственно, назад. Эту неточность пытались исправить различными способами. К примеру, Омар Хайям предложил особый 33-летний цикл, который затем был положен в основу персидского календаря. Позже, по инициативе Папы Римского Григория, был введен григорианский календарь, являющийся основным гражданским календарем современного общества. Он также постепенно набирает один лишний день, но этот период растягивается со 128 лет до 3300.

Еще одна попытка улучшить юлианскую систему была сделана Милутином Миланковичем. Он разработал так называемый новоюлианский календарь, который ошибку в сутки набирал уже в 50 000 лет. Сделано это благодаря особому правилу в отношении вековых годов (они могут считаться високосными, только если при делении на 900 в остатке значится 2 или 6). Недостатком григорианского и новоюлианского календарей при их точности является тот факт, что дата равноденствия становится плавающей, и приходится каждый год на разные дни.

Солнечно-лунный календарь

Наконец, коснемся солнечно-лунного календаря. Суть его состоит в том, чтобы примирить в одном цикле движение солнца с движением луны. Для этого необходимо было периодически продлять год на один месяц. Назывался такой год эмболисмическим. В Древней Греции и Вавилоне три дополнительных месяца вводились на протяжении восьми лет. Его погрешность составляет полтора суток за весь восьмилетний период. Более длинный цикл, как сообщает история календаря, был принят в Китае, хотя о нем знали и в Вавилоне, и в Греции. Его погрешность составляет один день на 219 лет.

Разновидности календарей

Теперь поговорим о том, какие разновидности календаря существуют сегодня. Речь пойдет о конструктивных, а не об астрономических особенностях. Так, наиболее востребованы сегодня перекидные, настенные, карманные и отрывные календари.

Перекидные календари

Другое название этого типа типографного издания - «домик». Хотя некоторые варианты могут иметь и иную конструкцию, включающую в себя подставку из пластика. Последние нередко составляют одно целое с подставкой для карандашей и отделами для скрепок. Суть в том, что перекидной календарь конструируется так, чтобы таблицы месяцев были расположены на разных страницах, которые своевременно нужно перелистывать. Вместе с календарем на них очень удобно располагается различная информация или просто красивые изображения, включающиеся в общий дизайн помещения. Применяются такие изделия чаще всего в офисах, удобно располагаясь в углу рабочего стола. Перекидной календарь также часто служит в качестве подарка или сувенира.

Настенный календарь

У многих на кухне имеется такой календарь, прикрепленный к стене, дверце холодильника или двери. Настенные календари очень популярны, потому что удобны в использовании, а их эстетическая ценность в наше время делает их прекрасным украшением для дома. Иногда они объединяются с технологией «домиков». В таком случае настенные календари, как правило, представляют собой настоящие альбомы, посвященные той или иной теме. А функция, собственно, исчисления времени отходит в них на второй план.

Карманный календарь

Этот тип, наверное, наиболее распространенный в наше время. Карманные календари представляют собой небольшие карточки, с одной стороны которых располагается, собственно, календарная табличка, а с другой - какой-нибудь рисунок. Очень часто такие изделия служат закладками, визитными карточками. Нередко их используют и в рекламных целях. Карманные календари - это своего рода открытки, которые несут в себе дополнительную функцию. Их легко можно положить в бумажник и носить при себе, доставая по мере надобности.

Отрывные календари

Советский отрывной календарь знаком каждому. Когда-то они встречались почти в каждом доме, но сегодня их популярность несколько упала, хотя они все еще часто встречаются. Эти изделия представляют собой настоящие книжки, где каждая страница выделена под один день года. Когда настает новый день, прежняя страница отрывается. Поэтому он и называется отрывным. На оборотной стороне страницы содержится какой-либо текст. Как правило, каждый такой календарик посвящен какой-либо теме и представляет в ее рамках довольно информативный источник.

Церковные календари

Несколько слов нужно также сказать о том, что такое церковный календарь, поскольку многие, приходя в храм или читая церковную литературу, сталкиваются с системой двойной датировки. На самом деле под церковным православным календарем подразумевается обычный юлианский календарь. Просто за две тысячи лет он стал отставать от реального астрономического хода времени почти на две недели. Католическая церковь исправила это, результатом чего стало появление григорианского календаря. А вот православные этой реформы не приняли. Русская Православная Церковь и еще несколько независимых юрисдикций, например, до сих пор придерживаются юлианского летосчисления. Но большинство православных церквей мира все-таки перешли на новоюлианский календарь, который в настоящее время совпадает с григорианским.

Церковный календарь, таким образом, имеет как минимум три разновидности. В некоторых странах, кроме того, в церквях применяются свои национальные календари. К примеру, в Египте распространена коптская система летосчисления. Имеются свои календари и у других религиозных организаций. Известны, например, ведический, буддийский, исламский, бахаистский и другие системы организации времени.

Календарь майя

В заключение скажем несколько слов о том, что такое древний календарь майя. На самом деле это не один, а целая система разных летоисчислений. Гражданский календарь на год у индейцев майя был солнечным и состоял из 365 дней. Основное его назначение состояло в том, чтобы упорядочивать сельскохозяйственную жизнь. Был также ритуальный календарь, который назывался Цолькином. Переводится это как «счет дней». Он несколько необычен по своей структуре. Так, календарь на год по Цолькину содержал не 365, а 260 дней. Последние были разделены на два цикла - двадцатидневный и тринадцатидневный. Дни первого из них имели собственное название, а вторые содержали только порядковый номер. Майянская система счета времени включала в себя и такие периоды, как туны (360 дней), катуны (20 тунов), бактуны (20 катунов). Самой большой считалась эпоха в 260 катунов. В пересчете на привычную нам систему счета это составляет 5125 лет. 2012 года завершилась одна такая эпоха, называемая пятым солнцем, и началась новая эра шестого.

Календарь — это ритм, который призван объединить внешнее мироздание с внутренним человеком в некое гармоничное целое. Отношение ко времени свидетельствует не только об определенном уровне культуры, но и является выражением тех внутренних особенностей, которыми одна культура отличается от другой. Естественно, что отношение ко времени внутри отдельно взятой культуры сказывается прежде всего на календаре. Однако календарь является не только ритмом, но и ритмической памятью человечества. Даже самые древние из календарей, такие как cолнечный календарь Древнего Египта или солнечно-лунный календарь Вавилона с их периодически повторяющимися циклами религиозных праздников, всегда преследовали одну важную цель: быть, в первую очередь, надежными хранителями памяти о том, что лежало в первооснове каждой из культур. Иудейский календарь — является религиозным календарем и официальным календарем Израиля. Это комбинированный солнечно-лунный календарь. Годы исчисляются от сотворения мира, которое согласно иудаизму произошло в 3761 г. до н.э. Этому году соответствует год мира (Anno Mundi) первый. Например, 1996 год соответствует иудейскому 5757 году.
Восточный (китайский) календарь , действующий уже несколько тысяч лет во Вьетнаме, Кампучии, Китае, Корее, Монголии, Японии и в некоторых других странах Азии, был составлен во времена в середине третьего тысячелетия до нашей эры. Этот календарь представляет собой 60-летнюю циклическую систему.
Китайская шестидесятилетка образовалась в результате объединения двенадцатиричного цикла («земные ветви»), за каждым годом которого было закреплено название животного, и десятиричного цикла «стихий» («небесные ветви»): пять стихий (дерево, огонь, земля, металл, вода), каждая из которых соответствовала двум циклическим знакам, олицетворяющим мужское и женское начало (поэтому в китайском календаре идут подряд годы, соответствующие разным животным, но одной стихии). Китайский календарь не считает годы в бесконечной последовательности. Годы имеют имена, которые повторяются каждые 60 лет. Исторически, года отсчитывались с года вступления императора на престол, что было упразднено после революции 1911 года. В соответствии с китайской традицией, первый год правления полулегендарного Желтого императора Хуан-ди был 2698 до н.э. Альтернативная система основана на том, что первая историческая запись о начале 60-дневного цикла была сделана 8 марта 2637 до н.э.
Эта дата считается датой изобретения календаря, и все циклы отсчитываются с этой даты. Летоисчисление в Японии — китайское изобретение. Каждый император, восходя на престол, утверждал девиз, под которым будет проходить его правление. В древние времена император иногда менял девиз, если начало правления было неудачным.
В любом случае, начало действия девиза императора считался первым годом нового правления, и с него начиналась новая эпоха — период правления под этим девизом. Все девизы уникальны, поэтому их можно использовать как универсальную шкалу летоисчисления. Во времена реставрации Мэйдзи (1868 год) была введена единая система японского летоисчисления, берущая свое начало в 660 году до н.э. — легендарной дате основания императором Дзимму японского государства. Активно эта система использовалась только до конца Второй Мировой войны. Длительная изоляция индийских княжеств друг от друга привела к тому, что почти в каждом из них была своя местная календарная система. До недавнего времени в стране применялось несколько официальных гражданских календарей и около тридцати местных, служивших для определения времени различных религиозных праздников и обрядов. Среди них можно встретить солнечные, лунные и лунно-солнечные.
Наиболее популярным в Индии является самватский календарь (викрам самват), в котором продолжительность солнечного года в известной степени связана с продолжительностью лунных месяцев. Джавахарлал Неру в своей книге «Открытие Индии», написанной в 1944 г., указывает на большую распространенность самватского календаря. Он писал, что «на большей части территории Индии придерживаются календаря викрам самват». В апреле 1944 г. по всей Индии широко отмечались торжества, посвященные самватскому календарю. Они были связаны с исполнившимся в то время 2000-летием со времени введения эры викрам самват. Так как летосчисление по эре викрам самват начинается с 57 г. до н.э., то, следовательно, 2010 год нашего календаря соответствует 2067-2068 годам самватского календаря. В южной части страны большое распространение имеет гражданский календарь Сака, в котором начало счета лет идет с 15 марта 78 г. н.э. Новый год по нему отмечают около 12 апреля с расхождением в два-три дня. 2010 год нашего календаря соответствует 1932- 1933 годам календаря Сака. В Индии долгое время применялись и другие эры, как, например, эра Кали-юга, которая ведет свое начало с 18 февраля 3102 г. до н.э.; эра Нирвана, которая ведет свой счет с 543 г. до н.э. — предполагаемой даты смерти будды Сакья-Муни. Применялась и эра Фазли — одна из последних исторических эр в Индии. Она была введена падишахом Акбаром (1542-1606), но ею пользовались только в официальных документах. Эпохой этой эры является дата 10 сентября 1550 г. н.э. Широкое распространение имеет и григорианский календарь, который в Индии стали применять с 1757 г. В настоящее время почти все выходящие в свет книги, журналы и газеты датируются григорианским календарем, но часто встречается двойная датировка: по григорианскому календарю и по местному, гражданскому. Запутанность календарных систем оказалась столь значительной, что правительство Индии вынуждено было провести реформу и ввести Единый национальный календарь. Для этой цели в ноябре 1952 г. под председательством крупнейшего ученого, профессора Мегхнада Саха был создан специальный комитет по реформе календаря. По решению правительства он был принят в Индии с 22 марта 1957 г. для гражданских и общественных целей. Для выполнения религиозных обрядов не возбранялось пользоваться местными календарями. Календарь майя берёт начало с мифической даты — 13 августа 3113 года до нашей эры. Именно от неё индейцы отсчитывали прошедшие годы и дни. Начальная точка играет у майя ту же роль, что в европейском летоисчислении дата «Рождества Христова». Почему именно 13 августа 3113 года до нашей эры? Современная наука пока не смогла этого объяснить. Предположительно этот день, в представлениях майя, был ознаменован катаклизмом типа всемирного потопа или чем-то в этом роде. В календаре майя время разделено на циклы или «Солнца». Всего их шесть. Каждый цикл, утверждали жрецы майя, заканчивается якобы полным разрушением земной цивилизации. Прошедшие четыре «Солнца» полностью уничтожили четыре человеческие расы, и лишь немногие люди выжили и поведали о том, что произошло. «Первое Солнце» длилось 4008 лет и завершилось землетрясениями. «Второе Солнце» длилось 4010 лет и закончилось ураганами. «Третье Солнце» насчитывало 4081 год — земля была уничтожена «огненными дождями», пролившимися из кратеров огромных вулканов. «Четвёртое Солнце» увенчалось наводнениями. В настоящее время земляне переживают «Пятое Солнце», конец которого придётся на 21 декабря 2012 года. Шестой цикл в календаре пуст...
Уже в первые века становления христианства предпринимались попытки перебросить хронологический мост между современностью и священными событиями, описанными в Библии. В результате проведённых подсчётов возникло около 200 различных вариантов эры «от сотворения мира», или «от Адама», в которых период времени от сотворения мира до Рождества Христова насчитывал от 3483 до 6984 лет. Наибольшее распространение приобрели три так называемые мировые эры: александрийская (исходная точка — 5501, фактически 5493 до н.э.), антиохийская (5969 год до н.э.) и более поздняя византийская. В VI веке в Византии начала использоваться мировая эра с началом 1 марта 5508 года до н.э. Счёт дней в ней вёлся от Адама, который, исходя из библейских предпосылок, был создан в пятницу 1 марта 1 года данной эры. Исходя из того, что это произошло в середине шестого дня творения, по аналогии было принято считать, что Иисус родился в середине шестого тысячелетия, ибо «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Петр. 3, 8).
В долине Нила, где в незапамятные времена был создан календарь, просуществовавший вместе с Египетской культурой около 4-х столетий. Происхождение этого календаря связано с Сириусом — самой яркой звездой небосвода, воспетой многими поэтами. Итак, Сириус дал Египту первый в мире солнечный календарь, лежащий в основе летоисчисления всего Старого Света, вплоть до настоящего времени. Дело в том, что промежуток времени между двумя первыми утренними восходами Сириуса, которые одинаково совпадали в Египте с летним солнцестоянием и разливом Нила, как раз и составляют хорошо известные нам 365 и 1/4 суток. Однако в качестве длины своего года египтянами было положено целое число дней, а именно — 365. Таким образом, за каждые 4 года сезонные явления опережали Египетский календарь на 1 сутки. Очевидно, для того, чтобы Сириусу пройти по всем датам сокращенного года (из 365 дней), требовалось уже 365×4=1460 суток. Но опять-таки, памятуя о том, что Египетский год короче Солнечного на 1/4 суток (6 часов), то для того, чтобы вернуться точно к той же дате Египетского календаря Сириусу требовался еще один год (1460+1=1461). Этот циклический период в 1461 Египетский год и есть знаменитый «Сотический период» (Великий год Сотиса).
Древнегреческий календарь был лунно-солнечным с примитивными и нерегулярными правилами интеркаляции. Приблизительно с 500 г. до н.э. получили распространение октатерии (octaeteris) — 8-летние циклы, в которых пять обычных лет по 12 месяцев сочетались с тремя годами по 13 месяцев. В последствие эти правила были заимствованы римским календарем. Октатерии в Греции продолжали использоваться даже после реформы Юлия Цезаря. Начало года приходилось на середину лета.
Во второй половине 3 века до н. э. древнегреческим историком Тимеем и математиком Эратосфеном было введено летосчисление от первых Олимпийских игр. Игры проводились один раз в четыре года в дни, близкие к летнему солнцестоянию. Начинались они на 11-й и заканчивались на 16-й день после новолуния. При счёте лет по олимпиадам каждый год обозначался порядковым номером игр и номером года в четырёхлетии. Первые Олимпийские игры открылись 1 июля 776 года до н.э. по юлианскому календарю. В 394 году н.э. императором Феодосием I олимпийские игры были запрещены. Римляне называли их «otium graecum» (греческим бездельем). Однако летосчисление по олимпиадам ещё некоторое время сохранялось. Почему же старый стиль называется Юлианским ? Первая попытка реформировать древний Египетский календарь была предпринята еще задолго до Юлия Цезаря Птолемеем III Эвергетом, который в своем известном «Канопском Декрете» (238 г. до Н.Э.) впервые ввел понятие високосного года, выравнивая тем самым ошибку в 1 сутки, набегающую за 4 года. Таким образом, один год из четырех становился равным 366 суткам. К сожалению, реформа эта тогда не привилась: во-первых, понятие високоса было совершенно чуждо самому духу многовекового Египетского времяисчисления, во-вторых, слишком сильны были еще древние традиции.
Только в эпоху Римского владычества уже известный нам Великий год Сотиса перестал существовать как реальная календарно-астрономическая мера. Гай Юлий Цезарь с помощью известного александрийского астронома Созигена заменил Римский календарь реформированным Египетским календарем «Канопского Декрета». В 46 г. до Н.Э. Рим со всеми своими владениями перешел на новый календарный счет, получивший с тех пор название Юлианского. Именно этот календарь вошел в основу истории христианской культуры. Юлианский календарь оказался недостаточно точным и давал ошибку в 1 день за 128 лет. В 1582 г. весеннее равноденствие сместилось назад на (1582-325)/128 = 10 дней. Из-за важности этого праздника для христианского мира католическая церковь была убеждена в необходимости календарной реформы. Пришедший в 1572 году Папа Григорий XIII провел реформу календаря 24 февраля 1582. Всем христианам повелевалось считать 5 октября 1582 года 15 октября. Календарь стал именоваться Григорианским .
ОМАР 1 (581-644, правление 634-644), второй из «праведных» халифов Арабского халифата, вводит мусульманский (исламский) календарь . До этого у арабских племен летоисчисление велось от "Эры слонов«- 570 года, связанного с нашествием эфиопской армии на Мекку. Начало этого календаря (летоисчисления) ведётся от пятницы 16 июня 622 года, когда Мухаммед (Мухаммад, Магомет, живший в Аравии ≈570-632гг) переселился (араб. — хиджра) из Мекки в Медину. Поэтому в мусульманских странах календарь называют календарём Хиджры (араб. الـتـقـويم الـهـجـري‎‎, ат-таквиму-л-Хиджри).
Календарь Французской революции (или республиканский) был введен во Франции 24 ноября 1793 года и отменен 1 января 1806. Он использовался кратковременно снова во время Парижской коммуны в 1871. Годы отсчитываются с установления первой Французской республики 22 сентября 1792. Этот день стал 1 Вандемьера 1-го года Республики (хотя календарь был введен только 24 ноября 1793). Календарь у древних славян именовался как Коляды дар — Дар бога Коляды. Коляда — это одно из названий Солнца. После зимнего солнцестояния 22 декабря бог Коляда — символ смены годового цикла солнцеворота и перехода солнца от зимы к лету, победы добрых сил над злыми.
Начало летоисчисления велось от даты сотворения мира в Звездном храме, то есть подписания мирного договора в лето Звёздного Храма по Круголету (календарю) Числобога после победы ариев (в современном понимании — России) над империей Великого Дракона (по современному — Китая). Символ этой победы — всадник, поражающий китайского дракона, до сих пор сохранился. В первоначальном варианте это Перун, разящий дракона, а с приходом христианизации Перуна (всадника) назвали Георгием.
До принятия христианства счет времени вели по четырем сезонам года. Началом года была весна, а наиболее важным сезоном, вероятно, считалось лето. Поэтому до нас дошло из глубины веков второе смысловое значение слова «лето» как синонима года. Древние славяне пользовались и лунно-солнечным календарем, в котором каждые 19 годов содержали семь дополнительных месяцев. Была и семидневная неделя, которая называлась седмицей. Конец X века ознаменовался переходом в Древней Руси к христианству. С этим событием связано и появление здесь юлианского календаря. Торговые и политические связи Руси с Византией обусловили принятие христианства и юлианского летосчисления по византийскому образцу, но с некоторым отклонением. Там год начинался 1 сентября. На Руси же по древней традиции началом года считали весну, и год начинали 1 марта. Летосчисление вели «от сотворения мира», приняв византийский вариант этой мифической даты — 5508 год до н. э. Лишь в 1492 г. н. э. (в 7001 г. от сотворения мира) начало года на Руси было установлено 1 сентября. Ввиду истечения седьмой тысячи лет «от сотворения мира» и религиозно-мистического истолкования этого срока, а возможно, и в связи с захватом турками в 1453 г. Константинополя — столицы восточного христианства — в мире распространились суеверные слухи о наступающем в 7000 г. конце света. После того, как эту роковую черту благополучно миновали, и суеверные люди успокоились, Московский церковный собор сразу же в сентябре 1492 г. (в 7001 г.) перенес начало года с 1 марта на 1 сентября. Из указа Петра 1 от 20 декабря 7208 г. от сотворения мира: «Ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а с будущего Генваря (января) с 1 числа станет новый 1700 год купно и новый столетий век. Впреть лета считать не с 1 сентября, а с 1 января и не от сотворения мира, а от Рождества Христова». Год 7208 от «сотворения мира» оказался самый короткий и длился всего четыре месяца, в то время как на Руси в 1699 г. новый год встречался дважды — 31 августа и 31 декабря. В 1702 г. в Амстердаме был напечатан первый русский печатный календарь с началом года с 1 января и счетом лет от «Рождества Христова». Так же со свойственной ему дотошностью Петр подробно расписал, как украшать жилище и праздновать праздник. «Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселья поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять — на то других дней хватает».
А на григорианский календарь Россия перешла только в 1918 году — почти через 350 лет после Европы. Была введена поправка в 13 суток: после 31 января 1918 года сразу наступило 14 февраля. Но православная церковь до сих пор отмечает свои праздники по юлианскому календарю, именно поэтому Рождество у нас празднуют не 25 декабря, а 7 января, и с 2100 года, если церковь не перейдет на Григорианский календарь, разница возрастёт до 14 дней и православное рождество автоматически «перенесётся» на 8 января. Церкви, устанавливавшие календарь по солнечным циклам что-то перемудрили. Нам же из всего этого следует запомнить, что 310 лет назад Новый год стали праздновать 1 января, а через 90 лет Рождество будут праздновать на день позже. А пока, живём и радуемся, что скоро будет самый весёлый праздник — Новый год, и дед Мороз принесёт нам кучу подарков. С наступающим Новым годом!

А совсем недавно любители мистики почти дословно повторяли недовольную княгинюшку, убедившись, как жестоко их «надул» вошедший в скоротечную моду календарь индейцев майя. Предсказанное на 21 декабря 2012 года светопреставление с космическими катаклизмами благополучно провалилось. Правда, ничего похожего этот древний календарь вроде бы и не обещал: к тому времени всего-навсего истек очередной из его «больших» - пятитысячелетних - циклов и начался новый. Но если охота кому «посетить минуты роковые», отчего не верить и в такую ерунду?

Дольше эры длится день

Любой календарь имеет в своей основе движение небесных тел. Люди используют для счета времени Солнце, Луну и звезды с незапамятных времен. Что такое солнечные сутки, отлично понимали первобытные охотники-собиратели, а еще за миллионы лет до того «тему освоили» их будущие жертвы. С появлением культурного земледелия и первых городков-государств возникла нужда не просто угадывать по множеству разрозненных примет, когда в окрестности снова забредет стадо мамонтов, но точно определять «время насаждать и время вырывать посаженное», как говорил Экклезиаст. Ведь в приметах, видимых на земле, обмануться легко, а звезды, хоть их и не потрогаешь рукой, ведут себя куда надежнее. В конце концов искусники-жрецы - первые интеллектуалы человечества, - овладев премудростями астрономии, принялись разрабатывать сложные календарные системы, охватывающие более масштабные периоды.

Конечно, повсюду они это делали независимо от ближних, дальних и вовсе неведомых собратьев, всяк по своему убеждению. Неудивительно, что традиционные календари разных народов не только радикально различаются в первичной точке отсчета (с какого, собственно, момента «начался наш мир», стало быть, родилось его время), но порой, довольно заметно, - числом и длительностью месяцев в году, даже продолжительностью самого года. Скажем, для жителей жарких стран, где у природы не четыре сезона, как в умеренных широтах, а фактически только два, не столь важно точно определять даты смены этих сезонов. Однако неразрывную связь календарных расчетов с ведением хозяйства показывает само происхождение слова: calendarium по-латыни - «книга налоговых выплат».

Мало того, одни мудрецы предпочитали «танцевать» от Солнца, другие - от более коротких лунных циклов (потому, в частности, христиане полагают, что с исходной даты исламского календаря - переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину - на сей день миновали 1392 года, а сами мусульмане насчитывают уже 1436 лет). Третьи старались как-то увязать обороты дневного и ночного светил.

«Ретро плюс» и «ретро минус»

Иные казусы слабее связаны с астрономией или вообще не имеют к ней отношения. Так, нет согласия в хронологиях, ведущих начало от одной общей отметки - сотворения мира Единым Богом иудеев, сиречь Богом-Отцом христиан. По древнеправославной традиции у нас недавно начался 7522 год, в Израиле идет 5575-й, у католиков счет скромнее на тысячу-другую лет. Что ж, по крайней мере, обо всех прочих обстоятельствах важнейшего события верующим спорить не приходится.

Но абсолютные чемпионы в номинации «ретро плюс» - индуисты. По их понятиям творцу Брахме отпущено ровно столетие; сейчас свой жизненный путь он прошел до половины. В году, как полагается, 360 суток, только вот сутки эти - 4,3 миллиарда наших лет - чуть меньше возраста Земли! Если же продолжить пересчет, тогда получится, что и вся Вселенная с ее Большим взрывом - не младенец даже, а просто какая-нибудь инфузория туфелька.

Занятный пример противоположного подхода к истории - современные изыскания академика от математики Анатолия Фоменко с группой поддержки. Согласно их «Новой хронологии», отвергающей любые данные археологии, «единственно достоверная» история человечества насчитывает не более 700 лет. Все ней смешалось: Великий Новгород и Ярославль - один и тот же город, как и Рим с Иерусалимом. Хан Батый был прирожденным русичем, но в то же время литовским князем Гедимином, а вдобавок Иваном Грозным и Василием Блаженным... В конце концов фантасты дописались до того, что Христос, судя по всему, современник этих «исторических клонов», якобы принес людям не столько новую веру, сколько технологию производства знаменитой русской водки. Ну а все прочее, чему учат в школе,- это просто выдумки западных клеветников, мечтающих принизить Россию.

Все-таки она вертится... как-то не так

Православный временник принято называть юлианским, так как его составили на родине средиземноморской астрономии, в Египте, по велению Юлия Цезаря. Действовать он начал в 45 году до н. э., или же в 708-м от основания Города (последнее служило датой «начала времен» у древних римлян).

Однако не прошло и полутора тысячелетий, как стало ясно, что календарь все больше «отстает от жизни». Поскольку продолжительность года в нем на 11 минут больше реальной астрономической, то за каждые 128 лет юлианского летоисчисления к году прибавляются лишние сутки. Оттого важные церковные праздники начали неуклонно «съезжать» в сторону от астрономических фактов. Скажем, в день Пасхи первый луч солнца упрямо не желал осветить, как ему предписано, мозаику в главном римском соборе Святого Петра. Рождество, когда-то примерно совпадавшее с зимним солнцестоянием, рвалось сбежать поближе к весеннему теплу, а уж меньших конфузов было не счесть...

Вновь астрономы засели за расчеты. В итоге их нелегких трудов папа Григорий XIII поступил не просто, а очень просто: распорядился считать день, следующий за 4 октября 1582 года, не пятым числом, а сразу пятнадцатым. Календарь «нового стиля» получил имя в честь этого первосвященника. Своей собственной суточной погрешности григорианцы дождутся нескоро: лишние сутки в этом календаре накапливаются за 10 тысяч лет.

Плюрализм в одном календаре

Любопытно, что такой же декрет, только про 31 января и 14 февраля, издал 326 лет спустя рьяный гонитель всех религий Владимир Ленин. Тем самым Республика Советов встроилась в «земшарное» время, тогда как русская Церковь продолжала жить и праздновать по заветам Цезаря. И делает это - в компании с сербскими, грузинскими, польскими и малой частью греческих братьев по вере - по сей день.

На первый взгляд, казалось бы, парадокс: столетиями одни христиане отвергают техническое новшество других, но упорно придерживаются системы, введенной Бог весть когда язычником-пантеистом. Однако у социальных психологов есть объяснение такой странности: к собратьям, объявленным отступниками от истинной веры, в чем бы та ни заключалась, любые претензии всегда острей, чем к чужакам, отродясь сего учения не ведавшим.

Потому на православных сайтах нередки утверждения, что, мол, на самом деле старый стиль точней и правильней григорианского, а не наоборот. И у Российской Федерации теперь немалый «плюрализм в одном календаре»: государственный праздник Рождества отмечается не перед таким же официальным новогодним праздником, но уже в следующем году, как бы задним числом.

Крыса против кролика

Экзотические календари вроде тех же индейских или индусских, часто имеют сложную структуру, отчего малоинтересны большинству непривычных европейцев.

Но есть в их ряду исключение: китайский или, говоря шире, восточноазиатский календарь. В России за последние 25 лет он приобрел поистине всенародную популярность благодаря своей относительной простоте, а главное, красочным образам дюжины «зодиакальных» животных, породивших массу веселых картинок и доморощенных гороскопов. Это пестрое собрание умножим на пять стихий, помеченных разным цветом: так образуется полный 60-летний цикл. Например, полное имя 2015-го - год Зеленой Деревянной Козы.

У истоков этой системы - древняя легенда о том, как верховный бог, то ли Будда, то ли Нефритовый император даосов, выбирал «правителей» для каждого года. Хитрая Крыса добежала раньше всех и вдобавок покорила божество игрой на флейте, так что ей досталось право открывать каждый цикл. «Замыкающую» же Свинью просто реквизировали у первого встречного крестьянина по дороге на базар, когда бог недосчитался двенадцатого персонажа. Оказывается, давний приятель Крысы, фаворит «отборочных соревнований» Кот, позорно проспал назначенное время: та нарочно не стала будить конкурента. Оттого-то сейчас эти животные в непримиримой вражде...

Однако не все так просто: во вьетнамском изводе календаря Кота отчего-то «пожалели», именно он фигурирует на обычном месте Кролика. А в европейских головах поселился еще один плюрализм: здесь «звериные» годы объявляются прямо с 1 января, хотя по восточному канону срок их прихода - февраль, порой переваливший за середину.

Жители же самой Азии порой относятся к своим календарным традициям с непривычной европейцу серьезностью. В Японии девушкам, родившимся в год Красной (огненной) Лошади, даже в наши дни нелегко найти себе мужа по собственному вкусу: большинство потенциальных женихов сбегает от «тревожного» знака.

Где бы, когда и кем ни была составлена хронология - она не настолько точна, как мы привыкли думать. Именно об этом не устает напоминать современная наука: никакая попытка постичь течение времени по хронографу не может быть абсолютно надежной.

Тем не менее, без календаря никак не могут обойтись ни наши рабочие будни, ни праздники. Только приспосабливать его к фантазиям о числах «новой истории» или, наоборот, о «конце света», как показывает весь опыт прошлого, - затея не из самых умных и полезных.

Три типа

При всем богатстве выбора большинство действующих и древних календарей относится к одной из трех категорий. Лунные привязаны к фазам Луны и не зависят от дневного светила - один и тот же месяц может прийтись на весну и на осень. Лунно-солнечный календарь «пляшет» также от фаз нашей соседки, но в него с определенной периодичностью вносятся поправки, возвращающие начало года в тот сезон, где ему положено быть в рамках данной системы. Наконец, солнечный календарь от Луны независим полностью.

Особняком стоят ритуальные календари американских индейцев с их сложной системой циклов разной размерности, корни которой уходят глубоко в религиозно-мистические дебри. Подчеркнем: именно ритуальные. Для практических целей и майя, и инки пользовались все-таки солнечными календарями.

30 февраля

Такой необычный день был в Швеции в 1712 году. Король Карл XII в 1699 году решил перевести страну с юлианского календаря на григорианский, но не разом, а постепенно - не добавляя дней в високосные годы в течение 40 лет. Исполнить это решение оказалось трудно из-за порождаемой им путаницы в делах. Поэтому, пропустив високосный год в 1700 году, шведы все же добавляли лишний день в 1704 и 1708 годы. В результате Швеция целых 12 лет жила по собственному календарю: на день впереди России и на 10 дней позади всей остальной Европы. К 1712 году Карлу надоела эта странная ситуация, и он вернулся к юлианскому календарю, добавив в февраль сразу два дня.

Расхождение во времени

Жители средневекового Ирана, до арабского завоевания исповедовавшие зороастризм, имели собственный лунно-солнечный календарь. Год в нем состоял из 12 месяцев по 30 дней и пяти добавочных дней. Эта система давала со временем заметную погрешность, и для ее компенсации раз в 120 лет вводился дополнительный месяц. Летоисчисление велось по годам правления очередного шаха. После арабского вторжения и гибели последнего сасанидского шаха Йездигерда III «началом времен» навсегда осталось его воцарение 16 июня 632 года, а часть его единоверцев, опасаясь гонений, перебралась в Индию. Последующие поколения забыли о вставке добавочного месяца, причем у индийской и персидской общин это произошло в разное время. В результате их календари разошлись примерно на месяц, а Новый год, исходно приходившийся на весеннее равноденствие, теперь отмечается летом.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?