Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как улучшить свой писательский язык. Macalester college лекции для писателей на русском Перейти к содержимому

Подобные материалы, пожалуй, выходят чаще, чем хотелось бы. И не просто так, ведь писать хочет каждый, и это замечательно. Выражать свои мысли, делиться ими с окружающими и получать фидбэк - это здорово. Каждый из нас постоянно хочет развиваться и учиться. Это заложено в нас чем-то. Наверное, природой. Для собственных целей я составил небольшую заметку о том, в какую сторону мне бы хотелось развиваться, и, возможно, она пригодится и вам.

А то они типа мешают очень, короче. Как в разговорной речи, так и в письменной у каждого из нас есть слова, которые хотелось бы употреблять реже. Для меня, к примеру, это слова «к примеру», «возможно», «помимо этого» и несколько других, о которых вспомнить сразу не получается. Несмотря на то, что эти слова придают тексту немного красоты, слишком часто употреблять их тоже не стоит. Можно заменять синонимами или постараться переделать текст так, чтобы в них не нуждаться.

Писать каждый день

Хоть что-то. Не говорите себе о том, что у вас нет идей. Они есть всегда:

  1. Что вам сегодня приснилось.
  2. Что интересного вы узнали сегодня/вчера/на этой неделе.
  3. Что бы вы сделали, если бы получили миллион долларов (можете пофантазировать даже на тему миллиарда).
  4. Почему этот день был хорошим.
  5. Как можно было бы прожить этот день лучше.
  6. Что бы вы хотели изменить в сегодняшнем дне.
  7. Почему у вас нет вдохновения и что нужно сделать, чтобы оно появилось.
  8. Что полезного вы сделали.
  9. Чему бы вы могли научить незнакомого человека.
  10. Зачем нам нужен аппендикс (оказывается, он действительно нужен!)

Пишите каждый день, и это поможет вам развивать свой навык всё больше и больше.

Читать книги

А откуда ещё черпать вдохновение и понимание того, как должен выглядеть красивый текст? Простое правило: если вы не читаете, вы не сможете писать. В мире есть , каждая из которых поможет не только окунуться в вымышленный мир, но и получить реальную пользу. Навыки письма, к примеру.

Перечитывать на свежую голову

Многие ошибки всплывают не сразу. Перечитывание текста сразу после написания поможет вычеркнуть пару ошибок, но лучше всего это делать через какое-то время, идеально - на следующий день. Так вы сможете со свежей головой подойти к проверке своего творчества, и уверяю вас, что вы захотите многое исправить и переделать.

Убрать ненужную воду

В книге «Американский психопат» пространные описания того, как главный герой бреется, наносит гель на тело и одевается в костюм от Brioni и туфли от Prada являются художественной фишкой. Вам же лучше избавиться от лишней воды. Не стоит писать как можно больше. Короткие предложения и только то, что действительно нужно. В Интернете слишком много информации, и читать бессмысленные абзацы текста никто не будет.

Прислушиваться к критике

Не к такой критике, а к адекватной. Если ваши близкие друзья или читатели высказали мнение о вашей статье, оцените его и сделайте правильные выводы. Невозможно избавиться от всех своих ошибок самостоятельно. Поэтому обоснованная критика - это лучший фактор для вашего роста.

Писать так же, как думаю

Не стоит писать заумными словами, пытаясь выработать свой собственный стиль. Пишите так, как вы думаете. Тот голос, который сидит у вас в голове, уже знает, что нужно делать. Доверьтесь ему и дайте ему высказать то, что он хочет. Если вы хотите писать, как Буковски, всегда будет кто-то, кто будет делать это лучше. К примеру, Буковски.

«Воровать», но в разумных пределах

Использовать короткие предложения и абзацы

Наслаждаться процессом

Какое-то время назад я хотел стать программистом. Но через некоторое время я понял, что хотел этого лишь потому, что увидел красивый офис, в котором сидели люди и писали код, зарабатывая при этом много денег. Я не хотел стать программистом. Пожалуй, я просто хотел стать богатым. Поэтому, если вы хотите начать писать только потому, что увидели блогера с Macbook в кафе, затея заранее обречена на провал. Вам нужно любить писать и наслаждаться процессом.

К этому выводу я пришёл после того, как пять дней просидел дома, никуда не выходя и ничего не делая. У меня не было ни одной идеи в голове, а о том, чтобы написать хоть что-то, не могло быть и речи. Вам придётся пробовать что-то новое, выходить из зоны комфорта, так как без этого вы будете таким же, как и все. А вам этого не хочется, верно?

Есть ли у вас советы о том, как можно отточить своё писательское мастерство? Делитесь в комментариях!

Содержимое:

Вы мечтаете стать великим романистом, новым Достоевским или Фицджеральдом? Или вы просто хотите научиться выражать свои мысли более последовательно? Пишете ли вы художественную прозу или всего лишь школьные сочинения, вы всегда можете воспользоваться нашими советами и предпринять несколько шагов на пути к совершенству. Чтобы стать великим – или просто хорошим – писателем, нужно много знать и постоянно оттачивать свое мастерство. Но упорный труд приносит плоды, и, быть может, в один прекрасный день кто-то будет мечтать стать новым вами!

Шаги

1 Улучшайте свой язык

  1. 1 Используйте действительный, а не страдательный залог. Один из самых распространенных примеров плохой литературной речи – злоупотребление страдательным залогом. Пример действительного залога: "Вампир укусил парня". Пример страдательного залога: "Парень был укушен вампиром". Как видите, второй пример более многословен и (подобно вампиру) высасывает жизнь из вашего текста, придавая ему суховато-официальное звучание. Учитесь по возможности избегать подобных конструкций.
    • Использовать страдательный залог не всегда плохо. Иногда не получается красиво и ясно составить предложение в действительном залоге или вы намеренно хотите построить фразу в страдательном, чтобы она несла определенный оттенок. Однако стоит сначала научиться соблюдать правило, а уже потом позволять себе исключения.
    • Главное исключение из этого правила – научный стиль, в котором страдательный залог используется очень широко, перенося акцент с субъекта (исследователя) на объект (результат). Например, предложение "рацион щенков был изменен, после чего у трех из десяти были выявлены случаи расстройства желудка" рассказывает о результатах эксперимента, а не о том, кто его проводил.
  2. 2 Используйте сильные слова. Хороший литературный язык, говорим ли мы о романе или школьное эссе, – это язык точный, запоминающийся и несущий элемент неожиданности. Найдите верное прилагательное или глагол, и непримечательное предложение превратится в гениальную фразу, которую люди будут помнить и цитировать спустя многие годы. Подбирайте самые точные слова. Старайтесь не повторять одно и то же слово снова и снова, если только не хотите таким образом создать особый ритм.
    • Исключение – слова, описывающие диалог. Плохой текст пестрит оборотами "прокомментировал он", "молвила она", "ужаснулся он". Редкое и продуманное употребление таких слов оживит ваше произведение, но в большинстве случаев будет достаточно простого "сказал". В школе вас наверняка учили, что нельзя постоянно использовать "сказал" и "сказала", но слишком большое разнообразие синонимов затруднит чтение и будет отвлекать читателя от линии диалога. Если без них не обойтись, склоняйтесь хотя бы к эмоционально нейтральным "спросил" и "ответила", а не "прорычал" и "вскричала". Но лучше пусть в вашем диалоге будет минимум авторских слов: обозначьте в начале, где чья реплика, а дальше пусть персонажи говорят сами за себя
    • Сильные и яркие слова – не значит сложные или малопонятные. Не говорите "эксплуатировать", когда можно сказать "использовать". "Идиосинкразия" далеко не всегда звучит лучше, чем "отвращение". Если вы уверены, что слово "перманентный" идеально подходит по смыслу, используйте его – но если нет, пишите "постоянный".
    • Словарь синонимов или тезаурус могут оказаться полезными, однако пользуйтесь ими с осторожностью. Учитывайте нюансы, уместность, многозначность слов. Согласитесь, что хотя "homo sapiens" – это научное название человека, а сердцем можно назвать центр или средоточие чего-либо, но если вместо "человек с горячим сердцем" вы напишете "homo sapiens с раскаленным средоточием", это будет очень глупо! Если вы намерены использовать тезаурус для расширения своего словарного запаса, уточняйте в словаре точное значение найденных вам слов.
  3. 3 Убирайте лишнее. Хорошо писать – значит писать просто, ясно и понятно. Ни к чему использовать пятьдесят слов там, где вполне достаточно двадцати, или вставлять в текст вычурные многосложные слова лишь потому, что они длиннее. Хороший писатель подбирает нужные слова, а не стремится заполнить всю страницу. Поначалу идея собрать множество мыслей и деталей в одном предложении может показаться вам удачной, но на самом деле такую фразу будет тяжело читать. Если слова не несут никакой смысловой нагрузки, можно смело их вычеркивать.
    • Наречия – классический "костыль", на который опираются посредственные авторы, и часто их роль сводится к тому, чтобы перегружать предложение. Уместно использованные наречия украшают рассказ, но нередко они лишь дублируют значение глагола или прилагательного, к которому относятся, или же вместо конструкции с наречием можно использовать одно, более емкое слово. Не пишите "громко завопил" – вопить и так можно только громко. Если вы заметили, что ваш текст переполнен наречиями, пора сделать глубокий вдох и решительно избавиться от лишнего, оставив только необходимое.
    • Иногда удалять лишнее лучше на стадии редактирования. Не будьте одержимы желанием сразу идеально сформулировать каждое предложение; запишите свои мысли как есть, а затем тщательно отшлифуйте и уберите ненужное.
    • Написанный текст не существует в вакууме; его восприятие напрямую связано с читательским воображением. Не нужно описывать каждую подробность, если всего пары существенных деталей хватит, чтобы читатель сумел домыслить остальное. Расставьте нужные точки опоры, и пусть читающий сам соединит их.
  4. 4 Показывайте, а не рассказывайте. Не рассказывайте читателям того, что можно показать. Не утомляйте их долгими объяснениями прошлого героев или важность того или иного события для развития сюжета, а позвольте им самим узнать об этом из слов, действий и чувств действующих лиц. Это один из важнейших уроков писательского мастерства, который может усвоить и воплотить на практике автор художественной литературы.
    • Например, предложение "прочитав письмо, Софья рассердилась" рассказывает читателю о том, что почувствовала Софья, но не рисует в воображении читателя никакой картины. Скучно и неубедительно. А вот "Софья скомкала письмо, швырнула его в камин и вылетела из комнаты, хлопнув дверью" показывает нам героиню в гневе, не называя ее чувств напрямую. Это гораздо более эффективный прием. Читатели верят тому, что видят, а не тому, о чем им просто сообщают.
  5. 5 Избегайте клише. Клише – это фразы, мысли или обороты, которые используются настолько часто, что уже превратились в банальность. Обычно они носят настолько общий характер, что читатель их даже не запоминает. Пишете ли вы художественный текст или документальный, избавление от клише только пойдет ему на пользу.
    • "Стояла темная ненастная ночь" – типичный пример такой фразы-клише. Сравните ее с первыми строчками нескольких известных произведений.
      • "Был холодный ясный апрельский день, и часы пробили тринадцать". – Джордж Оруэлл, "1984". Не ночь, не темная и не ненастная, однако вы сразу чувствуете, что происходит неладное.
      • "Небо над портом напоминало телеэкран, включенный на мертвый канал". – Уильям Гибсон, "Нейромант" (роман, в котором впервые появилось слово "киберпространство"). Эта фраза не просто рисует картину погоды, но немедленно погружает читателя в мрачный мир книги.
      • "Это было самое прекрасное время, это было самое злосчастное время, – век мудрости, век безумия, дни веры, дни безверия, пора света, пора тьмы, весна надежд, стужа отчаяния, у нас было все впереди, у нас впереди ничего не было, мы то витали в небесах, то вдруг обрушивались в преисподнюю, – словом, время это было очень похоже на нынешнее, и самые горластые его представители уже и тогда требовали, чтобы о нем – будь то в хорошем или в дурном смысле – говорили не иначе, как в превосходной степени". – Чарльз Диккенс, "Повесть о двух городах". Не только погода, но и чувства, надежда, отчаяние – автор готовит читателя ко всему.
    • Избегайте клише, когда пишете о самом себе. Фраза "я коммуникабельный человек" не говорит о вас ничего определенного. Но скажите, что легко находите с людьми общий язык, в том числе в самом прямом смысле, так как выросли в двуязычной семье и в детстве успели пожить в шести странах, и читатель сразу поймет, что вы из себя представляете.
  6. 6 Избегайте обобщений. Широкие обобщения – один из признаков слабого текста. Например, в научном эссе может быть написано: "В наши дни мы более прогрессивны, чем люди были сто лет назад". Это утверждение содержит безосновательные допущения и не дает определения, что значит "прогрессивны". Будьте конкретны и точны. Короткий рассказ или школьное сочинение только выиграют, если вы очистите их от обобщений.
    • К художественной литературе это тоже относится. Не позволяйте себе строить утверждения на пустом месте. Например, если ваш персонаж – женщина, это не значит, что она автоматически должна быть более эмоциональной, нежной или доброй, чем персонаж-мужчина. Такие стереотипы заставляют писать шаблонно, пренебрегая разнообразием возможностей, которые дает реальная жизнь.
  7. 7 Аргументируйте сказанное. Не пускайтесь в спекуляции, не имея доказательств ваших утверждений. Это похоже на принцип художественной литературы "показывайте, а не рассказывайте". Не говорите, к примеру, что без сильной полиции наше общество развалится. Почему? Чем вы можете это подтвердить? Объясните, как вы пришли к такому заключению, чтобы читатели видели: вы знаете, о чем говорите. Тогда они решат, соглашаться с вами или нет.
  8. 8 Употребляйте метафоры и сравнения с осторожностью. В то время как удачная метафора или сравнение сделает ваш текст сильным и ярким, неудачная может сделать его слабым, как младенца (это, кстати, было слабое сравнение). Чрезмерное употребление метафор и сравнительных оборотов намекает, что вы не уверены в своих словах и потому полагаетесь на фигуры речи, чтобы произвести более убедительное впечатление. Кроме того, они имеют свойство превращаться в клише.
    • Смешанная метафора означает соединение двух метафор, часто с несочетаемым значением. Например, "хоть мы и вынуждены играть на чужом поле, наши стрелы разят без промаха". Либо футбол, либо стрельба из лука – но не то и другое вместе! Если вы не уверены, что метафора имеет смысл и не выглядит натужной попыткой остроумия – исправляйте ее или вычеркивайте.
  9. 9 Нарушайте правила. Лучшие из писателей не только умеют следовать правилам, но и знают, когда и как их нарушить. Вы не обязаны оставаться в рамках традиционной грамматики и приведенных нами советов, если знаете, что их несоблюдение улучшит ваше произведение. Главное – писать настолько хорошо, чтобы читатели видели: вы нарушаете правила намеренно и осознанно.
    • Как и во всем, здесь важна умеренность. Остроумный риторический вопрос в первой строчке произведет эффект. Шесть риторических вопросов подряд уже не будут столь эффектны. Решая, когда и зачем нарушить правила, будьте избирательны.
  10. 10 Редактируйте, редактируйте и редактируйте. Редактирование – одна из важнейших составных частей писательства. Когда вы закончили главу или произведение, отложите написанное на день, а затем перечитайте свежим взглядом. Исправляйте непонятное, вычеркивайте целые фрагменты – делайте все, чтобы улучшить свой текст. Когда закончите, перечитайте еще раз. А потом – еще.
    • Некоторые путают редактирование и вычитку. Разумеется, важны оба процесса, однако редактирование касается содержания и строения текста. Не зацикливайтесь на определенных словах или фразах и не бойтесь их изменять, если поймете, что другие формулировки выразят вашу мысль яснее, эффективнее или красивее. Вычитка – это, скорее, технический процесс, направленный на проверку грамматики, орфографии, пунктуации и форматирования.

2 Читайте, чтобы писать

  1. 1 Выберите одну или десять хороших книг. Пишете ли вы роман-эпопею или статью в научно-популярный журнал, познакомьтесь с выдающимися произведениями вашего жанра; это улучшит ваше собственное мастерство. Читайте и осмысливайте работы великих и значимых писателей, чтобы увидеть, что можно выразить словами и что найдет отклик у читателей. Погрузившись в хорошую литературу, вы увеличите свой словарный запас, расширите кругозор и дадите пищу воображению.
    • Обратите внимание на разные способы повествования и разное построение произведений.
    • Попробуйте сопоставить подходы разных авторов к одной теме, посмотрите, что у них общего и в чем отличие. Например, сравните "Смерть Ивана Ильича" Толстого и "Снега Килиманджаро" Хемингуэя.
    • Не забывайте, что, даже если вы пишете нон-фикшн или научные статьи, чтение образцов выдающегося письма поможет вашему совершенствованию. Чем лучше вы знаете, как по-разному можно донести до читателя одни и те же мысли, тем более разнообразно и оригинально вы сможете писать сами.
  2. 2 Отмечайте для себя культурные аллюзии. Вы можете этого не замечать, но книги и фильмы полны отсылок и цитат из классической литературы. Читая классику, вы выстроите своего рода культурный фундамент, который послужит основой для вашего творчества.
  3. 3 Поймите, почему то или иное классическое произведение считают великим. Можно прочитать "Над пропастью во ржи", но не понять сути или не оценить. Если это случится, попробуйте прочитать пару статей или отзывов признанных критиков, чтобы узнать, почему книга оказала такое влияние на литературу. Вам может открыться глубинный смысл, который вы упустили при прочтении. Понимание того, что делает великие книги великими, – один из важнейших навыков для писателя, стремящегося к совершенству.
    • Это также относится к документальной литературе и текстам академического характера. Возьмите несколько работ признанных авторов в вашей области и проанализируйте их. Что у них общего? Как они пишут? В чем вы могли бы взять с них пример?
  4. 4 Ходите в театр. Пьесы пишут для того, чтобы ставить на сцене. Если вы не можете понять и прочувствовать литературное произведение, посмотрите его постановку. Если не найдете постановку, прочитайте произведение вслух. Проникните в мысли персонажей. Слушайте, как звучит язык.
    • Спектакль в большей степени, чем кино, воплощает ожившие слова: единственный "фильтр" между пером автора и вашим восприятием – это режиссерское видение и игра актеров.
  5. 5 Читайте журналы, газеты, блоги – что угодно. Литература – это не единственный источник идей. Реальный мир полон удивительных людей, мест и событий, в которых ваш писательский ум может черпать вдохновение. Хорошему писателю стоит быть в курсе важнейших событий дня.
  6. 6 Научитесь меньше поддаваться влиянию. Такое происходит постоянно: вы читаете гениальный роман и загораетесь желанием немедленно писать собственный. Но сев за письменный стол, вы замечаете, что ваш стиль неоригинален, как будто вы всего лишь имитируете только что прочитанного автора. Учитесь у великих – но вырабатывайте собственный голос. Чтобы он снова зазвучал, сделайте упражнение в технике свободного письма (записывайте все мысли подряд, не задумываясь и не исправляя), перечитайте свои прошлые сочинения или просто прогуляйтесь.

3 Больше практикуйтесь

  1. 1 Купите тетрадь. Не любую тетрадь, а в прочной твердой обложке, чтобы постоянно носить ее с собой. Идея может посетить вас где угодно, и вам нужно зафиксировать на бумаге стремительно ускользающую мысль, пока она не забылась, как сон на прошлой неделе… да-да тот самый… он был потрясающим… вот только о чем он был?!
  2. 2 Записывайте все идеи, какие приходят в голову. Заголовки, подзаголовки, темы, персонажи, ситуации, фразы, метафоры – записывайте все, что поможет разжечь воображение, когда вы будете готовы.
    • Если вы не чувствуете вдохновения, чтобы сочинять, попробуйте делать заметки о том, что видите. Описывайте, как работают официанты в вашей любимой кофейне, и как солнечный свет ближе к вечеру освещает ваш письменный стол. Привычка обращать внимание на конкретные детали обязательно пригодится вам, пишете ли вы стихи или газетные статьи.
  3. 3 Закончите тетрадь и заведите новую. Когда тетрадь закончится, укажите на обложке даты и содержание тетради, чтобы в следующий раз, когда вашему вдохновению понадобится стимул, вы легко могли найти нужные записи.
  4. 4 Вступите в писательское сообщество. Один из лучших способов развить свои навыки и сохранить мотивацию – общаться с другими и получать отзывы о своей работе. Найдите группу по интересам, объединение или клуб писателей в своем городе или в Интернете. Члены таких сообществ обычно читают произведения друг друга и затем обсуждают, что им понравилось, что не понравилось и что и как можно улучшить. Вы можете увидеть, что не только получение отклика от других, но и высказывание собственного мнения станет ценным уроком и поможет совершенствованию ваших навыков.
    • Встречи и обсуждения существуют не только для авторов художественной литературы! Умение писать академические тексты также можно улучшить, давая их прочесть друзьям или коллегам. Кроме того, такое сотрудничество мотивирует вас делиться своими идеями и выслушивать чужие.
  5. 5 Пишите каждый день. Ведите дневник или блог, пишите письма друзьям или просто выделите себе час, чтобы писать о чем угодно. Выберите тему и начинайте. Сама тема совершенно не важна – важно сесть и писать. И еще писать. И снова писать. Писательское мастерство требует практики: оно подобно мышцам, которые можно укрепить и нарастить только путем регулярных тренировок.

4 Придумайте историю

  1. 1 Выберите тему и набросайте канву своей истории. Она не должна быть подробной, просто задайте направление, в котором будет развиваться сюжет. Например, классический сюжет голливудской мелодрамы: парень встречает девушку, парень любит девушку, парень теряет девушку, парень воссоединяется с девушкой, и в финале все счастливы. (Прочие сцены будут добавлены позже.)
  2. 2 Напишите план. Вам наверняка очень хочется сразу начать писать и додумывать сюжетные линии и повороты по мере продвижения вперед. Не делайте этого! Даже простейший план поможет вам представить картину в целом и сэкономит вам многие часы переписывания. Начните с общей схемы и постепенно развивайте ее. Заложите основы своей истории, населите ее пока хотя бы главными персонажами, определите место действия, время и атмосферу.
    • Если какую-то часть плана нельзя описать в нескольких словах, разбейте ее на подпункты и поработайте над каждым в отдельности.
  3. 3 Оставьте место, чтобы добавить новых персонажей и пояснить, кто они такие. Придумайте каждому краткую историю. Даже если она не войдет в ваше произведение, это поможет вам лучше представить себе, как персонаж поведет себя в предлагаемых обстоятельствах.
  4. 4 Не бойтесь перескакивать вперед или назад. Если у вас неожиданно родилась блестящая идея развязки, запишите ее, даже если вы все еще работаете над первой главой! Не давайте идеям пропасть зря.
  5. 5 Напишите первый черновик. Теперь вы готовы приступать к самой истории – к ее первому черновику. Опираясь на план, вдохните жизнь в своих персонажей и повествование.
    • Не застревайте на этой стадии. Пока вы пишете черновик, не нужно подолгу обдумывать каждую формулировку – сейчас это не принципиально. Намного важнее собрать и изложить все свои мысли.
  6. 6 Пусть история ведет вас за собой. Позвольте истории развиваться своим ходом, и, быть может, она примет неожиданный, но очень интересный оборот. Вы режиссер событий, но оставьте в них место импровизации.
    • Если вы достаточно продумали, что собой представляют ваши герои, чего они хотят и почему, то они сами начнут вам указывать, как писать.
  7. 7 Закончите первый черновик. Не задерживайтесь на то, чтобы отшлифовать подробности, просто дайте истории развернуться на бумаге. Если, написав две трети рассказа, вы поймете, что на самом деле ваша героиня – посол в Индии, отметьте это и завершите историю с ней в роли посла. Не возвращайтесь назад и не переписывайте сцены с ее участием, пока не закончите первый черновик.
  8. 8 Перепишите. Помните, что это был только первый черновик? Сейчас вам придется переписать все с самого начала, на этот раз уже зная все детали истории, что сделает ваших персонажей более реалистичными и правдоподобными. Теперь вы знаете , что он делает в самолете и почему она одета как панк.
  9. 9 Напишите все до конца. К тому времени как вы закончите второй черновик, у вас уже будет полная информация о вашей истории, ее действующих лицах, основой и побочных сюжетных линиях.
  10. 10 Прочитайте историю и поделитесь ею. Когда вы завершили второй черновой вариант, пора его прочитать, стараясь быть беспристрастным и объективным. Дайте его прочитать паре близких друзей, чьему мнению вы доверяете.
  11. 11 Напишите окончательный вариант. Вооружившись собственными заметками после прочтения истории, а также замечаниями друзей или издателя, снова перепишите ее, теперь уже доводя до совершенства. Сведите концы с концами, разрешите конфликты, уберите лишних персонажей.
  • Творчество обязано приносить радость. Или нет, произведение должно рождаться в муках. На самом деле, все зависит от того, кого вы спросите. Вы можете ощутить душевный подъем или почувствовать себя опустошенным. Нет единого для всех правила, как писать и что при этом чувствовать. Найдите свой путь.
  • Если поначалу идея вам не нравится, все же дайте ей шанс – возможно, она вас куда-нибудь приведет.
  • Пусть вас не смущает, если первый черновой вариант никуда не годится. Он почти никогда не бывает удачным. Имейте это в виду, когда читаете его, и редактируйте без сожаления!
  • Попробуйте плыть по течению. Но не переусердствуйте, потому что иначе вы упустите детали или ваши мысли станут слишком тяжелыми для прочтения. Постоянно контролируйте свое сознание.

Предупреждения

  • Аккуратнее выбирайте слова. Нет более быстрого способа показаться безграмотным, чем употребить слово не в том смысле и не в том контексте. Если вы не уверены в каком-то слове, найдите его в словаре и убедитесь, что правильно понимаете его значение и возможные коннотации.
  • Не занимайтесь плагиатом! Присвоение себе чужих слов или идей – серьезное нарушение этики и даже закона в науке, журналистике и литературе. Если вы попались на плагиате, вас могут исключить, уволить, включить в издательский черный список или привлечь к суду. Никогда этого не делайте.

В эпоху интернета пишут все. Если еще пару столетий назад навыками письма владели только избранные, то сейчас ими на более-менее приличном уровне владеет подавляющее количество людей. Писательскими навыками в наше время должен владеть каждый, не только тот, кто хочет создавать свои истории и книги. Поэтому советы, представленные в статье, помогут и тем и другим.

Прежде всего помните: самое важное в любом текстовом и аудиальном сообщении - простота. Не имеет значения насколько вы интеллектуально подкованы, важно только то, чтобы люди вас понимали. Истинным мастерством является обладание обширными знаниями и выражение этих знаний через простые, понятные вещи.

Воспользовавшись этими советами, вы сможете обогатить свои навыки как при общении в интернете, так и при написании статей, рецензий и .

Используйте сильные слова

Хорошее письмо пропитано непредсказуемостью и неожиданностью. Наиболее мощной частью речи является глагол. Благодаря сильному слову простое предложение получает очень сильный эмоциональный заряд и влияет на человека, читающего его.

Однако сильное слово не всегда означает витиеватое или сложное. Пишите «использует» вместо «эксплуатирует», если чувствуете что первое слово выражает вашу мысль четче и понятней.

Анализируйте художественные тексты. Если вы увидите слова или фразы, которые оставили сильное послевкусие, запишите их и по возможности используйте. В этом нет ничего зазорного. Ищите к тому же свои собственные словосочетания: возьмите словарь, найдите существительное, затем подставляйте под него любое прилагательное и пытайтесь понять, имеет ли оно смысл и эмоциональный заряд.

Много читайте

Чтение принципиально отличается от просмотра фильмов. Фильм льется сам по себе и, осознаете вы происходящее на экране или нет, он идет дальше. Книга же требует от мозга быть в активном состоянии от начала и до конца. Когда вы проявляете сознательные усилия, то становитесь способны размышлять, что является отличным способом тренировки .

Возможно для некоторых это прозвучит очевидно, но не будет лишним повторить - невозможно научиться хорошо выражать свои мысли на бумаге без прочтения сотен книг. Читайте разнообразные книги. Конечно, всех книг не прочтешь, однако старайтесь не ограничиваться только художественной литературой, есть научная, философская.

Многие писательские и повышаются автоматически при большом количестве прочитанных книг.

Переписывайте книги

Это трудно объяснить с научной точки зрения, но когда вы переписываете вручную книгу любимого писателя, вы больше настраиваетесь на его волну, его стиль, его внутренний мир. Вы не должны полностью копировать его, однако само ощущение, будто кто-то водит вашей рукой, крайне необычное.

К тому же переписывание помогает обращать внимание на мелочи, которые не были заметны при простом прочтении. Вы начинаете размышлять над каждой фразой и каждым словосочетанием, ощущать значение и подтекст каждого слова. Это правда, что научить писать невозможно, поэтому самое важное в повышении писательских навыков - понять, какое слово наиболее уместно в данном конкретном случае. И переписывание от руки ваших любимых книг поможет вам в этом. Раз эти книги зацепили вас, значит что-то внутри резонирует в такт, в них есть некая правда и искренность, которую необходимо развить и вам.

Заведите дневник

Дневник это не только прекрасный инструмент для самоанализа, но и ваш черновик для оттачивания писательских навыков. Если вы хотите написать книгу, но вам страшно приступить к работе, начните с дневника, практикуйтесь там.

В дневнике вы можете не только писать, но и делать скетчи, рисовать наглядные диаграммы, создавать таблицы. Можете писать в нем о том, почему вам страшно начать создание романа, перечислить все свои страхи на этот счет. После того, как вы вытащили все страхи наружу, они перестают быть настолько глубинными и незаметными.

Перед сном можете описывать в дневнике все то, что происходило с вами за день. При этом обращать внимание на каждое предложение и пытаться понять, какое слово и словосочетание подходит больше. Прекрасным упражнением будет и придумывание метафор: метафора вашего дня, события, случая.

Заведите блог

Это то же самое, что и дневник, но в данном случае вы научитесь редактировать себя и быть более критически настроенным к тому, о чем вы пишете. Блог очень полезен для понимания того, что же волнует людей. Они могут комментировать только одну фразу из целого поста, а вы научитесь понимать, как направлять читательское внимание.

Вы наконец поймете что то, что вы пишете - это пусть и о вас, но для других. Неважно, что вы вкладываете в свои слова, важно как люди это восприняли. Никого не интересует ваша задумка, сколь гениальна она ни была, если ее мало кто понял. И неважно, целое это произведение или одна строчка. Вы научитесь воспринимать свое законченное произведение (статья, рассказ, пост) как нечто целое, поймете куда направить эмоции читателя и какие чувства вызвать.

Вы можете экспериментировать. Например, написать такой пост, который вызовет предполагаемую вами реакцию и посмотреть, так ли это. Это очень увлекательное и познавательное упражнение.

Выберите тему

Конечно в случае с дневником это может быть просто автоматическое письмо, но если вы не хотите всю свою жизнь превращать в структуру, вам необходимы границы.

Когда вы выбираете тему, то направляете фокус на один предмет и стараетесь найти в нем массу интересных моментов. Это похоже на творчество: посмотреть на яблоко и описать его на 50-ти листах. Такая творческая задача не каждому под силу, но нужно стремиться именно к этому.

Рамки прекрасны в любом виде творчества. Поэтому после выбора темы вы можете поставить себе еще одну задачу - чтобы в вашем рассказе ни одно слово не было бы длиннее десяти букв. Этот простой способ заставит относиться к тому, что вы пишете, более осознанно.

Автоматическое письмо

Чтобы повысить свои писательские навыки, нужно писать очень много. И желательно от руки. Автоматическое письмо является аналогом мозгового штурма для поиска идей.

Поставьте себе задачу сесть за стол и писать о чем угодно на протяжении часа. Вы можете перепрыгивать с темы на тему, менять стиль письма и скорость. Просто не останавливайтесь ни на минуту, пишите целый час. Мало того, что таким образом вы избавляетесь от страха писать, так еще и учитесь находить темы за считанные секунды. Через неделю такой практики вы убедитесь в том, что даже бесцельная писанина помогает вам улучшить свои навыки и заставляет вас обращать внимание на слова, которые вы пишете.

Самый важный совет: пишите от руки . В текстовом редакторе нет возможности полного маневра и гибкости, текст получается таким именно потому что его или очень сложно исправить. Тогда как когда вы пишете от руки, вы можете свободно зачеркивать, подчеркивать, выделять и менять местами фразы. К тому же многие ученые сходятся на том, что моторика руки активизирует части мозга, которые остаются незадействованными при печатании на клавиатуре.

Удачи вам в повышении своих писательских навыков!

Как-то раз преподавательница моего университета принесла на семинар по культуре речи занятный списочек упражнений. Предполагается, что выполняя задания, можно улучшить писательский навык, развить воображение и научиться соблюдать заданный объем. В списке были и очень забавные упражнения («Перечислить 7 худших фраз, которые можно сказать только что уволенному человеку»), и довольно серьезные, над которыми стоит призадуматься. Предлагаю весь список упражнений, возможно, кто-нибудь захочет потренироваться!:)

1)Закрыть глаза. Подумать о предмете в комнате. Не открывая глаз, перечислить как можно больше признаков предмета. Открыть глаза, записать всё, что запомнилось.

2)Выбрать понравившееся стихотворение, использовать его последнюю строчку в качестве первой строки своего стихотворения.

3)Куда вы идете, когда хотите отдохнуть от семьи, работы и.т.д.? Написать об этом месте.

4)В 400 словах описать идеальное место, где хотели бы жить.

5)Написать, что вы сказали бы незваному гостю, заглянувшему в 3 часа ночи.

6)Написать рассказ, начинающийся словами: «Однажды у меня была возможность…но я ёё упустил».

7)Письмо в прошлое. Написать письмо 10-летнему себе.

8)В 200 словах описать свою первую игрушку.

9)Написать о самом трудном решении, какое вы когда-либо принимали.

10)Написать о самом легком решении, какое вы когда-либо принимали.

11)Написать рассказ о пустом стакане.

12)Вспомнить самый скучный день в жизни. Описать его, но рассказ не должен быть скучным.

13)Написать статью на 500 слов: «Если бы я мог что-то изменить, я бы изменил…»

14)Написать объяснительную, почему я не занимаюсь улучшением писательских навыков каждый день.

15)Написать рассказ о синем предмете.

16)Представить, что нахожусь в комнате, полной людей, но в ней я единственная слепая. Записать, какой я ее вижу, какие люди в комнате.

17)Составить список своих страхов. Выбрать один и написать о нем.

18)В 200 словах описать жаркий день.

19)Чем вы занимаетесь в ненастье? Написать об этом 250 слов.

20)Написать о том, каким яствами я угостила бы злейшего врага.

21)Подумать о человеке, которого можно назвать слишком гордым. Описать поведение этого человека.

22)Используя 150 слов, описать внешность, род занятий, привычки человека по имени Анатолий Бубликов.

23)Перечислить 50 поступков, которых вы никогда не совершите.

24)Написать монолог от лица свежесрезанного цветка.

25)Сочинить рассказ, используя ключевые слова: инструктор-собаковод, закон, пляж. Булочка.

26)Написать монолог чистого носка, по ошибке попавшего в холодильник, забитый продуктами.

27)Перечислить 15 причин, чтобы выучить иностранный язык.

28)Почему учитель собирается сменить карьеру? Назвать не менее 10 причин.

29)Перечислить 7 худших фраз, которые можно сказать только что уволенному человеку.

30)Написать короткое гневное выступление из 7 абзацев, начиная каждый расхожим выражением «растет как сорная трава».

31)Написать короткий рассказ, используя слова: проповедник, монета, расческа, лестница, колодец.

32)Написать короткую историю с таким сюжетом: клоны Элвиса Пресли завоевали мир.

33)Придумайте не менее 7 причин, включая самые невероятные, почему продавец антиквариата покинул свой городок.

34)Написать монолог от лица единственного дерева, оставшегося на месте леса после того, как все другие деревья спилили.

35)Перечислить 8 заслуживающих внимания причин оправдать лжеца.

36)Написать короткий рассказ, используя слова: священник, кольцо, сад, бинокль.

37)Предложить 5 вариантов вставок к следующей просьбе: «Пожалуйста, не мните __________, потому что (иначе, а то) ___________.

38)Перечислить 10 вещей, за которые вы отдали бы последние 500 рублей за неделю до зарплаты.

39)Сочинить историю, используя слова: дедушка, фотоальбом, почта, спички.

40)Назвать 7 обстоятельств, из-за которых может покраснеть драматург.

41)Написать монолог от лица ложки, попавшей в посудомоечную машину.

42)Вы возвращаетесь домой из магазина. Перечислить 10 причин, включая самые невероятные, почему входная дверь квартиры распахнута настежь.

43)Написать инструкцию, как научить домашних тараканов отбивать чечетку.

Как превратить свой жизненный опыт в интересные истории, прокачать свой юмор и умение придумывать сюжеты - об этом и многом другом нам рассказали писатель Тарас Прохасько, журналист Юрий Марченко и литературовед Ростислав Семкив. И несколько советов о том, как удачно организовать финансовую составляющую творчества и где искать возможности для развития.

Тарас Прохасько

писатель, переводчик и эссеист

Писатели, как и спортсмены, очень разные. И речь идет не только об их стиле и заинтересованности, но и о мотивации — что их побудило писать? Существует целая систематика таких причин. Лично я чувствовал недолговечность всего, что вокруг, и хотел это зафиксировать. Поэтому главным моим мотивом была попытка перевести исчезающее бытие в бытие в языке и таким образом его сохранить. Но есть побуждение, объединяющее все возможные мотивации, желание рассказать людям историю. Это базовая вещь для всех, кто пишет. Из желания рассказать о том, что знаешь, что тебя беспокоит или радует, растет вся литература.

Важнейшим для автора является не сам его опыт, а рефлексия. Даже мнимо скудный или банальный опыт, когда он обдуманный и на нем построены определенные образы, может стать очень ценным. Главное в литературе — это работа с опытом, а не его коллекционирование. Но, конечно, каждый опыт, даже если он не перетекает в литературный материал, все равно является расширением горизонта. И это очень хорошо, потому что позволяет даже обычные вещи показать в другом масштабе.

У меня много было такого опыта. И пускай я о нем не пишу, он многому меня научил. Например, некоторое время я работал барменом. И кроме историй, которые мне рассказывали ежедневно посетители за стойкой, я понял, насколько важна коммуникация. Не в современном понимании стратегии правильного поведения, а просто различных проявлений общения. А еще понял, как можно прислуживать с достоинством, как это может приносить радость, а не унижение, как переносить свои стереотипы и комплексы туда, где ты работаешь.

Так же для меня очень важным стал армейский опыт. Я был домашним ребенком, западноукраинским, интеллигентным, и армия открыла мне новый горизонт. Ведь как бы не тянуло тебя в гнездо, важно понимать, что рядом есть совсем другие проявления и формы жизни. Огромной школой для меня стал опыт отцовства. А еще сейчас, каждый день по несколько часов гуляя с младенцем, у меня есть время по-новому посмотреть на различные уголки города и сцены городской жизни. У меня давно не было возможности за этим понаблюдать, потому что жил в другом темпе.

Самый ценный совет, который я получил от Юрия Андруховича: «Не так важно, о чем написать. Главное — чтобы это было красиво написано». Когда речь идет о литературе, то не в историях смысл, а в том, как они рассказаны. Литература это не стенографирование фактов. Поэтому стоит думать не о том, как на самом деле было, и даже не о том, как ты сам это переживаешь. А отталкиваться от того, что каждый текст — это создание новой реальности. И когда он в ком-то вибрирует, то это хороший эффект литературы. А поражать читателя могут разные вещи — само повествование, его ритм, хорошо подобранные слова.

Четко определенное начало и конец — одна из самых значительных особенностей литературы и искусства. И это наиболее нереальные штуки, ведь на самом деле в жизни очень тяжело их найти. Поэтому автор должен хорошо знать, что было до начала и что будет после завершения произведения. Текст должен быть максимально деликатно вырезан из этого потока вечности.

Даже когда я пишу колонки на актуальные события, то хочу показать, что это не вырванный фрагмент истории. Это процесс, который давно начался, и еще долго будет продолжаться, даже если мы не будем на него обращать внимание. То, что мы замечаем, — это лишь маленький узелок на длинном шнурке. И надо прощупать шнурок немного назад, и, возможно, еще немного вперед, иначе ты этот узел не развяжешь.

Способ письма очень зависит от особенностей психики автора, поэтому здесь трудно говорить о норме. Известно, что литература в определенном смысле является терапией, она является способом облегчить свое пребывание в мире. Но в зависимости от особенностей психики того или иного автора письмо может быть связано и со страданиями, и с самобичеванием, или же быть легким и радостным, возбуждающим самого автора.

При том, что это может быть и то, и другое в одном человеке, в зависимости от тем, которые он описывает. Иногда, зная, что этот текст будет для меня мучительным, я его откладывал и предпочитал не писать. А в одном из ранних произведений я написал: «Эта повесть должна написаться радостно и легко, чтобы так же легко она читалась». Верю, что это состояние автора передается читателю.

Нельзя говорить о каком-либо «надо» в литературе. И когда речь идет о практике, то это скорее внутренняя работа автора, его желание превратить письмо в стратегию своего духовного развития. Конечно, нельзя хорошо писать без практики, она нужна, хотя и может быть очень разной. Как у японцев, которые ежедневно по несколько часов занимаются боевыми искусствами. Или как у американцев или европейцев, которые раз в неделю идут в йога-центр, а потом живут такой жизнью, которая отрицает их тренировки.

Конечно, есть случаи, когда, даже несмотря на ежедневную практику, людям не удается выскочить за пределы своей ограниченности и достичь желаемых результатов. Хотя некоторые умения одинаково отшлифовываются. Лично для меня важно чувствовать прогресс. Но я не могу сказать, что это кривая, которая растет от качества. Речь идет скорее об эволюции, когда есть изменения, новации, новые приемы, когда возникают новые мотивы. Мне нравится разнообразие, и это побуждает меня не придержаться одного, пусть даже очень удачного, шаблона. Письмо должно прорастать, как трава и деревья, порой совершенно неуправляемо.

Если вы — начинающий писатель, то советуем уже задуматься о монетизации своего творчества и возможности для развития. Вот несколько советов:

1. Выстраивайте свой персональный бренд в соцсетях , работайте на портфолио и развивайте сеть знакомств — с коллегами, издателями, литературными агентами.

2. Участвуйте в резиденциях для писателей . Так вы получите творческую среду, опытных менторов и драгоценное время, которое можно посвятить письму, ведь все расходы на проживание обычно возмещают организаторы. А еще вы сможете окунуться в уникальную атмосферу локации. Актуальные резиденции со всего мира можно посмотреть , а также не забывайте про украинские, особенно

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?