Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

История появления образа снегурочки. Творческая история пьесы «Снегурочка Возникновение снегурочки

А.Н. Островский, ведущий драматург Малого театра, практически все пьесы писал прозой (иногда с небольшим вкраплением стихов). «Снегурочка» — необычная пьеса, потому что полностью написана стихами. Публика поначалу не оценила пьесу-сказку, потому что зрители привыкли к серьёзной прозе Островского. Но пьесе суждена была долгая счастливая история. Мы приводим краткое содержание сказки «Снегурочка».

Вконтакте

Одноклассники


В пьесе четыре действия и пролог. Место действия меняется:
  • Красная горка
  • слобода Берендеевка
  • царский замок
  • заповедный лес
  • долина Ярилы

Персонажи

Главные герои:

  • Лель, молодой пастух
  • Мизгирь, молодой купец
  • Царь Берендей

Главные женские персонажи — Купава, Снегурочка. Также в сказке-пьесе есть «закулисный» персонаж — Ярило, о нём постоянно упоминают. В финале пьесы появится в облике молодого парня.

Характеристика влияния Мороза на царство Берендея однозначна: где холод и стужа, там рождаются недобрые чувства вроде зависти, равнодушия, жестокости, коварства.

Пролог

Полночь, Красная горка. Весна начинается, но всюду лежит снег. Вместе с птичьей свитой появляется Весна-Красна. Казалось бы, почему страна берендеев должна так холодно встречать весну? Оказывается, причина есть, и очень веская: Весна-Красна попробовала поиграть в любовь с Дедом Морозом, а всё обернулось непростым замужеством. Вроде бы надо уйти от сурового деда, да только трудно решиться на это: Весна и Мороз – родители девушки Снегурочки.

Вскоре появляется и сам Мороз. Между ним и Весной завязывается разговор. Мы узнаём о вражде повелителя зимы с богом солнца Ярилом . Бог жаждет погубить заклятого врага, и знает о его слабости – Снегурочке. Неудивительно, что Мороз не на шутку тревожится и строго-настрого наказывает жене следить, чтобы дочь не узнала о любви.

В конце пролога появляются берендеи, провожающие зиму и сжигающие чучело Масленицы.

Первое действие

Бобыль Бакула и его жена стали приёмными родителями Снегурочки. Между ними завязался разговор. Оказалось, что бобыль с бобылихой надеялись на счастливую жизнь: девушка могла приглянуться парню, глядишь, и была бы хорошая свадьба.

Но, как на беду, всё получилось иначе. Красавица с ледяным сердцем вскружила головы многим парням, они и о невестах забыли, и между собой собачились, как классические ревнивцы. Постепенно начинает завязываться интрига пьесы: из-за Снегурочки парни не могут помириться с девушками. Молодой пастух Лель пел песню девушке с ледяным сердцем, а затем просто-напросто отбросил увядший цветок – скромный подарок . Снегурочка чувствовала лишь негодование, обиду, но не муки любви.
Лишь Купава оставалась дружна с дочерью Мороза. Казалось бы, Снегурочка увидит свадьбу Купавы и молодого купца Мизгиря. Но начинается новая драма: купец теряет голову от девушки с ледяным сердцем. Купава хочет утопиться в реке, но на помощь спешит Лель.

Второе действие

Мы переносимся в замок царя Берендея. Правитель занимается делом – расписывает замысловатым узором один из столбов. Два скомороха (попросту говоря, шуты) спорят о том, что это за рисунок – изображение коровьей или собачьей ноги. Спор становится всё серьёзнее, и едва не оборачивается кулачным боем. Царь прогоняет обоих скоморохов.

Позже к правителю приходит советник. В ходе разговора царь отмечает, что дела в государстве плохи: уже пятнадцать лет вёсны и осени холодны, снег лежит до середины лета. По словам Берендея, Ярило очень сердит на людей – ибо в их душах холодность, равнодушие , и другие недобрые чувства. Задобрить бога можно разве что мольбами и жертвами. Царь надеется поженить невест и женихов как раз в Ярилин день, и не где-нибудь, а в заповедном лесу. Дружная брачная песня должна умилостивить бога.

Советник говорит о том, что план вряд ли сработает – женихи и невесты перессорились, причина – появление девушки Снегурочки. Царь поначалу не верит своим ушам, а затем хочет увидеть дочь Мороза.

В царский замок входит Купава и рассказывает о своём горе. Узнав о том, что её сердце разбил жених, молодой купец Мизгирь, Берендей обещает покарать виновного.

Позже появляется и виновница горя Купавы – Снегурочка. Царь удивлён: как можно такой красавице ровно ничего не знать о любви! Пусть кто-нибудь сумеет растопить лёд в сердце этой девушки.

Третье действие

Начинается ночь накануне Ярилиного дня. Начинается веселье, и запевалой стал пастух Лель. Постепенно девушки начинают мириться с парнями, всё идёт на лад. Лель целует Купаву на глазах у Снегурочки. Что чувствует дочь Мороза? Ревность? Нет, в сердце холодной девушки заговорила гордость .

Мизгирь ослеплён любовью, и хочет во что бы то ни стало взять в жёны Снегурочку. Но дочь Мороза отказывается. Чуть позже вмешивается леший. И молодого купца начинает манить мираж холодной девушки. И Мизгирь будет бегать за этим миражом всю ночь.

После разговора с Лелем и Купавой Снегурочка наконец-то поняла, что жизнь без любви пуста.

Четвёртое действие

Снегурочка вызывает свою мать – Весну Красну . Волшебница весны выслушивает жалобы дочери и спрашивает, чего она хочет. Дочь Мороза устала от холодной жизни, и хочет любви. Мать напоминает дочери об отцовских тревогах: любовь смертельно опасна для холодного сердца.

Снегурочка готова заплатить жизнью ради «одного мига любви». И получает от матери дар любви.

Девушка по-новому смотрит на мир. Встретив Мизгиря, Снегурочка признаётся, что любит его. И вскоре случается то, что должно случиться: попав под луч Солнца, дочь Мороза тает. Мизгирь, в отчаяньи от потери любимой, топится в озере.

Царь Берендей и пастух Лель зовут бога Ярило. И бог откликнулся на зов: Ярило перестал сердиться, потому что его заклятый враг, Мороз, побеждён.

Заключение

Образ Снегурочки пришел из русского фольклора . В народных сказках есть описания девочки, созданной из снега и растаявшей весной. Это поэтичный образ смены времен года. Островский вдохновлялся народным творчеством, и по мотивам его пьесы была создана вереница произведений:

  • Опера Римского-Корсакова;
  • Картина В.М.Васнецова;
  • Детские фильмы и мультфильмы;

Снегурочка, вместе с Дедом Морозом, стала украшением новогодних праздников в России.

Снегурочка - русский новогодний персонаж. Она – уникальный атрибут образа Деда Мороза. Ни один его из младших или зарубежных собратьев не имеет такого милого сопровождения.
Образ Снегурочки – символ застывших вод. Это девушка (а не девочка) – вечно юная и жизнерадостная языческая Богиня, одетая только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается, хотя с середины XX века в ее одежде иногда стали использовать и голубые тона. Её головной убор – восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом. Современный костюм Снегурочки чаще всего соответствует историческому описанию. Нарушения цветовой гаммы встречаются крайне редко и, как правило, оправдываются отсутствием возможности изготовить «правильный» костюм.


Известно, что боги когда-то родятся, некоторое время живут в сознании людей, а потом умирают, стираясь из памяти.
В великой русской культуре XIX века произошло чудо рождения новой Богини, которая уже никогда не исчезнет из памяти русского народа, покуда наш русский народ будет существовать.
Для понимания этого русского культурного явления не следует ошибочно полагать, что новых богов способен создавать лишь хитроумный еврейский народ, а другие народы в своем творчество и традициях должны непременно плясать под дудку только еврейских религиозных фантазий. Как показывает история культуры XIX и XX веков, русские люди тоже не лыком шиты. Было бы неплохо, если бы и в нынешнем XXI веке русские об этом не забывали.


С древнейших времен люди делали подобия человека из разных материалов (т.е. скульптуры), иногда воображая свои скульптуры ожившими (вспомним древний миф о Пигмалионе и Галатее).
Образ ожившей ледяной девочки частенько встречается в северных сказках. В записанном исследователями русском фольклоре XIX века Снегурочка тоже фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.

Наиболее вероятно, русская народная сказка о Снегурочке была сочинена где-то в середине XVIII века, возможно, под влиянием северных сказаний, пришедших через русских северных поморов, а затем интерпретировалась в устном творчестве различных рассказчиков. Так на Руси появились варианты этой волшебной сказки.

В русских народных сказках Снегурочка чудесным образом возникает из снега именно как живой человек. Славянской Богиней Снегурочку сделал в 1873 году великий русский драматург А. Н. Островский, подарив ей в родители славянских богов Деда Мороза и Весну-Красну. А у богов, как известно, рождаются боги.

Русская сказочная Снегурочка – персонаж удивительно добрый. В русском фольклоре нет даже намеков на что-то отрицательное в характере Снегурочки. Напротив, в русских сказках Снегурочка предстает как абсолютно положительный персонаж, но попавший в неудачные окружающие условия. Даже страдая, сказочная Снегурочка не проявляет ни одной отрицательной черты.

Порожденная творчеством русского народа сказка о Снегурочке - явление уникальное во всем мировом сказочном творчестве. В русской народной сказке «Снегурочка» нет ни одного отрицательного персонажа! Такого нет ни в одной другой русской сказке и в сказках иных народов мира.

Под влиянием сведений о сказочной снежной девочке, полученных от Афанасьева, в 1873 году А. Н. Островский пишет поэтическую пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь славянских богов Деда Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время праздничного ритуала почитания вступающего в свои права славянского бога весеннего солнца Ярилы в День весеннего равноденствия (в день начала астрономической весны, который у наших древних предков-язычников был и первым днем Нового года).

Позже писатели и поэты превратили Снегурочку во внучку - боги не рождаются в результате единичного творческого акта отдельной личности, а всегда кумулируют в себе многие идеи народа.

Лирическая, красивая история про Снегурочку многим понравилась. Известный меценат Савва Иванович Мамонтов захотел поставить ее на домашней сцене Абрамцевского кружка в Москве. Премьера состоялась 6 января 1882 года.
Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX - начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. История о девушке из снега, пришедшей к людям, становилась все более популярной и очень хорошо «вписалась» в программы городских рождественских елок.

Дед Мороз и Снегурочка вошли в общественную жизнь страны как обязательные атрибуты встречи наступающего Нового года. С тех пор на Снегурочку каждый Новый год перекладываются обязанности, с которыми на американской и западноевропейской рождественской елке Санта Клаус успешно справляется сам. А под Новый Год часто Снегурочками работали студентки театральных ВУЗов и актрисы. В самодеятельных постановках на роль Снегурочек выбирали старших девочек и молодых женщин, чаще светловолосых.

Снегурочка и Дед Мороз - популярные персонажи и неизменные гости любого Нового Года. Герои неизменно веселы и доброжелательны - поздравляют взрослых и дарят подарки малышам. Но история возникновения обряда празднования, как и настоящие роли Мороза и Снегурочки, потрясают воображение своей жестокостью и обилием кровавых подробностей.

Снегурочка и Мороз: скандинавское толкование

По свидетельствам римских летописей, кельтские жрецы - друиды - среди прочих деревьев особенно чтили хвойные (ель, сосна). Зеленым исполинам из священных рощ регулярно подносили дары - еду, цветы, драгоценности и человеческие жертвы. Впрочем, последние - факт неподтвержденный, хотя русская Снегурочка и ее современное толкование считается культурным заимствованием у диких, непросвещенных варягов.

Откуда родом Снегурочка?

Жестокий дух зимы - Старец Севера - требовал почтительного отношения. Девочка-Снегурочка была необходима, чтобы умилостивить божество природы. На роль Снегурки выбиралась либо сирота, либо жребий кидался в пределах поселения. Кто родители Снегурочки - было совершенно неважно.

Традицию жертвоприношения римские историки описали очень красочно и с множеством неаппетитных подробностей - обливание ледяной водой и вспарывание живота юной девушки были обязательными атрибутами кельтских празднований, как и украшения священных елей останками людей.

Особой веры римским летописцам нет, поскольку друиды были известны своим пацифизмом и бережным отношением ко всему живому - деревьям, травам, животным и людям.

Снегурка: славянское толкование

Общие корни народов индоевропейской группы позволяют делать выводы о едином мифологическом пространстве, в свете чего персонажи, герои и основные мотивы сказок и легенд повторяются и переплетаются. Русская Снегурочка - отголосок общей космогонической концепции и частичного культурного заимствования. Персонаж встречается преимущественно в славянских сказках, в Европе подобного образа

Одним из непременных внешних признаков и современных считается корона Снегурочки. по наблюдениям культурологов, восходит к образу пра-Снегурочки - славянского духа Костромы. Сестра Купалы - Кострома - изображалась как девушка в белых одеждах с короной (возможно, та самая корона Снегурочки) на голове и веткой дуба в руке. Встречи и проводы Костромы (олицетворения весны) сопровождались особыми обрядами. Подобно знакомому нам по многочисленным литературным произведениям, Кострома покидала людей - совсем как Снегурочка летом. Сестра Купалы некоторое время была «в силе», а затем «заболевала» и «умирала».

До сих пор неизвестно, как из Костромы получилась девочка-Снегурочка, но именно древнее божество славян лежит в основе современных семейных праздников.

Есть ли семья у Снегурки?

На вопрос «Кто родители Снегурочки?» ответов в мифологии можно найти несколько - Зима и Лада, Весна и Зима - два взаимоисключающих начала.

Без вмешательства потусторонних сил тут, очевидно, не обошлось, но современная легенда о Морозе и его внучке за Снегуркой родителей не признает в принципе.

Где родители Снегурочки? Исходя из древнескандинавского и древнеславянского понимания праздника, родители бы «в шоколаде». Избранной для торжественного жертвоприношения Снегурке была обещана вечная жизнь, а всем ее родным - благоденствие и процветание.

Снегурочка и Дед Мороз: эволюция образов

Традиционный Дед Мороз из русских сказок эволюционировал в доброго старика достаточно долго. Пра-Мороз, он же Морок, был божеством хтоническим, и встречаться с ним не захотелось бы никому.

Властелин снегов и бесконечной зимы, Мороз-Морок был также известен своей любовью к обманам, что сохранилось в многочисленных поговорках языков индоевропейской группы. Любимым развлечением доброго дедушки Морока было сбить путника с толку и завлечь его в болото или чащу, где последний погибал от холода и истощения. Задобрить Морока можно было только особыми подношениями и подарками, которые расставляли за дверью и на обочинах дорог.

Со временем Дед Мороз сильно подобрел и стал не только замораживать, но и одаривать смертных. Этот мотив можно проследить в народных и авторских сказках.

Пара «Снегурочка и Дед Мороз» сложилась значительно позднее - в начале 20 века.

Дед Мороз и Снегурочка: традиционные костюмы

Старик огромного роста в белой меховой шубе, покрытой изморозью - так себе представляли грозного Мороза наши далекие предки. Длинные седые волосы и белая всклокоченная борода с сосульками - непременные признаки властелина зимы. Царством Позвизда-Мороза была зима - в это время года ему и только ему принадлежал весь мир.

Часто на современные празднования Дед приходит с посохом в руке - такой же был и у его прародителя. Одним прикосновением этого могущественного оружия пра-Мороз мог заморозить реки и озера, превратить землю в ледяные равнины и расколоть горы. Под действием артефакта люди и животные превращались в ледяные глыбы, поэтому задобрить божество было жизненно необходимо.

Еще один магический артефакт - пояс, который можно увидеть и у современных Морозов, он выступал своеобразным оберегом.

Со Снегуркой все намного сложнее - непонятно, кто родители Снегурочки, откуда она взялась, и как сложился ее традиционный костюм. Предположительно, белая или голубая шубка девушки говорит о ее «зимнем» происхождении и роднит ее с названым родственником - Дедом Морозом.

Снегурочка: городские легенды и современные "ужастики"

Популярная в мировой сети версия о настоящем происхождении праздника и связанных с ним образов слегка отдает дешевыми фильмами ужасов.

По лучшим голливудским традициям, в роли Снегурочки, по версии популярной городской легенды, выступала юная дева, не знавшая мужчины. Эту несчастную девушку не только выставляли на мороз и обливали ледяной водой, но и впоследствии «украшали» ее останками деревья в ближайшем лесочке. Все эти ритуальные действия приписываются друидам - древним кельтским эко-пацифистам, которым и обижать любое живое существо было не позволено законами.

В подобное осквернение священных рощ и деревьев жрецами культа верится очень слабо. На территорию, где совершались сезонные ритуалы и обряды, посторонние не допускались - тем более маловероятно, что безвестная девица могла находиться в священной роще вплоть до полного оледенения. Да и осквернять мертвечиной древние ели, возраст которых мог насчитывать несколько сотен лет, друиды бы вряд ли стали.

Образ несчастной замерзшей насмерть девушки-Снегурочки - частично заслуга победивших римлян, а частично - обычные страшилки из серии «в черном, черном городе».

«Революционная» Снегурочка из СССР

Со сменой режима новой власти - Советской - понадобились и новые праздники. Католическое рождество с буржуазными атрибутами - толстым Сантой и его эльфами-слугами - показалось партийным деятелям недостаточно идеологически выдержанным.

Национальные традиции малых народов СССР были распространены на относительно небольших территориях, а огромной стране требовался другой праздник - новый, яркий и абсолютно уникальный.

«Кремлевские елки», вошедшие в историю как пример помпезных торжеств для избранных, стали началом легенды о советской Снегурочке, ведь сам по себе строгий старик Дед Мороз очень далек от ребятишек, а многие малыши и сейчас опасаются страшной бороды и необычной одежды новогоднего гостя. Приглашение Снегурочки на детский праздник позволяет сделать торжество более уютным и домашним. На вопрос «Кто родители Снегурочки?» можно ответить однозначно - массовики-затейники и организаторы кремлевских новогодних мероприятий 30-х гг.

Дед Мороз и Снегурочка: как порадовать детей?

Поддержать детскую веру в новогоднее чудо достаточно непросто. Артисты не всегда хотят и могут отрабатывать гонорар, который иногда бывает нескромным, а декорации, наоборот, оставляют желать лучшего.

Для малышей и их родителей большим сюрпризом может стать тот факт, что юная Снегурочка весит добрую сотню килограммов, а от дедушки Мороза пахнет пивом.

Массовые мероприятия - оптимальный выбор, поскольку на таких праздниках есть не только огромная яркая елка, но и самый настоящий Дед Мороз, которой хоть и находится далеко на сцене, но поздравляет всех и сразу.

Еще лучше, если на роль доброго волшебника подрядится отец семейства или другой родственник мужского пола. Так ребятишки гарантированно получат сердечные поздравления, подарки и воспоминания о настоящем новогоднем чуде.

Какими станут любимые

Динамика образов главных героев позволяет строить предположения, основывающиеся на эволюции персонажей. Грозные духи природы за сотни лет превратились из вредителей в помощников и благодетелей, которых ждут в каждом доме. Из маленькой девочки Снегурка превратилась во вполне взрослую девушку, а Дед Мороз из седого злобного старикана - в благообразного старца с проседью.

Смешение образов католического Санты и русского Мороза сегодня приводит к многочисленным смешным путаницам - часто в праздники можно встретить Деда Мороза в шапочке Санта-Клауса или Санту в сопровождении Снегурки.

Возможно, в недалеком будущем эти персонажи настолько сблизятся, что будут полностью взаимозаменяемы. Впрочем, поскольку праздник и подарки приносит каждый из них, это ничуть не обидно.

Не менее приятно будет праздновать Новый год и с Сантой, и со Снегуркой, и с Дедом Морозом - подобные традиции уже сегодня можно наблюдать в некоторых семьях, где есть и католики, и православные.

Елка всегда будет елкой, подарки - подарками, а праздник - праздником, кто бы их ни приносил и кто бы ни желал здоровья, счастья и богатства.

Новогодние Дед Мороз и Снегурочка, а также Санта-Клаус и его эльфы уж точно никого не оставят без подарков и воспоминаний о необычных и веселых праздниках.

6 480

Конечно, наши самые любимые персонажи новогоднего праздника – это Дед Мороз и Снегурочка. Но если некие подобия нашего русского языческого Бога Деда Мороза под разными именами существуют во многих странах, то Снегурочка – наше чисто русское достояние, порождение великого и щедрого истинно русского духа.

Мы давно уже привыкли к ежегодному появлению этой сказочно прекрасной, вечно юной, веселой и бесконечно доброй русской Богини на новогодних торжествах и каждый раз с удовольствием скандируем: «Снегурочка! Снегурочка! Снегурочка!» И даже трудно представить, что на наш зов может никто не откликнуться.

А вот что известно о Снегурочке из других, более ранних источников.

Образ Снегурочки не зафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.

Сказки о Снегурке были исследованы А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867).

В 1873 году А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Первоначально пьеса не имела успеха у публики.

В 1882 году Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех.

Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX - начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов (т.е. на самую главную ёлку Советского Союза).

История Снегурочки. Снегурочка - русский новогодний персонаж. Она – уникальный атрибут образа Деда Мороза. Ни один его из младших или зарубежных собратьев не имеет такого милого сопровождения.

Образ Снегурочки – символ застывших вод. Это девушка (а не девочка) – вечно юная и жизнерадостная языческая Богиня, одетая только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается, хотя с середины XX века в ее одежде иногда стали использовать и голубые тона. Её головной убор – восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом. Современный костюм Снегурочки чаще всего соответствует историческому описанию. Нарушения цветовой гаммы встречаются крайне редко и, как правило, оправдываются отсутствием возможности изготовить «правильный» костюм.

Образ Снегурочки не зафиксирован в древнем русском народном обряде. Снегурочка – сравнительно недавнее достижение русской культуры.

Ныне часто фигурирует глубоко ошибочное, антинаучное мнение, будто образ нашей Снегурочки возник из образа некой языческой богини зимы и смерти Костромы.

Здесь вспомним, что в исторической науке существует термин «кабинетная мифология», в которой известные разрозненные факты искусственно «притягиваются за уши», мощно дополняются собственной фантазией «исследователя», и в результате возникает квазиисторическое сочинение в стиле фэнтези, не имеющее ничего общего с реальностью. Зачастую, такие ученые-мифологи работают под заказ властей – местных или государственных.

В исторической науке «кабинетная мифология» не вчера возникла и не завтра исчезнет. Во всех науках всегда были и есть любители посочинять отсебятину, не связанную с действительностью. Связь образа русской Снегурочки с Костромой была «найдена» костромскими краеведами, когда власти Костромы решили объявить свои места родиной Снегурочки.

Заметим, что якобы «древний» обряд, связанный с образом , был впервые отмечен и описан только в XIX веке, так что древность сведений о нем весьма невелика. Много позже из этих описаний местные костромские «кабинетные мифологи» сделали выводы, будто миф о Снегурочке возник из «древнего» славянского обряда похорон Костромы, который проводился крестьянами в местностях вокруг города Кострома.

Но рассмотрим, кто такая Кострома в этом обряде.

Слово «Кострома» имеет один корень со словом костер. По описаниям исследователей XIX века, в конце зимы чучело Костромы в разных деревнях крестьяне в окрестностях города Костромы хоронили по-разному. Соломенное чучело, изображавшее Кострому, радостно, с улюлюканьями и прибаутками или топили в реке, или сжигали.

Из добросовестных описаний исследователями XIX века видно, что обряд уничтожения чучела Костромы до мелочей повторяет существовавший с глубокой древности обряд праздничного уничтожения весной чучела надоевшей злой Зимы-Марены, в разных местностях также именуемой Морена, Марана, Морана, Мара, Маруха, Мармара.

Из описаний обряда отчетливо видно, что богиня зимы Кострома - не отдельное самостоятельное божество, а всего лишь местное (локальное) костромское имя общеславянской Марены (Мораны), языческой богини смерти, зимы и ночи.

Морана (Марана, Кострома…) олицетворялась в образе устрашающем: неумолима и свирепа, зубы ее опаснее клыков дикого зверя, на руках страшные, кривые когти; Смерть - черна, скрежещет зубами, быстро мчится на войну, хватает падших ратников и, вонзая в тело свои когти, высасывает из них кровь.

Множественность в русском языке имен Мораны-Костромы не удивительна. В XIX веке на Руси еще существовало множество местных особенностей русского языка, к середине ХХ века практически исчезнувших из-за введения единого стандартизованного образования. Например, один и тот же древний языческий праздник урожая, традиционно отмечаемый в день осеннего равноденствия, в разных местностях России именовался Вересень, Таусень, Овсень, Усень, Осень, Радогощь.

Сожжение чучела Зимы (Марены, Костромы и т.д.) – это проводы надоевшей зимы, практиковавшиеся по весне у всех народов Европы, включая славян, у которых в дохристианские времена существовала общая религия друидов/волхвов (у славян языческие священнослужители-друиды именовались «волхвы»).

В дохристианские времена чучело Зимы уничтожали утоплением в воде или сжиганием в день весеннего равноденствия во время языческого праздника Комоедицы (см. подробности). Позднее, когда победившая христианская церковь под страхом тяжкой кары запретила языческую Комоедицу и ввела взамен христианский праздник Масленицу (в Европе именуемый «карнавал»), чучело Зимы люди стали уничтожать в последний день Масленицы.

Обряд сожжения на Комоедицу в день весеннего равноденствия (позднее в христианские времена – в последний день Масленицы) чучела надоевшей Зимы-Марены (а не Масленицы, как некоторые ошибочно полагают) был призван обеспечить плодородие земель.

Конечно, нет никаких оснований ассоциировать образ нашей русской Снегурочки с образом древней злой и жестокой богини зимы, смерти и ночи Мораны (Костромы) – это всего лишь нелепые антинаучные натяжки излишне остроумных костромских краеведов, действовавших под заказ местных властей.

Бессмысленны и попытки искать корни родства Снегурочки в дохристианской мифологии славян, которая к XIII веку была полностью и невосстановимо уничтожена церковниками, и о которой ныне практически ничего неизвестно.

В жестокие средневековые времена внедрения христианства на завоеванной и порабощенной пришлыми скандинавскими бандитами-варягами (викингами) Руси русский народ лишился и своей мифологии, и древней славянской рунической письменности, а вместе с рунической письменностью – и всех своих исторических хроник, которые вели волхвы. Именно тогда история, верования и обычаи славян дохристианских времен в течение нескольких веков старательно уничтожались церковниками и варяжскими властями и стали неведомыми.

Обратимся к реальной истории происхождения нашей русской Снегурочки.

Известно, что боги когда-то родятся, некоторое время живут в сознании людей, а потом умирают, стираясь из памяти.

В великой русской культуре XIX века произошло чудо рождения новой Богини, которая уже никогда не исчезнет из памяти русского народа, покуда наш русский народ будет существовать.

Для понимания этого русского культурного явления не следует ошибочно полагать, что новых богов способен создавать лишь хитроумный еврейский народ, а другие народы в своем творчество и традициях должны непременно плясать под дудку только еврейских религиозных фантазий. Как показывает история культуры XIX и XX веков, русские люди тоже не лыком шиты. Было бы неплохо, если бы и в нынешнем XXI веке русские об этом не забывали.

С древнейших времен люди делали подобия человека из разных материалов (т.е. скульптуры), иногда воображая свои скульптуры ожившими (вспомним древний миф о Пигмалионе и Галатее).

Образ ожившей ледяной девочки частенько встречается в северных сказках. В записанном исследователями русском фольклоре XIX века Снегурочка тоже фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.

Наиболее вероятно, русская народная сказка о Снегурочке была сочинена где-то в середине XVIII века, возможно, под влиянием северных сказаний, пришедших через русских северных поморов, а затем интерпретировалась в устном творчестве различных рассказчиков. Так на Руси появились варианты этой волшебной сказки.

В русских народных сказках Снегурочка чудесным образом возникает из снега именно как живой человек. Славянской Богиней Снегурочку сделал в 1873 году великий русский драматург А. Н. Островский, подарив ей в родители славянских богов Деда Мороза и Весну-Красну. А у богов, как известно, рождаются боги.

Русская сказочная Снегурочка – персонаж удивительно добрый. В русском фольклоре нет даже намеков на что-то отрицательное в характере Снегурочки. Напротив, в русских сказках Снегурочка предстает как абсолютно положительный персонаж, но попавший в неудачные окружающие условия. Даже страдая, сказочная Снегурочка не проявляет ни одной отрицательной черты.

Порожденная творчеством русского народа сказка о Снегурочке - явление уникальное во всем мировом сказочном творчестве. В русской народной сказке «Снегурочка» нет ни одного отрицательного персонажа! Такого нет ни в одной другой русской сказке и в сказках иных народов мира.

Изумительная русская культура XIX века породила еще одно подобное уникальное произведение - оперу «Иоланта», в которой тоже нет ни одного отрицательного персонажа, и вся фабула тоже строится на борьбе добрых благородных героев с неблагоприятными природными обстоятельствами. Вот только в опере «Иоланта» герои (с помощью достижений науки) побеждают, а в народной сказке «Снегурочка» героиня гибнет под воздействием неодолимой силы земной природы.

Современный образ языческой Богини Снегурочки, имя которой однокоренное со словами «снеговик» и «снег», - сравнительно недавнее порождение великой русской культуры XIX века.

Наша божественная русская Снегурочка возникла как литературный персонаж.

Первоначальное исследование народных сказок о Снегурке провел А. Н. Афанасьев (см. второй том его труда «Поэтические воззрения славян на природу», 1867 год).

Под влиянием сведений о сказочной снежной девочке, полученных от Афанасьева, в 1873 году А. Н. Островский пишет поэтическую пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь славянских богов Деда Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время праздничного ритуала почитания вступающего в свои права славянского бога весеннего солнца Ярилы в День весеннего равноденствия (в день начала астрономической весны, который у наших древних предков-язычников был и первым днем Нового года).

Позже писатели и поэты превратили Снегурочку во внучку - боги не рождаются в результате единичного творческого акта отдельной личности, а всегда кумулируют в себе многие идеи народа.

Лирическая, красивая история про Снегурочку многим понравилась. Известный меценат Савва Иванович Мамонтов захотел поставить ее на домашней сцене Абрамцевского кружка в Москве. Премьера состоялась 6 января 1882 года.

Эскизы костюмов для нее выполнил В.М. Васнецов (в светлом сарафане с обручем или повязкой на голове), а три года спустя знаменитый художник делает новые эскизы уже для постановки одноименной оперы Н.А. Римского-Корсакова, созданной на основе пьесы Н.А. Островского.

К созданию внешнего облика Снегурочки имели отношение еще два известных художника. М.А. Врубель в 1898 году создал образ Снегурочки для декоративного панно в доме А.В. Морозова (в белой, сотканной из снега и пуха одежде, подбитой горностаевым мехом). Позднее, в 1912 году, свое видение Снегурочки представил Н.К. Рерих (в меховой шубке), участвовавший в работе над постановкой драматического спектакля о Снегурочке в Петербурге.

Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX - начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. История о девушке из снега, пришедшей к людям, становилась все более популярной и очень хорошо «вписалась» в программы городских рождественских елок.

Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.

В период репрессий 1927–1935 годов Снегурочка вдруг пропала.

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми.

В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов. Любопытно, что на ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки ее стали представлять позднее. Почему – до сих пор неизвестно.

В военный период о Снегурочке вновь забыли. В качестве обязательной постоянной спутницы Деда Мороза она возродилась лишь в начале 1950-х благодаря усилиям детских классиков Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые писали сценарии для кремлевских елок.

Дед Мороз и Снегурочка вошли в общественную жизнь страны как обязательные атрибуты встречи наступающего Нового года. С тех пор на Снегурочку каждый Новый год перекладываются обязанности, с которыми на американской и западноевропейской рождественской елке Санта Клаус успешно справляется сам. А под Новый Год часто Снегурочками работали студентки театральных ВУЗов и актрисы. В самодеятельных постановках на роль Снегурочек выбирали старших девочек и молодых женщин, чаще светловолосых.

Следуя нашей чудесной русской новогодней традиции, сейчас европейского новогоднего Деда тоже начала сопровождать прекрасная внучка.

«Снегурочка» - пожалуй, наименее типичная из всех пьес Александра Островского, резко выделяющаяся среди прочего его творчества лиричностью, необычной проблематикой (вместо социальной драмы автор уделил внимание драме личной, обозначив в качестве центральной темы тему любви) и совершенно фантастическим антуражем. Пьеса рассказывает историю Снегурочки, которая предстаёт перед нами юной девушкой, отчаянно жаждущей единственного, чего у неё никогда не было — любви. Сохраняя верность основной линии, Островский параллельно раскрывает ещё несколько: устройство своего полубылинного-полусказочного мира, нравы и обычаи берендеев, тему преемственности и воздаяния, и цикличности жизни, отмечая, пусть и в иносказательной форме, что жизнь и смерть всегда идут рука об руку.

История создания

Появлению пьесы на свет русский литературный мир обязан счастливой случайности: в самом начале 1873-го года для капитального ремонта было закрыто здание Малого театра, и группа актёров временно переехало в Большой. Решив воспользоваться возможностями новой сцены и привлечь зрителей, было решено устроить необычный для тех времён спектакль-феерию, задействовав сразу балетную, драматическую и оперную составляющую коллектива театра.

Именно с предложением написать пьесу для этой феерии и обратились к Островскому, которой, воспользовавшись возможностью претворить в жизнь литературный эксперимент, согласился. Автор изменил своему обыкновению искать вдохновение в неприглядных сторонах реальной жизни, и в поисках материала для пьесы обратился к творчеству народа. Там он и нашёл сказание о девочке-Снегурочке, которое и стало базисом для его великолепного произведения.

В начале весны 1873-го Островский вовсю трудился над созданием пьесы. И не один — поскольку постановка на сцене невозможна без музыки, драматург работал совместно с ещё совсем молодым тогда Петром Чайковским. Согласно мнению критиков и литераторов, именно в этом кроется одна из причин удивительной ритмичности «Снегурочки» - слова и музыка сочинялись в едином порыве, тесном взаимодействии, и проникались ритмом друг друга, изначально составляя одно целое.

Символично, что последнюю точку в «Снегурочке» Островский поставил в день своего пятидесятилетнего юбилея, 31 марта. А уже чуть больше чем через месяц, 11 мая, состоялся показ премьерного спектакля. Он получил довольно разные отзывы среди критиков, как положительные, так и резко-отрицательные, но уже в 20-м веке литературоведы прочно сошлись во мнении, что «Снегурочка» - ярчайшая веха в творчестве драматурга.

Анализ произведения

Описание произведения

В основе сюжета — жизненный путь девушки-Снегурочки, рождённой от союза Мороза и Весны-Красны, своих отца и матери. Снегурочка живет в выдуманном Островским берендеевом царстве, но не у родных — от отца-Мороза, который охранял ее от всех возможных бед, она ушла, - а в семье Бобыля и Бобылихи. Снегурочка жаждет любви, но полюбить не может — даже её интерес к Лелю продиктован желанием быть единственной и уникальной, желанием, чтобы пастушок, равномерно дарящий всем девушкам тепло и радость, был ласков с ней с одной. А Бобыль и Бобылиха и не собираются одаривать её своей любовью, у них есть задача поважнее: нажиться на красоте девушки, выдав её замуж. Снегурочка равнодушно взирает на мужчин-берендеев, ради неё меняющих свою жизнь, отвергающих невест и нарушающих общественные устои; она внутренне холодна, она чужда полным жизни берендеям — и поэтому привлекает их. Впрочем, и на долю Снегурочки выпадает несчастье — увидев Леля, благосклонного к другой и отвергнувшего её, девушка бросается к матери с просьбой позволить полюбить — или погибнуть.

Именно в этот момент Островский до предела ясно выражает центральную мысль своего произведения: жизнь без любви — бессмысленна. Снегурочка не может и не хочет мириться с пустотой и холодом, существующим в её сердце, и Весна, которая суть олицетворение любви, позволяет дочери испытать это чувство, несмотря на то, что ей самой мнится дурное.

Мать оказывается права: полюбившая Снегурочка тает под первыми лучами жаркого и ясного солнца, успев, впрочем, открыть для себя новый, наполненный смыслом мир. А её возлюбленный, до того оставивший невесту и изгнанный царём Мизгирь, расстаётся с жизнью в пруду, стремясь воссоединиться с водой, которой стала Снегурочка.

Главные герои

(Сцена из балета-спектакля "Снегурочка" )

Снегурочка — центральная фигура произведения. Девушка необычайной красоты, отчаянно желающая познать любовь, но при этом холодная сердцем. Чистая, отчасти наивная и абсолютно чуждая людям-берендеям, она оказывается готова отдать всё, даже свою жизнь, в обмен на знание о том, что такое любовь и почему все так жаждут её.
Мороз — отец Снегурочки, грозный и строгий, стремившийся уберечь свою дочь от всевозможных бед.

Весна-Красна — мать девушки, которая несмотря на предчувствие беды не смогла пойти наперекор своей природе и мольбам дочери и наделила её способностью любить.

Лель — ветреный и весёлый пастушок, первым пробудивший какие-то чувства и эмоции в Снегурочке. Именно из-за того, что оказалась отвергнута им, девушка бросилась к Весне.

Мизгирь — торговый гость, или, иначе говоря, купец, полюбивший девушку настолько сильно, что не только предложил за неё все свои богатства, но и оставил Купаву, несостоявшуюся свою невесту, тем самым нарушив исконно соблюдавшиеся обычаи берендеева царства. В конце концов он обрёл взаимность той, кого любил, но ненадолго — и после ее гибели сам расстался с жизнью.

Стоит отметить, что несмотря на большое количество персонажей пьесы, даже второстепенные герои получились яркими и характерными: что царь Берендей, что Бобыль и Бобылиха, что бывшая невеста Мизгиря Купава - все они запоминаются читателю, обладают своими отличительными чертами и особенностями.

«Снегурочка» - произведение сложное и многогранное, в том числе и композиционно, и ритмически. Пьеса написана без рифмы, но благодаря уникальному ритму и певучести, имеющейся буквально в каждой строчке, звучит плавно, как и любой рифмованный стих. Украшает «Снегурочку» и богатое использование просторечных оборотов — это вполне логичный и оправданный шаг драматурга, который при создании произведения опирался на народные сказки, повествующие о девочке из снега.

То же утверждение о многогранности справедливо и применительно к содержанию: за внешне простой историей Снегурочки (вышла в реальный мир — отвергала людей — получила любовь — прониклась человеческим миром — погибла) таится не только утверждение о том, что жизнь без любви бессмысленна, но и множество других, не менее важных аспектов.

Так, одна из центральных тем — взаимосвязь противоположностей, без которой невозможен естественный ход вещей. Мороз и Ярило, холод и свет, зима и тёплое время года внешне противоборствуют друг с другом, вступают в непримиримое противоречие, но в то же время красной линией по тексту проходит мысль, что одного без другого не существует.

Помимо лиричности и жертвенности любви, интерес представляет и социальный аспект пьесы, отображённый на фоне сказочных устоев. Нормы и обычаи берендеева царства соблюдаются неукоснительно, за нарушение грозит изгнание, как и случилось с Мизгирём. Эти нормы справедливы и в какой-то степени отражают представление Островского об идеальной старорусской общине, где в цене верность и любовь к ближнему, жизнь в единстве с природой. Фигура царя Берендея, «доброго» царя, который, хоть и вынужден принимать суровые решения, расценивает судьбу Снегурочки как трагическую, печальную, вызывает однозначно положительные эмоции; такому царю легко симпатизировать.

При этом в берендеевом царстве справедливость соблюдается во всём: даже после гибели Снегурочки вследствие её принятия любви, исчезает гнев и спор Ярилы, и берендеевцы снова могут наслаждаться солнцем и теплом. Торжествует гармония.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?