Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Искренняя любовь к родине. Что для тебя значит выражение"Любовь к Родине"? Звучит начало песни «Как упоительны в России вечера»

Огромная любовь к Родине у каждого человека, как мне кажется, вырастает из детства. Именно в детстве у человека формируется понятие "Родина" и все, что с ним связано. Родные места, где родился и вырос, обычаи, книги и культура родной страны становятся доступными для человека с самых ранних лет. И потом, спустя много лет, ты вспоминаешь все это и думаешь: "Да, это все мое, родное, близкое сердцу".

Толстой сказал: "Родина - это прошлое народа, настоящее и будущее". По моему мнению, это высказывание можно связать с рассказом Петра Дмитриевича Барановского о храме Василия Блаженного, который, безусловно, является памятником нашей старины и отображает мастерство древних зодчих. По сей день этот храм считается святым местом.

С самых первых дней у человека появляется свой маленький мир, своя маленькая Родина. Это его кроватка, голос матери, колыбельная, первая погремушка, окружающее его пространство и люди. Когда человек растет, вместе с ним растет и понятие его "Родины". Здесь присутствуют его близкие дом, улица, друзья, детский сад, школа, парк, в котором он гуляет, речка за городом, окрестные леса и поля. Он начинает осознавать, что такое чувство долга, привязанность, воспоминания, которые могут проявляться в тоске или в радости. Читая книгу, занимаясь в школе, человек узнаёт, что мир не ограничивается его городом или республикой, а он гораздо шире, и в нем существуют разные страны, материки, другие реки, озера и океаны. Но в его сознании уже существует понятие "родная страна", в которой он живет, и которая ему очень дорога, без которой он не мыслит себе жизни. Именно ее он называет своей "Родиной".

Когда я была еще маленькой, мама с папой возили меня в деревню к бабушке. И не смотря на то, что там дивные луга, чистые озера и воздух, мне уже через неделю хотелось домой. Ведь именно там я родилась и увидела в первый раз солнце. Там все свое, родное.

И я так люблю нашу речку на окраине города, хоть и не совсем чистую, наш двор, пусть и с загазованным воздухом, что не променяю их ни на что. Ведь самым дорогим для каждого человека всегда будет Родина.

Сочинение Что такое любовь к Родине?

Родина - важнейшее понятие в жизни каждого человека. Она всегда одна. Ласковая, милая, нежная родина. Ее часто сравнивают с матерью. Чем старше человек, тем острее чувствуется сопричастность всего, что происходит с твоей страной. С возрастом острее чувствуется разлука с Родиной, радостнее происходит встреча с ней. Почему так происходит?

В народе говорят: Родина – это место, где капнула кровь твоей пуповины. Это – малая родина. Иногда это маленькое село, иногда - большой город. Под словом Родина мы понимаем нашу страну, село, дом, улицу, по которой мы можем пройти с закрытыми глазами, потому, что там все родное и знакомое. Мы любим природу своей Родины, ее людей, историю своего края, гордимся своей Родиной. Не существует понятия бедная или богатая Родина.

Что я вкладываю в понятие «Родина»? Это мой дом, где я родился, где меня научили говорить, уважать старших. Это моя школа, где мне дают образование, выводят на чистую светлую дорогу дальнейшей жизни. Это скамейка в школьном саду, куда я пригласил свою одноклассницу, и впервые взял ее за руку. У нашего класса есть заветное место на реке. Каждый год, летом, мы ходим туда в поход с ночевкой. Вечером у костра мы делимся своими мечтами на будущее. Мне кажется у нас все сбудется. Скоро у нас выпускной бал, мы расстанемся надолго, а может быть навсегда. Я гляжу на речку, на своих одноклассников, у меня щемит сердце. Я думал так бывает только с пожилыми людьми. Это я готовлюсь проститься со своей любимой малой Родиной. Я буду приезжать, и встреча будет такой же трогательной, как и прощание.

Недавно прочитал стихотворение казахстанского поэта. Там есть такие строки: «Здесь родился и рос, мир пытаясь объять...». Очень образно. Действительно, в детстве мы все пытаемся объять, не замечая плохого и безобразного рядом с нами. Сейчас я многое вижу по-другому. Я вижу, как много надо сделать, чтобы мой любимый город стал красивее, а его жители счастливее. Я замечаю несправедливость и знаю, что с ней надо бороться. Я не перестаю любить свою Родину. Я хочу изменить мир к лучшему, хочу, чтобы моя Родина была счастливой, светлой и радостной.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по роману Отцы и дети Ивана Тургенева

    Произведение посвящено новым идеям, проникших в Росси девятнадцатого века. В образах его героев автор показывает разные стороны противоположных убеждений, господствовавших тогда в обществе.

    Шолохов написал огромное количество разных произведений и «Родинка» как и многие другие произведения, входит в цикл «Донских рассказов». И именно здесь и рассказывается вся история и биография автора.

А как вы понимаете — что такое патриотизм? Что означают слова «Родина», «Отечество»? Какой смысл мы вкладываем в эти понятия? А любовь к Роди-не? Когда и как она зарождается в сердце человека и осознается им? Как становится той силой, которая вдохновляет и поднимает на подвиг и новые свершения?

Любовь к Отечеству у каждого человека возникает, на-верно, в свое время. Но одно, несомненно, с первым глотком материнского молока начинает пробуждаться и любовь к Родине. Вначале это происходит неосознанно: подобно тому, как растение тянется к солнцу, ребенок тянется к отцу и матери. Подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, к родной улице, селу, городу. И только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепен-но осознает величайшую истину — свою принадлежность к матери-Отчизне, ответственность за нее. Так рождается гражданин-патриот.

Под патриотизмом понимается не только любовь к Родине, но и преданность своему Отечеству, стремление служить ее ин-тересам, защищать от врагов. Патриотизм — это чувство безмерной любви к своему народу, гордости за него, это волнение, переживание за его успехи и горечи, за победы и поражения.

Родина — это территория, географическое простран-ство, где человек родился, социальная и духовная среда, в которой он вырос, живет и воспитывается. Условно раз-личают большую и малую Родину. Под большой Родиной подразумевают страну, где человек вырос, живет и кото-рая стала для него родной и близкой. Конечно, это великая страна с великой историей. Малая Родина — это место рождения и становления человека как лично-сти. Это тот клочок земли, где находятся могилы его предков, где он познал первые радости и неудачи. А. Твардовский писал: «Эта малая Родина со своим особым обликом, со своей, пусть скромной и непритяза-тельной красотой предстает человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, с этой отдельной и милой Родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые и — в великом целом своем — для всех одна».

Что мы Родиной зовем?

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем,

Солнце в небе голубом

И березки у дороги,

По которой мы идем.

И душистый, золотистый хлеб

За праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем,

И рубиновые звезды --

Звезды мира над Кремлем.

Каждый человек, живущий в нашей стране, должен испытывать чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и ее историю. Родина предполагает в человеке живое начало духовности, нечто священное, прекрасное и любимое. «Родина, — писал выдающийся русский философ И. А. Ильин, — есть нечто от духа и для духа». То есть гражданственность и патриотизм, любовь к Родине, готовность к самопожертвованию ради своей страны являются самым ярким проявлением духовности человека. Хотя, есть люди, духовно бедные, которые проживают жизнь, «не найдя своей родины», не став ее патриотом. Потеря Родины означает потерю человеком личного достоинства и сча-стья. Прекрасно об этом сказал поэт С. Викулов:

И ты, великодушная на диво,

Казни меня забвеньем, коль солгу...

И без меня ты можешь быть счастливой, —

Я без тебя, Россия, не могу.

В разные годы немало наших соотечественников в поисках лучшей жизни уехало за границу. Но многие из них так и не приобрели новую Родину, тоскуют по Рос-сии. Даже долгая жизнь на чужбине не делает ее Роди-ной, несмотря на привыкание к чужому быту и природе. Ни территория, ни расовое происхождение, ни при-вычный быт, ни язык, ни формальное подданство другого государства сами по себе не составляют Родину.

Подлинный патриотизм несовместим с национализ-мом и шовинизмом. Любить свою Родину — совсем не значит отвергать все иностранное и хвалить только свое отечественное. Любовь к Отечеству совместима с любо-вью ко всему лучшему, что создано мировой цивилизацией.

Следует подчеркнуть, что любовь к Родине может проявляться по-разному. Так, патриотизм у научного ра-ботника будет иной, чем у крестьянина, рабочего, военно-го или художника. Имея единую Родину, все они любят ее, но каждый по-своему. И каждый человек по-своему определяет свою духовность, но есть в ней то, что присуще каждому, без чего она не может просто быть. В первую очередь, это любовь к родным и близким, к родным местам, традициям и обычаям народа, его истории. Это стремление посвятить свою жизнь высоким помыслам и действиям для блага своей Родины. И пусть вклад будет разный, но общество такое многогранное, что каждому найдется место и дело, в котором можно достойно проявить себя.

Отечество — понятие родственное Родине, в кото-рое, однако, вкладывается более глубокое содержание и прежде всего нравственное, духовное. Любовь к Отечеству, Родине сравнима лишь с любо-вью к своим родителям — отцу и матери. Патриот любит свое Отечество не за то, что оно дает ему какие-то блага и привилегии перед другими народа-ми. Человек или является патриотом своего Отечества, и тогда он соединен с ним, как дерево корнями с землей, или он лишь пыль, носимая всеми ветрами.

Родина... В этом слове заключено так много! Наверное, каждый может с уверенностью сказать, что он любит свою Родину, но что же это означает? Что можно вложить в понятие «любовь к Родине»?

Искреннюю любовь к родной земле называют также патриотизмом. Это чувство - неотъемлемая часть Личности, на нем основывается жизнь цивилизованного общества. Слова о патриотизме можно встретить ещё в древнейших произведениях писателей и поэтов из разных стран. Русские классики также часто подчеркивали важность патриотизма в становлении личности и большую роль любви к Родине: «И дым Отечества нам сладок и приятен»; «Человек без Родины - нищий человек» - эти и прочие высказывания мы можем нередко встретить в книгах. Любовь к Родине - это одна из наипрекраснейших разновидностей самых великих чувств человека.

Неотделимой частью патриотизма является и любовь к своей нации. Ведь родная земля и народ едины, именно жители составляют дух Родины. Невозможно искренне любить Отчизну, не гордясь так же сильно и своими соотечественниками.

Родина - это не просто земля, на которой родился человек. Мы пропитываемся национальным духом с рождения; даже уехав в другую страну, мы остаемся детьми своей Родины навсегда. Пытаясь всеми силами избавиться от принадлежности к Отчизне, от своего менталитета, люди просто теряют себя и личную индивидуальность.

Но не только искренняя гордость за Родину - признак патриотизма. Вспомним страшные времена Великой Отечественной войны, когда жители России встали дружными рядами на борьбу с фашистским злом: это было одним из чистейших проявлений самой ярой и страстной любви, когда человек готов умереть, но не сдать Родину врагу. Страшными жертвами досталась нам Родина, которую мы видим теперь; миллионы ни в чем не повинных людей пали жертвами кровавых битв, чтобы мы могли сейчас спокойно жить на родной земле. Такие события в истории государства должны вызывать неподдельную гордость за свой народ в сердце каждого гражданина; это тоже патриотизм - гордиться своей принадлежностью к великим, храбрым и сильным духовно людям.

Не любить свою Родину может только трусливый человек, бедный духовно. Ведь патриотизм равнозначен любви к матери: для каждого ребенка она будет самой замечательной и ласковой. Родина - это в широком смысле Мать для всех её жителей, так давайте же будем благодарными детьми своей Отчизны!

Любовь к Родине есть в сердце каждого из нас. Любовь к Родине возрождается в нас постепенно, ещё в детстве нас захватывали впечатления окружающей нас природы. Ведь всё начиналось с тонкой травинки, с россыпи цветов на полянке, всё начиналось с осознания красоты нашей великой и прекрасной Родины. С каждым днём мы познавали, что-то новое и вдыхали вместе с воздухом частичку нашего маленького мира по имени - Родина.

Родина - это в первую очередь место, где ты родился и сказал первое слово, место где обрёл новых друзей и влюбился, то место, с которым тебя связывают прекрасные и незабываемые воспоминания.

Поэты часто описывают свою любовь и отношение к Родине и призывают всех патриотически относиться к Родине. Так например Сергей Александрович Есенин часто затрагивает тему любви к Родине и в его поэме "Русь" он говорит о том, что истинный патриот ни за что не променяет свою Отчизну.

А в своём стихотворении " Грешить бесстыдно, непробудно" Александр Александрович Блок описывает повседневность и глупость Российского общественного строя.

Но не смотря на это он любит свою Родину: " Да, и такой, моя Россия, ты всех краев дороже мне". Своим стихотворением автор призывает любить свою Родину, несмотря на все беды и трудности. Его стихотворение- бескорыстная любовь к Отчизне.

Родина держится на народе, который верит в неё и искренне любит. Родина - это тот уголок, который мы стремимся защитить. Это место, в которое нас тянет, в дали от которого тяжело. Родина - это место, в которое мы возвращаемся с радостью и гордостью. И пока мы будем гордиться нашей Родиной, она будет нашим родным домом.






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги…», А.А. Блок «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..», Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…» и др.

Цели:

Образовательные:

  • раскрыть своеобразие темы Родины в стихотворениях разных поэтов;
  • учить анализу поэтического текста.

Развивающие:

Содействовать развитию

  • умения анализировать стихотворения, делать обобщения и выводы, сравнивать однотематические литературные произведения разных авторов;
  • воображения на основе положительной мотивации через выполнение заданий творческого характера с использованием средств ИКТ;
  • совершенствовать навыки творческого, сознательно-исследовательского восприятия материала;
  • навыка рефлексивных действий.

Воспитательные:

  • воспитание гражданских и патриотических чувств;
  • формирование читательской культуры;

Форма урока : урок – эвристическая беседа.

Технологии: личностно ориентированное обучение (создание личностно значимых ситуаций), использование ИКТ в предметном обучении, технология РКМПЧ.

Оборудование : Мультимедийная презентация; высказывания известных людей о Родине.

План урока:

  1. Вступление. (Инсценировка)
    1. Актуальность.
    2. Постановка целей и конкретных задач.
  2. Основная часть урока.
    1. Работа с пословицами и высказываниями «великих» людей о любви к родине.
    2. Работа с текстами художественных произведений.
      • Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги…»
      • А.А. Блок «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..»
      • А.А.Ахматова «Мне голос был…»
      • О.Э.Мандельштам «Я вернулся в мой город»
      • Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…»
      • С.А.Есенин. «Шаганэ ты моя, Шаганэ»»
      • И.С.Тургенев. «Русский язык»
    3. Обсуждение результатов.
  3. Заключение.
  4. Рефлексия. Составление синквейна.

Эпиграфы:

И все пройдя пути морские,
И все земные царства дней,
Я слово не найду нежней,
Чем имя звучное: Россия.
(К. Бальмонт, г. Париж, 1922 г.)

«Без любви к Родине нет поэта»
(Е.А. Евтушенко)

Ход урока

Ι. Вступление.

Звучит начало песни «Как упоительны в России вечера».

Входят Белый и Рыжий Клоуны (ученики.

Инсценировка. (Учебник «Дом без стен. Литература. 8 класс», 1 часть, стр. 253)

Рыжий клоун . Что это с ними? Почему они такие восторженные!

Белый клоун . О! Так они проявляют свою любовь к родине. Это обязательная составляющая человеческой жизни: слезы при разглядывании деревьев родной страны, мурашки по спине при церемонии поднятия государственного флага, желание кинуться в драку с каждым, кто плохо скажет о стране, где ты родился.

Рыжий клоун . Как ты можешь так об этом говорить! Любовь к родине – это чувство, возвышающее человека, объединяющее его с другими людьми. Оно помогает в самые тяжелые минуты чувствовать себя защищенным. В древности у некоторых народов существовало самое страшное наказание – изгнание с родины…

Белый клоун . Да брось ты! Родина там, где сытно, дешево и удобно. А всё остальное сантименты. Тысячи людей покинули и покидают родину. Посмотри на них: они любили одну страну, теперь любят другую. Всё очень просто!

Рыжий клоун . Но это… всё равно что бросить старых немощных родителей и пристроиться к новым – молодым и обеспеченным. У человека есть такая же потребность в родине, как, скажем, в воздухе, воде и пище. И если, не дай бог, человеку приходится бежать с родины, чтобы спасти свою жизнь или жизнь близких, он заболевает страшной болезнью. Имя ей – ностальгия. Она мучает и разрушает человека, если, конечно, он Человек.

Белый клоун . Ты опять за свое! Не рассказывай мне о рабах привычек и привязанностей. Я говорил о настоящих людях, свободных от всех этих предрассудков. А поговорить и поплакаться о потерянной родине нынче очень модно…

Рыжий клоун. Нет, я когда представляю себя вне родины, ощущаю, что земля уходит из-под ног. Чтобы жить, мне нужно держаться корнями за землю. А что можно за неё отдать – это мера для каждого своя, но никто о ней не говорит…

1. Актуальность. Обсуждение:

Как бы вы определили, что такое любовь к Родине? Это привычка, предрассудок, необходимость? (СЛАЙД 1 )

– Есть ли в нашей стране, в нашем районе или в вашем доме что-то такое, что является лично для вас олицетворением понятия «Родина»?

Выступление индивидуально подготовившихся учащихся с демонстрацией коллажа «Моя Родина». (СЛАЙДЫ 2-4)

/Примечание. Коллаж приготовлен и демонстрируется с помощью компьютерных технологий. Как правило, ребята представляют традиционный набор и вполне объясняют свои зрительные образы: государственная символика и города-символы – Москва и Петербург; люди-символы: Пушкин, Ломоносов, Гагарин и другие; русская природа, берёзка, ромашка; родной город, улица, дом, школа, близкие люди, семья, друзья/

Итак, тема нашего урока «Что такое любовь к родине?»

– Что мы можем узнать на нашем уроке? (из чего складывается это понятие)

– А надо ли нам это? Почему именно сейчас нам это надо? (Именно сегодня, в XXI веке, особо остро стоит этот вопрос, так как люди, особенно молодежь, думают, прежде всего, о материальном благосостоянии, забыли о Родине, никто служить не хочет в армии, не хочет работать, все смотрят на запад)

2) – Итак, у нас есть две точки зрения (СЛАЙД 5): первая: любовь к родине – это чувство, возвышающее человека; и вторая - родина там, где сытно, дешево и удобно.

Какую точку зрения будете отстаивать вы?

– Каким образом мы можем доказать свою правоту? (обратимся к высказываниям известных людей, к народной мудрости, к литературе)

– Дома вы составили витражи мудрости – высказывания известных людей о Родине. Поделитесь находками.

II. Основная часть

1. Работа с высказываниями «великих» людей о любви к родине .

  • Нет места милее родного дома. Только отечество заключает в себе то, что дорого всем. (Цицерон)
  • Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя. (Сенека)
  • Дерзайте отчизну мужеством прославить. (Ломоносов)
  • Самое лучшее предназначение есть защищать отечество. (Державин)
  • Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может. (Байрон)
  • Есть разные страны на свете, а Родина – только одна… (Д. Алтаузен )
  • Родина – это огромное, ды шащее существо, подобное человеку… (А. Блок)

2. Вторая группа собирала пословице, назовите их.

Родимая сторона – мать, чужая – мачеха. Своя земля и в горести мила. Любовь к родине сильнее смерти. Родина – мать, умей за неё постоять. Человек без родины что земля без семени. Отрекающийся от родины отрекается от совести.

Что общего в этих словах?

Сегодня на уроке мы посмотрим, какое место занимает Россия в творчестве А. Блока, С. Есенина, А.Ахматовой, О.Мандельштама, Евгения Евтушенко.

3. Работа с текстами художественных произведений.

Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги…». (СЛАЙД 6)

Евгений Александрович Евтушенко – яркий, талантливый поэт. Около сорока лет Евтушенко является голосом правды и совести России. Стихотворение «Идут белые снеги»- одно из ранних в лирике поэта, но его можно считать программным в творчестве Евгения Александровича. Молодой еще, в сущности, парень рассуждает о вечных вопросах: жизни и смерти, творчества и бессмертия, незыблемости родной земли.

1. Выразительное чтение стихотворения (аудиокассета, запись стихотворения сопровождается любой классической музыкой) Приложение 1 .

2. Анализ стихотворения.

– О чём это стихотворение? (О России). Стихотворение представляет лирический задушевный монолог с читателем.

– Какое настроение передаёт стихотворение? Одинаковое ли оно в начале стихотворения и в конце?

Нет, сначала грустное, затем передаёт взволнованное воодушевление

– Почему меняется тон стихотворения, в каких строчках это происходит?

(когда начинает говорить о России)

– Какие образы-ассоциации возникают при чтении стихотворения? (Белый снег, зима, природа, деревенские избы, Пушкин, Степан Разин) (СЛАЙД 7)

– Какой словесный образ олицетворяет Россию?

«Идут белые снеги» – это поэтический символ России. Эта строчка выполняет в стихотворении роль рефрена, т.е. она связывает в стихотворении картины прошлого и будущего, она помогает лирическому герою осознать неотделимость от народа, Родины и понять свою необходимость им. Он с полной ответственностью заявляет: «для России я жил», «я России помог», а в кульминационных строчках делает признание:

Но надежда моя:
Если будет Россия,
Значит буду и я.

Поэт говорит о том, что все, в сущности, преходящее, кроме родины; пока она будет, будет и он. «Белые снеги» - это нечто такое, что заметает наши следы на земле, и вместе с тем – символизируют бессмертие России. (СЛАЙД 8)

Вывод : Что для Евтушенко любовь к Родине? Единение с Родиной, с её природой, с её историей.

– Евгений Евтушенко – наш современник, нам близка и понятна его позиция. А что думали и писали поэты начала 20 века о родине

А.А. Блок «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..» (СЛАЙД 9)

1. Слово учителя о Блоке.

Александр Блок – поэт, живший на рубеже веков. Это было время великих потрясений, время революций. Многие покидали Россию навсегда. У Блока был свой взгляд на мир, на жизнь, на революцию, на Родину. Октябрьскую революцию Блок принял и приветствовал. В статье «Интеллигенция и революция» (1918) Блок писал, что верит в будущее России: «России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и по-новому – великой». У Блока очень много стихотворений и России. В 1908 году он написал: “Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный… Ведь здесь – жизнь или смерть, счастье или погибель;

Сейчас послушаем стихотворение «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться? и ответим на вопрос: «Какой предстаёт перед нами Россия у Блока?»

2. Чтение стихотворения наизусть (заранее подготовленный ученик) Приложение 1.

Какой же предстаёт Россия? (таинственной, непонятной, загадочной) (СЛАЙДЫ 10-12)

Россия Блока – вечная любовь, вечная Боль, вечная Тайна. Она талантлива, но беспечна. Она нищая, но при этом сильная и гордая Образ Родины у Блока чрезвычайно сложен, многогранен и противоречив.

3. Анализ стихотворения «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..»

– Найти ключевые слова в 1-ой строфе. («Русь моя, жизнь моя», «маяться», «разлучиться» «раскаяться», «вольному сердцу», «твоя тьма»)

– Какая мысль не дает покоя лирическому герою? (Мысль о том, не разлучиться ли им, не расстаться ли? Она мучительна для поэта и лирического героя. Такое впечатление, что он хочет вырваться на свободу и знает: это невозможно не потому, что Русь не отпустит его, а потому, что он сам не оторвется от нее. Так и будет «маяться» вместе с ней, скорбной, суровой, темной страной).

– Объясните значение неизвестных слов в 3-4 строфах.

  • Чудь и Меря – древние славянские племена, населявшие северные области России.
  • Гати – настилы из ветвей для перехода через болота;
  • Грады – города;
  • Царьградские святыни – христианские памятники Царьграда, т.е Константинополя, столицы Византийской империи;
  • Соколы и лебеди – это и птицы, и олицетворение русского воинства.

– Что притягивает поэта и лирического героя в облике Руси в 2-4 строфах? И почему страна для него Русь, а не Россия?

Русь для Блока есть нечто древнее, таинственное, дикое, необъяснимое, что-то уходящее корнями в незапамятные времена. Здесь Чудь и Меря, Царьградские святыни, от слова «гать» уже веет болотом и дремучим лесом, дороги, верстовые столбы, лодки да деревянные грады, соколы и лебеди в степи, черная мгла нашествия кочевников и татарские очи, которые «мечут огни» – все это Русь.

– Как понимаете смысл последней 5 строфы стихотворения. Какой образ возникает здесь?

«Тихое, долгое, красное зарево / Каждую ночь над становьем твоим …» – это вечный , трагический, обагренный кровью и озаренный дрожащим пламенем путь Руси в истории. Две последние строки возвращают нас к основной мысли поэта: «вольный дух» (в первой строфе «вольное сердце» лирического героя) – игрушка этого древнего, таинственного, странного мира, этого «сонного марева». А значит, воля лирического героя, его свобода от Руси – лишь призрак. Да и захочет ли он этой свободы?

Теперь понятно, почему Александр Блок не покинул Россию? Он слишком её любил, так же, как любила свою Родину Анна Ахматова, современница Блока, написавшая знаменитое стихотворение «Мне голос был, он звал утешно…»

Чтение стихотворения наизусть. (ученик) Приложение 1

– Какой путь выбирает лирическая героиня? (остаться со своим народом, со своим любимым городом Санкт-Петербургом, о котором в 1915г. писала «Мы ни на что не променяем пышный гранитный город славы и беды». (СЛАЙД 14)

В 1917 году многие покинули Россию. Мы не имеем права осуждать их. Они любили свою родину, об этом говорят строки поэта-эмигранта К.Бальмонта (эпиграф). Но Ахматова осталась. Осталась потому, что считала «недостойным» покинуть Отечество в трагическую для него минуту. Это ли не высшее проявление патриотизма? Александр Блок заучил наизусть это стихотворение и однажды сказал: «Ахматова права. Это недостойная речь. Убежать от русской революции – позор»

О.Э. Мандельштам «Я вернулся в мой город…» (СЛАЙД 15)

1. Слово учителя.

Петербург – город детства и юности Осипа Мандельштама. Образ города присутствует во всех книгах поэта. Сюда он возвращался много раз в своей жизни, и каждая встреча с городом таила в себе новые открытия. В 1930 году после поездки на Кавказ Мандельштам вновь возвратился в Ленинград, но город встретил его неприветливо.

2. Чтение стихотворения наизусть. Приложение 1.

3. Комментарий к стихотворению (ученик)

«Мой город», такой знакомый и близкий, обернулся к поэту новым ликом. Он обращается к нему за спасением, но город глух к его мольбам, потому что несвободен, его словно бы тоже арестовали: молчат телефоны, звонок вырван с мясом, дверные цепочки напоминают кандалы. Жёлтый мутный свет – как лицо мертвеца. И в крике: «Я ещё не хочу умирать!» звучит боль, но город глух и нем, он – мёртв.

СЛАЙД 16.

Учитель. И Александр Блок, и Анна Ахматова, и Осип Мандельштам любили Россию, верили в неё, как любил её Фёдор Иванович Тютчев- поэт и дипломат, написавший знаменитое четверостишие:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.

С.А. Есенин. «Шаганэ, ты моя Шаганэ» (СЛАЙД 17)

Учитель. Чувство Родины - основное в моем творчестве», - писал поэт Сергей Александрович Есенин. Любовь к России не просто чувство, это жизненная философия, основная в есенинском миропонимании. Родина для поэта - это все, что он видит, чувствует, все, что его окружает. Поэтому так трудно и порой невозможно отделить эту тему от других. Чувства к Родине переплетаются у Есенина с чувствами к женщине, природе, жизни

  1. Чтение стихотворения наизусть (ученик) Приложение 1.
  2. Какие чувства переполняют душу лирического героя? (восхищение Востоком, его ярким колоритом и чувство неразрывной связи со своей северной Родиной).

III. Заключение

– Ребята, а из чего вырастает огромная человеческая любовь к родине? В чём вы видите её истоки?

Истоки её – в уважении, трепетном отношении к месту, где родился, вырос, к отчему дому, к людям, воспитавшим нас, к своей истории. Мы не должны вырасти Иванами, не помнящими родства. Общая жизнь на родной земле, общие беды и радости, общая любовь к своей Родине и к своему языку – всё это делает нас русским народом. Всё это мы передадим нашим детям, они – своим детям. И тогда Россия будет жить вечно. В это свято верил русский писатель Иван Сергеевич Тургенев, который незадолго до смерти написал знаменитое стихотворение в прозе «Русский язык» (чтение стихотворения) Приложение 1.

Вывод. НЕ может народ, имеющий такую культуру, такой язык, не быть ВЕЛИКИМ. А если народ велик, то и будущее у народа должно быть великим.

  • А что вы можете сказать о России?

IV. Творческая работа. Составление синквейна о Родине.

(СЛАЙД 18) (Во время написания синквейна звучит музыка).

(Чтение 2-3 работ)

В заключение я хочу еще раз обратиться к вам стихами нашего современника В. Леушкина. (СЛАЙД 19)

Давайте вместе – без “ура”,
Без истерических упреков…
Заглянем, братья, во вчера
В тьму исторических уроков!
И освещая лица лет,
Посмотрим им в глаза, как в бездну.
Да, это больно, но полезно,
Нам, убегающим от бед.
А после сядем у огня
И помолчим, кто сколько сможет.
Покуда век еще не прожит,
Воспрянем, дух Руси храня

Звучит последний куплет песни «Россия» (Стас Михайлов)

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?