Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Главный секрет Моны Лизы – ее улыбка – до сих пор не дает покоя ученым. Тайна моны лизы

Foto: AP/Scanpix

Личность, черты лица, улыбка и даже пейзаж за спиной нарисованной более 500 лет назад женщины продолжают будоражить умы исследователей. Пока одни с лупой изучают ее губы, другие находят в картине закодированные послания Леонардо да Винчи, а третьи и вовсе считают, что настоящая Мона Лиза - это совсем другая картина.

"Скоро уж четыре столетия, как Мона Лиза лишает здравого рассудка всех, кто, вдоволь насмотревшись, начинает толковать о ней "

(Грюйе, конец XIX века).

Портал DELFI знакомит с наиболее популярными тайнами и теориями, которые окружают известную работу Леонардо да Винчи.

Традиционно считается, что на картине да Винчи изображена Лиза Джоконда, урожденная Джерардини. Картину в 1503 году заказал ее муж Франческо Джоконда. Да Винчи, который тогда был без работы, согласился исполнить частный заказ, но не закончил его. Позже художник отправился во Францию и обосновался при дворе короля Франсуа I. Согласно легенде, он подарил "Мону Лизу" королю, представив картину, как одну из своих самых любимых. По другим данным - король просто купил ее.

В любом случае, после смерти да Винчи в 1519 году картина осталась в собственности короля, а после Французской революции стала государственной собственностью и была выставлена в Лувре. Столетия она считалась ценным, но достаточно заурядным шедевром эпохи Ренессанса. Во всемирно известную икону она превратилась лишь в начале XX века, после того, как в августе 1911 года ее похитил бывший сотрудник Лувра, живописец и декоратор Винченцо Перуджиа, мечтавший вернуть картину на историческую родину (картину нашли и вернули спустя два года после кражи).

С того времени "Мона Лиза" пережила несколько попыток вандализма и краж и стала главным магнитом для миллионов туристов, ежегодно посещающих Лувр. С 2005 года картина находится в специальном непробиваемом стеклянном "саркофаге" с регулируемым микроклиматом (картина сильно потемнела под влиянием времени из-за экспериментов да Винчи с составом красок). Ежегодно ее осматривает около шести миллионов человек, каждый из которых тратит на осмотр в среднем 15 секунд.

Foto: Arhīva foto

Традиционно считается, что на картине изображена Лиза Джоконда - третья жена зажиточного торговца тканями и шелками Франческо Джокондо. До XX века эта версия особенно не оспаривалась, так как друг семьи и историк (а также художник) Джорджо Вазари в своих работах упоминает как факт, что жену Франческо писал некий известный художник. Этот факт на страницах книги также отразил Агостино Веспучи - клерк и помощник историка Никколо Макиавелли.

Однако многим исследователям этого оказалось недостаточно, так как в то время, когда писалась картина, Джоконде должно было быть примерно 24 года, однако изображенная на картине женщина выглядит намного старше. Также сомнения вызвал тот факт, что написанная картина никогда не принадлежала семье торговца, а осталась у художника. Даже если допустить верность предположения о том, что да Винчи просто не успел закончить картину до того, как переехал во Францию, вызывает сомнение, что семья среднего по всем меркам торговца была достаточно богата, чтобы заказать картину такого размера. Такие полотна тогда могли себе позволить только действительно знатные и чрезвычайно богатые семьи.

Поэтому существуют альтернативные теории, которые допускают, что "Мона Лиза" - это автопортрет самого да Винчи или же на картине изображена его мать Катрина. Последнее объясняет привязанность художника к этой работе.

Группа ученых сейчас надеется разгадать эту загадку, проводя раскопки под стенами монастыря Святой Урсулы во Флоренции. Считается, что там могла быть похоронена Лиза Джоконда, которая удалилась в монастырь после смерти своего мужа. Однако эксперты сомневаются, что среди сотен погребенных там людей можно найти останки именно Джоконды. Еще более утопической считается надежда с помощью компьютерной реконструкции на базе найденных черепов восстановить черты лиц всех погребенных там людей, чтобы найти ту самую женщину, что позировала для "Моны Лизы".

Foto: Arhīva foto

В конце XV и начале XVI веков в моде были полностью выщипанные брови. Можно предположить, что изображенная на картине женщина определенно следила за модой и соответствовала этому эталону красоты, однако французский инженер Паскаль Коте открыл, что у нее на самом деле были брови.

С помощью сканера с высоким разрешением он создал копию картины очень высокого качества, на которой были обнаружены следы бровей. По мнению Коте у "Моны Лизы" изначально были брови, но затем со временем они исчезли.

Одной из причин их исчезновения могли быть чересчур усердные попытки сохранить картину. В музее Лувра и при дворе короля шедевр на протяжении 500 лет регулярно чистили, в результате некоторые особенно тонкие элементы картины могли и пропасть.

Другой причиной исчезновения бровей могли быть неудачные попытки провести реставрацию картины. Впрочем, до сих пор непонятно, как брови могли исчезнуть совсем. В любом случае, сейчас над левым глазом можно видеть следы мазка кистью, которые свидетельствуют о том, что брови у "Моны Лизы" все же были.

Foto: AFP/Scanpix

В книге "Код да Винчи" Дэна Брауна искусство Леонардо да Винчи кодировать информацию серьезно преувеличено, однако знаменитый мастер при жизни все же любил прятать разную информацию в виде кодов и шифров. Итальянский Комитет истории национальной культуры открыл, что в глазах Моны Лизы содержатся крошечные буковки и циферки.

Они не видны невооруженным глазом, однако при сильном увеличении заметно, что в глазах действительно написаны символы. В правом глазе спрятаны буквы LV, которые могут быть инициалами самого Леонардо да Винчи, а в левом глазе буквы расплылись и могут быть как S, так и B и даже CE. Символы можно увидеть и на арке моста, который находится за спиной у модели - комбинация L2 или 72.

На задней части картины также были найдены цифры 149. Можно предположить, что последней цифры недостает и это на самом деле год - 149x. Если это так, то картина была написана не в начале XVI века, как считалось до сих пор, а раньше - в конце XV.

Foto: Arhīva foto

Если смотреть на губы, то видно, что они плотно сжаты, без всякого намека на улыбку. Но в тоже время, если смотреть на картину в общем, появляется ощущение, что женщина улыбается. Этот обман зрения породил не одну теорию об исчезающей улыбке "Моны Лизы".

Эксперты считают, что объяснение у этого феномена совсем простое - изображенная на картине женщина не улыбается, но если глаз зрителя "замылен" или он смотрит на нее с помощью периферийного зрения, то тень от лица создает эффект мнимого подъема уголков губ вверх.

То, что женщина была абсолютно серьезной, доказывают и рентгеновские снимки, которые позволили взглянуть на набросок картины, спрятанный теперь под слоем краски. На нем жена флорентийского торговца ни под одним углом зрения не выглядит радостной.

Foto: Arhīva foto

На ранних копиях работы да Винчи видна куда более широкая панорама, чем на выставленной в Лувре картине. У них у всех по бокам видны колонны, тогда как у "настоящей" картины справа видна лишь часть колонны.

На протяжении долгого времени эксперты спорили о том, как так получилось, и не была ли картина уменьшена после смерти да Винчи, чтобы подойти к какой-то особенной раме или не выбиваться по размерам из других картин при дворе короля. Однако эти теории не нашли подтверждения - края картины под рамой белые, что указывает на то, что изображение не выходило за те рамки, что мы видим сегодня.

Да и вообще, теория о том, что картина была уменьшена, выглядит сомнительно, так как она нарисована не на ткани, а на сосновой доске. Если бы от нее отпиливали куски, слой краски мог бы быть поврежден или бы вовсе отделился, и это было бы хорошо видно.

Foto: Publicitātes foto

По колоннам и пейзажу за спиной у женщины на картине можно сделать вывод, что она сидела на балконе или террасе. Сегодня ученые придерживаются той точки зрения, что изображенные горы, мост, река и дорога - выдуманные, но характерные для региона Монтефелтро в Италии.

Этот факт не столько проливает свет на то, что именно изображено на фоне, сколько в очередной раз поднимает вопрос о личности изображенной на картине женщины. По мнению одного из архивариусов Ватикана, на картине изображена Пацифика Брандани, замужняя дама и любовница Джулиана Медичи. В то время, когда, предположительно, писалась картина, Медичи находился в изгнании и жил как раз в этом регионе.

Но независимо от того, какой регион отражает пейзаж на картине и какова была личность изображенной на ней женщины, известно, что "Мону Лизу" Леонардо да Винчи писал в своей мастерской в Милане.

Foto: Arhīva foto

Американский художник Рон Пиччирилло считает, что открыл в картине да Винчи спрятанный на протяжении 500 лет ребус. По его мнению, художник спрятал изображение голов трех животных - льва, обезьяны и буйвола. Они хорошо видны, если повернуть картину набок.

Он также утверждает, что под левой рукой женщины видно что-то, что напоминает хвост крокодила или змеи. К этим открытиям он пришел, тщательно, в течение целых двух месяцев, изучая дневники да Винчи.

Foto: Arhīva foto

"Айзелуортская Мона Лиза" найденная до Первой мировой войны в Англии, считается еще одной, ранней версией "Моны Лизы" Леонардо да Винчи. Ее название происходит от названия лондонского предместья, в котором ее нашли.

Эта версия картины считается более соответствующей теории о том, что Леонардо да Винчи писал свой шедевр в то время, когда Франческо Джоконде было 24 года. Эта работа также больше соответствует легенде о том, что да Винчи переехал во Францию, не закончив работы над картиной и забрав с собой ее в том виде, в каком она была.

Но в тоже время история этой картины, в отличии от луврского оригинала, неизвестна. Неясно также и то, как работа попала в Англию и кому принадлежала. Эксперты не могут поверить в версию, что известный художник кому-то отдал или продал незаконченную работу.

Foto: Arhīva foto

"Донна Нуда" - портрет частично обнаженной женщины с характерной для шедевра да Винчи улыбкой, явно напоминает оригинал, а вот автор этой картины неизвестен. Интересно, что эта работа не только похожа, но и, определенно, создана в начале XVI века - в одно время с "Моной Лизой".

В отличие от выставленной в Лувре работы, которая редко покидает свое место за пуленепробиваемым стеклом, "Донна Нуда" многократно меняла своих владельцев и регулярно выставлялась на выставках, посвященных творчеству да Винчи.

Историки полагают, что хотя эта работа, скорее всего, и не принадлежит кисти самого да Винчи, она совершенно определенно является копией его картины, выполненной одним из учеников мастера. Оригинал же, по каким-то причинам, был утрачен.

Foto: Arhīva foto

Утром 21 августа 1911 года работники музея в Лувре на месте картины нашли четыре пустых гвоздя. И хотя до этого момента картина не вызывала в обществе особого ажиотажа, ее похищение стало настоящей сенсацией, о которой написала пресса во многих странах мира.

Это создало проблемы для администрации музея, так как оказалось, что в музее не была должным образом организована охрана - огромные помещения с мировыми шедеврами охраняло всего несколько человек. И практически все картины были закреплены на стенах так, что их можно было спокойно снять и унести.

Что и сделал бывший сотрудник Лувра, живописец и декоратор Винченцо Перуджиа, мечтавший вернуть картину на историческую родину. Картины нашли и вернули спустя год после кражи - сам Перуджиа по глупости откликнулся на объявление о покупке шедевра. Хотя в Италии его поступок восприняли с пониманием, все же суд приговорил его к тюремному заключению сроком на два года.

Эта история стала катализатором резко возросшего интереса публики к шедевру Леонардо да Винчи. Освещавшая историю с похищением пресса немедленно раскопала случай годовалой давности, когда некий человек совершил самоубийство в музее, прямо перед картиной. Тут же пошли разговоры о загадочной улыбке, тайных посланиях и шифрах да Винчи, особенном мистическом значении "Моны Лизы" и т.д.

Популярность музея в Лувре после возвращения "Моны Лизы" выросла настолько, что согласно одной из теорий любителей заговоров, кража была организована самими руководством музея - с целью привлечь к нему международный интерес. Омрачает эту красивую конспирологическую идею только тот факт, что само руководство музея ничего от этой кражи не выиграло - в результате разразившегося скандала оно было уволено в полном составе.

Placement code for key after_article not found.

Placement code for key m_after_article not found.

Заметили ошибку?
Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter!

Категорически запрещено использовать материалы, опубликованные на DELFI, на других интернет-порталах и в средствах массовой информации, а также распространять, переводить, копировать, репродуцировать или использовать материалы DELFI иным способом без письменного разрешения. Если разрешение получено, нужно указать DELFI в качестве источника опубликованного материала.

В Королевском замке Амбуаз (Франция) Леонардо да Винчи завершил знаменитую "Джоконду" - "Мона Лизу". Принято считать, что Леонардо похоронен в капелле святого Губерта замка Амбуаз.

В глазах Моны Лизы спрятаны крошечные цифры и буквы, которые невозможно заметить невооруженным глазом. Возможно, это инициалы Леонардо да Винчи и год создания картины.

"Мона Лиза" считается самой загадочной картиной, создававшейся когда-либо. Эксперты-искусствоведы до сих пор разгадывают ее тайны. В то же время, "Мона Лиза" - одна из самых разочаровывающих в Париже достопримечательностей. Дело в том, что к ней ежедневно выстраиваются огромные очереди. Мона Лиза защищена пуленепробиваемым стеклом.

21 августа 1911 года произошло громкое хищение "Моны Лизы". Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей. Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину. Первые попытки найти картину ни к чему не привели. Была уволена администрация музея. В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён. Под подозрением также находился Пабло Пикассо. Картина нашлась два года спустя в Италии. 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. После этих событий картина набрала небывалую популярность.

В кафе DIDU находится большая пластилиновая Мона Лиза. Ее лепили в течение месяца обычные посетители кафе. Процессом руководил художник Никас Сафронов. Джоконда, которую лепили 1700 москвичей и гостей города, попала в Книгу рекордов Гиннеса. Она стала самой большой пластилиновой репродукцией Мона Лизы, слепленной людьми.

Во время Второй мировой войны многие произведения из коллекции Лувра были спрятаны в замке Шамбор. Среди них была и Мона Лиза. На снимках - экстренная подготовка к отправке картины перед приходом фашистов в Париж. Место, где спрятана Мона Лиза, держалось в строжайшем секрете. Картины прятали не зря: позже окажется, что Гитлер планировал создать "самый большой в мире музей" в Линце. И организовал для этого целую кампанию под руководством немецкого знатока искусства Ганса Поссе.


По сюжету фильма "Жизнь после людей" (Life After People) производства History Channel, через 100 лет без людей "Мону Лизу" съедают жуки.

Большинство исследователей считают, что пейзаж, нарисованный за Джокондой - выдуманный. Есть версии, что это долина Вальдарно или регион Монтефельтро, но убедительных доказательств этих версий нет. Известно, что Леонардо написал картину в своей миланской мастерской.

Картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» — это первое, с чем ассоциируется Лувр у туристов из любой страны. Это самое знаменитое и загадочное произведение живописи в истории мирового искусства. Ее таинственная улыбка до сих пор заставляет задуматься и очаровать людей, которые не любят или не интересуются живописью. А история с ее похищением в начале XX века превратили картину в живую легенду. Но обо всем по порядку.

История создания картины

«Мона Лиза» — лишь сокращенное название картины. В оригинале оно звучит как «Портрет госпожи Лизы Джокондо» (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo). С итальянского слово ma donna переводится как «моя госпожа». Со временем оно превратилось в просто mona, от него и пошло общеизвестное название картины.

Биографы-современники художника писали, что он редко брал заказы, но с Моной Лизой изначально была особая история. Он отдавался работе с особой страстью, тратил на ее написание почти все свое время и увез ее с собой во Францию (Леонардо покидал Италию навсегда) вместе с другими избранными картинами.

Известно, что картину художник начал в 1503-1505 году и лишь в 1516 наложил последний мазок, незадолго до своей смерти. Согласно завещанию, картина была передана ученику Леонардо, Салаи. Остается неизвестным то, как картина перекочевала обратно во Францию (скорее всего Фрациск I приобрел ее у наследников Салаи). Во времена Людовика XIV картина перекочевала в Версальский дворец, а после Французской революции ее постоянным домом стал Лувр.

В истории создания нет ничего особенного, больший интерес вызывает дама с таинственной улыбкой на картине. Кто же она?

Согласно официальной версии, это портрет Лизы дель Джокондо, молодой жены видного флорентийского торговца шелками Франческо дель Джокондо. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. Франческо дель Джокондо был большим поклонником искусства и живописи, покровительствовал художникам. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней.

Это удивительно, о жизни самой Лизы практически ничего неизвестно, а ее портрет – главное произведение мировой живописи.

Но историки-современники Леонардо не так однозначны. По мнению Джорджо Вазари, моделью могли быть Катерина Сфорца (представительница правящей династии Итальянского Возрождения, считалась главной женщиной той эпохи), Чечилия Галлерани (возлюбленная герцога Людовика Сфорца, модель еще одного портрета гения – «Дама с горностаем»), мать художника, сам Леонардо, юноша в женском одеянии и просто портрет женщины-эталона красоты эпохи Возрождения.

Описание картины

На полотне небольшого размера изображена женщина средних след, в темной накидке (по мнению историков – признак вдовства), сидящая вполоборота. Как на других портретах Итальянского Возрождения у Моны Лизы отсутствуют брови и выбриты волосы на верхушке лба. Скорее всего, модель позировала на балконе, так как видна линия парапета. Считается, что картина немного обрезана, в оригинальный размер виднеющиеся позади колонны входили полностью.

Считается, что композиция картины – эталон портретного жанра. Она написана по всем законам гармонии и ритма: модель вписана в пропорциональный прямоугольник, волнистая прядь волос созвучна с полупрозрачной вуалью, а сложенные руки придают картине особую композиционную завершенность.

Улыбка Моны Лизы

Это словосочетание уже давно живет отдельно от картины, превратившись в литературный штамп. Это главная загадка и очарование полотна. Она привлекает внимание не только обычных зрителей и искусствоведов, но и психологов. Например, Зигмунд Фрейд называет ее улыбку «флиртующей». А особый взгляд «мимолетным».

Современное состояние

Из-за того, что художник любил экспериментировать с красками и техникой письма, картина очень сильно потемнела к настоящему времени. А ее поверхности образуются сильные трещины. Одна из них находится в миллиметре над головой Джоконды. В середине прошлого века полотно отправлялось на «гастроли» в музеи США и Японии. Музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина посчастливилось принять у себя шедевр на время выставки.

Известность Джоконды

Картина была очень высоко оценена среди современников Леонардо, но с десятилетиями она стала забытой. Вплоть до XIX века о ней не вспоминали до того момента, как писатель-романтик Теофиль Готье рассказал про «джокондовскую улыбку» в одном из своих литературных произведений. Странно, но до этого момента эту особенность картины называли просто «приятной» и никакой тайны в ней не было.

Настоящую популярность среди широкой публики картина приобрела в связи со своим таинственным похищением в 1911 году. Газетная шумиха вокруг этой истории набрала картине огромную популярность. Ее удалось разыскать лишь 1914 году, где она была все это время – остается загадкой. Ее похитителем был Винчецо Перуджо, работник Лувра, по национальности итальянец. Точные мотивы похищения неизвестны, вероятно он хотел вывести полотно на его историческую родину Леонардо, Италию.

Мона Лиза в наши дни

«Мона Лиза» по-прежнему «живет» в Лувре, ей, как главной художественной приме, выделено отдельное помещение в музее. Несколько раз она страдала от вандализма, после чего в 1956 году ее поместили в пуленепробиваемое стекло. Из-за этого она сильно бликует, поэтому разглядеть ее иногда бывает проблематично. Тем не менее – именно она привлекает своей улыбкой и мимолетным взглядом большинство посетителей Лувра.

Настоящий код да Винчи обнаружен в глазах Моны Лизы

Первые буквы были обнаружены в левом глазу Моны Лизы

На знаменитой картине, находящейся в Лувре, ученые нашли микроскопические буквы и цифры

Исчезающая улыбка Моны Лиза оказалась не самым загадочным элементом этого творения Леонардо да Винчи — гения эпохи возрождения, который оставил не только великое наследие, но и массу загадок. И шифровок, написанных зеркально. Одна, кстати, была случайно обнаружена совсем недавно в библиотеке французского города Нанта. И если верить профессору Сильвано Винчети (Silvano Vinceti), главе итальянского Национального комитета по культурному наследию (president of Italy’s National Committee for Cultural Heritage) то именно в ней содержалось указание рассмотреть Мону Лизу в увеличительное стекло. Что профессор и сделал, получив разрешение у французов. Ведь картина находится в Лувре.

Мона Лиза вот ууже более 500 лет не только восхищает, но и озадачивает

Найденная недавно рукопись Леонардо да Винчи, в который было зашифровано указание присмотреться к Моне Лизе

В правом глазу Моны Лизы Винчети увидел буквы LV, которые, по его словам, могут быть инициалами мастера. В левом глазу — вроде бы начертаны буквы СЕ. Или одна буква В. Под одной из арок моста — на картине он расположен чуть выше левого плеча женщины — профессор нашел цифры 72, которые могут быть и L2.
— Это предварительные данные, — говорит Винчети, — наверняка на картине есть еще символы. Надо исследовать каждый миллиметр. А потом — попытаться расшифровать тайнопись.
Что мог зашифровать гений? Все, что угодно, считает профессор: от сообщения, кто же так хитро улыбается на портрете, до координат места, в котором спрятан священный Грааль.

Исследователи хотят найти все буквы кода да Винчи расшифровать его

У самого же Винчети есть своя гипотеза по поводу Моны Лизы. Он считает, что Леонадо изобразил на картине себя только в виде женщины. Проверить, так ли это, можно лишь одним способом: восстановить образ Леонардо да Винчи по его черепу и сравнить с лицом на портрете. Поэтому профессор вот уже который год добивается у французских властей разрешения на эксгумацию праха останков гения, который покоятся в замке Амбуаз.

Леонардо да Винчи назначил Конец Света на 4006 год

«Тайная вечеря» — носитель кода да Винчи

Пророчество великого мастера зашифровано в его «Тайной вечере»

Итальянская исследовательница Сабрина Сфорца (Sabrina Sforza) из Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе (University of California in Los Angeles) уверяет, что расшифровала «код да Винчи». По ее словам, он действительно существует. Но не имеет никакого отношения к тому, который был помянут в скандальном романе Дэна Брауна.

Настоящим кодом да Винчи зашифровано пророчество, «вписанное» мастером в его знаменитую «Тайную вечерю». И оно гласит, что 21 марта 4006 года на Земле начнется грандиозный — какой-то вселенский — потоп. Продлится до 1 ноября этого же года. Тогда собственно и наступит конец для человечества. Но он же и позволит ему — человечеству — стартовать заново.

Сабрина, которая сейчас работает в Ватикане, не раскрывает подробности расшифровки. Сообщает лишь, что послание расположено в полукруглом окне, которое находится над фигурой Иисуса Христа. Окна по бокам его дополняют. Помимо знаков зодиака и всего прочего в окна вписаны 24 латинские буквы. Исследовательница считает, что каждая соответствует определенному часу в сутках.

Леонардо оставил шифровку в окнах, рассположенных над людьми

Все секреты итальянка собирается изложить в книге, над которой сейчас трудится.
Напомним, что «Тайная вечеря» это огромная фреска — 460 на 880 сантиметров, написанная Леонардо в период между 1495-1497 годами. Находится она в Италии » в миланском монастыре Санта Мария делле Грацие.

Главная надпись находится над Иисусом

Кстати, Леонардо да Винчи весьма благосклонен к человечеству — отпустил почти 2 тысячи лет существования. А с момента «опубликования» пророчества над Иисусом — еще больше — 2500 лет. Не менее гениальный потомок мастера — Исаак Ньютон, автор своих знаменитых законов, — назначил Конец Света на 2060 год. Вычислил эту дату, расшифровывая Библию. Конкретно — Книгу пророка Даниила (Ветхий Завет).

Что стало основой для пророчества Леонардо пока не известно.

Последний закон Ньютона

Знаменитый физик вычислил, что конец света наступит в 2060 году

Большинство людей легко вспомнят законы Ньютона — первый, второй, третий — и, конечно же, закон всемирного тяготения, якобы навеянный яблоком, упавшим на голову гения.

Однако еще несколько лет назад мало кто подозревал, что сэр Исаак Ньютон занимался еще и алхимией, оккультизмом, астрологией, теологией. Эти подробности выяснились, когда нашлись ранее неизвестные рукописи ученого. Сейчас они представлены на выставке «Секреты Ньютона», которая работает в древнееврейском университете Иерусалима.

Собственно, рукописи никуда не терялись. Просто были недоступны для изучения. После смерти гения в 1727 году многие тысячи их страниц, как раз посвященные «тайным увлечениям», 200 с лишним лет хранились в сундуках в доме графа Портсмутского. В 1936 году большую часть рукописей купил на аукционе «Сотбиз» еврейский ученый Абрахам Яхуд, проживавший в Египте. В итоге они попали в Еврейскую национальную библиотеку Иерусалима. Именно там и находится манускрипт Ньютона с пророчеством о конце света в 2060 году. Но обнаружили его отнюдь не местные специалисты, а канадский исследователь — профессор Галифакского университета Стивен Снобелен. И вовсе не в библиотеке.

Элиезер Фельдман, директор израильского института политологических и социальных исследований, член попечительского совета Национальной библиотеки в Иерусалиме в интервью «Радио Свобода» объяснил этот феномен так: мол, огромный рукописный архив Ньютона, насчитывающий миллионы единиц хранения, превращен в микрофильмы. Доступ к ним имеют группы исследователей в Великобритании, в Израиле и в Канаде. Канадцам, наткнувшимся на текст рукописи с пророчеством, либо повезло, либо они смотрели внимательнее своих коллег.

Пытаясь пророчествовать, физик вычерчивал астрологические схемы (вверху) и умножал столбиком (внизу).

По мнению ученых, недоступные прежде рукописи Ньютона свидетельствуют: алхимия, теология и оккультизм вообще были у него на первом плане. А «серьезные» открытия стали следствием этого «мракобесия». Например, закон всемирного тяготения появился отнюдь не из-за яблока, а благодаря исповедуемой алхимиками концепции притяжения одного элемента к другому.

И знаменитая физическая теория абсолютного пространства и времени Ньютона, как утверждает Снобелен, основана на теологических представлениях гения физики. Тот верил, что абсолютное пространство — это местопребывание Бога, форма существования его вселенского духа. А абсолютное время — это бесконечная длительность божественного присутствия. Более того, Ньютон полагал, что благодаря божественному устройству Вселенной, любое воздействие мгновенно передается в любую ее точку без участия материи. Что, кстати, не исключают некоторые современные физики, изучающие вакуум и квантовые механизмы.

Но с особым мистическим трепетом Ньютон относился к Библии — изучал ее всю жизнь. Считал, что в Священном Писании зашифровано послание высших сил о будущем мира.

Пока известен один источник, удостоенный повышенным вниманием гения, — Книга пророка Даниила (Ветхий Завет), в которой он — Даниил — точно предсказал дату прихода на Землю Христа, смерть Сына Божьего и его воскрешение: «…предан будет смерти Христос, и не будет…»

Ньютон был уверен, что Бог избрал пророка Даниила как раз для толкования будущего. И чтобы «увидеть» грядущее, надо расшифровать Книгу — каждое ее слово. Чем Ньютон и занимался долгие годы, считая себя тоже избранным Богом — конкретно для расшифровки. Математически вычисляя дату конца света, он исписал словами и формулами (в количестве 1,3 миллиона) четыре с половиной тысячи страниц.

Физик обещал войну

Книга пророка Даниила — сама по себе сборник пророчеств. Ньютон их толковал, «оцифровывая» слова, пытаясь вывести алгоритм, пригодный для предсказаний грядущих событий. Что у него получилось, еще предстоит узнать — архив до конца не разобран. Обнаружена лишь таинственная дата конца света — 2060 год.

Посмертная маска Ньютона: плотно сжатые губы свидетельствуют о том, что этот человек хранил какую-то тайну.

Изучение Снобеленом рукописей Ньютона показало, что тот расшифровал имеющиеся в Книге указания на определенные периоды времени. Один из них — 1260 лет, названный греховным и нечистым. Далее Ньютон каким-то образом вычислил, что этот период начался в 800 году после Рождества Христова. Прибавил 1260 лет и получил 2060 год. Конец света? Точно неизвестно. Сам Ньютон пишет, что начнется мировая война, потом будет мор, которые приведут к уничтожению значительной части человечества. Но по окончании бедствий наступит царство Мессии.

Кстати, если верить Снобелену, то Ньютон предсказал и появление государства Израиль, про которое у Даниила сказано лишь следующее: «… и возвратится народ, и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена…» И указаны туманные сроки: «семь седьмин и шестьдесят две седьмины». Ньютон точно определил год — 1948. И намекнул, что Израиль будет создан при содействии дружественного государства. Так и вышло — США постарались.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Крохотный гений

Исаак Исаакович НЬЮТОН родился 25 декабря 1642 года. Роды у его матери Анны Эйскоу были преждевременными. Мальчик появился на свет таким крошечным, что его можно было искупать в пивной кружке. В школе особыми успехами не блистал — одно время находился на предпоследнем месте по успеваемости, опережая лишь явного идиота. Но в итоге стал гением.

Ньютон умер 20 марта 1727 года в Кенсингтоне. Похоронен в английском национальном пантеоне — Вестминстерском аббатстве. На его могиле высечено:

Здесь покоится Сэр Исаак Ньютон,
Который почти божественной силой своего ума
Впервые объяснил
С помощью своего математического метода
Движения и формы планет,
Пути комет, приливы и отливы океана.
Он первый исследовал разнообразие световых лучей
И проистекающие отсюда особенности цветов,
Каких до того времени никто даже не подозревал.
Прилежный, проницательный и верный истолкователь
Природы, древностей и священного писания,
Он прославил в своем учении Всемогущего Творца.
Требуемую Евангелием простоту он доказал своей жизнью.
Пусть смертные радуются, что в их среде
Жило такое украшение человеческого рода.

Наверное, в мире нет более известного полотна, чем . Она популярна во всех странах, широко растиражирована как узнаваемый и броский образ. «Мона Лиза» за свою четырехсотлетнюю историю побывала и торговой маркой, и становилась жертвой похищения, упоминалась в песне Нат Кинг Кола, ее имя цитировалось в десятках тысяч печатных изданий и фильмов, а выражение «улыбка Моны Лизы» стало устойчивым словосочетанием, даже штампованной фразой.

История создания картины «Мона Лиза»


Считается, что картина - это портрет Лизы Герардини, супруги флорентийского торговца тканями по фамилии Дель Джокондо. Время написания, примерно 1503 - 1505 годы. Создал полотно великий . Возможно, будь картина написана другим мастером, ее не окутывал бы такой плотный флер загадочности.

Это небольшое произведение искусства размером 76,8 х 53 см написано маслом на доске из древесины тополя. Находится картина в , где ей отведен специальный зал, носящий ее имя. Привез ее во сам художник, который перебрался сюда под покровительство короля Франциска I.

Мифы и домыслы


Необходимо сказать, что ореол легендарности и необычности окутывает это полотно только последние лет 100 с лишним, с легкой руки Теофиля Готье, писавшего об улыбке Джоконды. До этого современники восторгались мастерством художника в передаче выражения лица, виртуозном исполнении и выборе красок, живости и натуральности изображения, но не усматривали в картине скрытых знаков, намеков и зашифрованных посланий.

Сейчас больше всего людей занимает пресловутая загадка улыбки Моны Лизы. Она - только намек на улыбку, легкое движение уголков губ. Возможно, расшифровка улыбки заключена в самом названии картины - Ля Джоконда на итальянском может означать «веселая». Может, все эти столетия «Мона Лиза» просто смеется над нашими потугами разгадать ее тайну?

Такой тип улыбки характерен для многих картин художника, например, полотна, изображающего Иоанна Крестителя или многочисленных мадонн ( , ).

Много лет интерес представляла идентификация личности прототипа, пока не были найдены документы, подтверждающие реальности существования настоящей Лизы Герардини. Тем не менее, есть утверждения, что картина - это зашифрованный автопортрет да Винчи, который всегда имел нетрадиционные наклонности, или даже изображение его юного ученика и любовника по прозвищу Салаи - Дьяволенок. В пользу последнего предположения приводят такие подтверждения, как тот факт, что именно Салаи оказался наследником Леонардо и первым владельцем «Джоконды». К тому же название «Мона Лиза» может быть анаграммой «Mon Salai» (мой Салаи на французском языке).

Большой интерес для конспирологов и сторонников идеи о принадлежности да Винчи к ряду тайных обществ представляет и загадочный пейзаж на заднем плане. Он изображает странную местность, которую не удалось точно идентифицировать до наших дней. Она написана, как и вся картина, в технике сфумато, но в другой цветовой гамме, голубовато-зеленоватой, и асимметрична - правая сторона не соответствует левой. Кроме того, в последнее время появились утверждения, что художник зашифровал в глазах Джоконды какие-то буквы, а в изображении моста - цифры.

Просто картина или шедевр


Бессмысленно отрицать великие художественные достоинства этой картины. Она безусловный шедевр эпохи Возрождения и значительное достижение в творчестве мастера, не зря же сам Леонардо высоко ценил эту свою работу и многие годы не расставался с ней.

Большинство людей воспринимают массовую точку зрения и относятся к картине как к загадочному полотну, шедевру, посланному нам из прошлого одним из самых гениальных и талантливых мастеров в истории искусства. Меньшинство видит в «Моне Лизе» необыкновенно красивую и талантливо исполненную картину. Загадочность ее состоит лишь в том, что мы приписываем ей те особенности, которые сами хотим увидеть.

Самая ограниченная, к счастью, группа людей относится к тем, кого эта картина возмущает и раздражает. Да, бывает и такое, иначе чем же можно объяснить как минимум четыре случая вандализма, из-за которых полотно сейчас защищено толстенным пуленепробиваемым стеклом.

Как бы то ни было, «Джоконда» продолжает существовать и радовать все новые поколения зрителей своей загадочной полуулыбкой и сложными неразгаданными загадками. Возможно, в будущем кто-то найдет ответы на существующие вопросы. Или же создаст новые легенды.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?