Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Азербайджанская литература. Список самых известных азербайджанских писателей Известный азербайджанский поэт

БАКУ, 28 апр - Новости-Азербайджан, Али Мамедов. АМИ Новости-Азербайджан предлагает топ 11 самых великих азербайджанцев XX века:

1. Гейдар Алиев - советский и азербайджанский государственный, партийный и политический деятель. Президент Азербайджана с 1993 по 2003 год. Дважды Герой Социалистического Труда. Основатель современной Азербайджанской государственности.

2. Мамед Эмин Расулзаде - Выдающийся писатель, политический и общественный деятель. Основатель Азербайджанской республики.

3. Гаджи Зейналабдин Тагиев - азербайджанский миллионер и меценат, действительный статский советник. В некоторых произведениях историков и биографов в основном упоминается как «великий благотворитель». Он сделал пожертвования в благотворительных целях практически по всему миру.

4. Рашид Бейбутов - советский азербайджанский эстрадный и оперный певец (лирический тенор), актёр. Родился в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия) в семье известного народного певца-ханенде из Шуши. Народный артист СССР. Герой Социалистического Труда.

5. Лютфи Заде - азербайджанский математик и логик, основатель теории нечётких множеств и нечёткой логики, профессор Калифорнийского университета (Беркли). Родился 4 февраля 1921 года в поселке Новханы, Азербайджан.

6. Муслим Магомаев - советский, азербайджанский и российский оперный и эстрадный певец (баритон), композитор. Народный артист СССР и Азербайджана. Родился в Баку. Внук Абдул-Муслима Магомаева, азербайджанского композитора, являющегося одним из основоположников азербайджанской классической музыки, чье имя носит Азербайджанская государственная филармония.

7. Мустафа Топчибашев - советский хирург, академик АМН СССР, вице-президент АН Азербайджанской ССР. Автор более 160 научных работ, по которым до сих пор пользуется мировая хирургия. Был награжден четырьмя орденами Ленина при жизни.

8. Ази Асланов - советский военачальник, гвардии генерал-майор, дважды Герой Советского Союза. В его честь в странах СНГ названы улицы, школы, высшее учебные заведения.

9. Керим Керимов - основателей советской космической программы, внёсший значительный вклад в освоение космоса. В течение многих лет являлся центральной фигурой в советской космонавтики. Но, несмотря на важную роль, его личность держалась в секрете от общественности на протяжении большей части его карьеры. Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской, Ленинской и Государственной премий СССР.

10. Бюльбюль — народный и оперный певец (тенор), один из основоположников азербайджанского национального музыкального театра, народный артист СССР.

11. Кара Караев - композитор и педагог, Народный артист СССР, лауреат Сталинских премий, кавалер орденов Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени. Один из крупнейших деятелей азербайджанской культуры послевоенного времени.

Азербайджанский язык относится к огузской подгруппе тюркских языков. Этот язык появился в регионе в XI-XII веках с приходом тюркоязычных племён из Средней Азии и постепенно развился до его нынешней формы. Согласно БСЭ («Большой советской энциклопедии»), литературный азербайджанский язык начал складываться с XI века. Однако некоторые исследователи отмечают, что литературный язык начал формироваться примерно с XIII века, а письменная литература Азербайджана возникла в XIV-XV веках.

Письменным эпическим памятником огузских племён, позднее вошедших в состав азербайджанского народа является героический эпос Деде Коркуд, который возник в Средней Азии, но окончательно сформировался на территории Азербайджана. Общепринятый текст слагавшегося с IX века эпоса был составлен только в XV веке.

В ХII веке в азербайджанской литературе, которая развивалась под сильным влиянием литератур Ближнего и Среднего Востока, а также мировой литературы, формирование поэтической школы в целом завершилось, и на поэтическом поприще засверкали имена таких корифеев, как Хагани, Ширвани, Низами Гянджеви.

В XII веке, в атмосфере придворного творчества, в пору меценатства правителей государств Ширваншахов и Атабеков заявили о себе поэты Абул-ула Гянджеви (1096-1159), Мехсети Гянджеви (1089-1183), Хагани Ширвани (1126-1199), Фелеки Ширвани (1126-1160), Муджараддин Бейлагани (?-1190 г.г.), Иззаддин Ширвани (?-?), произведения которых не утратили художественно-эстетическую значимость в наши дни.

Известная поэтесса XII века Мехсети Гянджеви, жизнь которой была полна легенд и слухов, прославилась как одна из искусных мастериц в сочинении рубаи, и в этом жанре на равных с Омаром Хайямом.

Низами Гянджеви своей бессмертной «Пятерицей » — пятью поэмами: «Сокровищница тайн «, «Хосров и Ширин «, «Лейли и Меджнун «, «Семь красавиц «, «Искендернаме » — внес в мировую литературу новый поэтический голос, новый дух. Одна из причин, обеспечивших бессмертие творчества Низами заключается в том, что он умел ставить общественные проблемы и указывать пути их решения.

Величие творчества Низами, одухотворенность идеалов и в последующие века дали сильный импульс азербайджанской литературе, и определенные гениальным поэтом гуманистические и демократические принципы способствовали распространению гуманистических мотивов в литературе не только Азербайджана, но и Ближнего и Среднего Востока, а также ряда стран Запада.

Литература XIV - XVIII веков

Литература на тюрко-азербайджанском языке (название азербайджанский язык тогда ещё не использовалось) формировалась в XIV-XV веках. Первым поэтом, от которого дошли стихи на тюркском языке, был Гасаноглы Иззеддин , живший в Хорасане на рубеже XIII-XIV вв.. От него дошли две газели, одна на тюркском и одна на персидском языках. Гасаноглы Иззеддин считается основоположником литературы азербайджанских тюрков.

Выдающуюся роль в развитии азербайджанской поэзии сыграл живший в XIV-XV веках Имадеддин Насими , который принял мученическую смерть в сирийском городе Алеппо.

Среди авторов, живших в тот же период на территории Азербайджана, следует также отметить основателя династии Сефевидов шаха Исмаила I, писавшего под поэтическим псевдонимом Хатаи, автора поэмы «Дахнаме» («Десять писем»). При его дворе жил называемый «царем поэтов» Хабиби.

В то же время в Ираке жил и творил выдающийся азербайджанский поэт Физули, одинаково изящно писавший на азербайджанском, персидском и арабском языках.

В XVII-XVIII веках в Иранском Азербайджане пишут Саиб Тебризи, Говси Тебризи, Мухаммед Амани, Тарзи Афшар и Тасир Тебризи . От поэта Месихи дошла поэма «Варга и Гюльша», которая является одной из лучших романических поэм в средневековой поэзии, созданных на азербайджанском языке.

В XVIII веке пишут поэты Ширванской школы - Шакир, Нишат, Махджур и Ага Масих . В этот период усиливается воздействие на литературу устной народной словесности, ашугской поэзии. Письменная поэзия обогащается мотивами народного творчества, а поэтический язык заметно очищается от канонических норм и клише.

Основоположником реализма в литературе Азербайджана стал поэт и везирь при дворе карабахского хана Молла Панах Вагиф . Главной темой его поэзии являлась любовь и душевная красота человека. Творчество Вагифа оказало заметное влияние на народную стихтворную форму - гошма, которая широко стала применяться в письменной поэзии. Другой поэт, Молла Вели Видади , являвшийся близким другом Вагифа, воспевал в своих работах честность, смелость, силу мудрости и разума, критиковал междоусобные войны и феодальные жестокости. Его пессимистические настроения нашли отражение в таких стихотворениях как «Журавли», «Послания поэту Вагифу», «Поплачешь».

Творчество Вагифа и Видади стали вершиной поэзии XVIII века в азербайджанской литературе. В азербайджанских стихах Саят-Нова применяет художественные приёмы и находки ашугской поэзии. Большая часть его песен написаны по-азербайджански. По общим данным Саят-Нова написал около 120-ти стихов на азербайджанском.

В XVIII веке завершается процесс формирования самостоятельного азербайджанского языка.

В XIX веке также творят Молла Панах Вагиф, Мир Мохсун Навваб, Мешади Эюб Баки, Хуршуд Бану Натаван, Сары Ашыг, Гурбани, Леле, Ашыг Сафи Валех, Ашуг Самед - учитель Валеха, Ашыг Мухаммед (отец Валеха), Аббас Туфарганлы, Мискин Абдал, Ашыг Пери, Гасымбек Закир и др.

Литература XIX века

В XIX веке территория Азербайджана вошла в состав Российской империи, что оторвало местное население от персидской традиции и приобщило его к русско-европейской.

В этот период творят Гасым-бек Закир, Сеид Абульгасым Небати, Сеид Азим Ширвани, Хуршидбану Натаван, Аббасгулу Ага Бакиханов, Мирза Шафи Вазех, Исмаил-бек Гуткашынлы, Джалил Мамедкулизаде . Автором ряда прозаических произведений являлся Султан Меджид Ганизаде. Ему принадлежат публицистический рассказ «Гордость учителей», повесь «Ожерелье невест», рассказы «Диван Аллаха», «Гурбан байрамы» и другие.

В середине века возникает новый жанр в азербайджанской литературе - драматургия, основоположником которой стал Мирза Фатали Ахундов . В период с 1850 по 1857 годы им создаются шесть комедий и одна повесть, в которых нашла реалистическое отражение жизнь Азербайджана первый половины XIXвека. Ахундов становится также зачинателем литературной критики.

Другой драматург - Наджаф-бек Везиров в 1896 году создал первую азербайджанскую трагедию «Горе Фахреддина». В Иранском Азербайджане творят поэт Сеид Абдульгасем Набати и поэтесса Хейран-ханум, писавшие как на азербайджанском, так и на персидском языках.

В конце XIX века начинают свою литературную деятельность Джалил Мамедкулизаде и Нариман Нариманов. Нариманов организовал первую в Азербайджане народную библиотеку-читальню, создал ряд художественных произведений, в том числе первую в истории азербайджанской литературы историческую трагедию «Надир-шах».

Джалилом Мамедкулизаде в этот период были созданы пьесы «Мертвецы» (1909), «Книга моей матери» (1918), рассказы «Почтовый ящик» (1903), «Уста Зейнал» (1906), «Конституция в Иране» (1906), «Курбанали-бек» (1907), ставшие классикой азербайджанского критического реализма.

В начале века начинают своё творчество Мухаммед Хади , ставший основателем прогрессивного романтизма в азербайджанской литературе, а также Гусейн Джавид и Аббас Сиххат . Большим культурным событием стало издание книги Аббас Сиххата «Западное солнце» (1912), состоявшая из двух частей, в которую он включил переведённые им произведения более двадцати русских поэтов. В своих произведениях Сиххат и Абдулла Шаиг выдвигали на передний план проблемы просвещения, образования, воспитания и нравственности.

Поэт Мирза Алекпер Сабир заложил на Востоке основы поэтической школы - Сабировской литературной школы. Яркими представителями этой школы являлись такие поэты, как Мирза Али Моджуз, Назми, Алигулу Гамкюсар, Б. Аббасзаде.

На рубеже 1910-х-1920-х гг. в Азербайджане творили авторы Джафар Джаббарлы, Ахмед Джавад, Уммигюльсум, которые воспевали государственную независимость Азербайджана, обретённую в 1918 году. К этому времени относится и творчество Сакины Ахундзаде, ставшей первой женщиной-драматургом в азербайджанской литературе. Огромное значение для азербайджанской литературы имели драматургические произведения Наримана Нариманова. Главные произведения Нариманова: «Бахадур и Сона», «Пир», «Надир-шах» и «Шамдан-бек». Автором ряда драматургических произведений был и крупный педагог Рашид-бек Эфендиев.

Литература Советского Азербайджана

Установление Советской власти в Азербайджане ознаменовалось расстрелом в Гянджинской тюрьме одного из крупнейших азербайджанских просветителей - директора Казахской учительской семинарии, автора брошюры «Литература азербайджанских татар» (Тифлис, 1903) Фиридун-бека Кочарлинского . Впоследствии жертвами репрессий пали основоположник прогрессивного романтизма в азербайджанской литературе и драматург Гусейн Джавид, поэт Микаил Мушфиг, прозаик и литературный критик Сеид Гусейн, поэт и автор гимна Азербайджана Ахмед Джавад, писатель и учёный Юсиф Везир Чеменземинли и многие другие представители азербайджанской интеллигенции.

Гусейн Джавид - один из значительных представителей азербайджанского романтизма. Ярчайшими произведениями Гусейна Джавида являются стихотворные трагедии «Мать», «Шейх Санан» и «Демон», пьесы «Пророк» (1922), «Хромой Тимур» (1925), «Князь» (1929), «Сеявуш» (1933), «Хаййам» (1935) и др.

Лаконичный и сдержанный стиль другого поэта - Самеда Вургуна оказал влияние на формирование современного стиля и языка азербайджанской поэзии, способствовал очищению её от архаизмов. Им были созданы героико-романтическая драма в стихах «Вагиф» (1937), историческая драма в стихах «Ханлар» (1939), любовно-героическая драма в стихах «Фархад и Ширин» (1941), а также множество других произведений. В этот же период работали поэты Осман Сарывелли, Расул Рза, исторический романист Мамед Саид Ордубади, драматурги Сулейман Сани Ахундов, Мирза Ибрагимова, Самед Вургун, Сабит Рахман, Энвер Мамедханлы, Ильяс Эфендиев, Шихали Гурбанов. Поэты Балаш Азероглу, Медина Гюльгюн, Сохраб Тахир и Окума Биллури, эмигрировавшие из Иранского Азербайджана в Северный Азербайджан, своим творчеством также обогатили азербайджанскую литературу.

В июне 1927 года была создана Азербайджанская ассоциация пролетарских писателей, ликвидированная в 1932 году. В том же году был основан Союз писателей Азербайджана. В послесталинскую эпоху в Азербайджане творили поэты Али Керим, Халил Рза, Джабир Новруз, Мамед Араз, Фикрет Годжа, Фикрет Садыг, Алекпер Салахзаде, Иса Исмаилзаде, Сабир Рустамханлы, Фамил Мехти, Тофиг Байрам, Ариф Абдуллазаде, Гусейн Кюрдоглу, Ильяс Тапдыг, Муса Ягуб, Чингиз Алиоглу, Нусрат Кесеменли, Залимхан Ягуб, Рамиз Ровшан и др.

Творчество Мирзы Ибрагимова оставило яркий след в азербайджанской советской литературе. В своих драматических произведениях Ибрагимов показал себя мастером острых жизненных конфликтов, ярких, реалистических характеров, живого диалога. Написанные на основе лучших традиций национальной драматургии, его пьесы имели большое значение для развития азербайджанской советской литературы. Ярчайшими его произведениями являются драмы «Хаят», повествующая о социалистическом преобразовании деревни, и «Мадрид», рассказывающая о героической борьбе испанского народа против фашизма, а также пьеса «Махаббет» (пост. 1942) - о труде народа в тылу в годы Великой Отечественной войны, роман-эпопея «Пэр-ванэ», посвящённая жизни и революционной деятельности Наримана Нариманова и другие. В цикле «Южных рассказов», в романе «Наступит день» отразил национально-освободительного движения в Иране.

Активно стали развиваться и другие литературные жанры. Основоположником детективного жанра в азербайджанской литературе стал Джамшид Амиров . На рубеже конца XX века известноть получает поэт Бахтияр Вагабзаде, написавший более 70 стихотворных сборников и 20 поэм. Одна из его поэм - «Гюлистан» была посвящена азербайджанскому народу, разделённому между Россией и Ираном и его стремлению к объединению.

Независимый Азербайджан

Из писателей современного Азербайджана, наибольшую известность получили кинодраматург Рустам Ибрагимбеков и автор детективных романов Чингиз Абдуллаев. Поэзия представлена известными поэтами Нариман Гасанзаде, Халил Рза, Сабир Новруз, Вагиф Самедоглы, Нусрат Кесеменли, Рамиз Ровшан, Гамлет Исаханлы, Залимхан Ягуб и др. Карабахская война оставила свой опечаток в современной азербайджанской литературе: такие писатели как Гюнель Анаргызы обратились к темам судьбы беженцев, тоске о потерянной Шуше и жестокости войны.

Среди современных писателей Азербайджана особую популярность снискал бывший журналист Эльчин Сафарли. Автор пишет на русском языке, рассказывая о восточной культуре, быте и традициях понятным для россиян языком. Славу «второго Орхана Памука» Сафарли снискал сразу после выхода своей первой книги - «Сладкая соль Босфора».

В 2004-ом году Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев издал распоряжение о переиздании лучших образцов азербайджанской литературы массовым тиражом на латинской графике и создании Азербайджанской Национальной Энциклопедии. Осуществляемые в этой связи широкомасштабные мероприятия одновременно являются серьезной гарантией развития и достижения новых успехов азербайджанской литературы и науки литературоведения.



Аз-кие и другие композиторы
Валентина Чикалова
АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ПИСАТЕЛИ

ФАЗИЛЬ РАХМАНЗАДЕ
«Удар Судьбы»
Язычи 1990г.
1) Самед Вургун.

2) Мамед Араз (самобытный поэт).

3) Расул Рза. Расу;л Рза (азерб. R;sul Rza; настоящее имя Расул Ибрагим оглы Рзаев, азерб. R;sul ;brahim o;lu Rzayev) (1910-1981), азербайджанский поэт. Народный поэт Азербайджанской ССР (1960), Герой Социалистического Труда (1980), лауреат Сталинской премии третьей степени (1951). Член ВКП(б) с 1939 года.

Расул Ибрагим оглы Рзаев родился 6 (19) мая 1910 года в городе Геокчае в семье служащего. Происходил из рода Мамедханлы, который связан с именем помещика и владельца нескольких сел и имений Мамедом Мамедъяр оглы из племени баят тейпа шахсеван. Расул Рза получил среднее образование в районной школе. Окончил Институт кинематографии в Москве. В 1937-1938 годах Р. Рза работал начальником сценарного отдела, а в 1942-1944 годах - директором Бакинской киностудии. В 1944-1946 годах был начальником управления по делам искусств Азербайджанской ССР. В 1948-1949 годах был министром кинематографии Азербайджанской ССР. Депутат ВС Азербайджанской ССР 1-го 3-7 созывов. Был главным редактором Азербайджанской советской энциклопедии (с 1965 года), возглавлял ряд творческих и общественных организаций. Председатель правления СП Азербайджанской ССР (1938-1939).
[править]
Творчество

Расул Рза начал публиковаться с 1927 года. Первые стихотворения поэта печатались в газетах и журналах («Гяндж Ишчи», «Худжум», «Революция и культура» и др.) Стихи Расул Рза выпущены отдельными изданиями: «Чапей» (1932), «Си Ау» о национально-освоболдительном движении в Китае; «Письмо пионера» (1934), «Суровые дни», «Родина», «Месть! Месть!», «Верность». «Крылья» (1935); сборник стихов вышел в переводе на русский язык в издании Гослитиздата.

Мемориальная доска

В конце 1920-1930-х писал об интернациональной борьбе против фашизма и колониализма. В начале 30-х годов XX века написал антифашистские стихотворения «Женщины», «Чинар», «Германия» (1934), «Мадрид», «Ингалесио», «Кармен», получившие широкое признание читателей. На Великую Отечественную войну годов откликнулся сборниками стихов и рассказов: «Бессмертные герои» (1943), «Ярость и любовь» (1942), «Бахтияр» (1942). Братьям из Южного Азербайджана он посвятил поэму «Новолуние» и ряд стихотворений. С 50-х годов в творческой палитре Расула Рза возобладали философские мотивы. В 1961 году Расул Рза посвятил поэму Нариману Нариманову «Народный доктор». В 70-х годах написал поэмы «Вчера, сегодня и завтра», «1418», «Навстречу ветру». Расул Рза-автор рассказов и стихотворений для детей, создатель ряда научных и публицистических статей и очерков. Написал поэмы «Ленин» (1950), «Лейли и Меджнун» (1973); сборники стихов «Долгое эхо» (1970), «Против ветра» (1978); пьесы «Вэфа» (1943), «Братья» (1956), «Закон» (1963).

Перевел на азербайджанский язык произведения Эсхила, Г. Лонгфелло, Дж. Байрона, Лопе де Вега, И. В. Гёте, Ш. Петёфи, П. Элюара, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, Т. Г. Шевченко, А. А. Блока, В. В. Маяковского, А. А. Фадеева и многих других поэтов. Произведения Расула Рза переведены на многие иностранные языки.

Супруга Расула Рзы - поэтесса Нигяр Рафибейли, Народный поэт Азербайджана. Их сын - Анар, 1938 года рождения, известный писатель, драматург, сценарист и режиссёр кино, председатель правления СП Азербайджанской ССР.

Именем Расула Рзы названа одна из улиц Баку.
[править]
Награды и премии
Сталинская премия третьей степени (1951) - за поэму «Ленин» (1950)
Герой Социалистического Труда (1980)
два Ордена Ленина
Орден «Знак Почёта»
народный поэт Азербайджанской ССР (1960)

4) Нариман Нариманов(1875-14 апреля Тифлис – 1925 – 19 марта Москва)- врач, писатель.
« Надир – шах» - постановка, «Бахадур и Сона», «Пир» или «Священное место» - востоковедение.

5) Аббаскули Ага Бакиханов (поэт, дипломат, путешественние).

6) Джафар Джабарлы – драматург.

7) Микаил Мушфиг – поэт прожил 29 лет. Последнее произведение М.Мушфига – цикл рубаи «Дуйгу Ярпаглары» (Листья чувств). Он родился в Баку в 1908г. в семье учителя Мирзы Гадира Исмаилзаде. За короткую жизнь М.Мушфигу удалось выпустить 10 книг. В 1937году его судили, как контрреволюционера. На допросах он все обвинения отрицал.
Военная коллегия приговорила М.Мушфига к высшей мере наказания – растрелу. 6-го января 1938 года на рассвете приговор был приведён в исполнение. 23-го января 1969 года праздновался юбилей поэта.

8) Гачаг Наби, его боевая соратница Ходжар.

9) Сулейман Рустамов – аксакал нашей поэзии.

10) Гачаг Керем – имеет место азерб-кой, груз–кой связи в литературе. Умер своей смертью.

11) Пётр Монтин – 1905г. убит, собравшегося ехать на Таммерфорскую конференцию.

12) Ханлар Сафаралиев – в 1907 году, в возрасте 28 лет убит злодейской пулей. Похороны Ханлара напоминали похороны Баумана в октябре 1905г. в Москве.

13) Буньят Сардаров убит 1919г. в 30 лет.

14) Имя Гачага Адигезала было: бесстрашного, неуловимого.

15) Сулейман Рустам – народный поэт Аз-на.

16) Мирварид Дильбази – народный поэт Аз-на.

17) Насиреддин Туси – родился в 1201 году. Математик, астроном, философ-гуманист, поэт – обогатил сокровищницу мировой науки и культуры. Владелец Марагинской обсерватории. Произведение Н.Туси «Этика» под названием «Эхлагэ Насир».
В 1247г. Н.Туси создал ещё одно жемчужное творение – «Тахрифаль» – «Преломление и возвращение луча» хранится в Берлинской гос. Библиотеке. 600 бейтов его дошли до наших дней.

18) Мирза Казем - бек – Признанное светило своей эпохи, востоковед, педагог с энциклопедическими знаниями. После тяжёлой болезни скончался 27-го ноября 1870года. Похоронен в Павловске близ Петербурга на кладбище.
Под руководством М.Казем-бека Л.Н.Толстой два года изучал азерб-турецкий языки.
Он был избран деканом первого отделения философского отделения Казанского университета. За выдающиеся заслуги в науке Британское Королевство Азиатское общество в Лондоне 14 января 1829г. избирает М.Казем-бека действительным членом. 13 декабря 1835г. на общем собрании Российской Академии наук М.Казем-бек был избран членом - корреспондентом. Через год произведён в экстраординарные профессоры. В 1862г. был избран членом Американского Философского общества, организованного выдающимся американским учёным Бенджамином Франклином и долгое время считавшемся американской Академии наук.
Россия, усыновившая азербайджанца Мирза Казем-бека, и сегодня глубоко чтит память этого выдающегося учёного.

19) Мирза Джафар Топчибашев – за короткий срок стал один из ведущих професоров Петербургского университета, учителем и наставником целой плеяды замечательных российских востоковедов и дипломатов.
«Мудрому человеку вся земля открыта,
Ибо хорошей душе отечество – весь мир» Фазиль Рахманзаде.
1823г. 7 марта Мирза Джафар утверждён адъютант - профессором персидской словесности Петербургского университета. В качестве профессора продолжал свою деятельность в Институте восточных языков при Азиатском департаменте Министерства иностранных дел (до конца жизни).
«Интересно отметить примечательный факт, что когда-то М.Д.Топчибашев оказал влияние на поэтическое творчество А.С.Пушкина.
«Ум и сердце человека, как и его речь,
хранят отпечаток родины» (автор книги).

Ещё древние говорили:
«Кто умён и силён, у того и любовь к родной земле беспредельна».
«Колодец, лишённый притока, свежих вод, в конце концов, оскудеет, обмелеет. И ведро, приходившее прежде полнёхоньким, начнёт царапать дно и не будет в нём ни прежней чистоты, ни свежести» (автор книги)

20)Джамал Аликпер оглу Юсифзаде родился в 1862г. в Карабахе, в интеллигентной семье. После семи лет обучения в Иране и Ираке вернулся на родину, начал учительствовать.(40 лет). Преподавал роднолй язык, арифметику, фарсидский язык, писал газели на любовную тему: «Фархад и Ширин», рассказы в стихах для детей. Его статьи и Физули и Навои были опубликованы в г. Баку в сборниках, посвящённых юбилеям этих классиков.
Название книги, о которой говорит в своём письме Р. Атакишиев, «Решахати - набавия». Эта книга выпущена в Баку в 1910 г. издательством «Братья Оруджевы». Затем в том же издательстве вышли его произведения «Фархад и Ширин» (отобранный из стихотворных произведений покойного шейха Низами и сокращённый рассказ о любви), а в 1912г. – его книга «Под нажимом жизни или конец предателя» (Любовный роман, взятый из реальной жизни») и «Наставления предков».
Как видно и из этих названий, все эти произведения свидетельствуют о направленности автора к классическому литературному наследию, устному народному творчеству, о большом значении, которое он придавал вопросам морали и воспитания.
Мирзаджалал Юсифзаде скончался в 1931г. в Баку.

21) Сердце Кара Караева словно было мельницей искусства…
«Искусство Кара Караева – это мост, пройдя который, попадаешь в поразительный мир…»

22)В истории аз. литературы нет, наверное, второго такого писателя, как Мирза Шафи Вазех, чья творческая деятельность и художественное наследие были бы окутаны таким туманом неизвестности:
«Из песен остаётся на века
Скорее песня та, что коротка,

Порой навечно людям остаётся
С коротким изречением строка.

В коротком слове мудрость к нам пробьётся.
Хоть век назад слетела с языка».

23) Фархад Бадалбейли – композитор.

24) Обработка героических сказаний, связанных с именем Деде Горгуда, получил название «Китаб - и – дедем - Горгуд», т.е. «Книга деда (отца) моего Горгуда».
В самом начале этого бесценного огузского эпоса указывает на то, что Деде Горгуд происходит из племени Баят, а время его жизни относится приблизительно к концу – началу 7 вв.
Деде Горгуд, личность историческая с событиями, имевшим место в Аз-не –11 вв., то он создан на историко-художественном фундаменте, заложенном гораздо ранее – 6-7 вв.
Деде Горгуд – общепризнанный родоначальник о з ан о в - а ш ы г о в – (духовный вождь) – это патриарх…
«…Китаб Дедем Горгуд» –основа основ, начало начал азербайджанской литературы, культуры, духовного и творческого развития нашего народа.
Мир неуёмной фантазий, пантеистического восприятия бытия, языческого буйства страстей и поступков, стихия жизни и любви в полный накал.

25) Ж.САНД дважды обращалась к тексту «Кёроглу». В предисловии, написанном ею ко второму переводу, говорится: «В моих глазах «Кёроглу» всегда останется, как исключительно пылкое и интересное произведение.
Ж.Санд в основу своего перевода взяла перевод А.Ходько.
На стр.219 – говорится о селе Дэлилер в Шамхоре, где обитался Кёроглу. Там Проходили состязания героев друг с другом посредством волшебного саза, где сражение шло не на жизнь, а на смерть защищая родину, честь, достоинство.
……………………………………………………………….
Известно, что после нашествия арабов население низменной части Аз-на приняло исламскую религию. Прикосновение и утверждение ислама привело к созданию мусульманских храмов. Однако до ислама определённая часть азербайджанцев исповедовала христианство. Поклонение этой религии породило христианские храмы, памятники. Отстатки некоторых из этих сооружений, возведённых нашими предками – христианами, сохранились, по сей день. Христианство в Албании было принято в период, когда Сасаниды ещё не относились враждебно к этой религии. Этот период охватывает первую часть 4-го века, вернее до 326г. Характерно, что Рим в это время объявляет христианство государственной религией, а Сасаниды хотят использовать её как идеологическое оружие против Рима. Такова международная ситуация, созданная двумя великими державами, ускорившая победу нового учения – христианства в Закавказье.
Профессор Р.Геюшев в своей книге «Христианство в Кавказской Албании» пишет: «нам кажется, что в проповедничестве Елисея в Албании, как оно ни было легендарным, есть всё же доля правды. Это подтверждает идею о том, что христианство проникло в Албанию ещё со 2 в. События, связанные с Елисеем, составляет первый этап проникновения христианства в Албанию, то с деятельностью царя Албании Урнайра связан второй этап этого явления. «Раскопками на городище Амарас наряду с христианскими могильниками вскрыты погребения в кувшинах, каменных ящиках и в грунтовых могилах. Из которых являются – кенотафами, относится к 4-6 вв., т.е. ко времени, когда в стране довольно широко было распространено христианство.
Христианство не смогло также полностью вытеснить обряды захоронений в катакомбах, которые существовали параллельно с христианскими погребениями до 8 в. Захоронения в катакомбах зафиксированы в Мингечауре, Кабале, Торпаггле (Кахский р-н), в Казахском р-не.
Если углубиться в ещё более древнюю пору, то станет ясно, что в дохристианскую эпоху на аз-кой земле исповедовали зороастризм. Как определено исследователями, огнепоклонничество материализировано в книге «Авеста», отразившей философское и художественное творчество ЗОРОАСТРА.
Во многих местах нашей земли сохранились остатки храмов, связанных с огнепоклонничеством.
Нельзя забывать о том обстоятельстве, что каждая религия в какой-то мере проявляла отрицательное отношение к предшествующим верованиям. Подвергался преследованиям и зороастризм: огнепоклонники подвергались пыткам, их храмы разрушались. Сменяли друг друга эпохи и поклонения, и запамятовалось, что когда-то среди далёких предков наших были и христиане. В результате эти храмы, памятники «зафиксированы» как подтверждение на этих землях соседних народов, исповедующих христианскую религию.
Известный исследователь Гафар Кенди в своём труде «Зороастр, «Авеста» и «Азерб-жан» глубоко аргументировано подтверждает, что «Авеста», исстари относящаяся к числу произведений, снискавших мировую известность, тесно связана с прошлым азерб-го народа, его лит.традициями, образом мышления. Большинство источников считает Аз-н местом рождения, родиной исторического Зороастра.
Конечно, эти места именовались в то время по-иному.
Известный исследователь литературы Южного Аз-на Мирза Мамедали Тарбият в своей книге «Данишмендани –Аз-н», ссылаясь на Абу Рейхана Бируни, пишет: «Зороатр – известнейший в Аз-не. Он написал преобладающую часть «Авесты».

Ещё несколько изречений из книги:

Есть следы ног матери Томирис, прадеда Горгуда, братьев Джаваншира, Бабека, сестры нашей Нушабе.
- Горы, холмы, крепости, памятные следы, памятные песни, дастаны – священное наследие предков.
- Происхождение наше и сущность наша, путь и борьба, мечты и чаяния обрели в них вечность.
- «Гачага Наби» неоднократно ставился на сценах нашего театра.
- Саттархан!… - отпущены две жизни – и физ. И дух-ная. Умер в 47 лет (16 ноября 1924гю) – полководец нации.
- Людвиг, Альфред и Роберт (был ребёнком) Нобели – накопили капиталы за счёт нефти Аз-на – воротилы нефтянного бизнеса.
- Нобель и Ротшильд – хозяева бакинской нефти (1902 – 1904г.)

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Азербайджан… Залитый солнцем край и музыка! Музыка, звучавшая везде: на улице и в доме, по радио, ТВ и в театре. А ведь вот как было когда-то давно: «…Не играй на музыкальных инструментах – грешно; не слушай музыку – грешно; не изучай её – грешно; не устраивай театра – грешно; не ходи туда; не рисуй портретов – грешно. Грешно, грешно, грешно…» – так, по словам М.Ф.Ахундова, великого азербайджанского просветителя, проповедовали тёмным людям миссионеры различного рода.
Но вот однажды на улицах Баку появились афиши: Драматическая труппа общества Ниджат маариф» сегодня, 12 января 1908 года, ставит в Драматическом театре Тагиева впервые на мусульманской сцене оперу «Лейли и Меджнун». Автором этой оперы был Узеир Гаджибеков - основоположник азербайджанской композиторской музыки.

«Мой Азербайджан» – музыка: Р.Гаджиева, слова А.Алибейли.
Музыкальная комедия – «Аршин мал алан» – музыка УЗ. Гаджибекова (1885-1948), «Кёр оглу».
«Сурейя» – музыка С.Рустамова, слова З.Джаббарзаде.
«Карабах» – музыка Д.Джангирова, слова Р.Зека.
Афрасияб Бадалбейли (1907-1976) – «Девичья башня» - балет, «Ива не плачет» либретты, оперо «Багадур и Сона», «Чернушка».
«Песня о Баку» (из к\ф «Телефонистка») – музыка Т.Кулиева, слова В.Кафарова.
Муслим Магомаев (1855-1937) – композитор, оперы: «Асли и Керем», «Шах Исмаил», «Наргиз»…

УЗЕИР ГАДЖИБЕКОВ
(1885-1948)
Почти все члены семьи Гаджибекова были одаренымузыкально и поэтически. Начальное образование Гаджибеков получил в двухклассном «русско-татарском» училище, потом учился в Горийской учительской семинарии. Окрылённый успехом первым оперы «Лейли и Меджнун», Узеир Гаджибеков создаёт мугамные оперы: «Шейх Санан», «Рустам и Зораб», «Шах Аббас и Хуршудбану», Асли и Керем», музыкальные комедии: «Муж и жена», Не та, так эта». С 1911 по1914гг. Гаджибеков занимается в Москве на частных музыкальных курсах А.Ильинского и в Петербурге в консерватории. В Петербурге создаёт замечательную музыкальную комедию «Аршин мал алан».
Вершиной творчества композитора явилась опера «Кёр-оглы». ЖизньУзеира Гаджибекова была неразрывно связана со всей бурно развивающейся музыкальной жизнью Азербайджана. Он был одним из создателей, а затем и ректором Азербайджанской государственной консерватории (ныне Бакинской Музыкальной Академии)…
КАРА КАРАЕВ
(1918-1982)
Выжающийся азербайджанский композитор Кара Абульфаз оглы Караев. Родился в Баку в семье известного врача, профессора медицины А.Ф.Караева. Первая кантата «Песня сердца» на слова Расула Рзы для хора, оркестра и танцевального ансамбля вышла в 1937 году. В 1952г. Караев создаёт одно из лучших произведений – балет «Семь красавиц», написанный по мотивам «Хамсе» Низами. Балет «тропою Грома» пишет по предложению Ленинградского Академического театра оперы и балета (ныне Мариинский театр Санкт-Петербурга).
Его ученики: А.Меликов, В.Адигезалов, Х.Мирзазаде, М.Мирзоев, Ф.Ализаде и др.
Умер в Москве. Похоронен в Баку.

БЮЛЬБЮЛЬ (1897-1961) – великий азербайджанский певец. Его настоящее имя Муртуза Мамедов. В юности получил прозвище Бюльбюль (соловей). Его голос отличается сочным тембром, выразительностью. Бюльбюль – первый непревзойдённый исполнитель главной партии в опере «Кёроглу» У.Гаджибекова. Среди лучших партий - Низами («Низами» А.Бадалбейли), Альяр («Наргиз» М.Магомаева), Алеко (Алеко» Рахманинова) и др. Преподавал в Бакинской консерватории.

ШОВКЕТ МАМЕДОВА
1897-1981)
Великая азербайджанская певица (лирикоколоратурное сопрано) педагог, музыкальный деятель. – Первая азербайджанская классическая певица. Первой вышла на сцену, что было недопустимо по мусульманским обычаям. Она прекрасно исполняла партии Гюльчохры («Аршин мал алан» У.Гаджибекова), Наргиз («Наргиз» М.Магомаева), Шахсенем («Шахсенем» Глиэра), Розины («Севильский цирюльник» Россини) и др.

РАШИД БЕЙБУТОВ
(1915-1989) – певец. Родился в Тбилиси. Отец – Меджид Бейбутов (1870-1945) – родился в Шуше, - Карабахе. Этот древний город назван музыкальной колыбелью, которая дала жизнь многим певцам, композиторам. Отец музыкант, обладал прекрасным голосом, знаток мугама, всего аз-кого фальклйра. Пел в «Аршине мал алане».
Мать Рашида Бейбутова – Фируза ханум (1894-1937) была представительницей одного из древнейших родов Азербайджана, интеллигентной и образованной женщиной.

НИЯЗИ
(1912-1984)
Начало исполнительской и композиторской деятельности выдающегося дирижёра Ниязи
Пришлось на период бурного подъёма музыкальной культуры Азербайджана, формирования композиторской и исполнительской школы республики. Выступая неустанным пропагандистом классической музыки и творчества своих современников, Ниязи активно участвовал в этом процессе.
Он является прямым продолжателем музыкальной традиций своего отца, композитора Зульфугара Гаджибекова и дяди Узеира Гаджибекова, оказавших большое влияние на творческий рост молодого музыканта. Музыкальное образование Ниязи получил в разных местах страны – в Москве, Ленинграде (Петербурге), Баку, совершенствуясь, как музыкант, под руководством М.Гнесина, Г.Попова, Л.Рудольфа и др.
Важным событием творческой биографиии Ниязи стала декада азербайджанского искусства в Москве в 1938 году. Ниязи дирижировал оперой «Наргиз» М.Магомаева и провёл спектакль « с какой-то особой лёгкостью и темпераментом», как отмечал Рихтер…
С 1938 года до дня своей кончины был художественным руководителем и главным дирижёром оркестра. Он становится известен и как композитор. Среди первых симфонических произведений, созданных азербайджанскими композиторами – Закатальская сюита, Концертная лезгинка, Танцевальная сюита Ниязи…
Замечательное сочинение композитора – симфонический мугам - «Раст». В основе «Раста» Ниязи лежат контраст героических и этических образов, тонкой лирики и праздничной, огневой танцевальности. С именем Ниязи связано развития оперного искусства в Азербайджане… С 1961 по 1965 годы он возглавляет Театр оперы и балета им. М.Ф.Ахундова в качестве директора, художественного руководителя и главного дирижёра. …Создаёт лирико-романтическую оперу «Хосров и Ширин» по мотивам поэмы Низами. Он автор балета «Читра» по мотивам индийского писателя и поэта Р.Тагора.
Ниязи много работал в содружестве с крупнейшими музыкантами-исполнителями – С.Рихтером, Э.Гельльсом, М.Полякиным. Д.Ойстрахом, В.Клиберном, Ф.Бадалбейли, М.Магомаевым, С.Алиевым.
Под управлением Ниязи впервые прозвучало много сочинений азербайджанских композиторов: К.Караева, ДЖ.Гаджиева, Ф.Амирова, А. Меликова, В.Адигезалова. …

ФАРХАД БАДАЛБЕЙЛИ (1947)
Пианист, профессор, ректор Бакинской Музыкальной Академии.

СУЛЕЙМАН ЭЮБ ОГЛЫ АЛЕСКЕРОВ
(1924-2000)
Азербайджанский композитор, дирижёр, педагог. Написал «Жди меня», комедию «Улдуз» – Сабира Рахмана.

ФИДАН КАСИМОВА (1947)
Певица – Муз-ка Уз. Гаджибекова пела «Аршин мал алан», играла на скрипке и фортепиано. Голос –нежно-серебристый тембр. Исполняла «Кёроглы», «Кармен» – Ж.Бизе, Маргариту из «Фауста» - Ш.Гуно.

ТОФИК КУЛИЕВ
(1917-2000)
Композитор, дирижёр. Его мугамы «Раст», «Сегях», музыка к фильмам: «Под знойным небом», «Сабухи», «Бахтияр», «Встречи», «Мачеха», «Телефонистка», «Ищите девушку», «Есть такой остров».

НИККОЛО ПАГАНИНИ (1782-1840) – скрипач. На одной из концертов порвались струны, сыграл на одной струне.

ЛЕОНИД КОГАН (1924-1982) – скрипач.

СВЯТОСЛАВ РИХТЕР
(1915-1993)
Выдающийся пианист. Школа – С. С. Прокофьева.

НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ РИМСКИЙ-КОРСАКОВ.
Опера «Снегурочка» – широко использовал народные обряды и игровые песни.

ГЕННАДИЙ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ (1931)
Выдающийся современный дирижёр. Вот что писал Г.Рождественский про симфонию «Низами» Фикрета Амирова: «Впервые я познакомился с музыкой Ф.Амирова в 50-х годах. Это была симфония «Низами», которая сразу же покорила меня своей особой выразительностью, мощным эмоциональным зарядом.
Симфония подкупала не внешней пышностью, а устремлением в мир художественных образов. Я исполнил эту симфонию в Москве и записал на пластинки. А затем последовало несколько памятных для меня исполнений этой симфонии в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), на родине композитора в Баку. Особенно хочется остановиться на концертах в Лондоне, куда композитор специально приехал, чтобы присутствовать на репетициях и концерте. Лондонское исполнение имело очень большой успех. Слушатели устроили настоящую овацию!» Под управлением Г.Рождественского оркестр Стокгольмской филармонии с большим успехом исполнял №Сказание о Насими» Ф.Амирова.

ФРЕДЕРИК ШОПЕН
(1810-1849
Великий польский композитор. Подобно Моцарту и Бетховену, он прославился, как гениальный пианист. В одном из Варшавских костёлов в каменной колонне, по завещанию, на веки поместили сердце великого композитора.

МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ГЛИНКА
(1804-1857)
Великий композитор 19-го века. Современник А.С.Пушкина. Его первая опера («Жизнь за царя»), «Руслан и Людмила. Писал романсы: «Жаворонок», «Я помню чудное мгновенье, «Попутная песня».

ФЁДОР ШАЛЯПИН
(1873-1938) – певец (бас), блестяще пел народные песни. Пел в «Русалке» Даргомыжского – Мельник, Иван Сусанин («Жизнь за царя» Глинки), Борис Годунов («Борис Годунов» Мусоргский), Хан Кончак («Князь Игорь» Бородина) и др.

ЭНРИКО КАРУЗО
(1883-1921)
Выдающийся итальянск. Певец (тенор). Он с большим успехом гастролировал в крупнейших оперных театрах мира. Лучшие партии: -Манрико, Радамес, («Трубадур», «Аида» Верди), Рудольф («Богема» Пуччини), Хозе («Кармен» Бизе), Каварадосси («Тоска»Пуччини) – феноменальный могучий голос. Карузо любил исполнять неаполитанские песни.

БАКУ, 28 апр - Новости-Азербайджан, Али Мамедов. АМИ Новости-Азербайджан предлагает топ 11 самых великих азербайджанцев XX века:

1. Гейдар Алиев - советский и азербайджанский государственный, партийный и политический деятель. Президент Азербайджана с 1993 по 2003 год. Дважды Герой Социалистического Труда. Основатель современной Азербайджанской государственности.

2. Мамед Эмин Расулзаде - Выдающийся писатель, политический и общественный деятель. Основатель Азербайджанской республики.

3. Гаджи Зейналабдин Тагиев - азербайджанский миллионер и меценат, действительный статский советник. В некоторых произведениях историков и биографов в основном упоминается как «великий благотворитель». Он сделал пожертвования в благотворительных целях практически по всему миру.

4. Рашид Бейбутов - советский азербайджанский эстрадный и оперный певец (лирический тенор), актёр. Родился в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия) в семье известного народного певца-ханенде из Шуши. Народный артист СССР. Герой Социалистического Труда.

5. Лютфи Заде - азербайджанский математик и логик, основатель теории нечётких множеств и нечёткой логики, профессор Калифорнийского университета (Беркли). Родился 4 февраля 1921 года в поселке Новханы, Азербайджан.

6. Муслим Магомаев - советский, азербайджанский и российский оперный и эстрадный певец (баритон), композитор. Народный артист СССР и Азербайджана. Родился в Баку. Внук Абдул-Муслима Магомаева, азербайджанского композитора, являющегося одним из основоположников азербайджанской классической музыки, чье имя носит Азербайджанская государственная филармония.

7. Мустафа Топчибашев - советский хирург, академик АМН СССР, вице-президент АН Азербайджанской ССР. Автор более 160 научных работ, по которым до сих пор пользуется мировая хирургия. Был награжден четырьмя орденами Ленина при жизни.

8. Ази Асланов - советский военачальник, гвардии генерал-майор, дважды Герой Советского Союза. В его честь в странах СНГ названы улицы, школы, высшее учебные заведения.

9. Керим Керимов - основателей советской космической программы, внёсший значительный вклад в освоение космоса. В течение многих лет являлся центральной фигурой в советской космонавтики. Но, несмотря на важную роль, его личность держалась в секрете от общественности на протяжении большей части его карьеры. Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской, Ленинской и Государственной премий СССР.

10. Бюльбюль — народный и оперный певец (тенор), один из основоположников азербайджанского национального музыкального театра, народный артист СССР.

11. Кара Караев - композитор и педагог, Народный артист СССР, лауреат Сталинских премий, кавалер орденов Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени. Один из крупнейших деятелей азербайджанской культуры послевоенного времени.

Азербайджанская литература берет начало от самого зарождения государства. Произведения ранних писателей используют языки огурских подгрупп: тюркские, кавказские и другие наречия. Сначала азербайджанская литература и поэтика не имели собственной письменности и существовали только в устной форме. Прародителем азербайджанской литературы считается героический эпос неизвестного автора о дедушке Коркуде.

"Книга моего деда Коркуда"

Сегодня сложно сказать, кому принадлежит авторство этой работы. Она была записана около IX в., а обрела печатную форму лишь к XIV в. "Китаби деде Коркуд" - это сложное поэтическое произведение, состоящее из вступления и 18 сказаний, разделенных на две части (дрезденскую и ватиканскую). У каждой части собственный сюжет и одинаковые действующие лица. Ее называют азербайджанской версией "Илиады" Гомера.

Главные герои - огузский хан Баяндур и его сыновья. Первое сказание полностью посвящено восхвалению великого полководца, его навыки и сила воспеваются как божественные. Большая часть произведения рассказывает об устройстве огузских племен, их традициях и народных сказаниях. Также упоминаются названия многих древних поселений крепости, укрепления и села.

Молла Вагиф Панах

Поэт, который вывел азербайджанскую литературу на новый уровень. Один из основоположников восточного стиля, Вагиф Молла Панах родился около 1717 года в маленьком поселении Гасанусу, недалеко от областного центра Актафы. Некоторые источники противоречат этой информации и называют исторической родиной Панаха город Салахлы.

С самых ранних лет азербайджанский поэт начал изучать языки. Он в совершенстве овладел арабским и персидским языками. Кроме основной деятельности занимался астрономией и изучением космоса. Из-за разгоревшихся междоусобиц был вынужден покинуть родной город и переехать в ханство Карабаха. Так как поэт был крайне образован, он начал заниматься преподаванием и открыл собственную школу в городе Шуша. К 1770 году его заметил карабахский хан Мирзы Джамала и взял на службу визирем.

На протяжении всей жизни азербайджанский поэт и писатель занимался строительством и поддержанием школ, больниц, большое внимание уделял творческой деятельности. В 1797 году произошла насильственная смена власти, и великий поэт был казнен. Он оставил после себя огромное культурное наследие, навсегда вписав свое имя в историю.

В поэт вошел как хан поэтов. В своих произведениях он поднимал темы о безвыходности человеческого положения, взаимоотношениях добра и зла.

Видади, ты на черствые эти сердца погляди,

И на время, что мчится вперед без конца, погляди!

На судьбу, что злодея внезапно сравняла с землей,

И на праведный гнев, на десницу творца погляди!

На бессилье того, чей светильник под утро угас,

А вчера вызывал поклоненье льстеца, - погляди!

И на эту надменную голову, павшую в прах,

Ей уже не носить золотого венца, - погляди!

На того, кто меня без пощады казнить повелел,

На того, кто его превратил в мертвеца, погляди!

Для доски гробовой нужно шаху четыре гвоздя,

На того, кто от гибели спас кузнеца, погляди!

Пусть примером паденья послужит Ага-Мухаммед,-

Опустели роскошные стены дворца, - погляди!

Не гляди на подругу и друга, на сына и дочь.

На творца всемогущего, как на отца, погляди!

О Вагиф, пред очами твоими пророк Мухаммед,

На избранника божьего и мудреца погляди!

Сеид Азим Ширвани

Один из периода рассвета азербайджанской культуры, Сеид Азим Ширвани родился 9 мая 1835 года в городе Шемаха. Его родители были духовными деятелями и занимались ребенком с раннего детства. Но позже он заинтересовался светскими вопросами, что сделало из него ярого противника всего азербайджанского духовенства. Высшее образование поэт получил в Багдаде, после чего отправился в Египет.

Известный азербайджанский поэт начал свою деятельность с основания литературного объединения "Дом чистых", собрав вокруг себя самых прогрессивных и образованных представителей культуры того времени. В числе работ отмечаются произведения в классических для Востока жанрах: рубаи, марсии, кысыды. Большое значение для современников имеют его притчи и поучения: многие писатели наших дней до сих пор считают его своим учителем. В произведениях часто использовал сатиру и остросоциальный юмор. Самыми известными и цитируемыми произведениями считаются: "Сатана", "Взятка Богу", "Похороны пса", "Скупец". Стихи азербайджанского поэта на русском имеют широкую популярность.

Один шутник скупцу

Сказал, в душе смеясь:

«Я видел странный сон.

Скажи мне: «В добрый час!»

«Ну, что же, в добрый час,

Милейший человек!»

«Так знай: в твоем дому

Я съел во сне чурек!»

От ужаса в поту

Скупец спешит домой,

Вошел и развелся

С испуганной женой.

Узнав о том, кази

Изрек: «Прогнав жену,

Ты, может быть, и прав,

Но докажи вину!»

«О праведный кази,

Такой-то, имярек,

Посмел в моем дому

Сожрать во сне чурек!

Я не могу простить;

Душа моя в огне!

Молюсь я о жене,

Во всем подобной мне.

Чтоб дом мой берегла

Надежней, чем замок,

Чтоб хлеб мой и во сне

Никто найти не мог!

Иначе - улетит,

Как пух, добро мое.

Мотовка! Вот за что

Я наказал ее!»

Гусейн Абдулла оглы Расизаде (Гусейн Джавид)

Ярчайший представитель азербайджанского романтизма. Был видной литературной фигурой ХХ в., популярен по всему миру. В его произведениях поднимаются серьезные проблемы тех времен. В поэзии Гусейна Джавида прослеживается линия гуманизма и философских размышлений о мире и войне. Он описывал разрушения, которым подверглась его родина, как "черный ад" и "чудовищный шум". Контраст двух эпох, в которых он жил, был описан в произведениях "Дьявол", "Хайям", "Сиявуш":

И для поэта кромешный день настал,

Забрал его жертвой к себе Молох

Закрыл несчастного смертный полог,

Душа взошла на вечный пьедестал.

Покинув злосчастный, холодный Магадан,

Твой прах объял родной Нахичеван.

Азербайджанский поэт родился 24 октября 1882 года в Нахичеване. Любовь к народному творчеству ему передалась от деда, который хоть и занимался землепашеством, но очень любил поэзию. В его семье было множество образованных людей - каждый из семерых братьев занимался просветительской деятельностью.

Поэт был ярым революционером. Это и стало причиной гибели - после ареста Гусейн Джавид был расстрелян. После себя он оставил множество произведений, современники называют его самым влиятельным писателем-революционером Востока. Стихи азербайджанского поэта на русском до сих пор пользуются немалой популярностью.

Самед Юсиф оглы Векилов (Самед Вургун)

Поэт, занимавшийся своей деятельностью во времена Советского Союза. Известен тем, что был соавтором гимна Азербайджанской ССР. Был членом ЦК КПСС, первым Народным поэтом Азербайджана и лауреатом двух Сталинских премий в области литературы за произведения "Комсомольская поэма", "Бунт", "Погибшая любовь" и "Виселица".

Кругом торопливые люди,

вовлеченные в водоворот,

позабывшие, что и в их душах

есть места не для личных забот.

Родился автор в Юхары Салахлы (Казахский район Азербайджанской республики). Поэт рано потерял мать, ему было всего шесть лет. Этот печальный момент найдет свое отражение в будущих произведениях После окончания школы поступил в семинарию, затем стал учителем. Долгое время занимался преподаванием в школе и университете. Путешествовал на Кубу, где продолжал заниматься творческой и образовательной деятельностью.

В творчестве Самеда Вурхуна ключевую роль занимала Великая Отечественная война. Благодаря произведениям на эту тему он был удостоен множества наград, получил признание у советского народа и власти.

Рамиз Мамедали оглы Ровшан

Самый известный азербайджанский кинодраматург, переводчик и писатель современности. Он создал множество научных и литературных трудов, эссе, стихотворений. В 1981 году вступил в Азербайджанский Союз писателей, где ведет свою деятельность и по сей день. За свою жизнь он издал всего два сборника стихов: "Дыхание" и "Небо камня не держит". В большей степени известен как драматург и режиссер.

Поэт родился после войны, в 1946 году. Сейчас ему 71 год, но он продолжает заниматься общественной деятельностью. На родине известен своими переводами. Благодаря ему в Азербайджане знают о Есенине, Маяковском и Цветаевой. По его собственным произведениям было снято множество кинокартин.

Я не надеюсь на людей,

Создатель - выше лицедей,

Стоящий выше всех смертей,

Вдруг вспомнит - снова в мир явлюсь.

Игрушкой сломанной в аду

К нему я в руки попаду,

Он мне излечит немоту-

И снова песней я зальюсь.

Азербайджанский поэт получил известность далеко за пределами родного края. Его стихи издаются на многих языках мира - произведения Рамиза Ровшана печатаются на территории бывшего СССР, США и в Германии. Стихи азербайджанского поэта на русском языке публикуются в нескольких изданиях.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?