Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Зарплаты деятелей искусства музеев актеров режиссеров. Самым высокооплачиваемым оказался валерий гергиев

Артистами Большого театра становятся только самые талантливые танцоры и певцы. На начальном этапе карьеры им нужно проявить себя и привлечь внимание руководителей. Прославившиеся профессионалы зарабатывают очень большие гонорары и гастролируют по всему миру.

Доходы танцоров балета

Карьера балерины начинается еще в детстве. Специальная комиссия отбирает девочек 9 – 10 лет , поступающих в хореографическое училище. В этом возрасте наиболее развита пластичность и гибкость. Большие физические нагрузки во время учебы выдерживают далеко не все. Многие отсеиваются в первый же год.

Остальным приходится проявлять силу характера и целеустремленность, много работать.

Стипендия студента хореографического училища – всего 2850 руб . ($42) в месяц. За эти деньги покупают по 2 пары американских пластиковых пуантов ежемесячно. Учат не только виды танцев, но и общеобразовательные предметы, уделяя им минимум внимания.


Обучение продолжается 8 – 9 лет , потом сдают госэкзамен, где присутствуют представители многих театров страны. Они выбирают приглянувшихся танцоров и приглашают в свои труппы. На одно место в престижных театрах конкурс около 100 человек и выше.

В таблице показаны заработки балерин в странах СНГ:

Начальный оклад З/п солистов З\п опытной танцовщицы
В нац.вал. $ В нац.вал. $ В нац.вал. $
Россия, RUB 17000 250 150000 2203 40000 588
Казахстан, KZT 72000 198 370000 1018 161000 443
Украина, UAH 4700 166 27000 954 11900 421
Беларусь, BYN 358 172 2100 1011 866 417

Карьерный рост

Начинающий артист, выпускник училища или балетной школы, зарабатывает всего 9000 руб. ($132) в месяц. Юноши получают больше девушек, так как их намного меньше.

Молодые балерины участвуют в массовке. Им платят 400 руб . ($5,9) в день. Следующая ступень – танцы в кордебалете, где зарплата достигает 30 – 40 тыс . ($441 – 588) в месяц. Столько же получают гримеры, костюмеры, осветители, билетеры и т.д. Работники монтировочного цеха получают 70000 руб . ($1028).


Зарплата артиста с опытом от 1 года зависит от количества спектаклей в месяц. За каждое выступление начисляют определенное количество баллов, которое зависит от того, танцует балерина в кордебалете или в сольном номере. Артисты кордебалета Большого театра зарабатывают 42000 ($617) + доплата за количество выходов на сцену, выслуга лет, премии, надбавки за звание и т.д.


За 1 спектакль платят от 1500 до 15000 руб . ($22 – 220) – зависит от важности исполняемой роли. За каждую репетицию – от 500 руб. до 3000 ($7,3 – 44). В месяц бывает от 4 до 25 выступлений. Средний заработок составляет 55000 руб . ($808).

  • Прима балерина получает около 150000 ($2203).
  • Дублерша – 62500 ($918).
  • Народный артист – от 120 до 200 тыс. ($1763 – 2938) в месяц.

Со временем каждый член труппы получают надбавки:

  • за выслугу лет – 13500 ($198);
  • за звание заслуженного или народного артиста – от 18 до 23 тыс. руб. ($264 – 338).


В регионах страны балерины зарабатывают:

  • Московская обл. – 89083 руб. ($1308);
  • Челябинская – 60000 ($881);
  • Пермский край – 45833 ($673);
  • Ленинградская обл – 25000 ($367);
  • Новосибирская – 20500 ($301).

В статистические данные о средней зарплате входят оклады руководства, артистов и технических работников. В каждом театре есть свои солисты. Они зарабатывают от 100000 руб. ($1469) в месяц. Большой доход приносят гастроли по стране и особенно, за рубежом. За неделю гастролей в Таиланде артистам платят от 35000 ($514) . К жалованью добавляют приличные командировочные.

Выручка оперных певцов

Для пения в оперном театре необходимо иметь широкий голосовой диапазон. Певцы выступают без микрофонов, зрители замечают малейшие погрешности исполнения. Начинающие артисты поют в хоре и получают от 7000 руб. в месяц ($103). Средняя зарплата певца в России составляет 23000 руб. ($338).


Жалованье в регионах:

  • Красноярский край – 21167 ($311);
  • Московская обл. – 9000 ($132).

Максимальный оклад соответствует 67870 ($997) в месяц.

В крупных городах получают:

  • Москва – 50000 руб. ($734);
  • Санкт-Петербург – 30000 ($441).

Большинство работодателей предлагают вакансии с оплатой труда от 13 до 26 тыс . ($191 – 382). Начинающие, но талантливые певцы зарабатывают от 1500 евро за 1 спектакль.

Ильдар Абдразаков работает в знаменитых оперных театрах мира – Большом, Ла Скала, исполняет партии главных героев знаменитых постановок.

Его гонорар за частный корпоратив или концерт составляет от 200 до 300 тысяч долларов.

Оперная дива Анна Нетребко, начинала свой путь с театральных подмостков Петербургской Марьинки. Ее годовой доход составляет от $2,8 до $3,75 млн . За каждое выступление она получает от $50 тыс . Билет на ее выступление у официального дистрибьютора стоит 50000 руб . ($734).


Гастролируя за рубежом, артисты такого уровня зарабатывают огромные гонорары, но многие знаменитые оперные театры установили определенную ставку на каждый выход артиста уровня Доминго и Каррерас:

  • Метрополитен опера — $16000;
  • Ла Скала – 17000 евро;
  • Цюрихский оперный театр – 25000 евро;
  • Венская опера – 12000 евро.

Актеры театров принимают участие в съемках для рекламы и кино. У каждого из них – своя ставка. Один работает за 5000 руб . ($79,4), а другому – мало и 50000 ($734). За рекламные съемки получают от 35 до 100 тыс. руб . ($514 – 1469).

  • В муниципальных театрах певцы и танцоры зарабатывают по 20 – 30 тыс. ($294 – 441).
  • В областных и федеральных – от 30000 до 40000 ($441 – 588).

Оклады руководителей

Директора и художественные руководители знаменитых театров получают баснословные прибыли:

  • Гендиректор Большого театра – 7,21 млн руб. ($105754) в год;
  • Директор Мариинского театра – 340 млн ($587526).

Худрук – это режиссер, постановщик, сценарист и администратор в одном лице.


В театрах оперы и балета они зарабатывают:

  • Мариинский – 154,1 млн ($2263444) в год;
  • Национальный филармонический оркестр – 76,1 млн ($1117768);
  • Санкт-Петербургская академическая филармония им. Шостаковича – 44 млн ($646279);
  • Театр Наций – 37 млн ($543462).

В драматических театрах их заработки соответствуют:

  • Малый – 113,2 млн ($1662698) в год;
  • МХТ им. Чехова – 69,1 млн ($1013482);
  • им. Вахтангова – 661421 руб. ($9715) в месяц;
  • «Сатирикон» — 247515 ($3636);
  • театр Европы – 116222 ($1707).

Средняя оплата труда драматических актеров в Москве – от 36 до 44 тыс . ($528-646).

Театральные прибыли

Большинство учреждений культуры России выживают за счет дотаций со стороны государства. Только самые крупные и известные из них получают крупную выручку от своей деятельности, но этих средств все равно не хватает.

Большой театр финансируют:

  1. Бюджет РФ – 300 млн руб.
  2. Доход от продажи билетов – 2,45 млрд руб. в год.
  3. Спонсорские взносы – около 351 тыс. евро.
  4. Выручку от гастролей (сложно подсчитать, об этом умалчивают).

Областные и муниципальные театры выживают, как могут.

Наполняемость залов редко превышает 50% .

Государственной поддержки не хватает, поэтому артисты выступают на корпоративах, детских утренниках и т.д.

Максимальная стоимость билета в Большой театр – 15000 руб . ($220), остальные – от 2 до 8 тыс. ($29 – 117). На представления с мировыми знаменитостями цена возрастает до 50000 ($734). Перекупщики продают в 2 – 3 раза дороже.

Администрация активно борется с этим явлением, стараясь перекрыть мошенникам возможность получения наживы.

Каждая постановка стоит не менее 60 млн руб . ($881289). Чтобы попасть на представление в Мариинском театре, за 1 билет платят от 1450 руб. ($20,5).

Вакансии

  1. ФГБУК ЕГА Театр оперы и балета Екатеринбурга приглашает танцоров кордебалета с высшим хореографическим образованием для участия в постановках нового сезона. Зарплата – 15000 руб. ($220).
  2. Театр Оперы и балета в Улан0Удэ, требуется солист хора с высшим вокальным образованием и опытом работы. Оклад – до 25000 ($367).
  3. В Театр кукол, г. Кемерово, требуется режиссер-постановщик, художественный руководитель коллектива с опытом от 5 лет. Оплата труда – 30000 руб. ($441).

Сколько зарабатывают работники театра в Москве и других местах

5 (100%) проголосовало 2

Информация о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Министерству культуры РФ, за 2016 год

Повторяем речь идет о средней зарплате в месяц! Это важно!

Мы быстренько пробежались по достаточно большому списку руководителей и выбрали на наш взгляд самое интересное

1. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»
Генеральный директор Гагарина Елена Юрьевна 964 210 рублей в месяц

2. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный Исторический музей»
Директор Левыкин Алексей Константинович 494 197 рублей в месяц

3. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Всероссийское музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея» Генеральный директор Трегулова Зельфира Исмаиловна 436 013 рублей в месяц

4. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный Эрмитаж»
Генеральный директор Пиотровский Михаил Борисович 839 076 рублей в месяц.

5. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева» Директор Попов Геннадий Викторович 451 543 рублей в месяц

6. Федеральное государственное унитарное предприятие «Киноконцерн «Мосфильм»
Генеральный директор Шахназаров Карен Георгиевич 355 803, рублей в месяц

7. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой» Ректор Цискаридзе Николай Максимович 592 863 рублей в месяц

8. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Школа-студия (институт) имени Вл.И.Немировича-Данченко при Московском Художественном академическом театре имени А.П.Чехова»
Ректор Золотовицкий Игорь Яковлевич 362 681 рублей в месяц

9. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия музыки имсени Гнесиных»
И.о. ректора Маяровская Галина Васильевна 553 083 рублей в месяц

10. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Российская национальная библиотека»
Генеральный директор Лихоманов Антон Владимирович (по 19.01.2016) 1 220 171 рублей в месяц

11. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный академический Большой театр России»
Генеральный директор Урин Владимир Георгиевич 559 271 рублей в месяц

12. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный академический Мариинский театр»
Художественный руководитель - директор театра Гергиев Валерий Абисалович 12 857 163 рублей в месяц

13. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный академический Малый театр России»
Художественный руководитель Соломин Юрий Мефодьевич 746 698 рублей в месяц

14. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Московский Художественный академический театр имени А.П.Чехова» Художественный руководитель- директор театра Табаков Олег Павлович 935 994 рублей в месяц

15. Федеральное государственное унитарное предприятие «Большой Московский государственный цирк на проспетк Вернадского»
Директор Запашный Эдгард Вальтерович 499 717 рублей в месяц

Специально для РФ-СМИ С. Брэйнин

Пунктом 1 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 (далее - Положение N 583), установлено, что оплата труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений включает в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, которые устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права, а также данным Положением. В этой статье подробно рассмотрим формирование заработной платы руководителю учреждения культуры.

В соответствии с п. 6 Положения N 583 заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом должностной оклад руководителя учреждения, определяемый трудовым договором, устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемого им учреждения, и составляет до пяти размеров указанной средней заработной платы.

К сведению. Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений устанавливаются на 10 - 30% ниже должностных окладов руководителей этих учреждений.

Итак, рассмотрим составные части заработной платы руководителя учреждения культуры, а именно должностной оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты.

Должностной оклад

Как уже было сказано выше, должностной оклад руководителя устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемого им учреждения, и составляет до пяти размеров указанной средней заработной платы. Согласно п. 7 Положения N 583 к основному персоналу учреждения относятся работники, непосредственно обеспечивающие выполнение основных функций, для реализации которых создано учреждение.
Перечни должностей и профессий работников учреждений, которые относятся к основному персоналу по видам экономической деятельности, устанавливаются федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета по согласованию с Минздравсоцразвития. В настоящее время Перечни должностей работников, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности для расчета средней заработной платы и определения размеров должностных окладов руководителей подведомственных федеральных бюджетных учреждений, утверждены Приказом Минкультуры России от 15.08.2008 N 41 (далее - Приказ N 41).
Что касается порядка исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя учреждения, он устанавливается Минздравсоцразвития. На сегодняшний день такой Порядок утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 08.04.2008 N 167н (далее - Порядок N 167н).
Рассмотрим более подробно перечень должностей и порядок исчисления средней заработной платы.
Перечень должностей. Итак, согласно Приложению 1 к Приказу N 41 в Перечень должностей работников, относимых к основному персоналу учреждений культуры, вид экономической деятельности которых именуется:
- "Прочая деятельность в области культуры", включаются: ученый секретарь, главный научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, старший научный сотрудник, научный сотрудник, главный хранитель фондов, главный библиограф, главный библиотекарь, главный дирижер, главный хормейстер, главный балетмейстер, библиограф, библиотекарь, режиссер, дирижер, хормейстер, балетмейстер, хранитель фондов, художник-реставратор, организатор экскурсий, методист, редактор;
- "Деятельность в области искусства", включаются: главный дирижер, главный хормейстер, главный балетмейстер, главный художник, режиссер-постановщик, балетмейстер-постановщик, художник-постановщик, режиссер, дирижер, хормейстер, балетмейстер, художники всех специальностей, репетитор по балету (вокалу), репетитор по технике речи, редактор, артист драмы, артист (кукловод) театра кукол, артист-вокалист (солист), артист цирка (всех жанров), артист балета, артист хора, артист оркестра, артист симфонического, камерного, эстрадно-симфонического, духового оркестров, оркестра народных инструментов, артист оркестра ансамблей песни и танца, артист эстрадного оркестра (ансамбля), артист балета ансамбля песни и танца, танцевального коллектива, артист хора ансамбля песни и танца, хорового коллектива, артисты - концертные исполнители (всех жанров), лектор-искусствовед (музыковед), чтец - мастер художественного слова;
- "Деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий", включаются: экономист, инженер, архитектор.
Кроме того, обращаем ваше внимание на Письмо Минкультуры России от 15.09.2008 N 04-64-1336, в котором отмечено, что для определения размеров должностных окладов руководителей федеральных бюджетных учреждений, - таких как:
- музеи, библиотеки и учреждения клубного типа, следует применять Приложение 1 к Приказу N 41, раздел "Прочая деятельность в области культуры";
- театры, учреждения исполнительных искусств, цирков - Приложение 1 к Приказу N 41, раздел "Деятельность в области искусства";
- агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры - Приложение 1 к Приказу N 41, раздел "Деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий";
- учреждения науки - Приложение 2 к Приказу N 41, в котором к основному персоналу относятся: ученый секретарь, главный научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, старший научный сотрудник, научный сотрудник, редактор;
- учреждения высшего и дополнительного профессионального образования и учреждения среднего специального образования - Приложение 3 к Приказу N 41, в котором к основному персоналу относятся: профессор, доцент, ученый секретарь, главный научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, старший научный сотрудник, научный сотрудник, старший преподаватель, преподаватель.
Таким образом, согласно п. 6 Положения N 583 при формировании размера должностного оклада руководителей вышеуказанных учреждений берется средняя заработная плата этих категорий работников.
Порядок исчисления средней заработной платы основного персонала учреждения. Согласно п. 2 Порядка N 167н при расчете средней заработной платы учитываются оклады (должностные оклады), ставки заработной платы и выплаты стимулирующего характера работников основного персонала учреждения. При этом не имеет значения, за счет каких источников осуществляются стимулирующие выплаты (бюджетные средства или средства, полученные от приносящей доход деятельности).

Обратите внимание! При расчете средней заработной платы выплаты компенсационного характера основного персонала учреждения не учитываются (п. 2 Порядка N 167н).

В данном пункте также сказано, что расчет средней заработной платы работников основного персонала учреждения осуществляется за календарный год, предшествующий году установления должностного оклада руководителя учреждения.
Пунктом 3 Порядка N 167н установлено, что средняя заработная плата определяется путем деления суммы окладов (должностных окладов), ставок заработной платы и выплат стимулирующего характера работников основного персонала учреждения за отработанное время в предшествующем календарном году на сумму среднемесячной численности таких работников за все месяцы календарного года, предшествующего году установления должностного оклада руководителя учреждения.
Согласно п. 4 Порядка N 167н при определении среднемесячной численности работников основного персонала учреждения должны учитываться сотрудники, которые:
- работают на условиях полного рабочего времени;
- работают на условиях неполного рабочего времени;
- являются внешними совместителями.
Отметим, что для каждой категории сотрудников применяется свой расчет среднемесячной численности. Рассмотрим более подробно расчет среднемесячной численности для каждой категории. Итак, для работников основного персонала учреждения:
1) работающих на условиях полного рабочего времени, среднемесячная численность исчисляется путем суммирования численности таких работников за каждый календарный день месяца, то есть с 1-го по 30-е или 31-е число (для февраля - по 28-е или 29-е число), включая выходные и нерабочие праздничные дни, и полученная сумма делится на число календарных дней месяца. При этом численность работников за выходной или нерабочий праздничный день принимается равной численности работников за рабочий день, им предшествующий. Отметим, что в расчете участвуют сотрудники, фактически работающие на основании табеля учета рабочего времени. Если работник занят в учреждении не на одной ставке (например, он оформлен как внутренний совместитель), он учитывается как один человек (п. 5 Порядка N 167н);
2) работающих на условиях неполного рабочего времени, среднемесячная численность таких работников определяется пропорционально отработанному времени (п. 6 Порядка N 167н). В этом же пункте сказано, что расчет средней численности этой категории работников производится в следующем порядке:
а) во-первых, исчисляется общее количество человеко-дней, отработанных этими работниками, путем деления общего числа отработанных человеко-часов в отчетном месяце на продолжительность рабочего дня исходя из продолжительности рабочей недели, а именно:
- 40 часов - на 8 часов (при пятидневной рабочей неделе) или на 6,67 часа (при шестидневной рабочей неделе);
- 39 часов - на 7,8 часа (при пятидневной рабочей неделе) или на 6,5 часа (при шестидневной рабочей неделе);
- 36 часов - на 7,2 часа (при пятидневной рабочей неделе) или на 6 часов (при шестидневной рабочей неделе);
- 33 часа - на 6,6 часа (при пятидневной рабочей неделе) или на 5,5 часа (при шестидневной рабочей неделе);
- 30 часов - на 6 часов (при пятидневной рабочей неделе) или на 5 часов (при шестидневной рабочей неделе);
- 24 часа - на 4,8 часа (при пятидневной рабочей неделе) или на 4 часа (при шестидневной рабочей неделе);
б) во-вторых, определяется средняя численность не полностью занятых работников за отчетный месяц в пересчете на полную занятость путем деления отработанных человеко-дней на число рабочих дней в месяце по календарю в отчетном месяце;
3) являющихся внешними совместителями, среднемесячная численность исчисляется аналогично порядку определения среднемесячной численности работников, работающих на условиях неполного рабочего времени (п. 7 Порядка N 167н).
Также обращаем ваше внимание на Приказ Минздравсоцразвития России от 02.04.2008 N 158н, которым утверждены Разъяснения по отдельным вопросам установления должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения. В этих разъяснениях сказано, что при создании новых федеральных бюджетных учреждений и в других случаях, когда невозможно произвести расчет средней заработной платы работников основного персонала федерального бюджетного учреждения для определения должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения за календарный год, предшествующий году установления должностного оклада руководителя, размер должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения определяется федеральным органом исполнительной власти, являющимся главным распорядителем средств федерального бюджета, в ведении которого находится федеральное бюджетное учреждение.

Стимулирующие выплаты руководителям

Согласно п. 9 Положения N 583 федеральные государственные органы - главные распорядители средств федерального бюджета, в ведении которых находятся учреждения, могут устанавливать руководителям этих учреждений выплаты стимулирующего характера. В настоящее время порядок установления и осуществления выплат стимулирующего характера руководителям федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Минкультуры, установлен Приказом Минкультуры России от 23.03.2009 N 130 "О стимулировании руководителей федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации" (далее - Положение N 130).
Отметим, что стимулирующие выплаты осуществляются за счет бюджетных ассигнований, централизуемых Минкультуры для этих целей в размере 5% от лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на оплату труда работников соответствующих учреждений на текущий финансовый год (за исключением средств, выделяемых на выплату грантов) (п. 4 Положения N 130). В соответствии с п. 2 указанного Положения такие выплаты производятся на основании оценки деятельности учреждения за отчетный период в соответствии с установленными целевыми показателями результативности работы.
В настоящее время Перечень критериев оценки деятельности федерального бюджетного учреждения, подведомственного Министерству культуры Российской Федерации, утвержден Приказом Минкультуры России от 27.11.2008 N 208. В этот Перечень включаются следующие критерии оценки:
- степень выполнения учреждением государственного задания;
- отсутствие замечаний Минкультуры по целевому и эффективному использованию бюджетных средств учреждения;
- отсутствие замечаний Минкультуры по использованию федерального имущества, находящегося в ведении учреждения;
- отсутствие в учреждении задержек по выплатам заработной платы;
- участие учреждения в реализации федеральных целевых и ведомственных программ;
- отсутствие замечаний проверяющих органов по результатам проверок деятельности учреждения.
Что касается целевых показателей результативности работы, то в настоящее время Приказом Минкультуры России от 27.12.2010 N 814 утверждены:
- Критерии и целевые показатели эффективности деятельности учреждений высшего профессионального образования, подведомственных Минкультуры, и работы их руководителей на 2011 год (Приложение 1);
- Критерии и целевые показатели эффективности деятельности учреждений среднего профессионального образования, подведомственных Минкультуры, и работы их руководителей на 2011 год (Приложение 2);
- Критерии и целевые показатели эффективности деятельности учреждения дополнительного и послевузовского профессионального образования "Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма", подведомственного Минкультуры, и работы его руководителя на 2011 год (Приложение 3);
- Критерии и целевые показатели эффективности деятельности научно-исследовательских учреждений и учреждений науки, подведомственных Минкультуры, и их руководителей на 2011 год (Приложение 4).
Итак, согласно Приложению 1 к целевым показателям относятся:
- выполнение государственного задания на подготовку обучающихся (выполнение контрольных цифр приема по программам среднего, высшего и послевузовского профессионального образования);
- выполнение лицензионных требований;
- доля обучающихся в образовательном учреждении, прошедших промежуточную аттестацию (не менее 85%);
- доля обучающихся в образовательном учреждении, сдавших в период промежуточной аттестации экзамены и дифференцированные зачеты на "хорошо" и "отлично" (не менее 40%);
- соотношение лиц, отчисленных в отчетном году по неуважительным причинам, к общему контингенту обучающихся в учебном году (не более 10%);
- выполнение требований федеральных государственных образовательных стандартов;
- наличие учебно-методических комплексов по каждой кафедре или предметно-цикловой комиссии (не менее 70%);
- наличие нарушений законодательства РФ в области образования;
- предоставление докладов руководителей в установленный срок;
- соблюдение сроков и порядка представления бюджетных заявок в Минкультуры (в сроки и порядке, которые определены Минкультуры);
- отсутствие на конец года остатков бюджетных средств на лицевом счете учреждения (за исключением денежных средств от сдачи в аренду имущества);
- отсутствие просроченной кредиторской и дебиторской задолженности;
- отсутствие задолженности по налогам и сборам;
- наличие фактов нецелевого использования средств федерального бюджета, отраженных в извещении Минфина;
- наличие оформленных в установленном порядке документов о регистрации имущественных и земельных участков учреждения;
- отсутствие замечаний в части предоставления достоверной информации по строго утвержденным формам с соблюдением сроков по запросам департаментов Минкультуры;
- равномерное освоение ассигнований федерального бюджета: I квартал - 18%, II квартал - 40%, III квартал - 70%, IV квартал - 95%.
Аналогичные целевые показатели установлены в Приложениях 2, 3 и 4.
Стимулирующие выплаты руководителям учреждений производятся ежеквартально в виде премий в пределах годового объема централизованных бюджетных ассигнований (п. 6 Положения N 130).
Для того чтобы выплаты стимулирующего характера были осуществлены, необходимо выполнить следующее:
1) руководитель учреждения до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, должен представить отчет о выполнении установленных целевых показателей в курирующие департаменты (п. 7 Положения N 130);
2) курирующие департаменты направляют до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представленную информацию о выполнении (невыполнении) показателей, а также предложения о размере премирования каждого руководителя в комиссию по стимулированию руководителей (п. 8 Положения N 130);
3) комиссия по стимулированию руководителей принимает решение о размере соответствующих выплат, которое оформляется протоколом и утверждается приказом министра (п. 9 Положения N 130). Данная комиссия осуществляет следующие функции:
- рассматривает представленные департаментами материалы, характеризующие результативность деятельности учреждения, а именно анализ выполнения учреждениями целевых показателей и конкретные предложения по стимулированию руководителей;
- заслушивает доклады директоров департаментов Минкультуры, курирующих деятельность учреждений, о выполнении или невыполнении их руководителями целевых показателей;
- может привлекать к участию в заседаниях комиссии руководителей учреждений, руководителей их структурных подразделений, других ответственных работников учреждений, представителей соответствующих профсоюзов или иных выборных органов, а также независимых экспертов, участие которых необходимо для проведения экспертизы эффективности деятельности учреждений;
- принимает решение о размере премии в отношении каждого руководителя учреждения.
Отметим, что комиссия состоит из председателя, его заместителя, секретарей и членов комиссии. Все ее решения принимаются простым большинством голосов. В случае равенства голосов решающим является голос председательствующего на заседании;
4) на основании приказа о премировании соответствующие департаменты в установленном порядке расходным расписанием направляют в учреждения культуры ассигнования (п. 11 Положения N 130).

Обратите внимание! Нераспределенный остаток таких ассигнований может использоваться также на стимулирование работников данного учреждения или на стимулирующие выплаты работникам других учреждений (п. 12 Положения N 130).

Компенсационные выплаты руководителям

В п. 8 Положения N 583 сказано, что выплаты компенсационного характера устанавливаются для руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров в процентах к должностным окладам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента РФ. В настоящее время Перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и Разъяснение о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822 (далее - Приказ N 822, Разъяснение).
В соответствии с Приложением N 1 к Приказу N 822 к компенсационным выплатам относятся:
- выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда. Указанные выплаты устанавливаются в соответствии со ст. 147 ТК РФ;
- выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 148 ТК РФ).
- выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (ст. 149 ТК РФ) (при выполнении работ различной квалификации (ст. 150 ТК РФ), совмещении профессий (должностей) (ст. 151 ТК РФ), сверхурочной работе (ст. 152 ТК РФ), работе в выходные и праздничные дни (ст. 153 ТК РФ), работе в ночное время (ст. 154 ТК РФ));
- надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.
Согласно п. 1 Разъяснений выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников, если иное не установлено федеральными законами и указами Президента РФ. При этом работодатели принимают меры по проведению аттестации рабочих мест с целью разработки и реализации программы действий по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
Размеры и условия осуществления выплат компенсационного характера конкретизируются в трудовых договорах работников (п. 7 Разъяснений).

Сколько, по-вашему, зарабатывают массовики-затейники, работники музеев и библиотек? Думаете, что они живут на «широкую ногу»? Узнайте об их доходах из этой статьи.

Прибыли в недалеком будущем

Библиотеки, музеи, театры финансируются из бюджета страны. Средняя зарплата их сотрудников составляет 37513 руб. ($540). Без учета федеральных учреждений она достигает 21726 ($313 ).

Для того чтобы выполнить майские указы президента РФ, из учреждений культуры увольняют непрофильных сотрудников – уборщиц, дворников, электриков и т.д.

Их переводят на баланс городского отдела.

Фактически они по-прежнему выполняют свои обязанности, но зарплату получают из местного бюджета, а не из фонда оплаты труда своего учреждения.


Дополнительно сокращают до 10% сотрудников. Их обязанности берут на себя оставшиеся работники. Основное повышение – это компенсационные выплаты на уровень инфляции (4,6%).

Доходы профессионалов

По данным Росстата, зарплата работников культуры зависит от уровня своего учреждения:

  • федеральное – 59580 руб. ($857);
  • региональное – 37900 ($544);
  • муниципальное – 25360 ($365).

Специалисты в сельской местности зарабатывают:

  • директор клуба – 30000 ($432);
  • сотрудник сельского ДК в Красноярском крае – 10385 ($149);
  • в Волгоградской обл. – 5693 ($82).

Средняя зарплата в городских культурных учреждениях составляет 18000 руб. ($259) , а в сельских – 10000 ($144 ).


Сотрудники библиотек получают:

  • Камчатка – 25115 ($362);
  • Москва – 21115 ($304);
  • Ленинградская обл. – 21000 ($302).

В школьной библиотеке зарабатывают 15000 руб. ($216) . Сотрудники театра получают около 68,1 тыс. руб. ($979) , при этом, выручка гардеробщицы составляет — 22000 ($317) . Смотритель музея ежемесячно получает 28600 руб. ($410) .

Выручка руководителей

По указу правительства, зарплата директоров учреждений культуры не может превышать оплату труда подчиненных более чем в 8 раз .

В сравнительной таблице размещены соответствующие данные:

Руководитель Подчиненные
RUB USD RUB USD
Третьяковская галерея 436000 6262 58600 844
Музей Кижи 330000 4750 43500 626
Русский музей 273000 3930 42000 605
ГМИИ им. Пушкина 198000 2836 55000 792

Директор МБУК «Ямальский районный музей » получает 85000 руб. ($1224). Ежемесячная прибыль руководителя дворца культуры в Ижевске составляет всего 16060 ($231) .

Оплата труда рядовых сотрудников

Работники учреждений культуры организовывают массовые праздники , культурные мероприятия, занимаются развитием населения своего региона.


Важную роль играют культорганизаторы, которые зарабатывают:

  • Ямало-Ненецкий АО – 55120 руб. ($793);
  • Новосибирск – 35000 ($504);
  • Москва – 50000 ($720);
  • Санкт-Петербург – 34000 ($489);
  • Самарская обл. – 6000 ($86).

В зависимости от занимаемой должности, работники культуры получают:

  • режиссер массовых мероприятий в Ростове – 33873 руб. ($488);
  • аниматор в Москве – 20000 ($288);
  • смотритель выставки на ВДНХ – 30000 ($432);
  • осветитель театра – 35000 ($504);
  • музейный смотритель – 18000 ($259);
  • заместитель директора музея в Москве – 40000 ($576);
  • охранник в музей – 15000 ($216).

Специалисты массово увольняются и идут работать «на себя» — проводят частные вечеринки, свадьбы и праздники и зарабатывают от 25000 руб. ($360).

Как минимум четырнадцать театров в 2013–2017 годах заключили более 60 контрактов на общую сумму, превышающую 97 миллионов рублей со своими собственными руководителями как с физическими лицами или индивидуальными предпринимателями. Театры нанимали своих художественных руководителей в качестве актеров и режиссеров, а также арендовали у них помещения и реквизиты для постановок.

Так, руководитель «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман получал от своего театра в среднем примерно по 440 тыс. руб. за постановку одного спектакля, руководитель Театра имени Пушкина Евгений Писарев - по 480 тыс. руб., руководитель Театра на юго-западе Олег Леушин - по 180 тыс. руб., руководитель «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников - по 345 тыс. руб. За актерскую игру в своих театрах Олег Табаков и Олег Меньшиков зарабатывали более чем по 600 тыс. в месяц, Надежда Бабкина - 520 тыс. в месяц.

Юрий Куклачев заключил два контракта на аренду помещений с собственным сыном на 3,76 млн руб., а Павел Слободкин два года снимал помещение своего театрально-концертного центра у компании, в которой владеет 50%-й долей, за 38,6 млн руб. При этом все они продолжали получать зарплату художественных руководителей государственных театров.

Как правило, сделки от лица театра подписывали заместители художественных руководителей. Очевидно, что они зависят от своих непосредственных начальников и не могут принимать решения вопреки их интересам. А значит, это не освобождает руководителей театров от конфликта интересов.

Все контракты заключены на безальтернативной основе - с единственным поставщиком. В обосновании контракта указывалось, что художественные руководители театров лучше прочих могут поставить спектакли и исполнить в них роли.

ИП Евгений Писарев выступает в спектакле режиссера Евгения Писарева (фото с сайта Театра имени Пушкина)

Помимо этого, затруднительной представляется проверка факта согласования: гипотетически, руководители театров могут согласовать сделки в департаменте культуры задним числом после получения запроса прокуратуры о предоставлении документов по сделкам.

Например, спектакль «Зеленая зона» Евгения Марчелли был показан до согласования с Министерством культуры РФ.
Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?