Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

За что сидит серебренников. Типичный случай: в чем суть дела Серебренникова

Задержанных по делу пока нет. Расследование связано с хищением средств, подтвердил собеседник агентства.

Источник «Интерфакса» сообщил, что обыски проходят в рамках дела, возбужденного еще в 2015 году, по факту хищений финансовых средств неустановленными чиновниками департамента культуры Москвы.

По данным источника РБК, расследование уголовного дела ведет управление Следственного комитета по Москве, в ходе обысков его сотрудников сопровождают сотрудники Федеральной службы безопасности.

Корреспондент телеканала РБК Роман Супер сообщил, что обыски в квартире Серебренникова проходят с 9 часов утра и на их месте находится адвокат режиссера Золотухин. По данным источника, СКР планирует допросить режиссера.

Позднее портал Life написал о начале обысков в Центре современного искусства «Винзавод» и других местах.

Президент Фонда поддержки современного искусства «Винзавод» Софья Троценко заявила РБК, что не знает об обысках в помещениях «Винзавода».

«Ничего об этом не знаю. Сейчас нахожусь не на «Винзаводе», и нам никакой информации по этому поводу не поступало», — сказала она.

Руководитель пресс-службы фонда поддержки современного искусства «Винзавод» Екатерина Козырева сообщила РБК, что в самом фонде никаких «следственных мероприятий не происходит».

«На территории «Винзавода» находится много разных организаций, юридических лиц. К фонду поддержки современного искусства они отношения не имеют, что происходит у них, я не знаю», — сказала она.

Заместитель директора Российского академического молодежного театра Карп Мясников опроверг РБК проведение обысков в РАМТ. «Ничего об обысках мне не известно», — отметил он.

Видео: Телеканал РБК

Кирилл Серебренников — режиссер театра и кино, в 2012 году был назначен художественным руководителем Московского драматического театра имени Гоголя, впоследствии преобразованного в «Гоголь-центр». Среди его работ в кино и на телевидении — сериал «Дневник убийцы», комедия «Изображая жертву», фильмы «Юрьев день», «Измена», «Ученик» и другие.

За свои работы в кино, театре и на телевидении Серебренников удостоен премий ТЭФИ, «Хрустальная Турандот», «Золотая маска», а также призов «Кинотавра» и Каннского фестиваля.

По словам писателя Григория Чхартишвили, Серебренников — один из немногих российских режиссеров, кого хорошо знают во Франции, и проведенный у него обыск даст богатую пищу для статей во французских СМИ накануне намеченного на 29 мая визита в Париж президента России Владимира Путина.

Финансовые проблемы «Гоголь-центра»

В апреле 2015 года Анастасия Голуб, возглавившая «Гоголь-центр» незадолго до этого, заявила о тяжелой экономической ситуации в театре. По ее словам, за два года существования «Гоголь-центра» была создана уникальная художественная модель, «но не удалось создать адекватной экономической модели». В опубликованном пресс-релизе также отмечалось, что руководство намерено передать отчет о финансовой ситуации в московский департамент культуры и предложить ряд антикризисных мер. Агентство «Интерфакс » со ссылкой на источник, знакомый с ситуацией, тогда сообщило , что сумма финансовых убытков «Гоголь-центра» составляет около 80 млн руб., а сам он находится на грани закрытия.

Бывший директор «Гоголь-центра» Алексей Малобродский объяснил причины финансовых убытков отказом столичного департамента культуры помочь театру в трудной ситуации. По его словам, ведомство отказало «даже в помощи на оплату аренды площадок для проведения выездных спектаклей и связанных с ними транспортных расходов». Малобродский также отметил, что из-за капитального ремонта в течение четырех месяцев театр был вынужден играть на чужих площадках, не получая для этого помощи со стороны департамента, хотя, по его словам, «обычная практика заключается в предоставлении театру на период ремонта иной площадки, оплаченной учредителем». Экс-директор опроверг и ранее названную сумму убытков в 80 млн: по его словам, в действительности речь шла о сумме немногим менее 12 млн.

По информации газеты «Известия» , финансовые проблемы у «Гоголь-центра» возникли из-за конфликта между художественным руководителем театра Кириллом Серебренниковым и экс-директором Малобродским : якобы худрук требовал от директора безоговорочно выполнять дорогостоящий постановочный план при недостатке финансирования. Театр выпускал до 12 премьер в год, что превышало госзадание в три раза, а деньги на создание внеплановых спектаклей не были компенсированы.

Летом 2015 года Анастасия Голуб покинула пост директора «Гоголь-центра», проработав всего несколько месяцев. Глава столичного департамента культуры в августе того же года заявил , что театр является убыточным, а ответственность за все решения, связанные с финансами, лежит на художественном руководителе Кирилле Серебренникове . Он также отметил, что городские власти не намерены вмешиваться в дела театра.

Следственный комитет России задержал столичного режиссера и художественного руководителя московского театра «Гоголь-Центр» Кирилла Серебренникова по подозрению в организации мошенничества в особо крупном размере.

Позиция следствия

«Главным управлением по расследованию особо важных дел СК России по подозрению в организации хищения не менее 68 миллионов рублей, выделенных в 2011–14 годах на реализацию проекта «Платформа», задержан художественный руководитель московского театра «Гоголь-центр» Кирилл Серебренников», - говорится в официальном сообщении Следственного комитета, которое озвучила пресс-секретарь СКР Светлана Петренко .

Согласно версии следствия, преступные действия Серебренникова осуществлялись им в сговоре с другими должностными лицами - экс-директором «Гоголь-центра» Алексеем Малобородским , а также руководителями специально созданной для данных целей некоммерческой организации «Седьмая Студия»: генеральным директором Юрием Итиным и бухгалтером Ниной Масляевой .

Данная версия следствия базируется на показаниях самой Масляевой, которая была арестована еще в мае 2017 года, когда в «Гоголь-центре» и дома у Серебренникова прошли обыски по делу о хищении госсредств.

Весной худрук «Гоголь-центра» и, одновременно, учредитель «Седьмой студии» проходил по делу как свидетель, однако уже тогда СКР заподозрил Серебренникова в организации преступной группы с целью расхищения денег, выделенных Министерством культуры РФ на поддержку театра.

Впоследствии Масляева дала признательные показания, которые были озвучены судьей на заседании в Мосгорсуде, где рассматривалась жалоба на продление ареста Малобродскому, взятого одновременно с Масляевой. Согласно этому заявлению, Масляева прямо обвинила худрука в организации преступной группы:

«Кирилл Серебренников разработал план для хищения средств, выделенных на проект «Платформа». Серебренников и Малобродский обналичивали средства с моей помощью», - утверждает она.

По версии следствия, Минкульт выделил «Седьмой студии» 68 миллионов рублей для организации театральных постановок, в том числе - спектакля «Сон в летнюю ночь». Однако Итин, Малобродский и Масляева по сговору с Серебренниковым решили похитить часть этих денег, что было скрыто подложными финансовыми документами по фиктивным расходам на организацию спектакля.

В действительности, как считает следствие, такого рода затрат «Седьмой студией» понесено не было, что и привело к хищению более двух миллионов рублей.

Оправдания Серебренникова и возможный приговор

Кирилл Серебренников возглавлял творческую работу «Гоголь-центра» с 2012 года. Официально он не являлся директором театра, как не является и сейчас, однако именно под его имя Министерство культуры осуществляло адресную поддержку «Гоголь-центра» в рамках системы государственных грантов на развитие культуры.

За время пребывания нынешнего фигуранта уголовного дела на посту худрука театра «Гоголь-центр» и лично Серебренников неоднократно удостаивались высоких российских и международных наград. Последней из них, «Европа - новая театральная реальность», режиссер удостоился уже в этом году и должен был получить в руки в декабре 2017 года в Риме.

Однако, судя по всему, теперь это стало невозможным - у СКР появились прямые доказательства вины Серебренникова.

Согласно заявлениям самого худрука, попытка обвинить его в нецелевом использовании бюджетных денег, а тем более - в мошенничестве и создании преступной группы, «абсурдна и шизофренична». По его словам, спектакль «Сон в летнюю ночь» был сыгран в рамках проекта «Платформа» более 15 раз и все расходы на его проведения были реальными.

С другой стороны, нынешнее руководство «Гоголь-центра» подчеркнуто не дает никаких комментариев по ходу ведения дела «Седьмой студии», предпочитая опираться на выводы следствия, нежели на прошлые или нынешние заслуги и регалии своего художественного руководителя.

Следственные разбирательства по поводу финансовой деятельности режиссера Кирилла Серебренникова вызывают бурную реакцию в обществе

Как мы помним, все началось с того, что 23 мая, в столичном театре «Гоголь-центр», а также дома у его художественного руководителя Кирилла Серебренникова прошли обыски в рамках уголовного дела о хищении госсредств. Тогда, по данным СК РФ, лица из числа руководства некоммерческой организации «Седьмая студия», основателем которой был Серебренников, в период с 2011 по 2014 годы похитили около 200 миллионов рублей, которые были выделены государством на развитие и популяризацию искусства.

До поры до времени Серебренников фигурировал в качестве свидетеля. А вот экс-гендиректора «Седьмой студии» Юрия Итина и бывшего главного бухгалтера компании Нину Масляеву задержали . Обыск также прошел в квартире директора РАМТа Софьи Апфельбаум, которая с 2012 по 2014 годы возглавляла департамент господдержки искусства и народного творчества Минкультуры РФ.

22 августа появилась новость о том, что задержан и сам Серебренников. Информация Следственного комитета на этот счет была крайне скупа: «Главным управлением по расследованию особо важных дел СК России по подозрению в организации хищения не менее 68 млн руб., выделенных в 2011-2014 годах на реализацию проекта «Платформа», задержан художественный руководитель московского театра «Гоголь-центр» Кирилл Серебренников».

Как выяснилось, главный бухгалтер «Седьмой студии» Нина Масляева заявила, что режиссер Кирилл Серебренников давал ей указания вносить ложные данные в финансовые отчетности. По ее показаниям, именно Кирилл Серебренников и экс-продюсер АНО Алексей Малобродский якобы разработали план хищения 68 млн и заставляли Масляеву фальсифицировать бухотчетность . Режиссеру предъявлено обвинение по ч. 4 ст. 159 УК РФ УК РФ, максимальное наказание составляет 10 лет заключения и штраф до 1 млн рублей.

Источники сообщают, что показания против Серебренникова отнюдь не были ключевыми. Тем не менее, он еще в мае тоже дал показания против своих сотрудников, сообщает «Интерфакс ». Именно после этого признавшая вину главбух Нина Масляева, а также сотрудница бухгалтерии Татьяна Жирикова и другие лица, данные о которых не раскрываются, дали показания на режиссера.

Задержание Серебренникова вызвало множество вопросов. В обществе сразу поползли слухи о показательном характере этого процесса. Иначе зачем нужно было задерживать человека, который не пытался, например, выехать за границу - да еще и ночью, в ходе командировки в Санкт-Петербург.

Сразу же заговорили о неугодных власти экспериментальных постановках Серебренникова, а также о его прошлогоднем фильме «Ученик», где в гипертрофированной форме критикуются религиозные догматики, манипулирующие окружающими посредством зазубренных цитат из Библии.

К тому же Кирилл Серебренников известен как последовательный оппозиционер. Либеральная фронда ему отнюдь не чужда. После грузино-абхазского конфликта в августе 2008-го он изъявил желание пройтись по Москве с табличкой «Я - грузин!». Поддерживал группу Pussy Riot. В интервью 2014 года режиссер назвал Россию «страной неотменённого рабства» , и заявил, что наша страна «сейчас ведёт себя как, нищий гопник, который от горя сошёл с ума».

Нельзя не заметить, что кампания против Серебренникова проходит на фоне задержаний нескольких губернатора и попадания под следствие одного из министров. Так уж устроено наше несовершенное законодательство, что арестовать в нашей стране можно практически каждого, а уж в особенности тех, кто по долгу службы вынужден заниматься коммерческой деятельностью. Чтобы в наше нестабильное время удержать на плаву свое дело, многим волей-неволей приходится прибегать к «серым» зарплатным схемам или нанимать гастарбайтеров. При случае все это тебе обязательно припомнят, дабы припереть к стене. В особенности - если тебя угораздило хоть раз взять деньги у государства.

Вне зависимости от факта и степени виновности Серебренникова сейчас многие опасаются, что развернутая против него кампания может послужить прологом к целой волне репрессивных мер и против других деятелей культуры России.

«Беда в том, что российское законодательство не проработано в деталях, - сказал в интервью «Свободной Прессе » юрист Игорь Трунов. - Поэтому при желании практически на любого, кто работает с государственными деньгами в сфере культуры, можно найти компромат . Законы многие моменты специально оставляют на усмотрение правоохранительных органов и судебного сообщества. Это и создает ситуацию, при которой можно выборочно сажать неугодных, и закрывать глаза на действия тех, кто лоялен власти. С этой точки зрения, «дело Серебренникова» действительно может оказаться спусковым крючком для кампании по «чистке рядов» деятелей культуры».

Чувствуя это, за Кирилла Серебренникова вступились многие представители творческой интеллигенции. Еще в конце мая Евгений Миронов направил Путину письмо с просьбой разобраться в этой ситуации тщательно и беспристрастно. Среди прочих воззвание подписали Игорь Костолевский, Владимир Познер и Константин Райкин.

Перед премьерой фильма «Гоголь. Начало» члены съемочной группы признались, что ездили в Бассманный суд на заседание, дабы засвидетельствовать свою солидарность с обвиняемым. Исполнитель роли Гоголя Александр Петров признался, что недавно посетил в Питере съемки фильма «Лето» о Викторе Цоя и поразился профессионализму и высокому уровню работы команды. А продюсер Александр Цекало съязвил, что поскольку у нас в стране западные инвестиции льются рекой, экономика на подъеме, народ благоденствует, и генералы не воруют миллиардами, то самое время взяться за культуру .

Справедливости ради, заметим, что на Западе подобные процессы против звезд кино тоже имеют место, но никто их не называет «показательными». В «лохматом» 1977 году режиссера Романа Полански обвинили в США в изнасиловании несовершеннолетней. По информации прокуроров, он дал 13-летней американке шампанское и наркотики, после чего склонил к сексу. Режиссер был вынужден признать вину и в рамках сотрудничества с судом согласился на психиатрическое обследование, однако потом бежал в Европу, где и скрывается от американского правосудия до сих пор. Недавно суд Лос-Анджелеса отклонил просьбу пострадавшей, решившей простить Полански.

Итальянскую актрису Орнеллу Мути суд приговорил к восьми месяцам тюрьмы за то, что та без предупреждения не явилась на спектакль театра Порденоне, где должна была играть главную роль, а затем, чтобы не платить неустойку, предъявила поддельную медицинскую справку. В итоге за это она, несмотря на свой звездный статус, была вынуждена была отвечать по закону.

На данный момент известно, что Басманный суд Москвы отправил под домашний арест до 19 октября художественного руководителя «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова. Подсудимому запретили переписку, телефонные переговоры, встречи и выход на улицу без разрешения следователя. Адвокаты Серебренникова просили разрешить ему ходить на работу. Мы будем следить за развитием данной ситуации и держать вас в курсе.

Утром во вторник, 23 мая, дома у художественного руководителя театра «Гоголь-центр» Кирилла Серебренникова начались обыски. Позже стало известно, что следственные мероприятия также проходят и в самом театре. В Следственном комитете заявили, что обыски проводятся по делу о хищении 200 миллионов рублей из бюджетных средств.

Следствие считает, что деньги были похищены «неустановленными лицами из числа руководства автономной некоммерческой организации „Седьмая студия“» в период с 2011 по 2014 год. «Седьмая студия» - театральная труппа, созданная Серебренниковым еще до его назначения в Театр имени Гоголя. В 2012 году организация действительно получила бюджетную субсидию в 210 миллионов рублей на три года на развитие другого проекта Серебренникова - «Платформа», базировавшегося с 2011 по 2013 год на «Винзаводе».

Деньги выделили на «развитие и популяризацию современного искусства в рамках проекта „Платформа“». Юрлицо «Седьмой студии» зарегистрировано на Серебренникова в 2011 году. Руководителем организации, согласно уставным документам, является Анна Шалашова - личная помощница режиссера. На «проекты в области театрального искусства» ежегодно выделялось 42,16 миллиона рублей, «проекты в области музыкального искусства» - 5,53 миллиона рублей, «проекты в области хореографического искусства» - 10 миллионов рублей, «проекты в области визуального искусства» - 9,38 миллиона рублей, «лабораторные проекты» - 2,93 миллиона рублей.

Также обыски начались у бывшего руководителя департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Минкультуры Софьи Апфельбаум, которая возглавляла ведомство как раз в то время, когда проекту Серебренникова выделили средства. Сейчас Апфельбаум руководит РАМТ.

С 2012 года театром и самим Серебренниковым не раз начинали интересоваться правоохранительные органы и различные ведомства. The Village решил вспомнить истории конфликтов вокруг «Гоголь-центра».

2012 год: Смена руководства театра

Серебренникова назначили в «давным-давно погрузившийся в состояние анабиоза» Театр имени Гоголя в августе 2012 года. Это стало очередным театральным назначением возглавляемого тогда Сергеем Капковым департамента культуры Москвы. Аналогичным образом до этого сменилось руководство Театра имени Маяковского, Театра кукол, Центра драматургии и режиссуры, а также Театра имени Ермоловой и театра «Камерный балет „Москва“».

Театральный критик Роман Должанский назвал назначение Серебренникова «программным». По его словам, в данном случае речь шла «о смене самой модели существования подведомственных учреждений культуры».

На посту худрука Серебренников сменил Сергея Яшина, руководившего театром с 1987 года. Коллектив негативно встретил назначение нового руководителя, написав открытое обращение к властям города. По мнению труппы, смена руководства могла привести «к ликвидации общедоступного государственного репертуарного театра» и потере «великих традиций русской театральной школы». Авторы обращения также сетовали на то, что назначение Серебренникова противоречит приказу Минздравсоцразвития, согласно которому «возглавлять театр не может человек без высшего театрального специального образования».

Серебренников утверждал , что его не пугают эти претензии, а Капков счел их нерациональными. К сентябрю ситуация обернулась тем, что коллектив театра начал проводить митинги, требуя отставки нового руководства. Сам режиссер все это время находился в Берлине, занимаясь постановкой оперы.

В октябре он вернулся в Москву, провел пресс-конференцию, а также встретился с актерами, пообещав сохранить им работу, социальные гарантии и репертуарный театр. При этом от планов переименования театра в «Гоголь-центр» и проведения других радикальных реформ он отказываться не стал. На этом театральная общественность сочла конфликт исчерпанным. Открытие центра назначили на 2 февраля 2013 года.

2013 год: Угрозы и претензии к «Отморозкам»

Вечером 17 января неизвестный в маске плеснул едкую жидкость в лицо Сергею Филину, художественному руководителю балета Большого театра, когда он подходил к подъезду собственного дома. После нападения Филина госпитализировали с ожогами лица третьей степени. На следующий день Серебренников заявил , что ему начали поступать угрозы. «В контексте происшедшего с Сергеем Филиным. Мне давно шлют угрозы. Давно и много. И мне шлют, и Алексею Малобродскому, директору „Гоголь-центра“. Сегодня стало известно, что материалы переданы в правоохранительные органы и расследование начато», - рассказывал он.

«Гоголь-центр» открылся 2 февраля спектаклем «00:00». Театр начали позиционировать как центр, в котором сосуществуют четыре резидента: «Седьмая студия» Серебренникова, студия Soundrama, танц-компания «Диалог-данс» и актеры Театра имени Гоголя.

Уже через месяц работой театра впервые заинтересовалась полиция. Главное управление МВД по Москве 1 марта начало проверку содержания спектакля «Отморозки», поставленного Серебренниковым по книге Захара Прилепина «Санькя», в связи с обращением Московского общественного совета по нравственности и социально-значимой информации.

«В течение двух месяцев меня вызывали в прокуратуру в связи с попытками вменить нарушения трудового законодательства, что, конечно, делалось по доносам и „письмам трудящихся“. А накануне открытия меня снова вызвали в прокуратуру и дали ознакомиться с жалобами на порочное содержание и тлетворное влияние наших спектаклей. Притом что „Гоголь-центр“ еще не был открыт и ни одного спектакля еще показано не было. Но пишущим уже заранее было понятно, что мы собираемся сеять разврат и пропагандировать гомосексуализм и педофилию», - утверждал директор театра.

Он рассказал, что полицейские попытались получить у него запись спектакля, на что Малобродский ответил, что не располагает записью спектакля. Реакции на это со стороны МВД не последовало.

Уже во время обысков в 2017 году Малобродский заявит , что жалобы в правоохранительные органы не прекращались с момента переименования Театра имени Гоголя в «Гоголь-центр».

«Мы вынуждены были отвечать на самые разные жалобы, в том числе анонимки. Одни видели экстремизм в спектакле „Отморозки“, поставленном по книге „Санькя“ Захара Прилепина, другие негодовали по поводу голых тел на сцене в ряде спектаклей, третьи жаловались следователям на то, что мы предаем традиции русского психологического театра», - отметил Малобродский.

В июле 2013 года работами Серебренникова заинтересовался Следственный комитет. Спектакль «Человек-подушка», впервые вышедший в МХТ имени Чехова в 2007 году, неожиданно решили проверить на предмет педофилии. Режиссер дал письменные объяснения следователю на наличие в постановке «сцен педофилии» и сцен «насилия с участием детей». Координатор коалиции «За нравственность» Иван Дьяченко утверждал, что проверка спектакля началась по его инициативе. Он рассказал, что члены движения не хотели, «чтобы дети участвовали в тех спектаклях, где применяется насилие, нецензурная брань производится, где различные сцены, половые акты и так далее». В результате им удалось сорвать постановку.

Под конец года произошел еще один скандал. Капков потребовал отменить показ в «Гоголь-центре» фильма о Pussy Riot под названием «Показательный процесс: История „Пусси Райот“». В своем письме Серебренникову глава департамента ссылался на то, что «данное мероприятие не является частью официально утвержденной афиши», а «государственное учреждение культуры не должно ассоциироваться с именами персон, которые вызывают столь неоднозначную реакцию и чья деятельность основана на провокации общества».

Позже Серебренников рассказал , что опубликовал письмо, «чтобы объяснить публике, по какой причине мы отменили мероприятие». Он заявил, что «мог не подчиниться и на следующий день подать заявление об уходе», но решил, «что хлопать дверью из-за не моего фильма, который я, честно говоря, не видел, и дискуссии, хоть и важной, но организованной нами экстренно, вне программы, - было бы глупо».

2015 год: Смена директора и «Золотая маска»

В начале года происходят два значимых для театра события. 2 марта после двух лет совместной работы с Серебренниковым пост директора «Гоголь-центра» покидает Малобродский. Почему - неизвестно. По официальной версии, он заявление об увольнении самостоятельно, однако источник «Интерфакса» тогда утверждал , что «Малобродский уволен по итогам проверки, которая прошла в театре в конце прошлого года (2014 года. - Прим. ред.) ». Основные претензии к Малобродскому якобы были связаны с «хозяйственной деятельностью» «Гоголь-центра».

На его место назначили телеведущую Анастасию Голуб. Объявивший об этом Капков через восемь дней сам покинул свою должность, а в Москве, по мнению комментаторов, началась эпоха реакции.

Назначенный на должность главы Депкульта Александр Кибовский, ранее руководивший департаментом культурного наследия Москвы, уже в апреле заявил о претензиях к театру. По его словам, к началу 2015 года долги «Гоголь-центра» составляли 80 миллионов рублей.

«Известия» объясняли задолженность конфликтом между Серебреннниковым и Малобродским, сам бывший директор эти обвинения отрицал . Он также говорил, что долгов у театра не было. «У „Гоголь-центра“ никогда, с момента основания и до 1 марта сего года, не было долга в 80 миллионов рублей. Никогда», - говорил бывший директор.

Параллельно с этим Научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Лихачева проводил проверку нескольких спектаклей режиссеров Константина Богомолова, еще в 2013-м подвергавшегося критике за постановку «Идеальный муж. Комедия», и Серебренникова. Внимание НИИ привлекли «Мертвые души» в «Гоголь-центре», «Карамазовы» в МХТ и «Борис Годунов» в «Ленкоме» Богомолова. Проверка должна была установить, соответствуют ли режиссерские интерпретации постановок замыслу авторов. Ее результаты так и не были опубликованы.

Через месяц после этого стало известно , что районные отделения прокуратуры Москвы начали требовать от столичных театров, в том числе «Гоголь-центра», предоставить информацию об их репертуарах. Ранее в Генпрокуратуру обратился независимый фонд развития культуры «Искусство без границ», попросив проверить театры на предмет использования в постановках «нецензурной брани, пропаганды аморального поведения, порнографии».

В июле Голуб покинула театр по собственному желанию, проработав на должности гендиректора всего пять месяцев. Исполняющим обязанности директора хотели назначить Серебренникова, однако он отказался, заявив: «Чтобы быть директором, надо разбираться в экономике и многих других вопросах». Тем не менее в октябре худрук соглашается с предложением совета директоров театра возглавить «Гоголь-центр».

Тогда же Серебренников сообщил об отказе театра принимать участие в конкурсе «Золотая маска». «Я из соображений гигиены не хочу, чтоб мои спектакли смотрели, оценивали люди, которые написали на меня и театр, в котором я служу, множество подлых доносов и пасквилей. Им, ныне объявленным экспертам, смотреть мои спектакли и спектакли театра, который им глубоко ненавистен, тоже невозможно. Это они неоднократно заявляли», -

Ситуация вокруг Гоголь-центра - паниковать рано?

Уже два дня активно обсуждается информация о том, что в Гоголь-центре и дома у его художественного руководителя Кирилла Серебренникова проходят обыски. Олег Табаков, Федор Бондарчук, Чулпан Хаматова и многие другие выступили и в защиту театра и его идеолога. Что это - действительно финансовые нарушения или политический заказ? «Реальное время» узнало мнение людей, которые хорошо знают Серебренникова.

Дело о 200 миллионах

Кирилл Серебренников, у которого во вторник был обыск и который проходит свидетелем по делу о хищении 200 миллионов, был допрошен и отпущен домой с условием, что будет появляться на допросах по первому требованию. В Гоголь-центре, где в течение дня шли обыски, труппа решила не отменять спектакль и не подводить публику.

У стен театра прошел стихийный митинг, на него приехали Чулпан Хаматова и Евгений Миронов. Хаматова, которая сейчас репетирует в спектакле Гоголь-центра, зачитала обращение деятелей культуры в защиту Серебренникова. В нем говорится, что Кирилл - режиссер, который известен за пределами России, режиссер яркий, человек порядочный и честный. Обращение подписали топовые деятели российской культуры, среди них Марк Захаров и Олег Табаков.

«Мне трудно судить, в чем там дело. Серебренников не арестован, его допрашивали как свидетеля. Пока задержаны экс-директор центра и главный бухгалтер. Знаю Кирилла как нормального режиссера, творческого человека, он ставит спектакли по всему миру, правда, мы работаем в разной с ним стилистике. Мне кажется, паниковать рано, пока ему никакие обвинения не предъявлены. Не думаю, что тут замешана политика, не припомню у Серебренникова политических заявлений. Он, кстати, ставил и Суркова, и Прилепина. Сейчас активно раздаются крики в его защиту, но суетиться рано, ничего страшного еще не произошло. Надо посмотреть, кто кричит, может тот, кто хочет пропиариться на этой истории? Надеюсь, что ничего плохого с Кириллом Серебренниковым не произойдет», - полагает художественный руководитель и главный режиссер Качаловского театра Александр Славутский, который знает Серебренникова еще по работе в Ростове-на-Дону.

«Прежде всего, Кирилл Серебренников - один из ведущих мастеров российского театра, чьи спектакли всегда привлекают внимание, вызывая зачастую диаметрально противоположные оценки, что лишний раз свидетельствует об их неординарности». Фото m24.ru

«Обвинения вызывают вопросы»

«Прежде всего, Кирилл Серебренников - один из ведущих мастеров российского театра, чьи спектакли всегда привлекают внимание, вызывая зачастую диаметрально противоположные оценки, что лишний раз свидетельствует об их неординарности. Его приглашают на постановки во многие европейские страны, его фильмы участвуют и побеждают в международных фестивалях. Кроме того, Серебренников - один из очень немногих режиссеров драмы, кто чувствует себя вполне уверенно и на территории театра музыкального.

То, в чем его сегодня пытаются обвинить, вызывает целый ряд недоуменных вопросов. Еще больше недоумения вызывает вакханалия чрезвычайщины, развернувшаяся вокруг Гоголь-центра, который вроде бы и не фигурирует ни в каких уголовных делах, а между тем с его артистами и другими работниками обращаются, как с бандитами или, напротив, заложниками. А ведь, как можно понять из заявлений следственных органов, сам факт хищения пока не установлен, о нем говорится как о предполагаемом, а Серебренников пока что проходит по делу лишь как свидетель. Могу предположить, что кто-то весьма влиятельный сказал: «фас». Возможно, Серебренникова хотят наказать за гражданскую позицию, за нелицеприятные высказывания о происходящем в стране, а заодно в очередной раз попытаться запугать творческую интеллигенцию. А может, все еще проще: кому-то очень понадобился «Гоголь-центр», - так изложил свое видение ситуации театральный критик Дмитрий Морозов.

«Я знаю Кирилла Серебренникова пятнадцать лет. Очень хорошо знаю. Не только как замечательного театрального режиссера, которым может по праву гордиться русский театр, не только как уникального театрального педагога, воспитавшего один из самых ярких за последнее время курсов Школы-студии МХАТ. Знаю, как своего близкого товарища и друга. О его человеческих качествах лично мне трудно говорить без превосходных степеней. Как и о его абсолютной порядочности, в которой я не просто уверена, но абсолютно убеждена. Он - настоящий фанатик, на сто процентов преданный театру, спектаклю, художественной идее. Готовый последнее с себя снять ради того, чтобы случился спектакль. И такие его проявления я видела не раз. Говорить о других - это чья-то трагическая ошибка. Хочу верить, что случайная, а не осознанная», - прокомментировала изданию ситуацию вокруг Кирилла Серебренникова заведующая литературной частью театра «Современник» Евгения Кузнецова.

Этой оценке можно полностью доверять - Кузнецова снялась в одной из главных ролей в фильме Серебренникова «Юрьев день», так что имеет личные впечатления от работы с режиссером.

Фильм «Ученик» в Каннах был удостоен приза независимой французской прессы вошел в лонг-лист фильмов-номинантов на получение премии Европейской киноакадемии. Фото kuban24.tv

Предпоследний фильм Серебренникова «Ученик» был в прошлом году представлен в программе «Особый взгляд» на Каннском фестивале. Одним из сопродюсеров ленты выступила соучредитель татарстанского фонда «Живой город» Диана Сафарова. Фильм в Каннах был удостоен приза независимой французской прессы вошел в лонг-лист фильмов-номинантов на получение премии Европейской киноакадемии.

И все же история странная и тревожная. Обыск дома у человека, который проходит свидетелем по делу, сотрудники Гоголь-центра, которые во время обыска в здании были лишены средств связи и какое-то время удерживались в театре.

«В сложившейся ситуации сложно сохранить нейтральную позицию, сложно не поддаться эмоциям и не делать каких-то выводов. Вся информация, которой мы владеем - это СМИ, и в данном случае можно лишь выразить слова поддержки Кириллу Семеновичу и Софье Апфельбаум, большим профессионалам, это одни из тех, кто живет театром, и другой жизни у них быть не может. Искренне верю, что ситуация разрешится в справедливом ключе», - так взвешенно прокомментировала «Реальному времени» историю Инна Яркова, директор фонда «Живой город». Инна общалась с Серебренниковым, обсуждая разные проекты.

Возможно, вчерашняя ситуация вокруг Гоголь-центра была воспринята общественностью излишне эмоционально, возможно, в ближайшие дни все прояснится. Но в стране сильна генетическая память. И истории Мейерхольда, Таирова и иже с ним хорошо известны не только театроведам. Даст бог они никогда не повторятся.

Татьяна Мамаева

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?