Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Восприятие художественной литературы в доу фгос. Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы

Произведения художественной литературы способствуют эмоциональному развитию дошкольников, что выражается в стремлении немедленно проявить возникшие у них при слушании сказок и рассказов чувства, эмоции в действиях. Художественные тексты знакомят детей с богатством мира человеческих эмоций, проявляют понять причины их возникновения и смены.

Художественная литература всегда признавалась основным средством речевого развития детей: знакомство с литературными произведениями вызывает интерес и воспитывает любовь к родному языку, его богатству и красоте, обогащает образную лексику, способствует развитию выразительности речи дошкольников.

Таким образом, ознакомление с литературой влияет на все стороны личности ребенка. В то же время современная социокультурная ситуация затрудняет этот процесс. Наше общество, еще в недавнем прошлом «читающее» , превратилось в «смотрящее» . Угасание интереса к чтению, к книге негативно отразилось на взрослых и, как следствие, крайне отрицательно повлияло на детей, на их личную культуру. Это требует инновационных подходов к отбору задач и содержания работы в детском саду по данному направлению педагогической деятельности.

Концептуальным положением коррекции и обновления традиционного подхода приобщения дошкольников к художественной литературе является рассмотрение данной проблемы с позиции литературного развития.

Понятие литературного развития трактуется исследователями как способность ребенка «мыслить словесно-художественными образами» (Н. Д. Молдавская) ; как реализация опыта общего психического развития ребенка с акцентом на область эмоционального в читательском восприятии (В. Г. Маранцман) ; как воплощение в жизнь литературных способностей, таких как впечатлительность, наблюдательность, творческое воображение, подразумевающее отчетливое и яркое представление, как непосредственно наблюдаемых впечатлений, так и образов, создаваемых словесно, проявляющееся «…в легкости образования ассоциаций между словом и образами» (А. Г. Ковалев, А. Маслоу) ; как процесс качественных изменений в восприятии, интерпретации художественных текстов и способности к отражению литературного опыта в разных видах художественной деятельности (О. В. Акулова, Н. Д. Молдавская, О. Н. Сомкова) .

Основу литературного развития составляет восприятие художественного текста. Проблема восприятия художественного произведения нашла отражение в исследованиях Л. С. Выготского, Л. М. Гурович, А. В. Запорожца, М. Р. Львова, Н. Г. Морозовой, О. И. Никифоровой, Б. М. Теплова, О. С. Ушаковой, Е. А. Флериной и др.

Под полноценным восприятием понимается способность читателя сопереживать героям, автору произведения, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, осваивать идею произведения.

Таким образом, литературное развитие дошкольников можно определить как процесс качественных изменений в восприятии, интерпретации художественных текстов и способности к отражению литературного опыта в разных видах художественной деятельности.

Задачи литературного развития детей разных возрастных групп.

Задачи работы с детьми младшего возраста:

  • воспитывать у детей интерес к фольклорным и литературным текстам, желание внимательно их слушать
  • обогащать «читательский» опыт (опыт слушания) за счет разных малых форм фольклора (потешек, песенок, прибауток) , простых народных и авторских сказок (в основном о животных) , рассказов и стихов о детях, их играх, игрушках, повседневной бытовой деятельности, о знакомых детям животных
  • способствовать восприятию и пониманию текста детьми, помогать мысленно представлять события и героев, выявлять яркие поступки героя, пытаться их оценить, устанавливать простейшие связи последовательности событий в тексте
  • поддерживать непосредственный эмоциональный отклик на литературное произведение, его героев.

Задачи работы с детьми среднего дошкольного возраста:

  • углублять у детей интерес к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой, как совместно со взрослым, так и самостоятельно
  • расширять «читательский» опыт (опыт слушания) за счет разных жанров фольклора (прибаутки, загадки, заклички, небылицы, сказки о животных и волшебные) , литературной прозы (сказка, рассказ) и поэзии (стихи, авторские загадки, веселые детские сказки в стихах)
  • развивать способность к целостному восприятию текста, в котором сочетаются умения выявлять основное содержание, устанавливать временные, последовательные и простые причинные связи, понимать главные характеристики героев, несложные мотивы их поступков, значение некоторых средств языковой выразительности для передачи образов героев, особо важных событий, эмоционального подтекста и общего настроения произведения или его фрагмента
  • поддерживать желание детей отражать свои впечатления о прослушанных произведениях, литературных героях и событиях в разных видах художественной деятельности: в рисунках, изготовлении атрибутов для театрализованных игр, в игре-драматизации и т. д.

Задачи работы с детьми старшего дошкольного возраста:

  • поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге, способствовать углублению и дифференциации читательских интересов
  • обогащать «читательский» опыт детей за счет произведений более сложных жанров фольклора (волшебные и бытовые сказки, метафорические загадки, былины) , литературной прозы (сказка-повесть, рассказ с нравственным подтекстом) и поэзии (басни, лирические стихи, литературные загадки с метафорой, поэтические сказки)
  • воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать настроение произведения, чувствовать музыкальность, звучность и ритмичность поэтических текстов; красоту, образность и выразительность языка сказок и рассказов
  • способствовать развитию художественного восприятия текста в единстве содержания, формы, смыслового и эмоционального подтекста
  • способствовать выражению отношения к литературным произведениям в разных видах художественно-творческой деятельности, самовыражению в театрализованной игре в процессе создания целостного образа героя в его изменении и развитии.

Освоение задач реализуется в организованных педагогом совместных видах деятельности (развивающих, проблемно-игровых и творческо- игровых ситуациях на основе художественного текста, литературных развлечениях, театрализованных играх) , а также средствами организации предметно-развивающей среды для активизации самостоятельной литературной, художественно-речевой, изобразительной и театрализованной деятельности на основе знакомых фольклорных и литературных текстов.

Литературные произведения и их фрагменты включаются в режимные моменты, в наблюдения за явлениями живой и неживой природы. Вместе с тем необходимо каждый день целенаправленно знакомить детей с новым текстом или организовать деятельность на основе уже известного. Для усиления эмоционального воздействия произведений искусства на детей важно сочетать чтение литературного текста со слушанием музыки, просмотром произведений изобразительного искусства (например, читать стихи, когда дети слушают музыку, рассматривают репродукции картин и пр.) .

Все формы совместной деятельности воспитателя и детей расширяют и углубляют читательские интересы детей, способствуют активному использованию литературных текстов в различных видах творческой деятельности, формируют будущего талантливого читателя великой читающей страны.

Выступление на методическом объединении воспитателей "Особенности восприятия художественной литературы дошкольниками"

1.Особенности восприятия художественной литературы у детей на разных этапах развития.

2. Восприятие художественной литературы на разных этапах дошкольного развития.

    Как дети понимают литературное произведение в младшей группе?(3-4 г.) Какие задачи по речевому развитию мы ставим в этом возрасте?

    Как воспринимают дети средней группы литературное произведение? На что педагогам следует обратить внимание при анализе художественного произведения? Каковы задачи развития речи в этом возрасте?

    Какая задача ставится перед педагогами при ознакомлении детей старшей группы с литературным произведением? На что способны дети этого возраста?

    Какие задачи ставятся в подготовительной к школе группе? Как направлены задачи по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста? На что стоит обратить особое внимание?

4. Алгоритм работы по ознакомлению с художественной литературой детей дошкольного возраста.

1.Как известно, современные дети всё чаще проводят время за компьютерными играми, просмотром телепередач, постепенно усиливается влияние на детей телеобразов. Всё реже читаются книги. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью с образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. Процесс восприятия литературы можно рассматривать как психическую деятельность, суть которой заключается в создании художественных образов, придуманных автором

    Дети очень любят, когда им читают. Именно от родителей малыш слышит первые стихи и сказки, и если родители не игнорируют чтение даже самым маленьким, то с весьма большой вероятностью книга вскоре станет лучшим другом ребёнка. Почему?

Потому что книга: расширяет представление ребёнка о мире знакомит со всем, что окружает ребёнка: природой, предметами и т. п.

Влияет на формирование предпочтений и читательских вкусов ребёнка

Развивает мышление - как логическое, так и образное

Расширяет словарный запас, память, воображение и фантазия

Учит правильно составлять предложения.

Дети, которым родители читают вслух регулярно, начинают понимать структуру литературного произведения (где начало, как разворачивается сюжет, в каком месте наступает конец). Благодаря чтению ребёнок учится слушать – а это немаловажно. Знакомясь с книгами, ребёнок лучше узнаёт родной язык.

Слушая литературное произведение, ребёнок наследует разнообразные модели поведения через книгу: например, как стать хорошим товарищем, как достичь цели или как разрешить конфликт. Роль родителей здесь – помочь сравнить ситуации из сказки с ситуациями, которые могут произойти в реальной жизни.

2.Младшая группа (3-4 г.)

В этом возрасте понимание литературного произведения тесно связано с непосредственным личным опытом. Сюжет дети воспринимают фрагментарно, устанавливают наиболее простые связи, прежде всего последовательность событий. В центре восприятия литературного произведения - герой. Воспитанников младшей группы интересует, как он выглядит, его действия, поступки, а переживаний и скрытых мотивов поступков они ещё не видят. Воссоздать образ героя в воображении самостоятельно дошкольники этого образа не могут, поэтому им нужны иллюстрации. Активно содействуя с героем, дети пытаются вмешаться в события (прерывают чтение, бьют изображение и т. д.) Усваивая содержание сказки, дети учатся передавать слова разных героев. Например, после слушания сказок " Волк и козлята", "Кот, петух и лиса", можно предложить детям повторить песенку действующих лиц. Народные сказки, песенки, потешки, дают образы ритмической речи. Знакомят с красочностью и образностью родного языка.

Ознакомление со сказками в младшей группе связано с задачами речевого развития:

Воспитание звуковой культуры речи;

Формирование грамматического строя речи;

Обогащение, расширение словарного запаса;

Развитие связной речи.

Все вышеназванные уменияможно формировать с помощью разных игр и упражнений, проводимых после чтения рассказов и сказок.

    Средняя группа (4-5 л.) Дошкольники этого возраста легко устанавливают простые, последовательные причинные связи в сюжете, видят так называемые открытые мотивы поступков героя. Скрытые же мотивы, связанные с внутренними переживаниями, им ещё не понятны. Характеризуя персонаж, дети выделяют одну, наиболее яркую черту. Эмоциональное отношение к героям определяется прежде всего оценкой их поступков, которая более устойчива и объективна, чем раньше.

После рассказывания сказок необходимо учить детей отвечать на вопросы, связанные ссодержанием произведения, и самые простые- по художественной форме. Только такой анализ даёт возможностьвоспринимать литературное произведение в единстве его содержания и формы.правильный анализ литературного текста делает художественную речьдостоянием самого ребёнка, а в последующем она станет осознанно включаться в его речь, особенно в таких видах деятельности, как самостоятельное рассказывание. Прим: рассмотреть сказку.

    Старшая группа (5-6 л.) Главная задача- воспитывать у детей старшего дошкольного возраста способностьпри восприятии содержания литературно-художественных произведений замечать выразительные средства.

Дети старшей группы способны более глубоко осмыслитьсодержание литературного произведения и понять некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые их специфические особенности.

После чтения сказки надо так проводить её анализ, чтобы дети смогли понять и почувствовать её глубокое идейное содержание и художественные достоинства сказочного жанра, чтобы поэтические образы сказки надолго запомнились и полюбились детям.

Чтение стихотворений ставит задачу-прочувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать его содержание.

При ознакомлении детей с жанром рассказа необходимо проводить анализ произведения, который раскрывает общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращает внимание, какими словами автор их характеризует. Вопросы, предложенные детям после чтения рассказа, должны выяснить понимание ими основного содержания, умения оценивать действия и поступки героев.

    В подготовительной к школе группе ставятся задачи:

Воспитывать у детей любовь к книге, способность чувствовать художественный образ;

Развивать поэтический слух, интонационную выразительность чтения;

Помогать почувствовать и понять образный язык сказок, рассказов, стихотворений.

Необходимо проводить такой анализ литературных произведений всех жанров, при котором дети научаться различать жанры художественных произведений, понимать их специфические особенности.

В поведении литературного героя дети видят разнообразные, иногда противоречивые поступки, а в его переживаниях выделяют более сложные чувства(стыд, смущение, боязнь за другого). Осознают скрытые мотивы поступков.

В связи с этим усложняется эмоциональное отношение к персонажам, оно уже не зависит от отдельного, даже наиболее яркого поступка, что предпологает способность рассматривать события с авторской точки зрения.

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника.

3. Формирование у детей понимания смысловой стороны слова.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Развитие образной речи необходимо рассматривать в нескольких направлениях: как работу над овладением детьми всеми сторонами речи (фонетической, лексической, грамматической), восприятием разнообразных жанров литературных и фольклорных произведений и как формирование языкового оформления самостоятельного связного высказывания.

Дошкольник первоначально понимает слово только в его основном, прямом значении. С возрастом ребенок начинает понимать смысловые оттенки слова, знакомится с его многозначностью, учится понимать образную сущность художественной речи, переносное значение фразеологизмов, загадок, пословиц.

Показателем богатства речи является не только достаточный объем активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное) оформление связного высказывания. В связи с этим и прослеживается связь каждой речевой задачи с развитием образности речи.

Так, лексическая работа, направленная на понимание смыслового богатства слова, помогает ребенку находить точное слово в построении высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность.

В формировании грамматического строя речи в плане образности особое значение приобретают: владение запасом грамматических средств, способность чувствовать структурное место формы слова в предложении и в целом высказывании.

Синтаксический строй считается основной тканью речевого высказывания. В этом смысле разнообразие синтаксических конструкций делает речь ребенка выразительной.

Развитие образной речи является важной составной частью воспитания культуры речи в широком смысле этого слова, которая понимается как соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно.

Речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства (приложение).

4. Подготовка к восприятию художественного произведения.

Чтобы вызвать у детей интерес к содержанию, пробудить ассоциации с аналогичными событиями, в которых они сами принимали участие, воспитатель проводит вводную беседу (не более 2-3 мин.)

Очень важно в самом начале привлечь внимание яркой картинкой, небольшим стихотворением, песенкой, загадкой и т.п. Но иногда детям просто сообщают название произведения, имя автора, тему.

Первичное чтение.

При чтении воспитателю обязательно нужно время от времени подглядывать на детей. Лучше всего делать это между предложениями или абзацами. Этот визуальный контакт имеет огромное значение для понимания детьми мыслей и чувств воспитателя.

В процессе чтения или рассказывания не следует задавать вопросы или делать замечания-это отвлекает дошкольников. Если они недостаточно внимательны, чтец должен усилить эмоциональность исполнения.

Чувственный анализ текста .

Можно задать вопрос: " Понравился ли рассказ?" или " Кто из героев понравился?". Далее провести анализ языка произведения. Затем даётся установка: " Я прочитаю вам рассказ ещё раз, а вы внимательно слушайте".

Вторичное чтение.

Полный анализ художественного произведения.

Прежде всего это анализ структуры и содержания. В этой части занятия можно провести беседу, а также использовать разнообразные приёмы, облегчающие восприятие художественного произведения.

Заключительная часть.

Не должна занимать более 1-2 минут. Это подведение итогов: педагог ещё раз обращает внимание детей на название произведения, его жанровые особенности; упоминает, что понравилось детям. Кроме того, отмечает активность детей, их внимание, проявление доброжелательного отношения к высказыванию сверстников.

Кировское областное государственное профессиональное

образовательное бюджетное учреждение

«Кировский педагогический колледж»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по МДК 03.02

Теория и методика развития речи у детей

Особенности восприятия дошкольниками художественной литературы

специальность 44.02.01 «Дошкольное образование»

заочная форма обучения

группа Д-31

Чистякова Дарья Александровна

МКДОУ 102 «Колосок»

Введение. 3

1. Роль художественной литературы в развитии речи детей. 4

2. Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы. 5

3. Задачи и содержание работы детского сада по ознакомлению с художественной литературой. 6

4. Принципы отбора литературных произведений для чтения и рассказывания детям. 11

5. Особенности восприятия детьми художественной литературы во второй младшей группе. 12

Заключение. 21

Список литературы.. 23

Введение

Дошкольное образование - основа всеобщего образования детей.

В ФГОС ДО (пункт 2.6) образовательные области представляют следующие направления развития ребенка дошкольного возраста: речевое развитие; познавательное развитие; коммуникативное развитие; физическое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Среди целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования указывается: «ребенок знаком с произведениями детской литературы».

ФГОС ДО – опора для разработки перспективных планов, написания конспектов занятий, которые должны быть направлены на восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – это тот период, когда восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста может стать главным увлечением не только одаренных дошкольников, но и почти всех остальных детей данного возраста, следовательно, увлекая ребенка дошкольного возраста в сказочный мир восприятия художественной литературы, мы развиваем у него творческие способности и воображение .

Роль художественной литературы в развитии речи детей.

В условиях реализации ФГОС особое место вдошкольном образовании отведено роли художественной литературы в развитии речи дошкольников.

Речевое развитие дошкольника включает : овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;развитие речевого творчества;развитие звуковой и интонационной культуры речи , фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой , понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи . Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, но и заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь кхудожественной литературе . Ведь, как сказал В. А. Сухомлинский : «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.

В народных сказках раскрываются перед детьми меткость и выразительность языка; в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают напевность, музыкальность и ритмичность русской речи. Однако полноценно воспринимается литературное произведение лишь в том случае, если ребенок к нему соответствующе подготовлен. Поэтому необходимо обращать внимание детей как на само содержание литературного произведения, так и на его выразительные средства. Не стоит забывать, что интерес к чтению можно привить лишь в том случае, если литература будет соответствовать интересам малыша, его мировоззрению, запросам, душевным побуждениям.

Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы.

В таблице 1 приведены возрастные особенности восприятия детьми художественной литературы.

Таблица 1 – Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы.

Возраст (лет), группа

Возрастные особенности восприятия детьми художественной литературы
2-3-4 Младший дошкольный возраст В младшем дошкольном возрасте начинает складываться первич­ный круг детского чтения, в него входят поэтические и прозаические жанры фольклорных и литературных произведений. Восприятие худо­жественного текста ребенком этого возраста характеризуется наивнос­тью и яркой эмоциональностью. В центре внимания ребенка находит­ся главный герой, его внешность, действия, а понимание переживаний и мотивов поступков героя затруднены.
4-5 Средний дошкольный возраст В возрасте 4-5 лет ребенок знакомится с широким кругом лите­ратурных произведений разных видов и форм, у него появляется осмысленный интерес к художественным текстам и к различным видам творческой деятельности на их основе. У детей качественно меняется восприятие литературного текста. Они начинают осознавать разницу между реальной действительностью и ее отражением в книге. Это активизирует появление самоценного интереса к книге, к слушанию литературных произведений.
5-6-7 Старший дошкольный возраст На седьмом году жизни у детей наблюдается углубление и диффе­ренциация читательских интересов, появляются предпочтения в вы­боре видов и жанров литературы. Дети этого возраста воспринимают произведение в единстве его содержательной, смысловой и вырази­тельной стороны, чувствуют и стремятся истолковать красоту литера­турной речи, проецируют события и образы героев произведений на себя и взаимоотношения с окружающим, стремятся объяснить и вы­разить смысл произведения и свое отношение к нему в разных видах творческой деятельности. В результате слушание, восприятие и пони­мание литературного текста приближается к уровню собственно эсте­тической деятельности.

Таким образом, художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность, сознание и самосознание, формирует мировоззрение, мотивирует поведение.

На этапе развития современного российского общества, выдвигаются все более новые требования к развитию личности ребенка дошкольного возраста. Важное и основное место отводится умению воспринимать, прогнозировать и фантазировать, проявлять индивидуальность и творческую активность.

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС ДО) заложено создание индивидуальных условий для развития личности ребенка. ФГОС ДО является главной опорой для разработки перспективных планов, написания конспектов занятий, которые должны быть направлены восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста.

В соответствии с ф едеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования речевое развитие предполагает знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, восприятия произведений художественной литературы.

В данной статье рассмотрены возрастные особенности детей младшего возраста, а также работа по восприятию детьми художественной литературы, приобщение их к словесному искусству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кабанова Л.М., воспитатель

ГБДОУ детский сад №29 Василеостровского района

Санкт-Петербурга

Организация восприятия детьми младшего возраста произведений художественной литературы: реализация требований ФГОС

На этапе развития современного российского общества, выдвигаются все более новые требования к развитию личности ребенка дошкольного возраста. Важное и основное место отводится умению воспринимать, прогнозировать и фантазировать, проявлять индивидуальность и творческую активность, а также умение ориентироваться на будущее, уметь переходить к новым видам деятельности. Современный дошкольник должен уметь воспринимать и творчески подходить к любой жизненной ситуации, должен уметь самостоятельно принимать серьезные решения и уметь нести за эти решения ответственность. Но готовность к восприятию художественной литературы детьми дошкольного возраста не может появиться сама по себе, она проявляется в условиях воспитания и обучения воспитанников в дошкольном образовательном учреждении. Создание индивидуальных условий для развития личности ребенка дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения заложено в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС ДО). В нем показана гуманистическая направленность образования, которая обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия воспитателя и ребенка дошкольного возраста, а также развитие его личности, его творческого потенциала. Дошкольное образование является главной основой всеобщего образования детей. В связи с чем, к нему предъявляется очень много важных требований, а также вводятся единые стандарты, которых должны придерживаться все дошкольные образовательные учреждения.

ФГОС ДО является главной опорой для разработки перспективных планов, написания конспектов занятий, которые должны быть направлены восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста. В ФГОС ДО образовательные области представляют следующие направления развития ребенка дошкольного возраста: речевое развитие; познавательное развитие; социально - коммуникативное развитие; физическое развитие; художественно-эстетическое. Знание возрастных особенностей восприятия детьми дошкольного возраста литературного произведения позволит воспитателю дошкольного образовательного учреждения качественно разработать содержание литературного образования и на этой основе реализовать задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста». Дошкольный возраст - это тот период, когда восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста может стать главным увлечением не только одаренных дошкольников, но и почти всех остальных детей данного возраста, следовательно, увлекая ребенка дошкольного возраста в сказочный мир восприятия художественной литературы, мы развиваем у него творческие способности и воображение.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования речевое развитие предполагает знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Важнейшим условием реализации этой задачи является знание возрастных особенностей восприятия дошкольников, в данном случае, восприятия произведений художественной литературы.

В 3-4 года (младшая группа) дети понимают основные факты произведения, улавливают динамику событий. Однако понимание сюжета часто бывает фрагментарным. Важно, что понимание связано у них с непосредственным личным опытом. Если повествование не вызывает у них никаких наглядных представлений, не знакомо по личному опыту, то например, Колобок, может быть им более не понятен, чем золотое яичко из сказки «Курочка Ряба».

Малыши лучше осмысливают начало и конец произведения. Представить самого героя, его внешность они смогут, если взрослый предложит им иллюстрацию. В поведении героя они видят только действия, но не замечают его скрытых мотивов поступков, переживаний. Например, они могут не понять истинных мотивов Маши (из сказки «Маша и медведь»), когда девочка спряталась в коробе. Эмоциональное отношение к героям произведения у малышей ярко выражено.

Для организации восприятия детьми младшего дошкольного возраста произведений художественной литературы мой педагогический процесс проходит в соответствии требованиям федерального государственного образовательного стандарта ДО, в котором четко прослеживается не разрывная связь между следующими образовательными областями: речевым и художественно-эстетическим развитием. В речевое развитие включено знакомство с книжной культурой, детской литературой, а также понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений словесного искусства, мира природы; формирование восприятия художественной литературы. стимулирование сопереживания персонажем художественного произведения, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Кроме этого восприятие по художественной литературы ФГОС ДО является одним из видов детской деятельности.

Основная цель моей работы в данном направлении это развитие художественного восприятия детей, приобщение их к словесному искусству. Для решения этой цели поставлены следующие задачи:

Формирование целостной картины мира.

Приучать детей слушать потешки, стихи, сказки, рассказы и следить за развитием действия.

Развивать литературную речь: умение читать наизусть потешки и небольшие авторские стихотворения.

Способствовать развитию навыка инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок с помощью воспитателя.

На первом этапе работы для достижения поставленной цели и решения задач, необходимо создать предметно-развивающую среду. Подборка художественной литературы с учетом возрастных особенностей детей и в соответствии требованиям программы. Оформление книжного уголка, с аккуратно расставленными книгами, а так же стол для просматривания книг. Детская литература в течении года постоянно должна обновляться в зависимости от комплексно-тематического планирования. При подборке материала стараюсь учитывать принцип от простого к сложному, а также обращать внимание на познавательную и нравственную сторону художественного произведения Ознакомление с художественной литературой происходит в ходе непосредственной образовательной деятельности. Игра является основным видом деятельности у детей младшей группы. Именно поэтому вся работа с детьми проводиться в игровой форме. Для того чтобы привлечь внимание дошкольника, я использую игрушку (наглядный материал) и только затем начинаю читать и рассказывать. С помощью вопросов стараюсь вызвать эмоциональный отклик на содержание произведения. Широко использую в своей работе настольный и кукольный театров. Появление ярких настольных фигурок позволяет привлечь внимание детей. С большим удовольствием дети берут в руки лисичку, петушка из кукольного театра и пытаются повторить действия воспитателя. Умелое проигрывание художественного произведения позволяет создавать радостное настроение в группе, устанавливается эмоциональный контакт с малышом, активизируется речевое общение, организовывается ненавязчивое воспитательное воздействие, которое способствует пополнению запаса знаний и сведении об окружающем. В течение года дети знакомятся с разными художественными произведениями. На ряду с авторскими произведениями, такими как стихи А.Барто из серии «Игрушки», А.Плещеева «Сельская песенка», В. И. Токмаковой «Весна», К.И.Чуковского «Чудо-дерево», «Путаница», «Краденое солнышко», «Сказку о глупом мышонке», С.Я.Маршака рассказ об «Усатом - полосатом» котенке и другие, также знакомятся дети с устным народным творчеством или фольклором. Вобрав в себя исторический опыт многих поколений, фольклор имеет колоссальное воспитательное значение, помогает формировать художественный вкус, воспитывать доброе отношение к миру и людям. Фольклор, как проявление творчества народа, близок по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа). Устное народное творчество позволяет ребенку приобщаться культурным ценностям, усваивать их через такие формы, как сказки, потешки и колыбельные песенки.

Сказки наиболее любимый детьми вид народного творчества. Сказочные образы эмоционально насыщенны, красочны и необычны и в тоже время просты и доступны для детского понимания, правдоподобны и реалистичны. Именно поэтому дошкольники с большим удовольствием слушают эти сказки «Курочка Ряба», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка» и т.д.

Маленькие дети – замечательные актеры: стоит кому-нибудь надеть хотя бы часть кого-то костюма, как он сразу же входит в образ. Воображение, как волшебная палочка, переносит ребенка в иную плоскость бытия, наделяя его новыми, недостижимыми в реальной жизни возможностями. Под веселую музыку, в ярких шапочках предложенные воспитателем, дети увлеченно изображают персонажей русской народной сказки «Теремок».

На ряду с групповой и подгрупповой работой по ознакомлению с художественной литературой планируются и проводятся индивидуальные занятия с детьми недостаточно полно усвоившими материал на занятии. Такой подход позволяет более подробно остановиться на содержании литературного произведения и рассмотреть иллюстрации вместе с воспитателем. При рассматривании иллюстраций, у детей формируется потребность постоянного общения с художественной литературой, постепенно развивается эстетический вкус, формируется самовосприятие прекрасного. Она помогает ребенку глубже понять конкретное литературное произведение, прояснить авторскую мысль, а также влияет на нравственное воспитание детей. Дошкольники учатся более бережно относится к книге. Начинают понимать, что нельзя рвать страницы, закрашивать картинки, кидать их на пол. Но если все таки это происходит, то ни в коем случае нельзя оставлять без внимания данный факт. Необходимо объяснить, что кто-то из детей поступил плохо, не правильно и предложить заклеить вместе с воспитателем.

Книжные уголки имеются в каждой группе детского сада. Организация экскурсий позволяет моим воспитанникам рассмотреть книжные уголки других групп. Во время таких посещений, обращаю внимание детей как аккуратно расставлены книги, в каком они состоянии.

И конечно, одним из важных аспектов является тесный, хорошо налаженный контакт с мамами и папами. Для этого мы проводим: беседы и консультации, родительские собрания на тему: «Организация семейного чтения и уголка книги», «Обучение ребенка пересказу», «Книги- семейные реликвии», проводим анкетирование «Есть ли у вашего ребенка любимые сказки?» «Любимый сказочный персонаж?» «Читаете ли вы ребенку сказки? какие?», приглашаем на просмотр открытых мероприятий, а также оформляем стенды, книжки-раскладушки, помещаем в уголок список художественной литературы для детей 3– 4 лет.

Таким образом, в ходе организации восприятия художественной литературы удалось достичь положительных результатов; дети стали более внимательно слушать художественные произведения, понимать содержание, отвечать на вопросы, самостоятельно рассказывать стихи, потешки и небольшие сказки. принимать участие в драматизации.


Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?