Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Урок по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор"

Цели урока:

  • познакомить учащихся с историей написания рассказа;
  • в ходе аналитической беседы помочь понять и оценить поведение главных героев, разобраться в философском смысле рассказа;
  • развивать умение учащихся высказывать своё мнение и аргументировать его;
  • проверить знание содержания произведения.

Эпиграф к уроку:

“Есть такие прирождённые ангелы – они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая…” (А.И.Солженицын).

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Вступительное слово учителя.

Рассказ “Матрёнин двор” написан в 1959г., а опубликован в 1964г. в журнале “Новый мир”. Первоначальное его название – “Не стоит село без праведника” – Солженицын, по совету Твардовского (из-за цензурных препятствий) изменил на “Матрёнин двор”. Год действия в рассказе – 1956.

“Матрёнин двор” – произведение во многом автобиографичное. Это рассказ Солженицына о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись “из пыльной горячей пустыни”, т.е. из лагеря. Ему “хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России”, найти “тихий уголок России подальше от железных дорог”. Бывший лагерник мог наняться только на тяжёлые работы, он же хотел учительствовать.

После реабилитации в 1957г. Солженицын некоторое время работал учителем математики, физики и астрономии во Владимирской области, жил в деревне Мильцево у крестьянки Матрёны Васильевны Захаровой.

Рассказ “Матрёнин двор” выходит за рамки обычных воспоминаний и приобретает глубокое значение, признан классикой. Его называли “блистательным”, “подлинно гениальным произведением”.

Сегодня на уроке мы попытаемся понять и оценить поступки героев рассказа и разобраться в его философском смысле.

3. Беседа.

– Посмотрите на слова Солженицына, которые я взяла эпиграфом к сегодняшнему уроку. Как вы понимаете эти слова?

– К эпиграфу мы ещё вернёмся в конце урока.

– Рассказ прочитан. Назовите главных героев.

– Давайте попробуем понять эти образы. Выделите главное, с вашей точки зрения, событие, главную ситуацию, которые помогают понять характеры героев. Объясните, почему вы так считаете. (Разрушение дома.)

– А теперь попробуем рассмотреть, какие черты характера, личные качества проявляет каждый из главных героев в данной ситуации.

4. Работа в группах.

Перед вами таблица, которую нужно заполнить. Можно своими словами, а можно цитатами. После этого нужно будет рассказать о результатах работы группы.

Матрёна в данной ситуации?

Примерные ответы учащихся:

Какие черты характера, личные качества проявляет

Матрёна в данной ситуации?

Поступки

“Не спала Матрёна две ночи. Нелегко ей было решиться. Не жалко было саму горницу…, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрёна никогда. Но жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила 40 лет”.

“…для Матрёны было это – конец её жизни всей”.

“Две недели Матрёна ходила как потерянная”.

Мотивы (почему?)

Решила помочь, несмотря ни на что, приёмной дочери, которую 10 лет воспитывала как родную “вместо своих, невыстоявшихся”.

Погибла Матрёна на железнодорожных путях, помогая Фаддею и его родственникам тащить сани с разобранной горницей.

“Нет Матрёны. Убит родной человек”.

“Всё было месиво – ни ног, ни половины туловища, ни левой руки”.

Ваша оценка героя

Какие черты характера, личные качества проявляет

Фаддей в данной ситуации?

Поступки

“…требовал, чтоб она отдала горницу теперь же, при жизни”.

“Он наседал на Матрёну с горячностью”.

Мотивы (почему?)

“…не так сама Кира, и не так муж её, как за них старый Фаддей загорелся захватить этот участок в Черустях”.

“Все работали, как безумные, в том ожесточении, какое бывает у людей, когда пахнет большими деньгами… Кричали друг на друга, спорили”.

“Дочь его трогалась разумом, над зятем висел суд, в собственном доме его лежал убитый им сын, на той же улице – убитая им женщина, которую он любил когда – то… А высокий лоб его был омрачён тяжёлой думой, но дума эта была – спасти оставшиеся брёвна горницы от огня и от козней Матрёниных сестёр”.

Ваша оценка героя

  • Защита итогов работы групп.
  • Беседа.

– А вы как бы поступили в данной ситуации, оказавшись на месте Матрёны или Фаддея?

– Итак, в рассказе “Матрёнин двор” Солженицын противопоставляет этих героев – Матрёну и Фаддея. Фаддей олицетворяет злое начало, а Матрёна – безмерно добрая, трудолюбивая, щедрая, старающаяся всем угодить.

– Прочитаем завершающие слова рассказа: “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша.” Эти слова возвращают к первоначальному названию – “Не стоит село без праведника” и наполняют рассказ о крестьянке Матрёне глубоким обобщающим, философским смыслом. Матрёна пожертвовала жизнью ради спасения души Фаддея. Хотела спасти его душу от смертного греха – жадности, алчности. А он не смог преодолеть эту греховность, хотя шанс был предоставлен.

Но её ведь больше нет, стало быть, не стоит село без неё? И город? И вся земля наша?

– Как вы понимаете значение слова “праведник”?

– В словаре русского языка С.И.Ожегова этому слову даётся такое толкование:

Праведник: 1. У верующих: человек, который живёт праведной жизнью.

2. Человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности.

– Вернёмся к эпиграфу. Как вы думаете, почему именно эти слова я взяла эпиграфом к сегодняшнему уроку?

Выводы в тетради:

Праведница Матрёна – нравственный идеал писателя, на котором, по его мнению, должна основываться жизнь общества. “Матрёнин двор” – символ особого устройства мира, где есть труд, терпение и доброта. В финале рассказа двор бескорыстия, праведности разрушается. Это приобретает символический смысл. Гибель героини – предупреждение писателя об опасности уничтожения нравственных понятий.

7. Подведение итогов.

Сегодня на уроке, анализируя рассказ “Матрёнин двор”, мы с вами попытались понять и оценить поступки героев и разобраться в его философском смысле.

8. Домашнее задание.

Напишите сочинение – размышление над прочитанным рассказом А.Солженицына “Матрёнин двор”.

Не накопив «богатства» и не нажив какого-либо «добра», Матрена Григорьева сумела сохранить для окружающих общительный нрав и сердце, способное к состраданию. Она явилась редким человеком с безмерно доброй душой, не утратила способности откликаться на чужую беду. Так, ни одна пахота не обходилась без нее. Вместе с другими женщинами она впрягалась в соху и тащила ее на себе. Ни одним родственникам не могла отказать Матрена в своей помощи, даже если у нее самой были неотложные дела. Отсутствие всякой корысти и стремления сохранить «свое» добро приводит к тому, что Матрена безропотно отдает Кире и ее мужу горницу, отрезанную от старого дома.

«Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда И горница все равно была завещана Кире. Но жутко ей было начинать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет...

А для Матрены было это - конец жизни». Во второй части рассказа читатель узнает о молодости Матрены Васильевны. С младых лет судьба не баловала героиню: не дождавшись свою единственную любовь - Фаддея, она вышла замуж за его младшего брата, а когда ее любимый вернулся, он произнес страшные слова, которые Матрена запомнила на всю жизнь: «...если б не брат мой родной - я бы вас порубил обоих».

Образу праведной женщины Матрены в рассказе противопоставлен Фаддей. В его словах о замужестве Матрены с его братом чувствуется лютая ненависть. Возвращение Фаддея напомнило Матрене об их прекрасном прошлом. В Фаддее же ничего не дрогнуло после несчастья с Матреной, он даже с некоторым безразличием смотрел на ее мертвое тело. Крушение поезда, под которым оказались и горница, и люди, ее перевозившие, было предопределено мелочным желанием Фаддея и его родственников сэкономить на малом, не гонять трактор дважды, а обойтись одним рейсом.

Многие после смерти ее принялись укорять Матрену. Так, золовка сказала про нее: «...и нечистоплотная была, и за обзаводком не гналась, и не бережная; ...и глупая, помогала чужим бесплатно». Даже Игнатьич с болью и раскаянием признается: «Нет Матрены. Убит родной человек. И в день последний я укорил ее за телогрейку».

Но если задуматься, разве смогли бы многие из нас помогать чужим людям «бесплатно», не стремясь накапливать добро или раздавать его другим? А Матрена смогла Солженицын в своем рассказе «Матренин двор» стремится предупредить читателя, что праведность потихоньку уходит из нашей жизни, и процесс этот является очень опасным, так как связан с разрушением коренных устоев народного характера. Вместе с Матреной уходит в прошлое, в небытие, тысячелетняя Россия. И лишь только на таких праведниках, как Матрена, держится еще наша великая страна.

«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село, ни город, ни вся земля наша...».

Смысл названия рассказа, я думаю, заключается в том, что без Матрены Васильевны в деревне Тальново нормальной жизни не будет. Она была центром всего происходящего, она добавляла частицу себя во всю деревенскую жизнь, работу. Её можно по праву считать хозяйкой, ведь даже начальство, которое по сути дела и должно помогать всем обращаюсь за помощью именно в Матрене, «без Матрены не обходилась ни одна пахота огорода», без Матрены ничего не обходилось.

А ещё можно сказать, что Матренин двор – это ее дом, после разрушения, которого разрушается и ее жизнь, двор бескорыстия, праведничества.

Без таких людей погибнет Русь.

В произведении «Матренин двор» Александр Исаевич Солженицын описывает жизнь трудолюбивой, умной, но очень одинокой женщины - Матрены, которую никто не понимал и не ценил, но всякий пытался воспользоваться ее трудолюбием и отзывчивостью.

Само название рассказа «Матренин двор» можно истолковать по-разному. В первом случае, например, слово «двор» может означать просто уклад жизни Матрены, ее хозяйство, ее чисто бытовые заботы и трудности. Во втором случае, пожалуй, можно сказать, что слово «двор» акцентирует внимание читателя на судьбе самого дома Матрены, самого Матрениного хозяйственного двора. В третьем случае «двор» символизирует тот круг людей, которые были так или иначе заинтересованы в Матрене.

В каждом из приведенных выше значений слова «двор» заключен тот трагизм, который присущ, пожалуй, образу жизни каждой женщины, похожей на Матрену. Но все же в третьем значении, как мне кажется, трагизм наиболее велик. Здесь речь уже идет не о трудностях жизни и не об одиночестве, а о том, что даже смерть не может заставить людей однажды задуматься о справедливости и правильном отношении к достоинствам человека. Гораздо сильнее в людях страх за себя, свою жизнь, а судьба других мало их волнует. «Тут узнал я, что плач над покойной не просто есть плач, а своего рода пометина. Слетелись три сестры Матрены, захватили избу, козу и печь, заперли сундук ее на замок, из подкладки пальто выпотрошили двести похоронных рублей, приходящим всем втолковывали, что они одни были Матрене близкие».

Я думаю, что в этом случае складываются все три значения слова «двор» и каждое из них отражает ту или иную трагическую картину: бездушность, мертвенность «живого двора», который окружал Матрену при жизни и в дальнейшем делил ее хозяйство; судьба самой Матрениной избы после смерти Матрены и при жизни Матрены; нелепая гибель Матрены.

Главной особенностью литературного языка Солженицына является то, что Александр Исаевич сам дает пояснительную трактовку по многим репликам героев рассказа, и это приоткрывает нам ту завесу, за которой кроется само настроение Солженицына, его личное отношение к каждому из героев.

Впрочем, у меня сложилось такое впечатление, что авторские трактовки имеют несколько ироничный характер, но в то же время они как бы синтезируют реплики и оставляют в них только подноготный, ничем не прикрытый, истинный смысл. «Ах, тетенька-тетенька! И как же ты себя не берегла! И, наверно, теперь они на нас обиделись! И родимая же ты наша, и вина вся твоя! И горница тут ни при чем, и зачем же пошла ты туда, где смерть тебя стерегла? И никто тебя туда не звал! И как ты умерла - не думала! И что же ты нас не слушалась? (И изо всех этих причитаний выпирал ответ: в смерти ее мы не виноваты, а насчет избы еще поговорим!)».

Читая между строк рассказ Солженицына, можно понять, что сам Александр Исаевич делает совсем иные выводы из услышанного, чем те, которые можно было ожидать. «И только тут - из этих неодобрительных отзывов золовки - выплыл передо мной образ Матрены, какой я не понимал ее, даже живя с нею бок о бок». «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село». Невольно вспоминаются слова французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, смысл которых заключается в том, что на самом деле все не так, как в действительности.

Матрена - это противопоставление тому окружению, которое в рассказе Солженицына выражено через злобу, зависть и стяжательство людей. Своим образом жизни Матрена доказала, что любой, кто существует в этом мире, может быть честным и праведным, если он живет праведной идеей и крепок духом.

Матрена — одинокая обездоленная кресть-янка с щедрой и бескорыстной душой. Она потеряла на войне му-жа, похоронила шестерых своих и вырастила чужих детей. Своей воспитаннице Матрена отдала самое дорогое, что было в ее жизни — дом: «… не жалко ей было горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда своего, ни добра своего…».

Героиня перенесла много тягот в жизни, но не утратила способ-ности сопереживать с другими радость и горе. Она бескорыстна: ис-кренне радуется чужому доброму урожаю, хотя у самой на песке его никогда не бывает. Все богатство Матрены составляют грязно-белая коза, хроменькая кошка да большие цветы в кадках.

Матрена — сосредоточие лучших черт национального характера россиянки: стеснительна, понимает «образованность» рассказчика, уважает его за это. Автор ценит в Матрене ее деликатность, отсут-ствие досаждающего любопытства к жизни другого человека, тру-долюбие.

Четверть века проработала она в колхозе, но потому, что не на заводе, — не полагается ей пенсии за себя, а добиваться можно бы-ло только за мужа, то есть за кормильца. В итоге пенсии она так и не добилась. Жить приходилось чрезвычайно трудно. Она добыва-ла траву для козы, торф для тепла, собирала старые, вывороченные трактором пеньки, мочила на зиму бруснику, растила картошку, помогая выживать и тем, кто находился рядом.

Во второй части рассказа Матрена вспоминает о своей молодо-сти, о страшном испытании, выпавшем на ее долю. Ее жених Фад-дей пропал без вести на Первой мировой войне. К ней посватался младший брат пропавшего мужа Ефим, оставшийся после смерти один с младшими детьми на руках. Пожалела Матрена Ефима, вышла замуж за нелюбимого. А здесь после трех лет отсутствия не-ожиданно вернулся и сам Фаддей, которого Матрена продолжала любить.

Героиня живет по законам христианства, хотя ее поступки не всегда понятны окружающим. Поэтому и отношение к ней разное. Так, автор относится к своей героине с большой симпатией, любит ее и сын Фаддея, и ее воспитанница Кира. Однако золовке она ка-жется нечистоплотной и небережливой. Материал с сайта

Образ избы Матрены является одним из главных образов в рас-сказе, и он тесно связан с образом самой героини. Эта слитность за-явлена уже в самом названии рассказа. Изба для Матрены напол-нена особым духом и светом, жизнь женщины связана с «жизнью» дома. Поэтому она долго не соглашалась ломать избу.

Образ Матрены противопоставлен в рассказе образу Фаддея. Жестокий и алчный Фаддей стремится заполучить дом Матрены еще при ее жизни.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • матренин двор система образов
  • система образов в рассказе матренин двор
  • воспитанница матрёны

Матрёна и Фаддей Миронович. Матрёна. Фаддей. «Глагольная» характеристика. «Глагольная» характеристика. Добро. Добро. Всё положительное, хорошее, полезное. Имущество, вещи. Выступала (т. Е. Выходила) прошептала уронила (т. Е. Произнесла) затаилась открылась. Забеспокоился загорелся захватить зачастил требовал наседал с горячностью.

Слайд 8 из презентации «Рассказ Солженицына «Матрёнин двор»» . Размер архива с презентацией 153 КБ.

Литература 8 класс

краткое содержание других презентаций

«Создание комедии «Ревизор»» - Царь на представлении комедии. Актуализация знаний о жизни и творчестве писателя. Краткие сведения о Н.В.Гоголе. Н.В.Гоголь и А.С.Пушкин. Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Артемий Филиппович Земляника. События, повлиявшие на создание комедии. Иван Алексеевич Хлестаков. Сценическая история комедии. Эпиграф к комедии. Роль городничего. Драма. Николай Васильевич Гоголь. История создания пьесы. Афиша.

«Цикл Петербургских повестей Гоголя» - Личность с обществом. Обсуждение плана работы. Творческие задания. Продолжатель традиций. Методические цели. Сочинение. Результаты исследовательской работы учащихся. Последний день Помпеи. Явление Христа народу. Результаты представления исследователей. Пиковая дама. Результаты диагностики. Сюжетный план и композиция. Петербург и Москва. Антитеза. Пушкинский Петербург. Арап Петра Великого. Формирование компетентности.

«Гамзатов» - Искусство танца. Мир без Расула Гамзатова. Расул Гамзатов. Книги Расула Гамзатова переведены на многие языки мира. Искусство художественного перевода – искусство общения. Берегите друзей. Красота Дагестана. Дети дома одного. Памятник белым журавлям. Журавли. Народное признание. Конкурсы, концерты, выставки. Искусство, понятное без слов. Родной язык - это великое наше наследие. «Берегите детей». Искусство - проводник духовной энергии.

«Твардовский «За далью - даль»» - Томский кадетский корпус. Словарная работа. Старый друг. Собственное восприятие. Вопросы. До новой дали. Поэзия Твардовского. Песня. Александр Трифонович Твардовский. Жанровое своеобразие поэмы.

«Хокку» - Сад камней. Обобщение изученного на уроке. Танка. Оригами. Анализ формы хокку. Япония. Смысл. Иссё . Композиция хокку. Хокку как основной жанр японской поэзии. Как же это, друзья. Демонстрационный материал к уроку. Растение. Японские танка. Икебана. Редкостный свиток. Бонсай. Анализ содержания хокку. Ханами. Образованный японец. Басё. Лошадь. Бусон. Сакура. Хокку. Литература Японии. Культура Японии.

«Годы жизни Салтыкова-Щедрина» - Салтыков-Щедрин резко осуждал убийство Александра II. В 1889 г. резкое ухудшилось здоровья писателя. Достижения Салтыкова-Щедрина. Родители писателя. Повесть «Противоречия» была названа Белинским «идиотской глупостью». Высказывания о М. Е. Салтыкове - Щедрине. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин 1826 – 1889. Н. Г. Чернышевский У Щедрина великолепный, чисто народный, меткий слог... Л. Н. Толстой. Роман «Пошехонская старина» считается отчасти биографическим.

Слово учителя

О писателе судят по его лучшим произведениям. Среди рассказов Солженицына, вышедших в 60-е годы, на первое место всегда ставили «Матренин двор». Его называли «блистательным», «подлинно гениальным произведением». «Рассказ правдив», «рассказ талантлив», отмечалось в критике. «Он и среди рассказов Солженицына выделяется строгой художественностью, цельностью поэтического воплощения, выдержанностью художественного вкуса».

Вопрос

Где происходит действие рассказа?

Ответ

На «сто восемьдесят четвертом километре от Москвы». Точное указание места имеет важный смысл. С одной стороны, оно тяготеет к центру европейской России, к самой Москве, с другой – подчеркнута удаленность, глушь описанных в рассказе краев. Это то место, что наиболее характерно для тогдашней России.

Вопрос

Как называется станция, где разворачиваются события рассказа? В чем нелепость этого названия?

Ответ

Производственно-прозаическое наименование станции «Торфопродукт» режет слух: «Ах, Тургенев не знал, что можно по-русски составить такое!»

В совершенно иной тональности написаны строки, идущие за этой ироничной фразой: «Ветром успокоения потянуло на меня от названий других деревень: Высокое Поле, Тальново, Часлицы, Шевертни, Овинцы, Спудни, Шестимирово».

В этой противоречивости топонимики – ключ к последующему пониманию контрастов быта и бытия.

Вопрос

От чьего лица ведется повествование? Какова роль рассказчика?

Ответ

Рассказчик, ведущий повествование, будучи учителем-интеллигентом, постоянно пишущий за тускло освещенным столом «что-то свое», поставлен в положение стороннего наблюдателя-летописца, силящегося понять Матрену и все, «что с нами происходит».

Комментарий учителя

«Матренин двор» – произведение автобиографическое. Это рассказ Солженицына и о самом себе, о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись летом 1956 года «из пыльной горячей пустыни». Ему «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России», найти «тихий уголок России подальше от железных дорог».

Игнатич (под таким именем предстает перед нами автор) чувствует щекотливость своего положения: бывший лагерник (Солженицын был реабилитирован в 1957 году) мог наняться только на тяжелые работы – таскать носилки. У него же были другие желания: «А меня тянуло – учительствовать». И в строении этой фразы с ее выразительным тире, и в выборе слов передается настроение героя, выражается самое заветное.

Вопрос

Какова тема рассказа?

Ответ

Главная тема рассказа «Матренин двор» – «чем люди живы». Это и хочет понять и об этом хочет рассказать Александр Исаевич Солженицын. Все движение сюжета его рассказа направлено на постижение тайны характера главной героини.

Задание

Расскажите о героине рассказа.

Ответ

Героиня рассказа – простая деревенская женщина Матрена. На ее долю выпали многочисленные беды – пленение жениха, гибель мужа, смерть шестерых детей, тяжелая болезнь и обиды – обманы при расчете за адский труд, нищета, исключение из колхоза, лишение пенсии, бездушие бюрократов.

Бедность Матрены смотрит из всех углов. Да откуда придет достаток в крестьянской дом?

«Я только потом узнал, – рассказывает Игнатич, – что год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала Матрена Васильевна ни рубля. Потому что пенсии ей не платили. Родные ей помогали мало. А в колхозе она работала не за деньги – за палочки. За палочки трудодней в замусоленной книжке учетчика».

Эти слова будут дополнены рассказом самой Матрены о том, сколько обид она перенесла, хлопоча о пенсии, о том, как добывала торф для печки, сено для козы.

Комментарий учителя

Героиня рассказа – не выдуманный писателем персонаж. Автор пишет о реальном человеке – Матрене Васильевне Захаровой, у которой он жил в 50-е годы. В книге Натальи Решетовской «Александр Солженицын и читающая Россия» помещены сделанные Солженицыным фотографии Матрены Васильевны, ее дома, комнаты, которую снимал писатель. Его рассказ-воспоминание перекликается со словами А.Т. Твардовского, который вспоминает о своей соседке тетке Дарье,

С ее терпеньем безнадежным,
С ее избою без сеней,
И с трудоднем пустопорожним,
И с трудоночыо – не полней…
Со всей бедой –
Войной вчерашней
И тяжкой нынешней бедой.

Примечательно, что эти строки и рассказ Солженицына писались примерно в одно и то же время. И в том и в другом произведении рассказ о судьбе крестьянки перерастает в раздумья о жестоком разорении русской деревни в военную и послевоенную пору. «Да разве об этом расскажешь, в какие ты годы жила…» Эта строка из стихотворения М. Исаковского созвучна и прозе Ф. Абрамова, который рассказывает о судьбе Анны и Лизы Пряслиных, Марфе Репиной… Вот в какой литературный контекст попадает рассказ «Матренин двор»!

Но рассказ Солженицына написан не ради того только, чтобы еще раз сказать о страданиях и бедах, которые перенесла русская женщина. Обратимся к словам А. Т. Твардовского, взятым из его выступления на сессии Руководящего Совета Европейской ассоциации писателей: «Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой большой интерес? Эта женщина неначитанная, малограмотная, простая труженица. И, однако, ее душевный мир наделен таким качеством, что мы с ней беседуем, как с Анной Карениной».

Прочтя эту речь в «Литературной газете», Солженицын сразу же написал Твардовскому: «Нечего и говорить, что абзац Вашей речи, относящийся к Матрене, много для меня значит. Вы указали на самую суть – на женщину любящую и страдающую, тогда как вся критика рыскала все время поверху, сравнивая тальновский колхоз и соседние».

Вопрос

Как мы можем охарактеризовать Матрену? Как отразились беды на ее характере?

Ответ

Несмотря на перенесенные несчастья, Матрена сумела сохранить в себе исключительную доброту, милосердие, человечность, бескорыстие, готовность всегда прийти на помощь другим, огромное трудолюбие, незлобивость, терпеливость, независимость, деликатность.

Потому она и замуж за Ефима пошла, что в его оме рук не хватало. Оттого она Киру на воспитание взяла, что нужно было участь Фаддея облегчить и как-то связать себя с его семьей. Любой соседке помогала, в соху во время пахоты шестой впрягалась, на общие работы, не будучи колхозницей, всегда выходила. Чтобы помочь Кире участком земли обзавестись, горницу свою отдала. Даже кошку хромую из сострадания подобрала.

В силу деликатности своей не желала помешать другому, не могла обременять кого-то. В силу доброты своей бросилась помогать мужикам, увозящим часть ее избы.

Эта благостная душа жила радостями других, и оттого лучезарная, добрая улыбка часто освещала ее простое круглое лицо.

Пережить то, что пережила Матрена Васильевна Захарова, и остаться человеком бескорыстным, открытым, деликатным, отзывчивым, не озлобиться на судьбу и людей, сохранить до старости свою «лучезарную улыбку»… Какие же душевные силы нужны для этого?!

Вопрос

Как раскрывается характер героини в рассказе?

Ответ

Матрена раскрывается не столько в своем обыденном настоящем, сколько в своем прошлом. Она и сама, вспоминая о молодости своей, призналась Игнатичу: «Это ты меня прежде не видал, Игнатич. Все мешки мои были, по пять пудов ти́желью не считала. Свекор кричал: “Матрена! Спину сломаешь!” Ко мне дивирь не подходил, чтоб мой конец бревна на передок подсадить».

Молодая, сильная, красивая, Матрена была из той породы русских крестьянок, что «коня на скаку остановит». И такое было: «Раз конь с испугу сани понес в озеро, мужики отскакали, а я, правда, за узду схватила, остановила…» – рассказывает Матрена. И в последний миг своей жизни она кинулась «пособлять мужикам» на переезде – и погибла.

Полнее всего раскроется Матрена в исполненных драматизма эпизодах второй части рассказа. Связаны они с приходом «высокого черного старика», Фаддея, родного брата Матрениного мужа, не вернувшегося с войны. Пришел Фаддей не к Матрене, а к учителю просить за своего сына-восьмиклассника. Оставшись наедине с Матреной, Игнатич и думать забыл о старике, да и о ней самой. И вдруг из ее темного угла послышалось:

«– Я, Игнатич, когда-то за него чуть замуж не вышла.
Она поднялась с убогой тряпичной кровати и медленно выходила ко мне, как бы идя за своими словами. Я откинулся – и в первый раз совсем по-новому увидел Матрену…
– Он за меня первый сватался… раньше Ефима… Он был брат старший… Мне было девятнадцать, Фаддею – двадцать три… Вот в этом самом доме они тогда жили. Ихний был дом. Ихним отцом строенный.
Я невольно оглянулся. Этот старый серый изгнивающий дом вдруг сквозь блекло-зеленую шкуру обоев, под которыми бегали мыши, проступил мне молодыми, еще не потемневшими тогда, стругаными бревнами и веселым смолистым запахом.
– И вы его?.. И что же?..
– В то лето… ходили мы с ним в рощу сидеть, – прошептала она. – Тут роща была… Без малого не вышла, Игнатич. Война германская началась. Взяли Фаддея на войну.
Она уронила это – и вспыхнул передо мной голубой, белый и желтый июль четырнадцатого года: еще мирное небо, плывущие облака и народ, кипящий со спелым жнивом. Я представил их рядом: смоляного богатыря с косой через спину; ее, румяную, обнявшую сноп. И – песню, песню под небом…
– Пошел он на войну – пропал… Три года затаилась я, ждала. И ни весточки, и ни косточки…
Обвязанное старческим слинявшим платочком, смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрены – как будто освобожденное от морщин, от будничного небрежного наряда – испуганное, девичье, перед страшным выбором».

Ответ

Бывший возлюбленный и жених является как некий «черный человек», предвещая несчастье, а потом становится непосредственным виновником гибели героини.

Солженицын щедро, семь раз использует эпитет «черный» в пределах одного абзаца в начале второй главы. Топор в руках Фаддея (его отчетливо представляет себе Игнатий в руках этого человека) рождает ассоциации с топором Раскольникова, убивающего невинную жертву, и одновремено с топором Лопахина.

Рассказ вызывает и другие литературные ассоциации. «Черный человек» напоминает и пушкинского мрачного пришельца в «Моцарте и Сальери».

Вопрос

Есть ли в рассказе «Матренин двор» другие символы?

Ответ

Многие символы Солженицына связаны с христианской символикой: образы-символы крестного пути, праведника, мученика.

Вопрос

Каков символический смысл рассказа?

Ответ

Двор, дом Матрены – то «пристанище», которое обретает, наконец в поисках «нутряной России» рассказчик после должгих лет лагерей и бездомья: «Милей этого места мне не приглянулось во всей деревне». Солженицын не случайно назвал свое произведение «Матренин двор». Это один из ключевых образов рассказа. Описание двора, подробное, с массой деталей, лишено ярких красок: Матрена живет «в запущи». Автору важно подчеркнуть неразрывность дома и человека: разрушат дом – погибнет и его хозяйка.

«И шли года, как плыла вода…» Словно из народной песни пришло в рассказ это удивительное присловье. Оно вместит в себя всю жизнь Матрены, все сорок лет, что прошли здесь. В этом доме она переживет две войны – германскую и Отечественную, смерть шестерых детей, которые погибали в младенчестве, потерю мужа, который на войне пропал без вести. Здесь она постареет, останется одинокой, будет терпеть нужду. Все ее богатство – колченогая кошка, коза и толпа фикусов.

Символическое уподобление дома России традиционно, ведь структура дома уподоблена структуре мира.

Слово учителя

Праведница Матрена – нравственный идеал писателя, на котором, по его мнению, должна основываться жизнь общества. По Солженицыну, «смысл земного существования – не в благоденствии, а в развити души». С этой идеей связано понимание писателя роли литературы, ее связи с христианской традицией.

Солженицын продолжает одну из главных традиций русской литературы, согласно которой писатель видит свое назначение в проповедовании истины, духовности, убежден в необходимости ставить «вечные» вопросы и искать на них ответ. Об этом он говорил в своей Нобелевской лекции: «В русской литературе издавна вроднились нам представления, что писатель может многое в своем народе – и должен… Однажды взявшись за слово, уже потом никогда не уклониться: писатель – не посторонний судья своим соотечественникам и современникам, он – совиновник во всем зле, совершенном у него на родине или его народом».

Литература

Н.В. Егорова, И.В. Золотарева. Литература «оттепели». Творчество А.И. Солженицына. // Поурочные разработки по русской литературе. XX век. 11 класс. II полугодие. М., 2004

В. Лакшин. Иван Денисович, его друзья и недруги // Новый мир. – 1964. – № 1

П. Паламарчук. Александр Солженицын: Путеводитель. – М., 1991

Жорж Нива. Солженицын. – М., 1993

В. Чалмаев. Александр Солженицын: жизнь и творчество. – М., 1994

Е.С. Роговер. Александр Исаевич Солженицын // Русская литература XX века. СПб., 2002

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?