Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Творчество каюма насыри его произведения для детей. Основные педагогические идеи и принципы каюма насыри

Каюм Насыри

Татарский фольклор:сказки

Солом-торхан

Давным-давно жил один очень бедный человек. Нечем было ему наготу прикрыть, негде приютиться. Вот и вынужден был весь свой век сидеть в соломе. Люди в шутку прозвали его за то Солом-Торхан падишахом. Была у него приятельница - лиса. Вот приходит она как-то и говорит:

О друг мой, пришла мне охота женить тебя. Ведь тоска берет, как погляжу на такую твою жизнь. Пора бы уж и людям тебя показать.

Солом-Торхан отвечал на это:

А что ж, окажи мне такую милость.

Отправилась лиса ко дворцу падишаха и попросила пудовку, мол, Солом-Торхан падишах золото свое перемерить желает. Собрала лиса кое-какие крупицы золота с серебром, засыпала их в щелочки пудовки и назад отнесла. Выждала денька два - и снова к падишаху за мерой, и опять вернула ее с крупицами золота и серебра. Так проделала она три раза. А потом явилась к падишаху и сказала:

О великий падишах, отдай твою дочь в законные жены моему другу Солом-Торхан падишаху.

И сосватала дочь падишаха за Солом-Торхана, пообещав богатый калым - пять вороных коней и двести соломенных городов…

Кончив дело, побежала лиса к Солом-Торхану:

Друг мой, сосватала я за тебя дочь самого падишаха!

Очень удивился Солом-Торхан, услышав такое:

Да как же я, голый, к дочери падишаха пойду?

Ничего, не горюй, придумаем какую-нибудь хитрость- отвечала лиса. Повела она Солом-Торхана к реке, посадила в дырявую лодку и столкнула ее в воду. А сама разбросала на прибрежных кустах старое тряпье и побежала вдоль берега, крича:

Караул! Караул! Солом-Торхан падишах тонет!

Помогите!

Так добежала она до дворца.

Скорее, - кричит падишаху, - прикажи спасти твоего зятя! Он со всем добром своим идет ко дну!

Слуги падишаха живехонько вытащили Солом-Торхана из воды и доставили во дворец. Нарядили его в богатое платье и как зятя усадили на почетное место. Но Солом-Торхан не замечал никого, он смотрел только на свою одежду, ведь бедняга в жизни не видел на себе платья.

Похоже, он никогда одежды не видел, - сказал падишах, - что-то глаз с нее не сводит.

Лиса на это отвечала:

Попробуй дать ему что-нибудь получше, может, это платье «е нравится?

А сама незаметно шепнула Солом-Торхану:

Уж ты не оглядывай себя так, неприлично это.

Так вот и стал бедняга, который весь свой век просидел в соломе, зятем падишаха. И счастливо зажил с супругой.

Я у них нынче гостил, на колу чай пил, насилу вчера вернулся. А соломой-то от него все же попахивает.

Падчерица

Были также в давние времена у одного человека две дочери и сын. Одна из дочерей была неродная ему. Не любили ее в семье. Посоветовались однажды и решили отвести девушку в лес. Брат сказал ей:

Пойдем в лес, будешь там ягоды собирать, а я нарублю дров. Вечером вернемся.

Взяла девушка клубок, ведро и поехала с братом. Далеко забрались они, в самую чащобу, наконец остановились. Распряг брат лошадь и пустил ее траву щипать, а сестре говорит:

Ступай за ягодами да прислушивайся, вернешься, когда работать кончу. - С этими словами достал он топор и принялся дерево рубить.

А девушка взяла ведро и пошла искать ягоды. Брату только этого и надо было. Подвесил он к высокому дереву колоду, запряг лошадь и уехал домой. А девушку в лесу оставил. Вот ходит она по лесу и прислушивается. Колода на ветру раскачивается и - тук-тук - ударяется о ствол. Кажется девушке, что это топор дровосека стучит. «Брат все еще дрова рубит», - думает она и спокойно продолжает собирать ягоды. Но вот и ведро с верхом наполнилось. Мало-помалу начало смеркаться. А тут и ветер улегся. «Видно, брат домой собирается», - решила девушка и пошла назад. Вышла на знакомое место, а брата и след простыл. Заплакала она: «Что же мне делать?» и пошла по лесу. Шла, шла, пока на опушку не выбралась. А там в поле дорога. Идет она по дороге, плачет и приговаривает: «Укатился мой клубочек, не видал ли кто его?» Причитает она так, а сама все плачет и плачет. Вот видит, впереди табун лошадей пасется. Подходит она и говорит пастуху:

Укатился мой клубочек, не видал ли ты, пастух?

А пастух отвечает:

Видел. Поможешь мне денек табун пасти, дам тебе лошадь.

Согласилась девушка. Целый день пасла она табун, получила лошадь и дальше верхом поехала. Едет, а сама все плачет и плачет. Долго ехала она, смотрит - впереди стадо коров. Целый день пасла она стадо, дал ей пастух за это корову. А потом повстречалось ей стадо овец. И здесь получила девушка овцу. А там и козье стадо показалось. Дали ей козу. Вот едет она, едет, темно уж стало, глаза слипаются. «Что же мне делать?» - все плачет да причитает девушка. Далеко впереди мелькнул огонек. Обрадовалась она, подумала, что это деревня, и припустила лошадь быстрее. На краю деревни стояла маленькая избушка. Вошла в нее девушка, а там старушонка одна сидит. То была ведьма-Девушка ей и говорит:

Укатился мой клубочек, не видала ль ты, бабуся?

А та и отвечает:

Как же, видела, доченька, видела. А ты издалека ли путь держишь?

Рассказала девушка все, что с ней приключилось. А ведьма и говорит:

Ты, доченька, долго шла, устала, оставайся у меня погостить.

Утром послала она девушку баню топить. Сделала девушка все как надо и пришла к старушке:

Бабушка, баня готова, пойдем помоемся.

Ладно, доченька, - отвечает ведьма.

Вышли они из дома. Старуха и говорит:

Не могу я идти, доченька. Возьми-ка ты меня за руки да поддай сзади коленкой, так и доведи.

А девушка отвечает:

Нет, бабушка, нельзя так. Ты - старенькая, обидишься на меня.

Подняла они старушку на руки и отнесла в баню.

А там ведьма снова говорит ей:

Возьми меня, доченька, за волосы и втащи наверх.

Нет, бабуся, - отвечает девушка, - не годится так, обидишься ты, - и осторожно усадила ее на полок.

Старуха говорит ей:

А теперь попарь меня, доченька. Возьми веник за ветки да бей меня что есть мочи.

Нет, бабушка, нельзя так, - отвечает девушка.

Попарила она старуху веником, отнесла в дом и уложила в мягкую постель. Колдунья и говорит ей:

Доченька, что-то зачесалась голова у меня, почеши немного.

Принесла девушка гребень, посмотрела на ведьмину голову да так и ахнула: там под каждым волоском золото, серебро, жемчуга, драгоценные камни. Кончила она чесать, а старуха говорит:

Спляши-ка, доченька, очень хочу посмотреть, как ты плясать умеешь.

Сплясала девушка, а на пол ничего не упало. Старуха уж новое поручение дает:

Сходи в баню, доченька, я там лоток с солодом сушить подвесила. Посмотри, высох ли солод.

Пошла девушка в баню, заглянула в лоток, а там золота, серебра, жемчуга, кораллов, драгоценных камней- видимо-невидимо. Прибежала она к старухе.

А та спрашивает:

Высохло ли, доченька?

Высохло, бабушка.

Ладно, - говорит старуха, - ну, а теперь попляши-ка еще разок.

Сплясала девушка, и снова ничего не просыпалось на пол. Поняла старуха, что девушка так же правдива, как и добра, и сказала:

А теперь, доченька, если хочешь, можешь ехать домой.

Я бы вернулась, бабушка, - отвечает девушка, - да дороги не знаю.

Старуха на это и говорит:

Иди, доченька, я укажу тебе дорогу, коли не знаешь. Возьми с собой вот этот зеленый сундучок. Да только не открывай его, пока домой не приедешь.

Взяла девушка сундучок, поблагодарила старушку, села на лошадь и отправилась в путь-дорожку, а корову, овцу и козу повела за собой на веревке. День прошел, ночь минула, долгий путь проделала она, вот уж и деревня не за горами.

А у брата собачка была. Как принялась она тявкать да приговаривать: «Думали со свету сжить, а девице богатой быть, тяв-тяв!» Слушают ее брат с женой и переговариваются: «Что это с собакой? Сбесилась, никак», Бросились бить собачку палкой, а она знай свое твердит: «Думали со свету сжить, а девице богатой быть! Тяв-тяв!» А тут и сама девушка подъехала. Вошла она в дом, открыла сундучок, смотрит, и глазам своим не вериг: он до краев золотом, серебром, драгоценными камнями наполнен!

Зажила с тех пор девушка безбедно, а брат с женой покоя от зависти лишились. Решили они родную сестру тоже в лес свезти. Она тоже взяла клубок с ведром и отправилась с братом. В глухом лесу распряг брат лошадь и пустил ее пастись, а сам принялся рубить дрова. Пошла девушка с ведром по ягоды. Брат ее тем временем, как и в первый раз, подвесил к дереву колоду да и уехал домой. Девушка, перестав слышать стук топора, пришла к брату, а его уж нет.

Пошла девушка по лесу, приговаривая: «Укатился мой клубочек, не видал ли кто его?» Шла она так, пока не набрела на табун лошадей.

Укатился мой клубочек, не видал ты его? - спросила она пастуха.

Видел, помоги мне табун пасти, дам тебе лошадь.

А на что мне твоя лошадь? - сказала девушка и пошла дальше.

Прошла она мимо коровьего стада, миновала стадо овечье. Вот уж и козье стадо позади осталось. Шла она шла, пока не набрела, как и сестра, на избушку ведьмы.

Укатился мой клубочек, не видала ли, бабуся? - спросила она, войдя в дом.

А старуха отвечает:

Как же, видала. Иди, доченька, истопи баньку.

А потом и говорит:

Теперь, доченька, пойдем помоемся. Возьми меня за руки и поддавай сзади коленкой, так и доведи до бани.

Ладно, бабушка. - Девушка так и сделала, взяла ее за руки и пинками довела...

Родиной кешью принято считать Бразилию. Там это дерево до сих пор произрастает в диком виде, а также дикий орех кешью встречается и в островах Карибского моря. Впервые начали культивировать его в Бразилии, а на сегодняшний день более 30 стран являются основными поставщиками сырья на мировой рынок. Экспортируют его такие страны с теплым климатом, как Индия, Вьетнам, Бразилия, Индонезия, Малайзия, Таиланд и т.д. Данный вид ореха не растет на территории России, а из стран бывшего СССР выращивается лишь на юге Азербайджана.

В скорлупе ореха кешью содержится едкий бальзам с ядовитыми веществами (кардол), который вызывает кожное раздражение.

Разделка орехов производится вручную, и процесс этот весьма опасен: даже среди бывалых «раздельщиков орехов» нередко наблюдаются случаи ожогов кардолом. Из-за этого собирают орехи в перчатках и перед употреблением вываривают в особой жидкости, после чего скорлупа делается безвредной и хрупкой

Если вы поедете в какую-нибудь тропическую страну, и у вас появится возможность самому почистить кешью, даже не пытайтесь, так как это очень вредно для здоровья!

Польза орехов кешью

Стабильное употребление в пищу данных орехов улучшает мозговую деятельность, повышает память и концентрацию внимания.

Кешью приносит особую пользу людям, с повышенным холестерином, а также страдающим атеросклерозом и нехорошим состоянием сосудов (присутствие атеросклеротических бляшек, тромбообразование и болезни сердца).

Орех очень полезен и обладает противосклеротическим действием. Он результативно влияет на работу сердечно-сосудистой системы: укрепляет стенки сосудов, делает их эластичными, а еще улучшает кровообращение. Высокое содержание в составе калия, целебно воздействует на сердечную деятельность: нормализуется выработка гемоглобина, улучшается состав крови.

Частое употребление плода кешью укрепляет иммунитет, а также помогает при бронхите, анемии (малокровии) и т. д.

Кешью в умеренном количестве способен нормализовать уровень сахара в крови.

Выдающийся ученый, писатель и просветитель татарского народа Каюм Насыри (Габделкаюм Габделнасырович Насыров) в течение своей более чем полувековой научной, литературной и педагогической деятельности издал около сорока трудов по художественной литературе, фольклору, филологии, педагогике, математике, истории, географии, астрономии и другим отраслям науки. Каюм Насыри был истинным ученым, он горячо любил свою родину, свой народ и много сделал для его развития.

Будучи писателем-демократом, просветителем, Каюм Насыри всю свою жизнь отдал делу распространения среди татарского населения науки и знания, культуры и прогресса. Он шел впереди представителей демократического направления в общественной жизни, постоянно ратовал за сближение татар с деятелями русского революционного движения, боролся за изучение татарами русского языка.

Родился Каюм Насыри 14(2) февраля 1825 года в деревне Верхние Ширданы Свияжского уезда Казанской губернии. Семья Насыровых отличалась от других тем, что ее глава Габделнасыр был человеком образованным, что в те времена в деревнях считалось редким явлением. Отец будущего ученого хорошо владел пером, знал русский, персидский и арабский языки. Он написал несколько книг. Габделнасыр привил детям любовь к труду, любовь к книгам. Детство ученого и писателя прошло в родной деревне.

В 1841 году Каюма привезли в Казань и поместили в медресе, которое он окончил в 1855 году. По окончании медресе ему предложили стать преподавателем татарского языка в Казанском духовном училище. Работа в русском учебном заведении позволила ему хорошо изучить русский язык. Желая пополнить свои знания, Каюм Насыри поступает вольнослушателем в Казанский университет. Несмотря на то, что он работал преподавателем в духовной семинарии, жил Каюм Насыри весьма скромно. В семинарии Насыри преподавал 15 лет, до 1871 года.

Уйдя из духовной семинарии, Каюм Насыри посвящает себя делу обучения русской грамоте татарских детей. Он организует школу для татарских детей, которая просуществовала до 1876 года. В том же году Насыри, ввиду разногласия с инспектором нерусских школ В. В. Радловым, оставляет школу и полностью посвящает себя литературной и научно-педагогической деятельности. В эти годы Насыри написал свои лучшие произведения.

Научная и литературная деятельность Каюма Насыри началась в конце 50-х годов. Первым печатным его трудом был учебник "Синтаксис", вышедший в свет в 1860 году. Затем выходят его книги по различным отраслям знаний, а также литературные произведения. В 1871 году он начал издавать настольный ежедневный календарь, мечтал об издании татарской ежедневной газеты. Он даже нашел название газете - "Утренняя звезда", но царское правительство не дало разрешения на издание газеты. И хотя царские власти притесняли татар, Каюм Насыри надежды развития своей нации связывал с русским народом. Он постоянно ратовал за сближение этих двух народов. Он чутко и ревниво оберегал честь и достоинство страны, татарского и русского народов. Насыри считал, что успеха в своих трудах он добился в первую очередь благодаря русской культуре и сближению с ней.

Страстный поборник просвещения, Каюм Насыри стремился всю жизнь построить школу в родной деревне. По словам старожилов, К. Насыри построил школу. Здание ее не сохранилось до наших дней. Но светлый образ ученого остался в сердцах не только односельчан, но и всех, кому дорого прошлое наших народов, богатое наследие писателя и ученого.

Краткая биография

В он изучал , и языки. В совершенстве усвоив , он, тайно от других, изучал и . Благодаря своему упорству и прилежанию, а также природной любознательности К. Насыри вскоре после начала обучения превзошёл других и постепенно выдвинулся в ряды наиболее образованных и эрудированных людей своего времени.

«Каюм Насыри - первый из наших мусульман, которого европейское образование, полученное им в Казанском университете, подняло в умственном отношении на такую высоту, что он мог отнестись к нему объективно» - В. В. Григорьев

Каюм Насыри внёс большой вклад в развитие татарской публицистики и критики. Изданные им календари, заметки, статьи на общественно-педагогические и литературно-критические темы явились для своего времени значительным событием в идеологической жизни татарского народа. Особое значение в его деятельности имело регулярное издание - своего рода заменителя в условиях отсутствия татарской периодики.

Теоретическая и литературно-критическая деятельность К. Насыри составила яркую страницу в развитии татарской культуры XIX века. Его труды, несмотря на некоторую отрывочность и несистематичность суждений, явились последним, как бы подготовительным шагом к возникновению и развитию татарской литературной критики в начале XIX столетия - в годы становления критического реализма в татарской литературе.

Примечания

он потомок дворянских(образованных) людей. Та история, которая дошла лож на половину.

Габделькаюм Габдулнасыров - Каюм Насыри - выдающийся татарский просветитель, педагог и краевед родился 2 февраля 1825 года в семье муллы в деревне Ширдан. Сегодня это село Верхние Ширданы в заволжской части Зеленодольского района.

От природы любознательный Каюм, получив первые азы грамоты у отца, продолжил образование в казанском медресе "Касимия", одном из крупных мусульманских учебных заведений конца XVIII века. О высочайшем уровне подготовки учащихся можно догадаться хотя бы по тому, что в этом медресе в разные годы преподавали Шигабутдин Марджани, Ахмад-Заки Валиди, Гафур Кулахметов, Ахметхади Максудов и другие. Среди шакирдов были такие будущие знаменитости мусульманского мира, как Загир Бигиев, Муса Бигиев, Гаяз Исхаки, Садри Максуди.

Приехав в Казань в 1841 году, Насыри изучает восточные языки, великолепно овладевает русским. С 1855 по 1871 преподает татарский язык в Казанском духовном училище и Казанской духовной семинарии, приобщая будущих служителей православных христианских церквей к татарской истории, культуре и языку. Одновременно в качестве вольнослушателя Каюм Насыри обучается в Казанском университете, где активно участвует в работе «Общества археологии, истории и этнографии», действительным членом которого его избирают в 1885 году. В годы учебы в Казанском университете он сближается и сотрудничает с выдающимися учеными того времени - историками Н.Г.Фирсовым, М.М.Хомяковым, востоковедами Н.Ф.Катановым, со знаменитым Гордеем Саблуковым.

В 1871 году в Казани Каюм Насыри организовал свою школу. А с 1879 года занимался творческой и научной деятельностью.

Насыри был горячим поборником дружбы татарского и русского народов. Он первым из просветителей знакомит татар с российской историей и культурой на родном языке, переводит на татарский язык многие учебники по географии, физике, математике, языкознанию. В организованной Каюмом Насыри школе впервые велось преподавание русского языка для татар.

Каюм Насыри заложил основы современного татарского литературного языка, его научной терминологии. И в наши дни актуальны его труды по фонетике и грамматике, лексикографии татарского языка (двуязычные словари, первый толковый словарь в двух томах). Он является составителем русско-татарского словаря, автором учебника русской грамматики для татар, а также научно-популярных произведе¬ний, первых татарских календарей.

Насыри много внимания уделял изучению истории края, татарского народа, его фольклора и этнографического наследия. Издававшиеся ученым с 1871 года на протяжении 27 лет настольные календари, знакомили читателя с историей и культурой татар и являлись своего рода литературными энциклопедиями. Каюм Насыри написал также труды по литературе, педагогике, земледелию, ботанике, медицине, составил учебники по арифметике, геометрии, географии. В общей сложности он создал более сорока томов сочинений. Наиболее известные – «Книга о воспитании» (1881 г.), «Краткая история России» (1890 г.), «Повести об Авиценне».

По паспорту до конца своей жизни Каюм Насыри считался крестьянином деревни Ширданы. В последний год жизни он вернулся в родную деревню, все свои заработанные деньги отдал на постройку новой мечети, и умер 20 августа 1902 года на 78-м году жизни, не дожив даже до начала строительства мечети, Она была возведена уже без него.

Благодарные потомки сохранили старый дом, собрали многие вещи, связанные с жизнью своего знаме¬нитого земляка Каюма Насыри, и открыли музей в деревне Большие Ачасыры. Посетите этот музей и Вам приоткроется частица души великого просветителя.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?