Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Соглашение об ассоциации Украины и ЕС: что это значит. Соглашение об ассоциации украины с евросоюзом вступает в полную силу

В июне 2014 года в Брюсселе президент Украины Петр Порошенко подписал экономическую часть соглашения об ассоциации Украины с Европейским союзом, чем завершил семилетний длительный и драматический процесс подготовки и подписания этого соглашения.

Предполагалось, что режим свободной торговли между Украиной и ЕС начнет действовать с октября 2014 года. Однако в сентябре 2014 года, после консультаций в Брюсселе представителей Еврокомиссии, Украины и РФ, стороны договорились об отсрочке введения положений соглашения до 31 декабря 2015 года. Евросоюз ввел односторонние преференции на экспорт украинских товаров. В то же время европейские товары в Украине продолжают облагаться пошлиной. Российская сторона угрожает Украине полным товарным эмбарго в случае, если соглашение вступит в силу.

Что касается большинства граждан страны, несмотря на то, что подписание ассоциации с ЕС по важности сравнивают с Крещением Киевской Руси, а сам договор активно обсуждается, многие текст (многостраничный и наполненный специальной терминологией) не читали. В этой связи представительство ЕС подготовило пособие, которое содержит необходимую информацию о соглашении.

"Хотите знать, что такое Соглашение об Ассоциации, но не имеете времени читать длинные документы? Специально для вас мы подготовили краткое руководство, где изложили основную информацию, которую нужно знать каждому", - отметило представительство на своей странице в Facebook.

Соглашение об ассоциации между ЕС и Украиной

Краткое руководство по Соглашению об ассоциации

Предыстория

В 2014 году Европейский союз и Украина подписали Соглашение об ассоциации (СА), что представляет собой новый этап в развитии европейско-украинских договорных отношений, с целью политическую ассоциацию и экономическую интеграцию.

После подписания политической части Соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной на саммите Украина - ЕС 21 марта 2014 обе стороны подписали экономическую часть соглашения 27 июня 2014 года. Полностью Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС вступит в силу после ее ратификации всеми странами-членами ЕС.

С 1 ноября 2014 вступило в силу частичное применение некоторых частей Соглашения об ассоциации, а именно: относительно уважения прав человека, основных свобод и верховенства права; политического диалога и реформ; правосудия, свободы и безопасности; экономического сотрудничества и сотрудничества в таких областях, как охрана окружающей среды, инфраструктура и сельское хозяйство; финансового сотрудничества. 15 декабря 2014 состоялось первое заседание Совета по вопросам ассоциации.

Соглашение об ассоциации содержит положения о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли (ГВЗСТ). ГВЗСТ обеспечит Украине условия для модернизации ее торговых отношений и для экономического развития путем открытия рынков и постепенной ликвидации таможенных тарифов и квот, и всеобъемлющего процесса гармонизации законов, норм и правил в различных сферах, связанных с торговлей. Это создаст условия для приведения ключевых секторов экономики Украины в соответствие со стандартами ЕС. Экономическая часть Соглашения об ассоциации начнет частично действовать с 1 января 2016 года.

Политическая ассоциация и экономическая интеграция

Соглашение об ассоциации будет новым этапом в развитии договорных отношений Украина-ЕС, который предусматривает политическую ассоциацию и экономическую интеграцию, и открывает путь к дальнейшим прогрессивным преобразованиям. Соглашение об ассоциации обеспечивает совместное поддержание тесных и длительных отношений на основе общих ценностей в полном соответствии с демократическими принципами, верховенством права, надлежащего государственного управления, прав и основных свобод человека.

Широкий спектр отраслевого сотрудничества. Амбициозное и новаторское соглашение - это четко определенный способ использования динамики отношений между Украиной и ЕС для поддержки основных реформ, восстановления и роста экономики, осуществления государственного управления и отраслевого сотрудничества в более чем 30 областях, таких как энергетика, транспорт, защита окружающей среды, сотрудничество в сфере промышленности и малого и среднего бизнеса, социальное развитие и защиту, равноправия, защита прав потребителей, образование, обучение и молодежная политика, а также культурное сотрудничество.

Торговля и смежные вопросы (ГВЗСТ). Тесная экономическая интеграция благодаря ГВЗСТ станет мощным стимулом к ​​экономическому росту страны. Для этого планируется приблизить законодательство, нормы и стандарты Украины в ЕС. В качестве основного элемента Соглашения об ассоциации ГВЗСТ будет создавать возможности для бизнеса в ЕС и в Украине и будет способствовать экономической модернизации и интеграции с ЕС. Это должно привести к повышению стандартов продукции, лучшему обслуживанию граждан и, самое главное, готовности эффективно конкурировать на международных рынках.

Мобильность . Соглашение признает важность введения, когда для этого придет время, безвизового режима для граждан Украины, если будут иметься условия для надлежащего урегулированного и безопасного движения граждан.

Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС насчитывает 1200 страниц и состоит из следующих частей:

Преамбула как вступительная декларация к Соглашению, определяет цели и базовые принципы Соглашения;

Семь разделов, таких как "Общие принципы", "Политическое сотрудничество и внешняя политика и политика безопасности", "Юстиция, свобода и безопасность", "Торговля и смежные вопросы (ГВЗВТ)", "Экономическая и отраслевая сотрудничество", "Финансовое сотрудничество и борьба с мошенничеством ", а также институциональные, общие и заключительные положения.

43 Приложения, в которых определяются нормативные акты ЕС, которые должны быть приняты до определенной даты, и

Три Протокола.

Преамбула

В преамбуле изложены важнейшие аспекты отношений между ЕС и Украиной, в том числе стремление к тесным и длительным отношениям. Хотя Преамбула имеет необязательный вступительный характер, она содержит важные ссылки на общие ценности и определяет рамки всего Соглашения.

Преамбула также содержит следующие элементы:

Признание зависимости политической ассоциации и экономической интеграции Украины с ЕС от состояния реализации Соглашения об ассоциации, а также успехов Украины в обеспечении соблюдения общих ценностей, приближения к ЕС в политической, экономической и правовом аспектах.

Раздел I: Общие принципы

В Разделе I определяются общие принципы, которые создадут основу для внутренних и внешних процедур Ассоциации между ЕС и Украиной, а именно:

Соблюдение принципов демократии, прав и свобод человека, верховенства права;

Обеспечение соблюдения принципов суверенитета и территориальной целостности, нерушимости границ и независимости, а также борьбы с распространением оружия массового уничтожения.

Ключевыми элементами поддержания и расширения отношений между ЕС и Украиной, которые будут образовывать основу таких отношений, являются принципы свободной рыночной экономики, надлежащего государственного управления, борьба с коррупцией и различными формами транснациональной организованной преступности и терроризмом, содействие устойчивому развитию и эффективным многосторонним контактам.

Раздел II: Политический диалог и реформы, политическая ассоциация, сотрудничество и сближение в сфере внешней политики и политики безопасности

Раздел II Соглашения об ассоциации предусматривает усиление политического диалога и сотрудничества между ЕС и Украиной, учитывая постепенное сближение в сфере общей внешней политики и политики безопасности и общей политики безопасности и обороны.

Раздел II охватывает такие вопросы как цели политического диалога, диалог и сотрудничество по внутренним реформам, а также внешнюю политику и политику безопасности.

Соглашение предусматривает ряд форумов для проведения политического диалога: Саммит Украина-ЕС будет наивысшим уровнем политического диалога. На министерском уровне диалог будет осуществляться в рамках Совета по вопросам ассоциации. Политический диалог, помимо прочего, будут направлены на:

Углубление политической ассоциации, повышение эффективности и степени близости в сфере политики и безопасности;

Содействие международной стабильности и безопасности на основе эффективных многосторонних отношений;

Усиление сотрудничества и диалога по вопросам международной безопасности и кризисного управления, в частности для реагирования на глобальные и региональные вызовы и ключевые угрозы;

Усиление ориентированного на результат и практического сотрудничества для достижения мира, безопасности и стабильности на европейском континенте;

Повышение уровня уважения к демократическим принципам, верховенства права и надлежащего государственного управления, прав и основных свобод человека, в том числе права национальных меньшинств, недопущения дискриминации людей, принадлежащих к национальным меньшинствам, и уважения к многообразию, а также содействие усилению внутренних политических реформ.

Отдельная статья раздела II посвящена Международному уголовному суду с призывом к сотрудничеству между ЕС и Украиной в обеспечении мира и международной справедливости путем ратификации и внедрения Римского устава Международного уголовного суда и его соответствующих инструментов.

Раздел III: Юстиция, свобода и безопасность

Раздел III касается таких вопросов, как верховенство права и уважение прав человека, защита персональных данных, сотрудничество в сфере миграции, предоставление убежища и пограничного контроля, обращение с рабочими, мобильность рабочей силы, движение лиц, отмывание денег и финансирование терроризма, сотрудничество в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, борьба с преступностью и коррупцией, сотрудничество в борьбе с терроризмом, а также сотрудничество в области права.

В рамках Соглашения об ассоциации ЕС и Украина обязуются усилить диалог и сотрудничество по вопросам миграции, предоставления убежища и пограничного контроля. Соглашение признает важность введения, когда для этого придет время, безвизового режима для граждан Украины, если будут иметься условия для надлежащего урегулированного и безопасного движения граждан.

Отражены обязательства по борьбе с организованной преступностью и отмыванием денег, сокращение предложения и спроса на запрещенные наркотические средства и усиление сотрудничества в борьбе с терроризмом.

Заявлено о желании усилить социально-культурные контакты.

Раздел IV: Торговые и смежные вопросы

По состоянию на 2014 год ЕС является важным торговым партнером Украины, на которого приходится 35% ее внешней торговли (более, чем на Россию). Тесная экономическая интеграция в рамках ГВЗСТ будет мощным стимулом для экономического роста страны. В качестве основного элемента Соглашения об ассоциации, ГВЗСТ будет создавать возможности для бизнеса в ЕС и в Украине и будет способствовать реальной экономической модернизации и интеграции с ЕС. Этот процесс должен способствовать повышению стандартов продукции, лучшему обслуживанию граждан и, самое главное, готовности эффективно конкурировать на международных рынках.

Раздел IV Соглашения об ассоциации по ГВЗСТ посвящен торговле и смежным вопросам. Предусмотрено, что глубокая и всеобъемлющая зона свободной торговли станет инструментом экономической интеграции.

В сочетании с широким процессом приближения законодательства к стандартам ЕС ГВЗСТ обеспечит дальнейшую экономическую интеграцию во внутренний рынок Европейского Союза. Это означает ликвидацию почти всех тарифов и барьеров в сфере торговли товарами, оказания услуг и осуществления инвестиций (особенно в энергетической отрасли). Когда Украина примет соответствующие правила ЕС, последний предоставит доступ к рынкам, например, в таких областях как государственные закупки или тяжелая промышленность.

ГВЗСТ обеспечит благоприятный климат для экономических отношений между Украиной и ЕС. Будут созданы новые торговые и инвестиционные возможности, будет стимулироваться конкуренция. Все это является жизненно важным для реструктуризации и модернизации экономики. Что касается последствий отмены таможенных пошлин после подписания ГВЗСТ, то, как показывает опыт, эта краткосрочная потеря полностью окупится увеличением доходов, которые государство получит от косвенных налогов, которые будут платить компании, которые будут использовать новые возможности рынка, а также общим улучшением экономической ситуации. В дополнение к средствам международных финансовых организаций ЕС будет предоставлять или оказывать поддержку бюджетных расходов на правовые и институциональные реформы в связанных с торговлей сферах. ГВЗСТ обеспечит снижение тарифов, благодаря чему субъекты предпринимательской деятельности с обеих сторон смогут экономить примерно 750 млн. Евро в год (при условии отмены большинства пошлин)

Раздел V: Экономическое и отраслевое сотрудничество

Раздел V содержит 28 глав, касающихся энергетического сотрудничества, макроэкономического сотрудничества, управления государственными финансами, налогообложения, статистики, экологии, транспорта, сотрудничества в космической сфере, научно-технического сотрудничества, промышленной политики и политики предприятий, добывающей и металлургической промышленности, финансовых услуг, корпоративного права, корпоративного управления, бухгалтерского учета и аудита, информационного общества, аудиовизуальной политики, туризма, сельского хозяйства и развития сельских районов, рыболовства и морской политики, реки Дунай, защиты прав потребителей, сотрудничества в сфере занятости, социальной политики и политики равных возможностей, здравоохранения, образования, обучения и молодежи, культуры, спорта и физической активности, гражданского общества, трансграничного и регионального сотрудничества, участия в проектах и ​​программах европейских агентств на основе постепенного приближения законодательства Украины к правилам ЕС, а также, где целесообразно, к международных норм и стандартов.

Раздел VI: Финансовое сотрудничество и борьба с мошенничеством

Европейский Союз и страны-члены ЕС остаются крупнейшим донором Украины: начиная с 1991 года, помощь, обеспеченая только Европейским Союзом, составляет более 3 млрд евро. В одном только 2 015 году помощь Украине составила 200 млн евро. Это часть обязательств, взятых на себя ЕС и международными финансовыми институтами, по предоставлению более чем 12 млрд евро для поддержки макростабилизации экономики и реформ в Украине.

Украина сможет получить преимущества от финансовой помощи ЕС благодаря существующим механизмам и инструментам финансирования для достижения целей Соглашения об ассоциации.

Будущие приоритетные сферы финансовой помощи ЕС Украине будут определены в соответствующих индикативных программах, отражать согласованные ЕС и Украиной приоритеты политики. Индикативные суммы помощи будут учитывать потребности Украины, возможности отрасли и состояние проведения реформ.

Помощь ЕС будет реализовываться в тесном сотрудничестве и координации с другими странами-донорами, организациями-донорами и международными финансовыми организациями, а также в соответствии с мировыми принципами эффективности помощи. Инвестиции международных финансовых организаций могут быть увеличены с помощью Инвестиционного фонда соседства, в котором имеет право принимать участие Украина. Этот Фонд призван мобилизовать дополнительные средства для покрытия инвестиционных потребностей Украины на развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, обеспечение охраны окружающей среды и решения социальных вопросов (например, строительство школ или больниц).

Соглашение предусматривает, что ЕС и Украина будут применять эффективные меры для недопущения мошенничества, коррупции и любых других незаконных действий, а также борьбу с ними.

Раздел VІІ: Институциональные, общие и заключительные положения

Соглашение об ассоциации предусматривает специальное институциональное образование для отношений ЕС и Украины.

На высшем уровне будет проводиться Саммит ЕС-Украина, который будет обеспечивать диалог высокого уровня и платформу для встреч президентов.

На министерском уровне диалог будет проходить в рамках Совета по вопросам ассоциации, которая сможет проводить встречи в любом формате. Совет по ассоциации будет уполномочен принимать обязательные к исполнению решения.

Помощь Совета по ассоциации в выполнении его обязанностей будет предоставлять Комитет по вопросам ассоциации, в рамках которого будут созданы подкомитеты по отраслевому сотрудничеству. На встречах в особом формате Комитет по вопросам ассоциации будет рассматривать конкретные вопросы ГВЗСТ.

Соглашение об ассоциации предусматривает и парламентское сотрудничество, в частности, путем создания Парламентского комитета по вопросам ассоциации, который обеспечит площадку для встреч и обмена мнениями депутатов Европейского парламента и Верховной Рады Украины.

Соглашение об ассоциации будет также способствовать проведению регулярных встреч с представителями гражданского общества. Для этого будет создана Платформа гражданского общества, которая сможет давать рекомендации Совету по вопросам ассоциации.

Для обеспечения надлежащего выполнения текст Соглашения содержит такие общие и конечные положения:

Одно из ключевых положений, на которое опирается Соглашение об ассоциации, определяет основы постепенного приближения законодательства Украины к нормам и стандартам ЕС. Устанавливаются конкретные сроки для согласования украинского законодательства с соответствующим законодательством ЕС, колеблются в пределах от 2 до 10 лет после вступления Соглашения в силу.

Соглашение предусматривает концепцию динамического сближения, поскольку законодательство ЕС не является статичным и постоянно развивается. Поэтому процесс приближения будет иметь динамический характер, а его темп должен соответствовать основным реформам в ЕС, но пропорционально способности Украины реализовывать такое приближение.

Для проверки выполнения установленных обязательств Соглашение содержит специальные положения по осуществлению мониторинга, которые в этом контексте означают контроль применения и реализации Соглашения об ассоциации. Это означает осуществление постоянного оценивания состояния выполнения и реализации мероприятий и обязательств, предусмотренных Соглашением. Процесс мониторинга особенно важен для ГВЗСТ, поскольку его положительный результат будет предпосылкой дальнейшего открытия рынков для украинских игроков.

Мониторинг будет включать оценку приближения законодательства Украины к законам ЕС (и там, где целесообразно, к международным инструментам) в соответствии с Соглашением об ассоциации.

Соглашение предусматривает и механизм разрешения споров, который будет использоваться, если какая-то из сторон не выполнит свои обязательства. В части ГВЗСТ предусмотрен дополнительный обязательный механизм разрешения споров, связанных с торговлей, в виде специального протокола, который опирается на традиционный способ разрешения споров в рамках ВТО.

Срок действия Соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной не ограничен. В то же время в течение пяти лет стороны проведут комплексный анализ достижения целей Соглашения.

Соглашение об ассоциации была переведена на 22 языка ЕС и на украинском языке.

Ассоциация Украины с ЕС, та самая, за которую боролись на Майдане и отказ от которой президента Януковича и правительства Николая Азарова осенью 2013 года стал триггером массовых протестов в Киеве, наконец, начинает действовать в полной мере. 1 сентября 2017 года подписанное ещё в марте—июне 2014 года соглашение (21 марта 2014 года Киев завизировал политическую, а 27 июня 2014 года — экономическую его части) официально вступило в силу.

Но 1 сентября 2017 года — дата, скорее, символическая. Дело в том, что большинство положений договора уже действовали ранее, хотя и во временном режиме. Политическая часть документа начала работать 1 сентября 2014 года. С 1 января 2016-го вступила в силу и экономическая часть, предусматривавшая создание зоны свободной торговли между Украиной и ЕС. Однако полноценной ратификации со стороны стран — членов ЕС пришлось ждать до 2016 года.

  • Февраль 2014 года
  • Reuters

Дело в том, что такого рода документы должны получить одобрение всех участников Евросоюза. А в 2015 году на референдуме в Нидерландах большинство жителей этой страны выступило против ассоциации Украины с ЕС. И хотя плебисцит не был обязывающим, а лишь консультативным, Евросоюз начал диалог с политическим руководством страны, который завершился 30 мая 2017 года ратификацией парламентом Нидерландов соглашения об ассоциации Украины с ЕС.

В обмен на присоединение к соглашению Нидерланды потребовали от ЕС принять «особую позицию этой страны». Евросоюз гарантировал Гааге, что соглашение об ассоциации не даст в будущем Украине права претендовать на автоматическое членство в Евросоюзе, что Киев не сможет получать финансирование из структурных фондов ЕС и не станет участником его оборонных программ.

Практически с 1 сентября 2017 года для рядовых украинцев мало что изменится, отмечают эксперты. Пока не действуют в полную силу те положения договора, которые относятся к сотрудничеству в областях обороны, предотвращения конфликтов, налогообложения, финансов, миграции, пограничного контроля и борьбы с террором. С 1 сентября начнётся постепенная имплементация этих положений. Как именно это будет происходить, чиновники в Брюсселе и Киеве пока не говорят.

На них и скажется в первую очередь перевод статуса действующих положений соглашения с временного на постоянный. Дело в том, что с момента вступления документа о евроассоциации в полную силу Брюссель сможет ставить перед Киевом конкретные и юридически обязывающие сроки реализации всех реформ, предусмотренных этим соглашением. Ссылаться на то, что оно ещё не вступило в полную силу, а значит можно откладывать выполнение реформ, как это делали украинские власти раньше, отмечает BBC, больше не получится.

Наконец, то, что произойдёт в отношениях Украины и ЕС 1 сентября, важно с символической точки зрения — по меньшей мере, так считают в Киеве.

«Соглашение об ассоциации и безвиз (начавшее действовать в начале июня 2017 года соглашение о безвизовом въезде украинцев в страны ЕС. — RT ) — это то, что является убедительным свидетельством нашего окончательного (де-факто и де-юре) разрыва с империей. С той, которую Рональд Рейган назвал империей зла», — заявил президент Украины Пётр Порошенко на параде в честь Дня независимости Украины 24 августа 2017 года.

Идеологический выбор

«Соглашение об ассоциации Украины с ЕС представляет собой пакет из 486 статей, 311 из которых регламентируют торговлю и вопросы, связанные с торговлей, — пояснил RT содержание документа заместитель генерального директора бюро «Стратегические коммуникации» Евсей Васильев. — По сути, речь идёт о расширенной зоне свободной торговли, которую ЕС, помимо Украины, имеет ещё с тридцатью государствами мира, включая страны Латинской Америки, Северной Африки, Ближнего Востока, а также с Албанией, Косово, ЮАР и Южной Кореей».

Конечно, каждый конкретный договор отличается от других, отмечает эксперт, но в случае с Украиной «изначально торговое соглашение с подачи Запада преподносилось украинским руководством чуть ли не как «стадия, предшествующая вступлению Украины в ЕС».

«Хотя никакой стратегии (вхождения в ЕС. — RT ) на самом деле не было», — утверждает Васильев. Показателен пример Турции, которая заключила соглашение об ассоциации с предшественником ЕС — Европейским экономическим сообществом — ещё в 1963 году, но в ЕС так и не вступила.

Накануне и глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер подтвердил, что до полноценного членства в ЕС Украине очень далеко. «Я видел, что мой друг Порошенко несколько дней назад сказал, что Украина — это Евросоюз, это НАТО», — прокомментировал Юнкер недавнюю речь украинского президента, в которой тот заявил о стремлении его страны стать частью двух вышеупомянутых международных организаций. «На данный момент это ни то, ни другое. Все должны это знать!» — заявил председатель Еврокомиссии.

«По замыслу украинских идеологов, величайшее достижение Украины после «евромайдана» в виде трёхмесячного безвиза без права работы, якобы общего европейского рынка и отмены пошлин на европейские товары, включая «изделия, бывшие в употреблении», должно было списать все ошибки и просчёты киевских властей, которые привели к гражданскому конфликту, военным преступлениям, человеческим жертвам и 300 тыс. поломанных судеб ветеранов АТО, и, как следствие, к экономическому кризису и росту коррупции в немыслимых масштабах», — считает Евсей Васильев.

«Фактически речь идёт о банальных политических спекуляциях новой «постмайданной» элиты на надеждах украинского народа и его веры в лучшую жизнь, которым не суждено было сбыться. Рано или поздно осознание этого придёт, но будет уже слишком поздно», — полагает политолог.

Неутешительные итоги

Если оценивать первые результаты соглашения о евроассоциации (поскольку большая часть соглашения действует уже несколько лет), они выглядят не слишком оптимистично. В экономической сфере, с созданием зоны свободной торговли между Украиной и ЕС в 2016 году, украинский экспорт в страны Евросоюза вырос всего на 3%, а взаимный товарооборот — на 6%. Однако за тот же период, по данным украинского Госстата, экспорт в Россию сократился на 25,6% относительно показателей предыдущего года.

Главной причиной падения экспорта в Россию и в целом снижения товароборота является именно соглашение об ассоциации с ЕС. Дело в том, что с созданием зоны свободной торговли «Украина-ЕС» Москва вынуждена была остановить действовавшее с 2015 года соглашение о зоне свободной торговли между Украиной и Россией, а кроме того, распространить на Украину действие российских контрсанкций, которые действовали ранее в отношении стран ЕС.

  • Reuters

Как отметила в эфире киевской радиостанции «Голос столицы» главный советник Института стратегических исследований «Новая Украина» Ирина Клименко, экономическая часть соглашения о евроассоциации не смогла компенсировать созданные этим же документом проблемы в торговых связях с Россией.

«Это несопоставимые величины, ведь в куда больших объёмах произошло сокращение торговли с РФ, чем её увеличение с ЕС. Мы имели с Россией в отдельные годы до 40% внешнего торгового оборота, а с Европейским союзом — максимум до 30%, — отметила Клименко.

«Кроме того, с Россией Украина имела специфическую торговлю, так как некоторые предприятия были ориентированы исключительно на российские рынки. Поэтому для некоторых предприятий потеря российского импорта — это очень большая проблема», — полагает украинский эксперт.

«Создававшиеся десятилетиями торговые связи с Россией, обеспечивающие Украине несырьевой экспорт и рост товарооборота, утрачены навсегда. А Евросоюзу высокотехнологичные отрасли украинской экономики не нужны, о чем европейцы говорят уже чуть ли не открытым текстом», — отмечает последствия уже действующих частей договора об евроассоциации Евсей Васильев.

«Квоты, выделяемые Брюсселем на экспорт украинских товаров и услуг и которых так ждали украинские товаропроизводители, едва ли смогут покрыть финансовые потери экономики от закрытия крупных производств», — отмечает эксперт. «Страны Европейского союза защищают внутренний рынок и не горят желанием усиливать конкуренцию с украинскими компаниями», — пояснил RT директор крупной украинской агропромышленной компании, пожелавший остаться неназванным.

«Поскольку те квоты, которые выделяют для увеличения торгового баланса, как правило, ежегодно заканчиваются уже к 1 июня, о развитии торговли речи не идёт», — отметил RT политолог Александр Асафов.

Размер торговых преференций оказался меньшим, чем ожидали производители. Например, без пошлин Украине разрешили дополнительно поставлять только 3 тыс. тонн меда, 500 тонн вина, 650 тыс. тонн кукурузы, кукурузной муки и гранул, 7,8 тыс. тонн ячменной крупы и муки, 4 тыс. тонн овса, 350 тыс. тонн ячменя, ячменной муки и гранул. По подсчётам Министерства аграрной политики и продовольствия Украины, этот шаг позволит украинским экспортёрам дополнительно заработать около $200 млн.

«В погоне за политическими дивидендами киевским политикам было недосуг проводить подробный анализ положений документа, не говоря уже о переговорах, в результате чего проект соглашения был утверждён украинской стороной практически в первоначально предложенном Брюсселем виде», — отмечает Евсей Васильев.

В результате Украина ничего не получила от ЕС. В отличие, например, от Польши, которая, будучи ещё только кандидатом на вступление в ЕС, в период с 1990 по 2003 годы вела длительные переговоры по каждому пункту соглашения. Благодаря этому, пояснил эксперт, Польша не только получила от Брюсселя €5,7 млрд помощи «на подготовку к вступлению», но ещё и более €100 млрд в последующие десять лет членства в ЕС, выделенные на программы по повышению уровня жизни и конкурентоспособности национальной экономики. И продолжает получать огромные европейские денежные вливания по сей день.

Конец незалежности

«Пожалуй, главный результат этого соглашения будет заключаться в том, что за политическим и экономическим кризисом рядовые украинцы не смогут ощутить на себе преимущества от евроинтеграции, но и по-старому жить уже не смогут», — отметил Евсей Васильев. По его словам, политическим итогом полного вступления в действие соглашения об ассоциации с ЕС станет дальнейшая десуверенизация Украины.

Так, согласно политической части соглашения Украины с ЕС, МИД Украины должен будет впредь согласовывать свои действия с внешнеполитическим ведомством ЕС. Кроме того, соглашение предусматривает создание наднационального органа управления — Совета ассоциации, в котором по очереди будут председательствовать представитель от Украины и чиновник из Брюсселя.

  • Reuters

«Филиалы иностранных компаний на территории Украины, в отличие от местных фирм, получат гарантированную международную правовую поддержку, а любые экономические споры в судебных инстанциях ЕС будут автоматически разрешаться в пользу европейцев, что, помимо остального, прочно закрепляет приоритет европейского права над украинским законодательством», — утверждает Васильев.

«На этом фоне все разговоры о том, что Украина ведёт тяжелую борьбу за свою свободу и независимость выглядят по меньшей мере странно. О какой независимости может идти речь, если Киев фактически добровольно делегирует часть своего государственного суверенитета Евросоюзу? При этом у киевского руководства не останется ни институционального, ни правового механизма повлиять на те решения, которые будут приниматься в Брюсселе», — отмечает политолог.

Смена ориентиров

«Евроассоциация уже не является целью ни украинской политической элиты, ни украинского государства. Теперь цель украинского государства, обещанная Порошенко и закреплённая на законодательном уровне, — это вступление в НАТО», — заявил RT Александр Асафов.

По его мнению, смена ориентиров украинского руководства и постепенный переход с проеэсовской на пронатовскую риторику объясняется, с одной стороны, неудовлетворённостью украинцев тем, что они получили от соглашения о евроассоциации, а с другой — неготовностью европейцев к дальнейшей интеграции Украины с ЕС. Кроме Жан-Клода Юнкера, оспорившего европейский статус этой страны, перспективы украинской евроинтеграции недавно поставил под сомнение первый польский президент Лех Валенса.

«Европа не в состоянии впитать такую страну», — подчеркнул польский политик в интервью украинскому изданию «Сегодня».

Кроме того, представители европейских организаций здравоохранения выражают озабоченность возможностью распространения туберкулёза из Украины из-за действия безвизового режима с этой страной.

«Мы видим, что в Европе есть определённый страх, что попробуют каким-то образом впихнуть Украину туда, и европейцев успокаивают, что этого не будет никогда», — отмечает Александр Асафов.

«Европейцы сосредоточились на решении собственных проблем. В этих условиях финансовая помощь украинской экономике становится всё более обременительной, а необходимость поддержки киевского режима всё менее очевидна», — утверждает Евсей Васильев.

В этих условиях, по словам экспертов, Украина предпочитает сейчас ориентироваться скорее на США, а не на ЕС. «Украина вслед за Польшей встаёт полностью в проамериканский тренд. Она больше не считает Европу полноценным союзником, хотя и заявляет, что 144 реформы, как отметил недавно Порошенко, были выполнены, чтобы вступить в Евросоюз, — подчёркивает Александр Асафов. — Но Евросоюз вступления Украины не хочет, поэтому Киев выбирает максимальную лояльность Вашингтону».

Юрист Илья Ремесло подробно разбирает экономические и законодательные последствия подписания соглашения об ассоциации Украины с ЕС.

После того, как 27 июня 2014 года президент Украины Петр Порошенко подписал экономическую часть соглашения об ассоциации Украины с Европейским Союзом небесполезно будет подробно разобрать составляющие цены, которую должен будет заплатить украинский народ за "вхождение в Европу".

Получит ли Украина членство либо отмену виз ЕС

Вопреки транслируемой позиции украинского президента Порошенко, соглашение не содержит не только обязательств, но даже теоретических возможностей по принятию Украины в ЕС.

Украина обязуется пойти на кардинальную перестройку (о чем будет сказано ниже) без каких-либо встречных обязательств - в отличие от ранее принятых в ЕС восточноевропейских стран.

"Ассоциированное" рабство
Соглашение не содержит четких условий об отмене виз. Статья 19 Соглашения гарантирует лишь упрощение процедуры их выдачи, без какой-либо конкретики. Отмена виз возможна лишь "в соответствующее время после создания условий для хорошо управляемого и безопасного передвижения людей". Насколько такая формулировка способна что-либо гарантировать?
Следует отметить, что соглашение избегает четкой фиксации обязательств ЕС, а также в изобилии содержит отсылки на обстоятельства, в отношении наступления которых имеется неопределенность.

Например, пункт 2 статьи 18 предусматривает обязанность ЕС "рассмотреть возможность предоставления других более благоприятных положений в дополнительных сферах, в частности возможности доступа к профессиональному обучению, согласно законам, условиям и процедурам, действующим в государствах-членах и в ЕС, при этом принимая во внимание ситуацию на рынке труда в государствах-членах и в ЕС" (пункт 2 статьи 18 Соглашения).

Или же, пункт 4 статьи 29 Соглашения, который вместо четких и осязаемых условий отмены ввозной пошлины гласит: "через 5 лет после вступления в силу настоящего Соглашения Стороны могут по запросу любой Стороны провести консультации с целью рассмотрения ускорения и расширения сферы отмены ввозной пошлины в торговле между Сторонами".

Кстати, по праву любой из стран Европы такие условия признаются не обязывающими стороны договора, то есть лишенными юридической силы.

Правовые особенности европейской "свободной торговли"

Введение соглашением зоны свободной торговли означает взаимное открытие рынка товаров с ЕС, что преподносилось украинскими властями как основной аргумент в пользу подписания соглашения.

Однако правовой механизм открытия рынков сводит на нет данное преимущество.

Соглашение составлено таким образом, что Украина поставлена в заведомо неравноправное положение. Так, статья 154 наделяет ЕС правом принимать решения о предоставлении доступа к рынкам "на основании оценки качества принимаемого законодательства, а также его практического применения, что регулярно осуществляется Комитетом по торговле". Очевидно, что такие расплывчатые формулировки дают неограниченный простор для толкования, и отдают все решения на усмотрение ЕС.

Риском для Украины является и установленный статьей 39 запрет на вступление в любые торговые отношения, противоречащие соглашению с ЕС. Как будет ЕС трактовать такое общее положение, будет ли запрет распространяться на торговлю с Россией в рамках существующего соглашения между Россией и Украиной?

В настоящее время с Украиной действует договор о зоне свободной торговли в СНГ, и товары поставляются в страны Таможенного союза беспошлинно. По условиям этого договора внутри зоны свободной торговли СНГ стороны имеют право увеличивать ставки таможенных пошлин к странам, которые заключили соглашения о свободной торговле с другими государствами, если это приводит к существенному росту импорта через страну, входящую в обе зоны свободной торговли.

Очевидно, что если Украина откроет беспошлинный доступ европейским товарам, Россия будет вынуждена для защиты внутреннего рынка отменить беспошлинный режим с Украиной.

Таким образом, ради иллюзорных выгод европейской ассоциации Украина должна отказаться от имеющихся выгод в виде российского рынка.

Переход Украины на европейские стандарты товаров

При анализе положений соглашения сразу бросается в глаза, что на взаимное открытие рынков выделяется до 10 лет. С чем связан такой длительный срок?

Винокуров: ассоциация с ЕС грозит Украине многомиллиардными потерями
Это объясняется тем, что в течение первых 5 лет украинская экономика и сельское хозяйство обязаны перейти на европейские стандарты, регулирующие требования к товарам и способам их производства.
Пункт 8 Статьи 56 Соглашения гласит: "Украина должна имплементировать корпус европейских стандартов (EN) в качестве национальных стандартов, включая согласованные европейские стандарты, использование которых необходимо привести в соответствии с законодательством, перечисленным в Приложении III к этому Соглашению. Одновременно с такой имплементацией Украина должна отозвать противоречащие национальные стандарты, включая применяемые как межгосударственные стандарты в Украине (GOST/ГОСТ), принятые до 1992 года".

Смена стандартов означает необходимость глобальных изменений в способах производства, контроля качества, сертификации. Для перехода на стандарты ЕС необходим практически полный слом и перестройка промышленности и сельского хозяйства Украины.

Обречены на ликвидацию украинские предприятия, которые не имеют ресурсов для перехода на новые стандарты. А это практически все малые и средние предприятия.

При этом переход на стандарты ЕС вовсе не означает улучшения качества товаров. Так, соглашением предусматривается обращение генетически модифицированных продуктов наравне с обычными. В связи с введением стандартов санитарного контроля, надлежащими по качеству не будут считаться товары, выращенные на собственных небольших хозяйствах украинцев.

Предприятиям Украины грозит ликвидация из-за неконкурентоспособности

Статьей 32 Соглашения вводится запрет экспортных субсидий на сельскохозяйственные товары, что дополнительно негативно отразится на конкурентоспособности украинских товаров. Вместе с тем, экспортные субсидии и субсидирование сельского хозяйства активно используются самим ЕС. Данные обстоятельства вызывают обоснованные сомнения в конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции Украины.

В соответствии с пунктом 1 статьи 270, Украина обязуется уравнять внутренние цены на энергоносители с мировыми. Это повлечет дополнительные расходы для рядовых потребителей, а для промышленности - увеличение себестоимости товаров, что сделает практически невозможным конкуренцию украинских товаров на европейском рынке.

Как мы видим, ЕС при подписании соглашения с Украиной оперирует исключительно категориями "рыночности" и "конкурентоспособности". ЕС не волнует все, что находится за рамками данных понятий - материальное положение граждан, трудоустройство, социальная справедливость.

Большинство украинских предприятий не выдержат конкуренции? Тем лучше для них, пусть работает "невидимая рука рынка". То, что в результате миллионы людей могут остаться без работы и средств существования, Евросоюз нисколько не беспокоит.

В этом уже успели убедиться на своем примере страны Прибалтики, которые (будучи официальными членами ЕС) столкнулись с неспособностью своей промышленности конкурировать с европейскими товарами. В итоге огромное количество населения вынуждено заниматься неквалифицированным трудом в развитых странах ЕС.

С учетом того, что эта ниша занята, каким трудом будет заниматься украинское население?

Отказ от законодательного суверенитета

Впрочем, экономическими вопросами соглашение между Украиной и ЕС не ограничивается. Дополнительно, Украина приняла на себя обязанности по имплементации европейского права.

Суть имплементации состоит во включении норм европейского права в украинское законодательство. Звучит красиво, а что означает на практике?

По сути, Украина теряет свой законодательный суверенитет, и принимает в качестве законов все нормативные акты ЕС.

МИД Украины готовит план по реализации соглашения об ассоциации с ЕС
Причем это касается не только уже действующих норм ЕС, но и любых принятых в будущем: "как только новый или исправленный законодательный акт ЕС будет добавлен к соответствующему Приложению, Украина должна имплементировать его в свою внутреннюю правовую систему".
Приложение к соглашению содержит несколько сотен директив ЕС по самым разным вопросам - от политики до транспорта.

Среди них, например, Директива Совета 2000/78/ЕС, гарантирующая равные права в сфере занятости всем гражданам, без дискриминации на "основании религии или верований, инвалидности, возраста или сексуальной ориентации". Директива эта стала скандально известной благодаря случаям применения ее положений для притеснений гетеросексуального большинства.

Или директива 2008/57/ЕС об оперативной совместимости железнодорожных систем в рамках Сообщества, согласно которой Украина обязана за свой счет перевести железнодорожные пути на европейский стандарт.

В случае отказа Украины от имплементации права, ЕС получает право устранить доступ украинских товаров на европейские рынки.

Также Украина берет на себя обязательства ратифицировать Римскую конвенцию о международном уголовном суде. Это суд, который будет стоять превыше всех национальных судов Украины. По его ордеру может быть арестован и выдан любой гражданин Украины, которая лишается права на защиту своих граждан.

Таким образом, Украина отдает законодательные полномочия бюрократам из Евросоюза, директивы ЕС становятся превыше национального права Украины. Налицо изменение конституционного порядка Украины, в том числе порядка принятия законов, что в соответствии с Конституцией отнесено к исключительному ведению Верховной Рады.

Часть. 2 ст. 9 Конституции Украины гласит, что заключение международных договоров, противоречащих Конституции Украины, возможно только после внесения соответствующих изменений в Конституцию.

Новая колония Европы

Подводя итог, могу констатировать: соглашение между Украиной и ЕС имеет односторонний и колониальный характер.

Европейскому союзу, погрязшему в долгах, безработице и иных экономических проблемах, понадобился донор. Со стороны ЕС цель Соглашения очевидна: получить беспрепятственный доступ европейских товаров на украинские рынки - без каких-либо предварительных затрат и условий.

Что касается целей украинских властей, то они также очевидны: обслуживание интересов западных кукловодов и украинской олигархии путем нещадной эксплуатации народа.

Такова цена, которую должен будет заплатить украинский народ за "вхождение в Европу".

  • Внешние ссылки откроются в отдельном окне О том, как поделиться Закрыть окно
  • Правообладатель иллюстрации EPA Image caption Сенат Нидерландов одобрил ратификацию соглашения ЕС с Украиной 30 мая

    Во вторник верхняя палата парламента Нидерландов одобрила ратификацию соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом.

    Нидерланды оставались последней страной ЕС, не ратифицировавшей соглашение из-за , на котором голландцы сказали "нет" ассоциации ЕС с Украиной.

    Но, несмотря на итоги плебисцита, правительство страны поддержало соглашение в декабре 2016 года, а нижняя палата парламента - в феврале 2017 года.

    Когда соглашение вступит в силу?

    Соглашение должно быть окончательно ратифицировано правительством Нидерландов, после чего его должен подписать король Виллем-Александр.

    Вслед за этим Нидерланды передадут ратификационные грамоты в ЕС, и в первый день следующего месяца соглашение об ассоциации Украины и Евросоюза должно вступить в силу.

    В чем смысл этого соглашения?

    Соглашение об ассоциации с ЕС регулирует постепенное экономическое и политическое сближение Украины и ЕС.

    Первые разделы касаются общих принципов, политического диалога и реформ, сближения внешней политики и безопасности, а также юстиции.

    Ключевыми в нем являются разделы, касающиеся торговли и экономического сотрудничества. Они предполагают создание зоны свободной торговли, против которой еще в 2013 году выступала Россия.

    Цель создания зоны свободной торговли - либерализация взаимного доступа на рынки товаров и услуг, а также согласование украинских правил и регламентов с нормами ЕС.

    Украина, как и другие страны, решившиеся на ассоциацию с Евросоюзом, должна привести в соответствие со стандартами ЕС свое законодательство, а также принять меры для улучшения инвестиционного климата.

    Что меняется с ратификацией этого документа?

    Ратификация соглашения - преимущественно политическое и юридическое решение.

    Большинство его разделов еще с 1 ноября 2014 года, а экономический раздел - с 1 января 2016 года.

    Тогда же были существенно снижены или отменены пошлины и тарифы на большинство товаров взаимной торговли, хотя на многие важные для Украины товары сохраняются квоты.

    Теперь имплементация соглашения существенно ускорится, а ЕС получит дополнительные механизмы контроля выполнения его Украиной.

    Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Украина приняла закон об ассоциации с ЕС в 2014 году

    Что все это означает для Украины?

    Соглашение об ассоциации содержит конкретные сроки и необходимые действия сторон - от снижения пошлин до принятия нужных законов и норм.

    С момента вступления документа в силу начнется отсчет всех сроков по обязательствам сторон, не подпавших под действие временного механизма.

    Самое главное - появятся юридически обязывающие сроки выполнения соглашения. Стороны более не смогут оправдывать отсутствие или задержки реформ тем, что соглашение не действует в полном объеме.

    Вступление в силу официального соглашения, вероятнее всего, ужесточит контроль со стороны ЕС за его выполнением Украиной.

    Ратификация также даст старт многим бюрократическим процессам согласований, мониторинга и принятия совместных решений.

    Почему против этого соглашения выступала Россия?

    Российские власти с самого начала опасались, что дешевые и качественные европейские товары захлестнут Украину, а если она останется членом зоны свободной торговли СНГ, под видом украинской продукции будут экспортироваться в Россию без пошлин.

    Противники таких опасений указывали на то, что на российско-украинской границе производится таможенный досмотр, который должен препятствовать незаконному реэкспорту.

    Россия приостановила с 1 января 2016 года действие договора о зоне свободной торговли с Украиной, но существует и другое опасение: соглашение об ассоциации Украины с ЕС может практически закрыть украинский рынок для значительной части российской продукции.

    За два года Украина должна внедрить технические стандарты Евросоюза, которым товары из России не всегда соответствуют.

    Однако еще в 2015 году в Еврокомиссии отмечали, что по многим категориям Украина уже перешла на эти стандарты, и ни одна российская компания не жаловалась на трудности с экспортом в новых условиях.

    И, наконец, как опасаются в России, снятие торговых барьеров между ЕС и Украиной означает общую переориентацию их спроса на продукцию друг друга. Россия как торговый партнер в данном случае оказывается в стороне.

    Что означает Соглашение об ассоциации ЕС - Республика Молдова?

    Правительство Республики Молдов a считает, что в национальных интересах нашей страны укрепление отношений с Европейским Союзом. Нашей конечной целью является членство ЕС. Однако, это долгосрочная цель. С самого начала мы должны строить Европу дома, создавать европейские стандарты демократии и процветания для всех наших граждан.

    O тношения сближения с ЕС, предоставляют нам лучший план, чтобы осуществить эти стремления. Именно поэтому правительство и ЕС провели ряд переговоров над тем, что известно как Соглашение об Ассоциации. Данный документ будет углубляться существующие отношения между нашей страной и ЕС, а также будет способствовать приобретению Молдовой статуса современной европейской страны.

    Для более подробного ознакомления с Соглашением об Ассоциации читайте . Ниже приведены ответы на некоторые распространенные вопросы:

    Что такое Соглашение об Ассоциации?

    Соглашение об Ассоциации с Европейским Союзом (короче, Соглашени e об Ассоциации или АА) является международным договором между Европейским Союзом (ЕС) и одной из стран, не входящих в состав ЕС, в нашем случае Республикой Молдова. Нажмите сюда , чтобы ознакомиться с официальным определением ЕС , данного термина. Соглашение об Ассоциации ЕС - Республика Молдова создаст основу для сотрудничества в таких областях как торговля, политик a и безопасности культур a . Однако, это больше, чем просто сотрудничество. Соглашение об Ассоциации позволит построить более глубокую интеграцию, как политически, так и экономически между нашей страной и ЕС.

    Что это означает на практике?

    Европейский союз основан на принципах уважения к демократии и верховенству права, то-что по сути включает в себя ценности и правовы e стандарты, которые дают зеленый свет развивающимся странам, как например нашей стране. Соглашение об ассоциации позволит переход политической и экономической систем Республики Молдова в соответствии с европейскими ценностями и стандартами и нормами ЕС.

    AA также включает Соглашени e об Углублённой и Всеобъемлющей Свободной Торговли , которое позволит снизить торговые барьеры между ЕС и Молдовой, тем самым увеличивая рост нашей экономики.

    Что данное Соглашение будет означать для меня?

    В первую очередь наша страна выиграет от развитой экономики, с наибольшим рынком, на подобии рынка ЕС.

    АА улучшит качество жизни наших граждан во многих других отношениях. Потребители, например, будут иметь доступ к более качественным и безопасным продуктам, которые будут отвечать техническим требованиям и стандартам ЕС. Малые и средние предприятия будут в полной мере пользоваться правами равной конкуренции, которые строго действуют на пространстве ЕС. Мы, граждане Республики Молдова, также выиграем от улучшения правовой базы для окружающей среды, здрaвoохранения, безопасности и нашей судебной системы, которые будут соответствовать европейскому законодательству.

    О Вильнюсском саммите ...?

    После парафирования в Вильнюсе, юристы, переводчики и эксперты рассмотрят согласованный текст Соглашения чтобы удостовериться, что не существуют никаких сoмнителных моментов. Затем, текст переводится на официальные языки всех стран-членов ЕС. Этот процесс занимает около полугода. По окончанию этого этапа, следует новое решение Европейского Совета, который представляет страны-члены ЕС. Мы ожидаем, что это решение будет принято осенью 2014 года. После утверждения этого соглашения последует его официальноe подписание Республикой Молдова и ЕС. Заключительный этап принято называть ратификацией: После подписания, прежде чем вступит в силу, Соглашениe об Ассоциации должно быть ратифицировано Парламентом Республики Молдова, парламентами 28-ми государств-членов и Европейским Парламентом.

    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
    Каково значение кровеносной системы
    Разделка говядины: что выбрать и как готовить?