Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Социальные взаимодействия и социальные отношения.

Социальное взаимодействие.

Социальное действие -- это любое проявление социальной активности (деятельность, поведение, реакция, позиция и проч.), ориентированное на других людей. Это простейшая единица (единичный акт) социальной деятельности, предполагающая (учитывающая) определенные ожидания и реакцию других людей. Социальное взаимодействие -- это процесс непосредственного или опосредованного взаимодействия социальных субъектов (акторов) друг на друга, обмена действиями между двумя и более акторами.

Социальное взаимодействие является одним из ключевых понятий в социологической теории, потому что все социальные явления (социальные отношения, процессы, изменения, социальная структура, статусы, роли и пр.) возникают в результате социального взаимодействия. Оно складывается из отдельных, направленных друг на друга социальных действий. Поэтому социальное взаимодействие предполагает взаимные действия как минимум двух социальных акторов. При этом действие может быть инициировано самим актором (индивидом, группой) и рассматриваться как «вызов», а может быть ответной реакцией на действия других -- «ответ на вызов».

Сущность социального взаимодействия заключается в том, что лишь во взаимодействии с другими людьми человек может удовлетворить подавляющее большинство своих потребностей, интересов, ценностей. Да и само по. себе взаимодействие является основной жизненной потребностью человека.

В процессе взаимодействия происходит обмен информацией, знаниями, опытом, материальными, духовными и иными ценностями; индивид (группа) определяет свою позицию относительно других, свое место (статус) в социальной структуре, свои социальные роли. Роль, в свою очередь, предписывает индивиду определенные образцы поведения и делает взаимодействие предсказуемым. Сама социальная структура, социальные отношения и социальные институты являются результатом различных видов и форм социального взаимодействия.

Важнейшим компонентом социального взаимодействия является предсказуемость взаимных ожиданий или, иными словами, взаимопонимание между акторами. Если акторы «говорят на разных языках» и преследуют взаимоисключающие цели и интересы, то результаты такого взаимодействия вряд ли будут положительными.

Исследование проблем социального взаимодействия всегда находилось в центре внимания ведущих социологов мира. Значительный вклад в развитие теории социального действия и социального взаимодействия внесли М. Вебер, П. Сорокин, Дж. Хоманс, Т. Парсонс и др.

М. Вебер считает, что источником социального действия и взаимодействия людей (индивидов, групп) являются их потребности, интересы и ценности. В ходе взаимодействия люди стремятся максимально рационализировать свое поведение с целью достижения наибольшей экономической эффективности. Потому для социальных действий характерными являются такие качества, как осознанность, рациональность и ориентированность на других. По мнению П. Сорокина, социальное взаимодействие -- это взаимный обмен коллективным опытом, знаниями, понятиями, высшим результатом которого является возникновение «культуры». На социетальном уровне социальное взаимодействие можно представить в виде социокультурного процесса, в ходе которого коллективный опыт передается от поколения к поколению. При этом «каждое поколение к полученной по наследству сумме знания (опыта) прибавляет свою часть, приобретенную им в течение жизни, и сумма коллективного опыта (знания) таким образом постоянно растет».

Дж. Хоманс рассматривает социальное взаимодействие в рамках созданной им в начале 60-х гг. XX в. концепции социального обмена. Он считает, что в процессе взаимодействия каждая из сторон стремится получить максимально возможные вознаграждения за свои действия и минимизировать затраты. К числу важнейших вознаграждений Дж. Хоманс относит социальное одобрение. Взаимно вознаграждаемое взаимодействие имеет тенденцию к регулярности и перерастает во взаимоотношения на основе системы взаимных ожиданий. Если ожидания не подтверждаются, то мотивация к взаимодействию и обмену будет снижаться. Однако между вознаграждением и затратами нет прямой пропорциональной зависимости, так как, кроме экономической и иной выгоды, действия людей детерминированы (обусловлены) множеством других факторов, например желанием получить максимально возможное вознаграждение без должных затрат или напротив -- желанием сделать добро, не рассчитывая на вознаграждение. Дальнейшее развитие и интерпретацию теория социального взаимодействия получила в трудах Т. Парсонса. По его мнению, социальное взаимодействие на уровне социальных систем происходит благодаря «зонам взаимопроникновения» и осуществляется в процессе взаимообмена. Социальные системы предстают как «открытые», находящиеся в состоянии постоянного взаимообмена. Кроме того, они дифференцированы на различные подсистемы, которые также вовлечены в процессы взаимообмена.

Социальные отношения.

Социальные отношения -- отношения между группами людей, занимающих разное положение в обществе, принимающих неодинаковое участие в его экономической, политической и духовной жизни, различающихся образом жизни, уровнем и источниками доходов, структурой личностного потребления. Субъектами социальных отношений являются "различные общности людей, вступающие в активное взаимодействие между собой, на основе которого формируется определенный способ их совместной деятельности.

Социальные отношения представляют собой отношения равенства и неравенства социальных групп по положению и роли в общественной жизни. С одной стороны, социальные отношения -- это взаимоотношения групп друг с другом, способные принимать характер сотрудничества или конфликта (на основе совпадения или столкновения интересов этих групп). Такие взаимоотношения могут принимать форму прямых контактов либо косвенную форму -- например, через отношения с государством. Изменения характера этих взаимоотношений обусловливаются изменениями в социальном положении и социальном облике взаимодействующих общностей.

С другой стороны, понятием "социальные отношения" характеризуется взаимное положение групп в обществе, т. е. то содержание, которое вкладывается в понятие социальных различий. Последние связаны с неодинаковыми, неравноценными возможностями и условиями существования и развития личности в зависимости от ее принадлежности к той или иной социальной общности.

Социальный контроль.

Важнейшим условием социального взаимодействия и эффективного функционирования социальной системы является предсказуемость в действиях и поведении людей. Отсутствие предсказуемости ведет общество (социальную общность) к дезорганизации и распаду. Поэтому общество создает различные механизмы социального контроля для того, чтобы координировать поведение своих членов.

В качестве механизмов социального контроля выступают различные социальные институты. Например, институт семьи осуществляет первичный социальный контроль и регулирует поведение людей в брачно-семейной сфере общества; политические институты регулируют социальный контроль политическими методами и т. д.

Чтобы поведение людей соответствовало социальным ожиданиям, в обществе создаются (формируются) определенные стандарты поведения -- социальные нормы.

Социальные нормы -- это социально одобряемые и/или законодательно закрепленные правила, образцы, стандарты, регулирующие поведение людей. Их (нормы) можно разделить на два основных вида:

  • 1) правовые нормы -- нормы, формально закрепленные в различного рода законодательных актах, например Конституции, Уголовном кодексе, Правилах дорожного движения и др. Нарушение правовых норм предполагает юридические, административные и иные виды наказания;
  • 2) нормы морали -- неформальные нормы, функционирующие в виде общественного мнения. Главным инструментом в системе норм морали является общественное порицание (осуждение) или общественное одобрение.

Чтобы люди всегда вели себя в соответствии с существующими в обществе нормами, необходимо, во-первых, обучать их соответствующему поведению, во-вторых, осуществлять контроль за соблюдением норм. Рассмотрим эти условия подробнее.

  • 1. Определенные стандарты социального поведения прививаются индивиду уже в раннем детстве. В период первичной социализации в семье и дошкольных учреждениях ребенок получает первые представления о том, как необходимо себя вести в тех или иных ситуациях. В ходе дальнейшей социализации индивид усваивает различные социальные роли, учится различать в какой социальной среде какое поведение является наиболее предпочтительным, определяет свое отношение к тем или иным социальным ожиданиям и нормам поведения, стремится вести себя в соответствии с существующими нормами или, напротив, нарушает их.
  • 2. Общество в ходе своего функционирования не только формирует социальные нормы, но и создает механизмы контроля за их исполнением, якое, как общественное мнение, средства массовой информации, органы внутренних дел, суды и т. д. Оно также заранее определяет базовую типологию социальных ролей и следит за их надлежащим соблюдением. Индивид, качественно исполняющий свою роль, как правило, удостаивается определенного вознаграждения, а «нарушитель» -- наказания.

Социальная структура, социальные отношения и обезличенные социальные статусы предписывают индивидам определенные стандарты социального поведения. Например, популярный артист эстрады, победив на губернаторских выборах и получив статус губернатора, вынужден отказаться от своей прежней роли и играть роль солидного политического лидера; вчерашний курсант, получив звание и статус офицера, должен играть роль строгого командира.

Методы контроля весьма многообразны и их применение варьируется в зависимости от конкретных условий и поставленных целей. Так, проявление трусости в обычных условиях может быть наказано презрительным отношением окружающих; аналогичный поступок, совершенный солдатом в военное время, нередко приравнивается к предательству и наказывается публичным расстрелом.

Старейший и наиболее простой способ социального контроля -- физическое насилие. Оно может применяться как один из методов воспитания в семье, как способ борьбы с преступностью, как одно из средств для наведения порядка в общественных местах и др.

Политический контроль является прерогативой государственных органов власти и общественно-политических институтов гражданского общества. Однако и само общество, если оно обладает достаточной гражданской культурой, может использовать механизмы политического контроля для защиты своих интересов. Политические методы социального контроля наиболее эффективны, так как они опираются на государственную власть и могут использовать в своих целях легитимное насилие.

Не менее эффективны экономические методы социального контроля. Суть их заключается в экономическом давлении (экономической выгоде или принуждении), оказываемом на индивида или социальные группы. Например, лояльный по отношению к своим нанимателям работник может быть поощрен дополнительным материальным вознаграждением, а работник, не проявляющий должной лояльности, может лишиться части своего заработка и даже своего места работы.

Существуют и другие методы социального контроля, например идеологические, религиозные, социокультурные, моральноэтические и т. д.

Значительное место в социальном контроле занимает такой феномен, каксамоконтроль. Этот сформировавшийся в процессе социализации и внутренних психических процессов механизм внутренней саморегуляции индивида. Ключевым понятием в формировании механизмов самоконтроля является интериоризация. Это процесс формирования внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению социальных реалий внешнего мира. Интериоризируя социальный мир, индивид обретает свою идентичность с определенной социальной группой, этносом, культурой. Социальные ценности и нормы становятся своими внутренними нормами, а социальный контроль превращается в самоконтроль. Основными элементами самоконтроля являются сознание, совесть и воля.

Сознание дает возможность оценивать ту или иную ситуацию с точки зрения чувственных и умственных образов.

Совесть не позволяет индивиду нарушать сложившиеся у него установки, принципы, убеждения.

Воля помогает индивиду преодолевать свои внутренние подсознательные желания и потребности и поступать в соответствии со своими убеждениями.

Социальное взаимодействие (интеракция) – это система взаимообусловленных социальных действий, при которой действия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других субъектов.

Говоря иначе, это обмен действиями, которые сопряжены друг с другом. Именно сопряженность действий, их возобновляемость, регулярность отличают социальное взаимодействие от единичных социальных контактов, делают его основой социальной жизни.

Социальные взаимодействия могут классифицироваться по самым различным категориям. Так, П. А. Сорокин (2.7) разграничивал их следующим образом:

по количеству субъектов взаимодействия – на взаимодействия двух индивидов, одного и многих, многих и многих индивидов;

· по продолжительности – на кратковременные и долговременные;

· по характеру – на односторонние и многосторонние;

· по организованности – на организованные и неорганизованные;

· по сознательности – на сознательные и стихийные;

· по «материи» обмена – на интеллектуальные (идейные), чувственно-эмоциональные и волевые.

Как и все виды социальной связи, социальные взаимодействия могут быть непосредственными и опосредованными. Первые возникают в ходе межличностного общения, вторые – в результате совместного участия людей в сложных системах (так, предприниматель, изменяющий оплату труда, включается в процесс взаимодействия со всеми рабочими, в том числе и с теми, об индивидуальном существовании которых он даже не знает).

Выделяют также два основных типа социального взаимодействия: сотрудничество и соперничество.

Сотрудничество предполагает наличие общих, совместных целей. Оно проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми (деловое партнерство, политический альянс, торговый союз, движения солидарности и т. д.) и строится на основе взаимоподдержки, взаимопомощи, признательности, уважения, стремления учитывать интересы партнера. Особой формой сотрудничества является кооперация, основу которой составляет социальный обмен услугами (материально-хозяйственными, интеллектуальными, образовательными, управленческими и др.).

Соперничество предполагает наличие единого неделимого объекта притязаний субъектов взаимодействия (авторитет, голоса избирателей, территория, властные полномочия и т. д.). Оно характеризуется стремлением опередить, отстранить, подчинить или уничтожить соперника. Соперничество может принимать вид конкуренции и конфликта. Конкуренция – это соперничество, при котором субъекты взаимодействия пытаются только опередить друг друга (например, предложить более качественный или дешевый товар). Конкуренция не обязательно предполагает знание конкретного соперника (например, участие в творческом конкурсе, спортивных соревнованиях и т. д.). Даже если соперник известен, то главное – добиться лучших результатов на данном поприще. Конфликт – это всегда прямое столкновение соперников. В отличие от конкуренции для конфликта характерны знание соперника и ожидание ответных действий с его стороны.

Рассматривая сотрудничество и соперничество как основные типы социального взаимодействия, современная социология избегает крайностей в их оценке. Так, конфликтологи признают пользу соперничества и рассматривают конфликты как источник развития системы социальных взаимодействий (2.8).

На основе социальных взаимодействий формируются социальные отношения, которые являются необходимой предпосылкой образования различных социальных групп и общностей. Социальные отношения – это устойчивая система взаимодействий, предполагающая определенные взаимные обязательства партнеров.

Социальные отношения отличаются продолжительностью, систематичностью, самовозобновляющимся характером. Так, когда говорят о межгосударственных отношениях, то имеют в виду сложившуюся и воспроизводящуюся систему отношений между странами как в сфере хозяйственно-экономической, так и в политической, культурной, научной и др.

Среди социальных отношений особое место занимают отношения зависимости, поскольку они пронизывают все системы социальных связей и отношений. Социальная зависимость может принимать формы структурной и латентной (скрытой) зависимости. Первая связана с различием статусов (3.3) в группе, что характерно для организации, где подчиненные зависят от руководителя. Вторая возникает из-за обладания социально значимыми ценностями независимо от официального статуса (так, руководитель может иметь подчиненного, от которого зависит в денежном отношении).

Наибольший интерес среди социальных отношений зависимости представляют властные отношения, в социологическом объяснении которых существует два подхода. Первый подход связан с именем М. Вебера (2.5) и акцентирует внимание на личностных способностях одних людей контролировать действия других.

Второй подход, называемый «системным», вытекает из того, что основой власти в организованном сложном обществе является официальный статус руководителя, заставляющий других подчиняться ему независимо от личностных качеств руководителя и подчиненных.

Оба подхода к объяснению сущности властных отношений подтверждаются социальной практикой. Так, возникновение политической партии нередко начинается с того, что появляется лидер, обладающий способностью к руководству людьми, оптимальному использованию ресурсов власти. Однако для укрепления своего влияния этот лидер должен получить официальный статус руководителя, узаконить свое общественное положение.

Социальные отношения охватывают очень широкий круг социальных систем и подсистем. Они могут быть экономическими, политическими, правовыми, профессиональными, семейно-родственны-ми, национально-этническими, религиозными, социокультурными и др. Из этого многообразия социальных отношений социологи-марксисты выделяют две основные их группы: материальные и идеологические. К первым относятся экономические, производственные, а также материальные отношения людей к природе; ко вторым – политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные и др. При этом идеологические отношения представляют собой надстройку над материальными общественными отношениями. Социальные отношения являются тем устойчивым элементом, на основе которого возникают различные социальные общности людей.

Социальные статусы

Понятие «статус» пришло в социологию из юриспруденции, где оно означает правовое положение юридического лица. Развернутое социологическое обоснование этой категории было дано в работах известных американских социологов Р. Линтона, Р. Мертона и др.

В самом широком смысле социальный статус – это позиция индивида в обществе, предполагающая определенные права и обязанности. Поскольку индивид включен в самые различные системы социальных связей и отношений, где занимает соответствующие позиции, у него не один, а несколько статусов. Эти статусы различаются в зависимости от пола, возраста, национальности, происхождения, семейного положения, образования, профессии, должности, характера выполняемой работы, партийной и профсоюзной принадлежности, религиозности и т. д. Совокупность всех этих статусов индивида называют «статусным набором». В статусном наборе выделяют главный статус, который определяет положение человека в обществе в целом. Это наиболее характерный для данного индивида статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди. Чаще всего такой статус связан с профессиональным видом деятельности, родом занятий, должностью по основному месту работы. В любом случае главный статус определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения и т. д. Разновидностями социального статуса являются предписанные и достигнутые статусы. Предписанным (приписываемым, приписанным, аскриптивным) называется статус, который индивид получает от рождения независимо от своей воли и желания. Такой статус определяется полом, национальностью, этническим происхождением, местом рождения, системой родства и т. д. К этому виду относятся также статусы, связанные с титулами, передаваемыми по наследству (князь, граф, барон и т. д.). Достигнутым (достигаемым) называется статус, приобретенный благодаря собственным усилиям индивида. Он определяется образованием, профессией, квалификацией, должностью и т. д. Этот статус предполагает свободу выбора, активность личности, ее способность принимать самостоятельные решения. В ряде случаев трудно установить вид статуса. Тогда говорят о смешанном статусе, сочетающем черты предписанного и достигнутого (статусы пенсионера, инвалида, безработного и др.). Следует отметить известную условность указанного подразделения статусов, поскольку в настоящее время у человека появляется возможность изменить пол и расу с помощью медицины. Поэтому при характеристике предписанного, часто прирожденного статуса, строго говоря, имеются в виду биологические пол и раса в отличие от социально приобретенных. Соотношение предписанных и достигнутых статусов в социальной структуре общества, степень их распространения могут служить важным показателем демократизма, цивилизованности данного общества. Исторический опыт показывает, что в традиционном доиндустриальном обществе преобладали предписанные статусы, которые и определяли в целом картину общественной жизни. В современном обществе, напротив, доминируют достигнутые статусы, стимулирующие социальную активность личности, развитие ее духовной свободы и самостоятельности.

От социального статуса принято отличать личный статус, который отражает положение, занимаемое индивидом в малой группе в зависимости от того, как он оценивается по своим личностным качествам. Социальный и личный статус не всегда совпадают: человек может занимать важное место в общественно-политической иерархии и в то же время быть аутсайдером на спортивной площадке. И наоборот, человек, не будучи руководителем, может быть неформальным лидером в компании друзей или в спортивной команде.

Существует определенная иерархия статусов, место в которой называется статусным рангом. Выделяют высокий, средний и низкий статусные ранги. Иерархия может иметь место между статусными группами (межгрупповая иерархия) и между статусами индивидов в рамках одной группы (внутригрупповая иерархия). Противоречия в межгрупповой и внутригрупповой иерархиях проявляются в расхождении статусов, которое возникает при двух обстоятельствах:

когда индивид имеет высокий статусный ранг в одной группе и низкий – в другой;

когда права и обязанности одного статуса несовместимы с правами и обязанностями другого (например, статус народного депутата несовместим со статусом министра).

При характеристике любого социального статуса выделяют следующие компоненты:

· статусные права и обязанности: первые определяют то, что носитель данного статуса может делать, вторые – что он должен делать;

· статусный диапазон: установленные рамки, в которых осуществляются статусные права и обязанности;

· статусные символы: внешние знаки отличия, позволяющие разграничивать носителей разных статусов (военнослужащие носят форму, у каждого сословия и класса свой стиль одежды и своя атрибутика);

· статусный образ, или имидж: совокупность представлений о том, как должен выглядеть и вести себя индивид в соответствии со своим статусом;

· статусная идентификация: определение степени соответствия индивида своему статусу.

Таким образом, статусы определяют содержание и характер социальных отношений. Они выступают в качестве структурных элементов социальной организации общества, обеспечивающих социальные связи между субъектами общественных отношений. Общество не только формирует социальные статусы, но и создает механизмы их воспроизводства, регулируя распределение индивидов по определенным социальным позициям. Соотношение различных статусов в социальной структуре – существенная характеристика общества, его социальной и политической организации.

Понятие социального статуса тесно связано с понятием социальной роли, которая является его функцией, динамической стороной, т. е. ожидаемым поведением индивида в зависимости от его позиции в обществе.

3.4. Социальная роль как динамический аспект социального статуса

Социальная роль – это модель поведения, ориентированная на данный статус. Это понятие отражает такие ситуации социального взаимодействия, когда регулярно на протяжении длительного времени воспроизводятся определенные стереотипы поведения. Поэтому социальную роль можно определить и как ожидаемое поведение индивида, обусловленное его статусом в обществе. Иными словами, это вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, присущих конкретному статусу.

Социологи рассматривают социальную роль как динамический аспект социального статуса. Если статус статичен, т. е. фиксирует позицию в данной социальной системе координат, то роль – это динамическая характеристика, определяющая, как должен вести себя человек, обладающий тем или иным статусом. Между статусом и ролью существует важное промежуточное звено – ожидание (экспектация), «предъявляемое» обществом или социальной группой к людям данного статуса. Ролевые ожидания (экспектации) могут закрепляться в виде правил, стандартов, норм поведения, а могут иметь и неформальный характер. И в том и в другом случае они выступают как особый тип социальной регуляции.

Каждый статус чаще всего предусматривает не одну, а несколько ролей. Так, статус университетского профессора предполагает такие роли, как преподавание, воспитание студентов, научное исследование, проведение экспертизы в соответствующей области, администрирование и т. д. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, определяют как «ролевой набор».

В ролевом наборе можно выделить основные роли, к которым относятся семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли. Успешное освоение и исполнение этих ролей членами общества обеспечивает нормальное функционирование всего общественного организма. В повседневной жизни человеку приходится исполнять также множество ситуационных ролей (роль пассажира, пешехода, покупателя, зрителя и т. д.).

При всех различиях социальные роли объединяет нечто общее – нормативная структура, в которой выделяются четыре компонента:

· описание типа поведения, соответствующего данной роли;

· предписания, или нормы, определяющие требования к выполнению той или иной роли;

· оценка выполнения данной роли;

· меры поощрения или наказания, стимулирующие правильное выполнение роли.

Таким образом, социальная роль – это своеобразный образец поведения, требуемый от носителя определенного статуса. Претендуя на данный статус, человек должен выполнять все ролевые требования, закрепленные за этой социальной позицией.

От социальной роли как образца поведения следует отличать реальное ролевое поведение, которое означает не социально ожидаемое, а фактическое поведение исполнителя конкретной роли. И здесь многое зависит от личностных качеств индивида, от степени усвоения (интернализации) им социальных норм, от его убеждений, установок, ценностных ориентации.

По мнению некоторых отечественных социологов, процесс реализации социальных ролей в целом определяют следующие факторы:

· биопсихологические возможности человека, которые могут способствовать или препятствовать выполнению той или иной социальной роли;

· личностный образец, определяющий комплекс поведенческих характеристик, необходимых для успешного выполнения роли;

· характер принятой в группе роли и особенности социального контроля, призванного следить за выполнением ролевого поведения;

· структура группы, ее сплоченность и степень идентификации индивида с группой.

В процессе реализации социальных ролей могут возникать определенные трудности, связанные с необходимостью человека исполнять в различных ситуациях множество ролей. Это приводит в ряде случаев к несовпадению социальных ролей, к возникновению между ними противоречий и конфликтных отношений.

Социологи выделяют следующие виды ролевых конфликтов:

v внутриролевые конфликты – это конфликты, при которых требования одной и той же роли противоречат друг другу (так, роль родителей предполагает не только доброе, ласковое обращение с детьми, но и требовательность, строгость по отношению к ним);

v межролевые конфликты – конфликты, возникающие в ситуациях, когда требования одной роли противоречат требованиям другой (например, требования основной работы женщины могут прийти в противоречие с выполнением ею домашних обязанностей);

v личностно-ролевые конфликты – конфликтные ситуации, когда требования социальной роли противоречат интересам и жизненным устремлениям личности (например, когда работа не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности).

Социальный опыт показывает, что очень немногие роли свободны от внутренних напряжений и конфликтов, которые нередко приводят к отказу от выполнения ролевых обязательств, к дискомфорту, моральному кризису, психологическому стрессу. Выходом из положения здесь является применение ряда защитных психологических механизмов («рационализация ролей» – перенос притязаний с одной роли на другую; «разделение ролей», предполагающее «выключение» из сознания индивида нежелательных ролей), а также нормативное регулирование ролей с целью разрешения конфликтных ситуаций.

Следует отметить, что представители структурного функционализма (Т. Парсонс, Р. Мертон и др.) рассматривают статусно-ролевые образования как исходные элементы структуры любой социальной общности, любого объединения людей. В зависимости от конфигурации этих элементов, а главное – от конкретного содержания социальных статусов и ролей, возникает множество социальных групп и систем, совокупность которых образует социальную структуру общества в самом широком смысле слова.

Таким образом, статусно-ролевая теория позволяет описывать не только механизмы взаимодействия личности и общества, но и процессы функционирования и развития социальной системы в целом.

Социальные институты

Социальный институт (от лат. institutum – установление, учреждение) – одно из главных понятий в социологии. Существует немало его определений и трактовок. В российском энциклопедическом социологическом словаре социальные институты определяются как относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.

Известный американский социолог Н. Смелзер (чье учебное пособие по социологии завоевало особую популярность в России) определяет социальный институт как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности. Нередко социальный институт трактуется и как устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих наиболее важные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов.

При всех различиях подобные определения объединяет понимание социального института как специфического социального образования, призванного обеспечить воспроизводство общественных отношений, надежность и регулярность удовлетворения основных потребностей общества. Благодаря социальным институтам в обществе достигается стабильность, предсказуемость поведения людей, устойчивость их социальных связей.

Социальный институт представляет собой сложную общественную конструкцию, в основе которой лежат нормативные связи, предписывающие определенные стандарты и типы поведения. Поэтому, с одной стороны, социальный институт – это совокупность лиц, учреждений, осуществляющих конкретную функцию (семья, религия, политика, образование, наука, государство), а с другой – система норм и ценностей, гарантирующих сходное поведение людей, согласование их интересов. Именно в социальном институте содержатся самые общие и универсальные ценностно-нормативные образцы поведения, ориентированные на реализацию базовых потребностей человека и общества.

Деятельность любого социального института определяется: 1) набором специфических социальных норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения; 2) интеграцией института в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества, что позволяет узаконить его деятельность; 3) наличием материальных средств и условий, обеспечивающих выполнение определенных функций.

В зависимости от целей и задач, выполняемых функций в обществе можно выделить следующие основные социальные институты:

? институт семьи и брака, выполняющий наиболее важную функцию – биологическое воспроизводство населения;

? экономические институты, занимающиеся производством и распределением благ и услуг, регулированием денежного обращения, организацией и разделением труда (собственность, предприятия, банки, торговая система, хозяйственные объединения различного типа);

? политические институты, связанные с завоеванием, осуществлением и распределением политической власти, с выполнением функций управления и мобилизации ресурсов, обеспечивающих социальный порядок, безопасность общества и его функционирование как целостной системы (государство, политические партии, армия, правоохранительные органы, профсоюзы, общественно-политические объединения и т. д.);

? социокультурные и воспитательные институты, ориентированные на создание, развитие и распространение научных знаний, духовных и культурных ценностей, на образование и воспитание молодого поколения (образование, наука, искусство, религия и др.).

Существуют и другие классификации социальных институтов. Многие социологи особо выделяют институт религии, подчеркивая уникальность его роли в жизни общества. Отмечают также существенное значение церемониально-символических институтов, регулирующих повседневные контакты, разнообразные формы группового и межгруппового поведения. В качестве важнейшего социального института современного общества рассматриваются средства массовой информации, формирующие общественное мнение и оказывающие идеологическое воздействие на сознание людей. Наконец, классификация социальных институтов часто дополняется институтами здравоохранения и социальной защиты.

Следует отметить известную условность любой типологии социальных институтов. В реальной жизни их функции настолько тесно переплетены, что порой бывает трудно провести грань между ними. Так, государство занимается хозяйственной деятельностью, способствует развитию духовных процессов, регулирует семейные отношения. А институт семьи фактически является пунктом пересечения функциональных связей всех других социальных институтов (собственности, финансов, образования, права, религии, культуры и т. д.).

Каждый социальный институт предполагает как внешние атрибуты, так и внутреннюю содержательную сторону. Так, если правовой институт внешне – это совокупность учреждений и лиц (адвокаты, судьи, прокуроры), то в содержательном отношении – это комплекс стандартизированных образцов поведения, выражающих социальные роли, присущие правоохранительной системе (роль прокурора, адвоката, судьи).

Вместе с тем существуют определенные черты и признаки, характерные для всех социальных институтов. Социологи выделяют пять групп таких общих признаков:

установки и образцы поведения (для института семьи – привязанность, уважение, доверие; для института образования – стремление к знанию);

культурные символы (для семьи – обручальные кольца, брачный ритуал; для государства – герб, флаг, гимн; для бизнеса – фирменная марка, патентный знак; для религии – крест, иконы);

утилитарные культурные черты (для семьи – дом, квартира, мебель; для бизнеса – магазин, фабрика, оборудование; для образования – классы, библиотека);

устные и письменные кодексы поведения (для государства – конституция, законы; для бизнеса – контракты, лицензии);

идеология (для семьи – любовь, совместимость; для бизнеса – свобода торговли, расширение дела; для религии – православие, католицизм, протестантизм, буддизм, ислам).

Деятельность социального института считается функциональной, если она приносит пользу обществу, способствует его стабильности и интеграции. Когда же социальный институт не выполняет своих основных функций, то его деятельность расценивается как дисфункциональная. Дисфункция выражается в падении общественного престижа и авторитета социального института, вырождении его функций в символическую, ритуальную деятельность, лишенную рациональных целей.

Неудовлетворенная общественная потребность может вызвать стихийное появление видов деятельности, имеющих целью восполнить дисфункцию института, однако за счет нарушения существующих норм и правил. В своих крайних формах активность подобного рода может выражаться в противоправной деятельности. Так, дисфункция некоторых экономических институтов является причиной развития «теневой экономики», выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т. п. Преодоление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность.

  • Анализ результатов исследования. «Анкета для изучения особенностей взаимодействия детей друг с другом» данные, полученные в результате обработки анкет подтвердили

  • Нельзя понять человеческие отношения, изучая только индивидов и их особенности. Характеристика любой социальной группы гораздо сложнее, чем простая сумма характеристик составляющих ее членов. Социальные общности имеют собственную природу, они живут и развиваются по собственным законам. Приходилось ли вам наблюдать, что человек, находясь в компании, часто поступает так, как он никогда бы не стал делать, будучи один? Поведение группы не складывается из суммы действий ее членов.

    Оно представляет собой взаимодействие, которое трудно или невозможно понять, имея сведения только об отдельных людях. В данном случае уместно провести аналогию с химической наукой. Нельзя понять, что такое вода, исследуя только свойства кислорода и водорода. Ведь когда они соединяются, получается нечто новое по своим характеристикам - вода. Примерно то же самое происходит, когда люди собираются вместе. (Подумайте, на основании чего складываются связи между людьми. Какие их разновидности существуют?)

    Социальная связь - это совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные действия, их взаимные отношения, которые объединяют людей в социальные общности. В социальной связи можно выделить: субъектов связи (двое и более людей), предмет связи (по поводу чего осуществляется связь), механизм регулирования взаимоотношений.

    Естественно, что социальные связи формируются на основе непосредственных контактов между людьми.

    Ежедневно мы встречаем массу людей, вступаем с ними в определенные контакты, которые, скорее всего, не свяжут нас с ними в будущем: подсказываем случайному прохожему, как найти нужную ему улицу; покупаем билет в общественном транспорте; помогаем пожилому человеку перейти дорогу и т. д. Контакты могут быть единичными (например, поездка в метро с другими пассажирами) и регулярными (например, ежедневная встреча с соседом по подъезду). Социальные контакты характеризуются, как правило, отсутствием глубины в отношениях между субъектами: партнер по контакту может быть легко заменен другим человеком (можно сесть в другой автобус и купить билет у другого кондуктора). Социальный контакт - это первый шаг к установлению социальных отношений, скорее, соучастие, но еще не взаимодействие.

    На вопрос, при каких условиях возникают социальные связи, существует единственный ответ: контакт должен вызывать взаимную заинтересованность. Люди должны понимать значение или ценность данного социального контакта для них. Это уже следующая ступенька в развитии социальных связей - социальные взаимодействия. (В социологии принят специальный термин для обозначения социального взаимодействия - интеракция.)

    Социальное взаимодействие - это систематические, достаточно регулярные, взаимообусловленные социальные действия субъектов, направленные друг на друга. Происходит как бы обмен действиями разного характера; при этом действия одного участника приспосабливаются к действиям другого. Примером могут служить отношения учителя и ученика, начальника и подчиненного, родителей и детей. (Приведите свои примеры, рассмотрите какой-нибудь из них более подробно.)

    Как вы уже поняли, именно глубокая и тесная координация действий партнеров является основной характеристикой социального взаимодействия.

    Когда взаимодействия превращаются в стабильную систему, то они становятся социальными отношениями.

    Партнеры принимают на себя определенные функции, обретают совокупность прав и обязанностей, которые они должны выполнять по отношению друг к другу.

    Люди осуществляют взаимодействия на разных уровнях общности. В соответствии с этим можно выделить межличностные отношения индивидов; личностно-групповые отношения; межгрупповые отношения.

    Развитие социальных отношений может происходить в двух направлениях: усиление связей, партнерских отношений или обособление и даже противостояние. Давайте рассмотрим основные формы социальных взаимодействий, к которым, в частности, относятся сотрудничество, соперничество, конфликт.

    Сотрудничество предполагает участие в общем деле. Оно проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми: деловое партнерство, дружба, солидарность, политический союз между партиями, государствами, сотрудничество между фирмами и др. Это основа объединения людей в организации или группы, проявления взаимопомощи, взаимоподдержки, любви.

    Соперничество проявляется в стремлении сторон превзойти друг друга, добиться определенного успеха в достижении неделимого объекта притязаний обеих сторон (власть, голоса избирателей, территория, привилегии и др.).

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Социальные отношения и взаимодействие

    Введение

    Актуальность работы заключается в рассмотрении специфики отношений и взаимодействий, существующих в обществе, и особенностей их влияния на облик всего общества.

    Цель работы состоит в изучении социальных отношений и взаимодействий.

    Достижение цели предполагает решение ряда задач:

    1) определить особенности социальных отношений;

    2) рассмотреть социальные взаимодействия;

    3) изучить формирование социальных отношений.

    Социальные отношения и взаимодействие

    Особенности социальных отношений

    Нельзя понять человеческие отношения, изучая только индивидов и их особенности. Характеристика любой социальной группы гораздо сложнее, чем простая сумма характеристик составляющих ее членов. Социальные общности имеют собственную природу, они живут и развиваются по собственным законам. Поведение группы не складывается из суммы действий ее членов. Оно представляет собой взаимодействие, которое трудно или невозможно понять, имея сведения только об отдельных людях. В данном случае уместно провести аналогию с химической наукой. Нельзя понять, что такое вода, исследуя только свойства кислорода и водорода. Ведь когда они соединяются, получается нечто новое по своим характеристикам. Примерно то же самое происходит, когда люди собираются вместе.

    Социальные отношения Ї это "система нормированных взаимодействий между партнерами по поводу чего-то, связывающего их (предмет, интерес и т. д.)" В отличие от социального взаимодействия, социальные отношения Ї это устойчивая система, ограниченная определенными нормами (может, даже и неформальными). Необходимо отметить, что не тождественны и понятия социальная зависимость и социальные отношения. Зависимость является только элементом социальных отношений, она полностью не раскрывает их сущность. Социальные отношения Ї это сложная система, которая состоит не только из системы зависимостей, возникающей между партнерами по поводу связующего звена и их характера зависимостей.

    В разных науках и разговорном языке данное понятие употребляется в разных значениях. Например, неравное отношение сил, в данном случае "отношение" употребляется как равнозначное "соотношение". Или подчеркивается, что А находится в определенных отношениях к Б, если положение А в обществе зависит от Б. Более сложным будет очень часто употребляемое выражение "производственные отношения". В данном случае отмечается сложная объективная и независимая от индивида система зависимостей, в которую он попадает в процессе основанного на разделении труда производства.

    Из всего многообразия употреблений понятия отношений выделяют два следующих наиболее важных его значения. В первом случае под ним подразумевается определенное состояние или положение А и Б, т. е. такое состояние взаимной зависимости, к возникновению которого они сознательно не стремились и не имели никаких субъективных намерений по этому поводу. Например, производственные отношения. Во втором случае Ї это сознательное и субъективно направленное действие А относительно Б, которое основано на осознании субъективно определенной зависимости одного от другого. Пример Ї отношения дружбы.

    Социальные отношения могут возникать и между людьми, которые контактируют только опосредованно, даже не зная о существовании друг друга, в данном случае взаимодействия между ними будут осуществляться не благодаря субъективному ощущению обязанности или намерению поддерживать данные отношения, а за счет институциональных учреждений более широких общностей.

    Поэтому под социальными отношениями мы может подразумевать широкий круг социальных систем. Это может быть и дружба двух девочек, и отношения между учителем и учеником, и договор о труде между рабочим и работодателем, и сотрудничество между двумя предприятиями, и союз двух государств и т. д. В данной системе можно выделить следующие элементы:

    Ї субъекты связи Ї два индивида, или две социальные группы, либо индивид и социальная группа;

    Ї связующее их звено, которым может быть какой-нибудь предмет, интерес, общая ценность, создающие основу отношения;

    Ї определенная система обязанностей и долженствований или установленных функций, которые обязательно должны выполнять партнеры по отношению друг к другу.

    Можно утверждать, что общественные отношения возникают:

    Ї между индивидами как частью социальной группы;

    Ї между группами индивидов;

    Ї между отдельными индивидами и группами индивидов .

    Благодаря отношениям люди объединяются в различные совокупности. Произвольные же действия и взаимодействия не смогут привести к появлению внутренней организации социальных групп. В связи с этим изучение социальных действий и взаимодействий хотя и является необходимым, но оно только подготавливает исследователя к изучению интересующих его социальных отношений, и наиболее важное значение приобретает изучение сущностей социальных отношений.

    Социальные отношения функционируют в рамках системы социальных институтов и регулируются механизмом социального контроля.

    Социальные взаимодействия

    Социальная связь Ї это совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные действия, их взаимные отношения, которые объединяют людей в социальные общности. В социальной связи можно выделить: субъектов связи (двое и более людей), предмет связи (по поводу чего осуществляется связь), механизм регулирования взаимоотношений.

    На вопрос, при каких условиях возникают социальные связи, существует единственный ответ: контакт должен вызывать взаимную заинтересованность. Люди должны понимать значение или ценность данного социального контакта для них. Это уже следующая ступенька в развитии социальных связей Ї социальные взаимодействия.

    Социальное взаимодействие Ї это систематические, достаточно регулярные, взаимообусловленные социальные действия субъектов, направленные друг на друга. Происходит как бы обмен действиями разного характера; при этом действия одного участника приспосабливаются к действиям другого. Примером могут служить отношения учителя и ученика, начальника и подчиненного, родителей и детей.

    Именно глубокая и тесная координация действий партнеров является основной характеристикой социального взаимодействия. Когда взаимодействия превращаются в стабильную систему, то они становятся социальными отношениями. Партнеры принимают на себя определенные функции, обретают совокупность прав и обязанностей, которые они должны выполнять по отношению друг к другу.

    Люди осуществляют взаимодействия на разных уровнях общности. В соответствии с этим можно выделить межличностные отношения индивидов; личностно-групповые отношения; межгрупповые отношения. Развитие социальных отношений может происходить в двух направлениях: усиление связей, партнерских отношений или обособление и даже противостояние. К "основным формам социальных взаимодействий относятся сотрудничество, соперничество, конфликт" отношение взаимодействие социальный

    Сотрудничество предполагает участие в общем деле. Оно проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми: деловое партнерство, дружба, солидарность, политический союз между партиями, государствами, сотрудничество между фирмами и др. Это основа объединения людей в организации или группы, проявления взаимопомощи, взаимоподдержки, любви.

    Соперничество проявляется в стремлении сторон превзойти друг друга, добиться определенного успеха в достижении неделимого объекта притязаний обеих сторон (власть, голоса избирателей, территория, привилегии и др.).

    Социальный конфликт Ї это особое взаимодействие индивидов, групп и объединений при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов. Конфликт Ї это противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон. В зависимости от сфер противоречий конфликты подразделяются на личностные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые, конфликты с внешней средой и др.

    Социальный конфликт может характеризоваться многими условиями, влияющими на его развитие:

    Ї намерениями участников конфликта (добиться компромисса или полностью уничтожить соперника);

    Ї отношениями к средствам физического насилия, в том числе вооруженного;

    Ї уровнем доверия между сторонами (насколько они гoтoвы следовать определенным правилам взаимодействия);

    Ї адекватностью оценки конфликтующими cтopoнaми истинного положения дел.

    Анализируя тот или иной социальный конфликт, следует иметь в виду конкретную стадию, на которой он находится. Все социальные конфликты проходят три стадии: предконфликтную, непосредственно конфликтную и послеконфликтную.

    Для успешного разрешения социальных конфликтов необходимо своевременно определить его истинные причины. Кроме того, противоборствующие стороны должны проявить обоюдную заинтересованность в отыскании путей устранения причин, вызвавших их борьбу. На nослеконфликтной стадии принимаются меры для окончательного устранения противоречий между противостоявшими сторонами (сотрудники уволены, предприятие продолжает свою работу; по возможности снятие социально-психологической напряженности во взаимоотношениях администрации и оставшихся работников, поиск оптимальных путей для избежания такой ситуации в будущем).

    Социальные конфликты могут привести как к дезинтегративным, так и к интегративным последствиям. Первые из этих последствий усиливают ожесточение, разрушают нормальные партнерские отношения, отвлекают людей от решения насущных проблем. Вторые Ї помогают разрешить проблемы, найти выход из сложившейся ситуации, усиливают сплоченность группы, позволяют ее членам четче осознать свои интересы. Избежать конфликтных ситуаций практически невозможно, но вполне возможно добиться того, чтобы они были заключены в институциональные рамки, определенные нормированными отношениями.

    Формирование социальных отношений

    Почему же социальные отношения, порождаемые подчас сходными взаимодействиями, отличаются друг от друга по содержанию. Очевидно, социальные взаимодействия осуществляются на различной основе. В настоящее время ряд видных социологов: например, "Г. Лассвелл и А. Кэплэн считают, что основой, придающей социальным взаимодействиям определенные окраску и содержание и делающей из них социальные отношения, являются ценности".

    В силу неравенства, существующего в обществе, ценности распределены среди членов общества неравномерно. В каждой социальной группе, в каждом социальном слое или классе существует свое, отличное от других распределение ценностей между членами социальной общности. Такое распределение обусловливает первоначальный характер взаимодействий, а затем и социальных отношений. Именно на неравном распределении ценностей строятся отношения власти и подчинения, все виды экономических отношений, отношения дружбы, любви, партнерства и т. д.

    Распределение ценностей в социальной группе называется ценностным образцом данной группы. Для измерения ценностного образца какой-либо определенной социальной группы используется распределительный индекс, показывающий дисперсию показателя какой-либо ценности среди членов группы. Чем выше этот индекс, тем менее равномерно распределяется данная ценность внутри социальной группы.

    В своем стремлении к достижению ценностей люди вступают в конфликтные взаимодействия, если они считают существующий ценностный образец несправедливым, и активно пытаются изменить собственные ценностные позиции. Но они также используют кооперативные взаимодействия, если ценностный образец их устраивает или если надо вступать в коалиции против других личностей или групп. И, наконец, люди вступают во взаимодействия в форме уступок, если ценностный образец считается несправедливым, но часть членов группы по разным причинам не стремится изменить существующее положение.

    Активность индивидов определяется двумя показателями:

    1) ценностной экспектацией (это позиция, ожидаемая индивидом) Ї показателем, характеризующим удовлетворенность ценностным образцом;

    2) ценностными требованиями (это позиции, которые пытается занять индивид в процессе распределения ценностей).

    Бывает, что индивид или группа имеют высокие ценностные экспектации, но не предпринимают активных действий для занятия более высоких позиций. Только сочетание ценностных экспектации с повышенными ценностными требованиями приводит к активному взаимодействию, направленному на перераспределение ценностей. Реальная возможность в достижении той или иной ценностной позиции называется ценностным потенциалом.

    Социальные отношения возникают из взаимодействий, направленных на достижение разного рода ценностей. Анализ человеческих ценностей позволяет условно разделить их на две основные группы: ценности благосостояния и прочие ценности. Под ценностями благосостояния понимаются те ценности, которые являются необходимым условием для поддержания физической и умственной активности индивидов. В эту группу ценностей входят, прежде всего: благополучие, богатство, мастерство (квалификация), просвещенность. Благополучие означает здоровье и безопасность индивидов; богатство Ї услуги и различные материальные блага; мастерство Ї приобретенный профессионализм в некоторой практической деятельности; просвещенность Ї знания и информационный потенциал индивида, а также его культурные связи.

    Прочие ценности, как правило, выражаются в действиях, как данного индивида, так и других. Наиболее значимыми из прочих ценностей следует считать власть, уважение, моральные ценности и аффективность. Самой значимой из них является власть. Это наиболее уникальная и высокая ценность, так как обладание ею дает возможность приобретать любые другие ценности. Уважение Ї это ценность, означающая статус, престиж, славу и репутацию. Стремление к обладанию этой ценностью по праву считается одной из основных человеческих мотиваций. Моральные ценности включают в себя доброту, великодушие, добродетель, справедливость и другие моральные качества. Аффективность Ї это ценности, включающие, прежде всего любовь и дружбу.

    Эти определения, касающиеся социальных ценностей, приведены потому, что они являются ключом к пониманию практически всех видов социальных отношений. Такие отношения образуются в результате повторяющихся взаимодействий, когда, с одной стороны, наблюдается потребность в приобретении ценностей или контроля над ними, а с другой Ї имеются ресурсы желаемых ценностей. Предположим, один индивид обладает ресурсами в виде богатства, а другой не заинтересован в приобретении материальных ценностей. В этом случае возможен лишь один тип отношений Ї независимость каждого из индивидов, незаинтересованность и равнодушие. Всем известен, например, случай, когда Александр Македонский, обладавший властью, богатством и престижем, предложил воспользоваться этими ценностями философу Диогену Синопскому. Царь попросил философа назвать желание, предъявить любое требование, которое он немедленно выполнит. Но Диоген не имел потребностей в предложенных ценностях и выразил единственное желание: чтобы царь отошел и не загораживал солнца. Отношения почтения и благодарности, на которые рассчитывал Македонский, не возникли, Диоген остался независимым, как, впрочем, и царь.

    Таким образом, содержание и смысл социальных отношений зависит от того, как соединяются во взаимодействиях потребность в ценностях и владение ими. Подход к изучению социальных отношений с точки зрения владения и обмена ценностями дает возможность проводить плодотворный анализ отношений в сфере политики, бизнеса, производства.

    Заключение

    Нельзя понять человеческие отношения, изучая только индивидов и их особенности. Характеристика любой социальной группы гораздо сложнее, чем простая сумма характеристик составляющих ее членов. Социальные общности имеют собственную природу, они живут и развиваются по собственным законам. Поведение группы не складывается из суммы действий ее членов. Оно представляет собой взаимодействие, которое трудно или невозможно понять, имея сведения только об отдельных людях.

    Социальные отношения Ї это система нормированных взаимодействий между партнерами по поводу чего-то, связывающего их (предмет, интерес и т. д.). В отличие от социального взаимодействия, социальные отношения Ї это устойчивая система, ограниченная определенными нормами (может, даже и неформальными).

    Социальное взаимодействие Ї это систематические, достаточно регулярные, взаимообусловленные социальные действия субъектов, направленные друг на друга. Происходит как бы обмен действиями разного характера; при этом действия одного участника приспосабливаются к действиям другого.

    Социальные отношения возникают из взаимодействий, направленных на достижение разного рода ценностей. Содержание и смысл социальных отношений зависит от того, как соединяются во взаимодействиях потребность в ценностях и владение ими. Подход к изучению социальных отношений с точки зрения владения и обмена ценностями дает возможность проводить плодотворный анализ отношений в сфере политики, бизнеса, производства.

    Список использованных источников

    1. Аверин, А.Н. Социология / А.Н. Аверин. Ї М.: ЮНИТИ, 2008. Ї 478 с.

    2. Андреев, Ю.П. Общая социология / Ю.П. Андреев. Ї М.: ДАНАТА, 2007. Ї 387 с.

    3. Бородкин, Ф.М. Общая социология / Ф.М. Бородкин. Ї М.: ЮНИТИ, 2008. Ї 474 с.

    4. Коган, Л.Н. Социология / Л.Н. Коган. Ї М.: ЮНИТИ, 2008. Ї 367 с.

    5. Кравченко, А.И. / Социология и политология / А.И. Кравченко. Ї М.: ДАНАТА, 2008. Ї 411 с.

    6. Минаев, О.Г. Социология / О.Г. Минаев. Ї М.: ЮНИТИ, 2008. Ї 429 с.

    7. Фролов, С.С. Общая социология / С.С. Фролов. Ї М.: ТК Велби, 2008. Ї 384 с.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Социальные отношения: типология, ценностные и нормативные характеристики. Социальные отношения зависимости и власти. Виды власти в современном обществе. Социальные отношения на международном уровне: глобальный уровень общества, международные отношения.

      дипломная работа , добавлен 14.06.2010

      Социальные отношения как устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. Виды социальных деформаций. Симптоматика "гулаговской психологии". Механизмы психологической защиты личности.

      контрольная работа , добавлен 15.03.2013

      Понятие и основные типы общества. Общественные отношения как отношения, которые возникают между людьми в процессе их жизнедеятельности. Нормы, регулирующие общественные отношения. Взаимодействие общества и природы. Структура общественных отношений.

      реферат , добавлен 19.05.2010

      Социальная структура общества, Семья как малая группа, отношения между поколениями. Социальные роли в подростковом возрасте. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества, значимость здорового образа жизни. Межнациональные отношения.

      презентация , добавлен 29.10.2013

      Социальные нормы как правила поведения, регулирующие отношения между людьми, общественную жизнь, признаки и основные виды норм. Девиантное поведение в общественной жизни. Совокупность санкций, призванных удерживать индивидов от девиантного поведения.

      краткое изложение , добавлен 14.11.2011

      Гуманитарные дисциплины. Личность в системе социальных отношений. Этапы, агенты социализации. Десоциализация и Ресоциализация. Государство сущность, типы, функции. Черты гражданского общества. Взаимодействие с себе подобными в процессе социализации.

      реферат , добавлен 30.09.2008

      Социальная сфера жизни общества как совокупность социальных отношений, под которыми понимается отношения между людьми. Анализ видов санкций: официальные, позитивные. Этнос как большая группа людей, которая отличается специфическими культурными чертами.

      презентация , добавлен 17.04.2013

      Социальные права как особая форма регулирования отношений в обществе со стороны государства, общая характеристика. Знакомство с функциями социальной политики: компенсаторная, кумулятивная, элективная. Анализ плана социально-экономического развития.

      курсовая работа , добавлен 29.05.2013

      Универсальные принципы организации научного знания. Социальные связи и отношения. Определение и свойства социальных процессов. Описание социального процесса. Глобальная коммуникация: поток информации. Социальные изменения, происходящие в обществе.

      контрольная работа , добавлен 20.01.2011

      Социальная система как совокупность социальных явлений и процессов, которые находятся в отношениях и связи между собой, образуя некоторый социальный объект. Окружающая среда, упорядоченность и установление границ системы. Социальные организации.

    Социальные отношения - это отношения между социальными группами или их членами.

    Социальные отношения подразделяются на односторонние и взаимные. Односторонние социальные отношения характеризуются тем, что их участники вкладывают в них различный смысл

    Например, любовь со стороны индивида может наткнуться на презрение или ненависть со стороны объекта его любви.

    Виды социальных отношений: производственные, экономические, правовые, нравственные, религиозные, политические, эстетические, межличностные

      Производственные отношения концентрируются во множестве профессионально-трудовых ролей-функций человека (например, инженер или рабочий, руководитель или исполнитель и т.д.).

      Экономические отношения реализуются в сфере производства, владения и потребления, представляющей собой рынок материальной и духовной продукции. Здесь человек выступает в двух взаимосвязанных ролях - продавца и покупателя.Экономические отношения бывают планово-распределительными и рыночными.

      Правовые отношения в обществе закрепляются законодательным путем. Они устанавливают меру свободы личности как субъекта производственных, экономических, политических и других общественных отношений.

      Нравственные отношения закрепляются в соответствующих ритуалах, традициях, обычаях и других формах этнокультурной организации жизни людей. В этих формах заключается моральная норма поведения

      Религиозные отношения отражают взаимодействие людей, которое складывается под влиянием представлений о месте человека во вселенских процессах жизни и смерти, и т.д. Эти отношения вырастают из потребности человека к самопознанию и самосовершенствованию, из сознания высшего смысла бытия

      Политические отношения концентрируются вокруг проблемы власти. Последняя автоматически приводит к доминированию тех, кто ею обладает, и подчинению тех, кто ее лишен.

      Эстетические отношения возникают на основе эмоционально-психологической привлекательности людей друг для друга и эстетического отражения вещественных объектов внешнего мира. Эти отношения отличаются большой субъективной вариантностью.

      Среди межличностных отношений выделяются отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские и отношения, переходящие в интимно-личностные: любовные, супружеские, родственные.

    18. Социальная группа

    Соц. группа, по мнению Мертона – это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других.

    Признаки социальной группы:

    Осознание членства

    Способы взаимодействия

    Осознание единства

    КулИ разделил социальные группы на первичные и вторичные:

      Семья, группа сверстников, поскольку они дают индивиду самый ранний и наиболее полный опыт социального единства

      Образуются из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные связи (обусловлены достижению определенных целей)

    Социальные группы делятся на реальные и квазигруппы, большие и малые, условные, эксперементальные и референтные

    Реальные группы – ограниченная в размерах общность людей, объединенная реальными отношениями или видами деятельности

    Квазигруппы характеризуются случайностью и стихийностью образования, неустойчивостью взаимосвязей, кратковременностью взаимодействия. Как правило они существуют непродолжительное время, после чего они либо распадаются, либо превращаются в устойчивую социальную группу – толпа (например, болельщики) – общность интересов, объекта внимания

    Малая группа – относительно небольшое число индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом и объединенных общими целями, интересами, ценностными ориентациями. Малые группы могут быть формальными и неформальными

    Формальные группы – чётко отражены позиции участников группы, определены взаимодействия между членами группы по вертикали – кафедра в универе.

    Неформальная группа возникает и складывается стихийно, в ней ни позиции, ни статусы, ни роли. Отсутствует структура властных отношений. Семья, группа друзей, сверстников

    Большая группа представляет собой реальную, значительную по размерам и сложно организованную общность людей, вовлеченную в общественную деятельность и систему соответствующих отношений и взаимодействий. Коллектив ВУЗа, предприятия, школы, фирмы. Групповые нормы поведения, и т.д.

    Референтная группа – группа, в которую индивиды не включены реально, но с которой соотносят себя как с эталоном и ориентируются в своем поведении на нормы и ценности этой группы.

    Условная группа – группа, объединенная по определенным признакам (пол, возраст, уровень образования, профессии) – они создаются социологами для проведения социологического анализа (студенчество Алтая).

    Разновидностью условной группы являетсяэкспериментальная , которая создается для проведения социально-психологических экспериментов.

    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
    Каково значение кровеносной системы
    Разделка говядины: что выбрать и как готовить?