Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сценарий о родном крае в доме культуры. Сценарий "день родины"

Классный час:

«Моя малая Родина

Разработала:

учитель

Корюкина Л.Н.

2017 г.

Цель: Показать значение родины в жизни каждого человека.
Задачи:
Образовательная: обобщить понятия: Родина, малая родина
Развивающая: развивать у детей речь, кругозор, память, внимание.
Воспитательная: воспитание интереса и желания больше узнать о родном крае, своей малой Родины.
Оформление:

Рисунки (фотографии) учащихся.

Слайд-шоу: «село Полва»

Музыкальное оформление

Ход занятия.

Эпиграф:

Для России наш город – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться

Малой Родиной, где мы живем”.

Вступление.

Учитель: Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна. Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми.

Учитель: Но у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – сельская улица или уютный дворик с качелями.

Словом, малая Родина у каждого своя!

Ученик читает стихотворение “Малая Родина”

Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!

II. Родная улица моя.
Учитель: Ребята, назовите улицы, на которых вы живете и улицы нашего села Полва

Выступление учащихся.

Учитель: Думаю, не ошибусь, если скажу, что у многих из вас есть своя любимая зелёная полянка возле дома или у реки. Здесь вы играете с друзьями, любуетесь первыми весенними цветами, наблюдаете за неторопливым полётом важного шмеля или пестрокрылой бабочки.

Когда вы станете взрослыми, память обязательно вернёт вас в безмятежные дни, на солнечную поляну вашего детства.

Ученик читает стихотворение « Поляна детства».

Поляна детства! Как ты далеко…

Лишь в памяти моей ты сохранилась:

С извилистой заросшею рекой,

С плакучей ивой, что над ней склонилась.

С высоким шелковистым колоском

С невинным взглядом белой маргаритки,

С уютным домом-теремом улитки.

Поляна детства есть у нас у всех.

На ней резвятся беззаботно крохи,

Над ней витает радость, льётся смех.

В ней нашей жизни светлые истоки!

Вопросы:

Как вы думаете – почему детство называют «утром жизни»?

Верно! Потому что Утро – начало дня, а детство – начало жизни. У ребёнка впереди вся жизнь! С её открытиями и радостями, трудностями и заботами. Детство – самое беззаботное и счастливое время жизни. Может быть поэтому и называют его «золотым»?!

Ученик читает стихотворение «Золотое детство»

Почему мы называем

Наше детство золотым?

Потому что мы играем,

Веселимся и шалим.

Потому что окружает

Нас заботою семья,

Потому что обожают

Нас родные и друзья!

Вопросы:

1. Почему детство называют «золотым временем жизни»?

2. Расскажите о самых интересных и запоминающихся событиях своего детства.

3. Какие стихи, песни, рассказы о детстве вы знаете?

Упражнение: «Всё прекрасное планете сохраним»

Дети рассказывают, что они сохранили бы на нашей планете Земля.

Чистый воздух

Прозрачные реки

Цветущие поляны

Колосящиеся луга

Вековые леса

Птиц и зверей

Родники и озёра

Сегодня у нас очень важная встреча с вами, дорогие ребята! Мы должны будем с вами обсудить и принять «Правила настоящего гражданина», который не будет

Людям досаждать;

Дом и село обижать;

В квартире прыгать и скакать;

Дверь ногою открывать

В лифте кнопками играть;

И на стенах рисовать;

Сор на улице бросать;

Правила движенья выполнять.

Творческое задание: «Чем вы гордитесь?»

Расскажите, чем вы гордитесь в своём селе? Расскажите, где бы вам

хотелось побывать в каникулы? Почему?

Проводится конкурс «Родня».
Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род».
(Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др.) (слайд 4)
РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.
РОДИЧ – родственник, член рода.
РОДНЯ – родственники.
РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её
РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.
НАРОД – нация, жители страны.
Учитель: Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Моя семья, мой дом с этого начинается малая родина.
Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги и игры, природа – такие простые, тёплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.
Итак, у нас ключевое слово – РОДИНА. О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине, говорится в пословицах.

(Игра составь пословицу)
Родина – мать, Родине служить.
Жить- , умей за неё постоять.
Человек без Родины, там и пригодится.
Где кто родится, что соловей без песни.

Понятие «Родина» широкое и ёмкое. В мыслях сразу возникают необъятные просторы России с широтой её полей, рек и озёр, лесов и пашен. И среди всего этого многообразия есть земля, есть точка, есть самое милое сердцу и душе место: это твоя малая родина.
- Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина. Это слово я записала два раза. В чём их различие?

Когда слово «Родина» пишется с большой буквы?

Когда слово «родина» пишется с маленькой буквы?

Чем дорого вам это место кроме того, что там вы родились и с вами проживают ваши родственники?

Знаете ли вы знаменитых земляков?
- Что из истории своего края вы можете рассказать?

Анкета «Знаю ли я свою малую Родину?»
Инструкция: выберите один или несколько ответов.
1.Знаете ли Вы историю жизни Ваших родственников (Ф.И.О., род деятельности, место жительства)?
а) Знаю все о своих родителях
б) Знаю все о своих родителях и бабушках-дедушках
в) Знаю о своих родителях, бабушках-дедушках, прабабушках-прадедушках
г) Затрудняюсь ответить
д) Владею информацией частично
2.Являетесь ли Вы коренным жителем своего села (3 и более поколения Вашей семьи проживали в этом селе)?
а) Да
б) Нет
в) Затрудняюсь ответить
3.Знаете ли Вы знаменитых земляков?
а) Не знаю
б) Знаю (укажите)_______________________________________________
4.Знаете ли Вы историю своего села, края (области)?
а) Особенности речи
б) Традиции праздников
в) Особенности местного костюма
г) Легенды, сказки, предания
д) Другое

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ.
По результатам анкетирования можно сделать вывод о том, что ребята нашего класса хорошо осведомлены о своей малой родине.

Учитель:

Ребята, как вы думаете, что имел в виду английский писатель Джек Лондон, который утверждал, что истинное значение человека жить , а не существовать. Какая разница в понятиях “жить” и “существовать”?

Выслушиваю ответы учащихся, подвожу итог:

Существовать” – это бесцельно, беспечно проводить время, не думая о будущем, не помня прошлого, не заботясь ни о ком и ни о чем.

Жить” – это значит приносить пользу, иметь цели в жизни, достигать их, заботиться о ближнем.

Недаром говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному городу и улице, на которой вы жили, ЛЮБОВЬ К МАЛОЙ РОДИНЕ.

А сейчас мы предлагаем послушать стихотворения, написанные к юбилею нашего села.

Учащиеся читают стихи

Итог:

Наш классный час подошёл к концу.
Россия, Родина, малая родина. Такие до боли родные слова.
Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.
Но где-бы мы ни были, ваш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.
Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России.

Ученик читает стихотворение:

О родине – негромко говорю:
Ведь о большой любви кричать не надо.
Она – моя отрада и награда,
Скажу о ней – молитву сотворю:
“Будь вечно в благоденствии и славе,
Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить,
Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво
И пред тобой себя не уронить!”.

Рефлексия : ребята, пожалуйста, выскажите свои мысли вслух по поводу

проведенного кл. часа: мне запомнилось…

мне захотелось…

меня удивило…

я почувствовал(а)…

я буду помнить…

я благодарю…

Фестиваль «Веер из песен и слов». Село Урейск. 2017 год. Февраль.

Сценарий концерта «Живи, мое село!»

ФАНФАРЫ.

Добрый день, дорогие земляки!

Здравствуйте, уважаемые гости!

Сегодня на вашей сцене вас приветствуют и дарят вам свое искусство любители творчества из Нарасуна!

Мы рады приветствовать жителей Урейска, организаторов и участников межпоселенческого фестиваля «Веер из песен и слов»!

ПЕСНЯ «Живи, село родное!». Музыка и слова А. Ванюкова. Исп. Вокальная группа

Тоскую я о Родине своей:

Мне кажется, что нет земли дороже.

Мой край неприхотливых тополей,

Где даже жизнь сама намного строже.

Во все века, в любые времена

Мы Родину, как мать, не выбираем

Дается волей Божьей нам она,

Рождаемся на ней и умираем.

Нашу программу сегодня мы посвящаем нашей малой родине, нашему родному селу Нарасун.

2017 год – юбилейный для нашего села, Нарасуну исполняется 290 лет! А продолжает нашу программу самая маленькая участница концерта

Румянцева Юлия с песней композитора Костина «Ягода малина, ягода черника»

Когда – то давно, около трех веков назад, в пойме Онона появились русские казаки, они основали наше село.

А эти приононские места были тысячелетней обителью местных народов. И с тех пор началась многовековая история соседства, совместной деятельности, близкого сосуществования двух народов.

Трухины, Перфильевы начало заложили,

Появился Нарасун, и люди здесь зажили.

Сеяли, пахали, и скот растили дружно,

Братскою семьею жить им было нужно.

ПЕСНЯ Анны Петряшевой «Я устала ». Исполняет Лиля Мальцева

Название нашего села имеет бурятские корни, а историю Нарасуна писали все вместе и русские, и буряты.

В трудном совместном сосуществовании летели месяцы, годы, сменяли друг друга поколения. Происходило взаимопроникновение элементов культуры, быта, языка.

Заимствование, взаимообогащение опытом, совместный труд на благо Отечества, совместная защита рубежей стали факторами сплочения народов. И сейчас в Нарасуне живут русские и украинцы, буряты и хамнигане, литовцы и белорусы, всего около 20 – ти национальностей.

Панина Алина «Художник». Муз. Надежды Лисяковой

У каждого есть в сердце уголок,
Что дорог нам от самого рожденья.
На перепутье жизненных дорог
Лишь только там найдём мы исцеленье.

У каждого есть в жизни свой причал
И отчий дом, что тянет нас магнитом.
Ведь это он - начало всех начал
И двери там для нас всегда открыты.

Музыка и слова Анны Петряшевой «Рыжий кот». Исполняет Пермякова Дарья.

Взаимная деятельность в ходе освоения нашего сурового края научила наши народы терпению, взаимопониманию, дружелюбию, уважению к традициям и обычаям соседей. Вот и в 21 веке мы пытаемся возрождать традиции наших народов, празднуем Сагаалган и Масленицу. С Масленицей вас поздравляет Татьяна Блажевская!

Русская народная песня в обработке Н. Барулина «Как на масляной неделе». Поет Блажевская Т.

Село моё на краешке земли.
Здесь всё, до каждой мелочи, знакомо.
Куда б меня пути не завели,
Я вспоминаю с нежностью о доме.
Здесь не заметишь дивную красу.
Оно как все обычные селенья.
Село моё родное Нарасун-
Моя опора и моё спасенье.

И люди здесь обычные живут.
Как ты и я - с душою нараспашку.
Веселье уважают, любят труд,
С плеч отдадут последнюю рубашку.

ТАНЕЦ «Ой, ты, роза!». Исполняет танцевальная группа «ФАНТАЗИЯ».

Главной ценностью нашего села были и остаются его жители. Те, кто родился и вырос на этой земле или те, кто когда – то приехал, и остался. Много славных имен хранит история Нарасуна, каждый внес свой пусть небольшой вклад и в развитие родного села, свой трудовой вклад на благо нашей Родины.

ПЕСНЯ из репертуара группы «Рождество» «Так хочется жить». Исполняет Топорков В.

Наши односельчане, земляки – нарасунцы живут в разных землях России, ближнего и дальнего Зарубежья. И, конечно, есть те, кто когда – то покинул родные края, но не забывает их. Среди них Светлана Струкова – Комогорцева, член Союза писателей России. Это ее стихи сегодня звучат в нашей программе.

Светлана Струкова – Комогорцева «Вот уехать бы назад в деревню».

Читает победитель конкурсов художественного чтения Ирина Пушникова

На сегодняшний день в Нарасуне проживает больше 1000 человек! Половина из них - представители старшего поколения, около трехсот - молодежь и подростки, 119 учащихся обучаются в Нарасунской средней школе, 60 воспитанников посещают детский сад!

Когда заденет память за живое,
Почувствую в душе звучанье струн.
Вернусь я вновь в далёкое - былое –
В селение с названьем Нарасун.
Оно сегодня стало мне далёким,
Там нет уже местечка для меня.
Но без него я в жизни одинока,
Я без села, как печка без огня.

Песня «На радостях». Автор Опанд Кидс. Исполняет Смирнова Диана.

Так хочется вернуться снова в детство,

Пусть ненадолго. Просто, понарошку.

Чтоб пропустить былое через сердце,

Как будто в дом свой заглянуть в окошко.

А там, в печи буханки в пол-обхвата

И калачи у самовара горкой.

Там мама деревянною лопатой

Хлеб вынимает с аппетитной коркой.

Витает хлебный запах в нашем доме…

Вдруг слышу я сквозь серое окошко

Мелодию до боли мне знакомую-

Опять поёт отцовская гармошка.

Русская народная песня «Маков цвет». Исполняет Мальцева Лилия.
Они, как прежде, снова встали в строй
С живыми рядом, стройными рядами.
И на параде каждый здесь – герой,
Их подвиги – всё значимей с годами.

На обновлённых фото – ясный взгляд,
И все ещё – такие молодые.
Их миллионы - в том строю солдат,
И все они сегодня, как живые.
Солдаты не уходят в никуда,
Они – в сердцах навеки
вместе с нами.
И вот они опять через года
Идут с родными стройными рядами.

За годы Великой Отечественной войны из нашего села ушло на фронт более 200 воинов. Наши земляки сражались на всех фронтах, в битвах под Москвой и Сталинградом, на Курской дуге и при форсировании Днепра, при освобождении Праги и штурме Берлина. Великой ценой досталась Победа. Нет в нашем селе двора, семьи, которых бы не коснулось чёрное крыло войны: более 100 воинов не вернулось домой. Они погибли, пропали без вести, умерли от ран в госпиталях. Их имена высечены на мемориальных досках, на памятнике, установленном в парке села.

Андрей Дементьев «Баллада о матери». Читает Тудиярова Валентина.

Дорога лентой вьётся между сопок,
Открыв глазам невиданные дали.
А светит в небе синем и высоком
Такое солнце только в Забайкалье.
Душа поёт, распахнутая настежь
И впитывает каждое мгновенье.
На свете есть, конечно, земли краше,
Но Забайкалье - в сердце от рожденья.

Суровый край, не спорю, только грусти
В людских глазах отыщите, едва ли.
Не напоив вас чаем, не отпустят -
Такой закон негласный в Забайкалье.
Всё здесь другое, всё совсем иначе:
И люди, и природа. Край мой древний,
Быть может, потому душа и плачет-
Она другого, просто, не приемлет.

«Россия». Песня композитора С. Лапшаковой. Исполняет Панина Алина.

Кружится аист в небе синем,
Расправив сильные крыла.
Сегодня над моей Россией
Опять звонят колокола.
Я этот звон, как голос свыше,
Что к нам доносится с небес,
Могу лишь только сердцем слышать,
И нет таинственней чудес,

Когда внимаю этим звукам,
Что над землёй со всех сторон.
В счастливый миг и в миг разлуки,
Как песня жизни – этот звон.
Тот звон разносится повсюду,
Как неподкупная молва:
Россия есть, Россия будет,
Она, по - прежнему, - жива!

Музыка В. Левашова, слова Н. Палкина «Ты цвети, Россия!». Исполняет вокальная группа.

В сценарии использованы стихи Светланы Струковой – Комогорцевой.

http://www.stihi.ru/avtor/svetlunya

Сценарий праздника

«Нет милей Родины моей!».

Костенкова Наталья Николаевна

МБОУ «Заревская ОШ»

Учитель начальных классов

Цель: Показать значение родины в жизни каждого человека.
Задачи:
обобщить понятия: Родина, малая родина
развивать у детей речь, кругозор, память, внимание.
воспитание интереса и желания больше узнать о родном крае, своей малой Родины.
Оформление:

Рисунки, поделки учащихся.

Ход занятия

С чего начинается Родина?” (песня)

Ученик:

« МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

“Для России деревня – частица,

А для нас – родительский дом.

И мы рады, что можем гордиться

Малой Родиной, где мы живем”.

Учитель: Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна. Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми

Учитель: Но у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – сельская улица или уютный дворик с качелями.

Ученик:

« РОДИНА»

Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка - скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.

Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна! (З. Александрова)

Ученик:

Малая Родина”

Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!

Ученик : Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем,

И березки у дороги,

По которой мы идем.

Ученик: Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый хлеб,

Хлеб за праздничным столом.

А сейчас подумайте, что значит Родина для вас. Скажите, как понимаете слово «РОДИНА»?

Вывод: Родина – это страна, в которой мы живем; это город или село, в котором мы живем; это дом, в котором живет каждый из нас; это люди (родные и друзья, которые нас окружают.

О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине, говорится в пословицах.

Работа в парах.

Составление пословиц о любви к Родине.

Выполните задание: составить и объяснить пословицу о Родине и любви к Родине.

1) Если дружба велика, будет Родина сильна.

2) На чужой сторонушке рад своей воронушке.

3) Нет земли краше, чем страна наша.

4) На чужой стороне Родина милей вдвойне.

5) Кто за Родину горой, тот и герой.

6) Всякому мила своя сторона.

7)Где родился, там и пригодился.

Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия огромная страна.

Можем ли мы называть Россию своей Родиной? (Да)
Ученик:

« РОССИЯ»
Россия – как из песни слово.
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки.
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей,
Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – Русь. (С. Васильев)

Каждая страна имеет свою символику. Символы Российской Федерации вы знаете. Расскажите о них. (Символами нашей страны являются герб, гимн, флаг)

Объясните, что символизируют цвета российского флага.

Белый цвет символизирует благородство и откровенность;

Синий цвет верность, честность, безупречность и целомудрие;

Красный цвет мужество, смелость, великодушие и любовь.

Россия это наша большая Родина. Но у каждого из нас есть своя малая Родина тот уголок, где мы родились, где живут наши родители и друзья, где находится родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – родная улица или уютный дворик с качелями.

Словом, малая Родина у каждого своя!

Что вы знаете о своем селе?

Совсем мало знаем, поэтому в этом учебном году будем изучать историю нашего города.

Вывод : Каждому человеку нужно любить и беречь свою малую Родину, тогда она будет красивой, удивительной, великолепной и чудесной.
Учитель: - Родина начинается с того, что ты вдруг понимаешь: Россия не проживёт без тебя, а ты не проживёшь без неё. Она нужна тебе, а ты нужен ей – вот и весь секрет. И никакая другая страна её не заменит, потому что Россия тебе родная, а все остальные – чужбина, пусть даже и самая распрекрасная, с вечнозелёными пальмами и разноцветными орхидеями. Там ты не нужен, там проживут и без тебя, а вот здесь, где твоя Родина – тебя всегда ждут, понимают и любят.
Родина – это земля, государство, где человек рождается.
Слово «Родина» произошло от древнего слова «Род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством (Родня).

5. Проводится конкурс «Родня» .
Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род».
(Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др.)
РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.
РОДИЧ – родственник, член рода.
РОДНЯ – родственники.
РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её
РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.
НАРОД – нация, жители страны.
Учитель: Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Моя семья, мой дом с этого начинается малая родина.

Итак, у нас ключевое слово – РОДИНА. Понятие «Родина» широкое и ёмкое. В мыслях сразу возникают необъятные просторы России с широтой её полей, рек и озёр, лесов и пашен. И среди всего этого многообразия есть земля, есть точка, есть самое милое сердцу и душе место: это твоя малая родина.
- Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина.

Учитель: Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Моя семья, мой дом с этого начинается малая родина.
Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги и игры, природа – такие простые, тёплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.

Учитель:

Думаю, не ошибусь, если скажу, что у многих из вас есть своя любимая зелёная полянка возле дома или у озера. Здесь под присмотром мамы или бабушки вы играете с друзьями, любуетесь первыми весенними цветами, наблюдаете за неторопливым полётом важного шмеля или пестрокрылой бабочки.

Когда вы станете взрослыми, память обязательно вернёт вас в безмятежные дни, на солнечную поляну вашего детства.

Ученик:

Поляна детства.

Поляна детства! Как ты далеко…

Лишь в памяти моей ты сохранилась:

С извилистой заросшею рекой,

С плакучей ивой, что над ней склонилась.

С высоким шелковистым колоском

С невинным взглядом белой маргаритки,

С уютным домом-теремом улитки.

Поляна детства есть у нас у всех.

На ней резвятся беззаботно крохи,

Над ней витает радость, льётся смех.

В ней нашей жизни светлые истоки!

Вопросы:

1. Расскажите о вашей «поляне детства».

2. Какие цветы на ней растут?

3. Какие деревья и кусты её окружают?

4. В какие игры вы играете с друзьями на этой поляне?

Как вы думаете – почему детство называют «утром жизни»?

Верно! Потому что Утро – начало дня, а детство – начало жизни. У ребёнка впереди вся жизнь! С её открытиями и радостями, трудностями и заботами. Детство – самое беззаботное и счастливое время жизни. Может быть поэтому и называют его «золотым»?!

Ученик:

«Золотое детство»

Почему мы называем

Наше детство золотым?

Потому что мы играем,

Веселимся и шалим.

Потому что окружает

Нас заботою семья,

Потому что обожают

Нас родные и друзья!

Вопросы:

1. Почему детство называют «золотым временем жизни»?

2. Расскажите о самых интересных и запоминающихся событиях своего детства.

3. Какие стихи, песни, рассказы о детстве вы знаете?

Творческое задание: «Чем вы гордитесь?»

Нарисуйте то, чем вы гордитесь в своём селе? Расскажите, где бы вам хотелось побывать в каникулы? Почему?

Все вместе поём выученную ранее песню: «Шире круг»

«Дружат солнце и весна,

Дружат звёзды и луна,

Дружат в море корабли,

Дружат дети всей Земли…»

Чем дорого вам это место кроме того, что там вы родились и с вами проживают ваши родственники?

Знаете ли вы знаменитых земляков?
- Что из истории своего края вы можете рассказать?

Учитель:

Ребята, как вы думаете, что имел в виду английский писатель Джек Лондон, который утверждал, что истинное значение человека жить, а не существовать. Какая разница в понятиях “жить” и “существовать”?

Выслушиваю ответы учащихся, подвожу итог: “Существовать” – это бесцельно, беспечно проводить время, не думая о будущем, не помня прошлого, не заботясь ни о ком и ни о чем. “Жить” – это значит приносить пользу, иметь цели в жизни, достигать их, заботиться о ближнем.

Недаром говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному городу и улице, на которой вы жили, ЛЮБОВЬ К МАЛОЙ РОДИНЕ.

Итог: – Наш классный час подошёл к концу.
Россия, Родина, малая родина. Такие до боли родные слова.
Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.
Но где-бы мы ни были, ваш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.
Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России.

Ученик:

О родине – негромко говорю:
Ведь о большой любви кричать не надо.
Она – моя отрада и награда,
Скажу о ней – молитву сотворю:
“Будь вечно в благоденствии и славе,
Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить,
Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво
И пред тобой себя не уронить!”.

Учитель:

Что такое Россия? Это жаркое лето,
Когда много цветов на зелёном лугу,
Когда брызги на море жемчужного цвета,
Когда хлеб созревает и косят траву.

Что такое Россия? Это чудная осень,
Когда в небе, курлыча, летят журавли,
Когда шишки созревшие падают с сосен,
Когда кружатся листья до самой земли.

Что такое Россия? Это зимняя сказка,
Когда снег серебристый лежит на земле,
Когда мчатся мальчишки с горы на салазках,
Когда виден узор на оконном стекле.

Что такое Россия? Это полная жизни,
Счастья, бодрости, радости, света весна,
Когда дождик прохладный на землю вдруг брызнет,

Когда лес зашумит, отошедший от сна,
Когда ветер траву молодую волнует,
Когда птицы поют снова в нашем краю.
Я Россию свою, мою землю родную,
Словно мать дорогую, очень нежно ( В. Духанин)

СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

« МОЯ МАЛАЯ РОДИНА - ПЕНЗА»

начальные классы

Кл.руководитель: Пчелинцева Ирина Вячеславовна

Цель:

способствовать формированию активной гражданской позиции учащихся, воспитанию российской гражданской идентичности, уважения к своей малой родине, к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России.

Задачи:

    Научить ребят видеть и ощущать красоту родного края.

    Воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения.

    Формировать потребность в сохранении исторических и культурных памятников родной земли.

    Развивать интерес к чтению документально-исторической литературы.

    Содействовать моральному развитию детей.

Ведущий:

Что мы Родиной зовём? Дом, в котором мы живём!»

Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией! Вы – россияне! Россия – огромная страна! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей. Есть у нас высокие горы, полноводные реки, глубокие озёра, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речки, светлые берёзовые рощицы, солнечные полянки, овражки, болота и поля. Россия располагается сразу и в Европе и в Азии.

Ведущий:

Мы гордимся нашей великой Родиной, её природой, её трудолюбивыми и талантливыми людьми. Но у каждого из нас есть своя Малая Родина – тот уголок земли, где вы родились, где прошло ваше детство, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая родина – небольшой посёлок или деревенька, для других – городская улица и уютный зелёный дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой.
Словом, малая Родина у каждого своя!

Ученик:

Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.

Яблоня кудрявая,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!

Ученик:

Пройдись по пензенскому краю,
Когда он в зелень весь одет,
Когда черемуха купает
В Суре свой ароматный цвет.

Сады в одежде белоснежной,
В зеленом бархате земля.
Недаром Лермонтов так нежно
Любил родимые поля…

(так писала о пензенском крае наша поэтесса Матрёна Смирнова)

Звучит гимн города...

2.

Ведущий:

Пензенская земля… Она имеет свою историю, свою славу, своё настоящее и будущее.

Было это в семнадцатом веке. Пришёл сюда человек. Вышел к крутому обрыву. И встал очарованный красотой. Перед ним за извилистой лентой реки простерлась зелёная долина. По – хозяйски осмотрел человек местность, прикинул и сказал:

- Здесь стоять крепости государства Московского.

Так на юго-восточной границе Московского государства в 1663 году возникла Пенза. Более трёхсот лет стоит она здесь на берегах Суры. А вокруг на сотни километров – её земля. И её люди.

Ученик:

Стук топоров из тьмы столетий

Мне часто слышится во сне,

Как возводились стены эти, -

Рождался город на Суре.

Рубили лес, он пах смолою,

Смола катилась, как слеза.

Горели удалью младою

Градостроителей глаза.

Издалека они скакали,

Чтоб выполнить царёв наказ.

Для града место выбирали

И холм высокий повстречали –

Он выше всех в краю у нас.

И по душе пришлось им место

У двух красивых тихих рек.

Цвела черёмуха – невеста,

Как будто падал первый снег.

И холм лесистою макушкой

Шумел под вешним ветерком.

И спорил соловей с кукушкой

О чём-то близком, дорогом.

Вот здесь мы новый град построим, -

Решили воины тогда.

Ученик:

Был много – много лет назад

На сей земле основан град,

Стеной высокой обнесён.

Был град тот Пензой наречён.

Ученик:

Здесь над сурской волной

Вырос город родной,

И людьми

И делами красивый.

Здесь мы все рождены,

В середине страны,

Возле самого сердца России.

Ведущий:

Многое повидала Пензенская земля за свою историю! Из уст в уста, из поколения в поколение передаёт народ, славные были Пензенского края.

О чём они? Одна повествует, как из-под Симбирска от Степана Разина пришёл сюда отряд донского казака Харитонова, как посадские и служилые люди, видя в нём своего избавителя, открыли ему в 1670 году крепостные ворота Пензы.

Другая – о том, как в семи километрах от Пензы в небольшой деревеньке Ухтинке раскинул свой лагерь Емельян Иванович Пугачёв. Три августовских дня 1774 года провёл он здесь. Сюда пензенские крестьяне приводили к нему на суд своих мучителей – помещиков.

Ведущий:

А сколькими славными именами гордится земля пензенская! Известные всему миру учёные: создатель «русского солнца» - электрической свечи – П. Н. Яблочков, ботаник А. Н. Бекетов и его брат – пионер физической химии – Н. Н. Бекетов, выдающийся хирург Н. Н. Бурденко, историк В. О. Ключевский. Писатели: основоположник русского исторического романа М. Н. Огарёв, А. И. Куприн, Александр Малышкин, Фёдор Гладков. Художники: академик живописи К. А. Горбунов, И. С. Горюшкин – Сорокопудов; видные военачальники: комиссар Волжской флотилии периода гражданской войны Н. Г. Маркин, маршалы Советского Союза М. Н. Тухачевский и Н. И. Крылов, дважды герой Советского Союза генерал – лейтенант В. А. Глазунов.

И ещё два великих имени: Белинский и Лермонтов… Они оставили нам неугасимый свет разума и таланта.

Ученик:

И если как – нибудь на миг удастся мне

Забыться, - памятью к недавней старине

Лечу я вольной, вольной птицей;

И ВИЖУ Я СЕБЯ РЕБЁНКОМ; И КРУГОМ

Родные всё места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей;

Зелёной сетью трав подёрнут спящий пруд,

А за прудом село дымится – и встают

Вдали туманы над полями.

В аллею тёмную вхожу я; сквозь кусты

Глядит вечерний луч, и жёлтые листы

Шумят под робкими шагами.

(Так писал М.Ю. Лермонтов о малой Родине)

Ведущий:

Пензенская земля – земля трудолюбивых, мужественных людей. Были годы пятилеток, была Великая Отечественная война. Пенза не стояла на перепутье фронтовых дорог, не подвергалась артобстрелу и налётам вражеской авиации, но будучи тыловым городом, тоже приближала День Победы на колхозных и совхозных полях, в цехах заводов и фабрик. Пензенская земля послала на фронт лучших своих сыновей и дочерей, которые мужественно сражались под Москвой и Ленинградом, Сталинградом и Варшавой, штурмовали Берлин, оставив на колонне дымного поверженного рейхстага надпись: «А мы из Пензы!»

Вот такие строчки написала пензенская поэтесса Лариса Яшины о суровых военных годах.

Ученик:

А суровой порой

Город встал в общий строй,

Хоть и был тыловой городишко.

И снаряды – на фронт,

И «катюши» - на фронт,

И на фронт за отцами мальчишки.

Ой, родная земля!

Раны, госпиталя…

Люди горе в избытке узнали.

Вот ещё самолёт,

На Берлин танк пойдёт,

Против ворога миром восстали!

А салютов огни!

Так похожи они

На горящую в сердце отвагу.

И как вечности знак,

Начертил наш земляк:

«Мы из Пензы!» - на стенах рейхстага.

Ведущий:

В любое время года Пензенская земля чарует нас своей неповторимой, исконно русской красотой. Весной, словно невеста, украшается цветами. Куда ни посмотришь, всюду белая кипень садов. И синяя лента рек в это время ей особенно к лицу. Летом – одевается в знойное марево, зовёт, манит под тенистые кроны дубов, на живописные берега рек. Осенью – шумит багряной метелью, звенит чеканным золотом листвы. А зимой – вдруг побелеет от мороза, заискрится инеем.

Ученик:

В родных местах ромашкой пахнет ветер
И до травинки вся земля своя,
В родных местах и солнце ярче светит,
И серебристей голос у ручья.
В родных местах у неба цвет синее,
В родных местах просторнее луга,
Стволы берез прямее и стройнее
И разноцветна радуга-дуга.
В родных местах все лучше и красивей,
От звезд ночных до утренней зари,
В родных местах на капельках росинок
Горят зари веселой огоньки.

Звучит песня в исполнении анс. « Домисольки» (Город мой родной)

Ведущий:

Сегодня Пенза – дом почти для полумиллиона человек…

Мирное небо голубеет над городом. Здесь играют веселые свадьбы и дают красивые имена детям, слушают их смех, дарят любимым цветы…В этом – молодость воспетого в песнях города на Суре. Она - в его людях, которые творят замечательную новь, строят светлое будущее, приумножают славу отцов и дедов, украшают и преображают свой родной край. Именами славных земляков благодарные потомки назвали улицы города и села области, соорудили памятники.

Звучит песня В. Огарёва « О Пензе»

Сценарий праздника «Моя малая Родина. Мой край родной» для детей 8-9 лет

Цель : создать яркие эмоциональные представления о Родине; воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за своё село.
Оборудование : физическая карта России, Волга выделена на ней светодиодной лентой, выставка детских рисунков на тему «Мое любимое место в Подлесном», выставка детских поделок, мультимедийная презентация «Мое село родное»

Ход занятия

Учитель: давайте на минуту представим себе, что мы отправились в космическое путешествие. Из иллюминаторов корабля мы любуемся нашей планетой. На ней мы, прежде всего, торопимся увидеть нашу большую родину – Россию. А где же искать наш родной край?
Вот течет красавица – Волга. Здесь нам следует искать нашу малую родину.
(на карте светится русло Волги)
Дети:
1. Возле речки в тумане
Чуть звенят тополя.
Может ими и манит
Человека Земля?

2.Иль березкой кудрявой,
Не скупой на слова?
Или явором?
Явор – всем лесам голова.

3.Иль плясуньей калиной
Что сережкой трясет?
Или первой травинкой,
Пробивающей лед?

Учитель: Что ж Земля привлекает
Или этим иль тем.
В суть вопроса вникая,
Я так думаю всем.
Дети:
4. И рябины кустами
И лужком заливным
И грибными дождями
И дождем не грибным.

5. Первой звонкой капелью
И росой на устах,
Соловьиною трелью
В соловьиных кустах.

6. И родными местами
Где ты жил, где ты был.
И цветами, цветами
Чуть о них не забыл.

7. манят волею реки
И раздольем поля.
Не обманет вовеки
Человека земля.

Учитель: Родина! Это слово знает каждый с детства. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша великая Родина.
Дети читают стихотворение «Что мы родиной зовем?»

Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
И березки у дороги,
По которой мы идем.

Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый колосистый
Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем.
И скворцов веселых песни
За распахнутым окном.

Учитель: где же находится ваш дом, ребята, и то место, где мы живем? Кто знает полный адрес?
(на доске появляется адрес)
Россия
Саратовская область
Марксовский район
с. Подлесное
песня «Наш край» (слова Пришельц А. музыка Кабалевский Д.)
Учитель: мы были в школьном музее. Посетив его, мы узнали, что в наших местах до 1760г. не было ни одного населенного пункта.Императрица Екатерина II пригласила на поселение в эти бескрайние степи немецких жителей.
За 8 лет было переселено 8 000 немецких семей, всего около 27 000 человек.
Так появились первые поселения: Сосунталь (Сосновка),Унтервальден (Подлесное),Ремпу (Михайловка) и многие другие.
Жители занимались земледелием, садоводством. В начале наше село называлось по имени первого хозяина –Майнгард («Мой сад»)Позже его назвали Унтервальден. В селе была школа, больница. Позже с появлением колхозов, был построен колхозный клуб, сельская библиотека.
С началом войны с фашистской Германией немцы были выселены с Волги, а села переименованы. Так с 1941года Унтервальден стал именоваться Подлесное. В настоящее время в нашем селе проживает 5000 жителей.
В Подлесном действует больница, библиотека, дом культуры, детский сад, православная церковь, школа искусств, спортивная школа и средняя школа, в которой вы учитесь.
В этом году нашей школе исполнится 33 года. До этого школа располагалась в других зданиях. Мы ходили на экскурсию и видели эти здания.
Дети читают стихотворение А.Б. Кругловой (учителя школы) « Подлесное»
Подлесное – послушай, мой дружок,
Ты слышишь, буто птичек голосок.
Как будто слышишь пенье ручейка.
И шум берез и шелест ветерка.
Подлесное – сразу видишь ты
Волги берег, нежные цветы.
И лес у речки
И у речки пляж,
И солнышко, что согревает нас.
Подлесное – красивое село.
Знакомое окно.
Здесь бабушки и дедушки живут
И внуков вечерами в гости ждут.
Нам жизнь с тобой
Для добрых дел дана.
И Родина у нас у всех одна.
Учитель: У каждого из нас есть в селе свое любимое место. Ребята нарисовали их.
Выставка детских рисунков

Дети: Прекрасна, прекрасна родная земля
Прекраснее мне не найти никогда.
Зеленые долы, леса и поля
И синяя у Волги вода.

Учитель: чтобы сохранить красоту родного края, надо бережно к нему относиться. Люди любят отдыхать на природе, любоваться рекой, лесом, но часто после отдыха остаются горы мусора. Каждый понимает, что загрязнять природу плохо, но не каждый уносит свой мусор с собой из леса. Вот поэтому ребята нашей школы выходят на экологические субботники, очищая берег Волги.
Учитель: С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре.
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
Так поется в песне. А ведь и верно, вспоминая родные места, хочется расказать о людях, которые живут рядом с нами. Это наши друзья, соседи, еще интересные люди. Сегодня у нас в гостях замечательный человек. Знакомьтесь:
Чередников Юрий Михайлович –педагог нашей школы и тренер спортивной школы по греко-римской борьбе.
Примерный план беседы: - Расскажите немного о себе
- Когда вы увлеклись греко-римской борьбой и как стали тренером?
-Расскажите о своих воспитанниках. Каких спортивных высот они достигли?
Учитель: людей, вкладывающих в работу, которой они занимаются, всю свою душу, любовь, называют мастерами своего дела. Их труд делает Родину краше. Наш гость – настоящий мастер своего дела. Спасибо за Ваш труд!
Мне хочется похвалить и своих учеников.. Они трудолюбивые ребята. Посмотрите на поделки, которые ребята сделали своими руками. Надеюсь, дети, что в скором будущем ваши умелые руки, ваш труд будут украшать и укреплять нашу малую и большую Родину. Об этом и наша песня.
Песня «Мастер дела своего»
Учитель: я благодарна нашему гостю за то, что он пришёл к нам на праздник. На память о нашей встрече мы дарим вам рамку для фото, сделанную руками детей. Фото с праздника передадим чуть позже.
Дети:
Когда по родному краю иду
И песней сердце полно
Березок листва и песни слова
Сливаются в чувство одно.
Такие просторы полей и лесов!
И небо такой высоты!
И рек синева и лугов трава
И всё это, Родина, ты!
Учитель: завершая наш праздник, мы поем о России.
Песня «Моя Россия»(слова Н.Соловьева музыка Струве Г.)

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?