Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Портреты линиями. Все интересное в искусстве и не только

Линия, петляющая через бумагу или холст может излучать мощные эмоции. И не удивительно, что штриховка или рисование линий является одним из самых основных элементов визуального искусства.
В самом деле, это один из семи визуальных элементов - вместе с формой, объёмом, цветом, величинами, текстурой и пространством.
Но что такое линия искусства или Лайн- арт?

Лайнарт приветствует технику разграничения контурных линий и более мелких, обозначающих детали и создающих полную картину, с помощью разных толщин линий.
Линия искусства часто черно-белая, но не всегда. Такие элементы, как затенение и цветовые градиенты отсутствуют, что позволяет фокусу твердо опираться на сами линии. Это могут быть эскизы, но не только - линии также могут создать завершенное произведение искусства.

Важно помнить, что лайн-арт — это не только о живописи и графике. Линии могут быть визуально сформированы во многих отношениях. Например, скульптуры или фотографии, в которых автор создает подразумеваемые линии, мысленно проводя их через угол и камеру.

Теперь, когда мы знаем немного о теории, давайте посмотрим всего несколько примеров, начиная с известных штриховых рисунков в истории искусства.

На протяжении всей истории искусства художники создавали произведения, используя линию как средство визуального выражения.

Лаокоон и его сыновья. Marbles. Между 27 г. до н.э. и 68 нашей эры.

Древняя скульптурная группа Лаокоон и его сыновья была заново открыта в 1500 - х годах.
Она стала точкой отсчета для художников эпохи Возрождения, которые смотрели на то, как скульптор использовал текуче линии для единения группы.
Изгибаясь, змея вьется через три символа, связывая группу в единую композицию. И в дальнейшем художники будут продолжать использовать подразумеваемые линии для создания гармоничных композиций в скульптуре, живописи и рисунке.

Леонардо да Винчи. Этюд для головы Леды. с. 1505-1507.


Леонардо да Винчи был талантливым рисовальщиком. Его эскизы стали ценным произведениями сами по себе. Это исследование для картины Леда и Лебедь показывает детальную работу линией, используемой для создания формы и размера.

Альбрехт Дюрер. Melancolia I. Гравюра, 1514.


Один из самых известных печатников в истории, Альбрехт Дюрер истинный хозяин линии. Он был опытным художником, работал и в масле, и в акварели, а его эстампы прекрасны.

Анри Матисс. Танец. Масло на холсте. 1909.


Все чаще на протяжении всей своей карьеры, Анри Матисс включил быстрое, экспрессионистское проникновение его рисунков в картины. Одно из самых известных его произведений, Танец, во многом строится на контурах. Глядя на смелые, плоские цвета и яркие очертания, зрители воспринимают власть и движение танцоров через линию Матисса.

Пабло Пикассо. Портрет Игоря Стравинского. 1920.


Совершив переход от сочлененных, классических рисунков, которые он производил в начале своей карьеры, Пабло Пикассо создал богатство чистых, простых контурных рисунков, используя единую непрерывную линию. На самом деле, эти контурные рисунки стали одними из самых знаковых образов.

Джексон Поллок. № 5, 1948 г. , масло фибролита. 1948.

Джексона Поллок - король абстрактного экспрессионизма, его работы целиком основаны на капающих линиях текучей краски, эти линии он динамически перемещал через картины. Самые известные работы были созданы во время «капельного периода» с 1947 по 1950 года, когда он ошеломил мир современного искусства этой инновационной техникой.

Кит Харинг . Red Hot + Dance. Альбом обложки. 1992

Смелый стиль Кейт Херинг определяется густыми черными контурами, часто заполнены ярким, плоским цветом.
Фирменный стиль определил карьеру и сделал его работы мгновенно узнаваемыми. Контурные рисунки Херинга продолжают жить сегодня и оказывать дальнейшее влияние на художников, иллюстраторов и графических дизайнеров.

Сегодня, линии столь же важны в современном искусстве. От скульптуры к живописи, традиция искусства линии продолжается работой передовых художников.

Дэвид Морено. Мимические линии быстрого карандашного наброска. Существует что - то кинетическое, даже завораживающее в этих уникальных работах, которые состоят из сотен узких стальных линий. Здесь мы видим, как рыхлое, импрессионистское качество набросков переходит к скульптуре.

Используя подобную технику для штриховки, он способен создавать тональные эффекты тщательно размещенными линиями, которые рассматриваются с определенной точки зрения. Живость и динамизм этих скульптур действительно отличает их друг от друга.

В этом уроке вы узнаете, как создать красивый цветной карандашный рисунок из фотографии, используя художественные линии, градиенты, эффекты шума для имитации техники аэрографа, а также используя стандартные инструменты для создания простого дизайна рисунка. Достаньте свой планшет, откройте программу Adobe Photoshop, и давайте приступим.

Итоговый результат

1. Создайте новый документ

Шаг 1

Создайте новый документ в программе Adobe Photoshop (я использую версию CC 2014), установите примерно следующие размеры 8 дюймов х 10 дюймов при разрешении 300 пик/дюйм. Размеры данного документа произвольные, поэтому, вы можете использовать свои размеры рабочего документа, которые подойдут для вашей исходной фотографии или для вашего дизайна.

Откройте своё исходное изображение. В этом уроке, я использую фотографию, которая указана на скриншоте ниже, её можно приобрести на сайте PhotoDune . Выделите всё изображение (Ctrl+A), Скопируйте (Ctrl+C), а затем Вклейте (Ctrl+V) скопированное изображение на наш рабочий документ. Уменьшите Непрозрачность (Opacity) слоя с исходной фотографией до 60%, а затем нажмите значок Сохраняет всё (Lock All), чтобы закрепить слой.

Шаг 2

Кисть, которую мы используем для создания художественных линий, это изменённая стандартная кисть. Перейдите в закладку Кисти (Brush), в настройках выберите жёсткую круглую кисть, задайте угол и форму кисти, придав заострённый вид эллипса и угол 39° или примерно такой же. С помощью этой кисти, мы придадим нашим линиям отточенный каллиграфический вид. В настройках Динамика формы (Shape Dynamics), выберите Управление (Control): Нажим пера Колебание размера (Size Jitter).

2. Проведите обводку черт лица

Шаг 1

Создайте новый слой и с помощью кисти, которую вы только что создали, начните обводить глаза модели. Используйте тёмный оттенок, только не чёрный цвет. Я выбрал тёмно-фиолетовый оттенок (#362641). Я решил начать с обводки века, включая обводку внешних уголков ресниц. Я аккуратно обводил линию, делая её тоньше по направлению к центру лица.

Ещё раз пару раз пройдитесь по нарисованным линиям, чтобы выровнять их, сделать их более утолщёнными и более равномерными. Не переживайте относительно множества деталей. Мы аккуратно обведём черты лица, поэтому, детали лица не будут перегружать весь дизайн рисунка.

Шаг 2

Продолжайте обводить черты лица модели. Нарисуйте тонкую линию, представляющую переносицу, ноздри (крылья носа и ноздри), а также кончик носа. Для обводки губ, я использовал тонкую линию на верхней губе и более утолщённую линию у кончиков губ, а также в центре губ. Для имитации тени, используйте более утолщённую линию под нижней губой.

Используйте инструмент Ластик (Eraser Tool (E) для обработки линий, чтобы линии были чёткими и равномерными. Вот почему я работаю с документом с разрешением 300 пикс/дюйм: я могу увеличить масштаб и до мельчайших деталей работать над художественной линией.

Шаг 3

Для обрисовки бровей, я увеличил диаметр кисти в настройках кисти Другая динамика (Shape Dynamics) в закладке Кисти (Brush), а также установил Управление (Control): Нажим пера (Pen Pressure) из выпадающего меню ниже опции Колебание размера (Size Jitter). Начните прорисовывать брови от центра лица в сторону за счёт двух проходов кистью. Воспользуйтесь ластиком, уменьшив диаметр всё той же кисти, которую мы использовали.

Не забывайте про то, как выглядят брови на оригинальной фотографии. Пожалуй, вы могли бы аккуратно обвести их, но, на мой взгляд, лучше нарисовать брови кистью, что сделает ваши линии динамичными и интересными.

3. Нарисуйте серёжки

Шаг 1

Серёжки, которые представлены в данном уроке, нарисованы с помощью простых фигур и без подручной исходной фотографии сережёк. Давайте возьмём кисть и нарисуем их сейчас:

1. Нарисуйте простой круг. Вы также можете использовать инструмент Эллипс (Ellipse Tool (U), т.к. я знаю, насколько неидеальным может быть круг.

2. Скопируйте нарисованный круг, а затем вклейте на новый слой. Далее, отразите дубликат слоя по горизонтали, идём Редактирование - Трансформация - Отразить по горизонтали (Edit > Transform > Flip Horizontal). С помощью инструмента Перемещение (Move Tool (V), переместите дубликат слоя с кругом вправо. Объедините оба слоя с кругами (Ctrl+E). Далее, нарисуйте прямую линию между кругами, удерживайте клавишу (Shift), чтобы линия была прямой.

3. Нарисуйте короткие прямые линии с каждой боковой стороны круга, а затем с помощью кисти, нарисуйте кривую с левой боковой точки круга к центральной линии.
4. Нарисуйте такую же кривую справой стороны.

Шаг 2

Продолжайте рисовать серёжки в виде сердца, используйте цвет #ce3681 в качестве заключительного цвета для обводки линий:

1. Скопируйте / вклейте фигуру, которую вы нарисовали в предыдущем шаге, уменьшите масштаб дубликата слоя на 50% или примерно. Поместите дубликат фигуры в центре большой фигуры сердца. Объедините оба слоя. С помощью инструмента Перо (Pen Tool), обведите контур сердца от верхней центральной точки к нижней центральной точке.

2. Создайте новый слой. Выберите кисть, убедитесь, чтобы кисть была та же самая, с заострённым концом, которую мы настроили ранее в этом уроке. Установите размер кисти 4 px. Далее, Выполните обводку контура (Stroke Path), выбрав кисть в качестве инструмента обводки (Примечание переводчика: далее, автор из половинки контура, создаст цельное сердце).

3. Скопируйте, Вклейте, Отразите по Горизонтали дубликат половинки контура сердца. Отключите видимость слоя с базовым наброском серёжки. Далее, объедините оба слоя с половинками контура сердца, чтобы получить целое сердце на отдельном слое. Подкорректируйте контур сердца с помощью инструмента Ластик (Eraser Tool) или Кисть (Brush Tool).

4. Скопируйте, Вклейте контур сердца на новый слой. Уменьшите масштаб дубликата слоя, чтобы получить внутреннюю центральную часть сердца. Используйте оригинальный слой с нарисованной базовой фигурой сердца, чтобы выровнять центральную часть сердца. Создайте новый слой и с помощью кисти, нарисуйте прямую линию от нижней точки внутренней фигуры сердца. Нарисуйте ещё одну линию перпендикулярно первой линии, направив её в правую сторону, как показано на скриншоте ниже.

5. Завершите фигуру, нарисовав третью линию.

Шаг 3

Создайте новый слой в палитре слоёв. Далее, с помощью инструмента Перо (Pen Tool), нарисуйте простую фигуру плюсика, используя прямоугольник, который вы нарисовали в предыдущем шаге. Удалите слои с набросками серёжки / базовыми линиями, доработайте окончательный дизайн серёжки. Объедините все слои с нарисованными фрагментами серёжки в один объединённый слой.

4. Завершите обводку портрета модели

Шаг 1

Продолжайте обводку исходного портрета модели. В данном случае, я с самого начала решил использовать ту же самую причёску, что и на оригинальной фотографии модели. На данном этапе урока, вы можете решить, какие детали исходной фотографии вы будете использовать в своём заключительном дизайне. Не забывайте рисовать фрагменты изображения модели, например, волосы, руки и т.д. на отдельных слоях, чтобы эти фрагменты можно было легко отредактировать, в случае, если вы решили изменить дизайн.

Шаг 2

Переместите изображение серёжки на наш рабочий документ, расположив серёжку, как показано на скриншоте ниже. С помощью инструмента Эллипс (Ellipse Tool), нарисуйте маленькие кружки над серёжкой. Далее, выполните Обводку контура (Stroke Path).

Шаг 3

Если вы решили изменить причёску модели, которая отличалась бы от оригинального изображения, то следующие шаги будут полезными для вас. Создайте новый слой и с помощью кисти маленького диаметра (та же самая кисть с заострённым концом, которую мы использовали в предыдущих шагах), начните рисовать локоны волос. Я начал с верхней части головы, нарисовав локоны волос до бровей модели. При желании, вы можете использовать другую фотографию, чтобы срисовать стиль причёски.

Шаг 4

Чтобы вам легче было нарисовать волосы, отключите видимость оригинального слоя с моделью. Далее, создайте новый слой, а затем нарисуйте линии, определяющие форму головы модели, учитывая черты лица модели. Это позволило мне получить правильный угол уложенной причёски. Далее, я удалил вспомогательный слой с набросками контурных линий, т.к. он мне больше не нужен.

Шаг 5

Я полностью завершил обводить контуры изображения модели. Обратите внимание, как линии утолщаются ближе к внешнему контуру изображения и становятся более произвольными нежели те линии, которые нарисованы в пределах контура изображения (в частности, это касается линии волос). Как только вы завершили обводку контурных линий, далее, объедините все слои, удалите любые вспомогательные слои с набросками контурных линий, и будьте готовы к следующему шагу, к созданию эффекта аэрографа.

5. Раскрасьте портрет модели

Шаг 1

Мой основной цвет для данного дизайна - бледно-розовый #ecd4f6. Создайте новый слой. С помощью инструмента Перо (Pen Tool), обведите контур изображения модели. Как только вы замкнули контур, залейте выделенную фигуру указанным цветом.

Шаг 2

Создайте новый слой поверх всех остальных слоёв, а затем с помощью инструмента Градиент (Gradient Tool (G), типа градиента Линейный (Linear), потяните градиент по диагонали. Цвета градиента, которые я выбрал: жёлтый, розовый, фиолетовый.

Поменяйте режим наложения для слоя с градиентом на Мягкий свет (Soft Light). Я отключил видимость слоя с розовой заливкой, чтобы вы могли увидеть эффект слоя с градиентом на скриншоте ниже. Данный эффект будет более очевидным в следующем шаге.

Шаг 3

Я настоятельно рекомендую использовать цвета градиента, которые бы дополняли основной цвет заливки, который вы выбрали для цвета кожи вашей модели. В данном случае, речь идёт о пастельных тонах. С помощью инструмента Перемещение (Move Tool), сместите слой с розовой заливкой вниз, а затем немного вправо, чтобы создать сдвиг от контурной линии.

Примечание переводчика: сместите цветную заливку, используя клавиши направления, т.е. сместите заливку стрелками.

Шаг 4

Создайте новый слой ниже слоёв с цветной раскраской. Выберите инструмент Кисть (Brush Tool), в настройках кисти выберите стандартную кисть Мел (Chalk), также уменьшите Непрозрачность (Opacity) кисти до 60%, а также уменьшите Нажим (Flow) кисти до 75%.

Шаг 5

Используя светлый оттенок, например жёлтый (#fffdda), прокрасьте мазками вокруг контура изображения модели. Я использую этот шаг, чтобы добавить новый цветовой оттенок к наброску, добавив текстуру к картине.

6. Добавьте мягкие цвета

Шаг 1

Создайте новый слой выше слоя с розовой заливкой контура изображения модели и ниже слоя с контурными линиями. С помощью кисти, выберите кисть мел, прокрасьте серёжки, а также аккуратно прокрасьте контур глаз модели. Далее, идём Фильтр - Шум - Добавить шум (Filter > Noise > Add Noise). Примените настройки для данного фильтра на своё усмотрение.

В настройках фильтра, я установил количество шума 10%, выбрал тип распределение шума Равномерное (Uniform), а также поставил галочку в окошке Монохромный (Monochromatic).

Шаг 2

Создайте новый слой поверх слоя, который вы создали в предыдущем шаге. Выберите инструмент Градиент (Gradient Tool), установите Радиальный градиент (Radial Gradient), цвета градиента от цвета переднего плана к прозрачному, где цвет переднего плана белый.

Добавьте небольшой радиальный градиент на губы модели. Проделайте то же самое на глазах модели, осветляя тени на глазах. С помощью ластика, скройте эффект белого градиента за контуром глаз и губ.

Шаг 3

Давайте, используем мягкие градиенты, чтобы имитировать распыление краски на теле модели.

1. Создайте ещё один новый слой. С помощью инструмента Градиент (Gradient Tool), добавьте небольшие мягкие радиальные градиенты фиолетового цвета (#9e57d7) на плече и руках модели.

2. Уменьшите степень непрозрачности инструмента или слоя, если на ваш взгляд цвет градиента слишком насыщенный.

3. Ослабьте градиент на грудной клетке, в том месте, где соприкасается рука.

4. С помощью инструмента Перемещение (Move Tool), сместите фиолетовый градиент вниз и немного вправо, точно так же, как мы это проделывали в Пункте 5, Шаг 3.

Шаг 4

Точно так же, как вы добавляли белый градиент на лицо модели, мы также добавим этот же эффект на волосы. Создайте новый слой поверх остальных слоёв с градиентами. С помощью радиального градиента, цвет градиента от белого цвета к прозрачному, нарисуйте мягкие градиенты на волосах модели. Скройте участки градиентов, цвет которых попал на лицо.

7. Нарисуйте бабочек

Шаг 1

Создайте новый слой, далее с помощью радиального градиента, цвет градиента от цвета переднего плана к прозрачному. Я использовал различные оттенки фиолетового, синего, бирюзового и розового цвета, добавив эффект распыления вокруг головы модели.

1. С помощью инструмента Произвольная фигура (Custom Shape Tool), нарисуйте бабочку. Далее, перейдите в закладку Контуры (Paths) и в нижней панели, нажмите кнопку Загрузить контур как выделенную область (Load Path as Selection). Скопируйте / вклейте скопированную фигуру бабочки вместе со цветным градиентом.

2. Находясь на залитом градиентом цветном слое, нарисуйте ещё бабочек. Загрузите активное выделение нарисованных бабочек, скопируйте/ вклейте на новый слой. Варьируйте размер бабочек, а также их расположение, как вы считаете нужным.

3. Используйте инструмент Перемещение (Move Tool), чтобы перемещать бабочек по всей сцене. Поверните бабочек, для этого идём Редактирование - Трансформация - Поворот (Edit > Transform > Rotate). Как только вас устроит расположение бабочек, объедините все слои с бабочками, а затем, отключите видимость цветного слоя, который мы создали в предыдущем шаге.

8. Добавьте эффект распыление краски

Шаг 1

Ещё раз создайте новый слой. Добавьте цветные радиальные градиенты вокруг фигуры модели. Также добавьте белый радиальный градиент в центре изображения, чтобы рассеять сами градиенты. На данный момент, картина выглядит так, как будто на неё несколько раз распылили краску аэрографом.

Шаг 2

Добавьте шум к новому слою с распылённой краской. Установите количество шума 10-15%, а также выберите тип распределения по Гауссу (Gaussian). Не забудьте поставить галочку в окошке Монохромный (Monochromatic). Нажмите кнопку OK, чтобы применить изменения.

Шаг 3

Расположите данный слой ниже слоя с розовой заливкой контура изображения модели. Обратите внимание, что после добавления шума, картина стала выглядеть, как будто она окрашена путём распыления, а не просто нанесли краску аэрографом на поверхность картины.

9. Добавьте дополнительные узоры

Шаг 1

Создайте новый слой поверх слоя, который вы создали в Пункте 8. С помощью инструмента Произвольная фигура (Custom Shape Tool), нарисуйте ещё одну фигуру, выбранную из стандартного набора фигур. Я выбрал фигуру Узор Цветка 2 (Floral Ornament 2) в узорах.

Нарисуйте узор цветка в верхнем правом углу вашей картины с нахлёстом на края вашего рабочего документа.

Шаг 2

Ещё раз выберите инструмент Градиент (Gradient Tool), цвет градиента от белого к прозрачному, тип градиента Радиальный (Radial). Аккуратно потяните градиент через всю выделенную область. Узор едва виден, поэтому, он не такой яркий, а также не полностью белый.

Шаг 3

Повторите шаги 1-2 данного Пункта. Добавьте ещё цветочных узоров на угол вашей картины. Если есть желание, то вы можете добавить цветочные узоры на противоположный угол картины, для этого, скопируйте, вклейте, поверните цветочные узоры.

Поздравляю вас! Мы завершили урок!

9 выбрали

Помните, как мы с усердием и старанием пытались писать первые слова, не отрывая пера от бумаги? Как это было трудно – написать целое слово ни разу не приподняв ручку над тетрадью. И порой мы хитрили, прерывая ровный ряд закорючек, пока учительница не видит. А ведь это были просто слова "мама", "самолет" или "объявление". Зато мы с удовольствием чертили каракули на обороте тетради, и это получалось просто замечательно! Правда мы не знали, что кто-то пойдет гораздо дальше и найдет совсем иное применение "письму без отрыва" и детским каракулям.

Портреты "по спирали" Чен Хви Чонга

Если долго и вдумчиво рисовать спираль, не отрывая маркер или ручку от бумаги, то в конце-концов можно… нарисовать очень большую спираль. Это в том случае, если маркер в руках школьника, но если он попал в руки Чен Хви Чонг из Сингапура, то на листе ватмана из нескольких десятков витков рождается настоящий портрет. А виной всему – реклама! Уникального художника просто наняли прорекламировать ручку для художников фирмы Faber Castell. На первый взгляд кажется, что просто невозможно одной ручкой, не отрывая от бумаги создать точный портрет из разных по толщине и наклону линий, расположенных на разном расстоянии. Но если всмотреться, то начинает казаться, что это не так уж и сложно и… хочется попробовать самому нарисовать что-то похожее. Вот только удастся ли?

"Каракули" Винса Лоу (Vince Low)

Как часто новое- это просто хорошо забытое старое. Маленькие дети часто с удивительным упорством увлеченно рисуют каракули, но взрослые не находят в них никакого смыла, никакой определенной формы и тем более не возводят в ранг искусства. И лишь художник из Малайзии Винс Лоу превратил детскую забаву в нечто особенное.

Идея его ставшей знаменитой серии портретов "Faces" родилась из обычных набросков в записной книжке. Его портреты знаменитостей не просто удивительно схожи с оригиналами, они буквально передают живые эмоции, а ведь это "просто каракули"….

Еще более удивительными можно назвать портреты знаменитостей, созданные одной линией художником Пьером Эммануэлем Годе (Pierre Emmanuel Godet). Это уже не просто линии или бесформенные росчерки пера - тонкая непрерывная линия сплетает образы, сцены из жизни и создает маленький мир, раскрывая характеры образов, а может быть и выдавая их тайны….

Анимация Kazuhiko Okushita

С помощью одной непрерывной линии можно не только создать портрет или интересный рисунок. Если долго не отрывать карандаша от бумаги, передавая ему свои мысли и идеи, то может получиться… целый мультфильм как у японского режиссера и аниматора в одном лице Казухико Окушита! Главное не останавливаться….

Эта картина, изображающая какого-то человека, была написана только одной линией. Пульсирующей линией-спиралью. Писавший ее как будто поставил в середине белого листа карандаш или еще что-то, чем пишут картины, и не отрываясь повел свой инструмент по спирали, то нажимая им и тем самым утолщая линии, то едва касаясь листа, отчего линия становилась совсем тоненькая, но не прерывалась. Линия-спираль заканчивалась на краю листа, и в итоге получилась удивительная картина, портрет какого-то человека. — Эту картину нужно выставить для обозрения всем желающим. Кто-то сможет расшифровать заложенную в ней информацию. Через пульсирующую линию, изображающую человека, люди должны что-то осознать. — Каким образом? — Еще не знаю. Ну, например, точки и тире могут быть похожи на какую-то азбуку или нотные знаки, я только предполагаю, возможно и то, и другое или что-то еще. Ты, когда вернешься, попроси, чтобы выставили ее на всеобщее обозрение или опубликовали где-то. Найдется тот, кто расшифрует эту линию-спираль.

В одном из залов археологического кабинета в простой раме под стеклом висит старинная гравюра с изображением человека в терновом венце. Надпись на гравюре привлекает необычным сочетанием слов: “ЕДИНЫЙ ЕДИНОЮ ЧЕРТОЮ “. Приглядевшись внимательнее, вы поймете, в чем суть: портрет сделан одной спиралевидной линией, начинающейся от центра гравюры и постепенно раскручивающейся до ее краев. Количество витков – 166. С расстояния двух-трех метров, на котором обычно находятся зрители, гравюра больше похожа на рисунок. Качество исполнения поражает. Невольно возникает вопрос: как автору удалось одной линией создать мягкие переходы света и тени, изобразить все оттенки от бледно-серого до черного, написать неповторимый лик с выразительным, печальным, проникающим в душу взглядом.

Обычно при гравировании разнообразие оттенков достигается штриховкой. Мастер наносит резцом линии той или иной толщины, меняет расстояние между ними, использует перекрестную штриховку и в результате добивается различной насыщенности цвета. На гравюре из археологического кабинета через увеличительное стекло можно рассмотреть: художник получал полутона, изменяя толщину линии спирали. Она выполнена не механически, по циркулю, а рукой творца, использующего изгибы линий для увеличения выразительности образа. Конечно, этим художник колоссально затруднил себе работу по сравнению с известными приемами. Но в результате получилось не схематичное изображение, а живой лик.

У картины есть прототип. Дело в том, что первый образ Спасителя, вычерченный одной непрерывной линией, выполнил еще в 1649 году знаменитый французский художник и гравер Клод Меллан. Он родился на севере Франции в 1598 году, а умер в Париже, прожив девяносто лет. Меллан прославился и как живописец-портретист, и как гравер. В мировых энциклопедиях, например в английской “Encyclopaedia Britannica”, о Меллане есть статья с перечислением прославивших его имя картин. Но если вы возьмете энциклопедические словари, в которых самым знаменитым людям отводится всего несколько строк, в заметке о художнике Меллане будет упомянута лишь одна работа: “Плат Святой Верoники”, на которой образ Иисуса Христа выполнен спиральной линией переменной толщины. В нижней части Меллан поместил надпись на латыни: “FORMATUR UNICUS UNA” (выполнен как никакой другой) и ниже: “NON ALTER” (неповторим).
Но, как видно, картина совсем не “NON ALTER”.

Слева – картина русского мастера, справа – “Плат Святой Вероники” в исполнении Клода Меллана. Нажмите для увеличения

Для современников Меллана и в последующие века осталось загадкой, как он сумел сделать это. Среди знатоков гравюр и специалистов непререкаемым авторитетом до сих пор пользуется книга Пауля Кристеллера “История европейской гравюры XV-XVIII века” (русский перевод издан в Ленинграде в 1939 году). Рассказывая о Меллане и его знаменитой гравюре, автор пишет: “Меллан пренебрегает перекрестной штриховкой и моделирует только ординарными рядами более или менее параллельных линий, которые следуют формам и утолщаются в тенях”. И далее: “Меллан не имел последователей своей совершенно своеобразной и личной техники”. Итак, Кристеллер пишет, что спираль на гравюре Меллана имеет различную толщину, и сообщает, что никто не брался повторить его способ гравирования.

То, что автор монографии не знал о существовании русской копии гравюры Меллана, понять можно. Как нередко бывает в западных источниках, у Кристеллера вообще нет ни слова о русской традиции, хотя название книги – “История европейской гравюры XV-XVIII века” – к этому его обязывало.

Увеличенный фрагмент офорта “Единый единою чертою”.

Еще до Кристеллера, а после его труда тем более, во всем мире утвердилось мнение, что своеобразие Клода Меллана заключалось в умении изменять толщину борозды, которую резец оставлял на медной доске. Любой мастер понимал, насколько это сложная работа. Однако западноевропейские художники все же предпринимали попытки копировать технику Клода Меллана, о чем есть упоминания в справочной литературе, но о русских копиях там ничего не говорится.

Гравюра, хранящаяся в Церковном археологическом кабинете Московской духовной академии, – редкий экземпляр и отличается от французской тремя особенностями:

– надпись сделана по-русски: “Единый единою чертою”;

– нимб с косым крестом вокруг головы, не традиционный для православной иконографии, заменен на чистый;

– изображение зеркально по отношению к французскому оригиналу.

Образ Иисуса Христа на русской и французской гравюрах, о которых шла речь выше, в православной иконографии и западном искусстве называется “Плат Святой Верoники”. История образа связана с известным церковным преданием: когда Иисуса вели от тюрьмы к месту казни – на Голгофу, некая женщина по имени Верoника подала ему платок, которым он вытер пот и кровь с лица. При этом на ткани чудодейственно отпечатались лик Спасителя и терновый венец.

“Плат Святой Вероники” не единственный образ, на котором голова Иисуса Христа в терновом венце подана крупным планом. Такая традиция хорошо известна в афонской и греческой иконографии. В XVIII-XIX веках в православном мире получила распространение и другая икона – “Иисус Христос в терновом венце”. На ней голова Спасителя запрокинута, глаза устремлены к небу.

“Се, Человек” (Евангелие от Иоанна, 19:5). Гвидо Рени. Масло, холст. Италия. Начало 1600-х годов. Дрезденская картинная галерея. Германия.

Впервые подобное изображение появилось в работах знаменитого итальянского художника -живописца и гравера Гвидо Рeни (1575-1642), одного из лучших представителей так называемой болонской школы. Он работал в Риме, Неаполе и Болонье, где возглавлял Художественную академию. Гвидо Рени неоднократно повторял в своих работах лик Спасителя, в том числе с характерным поворотом головы. Созданный им образ получил широкую известность и повсеместное распространение. В качестве названия своей работы Гвидо Рени взял известную фразу из Евангелия, слова Понтия Пилата – “Се, Человек” (“Это Человек”), которые тот произнес, указывая на Христа и обращаясь к собравшимся первосвященникам Иерусалима.

В конце XIX века картина Гвидо Рени послужила прототипом для третьего оригинального изображения, выполненного непрерывной спиралевидной линией. На этот раз художник использовал перо и тушь. (В 1880-е годы, когда создавался рисунок, уже была изобретена фотография и появились новые типографские способы размножения изображений, менее трудоемкие и дешевые, чем печать гравюр и офортов. Поэтому для массовой продукции использовали более простые приемы.)

“Наука и Жизнь”, 2007 г., номер 2

Надеждой полнится Душа моя,
И разделяя боль детей своих,
Я Свет и Жизнь, Животворящая Мечта!
Один в ночной тиши, все жду и жду.

Забвенье злу, забвенье тьме.
Аз Есьм Надежда, Вера и Любовь!
Незримое присутствие в тебе-
Стремлений светлых и Деяний новь.

Скажи, ответь! Куда идешь?
Не прави Душу предавая.
Живешь, а Будто не живешь,
Все на кого-то уповая.
Дитя Мое! Надежда Света!
Многострадальная планета,
Все ждет и ждет,
Когда проснешся ты.

От сна никчемных устремлений,
От боли, горя и тоски,
От гнева, зависти,
И прочих порождений тьмы,

От мудрости, что без Любви,
От знанья, что не станет Раем,
Зачем идешь ты изменяя?
Прекрастный путь Земной судьбы!

Очнись! Воспрянь! Хоть на секунду!
Сует пустых замедли бег.
Я помогу тебе, Ты Сын Мой!
Ты Человек! Ты Человек!

Игорь Каменских

А вот современное исполнение подобных картин:

Люк Скайуокер и принцесса Лея. Портреты одной сплошной линией


Одного росчерка пера кому-то хватает лишь на подпись под документами, а художник Pierre Emmanuel Godet способен нарисовать целый портрет одной сплошной линией , не отрывая ручку от бумаги. Таким способом он изображает на бумаге знаменитых актеров, музыкантов, писателей, ученых, персонажей культовых кинолент и другие узнаваемые лица известных людей.
Французский художник-самоучка, Pierre Emmanuel Godet живет и работает в столице Испании, Барселоне. У себя на родите он работал инженером, научным сотрудником, но все же его всегда больше интересовало искусство, нежели научная деятельность. Сперва рисовал маслом и акриловыми красками, и в его портфолио есть обширная подборка удивительных красочных полотен, но известность художнику принесла все же серия необычных портретов, нарисованных одной сплошной линией. Разумеется, автор делает исключение и отрывает ручку от бумаги, чтобы нарисовать своим персонажам глаза, нос, рот и другие части тела, необходимые для портрета.






Если же тот факт, что портреты нарисованы одной сплошной линией, недостаточно впечатляющий, у художника еще есть, чем удивить требовательного зрителя. Так, если присмотреться к его картинам, можно увидеть, что они состоят не просто из каракулей и черточек. Каждая "каракуля" - это фигурка человечка, или домик, или автомобиль, или растение, в общем, какой-то осмысленный символ, а в целом они составляют отдельную историю. Таким образом, портреты от Pierre Emmanuel Godet интересны не только своей формой, но и содержанием, и представляет собой картину в картине, историю в истории.





Любопытно, что творчество этого автора требует к себе больше внимания, чем любые другие рисунки. Его работы следует оценивать не с одного, а двух взглядов, двумя этапами. Так, прочитать историю внутри портрета на расстоянии невозможно, и для этого нужно присмотреться внимательнее, подойти поближе. Но на расстоянии отлично видны черты лица, и легко догадаться, кто именно изображен на портрете.
Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?