Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Политическое развитие в эпоху застоя. Эпоха застоя

1. Более чем двадцатилетие жизни советского общества - 1964 - 1985 гг. - приходится на эру «развитого социализма», в ходе которой социалистический строй в СССР достиг максимальной политической и экономической стабильности, был достигнут наивысший в истории СССР уровень жизни большинства населения. (В годы горбачевской перестройки 1985 - 1991 гг. данно­му историческому периоду было дано не совсем справедливое и конъюнктурное наименование «годы застоя». Это имело своей целью представить негативно предшествующую эпоху и обосновать необходимость перестройки. Однако, на фоне краха перестройки и последующих кризисов, название «развитой социализм» (данное указанному периоду его современниками) выглядит более точным и уместным). В народе чаще всего этот период именуется брежневской эпохой - по имени Л.И. Брежнева — нового лидера СССР, сменившего Н.С. Хрущева. Брежневская эра, в свою очередь, была неоднозначна. Можно выделить ее следующие основные периоды:

— 1964 — 1968 гг. — ранняя;

— 1968 — 1977 гг. - средняя;

— 1977 — 1985 гг. - поздняя.

Если ранняя и средняя брежневская эра - 1964 - 1977 гг. - в целом была успешна для страны и оставила большой позитивный след в памяти народа, то период после 1977 г. вплоть до начала перестройки в 1985 г. был временем разрастания кризиса социализма и иных негативных явлений. Главными событиями раннего и среднего брежневского периода 1964 — 1977 гг. были:

— попытки экономических реформ;

— укрепление новой системы власти;

— отход от критики сталинизма.

2. Первым крупным шагом нового советского руководства, пришедшего после 1964 г., было провозглашение так называемой косыгинской экономической реформы в 1965 г. и начало ее прове­дения.

Целью косыгинской реформы было нахождение новых резервов социализма, замена административных методов поощрения (соцсоревнование и т. д.), уже не дававших результатов, новыми, экономическими. Для этого началось предоставление большей свободы предприятиям, введение хозрасчета. Был ослаблен диктат министерств и ведомств; предприятия получили свободу в выборе форм хозяйствования, деловых партнеров, зарабатывании денег и их расходовании. Началось строительство «самоуправляемой советской экономики».

Косыгинская реформа, по мере ее проведения, дала взаимоисключающие результаты - положение отдельных предприятий действительно улучшилось, но ухудшилась ситуация в экономике в целом, началась дезорганизация налаженных годами административных связей. Например, отдельный завод получил свободу хозяйствования (хозрасчет); стал выпускать ту продукцию, которая выгодна только ему, успешно ее продавать, зарабатывать деньги, повышать зарплату работникам, получать прибыль, но перестал делать то, что он делал раньше по плану - в другой отрасли начинало чего-то не хватать и т. д. В итоге в стране, несмотря на улучшения на отдельных предприятиях, стал возникать дефицит, нарушались прежние связи, возникала неразбериха.

Плановую систему не удалось совместить с отдельными приемами рынка. В результате, к концу 1960-х гг., косыгинская экономическая реформа была свернута. Государство вновь перешло к диктату в экономике, предприятия жестко подчинены плану, а отраслевые министерства вновь стали всесильными.

3. Возвращение к жесткой административно-командной системе

к 1970 г. улучшило ситуацию в экономике. Девятая пятилетка (1971 - 1975) стала самой успешной в экономике СССР. После провала косыгинской реформы руководство СССР нашло новый выход из положения - улучшать ситуацию не путем реформ экономики, а путем использования природных ресурсов СССР. В результате:

— административно-командная система, работающая на пределе возможностей, была оставлена без изменения;

— дополнительный рост стал обеспечиваться путем значительно увеличившейся в 1970-е гг. продажи за границу советской нефти и газа.

Данная политика первоначально приносила успех - «нефте­доллары» помогали оживлять экономику, строить новые объекты, улучшать жизнь людей. Однако через 10 лет это привело к глу­бокому кризису:

— в начале 1980-х гг. резко увеличили добычу нефти и газа страны Персидского залива;

— цены на нефть и газ в мире резко упали;

— Советский Союз уже не смог обеспечить такой доход, как в 1970-е гг.;

— экономика привыкла к «нефтедолларам», которые иссякли, а внутренних резервов развития у административно-командной системы уже не было.

Начался кризис, тотальный дефицит необходимых товаров, нехватка продовольствия, что также ускорило начало перестройки. Однако в 1970-е гг. данная политика считалась долговременной и правительство считало, что экономика развивается хорошо.

4. В брежневскую эпоху произошли существенные изменения в системе власти:

— фактически в стране правило трио Брежнев - Подгорный - Косыгин;

— но постепенно началось укрепление статуса Л. И. Брежнева;

— в 1966 г. на XXIII съезде партии пост Первого секретаря ЦК КПСС преобразовывается в должность Генерального секретаря ЦК КПСС; Л.И. Брежнев становится вторым человеком после Сталина, занявшим эту должность спустя 32 года;

— тем не менее, внутри партии устанавливаются товарищеские демократические отношения; особое влияние приобретает корпус первых секретарей обкомов партии, которые при Брежневе становятся самостоятельной силой внутри страны и получают большую самостоятельность в управлении своими областями. В конце 1960-х - начале 1970-х гг. складывается брежневское окружение - группа высших руководителей, которая реально управляла страной как единый коллектив, от которого Л.И. Брежнев зависел. Руководители, не вписавшиеся в брежневскую систему (А. Шелепин, В. Семичастный, Н. Егорычев и др.) были удалены со своих постов. При этом Л. Брежневым был создан прецедент гуманного отношения к бывшим противникам (если при Сталине побежденных соперников расстреливали, при Хрущеве - предавали забвению, то при Брежневе их стали назначать послами за границу или переводить на высокие, но не ключевые должности).

Ключевыми соратниками Л.И. Брежнева становятся:

— Ю.В. Андропов — в 1967 — 1982 гг. председатель КГБ СССР;

— В.В. Щербицкий - в 1972 - 1989 гг. первый секретарь ЦК Компартии Украины;

— Д.А. Кунаев - в 1964 — 1986 гг. первый секретарь ЦК Компартии Казахстана;

— В.В. Гришин - в 1967 - 1985 гг. первый секретарь Московского горкома партии;

— А А. Громыко - в 1957 - 1985 гг. министр иностранных дел СССР;

— Д.Ф. Устинов - в 1976 — 1984 гг. министр обороны СССР;

— К. У. Черненко -. секретарь ЦК КПСС;

— М.А. Суслов - секретарь ЦК КПСС;

Особенностью отношений Л.И. Брежнева с соратниками было то, что каждый из них был полным хозяином в своей «вотчине» (например, Андропов - в делах КГБ; Устинов - в оборонных вопросах; Кунаев - в Казахстане и т. д.). Это выгодно отлича­ло его от Н.С. Хрущева, который пытался руководить всем и всеми и постоянно вмешивался в работу соратников, мешал им работать. Подобная кадровая политика стала одним из секретов политического долголетия Л.И. Брежнева, руководившего страной 18 лет. Его соратники, а также многочисленные первые секретари обкомов и союзных республик, почувствовав самостоятельность в работе и стабильность своего положения, сами были заинтересованы в сохранении Л. И. Брежнева у власти. Через 13 лет после его образования, в 1977 г., начал рушиться триумвират Брежнев - Подгорный - Косыгин.

В 1977 г. шла подготовка проекта новой Конституции, по которой пост Председателя Президиума Верховного Совета приобретал более весомое значение - главы государства. Л.И. Брежнев постоянно испытывал неудобства, особенно при переговорах с руководителями других государств, поскольку фактическим руководителем страны был он, а официально вся деятельность шла через Подгорного. Кроме того, сам Н. Подгорный начал предпринимать попытки подготовить смещение больного Брежнева. В 1977 г. Н. Подгорный был освобожден от своей должности, а Л.И. Брежнев одновременно стал Генеральным секретарем ЦК КПСС и Председателем Президиума Верховного Совета СССР, что стало первым в истории СССР случаем объединения высшего партийного и официального президентского поста. В 1980 г. в связи с тяжелой болезнью находящийся при смерти А.Н. Косыгин был освобожден от должности Председателя Совета Министров СССР, которую он занимал 16 лет.

5. Завершающим шагом преобразований в партии и государстве стало принятие новой Конституции СССР 7 октября 1977 г. Данная Конституция:

— как документ была усовершенствованной редакцией «сталинской» Конституции 1936 г.;

— однако ее важнейшим достижением и отличием от всех прежних советских Конституций стал отказ от диктатуры пролетариата, которая была конституционно закреплена в 1918 - 1977 гг.;

— СССР конституционно объявлялся общенародным государством;

— в 6-й статье конституционно закреплялась руководящая роль Коммунистической партии.

6. В международной политике для брежневской эпохи было характерно достижение кратковременного улучшения международной обстановки:

— улучшились советско-американские отношения, регулярными стали встречи руководителей СССР и США; состоялись первый в истории визит президента США (Р. Никсона) в Советский Союз; подписан ряд важных договоров по ограничению вооружений;

— в 1975 г. состоялся советско-американский космический полет - стыковка в космосе кораблей «Союз» и «Аполлон»;

— августа 1975 г. в Хельсинки руководителями 33 стран Европы, включая СССР, а также США и Канады, был подписан заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, согласно которому были подтверждены принципы мирного существования и нерушимость послевоенных границ в Европе.

Если десятилетие Хрущева прошло под знаком реформ, шумных политических, идеологических и хозяйственных кампаний, то двадцатилетие, от середины 60-х до середины 80-х гг., когда политическое руководство страны возглавлял в основном Л.И. Брежнев, называют временем застоя - временем упущенных возможностей. Начавшееся достаточно смелыми реформами в области экономики, оно закончилось нарастанием негативных тенденций во всех сферах общественной жизни, застоем в экономике, кризисом общественно-политической системы.

Справедливости ради следует отметить, что проводимая в этот период времени экономическая политика провозглашала цели, соответствовавшие духу времени. Она должна была обеспечить значительный рост материального благосостояния советского народа на основе интенсификации общественного производства, главным средством которой выступал научно-технический прогресс.

К началу 70-х гг. определились основные направления научно-технической революции. К ним относились:

Создание новых типов автоматизированных технологических процессов производства (синтез механики и электроники) и автоматизированных систем управления на базе интеграции достижений электроники, приборостроения, электронно-счетного машиностроения, новых подотраслей станкостроения, связанных с созданием робототехники и гибких автоматизированных систем, лазерной техники и средств связи;

Освоение на базе достижений аэрокосмической техники новых систем транспортирования, информации, управления, методов научных исследований;

Разработка все более разнообразных по сочетанию их свойств материалов, специализированных по целевому назначению, новых конструкционных материалов, многокомпозиционных, керамических, сверхчистых и др.;

Расширение и совершенствование энергетической базы производства на основе развития атомной энергетики, биоэнергетики, гео- и гелиоэнергетики;

Создание на базе достижений генной инженерии биотехнологических производств, появление бионики.

На каждом из этих направлений новые отрасли внесли за 70-80-е гг. существенный вклад в развитие и совершенствование производства, главным образом передовых индустриальных стран. Началось осуществляться поступательное движение в таких важнейших сферах, как комплексная автоматизация производства и управления, электронизация и биотехнологизация хозяйственной деятельности, использование ядерной энергетики, исследование и освоение космического пространства и Мирового океана. Новые отрасли создали ориентиры экономики будущего, перехода мирового хозяйства в электронный, ядерный и космический век.

Все эти аспекты участия новых отраслей в научно-техническом развитии капиталистического общества наиболее ярко проявились в США, Японии и ФРГ. В нашей стране при разработке научно-технической политики были учтены не все тенденции НТР. Не улавливая особенностей нового ее этапа, руководство СССР долгое время считало необходимым сосредоточить внимание на развитии лишь главного направления научно-технического прогресса. Таковой с самого начала была выделена автоматизация производственных процессов. Признавалось, что именно она таит в себе возможность преобразования материального производства, управления и достижения многократного повышения производительности труда. Утверждалось также, что в комплексной автоматизации в концентрированном виде находят свое материальное воплощение важнейшие достижения естественных и технических наук XX в.

Выделение одного направления НТП вместо целого комплекса, как этого требовала научно-техническая революция, явилось очередным просчетом. Справедливости ради следует отметить, что и в сфере автоматизации, несмотря на провозглашенную приоритетность, не было достигнуто ощутимых результатов. Во многом это было обусловлено отсутствием конкретных мер по структурной перестройке экономики.

Особенно остро стала ощущаться потребность в ускорении темпов научно-технического прогресса в 70-80-е гг. На партийных съездах принимались решения о необходимости смещения акцентов в экономической политике посредством перенесения центра тяжести с количественных показателей на качественные. Признавалось, что экстенсивные факторы роста народного хозяйства себя исчерпали и ведут к застою, что необходимо активнее развивать отрасли, определяющие научно-технический прогресс. При этом выдвигались грандиозные задачи: в течение 70-х гг., всего лишь за одно десятилетие, перевести экономику на качественно новую стадию расширенного воспроизводства, а в 80-е гг. - завершить перевод экономики на путь интенсификации; вывести все отрасли народного хозяйства на передовые рубежи науки и техники; добиться значительного увеличения производительности труда, позволяющей обеспечить 85-90% прироста национального дохода.

Вместе с тем, на фоне масштабных целей довольно традиционно выглядели средства их достижения. Надежды возлагались на претворение в жизнь сформулированной на XXIV съезде партии и подтвержденной в решениях последующих съездов задачи - «органически соединить достижения научно-технической революции с преимуществами социализма». Причем имелось в виду упор сделать на факторы идеологического характера, а также централизованные методы руководства. Под преимуществами социализма подразумевалось не что иное, как планомерность развития экономики, централизация ресурсов, социалистическое соревнование и т. д. В использовании подобного тезиса проявились стремления руководства страны необоснованно преувеличить потенциальные возможности социалистического строя, избежать необходимости внедрения экономических стимулов, разрушающих сложившуюся чрезмерно централизованную систему управления.

Нельзя отрицать, что в стране велась определенная работа по осуществлению технической реконструкции. Если в 1971 г. в промышленности действовало 89 481 механизированная поточная линия, то в 1985 г. - 161601; автоматических линий соответственно 10917 и 34278. Число комплексно механизированных, автоматизированных и комплексно-автоматизированных участков, цехов, производств возросло за этот период с 44248 до 102140, а подобных предприятий - с 4984 до 7198.

И тем не менее резкого поворота в повышении эффективности производства не произошло. Решения XXIV-XXVI съездов партии оставались, по существу, только директивами. Провозглашенный ими курс на интенсификацию на протяжении 70-х гг. сколько-нибудь заметных результатов не дал. Хуже того, ни в девятой, ни в десятой пятилетках промышленность с планами не справилась (равно как строительство и сельское хозяйство). Десятая пятилетка вопреки декларациям, так и не стала пятилеткой эффективности и качества.

Не удалось исправить положение и в первой половине 80-х гг. Экономика по инерции продолжала развиваться в значительной мере на экстенсивной основе, ориентировалась на вовлечение в производство дополнительных трудовых и материальных ресурсов. Темпы внедрения средств механизации и автоматизации не отвечали требованиям времени. Ручным трудом к середине 80-х гг. было занято около 50 млн. человек: примерно треть рабочих в промышленности, более половины - в строительстве, три четверти - в сельском хозяйстве.

В промышленности продолжались ухудшаться возрастные характеристики производственного оборудования. Не приводило к повышению эффективности осуществление мероприятий по новой технике - фактические затраты возрастали, а прибыль сокращалась.

Как следствие, серьезно снизились темпы роста производительности труда и некоторые другие показатели эффективности. Если сравнить среднегодовой прирост важнейших народнохозяйственных показателей, то можно заметить, что он уменьшался от пятилетки к пятилетке. Так, по национальному доходу, используемому на потребление и накопление, произошло снижение с 5,1% в девятой пятилетке до 3,1% в одиннадцатой пятилетке, по продукции промышленности соответственно с 7,4 до 3,7%, по производительности общественного труда - с 4,6 до 3,1%, по реальным доходам на душу населения -с 4,4 до 2,1%.

Тем не менее, острота надвигавшегося кризиса в 70-е гг. была сглажена нежданно обрушившимся на страну богатством в виде нефтедолларов. Конфликт между арабскими государствами и Израилем, вспыхнувший в 1973 г., привел к резкому взлету цен на нефть. Экспорт советской нефти стал приносить огромный доход в валюте. На нее закупались товары широкого потребления, что создавало иллюзию относительного благополучия. Огромные средства были потрачены на закупку целых предприятий, комплексного оборудования, технологий. Однако низкая эффективность экономической деятельности не позволила разумно распорядиться неожиданно возникшими возможностями.

Экономическая ситуация в стране продолжала обостряться. Неэффективная экономика оказалась неспособной решить проблемы повышения уровня жизни трудящихся. Фактически была провалена задача, поставленная в 1971 г. на XXIV съезде КПСС, - значительно усилить социальную ориентацию экономики, увеличив темпы развития отраслей народного хозяйства, производящих предметы потребления. Остаточный принцип распределения ресурсов - вначале производство, а только потом человек - доминировал в социально-экономической политике.

На социальное развитие общества отрицательное влияние оказывала и нерешенность продовольственной проблемы, которая напрямую зависела от состояния сельского хозяйства. За 1965- 1985 гг. в него было вложено 670,4 млрд. руб. Результат был неутешителен. В восьмой пятилетке прирост валовой продукции составил 21%, в девятой - 13, в десятой - 9, в одиннадцатой - 6%. Наконец, в 1981-1982 гг. темпы развития составили 2-3% и были самыми низкими за все годы Советской власти (исключая периоды гражданской и Великой Отечественной войны). Возникли и обострились многие диспропорции в народном хозяйстве. Страна, располагающая огромными ресурсами, натолкнулась на их нехватку. Образовался разрыв между общественными потребностями и достигнутым уровнем производства, между платежеспособным спросом и его материальным покрытием.

Недооценка всей остроты и неотложности перевода экономики на интенсивные методы развития, активного использования в народном хозяйстве достижений научно-технического прогресса привели к накоплению негативных явлений в экономике страны. Призывов и разговоров на этот счет было немало, а дела практически стояли на месте. От съезда к съезду, от пятилетки к пятилетке выдвигались все новые и новые задачи в области НТП. Большинство из них так и осталось не достигнутыми.

Среди них - решение структурной перестройки экономики. На протяжении десятилетий советская экономика сохраняла свою макроструктуру, основные характеристики которой практически не изменялись. Это, во-первых, постоянное экстенсивное наращивание производства первичных ресурсов и в целом производства средств производства в ущерб развитию потребительских отраслей и нематериальных производств. Во-вторых, чрезмерно централизованный механизм распределения и перераспределения всех видов ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) при максимальном сужении области действия товарно-денежных отношений. В-третьих, сверхприоритетное ресурсное обеспечение военно-промышленного комплекса и его доминирование над всеми остальными секторами народного хозяйства.

В итоге советская экономика выглядела довольно противоречиво. С одной стороны, она включала ряд высокотехнологичных, наукоемких направлений производственной деятельности, входящих главным образом в состав военно-промышленного комплекса, с другой стороны, обладала весьма значительной, характерной для стран третьего мира, традиционной сферой с низким уровнем эффективности, слабой конкурентоспособностью, ценовыми диспропорциями, в целом не отвечающими требованиям мирового рынка.

Безусловно, негативные последствия имело и то, что многие решения съездов партии носили половинчатый, не всегда последовательный характер. На XXIV, XXV, XXVI съездах КПСС много говорилось о крайней необходимости технического перевооружения предприятий. Однако машиностроение не получило приоритетного значения, развивалось примерно на уровне всей промышленности. Поэтому материальная база технического прогресса не отвечала возросшим потребностям. Продолжалась старая практика: капиталовложения шли в основном на новое строительство, оборудование же действующих предприятий старело, существующие техника и технологии все более отставали от лучших мировых образцов.

Принимаемые на съездах партии решения в области научно-технического прогресса не связаны были с реальными шагами по расширению и развитию демократических институтов, т. е. механизма, с помощью которого только и можно было привести в движение человеческий фактор и тем самым способствовать выполнению решений.

Напротив, брежневское руководство стало на путь свертывания критики культа личности Сталина и его последствий; решительного пресечения демократического движения, зародившегося в обществе в годы хрущевских реформ. По сути дела эти установки в сфере внутренней политики ориентировали на укрепление методов администрирования в руководстве обществом, усиливали авторитарно-бюрократические тенденции в отношениях между руководителями и подчиненными. Отсутствовал трезвый, научный анализ сложившихся в экономике тенденций. Как правило, замалчивались или вскрывались без необходимой остроты и глубины причины отставания в деле повышения эффективности общественного производства.

Однако самая главная причина связана с сохранением экономического механизма хозяйствования и системы управления, сложившихся в годы довоенных и послевоенных пятилеток, т. е. в период экстенсивного развития народного хозяйства. В последующем действующий механизм хозяйствования и управления экономикой, оставаясь практически в неизменном состоянии, в лучшем случае подвергался лишь частичным, причем незначительным изменениям. Так, меры, предпринятые в ходе хозяйственной реформы второй половины 60-х гг., намеченные сентябрьским (1965 г.) Пленумом ЦК КПСС, не затронули в должной степени фундаментальных основ процесса повышения эффективности производства. Одно направление экономической реформы исключало другое. Наравне с предлагаемым внедрением экономических рычагов управления продолжался процесс усиления централизованного руководства. Механизм хозяйствования и управления экономикой превратился в механизм торможения нашего экономического и социального развития.

Нечто подобное испытали капиталистические страны в 70-х гг. В это время произошло ухудшение условий воспроизводства, вызванное глубоким кризисом структуры капиталистического хозяйства. Хозяйственный механизм перестал стимулировать экономическое развитие в новой ситуации. При этом ощущалась относительная нехватка рискового капитала, который шел на развитие новых отраслей в производстве. Капитал направлялся в более спокойные и прибыльные области, что подрывало долгосрочные перспективы экономического роста и повышения эффективности хозяйства. Переломный период 70-х-начала 80-х гг. характеризовался общим понижением темпов экономического роста, слабой загрузкой производственных мощностей, снижением темпов роста показателей экономической эффективности (в первую очередь производительности труда и капиталоотдачи). Так, если темпы прироста производительности труда в обрабатывающей промышленности США в 1955-1978 гг. составили 2,7%, то в 1978-1979 гг. - 1,45%. В Японии соответственно - 9,26 и 7,05%, в ФРГ - 6,05 и 4,08%, Франции - 5,87 и 5%, в Великобритании- 3,63 и 1,56%.

Капиталистический мир мгновенно отреагировал на происходящие новые явления воспроизводства. И 70-80-е гг. стали временем изменения хозяйственного механизма. Основной упор был сделан на структурную перестройку экономики, на обуздание инфляции и стимулирование капиталовложений. Одновременно были увеличены ассигнования на научные исследования, их централизованное планирование, создана разветвленная система новых государственных органов управления наукой, приняты законодательные акты по ускорению темпов НТП. Так, в США были приняты Закон о новых технологиях Стивенсона-Видлера, налоговый закон экономического оздоровления, Закон о совместном проведении НИОКР и др. В Японии было создано Государственное управление по науке и технике с правами министерства. В ФРГ стало действовать Федеральное Министерство образования и науки, а также Межминистерский комитет по науке и исследованиям.

Изменение спроса и новые возможности НТП, практически равноэффективные для предприятий разных размеров, привели к необходимости преобразовать организационную структуру производства в направлении отказа от гигантомании, понижения границ оптимальных размеров предприятий и придания ей более гибкого характера.

Стали применяться более совершенные формы организации труда и производства. Возрастающие издержки воспроизводства рабочей силы компенсировались за счет ротации работ, расширения трудовых заданий, создания кружков новаторства и качества продукции, применения гибких режимов работы. Под влиянием НТП выросла доля высококвалифицированных рабочих. В сочетании с совершенствованием средств труда это способствовало развитию устойчивой тенденции повышения производительности труда.

Потребности НТР привели к усилению роли государства в экономике. В результате основные секторы и отрасли производственной сферы приспособились к новым экономическим условиям воспроизводства. Ведущие капиталистические страны стали быстро набирать темпы ускоренного экономического развития. В нашей же стране вместо взвешенного анализа сложившейся внутренней ситуации превалировало восхваление достигнутого и замалчивание недостатков.

Оценки внешней политики СССР, равно как и экономической, в 60х-80х гг. также носили апологетический характер, создавая впечатление полного благополучия, достигнутого в данной сфере.

Политическое руководство страны, возглавляемое Брежневым, при определении приоритетов внешней политики, как и прежде, исходило из представлений о том, что человечество переживает длительный исторический период перехода от капитализма к социализму. Капиталистические страны рассматривались как носители агрессивных тенденций, союзники сил реакции, препятствующих развитию прогрессивных преобразований, происходящих в мире.

И все же, несмотря на предпринимаемые попытки со стороны консервативных сил придать внешней политике большую ортодоксальность, курс на тотальную конфронтацию с капиталистическими странами, прежде всего с США, был отвергнут. Высшим приоритетом стало сохранение мира.

Однако путь к разрядке оказался сложным. Мир в середине 60-х гг. не раз нарушался региональными и внутренними конфликтами, в которые в той или иной мере оказывались вовлеченными СССР и США. Холодная война, несколько смягченная инициативами Хрущева, отнюдь не ушла в прошлое, порожденное ею мышление подталкивало к подозрительности, недоверию, к стремлению ответить ударом на удар. Не отличалась особой взвешенностью и политика США и их союзников. В 1965 г. США, оказывавшие военную помощь правительству Южного Вьетнама, распространили военные действия на ДРВ, подвергнув ее бомбардировкам. В 1967 г. разразился конфликт между Израилем и Египтом, Сирией и Иорданией. СССР в этом конфликте поддержал арабские страны, США - Израиль. В 1968 г. СССР ввел войска в Чехословакию во время возникшего политического кризиса, что вызвало негативную реакцию в мире.

И тем не менее между СССР и США существовала сфера общих интересов, связанная с предотвращением ядерной войны. В этом отношении огромную роль сыграла советско-американская московская встреча в 1972 г. на высшем уровне. Она открыла дорогу разрядке международной напряженности. Летом 1975 г. в Хельсинки руководители европейских государств, а также США и Канады подписали Заключительный акт - своеобразный свод принципов межгосударственных отношений, отвечающий требованиям политики мирного сосуществования.

Кроме того, был подписан ряд важных советско-американских соглашений по предотвращению ядерной войны, ограничению ядерного вооружения.

Все это создавало благоприятные возможности для оздоровления международной обстановки, для окончательного преодоления наследия «холодной войны». Однако этого не произошло. Во второй половине 70-х гг. процесс разрядки замедлился, а в начале 80-х мир начал втягиваться в новую «холодную войну», резко усилилась конфронтация между Востоком и Западом.

Ответственность за срыв политики разрядки несут обе стороны: США и СССР. Логика «холодной войны» оказалась сильнее объективной потребности в новом типе международных отношений, утверждаемом разрядкой. В мире стремительно нарастала напряженность. В 1979 г. Советский Союз ввел свои войска в Афганистан, что резко усилило антисоветские настроения в мире.

В конце 70-х гг. начался новый виток гонки вооружений. В ответ на размещение в Европе американских ракет среднего радиуса действия СССР предпринял меры для предотвращения нарушения сложившегося военного паритета. Однако новый виток гонки вооружений наша страна выдержать уже не могла, так как военно-экономический и научно-технический потенциал Запада намного превышал потенциал стран ОВД. К середине 80-х гг. страны СЭВ производили 21,3% промышленной продукции мира, а развитые капиталистические страны - 56,4%. Гонка вооружений могла только разорить страну. Необходимо было искать новые пути для ослабления международной напряженности.

Период застоя был по-своему сложен и противоречив. Общество не стояло на месте. В нем происходили изменения, накапливались новые потребности. Но исторически сложившаяся общественно-политическая система стала тормозить его движение, порождала состояние стагнации.

На этот раз мы с вами рассмотрим исторический портрет генсека, который всем запомнился своими густыми бровями и поцелуями. :*

Леонид Ильич Брежнев (1964—1982)

Леонид Ильич был одним из инициаторов отстранения Хрущева. Он пришел к власти немолодым (57 лет), и время его пребывания на посту Первого, а затем Главного Секретаря партии составило 18 лет, можно сказать, что его правление пришлось на преклонные годы. К тому же, в этот период средний возраст членов правящей партии составлял около 60 лет, поэтому нередко к эпохе Брежнева применяют
термин «геронтократия» (от др.греч. geron – старик, kratos – власть, государство). Надо сказать, что это не единственное слово, которым принято называть правление Леонида Ильича, и сейчас в совокупности с характеристикой направлений деятельности мы рассмотрим и другие названия.

Внутренняя политика

  • Переход к концепции развитого социализма

Поскольку Брежнев был человеком в возрасте, ему были присущи консерваторские политические предпочтения, в некоторых случаях даже реакционные. В лучших традициях исторического пинг-понга Брежнев свернул многие начатые Хрущевым преобразования (первая семилетка, критика культа личности Сталина и так далее) и во внутренней политике принял курс на построение коммунизма.

В 1977 году была принята «брежневская» Конституция СССР, в основу которой была положена концепция «развитого социализма» (этап общества на пути к коммунизму, в котором достигается гармоничное соединение всех сфер общества). Данная конституция перед ее принятием активно обсуждалась среди всех слоев населения: на предприятиях, в институтах, в колхозах. Каждый имел право предложить свои идеи для проекта Основного Закона. Это было одним шагов к установлению полновластию народа.

Но можно сказать, что желание власти выслушать мнение народа было показным, на деле новая конституция законодательно закрепила руководящую роль КПСС в обществе и фактическая подменила партийным аппаратом советские органы государственной власти.

  • Реформа Косыгина

Экономическая реформа Косыгина проводилась в 1965—1970 годы. Ее суть состояла в повышении заинтересованности предприятий в увеличении объемов производства и последующем улучшении экономического положения. Были ликвидированы СНХ (советы народного хозяйства), созданные еще при Хрущеве в 1957 году, внедрены элементы хозрасчета в предприятия, но при этом сохранялась административно-командная система. Предприятия теперь самостоятельно могли определять ассортимент производства, количество персонала и его заработную плату, поставщиков сырья и так далее. В то же время, предприятия были обязаны выполнить план, установленный государством, но они также имели возможность продать сверхплановую продукцию и увеличить свою прибыль.

  • Попытки вывести промышленность из кризиса

Стремясь улучшить положение промышленности, государство отдало предпочтение экстенсивному пути развития, то есть было построено множество новых заводов, производств и фабрик, но в то же время, не улучшались условия труда и технологий на существующих предприятиях.
Также были сделаны попытки модернизации утвердившихся форм хозяйствования и планирования. Десятая пятилетка (1976—1980) была названа «пятилеткой эффективности и качества», планировалось направить промышленность на путь экстенсивного развития, но намеченное не было выполнено, даже наоборот отмечалось отставание в индустрии.

  • Борьба с сельскохозяйственным кризисом

В борьбе с трудностями аграрного сектора экономики был увеличен размер вложений капитала и поставок техники.

С целью увеличения производства сельской продукции были созданы объединения – агропромышленные комплексы (АПК). Они собой представляли объединения колхозов, предприятий по переработке с/х сырья, транспортных и торговых компаний. Но ожидаемого эффекта эти объединения не принесли – кризис продолжал прогрессировать.

После многочисленных перебоев в обеспечении населения продуктами питания, в 1982 году была принята Продовольственная программа СССР, которая была нацелена на развитие всего сельского хозяйства в комплексе, то есть всех инстанций на пути продукции от поля к прилавку.

Для улучшения плодородности была проведена обширная химизация и мелиорация почв.

Но все эти действия не помогли преодолеть кризис агропромышленности.

  • Социальная сфера

Основные характеристики общественной жизни при Брежневе можно разделить на несколько пунктов

А) Распространение уравнительного принципа распределения материальных благ среди основной массы населения.

Это связано с одновременным повышением зарплат низкооплачиваемым работникам и понижением оплаты труда инженеров. При оценивании труда не учитывалось качество работы и какие-либо личные заслуги.

Б) Остаточный принцип выделения средств на социальные нужды

Скорее всего, этому принципу следовали многие советские руководители партии. На первом месте по материальному обеспечению всегда стоит военное производство и тяжелая промышленность, затем нужды партийной верхушки, а уже в самом конце списка «социальные нужды». В деревне не хватало больниц, детских садов и столовых, что стало причиной переезда многих селян в город.

В) Введение особо привилегированного положения партийно-государственной номенклатуры

Зато хорошо жила партийная верхушка, для них специально строились санатории и больницы, доставляли лучшее продовольствие. Но такая разница в социальном положении вскоре способствовала падению авторитета партии.

Г) Господство марксистко-ленинской идеологии и подавление всякого инакомыслия (травля диссидентов)

Так как был взят курс на построение коммунизма, вновь была ужесточена цензура, кроме того развернулась борьба с теми, кто не желал примириться с установленными правилами и открыто выражал свое мнение (диссиденты)

Д) Диктат атеизма и забвение религии

Нам известно, что и при Хрущеве существовало гонение на православие, закрывали храмы. При Брежневе отношения между государством и Церковью вышли на новый уровень, был создан Совет по делам религий при Совете Министров СССР, который фактически полностью подчинил себе Церковь. Кроме того, по сравнению с временами Хрущева, было увеличено количество лекций, пропагандирующих атеизм.

Е) Проведение в Москве XXII Олимпийских игр (лето 1980)

Пожалуй, самое значимое событие культурной жизни периода застоя. Летние Олимпийские игры прошли на высоте, это событие все еще свежо в памяти народа, у многих при вспоминании слов из песни «До свидания, наш ласковый Мишка» до сих пор наворачиваются слезы.

Внешняя политика

  • Политика «разрядки»

В международных отношениях продолжал быть актуальным вопрос снижения международной напряженности. При Брежневе был достигнут военный паритет между СССР (ОВД) и США (НАТО) посредством следующих договоров:

  • Договор о нераспространении ядерного оружия между СССР, США и Великобританией (1968)
  • Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны и ОСВ-1 (1972) и ОСВ-2 (1979)

Новый виток получило развитие экономических и культурных отношений с капиталистическими странами (советско-французская декларация), расширялись торговые связи с Европой.

  • СССР и социалистические страны

Первостепенным во внешней политике Советский Союз считал укрепление мирового социалистического лагеря.

В 1968 году в Чехословакию была введена армия ОВД для подавления «пражской весны» — попытки нового секретаря партии децентрализировать управление и демократизировать страну.

В 1964—1973 годы СССР оказывал помощь Вьетнаму, где так же установлен социализм, во время агрессии США.

Было углублено военно-политическое (ОВД) и экономическое (СЭВ) сотрудничество.

Итоги деятельности:

Правление Брежнева ознаменовало собой размеренность и стабильность в жизни страны, при нем наступила так называемая эпоха «застоя». В течение 18 лет пребывания Брежнева у власти советское правительство проводило политику в направлении «развитого социализма» (в 1977 году была принята новая «брежневская» конституция СССР). Уделялось внимание решению проблем народного потребления: направлялись ресурсы в сельское хозяйство, легкую и пищевую промышленность. Результатом таких реформ стало некоторое повышение уровня жизни населения, особенно сельского, однако после первого периода действительного роста в экономике страны к середине 70-х годов появились признаки застоя. Химизация почв привела к ухудшению экологического состояния земель, ухудшению состояния экономики аграрного сектора. Осуществлялся полный контроль над интеллигенцией, шла борьба с диссидентами. На международной арене Брежнев продолжает следовать начатому Хрущевым курсу на развитие диалога с Западом. Первые двусторонние соглашения по разоружению представляли собой ощутимые достижения политики разрядки, кульминацией стало подписание Хельсинских соглашений. Эти успехи, однако, оказались серьезно подорваны «пражской весной», а затем и прямым вторжением в Афганистан, после чего в международных делах вновь возникает напряженность.

Ну и напоследок прикольное видео от Enjoykin :

А также, анекдоты в тему. Чтобы посмотреть их, поставьте лайк в одной из Ваших социальных сетей:

Бpежнев подошел к зеpкалy и pазмышляет вслyх:
“Да… стаp стал, очень стаp, СУПЕРСТАР!”.

Ленин доказал, что управлять страной могут и кухарки.
Сталин доказал, что управлять страной может один человек.
Хрущев доказал, что управлять страной может и дурак.
Брежнев доказал, что страной можно вообще не управлять.

Брежнев в первый день Пасхи приехал в Кремль. Его встречает Устинов:
Брежнев кивнул и пошел дальше. Навстречу Черненко, подхалимно улыбаясь:
- Христос воскрес, Леонид Ильич!
- Спасибо, мне уже доложили.

19 декабря исполняется 100 лет со дня рождения Генерального секретаря ЦК КПСС, маршала Советского Союза Леонида Ильича Брежнева. Одни называют время пребывания его у власти периодом застоя, другие - далеко не самыми худшими годами своей жизни. Итак, какими же событиями запомнилась эпоха Брежнева?

Операция "Дунай"

В ночь на 21 августа 1968 года в Чехословакию были введены войска пяти стран Варшавского Договора (СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР и Польши). Операция, получившая кодовое название "Дунай", преследовала цель прекратить происходивший в ЧССР процесс реформ, инициированных первым секретарём ЦК КП Чехословакии Александром Дубчеком - "Пражскую весну". В течение 36 часов армии стран Варшавского Договора почти бескровно установили полный контроль над чехословацкой территорией. 24-27 августа 1968 г. в Москве состоялись переговоры, на которых чехословацкая сторона согласилась восстановить "истинный" социализм.

25 августа 1968 г. в Москве семь советских граждан вышли на демонстрацию против ввода войск в ЧССР. 9 октября 5 из них предстали перед судом (двое получили по 2,5 и 3 года заключения, остальные - 3-5 лет ссылки). Еще двое были приговорены к заключению в спецпсихбольницу.

Разрядка

В 60-е международная обстановка коренным образом изменилась. Обе сверхдержавы, достигшие к началу 70-ых стратегического равновесия, предпочли перейти от "холодной войны" к политике постепенной разрядки международной напряженности. В эти годы СССР и США почти бескровно заключили ряд важных договоров об ограничении гонки вооружений, в том числе договоры по ограничению противоракетной обороны (ПРО) и стратегических ядерных вооружений (ОСВ-1 и ОСВ-2).

Венцом разрядки стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, открывшиеся в 1973 году. Заключительный акт СБСЕ, подписанный на саммите в Хельсинки летом 1975, зафиксировал принцип нерушимости границ в Европе, уважения независимости и суверенитета, территориальной целостности государств, отказа от применения силы и угрозы ее применения.

Поколение П

"Разрядка" в политических отношениях сопровождалась развитием экономических связей между Россией и Западом. В 1973 г., в рамках соглашения о двусторонней торговли между СССР и США, в СССР стала продаваться Пепси-кола. Кроме того, было начато строительство заводов по производству Пепси-Колы в СССР (первый - в 1974 г. в Новороссийске).

Наш Вьетнам

Конец "разрядке" вторжение ввод советских войск в Афганистан в 26-27 декабря 1979 года. Застреленного президента Амина сменяет Бабрак Кармаль. Ситуация в Афганистане позволяет Збигневу Бжезинскому, советнику по вопросам национальной безопасности президента США Джимми Картера, сказать последнему: "У нас появился исторический шанс дать Советскому Союзу свой Вьетнам".

Афганистан оказался в центре "холодной войны" между СССР и США, а афганские моджахеды превратились в ударный отряд антисоветской войны, поддерживаемый США.

За девять лет, один месяц и девятнадцать дней войны через Афганистан прошло более полумиллиона воинов "ограниченного контингента" советских войск. За время войны страна потеряла почти 15000 человек (по неофициальным данным - до 40 тыс.). Афганская сторона, по некоторым оценкам за тот же период потеряла до 1 млн. человек (при общей численности населения 13 млн. человек).

Олимпиада-80

19 июля - 3 августа 1980 - в Москве прошли XXII Летние Олимпийские игры . США и еще несколько стран объявили Московской Олимпиаде бойкот из-за советского вторжения в Афганистан. И тем не менее, Олимпиада состоялась. Почти 6000 спортсменов из 81 страны состязались в 203 дисциплинах 21 вида спорта. Рекордное число медалей за всю историю олимпизма - 197 (в том числе, 80 золотых) - завоевали советские спортсмены.

Для жителей Москвы этот праздник спорта обернулся нежданно наступившим на две недели в отдельно взятой столице коммунизмом: полные прилавки, финское пиво и сок с трубочкой. Правда, наблюдать это изобилие могли не все: въезд в город на время проведения Игр был ограничен, а граждан, имевших судимость, выселяли за 101-й километр.

Для обеспечения безопасности игр в столицу были свезены милиционеры со всей страны. Совладать с толпой стражам порядка не удалось лишь однажды - в день похорон Владимира Высоцкого.

"Косыгинские реформы"

В 1965 г. под руководством Председателя Совета Министров СССР Алексея Косыгина начались экономические реформы, суть которых состояла во введении прогрессивных элементов рыночных отношений (хозрасчета) в плановую экономику СССР. Было восстановлено отраслевое управление экономикой (упразднены совнархозы, а их функции переданы вновь созданным министерствам); предприятиям разрешили создавать "фонды материального стимулирования" для развития производства и материальное поощрение сотрудников. Кроме того, предприятия переводились на хозрасчет (т.е. самофинансирование), упрощалась отчетность; были повышены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию и предпринят ряд других мер, которые проявили себя в годы восьмой пятилетки (1966-1970 гг.).
Эта пятилетка стала самой успешной в советской истории и получила название "золотой".Объем промышленного производства, по официальным данным, вырос на 50 %. Было построено почти 1900 крупных предприятий (в том числе Волжский завод в Тольятти, с конвейера которого в 1970 г. сошли первые "Жигули"). Сельскохозяйственное производство выросло на 21 %.

Однако реформа шла туго: инициатива предприятий не стыковалась с централизованным планированием, слабо действовало материальное стимулирование. К тому же, реформы натолкнулись на противодействие главного идеолога партии Михаила Суслова. И, наконец, в начале 70-ых в Западной Сибири нашли нефть, что еще больше снизило интерес к реформам...

Рождение правозащитного движения

С середины 60-ых гг. диссидентское движение постепенно "выходит в свет". Катализатором этого процесса стал во многом судебный процесс над писателями Юлием Даниэлем и Андреем Синявским. Осенью 1965 года они были арестованы за антисоветскую агитацию: в течение 10 лет Синявский и Даниэль под псевдонимами тайно печатали свои повести и рассказы на Западе. 10 февраля они предстали перед Верховным Судом России. На показательном суде свою вину Синявский и Даниэль так и не признали, что сыграло определенную роль в развитии диссидентского движения. "Цепная реакция" по советским меркам была ошеломляющей: 62 писателя обратились к властям взять арестованных коллег на поруки. К этому моменту Синявский получил семь лет лагерей, Даниэль - пять.

На XXIII съезде партии с речью против Синявского и Даниэля выступил Михаил Шолохов, получивший незадолго до этого Нобелевскую премию по литературе. "Мне стыдно не за тех, кто оболгал Родину и облил грязью все самое светлое для нас. Они аморальны. Мне стыдно за тех, кто пытался и пытается взять их под свою защиту. Вдвойне стыдно за тех, кто предлагает свои услуги и обращается с просьбой отдать им на поруки осужденных отщепенцев", - сказал он.

Вскоре после ареста Синявского и Даниэля возникла идея провести демонстрацию протеста - первую в Москве за 35 лет. 5 декабря, в день Сталинской конституции, над Пушкинской площадью около 200 человек подняли плакаты: "Уважайте Советскую конституцию!", "Требуем гласности суда над Синявским и Даниэлем". Демонстрация 5 декабря стала традиционной. Этот день, 5 декабря 1965 года, считается днем рождения правозащитного движения.

"Бульдозерная выставка"

15 сентября 1974 года несколько неофициальных советских художников решили устроить выставку своих картин под открытым небом, так как им долгое время не давали разрешения на выставку в помещении. Выставка была организована на пустыре возле станции метро "Беляево" в Москве. Однако художникам немедленно заявили, что выставка запрещена, т.к. на пустыре проводится "коммунистический субботник". К пустырю подъехали три бульдозера и стали давить картины гусеницами. Четверых художников задержала милиция.

Высылка Солженицына

В 1973 г. за границей был опубликован "Архипелаг ГУЛАГ" Александра Солженицына. Книга быстро стала распространяться самиздатом внутри страны. 12 февраля 1974 г. Солженицына арестовали у него на квартире и доставили в Лефортовскую тюрьму. Отправить в лагерь лауреата Нобелевской премии по литературе (1970 г.) власти не могли, а потому Солженицыну сообщили о лишении его советского гражданства и выдворении из СССР. Под конвоем писателя посадили в самолет. Только после приземления, прочитав надпись в аэропорту: "Франкфурт-на-Майне", он узнал, в какой стране находится...

В 1968 г. "отец водородной бомбы", трижды Герой Социалистического Труда, академик Андрей Сахаров пишет статью "Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе", в которой отстаивает идею "непредвзятого и бесстрашного обсуждения", призывает "довести до конца разоблачение" И.Сталина и высоко оценивает дело В.Ленина. Он также высказывает идею "постепенного сближения капитализма и социализма" и другие идеи, которые советская печать позже назвала "манифестом" технической интеллигенции. В 1968 г. Сахарова отстраняют от секретных работ. С 1970 г. защита прав политзаключенных, борьба против смертной казни выходит для Сахарова на первый план. В 1970 г. Сахаров становится одним из основателей Комитета прав человека, действовавшего до 1974 г. В 1975 г. Сахарову присуждается Нобелевская премия мира, что вызывает осуждение в советской печати. За границу лауреата не выпустили, и премию получала его жена Елена Боннэр. В 1979 г. Сахаров выступает с рядом заявлений против введения советских войск в Афганистан. После этого он был лишен всех наград и без всякого суда сослан в Горький (ныне Нижний Новгород), где был помещен под домашний арест.

Космические успехи

18 марта 1965 СССР сделал новый шаг в освоении космического пространства: Алексей Леонов совершил первых выход человека в космос. Однако высадить советского космонавта на Луне, как это сделали в 1969 году американцы, так и не удалось.

В 1970 году совершила мягкую посадку на поверхность Луны космическая станция "Луна-17" с аппаратом "Луноход-1".

В 1971 г. СССР создает и выводит на орбиту первую в мире долговременную орбитальную станцию (ДОС), получившую название "Салют-1", что ознаменовало новый этап в исследовании космического пространства.

В 1975 году был совершен первый в истории космонавтики международный полет пилотируемых кораблей "Союз - 19"и "Аполлон".

Веселей, ребята...!

В апреле 1974 года на XVII съезде ВЛКСМ БАМ был объявлен ударной комсомольской стройкой . Главная молодежная организация СССР приступила к выполнению программы по активному привлечению молодого поколения к строительству магистрали. Тысячи молодых романтиков отправились на БАМ, что бы жить, строить и растить детей.

Конституция развитого социализма

В 1977 г. была принята новая Конституция, которая вошла в историю как "конституция развитого социализма". Новый Основной закон, работа над которым началась еще во время Хрущева, призван был создать гарантии против возврата режима личной власти и массовых репрессий. Впервые в советской конституции появилась преамбула, в которой говорилось о построении в СССР развитого социалистического общества. Кроме того, Конституция 1977 года закрепила фактическую монополию КПСС на политическую власть: ст. 6 объявила Компартию "руководящей и направляющей силой советского общества, ядром ее политической системы".

1978 - в журнале "Новый мир" опубликована знаменитая "брежневская трилогия": книги-воспоминания "Малая Земля", "Возрождение" и "Целина", на самом деле написанные профессиональными журналистами. Тираж каждой книги составил 15 миллионов экземпляров, благодаря чему Л.И. Брежнев стал самым издаваемым в СССР писателем. Несколько лет эти произведения изучали в рамках школьного курса литературы. Уже после смерти Брежнева, в 1987, книги трилогии были изъяты из книжных магазинов и списаны в макулатуру.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников

Двадцатилетие, от середины 1960-х до середины 1980-х гг., когда политическое руководство страны возглавляли Л.И. Брежнев (1964 - 1982 гг.), Ю.В. Андропов (1982 - 1984 гг.) и К.У. Черненко (1984 - 1985 гг.), называют временем «застоя». Начавшееся решительными экономическими реформами, оно закончилось нарастанием отрицательных тенденций во всех сферах общественной жизни, стагнацией экономики, кризисом общественно-политической системы. Можно привести немало данных, свидетельствующих о росте производства - в 1970-е гг. СССР догнал наиболее развитые страны Запада по объему промышленной продукции. К началу 1980-х гг. догнал и перегнал даже США, ФРГ, Японию, Англию, Францию по производству на душу населения стали, угля, электроэнергии, цемента. Удалось достигнуть паритета в области вооружений, впечатляющими были успехи Советского Союза в освоении космоса. Однако военные расходы составляли 40% госбюджета, продукция ВПК - 20% валового общественного продукта. Из 25 млрд. руб. общих расходов на науку - около 20 млрд. руб. шло на военно-технические исследования и разработки. Этот перекос в хозяйственном развитии страны все сильнее сказывался на уровне жизни людей, преодолеть его в рамках старой командно-административной системы было невозможно.

О Л.И. Брежневе говорили, что, обладая вполне средними способностями и имея за плечами карьеру типичного партаппаратчика, он тем не менее придя к власти, реально стремился провести полезные реформы в стране. Начало его правления свидетельствует в пользу этого.

С мартовского пленума ЦК КПСС (1965 г.) начинаются попытки оживить сельское хозяйство:

Восстанавливался и даже увеличивался размер подсобных хозяйств в деревне. Отменялся налог с содержания личного скота, разрешалось продавать корма частным лицам;

Снижался план государственных закупок зерна в колхозах, в течение последующих 10 лет его решено было не повышать, а сверхплановое зерно оставалось в распоряжении колхозов;

Повышались государственные цены на основные виды сельхозпродукции, надбавка за сдачу сверх плана устанавливалась в 0,5 раза;

Задолженности колхозов государству списывались.

Все эти меры были попыткой применить к аграрному сектору экономические меры регулирования. Но только к аграрному сектору в целом, а не к самой сути производственного процесса. Сохранялась главная негативная черта советского сельского хозяйства - отсутствие экономической заинтересованности работника в результатах своего труда (с 1966 г. вводилась гарантированная оплата труда колхозников, не связанная с производительностью). Уступки в отношении подсобных хозяйств также ни к чему не привели - за годы экспериментов с деревней в ней бесповоротно исчезли люди, готовые к тяжелому труду на личное благо. Крестьяне окончательно превратились в колхозников и совхозников.


В сентябре 1965 г. начался период экономических реформ под руководством председателя Совмина СССР А.Н. Косыгина.

В первую очередь, восстанавливалась отраслевая система управления производством (министерства), заменившая территориальный метод руководства экономикой (совнархозы), введенный в период правления Н.С. Хрущева. Экономическая реформа подразумевала введение хозрасчета и предоставление ограниченной самостоятельности предприятиям. Но «низовое планирование» по-прежнему сочеталось с планированием из центра, хотя число обязательных плановых показателей снижалось до 9 (вместо прежних 30). Главным показателем работы отраслей становился объем реализованной продукции. Кроме того, оживить экономику предполагалось введением экономических рычагов. Прибыль, полученная предприятием, оставалась в его фондах, из которых, в свою очередь, должно было вестись материальное поощрение рабочих (премии, «13 зарплата» по итогам года). Чтобы поднять дисциплину взаимных поставок, Косыгин пошел на принятие постановления, по которому выполнение плана засчитывалось лишь после удовлетворения всех заказов потребителей. Против этого выступили Госплан и министры, утверждавшие, что в таком случае все их предприятия останутся не только без премий, но и без зарплаты. Самостоятельность предприятий привела к тому, что они заведомо занижали свои плановые задания, таким образом заработная плата росла быстрее производительности труда. Руководители предприятий и отраслей не заинтересованы были и во внедрении научно-технических достижений, так как введение инноваций сбивало запланированный производственный цикл. Экономическое стимулирование работников также постепенно утрачивало свою роль. «13 зарплата» и премии стали выдаваться всем, чтобы не нарушать главного идеологического постулата советского общества - «социальной справедливости».

Первоначально задуманные А.Н. Косыгиным меры дали определенные результаты. Показатели, достигнутые сельским хозяйством в 1966–1969 гг., были намного выше, чем в предшествующий период. Производительность труда в среднем в год росла в этот период на 6,5 %, что было в два раза больше, чем в 1961–1965 гг. Фонд оплаты по труду за 1965–1975 гг. вырос в 1,5 раза. Однако в противостоянии между экономическими принципами и директивным планированием выиграло последнее. Советская номенклатура не могла не понимать, что экономическое стимулирование экономики сделает в конечном итоге ненужным сам огромный бюрократический аппарат. С 1970 г. реформы А.Н. Косыгина были свернуты.

В советской промышленности 1960 - первой половины 1980-х гг. резко росла диспропорция в развитии хозяйственных отраслей. Продолжающаяся «гонка вооружений» привела к тому, что военные расходы поглощали более 20% ВНП. Огромных затрат требовало сохранение лидерства в исследовании космоса. В целом в промышленности продолжались ухудшаться возрастные характеристики производственного оборудования. Как следствие, серьезно снизились темпы роста производительности труда и некоторые другие показатели эффективности. Если сравнивать среднегодовой прирост важнейших народнохозяйственных показателей, то можно заметить, что он уменьшался от пятилетки к пятилетке.

Тем не менее, острота надвигавшегося кризиса в 1970-е годы была сглажена получаемыми немалыми суммами нефтедолларов. Конфликт между арабскими странами и Израилем, вспыхнувший в 1973 г., привел к резкому взлету цен на нефть. Экспорт советской нефти стал приносить огромный доход в валюте. На нее закупались товары широкого потребления, продовольствие, что создавало иллюзию относительного благополучия. Руководство страны форсировало разработку нефтегазовых месторождений в новых районах Сибири и Севера. Сырьевая ориентация экономики страны усиливалась. В 1974 г. началось строительство Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Огромные средства были потрачены на закупку целых предприятий, комплексного оборудования, технологий. В 1970-х - начале 1980-х гг. возводились промышленные гиганты и агропромышленные объединения (АПО). Однако низкая эффективность экономической деятельности не позволила разумно распорядиться неожиданно возникшими возможностями. В первой половине 1980-х годов экономика по инерции продолжала развиваться в значительной мере на экстенсивной основе, ориентировалась на вовлечение в производство дополнительных трудовых и материальных ресурсов. Темпы внедрения средств механизации и автоматизации не отвечали требованиям времени. Ручным трудом к середине 1980-х годов было занято около 50 млн. человек: примерно треть рабочих в промышленности, более половины - в строительстве, три четверти - в сельском хозяйстве.

Экономическая ситуация в стране продолжала обостряться. Неэффективная экономика оказалась неспособной решить проблемы повышения уровня жизни трудящихся. Фактически была провалена задача значительно усилить социальную ориентацию экономики, увеличив темпы развития отраслей народного хозяйства, производящих предметы потребления. Остаточный принцип распределения ресурсов - вначале производство, а только потом человек - доминировал в социально-экономической политике. На социальное развитие общества отрицательное влияние оказывала и нерешенность продовольственной проблемы.

Ярким проявлением кризиса хозяйства периода «застоя» стало существование т.н. «теневой экономики». В условиях, когда государственное производство не могло обеспечить гражданам достаточного количества потребительских товаров, услуг, а подчас и продовольствия, появлялись хозяйственные связи вне государственного контроля. Предприятия изготавливали неучтенную продукцию и продавали ее, минуя государственную торговлю. Сформировался целый официально не существующий в СССР слой предпринимателей («цеховиков»), чьи доходы к началу 1980-х гг. достигли 80 млрд. рублей. В теневой экономике происходило интенсивное срастание государственного аппарата с криминальным миром.

В ноябре 1982 г. умер Л.И. Брежнев и генеральным секретарем ЦК КПСС был избран председатель КГБ Ю.В. Андропов. В июле 1983 г. по инициативе Ю.В. Андропова было принято правительственное постановление «Об усилении работы по укреплению социалистической дисциплины труда». Однако попытка навести порядок на производстве с помощью жесткого административного контроля не увенчалась успехом. В августе 1983 г. ЦК КПСС и Совета Министров СССР приняли постановление «О мерах по ускорению научно-технического прогресса в народном хозяйстве». Но все эти директивы не могли спасти умирающую командно-административную экономику. К середине 1980-х гг. она полностью исчерпала свои ресурсы.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?