Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Осень глазами художников и поэтов. Презентация презентация к уроку по чтению (3 класс) на тему

Как мы с вами уже отмечали ранее, осень - лучший сезон для всех фотографов и живописцев. И неважно, являетесь ли вы профессионалом, снимающим для крупных изданий, или просто взрослым фотолюбителем, стремящимся сохранить фантастические личные впечатления на будущее при помощи встроенной в смартфон простенькой камеры, — ухватить богатые оттенки золотой осени способен любой.

Глядя на кадры от профи, вы очень быстро понимаете, что понятие «осенней фотографии» вовсе не ограничивается красочными кронами, ярким «ковром» на газонах или одинокими листиками в лужах. Направление осенней фотографии очень широко и многогранно, оно гораздо объемнее и осмысленно глубже любых других сезонных тем.

Это особое насыщенное и теплое освещение, это поразительные контрасты между повсеместной пышной зеленью и ранними яркими всплесками цвета, а после между всеобъемлющей яркостью и отмиранием. Осень - это мистический сезон, когда вся природа — и растения, и животные - замирают в ожидании чего-то… какого-то первобытного чуда. Осень сочетает в себе множество удивительных вещей и явлений, когда можно увидеть дождь из листьев и снег на зеленом газоне, красно-желто-зеленый «пушистый» дом и живописные деревья, выстроившиеся, будто фантасмагоричная змея из Зазеркалья, тонущая в море непроглядного тумана. Осень - это время, когда каждый объект за окном и каждая мелочь, на которую падает взгляд, обретают особый смысл и выразительность. Благодаря всему этому и мастерству фоторепортеров мы можем восхищаться совершенно сюрреалистическими картинами природы. Полюбуйтесь на снимки ниже и, возможно, они вдохновят вас на собственные фото-подвиги?)

Для иных мастеров кадра сезон урожая неотделим от суетливого животного мира, готовящегося к холодам. Другие представляют осень, как дорогу в никуда и лебединую песню погружающегося в спячку мира, который и сам точно не знает, возродится он после долгой зимы или нет. Третьи предпочитают пышные и богатые натюрморты на тему осенней жатвы. Отдельная популярная сезонная тема - яркие листья и вода. Или затерянные в глуши деревянные домики, или хэллоуинская тематика с тыквами и сухими осенними композициями.

Кстати, а вы знаете, почему листья меняют цвет ?

На самом деле на это влияют три фактора: пигмент в листьях, длина ночи и погода. Но, вероятно, влияет не совсем так, как вы думаете. Как только темное время суток начинает постоянно расти, а ночи становятся холоднее, стартует биохимический процесс в листьях, и они постепенно желтеют/краснеют и опадают. И ничто - от общего уровня окружающей температуры, количества дождей и до качества земли - не влияет настолько сильно на цикл «линьки» деревьев.

В течение всего сезона роста в хлоропласте листьев присутствует и хлорофилл (отвечает за зеленый цвет, позволяет растениям использовать солнечные лучи для выработки сахаров - для питания и роста; вырабатывается только во время роста, но постоянно, и, разрушаясь, - тоже постоянно - окрашивает листья в зеленый) и каротиноиды (отвечают за желтый цвет). За красный цвет отвечают антоцианины: большая их часть вырабатывается растениями именно осенью в ответ на слишком яркий свет и избыток растительных сахаров в клетках листьев.

Итак, ночи удлиняются, и тогда выработка хлорофилла замедляется, а затем полностью останавливается. И через некоторое время весь хлорофилл в листьях разрушается и исчезает. Вот тогда больше ничто не скрывает каротиноиды и вырабатываемые осенью антоцианины, и листья становятся яркими. Ну а конкретный цвет кроны зависит уже от конкретного вида деревьев.

Но и это не все. Свое влияние оказывают температура и количество влаги. За теплые солнечные осенние дни сахара вырабатываются в листьях очень активно, но холодные длительные ночи и постепенное закрытие из-за этого вен в листьях не дает этим сахарам продвигаться по листу. Так что из-за большого количества сахара и активной выработки антоцианинов листья становятся не только красными, но и пурпурными и малиновыми. Наконец, количество влаги в почве, которое постоянно варьируется, гарантирует то, что ни одна осень не будет идеально похожа на другую. Поздняя весна или тяжелая летняя засуха могут отложить цветовое проявление осени на несколько недель. И теплые осенние периоды также снизят яркость крон деревьев. Так что сочетание теплой влажной весны, благоприятной летней погоды, теплых солнечных осенних дней и холодных длинных ночей гарантируют вам потрясающе яркую осень.

Алексей Константинович Толстой
Осень.
Обсыпает весь наш

бедный сад
.
Листья пожелтевшие по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин
.

Осень любили многие русские художники, поэты и писатели.
В своих произведениях они восхваляли красоту этого времени года.
Фёдор Иванович Тютчев
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё - простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле...
Мудрак
Ирина
,
3
Б класс
Красавица осень
Осень глазами художников и поэтов
Александр Сергеевич Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
А это «Золотая осень» Василия Поленова
Это известная картина Исаака Левитана «Золотая осень»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Весна глазами художников и поэтов

Презентация содержит иллюстрации известных картин о весне русских художников, краткое описание картин, стихи о весне и фотографии к ним....

Презентация к классному часу "Осень в произведениях русских поэтов и художников"

На классном часе дети читают стихи русских поэтов, рассказывают о художниках, слушают музыку, поют песни. ...

Марина Балясова
План-конспект интегрированного занятия по музыке «Осень глазами поэтов, художников, композиторов»

План-конспект интегрированного занятия по музыке в подготовительной к школе группе по теме «Осень глазами - поэтов , художников , композиторов »

Тема : ««Осень глазами - поэтов , художников , композиторов »

Цель : Обеспечить полноценное эмоциональное переживание через синтез трёх видов искусств (музыка , ИЗО, литература, получение опыта эмоционально-ценностного отношения к природе, окружающему миру.

Основным средством достижения этой цели является музыка Петра Ильича Чайковского «Времена года»

Программное содержание :

1. Формирование умения слушать музыку и анализировать её .

2. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса . На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляющихся сначала через избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.

3. Обогащать впечатления детей, знакомя их с предлагаемыми музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.

Предварительная работа : Разучивание песни «Художница осень » , повторение понятий : композитор , художник , поэт , повторение средств музыкальной выразительности .

Индивидуальная работа : Отображение в «звучащих жестах» , пение звуков «капающего дождя» . (Прием «а – капелла, пластическое интонирование» ).

Оборудование : фортепиано, мультимедиа, ноутбук, колонки.

Ход мероприятия: 30 мин.

Приветствие

Музыкальный руководитель : Здравствуйте, ребята!

Дети : Здравствуйте!

Музыкальный руководитель : Ребята, а вы любите путешествовать?

Дети : Да!

2. Часть : 20 мин. Во время рассказа звучит спокойная музыка .

Музыкальный руководитель : Сегодня мы с вами совершим путешествие в осенний лес .

А теперь закройте глаза . Сейчас я нарисую вам тему нашего урока – нарисую звуками по тишине (шуршит припасёнными заранее листьями) . Слышите? Как приятно шуршат листья. Кажется, этот шорох витает в самом воздухе и отзывается в нашей душе чудесной музыкой

Звучит пьеса «Октябрь» из фортепианного цикла «Времена года» П. И. Чайковского

Учитель тихо читает под музыку :

Листьям - Время опадать,

Птицам - Время улетать,

Грибникам - Блуждать в тумане,

Ветру - В трубах завывать

Солнцу - стынуть, Тучам - литься,

Нам с тобой - Идти учиться

(И. Мазинин)

Отгадать загадку просим -

Что за время года?

Дети : Осень

А теперь потихоньку откройте глаза

Дети открывают глаза , на экране – репродукция картины осеннего пейзажа .

Муз. рук : Итак, тема нашего занятия - Осень . Осень такая , какой её видят поэты , художники , композиторы . Осень такая , какой её видим мы – ведь все люди разные, и у каждого – свой взгляд, своё мнение. Сегодня мы попытаемся «услышать» осень . Увидеть её, почувствовать её настроение, выраженное в самых разных произведениях искусства.

Но прежде давайте вместе подумаем, а какая она, осень ? Что вы можете рассказать об этом времени года?

Дети описывают самые важные на их взгляд признаки и черты осени .

Муз. рук :: Вы рассказали об осени с помощью простых слов. А если о ней захочет рассказать художник , что ему понадобится для этого?

Ответы детей….

А что нужно композитору , чтобы нарисовать картину осени ?

Ответы детей….

А с помощью чего изобразит осень поэт ?

Ответы детей….

(Музыкальный руководитель старается, чтобы в ходе обсуждения дети описали основные средства выразительности, характерные для каждого вида искусства)

Музыкальный руководитель : А вот если соберутся вместе поэт и композитор , что у них получится?

Получится песня. Давайте с вами сейчас пропоем разученную ранее на занятиях песню об осени . «Художница осень » .

Муз. рук : Какую осень нам с вами нарисовала эта песня?

Дети : Яркую, чудесную, с расписными листьями, яркими красками.

Муз. рук : Какое настроение дарит нам эта песня? С помощью, каких средств выразительности?

Дети : Радостное, чудесное. При помощи интонации, языка звуков, яркой мелодии.

Муз. рук : Молодцы! Кто создал эту песню? Как называется человек, который пишет музыку и человек , который пишет стихи?

Дети : Композитор и поэт .

Муз. рук : Верно. А сейчас мы с вами ребята перейдем к разделу «Осень в поэзии » и о ком будет идти речь в этом разделе, о композиторах или о поэтах ?

Ответы детей…

Муз. рук : (Слайд 4) Зачитывает, стих. со слайда. Портрет, какого поэта изображен на слайде ?

Ответы детей…

Послушайте замечательное стихотворение русского поэта про осень . Какое настроение несёт нам это стихотворение?

Ответы детей…

Муз рук : Почему?

Ответы детей : (унылая пора, печальный шум, туман) - словосочетания из стиха.

Муз рук : В осеннее время года часто идёт дождь, попробуем изобразить капающий дождь голосом и покажите мне «пальчиком по ладошке, как дождь капает» -выполняют муз. упражнение.

Муз рук : Верно. А сейчас мы с вами обратимся к следующему разделу занятия . Как называется человек, который пишет картины?

Ответы детей…

Муз. рук : Итак «Осень глазами художников » . Давайте с вами познакомимся с картиной великого художника И . Левитана «Золотая осень » (слайд 8) . Какое настроение создает нам эта картина?

Ответы детей : Яркое, радостное, сияющее.

Муз. рук : С помощью чего художник создает нам такое настроение?

Ответы детей : С помощью ярких красок, которыми художник рисовал эту картину .

Муз. рук : И ещё раз мне напомните специальность человека, пишущего музыку ?

Дети : Композитор !

Муз. рук : И последний раздел нашего занятия «Осень глазами композиторов »

(Слайд 10) портрет какого композитора изображен на слайде ?

Дети : Великий русский композитор классик Петр Ильич Чайковский.

Муз. рук : С какими произведениями Чайковского вы знакомы?

Дети : Детский альбом.

Муз. рук : Молодцы, а сегодня мы с вами познакомимся с другим альбомом композитора .

Он называется времена года. Какие времена года вы знаете, и какие месяцы в них входят?

Ответы детей….

Муз. рук : Вот и в альбоме Чаковского все эти месяцы живут. мы послушаем с вами сейчас пьесу «Апрель» Какое настроение дарит нам эта музыка ?

Дети : Весеннее, легкое, теплое.

Муз. рук : С помощью чего композитор создал это настроение в пьесе?

Дети : С помощью нежной и теплой мелодии.

Муз. рук : Молодцы.

Муз. рук : Так какую осень описывают в своих произведениях композиторы , поэты и художники .

Муз. рук : Яркую, чудесную, добрую. любимую.

Муз. рук : Молодцы ребята, до новых интересных встреч .

Публикации по теме:

Месяц Тема Цель Примерное содержание работы Сентябрь Устное народное творчество Формировать представление о традициях,.

Цель: Воспитание у детей интереса к природе, любви к ней, умение видеть красоту окружающего мира, через поэтический образ. Задачи: Помочь.

Итоговая НОД «Образ птицы в произведениях поэтов, художников, композиторов» Приобщение детей к миру прекрасного, формирование их вкуса, общей культуры происходит через их знакомство с лучшими произведениями классической.

Конспект занятия по рисованию. Тема: Весна в картинах русских художников. Цели: -Учить детей передавать в рисунке картины природы. -Упражнять.

По окружающему миру в 3 классе после изучения темы про осень было задание подготовить презентацию «Осень глазами художника, поэта, композитора, биолога, метеоролога….» (на выбор). Дочка выбрала посмотреть на осень глазами художника. Пересмотрели множество картин по этой теме, она выбрала понравившиеся. В программе ФОТО Шоу сформировали слайд шоу, наложили музыку Шопена «Осенний вальс». Вот какая презентация получилась.

Презентация осень глазами художника

Осень - яркое и прекрасное время года. Ее красотой восхищались художники, о ее великолепии писали поэты, о ее пленительной магии говорили многие. Осень - это не только дождь, сырость и холод, это еще и буйство красок, яркие зонтики, походы в лес за грибами и уютные и теплые вечера в кругу семьи. Я предлагаю насладиться творчеством талантливых художников, которые покажут вам всю красоту и таинство золотой осени на своих полотнах.

Осень яркая

Афремов Леонид Дождливый вечер

Осень задумчивая

Усянов Владимир Павлович Осенняя аллея

Осень таинственная

Шишкин Иван Иванович Осенний лес

И даже дождь на картинах далек от унылости

Макнейл Ричард Триумфальная арка (Париж)

Осень такая разная, но всегда привлекательная — такой увидела я Осень глазами художника. На видео ниже можно посмотреть саму презентацию, в которую вошли 19 картин русских и зарубежных художников.

Урок музыки 3 класса

Тема: "Осень глазами художников, поэтов, композиторов".
Цели: познакомить с лирическими произведениями А. Вивальди и П.И. Чайковского; показать взаимосвязь поэзии, музыки, живописи как составных частей искусства.
Задачи :

Учить анализировать произведения;

Познакомить с терминами "цитата", "эпитет", "олицетворение", "сравнение";

Совершенствовать навыки выразительного чтения;

Расширять литературный кругозор детей, познакомить их с произведениями искусства, посвященными осени;

Воспитывать чувство прекрасного, умение видеть и понимать красоту родной природы.


Оборудование: учебник «Музыка» для 3 класса; аудиозаписи музыкальных произведений – из цикла "Времена года" П.И. Чайковского, "Осень" Вивальди, стихи об осени; репродукции картин художников И.И. Левитана "Золотая осень", В.Д. Поленова "Золотая осень", В.А. Серова "Октябрь"; Школьный толковый словарь русского языка, Толковый словарик русского языка; карточки с текстами; диафильм "Природа глазами художников", диапроектор.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

III. Знакомство с новым разделом учебника
Учитель: Осень – чудесная пора! И тема нашего урока – "Осень глазами художников, поэтов, композиторов".
Учитель: Каждый видит и понимает осень по-своему. Откройте учебник на странице 176, прочтите текст и решите, истинны или ложны утверждения, записанные на доске.
На доске:

Осень – это орехи, цветы, высокое небо.


Осень – это туманы, заморозки, первый снег.

Дети читают текст и приходят к выводу, что оба высказывания истинны.
– Докажите, что эти высказывания истинны.
Выслушиваются ответы детей.
– Сегодня мы познакомимся с новым разделом книги "Глухая пора листопада". Борис Пастернак написал такие строки:
Глухая пора листопада,

Последних гусей косяки...

Расстраиваться не надо –

У страха глаза велики.


Строкой этого стихотворения назван раздел, и она заключена в кавычки. Почему ставятся кавычки? Ответ найдите в статье.
Дети. Это первая строчка стихотворения.
Учитель : Как называют строку из стихотворения, заключенную в кавычки?
Дети : Цитата.
Учитель : Почему пора названа глухой? Найдите ответ на этот вопрос.
Выслушиваются ответы детей.
IV. Знакомство с произведениями об осени
Учитель : Сегодня на уроке мы будем слушать музыку, рассмотрим репродукции картин художников Исаака Ильича Левитана, Василия Дмитриевича Поленова, Валентина Александровича Серова, послушаем и прочитаем произведения русских поэтов и писателей, посвященные осени.

Послушайте произведение Пушкина. Определите, к какому жанру оно относится.


Звучит аудиозапись произведения Пушкина "Осень".
– Сможете ли вы объяснить значение слов "очей очарованье" ("Очи – глаза"; "Очаровать – произвести неотразимое впечатление на кого-то, что-либо, подчинить своему обаянию"; "природы увяданье"; "багрец" (образовано от прилагательного "багровый").
– Посмотрите, как Поленов изобразил цвет осенней листвы.
Учитель прикрепляет на доску репродукцию картины В.Д. Поленова "Золотая осень".

Дети рассматривают репродукцию, фоном звучит произведение А. Вивальди "Осень".
– Послушайте еще одно произведение об осени.
Учитель читает стихотворение К.Бальмонта "Осень", ученики следят по тексту на с. 177 учебника.
– Как вы понимаете выражение "Все деревья блистают в разноцветном уборе", "нет в цветах благовонья"?
Выслушиваются ответы детей .
– Третье поэтическое произведение, с которым мы будем работать, написано Федором Тютчевым. Послушайте его.
Звучит аудиозапись произведения Ф.Тютчева "Есть в осени первоначальной...".
На доске:

Лазурь – светло-синий цвет, синева. Так говорят о безоблачном голубом небе.


– Прочитайте объяснение смысла слова "лазурь". Были ли еще какие-то незнакомые, непонятные вам слова в тексте?
Учитель объясняет смысл непонятных слов.

V. Анализ стихотворений
Учитель: Художники используют самые разнообразные краски для своих полотен. Поэты рисуют картины осенней природы словами. Вспомните, что такое эпитеты.
Дети : Слова, которые называют характерные признаки предметов, явлений, отвечающие на вопрос какой?, например: красная девица, добрый молодец.
Учитель : Найдите такие слова у Пушкина, Тютчева.
Дети выполняют задание.
– А есть ли другие слова-краски, при помощи которых предметы неживой природы могут наделяться свойствами живых существ? Вспомните название этого приема.
Дети: Олицетворение.
Учитель : Найдите такие слова в стихотворении Константина Дмитриевича Бальмонта.
Дети: "Солнце смеется", "осень проснется, заплачет".
Учитель: И еще поэты используют другие волшебные слова-краски. Какой прием использовал Тютчев в строке "Весь день стоит как бы хрустальный"?
Дети : Сравнение.
Учитель : Как вы понимаете смысл этого выражения? Что пытался изобразить автор с помощью этого сравнения?
Дети отвечают.
– Послушайте, как Михаил Михайлович Пришвин описал осенний день.
Учитель раздает карточки с текстом "Хрустальный день".

Подготовленный ученик читает, дети следят по тексту.
ХРУСТАЛЬНЫЙ ДЕНЬ

Есть в осени первоначальной хрустальный день. Вот он и теперь. Тишина! Не шевелится ни один листок вверху, и только внизу на неслышном сквознячке трепещет на паутинке сухой листик. В этой хрустальной тишине деревья, и старые пни, и сухостойкие чудища ушли в себя, и их не было, но когда я вышел на полянку, они заметили меня и вышли из своего оцепенения (М. Пришвин).


Учитель: Как много можно увидеть и почувствовать, если уметь видеть волшебные слова-краски!

VI. Работа над выразительностью чтения
Учитель: Порой и звуки могут передать осеннее настроение. Прочитаем стихотворение, записанное на доске.
На доске:

Шуршат осенние кусты.

Шуршат на дереве листы.

И дождь шуршит,

И мышь, шурша,

В нору спешит.


Учитель : Какое слово чаще всего встречается?
Дети : "Шуршит".
Учитель: А звук?
Дети: Звук [ш].
Учитель : Что же шуршит?
Дети : Опавшие листья.
Учитель: Попробуем прочитать это стихотворение по-разному. Вам предлагается два варианта.
На доске:

1) Шуршит – тише, чуть протягивая звук, остальные слова – громче;


2) Шуршит – громче, остальные слова – тише.
Дети тренируются, работая в парах, затем выслушиваются 3–4 человека.

VII. Физкультминутка
Учитель читает стихотворение и имитирует движения листьев. Дети повторяют.
Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья.

Красный, желтый, золотой –

Как хорош ты, лист цветной!

А ветер щеки толстые

Надул, надул, надул.

Красный, желтый, золотой...

Облетел весь лист цветной.

Как обидно, как обидно!

Листьев нет –

Лишь ветки видно.
VIII. Работа над выразительностью чтения (продолжение)
Учитель : К какому жанру относятся эти произведения?
Дети: Это лирические стихотворения.
Учитель: Лирические стихотворения требуют особого чтения – задушевности. Как следует читать стихи? Где следует делать паузу?
Дети отвечают.
– В стихотворении последние слова каждой строки имеют на себе малое ударение, потому что они рифмуются, и рифму надо показывать.

Сейчас каждый ряд потренируется выразительно прочитать стихотворение одного автора: первый ряд – А.С. Пушкина, второй – К.Д. Бальмонта, третий – Ф.И. Тютчева.


Дети выполняют задание. От каждого ряда выслушиваются по два ученика.

IХ. Знакомство с произведениями об осени (продолжение).
Учитель прикрепляет на доску репродукции картин И.И. Левитана "Золотая осень" и В.А. Серова "Октябрь".
Учитель : Музыкальные произведения, картины, стихи были написаны в разное время. Каждый из поэтов и художников по-своему увидел и описал осеннюю природу. Ведь и у осени есть свои периоды, она такая разная.

Какие стихи и картины соответствуют поре наступления осени?


Дети перечитывают стихи, рассматривают репродукции, звучит произведение П.И. Чайковского "Жатва".
– По каким приметам можно догадаться, что речь идет о наступлении осени?
Выслушиваются ответы детей.
– У осени есть особая пора. Как она называется?
Дети: Золотая осень.
Учитель: Послушайте произведение Чайковского из цикла "Времена года" – "Осенняя песня".
Звучит аудиозапись.
– Кто из поэтов воспел золотую осень? Какие строки это подтверждают? На полотнах каких художников изображена эта дивная пора?
Дети отвечают.
– Кому принадлежат эти строки:
"Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой"?


Дети: Пушкину.
Учитель : Приведите другие строки из ститхотворения Пушкина, в которых описаны последние осенние деньки.
Дети зачитывают строки из стихотворения.
– На какой картине мы видим увядание природы?
Дети отвечают.

Х. Итог урока
Учитель: Мы с вами уже познакомились с картинами некоторых художников. Я хочу показать вам еще несколько картин осенней природы.
Учитель демонстрирует кадры из диафильма "Природа глазами художников".
– Вспомните фамилии поэтов, художников, композиторов, о чьих произведениях шла сегодня речь. Если вы правильно подберете и впишите их фамилии в сетку кроссворда, то в выделенных клетках откроется слово, называющее время года, которому посвящены все эти произведения.
На доске:
Ответы: 1. Чайковский. 2. Серов. 3. Тютчев. 4. Поленов. 5. Бальмонт.
В выделенных клетках – слово осень.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?