Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Моцарт значение творчества. Удивительный Вольфганг Амадей Моцарт: биография вечно молодого композитора

Статья посвящена краткой биографии Моцарта - знаменитого композитора и музыканта. Моцарт был представителем венских классиков. Им внесен огромный вклад в развитие музыкальной культуры всего мира. Моцарт успешно работал во всех жанрах, обладал непревзойденным музыкальным слухом и искусством импровизации.

Моцарт: первые шаги

Вольфганг Амадей Моцарт родился в 1756 г. в Зальцбурге. С 3-х лет он, под руководством отца, начинает заниматься музыкой и сразу же проявляет необыкновенную одаренность в этой области. Моцарт играет на нескольких музыкальных инструментах, сочиняет сам и уверенно выступает перед публикой. Известен поразительный случай, когда юному музыканту было разрешено выступать в Голландии на особых условиях. Музыка находилась под строжайшим запретом во время поста, но ради Моцарта сделали исключение, обосновав это проявлением "божественной воли", благодаря которой появился чудесный ребенок.
В 1762 г. шестилетний Моцарт вместе с отцом и старшей сестрой совершает концертный тур по городам Европы, пользуясь большим успехом. В следующем году были изданы первые музыкальные произведения молодого композитора.
Первую половину 70-х гг. Моцарт провел в Италии, где старательно изучал творчество известных музыкантов. В 17 лет он уже был автором четырех опер и 13-и симфоний, большого количества других музыкальных произведений.
В конце 70-х годов Моцарт становится придворным органистом в Зальцбурге, но его не устраивает зависимое положение. Энергичная творческая натура тянет Моцарта на дальнейшие поиски и развитие своего таланта.

Краткая биография Моцарта: венский период

С 1781 г. Моцарт переезжает в Вену, где находит спутницу жизни и женится. В Вене была поставлена его опера "Идоменей", получившая одобрение и представляющая собой новое направление в драматическом искусстве. Моцарт становится широко известным венским исполнителем и композитором. В это время он создает произведения, считающиеся образцами его творчества - "Свадьба Фигаро" и "Дон Жуан". Опера "Похищение из Сераля", созданная по заказу императора Иосифа II, стала очень популярна в Германии.
В 1787 г. Моцарт становится придворным императорским музыкантом. Блестящий успех и известность не дают, однако, музыканту больших доходов. Для поддержания своей семьи он вынужден все больше работать, не отказываясь от самой "черной" работы: Моцарт дает уроки музыки, сочиняет мелкие произведения, играет на аристократических вечерах. Работоспособность Моцарта поражает. Самые сложные свои произведения он пишет в неправдоподобно короткие сроки.
Современники отмечали необыкновенную душевность музыкальных произведений Моцарта, их невыразимую красоту и легкость. Моцарт считался одним из лучших исполнителей, его концерты всегда проходили с большим успехом.
К нему поступали предложения о высокооплачиваемой работе при других королевских дворах, но музыкант оставался предан только Вене.
В 1790 г. финансовое положение Моцарта стало настолько тяжелым, что он был вынужден ненадолго уехать из Вены, чтобы избежать преследований кредиторов и провести ряд коммерческих выступлений.
Чувствуя огромное нервное и физическое переутомление, Моцарт продолжал работать над заказанной мессой "Реквием" для заупокойной службы. Во время работы его преследовало предчувствие о том, что мессу он пишет для самого себя. Предчувствия композитора оправдались, закончить работу ему так и не удалось. Месса была дописана его учеником.
Моцарт умер в 1791 г. Точное место его захоронения неизвестно. Существует общая могила под Веной для неимущих, где предположительно и был похоронен Моцарт. Существует легенда об отравлении гениального музыканта своим конкурентом - Сальери. Красивая и нашедшая многих сторонников легенда не подтверждается современными исследователями творчества Моцарта. В 1997 г. было вынесено официальное судебной решение о невиновности Сальери в смерти Моцарта.
Оперы Моцарта являются одними из самых популярных в мире по постановкам и не сходят с ведущих сцен. В общей сложности в творчестве Моцарта насчитывается свыше 600 музыкальных произведений.

Вольфганг Амадей Иоанн Хризостом Теофиль Моцарт родился 27 января 1756 годав Австрии, в городе Зальцбург на берегу реки Зальцах. В XVIII веке городсчитался центром музыкальной жизни. Маленький Моцарт рано познакомился смузыкой, звучавшей в резиденции архиепископа, с домашними концертами узажиточных горожан и с миром народной музыки.

Отец Вольфганга, Леопольд Моцарт, был одним из наиболееобразованных и выдающихся педагогов своей эпохи и стал первым учителем сына. Ввозрасте 4-х лет мальчик уже отлично играет на фортепиано и начинает сочинятьмузыку. По свидетельству одной записи того времени, он буквально за несколькодней освоил игру на скрипке и вскоре поразил свою семью и друзей отца рукописью«фортепианного концерта».
В шесть лет он впервые выступил перед широкой публикой, а черезкороткое время вместе со своей сестрой Анной, тоже незауряднойисполнительницей, отправился в концертное турне в Мюнхен, Аугсбург, Мангейм,Брюссель, Вену, Париж, а затем его семья отправляется в Лондон, где в то времянаходились крупнейшие мастера оперной сцены.
В 1763 году в Париже были впервые изданы произведения Моцарта(сонаты для фортепиано и скрипки).
История музыки свидетельствует о целом ряде чудесных выступлений,которыми Моцарт повергал своих слушателей в изумление. Мальчику было всего 10лет, когда он принял участие в сочинении коллективной оратории. Его целуюнеделю держали в настоящем плену, открывая запертую дверь лишь чтобы передатьему пищу или нотную бумагу. Моцарт блестяще выдержал испытание, и вскоре послеоратории, исполненной с большим успехом, поражает публику оперой «Аполлони Гиацинт», а затем и ещё двумя операми «Мнимая простушка» и«Бастьен и Бастьенна».
В 1769 году Моцарт отправляется в турне по Италии. Великиеитальянские музыканты сначала с недоверием и даже с подозрением относятся клегендам, окружающим имя Моцарта. Но его гениальное дарование покоряет и их. ВИталии Моцарт учится у знаменитого композитора и педагога Дж.Б. Мартини,концертирует, пишет оперу «Митридат - царь понтийский», которая имеетбольшой успех.
В 14 лет он становится членом прославленной Болонской академии иФилармонической академии в Вероне. Вершины славы Моцарт достигает в Риме.Прослушав всего один раз в соборе святого Петра «Мизерере» Аллегри,он по памяти записывает его на бумагу. Памятью о поездке в Италию являются оперы«Митридат, царь Понтийский» (1770), «Лючио Силла» (1772),театрализованная серенада «Асканио в Альбе».
После поездки в Италию Моцарт создаёт квартеты для струнныхинструментов, симфонические произведения, сонаты для фортепиано и произведениядля самых разных сочетаний инструментов, оперы «Мнимая садовница»(1775), «Король - пастух».
Молодой композитор, знавший до сих пор только блестящую сторонужизни, познаёт теперь её изнанку. Новый князь-архиепископ Иероним Колоредо нелюбит музыки, не любит Моцарта и всё чаще и чаще даёт ему понять, что Моцартлишь слуга, которому полагается не больше уважения, чем любому поварёнку илилакею. Оставив Зальцбург и придворную службу, он поселяется в Мангейме. Здесьон знакомится с семьёй Веберов и приобретает несколько верных и надёжных друзейсреди любителей искусства.
Но тяжелые материальные заботы, унижения и ожидания в прихожих,упрашивания и поиски протекции вынуждают молодого композитора вернуться вЗальцбург. По ходатайству Леопольда Моцарта архиепископ принимает обратносвоего бывшего музыканта, но даёт строгое указание: его слугам и лакеям(разумеется, и Моцарту) публичные выступления запрещены. Однако в 1781 годуМоцарту удаётся получить отпуск для постановки в Мюнхене новой оперы«Идоменей». После успешной премьеры, решив больше не возвращаться вЗальцбург, Моцарт подаёт заявление об увольнении и получает в ответ потокругательств и оскорблений. Чаша терпения переполнена; композитор окончательнопорвал с зависимым положением придворного музыканта и поселился в Вене, где ипрожил последние 10 лет жизни.
Однако перед Моцартом встают новые трудности. Аристократическиекруги отворачиваются от бывшего вундеркинда, и те, кто ещё недавно платили емузолотом и овациями, теперь считают творения музыканта чрезмерно тяжёлыми,путаными и абстрактными. А Моцарт тем временем создаёт шедевры. В 1782 годуисполняется его первая зрелая опера «Похищение из сераля»; летом тогоже года он женится на Констанции Вебер.
Новый творческий этап в жизни Моцарта связан с его дружбой сИосифом Гайдном (1732-1809). Под влиянием Гайдна музыка Моцарта обретает новыекрылья. Рождаются первые чудесные квартеты Моцарта. Но кроме блеска, ставшегоуже поговоркой, в его сочинениях всё чаще проявляется более трагическое, болеесерьёзное начало, свойственное человеку, видящему жизнь во всей её полноте.
Композитор всё дальше и дальше уходит от требований общего вкуса,которые ставят перед покорными сочинителями музыки салоны вельмож ибогачи-меценаты. В этот период появляется опера «Свадьба Фигаро»(1786). Моцарта начинают вытеснять с оперных подмостков. По сравнению в лёгкимитворениями Сальери и Паэзиелло, произведения Моцарта кажутся тяжёлыми ипроблематичными.
Бедствия и лишения всё чаще заглядывают в дом композитора,молодые супруги не умеют экономно вести хозяйство. В этих тяжёлых условияхрождалась опера «Дон-Жуан» (1787), которая принесла автору мировойуспех. Во время написания последних страниц партитуры Моцарт получает известиео смерти отца. Теперь композитор действительно остался одиноким; он уже неможет надеяться, что отцовский совет, умное письмо, а может быть и прямоевмешательство помогут ему в трудную минуту.
После премьеры «Дон-Жуана» в Праге императорский дворвынужден пойти на некоторые уступки. Моцарту предлагают занять местопридворного музыканта, принадлежавшее недавно скончавшемуся Глюку (1714-1787).Однако это почётное назначение приносит композитору немного радости. Венскийдвор относится к Моцарту как к заурядному сочинителю танцевальной музыки изаказывает ему менуэты, лендлеры, контрдансы для придворных балов.
К последним годам жизни Моцарта относятся 3 симфонии (ми-бемольмажор, соль минор и до мажор), оперы «Так поступают все» (1790),«Милосердие Тита»(1791), «Волшебная флейта»(1791).
Смерть застала Моцарта 5 декабря 1791 года в Вене во время работынад «Реквиемом». История создания этого произведения рассказываетсявсеми биографами композитора. К Моцарту пришёл немолодой незнакомец, приличноодетый и приятный. Он заказал для своего друга «Реквием» и заплатилщедрый аванс. Мрачный тон и таинственность, с которыми был сделан заказ,породили у мнительного композитора мысль, что этот «Реквием» он пишетдля себя.
«Реквием» был завершен учеником и другом композитора Ф.Зюсмайером.
Моцарт был похоронен в общей могиле для бедняков. Его жена в деньпохорон лежала дома больная; друзья композитора, вышедшие проводить его впоследний путь, из-за ужасной непогоды были вынуждены вернуться домой сполпути. Так случилось, что никто точно не знает, где нашёл вечный покойвеликий композитор...
Творческое наследие Моцарта составляют более 600 произведений

Возможно мир не узнал бы об Амадее Моцарте, если бы его отец Леопольд не был музыкантом и не разглядел вовремя талант мальчика. Однако, по мнению большинства, Моцарт не был бы тем, кем он стал, если бы не особая связь между ним и Богом. Амадей не просто писал божественные воспроизведения, он создал собственный неповторимый стиль, на который не накладывается отпечаток времени.

«Свадьба Фигаро» - вершина оперных произведений

Среди музыкальных произведений Моцарта наибольшей популярностью пользуются оперы, как классические, так и комические. За всю жизнь Амадей более 20 опер, среди которых такие жемчужины , как «Дон Жуан», «Волшебная флейта», «Школа влюбленных», «Похищение из Сераля» и, конечно же, «Свадьба Фигаро».

Амадей не желал иметь постоянной работы, таким образом, он в любой момент мог поучаствовать в любом интересном ему проекте. Благодаря такой системе и появилось большинство произведений Моцарта.

Музыку к «Свадьбе Фигаро» Моцарт сочинял 5 месяцев, начиная с декабря 1785 года. Премьера оперы 1 мая 1786 года в Вене, несмотря на то что многие этого не желали. Сальери и многие из придворного театра графа Розенберга по репетициям поняли, что «Свадьба Фигара» - шедевр более высокого уровня искусства. Они всячески пытались отсрочить премьеру, боясь после нее потерять собственный авторитет.

Премьера действительно принесла Моцарту победу, несмотря на то что «Свадьба Фигаро» была некоторое запрещена из-за . Эта победа за последние 2 века не только не поблекла, но и еще больше засияла.

«Реквием» - последнее произведение Моцарта

В 1791 году с Моцартом анонимно связался таинственный заказчик, предложивший написать реквием, который прозвучит его скончавшейся жены. На этот момент Амадей уже страдал от неизвестной тогда и решил принять предложение в качестве последнего своего заказа. Многие считают, что подсознательно Моцарт писал реквием для собственных .

Несмотря на свою музыкальную гениальность, Моцарт не умел грамотно вести свои финансовые дела, поэтому его благосостояние постоянно менялось: от шика и блеска до абсолютной нищеты.

К сожалению, великий композитор не успел закончить свое последнее произведение, он умер, не дописав его. По просьбе его жены Констанции произведение было закончено одним из учеников Амадея – Францом Зюссмайером и передано заказчику. Позже выяснилось, что последним клиентом Моцарта оказался граф Франц фон Вальзег, который любил выдавать чужие за свои собственные, что он и сделал, присвоив посмертный шедевр великого композитора себе.

Позже Констанция смогла опознать произведение собственного мужа и правда восторжествовала. Однако с «Реквием» так и осталась не ясной до конца: известно, что большая часть произведения была написана Моцартом, но вычислить, что именно добавил его ученик, так и не удалось. Но, несмотря на это, «Реквием» - величайшее произведение, одна из самых трогательных работ Моцарта.

Связанная статья

Моцарт – австрийский композитор, родом из Зальцбурга, один из основоположников венской классической школы. Помимо исполнительских достижений, стал новатором и реформатором оперы: это один из первых композиторов, начавших писать не на итальянском языке, а на немецком.

Вам понадобится

  • - музыкальный инструмент;
  • - базовые навыки исполнения;
  • - учебно-методические пособия, ориентированные на исполнение на конкретном инструменте.

Инструкция

За свою короткую жизнь - всего 35 лет - Моцарт успел оставить след во всех жанрах, сформировавшихся к тому времени: кантаты, оды, духовно-хоровая музыка, симфонии, камерно-инструментальные произведения, вокальные произведения и прочее. Но главное место в его творчестве занимают музыкально-драматические произведения на родном языке.

Ранние произведения Моцарта характеризуются легкостью и веселостью. При сопоставлении с биографическими фактами эта жизнерадостность становится понятной: австрийский вундеркинд успешен, ему рукоплещет вся Европа, его музыку слушает . Но неудачи накладывают свой отпечаток. Со временем музыка Моцарта приобретает оттенок трагичности, а взгляд лирического героя меняется с беззаботного на философски-отстраненный.

Однозначного ответа на вопрос, Моцарта , нет, и дело не в противоречиях среди и исполнителей, а в инструменте, для которого написана музыка. Чтобы освоить тонкости исполнения на конкретном инструменте, будь то фортепиано, скрипка или флейта, обращайтесь к опытному педагогу. В любом случае без его помощи музицирование превращается в механическое воспроизведение нот и не передает ни духа эпохи, ни настроения композитора.

Читайте труды по методике игры на своем инструменте. В частности, особенности исполнения клавирных произведений Моцарта изучал известный педагог Г. Нейгауз. Он обращал внимание своих учеников на педализацию и добивался короткой прямой педали (строго на сильную долю и быстрое снятие). Исполнители моцартовских произведений на других инструментах обращаются к мастерам своей сферы.

Однако есть и общие черты, которые важно учесть при исполнении на любом инструменте. Штрихи исполняются по правилам классической школы. Так, форшлаги и другие украшения начинаются на сильную долю (для сравнения в романтической музыке они играются как бы их затакта). Лиги, объединяющие парные ноты, играются с ударением на первую ноту и «отскоком» на второй (аналогично ударению на первый слог и легкому безударному). Причем неважно, играется ли первая нота лиги на сильную долю или на слабую (хотя, как правила, синкоп в музыке Моцарта нет).

Гаммообразные пассажи, демонстрирующие виртуозность и беглость исполнителя, достойны отдельного внимания. Разучивайте их в медленном темпе, следя за ровностью длительностей и динамики. Несмотря на сложность, эффект от их исполнения должен быть таким же, как и музыка Моцарта - легким, воздушным, будто вы не прилагаете усилий.

Музыка Моцарта изобилует хрестоматийными ходами: золотыми секвенциями, золотыми ходами валторн и т.д. Подчеркивайте их, делая рельефными, но не перекрывайте ими мелодию.

Источники:

  • Нотный архив Бориса Тараканова в 2019

Австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта природа наделила феноменальным музыкальным дарованием. За короткую жизнь, с раннего детства переполненную выступлениями на концертах, гениальным музыкантом было создано очень много произведений разных жанров.

Инструкция

Музыкальный мир Вольфганга Амадея Моцарта представляется слушателям с разных сторон: в нем скрыты недосягаемые тайны и предельно ясно ощущается окружающая действительность, он уносит в космические дали и существует неотделимо от человека.

Талант музыканта Моцарт унаследовал от своего отца, придворного скрипача и композитора, под умелым руководством которого развивались музыкальные способности детей. Гениальность мальчика проявилась уже в четырехлетнем возрасте: он стремительно овладевал искусством игры на нескольких музыкальных инструментах, даже сочинял музыку. Во время гастрольных поездок отца выступления сестры клавиристки и брата, певца, музыканта, дирижера и импровизатора, вызывали бурный восторг у публики.

История знает немало примеров, когда дарованный Богом или провидением талант его владельцы не использовали, «зарывали». В случае с Вольфгангом Амадеем Моцартом получилось иначе. Рано обнаружив в сынишке музыкальные задатки, отец старался всячески их развить и использовать на полную катушку. Сегодня его сочинения известны всем, а в одном из анекдотов времен «лихих девяностых» даже рассказывается о том, что композитор пишет музыку для мобильников. Это свидетельствует о том, что люди не забыли музыку Моцарта, но оставили его самого перед смертью в нищете и болезни.

Величайшая гордость Австрии и загадка Творца, композитор, который мог стать русским, символ истинного гения – его жизнь и гибель оставили намного больше вопросов, чем ответов. История этого удивительного маэстро давно обросла огромным количеством легенд и мифов, в которых больше выдумки, чем правды. Давайте разберемся, как сложилась судьба этого человека, какой вклад он внес во всемирное развитие музыкального творчества и чем пришлось пожертвовать ради этого.

Неутомимый Моцарт: биография затейника и шутника

Количество портретов этого композитора зашкаливает, однако лишь некоторые из них счиитаются подлинными, как сделанные во время его жизни. Наиболее вероятно, что истинный облик композитора Моцарта наиболее чётко отражен в неоконченной работе знаменитого австрийского художника Йозефа Ланге. Он писал его в 82-году восемнадцатого века, когда молодое дарование был еще в полном расцвете сил. Причина, по которой работа так никогда и не была завершена, остается неизвестной.

По отзывам современников, про Моцарта можно сказать, что был он человеком подвижным и малоусидчивым. Он постоянно постукивал ногами, перебирал пальцами или размахивал руками, жестикулировал при разговоре, мог отбивать какой-то ритм или отыгрывать в воздухе, «будто на клавире».

Краткое описание деятельности музыканта

Если судить по написанным современниками портретам и свидетельствам очевидцев, он имел густые светло русые волосы, бледную кожу и отличался небольшим ростом. Несмотря на неказистый вид, кто такой Моцарт, знали далеко за пределами его родного Зальцбурга. Он восторженно глядел на жизнь большими голубыми глазами, но в последние годы в них поселилась некоторая рассеянность, тревога и вселенская усталость от изматывающего образа жизни и работы «на износ». Уже к совершеннолетию он объездил практически все страны Европы, побывал при самых прославленных аристократических дворах, давал концерты и писал оперы для наиболее влиятельных личностей своего времени.

Относительно творчества и наследия, оставленного Моцартом потомкам, говорят много. Оно не похоже ни на что, что делалось до него, да и после подобного не нашлось. Свою глубочайшую эмоциональность он научился умело сочетать с предельной ясностью и строгими формами, составленными по всем музыкальным канонам. Он не просто умудрился написать для каждого жанра и формы, существующих в его время, но и сделать эти произведения нетленными, незабываемыми. Он является величайшим в истории музыки мелодистом, особое значение для которого играли оперы. Камерно-инструментальное, а также симфоническое дарование композитора заставило его отказаться от клавира и клавесина в пользу фортепиано, но все его сочинения отличаются отчетливостью, изысканностью, какой-то особой элегантностью и размахом.

Рождение и детство Вольфганга

Музыкальный талант передался будущему светилу музыкального творчества явно по наследству от отца. Леопольд Моцарт был сыном умелого зальцбургского переплетчика, который с раннего детства изучал теологию, готовясь стать богословом, одновременно «вникая» в скрипку и орган. Его музыкальные таланты в какой-то момент перевесили, и он устроился на работу придворным сочинителем ко двору местного архиепископа, который содержал собственную капеллу. Он женился на дочке попечителя богадельни, которая родила ему семерых детей. Выжить удалось только двоим.

Старшая сестрица, Мария Анна Моцарт, в быту была прозвана Наннерль. Она с ранних лет обладала красивым чистым голосом. Ее выучили игре на клавире уже к семи годам, она прекрасно пела и сама могла себе аккомпанировать. 27 января 1756 года на свет появился мальчик, который едва не стоил здоровья и жизни матушке. Только через день после появления на свет он был крещен, а в книге для регистраций появилась сложная запись на латыни - Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus (Gottlieb, Amadeus) Mozart. Впоследствии он неоднократно будет посмеиваться над своим несуразным длинным именем, предпочитая называться просто Вольфганг или Вольфи.

Становление вундеркинда

Когда отец стал заниматься с Наннерль игрой на клавесине, маленькому Вольфгангу было интересно, и он ни на шаг не отходил от них. Вскоре после исполнения трех лет мальчонка уже мог часами сидеть за инструментом, подбирая созвучия. В этом возрасте он уже по памяти легко проигрывал некоторые, особо понравившиеся, части музыкальных пьес, услышанных ранее. На то время он был еще не знаком с нотной грамотой, но и этот момент был с лихвой наверстан – к четырем-пяти годам он изучил ноты и сам писал небольшие произведения в свою нотную тетрадку, обмакивая перо, а часто и пальцы, в чернильницу. Некоторые произведения того времени сохранились до наших дней, к примеру, «Аллегро До мажор» 61-го года восемнадцатого века.

Стоит узнать

Отец в жизни Вольфганга играл «первую скрипку», он любил его очень трепетно, сильно и нежно. В своих более поздних записках Моцарт пишет все имена, и даже свое собственное, вкупе со словом бог, с маленькой буквы. Заглавной в его жизни удостоились только три слова: Музыка, Честь и Папа.

Дети Моцартов никогда не ходили в школу – Леопольд занимался с ними сам, обучая всему, что знал. При этом у маленького Вольфи была особенность – он отдавался всему, что делал, без остатка. Когда он научился писать, все стены в детской были испещрены словами, а цифрами и уравнениями были покрыты даже стулья и нижние поверхности столов и иных предметов мебели. Отец мечтал видеть свою дочь оперной певицей, а сына – композитором. Но так уж было принято в ту эпоху, что требовалось сперва показать себя, как исполнитель, иначе заслужить почет и уважение сочинителя никак не получилось бы.

В семействе было принято отдавать все лучшее детям, потому, имея жалование в две с половиной сотни флоринов, Леопольд никогда не скупился на организацию «гастролей» своего сына и дочки. Оставив супругу дома, он взял Наннерль и Вольфи и впервые устроил для них «тур по Европе», открывающийся концертом для курфюрста Баварии Максимилиана III в Мюнхене. Везде крохотного музыканта ждал успех и бурные овации. Продлилось это путешествие чуть больше трех недель. Именно с него начался вояж Моцарта на долгие десять лет.

З года оттачивания виртуозных умений

Мюнхенский успех воодушевил Леопольда, который души не чаял в своих детях. Он решил продолжать концертную деятельность, пока получается, тем более что это приносило невероятный доход, кучу подарков и предложений, от которых было просто невозможно отказаться. Начало музыкальное семейство с Вены, где играли для самой императрицы Марии Терезии Вальбурги Амалии Кристины. Ее августейший супруг, Франц I, желая разоблачить «мошенника», стал требовать всевозможных трюков, вроде игры с завязанными глазами, одним пальчиком, накрытой платком клавиатуры и прочего, но мальчишка оказался на высоте, что умилило и поразило всех.

  • В 1763 году семья Моцартов собралась в Париж, где их ждали уже к середине осени. Концерты юного дарования снискали оглушительный успех, а его первые сочинения были тогда же опубликованы с обязательной отметкой, что принадлежат они семилетнему дитяте. Занимался этим уже новый покровитель – Фридрих Мельхиор фон Гримм, человек влиятельный и богатый.
  • В апреле следующего года они уехали из Франции и через пролив Па-де-Кале отправились в Англию. В Лондон удалось добраться быстро, а вот выбраться оттуда довелось лишь через пятнадцать месяцев. Тут Вольфганг свел знакомство с сыном «знаменитого Баха» – Иоганном Христианом Бахом, который давал ему частные уроки бесплатно. Мальчику удалось поразить виртуозной игрой даже самого короля Георга III. В Лондоне он уже стал полноценным композитором, начал сочинять не только для клавира, но также симфоническую и даже трудную вокальную музыку.
  • В июле шестьдесят пятого, поддавшись на уговоры посла Голландии, юный музыкант и его семья направились из Лондона в Гаагу. Там удалось сыграть и первые собственноручно написанные композитором симфонии. Однако именно в этой стране, где книгу Леопольда перевели и опубликовали, семейство чуть не потеряло сперва Наннерль, а затем и Вольфганга. Они по очереди перенесли страшнейший брюшной тиф.

Весной 66-го, почти через три года, Моцарты решили вернуться домой. Однако попасть в Зальцбург, к месту службы отца, удалось только в ноябре, так как приходилось останавливаться с концертами в разных городах, ведь следовало что-то есть.

Личная жизнь музыкального волшебника

В восемьдесят первом году, когда композитор и музыкант приехал в Вену, снимать комнату ему пришлось у знакомых из Мюнхена – господ Веберов. У них имелось трое прекрасных дочерей, отец которых – театральный суфлер – мечтал выгодно выдать замуж, но не было ни одного завидного жениха в округе. Сперва Вольфганг обратил внимание на старшенькую, Алоизию, обладающую ангельским голосом и мечтающую стать оперной певицей. Она была хороша собой, высока ростом и вскоре выскочила замуж за актера, а Моцарт женился на ее младшей сестрице – Констанции.

Эта девушка особыми талантами не отличалась, внешне была обычной, а мечтой ее было – выгодное замужество, позволившее больше не задумываться, что есть и во что одеваться. Хотя утверждать, что она не любила своего дражайшего супруга, сейчас уже бесполезно. Годы жизни Моцарта в браке полны лишений, но он не пал духом и старался всячески исправить ситуацию, компенсируя все адской работоспособностью. Возможно, именно такое отношение к работе и укоротило век великого композитора.

Леопольд, который никогда не давал благословения на этот брак, в итоге смирился. Но полюбить Констанцию так и не смог. Она родила супругу шестерых детей, но выжить удалось только двоим.

  • Карл Томас (1784), впоследствии ставший довольно известным пианистом и переводчиком.
  • Франц Ксавер Вольфганг (1791), впоследствии неплохой композитор, преподаватель и пианист.

О младшеньком сыне ходило множество сплетен, так как внешне он был не похож ни на отца, ни на мать. От Констанции он получил имя в честь ученика отца и друга семейства Франца Ксавера Зюсмайера, который долгие годы жил в доме Моцартов. Совпадение? Возможно все.

Реализация таланта во взрослые годы

Если говорить о жизни Моцарта кратко, не стоит забывать, что известность ему принесло предпринятое еще в детстве турне по Европе. Вернувшись домой, семейство узнало, что очень популярно среди соседей. На то время из мальчика — «дрессированной обезьянки», Вольфганг превратился в десятилетнего юного композитора, что было тоже неслыханно.

  • В семьдесят первом году поставили первую оперу Моцарта под названием Mitridate, Re di Ponto в Милане, где та была встречена овациями и большим успехом.
  • Через год также радушно и с энтузиазмом приняли вторую оперу — Lucio Silla. Она опять принесла успех, а также немалые деньги.
  • В том же году композитор написал работу для Мюнхенской оперной сцены под названием La bella finta Giardiniera и для Зальцбурга Il sogno di Scipione в честь избрания нового архиепископа города.

Он ни на секунду не прекращал писать, хотя дела стали идти из рук вон плохо. Очарование крохотного мальчонки, деловито исполняющего разнообразные трюки, была уже безнадежно потеряно, а взрослого Моцарта воспринимали с осторожностью, предпочитая отдавать заказы более зрелым, опытным и прославленным мастерам.

Венский период и путешествие по Германии

Шестнадцатого марта Вольфганг Амадей Моцарт впервые прибыл в Вену и поселился в меблированных комнатах мадам Вебер. На ее дочери он впоследствии и женился, правда, не на той, на которой желал. В этом городе он познакомился с Готтфридом ван Свитеном, бароном и известнейшим меценатом, имеющим записи концертов Гайдна и Баха. Эта музыка оказала на творчество австрийца немалое влияние. Он желала стать воспитателем и педагогом инфанты Элизабет, однако на эту должность был принят Антонио Сальери. Чтобы оставаться на плаву, он давал бесконечные уроки, которые изматывали его, но продолжал сочинять музыку, которая в нем просто жила.

К концу восьмидесятых годов восемнадцатого века материальное положение его оставалось прискорбным, хотя что написал Моцарт, мог ответить любой знатный гражданин практически какого-угодно города Европы. Оглушительный успех «Фигаро» и «Дона Жуана» уже ушел в прошлое, а концерты («академии») не набирали достаточно количества желающих для проведения. Тогда, отправляясь в Германию, приятель и ученик Вольфганга князь Карл Лихновский, любезно предложил ему место в собственном экипаже. За три месяца он проехал Прагу, Лейпциг, Потсдам, Дрезден, прежде чем попасть в Берлин. Однако ожидаемой прибыли трудная поездка так и не принесла. Домой пришлось возвращаться почти с пустыми карманами.

Творческая конкуренция между Моцартом и Сальери: связь с масонами

Вопреки сложившемуся стереотипу, который был создан Пушкиным, Антонио Сальери не имел никаких претензий к Моцарту. Никакой откровенной вражды или ненависти меж этими двумя музыкантами не наблюдалось. Написанную в Вене «Свадьбу Фигаро», Антонио всегда называл лучшим творением Вольфганга. Именно он поспособствовал тому, чтобы максимально популяризовать ее, ведь после всего девяти «прогонов» она была снята с репертуара.

Тем не менее, принято называть Антонио отравителем композитора, и это прискорбно. В декабре восемьдесят четвертого Моцарт был принят в масонскую ложу «Во имя благотворительности». В следующем году он убедил и Леопольда тоже присоединиться к масонам, что тот и сделал. Вольфганг старательно писал музыку для многочисленных ритуалов. Считается, что в знаменитой «Волшебной флейте» легко отслеживается огромное влияние темы вольных каменщиков. Однако, несмотря на бедственное положение, никто из «коллег» музыканта не помог ему в трудные времена, хотя он и писал душераздирающие письма богатому венскому предпринимателю Михаэлю Пухбергу. Получить не удалось ничего ни от приятелей, ни от масонов.

Смертельный реквием

Весной девяносто первого года в творческом процессе молодого композитора наметился настоящий прогресс. Он стал активно дорабатывать то, что ранее никак не мог завершить. Вольфганг попытался получить должность капельмейстера, заместителя Антонио Сальери, но результата не добился. Тогда он решил стать заместителем (неоплачиваемым) капельмейстера Леопольда Хофмана, который на то время уже был стар и слаб. Пережить его Моцарту так и не удалось.

Жарким летом 1791 года в квартиру Моцартов пришел странный и ничем не примечательный гражданин, одетый в темное. Он заказал заупокойную мессу, которую должен был забрать через несколько недель. Таинственный человек так никогда не явился за сочинением, а «Реквием» сам композитор счел «похоронкой» для себя. Позже историки выяснили, что никакой мистики в этом не было. Музыкальную пьесу на смерть жены заказал граф Франц фон Вальзегг-Штуппах, который просто не успел забрать ее вовремя.

Финал жизни великого композитора

В последний год у Моцарта стали проявляться симптомы смертельной болезни. Он часто падал в обмороки, у него была рвота, кружилась голова. На премьеру «Милосердия Тита» в Праге он прибыл уже совершенно больным и разбитым. Вернувшись домой, он засел за «Реквием», да так заработался, что жене пришлось вызывать врача и отбирать партитуру силой. Сперва это дало свои плоды, но к двадцатому ноября Вольфганг окончательно слег в постель. Руки и ноги его ослабли так, что он совершенно не мог ходить и даже держать в руках перо, а слух обострился до такой степени, что пришлось убирать из комнаты любимого кенара.

Супруга за больным почему-то не ухаживала, а занималась этим ее сестра Софи. Считается, что в это время жена и сама болела: она лечилась от язвы голени в Бадене с пресловутым Зюсмайером. Зрелище и правда было страшным: а от тела еще живого композитора разило (онкология?) так, что трудно было удержаться в помещении, а конечности распухли. Заговорили об отравлении (ртуть?), но углубляться в тему не стали.

Пятого декабря 1791 года Великий музыкант Вольфганг Амадей Моцарт скончался в своей постели, потеряв сознание только в последние два часа. Церковь запрещала погребение ранее сорока восьми часов, но на следующий день Моцарт был отвезен на кладбище и закопан в общую могилу, с нищими и преступниками. Точное место его захоронения так и осталось неизвестным. В конце двадцатого века, через двести лет после кончины великого музыканта, был организован показательный суд над Сальери, который последнего полностью и безоговорочно оправдал.

Увековечивание памяти о Моцарте

Несмотря на то, что прожил Амадей всего тридцать пять лет, он успел многое сделать. На его счету более шести сотен полноценных, завершенных музыкальных произведений. Памятники композитору установлены в его родном Зальцбурге и, в ставшей второй родиной, Вене. Его непростая судьба стала источником вдохновения для множества писателей, художников и кинематографистов.

Ему посвящены «Маленькие трагедии Пушкина, «Возвышенное и земное» Дэвида Вэйса и «Амадей» Питера Шеффера. В 1962 году на экраны вышла картина «Моцарт и Сальери» режиссера Владимира Гориккера. В честь него назван астероид Моцартия, а в Зальцбурге, через сто лет после смерти композитора стали выпускать конфеты Mozartkugel с начинкой из марципана.

Интересные факты из жизни музыканта и композитора

У Моцарта с детства был сильно чувствительный слух, а трубы он боялся почти до десятилетнего возраста. Приятель отца придворный трубач Андреас Шахтнер помогал ему избавить кроху от этого страха, играя ему чуть ли не на ухо. Однако ни к чему хорошему это не привело, мальчик бледнел и падал в обморок. Потому «мероприятия» пришлось прекратить.

Чтобы произвести впечатление на публику, отец научил Вольфганга играть с закрытыми глазами или с накрытой платком клавиатурой.

Когда Моцарту едва исполнилось двенадцать лет, ему заказал оперу сам император Священной Римской империи Иосиф II. Всего за несколько недель композитор справился с задачей и выдал на-гора «Мнимую простушку». Впрочем, произведение придворным певцам не пришлось по душе. Оно так и не было представлено публике.

Русский граф Андрей Разумовский, услышав «Волшебную флейту» в Вене, загорелся идеей устроить Моцарта придворным капельмейстером при русском дворе, о чем восторженно написал Потемкину. Он обещал купить Моцарту большое имение под Екатеринославом (ныне Днепр), доходы с которого должны были бы стать содержанием для композитора. Однако на то время Вольфганг был уже безнадежно болен, и вся затея провалилась.

Существует так называемый «эффект Моцарта», суть которого заключается в том, что прослушивание его музыки значительно усиливает мозговую активность. Правда, официальных результатов исследований данного вопроса нет. Потому, слушая бессмертные произведения, не стоит особо надеяться, что IQ станет выше.

Композитор обожал играть в бильярд, и у него в квартире в Вене, потом и в загородном доме, был установлен стол для этой игры. Разбираясь, на чем играл Моцарт, нельзя забывать и об этом потешном факте.


В 1781 году Моцарт поселился в Вене, где и прожил до конца своих дней.


"Счастье мое начинается только теперь ", - писал он отцу, прекратив, наконец, так тяготившую его.

Так началось последнее десятилетие жизни Моцарта, годы наивысшего расцвета его таланта. По заказу Немецкого театра в Вене Моцарт написал комическую оперу Похищение из сераля. Написать национальную оперу на родном немецком языке было заветной мечтой композитора еще в , так как модная в придворных кругах Австрии итальянская музыка противоречила народным вкусам. Опера Моцарта была восторженно принята слушателями. Только императору она показалась слишком уж сложной:
"Ужасно много нот, мой милый Моцарт " - недовольно сказал он композитору.
"Ровно столько, сколько нужно, ваше величество ", с достоинством ответил Моцарт.

В.А.Моцарт Увертюра к опере Женитьба Фигаро

Еще с большим мастерством написаны три последующие оперы Свадьба Фигаро, Дон-Жуан и Волшебная флейта.

В.А.Моцарт Дуэт из оперы Волшебная флейта

Мелодичность и красота музыки этих опер, яркая выразительность, правдивость оперных персонажей вызывали неизменный восторг и восхищение. Музыка Моцарта заставляла слушателей вместе с героями опер переживать их чувства. Особенно восторженно была принята опера Дон-Жуан, впервые поставленная в Праге.

В эти годы Моцарт достиг вершины мастерства и в инструментальной музыке. В течение одного лета 1788 года он написал три последние, гениальные по своей музыке симфонии. Больше композитор уже не возвращался к этому жанру.

Не менее значительны достижения Моцарта в области камерной инструментальной музыки. В знак глубокого уважения к музыкальным заслугам своего старшего современника Иозефа Гайдна, Моцарт посвятил ему шесть квартетов. Гайдн был одним из немногих, кто понял и оценил всю глубину таланта Моцарта.

"Я считаю вашего сына величайшим композитором из тех, о ком я когда-либо слышал ",- сказал он отцу Моцарта.

В.А.Моцарт Квартет ре минор , посвященный Й.Гайдну.

Произведения для клавира, сонаты, концерты, которые Моцарт писал в изобилии в этот период, тесно связаны с его исполнительской деятельностью. В первые годы жизни в Вене он часто принимал участие в концертах, устраивал свои собственные академии концерты.

Его называли первым виртуозом своего времени. Игра Моцарта отличалась большой проникновенностью, одухотворенностью и тонкостью. Особенно поражал современников его талант импровизатора.

В.А.Моцарт Фантазия ре-минор для фортепиано

Счастливо в основном сложилась и семейная жизнь Моцарта. Его женой стала Констанца Вебер. Мягкого, веселого характера, она была музыкальным и чутким человеком. Яркая, интересная, полная творческих достижений жизнь композитора имела и другую сторону. Это материальная необеспеченность, смерть детей во время эпидемии, нужда.

С годами интерес публики к выступлениям Моцарта снизился, издание произведений оплачивалось скудно, а его оперы быстро сходили со сцены. Придворная знать искала в музыке легкой и поверхностной развлекательности, которая бы приятно ласкала слух, а произведения Моцарта были, по их мнению, слишком серьезны и глубоки. При дворе императора он числился как сочинитель танцевальной музыки, за что получал мизерную плату. Лучшего применения таланту Моцарта найти не смогли.

Чрезмерно насыщенная творческая и исполнительская деятельность и вместе с тем лишения и невзгоды быстро подтачивали силы композитора. Он впадал все в большую нужду.

Последним произведением Моцарта был Реквием (reguiem-покой) - хоровое произведение траурного характера, исполнявшееся в церкви в память умершего.

Таинственные обстоятельства заказа сочинения сильно поразили воображение уже больного в то время композитора. Незнакомый ему человек, одетый в черное, заказавший Реквием, не захотел назвать своего имени. Впоследствии выяснилось, что это был слуга знатного вельможи, графа Вальзега. Граф хотел исполнить Реквием по случаю смерти своей жены, выдав его за собственное сочинение. Моцарт всего этого не знал. Ему казалось, что музыку он пишет на свою кончину.

В.А.Моцарт Лакримоза (Слезная) из Реквиема

Реквием Моцарта далеко выходит за рамки строгого церковного произведения. В величественной и трогательной музыке композитор передал глубокое чувство любви к людям. Реквием написан для квартета солистов (сопрано, альт, тенор, бас), смешанного хора и оркестра с органом. Уже давно Реквием стал одним из всемирно известных концертных произведений.


Создание Реквиема отняло у Моцарта последние силы. Он уже не мог присутствовать на представлении своей последней оперы Волшебная флейта, которая с блестящим успехом исполнялась в то время в Вене. С часами в руках он мысленно следил за развитием действия. Директор театра Шиканедер, по просьбе которого больной композитор написал эту оперу, делал немалые денежные сборы. Но о Моцарте он забыл.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?