Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Мистическое содержание в литературе. Символизм в искусстве

Мистика – один из самых интересных и интригующих современных жанров. Ее составляющие – это странные события и необъяснимые явления, знаки потустороннего мира и леденящие душу существа, возникающие из ниоткуда. И страх – страх неизвестного, сверхъестественного, не поддающегося логичному объяснению.

Мистика щекочет нервы и завораживает, чем привлекает внимание читателей. И создает проблемы писателям, ведь нагнать жути и напугать словами не так-то просто.

Жанровые черты мистики

Их не так много. Давайте попробуем перечислить основные :

  1. В основе идеи и сюжета – тема смерти (потустороннего).
  2. Герои и персонажи являются либо обладателями сверхъестественных (экстрасенсорных) способностей, либо представителями потустороннего мира (призраки, демоны).
  3. Двоемирие – сочетание реальности и ирреальности, причем реальность преобладает, а ирреальный мир добавляет нелогичной остроты привычным явлениям.
  4. Зачастую таинственные события и проявления потустороннего мира рассчитаны исключительно на веру читателя в сверхъестественное и никак не объясняются.
  5. Атмосфера истории и детали антуража замешаны на страхе, который «выводится» из реальных и логичных вещей – скрипа половиц или воя ветра за окном.

Главное действующее лицо в мистике – это страх. И не только , но и страх читателя, а также ваш собственный. Чтобы достоверно написать пугающую сцену, нужно понимать, как страх действует на человека. И нужно самому бояться того, о чем пишешь. Поэтому одними описаниями монстров, призраков или ночных кладбищ не обойтись.

Без предчувствия ужасного, без ощущения неизвестной и жуткой опасности, от которой не скрыться и не защититься обычными способами (той же табуреткой или пистолетом), мистическое явление будет просто антуражным элементом – странным, но не страшным ни разу.

Как строится сюжет мистической истории

В общих чертах завязка едва ли не каждой мистической истории состоит из следующих шагов:

  • герою померещилось что-то странное (а накануне еще сны непонятные снились, и кот упрямо на шипит на кого-то в углу);
  • герой начинает придумывать объяснения от логичного до потустороннего, одного страшнее другого, и сам нагнетает обстановку;
  • кот упрямо продолжает шипеть уже несколько дней, и странное мерещится, несмотря на побег в церковь и святую воду в каждом углу;
  • от страха герой становится слегка неадекватным, вздрагивает от каждого шороха, плохо спит и сам ищет «потустороннее» в собственном жилье;
  • приход батюшки успокаивает и кота, и героя, и пару дней ничего не происходит;
  • и вдруг, однажды лунной ночью, когда герой мирно спит…

И вот здесь-то начинается самое интересное!

Общее настроение и рост напряжения в повествовании

В мистике, конечно, должно быть много необъяснимого и пугающе странного, но все странности нужно логично вписывать в сюжет, поэтому и страхи должны иметь логичную основу.

Если герой, например, всю жизнь боится призраков, нужна небольшая предыстория – почему они пугают его до жути и во взрослом возрасте.

Таким образом, если вы не боитесь браться за столь сложный жанр… то бойтесь! Бойтесь в каждой сцене – за героя и его рассудок, за жизни персонажей. И, разумеется, бойтесь того, о чем пишете, ведь самый достоверный страх – тот, который вам знаком не понаслышке, который пережит и прочувствован. И если вам не страшно бояться и не пугает то, что живет внутри вас… Удачи в написании мистической истории!

Если вы хотите попробовать свои силы в написании мистики, приходите на ОТКРЫТЫЙ пробный курс «Ключи к мистике: как писать книги в мистическом жанре» (форма подписки в самом низу ).

Мистическое в узком смысле это греческая мистика, связанная с культами Деметры и Диониса. В более широком - сверхчувственный способ познания бытия, а также результаты этого познания. «Мистикой, - писал о. Сергий Булгаков, - называется внутренний (мистический) опыт, который дает нам соприкосновение с духовным, Божественным миром, а также и внутреннее (а не внешнее только) постижение нашего природного мира». Мистический опыт следует отличать от простого душевного состояния, настроения, которое, по словам Булгакова, ограничивается «заведомо субъективной областью, психологизмом». «Напротив, - подчеркивал философ, - мистический опыт имеет объективный характер, он предполагает выхождение из себя, духовное касание или встречу». Именно эта семантическая специфика определяет эстетическое преломление мистики в литературе. Мистику нужно отделять от фантастики, которая также может быть мистической по форме. Фантастика предполагает целенаправленное выдумывание, заведомый вымысел. Мистика переживается субъектом как подлинная реальность, хотя она и принимает причудливые формы. Формы мистического опыта бывают двух видов: внешнего и внутреннего. Внешний мистический опыт раскрывается как видения, зрительные представления. Внутренний опыт переживается как особые психофизические состояния, воспринимаемые без зрительных впечатлений, как особого рода чувства. Западная христианская мистика ориентировалась на первый тип опыта, восточная - на второй. Самыми прославленными мистиками в западном христианстве были Франциск Ассизский, удостоившийся стигматизации как проявления мистического воздействия, и Игнатий Лойола, разработавший систему медитативных упражнений, направленных именно на зрительные образы. В восточном христианстве развивалась традиция внутренней мистики. Она осуществлялась как опыт «умного делания», в котором центральное место занимает так называемое Иисусова молитва. Высшим результатом внутреннего делания становится «исихия» (молчание), в котором индивидуальный дух соединяется с Богом, входит с Ним в непосредственное энергетическое общение (богословское обоснование исихазма дано Григорием Паламой, 1296-1359). В некоторых случаях оно может реализовываться и в форме общения словом, сопровождаться видимым явлением духовного мира. Примером такого мистического восхождения может служить история преподобных Сергия Радонежского (1314-92) и Серафима Саровского (1759-1833). Многовековой опыт молитвенного делания собран в многотомной антологии аскетики «Добротолюбие», переведенной на церковнославянский язык молдавским иноком Паисием Величковским (1722-94). Самобытным мистическим памятником является «Лествица» преподобного Иоанна, игумена Синайской горы (7 век). Опыт внутреннего делания в восточном, и в частности русском христианстве, породил феномен так называемого старчества. Внутренняя мистика восточного христианства реализуется в апофатическом богословии Дионисия (ПсевдоДионисия) Ареопагита (5 - начало 6 века, «Мистическое богословие», «Божественные имена», «Небесная иерархия» и др.).

Кроме христианской мистики, практика и теория духовного восхождения развивалась в разное время и в разных культурах. Самыми известными из них являются: Упанишиды, умозрительная часть ведийских священных сборников; древнекитайский мистический текст, созданный Лаоцзы; в древнегреческой культуре - учения Гераклита, пифагорейцев, Эмпедокла, Платона; иудейско-эллинское учение Филона Александрийского; в египетско-эллинском умозрении - так называемые «герметические книги», связанные с именем Гермеса Трисмегиста; учения неоплатоников и гностиков; каббализм у евреев; суфизм у персов-мусульман. Самобытные мистические учения разработали также мистики Парацельс (1493-1541), Яков Бёме («Аврора, или Утренняя заря в восхождении», 1612), Эммануил Сведенборг («Тайны небесные», 1749-56), Мейстер Экхарт (1260-1327), Генрих Сузо (1295-1366), Иоганн Таулер (1300-61). Особое место принадлежит женской мистике, где духовный опыт приобретает подчас священно-эротические формы. Это Анжела из Фолино, Маргарита Кортонская (13 век); Терезия Великая (15 век, «Автобиография»). В России близкий по направленности опыт связан с именем А.Н.Шмидт (1851-1905), по своему пережившей мистику Вечной женственности. В 20 веке большое распространение имели теософия Елены Блаватской («Тайная доктрина», 1888) и антропософия Рудольфа Штейнера, которые модернизировали так называемый оккультизм. Крупной фигурой в русской мистике был В.С.Соловьёв, создавший софиологическое (С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский) и эсхатологическое (Н.А.Бердяев) направления религиозной философии 20 века. Уникальным мистическим произведением 20 века является «Роза мира» (1958) Даниила Андреева. На англо-американскую культуру 20 века оказала влияние также мистика индейцев, описанная Карлосом Кастанедой («Учения Дона Хуана. Путь знания индейцев яки», 1968).

С мистическими состояниями связан комплекс ощущений , которые могут стать предметом художественного воплощения. Прежде всего мистическое состояние связывается с необычным опытом пространственновременных связей, хронотопа. В искусстве такое психофизическое состояние часто предшествует творчеству и называется вдохновением. По сути дела, вдохновение в искусстве - это мистический трансценз, касание иного мира, духовного инобытия. Это переживание сознательно или бессознательно художник стремится воплотить в художественные формы. Можно говорить также об устойчивых мистических мотивах. Они имеют гносеологический характер и воплощают результаты Богопознания и познания космоса, космософию - где явления природы становятся символами высшей реальности. Такова, например, роза Парацельса и многообразные космологические символы мировых мифов. Единственное мистическое переживание, дающее чувство духовного и воспринимаемое как красота, может конкретизироваться в зависимости от содержания духовности. Духовность Божественная психологически опознается как любовь, а физически как свет. Духовности Божественной противопоставляется демоническая. Она эгоцентрически поглощает окружающее в себя. Физически такая антибожественная духовность переживается как тьма, а в нравственной области как зло и ложь, которые не имеют собственного метафизического содержания, а является разрушением добра и правды. Мистику красоты лучше всего сформулировал Ф.М.Достоевский, сказав о ее двойственности: «Здесь дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей» («Братья Карамазовы»). Красота Божественная, подлинная обладает большой теургический силой, потому что переводит в материальный мир духовные созидательные энергии, рождает в душе человека любовь как опыт высшего мира, меняя его изнутри, а вместе с ним и окружающую действительность. В этом мистический смысл известного афоризма в романе Достоевского «Идиот» Достоевского: «Красота спасет мир».

В истории мировой литературы мистическое раскрывалось в различных эстетических формах. Самой древней и полной формой мистического в литературе является миф. Своеобразием мифологической мистики является то, что раскрывается она в полноценных, чувственно-телесных формах материального мира; это - чудесная реальность. Мифологическую природу имеют некоторые образные единицы, и в особенности олицетворение и символ. В средневековой литературе Западной Европы, Византии, Древней Руси мистическое было основой миросозерцания и эстетики. Однако оно в литературе разрабатывалось лишь в рамках религиозных жанров. В Западной Европе самыми разработанными жанрами мистико-религиозной литературы были мистерии, вышедшие из храмового литургического действия и представлявшие собой инсценировки библейских сюжетов, а также миракли - стихотворные драмы с сюжетом, основанным на чуде, которое совершает святой или Богородица. В мистериях и мираклях воссоздавалась ситуация вмешательства небесных сил в земные события, тем самым реализовывалось мистическое присутствие иного мира . Мистическая природа отличала эти жанры от моралите, где акцент делался на самой земной ситуации и имел нравственно-дидактическую направленность.

В русской средневековой литературе мистическое раскрывалось в жанрах летописи, жития, поучения . Летопись не просто фиксировала события, но и обозначала их историософскую перспективу. Интуитивно летопись опиралась на те книги Библии, которые понимаются как Священная История. Мистическая цель этих произведений - обозначить участие Божественных сил в историческом процессе, и дидактическое имело в них, как и в поучениях, эсхатологический характер. В житиях соединялось мистическое, этическое и эстетическое. Критерием святости было чудо, физически явленное мистическое событие. Духовное переживалось автором жития как красота. Особое место в религиозной культуре и словесности занимал религиозный фольклор, в значительной степени свободный от догматических установлений. Среди жанров религиозного фольклора особенно мистически насыщенными являются легенды, включающие отголоски языческой мифологии (драконы, леший, водяные), и так называемые духовные стихи - поэтические произведения мистико-космологического и житийного, но не канонического, а апокрифического содержания. В западной словесности самым значительным памятником этого типа является «Золотая легенда» (13 век), ставшая основой рыцарского романа, литургической драмы, лирики и иконографии. В русской литературе это круг текстов, связанных с так называемой «Голубиной книгой» (13 век).

Принято считать, что в литературе эпохи Возрождения мистическое в собственном смысле слова отодвигается на второй план . Однако возвращение в эстетическое сознание античности с ее культом тела не поглощает мистическому в принципе. Античная телесность имела мифологическую - духовно-телесную - природу. Знаменательно, что христианское откровение о Богочеловеке Христе было воспринято именно эллинской, а не иудейской культурой. Кроме мистического подтекста, связанного с антиаскетическим отношением к телу, мистика реализуется в эпоху Возрождения в религиозной тематике и образах. Особо следует выделить «Божественную комедию» (1307-21) Данте, «Освобожденный Иерусалим» (1580) Т.Тассо, «Потерянный рай» (1667), «Возвращенный рай» (1671) Дж.Милтона. Новое эстетическое сознание соединяется здесь с традициями католической мистики и богословия. Важную роль мистическое играет в поэтике трагедий У.Шекспира, который посвоему возрождал традицию античной трагедии рока, где человек оказывался бессильным перед таинственными силами судьбы. Однако мистическое переживалось скорее в подтексте и воспринималось более широко - как иррациональное. Своеобразно мистика преломляется в эпоху барокко, стремящегося к «соединению несоединимого», что художественно реализовывалось в столкновении фантастики и реальности, античной мифологии и христианской символики. Поэтика барокко тяготела ко всему причудливому, изощренная образность развивала искусство восприятия (трактат «Остромыслие или Искусство изощренного ума», 1642, Б.Грасиани-Моралеса). Мистическое как иррациональное исключалось из рационалистической, нормативной эстетики классицизма. В качестве внерассудочного мистическое отчасти появляется в эстетике сентиментализма. Мистический подтекст намечался здесь темой смерти и интуицией рока, входящими в эмоциональную модель «священной меланхолии». Возрождение интереса к мистическому происходит в творчестве романтиков. Универсальная интуиция двоемирия включает в себя двоемирие метафизическое, мистическое. Этим объясняется влечение романтиков к народной фольклорно-мифологической культуре. Решающее влияние на формирование мистического мировоззрения в литературе конца 18 - начала 19 века оказало творчество И.В.Гёте. В его драматической поэме «Фауст» (1808-31) реализуется единство мистического и эмпирического, характерного для мифологической образности. Мистическое изображается здесь как разновидность реальности. Близкий тип образного мышления посвоему конкретизируется в произведениях европейских и русских писателей: Новалиса, Э.Т. А.Гофмана, Дж.Байрона, У.Уитмена, У.Вордсворта, С.Т.Колриджа, У.Блейка, Р.Саути, В.А.Жуковского, Н.В.Гоголя и др. Гностический характер и философское осмысление мистика получает у поздних романтиков Э.А.По, В.Ф.Одоевского (новеллы), М.Ю.Лермонтова (поэма «Демон», 1829-39; стихотворения мистико-религиозного содержания). В рамках реализма мистическое становится приемом романтического остранения, средством философско-психологического анализа действительности и сближается с фантастикой (Гоголь. Нос, 1836; И.С.Тургенев. Клара Милич, 1883; Н.А.Некрасов. Железная дорога, 1864; Достоевский. Двойник, 1846). Мистическое как иррациональное активно используется Достоевским в его романах («Братья Карамазовы», 1879-80). У Достоевского, Л.Н.Толстого, Н.С.Лескова, В.В.Розанова мистическое реализуется через развитие религиозно-философской проблематики. Мистическое как философское, психологическое и эстетическое становится основой эстетики символизма. Теоретики символизма разрабатывают концепцию мистического на всех стадиях творческого процесса; погружение в мистический мир - гностика, анамнезис (Вяч.Иванов, А.Белый, А.Блок, М.Волошин); художественное воплощение - символ, музыка как средства закрепления и передачи мистического; теургия-уровень художественной реализации, восприятия. На некоторых символистов повлияли оккультные учения Е.Блаватской, А.Безант, Р.Штейнера (прежде всего на А.Белого и М.Волошина). В символизме развивалась мифологическая мистика Ф.И.Тютчева и В.С.Соловьёва. Русские символисты второй волны (Белый, Блок, Волошин) художественно разработали мистические мифологемы: Вечная женственность, Мировая Душа, Родина, богочеловек, Богоземля. Мифологемы символизма развиваются в уникальном мистико-художественном, мифологическом мире Д.Андреева - трактат «Роза мира», поэтический ансамбль «Русские боги» (1933-56). Свой тип символизма сам Андреев определяет как метареализм. Это мистический, мифологический реализм в его исконном понимании.

«Серебряный век русской поэзии» - Бобэоби пелись губы. Акмеизм(akme-ясность)1910-1921. Сергей Есенин 1895 - 1925. Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя? Николай Гумилев 1886 - 1921. Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. 1917. К. Бальмонт. А.Блок. Декадентство -. Серебряный век Декадентство Модернизм Символизм Акмеизм Футуризм Имажинизм.

«Поэты поэзии серебряного века» - «Красною кистью рябина зажглась…». Иван Владимирович Цветаев 1847-1913. А. Ахматова 5. М. Цветаева 11. 1. И. Анненский 7. Н. Гумилёв 2. К. Бальмонт 8. И. Северянин 3. В. Брюсов 9. С. Клычков 4. М. Волошин 10. М. И. Цветаева. Творчество М.И.Цветаевой. «Я тоже была, прохожий! «Мне нравится…». Поэты серебряного века.

«Творчество поэтов серебряного века» - Николай Гумилёв (1886-1921). Всё достиг сам, самостоятельной работой. Начало 20 века – сближение с Гиппиус, Мережковским, Белым, Брюсовым, Бальмонтом. Домашнее задание на каникулы. Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865-1941). Родился в Олонецкой губернии в крестьянской семье. Революция застала в Эстонии – отсутствие заказов на сборники, концерты.

«Поэты 20 века» - Символизм. Моей божественной природы Я не открою никому. Страница из книги В.Хлебникова «Разин». Идите все на зов звезды, Глядите, я горю пред вами. Почему ТАК мог написать только поэт-футурист? Максимилиан Волошин, или просто Макс. Найдите и прочитайте стихи В.Хлебникова «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы» и др.

«Символизм» - Идеи символизма. Брюсовым создан собственный стиль – звучный, чеканный, живописный. В СССР «буржуазный поэт» Бальмонт был на многие годы забыт. Цель искусства – интуитивное постижение мира через символы. Д.Мережковский В.Брюсов К.Бальмонт З.Гиппиус Ф.Сологуб М.Кузмин. Русский прозаик и поэт; один из заметных представителей старшего поколения символистов.

«Акмеизм» - Романтика, героика, экзотика. Адамизм Адам – путешественник, конквистадор, человек сильной воли. А. Ахматова, О.Мандельштам, М. Зенкевич, В.Нарбут. 1911 год – литературное объединение «Цех поэтов» Руководители «Цеха»: Н.Гумилев и С. Городецкий 1913 год журнал «Аполлон» - декларация акмеистической группы.

Всего в теме 16 презентаций

Ключевые слова

ОРДЕН ТАМПЛИЕРОВ / АНАРХО-МИСТИЦИЗМ / РЫЦАРСТВО / ЭТИКО-МИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СКЛАДА ДУШИ / СТРАДАНИЕ / ORDER OF THE KNIGHTS TEMPLAR / ANARCHO-MYSTICISM / CHIVALRY / AN ETHICAL AND MYSTICAL CONCEPT / IMPROVEMENT OF THE SOUL""S STOREHOUSE / SUFFERING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы - Назарова Юлия Владимировна

В статье анализируется малоизвестная концепция мистического общества «Орден тамплиеров », существовавшего в Советском Союзе в 20-30 годы ХХ века. Проводится философский анализ мистических и этических элементов мировоззрения Ордена. Тот факт, что в основании социально-политических взглядов тамплиеров лежал анархизм, позволяет сделать вывод, что основной целью тамплиеров было совершенствование личности для построения дальнейшего анархического (акратического) идеала: общества духовно и нравственно развитых индивидов, свободных от какой-либо власти. Этот факт определяет дальнейшее умозаключение о приоритете этического в концепции Ордена; проводится этический анализ некоторых категорий этой концепции. Так, определяется этическое содержания понятия «рыцарь» в концепции тамплиеров, через сравнительный анализ понимания рыцаря как представителя рыцарского этоса, и рыцаря, как воина духа. Устанавливается, что центральным понятием, несущим глубокий этический и мистический смысл в концепции Ордена, было понятие страдания . Рассматривается взаимосвязь этического и мистического, в результате чего делается вывод, что в концепции Ордена этическое рассматривалось как цель служения человечеству, а мистическое как средство достижения этой цели, через овладение знанием и последующее духовное развитие.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению, автор научной работы - Назарова Юлия Владимировна

  • Философско-мистические сообщества в условиях советской идеологии: Орден российских тамплиеров

    2019 / Назарова Ю.В.
  • Толстовское движение и Орден российских тамплиеров: этика неприятия власти

    2018 / Назарова Юлия Владимировна
  • Тамплиерский тайный орден и интеллигенция в Нижнем Новгороде в 1924-1930 годах

    2017 / Лушин Александр Николаевич, Чудецкая Ксения Александровна
  • Дело тамплиеров: от гроба Господня до скамьи подсудимых

    2015 / Гончарова Елена Олеговна
  • Загадки и тайны ордена тамплиеров

    2013 / Гаджиев Н. А.
  • Масонское учение и общественные идеалы екатерининской эпохи

    2014 / Мисюров Н. Н.
  • "мягкая революция" мистического анархизма

    2017 / Димитрова Нина Ивановна
  • Мистика и мистицизм в России в конце XVIII – начале XIX века

    2017 / Карасев Николай Александрович
  • Мистический опыт и мистические практики в свидетельствах российских розенкрейцеров xviii–xix вв

    2013 / Халтурин Юрий Леонидович
  • «Боевая Радуга новой культуры» (анархо-мистическое движение в нижегородской провинции)

    2007 / Сапон Владимир Петрович

A little-known concept of the mystical society "The Order of the Knights Templar ", which existed in the Soviet Union in the 20-30s of the XX century is analyzed in the article. A philosophical analysis of the mystical and ethical elements of the Order"s worldview is conducted. The fact that anarchism was at the base of the Templars "social and political views allows us to conclude that the Templars" main goal was the perfection of the individual for the construction of a further anarchic (acratic) ideal: a society of spiritually and morally developed individuals free from any power. This fact determines the further inference of the ethical priority in the concept of the Order; an ethical analysis of some categories of this concept is carried out. Thus, the ethical meaning of the concept of "knight" is defined in the concept of the Knights Templar, through a comparative analysis of the knight"s understanding as a representative of knightly ethos, and a knight as a warrior of the spirit. It is established that the concept of suffering was the central concept bearing a deep ethical and mystical meaning, in the concept of the Order. The relationship between the ethical and the mystical is considered, which leads to the conclusion that in the concept of the Order the ethical was considered as the goal of serving humanity, and the mystical as a means of achieving this goal, through mastering knowledge and subsequent spiritual development.

Текст научной работы на тему «Этико-мистическое содержание концепции российского Ордена тамплиеров»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Ю. В. Назарова

Тульский государственный педагогический университет

им. Л. Н. Толстого

ЭТИКО-МИСТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПЦИИ РОССИЙСКОГО ОРДЕНА ТАМПЛИЕРОВ

В статье анализируется малоизвестная концепция мистического общества «Орден тамплиеров», существовавшего в Советском Союзе в 20-30 годы ХХ века. Проводится философский анализ мистических и этических элементов мировоззрения Ордена. Тот факт, что в основании социально-политических взглядов тамплиеров лежал анархизм, позволяет сделать вывод, что основной целью тамплиеров было совершенствование личности для построения дальнейшего анархического (акратического) идеала: общества духовно и нравственно развитых индивидов, свободных от какой-либо власти. Этот факт определяет дальнейшее умозаключение о приоритете этического в концепции Ордена; проводится этический анализ некоторых категорий этой концепции. Так, определяется этическое содержания понятия «рыцарь» в концепции тамплиеров, через сравнительный анализ понимания рыцаря как представителя рыцарского этоса, и рыцаря, как воина духа. Устанавливается, что центральным понятием, несущим глубокий этический и мистический смысл в концепции Ордена, было понятие страдания. Рассматривается взаимосвязь этического и мистического, в результате чего делается вывод, что в концепции Ордена этическое рассматривалось как цель служения человечеству, а мистическое - как средство достижения этой цели, через овладение знанием и последующее духовное развитие.

Ключевые слова: орден тамплиеров; анархо-мистицизм; рыцарство; этико-мистическая концепция; совершенствование склада души; страдание.

TSPU (Tula, Russia)

ETHICAL AND MYSTERY CONTENT OF THE CONCEPT OF THE ORDER OF THE RUSSIAN KNIGHTS TEMPLAR

A little-known concept of the mystical society "The Order of the Knights Templar", which existed in the Soviet Union in the 20-30s of the XX century is analyzed in the article. A philosophical analysis of the mystical and ethical elements of the Order"s worldview is conducted. The fact that anarchism was at the base of the Templars "social and political views allows us to conclude that the Templars" main goal was the perfection of the individual for the construction of a further anarchic (acratic) ideal: a society of spiritually and morally developed individuals free from any power. This fact determines the further inference of the ethical priority in the concept of the Order; an ethical analysis of some categories of this concept is carried out. Thus, the ethical meaning of the concept of "knight" is defined in the concept of the Knights Templar, through a comparative analysis of the

knight"s understanding as a representative of knightly ethos, and a knight as a warrior of the spirit. It is established that the concept of suffering was the central concept bearing a deep ethical and mystical meaning, in the concept of the Order. The relationship between the ethical and the mystical is considered, which leads to the conclusion that in the concept of the Order the ethical was considered as the goal of serving humanity, and the mystical as a means of achieving this goal, through mastering knowledge and subsequent spiritual development.

Keywords: Order of the Knights Templar; anarcho-mysticism; chivalry; an ethical and mystical concept; improvement of the soul"s storehouse; suffering.

Тайные общества мистического характера, существовавшие в Советском Союзе, такие как масоны, тамплиеры, розенкрейцеры - тема малоизученная, окутанная ореолом легенд, предрассудков и домыслов. Между тем, она требует внимательного изучения, причем, не только с исторической, но и с философской точки зрения. Следует учитывать, что, в отличие от европейских или русских (дореволюционных) тайных сообществ, советские развивались в уникальной среде, что не могло не наложить отпечаток на их концепции: в условиях тоталитарного и атеистического общества с единой идеологией. Масон, тамплиер, розенкрейцер для такого общества - в лучшем случае, был фигурой фантастической, а в худшем - ассоциировался с религиозным фанатизмом или антисоветским заговором. Тем не менее, мистические сообщества в Советском Союзе, несмотря на гонения, судебные процессы и частичное забвение, оставили весьма важный след. По словам А. Л. Никитина, исследовавшего мистические общества советской России, «существует обширная область культурной жизни 20-х и 30-х годов прошлого века, оказавшая мощное, а главное -продолжающееся влияние на процесс духовного развития российской интеллигенции практически во всех областях науки, искусства и самой жизни, до последнего времени остававшаяся совершенно неизвестной. Речь идет о мистических обществах, мистических движениях и орденах, существование которых хранилось в глубокой тайне как самими посвященными, пережившими годы тюремного заключения и концентрационных лагерей, так и официальными органами власти, просто забывшими об их существовании» . Эта фраза известного исследователя подтверждает актуальность философского изучения наследия тайных мистических сообществ советского периода: ведь в наше время, в условиях кризиса ценностей, в окружении новых вызовов информационного общества, в процессе смешения культур и религий, российская интеллигенция трансформируется (или уже трансформировалась), определяя новые цели и смыслы нравственной и социальной ответственности. В таких условиях очень важно понять степень влияния наследия тайных мистических сообществ (членами которых были лучшие представители интеллигенции) на эту трансформацию, что поможет посмотреть на происходящее в современной России с необычного ракурса и спрогнозировать дальнейшие процессы духовного развития общества.

Мировоззрение мистических сообществ в контексте философского анализа может рассматриваться с различных точек зрения, однако, в данной статье мы поставим цель рассмотреть этические аспекты этого мировоззрения на примере Ордена тамплиеров. Философский анализ в этическом контексте

поможет понять корни социально-политических взглядов тамплиеров советского периода, этическое содержание, цели и принципы их деятельности.

Достаточно важным в данной статье представляется получение ответа на вопрос о соотношении мистического и этического в концепции тамплиеров. Это поможет определить конечную цель и смысл деятельности Ордена.

Орден советских тамплиеров был основан А. А. Карелиным, одним из идеологов анархического движения, по некоторым данным, не позднее 1919 года, согласно другим утверждениям - в 1920 году , после периода вынужденной эмиграции Карелина во Францию. Существует мнение, что Орден тамплиеров был создан Карелиным именно для распространения анархических идей, причем члены Ордена часто именовались анархо-мистиками, но, с другой стороны, и анархизм мог служить прикрытием для мистических задач Ордена . В любом случае, в основании мировоззрения членов Ордена лежал анархизм, или акратия - непризнание любой власти (любая власть считается безнравственной, поскольку является одной из форм насилия над личностью). Такая точка зрения прослеживается в легендах советских тамплиеров, в частности, в одной из базовых легенд - об Атлантиде («Об Атлантиде») . Основными ценностями в анархизме можно назвать ценности свободы и равенства, однако, в отличие от либерализма, эти ценности формируются не благодаря «общественному договору», а благодаря созданию общества без какой-либо власти, на основании равноправного взаимодействия свободных личностей. В процессе формирования такого общества на первый план выступает духовное развитие и нравственное совершенствование личности, благодаря которым отпадает потребность не только в авторитарной власти, но и в «общественном договоре». Духовное развитие личности в представлении тамплиеров осуществлялось благодаря изучению мистической стороны орденского учения; нравственное совершенствование, «совершенствование склада души» - благодаря следованию определенным этическим моделям, которые были представлены в орденских легендах; основная же цель российских тамплиеров советского периода - «содействовать движению человечества в такой форме бытия и сознания, которая бы определялась высшими духовными началами» . Таким образом, в центре концепции тамплиеров были мистика и этика, причем этика представляется не как средство, а как конечная цель орденского движения. Примечательно то, что, например, русское масонство, имевшее более длительную историю, чем орден тамплиеров, тоже отличалось преобладанием этических идей над мистическими , в отличие от западного масонства, что позволяет предположить, что этический характер мировоззрения был отличительной чертой российских мистических сообществ.

Так же, как и в русском масонстве, в ордене тамплиеров большое внимание уделялось нравственному совершенствованию отдельной личности, что в общем-то нехарактерно для российского менталитета с его идеалом «общины», общественной нравственной ответственности, и, тем более, было нехарактерно для советского ценностного идеала. Нравственный идеал личности для тамплиера - это рыцарь, однако, это весьма условное, аллегорическое

название. Рыцарь духа - это не то же самое, что рыцарь-воин Средневековья. Так, последний, по утверждению М. Оссовской, существовал в двух параллельных системах ценностей - ценностей военной доблести и христианских ценностей, причем ценности обеих систем могли вступать в конфликт друг с другом. Рыцарский идеал Средневековья связан с воинскими добродетелями мужества, чести, верности и т.д, а также с идеей поклонения вечно-женственному (культ Прекрасной Дамы). Представления же о рыцарском идеале в начале ХХ века имеют более выраженный мистико-романтический оттенок; это великолепно показано, например, в пьесе А. Блока «Роза и крест» (создание и постановка которой, возможно, также были связаны с мистическими сообществами, однако, этой теме лучше было бы посвятить отдельное исследование). Таким образом, в представлениях о рыцарском идеале у тамплиеров ХХ века средневековые воинские добродетели чести, мужества и верности приобретают характер средств для служения человечеству в деле влияния на его духовное преображение и трансформируются, наполняясь более широким этическим смыслом (что подразумевается в текстах посвящения в различные уровни Ордена ): честь - как следование единственному предназначению в деле духовного совершенствования на основании знания и ценностных идеалов; верность - как верность идеям Ордена; мужество - как стойкость в отстаивании принципов и достижении цели, как готовность принять страдания во имя человечества.

Вопрос о страдании связан, во-первых, с текстом одного из уровней посвящения, во-вторых, с легендой о Чаше, и в-третьих, с трагической историей Ордена в советский период:

1. Характерно, что при введении тамплиера в самую высокую, третью степень Ордена произносилось следующее: «Не корона, не скипетр, а терновый венец и хитон, залитый кровью - вот отныне твое истинное убранство, рыцарь» . Для сравнения - первая степень посвящения начиналась фразой: «...Будьте сильны, будьте смелы, будьте рыцарем без страха и упрека». Вторая степень: «.К высям идите, духов всех обгоните, в мощном порыве стремясь к творцу!» В первой стадии посвящения речь ведется об этике - как совершенствовании склада души; во второй - о знании, ведущим к духовному совершенствованию. Отождествление с Агнцем, страдающим за грехи человека, наступало после этих двух стадий посвящения; таким образом, страдание и искупление происходило у тамплиеров на высшей стадии духовного развития, право на страдание необходимо было заслужить нравственным и духовным преображением души.

2. Вопрос о страдании тесно связан с легендой о Граале, в которой раскрывается нравственный и мистический смысл страдания. Согласно легенде, Чаша - это сосуд, в который была собрана кровь Христа после казни, и эта Чаша хранима посвященными. Полностью история Грааля в интерпретации тамплиеров приводится в легенде «Аппий Клавдий», в которой, помимо прочего, объясняется происхождение розенкрейцеров и их связь с Орденом тамплиеров, а также указывается на то, что именно розенкрейцеры были хранителями истинного христианского учения. Розенкрейцеры и тамплиеры образовали

«новый Грааль», объединив свои ордена, поскольку Грааль, в который собрана кровь Христова, стал иссякать, как стала иссякать благодать Бога на земле. Рыцари решили наполнить новый Грааль своей кровью, ради того, чтобы уподобившись Христу, преумножить благодать Божью и спасти человечество: «И Орден решил, что для того, чтобы стать достойным хранителем Христова учения, Орден должен приобщиться к живому Граалей, питаемому кровью мучеников; в нем должна храниться святая святых Христова учения, а кровь, в нем хранящаяся, должна пролиться не только в полях сражений, но и от рук палачей...не только должна пролиться их кровь, но и огнем должны быть испепелены тела тех рыцарей, которые, решив подражать Христу, готовы повторить его подвиг, пострадав не менее, чем он пострадал» (курсив мой - Ю.Н).

3. Сама история Ордена тамплиеров в советский период представляется как воплощенное страдание: это не только аресты, допросы, гонения и наказания, но и, в конечном итоге, забвение.

Этика в мировоззрении тамплиеров советского периода имеет большие перспективы изучения, и, ограниченные рамками статьи, мы выделили, на наш взгляд, центральные моменты этики тамплиеров, которые впоследствии интересно изучить, воссоздав целостную этическо-мистическую систему концепции Ордена. Подведем итоги, остановившись на наиболее важных выводах.

1. Значительную часть концепции тамплиеров советского периода можно охарактеризовать как этико-мистическую, где этика является целью, а мистика - средством достижения духовного и нравственного совершенства.

2. Этика тамплиеров направлена на совершенствование склада дущи каждой отдельной личности: личностное совершенствование приводит к совершенствованию всего человечества

3. Понятие «рыцарь» аллегорично: оно окрашено в мистический оттенок, и подразумевает не только тамплиера как «рыцаря храма», но и тамплиера как «рыцаря духа», который, на первой стадии посвящения совершенствуется нравственно - посредством этики; на второй - духовно -посредством мистического знания, а на третьем, высшем, готов преобразиться через страдание.

4. Страдание рыцаря наполняет Грааль, заменяя убывающую кровь Христа - в этой аллегории подчеркивается глубокий нравственный смысл страдания, или, скорее, со-страдания (страдания с Христом); таким образом, тамплиер жертвует собой во благо всего человечества. Но прежде он должен заслужить право на страдание, пройдя первые две стадии посвящения.

Особенностями российского ордена тамплиеров в советский период, были такие черты, как преобладание этики над мистикой, категория страдания, стоявшая в центре этико-мистической концепции тамплиеров и само воплощение страдания, выразившееся в их трагической истории. Дальнейший философский анализ мировоззрения тамплиеров мог бы расширить понимание этических смыслов их концепции, что имеет несомненное значение для современной российской духовной культуры.

Литература

1. Назарова Ю. В. Этика русского масонства // Известия Тул. гос. ун-та. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 2. С. 44-52.

2. Оссовская М. Рыцарь и буржуа: исследования по истории морали. М.: Прогресс, 1987. 528 с.

3. Орден российских тамплиеров. В 3 т. Документы 1922-1930 гг. / публ., вст. ст., указ. А. Л. Никитина. М.: Минувшее, 2003.

1. Nazarova Yu. V. Etika russkogo masonstva // Izvestiya Tul. gos. un-ta. Seriya: Gumanitarnyye nauki . 2012. No. 2. P. 44-52.

2. Ossovskaya M. Rytsar" i burzhua: issledovaniya po istorii morali . Moscow: Progress, 1987. 528 p.

3. Orden rossiyskikh tampliyerov . In 3 vols. Dokumenty 1922-1930 gg / publ., foreword art., append. by А. L. Nikitin. Moscow: Minuvshee, 2003.

Теоретические положения символизма как нового течения были сформулированы в работах многих авторов. В частности, в статье К. Бальмонта "Элементарные слова о символистской поэзии" (1890), в работе Вяч. Иванова "Мысли о символизме" (1912) и др. Теоретической основой символизма стала книга известного русского писателя, поэта, литературного критика Д. Мережковского "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы" (1893). В ней автор называет три главных элемента нового течения: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности.

1. Мистическое содержание

На рубеже ХIХ-ХХ веков европейская цивилизация переживала кризис и в социальной, и в духовной сферах. В это время был подвергнут сомнению позитивизм - положительные науки с их достоверными фактами, точными понятиями, научными выводами и законами. Положительное, позитивное знание было объявлено грубым, недостаточно тонким инструментом познания сущности бытия. Возрос интерес к иррациональному, таинственному, мистическому, подсознательному.

Особенно наглядно это видно на примере философии, психологии:

  • в это время австрийский психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939) создает свою теорию психоанализа, утверждает, что психические процессы, протекающие в нашем сознании, предопределены на уровне подсознания, мотивированы подсознанием;

    немецкий философ-идеалист Фридрих Ницше (1844-1900) говорит о вторичности разума, о его подчиненности воле, инстинктам: "В теле твоем больше разума, чем в твоей наилучшей мудрости" ("Так говорил Заратустра");

    французский философ Анри Бергсон (1859-1941) утверждает, что истинное знание достигается не разумом, а интуицией: "Наша мысль, в своей чисто логической форме, не способна представить себе действительную природу жизни. Жизнь создала ее (мысль. - В.К.) в определенных обстоятельствах для воздействия на определенные предметы; мысль - только проявление, один из видов жизни, - как же может она охватить жизнь? Наш ум неисправимо самонадеян; он думает, что... обладает всеми существенными элементами для познания жизни. Истинная же природа жизни познается не разумом, а гораздо более глубоким и могучим - интуицией" ("Творческая эволюция").

В обществе возрос интерес к линии Платона-Канта, идеалистической философии. В V-IV веках до н.э. Платон (древнегреческий философ) сравнивал окружающую человека реальность с пещерой, куда проникают только блики, тени из мира подлинного, огромного, ирреального, но недоступного восприятию человеческого разума. Человек, по Платону, может только догадываться по этим теням-символам о том, что происходит за пределами пещеры. Но, существуя в бытовом, реальном, феноменальном мире, человек в то же время ощущает связь с миром бытийным, ирреальным, ноуменальным, пытается проникнуть в него, выйти за пределы "платоновской пещеры". Подтверждением может служить стихотворение известного русского философа, богослова, поэта и литературного критика В. Соловьева "Милый друг...":

Милый друг, иль ты не видишь, Что все видимое нами - Только отблеск, только тени От незримого очами? Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий - Только отблеск искаженный Торжествующих созвучий? Милый друг, иль ты не чуешь, Что одно на целом свете - Только то, что сердце к сердцу Говорит в немом привете? 1895

Д. Мережковский выразил эти кризисные настроения, ощущения конца XIX-начала XX века в следующих словах: "И вот современные люди стоят, беззащитные, - лицом к лицу с несказанным мраком... Куда бы мы ни уходили, куда бы мы ни прятались за плотину научной критики, всем существом мы чувствуем близость тайны, океана". Эту тайну мира, сферу подсознательного, то есть мистическое содержание, и объявляет Мережковский главным предметом нового искусства. Другой поэт-символист - В. Брюсов утверждает: "...создания искусства - это приотворенные двери в вечность".

Читайте также другие статьи по теме “Русский символизм”.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?