Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Мифы и легенды о сотворении мира. Миф о происхождении людей

Не было вначале ничего, ни Неба, ни Земли. Один лишь Хаос - темный и безграничный - заполнял собою все. Он был источником и началом жизни. Все произошло из него: и мир, и Земля, и бессмертные боги.

Вначале возникла из Хаоса Гея, богиня Земли, всеобщий приют безопасный, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. В недрах глубоких земных, в самой темной ее сердцевине, сумрачный Тартар родился - ужасная бездна, полная тьмы. Как далеко от земли до светлого Неба, так далеко лежит и Тартар. Медной оградой огорожен Тартар от мира, ночь царит в царстве его, оплетают его корни земли и омывает горько-соленое море.

Из Хаоса также рожден был прекраснейший Эрос, что силой Любви, разлитой в мире навечно, может сердца покорять.

Безграничный Хаос породил Вечный Мрак - Эреба и Черную Ночь - Нюкту, они, сочетавшись, дали жизнь вечному Свету - Эфиру и светлому Дню - Гемере. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Праматерь богов, Гея, породила равное себе Звездное Небо - Урана, который словно покров бесконечный окутывает Землю. Тянется к нему Гея-Земля, вздымая острые горные пики, порождая на свет, еще не соединившись с Ураном, вечношумящее Море.

Матерью-Землей рождены Небо, Горы и Море, и нет у них отца.

Уран же взял в жены себе плодоносную Гею, и шесть сыновей и дочерей - могучих титанов - появились на свет у божественной пары. Их первенец, сын Океан, глубокий, чьи воды ласково омывают Землю, разделил ложе с Тефией, давая жизнь всем рекам, что устремляются к морю. Три тысячи сыновей - речных богов - и три тысячи дочерей-океанид - породил седой Океан, чтобы дарили они радость и благоденствие всему живому, наполняя его влагой.

Другая же пара титанов - Гиперион и Тейя - дали жизнь Солнцу-Гелиосу, Селене-Луне и прекрасную Эос-Зарю. От Эос же произошли звезды, что ночью на небе сверкают, и ветры - стремительный северный ветер Борей, восточный ветер Эвр, напоенный влагой южный Нот и ласковый западный ветер Зефир, приносящий белопенные тучи дождя.

Еще трех великанов - циклопов - еще породила Мать-Гея, во всем подобных титанам, но имеющим лишь один глаз во лбу. Также Гея породила трех сторуких и пятидесятиголовых великанов-гекатонхейров, обладающих силой безмерной. Ничто не могло устоять против них. Были они столь сильны и ужасны, что возненавидел их Отец-Уран с первого взгляда, и заключил их в недра Земли, чтобы на свет не могли они вновь появиться.

Страдала Мать-Гея, давило ее страшное бремя, заключенное в глубине ее. И тогда призвала она детей своих, говоря им о том, что первым владыка Уран злодейство замыслил, и кара должна пасть на него. Однако убоялись титаны пойти против своего отца, один лишь хитроумный Крон - младший из рожденных Геей детей-титанов - согласился помочь Матери низвергнуть Урана. Железным серпом, что Гея вручила, Крон отсек Отцу своему член детородный. Из капель крови, что пролились на землю, родились страшные Эринии, не знающие пощады. Из пены же морской, что долгое время омывала кусок божественной плоти, родилась прекрасная Афродита, богиня любви.

Разгневался искалеченный Уран, проклиная детей своих. Карой за злодейство стали рожденные Богиней Ночи ужасные божеств: Таната - смерть, Эриду - раздор, Апату - обман, Кер - уничтожение, Гипнос - сон с роем мрачных, тяжелых видений, не знающую пощады Немесиду - отмщение за преступления. Много божеств, что несут в мир страдание, Нюкта родила.

Ужас, раздоры и несчастье внесли в мир эти боги, где Крон воцарился на троне своего отца.

МИФЫ О СОТВОРЕНИИ МИРА И ПЕРВЫХ ЛЮДЯХ

Егип етская мифология
Египтяне считали, что людей и их Ка (душу) вылепил из глины бараноголовый бог Хнум. Он главный создатель мира. Он вылепил весь мир на гончарном круге и таким же способом создал людей и животных.

Миф древних индийцев
Прародителем мира был Брахма. Люди же появились из тела Пуруши - первозданного человека, которого боги принесли в жертву в начале мира. Они бросили его, как жертвенное животное, на солому, облили маслом, обложили дровами. Из этой жертвы, расчлененной на части, родились гимны и напевы, кони, быки, козы и овцы. Из уст его возникли жрецы, руки его стали воинами, из бедер его были созданы земледельцы, а из ног родилось низшее сословие. Из разума Пуруши возник месяц, из ока - солнце, огонь родился из его рта, а из дыхания - ветер. Воздух произошел из его пупа, из головы произошло небо, а из ушей создались стороны света, ноги же стали землею. Так из великой жертвы вечные боги сотворили мир.

Греческая мифология
Согласно греческой мифологии, людей вылепил из земли и воды Прометей, сын титана Иапета, двоюродный брат Зевса. Прометей создал людей смотрящими в небо, по подобию богов.
По некоторым мифам, люди и животные были созданы греческими богами в глубине земли из смеси огня и земли, а Прометею и Эпиметею боги поручили распределить способности между ними. Эпиметей виноват в беззащитности людей, так как истратил все способности к жизни на земле на животных, поэтому Прометей должен был позаботиться о людях (дал им огонь и т. п.).

Миф народов Центральной Америки
Первых людей боги слепили из мокрой глины. Но надежд великих богов они не оправдали. Все бы ничего: и живые, и говорить умеют, но разве могут глиняные болваны хотя бы голову повернуть? Уставятся в одну точку и таращат глаза. А то расползаться начнут, чуть дождиком их покропит. Но хуже всего - бездушные они вышли, безмозглые...
Взялись боги за дело второй раз. «Попробуем сделать людей из дерева!» - уговорились они. Сказано - сделано. И землю заселили деревянные истуканы. Но сердца у них не было, и были они неразумны.
И решили боги еще раз взяться за сотворение людей. «Чтобы создать людей из плоти и крови, нам нужен благородный материал, который наделит их и жизнью, и силой, и разумом», - решили боги. Они нашли этот благородный материал - белый и желтый маис (кукурузу). Они обмолотили початки, замесили тесто, из которого и слепили первых разумных людей.

Миф североамериканских индейцев
Однажды было такое жаркое лето, что водоем, в котором жили черепахи, пересох. Тогда черепахи решили поискать другое место для жилья и отправились в путь.
Самая толстая черепаха, чтобы облегчить себе дорогу, сняла панцирь. Так она и шла без панциря до тех пор, пока не превратилась в человека - предка рода Черепахи.

Миф североамериканского племени Акома повествует о том, что первые две женщины узнали во сне, что люди живут под землей. Они вырыли яму и освободили людей.

Миф народа инки
В Тиауанако творец всего сущего сотворил тамошние племена. Он делал из глины по одному человеку каждого племени и рисовал платье, которое они должны были носить; тех, кто должен быть с длинными волосами, лепил с длинными волосами, а тех, кто должен быть стриженым, - с короткими; и каждому народу были даны свой язык, и свои песни, и злаки, и еда.
Когда творец закончил эту работу, он вдохнул жизнь и душу в каждого мужчину и в каждую женщину и приказал, чтобы они ушли под землю. А вышло каждое племя там, где ему было приказано.

Миф индейцев Мексики
Когда на Земле все было готово, Нохотсакьюм создал людей. Первыми были кальсия, то есть люди-обезьяны, затем коха-ко - люди-кабаны, затем капук - люди-ягуары и, наконец, чан-ка - люди-фазаны. Так он сотворил разные народы. Делал он их из глины - мужчин, женщин, детей, прилаживал им глаза, носы, руки, ноги и все остальное, затем клал фигурки в костер, на котором обычно пек тортильи (кукурузные лепешки). От огня глина твердела, и люди оживали.

Австралийские мифы
Вначале Земля была покрыта морем, а на дне высохшего первобытного океана и на склонах скал, выступающих из волн, находились уже... комки беспомощных существ со склеенными пальцами и зубами, закрытыми ушами и глазами. Другие подобные человеческие «личинки» жили в воде и были похожи на бесформенные шары сырого мяса, в которых только угадывались зачатки частей тела человека. Птица-мухоловка каменным ножом отделила человеческие зародыши друг от друга, прорезала им глаза, уши, рот, нос, пальцы... Она научила добывать огонь трением, готовить пищу, дала им копье, копьеметалку, бумеранг, каждого снабдила его персональной чурин-гой (хранительницей души).
Разные австралийские племена считают своими предками кенгуру, страуса эму, опоссума, дикую собаку, ящерицу, ворона, летучую мышь.

Жили некогда два брата, два близнеца - Бунджиль и Палиан. Бунджиль мог превращаться в сокола, а Палиан - в ворона. Один брат деревянным мечом сделал на земле горы и реки, а другой - соленую воду и рыб, обитающих в море. Однажды взял Бунджиль два куска коры, положил на них глины и стал ножом мять ее, вылепив ноги, туловище, руки и голову, - так он создал мужчину. Сделал он и второго. Был он доволен своей работой и от радости исполнил танец. С тех пор существуют люди, с тех пор от радости исполняют танцы. Одному мужчине он прикрепил древесные волокна как волосы, и другому тоже - у первого волосы были курчавые, у второго - прямые. С тех пор у мужчин одних родов волосы курчавые, а у других - прямые.

Скандинавская мифология
Сотворив мир, Один (верховное божество) и его братья задумали его населить. Однажды на берегу моря они нашли два дерева: ясень и ольху. Боги срубили их и сделали из ясеня мужчину, а из ольхи - женщину. Затем один из богов вдохнул в них жизнь, другой дал им разум, а третий - кровь и румяные щеки. Так появились первые люди, и звали их: мужчину - Аск, а женщину - Эмбла.

Интереснейшие и поучительные истории, увлекательные рассказы и приключения подарила миру греческая мифология. Повествование погружает нас в сказочный мир, где можно встретить героев и богов, страшных чудовищ и необычных животных. Мифы Древней Греции, написанные многие столетия назад, в настоящее время являются величайшим культурным наследием всего человечества.

Что такое мифы

Мифология – удивительный отдельный мир, в котором люди противостояли божествам Олимпа, сражались за честь и противостояли злу и разрушению.

Однако стоит помнить, что мифы – произведения, созданные исключительно людьми с применением фантазии и вымысла. Это истории о богах, героях и подвигах, необычных явлениях природы и загадочных существах.

Происхождение легенд ничем не отличается от возникновения народных сказок и преданий. Греки придумывали и пересказывали необычные истории, в которых смешивались правда и вымысел.

Не исключено, что доля истины присутствовала в рассказах – за основу мог браться жизненный случай или пример.

Источник мифов Древней Греции

Откуда же современным людям доподлинно известны мифы и их сюжеты? Оказывается, греческая мифология сохранилась на табличках эгейской культуры. Записаны они были линейным письмом Б, которое удалось расшифровать только в 20 веке.

Крито-микенский период, к которому относится этот тип письма, знал большинство богов: Зевс, Афина, Дионис и так далее. Однако, из-за упадка цивилизации и возникновения античной греческой, мифология могла иметь свои пробелы: нам она известна только по наиболее поздним источникам.

Разнообразные сюжеты мифов Древней Греции часто использовались писателями того времени. А перед наступлением эпохи эллинизма стало популярным создавать на их основе собственные легенды.

Наиболее крупными и известными источниками являются:

  1. Гомер, «Илиада», «Одиссея»
  2. Гесиод «Теогония»
  3. Псевдо-Аполлодор, «Библиотека»
  4. Гигин, «Мифы»
  5. Овидий, «Метаморфозы»
  6. Нонн, «Деяния Диониса»

Карл Маркс считал, что мифология Греции являлась обширным хранилищем искусства, а так же создавала почву для него, выполняя, таким образом, двойную функцию.

Древнегреческая мифология

Мифы не появились в одночасье: они складывались несколько веков, передавались из уст в уста. Благодаря поэзии Гесиода и Гомера, произведениям Эсхила, Софокла и Еврипида мы можем познакомиться с историями в настоящее время.

Каждая история имеет ценность, храня в себе атмосферу античности. Специально обученные люди – мифографы – стали появляться в Греции в 4 веке до нашей эры.

К ним относят софиста Гиппия, Геродота Гераклейского, Гераклита Понтийского и других. Дионисий Самойский в частности занимался составлением генеалогических таблиц и изучал трагические мифы.

Существует множество мифов, но наиболее популярными стали истории, связанные с Олимпом и ее обитателями.

Однако сложная иерархия и история возникновения богов способна запутать любого читателя, а потому мы предлагаем разобраться в этом подробно!

С помощью мифов становится возможным воссоздание картины мира в представлении жителей Древней Греции: мир населен чудовищами и великанами, среди которых гиганты, – одноглазые существа и Титаны.

Происхождение богов

Вечный, безграничный Хаос окутывал Землю. В нем был заключен мировой источник жизни.

Считалось, что именно Хаос породил все вокруг: мир, бессмертных богов, богиню Земли Гею, которая давала жизнь всему растущему и живущему, и могучую силу, оживляющую все – Любовь.

Однако и под Землей произошло рождение: мрачный Тартар появился на свет – бездна ужаса, наполненная вечной тьмой.

В процессе создания мира, Хаос породил Вечный Мрак, именуемый Эреб, и темную Ночь по имени Никта. В результате соединения Никты и Эреба был рожден Эфир – вечный Свет и Гемера – светлый День. Благодаря их появлению, свет заполнил весь мир, а день и ночь стали сменять друг друга.

Гея, могущественная и благодатная богиня, создала необъятное голубое Небо – Урана. Раскинувшись над Землей, он воцарился во всем мире. Высокие Горы гордо тянулись к нему, а шумящее Море разлилось по всей Земле.

Богиня Гея и ее дети-титаны

После создания Матерью – Землей Неба, Гор и Моря, Уран решил взять Гею себе в жены. От божественного союза произошло 6 сыновей и 6 дочерей.

Титан Океан и богиня Фетида создали все реки, катившие свои воды к морю, и богинь морей, именуемых океанидами. Титан Гипперион и Тейя подарили миру Гелиоса – Солнце, Селену – Луну и Эос – Зарю. Астрея и Эос породили все звезды и все ветра: Борей – северный, Эвр – восточный, Нот – южный, Зефир – западный.

Свержение Урана – начало новой эпохи

Богиня Гея — могучая Земля – произвела на свет еще 6 сыновей: 3 циклопов – великаны, имеющие один глаз во лбу, и 3 пятидесятиголовых сторуких чудовищ, именуемых Гекантохейрами. Они обладали безграничной силой, которая не знала предела.

Пораженный уродством своих детей-великанов, Уран отрекся от них и приказал заключить в недра Земли. Гея, будучи Матерью, страдала, тяготясь страшным бременем: ведь ее собственные дети были заточены в ее недрах. Не выдержав, Гея призвала своих детей-титанов, уговаривая их восстать против отца – Урана.

Сражение богов с титанами

Будучи великими и могучими, титаны все равно боялись отца. И только Кронос, самый младший и коварный, принял предложение матери. Обхитрив Урана, он низверг его, захватив власть.

В качестве наказания за поступок Кроноса богиня Ночь родила смерть (Танат), раздор (Эрида), обман (Апата),

Кронос, пожирающий своего ребенка

уничтожение (Кер), кошмарный сон (Гипнос) и отмщение (Немезиду) и других страшных богов. Все они привнесли в мир Кроноса ужас, раздор, обманы, борьбу и несчастья.

Несмотря на свое коварство, Кронос боялся. Его страх был построен на личном опыте: ведь дети могли свергнуть его, как он однажды сверг Урана – своего отца.

Опасаясь за свою жизнь, Кронос приказал своей жене Рее приносить ему родившихся детей. К ужасу Реи, 5 из них были съедены: Гестия, Деметра, Гера, Аид и Посейдон.

Зевс и его правление

Прислушавшись к совету отца Урана и матери Геи, Рея сбежала на остров Крит. Там, в глубокой пещере она родила младшего сына Зевса.

Спрятав новорожденного в ней, Рея обманула жесткого Кроноса, дав проглотить длинный камень, завернутый в пеленки, вместо своего сына.

Время шло. Кронос не разгадал обман жены. Зевс рос, находясь на Крите. Его нянями были нимфы – Адрастея и Идея, вместо молока матери он был вскормлен молоком божественной козы Амалфеи, а трудолюбивые пчелы носили мед малышу Зевсу с горы Дикты.

Если Зевс начинал плакать, юные куреты, стоявшие у входа в пещеру, ударяли мечами в щиты. Громкие звуки заглушали плач, чтобы Кронос его не услышал.

Миф о рождении Зевса: кормление молоком божественной козы Амалфеи

Зевс вырос. Победив Кроноса в битве при помощи титанов и циклопов, он стал верховным божеством Олимпийского Пантеона. Властелин небесных сил повелевал громами, молниями, тучами и ливнями. Он господствовал во Вселенной, даря людям законы и охраняя порядок.

Взгляды Древних Греков

Эллины считали, что боги Олимпа похожи на людей, а отношения между ними сравнимы с человеческими. Их жизнь так же наполняли ссоры и примирения, зависть и вмешательства, обиды и прощение, радость, веселье и любовь.

В представлениях древних греков каждое божество имело собственное занятие и сферу влияния:

  • Зевс – повелитель неба, отец богов и людей
  • Гера – жена Зевса, покровительница семьи
  • Посейдон – море
  • Гестия – семейный очаг
  • Деметра – земледелие
  • Аполлон – свет и музыка
  • Афина – мудрость
  • Гермес – торговля и вестник богов
  • Гефест – огонь
  • Афродита – красота
  • Арес – война
  • Артемида – охота

С земли люди обращались каждый к своему богу, соответственно их предназначению. Повсюду строились храмы, дабы умилостивить их, а вместо жертвоприношений подносили дары.

В греческой мифологии не только Хаос, титаны и Олимпийский Пантеон имели значение, существовали и другие боги.

  • Нимфы Наяды, жившие в ручьях и реках
  • Нереиды – нимфы морей
  • Дриады и Сатиры – нимфы лесов
  • Эхо – нимфа гор
  • Богини-судьбы: Лахесис, Клото и Атропос.

Богатый мир мифов подарила нам античная Греция. Он наполнен глубоким смыслом и поучительными историями. Благодаря ним, люди могут научиться древней мудрости и знаниям.

Сколько различных легенд существует на данный момент, не сосчитать. Но поверьте, каждому человеку стоит ознакомиться с ними, проведя время с Аполлоном, Гефестом, Гераклом, Нарциссом, Посейдоном и другими. Добро пожаловать в античный мир древних греков!

И семестр

МИФ И ЛИТЕРАТУРА

УРОК № 6

Тема. Древнегреческий миф о сотворении мира

Цель: сообщить о пантеон богов Древней Греции, познакомить с древнегреческим мифом о создании мира и людей, развивать внимание, логическое мышление, воспитывать интерес к древнегреческой мифологии.

Оборудование: изображения древнегреческих богов; тексты древнегреческих мифов; схема «Создания мира».

Выбирая богов, мы выбираем свою судьбу.

«Кто они такие?»

Брахма - ... (создатель Вселенной).

Варуна - ... (бог океана).

Вівасват - ... (бог солнца).

Вишну - ... (хранитель Вселенной).

Асуры - ... (старшие братья богов).

Адит - ... (мать богов).

Яма - ... (властитель царства мертвых).

Ману - ... (смертный, от которого родились люди после потопа).

2. Выставка иллюстраций к прочитанным произведениям

II. Мотивация учебной деятельности

Рассказ учителя

Про Древнюю Грецию

Много веков назад на Балканском полуострове поселился народ, который потом стали называть греками. В отличие от современных греков, мы называем то народ древними греками, или эллинами, а их страну - Элладой.

Трудно назвать другой народ в истории, который за такой короткий период времени подарил миру столько замечательных образцов высокого искусства и не в меньшей степени проникался идеями доблести и чести, как эллины. Жизнь этого народа не было легким, но древние греки были одним из самых жизнерадостных и жизнелюбивых народов в истории. Это был народ-труженик, народ-борец, что принес человечеству идеи патриотизма и дал образцы гражданской доблести. Это был народ-мудрец, задумывался над строением Вселенной, размышлял о том, что такое материя и дух, пространство и время, что такое добро, а что - зло.

Эллины оставили народам мира богатое наследство: величественные здания, которые считаются красивейшими в мире, прекрасные мраморные и бронзовые статуи и выдающиеся литературные произведения, которые люди читают и сейчас, хотя они написаны на языке, которым уже давно никто не говорит на земле. Одними из самых известных являются героические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», где говорится о том, как греки осаждали город Трою, и о приключениях и злоключениях одного из участников этой войны - Одиссея.

Невозможно сегодня представить мировую литературу, живопись, скульптуру без образов, заимствованных из древнегреческих мифов, что остались от эллинов.

III. Изучение нового материала

1. Подготовка к восприятию произведения

Особенности древнегреческой мифологии

Древнегреческая мифология считается одной из наиболее известных, которые сохранились до наших времен. Она стала основой для возникновения античной литературы (литературы древних греков и римлян), которая справедливо считается колыбелью европейской литературы.

Бессмертные жители Олимпа

В представлении древних греков боги были очень похожи на людей, и отношения между ними напоминали отношения между людьми. Они были одновременно благородные и мстительные, добрые и жестокие, страстные и ревнивые, при этом судьба их зависела от жребия Мойр, так же, как и жизнь людей зависела от воли богов. Греческие боги ссорились и мирились, постоянно вмешивались в жизнь людей, принимавших участие в войнах. Каждый из богов занимался своим делом, «заведовал» определенным «хозяйством» в мире. Эллины наделяли своих богов человеческими характерами и склонностями. От людей - «смертных» - они отличались лишь бессмертием.

Греки создали богов «по образу и подобию своими» и, видимо, поэтому, в отличие от других народов, не испытывали страха перед своими богами.

Какие бывают мифы?

Известны следующие основные циклы древнегреческих мифов:

О богах;

О героях;

Об аргонавтах;

Троянский;

Фиванский.

Почему у древних греков не было сказок?

Действительно, у древних греков почти не было сказок, которые складывались ради развлечения и поучения и не вызывали сомнений насчет выдуманности событий. Их с большим успехом заменили мифы, которые содержали в себе чудеса и приключения, победы и поражения настоящих героев и давали ответы на самые важные для древнего человека вопросы: о возникновении мира, человека, природных явлений.

2. Чтение мифа по книге Я. Парандовського «Мифология»

Возникновение мира

Сначала был Хаос. Кто может точно сказать, что такое Хаос? Одни считали его неким божественным существом, но без определенной формы. Другие - и таких было большинство - твердили, что это великая бездна, наполненная творческой силы и божественного семья, словно единственная, беспорядочная масса, тяжелая и темная, смесь земли, воды, огня и воздуха. С той наполненной бездны, что таила в себе все зародыши будущего мира, вынырнули два могущественных божества - первых царское супруги богов: Уран - Небо и Гея - Земля. Они дали начало многим поколениям богов.

От их супружеской связи пошел большой род титанов, старейший среди которых был Океан, бог могучей реки, широким голубым кольцом опоясывала всю землю. Младшими братьями титанов были циклопы и гекатонхейры - сторукие. В циклопов, диких, страшных на рост, был только один глаз посреди лба, а гекатонхейры из ста руками имели неодолимую силу. Урановые не нравились такие потомки, которые были или уродливые, или жестокие. Все они вызывали у него страх и отвращение. Не надеясь от них ни благодарности, ни уважения к своей родительской власти, он сбросил их в бездонную пропасть Тартара.

Оттуда уже не было возврата. Тартар так же глубоко простирался под землей, насколько высоко над ней простиралось небо. Бронзовое наковальня, брошенное с неба, летели бы девять дней и девять ночей, пока достиг бы поверхности земли*.

Так же долго, а может, и дольше падало бы то наковальня в глубины Тартара, где царит тройная ночь. Тот, кто попал бы туда, не смог бы и за целый год дойти до края этой безмерной темноты. Он все время бродил бы, подхваченный мощным подземным ураганом. Говорят, будто где-то посреди того страшного мрака стоит печальная обитель Ночи, окруженная непроницаемыми облаками.

Гея слышала стон титанов, доносившийся из бездонных недр земли. Она возненавидела преступного отца и устроила заговор против его жесткой власти. Намовлянь матери послушался младший из титанов - Кронос, который еще был на свободе. Вооружившись железным серпом, он подстерег Урана, напал на него, позорно покалечил его и сбросил с сияющего небесного трона. Из крови, что вытекла из раны поверженного бога, встали три ужасные богини мести - Эринии со змеями на голове вместо волос. Уран, спрятавшись в небесной синеве, сошел со сцены божественной истории.

Вместе с богами родился мир. Над землей, которая твердой сушей видобулась из хаоса, светило молодое солнце, а из облаков падали обильные дожди. Поднялись первые леса, и землю покрыла большая шумная пуща. По неизвестным холмах кое-где бродили животные. Постепенно все начало приобретать знакомого вида. Ручьи нашли свои гроты, а озера - удобные котловины; на фоне ясного неба вырисовывались снежные гребни гор. Звезды ряхтіли в темном ночном пространстве, а когда они бледнели, птицы вызванивали свою первую поздравительную песню рассветные.

Миром правил Кронос вместе со своей женой Реей. Это был обладатель мрачный и подозрительный. Большинство своих порабощенных братьев он оставил в безднах Тартара. Он всегда помнил проклятие отца, который передвістив, что и у него сын заберет власть. Поэтому каждого ребенка, которого рожала Рея, Кронос тотчас проглатывал. Уже пятеро детей было в страшной титановой утробе. Когда родился шестой ребенок, Рея дала Кроносові камень, завернутый в пеленки. Он проглотил камень, гадая, что глотает сына.

А Рея в это время сошла на землю. Она хотела помыть младенца, однако нигде не могла найти ключи. Она помолилась Геи и ударила жезлом о скалу. Из твердого камня утечка ясный струю воды. Скупавши младенца, она назвала его Зевсом. Потом пошла на Крит и положила его в золотой колыбели в Ідайському гроте, вход в который заслонял густой лес, а стены обплітав блестящий плющ. Зевс рос под опекой горных нимф, кормили его молоком козы Амалтеї. Ребенок очень любила козу. Когда Амалтея сломала себе один рог, Зевс взял его в свои божественные руки и благословил, и с тех пор этот рог всегда наполнялся всем, чего желал его владелец. Так появился рог изобилия, называемый еще рогом Амалтеї.

Новый бог в золотой колыбели был окружен любовью всей природы. Голуби с берегов океана приносили ему амброзию, и каждый вечер прилетал орел, неся в когтях бокал с нектаром. Пчелы собирали для него самый сладкий мед. Одна из нимф сделала чудесную игрушку. Это был прозрачный шар из золотых колец, между которыми вился плющ. Когда, подброшенный вверх, она падала, за ней оставалась светлая полоса. Чтобы плач и визг маленького Зевса не донеслись до ушей чуткого Кроноса, жрецы Реи выполняли возле его колыбели шумные военные танцы под звуки бубнов, рогов и пищалок.

Зевс вырос и вышел из хранилища,- теперь ему надо было бороться с отцом. Прежде всего он посоветовал матери, чтобы она незаметно дала Кроносові рвотного. И Кронос в страшных муках изверг проглоченных потомков. Это был целый отряд молодых прекрасных богов: сыновья - Аид и Посейдон и три дочери - Гера, Деметра и Гестия. Именно в это время умерла добрая коза Амалтея. И даже после смерти она еще послужила своему питомцу: с ее шкуры Зевс сделал себе щит, который не могла пробить ни одно оружие. Так возникла эгида - чудесный щит, что его Зевс всегда брал с собой в битву. Первой его битвой была битва с отцом. Полем боя стали равнины Фессалии.

Кронос с титанами засел в горах Отрис, а Зевс со своими союзниками расположился на снежных вершинах Олимпа. Десять лет война шла без видимых последствий, и тогда Зевс решил пополнить свои отряды новыми силами. Он освободил из Тартара циклопов и трех великанов, каждый из которых имел сто рук и пятьдесят голов. И того же дня начался ожесточенный бой. Страшный грохот моря смешивался со стоном земли и неба. Под ногами бессмертных вздрагивал Олимп, и то двигтіння слышалось даже в самых дальних глубинах Тартара. С обеих сторон поднялся невероятный шум. Звезды падали с небосвода.

С вершины Олимпа Зевс непрерывно бросал молнии, что их днем и ночью ковали циклопы. Громы розкочувались по горам, а на равнины лился священный огонь. Земля тріскалась в пламени, леса вспыхивали, словно факелы. Моря и реки кипели. Огненная мгла окружила титанов, их глаза сліпли от невыносимого блеска. Порывистые ветры поднимали тучи пыли, и казалось, будто они несут в черных клубах громы и молнии. Когда облака на мгновение разошлись, в первых рядах воинов было видно трех сторуких великанов, которые вместе бросали в титанов триста скал и осыпали градом камней. И все же оно было не такое гроВНОе, как Зевсу молнии, перед которыми титаны останавливались потрясены, потому что никто из них до сих пор не видел такой ужасной огненной оружия. Время от времени кто-то из них, лишившись сознания, беспомощно падал в потоке красного света, среди ужасающего грохота громов. Тогда сторукие великаны (гекатонхейры) хватали их огромные тела, которые, казалось, уже были неживые, и бросали в бездне Тартара, между потухшие и огнедышащие кратеры, зловонные болота и ледяные горы, где они навеки оставались под властью непроницаемого мрака и бесконечной ночи.

Как когда-достойный Уран, так теперь Кронос канул в забвение, откуда доходили о нем только смутные слухи. В народе о нем не говорили плохо. В его честь устраивали древний праздник Кронії, во время которого веселились, вспоминая золотой век, что якобы царил на земле в его время. Кронос не имел ни храмов, ни жертвенников. В Олимпии был холм, названный по его имени, а неподалеку стоял уважаемый Метроон, храм Реи - «матери богов». Статуи Кроноса случаются очень редко. Его изображали почтенным пожилым мужчиной с бородой, который прикрывает голову плащом. Его жену Рею греки отождествляли с азиатской богиней Кібелою. Они изображали ее опасистою женщиной, которая едет на колеснице, запряженной львами, держа в руках ветку или дубовый венок и ключ; на голове у нее диадема из крепостных башен и бастионов.

Новое поколение богов не долго пользовалось последствиями победы. Против них восстал род гигантов, сыновей Земли. Одни из них походили на людей, хоть и были огромные на рост, другие имели уродливые тела, которые заканчивались клубками змей. Они переворачивали горы и делали из них баррикады, чтобы добраться на Олимп. Богов охватила тревога, когда они услышали крики, что доносились снизу, и увидели на склонах своей священной горы отважных захватчиков. Только Зевс остался спокойный и бесстрашный, он определил каждому из богов боевой пост, а сам принялся бить врага молниями. Гиганты не отступали. Скалы, которые они швыряли, сыпались, словно град, и, падая в море, превращались среди его волн на острова. Молнии не причиняли гигантам вреда. Посмотрев в Книгу Предначертаний, Зевс узнал, что победить гигантов может только смертный человек. Тогда Афина привела Геракла.

Наступил последний день битвы. Все боги и богини сплотились вокруг Геракла. Герой ежесекундно брал новую стрелу и стрелял в густую толпу врагов. Вдруг на помощь ему стал неожиданный союзник. Подъехал Дионис с отрядом своих сатиров верхом на ослах. Поражены грохотом битвы и диким видом гигантов, вислоухие начали так реветь, что враги, охваченные безумным ужасом, бросились врассыпную. Тогда их были уже легко добить. Остался только один великан - прекрасный Алкіоней. Этот первородный сын Земли насмехался из всех ударов, потому что достаточно было ему коснуться того места на земле, где он родился, как раны сразу гоїлись и к нему возвращались свежие силы. Геракл схватил его, отнес далеко за пределы его родины и там убил.

Борьба богов с гигантами была для греческого искусства на протяжении всех веков неиссякаемым источником вдохновения. Триумф совершенства, благородства, ума над грубой, уродливой звериной силой воспевался в стихах поэтов, прославлялся в храмовых барельефах, картинах и рисунках на греческих вазах. После персидских войн греки охотно видели в сценах войны с гигантами символическое изображение их собственной борьбы против варварской Азии.

Гиганты были детьми Геи. Старая богиня не могла простить богам, что они так жестоко истребили ее потомков. Проникнутая жаждой мести, она родила ужасающее чудовище, которого еще не видел белый свет. Звали его Тифон. От головы до бедер у него было громадное человеческое тело, а вместо ног извивались клубки змей. Все тело его обросло перьями, только на голове и на бороде їжачилось жесткие волосы. Тифон был выше высочайшие горы, достигал звезд. Когда он разводил руки, то пальцами левой руки касался места, откуда восходит солнце, а права погружалась во мрак на дальнем западе. Он бросал самые скалы, как мячи. Он летал в воздухе, наполняя его криком и шипением. Из пасти у него текла кипящая смола, а из глаз огонь взрывался.

Когда боги увидели это чудовище у небесных врат, их охватил страх. Они бежали в Египет и там обернулись на животных, чтобы Он не узнал их. Только один Зевс вступил в борьбу с Тифоном, вооружившись железным серпом - жестоким оружием, которым когда-то Кронос искалечил своего отца Урана. Ранен Он так сильно истекал кровью, что Фракийские горы стали красные, и с того времени их называют Гемос - Кровавые горы. Наконец он совсем выдохся, и Зевс привалил его островом Сицилия. Каждый раз, когда Он пытается освободиться из того заключения, сицилийская земля вздрагивает, а сквозь кратер Этны бухает огонь, который вырывается из пасти поверженного чудовища.

Греческий народ и до сих пор хранит память о тех битвах, хотя уже прошло столько веков и столько изменений произошло на древней земле эллинов. Однако в представлении современного греческого крестьянина фигуры титанов, циклопов и гигантов слились в одно целое. По селам повествуют о каких-то великанов, называемых гигантами, сверхчеловеческого роста и невероятной силы, в которых всего одно блестящее, словно огонь, глаз посреди лба и очень длинные бороды. Их отцом был какой-то дьявол, а матерью - волшебница. Живут они в глубине земли, где возводят огромные здания, кладя скалу на скалу. Когда начинается землетрясение, крестьяне говорят: «Наверное, опять какое-то здание гигантов валится». Бог заточил их под землей за то, что они когда-то восстали против него.

Когда Зевс вступил на небесный трон, на земле уже были люди, и перед их испуганными глазами происходили битвы богов за господство над миром. Существовали различные легенды о возникновении человеческого рода: якобы он вышел просто из лона земли, общей матери всего сущего; будто леса и горы создали людей, как деревья и скалы; будто люди произошли от богов - этого взгляда придерживались, в частности, цари и знать. Но охотнее всего воспринимали легенду о четыре века человечества.

Сначала был, конечно, золотой век. Тогда царил Кронос. Текли молочные реки, с деревьев сочился сладкий мед, а земля родила всего достаточно сама, даже не будучи подхлестываемыми к тому трудом земледельца. Люди жили, как небожители,- без забот, без трудов, без грусти, их тело никогда не старілось, а жизнь проходила в бесконечных пирах и развлечениях. После падения Кроноса кончился золотой век, а тогдашние люди превратились в благотворительных духов.

Следующий век был серебряный, следовательно, значительно хуже. Люди развивались очень медленно. Период детства длился у них сто лет, а когда они доживали до зрелого возраста, их жизнь была коротка и полна лишений. Они были злые и надменные, не хотели чтить, как полагалось, богов и приносить им жертвы. Зевс всех их истребил до последнего, только в человеческой памяти они остались как благословенные души.

В бронзовом веке жило грубое племя, кохалося в войнах. Люди имели силу великанов, а сердца твердые, как камень. Железа они не знали. Все делали из бронзы: и городские стены, и дома, и утварь, и оружие. Это был героический период. В то время жили великий Геракл и храбрый Тезей, герои Фив и Трои. Они совершали такие необычные подвиги, которые уже не повторились в следующем возрасте, желеВНОм, что продолжается и до сих пор.

Другие легенды рассказывали, что человека создал один из титанов - Прометей, вылепив его из глины, смешанной со слезами. А душу он дал ей из небесного огня, украв несколько искорок из солнечной колесницы. Неподалеку от города Панопей показывали кирпичный домик, где Прометей своего времени и выполнил эту работу. Вокруг лежали комья глинистой земли, и от них будто пахло человеческим телом. Это вроде были остатки использованного материала. Еще и ныне красная беотійська земля напоминает о сказке, в которой рассказывается о создателе человеческого рода.

Прометей разбудил в человеке дух и дал ей силу властвования над миром.

Оставшись без мудрого Прометеєвого руководства, люди, измученные страданиями, полны похоти, которую не могли удовлетворить, становились злыми и похотливыми. Когда боги сходили на землю, они наталкивались на насмешки и оскорбления. На Олимпе говорили, будто в этом виновата преступная кровь гигантов, что пропитала землю, из которой Прометей лепил людей. А когда было смертельно обиженно даже Зевса,- царь Ликаон во время ужина угостил его человеческим мясом - на небесном совете решили уничтожить род человеческий потопом.

Послали ветры, чтобы они отовсюду позганяли облака. С первым громом хлынули большие ливни. Моря и реки вышли из берегов. Самые высокие дома скрылись под водой. Между землей и морем исчезла граница. Люди плавали на кораблях по нивах, где недавно ходили за плугом. Удивлены и потрясены нереиды плавали по улицам затопленных городов. Все живое спасалось, беспорядочно убегая. Из белых волн мелькали светло-рыжие гривы львов, а волк гнал отару овец к несуществующей пристани. Уставшие птицы, не находя нигде места, где бы они могли сесть и отдохнуть, падали в бездну. На земле стало тихо и пусто. Боги на вершине Олимпа слышали только гул безграничного моря.

Самые высокие горы исчезли. Над волнами поднималась только вершина Парнаса в Бестии. В бескрайнем океане качался легкий челнок, а в нем дрожали от страха двое стариков - Девкалион и Пирра. Их слабое зрение не мог охватить всей беспредельности страшного бедствия. После девяти дней и девяти ночей путешествия их лодка пристала к вершине Парнаса. Вода начала спадать. Медленно появлялись горы, за ними - более высокие холмы, наконец показались низины, покрытые илом, в котором лежали трупы людей и животных.

Набожные старушки зашли в дельфийский грот узнать, что им делать. Они хотели каким-то образом снова заселить землю. С высшей пещеры раздался голос: «Идите, прикрыв лицо покрывалом, и бросайте позади себя кости вашей матери». Пирра, которая была дочерью Эпиметее и Пандоры, возмутилась, говоря, что не положено разбрасывать священные останки родителей. Но Девкалион, сын мудрого Прометея, понял, что божество не может советовать плохого, и так растолковал это: общая мать всего живого - земля, а кости земли - камни.

Тогда они вышли в открытое поле, заслонили лицо покрывалами, решили на себе пояса и, идя шаг за шагом, бросали позади себя камни. И камни, теряя свою обычную форму и твердость, вращалось в людей. Из камней, брошенных рукой Девкалиона, появлялись мужчины, а из кусков скалы, брошенных Пиррой,- женщины. Потомившись, старые сели отдохнуть. Вокруг возрождался мир. Из оплодотворенной большими дождями земле появились растения, птицы и животные. Необозримая зеленая чаща покрыла землю, над которой пели жаворонки, пролетали аисты и ласточки. Только после этого медленно кое-где возводились первые дома. Их строило племя, рожденное из камней, и поэтому более жизнеспособное, более выносливое в страданиях и труда. Девкалион, как патриарх, расхаживал среди своих детей, учил их всему, что необходимо в жизни, учил воздавать почести богам и строить храмы.

Из окон олимпийского дворца Зевс видел, как мир возрождался до нового назначения. Вскоре он убедился, что люди забыли о наказании, которая настигла их предшественников, и ничуть не стали лучше, однако больше уже не насылал на них потопа.

3. Составление схемы «Сотворение мира»

Мир богов

Почему Уран решил уничтожить циклопов и гекатонхейров? (Уродливые жестокие потомки не нравились Урана, вызывали у него страх и отвращение.)

Какие богини образовались из крови Урана? (Три богини мести, Эринии, со змеями на голове вместо волос.)

Почему Кронос глотал своих детей? (Боялся, что сбудется пророчество Урана, который предрекал Кроносу смерть от собственного сына.)

Расскажите о возникновении рога изобилия. (Когда у Реи родился младенец, она дала Урана вместо ребенка камень в пеленках, который он и проглотил. В это время Зевс рос на острове Крит, где его кормила своим молоком коза Амалтея. Когда один рог козы сломался, Зевс взял его в руки, благословил, и с того времени этот рог всегда наполнялся всем, чего желал его владелец. Так появился рог изобилия, называемый еще рогом Амалтеї.)

Мир людей

Перескажите легенду о четыре века человечества (золотой, серебряный, бронзовый, железный).

Как, по древнегреческим легендам, появились люди на земле?

(1. Человек вышел из лона земли, общей матери всего сущего.

2. Леса и горы создали людей, как деревья и скалы.

3. Люди произошли от богов.

4. Прометей создал человека, вылепив его из глины, смешанной со слезами. А душу он дал ей из небесного огня, украв несколько искорок из солнечной колесницы.)

Как и за что наказали людей боги? (Люди стали злые, похотливые и жадные, поэтому боги решили их наказать, наславши Великий потоп.)

Кому удалось спастись во время потопа? (Стареньким Девкаліону и Пирре)

Как Девкалион и Пирра восстановили род человеческий? (По приказу божества они вышли в поле, заслонили лицо покрывалами и уходили, бросая позади себя камни. Камни вращалось на людей. Из камней, брошенных рукой Девкалиона, появлялись мужчины, а из кусочков скалы, брошенных Пиррой,- женщины.)

Чему учил людей Девкалион? (Он учил людей всему, что понадобится им в жизни, а также отдавать дань богам и строить храмы.)

Было новое поколение людей лучше предыдущего? (Нет, но Зевс уже не насылал на них потопа.)

Докажите, что прочитанное произведение - миф. (Прочитано произведение - миф, потому что в нем рассказывается о возникновении мира и всего живого на земле, героями выступают боги разных поколений.)

IV. Выводы

Древнегреческий миф о сотворении мира оригинален и не похож на другие мифы, с которыми мы знакомились на уроках. Он содержит в себе много разных событий, разветвленную систему образов, характерных только для древнегреческой мифологии. Общим моментом, который объединяет уже прочитанные нами мифы, является существование хаоса, а затем образование из него неба и земли, всего живого на ней.

V. Домашнее задание

Подготовить пересказ древнегреческого мифа о создании мира по схеме.

* Это расстояние легко вычислить. Оказывается, что в нашем понимании греческое небо было не очень высокое. Дорога того наковальни составляла бы только полтора расстояния от Луны до Земли.

«Оскопление Урана Кроносом» Джорджо Вазари и Жерарди Христофано, XVI столетие, Палаццо Веккьо, Италия

Согласно мнению одних ученых, ЭОН – это одно, по мнению других – другое. Верить никому нельзя, потому что история Земли представляет собой кипящий океан прозрений, постижений, измышлений, бездоказательных кривотолков и вполне доказательных, но пустых фактов. При всем при том, занимаясь вопросами Культуры, знать, каковы взаимоотношения Вечности и Времени, необходимо. Итак, кто ты Бог Эон? Обращаемся к древнегреческой мифологии и сразу выходим на миф, рассказывающий о первых Богах, конфликт между которыми определил ход Древнегреческой истории, а затем проник и в нынешние представления

Внешний образ Хаоса в современном представлении…

Ха́ос (др.-греч. «раскрываться, разверзаться»). Древнегреческий поэт VIII - VII веков до н.э. Гесиод в своей «Теогонии» («Родословной богов») утверждал: «Преж­де все­го во все­лен­ной Хаос заро­дил­ся». Мы знаем больше.

Античный Хаос есть разряжение и распыление материи, и поэтому он - вечная смерть для всего живого. Он же является и сгущением всякой материи, и поэтому он - принцип и источник всякого становления. Хаос - вечно творящее лоно для всех жизненных оформлений.

Величественный и трагический образ космического Первоединства. В нем расплавлено Бытие, из которого все появляется и в котором все погибает. Он - универсальный принцип сплошного и непрерывного, бесконечного и беспредельного становления.
Античный Хаос всемогущ и безлик, он все оформляет, но сам бесформен.
Он - мировое чудовище, сущность которого есть Пустота и Ничто, или - Бесконечность и Нуль одновременно.

Первым порождением Хаоса была Ге́я - древнегреческая Богиня Земли. По Гесиоду: «сле­дом родилась широ­ко­гру­дая Гея, все­об­щий при­ют без­опас­ный». Гея - Мать всего, что живёт и растёт на ней.

По Гесиоду: «Гея же преж­де все­го роди­ла себе рав­ное ширью звезд­ное Небо- Ура­на, чтоб точ­но покрыл ее всю­ду и чтобы проч­ным жили­щем слу­жил для богов все­б­ла­жен­ных». Уран был избран Геей супругом, и «первым стал править всем миром». Земля породила Небо, ставшее ее мужем (как можно?). Их союз дал детей, которые должны были превратить Хаос в Космос (значит, нужно!). Как бы то ни было…

В Хаосе определились ДВЕ ФОРМОТВОРЧЕСКИЕ СИЛЫ:

НЕБО, наделённое неиссякающей производительной силой,

и ЗЕМЛЯ с материнскими наклонностями изначальными.

Они были прекрасны с виду, потому что иными не могут быть Боги…

«Так­же Кик­ло­пов с душою над­мен­ною Гея роди­ла - сче­том тро­их, а по име­ни - Брон­та, Сте­ро­па и Арга. Были во всем осталь­ном на богов они про­чих похо­жи, но лишь един­ствен­ный глаз в сере­дине лица нахо­дил­ся: Вот пото­му-то они и зва­лись « Круг­ло­гла­ зы», «Кик­ло­пы», что на лице по еди­но­му круг­ло­му гла­зу име­ли. А для рабо­ты была у них сила, и мощь, и сно­ров­ка».

Были у супругов и другие, более ужасные видом чада, но о них речь позднее пойдет. Сейчас — о главном…

Дети, рождённые Геей-Землёю и Небом-Ураном были ужас­ны и ста­ли отцу сво­е­му нена­вист­ны с пер­во­го взгля­да. Едва лишь на свет кто из них появил­ся, каж­до­го в нед­рах Зем­ли незамед­ли­тель­но пря­тал роди­тель, не выпус­кая на свет, и зло­дей­ством сво­им насла­ждал­ся». То, что дети работали исправно, не имело для отца никакого значения…

Гея-Земля породила УЖАСНОЕ С ВИДУ ДОБРО.

А Уран-Небо, ПРЕКРАСНЫЙ С ВИДУ, оказался способным на ЗЛО. Т ак возникла НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА,
заключающаяся в том, что ДОБРО и ЗЛО
могли становиться и ПРЕКРАСНЫМИ, и УЖАСНЫМИ.

При этом в противовес - вечно творящему лону
для всех жизненных оформлений, возник ТАРТАР…

«Настоль­ко от нас далеко отсто­ит мно­го­су­мрач­ный Тар­тар: если бы, мед­ную взяв нако­валь­ню, мет­нуть ее с неба, в девять дней и ночей до зем­ли бы она доле­те­ла; если с зем­ли ее бро­сить, в девять же дней и ночей долетела б до Тартара тяжесть». «Мед­ной огра­дою Тар­тар кру­гом ого­ро­жен. В три ряда Ночь непро­гляд­ная шею ему окру­жа­ет, а свер­ху кор­ни зем­ли зале­га­ют из горь­ко-соле­но­го моря. Выхо­да отту­да пре­гра­дил Посейдон мед­ною две­рью; сте­на же все место вокруг обе­га­ет».

Джон Мартин. «Падшие ангелы в аду». 1841 г
Античных изображений Тартара нет..

Нет ничего страшнее быть низвергнутым в Тартар и потерять веру в «спасительные иллюзии». Даже частично лишившегося иллюзий тут же настигают Ужас Ночи беспощадный и Мрак Небытия, разъедающий плоть и душу. Ужас и Мрак — силы неотвратимые. Теория иллюзий предложена философом Евгением Головиным — я сразу же почувствовала ее многое объясняющий смысл, а потом и убедилась в этом.

В краткий миг, называемый «жизнью», людьми всегда руководят «жестокие иллюзии». Они уберегают их от соприкосновения с космической реальностью Ночи. Судя по мифам, древних греков они отдавались во власть , чтобы их память воссоздавала то, чего они никогда не видели, например — образ Тартара. Из-за «жестоких иллюзий» жизнь становится призрачной. Люди думают одно, на самом деле все происходит по-другому — как велит постановление Высоких сил. Древнегреческих мифов на эту тему не счесть.

«С пол­ной утро­бою тяж­ко сто­на­ла Зем­ля-вели­кан­ша. Последним родил­ся Крон хитроумный, меж детей наи­бо­ле ужас­ный, Отца мно­го­мощ­но­го он нена­ви­дел. Злое при­шло Гее на ум и ковар­но-искус­ное дело. Тот­час поро­ду создав­ши седо­го желе­за, огром­ный сде­ла­ла серп и пока­за­ла воз­люб­лен­ным детям. Воз­буж­дая в них сме­лость, ска­за­ла с печаль­ной душою: «Дети мои и отца нече­сти­во­го! Если хоти­те быть мне послуш­ны­ми, смо­жем отцу воз­дать за зло­дей­ство, ибо он пер­вый ужас­ные вещи замыс­лил». Стра­хом объ­ятые, дети мол­ча­ли. Вели­кий же Крон хит­ро­ум­ный, сме­ло­сти пол­ный, согласился».

Фрагмент картины Джорджо Вазари «Оскопление Урана Кроносом».

«Возве­се­ли­лась душой исполинская Гея. В место укром­ное сына запря­тав, дала ему в руки серп остро­зу­бый и вся­ким ковар­ствам его обу­чи­ла. Ночь за собою ведя, появил­ся Уран , воз­лег око­ло Геи, пылая любовным жела­ньем, и всю­ду рас­про­стра­нил­ся кру­гом. Неожи­дан­но левую руку сын про­тя­нул из заса­ды, а пра­вой, схва­тив­ши огром­ный серп остро­зу­бый, отсек у роди­те­ля мило­го быст­ро член дето­род­ный и бро­сил назад его силь­ным раз­ма­хом».


«Рождение Афродиты». Алтарь Афродиты, мрамор. Первая треть V века до н. э. Римский национальный музей.

«Член же отца дето­род­ный, отсе­чен­ный ост­рым желе­зом, по морю дол­гое вре­мя носил­ся, и белая пена взби­лась вокруг от нетлен­но­го чле­на. И девуш­ка в пене той заро­ди­лась. Сна­ча­ла под­плы­ла к Кифе­рам свя­щен­ным, После же это­го к Кипру при­ста­ла, омы­то­му морем. На берег вышла боги­ня пре­крас­ная. Сту­пит ногою - тра­вы под строй­ной ногой вырас­та­ют. Ее Афро­ди­той «Пено­рож­ден­ной», еще «Кифе­ре­ей» пре­крас­но­вен­чанной, Боги и люди зовут»…

Не пропустите, лишаясь Власти над Миром, ради которой Уран шел на ужасное злодеяние, он сделал людям дар — оставил им «спасительную иллюзию». И люди уловили ее смысл в шепоте пены морской — «ЛЮБОВЬ СПАСЕТ МИР» . Это — иллюзия: нет никакой любви — волна набежит на берег и растает, оставив после себя камни, будто омоченные слезами. «Нет, нет — ЛЮБОВЬ СПАСЕТ МИР, ОНА ВЕЧНА КАК КРАСОТА моих волн, ударяющих о берег», — уговаривает Море.


Барочная статуэтка, изображающая триумф Сатурна.

Носился по оскопленному Небу
с песочными часами и серпом в руках, чтобы видели все дети земли: именно он управляет временем их жизни. На самом деле и в римские времена, когда Кроноса стали именовать Сатурном, прикрывали эти торжественные разъезды некую тайну. Кронос- Сатурн — не хотел, чтобы Время текло, он надеялся править вечно. Ради этого он поедал собственных детей…

Иллюстрация барочного времени. восседает на камне в полной благости. Серп отброшен. Рядом стоит ваза с музыкальными инструментами. В правой руке Бог держит круг в виде змея, кусающего себя за хвост. Это — символ Вечности.

Земляне не заметили, что в их жизни появился застой, потому что бог Гипнос держал их сознание в узде «жестокой иллюзии». Согласно этой иллюзии, ничего и не должно меняться, ибо на земле царит « ВЕК ЗОЛОТОЙ« , лучше которого нет ничего и не может быть, так как… Люди живут, как боги, «со спокойной и ясной-душою, горя не зная, не зная трудов», по словам Гесиода.


Питер Пауль Рубенс. «Сатурн, пожирающий своих детей». 1636

Сатурн женился на своей сестре — титаниде Рее (кровнородственные браки были обычным делом и в римской мифологии). Всех рожденных Реей детей Крон пожирал. Мать Гея предупредила Крона, что и он в свою очередь будет лишен власти собственным сыном…

Художники многих веков представляли факт каннибализма на самом высоком уровне правящей миром греко-римской божественной иерархии во всей его натуралистической достоверности.

Франциско Гойя переходит границу достоверности, превращая злодеяние в образ Ужаса и Мрака. Их не должна допускать История людей, даже та, что прячется во временной дали в виде легенд и мифов. Если так, картина Гойи «Сатурн, пожирающий своих детей» (1820 — 1823) — жестокое разоблачение «жестокой иллюзии».

Хоть кто-то опомнился? Пожалуй, нет… Подобная «жестокая иллюзия»,

не правда ли, распоряжается общественным временем и в нынешнюю пору.


Санкт-Петербург. Летний сад. «Сатурн, пожирающий своих детей». Ск. Ф. Кабианка. Начало XVIII века

Помнится, я водила слушателей своих курсов по Летнему саду и рассказывала им, нет — не о Сатурне (на него я боялась смотреть), а о «сатурналиях» — празднествах в честь «Смерти с косой», превращающейся в символ жатвы..

В Древнем Риме этот праздник приходился на вторую половину декабря - время, когда заканчивались земледельческие работы и все стремились к отдыху и веселью. В неделю «сатурналий» общественные дела приостанавливались,школьники освобождались от занятий, преступников возбранялось наказывать. Рабы получали в эти дни особые льготы: они освобождались от обычного труда, становились господами, а господа их слугами. По-видимому, гремя плошками о кастрюли, римский люд тоже не поднимал в Небо глаз.


Крон — олицетворение всепоглощающего Времени. Всё рождается и исчезает во времени, так и дети Крона рождаются и уничтожаются отцом. Родились и исчезли в утробе Крона представители нового поколения греческих богов: Гестия, Деметра, Гера, Аид, Посейдон. Зевса Рея родила на острове Крит, в пещере горы Дикте, но… Крон вместо очередного младенца получил завёрнутый в пелёнки камень. Так бесчинства Кроноса — Сатурна прекратились.


Что делать дальше — кто наведет порядок во Вселенной? Вот тут-то и появился Эон — друг Геракла. После победы в беге на Олимпийских играх, Эон с Гераклом пришли в Спарту. Друзья бродили по городу и оказались возле дворца царя Гиппокоонта. На Эона напала сторожевая собака, Эон бросил в нее камень и убил. Тогда сыновья царя забили героя палками до смерти. Геракл им отомстил: убил царя и его 12 сыновей. Какова сущность житейского мифа? Прежде всего, счет…

ОДИН УБИТ ДВЕНАДЦАТЬЮ.
ОДИН — ЧИСЛО ЦЕЛОСТНОСТИ, ТО ЕСТЬ ВЕЧНОСТИ,
ДВЕНАДЦАТЬ — ЧИСЛО ДЕЙСТВИЯ (ТРИ),
РАЗВЕРНУТОГО В ПРОСТРАНСТВЕ (ЧЕТЫРЕ).

После смерти в Земном — Событийном мире —
ГЕРОЙ проходит через преображение,
становясь в Небесном — Бытийном мире — БОГОМ,
миссия которого превратить Хаос в Космос.
Вполне евангельская история, только писана она
на абстрактном языке Прачисел.


Римская мозаика, III век н. э. Глиптотека, Мюнхен

Стоит в Зодиакальном круге небесном, замкнутом, бесконечном. Древний миф, Ниже Богиня Гея возлежит на земле в окружении своих детей — четырёх Времен года: Весны, Лета, Осени, Зимы (в сером одеянии) Значит, с согласия Матери всего и вся, Эон правит тремя круговертями: годичным движением Солнца (4 х 3 = 12), бесконечной сменой 12 знаков Зодиака и движением всех планет.

Зодиакальный круг состоит из 12 равных участков,
занятых соответствующими знаками Зодиака — созвездиями
овен, телец, близнец, рак, лев, дева, весы, скорпион, стрелец, козерог, водолей, рыбы.
Зодиакальный круг — непрерывный повтор одних и тех же установлений
для бытия Земли и всех ее порождений.

26 тысяч лет — 360 градусов (полный Зодиакальный круг).
2.16 тысячи лет — 30 градусов (прохождение через один Знак).
72 года — 1 градус (истечения одного луча энергии).

И эту упорядоченность установил он ОДИН — БОГ ВЕЧНОСТИ ЭОН,
подчинивший себе ВРЕМЯ во всей его текущей БЕСКОНЕЧНОСТИ
с помощью СОРАЗМЕРНОСТИ, что есть ведущее начало ГАРМОНИИ…


Лукас Йенский. «Уроборос» -«Змей, пожирающий свой хвост» из книги «Философский камень». 1625. Это — пример эмблемы Вечности и циклического развития Мира

В пору Древнего Рима от Эона осталось лишь понятие ВЕЧНОСТЬ да КРУГ — модель геометрическая этого непостижимого явления. Здесь Вечность действовала в виде «спасительной иллюзии», что не позволяет людям жизнь отдавать «на потребу времени», что заставляет их заботиться о Высоком и стремиться к воплощению Совершенного — Прекрасного…

признала своей Высшей целью служение Вечности — богине Этернитас. Одно из свидетельств тому — золотая монета Тита Флавия Веспасиана — наиболее деятельного и успешного принцепса в Римской истории I века, императора с 69 по 79 год. На лицевой стороне — профиль императора. На обратной — богини Этернитас.

И вдруг, уже в наше время, Эон возродился, став понятием,
что в геологии и палеонтологии определяет историю Земли.
Эон — «пребывание мира в одном и том же качественном состоянии —
в отличие от непрестанно текущего времени, измеряемого количественно».
Внутри Эона мировое бытие и человеческая жизнь одинаковы.
Со сменой Эонов, напротив, существенно меняются духовные основы космического бытия и человеческой жизни.
Вот вам и древнегреческая мифология!!! Более того…

На сессиях Международного геологического конгресса (МГК), проходивших в 1881-1900 годы, были приняты Геохронологическая шкала в виде спирали, иерархия и номенклатура большинства геохронологических подразделений. В последующем все подразделения постоянно уточнялись. История земли, насчитывающая 4,6 миллиардов лет, была сведена к четырем эонам: ФАНЕРОЗОЙ, ПРОТЕРОЗОЙ, АРХЕЙ КАТАРХЕЙ. Каждый эон разделен на эры, периоды и эпохи.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?