Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Легенды о происхождении человечества. обзор



Все мы еще со школы знаем о том, что многие древние животные, населявшие планету когда-то, давно вымерли. Но знаете ли вы, что сейчас на Земле обитают животные, которые видели динозавров. А еще есть животные, которые существуют дольше, чем деревья, с которых эти динозавры ели листья. При этом много из этих древних представителей фауны практически не изменились за миллионы лет своего существования. Кто же эти старожилы на нашей Земле и что в них такого особенного?

1. Медузы

Первое место в нашем «рейтинге» по праву занимают медузы. Ученые считают, что медузы появились на земле примерно 600 миллионов лет назад.
Самая большая медуза, которую поймал человек, имела 2,3 метра в диаметре. Живут медузы недолго, примерно год, ведь они лакомство для рыб. Ученые ломают голову над тем, как медузы воспринимают нервные импульсы от органов зрения, ведь у них нет мозга.

2. Наутилус

Наутилусы живут на Земле более 500 миллионов лет. Это головоногие моллюски. Самки и самцы отличаются размерами. Раковина наутилусов поделена на камеры. Сам моллюск живет в самой большой камере, а остальные отделения, наполняя или откачивая биогазом, использует как поплавок для погружения на глубину.

3. Мечехвосты

Эти морские членистоногие по праву считаются живыми ископаемыми, ведь они живут на Земле более 450 миллионов лет. Чтобы представить, как это долго, скажу, что мечехвосты старше деревьев.

Им не представилось труда пережить все известные глобальные катастрофы, практически не изменившись внешне. Мечехвостов по праву можно назвать животными «голубых кровей». Их кровь, в отличие от нашей, имеет голубой цвет, ведь она насыщена медью, а не железом, как человеческая.
Кровь мечехвостов имеет удивительные свойства - когда она вступает в реакцию с микробами, то образуются сгустки. Именно таким способом мечехвосты делают барьер от микробов. С крови мечехвостов делают реактив и с его помощью проверяют лекарства на чистоту.

4. Неопилины

Неопилина - моллюск, который обитает на Земле примерно 400 миллионов лет. Он не изменился во внешнем виде. Обитают неопилины на больших глубинах в океанах.


5. Латимерия

Латимерия - современное ископаемое животное, которое появилось на нашей планете примерно 400 миллионов лет назад. За весь период своего существования она практически не изменилась. На данный момент латимерия пребывает на грани вымирания, поэтому вылов этих рыб строго воспрещен.

6. Акулы

Акулы существуют на Земле более 400 миллионов лет. Акулы очень интересные животные. Люди исследуют их много лет и не перестают удивляться их уникальности.

Например, зубы у акулы растут всю жизнь, самые большие акулы могут достигать 18 метров в длину. У акул прекрасный нюх - они чуют запах крови на расстоянии сотни метров. Акулы практически не чувствуют боли, потому что их тело вырабатывает некий «опиум», который притупляет болевые ощущения.

Акулы потрясающе адаптируются. Например, если кислорода не хватает, они могут «отключать» часть мозга и потреблять меньше энергии. Акулы также могут регулировать соленость воды, вырабатывая специальные средства. Зрение акулы в несколько раз лучше, чем у кошек. В грязной воде они видят на расстояние до 15 метров.

7. Тараканы

Это настоящие старожилы на Земле. Ученые утверждают, что тараканы населяют планету более 340 миллионов лет. Они выносливые, неприхотливые и быстрые - именно это помогло им выжить в самые бурные периоды истории на Земле.

Тараканы могут жить некоторое время без головы - ведь оны дышат клетками организма. Они отличные бегуны. Некоторые тараканы за секунду пробегают примерно 75 см. Это очень хороший результат относительно их роста. А об их невероятной выносливости свидетельствует тот факт, что они выдерживают радиационное излучение почти в 13 раз больше, чем человек.

Тараканы могут прожить без води примерно месяц, без воды - неделю. Их самка некоторое время сохраняет семя самца и может оплодотворить себя сама.

8. Крокодилы

Крокодилы появились на Земле около 250 миллионов лет назад. Удивительно, но сначала крокодилы жили на суше, но потом им понравилось значительную часть своего времени проводить в воде.

Крокодилы удивительные животные. Кажется, что они ничего не делают просто так. Чтобы облегчить переваривание пищи, крокодилы глотают камни. Это также помогает им погружаться на глубину.

В крови крокодила есть природный антибиотик, который помогает им не болеть. Средняя продолжительность их жизни составляет 50 лет, но некоторые особи могут доживать и до 100 лет. Крокодилы не поддаются дрессировкам, и их можно считать самыми опасными животными на планете.

9. Щитни

Щитни появились на Земле в период динозавров примерно 230 миллионов лет назад. Обитают они почти по всему свету, кроме Антарктиды.
Удивительно, но щитни не изменились во внешнем виде, только стали меньше размером. Самые большие щитни найдены размером 11 см, самые маленькие - 2 см. Если у щитней наступает голод, среди них возможен каннибализм.

10. Черепахи

Черепахи населяли Землю примерно 220 миллионов лет назад. От своих древних предков черепахи отличаются тем, что у них нет зубов, и они научились прятать голову. Черепах можно считать долгожителями. Они доживают и до 100 лет. Они прекрасно видят, слышат, имеют тонкий нюх. Черепахи запоминают человеческие лица.

Если температура в гнезде, где самка отложила яйца высокая, родятся самки, если низкая - только самцы.

11. Гаттерия

Гаттерия - рептилия, которая появилась на Земле более 220 миллионов лет назад. Сейчас гаттерии проживают в Новой Зеландии.

Гаттерия похожа на игуану или ящерицу. Но это лишь сходство. Гаттерии учредили отдельный отряд - клювоголовые. Это животное имеет «третий глаз» на затылке. У гаттерии замедлены процессы обмена веществ, поэтому они очень медленно растут, зато без труда доживают до 100 лет.

12. Пауки

Пауки живут на Земле более 165 миллионов лет. Самую древнюю паутину нашли в янтаре. Ее возраст становил 100 миллионов лет. Самка паука за один раз может откладывать несколько тысяч яиц - это один из факторов, который помог им прожить до наших дней. У пауков нет костей, их мягкие ткани покрывает твердый экзоскелет.

Паутину не смогли сделать искусственно ни в одной лаборатории. А те пауки, которых отправляли в космос, пряли трехмерную паутину.
Известно, что некоторые пауки могут доживать и до 30 лет. Самый большой известный паук имеет длину почти 30 см, а самый маленький - полмиллиметра.

13. Муравьи

Муравьи - удивительные животные. Считают, что они проживают на нашей планете более 130 миллионов лет, при этом практически не поменяв своего внешнего вида.

Муравьи очень умные, сильные и организованные животные. Можно сказать, что у них существует собственная цивилизация. У них во всем есть порядок - они делятся на три касты, каждая из которых занимается своим делом.

Муравьи очень хорошо приспосабливаются к обстоятельствам. Их популяция - самая большая на Земле. Чтобы вообразить, насколько их много, представьте, что на одного жителя планеты припадает примерно миллион муравьев. Муравьи еще и долгожители. Иногда матки могут доживать до 20 лет! А еще они потрясающе смышленые - муравьи могут обучать своих собратьев искать еду.

14. Утконосы

Утконосы проживают на Земле более 110 миллионов лет. Ученые предполагают, что сначала эти животные жили в Южной Америке, но потом добрались до Австралии.В 18 веке шкурку утконосов впервые увидели в Европе и посчитали… подделкой.

Утконосы - прекрасные пловцы, они с легкостью добывают себе еду с речного дна с помощью клюва. Почти 10 часов в день утконосы проводят под водой.
Утконосов не удалось размножать в неволе, а в дикой природе сегодня их осталось довольно мало. Поэтому животные и занесены в Международную красную книгу.

15. Ехидна

Ехидну можно назвать ровесницей утконосов, ведь она населяет Землю 110 миллионов лет.
Ехидны похожи на ежиков. Они смело охраняют свою территорию, но при опасности зарываются в землю, оставляя на поверхности лишь пучок иголок.
У ехидны нет потовых желез. В жару они мало двигаются, в холод могут впадать в спячку, таким образом регулируя свой теплообмен. Ехидны - долгожители. В природе они живут до 16 лет, а в зоопарках могут доживать и до 45 лет.

Интересно, стможет ли человек прожить на Земле так долго?

  • Вопрос 7. Важнейшие характеристики человека как субъекта социально-экологического взаимодействия. См тетрадь
  • Вопрос 8. Потребности человека и их категории. См тетрадь
  • Вопрос 9. Понятие о среде и экологических факторах. См тетрадь
  • Вопрос 10. Среда человека и ее элементы как субъекты социально-экологического взаимодействия.
  • Вопрос 11. Состав и свойства биосферы. Учение Вернадского о биосфере. См тетрадь
  • Вопрос 12. Социально-экологическое взаимодействие.
  • Вопрос 13. Основные этапы становления взаимоотношений природы и общества. Эпоха охотничье-собирательской культуры.
  • Вопрос 14. Эпоха аграрной культуры.
  • Вопрос 15. Эпоха индустриального общества. Особенности масштабного влияния общества на природу. Развитие научных представлений.
  • Вопрос 16. Постиндустриальная эпоха. Особенности взаимодействия с природой. Экологический кризис.
  • Вопрос 17. Концепция ноосферы Вернадского. Оптимизация взаимодействия общества и природы.
  • Условия, необходимые для становления и существования ноосферы.
  • Ноосфера и развитие общества.
  • Вопрос 18. Глобальные социально-экологические проблемы. Парниковый эффект.
  • Отрицательные экологические последствия парникового эффекта
  • Положительные экологические последствия парникового эффекта
  • Вопрос 19.Проблема сохранения озонового слоя планеты.
  • Вопрос 21. Агрессивность окружающей среды и факторы, ее определяющие.
  • Вопрос 22. Проблема сохранения генофонда живых организмов и человека.
  • Вопрос 23. Нтр и глобальный экологический кризис.
  • Вопрос 24. Современные экологические катастрофы и их причины. Чернобыльская авария.
  • Вопрос 25. Реальные и потенциальные экологические последствия взаимодействия общества и природы. Региональные экологические проблемы стран снг.
  • Реальные экологически негативные последствия
  • Вопрос 26. Поведение человека. Уровни регуляции поведения. Активность и реактивность. Поведение человека. Уровни регуляции поведения
  • Вопрос 28. Адаптация человека к естественной и социальной среде.
  • Вопрос 29. Поведение человека в естественной и социальной среде.
  • Вопрос 30. Поведение человека в критических и экстремальных ситуациях.
  • Вопрос 31. Элементы жизненной среды человека. Социально-бытовая среда.
  • Социально-бытовая среда
  • Вопрос 32. Трудовая и рекреационная среда. Взаимоотношения человека с элементами его жизненной среды. Трудовая среда
  • Рекреационная среда
  • Вопрос 33. Нравственный аспект взаимоотношений человека, общества и природы.
  • Вопрос 34. Природа как ценность. Антропоцентризм, натуроцентризм, экоцентризм.
  • Вопрос 35. Экологический гуманизм и его принципы.
  • Вопрос 36. Экологическая идеология. Гармонизация отношений человека, общества и природы
  • Вопрос 37. Понятие экологической культуры личности. Типы экологической культуры.
  • Вопрос 38. Экологическое образование и воспитание. Экологизация образования.
  • Экологизация образования
  • Вопрос 39.Социально-природный прогресс.
  • Вопрос 40. Экологическое общество как тип общественного устройства.
  • Вопрос 41. Устойчивое развитие природы и общества.
  • Вопрос 42. Национальная стратегия устойчивого развития рб.
  • Вопрос 43. Экологические движения на современном этапе.
  • Вопрос 44. Взаимодействие социальной экологии и социальной работы.
  • Вопрос 45. Международное экологическое сотрудничество на современном этапе.
  • Вопрос 1. Развитие экологических представлений людей с древнейших времен до наших дней.

    История возникновения и развития экологических представле­ний людей уходит корнями в глубокую древность. Знания об ок­ружающей среде и характере взаимоотношений с ней приобрели практическое значение еще на заре развития человеческого вида.

    Образ жизни первобытного человека давал ему сведения и о животных, на которых он охотился, и о пригодности или непри­годности собираемых им плодов. Уже полмиллиона лет назад предки человека имели немало сведений о пище, которую они до­бывали собирательством и охотой. Тогда же началось использо­вание природных источников огня для приготовления пищи, по­требительские качества которой в условиях термической обра­ботки существенно улучшались.

    Постепенно человечество накапливало сведения о свойствах различных природных материалов, о возможности их использо­вания для осуществления тех или иных целей. Примерно 150 тыс. лет назад люди сами научились разводить огонь, оборудовать примитивные жилища, освоили способы за­щиты от непогоды и врагов. Благодаря этим познаниям человек смог значительно расширить области своего обитания.

    начинают практиковаться различные методы обработки земли и выращива­ния сельскохозяйственных культур. В результате большое количество людей перешло к оседлому образу жизни, при котором возникла настоятельная не­обходимость в более глубоких наблюдениях за климатом, в уме­нии предсказывать смену времен года и изменения погоды. К это­му же времени относится и открытие людьми зависимости погод­ных явлений от астрономических циклов.

    Осознание своей зависимости от природы, теснейшей связи с ней играло важную роль в формировании сознания первобытного и древнего человека, преломляясь в анимизме, тотемизме, магии, мифологических представлениях. Несовершенство средств и спо­собов познания действительности подтолкнуло людей к созданию особого, более понятного, объяснимого и предсказуемого, с их точки зрения, мира сверхъестественных сил, выступающего в каче­стве своеобразного посредника между человеком и реальным ми­ром. Сверхъестественные сущности, антропоморфизируемые пер­вобытными людьми, помимо черт своих непосредственных носи­телей (растений, животных, неодушевленных предметов) наделя­лись чертами человеческого характера, им приписывались осо­бенности человеческого поведения. Это давало основания для пе­реживания первобытными людьми своего родства с окружающей их природой, чувства «сопричастности» к ней.

    Первые попытки упорядочить процесс познания природы, по­ставив его на научную основу, стали предприниматься уже в эпо­ху ранних цивилизаций Междуречья, Египта, Китая. Накопление эмпирических данных о протекании различных природных про­цессов, с одной стороны, и развитие систем счета и совершенство­вание измерительных процедур, с другой - позволили со все более высокой точностью предсказывать наступление тех или иных при­родных катаклизмов (затмений, извержений, разливов рек, засух и др.), поставить на строгую плановую основу процесс сельскохо­зяйственного производства. Расширение объема знаний свойств различных природных материалов, а также установление некото­рых ключевых физических закономерностей дали возможность архитекторам древности достичь совершенства в искусстве создания жилых строении, дворцов, храмов, а также строении хозяйст­венного назначения. Монополия на знания позволяла правителям древних государств держать в повиновении массы людей, демон­стрировать способность «управлять» неведомыми и непредска­зуемыми силами природы. Нетрудно видеть, что на данном этапе изучение природы имело четко выраженную утилитарную на­правленность.

    Наибольший прогресс в развитии научных представлений о действительности пришелся на эпоху античности (VIII в. до н.э -V в. н.э.). С ее началом наметился отход от утилитаризма в по­знании природы. Это нашло свое выражение, в частности, в появ­лении новых направлений ее изучения, не ориентированных на получение непосредственной материальной выгоды. На первый план стало выходить стремление людей к воссозданию непроти­воречивой картины мира и осознанию своего места в нем.

    древнегреческий философ, математик и астроном Анаксагор выдвинул одну из первых теорий проис­хождения известного на тот момент мира и населяющих его жи­вых существ. Согласно его представлениям основу существования реального мира составляет соединение неисчислимого множества бесконечно малых его элементов, «семян вещей». Будучи изначаль­но в беспорядке, они образовывали хаос.

    Древнегреческий философ и врач Эмпедокл большее внимание уделил описанию самого процесса воз­никновения и последующего развития земной жизни. По его пред­ставлениям сначала из земли проросли растения, потом возникли «животные» (отдельно живущие головы, туловища, ноги и т.д.). Соединяясь впоследствии друг с другом, они образовывали слож­ные организмы, из которых выживали и оставляли потомство лишь наиболее жизнеспособные творения. Точно таким же путем по мысли Эмпедокла произошел и человек.

    Величайший философ, ученый-энциклопедист Аристотель создал первую из известных классификаций жи­вотных, а также заложил основы описательной и сравнительной анатомии.

    Древнегреческий врач Гиппократ учил, что лечить больного необходимо, принимая во внимание индивиду­альные особенности организма человека и его взаимоотношения с окружающей средой. Он считал, что факторы внешней среды (климат, состояние воды и почвы, образ жизни людей, законы страны и т.д.) оказывают определяющее влияние на формирова­ние телесных (конституция) и душевных (темперамент) свойств человека. Климат, по мнению Гиппократа, во многом определяет также и особенности национального характера.

    Знаменитый философ-идеалист Платон обращал внимание на изменения (преимущественно негативного характера), происходящие с течением времени в окружающей че­ловека среде, и на влияния, оказываемые этими изменениями на образ жизни людей. Платон не связывал факты деградации жиз­ненной среды человека с осуществляемой им хозяйственной дея­тельностью, считая их признаками естественного упадка, переро­ждения вещей и явлений материального мира.

    Римский поэт и философ Лукреций Кар вслед за своим духовным учителем, древнегреческим философом Эпикуром , утверждал, что природой управляют определенные законы, познание которых призвано избавить людей от страха перед смертью, богами и силами при­роды и открыть дорогу к счастью и блаженству. Он оставил после себя незавершенную поэму «О природе вещей», в которой, в част­ности, изложил естественную историю происхождения и развития человеческого рода. Рост могущества человека Лукреций связы­вал с развитием у него особых механизмов приспособления к ус­ловиям существования, делающим людей более конкурентоспо­собными по сравнению с другими разновидностями живых су­ществ (ранее сходные мысли высказывал Эмпедокл). Основой ми­ровоззрения Лукреция был своеобразный эпикурейский атомизм, согласно которому все сущее в мире составлено из одних и тех же мельчайших частиц - атомов. Все складывается из них и со време­нем распадается на них. Атомы, необходимые живому организму для поддержания существования, черпаются им из внешней среды, в то же время ненужные либо утратившие связь с другими части­цами отторгаются вовне.

    Наступление эпохи Возрождения неразрывно связано с именем знаменитого итальянского живописца, скульптора, архитектора, ученого и инженера Леонардо да Винчи . Он считал основной задачей науки установление закономерностей явлений природы, исходя из принципа их причинной, необходимой связи.

    Конец XV - начало XVI в. по праву носит название эпохи Ве­ликих географических открытий. В 1492 г. итальянский морепла­ватель Христофор Колумб открыл Америку. В 1498 г. португалец Васко да Гама обогнул Африку и морским путем достиг Индии. В 1516 г. португальские путешественники впервые достигли Китая морским путем. А в 1521 г. испанские мореплаватели во главе с Фернаном Магелланом совершили первое кругосветное путешествие. Обогнув Южную Америку, они достигли Восточной Азии, после чего возвратились в Испанию. Эти путешествия яви­лись важным этапом в расширении знаний о Земле.

    В 1543 г. был опубликован труд Николая Коперника (1473-1543) «Об обращениях небесных сфер», в котором излагалась гелиоцен­трическая система мира, отражающая истинную картину миро­здания. Открытие Коперника произвело переворот в представле­ниях людей о мире и понимании ими своего места в нем.

    Расширению границ известного мира в значительной мере спо­собствовало изобретение новых средств изучения звездного неба. Итальянский физик и астроном Галилео Галилеи (1564-1642) сконструировал телескоп, при помощи которого исследовал строение Млечного Пути, установив, что он является скоплением звезд, наблюдал фазы Венеры и пятна на Солнце, открыл четыре больших спутника Юпитера. Последний факт примечателен тем, что Галилей своим наблюдением фактически лишил Землю по­следней привилегии по отношению к другим планетам Солнечной системы - монополии на «владение» естественным спутником. Немногим более полувека спустя английский физик, математик и астроном Исаак Ньютон (1642-1727), основываясь на результатах собственных исследований оптических явлений, создал первый зеркальный телескоп, который и по сей день остается основным средством изучения видимой части Вселенной. С его помощью были сделаны многие важные открытия, позволившие существен­но расширить, уточнить и упорядочить представления о космиче­ском «доме» человечества.

    Значительным вкладом в дело формирования истинного пред­ставления о месте человека в природе стало составление швед­ским естествоиспытателем Карлом Линнеем (1707-1778) системы классификации растительного и животного мира, по которой че­ловек включался в систему животного царства и относился к классу млекопитающих, отряду приматов, в результате человече­ский вид получил название Homo sapiens.

    Особую роль в становлении экологии сыграли труды английско­го естествоиспытателя Чарлза Дарвина (1809-1882), создавшего теорию происхождения видов путем естественного отбора. К числу важнейших проблем экологии, исследованных Дарвином, принад­лежит проблема борьбы за существование, в которой согласно предложенной концепции выигрывает отнюдь не сильнейший вид, а тот, который сумел лучше приспособиться к специфическим об­стоятельствам жизни. Он обратил особое внимание на влияние образа жизни, условий существования и межвидовых взаимодей­ствий на их морфологию и поведение.

    В 1866 г. немецкий зоолог-эволюционист Эрнст Геккель (1834-1919) в своей работе «Общая морфология организмов» предложил весь круг вопросов, связанных с проблемой борьбы за существо­вание и влияния на живые существа комплекса физических и био­тических условий, назвать термином «экология». В своей речи «О пути развития и задаче зоологии», произнесенной в 1869 г., Гек­кель определил предмет новой отрасли знания следующим обра­зом: «Под экологией мы подразумеваем науку об экономии, домаш­нем быте животных организмов. Она исследует общие отношения животных как к их неорганической, так и к их органической среде, их дружественные и враждебные отношения к другим животным и растениям, с которыми они вступают в прямые или непрямые контакты, или, одним словом, все те запутанные взаимоотношения, которые Дарвин условно обозначил как борьбу за существование». Следует отметить, однако, что предложение Геккеля несколько опередило его время: прошло более полувека, прежде чем слово «экология» прочно вошло в научный обиход как обозначение но­вой самостоятельной отрасли научного знания.

    В течение второй половины XIX в. сложилось несколько круп­ных, относительно автономно развивающихся направлений эко­логических исследований, своеобразие каждого из которых опре­делялось наличием у него специфического объекта изучения. К таковым с известной долей условности можно отнести экологию растений, экологию животных, экологию человека и геоэкологию.

    Впервые человек стал задумываться о своём происхождении очень давно, в доисториче­ские времена. Каждое племя имело свой тотем - священное животное, от которого, как счита­лось, оно вело свой род. Это могли быть птица, олень, медведь и т. д. Почитание тотемов и те­перь сохранилось у некоторых племён, живущих по обычаям предков. Очевидно, что на заре своей истории человек не видел ничего зазорного в том, что произошёл от животных, и это даже являлось предметом своеобразной гордости.

    Но в христианских странах вплоть до XIX в. подобные предположения считались абсолютно недопустимыми. Впрочем, смельчаков, риску­ющих опровергать теорию о сотворении человека Богом из глины на шестой день творения, почти и не находилось. Противники эволюционных идей даже создали особое учение - креацио­низм, научно обосновывавшее акт божественно­го творения. В XIX в. креационизм составлял вполне серьёзную научную оппозицию теориям эволюции. Виднейшим из биологов-креационис­тов был Жорж Кювье. Даже сейчас, согласно опросам, большая часть американских студен­тов, например, продолжает верить в то, что че­ловек сотворён Богом, как сказано в Библии.

    Среди биологов по этому поводу бытует такая шутка: «Десять тысяч лет спустя существа, на­селяющие Землю, будут с негодованием отрицать своё происхождение от человека».

    Чарлз Дарвин в своём прославленном труде «Происхождение видов» (1859 г.) весьма вскользь коснулся вопроса происхождения чело­века, заметив лишь, что на него также «будет пролит свет». Однако уже этот скромный намёк вызвал целый шквал негодования. Философ и историк Томас Карлейль назвал книгу Дарвина «евангелием грязи». Лишь 12 лет спустя Дарвин выпустил отдельную книгу «Происхождение че­ловека и половой отбор».

    Как же вопрос о происхождении человека решается современной наукой? Человек разум­ный (Homo sapiens) относится к семейству лю­дей, подотряду человекообразных обезьян отря­да приматов.

    Первые приматы появились около 70 млн. лет назад, первые человекообразные обезьяны - 34 млн. лет назад.

    В последнее время учёные предложили совер­шенно новый способ определения степени родст­ва любых живых организмов. Они сравнивают, насколько совпадает строение ДНК двух живых существ (см. ст. «Генетика и генетическая инфор­мация»). Чем меньше совпадений - тем дальше родство. Этот метод применили и к человекооб­разным обезьянам. После сравнения выясни­лось, что человек отличается от шимпанзе всего на 2,5%, немногим больше - от гориллы, а от низших обезьян - более чем на 10%.

    Но всё это отнюдь не означает, что ныне

    Сравнительный ряд скелетов, свидетельствующий о различии и сходстве в их строении (слева направо):

    гиббон, орангутан, горилла, неандерталец, современный человек.

    живущие шимпанзе или гориллы - точные копии предков человека. Просто у человека с этими обезья­нами имеется общий предок. Учёные назвали его дриопитеком (по-латыни - «древесная обезья­на»), т. к. он обитал на деревьях. В 1856 г. во Франции отыскали части скелета этого пращура шимпанзе, гориллы и человека.

    Во времена жизни дриопитеков значительную часть суши затронуло изменение климата: тро­пические джунгли исчезали и сменялись прост­ранствами, лишёнными лесов. Это обстоятельст­во не могло не сказаться и на образе жизни животных. Иные отступали под прикрытие ис­чезающего леса, другие старались приспособить­ся к жизни на открытой местности. Так жизнь заставила дриопитеков «спуститься с деревьев на землю».

    Австралопитеки (по-латыни - «южные обезь­яны»), обитавшие в степях Африки, сделали ещё два шага от животного к человеку. Первым их «достижением» стало прямохождение, о чём сви­детельствует строение тазовых костей австра­лопитеков. Хождение на двух ногах, кстати го­воря, принесло человеку массу неудобств. Ско­рость его передвижения сразу замедлилась, роды стали мучительными (в отличие от четвероно­гих). Но, видимо, преимущества этого способа передвижения перевешивали. В чём же они за­ключались? Высвободились две передние конеч­ности - руки. Теперь в них можно было держать камни, палки, другие орудия. Орудия, как изве­стно, могут применять многие звери и птицы. (К примеру, стервятники разбивают страусиные яй­ца, бросая в них камни, - см. ст. «Дневные хищные птицы».) Но в жизни предков человека орудия стали приобретать всё большую, невидан­ную прежде роль.

    Австралопитеки, судя по всему, ещё не обра­батывали своих орудий, а просто использовали то, что находили: помимо палок и камней круп­ные кости, рога антилоп. Ими можно было, например, отбить от стада и убить антилопу, отогнать хищника от его добычи.

    Вторым «достижением» австралопитеков ста­ла постепенная утрата «шубы из густой шерсти». Уместная во влажных джунглях, в жаркой и

    сухой саванне она только мешала, затрудняя охлаждение организма.

    Первый череп австралопитека был обнаружен в Южной Африке в 1924 г., а наиболее полный скелет, в котором сохранилось 40% костей, - в 1974 г. в Эфиопии. Принадлежал он 40-летней женщине, жившей 3 млн. лет тому назад, кото­рую учёные прозвали «Люси».

    Следующий в эволюционной лестнице - уже «первый человек», первый представитель рода Homo. Это человек умелый (Homo habilis). Фран­цузский писатель Ж. Рони-старший в романе «Борьба за огонь» так описывает встречу своего героя Нао (современного человека) с «рыжими карликами»:

    «Что за крохотный народец! Самый высокий из них приходился по грудь Нао! У них были круглые головы, треугольные лица, кожа - цвета охры. Сын Леопарда рассматривал их с удивлением. Он принял бы их за детей, если бы не старческий вид некоторых из них, бороды, покрывавшие пучками их лица, если бы не оружие в их руках». «Рыжие карлики» вполне подходят под описание Homo habilis, данное учёными.

    В 1960 г. английский антрополог Луис Лики нашёл в ущелье Олдовай (Танзания) рядом с останками «человека умелого» самые древние орудия, созданные человеческими руками. Надо сказать, что даже примитивный каменный то­пор выглядит рядом с ними так же, как элект­рическая пила рядом с каменным топором. Эти орудия - всего лишь расколотая под определён­ным углом галька, слегка заострённая. (В при­роде таких расколов камня не встречается.) Воз­раст «олдовайской галечной культуры», как её назвали учёные, - около 2,5 миллионов лет!

    Человек делал открытия и создавал орудия труда, а эти орудия изменяли самого человека, оказывали решающее влияние на его эволюцию. Например, использование огня позволило корен­ным образом «облегчить» череп человека, умень­шить его вес. Приготовленная на огне пища в отличие от сырой не требовала таких мощных мышц для её пережёвывания, а более слабым мышцам для закрепления на черепе уже не требовался теменной гребень. Племена, изготов-

    Мозг обезьян и человека (слева направо): гиббон, шимпанзе, горилла, человек.

    лявшие лучшие орудия (как позднее более развитые цивили­зации), побеждали отстающие в своём развитии племена и вытесняли их в бесплодную местность. Изготовление более совершенных орудий усложняло внутренние взаимоотношения в племени, требовало большего развития и объёма мозга.

    Галечные орудия «человека умелого» постепенно сменились ручными рубилами (камни, оббитые с двух сторон), а затем скребками и наконечниками.

    Другая ветвь эволюции рода Homo, стоящая, по оценкам биологов, выше «человека умелого», - человек выпрямленный (Homo erectus). К этому виду относят питекантропа (по-латыни - «обезьяночеловека»), синантропа («китайского челове­ка» - его останки были найдены в Китае) и некоторые другие подвиды. Их часто называют обезьянолюдьми. «Человек вы­прямленный» уже не бежал в панике от огня, как все остальные звери, а сам разводил его (впрочем, есть предположение, что и «человек умелый» уже поддерживал огонь в тлеющих пнях и термитниках); не только раскалывал, но и обтёсывал камни, в качестве посуды использовал обработанные черепа антилоп. Одеждой «человеку умелому», видимо, служили шкуры убитых зверей. Правая рука его была более развита, чем левая. Веро­ятно, он владел примитивной членораздельной речью. Пожа­луй, издалека его можно было бы принять за современного человека.

    И, наконец, вид, к которому принадлежат и живущие сейчас люди, - человек разумный (Homo sapiens). Биологи выделяют в нём два подвида. Менее развитый, ныне вымерший, - человек разумный неандертальский, или неандерталец, назван­ный так в честь долины Неандерталь в Германии, где в 1856 г. были впервые найдены останки этих людей. 100 тыс. лет назад неандертальцы широко заселяли Евразию и Африку. Рост их (около 155 см) уступал росту современных людей, у неандер­тальцев был скошенный низкий лоб, надбровья сильно выда­вались вперёд. Учёные не считают живущих ныне людей потом­ками неандертальцев. Последние неандертальцы жили 28 тыс. лет назад среди людей современного типа и, судя по всему, были истреблены ими. О неандертальцах и первобытных людях сов­ременного типа (этот подвид учёные называют человек разум­ный разумный) рассказано также в статье «Первобытный мир» тома I нашей Энциклопедии.

    Помимо перечисленных основных ветвей в эволюции чело­века, всегда существовали и второстепенные, «слепые», «тупи­ковые» ответвления эволюционного развития. Например, ог­ромные человекообразные обезьяны (гигантопитеки и мегантропы). Встречу с ними также описывает Рони-старший в своём произведении:

    «На полянку выскочило из серо-зелёного мрака сильное и гибкое существо. Никто не мог бы сказать.- передвигалось ли оно по-звериному, на четырёх ногах, или на двух, как люди и птицы. Лицо у него было огромное, челюсти, как у гиены, череп приплюснутый, грудь мощная, как у льва. ...Нао восхищался их силой, равной, пожалуй, только силе медведя, и думал, что, если бы они только захотели, они легко могли бы уничтожить и рыжих карликов, и кзаммов, и уламров...» (Кзаммы - так писатель назвал неандертальцев; уламры - племя современных людей, к которому принадлежит герой романа.)

    Писатель указывает, что поскольку эти существа «питались только растениями, а выбор их был более ограничен, чем у оленей или зубров, то поиски пищи требовали много времени и большой внимательности».

    Надо сказать, что мясная пища сыграла очень важную роль

    Подобно гиеновым собакам, древние люди, вероятно, были способны отбить от стада слабое животное.

    Учёные полагают, что с помощью угрожающих криков и размахивания палками они могли отогнать хищника от его добычи и завладеть ею.

    Вернувшиеся с охоты делятся пищей с женщинами и детьми.

    в развитии человеческого разума. Жизнь человекообразных обезьян, питающихся растениями (например, горилл), представляет собой почти непрерывный процесс добычи пропитания. Чтобы насытиться, горилле необходимо поглотить огромное количе­ство пищи. Этим животные заняты с утра до вечера. Мясная пища в сравнении с вегетариан­ской экономит гораздо больше «свободного вре­мени».

    Одним из результатов (надо сказать, довольно печальным) предпочтения человеком мясной пи­щи стало людоедство (каннибализм), сохраняв­шееся на протяжении почти всей истории человечества. На раскопанной археологами древней стоянке «человека разумного» на острове Ява, например, найдены 11 черепов с проломлен­ными основаниями, принадлежавшие предста­вителям вида «человек выпрямленный». Это - свидетельство каннибализма. Вот как, оказыва­ется, складывались взаимоотношения предста­вителей различных видов рода Homo. (Правда, надо заметить, что чаще древние люди поедали представителей собственного вида, а не других видов рода Homo.)

    Но и неандертальцы, питекантропы и пред­ставители других видов и подвидов этого рода тоже, судя по всему, были далеко не безобидны. Возможно, живущие в фольклоре многих наро­дов представления о диких косматых людоедах, обитающих в лесу, - слабый отзвук тех далёких схваток.

    РАСЫ

    Человеческие расы складывались в течение сотен тысяч лет. Смуглой и чёрной кожу людей жарких стран «сделало» солнце. Чем тем­нее была кожа, тем лучше защищала она от солнечных ожогов, позволяя её обладателям дольше прожить и оставить больше потомства. Курчавые волосы негров - тоже защита от солн­ца. «Подушка» из них предохраняет голову от перегрева.

    Узкий разрез глаз, возникший у представите­лей монголоидной расы, предохранял такие гла­за от засорения песком и пылью, приносимыми ветром пустынь Центральной Азии.

    У монголоидов и негроидов почти не встреча­ется пышной растительности на лице. Наоборот, у европеоидов, живших в холодной зоне, она делала чуть теплее вдыхаемый воздух, защища­ла от холода горло.

    ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РАСЫ:

    1. Монголоид. 2. Европеоид. 3. Австралоид. 4. Негроид.

    СКОЛЬКО ЛЮДЕЙ ЖИЛО НА ЗЕМЛЕ?

    Согласно подсчётам учёных, за всё время существования человека на Земле жило около 100 млрд. людей. Это значит, что каждый двадцатый из всех живших на нашей планете людей живёт в настоящее время. При этом, когда возводились египетские пирамиды (примерно 4 тыс. лет на-

    зад), в мире жило 50 млн. человек (сегодня столь­ко живёт в одной только Англии!), в начале нашей эры - 200 млн. Численность населения планеты в первой половине XIX в. перевалила за миллиард, а в XX в. она увеличилась более чем втрое.

    Животные с древних времен считались спутниками человека: они давали пищу, защищали, были друзьями или, наоборот, наводили своим видом ужас. У каждого...

    В некоторых древних племенах существовал тотем - животное, от которого велось происхождение племени. Считалось, например, что родоначальником данного племени был крокодил или медведь. Подобные тотемы существовали среди индейских племен и в африканских родовых общинах. До наших дней сохранились некоторые предания, связанные с происхождением первого человека от какого-нибудь животного.

    Так, в Китае были уверены, что предком человека является обезьяна - это так близко к теории происхождения человека, обоснованной Дарвином. На Тибете сохранилась древняя легенда, в которой рассказывается об обезьяне, сидящей на вершине горы и занимающейся самосозерцанием. В эту обезьяну влюбилась ведьма гор. Она превратилась в прекрасное существо и спустилась к обезьяне. Но обезьяна не заметила красоты ведьмы и осталась к ней равнодушна. Долго плакала ведьма, стоя у хижины обезьяны, и наконец они поженились. У них появилось шестеро детей, которые и стали родоначальниками шести племен, расселившихся по Тибету.

    Индейцы и австралийцы называли свои племена по имени тотема: род Волка или род Ящерицы и даже род Улитки. Все они почитали это животное своим богом. Охота на него была конечно же запрещена, и того, кто осмеливался нарушить этот запрет, подвергали жестоким пыткам или изгоняли с позором из племени.

    У многих восточных народов бык и корова - священные животные. В современной Индии до сих пор поклоняются этому существу, и неудивительно:

    корова дает молоко, сметану, творог, сыр и прочие молочные продукты.

    Особенно почитали корову и быка в Древнем Египте: ее молоко было не просто жидкостью, заменяющей воду, но нектаром, посланным людям богами. Быков и коров оберегали и чтили, а убийство это-

    го священного животного приравнивалось к самому страшному преступлению.

    В Древнем Египте казнили и за убийство кошки, даже если это произошло случайно. До сих пор сохранилась пословица: "Кто кошку убил, тому семь лет счастья не будет". Египтяне считали кошку воплощением бога Солнца на земле, возводили ей памятники и хоронили на отдельном кладбище со всеми почестями и надлежащими дорогими атрибутами. Ей приписывали необыкновенные магические свойства, верили, что кошка охраняет живых людей от душ мертвых.

    И в наше время полагают, что кошки приносят в дом счастье, особенно трехцветные. Стоит только погладить такую кошечку - и все твои мечты сбудутся.

    В Средние века кошки впали в немилость. Вероятно, потому, что действительно были загадочными существами. Особенно инквизиторов смущали фосфоресцирующие в темноте кошачьи глаза. Их называли дьявольскими.

    Черные кошки, по мнению отцов церкви, были напрямую связаны с дьяволом, с колдунами и ведьмами. Несчастных животных судили и приговаривали к смертной казни только за то, что те могли стать невольными свидетелями какого-то происшествия. Бедных кошек сжигали на кострах вместе с их хозяевами, которых обвиняли в колдовстве и других еретических действиях.

    Судили не только кошек, но и собак, лошадей, тараканов, муравьев и даже мух. Так, один средневековый священник отлучил муху от церкви и наложил на нее проклятие за то, что та не желала вылетать из церкви и назойливо жужжала у него над ухом. Но, к счастью, вся эта средневековая травля кошек да и некоторых других животных осталась в прошлом.

    Много примет было связано с черной кошкой. Если черная кошка перебежит человеку дорогу, с ним обязательно случится что-то неприятное. Конечно же, сохранились и в наше время некоторые приметы, связанные с недобрым влиянием на человека какого-нибудь существа, но в основном люди убеждены, что животные все-таки скорее помощники и приносят удачу, чем наоборот.

    У многих народов существуют поверья, что не только живое животное способно принести удачу, но и его останки. Так, англичане полагали, что зуб барсука гарантирует везение в карточной игре, поэтому барсучий зуб был талисманом многих картежников, виновных в гибели тысяч этих милых существ. Славянские народности также приписывали барсуку свойство приносить удачу, но для талисмана использовали не зуб, а барсучью шерсть. Считалось, что все начальственные особы будут к тебе благо-

    склонны, если носить при себе барсучью шерсть. У норвежцев бытует мнение, что коготь выпи, продетый в петлицу костюма, сделает любого ловким стрелком и удачливым охотником.

    Змеи во многих странах и по сей день занимают особое положение в поверьях. Влияние змеиных зубов и кожи зависит от вида змеи - ядовитая она или нет, а также от того, какой змее поклоняется именно этот род, племя или народ.

    Англичане полагают, что змеиная кожа, подвешенная над камином, приносит удачу всей семье, является залогом ее благополучия и процветания. Талисман из кожи гадюки надо делать собственноручно - только тогда он будет приносить удачу.

    В некоторых африканских племенах юноша, увидев змею сразу после посвящения в мужчины, должен изготовить из ее кожи талисман, который сделает его удачливым и непобедимым в схватке с любым врагом, даже если тот будет намного превосходить его в ловкости и силе.

    Славянские народности по-разному относятся к разным змеям: убийство гадюки может принести много несчастий, поэтому человек не должен посягать на ее жизнь. А вот если увидеть голубую змейку, она укажет место клада.

    Ирландцы верят, что паучок, спрятанный в кармане, поможет человеку приобрести богатство. На английском языке этот паучок так и называется - "денежный паучок".

    Древние греки и римляне любили носить при себе талисманы в виде фигурок животных, полагая, что так они склоняют богов к себе, поскольку каждого бога символизировало определенное животное. Например, Зевс олицетворялся с быком. Юпитер - с орлом, Гера - с павлином, Нептун - с лошадьми, а Афродита - с голубем. В христианской религии голубь является Божьим вестником на земле.

    У славян отношение к животным и птицам было разным: ворона, сова, галка, лиса, мышь, кот и ящерица были слугами нечистой силы. А петух, пчела, медведь и волк олицетворяли светлое начало. Эти животные как раз и оберегали человека от нечисти. Из всего этого можно заключить, что во все времена у всех народов были свои животные-талисманы.


    Появление первых верований в существование сверхъестественных сил было обусловлено наличием у человека страха перед силами живой и неживой природы. Гроза, гром, дожди, ураганы и засухи - причин возникновения этих природных явлений древние люди не знали, но осознавали их разрушительную силу, поэтому стихии для первобытного общества были одновременно предметом и страха, и поклонения. То же самое отношение у наших предков было и к животным - люди замечали, что у многих представителей фауны намного больше физической силы и физических возможностей, чем у человека, поэтому и начали отождествлять животных с богами.

    Изучая религии древних народов, можно убедиться, что практически все первобытные люди так или иначе отождествляли сверхъестественные силы с животными, и даже в можно увидеть отголоски культа животных. К примеру, всем христианам известны такие выражения, как "голубь мира" и "коварный змей-искуситель", а единственными животными, которые могут беспрепятственно не только входить в мечети, но и даже спать там во время молитвы, являются кошки.

    Роль животных в различных религиях и верованиях

    Существует два основных толкования слова "культ", и если первое значение этого слова звучит как "включающее в себя обряды религиозное служение божеству", то второе толкование понятия культа в религии гораздо шире - оно обозначает поклонение, почитание и обожествление чего-либо или кого-либо. И если рассматривать культ животных именно с точки зрения второго толкования понятия "культ", то становится очевидным, что во всех верованиях племен и народов, проживающих во всех уголках земного шара, присутствовало поклонение либо почитание различных животных.

    Существует несколько форм, в которых культ разных животных выражался в религиях, и тремя ключевыми формами обожествления животных людьми являются:

    1. Тотемизм - вера в , племени или всего человечества от определенного животного, а также вера в покровительство животного-тотема. Тотемизм был широко распространен среди подавляющего большинства народов древнего мира.

    2. Космогонические верования , в которых ключевая роль отведена животному - религии и верования, основанные на том, что создателем мира выступает какое-либо животное либо же животные делают возможным существование всей земли и жизни на ней.

    3. Зоолатрия - религия, характеризующаяся обожествлением животных и наличием ряда обрядов и культов, направленных на поклонение животному-божеству. В той или иной мере к зоолатрии можно отнести и наличие священных животных во многих народов мира, и существовавшую в ряде древних государств традицию изображать богов в животном облике.

    Культы различных животных в разных уголках мира

    Наверное, нет такого вида животного, которого хотя бы один раз не отождествляли с каким-либо божеством или со сверхъестественными силами (к примеру, в Египте священными считались навозные жуки, а ранние христиане представляли одного из демонов, Вельзевула, в образе огромной мухи), однако культы некоторых животных одновременно встречаются в верованиях сразу нескольких племен и народов, которые не имели между собой никаких связей. Поэтому можно выделить наиболее значимые культы животных, которые присутствовали в верованиях сразу нескольких народов и в свое время оказали влияние на формирование более поздних религий. Этими наиболее значимыми культами являются:

    Издавна люди приписывали животным семейства кошачьих сверхспособности, и в частности - способность видеть мир теней, поэтому этих животных считали священными и поклонялись им. Наиболее известным является культ кошки , так как египтяне отождествляли кошек с богиней Баст, которая считалась богиней семьи, радости и плодородия. В Египетском царстве кошки жили при храмах, а богатые египтяне могли содержать в своем доме сразу несколько животных, так как считали, что благодаря кошкам в семье будет много детей. Культ кошек в древнем Египте расцвел в период Нового царства, и в это время у египтян была традиция мумифицировать тела кошек, живших и умерших при храме, причем некоторые из таких мумий сохранились и по сей день.

    Однако почитание кошек имело место не только в древнем Египте - многие древние народы, жившие на территории современной центральной и западной Европы, считали, что кошки могут видеть духов, домовых и призраков, поэтому, к примеру, практически в каждом доме древних славян жила кошка. С этого верования и берет начало традиция в новый дом первой запускать кошку, а также мнение о том, что "энергетически" наилучшее место в доме именно там, где . Японцы также во все времена уважали этих животных, и в городе Кагосима есть даже Храм Кошек.

    Культ медведя присутствовал в верованиях древних греков, финнов, а также в верованиях народов Сибири и народов древней Японии. Истоки этого культа можно увидеть еще в истории древних людей, живших в период палеолита. Результаты раскопок свидетельствуют о том, что неандертальцы, жившие на территории современной Швейцарии и Словении, поклонялись медведям, как божествам, и считали остатки медведей священными, поэтому сохраняли их, разложив особым образом, в тех пещерах, которые служили местом для проведения культовых ритуалов.

    Народы Сибири считали медведей своими покровителями и тотемными животными, поэтому в некоторых этносов, проживавших на Алтае и в средней Сибири, был даже такой праздник - День Медведя, в который шаманы проводили определенные ритуалы, пытаясь задобрить этого грозного жителя тайги и получить у него покровительство и помощь в охоте. А в мифологии некоторых народов, в частности, в мифах нивхов, во многих сюжетах указывается, что медведи являются живыми воплощениями предков. Древние японцы (народность айны) считали, что их главное божество выглядит как огромный медведь, поэтому на некоторых островах японского архипелага на протяжении многих столетий из года в год проводили церемонию Иёмантэ - жертвоприношение медведя (окончательно эта церемония была запрещена только в 2007 году).

    Культ волка.

    Культ волка был одним из самых распространенных культов животных в первобытно-общинном обществе. Именно волка считали своим тотемом некоторые племена древних кельтов, германцев, греков, индусов и народов Сибири и Поволжья. Особо следует отметить отношение к волкам - представители этого народа боготворили волков и считали этих животных своими покровителями и защитниками. Ярким свидетельством культа волка в древнем Риме является миф об основателях вечного города - Роме и Ремуле, братьях, выкормленных волчицей. В древнем Египте также с почетом относились к волкам и верили в их божественную суть, поэтому во времена Среднего и Нового царства Анубиса, одного из верховных египетских богов, изображали с головой волка.

    В культуре и веровании тюрков культ волка был одним из ключевых, так как многие тюркские мифы основаны на том, что все люди произошли от Небесного Волка, а также волки являются покровителями людей. Тюрки были уверены, что многие черты человеческой натуры, такие как эмоциональность, агрессивность, мобильность и , были унаследованы людьми от волков. Именно наличием культа волка у тюрков объясняется и большое количество распространенных на территории современной Европы и Азии легенд об оборотнях и воинах, умеющих перекидываться волками.

    Культ змеи .

    Во все времена, начиная с древности и заканчивая современностью, люди по-особому относились к пресмыкающимся, и в частности - к змеям. Некоторые племена и народы считали змей священными животными и были уверены, что змеи олицетворяют божественную мудрость, а в других культурах змеи были практически живым воплощением зла на земле. Наиболее ярким был культ змей в древней Индии - эти пресмыкающиеся свободно ползали по улицам городов и селений, могли беспрепятственно заползать в дома и в храмы, а убить змею считалось грехом. Во многих индусских мифах змеям отведена ключевая роль, ведь согласно сказаниям, именно на головах огромного змея Шеши держится вся земля. Также каждый человек хотя бы раз слышал индусскую легенду о нагах - наделенных магической силой бессмертных существах, которые являются наполовину людьми и наполовину змеями. Сейчас каждый год индусы отмечают фестиваль змей, а такая профессия, как заклинатель змей, сохранилась до сих пор.

    Культ змеи был распространен не только в Индии - в древней Греции, в древнем Риме, в и в некоторых других государствах древнего мира также было принято почитать змей. Практически во всех архаичных культурах змей отождествлялся с круговоротом явлений, плодородием и с божественной мудростью. Позже люди стали считать змей олицетворением тьмы, зла и мира мертвых, поэтому нередко чудовищ изображали именно в виде змей. В христианской традиции змей - символ Сатаны, так как именно в виде змея Дьявол, согласно легенде, ввел в искушение Еву.

    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
    Каково значение кровеносной системы
    Разделка говядины: что выбрать и как готовить?