Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Конспект а зори здесь тихие. Cочинение «Они сражались за Родину (по повести Б

Главная > Документ

Тема: Война – самое бесчеловечное явление (по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие») Цель: раскрыть красоту души героев повести, их героизм, мужество; развить высокие нравственные качества учащихся; привить любовь к Родине; показать бесчеловечность, жестокость войны. Оборудование: иллюстрации, выставка книг.

Ход урока

«Женщина для меня – воплощенная гармония жизни.

А война – всегда дисгармония.И женщина на войне – это самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений. А наши женщины шли на фронт и воевали на передовой рядом с мужчинами…» (Б.Васильев) I. Опрос домашнего задания. II. Вступительное слово учителя. Десятилетия прошли со времени окончания Великой Отечественной войны, а память о ней продолжает жить в сознании человечества. Интерес к подвигу народа в нашей литературе не ослабевает. Появляются все новые и новые книги, освещающие героическое прошлое. Б.Васильев – один из писателей, верных военной теме. Он писал о войне как очевидец, как человек, испытавший и горечь поражения, и тяжесть потерь и утрат, и радость победы. Сегодня мы поговорим о повести Васильева «А зори здесь тихие». Обсудим героизм девушек – главных героинь повести, отдавших жизнь за Родину, за победу над фашизмом 1. Словарная работа. Гармония – согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь. Дисгармония – нарушение гармонии, отсутствие согласия, соответствия, разлад. 2. Работа по вопросам.

    История создания повести «А зори здесь тихие». Где происходит действие? Какие события в ней описаны? Какой теме посвящена повесть? Какой основной прием использует автор? Понравилась ли вам книга при чтении? Какие чувства охватывают вас при чтении? Какие эпизоды произвели на вас наиболее сильное впечатление? Кто из героев повести вам особенно понравился и почему? Почему Женя не затаилась, а приняла бой? А как бы вы поступили на месте Жени? Как вы думаете, почему в повести так подробно описывается мирная жизнь девушек на 171 разъезде? Зачем это нужно? Что привело девушек на фронт? Почему воспоминания о довоенной жизни Лизы, Сони, Гали, Жени автор дает перед описанием гибели каждой из них? Как ведут себя девушки в трудную минуту для них, как погибают? Можно ли сказать, что девушки вели себя героически? Почему в повести погибают все девушки? Права ли Рита, выстрелившая себе в висок? Почему погибла Лиза, ведь она была самая опытная? Как погибли Соня и Галя? Васков Федот Евграфович. Расскажите о нем. Нужно ли было принимать бой Васкову, ведь силы были неравные? А как бы вы поступили на месте Васкова? А вы смогли бы сделать то, что сделали они? Война – дело мужское. Это понятно. А почему у войны не женское лицо? Надо ли пускать женщин на войну? Какова главная идея повести? Почему писатель назвал повесть «А зори здесь тихие»? Как вы понимаете смысл заглавия? Зачем в повести нужен эпилог?
3. Художественные особенности произведения. 4. Защита иллюстраций по повести. III. Выводы. IV. Комментирование оценок. V. Домашнее задание. Ответить на вопрос: Какое произведение современной литературы о Великой Отечественной войне памятно мне и почему?

Внеклассное чтение. (11 класс) Б.Васильев "А зори здесь тихие.."

Цели.

Приемы и методы:

Оборудование:

Подготовительная работа

Ход урока

1. Организационный момент. Урок начинается фрагмент фильма "Тишина"

Они все хотели жить, но они погибли, чтобы люди могли сказать: «А зори здесь тихие…» Тихие зори не могут быть созвучны с войной, со смертью. Они погибли, но они победили, не пропустили ни одного фашиста. Победили, потому что беззаветно любили Родину.

Женщина на войне…Велика роль женщин на фронте. Женщины – врачи и санитарки под обстрелами и взрывами выносили с поля боя раненых, оказывали первую помощь, порой ценою собственной жизни спасали раненых. Организовались отдельные женские батальоны. Девушкам - бойцам сурового времени и посвящаем мы свой урок. Сегодня мы расскажем о девушках, которых бесчеловечно, жестоко «уравняла» война, злобно растоптав их обаяние, нежность, любовь.

Не случайно именно девушек сделал Борис Васильев героями своей повести, чтобы показать, насколько жестока война. Ведь в женщинах начало всякой жизни. Убийство женщин - это больше, чем преступление. Фашисты убивали их тысячами… Слайд 1

2. Формирование новых понятий.

а) с материалами по биографии и творчеству писателя выступают учащиеся. слайд 2-3

Борис Львович Васильев – прозаик, киносценарист, драматург, участник Великой Отечественной войны. По профессии – военный инженер-испытатель. До 1954 года – года демобилизации – оставался кадровым военным. Опыт войны лёг в основу почти всех его произведений. Первые произведения – пьеса «Офицеры» и повесть «А зори здесь тихие…» (1969), принесшие ему широкую известность и ставшие своего рода классическими произведениями о Великой Отечественной войне. До повести «А зори здесь тихие…» (и после неё) Б.Л. Васильев много работал в кино, создав несколько киносценариев, в том числе и по собственным произведениям. С 1960 года – он член Союза кинематографистов. В большинстве произведений Васильева действуют рядовые люди, необстрелянные, штатские по своим характерам и привычкам .( под запись самое основное, одну цитату о женщинах)
Историческая справка

б) «Шёл май 1942 года. На западе (в сырые ночи оттуда доносило тяжкий гул артиллерии) обе стороны, на два метра врывшись в землю, окончательно завязли в позиционной войне; на востоке немцы день и ночь бомбили канал и Мурманскую дорогу; на севере шла ожесточённая борьба за морские пути; на юге продолжал упорную борьбу блокированный Ленинград».

в) Кинокритика.

слайд4-5

3. Осмысление материала .

Что же это за повесть такая? Кто стали ее героями? (беседа с классом)

Работа в парах над образами повести. (сопровождается слайдами 6-15 )

по таблице №1

Одна пара по ходу составляет ЛСМ (логическая смысловая модель), для представления ее потом.

Материал для работы в паре.

1-я пара .

Женя Комелькова – одна из самых ярких, сильных и мужественных представителей из состава девушек – бойцов, показанных в повести. С Женей в повести связаны и самые комические, и самые драматические сцены. Ее доброжелательность, оптимизм, жизнерадостность, уверенность в себе, непримиримая ненависть к врагам невольно привлекают к ней внимание и вызывают восхищение. Чтобы обмануть немецких диверсантов и заставить их идти дальней дорогой в обход реки, маленький отряд девушек – бойцов устроил в лесу шум, изображая лесорубов. Женя Комелькова разыграла потрясающую сценку беспечного купания в ледяной воде на виду у немцев, в десяти метрах от вражеских автоматов.

Вот Женя «…шагнула в воду и, вскрикивая, шумно и весело начала плескаться. Брызги сверкали на солнце, скатывались по упругому теплому телу, а комендант, не дыша, с ужасом ждал очереди. Вот сейчас, сейчас ударит и переломится Женя, всплеснет руками…»

Вместе с Васковым мы видим, что Женя «улыбается, а глаза, настежь распахнутые, ужасом полны, как слезами. И ужас этот живой и тяжелый, как ртуть».

В этом эпизоде в полной мере проявились героизм, отвага, отчаянная смелость.

В последние минуты жизни Женя вызвала огонь на себя, лишь бы отвести угрозу от тяжело раненой Риты и Федота Васкова. Она верила в себя, и, уводя немцев от Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что все окончится благополучно.

И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет…

«А немцы ранили ее вслепую, сквозь листву, и она могла бы затаиться, переждать и может быть, уйти. Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лежа, уже не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы. И немцы добили ее в упор, а потом долго смотрели на ее и после смерти гордое и прекрасное лицо…»

2-я пара

«Рита знала, что рана ее смертельная и что умирать будет долго и трудно. Пока боли почти не было, только все сильнее пекло в животе и хотелось пить. Но пить было нельзя, и Рита просто мочила в лужице тряпочку и прикладывала к губам.

Васков спрятал ее под еловым выворотнем, забросал ветками и ушел…

Рита выстрелила в висок, и крови почти не было».

Мужество, хладнокровие, человечность, высокое чувство долга перед Родиной отличают командира отделения младшего сержанта Риту Осянину . Автор, считая образы Риты и Федота Васкова центральными, уже в первых главах рассказывает о прошлой жизни Осяниной. Школьный вечер, знакомство с лейтенантом - пограничником Осяниным, оживленная переписка, загс. Затем - пограничная застава. Рита училась перевязывать раненых и стрелять, скакать на лошади, метать гранаты и защищаться от газов, рождение сына, а потом … война. И в первые военные дни не растерялась – спасла чужих детей, а вскоре узнала, что ее муж погиб на заставе на второй день войны в контратаке.

Ее не раз хотели отправить в тыл, но каждый раз она снова появлялась в штабе укрепрайона, наконец, взяли санитаркой, а через полгода направили на учебу в танковую зенитную школу.

Рита научилась тихо и беспощадно ненавидеть врагов. На позиции она сбила немецкий аэростат и выбросившегося корректировщика.

Когда Васков и девчата насчитали вышедших из кустов фашистов - шестнадцать вместо ожидаемых двух, старшина сказал всем по-домашнему: «Плохо, девчата, дело».

Для него было ясно, что против до зубов вооруженных врагов им долго не продержаться, но тут твердая реплика Риты: «Что же, смотреть, как они мимо пройдут?» - очевидно, намного укрепила Васкова в принятом решении. Дважды Осянина выручала Васкова, принимая огонь на себя, и теперь, получив смертельную рану и зная положение раненого Васкова, она не желает быть ему обузой, понимает, как важно довести их общее дело до конца, задержать фашистских диверсантов.

«Рита знала, что рана смертельная, что умирать она будет долго и трудно»

Инсценировка фрагмента

Рита . «Рита заплакала, плакала беззвучно, без вздохов, просто по лицу текли слёзы: она поняла, что Женьки больше нет.

Рита спросила у Васкова, болит ли рука. Он стиснул зубы. Закачался, баюкая руку.

Болит?

Здесь у меня болит. – Он ткнул в грудь. – Здесь свербит, Рита. Так свербит! Положил ведь я вас, всех пятерых положил, а за что? За десяток фрицев?

  • Ну, зачем так… Всё же понятно, война, - сказала Рита.
  • Пока война, понятно. А потом, когда мир будет? Будет понятно, почему вам умирать приходилось? Почему я фрицев этих дальше не пустил, почему такое решение принял? Что ответить, когда спросят: что же это вы мужики, мам наших от пуль защитить не могли? Что же вы со смертью их оженили, а сами целенькие? Дорогу Кировскую берегли да Беломорский канал? Да там ведь тоже, поди, охрана, там ведь людишек куда больше, чем пятеро девчат да старшина с наганом…
  • Не надо, - тихо сказала Рита, - Родина ведь не с каналов начинается. А мы её защищали. Сначала её, а уж потом канал.

3-я пара.

- «Ждали немцы Соню или она случайно на них напоролась? Бежала без опаски по дважды пройденному пути, торопясь притащить ему, старшине Васкову, махорку ту, трижды клятую. Бежала, радовалась и понять не успела, откуда свалилась на хрупкие плечи потная тяжесть, почему пронзительной яркой болью рванулось вдруг сердце…

Нет, успела. И понять успела, и крикнуть, потому что не достал нож до сердца с первого удара: грудь мешала. А может, не так все было? Может, ждали они ее?»

Соня Гурвич – «переводчица», одна из девушек группы Васкова, «городская» пигалица; худущая, как весенний грач».

Автор, рассказывая о прошлой жизни Сони, подчеркивает ее талантливость, любовь к поэзии, театру. Борис Васильев вспоминает». Очень велик был на фронте процент интеллигентных девушек, студенток. Чаще всего - первокурсниц. Для них война была самой страшной… Где-то среди них сражалась и моя Соня Гурвич».

И вот, желая сделать приятное, как старшему опытному и заботливому товарищу, старшине, Соня бросается за кисетом, забытому им на пеньке в лесу, и погибает от удара вражеского ножа в грудь.

«Бежала, радовалась и понять не успела, откуда свалились на хрупкие плечи потная тяжесть, почему пронзительной яркой болью рванулось вдруг сердце. Нет, успела. И понять успела, и крикнуть, потому что не достал нож до сердца с первого удара: грудь помешала».

4-я пара

- «Немцы шли молча, пригнувшись и выставив автоматы.

С шумом раздались кусты, и из них вдруг выбежала Галя. Выгнувшись, заломив руки за голову, метнулась через поляну наперед диверсантам, уже ничего не видя и не соображая.

А-а-а!

Коротко ударил автомат. С десятка шагов ударил в тонкую, напряженную в беге спину, и Галя с разлету сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук. Последний крик ее затерялся в булькающем хрипе, а ноги еще бежали, еще бились, вонзаясь в мох носками Сониных сапог. Замерло все на поляне…»

Галина Четвертак – сирота, воспитанница детского дома, мечтательница, наделенная от природы яркой образной фантазией. Худущая, маленькая «замухрышка» Галка не подходила под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом.

Когда после гибели подруги Галке приказал старшина надеть ее сапоги, «она физически, до дурноты ощущала проникающей в ткани нож, слышала хруст разорванной плоти, чувствовала тяжелый запах крови. И это рождало тупой, чугунный ужас…» А рядом таились враги, нависала смертельная опасность.

«Действительность, с которой столкнулись женщины на войне, - говорит писатель, - была много труднее, чем все, что они могли придумать в самую отчаянную пору своих фантазий. Трагедия Гали Четвертак об этом».

«А-а-а!

Коротко ударил автомат. С Десятка шагов ударил в тонкую, напряженную в беге спину, и Галя с разлету сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук.

Замерло все на поляне».

5-я пара

«Всего на шаг в сторону, а ноги сразу потеряли опору, повисли где-то в зыбкой пустоте, и топь мягкими тисками сдавила бедра. Давно копошившийся ужас вдруг разом выплеснулся наружу, острой болью отдавшись в сердце. Пытаясь удержаться, выкарабкаться на тропу, Лиза всей тяжестью навалилась на шест. Сухая жердина звонко хрустнула, и Лиза лицом вниз упала в холодную жидкую грязь. Земли не было. Ноги медленно, страшно медленно тащило вниз, руки без толку гребли топь, и Лиза, задыхаясь, извивалась в жидком массиве. А тропа была где-то рядом: шаг, полшага, но эти полшага уже невозможно было сделать…»

пара ЛСМ. (отчет по таблице)

Смерть всех девчат потрясла всех нас, защемило сердце о каждой. Каждая из них могла жить, воспитывать детей, приносить радость людям. Они, женщины, предназначенные самой природой дарить и продолжать жизнь на Земле, нежные и хрупкие, вступают в беспощадную схватку с жестокими захватчиками. Они, женщины, не требуя никаких скидок для себя и не думая о них, делают все, чтобы остановить врага. И ради этого не жалеют жизни своей.

фрагмент Васков и немцы

Так возникает еще один мотив повести: каждый на своем участке фронта должен сделать возможное и невозможное для победы, для того, чтобы зори были тихие.

Эссе (5 минут) Какую роль в фильме я бы хотела сыграть и почему" (муз, тема Лизы Бричкиной)

3. Обобщение учителя .

Это небольшая повесть не может оставить равнодушным и ни взрослых, ни подростков. Для всех трагическая судьба юных девушек, отдавших жизнь за Родину, за победу в жестокой схватке с фашизмом, олицетворяет собой то, какой ценой досталась нашему народу победа. До сих пор страшно читать повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…». Женщина на войне воспринимается как нечто противоестественное. Юные героини повести мечтают о жизни – и погибают. Они готовы умереть за победу, но всё говорит о несправедливости этих смертей. Да, главная суть войны в правде о смерти, и её смог очень отобразить Б. Васильев. Конечно, мы понимаем, что это смерть ради жизни. Но от этого она не становится менее страшной.

4. Рефлексия

Пока жива память, живы герои Великой Отечественной войны.
Наш обелиск - это чистый лист. Я предлагаю вам написать несколько слов, выражающих ваше состояние после прочтения провести и заполнить обелиск.

3 эмоции

2 факта,которые меня потрясли

1 пожелание

5. Оценивание

6. Домашнее задание К.Симонов "Живые и мертвые" - обзор

О фильме 2015 года «Фильм Давлетьярова действительно довольно сильно отличается от классики 30-летней давности. Он на час короче, а потому динамичнее, он дороже и технологичнее снят. Проблема «Зорь» не в вольном прочтении первоисточника, а в самом подходе к производству военного кино. Последние фильмы, посвященные ВОВ, включая недавний хит «Битва за Севастополь», исходят из того, что современной молодежи неинтересно смотреть классические советские и российские картины. В связи с этим авторы этих фильмов, в том числе и «А зори здесь тихие», изо всех сил пытаются повысить привлекательность исторического кино для привыкшего к глянцевому миру голливудских кинокомиксов зрителя. На словах эта цель кажется стопроцентно благой, но на деле авторы, вольно или невольно, почти полностью отказываются от какой бы то ни было достоверности. Достаточно самого беглого знакомства с хроникой военных лет, чтобы увидеть, что даже чисто внешне герои не имеют с реальными красноармейцами ничего общего. Им не получается поверить, они выглядят персонажами не исторического фильма, а в лучшем случае праздничного фильма-концерта вроде «Старых песен о главном».

по фильму 1972 года

  • Фронтовик Станислав Ростоцкий экранизировал повесть Бориса Васильева "А зори здесь тихие... " со светлой печалью о своем поколении - унесенном войной, "не долюбившем", не прожившем отмеренный ему срок. О несвершившемся, невозместимом, утраченном.
  • "...Когда мы показывали этот фильм в Венеции, то полувраждебный смокинговый зал в две с половиной тысячи людей, не выдержав, стал аплодировать во время просмотра простым советским девушкам в солдатских шинелях, аплодировать их поступкам..." - С. Ростоцкий.

Знаете, я тоже захотел поаплодировать этим людям, а еще сказать им спасибо, что живу, что жива моя мать, сестренка, друзья и родные.

Героиня_______________________________________________________________

Предварительный просмотр:

Карта самооценивания урока

Предмет русская литература Класс 11

Тема урока Б.Васильев "А зори здесь тихие..."

  1. Цель урока Дать краткий обзор творчества Б. Васильева, обратить внимание на проблемы, которые ставит писатель в повести.
  2. Помочь ученикам понять и оценивать поступки героев и выражать свое отношение к ним. Развивать навыки анализа текста с помощью приемов критического мышления.
  3. Воспитывать высокие патриотические качества.

Приемы и методы: РКМЧП, групповая работа, работа в парах.

Оборудование: презентация, "нарезки" из фильма, музыка к фильму "А зори здесь тихие..", лист А-2, фломастеры, раздаточный материал.

Подготовительная работа : прочитать повесть, посмотреть фильм 1972 года и 2015 года

Всего учащихся по списку 12 Присутствуют на уроке 10 Отсутствуют на уроке 2

Коллаборативная среда

Создана и поддерживается в течении всего урока

Создана, но поддерживается частично в течении урока

Не создана

Новые подходы в преподавании и обучении

Создание рабочих групп,

Работа в парах над обзором одного из образов

Пары созданы случайно – работали слаженно, самостоятельно определили цели урока, представление работ

Обучение критическому мышлению

3а, б,4

«ЛСМ» («Образы повести»)-при обобщении, при написании эссе "Какую бы роль в фильме я смог сыграть?"

Справляются легко, могут подводить итог

Оценивание для обучения и оценивание обучения

Заполнение карты самооценивания по критериям

Не все могут оценить себя правильно (занижена самооценка, есть над чем работать)

Использование ИКТ в преподавании и обучении

Работа и интернет-источниками

Находили в парах информацию

Обучение талантливых и одаренных учеников

Задание на опережение

Инсценировка отрывка

Галя Д.. заранее подготовила биографию Б.Васильева, Артем К. - историческую справку о военных действиях в Корелии.

Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников

В течение урока

Все задания соответствовали возрасту

Управление и лидерство в обучении

В течение урока

Учитель был лишь координатором работы.

Рефлексия Считаю, что урок поставленной цели достиг. Ребята с удовольствием работают в парах сменного состава, много заданий самостоятельного плана, нравится работать с ИКТ, собирать и систематизировать материал. Не все могут уверенно доказывать свою точку зрения, стесняются отвечать. Работа в паре; приемы эссе, "авторский стул" помогают развивать коммуникативные качества.

У читель :____________________________________________/______________

В 1954 году ушел из армии и занялся профессиональной литературной деятельностью. Печатается с 1954 года. Известность ему принесла повесть 1969 года «А зори здесь тихие». Автор многих повестей, романов, пьес, а также публицистики. По книгам и сценариям Бориса Васильева снято более 15 фильмов. Центральное место в творчестве Бориса Васильева занимает тема Великой отечественной войны.

Фронтовик Станислав Ростоцкий экранизировал повесть Бориса Васильева "А зори здесь тихие... " со светлой печалью о своем поколении - унесенном войной, "не долюбившем", не прожившем отмеренный ему срок. О несвершившемся, невозместимом, утраченном.

"...Когда мы показывали этот фильм в Венеции, то полувраждебный смокинговый зал в две с половиной тысячи людей, не выдержав, стал аплодировать во время просмотра простым советским девушкам в солдатских шинелях, аплодировать их поступкам..." - С. Ростоцкий.

… у каждой из них был свой, особый счёт к врагу. Так, Рита Осянина занимает в строю защитников Отечества место своего мужа-пограничника, погибшего в первый же день войны…

У студентки Сони Гурвич на момент начала войны в Минске осталась вся семья. Родные оказались в еврейском гетто. И Соня, уходит на фронт, чтобы внести свой вклад в победу и приблизить окончание войны, а значит, и освобождение своих.

У Лизы Бричкиной была мечта: она очень хотела учиться, но война смешала все планы, и Лиза отправляется на фронт, чтобы вернуть мечту.

На глазах у дочери красного командира Жени Комельковой расстреляли маму, младшего брата и сестру. Её саму спрятала соседка. И Женя отправляется добровольцем, чтобы мстить.


Сюжет и система образов повести «А зори здесь тихие…»

повесть васильев художественный жанровый

«У войны не женское лицо» -- это тезис на протяжении долгих столетий. Пережить ужас войны способны очень сильные люди, поэтому принято считать войну мужским делом. Но трагизм, жестокость войны заключается в том, что вместе с мужчинами встают и женщины, которые идут убивать и погибать.

Пять совершенно разных девичьих характеров, пять различных судеб. Девушки-зенитчицы отправляются в разведку под командованием старшины Васкова, который привык жить по уставу. Несмотря на ужасы войны, он сохранил лучшие человеческие качества. Он осознает свою вину перед ними за то, что не смог сберечь девушек. Смерть пяти девчат оставляет глубокую рану в сердце старшины, он не может найти оправдания ей даже в своей душе. В скорби этого простого человека заключен высший гуманизм.

Поведение девушек -- это тоже подвиг, потому что они совершенно не приспособлены к военным условиям.

По словам автора, повесть основана на реальном эпизоде в ходе войны, когда семеро солдат, после ранения, служившие на одной из узловых станций железной дороги Адлер - Сахалин, не дали немецкой диверсионной группе взорвать железную дорогу на этом участке. После боя в живых остался только сержант, командир группы советских бойцов, которому после войны вручили медаль «За боевые заслуги». «И я подумал: вот оно! Ситуация, когда человек сам, без всякого приказа, решает: не пущу! Им здесь нечего делать! Я начал работать с этим сюжетом, уже написал страниц семь. И вдруг понял, что ничего не выйдет. Это просто будет частный случай на войне. Ничего принципиально нового в этом сюжете не было. Работа встала. А потом вдруг придумалось -- пусть у моего героя в подчинении будут не мужики, а молоденькие девчонки. И всё -- повесть сразу выстроилась. Женщинам ведь труднее всего на войне. Их на фронте было 300 тысяч! А тогда никто о них не писал»

Повествование ведется от имени Васкова. Вся повесть построена на его воспоминаниях. И это играет важную роль в идейно-художественном восприятии повести. Она написана человеком, который прошел всю войну, поэтому вся она правдоподобна. Автор посвящает её нравственной проблеме формирования и преобразования характера и психики личности в условиях войны. Наболевшая тема войны показана на примере героев повести. У каждого из них свое отношение к войне, свои мотивы борьбы с фашистами. И именно этим молодым девчонкам, предстоит проявить себя в условиях войны. Каждый персонаж Васильева имеет свой колорит и свою гамму чувств. Происходящие события заставляют сопереживать каждому герою. Как говорили в войну, жизнь одна и смерть одна. И всех девушек одинаково можно назвать подлинными героинями войны.

Для более полного раскрытия образов Васильев использует такой художественный приём как ретроспектива. Ретроспективный обзор - это обращение к прошлому. Прием ретроспекции в художественной литературе (включение в повествование событий прошлого).

Именно из воспоминаний героев повести мы узнаём больше о их жизни до войны, их социальную соотнесенность и характерах. Героини этой повести очень разные. Каждая из них уникальна, обладает неподражаемым характером и неповторимой судьбой, сломанной войной. Этих девушек объединяет то, что они живут ради одной цели. Эта цель - защитить Родину, защитить свои семьи, защитить близких людей. А для этого необходимо уничтожить врага. Для некоторых уничтожить врага значит выполнить свой долг, отомстить за смерть близких и родных им людей.

Рассмотрим каждый персонаж в отдельности. Начнем с коменданта Федота Ефграфовича Васкова. В этом персонаже мы видим одинокого человека, для которого в жизни кроме уставов, приказов начальства и вверенного ему отделения больше ничего не осталось. Все война отняла. Он жил строго по уставу и навязывал этот устав всем, кто его окружал. В жизни коменданта все поменялось с появлением присланных зенитчиц. Помимо приятной внешности вновь прибывшие были к тому же остры на язык. Несмотря на заметную грубоватость, Васков проявляет заботу обо всех пяти зенитчицах. Образ Васкова на протяжении повести испытывает перерождение. Но не только сам старшина является тому причиной. Немалую долю внесли и девушки, каждая по-своему. Федот Ефграфович тяжело переживает гибель девушек. Он душевно привязался к каждой из них, каждая из смертей оставила шрам на его сердце. У Васкова была прострелена рука, но у него в разы сильнее болело сердце. Он чувствовал себя виноватым в смерти каждой из девушек. Не потеряв кисета, он, возможно, избежал бы смерти Сони Гурвич; не отправляя натощак Лизу Бричкину и убедительнее заставив ее передохнуть на островке в болоте, тоже можно было бы избежать ее гибели. Но разве можно было знать все это наперед? Никого уже не вернешь. А последняя просьба Риты Осяниной стала настоящим приказом, ослушаться которого Васков просто не посмел. В повести есть момент, когда Васков вместе с сыном Риты возлагает цветы на памятную доску с именами всех пяти девушек-зенитчиц. Жажда мести управляла сознанием Васкова после смерти Риты Осяниной, которая попросила забрать к себе ее маленького сына. Васков впоследствии заменит ему отца.

Сложна история Елизаветы Бричкиной, которая приняла нелепую, но ужасную и мучительную смерть. Лиза - молчаливая, несколько замкнутая в себе девушка. В повести Лиза - мечтательная и спокойная, но в то же время серьезная девушка. Она жила вместе с родителями на кордоне в лесу. Преисполненная чувством надежды на счастье и ожиданием светлого будущего она шла по жизни. Она всегда вспоминала напутствия родителей и обещания ей счастливого «завтра». Попав в отряд зенитчиц, Лиза была спокойной и сдержанной. Ей понравился Васков. Лиза, не раздумывая, попросилась вместе со всеми в отряд по поискам немецких диверсантов. Васков согласился. За все время пути Лиза все больше и больше привлекала внимание Васкова. Он говорил ей: «Ты примечай все, Лизавета, ты у нас человек лесной…»(178). Осознав всю опасность положения, когда вместо двух диверсантов на горизонте показалось шестнадцать, Васков сразу понял, кого пошлет за подмогой. Лиза очень торопилась. Она хотела как можно скорее привести помощь. Всю дорогу она думала о словах Федота Евграфовича и грела себя мыслью, что они обязательно выполнят приказ и споют. Проходя через болото, Лиза испытывала невероятный страх. И это понятно, ведь тогда, когда она вместе со всеми шла, ей в случае чего обязательно помогли бы, а теперь она одна, в мертвом, глухом болоте, где нет ни одной живой души, которая смогла бы ей помочь. Но слова Васкова и близость «заветного пня»(201), который был ориентиром для Лизы, а значит твердой землёй под ногами, разогрели душу Лизы и подняли ее настроение. Но автор решает совершить трагический поворот событий. Попытки выбраться и истошные крики о помощи оказываются тщетными. И в тот момент, когда наступило последнее мгновение в жизни Лизы, появляется солнце, как обещание счастья и символ надежды. Всем известна поговорка: надежда умирает последней. Так и случилось с Лизой. «Лиза долго видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплевывала грязь и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила… И до последнего мгновения верила, что это завтра будет и для неё…»(202)

Ненужной была смерть Сони Гурвич, которая, стремясь сделать доброе дело, погибает от вражеского клинка. Студентка, готовившаяся к летней сессии, вынуждена сражаться с немецкими оккупантами. Она и ее родители были еврейской нации. В ту группу, которую набрал Васков, Соня попала потому, что знала немецкий язык. Как и Бричкина, Соня была тихоней. Ещё она любила стихи и часто их читала вслух, либо самой себе, либо своим товарищам.

Васков обронил свой памятный кисет с табаком. Соня поняла его переживания по поводу потери и решила помочь ему. Вспомнив, где она видела этот кисет, Соня побежала на его поиски. Васков шепотом приказал ей вернуться, но Соня уже не слышала его. Схвативший ее немецкий солдат вонзил ей в грудь нож. Решив сделать доброе дело своему начальнику, Соня Гурвич ушла из жизни.

Гибель Сони была первой потерей отряда. Именно поэтому все, особенно Васков, восприняли ее очень серьезно. Васков винил себя в ее смерти. Но ничего сделать уже нельзя было. Ее похоронили, а Васков снял с ее кителя петлицы. Такие же петлицы он снимет в последствие со всех кителей погибших девушек.

Следующие три персонажа можно рассмотреть одновременно. Это образы Риты Осяниной (девичья фамилия Муштакова), Жени Комельковой и Гали Четвертак. Три эти девушки всегда держались вместе. Юная Женя была невероятно хороша собой. «Хохотушка» имела тяжелую историю жизни. На ее глазах была убита вся семья, погиб любимый человек, поэтому у нее были свои личные счеты с немцами. Она вместе с Соней попали в распоряжение к Васкову несколько позже остальных, но тем не менее они сразу влились в коллектив. С Ритой у нее тоже не сразу вышла дружба, но после душевной беседы обе девушки увидели в себе хороших подруг. Женя с последними патронами стала уводить немцев от раненной подруги, дав время Васкову помочь Рите. Женя приняла героическую смерть. Она не боялась умереть. Ее последние слова означали, что убив одного солдата, пусть даже девушку, они не перебьют весь Советский Союз. Женя буквально выругалась перед смертью, выложив все то, что у нее наболело.

Невзрачную Галю они тоже приняли к себе в «компанию» не сразу. Галя показала себя как хороший человек, который не предаст и последний кусок хлеба отдаст товарищу. Сумев сохранить тайну Риты, Галя стала одной из них.

Юная Галя жила в детском доме. На фронт она попала обманом, соврав про свой возраст. Галя была очень робкой. С раннего детства лишенная материнского тепла и заботы. Она придумывала истории про свою мать, веря, что она не сирота, что мать вернется и заберет ее. Все смеялись с этих историй, а несчастная Галя старалась придумать другие истории, чтобы позабавить других.

Смерть Гали можно назвать глупой. Поддавшись испугу, она срывается с места и с криком бежит. Немецкая пуля моментально ее настигает, Галя гибнет.

Рита Осянина за свои девятнадцать лет успела побывать замужем и родить сына. Ее муж погиб в первые дни войны, но об этом она не знала и всё время его ждала. Рита сама ушла в зенитчицы, желая отомстить за мужа. Рита по ночам стала убегать в город к сыну и больной матери, возвращаясь под утро. Однажды таким же утром Рита и наткнулась на диверсантов.

Смерть Риты Осяниной психологически самый сложный момент повести. Б. Васильев очень точно передает состояние молодой двадцатилетней девушки, прекрасно осознающей, что рана ее смертельна и что, кроме мучений, её ничего не ждет. Но при этом её заботила только одна мысль: она думала о маленьком сыне, понимая, что ее робкая, болезненная мать вряд ли сможет вырастить внука. Сила Федота Васкова в том, что он умеет найти в нужный момент самые точные слова, поэтому ему можно верить. И когда он говорит: «Не тревожься, Рита, понял я все»(243), становится ясно, что он действительно никогда не бросит маленького Алика Осянина, а скорей всего усыновит его и воспитает честным человеком. Описание смерти Риты Осяниной в повести занимает всего несколько строк. Вначале тихо прозвучал выстрел. «Рита выстрелила в висок, и крови почти не было. Синие порошинки густо окаймили пулевое отверстие, и Васков почему-то особенно долго смотрел на них. Потом отнес Риту в сторону и начал рыть яму в том месте, где она до этого лежала».(243)

Трагизм и нелепость происходящего подчеркивает сказочная красота Легонтова скита, расположенного рядом с озером. И здесь, среди смерти и крови, «тишина могильная стояла, аж звон в ушах». Война - явление противоестественное. Вдвойне же страшной становится война, когда погибают женщины, потому что именно тогда, по мнению Б. Васильева, «обрываются ниточки»(214). Будущее, к счастью, оказывается не только «вечным», но и благодарным. Не случайно в эпилоге приехавший отдохнуть на Легонтово озеро студент написал в письме другу: «Здесь, оказывается, воевали, старик. Воевали, когда нас еще не было на свете... Мы разыскали могилу - она за речкой, в лесу... А зори-то здесь тихие, только сегодня разглядел. И чистые-чистые, как слезы...».(246) В повести Б. Васильева мир торжествует. Подвиг девушек не забыт, память о них будет вечным напоминанием о том, что «у войны - не женское лицо».

Б.Л. Васильев в своей повести «А зори здесь тихие…» создал образную систему персонажей. Образ главного героя старшины Васкова раскрывается при взаимодействии с героинями повести. Эти сопоставление позволяет показать внутренний мир героев.

С каждым годом люди отношение людей к событиям войны меняется, многие из нас стали забывать о тех подвигах, которые совершали наши дедушки и бабушки ради будущего своих детей. Благодаря авторам того времени, мы до сих пор можем изучать произведения и вникать в хронику истории. Произведение Бориса Васильева "А зори здесь тихие..." было посвящено людям, которые прошли через жестокою войну, которые к сожалению не вернулись домой, а также своим друзьям и товарищам. Эту книгу можно назвать памятью, ведь события описанные в ней близки каждому, кто хранит в себе память о Великой Отечественной Войне.

В произведении были описаны судьбы пяти девушек-зенитчиц, а также их командира, действия происходили во время Великой Отечественной войны. Читая этот рассказ я полностью прониклась сочувствием к главным героям, ведь они даже не успели еще почувствовать вкус жизни. Главные героини-Соня Гурвич, Рита Осянина, Женя Комелькова, Галя Четвертак, Лиза Бричкина, молодые девушки, только начавшие жить, они яркие, веселые и настоящие. Но каждой из них выпала роль умереть в борьбе за защиту своей Родины, за любовь к ней и будущее. Они боролись за свободу, но сами были жестоко наказаны судьбой, ведь война разрушила их планы на жизнь, не дав хотя бы капли на что-то светлое. Это страшное события разделила их жизнь на два периода, и у них просто не было другого выхода, кроме как взять оружие в свои нежные руки.

Федот Васков был еще одним главным героем, автор очень проникновенно описал ту горечь и боль, которую испытывал Федот за каждой из девушек. Он был воплощением настоящего солдата, смелый и отважный, он понимал то, что девушка должна находится дома, рядом с детьми и домашним очагом, а не воевать. Видно, как ему безумно хочется отомстить фашистам, за то, что они сделали с молодыми девушками.

Борис Васильев использовал в своей работе то, что видел сам и чувствовал, поэтому повесть содержит четкие описания событий войны. Благодаря этому читателю удается погрузиться в атмосферу тех самых страшных сороковых годов. Я прочувствовала ужас того времени, и поняла, что война не выбирала кого убивать, это были и дети и взрослые, и старые и молодые, у кого-то убили мужа, у кого-то сына или брата.

Несмотря на всю боль происходящего, в конце автор дает понять, что чтобы там ни было, добро все равно победит зло. Эти пять девушек, которые отдали свою жизнь за Родину, навсегда останутся в наших сердцах и будут героями Великой войны.

Темы затронутые произведением А зори здесь тихие

1) Героизм и самоотдача

Казалось бы, еще вчера эти женщины были школьницами, которые спешат на занятия, а сегодня они молодые и храбрые бойцы которые воюют в одной колоне с мужчинами. Но идут они в бой, не из-за принуждения государства или близких, девушки идут туда из-за любви к родине. Как по сей день показывает нам история, эти девушки принесли огромный вклад в победу страны.

2) Женщина на войне

Но самый главный смысл всего произведения Васильева, это ужасающая мировая война, на которой на ровне с мужчинами воюют женщины. Они не поддерживают солдат сзади, не лечат и не кормят, а держат в руках ружье и идут в атаку. У каждой из женщин есть своя семья, свои мечты и цели на жизнь, но у многих из них будущее оборвется на поле битвы. Как говорит главный герой, самое страшно на войне не то что погибают мужчины, а что умирают женщины, и после умирает и вся страна.

3) Подвиг непрофессионала

Ни одна из этих женщин, которая вступила на тропу войны, не проходила постоянные годовые курсы. Они не служили подолгу в армии и не умеют досконально владеть оружием. Они все непрофессиональные бойцы, а обычные советские женщины, которые могли стать женами и матерями, но, несмотря на это стали настоящими бойцами. Даже не важна их некомпетентность, они сражаются на ровне и приносят огромный вклад в истории.

4) Мужество и честь

Несмотря на то что, каждая женщина во время войны принесла огромный клад в победе, есть и те которые выделились больше всего. Например, можно вспомнить героиню из книги, под именем Женя Комелькова, которая позабыв о своем будущем, мечтах и целях, ценной своей жизни, спасла своих товарищей, переманив на себе фашистов. Казалось бы, даже не каждый мужчина отважился бы на такой поступок, но это юная девушка вопреки всему, рискнула и смогла помочь своим сослуживцам. Даже после того как женщина получила серьезное ранение, она не жалела об этом поступке и хотела лишь своей родине победу.

5) Уважение к Родине

Один из героев Восков, после всех военных действий, очень долго себя винил и оскорблял, за то, что не смог уберечь и спасти слабый пол, который отдавал на поле битвы свои жизни. Мужчина боялся, что из-за смерти солдат, на бунт встанут их отцы, мужья, а главное дети, которые начнут обвинять Воского в том, что он не смог уберечь их женщин. Солдат не верил, что какой-то Беломорканал стоит стольких ушедших душ. Но в один момент, одна из женщин Рита, сказала, чтобы мужчина перестал самобичеваться, унижать и постоянно раскаиваться в этом, так как война это не место для грусти и сожаления. Все эти женщины боролись не за обычные дороги или опустевшие здания, они боролись за свою родину и за свободу целой нации. Именно так автор, передает отважность людей и любовь их к родине.

11 класс, ЕГЭ

Произведение относится к эпистолярному жанру направления сентиментализма и представляет собой роман в виде писем, в которых главные персонажи повествуют о своей жизни с ее эмоциями, переживаниями, чувствами.

  • Анализ рассказа Чехова Черный монах

    Талант, гениальность, мания величия. Эти темы старались осветить многие писатели. А.П.Чехов в 1893 году пишет повесть «Черный монах» о своем современнике

  • Класс: 9

    Тема: Повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…»

    Цель: проанализировать повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…».

    Задачи:

    Развивать навыки работы в разных модальностях – аудиальной, кинестетической, визуальной, посредством работы по теме урока;

    Совершенствовать психологический климат на уроке с целью укрепления эмоционально-волевой сферы учащихся;

    Воспитывать чувство патриотизма.

    Оборудование: телевизор, видеомагнитафон, фильм «А зори здесь тихие».

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    Учитель. Добрый день! Сегодня мы с вами посмотрим фрагменты фильма, снятого по мотивам повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…», которую вы прочитали к этому уроку и проанализируем её.

    II. Вступительное слово учителя

    Учитель. В этом году наша страна отмечает очередную шестьдесят вторую годовщину со дня Победы в Великой Отечественной войне. Прошли годы, но память человеческая всё возвращается и возвращается к тем далёким событиям, не давая покоя, теребя душу вопросом: «Почему? Зачем? Как это было?».

    Сегодня мы попытаемся ответить на эти вопросы, проанализировав повесть Бориса Львовича Васильева «А зори здесь тихие…».

    Хочу вспомнить фрагмент одного из фильмов, где есть такая сцена: у памятника воинам, в почётном карауле, чеканя шаг, идёт юноша – наш современник. Корреспондент задаёт ему вопрос:

    Что ты чувствуешь, шагая у памятника?

    Шагаю, стараюсь, чтобы никто не догадался, что я ничего не чувствую… - ответил юноша.

    Кто сможет осудить этого человека? Да и в чём его вина?

    (Выступают заранее подготовленные ученики)

    Ученик 1. Может быть, взрослые, оберегая хрупкую впечатлительную душу ребёнка, не рассказывали ему правды о войне и фашизме, может, сам он считал, что это «дела давно минувших дней», а сейчас есть гораздо интереснее и важнее занятия, чем читать о войне.

    Но… даром думают, что память

    Не дорожит сама собой,

    Что ряской времени затянет

    Любую боль.

    Очень важно, что эта «быль» и «боль» стали теперь достоянием народа, поэтому мы сейчас имеем возможность читать произведения о войне, написанные Ю. Бондаревым, В. Быковым, К. Воробьёвым, А. Солженицыным и многими другими.

    Ученик 2. Кто прячет прошлое ревниво,

    Тот вряд ли с будущим в ладу.

    Мы называем время, в котором живём, сложным, непростым. Но в каждодневной круговерти так необходимо остановиться и трезво рассудить, куда идёт человечество, вспомнить уроки истории и уже не по-юношески, по-взрослому осознать, что не только материальными благами жив человек.

    Учитель. Для нас, россиян, День Победы – великий праздник. Но, к сожалению, не все люди придают должное значение этому событию, есть и такие, которые вообще не задумываются о том, каково значение этого Дня в истории. И всё-таки большинство молодых россиян понимают и хотят знать, что происходило на самом деле в Европе и России в 1935 – 1945 гг.

    Учитель. Со времени окончания войны прошло уже много лет. Почему же многие писатели писали и пишут о ней?

    «Потому что тот подвиг, память о нём, сколько бы времени ни прошло, не остынет в наших сердцах», - сказал В. Быков.

    «Лично я пишу о ней не только потому, что война – тяжелейшее испытание для человечества, - пишет Ю. Бондарев, - а потому, что мне чрезвычайно важно увидеть свой персонаж в самых сложных, самых драматических обстоятельствах, где нравственные ценности проверяются в предельной обострённости».

    Литература вновь и вновь возвращает нас к событиям этой войны, к подвигу народа, не знающему себе равных в истории.

    На рубеже 1950 – 1960-х годов в литературу пришли новые писатели-фронтовики: Юрий Бондарев, Василь, Борис Васильев и многие другие. Вот и сегодня мы с вами познакомимся с произведением Б. Васильева «А зори здесь тихие…». Мы будем смотреть телевизионный фильм, снятый по этой повести.

    Ученик 3. Борис Львович Васильев – прозаик, киносценарист, драматург, участник Великой Отечественной войны. По профессии – военный инженер-испытатель. До 1954 года – года демобилизации – оставался кадровым военным. Опыт войны лёг в основу почти всех его произведений. Первые произведения – пьеса «Офицеры» и повесть «А зори здесь тихие…» (1969), принесшие ему широкую известность и ставшие своего рода классическими произведениями о Великой Отечественной войне. До повести «А зори здесь тихие…» (и после неё) много работал в кино, создав несколько киносценариев, в том числе и по собственным произведениям. С 1960 года – он член Союза кинематографистов. В большинстве произведений Васильева действуют рядовые люди, необстрелянные, штатские по своим характерам и привычкам.

    Учитель. Здесь вспоминаются страницы прочитанной книги о войне Бориса Васильева «А зори здесь тихие…», рассказывающие о великой правде, о ратном подвиге наших предков, который они совершили «не ради славы – ради жизни на земле».

    (Зачитываются строки из повести.)

    «Шёл май 1942 года. На западе (в сырые ночи оттуда доносило тяжкий гул артиллерии) обе стороны, на два метра врывшись в землю, окончательно завязли в позиционной войне; на востоке немцы день и ночь бомбили канал и Мурманскую дорогу; на севере шла ожесточённая борьба за морские пути; на юге продолжал упорную борьбу блокированный Ленинград».

    IV. Просмотр кинофильма с использованием сообщений учеников о героях повести.

    Ученик 1. Рита Осянина. Строгая, не засмеётся никогда, только что поведёт чуть губами, а глаза по-прежнему серьёзными остаются. Вдова она. Из всех довоенных событий Рита ярче всего помнила школьный вечер: встречу с героями пограничниками. (Фрагмент из кинофильма.)

    Риту хотели отправить в тыл, а она просилась в бой. Её гнали, силой запихивали в теплушки, но настырная жена погибшего заместителя начальника заставы старшего лейтенанта Осянина через день снова появлялась в штабе укрепрайона. В конце концов взяли санитаркой, а через полгода послали в полковую зенитную школу.

    Старший лейтенант Осянин погиб на второй день войны в утренней контратаке.

    Начальство ценило неулыбчивую вдову героя-пограничника: отмечало в приказах, ставило в пример и поэтому уважило личную просьбу – направить по окончании учёбы на тот участок, где стояла застава, где погиб муж в яростном штыковом бою.

    На экране – фрагмент кинофильма «А зори здесь тихие…» с участием Жени Комельковой.

    Ученик 2. Женя Комелькова. Высокая, светловолосая, белокожая. Чрезвычайно общительная и озорная. То в перерыве цыганочку спляшет, то вдруг роман рассказывать начнёт – заслушаешься.

    Глаза детские: зелёные, круглые, как блюдца. Красивая…

    Красивые редко счастливыми бывают. Женя осталась одна. Маму, сестру, братишку – всех из пулемёта уложили. Семьи комсостава захватили и – под пулемёт, а её эстонка спрятала.

    Значит, и у неё личный счёт имеется.

    Ученик 3. Лиза Бричкина. Коренастая, плотная, здоровая, «лесная» красавица. Все девятнадцать лет прожила она в ощущении завтрашнего дня. Каждое утро её обжигало нетерпеливое предчувствие ослепительного счастья, и каждый раз выматывающий кашель матери отодвигал это свидание с праздником на завтрашний день. Не убивал, не перечёркивал – отодвигал.

    Жизнь была для Лизы понятием ощутимым. Она скрывалась где-то в сияющем завтра и пока обходила стороной этот затерянный в лесах кордон, но Лиза знала твёрдо, что жизнь эта существует, что она предназначена для неё и миновать её невозможно, как невозможно не дождаться завтрашнего дня. А ждать Лиза умела…

    Фрагмент из фильма.

    …Но началась война, и вместо города Лиза попала на оборонительные работы. Всё лето рыла окопы и противотанковые укрепления. Поздней осенью она оказалась где-то за Валдаем, прицепилась к зенитной части и поэтому оказалась на 171- м разъезде…

    Ученик 1. Галя Четвертак. Худощавая, востронасая, косички тоненькие торчат.

    Галя была подкидышем, и даже фамилию ей в детском доме дали Четвертак потому, что меньше всех ростом вышла.

    Галя прилежно занималась, возилась с октябрятами и даже согласилась петь в хоре, хотя всю жизнь мечтала о сольных партиях, длинных платьях и всеобщем поклонении. (Фрагмент из фильма.)

    Война застала Галя на четвёртом курсе библиотечного техникума, и в первый же понедельник вся их группа в полном составе явилась в военкомат .

    Группу взяли на фронт, а Галю нет. Но она не сдавалась, упорно штурмовала военкомат до тех пор, пока полковник в порядке исключения не направил Галю в зенитчицы.

    Ученик 2. Соня Гурвич. Серьёзное личико, умные проницательные глаза. Незаметная и исполнительная. В Минске она жила в очень дружной и большой семье: дети, племянники, бабушка, незамужняя мамина сестра, ещё какая-то дальняя родственница – все в одной квартире.

    Однажды она заметила, что сосед по парте совсем не случайно пропадает вместе с ней в читальном зале.

    Фрагмент из фильма.

    Через пять дней после их единственного и незабываемого вечера в Парке культуры и отдыха друг подарил ей тоненькую книжечку стихов Блока и ушёл на фронт.

    Осталась ли в живых семья, Соня не знала. В зенитчицы она попала случайно; фронт сидел в глухой обороне, переводчиков хватало, а зенитчиц – нет.

    Вот её и откомандировали в зенитную часть.

    Учитель. Жизнь этих девушек, не успев ещё начаться, так трагически оборвалась. Смерть и юность совпали на войне.

    Как же погибли девушки? Как герои. Каждая пыталась сделать всё, что могла, пыталась бороться до конца.

    Кадры из фильма.

    Ученик 3. Лиза. «Жуткий одинокий крик долго звучал над равнодушным ржавым болотом. Взлетел к вершинам сосен, путался в молодой листве ольшаника, падал до хрипа и снова из последних сил взлетал к безоблачному небу.

    Лиза долго видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплёвывая грязь и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила.

    Над деревьями медленно всплыло солнце, лучи упали на болото, и Лиза в последний раз увидела его свет – тёплый, нестерпимо яркий, как обещание завтрашнего дня. И до последнего мгновения верила, что это завтра будет и для неё…».

    Кадры из фильма.

    Ученик 1. Соня. «А старшина весь заострённый был, на тот крик заострённый. Единственный, почти беззвучный крик, который уловил он вдруг, узнал и понял. Слыхал он такие крики, с которыми всё отлетает, всё растворяется и поэтому звенит. Внутри звенит, в тебе самом, и звона этого последнего ты уже никогда не забудешь. Словно замораживает он и холодит, сосёт, тянет за сердце.

    Соня тускло смотрела в небо полузакрытыми глазами.

    Отличница была, - сказала Осянина. – Круглая отличница – и в школе и в институте.

    Да, - покивал старшина. – Стихи читала.

    А про себя подумал: не это главное.

    А главное, что могла Соня детишек нарожать, а те бы – внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом…».

    Фрагмент из фильма.

    Ученик 2. Галя. «Она всегда жила в воображаемом мире активнее, чем в действительном, и сейчас хотела бы забыть всё, вычеркнуть из памяти, хотела – и не могла. И это рождало тупой, чугунный ужас, и она шла под гнётом этого ужаса, ничего уже не соображая.

    Коротко ударил автомат. Последний крик её затерялся в булькающем хрипе. Замерло всё на поляне. На секунду какую-то замерло, точно во сне».

    Фрагмент из фильма.

    Ученик 3. Женя. «Женька не расстраивалась, она вообще никогда не расстраивалась. Она верила в себя и сейчас, уводя немцев от Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что всё окончится благополучно.

    И даже когда пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо, так несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет».

    Фрагмент из фильма.

    Ученик 1. Рита . «Рита заплакала, плакала беззвучно, без вздохов, просто по лицу текли слёзы: она поняла, что Женьки больше нет.

    Рита спросила у Васкова, болит ли рука.

    Он стиснул зубы. Закачался, баюкая руку.

    Здесь у меня болит. – Он ткнул в грудь. – Здесь свербит, Рита. Так свербит! Положил ведь я вас, всех пятерых положил, а за что? За десяток фрицев?

    Ну, зачем так… Всё же понятно, война, - сказала Рита.

    Пока война, понятно. А потом, когда мир будет? Будет понятно, почему вам умирать приходилось? Почему я фрицев этих дальше не пустил, почему такое решение принял? Что ответить, когда спросят: что же это вы мужики, мам наших от пуль защитить не могли? Что же вы со смертью их оженили, а сами целенькие? Дорогу Кировскую берегли да Беломорский канал? Да там ведь тоже, поди, охрана, там ведь людишек куда больше, чем пятеро девчат да старшина с наганом…

    Не надо, - тихо сказала Рита, - Родина ведь не с каналов начинается. А мы её защищали. Сначала её, а уж потом канал.

    Он скорее почувствовал, чем расслышал этот слабый, утонувший в ветвях выстрел».

    Фрагмент из фильма.

    Учитель. Они воевали, не жалея себя, своей красоты, молодости. Эти девушки были ранимыми, чуткими, нежными, а им пришлось воевать, убивать. Им, которые должны были бы стать матерями, продолжательницами жизни.

    До сих пор страшно читать повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…». Женщина на войне воспринимается как нечто противоестественное. Юные героини повести мечтают о жизни – и погибают. Они готовы умереть за победу, но всё говорит о несправедливости этих смертей. Да, главная суть войны в правде о смерти, и её смог очень отобразить Б. Васильев. Конечно, мы понимаем, что это смерть ради жизни. Но от этого она не становится менее страшной.

    Герои Б. Васильева на войне не только воевали, но и любили, мечтали, надеялись, размышляли. Накал внутренней борьбы – анализ человеческого характера, выдвинулся на первый план, заставил глубже взглянуть на природу героизма.

    Б. Васильев поднимает вопрос не только о значении победы, но и о её ЦЕНЕ, писатель обратился к экстремальной ситуации, когда во избежание больших потерь приходилось жертвовать малыми силами. Но малая ли это цена?

    Вопрос для обсуждения:

    - Какой ценой завоёвана победа?

    (Ответы детей и обсуждение.)

    V. Беседа по содержанию. Заключительное слово учителя.

    Учитель. Война – это великий урок для всех людей. И произведения современных писателей позволяют нам, людям, родившимся в мирное время, понять, насколько тяжелы испытания войны, сколько горя несёт она людям, насколько ужасна смерть на войне.

    Прошло уже более 60 лет со времени окончания Великой Отечественной войны, а память вновь и вновь возвращает нас к тем героическим и трагическим дням.

    Образы фронтовиков, встающие со страниц книг о Великой Отечественной войне, напоминают нам о том, каким должен быть человек, напоминают о его ценности, достоинстве, о тех нравственных принципах, которым мы должны быть верны в любых обстоятельствах.

    Мы живём в мирное время, но и сейчас на планете Земля раздаются то там, то тут взрывы. Не всегда спокойно и на российской земле. Именно сейчас необходимо заново осмыслить величие подвига тех, кто выстоял войну. Это не только солдаты на фронте, это и мальчишки, которые стояли у станков, и деревенские женщины, которые кормили армию и страну, и люди, подвиг которых мог заключаться в том, чтобы просто оставаться людьми в нечеловеческих условиях оккупации, блокады.

    Учитель. Годы Великой Отечественной войны не забудутся никогда. Чем дальше, тем величественнее развёртываются они в нашей памяти, и не раз ещё сердце захочет вновь и вновь пережить священный, тяжёлый и героический эпос дней, когда вся страна встала на защиту Родины, все от мала до велика.

    Пока жива память, живы герои Великой Отечественной войны.

    VI. Итоги урока.

    Ребята, о чём мы сегодня говорили?

    Что нового вы узнали о людях, которые воевали?

    Спасибо за урок.


    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
    Каково значение кровеносной системы
    Разделка говядины: что выбрать и как готовить?