Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Композиторы которые обращались к жанру инструментальный концерт. Концерт как музыкальный жанр

Тема урока : «Инструментальный концерт».

Педагогическая цель : дать представление о жанре инструментального концерта, о том, когда и как он возник, как развивался.

Исходя из цели урока ставятся следующие задачи:

    Образовательная : познакомить учащихся с зарождением и развитием жанра инструментального концерта на примере концерта «Времена года» А.Вивальди, закрепить представления о различных видах концерта, расширить представления о программной музыке.

    Развивающая : продолжить знакомить с лучшими образцами музыки эпохи барокко.

    Воспитательная : воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес и уважение к музыкальному наследию композиторов других стран..

Планируемые результаты:

Личностные : у обучающегося будет сформирована мотивация к изучению музыки, умение в процессе рефлексии проводить самооценку; ученик получит возможность для формирования устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

Предметные: ученик научится осознанно воспринимать и исполнять муз. произведения; ориентироваться в муз.жанрах, образах, формах; обращаться к литературным первоисточникам, выделять нравственную проблематику литературных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале; осмыслять специфику музыки и литературы как видов искусства.

Метапредметные.

Личностные: ученик научится проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки; ученик получит возможность научиться объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей.

Познавательные: научится анализировать, сравнивать музыкальные произведения и образы одного произведения, находить общее и различное; оценивать и соотносить черты творчества композитора.Получит возможность научиться владеть отдельными специальными терминами в пределах изучаемого курса, использовать разные источники информации, стремиться к самостоятельному общению с искусством.

Регулятивные: научится исполнять музыку, передавая художественный смысл; получит возможность научиться определять и формулировать тему и проблему урока; оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

Коммуникативные: научится организовывать работу в паре, группе; излагать своё мнение, аргументируя его и подтверждая фактами; получит возможность научиться сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения песни и работы в группе.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Вид урока: урок-размышление.

Оборудование: ноутбук, фонохрестоматии к учебнику «Музыка» 6 классов, цикл «Времена года» А. Вивальди, распечатанные слова песни А. Ермолова «Времена года» и др.

ХОД УРОКА

    Орг. момент. Эмоциональный настрой.

Приветствие;

Здравствуйте, дорогие ребята, рада вас видеть.

Снова вижу вас сегодня,
Снова музыке звучать,
И прекрасное искусство
Очарует нас опять.
Все сердца одним стремленьем
Музыка объединит,
И торжественно и чудно
В наших душах зазвучит!

Я надеюсь, что вы будете принимать активное участие на уроке. В свою очередь я постараюсь, чтобы урок прошёл для вас интересно и познавательно.

2. Тема урока. Целеполагание.

1) На протяжении нескольких уроков мы с вами говорили о камерной музыке. Скажите, что такое «камерная музыка»?

Камерная, т.е. комнатная музыка, предназначенная для исполнения в небольших помещениях для небольшой аудитории (ответы детей).

Чтобы понять, о чем пойдет речь сегодня на уроке, предлагаю вам отгадать кроссворд. Слово спряталось по вертикали. Работаем в парах.





    Большой коллектив музыкантов-инструменталистов, совместно исполняющих произведение (ОРКЕСТР)

    Многочастное произведение для хора, солистов и оркестра (КАНТАТА)

    Музыкальный спектакль, в котором основным средством выразительности является пение (ОПЕРА)

    Оркестровое вступление к опере, спектаклю или самостоятельное симфоническое произведение (УВЕРТЮРА)

    Ансамбль из четырёх исполнителей (певцов или инструменталистов) (КВАРТЕТ)

    (по вертикали) Крупное музыкальное произведение для симфонического оркестра и какого либо солирующего инструмента, состоящее из 3 частей (КОНЦЕРТ)

- проверка, оценивание;

2) - Сформулируйте тему урока.

- Тема урока «Инструментальный концерт» (записать на доске).

Какие цели мы можем поставить?

3) повторение и введение нового материала.;

Давайте вспомним, что такое концерт?

- Концерт - (в переводе с итальянского означает согласие, с латинского – состязание). Концерт - музыкальное произведение, для симфонического оркестра и солирующего инструмента. Обычно состоит из трех частей. Встречаются концерты для одного инструмента, без оркестра, для оркестра без солиста , концерты для хора. В русской музыке широко применялся жанр хорового духовного концерта.

Инструментальный концерт - концерт для одних только музыкальных инструментов, без пения.

- Жанр концерта возникает в XVII веке в связи с интенсивным развитием скрипичного исполнительства.

Антонио Вивальди – скрипач-виртуоз, дирижер и педагог, один из величайших композиторов XVII – XVIII вв. Жил и творил в эпоху барокко
Был создателем жанра – инструментального концерта.

Определите одним словом эпоху барокко?( Причудливость).

Известно около 450 концертов Вивальди. Драма в музыке, контраст между хором и солистом, голосами и инструментами поражали публику:насыщенность сменялась спокойствием, нежность – мощью, соло прерывалось оркестром.
В композициях концертов Вивальди чередовались сольные и оркестровые части.

Вершина творчества Вивальди. Этот цикл объединил четыре концерта для солирующей скрипки и струнного оркестра. В них развитие музыкального образа основано на сопоставлении звучания * скрипки - solo * оркестра – tutti (в переводе с итальянского значит все ).

Принцип контраста определил трёхчастную форму концерта: 1-я часть – быстрая и энергичная; 2-я – лирическая, певучая, небольших размеров по форме; 3-я часть – финал, живой и блестящий.

Природа всегда радовала музыкантов, поэтов и художников. Красота природы, смена времен года: осень, зима, весна, лето – неповторима, каждая по-своему

Как вы думаете, обращались художники поэты к теме времен года?

Вы знаете такие произведения?

Поэтами написано много стихов о природе, художниками написано много картин о природе, а композиторами написано много музыки, изображающей картины природы.

Сегодня мы сравним, как изображено каждое время года в поэзии, в живописи и в музыке. А помогут нам в этом стихи русских поэтов, репродукции картин русских художников и волшебная музыка итальянского композитора Антонио Вивальди., который сумел отразить своей музыкой красоту родной природы.

Стихи, картины и музыка помогут нам увидеть, услышать и почувствовать каждое время года.

(Звучит 1-я часть, учитель название не называет) .

    Какие чувства выражает эта музыка?

    С каким временем года может ассоциироваться эта музыка?

    Учащиеся определяют первоначальную интонацию, характер музыки, быстрый темп, контрасты динамики, изобразительные моменты – подражание пению птиц- это весна

    Прослушанная музыка яркая, звонкая, радостная. В ней чувствуется полет, движение, пение птиц. Мелодия светлая, в музыке чувствуется приход весны.

Как звучит главная мелодия 1-й части концерта?

Эта часть начинается веселой беззаботной мелодией, легкой, светлой, прозрачной, непринужденной.

    Что композитор изобразил в эпизодах?

    Пение птиц, журчание ручейков, удары грома и вспышки молний.

    Когда гроза проходит, то снова в каждом звуке радость прихода весны. Снова поют птицы, оповещая о приходе весны.

Учащиеся: Возможные ответы детей: ясно слышно, где играет оркестр, а где звучит солирующая скрипка. Мелодия, которая исполняется оркестром в мажорном ладу, очень ясная, яркая, легко запоминается, в танцевальном ритме. Мелодия, исполняемая солистом, гораздо сложней, она виртуозная, красивая, украшена музыкальными распевами, похожа на пение птиц).

Итак, что же вы почувствовали, представили?

Это ранняя весна или поздняя?

Да. Ранняя, так как музыка изображает пробуждение природы.

Как звучит музыка, передающая это состояние (стремительно, энергично, порывисто…)

Ответы учащихся

Вы услышали, как инструменты подражали звукам природы? (показ слайда)

Радостное пение птиц, веселое журчание ручейков, нежное веяние ветерка, сменяемое грозовым шквалом.

А может это состояние человека, наблюдающего весеннее пробуждение жизни?

Как вы себя ощущаете весной?

Какие новые чувства возникают у вас?

Ответы учащихся

Учитель дополняет: ощущение счастья, света, тепла, торжества природы.

Учащиеся определяют, что это ВЕСНА. Вывешиваем репродукцию о весне.

Цикл концертов «Времена года» - программное сочинение , в основе которого лежат стихотворные сонеты, с помощью которых, композитор раскрывает содержание каждого из концертов цикла. Предполагается, что сонеты написаны самим композитором

- Литературный текст подобен музыкальному и каждое из искусств своими средствами воспроизводит состояние человека, его чувства, вызванные приходом весны.

Тема времен года всегда была популярна в искусстве. Объясняется это несколькими факторами.

Во-первых, она давала возможность средствами данного конкретного искусства запечатлеть события и дела, наиболее характерные для того или иного времени года.

Во-вторых, она всегда наделялась определенным философским смыслом: смена времен года рассматривалась в аспекте смены периодов человеческой жизни

весна, то есть пробуждение природных сил, олицетворяла начало и символизировала юность

зима - конец пути - старость.

Слушание «Зима» (2ч. Largo) А. Вивальди.

(Ответы уч-ся). Музыка спокойная, напевная задушевная, задумчивая, лирическая.

Почему в наше время часто исполняется музыка, написанная более трех веков назад?

(Ответы уч-ся).

Итак, ребята, ваши впечатления?

Какое это время года?

Что вы представили, слушая эту музыку?

А как это передано в звучании, в исполнении?

(тема, движение мелодии, сила звука)

Да. Создаётся ощущение всепронизывающей зимней стужи, как будто «под порывами ледяного ветра всё живое дрожит в снегу» (показ слайда)

Как вы думаете, в музыке только образ природы, зимы, или переданы чувства человека- композитора?

Да. Ведь человек – это часть природы, и в этой музыке мы чувствуем собранность, волю, готовность человека преодолеть невзгоды зимы: стужу, холод.

4) физминутка;

Если есть время, то по тому же времени характеризуем часть «Лето», часть «Осень».

Учитель вместе с детьми определяют Принцип контраста произведения

    1-я часть – Allegro (Пришла весна)

быстрая, энергичная, обычно без медленного вступления

    2-я часть – Largo e pianissimo sempre (Спящий пастух) лирическая, певучая, более скромная по размерам

    3-я часть – Allegro danza pastorale. (Деревенский танец) финал, подвижный, блестящий

- поставьте оценку за эту работу в своих оценочных листах.

4) составление синквейнов (по группам);

СИНКВЕЙН (5 строк)

Первая строка- существительное;

Вторая строка- два прилагательных;

Третья строка- три глагола;

Четвёртая строка-

Пятая строка-

  1. Пришла, расцвела, разбудила.

    Благодать!

Выставление оценок.

В ы в о д: Композитор, в своих концертах выразил собственное восприятие окружающего мира. В музыке переданы чувства человека, его отношения к природе, миру. Они неизменны, постоянны, независимо от того, в какую эпоху живет человек.

Концерты Вивальди положили начало развитию жанра инструментального концерта.

4. Вокальная работа.

Дыхательная гимнастика;

Распевка;

Слушание;

Пение песни Ю. Антонова. « Живет повсюду красота»;

4. Итоги. Рефлексия.

Что узнали?

Что понравилось?

(заполняем листа настроения).

задания

оценка

задания

оценка

Общая оценка за урок

Общая оценка за урок

Лист самооценки Лист самооценки

задания

оценка

задания

оценка

Общая оценка за урок

Общая оценка за урок

Лист самооценки Лист самооценки

задания

оценка

задания

оценка

Общая оценка за урок

Общая оценка за урок

Лист самооценки Лист самооценки

задания

оценка

задания

оценка

Общая оценка за урок

Общая оценка за урок

Лист самооценки Лист самооценки

задания

оценка

задания

оценка

Общая оценка за урок

Общая оценка за урок

Лист самооценки Лист самооценки

задания

оценка

задания

оценка

Общая оценка за урок

Общая оценка за урок

















ВЕСНА (La Primavera)

Весна грядет! И радостною песней

Полна природа. Солнце и тепло,

Журчат ручьи. И праздничные вести

Зефир разносит, Точно волшебство.

Вдруг набегают бархатные тучи,

Как благовест звучит небесный гром.

Но быстро иссякает вихрь могучий,

И щебет вновь плывет в пространстве голубом.

Цветов дыханье, шелест трав,

Полна природа грез.

Спит пастушок, за день устав,

И тявкает чуть слышно пес.

Пастушеской волынки звук

Разносится гудящий над лугами,

И нимф танцующих волшебный круг

Весны расцвечен дивными лучами.

ЛЕТО (L"Estate)

В полях лениво стадо бродит.

От тяжкого, удушливого зноя

Страдает, сохнет все в природе,

Томится жаждой все живое.

Доносится из леса. Нежный разговор

Щегол и горлица ведут неторопливо,

И теплым ветром напоен простор.

Вдруг налетает страстный и могучий

Борей, взрывая тишины покой.

Вокруг темно, злых мошек тучи.

И плачет пастушок, застигнутый грозой.

От страха, бедный, замирает:

Бьют молнии, грохочет гром,

И спелые колосья вырывает

Гроза безжалостно кругом.

ОСЕНЬ (L"Autunno)

Шумит крестьянский праздник урожая.

Веселье, смех, задорных песен звон!

И Бахуса сок, кровь воспламеняя,

Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон.

А остальные жаждут продолженья,

Но петь и танцевать уже невмочь.

И, завершая радость наслажденья,

В крепчайший сон всех погружает ночь.

А утором на рассвете скачут к бору

Охотники, а с ними егеря.

И, след найдя, спускают гончих свору,

Азартно зверя гонят, в рог трубя.

Испуганный ужасным гамом,

Израненный, слабеющий беглец

От псов терзающих бежит упрямо,

Но чаще погибает, наконец.

ЗИМА (L"Inverno)

Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,

И севера ветра волна накатила.

От стужи зубами стучишь на бегу,

Колотишь ногами, согреться не в силах

Как сладко в уюте, тепле и тиши

От злой непогоды укрыться зимою.

Камина огонь, полусна миражи.

И души замерзшие полны покоя.

На зимнем просторе ликует народ.

Упал, поскользнувшись, и катится снова.

И радостно слышать, как режется лед

Под острым коньком, что железом окован.

А в небе Сирокко с Бореем сошлись,

Идет не на шутку меж ними сраженье.

Хоть стужа и вьюга пока не сдались,

Дарит нам зима.

СИНКВЕЙН (5 строк)

Первая строка- существительное;

Вторая строка- два прилагательных;

Третья строка- три глагола;

Четвёртая строка- фраза, из 4 слов передающая собственное отношение, настроение;

Пятая строка- вывод, одним словом или фразой.

Учащиеся приводят примеры по синквейну, затем сравнивают с примером учителя

  1. Ранняя, солнечная, долгожданная.

    Пришла, расцвела, разбудила.

    Душа полна предчувствием счастья.

    Благодать!

СИНКВЕЙН (5 строк)

Первая строка- существительное;

Вторая строка- два прилагательных;

Третья строка- три глагола;

Четвёртая строка- фраза, из 4 слов передающая собственное отношение, настроение;

Пятая строка- вывод, одним словом или фразой.

Учащиеся приводят примеры по синквейну, затем сравнивают с примером учителя

  1. Ранняя, солнечная, долгожданная.

    Пришла, расцвела, разбудила.

    Душа полна предчувствием счастья.

    Благодать!

СИНКВЕЙН (5 строк)

Первая строка- существительное;

Вторая строка- два прилагательных;

Третья строка- три глагола;

Четвёртая строка- фраза, из 4 слов передающая собственное отношение, настроение;

Пятая строка- вывод, одним словом или фразой.

Учащиеся приводят примеры по синквейну, затем сравнивают с примером учителя

  1. Ранняя, солнечная, долгожданная.

    Пришла, расцвела, разбудила.

    Душа полна предчувствием счастья.

    Благодать!

СИНКВЕЙН (5 строк)

Первая строка- существительное;

Вторая строка- два прилагательных;

Третья строка- три глагола;

Четвёртая строка- фраза, из 4 слов передающая собственное отношение, настроение;

Пятая строка- вывод, одним словом или фразой.

Учащиеся приводят примеры по синквейну, затем сравнивают с примером учителя

  1. Ранняя, солнечная, долгожданная.

    Пришла, расцвела, разбудила.

    Душа полна предчувствием счастья.

    Благодать!

Инструментальный концерт

Само это слово вам, конечно, знакомо, особенно в первом его значении. «Концерт, - говорится в музыкальном словаре, - публичное исполнение произведений по заранее составленной программе».

Но дело в том, что у этого слова есть и другое значение: так называется сочинение для какого-либо музыкального инструмента (или голоса) в сопровождении оркестра. А вот почему оно так называется? И почему участники конкурса должны были играть именно концерт?

Слово это можно перевести как «состязание»», таким образом, «Концерт для фортепиано с оркестром» - это состязание пианиста с симфоническим оркестром.

Когда вам интересно смотреть спортивное состязание? Когда «противники» равны по силе, по мастерству, верно? Потому что если состязаются слабая и сильная команды или мастер спорта с новичком-любителем, то заранее уже ясно, кто победит. А это совсем не интересно.

В концерте состязаются какой-нибудь музыкальный инструмент и... целый симфонический оркестр. Вот так-так! Да разве какой-нибудь крохотке флейте или хрупкой, изящной скрипке под силу победить или хотя бы, говоря спортивным языком, «сделать ничью» с этакой громадой? Что же это за состязание?

Великолепное, друзья мои, замечательное состязание! Так как силе, мощи и блеску симфонического оркестра противопоставляются талант исполнителя-солиста, его мастерство, достигнутое годами и годами напряжённой работы. Скажу вам по секрету, что выигрывает почти, всегда тот, кто на первый взгляд кажется слабейшим. Солист подчиняет себе оркестр. Конечно, только в том случае, если он настоящий музыкант, талантливый исполнитель, потому что для него это очень серьёзное испытание. И когда нет мастерства и таланта, побеждает оркестр. Но какая это грустная победа. Победа есть, а музыки нет.

Музыка концерта. Каких только трудностей в ней не найдёшь! Сложные до головоломности пассажи, сильные аккорды, стремительно катящиеся гаммы... Это всё так называемые технические трудности, испытание беглости пальцев, силы удара, - словом, умения музыканта-исполнителя. И композитор, создавая концерт, всегда думает о том, чтобы музыкант мог в этом произведении показать все своё мастерство.

Однако если бы композитор думал только об этом, если бы концерт состоял только из одних задач и хитроумных головоломок, его нельзя было бы назвать настоящим произведением искусства. В таком произведении не было бы самого главного - мысли, содержания.

Вот что пишет о концерте Чайковский: «Тут есть две равноправные силы, то есть могучий, неисчерпаемо богатый красками оркестр, с которым борется и которого побеждает (при условии талантливости исполнителя) маленький, невзрачный, но сильный духом соперник. В этой борьбе много поэзии и бездна соблазнительных для композитора комбинаций».

Если бы страницы книги могли зазвучать после этих слов, мы сразу же услышали бы яркие, полнозвучные аккорды оркестра – начало Первого фортепианного концерта . С первыми звуками этой музыки словно сама радость врывается в зал. Каким маленьким и слабым кажется сидящий за роялем пианист. Мощное звучание оркестра словно отгородило его от зала плотной стеной.

И в эту ликующую массу звуков могучим колоколом влился новый голос. «Слушайте! - словно говорят нам размеренные, торжественные аккорды.- Слушайте! Вы не можете не слышать меня». И мы слышим, прекрасно слышим звучный, сильный голос рояля. Широкой мелодией разлились скрипки и, смиряя своё безудержное ликование, постепенно затих оркестр.

Теперь звучит один рояль... Сменяют друг друга виртуозные аккорды и пассажи, одевают мелодию в сверкающий, богатый наряд. Но и оркестр ещё не смирился. Он не уступит так просто, не сдастся без борьбы. Вспыхивает страстный спор. Главная тема слышна то в оркестре, то в партии рояля... Да, конечно, это, прежде всего замечательная музыка. Настоящая музыка, а не просто головоломные, виртуозные трюки.

Обычно музыка концерта - светлая, радостная и нарядная. Должна вам сказать, что слово «концерт» переводится не только как «состязание», но и как «согласие». А это значит, что состязание всегда дружеское.

Но, конечно, слушая концерт, вы порой и погрустите, и помечтаете, и задумаетесь над чем-то. Иногда музыка может быть и очень мрачной, даже трагической. Например, в скрипичном концерте Шостаковича или в Третьем фортепианном концерте , о котором мы ещё будем говорить. Однако это бывает гораздо реже.

Тонкий и выразительный музыкальный колорит концерта для скрипки Феликса Мендельсона сочетается здесь со строгостью формы. Композитор достиг здесь той высокой драматичности, которая позволяет говорить о его связи с бетховенскими симфоническими традициями. Вместе с тем концерт насыщен духом романтизма - от первой до последней ноты. В нем сосредоточились характернейшие черты творчества Мендельсона - лиричность, песенность, изящество, чувство красоты и гармоничности окружающего мира.

Концерт - большое, многочастное произведение (хотя бывают и одночастные концерты). Как правило, в нем три части. Первая – самая действенная, «главный участок борьбы». Вторая - медленная, лирическая. Часто её образы связаны с природой. Третья часть - финал. Музыка финала чаще всего особенно жизнерадостная, стремительная и блестящая.

Что напоминает такое строение? Ну конечно, симфонию! Маленькую симфонию. Только с новым действующим лицом - солистом.

В отличие от симфонии, в концерте есть так называемая каденция - большой эпизод, который солист исполняет без оркестра. Интересно, что в давние времена, когда форма концерта только начала зарождаться, каденцию сочинял не композитор, а сам исполнитель. Композитор же только указывал место, где она должна быть (обычно в первой части). Тогда каденция была как бы вставным номером, в котором солист показывал всё своё мастерство, демонстрировал возможности музыкального инструмента. Нетрудно догадаться, что музыкальные достоинства такой каденции были по большей части не особенно велики и в содержании произведения большой роли не играли.

Первым написал каденцию для пианиста в своём Четвёртом фортепианном концерте. С тех пор это стало правилом. Каденции перестали быть «чужими» в общей музыке концерта, хотя по сей день сохраняют виртуозность и блеск и по-прежнему дают возможность исполнителю показать настоящее мастерство, продемонстрировать все возможности музыкального инструмента, будь то рояль или флейта, скрипка или тромбон.

Мы говорим, что концерт - это состязание, но прежде всего это, конечно, серьёзнейшее испытание для солиста, серьёзный экзамен на звание настоящего музыканта-исполнителя.

Теперь вы, наверное, понимаете, почему исполнение концерта всегда входит в программу конкурсов.

И если солист настоящий, талантливый музыкант, тогда...

Текст Галины Левашевой.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 10 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром №1. I. Allegro non troppo e molto maestoso (фрагмент), mp3;
Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром №3. I. Allegro (фрагмент), mp3;
Мендельсон. Концерт для скрипки с оркестром. I. Allegro molto appassionato (фрагмент), mp3;
Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром №4. I. Allegro moderato. Каденция, mp3;
3. Сопроводительная статья, docx.

concertus ) - музыкальное сочинение, написанное для одного или нескольких инструментов, с аккомпанементом оркестра, с целью дать возможность солистам выказать виртуозность исполнения. Концерт, написанный для 2-х инструментов, называется двойным, для 3-х - тройным. В таких К. оркестр имеет второстепенное значение и только в отыгрышах (tutti) получает самостоятельное значение. Концерт, в котором оркестр имеет большое симфоническое значение, называется симфоническим.

Концерт состоит обычно из 3-х частей (крайние части - в быстром движении). В XVIII веке симфония , в которой многие инструменты местами исполняли соло , называлась concerto grosso. Позднее симфония, в которой один инструмент получал более самостоятельное значение в сравнении с другими, стала называться symphonique concertante, concertirende Sinfonie.

Слово Концерт, как название музыкального сочинения, появилось в Италии в конце XVI ст. Концерт в трёх частях явился в конце XVII ст. Итальянец Корелли (см.) считается основателем этой формы К., из которой развились в XVIII и XIX ст. К. для разных инструментов. Наибольшей популярностью пользуются К. скрипичные, виолончельные и фортепианные. Позднее К. писали Бах , Моцарт, Бетховен , Шуман, Мендельсон, Чайковский , Давыдов, Рубинштейн, Виотти, Паганини , Вьетан, Брух, Венявский, Эрнст, Сервэ, Литольф и пр. Небольших размеров Концерт, в котором части слиты, называется концертино.

Классическим концертом называется также публичное собрание в залах со специальной звуковой аккустикой, в котором исполняется ряд произведений вокальных или инструментальных. Смотря по программе, Концерт получает название: симфонического (в котором исполняются преимущественно оркестровые произведения), духовного, исторического (составленного из произведений разных эпох). Концерт называется также академией, когда исполнителями, как соло, так и в оркестре, являются перворазрядные артисты.

Ссылки

  • Партитуры концертных произведений для духового оркестра

в Концерте есть 2 "соревнующиеся" пертии между солистом и оркестром,это можно назвать соревнованием.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Инструментальный концерт" в других словарях:

    Концерт на одних только музыкальных инструментах, без пения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка

    Концерт (нем. Konzert, от итал. concerto ≈ концерт, гармония, согласие, от лат. concerto ≈ состязаюсь), музыкальное произведение, в котором меньшая часть участвующих инструментов или голосов противостоит большей их части или всему ансамблю,… …

    инструментальный - ая, ое. instrumental adj., нем. instrumental. Отн. к инструменту <приспособлению>. Сл. 18. При академии наук обретаются мастера инструментальные. МАН 2 59. Инструментальное художество. Ломон. АСС 9 340. | муз. Славный виртуоз г. Гартман,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    I Концерт (нем. Konzert, от итал. concerto концерт, гармония, согласие, от лат. concerto состязаюсь) музыкальное произведение, в котором меньшая часть участвующих инструментов или голосов противостоит большей их части или всему ансамблю,… … Большая советская энциклопедия

    1. публичное исполнение музыки Первоначально слово концерт (консорт) означало скорее состав исполнителей (например, консорт виол), нежели процесс исполнения, и в таком смысле употреблялось вплоть до 17 в. До этого времени серьезную музыку… … Энциклопедия Кольера

    концерт - а, м. 1) Публичное выступление артистов по определенной, заранее составленной программе. Устроить концерт. Пойти на концерт. Симфонический концерт. 2) Музыкальное произведение для одного или нескольких солирующих инструментов и оркестра. Концерт… … Популярный словарь русского языка Музыкальный словарь Римана

    Завод Сестрорецкий инструментальный завод им. С.П.Воскова Сестрорецкий оружейный завод … Википедия


Методическая разработка

ОТКРЫТОГО УРОКА

Урок музыки в 6 классе на тему: «Инструментальный концерт »

учителя музыки

МБОУ РСОШ №1 г.Рудня

Смоленской области

Дацкив Илоны Александровны

2016 г.

У рок музыки в 6-м классе "Инструментальный концерт"

Тип урока -формирование и совершенствования новых знаний, но с учётом требований ФГОС это урок «открытия» нового знания .

Цель урока: дать представление о жанре инструментального концерта, о том, когда и как он возник, как развивался.

Исходя из цели урока ставятся следующие задачи:

    Образовательная : познакомить учащихся с зарождением и развитием жанра инструментального концерта на примере концерта «Времена года» А.Вивальди, закрепить представления о различных видах концерта, расширить представления о программной музыке.

    Развивающая : продолжить знакомить с лучшими образцами музыки эпохи барокко.

    Воспитательная : воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес и уважение к музыкальному наследию композиторов других стран.

За последнее время задачи урока музыки расширились. Всё большее значение приобретают его самообразовательная и стимулируюшая задачи.

    Самообразовательная : развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования.(самостоятельная работа в группах)

    Стимулирующая: способствовать формированию устойчивого интереса к изучаемому, побуждать школьников к дальнейшему познанию, к выработке потребности постоянно пополнять, обновлять, развивать свои знания(использование разнообразных средств обучения)

    Активизация творческой и познавательной деятельности воспитанников достигается, посредством использования современных педагогических технологий, через интеграцию различных видов искусства и информационных технологий.

    На примере музыкальных живописных и литературных произведений показать учащимся роль музыкального начала в жизни и произведениях изобразительного искусства и литературы, взаимосвязь музыки с другими видами искусства.

    Через рабочую наглядность раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.

Методы :

организации и осуществления учено-познавательной деятельности:

    объяснительно-иллюстративный

стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

    ситуация занимательности

    сравнение, анализ, обобщение

    приём сопоставления со смежными видами искусств

по источнику информации и характеру деятельности:

    словесно-индуктивный (беседа), наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ услышанного музыкального произведения, побуждения к сопереживанию, ретроспективы).

Урок построен на двух видах музыкально-практической деятельности учащихся – это слушание (активное восприятие) музыки и интонирование, которое выражается в исполнительской деятельности. Выбор данных видов деятельности обусловлен темой урока, его целью и задачами.

Технологии: информационно-коммуникационная, здоровьесберегающая

Оборудование: мультимедийный проектор, музыкальный центр, ноутбук, фонохрестоматии к учебнику «Музыка» 6 классов, музыкальные словарь В. Ражникова, распечатанные слова песни А. Ермолова «Времена года»

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Учитель:

Здравствуйте, ребята!
Ответ детей:

Здравствуйте!

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята и гости, рада вас видеть Я надеюсь, что вы будете принимать активное участие на уроке. В свою очередь я постараюсь, чтобы урок прошёл для вас интересно и познавательно.

Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полёту воображения,
музыка придаёт жизнь и веселье всему существующему…
Её можно назвать воплощением всего прекрасного и возвышенного.

Платон

Учитель: А начнем мы урок, конечно, с музыки!

(Звучит отрывок из инструментального концерта Вивальди «Времена года»

Давайте попытаемся ответить, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

Музыка Антонио Вивальди(1 слайд)

Ребята напомните мне тему 2 полугодия:

Учащиеся: «Мир образов камерной и симфонической музыки»

Учитель: А что такое камерная музыка?

Учащиеся: Камерная, т.е. комнатная музыка, предназначенная для исполнения в небольших помещениях для небольшой аудитории.

Учитель: Для того, чтобы понять, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке давайте отгадаем музыкальный кроссворд. Слово спряталось по вертикали.(слайд 2)

7.

к

о

н

ц

е

р

т

    Большой коллектив музыкантов-инструменталистов, совместно исполняющих произведение (ОРКЕСТР)

    Многочастное произведение для хора, солистов и оркестра (КАНТАТА)

    Музыкальный спектакль, в котором основным средством выразительности является пение (ОПЕРА)

    Оркестровое вступление к опере, спектаклю или самостоятельное симфоническое произведение (УВЕРТЮРА)

    Ансамбль из четырёх исполнителей (певцов или инструменталистов) (КВАРТЕТ)

7.(по вертикали) Крупное музыкальное произведение для симфонического оркестра и какого либо солирующего инструмента, состоящее из 3 частей (КОНЦЕРТ)

Сформулируйте тему урока

Тема урока «Инструментальный концерт» ( слайд 3)

Какую цель мы можем поставить?

А что такое концерт?

Концерт (ит. concerto –состязание, с лат. – concerto – согласие) (слайд 4)

солирующего

инструмента (фортепиано, скрипки и др.) и симфонического оркестра.

Жанр концерта возникает в XVII веке в связи с интенсивным развитием скрипичного исполнительства.

ем мы будем заниматься сегодня на уроке?

План урока:

Музыкальное приветствие

Слушать музыку

Анализ музыкального произведения

Работа в группах

Словарная работа

Пение

Выводы. Итоги.

Домашнее задание (5 слайд)

Кто такой Антонио Виаальди?

Что мы о нем знаем?

Учитель: Антонио Вивальди – скрипач-виртуоз, дирижер и педагог, один из величайших композиторов XVII XVIII вв. Жил и творил в эпоху барокко
Был создателем жанра – инструментального концерта .(слайд 6-7)

Цикл «Времена года»

Вершина творчества Вивальди. Этот цикл объединил четыре концерта для солирующей скрипки и струнного оркестра. В них развитие музыкального образа основано на сопоставлении звучания * скрипки - solo * оркестра tutti (в переводе с итальянского значит все ) ”. Принцип контраста определил трёхчастную форму концерта: 1-я часть – быстрая и энергичная; 2-я – лирическая, певучая, небольших размеров по форме; 3-я часть – финал, живой и блестящий (8-9 слайд)

Учитель: Перед вами на столах лежат словари эстетических эмоций В. Ражникова.

Предлагаю вам послушать одну из частей часть концерта и поработать в группах. Природа всегда радовала музыкантов, поэтов и художников. Красота природы, смена времен года: осень, зима, весна, лето – неповторима, каждая по-своему

Как вы думаете, обращались художники поэты к теме времен года?

Вы знаете такие произведения?

Поэтами написано много стихов о природе, художниками написано много картин о природе, а композиторами написано много музыки, изображающей картины природы.

Сегодня мы сравним, как изображено каждое время года в поэзии, в живописи и в музыке. А помогут нам в этом стихи русских поэтов, репродукции картин русских художников и волшебная музыка итальянского композитора Антонио Вивальди., который сумел отразить своей музыкой красоту родной природы. Италия, страна, богатая своей культурой, древними памятниками, красивой природой. Именно поэтому многие русские художники, окончив Академию Художеств, отправлялись на стажировку в Италию

Стихи, картины и музыка помогут нам увидеть, услышать и почувствовать каждое время года. (Звучит 1-я часть, учитель название не называет) .

1 группа: композиторы

    Какие чувства выражает эта музыка?

    С каким временем года может ассоциироваться эта музыка ?

Учащиеся: Учащиеся определяют первоначальную интонацию, характер музыки, быстрый темп, контрасты динамики, изобразительные моменты – подражание пению птиц- это весна

Прослушанная музыка яркая, звонкая, радостная. В ней чувствуется полет, движение, пение птиц. Мелодия светлая, в музыке чувствуется приход весны.

Как можно охарактеризовать мелодию?

Учащиеся: Возможные ответы детей: ясно слышно, где играет оркестр, а где звучит солирующая скрипка. Мелодия, которая исполняется оркестром в мажорном ладу, очень ясная, яркая, легко запоминается, в танцевальном ритме. Мелодия, исполняемая солистом, гораздо сложней, она виртуозная, красивая, украшена музыкальными распевами, похожа на пение птиц).

Учащиеся определяют, что это ВЕСНА

2 группа: художники

На столе лежат репродукции картин времен года

Запишите в таблицу, какие краски, вы услышали и увидели, и какие чувства у вас вызвали эти произведения искусства, и, конечно, определите время года

Скажите, какие цвета преобладают?

Ответы учащихся: Цвет первой зелени желто-зеленый, цветение первых цветов – белых, розовых, голубое небо, птицы в небе.

3 группа: поэты

Учитель: Цикл концертов «Времена года» - программное сочинение , в основе которого лежат стихотворные сонеты, с помощью которых, композитор раскрывает содержание каждого из концертов цикла. Предполагается, что сонеты написаны самим композитором

На каждом столе лежит стихотворение об одном из времен года.

Запишите в таблицу, какие стихи ассоциируются с данной музыкой, и какие чувства у вас вызвали эти произведения искусства

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала… А.Плещеев

Обсуждение ответов работы групп.(слайд 10)

Учитель: предлагаю прослушать фрагмент 2 части концерта (слайд 11)

    Определите эмоциональное содержание части, темп, динамику?

Вслушайтесь в пассажи скрипки. Какие картины возникают в воображении?

Ярко солнце светит,
В воздухе тепло.
И куда ни взглянешь,
Всё кругом светло.
По лугу пестреют
Яркие цветы,
Золотом облиты
Тёмные листы.
Дремлет лес; ни звука,
Лист не шелестит,
Только жаворонок
В воздухе звенит. И. Суриков.

Учитель: прослушивание 3 части концерта

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца. К.Бальмонт

(слайд 12)

4-я часть концерта: «Зима» (слайд 13)

Чародейкою Зимой
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опушан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой… Ф.Тютчев

Физкультминутка

Учитель: Тема времен года всегда была популярна в искусстве.

В наше современное время тоже есть произведения вокального жанра о времени года.

Давайте споем песню современного композитора Александра Ермолова «Времена Года».

Вокально- хоровая работа над песней «Времена года» сл. и муз. Александра Ермолова

Определим задачи: в каком характере будем петь, какие артикуляционные задачи будем решать.

Проверим домашнее задание

Исследовать современна ли музыка Вивальди сегодня.

В чем секрет популярности музыки композитора.

Кто из современных людей ис-ва обращается к творчеству композитора.

Интересные факты из жизни композитора

Стихи о композиторе и его творчестве

Рефлексия

Что запомнили, что было интересно, что удивило на уроке?

История возникновения и развития жанра КОНЦЕРТ.

Добрый день, дорогие друзья, любители музыки! Я приветствую вас на очередном заседании нашей Музыкальной гостиной! Сегодня разговор пойдет о музыкальном жанре.

Всем вам хорошо известно слово «концерт». Что означает этот термин? (ответы слушателей). Концерты бывают разные. Давайте перечислим их. (Участники встречи вытаскивают записки, в которых перечислены виды концертов:

    Симфонический концерт

    Концерт звезд российской эстрады

    Концерт классической музыки

    Концерт русской народной музыки

    Концерт духовой музыки

    Концерт старинной музыки

    Концерт Губернаторского оркестра русских народных инструментов «

    Концерт солистов Большого театра

    Сольный концерт артиста

    Бенефис (зрелище, или представление в театре, сбор с которого поступает в пользу одного из участвующих артистов или целой группы, напр., хора, оркестра) и т.д.

Но есть еще одно значение этого слова. Концерт – музыкальный жанр. О нем сегодня и пойдет рассказ. Вы познакомитесь кратко с историей возникновения и развития жанра и услышите фрагменты концертов, созданных великими мастерами в разные исторические эпохи.

Что же такое концерт? Слово образовано от concerto - гармония, согласие и от concertare - состязаться) - музыкальное произведение, чаще всего для одного или нескольких солирующих инструментов с оркестром. Действительно, взаимоотношения солирующего инструмента и оркестра в концерте содержат элементы и «партнерства», и «соперничества» . Существуют также концерты для одного инструмента - без оркестра (концерты – соло) , концерты для оркестра - без строго определённых сольных партий, концерты для голоса (или голосов) с оркестром и концерты для хора . Создателем такого концерта считается русский композитор Дмитрий Бортнянский.

ПРЕДИСТОРИЯ.

Концерт появился в Италии на рубеже XVI-XVII веков как вокальное полифоническое произведение церковной музыки (так называемый духовный концерт) и развился из многохорности и сопоставления хоров, широко применявшихся представителями венецианской школы. Сочинения такого рода могли именоваться как концертами (concerti), так и мотетами (motetti); позже И. С. Бах называл концертами свои полифонические кантаты.

Представители венецианской школы широко применяли в духовном концерте инструментальное сопровождение.

Концерт эпохи барокко.

К началу 18 в. в обиход вошло несколько типов концерта. В концертах первого типа небольшая группа инструментов – концертино (concertino, «маленький концерт») – противопоставлялась большей группе, которая называлась, как и само произведение, кончерто гроссо (concerto grosso, «большой концерт»). Среди известных сочинений этого типа – 12 кончерто гроссо (op. 6) Арканджело Корелли, где концертино представлено двумя скрипками и виолончелью, а кончерто гроссо – более широким составом струнных инструментов. Концертино и кончерто гроссо связываются basso continuo («постоянным басом»), который представлен типичным для барочной музыки аккомпанирующим составом из клавишного инструмента (чаще всего клавесина) и басового струнного инструмента. Концерты Корелли состоят из четырех и более частей.

Звучит фрагмент концерта А.Корелли

Другой тип барочного концерта сочинялся для солирующего инструмента с аккомпанирующей группой, которая называлась ripieno или tutti. Такой концерт обычно состоял из трех частей, причем первая почти всегда имела форму рондо: вступительный оркестровый раздел (ритурнель), в котором экспонировался основной тематический материал части, целиком или фрагментами повторялся после каждого сольного раздела. Сольные разделы обычно давали исполнителю возможность блеснуть виртуозностью. Они часто развивали материал ритурнеля, но нередко состояли лишь из гаммообразных пассажей, арпеджио и секвенций. В конце части обычно появлялся ритурнель в своей исходной форме. Вторая , медленная часть концерта носила лирический характер и сочинялась в свободной форме. Быстрая финальная часть часто бывала танцевального типа, и весьма часто автор возвращался в ней к форме рондо. , один из самых знаменитых и плодовитых композиторов итальянского барокко, написал множество сольных концертов, в том числе четыре концерта для скрипки, известные под названием Времена года .

Предлагаю послушать 3ч. Концерта «Лето» , которая называется «Гроза»

Финал концерта ля минор для скрипки с оркестром («Виртуозы Москвы»)

У Вивальди есть также концерты для двух и более солирующих инструментов, где сочетаются элементы форм сольного концерта, кончерто гроссо и даже третьего типа концерта – только для оркестра, который иногда называли concerto ripieno.

Среди лучших концертов эпохи барокко можно назвать произведения Генделя, причем его 12 концертов (op. 6), опубликованные в 1740, написаны по образцу кончерто гроссо Корелли, с которым Гендель встречался во время своего первого пребывания в Италии.

Концерты И.С. Баха, среди которых семь концертов для клавира, два для скрипки и шесть т.н. Бранденбургских концертов, в общем тоже следуют модели концертов Вивальди: их, как и произведения других итальянских композиторов, Бах изучал весьма ревностно.

Фрагмент Брандербургского концерта №3 G-dur

Классический концерт.

Хотя сыновья , особенно Карл Филипп Эмануэль и Иоганн Кристиан, сыграли важную роль в развитии концерта во второй половине 18 в., на новую высоту подняли жанр не они, а . В многочисленных концертах для скрипки, флейты, кларнета и других инструментов, а особенно в 23 клавирных концертах Моцарт, обладавший неистощимой фантазией, синтезировал элементы барочного сольного концерта с масштабностью и логичностью формы классической симфонии. В поздних фортепианных концертах Моцарта ритурнель превращается в экспозицию, содержащую ряд самостоятельных тематических идей, оркестр и солист взаимодействуют как равноправные партнеры, в сольной партии достигается небывалая ранее гармония между виртуозностью и выразительными задачами. Даже , который качественно изменил многие традиционные элементы жанра, явно рассматривал манеру и метод моцартовского концерта как идеал.

Моцарт Концерт для 3 ф-но с оркестром

Бетховен Концерт для скрипки с оркестром

Вторая и третья части в концерте Бетховена связаны коротким пассажем, за которым следует каденция, причем подобная связка еще ярче оттеняет сильный образный контраст между частями. Медленная часть основана на торжественной, почти гимнической мелодии, которая дает достаточно возможностей для ее искусной лирической разработки в сольной партии. Финал концерта написан в форме рондо – это подвижная, «игровая» часть, в которой простая мелодия, своей «рубленой» ритмикой напоминающая о народных скрипичных наигрышах, перемежается с другими темами, хотя и контрастирующими с рефреном рондо, но сохраняющими общий танцевальный склад.

Девятнадцатый век.

Некоторые композиторы этого периода (например, Шопен или Паганини) полностью сохраняли классическую форму концерта. Однако они усвоили и новации, внесенные в концерт Бетховеном, такие, как сольное вступление в начале и интеграция каденции в форму части (каденция – сольный эпизод, который служит связкой между частями). Весьма важной чертой концерта в 19 в. стала отмена двойной экспозиции (оркестровой и сольной) в первой части: теперь в экспозиции оркестр и солист выступали вместе. Подобные новации характерны для больших фортепианных концертов Шумана, Брамса, Грига, Чайковского и Рахманинова, скрипичных концертов Мендельсона, Брамса, Бруха и Чайковского, виолончельных концертов Элгара и Дворжака. Другого рода нововведения содержатся в фортепианных концертах Листа и в некоторых произведениях других авторов – например, в симфонии для альта с оркестром Гарольд в Италии Берлиоза, в Фортепианном концерте Бузони, где вводится мужской хор. В принципе же форма, содержание и типичные для жанра приемы очень мало изменились в течение 19 в. Концерт устоял в соперничестве с программной музыкой, которая оказала сильное влияние на многие инструментальные жанры второй половины этого столетия. Стравинский и , не далеко отходят (если вообще отходят) от основных принципов классического концерта. Для 20 в. характерно возрождение жанра кончерто гроссо (в сочинениях Стравинского, Воан Уильямса, Блоха и ) и культивирование концерта для оркестра (Барток, Кодай, ). Во второй половине века популярность и жизнеспособность жанра концерта сохраняются, и ситуация «прошлого в современности» типична в таких разных сочинениях, как концерты Джона Кейджа (для подготовленного фортепиано), (для скрипки), Лу Харрисона (для фортепиано), Филиппа Гласса (для скрипки), Джона Корильяно (для флейты) и Дьердя Лигети (для виолончели).

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?