Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Идейно тематический анализ сказки гуси лебеди. Энциклопедия сказочных героев: "Гуси-лебеди"

Сказкой называется один из фольклорных, а позднее и литературных жанров. Это эпическое произведение обычно прозаического характера, имеющее героическую, бытовую или волшебную тематику. Основные черты этого жанра - отсутствие историчности и нескрываемая, бросающаяся в глаза вымышленность сюжета.

«Гуси-лебеди» - сказка, краткое содержание которой мы рассмотрим ниже, относится к народным. То есть у нее нет автора как такового, ее сочинил русский народ.

Отличие народной от литературной сказки

Фольклорная, или народная, сказка появилась раньше литературной и передавалась долгое время из уст в уста. Отсюда и множество расхождений сюжетов и вариантов таких историй. Так, мы представим здесь наиболее распространенное краткое содержание сказки «Гуси-лебеди». Однако это не означает, что в другой местности и регионах нашей страны это произведение имеет точно таких же героев. Сюжет в целом будет един, но может различаться в нюансах.

Литературная же сказка изначально была придумана автором. Ее сюжет ни при каких обстоятельствах не может быть изменен. Кроме того, изначально такое произведение появилось на бумаге, а не в устной речи.

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»: краткое содержание. Завязка

Давным-давно жили муж с женой. Было у них двое детей: старшая дочь Машенька и младший сын Ваня.

Как-то отправились родители в город и наказали Маше присматривать за своим братом и не уходить со двора. А за хорошее поведение обещали гостинцев.

Но как только родители уехали, Маша посадила Ваню под окошко дома на траву, а сама побежала гулять на улицу с подружками.

Но тут неизвестно откуда возникли гуси-лебеди, птицы подхватили мальчика и утащили в сторону леса.

Возвратилась Маша, смотрит - Вани нигде нет. Кинулась девочка искать брата, но нигде его не видно. Звала она Ваню, но он не отозвался. Села Маша и заплакала, но слезами горю не поможешь, и решила она отправиться на поиски брата.

Побежала девочка со двора, посмотрела вокруг. И вдруг увидела, как вдалеке пролетели гуси-лебеди, а потом скрылись в темном лесу. Поняла Маша, кто похитил ее брата, и бросилась в погоню.

Выбежала девочка на поляну и увидела печку. Попросила ту указать дорогу. Печка ответила, что расскажет, куда полетели лебеди, если Маша подбросит в нее дров. Девочка исполнила просьбу, печка сказала, куда полетели похитители. И побежала наша героиня дальше.

Баба-яга

Продолжает Маша узнавать, куда полетели гуси-лебеди. Сказка (краткое содержание представлено в этой статье) рассказывает о том, как девочка встречает яблоню, ветви которой усеяны румяными плодами. Маша спрашивает у нее, куда направились гуси-лебеди. Яблонька попросила стрясти с нее яблоки, и тогда она подскажет, куда полетели птицы. Девочка выполнила просьбу и узнала, куда отправились похитители.

Бежит Машенька дальше и видит молочную реку с кисельными берегами. Спрашивает девочка у реки, куда полетели гуси-лебеди. А та в ответ: "Сдвинь камень, который мешает мне течь, тогда скажу". Сдвинула Маша камень, и указала река, куда направились птицы.

Добежала девочка до дремучего леса. И тут ей ежик дорогу подсказал. Свернулся клубочком и докатился до избы на курьих ногах. В той избе Баба-яга сидит, а у крыльца Ваня играет с золотыми яблоками. Подкралась Маша, схватила Ваню и бросилась бежать.

Заметила Баба-яга, что мальчик пропал, и отправила гусей-лебедей в погоню.

Развязка произведения

"Гуси-лебеди", сказка, краткое содержание которой мы здесь излагаем, подходит к концу. Бежит Маша с братом и видит, что настигают их птицы. Тогда она кинулась к речке и попросила ту укрыть их. Спрятала их речка, и пролетели мимо преследователи, ничего не заметили.

И снова бегут дети, недалеко до дома осталось. Но тут птицы снова заметили беглецов. Норовят вырвать братца из рук. Но тут Маша заметила печку, в которой и укрылась с Ванюшей. Не смогли гуси-лебеди добраться до детей и вернулись обратной к Бабе-яге.

Выбрались брат с сестрой из печки и побежали домой. Здесь Маша умыла и причесала Ваню, посадила на лавку, рядом сама присела. Вскоре вернулись родители и привезли детям гостинцы. Ничего им не рассказала дочка. Так ни с чем остались гуси-лебеди.

Сказка (краткое содержание это подтверждает) относится к так называемым волшебным. Для подобных произведений характерно присутствие магического злодея (Баба-яга в нашем случае) и волшебных помощников (печка, яблонька, речка, ежик).

Главные действующие герои сказки «Гуси-лебеди»:

  • Братец - в некоторых версиях носит имя Ивашушка, но обычно не называется по имени.
  • Сестрица - храбрая девочка, не боится Бабы Яги и её гусей; в некоторых версиях именуется Алёнушкой или Машей, но чаще - безымянная.
  • Печка, речка и яблонька - чудесные помощники, но только на обратном пути (девочка выполняет их требования), помогают спрятаться от гусей-лебедей.
  • Мышка - есть только в обработке А. Н. Толстого (помогает девочке убежать от Яги).
  • Баба Яга .
  • Гуси-Лебеди - помощники бабы Яги.

В сказке раскрывается тема отзывчивости и благодарности. Когда на просьбы волшебных персонажей отведать угощения девочка отвечала отказом, она не получила никакой помощи. Но когда на обратном пути сестрица отведала предложенные ей угощения, помощь ей была немедленно оказана. Умей быть отзывчивым и благодарным и добро вернется к тебе сторицей.

В сказке «Гуси-лебеди» положительным героем является сестрица, которая спасла своего братца, а отрицательным – Баба-Яга, замыслившая съесть девочку.

Сюжет сказки построен по классическим канонам. В ней есть зачин в виде слов «Жили-были..», и экспозиция, когда родители поручают девочке следить за братцем. Момент похищения братца птицами является завязкой сюжета, а обнаружение похищенного мальчика у Бабы-Яги – его кульминацией. Побег от Бабы-Яги и возвращение в родной дом является развязкой сюжета.

Петрикова Маргарита, 8 класс

Анализ русской народной сказки "Гуси - лебеди". Можно использовать на уроке литературы

Скачать:

Предварительный просмотр:

РУССКАЯ ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА

КАК ОТРАЖЕНИЕ СЛАВЯНСКОГО МИФА

(Выступление на школьном Дне Науки

Ученицы 8 класса Петриковой Маргариты. Учитель – Матсапаева Е.В.)

Человек с самых древних времён пытался осмыслить окружающий его мир, ответить на многочисленные вопросы

  1. о происхождении солнца и месяца, неба и звёзд, земли с её многочисленными реками и горами,
  2. о смене дня и ночи, времен года,
  3. о жизни и смерти,
  4. о происхождении животных и человека.

Пытаясь объяснить всё происходящее, человек создал мифы

О происхождении Вселенной,

О животном и растительном мире,

О происхождении человека,

О загробной жизни,

О добывании огня, происхождении ремёсел.

Таким образом, можно сделать вывод: миф – это произведение народной фантазии, объясняющее устройство мира, явления природы, смысл и причины происходящих событий (смена времён года, дня и ночи; стихийные бедствия; явления природы; смерть и т.д.)

Но наше представление о мифах чаще всего сводится к античным мифам, к богам и героям Древней Греции и Древнего Рима. Это можно объяснить тем, что именно об античных мифах сохранились высокохудожественные литературные памятники, наиболее известные самому широкому кругу читателей.

Эпоху Возрождения (15-16 вв.) можно назвать эпохой второго рождения и распространения мифов в Европе: оживился интерес к античности, проникают первые сведения о мифах арабов и американских индейцах.

Итак, наиболее известные мифы – мифы античного мира.

Но у наших предков - древних славян – тоже были свои, славянские мифы. Славяне, пытаясь понять и объяснить окружающий мир, олицетворяли его, представляя силы природы в виде живых существ – защитников(берегинь) и врагов(врагинь). В нашем языке до сих пор сохранились такие сочетания, как солнце встало, село, зашло, спряталось; ветер дует, ревёт, рвёт. Все эти выражения, как и сотни тысяч им подобных, мы можем назвать следами мифологических представлений славян. К сожалению, славянские мифы не дошли до нас, но многочисленные следы их остались в фольклоре, в большей степени – в волшебных сказках. Многие сотни лет шло превращение мифов в сказку.

Сказки пришли к нам из глубокой древности, и рассказывали их нищие странники, калики перехожие, отставные солдаты – словом, те, кто скитался по белу свету и передавал из уст в уста мудрость народную, складывающуюся веками.

Из этого можно сделать вывод: волшебная сказка – это переосмысленный миф, повествующий о том, как можно избежать неотвратимого действия враждебных сил природы, если человек уже очутился в положении невольного нарушителя.

Волшебная сказка «Гуси-лебеди» известна с детства. Эту сказку знаем наизусть. Но вряд ли догадываемся, какую сокровенную тайну хранит она! Как близка она к славянскому мифу, сколько мудрости народной пронесла она через века!

Хотелось бы несколько слов сказать об Александре Николаевиче Афанасьеве, историке и фольклористе, издателе «Народных русских сказок». Афанасьев А. Н. (1826-1871) – исследователь мифологии, автор многочисленных сочинений, в которых разъяснял и сопоставлял предания, обычаи, мифы наших предков. Окончив юридический факультет Московского университета, он принят на службу в Главный Московский архив министерства иностранных дел, что даёт ему возможность заниматься исследованием истории, права, литературы, народной поэзии, изданием произведений фольклора. Наиболее известными научными трудами исследователя являются «Древо жизни» и «Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований, в связи с мифическими сказаниями других родственных народов».

Эта сказка начинается со слов: была «Жили старичок со старушкою; у них дочка да сынок маленький» (Так же начинаются многие народные сказки) Вы не замечаете ничего странного в этих словах? «Старичок со старушкою и дети». Но как дети могли оказаться у стариков? Пришло это из славянской мифологии. Дети росли в семье до 7-8 лет, потом их отдавали старцам набираться жизненного опыта. Старики и старухи знали очень много: они помнили мифы племени, могли предсказать будущее, понимали природу. После обрядов посвящения дети уже не нуждались в родительской опеке. Тогда только старик со старухой (вожди племени) властвовали над ними.

Но вновь обратимся к сказке «Гуси-лебеди». Поехали старик со старухою на работу, а дочке наказывают, чтобы братца берегла. И за то привезут ей и булочку, и платьице справят. То есть, сказав эти слова, старики создали некий запрет. (Учёные считают, что вся жизнь первобытного человека была ограничена множеством запретов. Без разрешения нельзя было есть ту или иную пищу, пить те или иные отвары, покидать в одиночку становище, охотиться на то или иное животное. Нарушишь запрет – и придут в действие невидимые, злые, могучие силы.) Девочка не послушала совета старших, нарушила запрет - она оставила братца играть на травке под окошком, а сама побежала на улицу. «Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках…Кликала, заливалась слезами, причитывала, что худо будет от отца и матери, - братец не откликнулся…Девочка угадала, что гуси-лебеди унесли её братца, бросилась их догонять.»

Рассмотрим подробнее сказочный образ «гуси-лебеди».В славянской мифологии водоплавающие птицы: гуси, утки, лебеди – были особо почитаемы, так как именно на них пересекает Океан-море Даждьбог – бог Солнца. Вообще, птица принималась некогда за общепонятый поэтический образ, под которым представлялись ветры, облака, молнии и солнечный свет. Как отмечает Афанасьев А. Н. :«В мифических сказаниях и в народной поэзии птицы являются услужливыми вестниками богов». В данной сказке они служат Бабе-Яге – единственному божеству. Гусь в фольклоре предстает в образе болтливого, по-матерински заботливого, несколько глуповатого существа. А лебедь – противоречивый символ: света и смерти, преображения и меланхолии. То есть, гуси-лебеди – это поэтический образ, созданный фантазией человека.

Бросилась девочка за братцем – то есть, героиня сказки отправляется в путь, где она встретится с печкой, яблоней, молочной речкой с кисельными берегами. Печка – это символ домашнего очага . Яблоня - символ земли-матушки, символ плодородия. Символ жизни и достатка – молочная речка с кисельными берегами . И можно предположить, что все они не являются чужими, несущими зло девочке и её братцу, ведь все они предметы ЕЁ мира. Всё это не несет девочке зла! И действительно, что предлагают печка, яблоня и речка в обмен на информацию, куда полетели гуси-лебеди?

  1. Съесть ржаного пирожка
  2. Съесть лесного яблока
  3. Съесть простого киселька с молоком.

Разве это испытания? Непосильная работа для девочки? Нет! Но как она ведёт себя? Она не ест ни пирожок, ни яблочко, ни кисель:

О, у моего батюшки пшеничного не едят.

О, у моего батюшки и садовые не едятся.

О, у моего батюшки и сливочки не едятся.

Однажды, уже нарушив запрет, она боится повторения, ведь неизвестно, какое ещё испытание может выпасть на её долю. Постоянно она говорит: «О, у моего батюшки…» - тем самым она даёт понять, что не совсем доверяет этим волшебным предметам: они находятся вне ЕЁ дома. А значит, к ним надо относиться осторожно, какими бы ласковыми они не казались.

А почему для печки, яблони и речки с кисельными берегами так важно, чтобы она съела их дары? Это опять же традиция древних народов, в том числе и славян – тем самым она как бы становится их рода-племени. (Этот обряд сохранился до сих пор – мы встречаем гостей дорогих хлебом-солью.)

Не помогли девочке ни печка, ни яблоня, ни речка! Кто же указал ей дорожку? ЁЖИК. И при этом ни о чем её не просит. Почему? В славянской мифологии ёж – символ прикосновения, а свернутый в колючий шар, он представляет собой аналогию с солнечными лучами. То есть, теперь девочка прикоснулась к другому миру.

«Видит: стоит избушка на курьих ножках, стоит-поворачивается. В избушке сидит Баба-Яга». Образ такой таинственной и страшной избушки на курьих ножках, находящейся в самой глуши дремучего леса, пришёл в народную сказку из древности. В глухой, непроходимой чаще, скрытые от посторонних глаз, стояли в первобытные времена эти странные избушки. Они были как бы ключом в загробный мир. Каждый мальчик, прежде чем стать воином или охотником, должен был пройти через такую избушку, чтобы получить тугой лук и тяжёлое копьё из рук давно умерших предков. А попасть к ним можно было, только пройдя через такую избушку. Поэтому герои сказок даже не пытаются обойти её! Дверь в избушку повернута к лесу, то есть вход в жилище смерти находится со стороны смерти. Попасть в жилище Бабы-Яги непросто: надо знать заветные слова: «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом». Не каждый человек, по мнению древних, имел право войти в загробный мир и побеседовать с предками – это мог сделать только посвящённый. Только тот, кто, ответив на все вопросы старцев, смог показать свою зрелость, имел право войти в избушку и получить покровительство прародительницы, покровительницы рода и владычицы судеб живых. Поэтому девочка и не заходит в избушку: подкралась она к окошку, ухватила брата и бегом бежать.

А гуси-лебеди за нею в погоню летят. Просит девочка речку спрятать её с братцем:

Речка-матушка, спрячь меня!

Съешь моего киселика!

Съела киселька - спрятала их речка. Но только гуси-лебеди воротились, летят навстречу.

Яблонь, яблонь-матушка, спрячь меня!

Съешь мое лесное яблочко!

Съела девочка яблочка яблоко - спрятала их яблоня.

Но гуси-лебеди вновь налетели, крыльями бьют.

Сударыня печка, спрячь меня!

Съешь моего ржаного пирожка!

Покружили гуси-лебеди над печкой и улетели.

Почему же теперь речка, яблоня и печка помогают девочке? Изменилось обращение её к ним: теперь она говорит:

речка-матушка,

яблонь-матушка,

сударыня-печка ,

Что показывает не только уважение, но и её признание, что все они – ЕЁ мир. И потому на обратном пути девочка взяла дары речки, яблони и печки. Легко было войти на сторону неизведанного, а вот выйти – сложно.

Интересно ещё одно наблюдение: когда девочка бежит в лес, «СТОИТ молочная речка, кисельные берега», а когда возвращается с братцем – «БЕЖИТ молочная речка, кисельные берега». Бегущие воды реки – это жизнь, жизнь, побеждающая смерть.

Благополучно вернулись дети домой. С момента нарушения девочкой запрета старших до её возвращения домой с братцем прошёл день. Но за это время она очень изменилась – она повзрослела, на что указывает и слово «девушка» в конце сказки.

Путь, который прошла девочка, можно разделить на несколько этапов:

  1. наложение запрета - некий оберег от беды, мудрость старцев;
  2. нарушение запрета – отсутствие чувства страха;
  3. следствие этого нарушения – беда, действие злых сил;
  4. путь испытаний и встречи в пути;
  5. применение магических действий – стремление найти друзей, помощников;
  6. возвращение к благополучию – приобретение жизненного опыта.

Итак, на примере сказки «Гуси-лебеди» мы проследили отражение славянского мифа с волшебной сказкой. И связь эта неслучайная, так как сказка – это миф, оторванный от магии.

И становятся понятны слова: «СКАЗКА-ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК!

Наложение запрета - некий оберег от беды, мудрость старцев;

  1. Нарушение запрета – отсутствие чувства страха;
  1. Следствие этого нарушения – беда, действие злых сил;
  1. Путь испытаний и встречи в пути;
  1. Применение магических действий – стремление найти друзей, помощников;
  1. Возвращение к благополучию – приобретение жизненного опыта.

В русской народной сказке Баба-Яга, которой помогают гуси-лебеди, отмечает собой сакральное пространство между жизнью и смертью и обладает двойственной природой – она может помочь герою, а может и съесть его. И это естественно, ведь на санскрите Яга – значит жертва, яг – жертвующий, пожертвователь. Баба-Яга держит нить человеческой жизни на грани бытия, и жертва может уйти навеки в «мир предков», а может вернуться в мир людей, получив новый облик, новые знания, т. е. в новом качестве. Но для подобного возвращения надо пройти определенные испытания, совершить необходимые обрядовые действия. Именно о таком пути туда и обратно и рассказывает сказка «Гуси-лебеди».

Гуси уносят мальчика почти с порога родительского дома в мир Бабы-Яги. Его сестра отправляется вслед за ним, и первое, что встречается ей на пути, – печка – символ человеческого социального бытия. Ведь, действительно, мы – единственные живые существа, поддерживающие и получающие огонь искусственно, единственные в живой природе, термически обрабатывающие свою пищу.

В печи лежит ржаной пирог – древнейшая форма искусственно полученного продукта питания. Печь и хлеб – два символа человеческой общины, семьи. Но героине сказки надо выйти за пределы человеческого социума и она не ест ритуальный хлеб.

Далее на ее пути встречается яблоня. И снова символ, на сей раз здоровья, жизненной силы, красоты, мудрости (вспомним живильные, молодильные яблоки сказок, яблоки Гесперид и т. д.). И вновь героиня отказывается от того, что может задержать ее в мире живых.

И в конце своего пути она встречает молочную реку с кисельными берегами – страшное пограничье двух миров. Вспомним, именно овсяный кисель с молоком – ритуальное блюдо, причем последнее, поминального и похоронного стола на Русском Севере. Именно овсяным киселем и молоком поминают родителей в так называемые «родительские» дни.

До недавнего времени в восточных районах Вологодской области такой кисель творили обязательно на вечерней заре, варили на утренней, используя для этого деревянную посуду, в которую опускали раскаленные камни и помешивали кисель лодочным веслом (лодка, как мы знаем, считалась средством переправы на тот свет, не случайно еще в раннем средневековье скандинавы и руссы хоронили своих знатных покойников в ладьях).

Не свершив поминального обряда и не вкусив ритуальной пищи, героиня сказки «Гуси-Лебеди» вступила в пространство межмирья, во владения Бабы-Яги.

Поведение и мальчика, и девочки при возвращении в мир людей иное. Они пьют молоко и едят овсяный кисель, принося жертву предкам. Они едят яблоки, возвращая себе жизненную силу. Они съедают по ржаному пирогу, символу человеческой общины, и, кроме того, забираются в печь. Именно после этого гуси-лебеди прекращают погоню за братом и сестрой. Почему? Дело в том, что, забираясь в печь, мальчик и девочка совершают древний обряд перепечения, который сохранился на Русском Севере вплоть до наших дней. Считается, что если грудной ребенок перепутает день с ночью, постоянно плачет, болеет, то его как бы подменили и необходимо это дитя перепечь.

Обряд перепечения должны проводить два человека – самая старая женщина в доме и самый маленький, способный стоять на ногах, ребенок. Собственно, ребенок ничего не делает, он просто присутствует при обряде. Бабка же, привязав младенца к хлебной лопате, трижды засовывает его в теплую русскую печку, приговаривая при этом: «Перепекаем подмена, выпекаем русака». После этого ребенок считается доведенным до необходимого состояния и как бы заново родившимся.

Интересно, что в санскрите слово «paripakva» значит: готовый, пропеченный, спелый, зрелый (умом), a «paripacya»: быть сваренным, поджаренным, созревать. Кстати, именно это и стремится сделать со своими жертвами Баба-Яга – сварить их, поджарить, т. е. перепечь для «того света», довести их до зрелости для существования в ином мире.

В сказке «Гуси-лебеди» брат и сестра перепекаются для этого мира – мира живых людей, они обретают зрелость и выходят из печки уже качественно новыми людьми: не мальчиком и девочкой, а юношей и девушкой. Таким образом, перед нами в сказке фактически предстает описание обряда перехода в новую возрастную категорию, изменения социального статуса подростков, так называемый обряд инициации.

Из книги «Золотая нить» С.В.Жарниковой.

Краткое содержание сказки

Жила была семья: папа, мама, дочка да сынок маленький.

Папа с мамой отлучаются из дому и наказывают дочери беречь братца. Отец с матерью ушли, а сестрица заигралась, загулялась и забыла про братишку.


Налетели гуси-лебеди и унесли мальчика. Вернулась девочка, а братика нет. Выбежала она в чисто поле и только увидела вдалеке улетающих гусей-лебедей. Догадалась она, что это они унесли ее братца. Бросилась девочка догонять их. Увидела печь. Попросила указать направление, куда гуси улетели. Но печка поставила условие съесть ее ржаного пирожка. Девочка отказалась: стану я есть ржаной пирог! У моего батюшки и пшеничные не едятся…


Печка ей ничего не сказала. Она попросила встретившуюся ей яблоньку сказать, куда гуси полетели. Яблонька выставила свое условие: поешь моего лесного яблочка – скажу. Но девочка отказалась, сказав, что у ее батюшки и садовые не едятся… Яблонька ей не сказала. Добежала девочка до молочной реки с кисельными берегами и также попросила помощи, но отказалась выполнить условие реки попробовать ее простого киселька с молочком, сказав, что у ее батюшки и сливочки не едятся.


Она долго бегала по полям, по лесам, разыскивая братца. К вечеру набрела на избушку на курьих ножках, об одном окошке. Избушка кругом себя поворачивается. В избушке жила баба-яга, пряла кудель. А на лавочке сидел братец, играл серебряными яблочками.

Девочка вошла в избушку, поздоровалась с хозяйкой и на вопрос, зачем явилась, схитрив, ответила, что зашла погреться. Баба-яга велела ей прясть кудель, а сама ушла. Девочка прядет, а из под печки выбежала мышка и попросила кашки, а в ответ пообещала девочке добренькое сказать. Девочка дала ей кашки. Мышка ей сказала, чтобы она скорее забрала братца и убежала, и мышка пообещала ей помощь свою: кудель за нее попрясти, чтобы баба-яга не сразу догадалась о побеге. Вернувшись, баба-яга обнаружила, что пленники убежали. Она велела гусям-лебедям лететь в погоню. На обратном пути девочка уважила речку с кисельными берегами, и яблоньку с кислыми яблочками, и печку с ржаными пирожками и ей все помогали, так и добежала она до дома, а тут и батюшка с матушкой пришли.

Сестрица и братец

На мой взгляд, малыша – физическое тело, Небесные родители доверили старшей и более опытной сестре – душе человека. Гуси, возможно, обозначают страсти нашего мира, от самых мелких до гордыни и тщеславия (лебеди). Маленький неопытный ребенок, человек в «кожаных одеждах», закрытый от знаний духовного мира, оказался беззащитным перед ними.

Когда все страсти этого мира захватили дитя, душа – это опыт жизни в других планах бытия, кинулась спасать его.


Наше тело создано здесь, на Земле, а душа спускается в него с высших планов бытия. Первое, кого она встречает на пути к земле, это ментальное (ум) тело. В нем «варятся, жарятся, парятся» все наши приземленные мысли – помыслы, касающиеся выживания в физическом мире. Они не такого качества, как те, которыми душа владеет, но необходимо научиться мыслить земными категориями: наш мир «зеркалит» мир небесный, здесь все наоборот. Девочка – душа не сразу это поняла и в ответ на предложение научиться мыслить: поесть ржаных пирожков,- она горделиво ответила, что у ее батюшки и пшеничные не едятся. То есть там, откуда она пришла, и высшими категориями ей не хотелось мыслить, а уж приземленными и подавно. То же самое и в разговоре с яблонькой, не уважила она просьбу яблоньки съесть ее лесного горько – кислого яблочка: в нашем мире ой как много такого вкуса. Душа и тут недовольна, отказалась от земных чувств уныния, страдания, боли, сострадания, мотивируя тем, что у ее батюшки и садовые – вкусные да приятные, не едятся. Добежала она до молочной речки с кисельными берегами: замедленное время физического мира. Молоком кормят младенцев, то есть еще неразумных, не умеющих есть твердую пищу. Нам свыше и не дают ту информацию, которую мы еще не сможем переварить – усвоить. Но душа это умеет, но не хочет: она опять проявила недовольство, не уважила речку. Ну и речка ей ничего не подсказала. Так добежала она до домика бабы Яги, где и увидела своего братца, сидящего на лавочке и играющего серебряными яблочками.

Баба Яга

Баба Яга – возможно это материя земли, пряла кудельку. От мистиков мы знаем, что в мирах от физического до ментального, служебные духи – ангелы создают события и связи между людьми, а материализует – проявляет их земная энергия: баба Яга. Материализация дает возможность увидеть качество наших мыслей: по делам их узнаете их.


Серебряное яблочко

Яблоко издавна вошло в мифы народов мира. Оно имеет двоякий смысл: это может быть яблоко раздора, но оно же является символом Древа Жизни, обозначает потаенность, таинственную радость, знание, мудрость. Яблоко малышу дала баба Яга – дарительница. Дарительница чего? Возможности от раздора через обретение опыта сострадания, обрести мудрость жизни и вернуться к Творцу — Матери Вселенной, то есть к Небесным родителям, в свое изначальное состояние Любви.

Серебро с одной стороны символизирует тленность человеческого существа, которое должно непрестанно бороться со своими негативными наклонностями, если желает достичь совершенства, с другой стороны, очищенное серебро символизирует невинность, чистосердечность, верность. В христианской символике серебро идентифицируется с божественной мудростью.

Дойдя до самого дна физического мира – до самой гущи леса, девочка – душа, наконец, начинает прозревать законы этого мира: что посеешь, то и пожнешь. Начался возврат к Божественной мудрости с малого: мышка попросила у девочки кашки. Девочка накормила ее и мышка выручила – на какое-то время подменила ее в работе у бабы Яги и девочка смогла убежать из домика вместе с братцем: как ты хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты поступай; как аукнется, так и откликнется. Душа через страдание за братца – тело обучается законам сострадания, милосердия и любви.

Домик бабы Яги

Домик бабы Яги с одним окошком на курьих ножках. «Курьи ножки», на мой взгляд, означают то, что ниже нашего трехмерного мира нет твердой опоры – там гибель, миры зазеркалья. Единственный выход – возврат «домой», к родителям Небесным. Что такое «окошко» в домике? Это, возможность получать информацию – Свет через пророков, которые доносили до жителей физического мира знания о Небесной родине в виде сказок, мифов, легенд, то есть иносказательно.


Интересно, что эта сказочка русская народная в обработке А.Н.Толстого. Многие известные писатели обращаются к жанру сказок. Казалось бы, у них такие мощные исторические произведения, а тут детские сказочки. Почему они их писали? Ответ на этот вопрос может быть в том, что исторические произведения описывали действительность конкретного времени, но они почти не создавали мыслеобразов по выходу из тупиковых ситуаций дуального мира.

В истории отдельного человека, рода, народа, страны и всей нашей цивилизации планеты в целом постоянно происходит много тяжелых ситуаций, повторяющихся из поколения в поколение: «пряли и пряли кудельку – нить судьбы». Конечно же, наиболее болезненной является ситуация перехода человечества в мир иной, о котором мы знаем только от мистиков, за исключением 4-х мерного мира, в котором во время сна мы практически все бываем и что то там нам снится – видится.


Писатель потому, видимо и становится великим, что он каким — то образом прозревает, что мир иначе создан и развивается, нежели мы об этом думали. Священное Писание говорит, что мы сотворены по образу и подобию Божию, но образ дан, а подобие подтвердить нужно. Заповеди Божьи говорят, что Бог есть Любовь, что Бог есть Свет, и нет в нем никакой Тьмы, что Бог есть плюс, и нет в нем минуса. А кто же мы? В нас, в человечестве планеты есть все минусы, какие только можно придумать. Как восстановить в себе образ Божий? Возможно, идея была в сотворении плана бытия, в котором все материализовывается – проявляется в замедленном темпе и это можно рассмотреть и изменить. Нам говорят Святые Отцы в своих трудах, и передовые ученые подтвердили их слова опытами влияния мысли и чувства человека на окружающий мир, что мы можем изменить этот мир, сделать его светлым и радостным, если насытим его энергией Добра и Любви.


И из этого нашего мира нет другого выхода: только с Любовью вверх или со страхом и гордыней вниз, к полной гибели. А третье – это колесо сансары – повторный приход души в земной мир до тех пор, пока сможет вырваться из этого деструктивного мира обратно в духовный мир – обрести второе рождение.

Орфей и Эвридика

Я предполагаю, что Николай Добронравов в своих стихах от лица Спасителя, голосом Орфея, обращается – взывает к Душе нашей человеческой:





Всё, как дым, растаяло, Голос твой теряется вдали…
Что тебя заставило Забыть мелодию любви?

Ты моё сомнение, Тайна долгого пути…
Сквозь дожди осенние Слышу я горькое «прости».

Ты моя мелодия, Я твой преданный Орфей…
Дни, что нами пройдены, Помнят свет нежности твоей.

Стань моей Вселенною, Смолкнувшие струны оживи.
Сердцу вдохновенному Верни мелодию любви!
Эта пара Н. Добронравов и А. Пахмутова, в которой гармонично слились, взаимно дополняя друг друга, мужская и женская энергии, где царит Любовь, родившая огромное количество прекрасных деток – песен, высветила – озвучила плач Вселенной о потерянной человеческой душой Любви.


Когда Орфей выводил Эвридику из ада, ему было сказано не оглядываться назад. Что это за условие? Это означает, на мой взгляд, что нас ведут по жизни и к возврату в духовный мир, не ставя в известность, что означает каждая ситуация, в которой мы оказываемся. Их совсем не интересует наше мнение, как мы себя чувствуем в этих событиях. А мы живые, мыслящие, чувствующие.


И Эвридика не выдержала молчания, ее охватило сомнение в любви к ней Орфея, она не захотела идти дальше, и он вынужден был оглянуться. Эвридика тот час же исчезла. Не сумел он вывести ее из ада.

Что тебя заставило забыть мелодию Любви?

Есть прекрасный фильм «Приди на меня посмотреть», сценарий которого создан по мотивам пьесы Н Птушкиной «Пока она умирала». Пожилая мама почувствовала, что скоро умрет. Позднее раскаяние коснулось ее души: дочь ее совершенно одинока. По всей вероятности, после смерти мужа женщина испугалась одиночества в старости. Этот ее страх и, любовь и сострадание к ней дочери, сделали свое дело: дочь осталась с ней, не вышла замуж, читала ей умные хорошие книги, ухаживала за ней. А матушка не могла встать с кресла – ноги отказали. Так прошло десять лет. В душе матери медленно, медленно созревало сомнение в том, что все так уж хорошо. Она вдруг заметила, что в квартире как-то сумрачно, дочь читает веселую книгу, но эмоций радости не появляется ни у дочери, ни у нее самой.

Смолкнувшие струны оживи

Пожилая женщина начинает проникаться сожалением к судьбе дочери, но и к себе заодно: как же я могу умереть, ведь ты останешься совсем одна, как безнадежно бесконечно поздно мы понимаем свои ошибки. Она задает ей вопросы, которых никогда не касалась: была ли ее дочь когда — либо влюблена и почему не вышла замуж? Как плохо, что ты была такой послушной. Велико удивление дочери: она уже практически вычеркнула понятие «семейные радости» из своей души. В ее жизни остались: сострадание к матери и милосердие ухода за ней. И в этот замкнутый мир не поступает новая свежая вдохновляющая энергия радости жизни, просто не от кого.

Старушечка своим старческим умом наивно, но упорно желала иметь такую радость, мотивируя тем, что она бы умерла со спокойной душой, будь у нее зять. Она, видимо, очень этого хотела, причем бескорыстно: в возрасте ее дочери уже бывают мужчины либо разведенные, либо овдовевшие. Ангелы – хранители, вероятно, оценили ее запрос, и нашли подходящую кандидатуру.

Какова сила души?

Если душа просыпается и видит, что начинают в ней превалировать деструктивные значения, она выставляет своего внутреннего наблюдателя, голос совести, своего маленького принца и т.д., у каждого может быть свое определение,- в зону выстраивания конструктивных значений, она находит внутри себя состояние – зону, где может изменить ситуацию. Деструкция – разрушение, нарушение нормальной структуры чего – либо, уничтожение. Конструктивный путь – такой, который можно положить в основу чего – либо, плодотворный.

Сила материализации

Мать – Земля обладает огромной силой. Это сила материализации, она является силой намерения каждого из нас, а также силой, ведущей к разрешению любого процесса на Земле. Энергия материализации поддерживает любого на Земле, вне зависимости от его задач и тех сил, которые он представляет. А мы, люди земли, являемся представителями многих цивилизаций Вселенной, поэтому мы такие разные, мы здесь выполняем их «задание»: стать дружелюбными, счастливыми, любящими. Мы уже можем строить своими мыслями мир, который нам нужен, и в своих мечтах – размышлениях мы его уже строим. Чем быстрее научимся мыслить конструктивно, тем быстрее выйдем из состояния войн, разных конфликтов: мы сумеем их решать за столом переговоров. Как этому научиться? Писатели, режиссеры всех стран мира создали много произведений обучающих мечтать конструктивно и материализовать свои желания – мечты.

«Свет проникает в самые тёмные закоулки планеты, поскольку Земля наполняется всё большим количеством высших вибрационных частот Духа. Разум и Дух – это строители, а мы - сотворцы нового рая на Земле. Всё, что нам необходимо, будет предоставлено, но нужно крепко держать своё видение для наивысшего всеобщего блага».

Сердцу вдохновенному верни мелодию любви

Наша пожилая героиня на «приобретении зятя» не остановилась. Она вдохновилась! Загоревала, что не дождется внуков и умрет — таки несчастной. Святая наука расслышать друг друга! Нашлась и внучка. Разве могло быть иначе? Даже «папанька» ее почти признал: у кого не было грехов молодости? Старушка постепенно оживает, как то уже не торопится переходить в мир иной: ее умирание изначально был через день другой, приобретение зятя значительно сдвинуло этот момент перехода. С появлением внучки в квартире стало совсем светло и весело, и бабушка как то забыла, что собиралась умирать, она встала и пошла. Но ее счастье было еще не полным: у внучки должен быть муж, иначе, откуда правнуку взяться. Оказалось, правнук уже наметился, к огромной радости бабушки и всех остальных. Как хорошо, что в окружающем нас мире есть уголки «где не закрываются на ключ хозяйские шкафы и души, благодари тот дом за хлеб для всех насущный – хлеб доверья». Господь сказал: « это не вы нашли друг друга, это Я вас нашел друг для друга». Вот так! Интересно, что бабушка вовлекла в этот спектакль – творение несколько человек и им от этого стало хорошо. Фильм просто чудесный, да еще предновогодний, соответствующий нашему сегодняшнему настроению: если сердечно и разумно чего — то желать, оно обязательно сбудется! И Орфей с Эвридикой встретятся, но не в аду, а в Доме, который мы создадим вместе с Сыном Божиим в духовном мире: «много обителей у Отца Моего, мы придем и построим обитель новую». В наших силах сблизить Землю и наш Небесный дом.

Чем меньше людей поддерживают деструктивные сценарии – ситуации в пространстве Земли, тем слабее они становятся. В сказке, гуси – лебеди, полетевшие вдогонку детям — это страсти и пороки этого мира, пытаются удержать нас в своей власти: стяжательством и накопительством в физическом плане – прилипаем к нему (молочная речка с кисельными берегами); завистью, обидами, осуждениями на плане чувств (астральный план – яблонька); тщеславием, гордыней в мыслях – помыслах (ментальный план – печка). Господь сказал: «претерпевший до конца спасется»!

Одна из подсказок, как чувствами – помыслами людей строить лучшую жизнь, это пожелания друг другу в праздники. Интересны Новогодние «щедривки». Важно, очень важно чтобы они исходили из глубин сердца, повторенные многими людьми, они постепенно проявляются – материализуются. Щедривки – это обрядовые песни, суть их – поздравление с Новым годом пожелание добра, благополучия, здоровья, процветания. Свое название щедривки получили от праздника — Щедрого вечера, приуроченного к встрече старого Нового года 13 января. Попросту, это наши поздравления и пожелания друг другу по разным поводам, в которых мы отражаем свое стремление к изобилию любви, хорошему здоровью, радостным нежным отношениям, юной энергичности и творчеству, поскольку мы узнаем, что это не просто вещи, приносящие нам счастье и удовлетворение, но и «состояние Бытия и качество жизни». Это распространяется и на отдельных людей, и на целые народы и государства нашей, в общем то, небольшой, планеты Земля.

Вот такая интересная Новогодняя сказочка, но это мое видение смыслового содержания этой сказки, а у вас может быть совсем другое. Почему Новогодняя? В Новый год сбываются все мечты!

Я люблю тебя, ЖИЗНЬ и хочу, что бы лучше ты стала!

Использована информация сайтов: сказки народов мира, российский фильм «Приди на меня посмотреть», американский «День сурка», М Стельмах «Щедрый вечер», миф «Орфей и Эвридика», Верхосвет, Д.Уилкок «Исследование Поля Источника», стихи Н.Добронравова «Верни мне музыку» и др.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?