Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Хазары. Хазары - это что за народность? Древние и современные хазары

Славянские племена, как мы уже говорили, расселялись в зоне лесов и лесостепи. А в степи с древних времен господствовали кочевники-скотоводы. В VI веке гуннов сменили авары, подчинившие часть славянских племен на Дунае. В VII-VIII вв. власть над степями перешла к хазарам. Они, как и родственные им гунны и авары, говорили на тюркских языках и добились господства над многими тюрко- и ирано-язычными народами Причерноморья и Северного Кавказа. Среди тюркских народов были и болгары, которые не покорились хазарам. Они откочевали за Дунай и вместе с жившими за Дунаем славянами создали свое государство — Болгарию. Другая кочевая орда болгар отступила на Среднюю Волгу, где появилось государство Волжская Болгария.


Воин-кочевник из Причерноморья.

Хазары покорили и племена славян, жившие близко к степям, в Среднем Поднепровье, — полян, северян, радимичей и вятичей на Оке. Кочевники-скотоводы не могли обойтись без земледельцев — ведь им и их скоту, в первую очередь боевым коням, нужен был хлеб. Поэтому они требовали от земледельцев дани. Славяне-земледельцы воспринимали ее как иго — ярмо, которое надели на них, словно на пахотных животных.

Летопись рассказывает, что поляне оказались под властью хазар после смерти легендарных основателей Киева. Правитель хазар — каган (хан ханов) потребовал дани, и поляне прислали ему в качестве дани мечи. Мудрые хазарские старцы предрекли правителю: от этой дани добра не будет, мы добились её саблями — оружием, заточенным с одной стороны, а мечи полян обоюдоострые. С этим более грозным оружием данники одолеют хазар и «будут брать дань с нас и других стран». Так и сбылось, пишет Нестор: в 965 году князь Святослав разбил войско кагана.

Хазарский воин IX век. У него прямой меч, заточенный с одной стороны, боевая секира и лук с колчаном, полным стрел. Конская уздечка и пояс украшены серебряными бляшками.

Утвердившись на Северном Кавказе, хазары стали совершать походы в Закавказье и Крым — причерноморские владения Византии. Но из Передней Азии навстречу им двинулась другая волна завоевателей. Это были арабы, силой меча распространявшие новую религию — ислам. В начале VIII века они разбили хазар, но не смогли завладеть степями Причерноморья.

Чтобы управлять разными народами Восточной Европы и договариваться с исламским Арабским халифатом и христианской Византией, хазарам нужна была собственная религия, признаваемый другими народами писанный закон. Хазарский правитель не мог стать мусульманином или христианином: он оказался бы в зависимости от халифа или византийского императора. Но в городах, попавших под власть хазар в Северном Причерноморье, — Фанагории, Таматархе (Тмутаракани), Боспоре (Керчи) жили еврейские общины, которые исповедовали иудаизм — религию Ветхого завета. А его почитали и мусульмане, и христиане. Поэтому хазарский каган выбрал иудаизм.

В устье Волги — хазары называли ее Итиль — была построена столица Хазарского каганата, тоже Итиль (археологи до сих пор не могут найти этот город). В кирпичном дворце и окружавшем его квартале жили каган, его воевода (бек) и другие хазары, принявшие иудаизм. В другом квартале обосновались мусульмане, в том числе гвардейцы кагана, выходцы из среднеазиатского государства Хорезм. В Итиле была и община христиан и даже жили язычники — славяне и русь. В низовьях Дона с помощью византийских архитекторов каган возвел белокаменную крепость Саркел (белая башня), защищавшую центр его владений.

Византия хотела подчинить своему влиянию Хазарский каганат. В 861 году туда была направлена миссия во главе с выходцем из греческого города Солуни (Фессалоники) в Македонии Кириллом, или Константином, за свою ученость прозванным Философом (Кирилл — монашеское имя, которое Константин принял перед смертью). В Херсонесе, главном византийском городе Крыма, Константин выучил еврейский и другие языки. При дворе кагана он вел богословские диспуты с учеными иудеями и даже добился того, что несколько хазарских семей приняли христианство. Сам же каган остался верен иудейской религии.
Однако миссионерский опыт вскоре пригодился Константину.

Хазары остались только в истории? Нет.

В Крыму до сих пор живут хазары, или, по крайней мере, живет народность, которая думает, что она произошла от хазар. Только теперь современные хазары известны под именем крымские караимы, или караи.

Крымские караимы - удивительная община, которая насчитывает всего около 2000 человек.

Наш редактор Максим Истомин, побывавший недавно на территории Крыма, собрал материал о караимах, включая официальные караимские публикации, и посетил их святыни.

Современные

хазары — крымские караимы

На иллюстрации печать и штамп последнего караимского крымско-литовского гахана (кагана) Шапшала в период его эмиграции из Крыма в Литву в 1939 году.

На иллюстрации печать и штамп последнего караимского крымско-литовского гахана (кагана) Шапшала в период его эмиграции из Крыма в Литву в 1939 году

На иллюстрации: Печать и штамп последнего караимского крымско-литовского гахана (кагана) Шапшала в период его эмиграции из Крыма в Литву в 1939 году.

Эта иллюстрация из книги гахана (кагана) Шапшала о караимах «Караимы СССР в отношении этническом. Караимы на службе у крымских ханов», изданной организацией крымских караимов «Крымкарайлар» в Симферополе в 2004 г.

Фактически караимский крымский и литовский гахан являлся единственным в новейшее время прямым наследником власти хазарского кагана. Некоторые источники указывают, что до начала ХХ века глава крымской караимской общины носил название гахам (от древнееврейского «хахам» — «мудрец»), но Шапшал изменил написание традиционного термина «гахам» на «гахан», мотивируя это тем, что высший религиозный титул караимов происходит не от древнееврейского слова «хахам», а от хазарского слова «каган».

То, что хазарский народ (ныне крымские караимы) существует и сегодня — это сам по себе интересный факт. Еще более интересной история с крымскими караимами становится, когда начинаешь вдаваться в детали .

Удивительные

особенности общины крымских караимов

Перечислим некоторые из них:

1. Свои среди чужих, чужие среди своих. Многие столетия религию караимов по всему миру отожествляют с иудаизмом, чему караимы во всех землях и странах, включая и Крым, и Литву, сопротивляются, а крымско-литовские караимы, принадлежа ко всемирной караимской вере, сопротивляются еще и попыткам приписать их и к еврейскому народу (в отличие от караимов других частей света, признающих свои еврейские корни, и отделяющихся от евреев только по религиозному принципу). Крымско-литовские караимы относят свое происхождение к тюркским кочевникам-степникам. И чтобы обособится от других караимов, признающих свою этническую связь с еврейской родиной, караимы Крыма называют себя крымскими (крымско-литовскими) караимами, или караями . Вообще слово караим с древнееврейского означает «читающий» или «человек книги, писания». Религия караимов возвращает нас к древним временам.

2. Израиль признает их евреями, Гитлер евреями их не признал. Во время нацисткой оккупации Крыма крымско-литовские караимы и, как пишут некоторые источники, лично последний гахан (каган) (т.е. хан ханов) караимский Хаджи Серайя Хан Шапшал (в русской транскрипции Серайя Маркович Шапшал) добились официального признания немецкими властями крымско-литовских караимов народом, не относящимися к еврейскому, благодаря чему крымско-литовские караимы избежали нацистских репрессий . Но в Израиле караимов всех частей света до сих пор считают, как пишет полуофициальная «Еврейская энциклопедия», «еврейской сектой», хотя и принимают особые отличия крымских караимов, как иудеев, которые в древности ассимилировались с хазарами. Крымские же караимы считают, что они изначально хазары-тюрки, которые приняли караимскую веру, родившуюся на Ближнем Востоке, не имеющую ничего общего с иудаизмом, а скорее близкую раннему христианству. Позднее ряд семей крымских караимов переселился из Крыма в Литовско-польское государство, граничащее в Средневековье с Крымским ханством. Так, по мнению крымских караимов, возникла народность крымско-литовских караимов или, как их обычно называют, крымских караимов.

3. Верные слуги крымского хана . Крымские караимы также подчеркивают свою невероятную преданность Крымскому ханству и его правителям . Их официальные публикации указывают, что даже после присоединения Крыма к России при императрице Екатерине Второй и изгнания последнего крымского хана, караимы добровольно собирали в своей общине дань для крымского хана и отправляли эти деньги хану в эмиграцию. Караимы отмечают свою роль при крымских ханах как своеобразной гвардии — гарнизона крепости «Чуфут—Кале», охранявшей крымскую столицу Бахчисарай . Также караимы распоряжались ханским монетным двором и тюрьмой для пленников хана. В тюрьме, охраняемой караимами, содержались многие знатные узники хана, включая московских бояр-заложников.

4. Каста, которой разрешали жить только в пещерных городах — крепостях. Но караимы при крымских ханах были также своеобразными узниками-изгоями, хотя и почетной кастой. При крымских ханах и османах караимам разрешалось жить только в крепостях «Чуфут-Кале» и «Мангуп», охраняя добро и узников крымских ханов . Эти крепости, расположенные на неприступных горных плато, включают себя и пещерные города.

Название главной караимской святыни — крепости «Чуфут-Кале» (в переводе с тюркского «Иудейская крепость») стало употребительным в Крыму. Но караимы предпочитают называть эту неприступную горную крепость, где до сих пор функционируют караимские молельни — кенасы, «Джуфт-Кале» (в переводе «Двойная крепость» из-за особенностей строения стен). Татары называли крепость «Кырк-Ор» («Сорок крепостей» — из-за ее неприступности) . Говоря об этой крепости, караимы всегда упоминают о том, что в этом сооружении укрывался последний хазарский каган перед окончательным падением Хазарского каганата тысячу лет назад. Однако каганы не исчезли тысячелетие назад, как думают многие. И так не думают крымские караимы.

5. Наследник власти хазарского кагана наших дней — гахан караимский. Последний гахан (каган) караимский Шапшал управлял крымско-литовскими караимами до своей кончины в 1961 году, регулярно посещая «Джуфт Кале». Хотя советские власти вынудили кагана после второй мировой войны отречься от звания и стать простым советским ученым, но он оставался каганом в глазах караимов даже несмотря на такое официальное отречение .

Мы перечислили главные удивительные особенности общины крымских караимов. А теперь подробнее о хазарах и их наследниках-удивительном реликте прошлого — крымско-литовских караимах.

Хазары

— необычный степной народ

Хазары остаются широко известным для простого обывателя народом, несмотря на то, что этот народ сошел исторической арены много веков назад, растворившись в массе других степных этносов. Для Руси хазары запомнились, прежде всего, бесконечными военными стычками — о чем говорится и в «Песне о вещем Олеге» у Пушкина: «Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хозарам, Их селы и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам...»

Также хазары до сих пор известны широкой публике тем, что хазарское государство резко выделялось среди других степняков своей государственной религией. Хазары были иудеями. Караимы же считают, хазары были не иудеями, а принадлежали к караимскому вероисповедованию .

Современные израильские

публикации об иудейском государстве хазар

Современный израильский автор Феликс Кандель рассказывает в своих популярных «Очерках времен и событий еврейской истории» о том, что рассеянный по западному миру и прилегающим территориям и лишившийся государственности еврейский народ был чрезвычайно удивлен существованию степного иудейского государства:

«(Евреи) зависели от чужих правителей, они были представителями рассеянного по миру и угнетенного народа, у которого нигде не было политической самостоятельности, — да и католическое духовенство постоянно подчеркивало, что евреи — презираемый Богом народ и что все их былые преимущества давно уже перешли к христианам. Именно поэтому с таким волнением испанские евреи воспринимали любые слухи о существовании в неведомых краях независимых еврейских государств .

В конце девятого века объявился в Испании некий человек по имени Эльдад, который утверждал, что происходит из колена Дана, одного из десяти пропавших колен Израиля . Он сообщил, что четыре колена — Дан, Нафтали, Гад и Ашер — живут богато и счастливо под скипетром еврейского царя в стране Куш (Абиссиния) за легендарной рекой Самбатион. Это известие поразило испанских евреев и привело их в неописуемое возбуждение. Ведь каждому было известно, что десять израильских колен составляли население Израильского царства, а когда оно было разрушено ассирийцами в 722 году до новой эры, их всех угнали в плен — в Ассирию, в Мидию, и с этого момента десять колен Израиля как бы исчезли с лица земли. Их искали, о них создавали легенды, время от времени появлялись странные люди, полуавантюристы, полуфантазеры, которые уверяли всех, что они приехали из тех мест, где эти пропавшие колена живут самостоятельно под властью справедливого еврейского царя, — и им верили, этим людям, потому что очень хотели поверить, что не все сыны народа живут под чужой властью-прихотью. Эльдад из колена Дана сообщил еще о том, что «колено Шимона и половина колена Менаше обитают в стране кузарим, вдалеке от Иерусалима, на расстоянии шести месяцев пути, и они — многочисленны и неисчислимы, и исмаильтяне платят им дань» .

Очевидно, Эльдад в своих путешествиях по миру услышал где-то, что в «стране кузарим» живут евреи , а про колена Шимона и Монаше — это уже его собственное добавление.

Хасдай ибн Шапрут знал о рассказах Эльдада из колена Дана и — как и все испанские евреи — ожидал этому подтверждения. И вот в середине десятого века он узнал от заезжих персидских купцов из города Хорасана, что где-то на востоке, в далеких степях, существует могущественное иудейское государство . Поначалу он не поверил этим купцам, — и, действительно, трудно было поверить, — но вскоре посланцы из Византии подтвердили это сообщение. Есть такое государство в пятнадцати днях пути от Византии, имя ему — ал-Хазар, и правит там царь Йосеф .

«Корабли приходят к нам из их страны, — сообщили посланцы, — и привозят рыбу и кожу и всякого рода товары... Они с нами в дружбе и у нас почитаются... Между нами и ими постоянный обмен посольствами и дарами. Они располагают военной силой, могуществом и войсками, которые выступают на войну по временам».

Это известие о существовании где-то на востоке целого царства, которое живет по законам Моисея, евреи приняли с восторгом. Сразу же решили, что хазары — это потомки Иегуды, и что таким образом осуществилось библейское пророчество: «Не отойдет скипетр от Иегуды».

Далее Феликс Кандель в своих очерках, которые отражают официальное представление об еврейской истории в современном Израиле и рекомендуются для изучения новоприбывшим в страну еврейским переселенцем- алия, пишет о хазарах:

«Даже когда впоследствии выяснилось, что хазары — это перешедшие в иудаизм идолопоклонники, это не поколебало симпатий к неизвестному народу. Рассказами о хазарах евреи зачитывались в последующие века , существовала разнообразная еврейская литература на эту тему, и переписка Хасдая ибн Шапрута с царем Йосефом занимает в ней почетное место.

Хасдай ибн Шапрут сразу же написал письмо хазарскому царю :

«От меня, Хасдая, сына Ицхака, сына Эзры, из потомков иерусалимской диаспоры в Сфараде (Испании), раба моего господина, царя... чтобы он долго жил и царствовал в Израиле...»

Это письмо он направил поначалу с особым посланцем через Византию, но тамошний император полгода продержал у себя посланца и затем вернул его назад, ссылаясь на невероятные опасности, которые подстерегают на пути в Хазарию — на море и на суше. Скорее всего, в христианской Византии просто не желали способствовать сближению европейских евреев с Хазарским каганатом.

Настойчивый Хасдай ибн Шапрут решил тогда переправить письмо через Иерусалим, Армению и Кавказ, но в этот момент подвернулась оказия — два еврея из Загреба, которые и отвезли его письмо в Хорватию, а оттуда его переслали в Венгрию, затем через Русь — к хазарам.

Хасдай ибн Шапрут писал в своем письме, что если сведения о еврейском государстве верны, то он бы и сам

«пренебрег своим почетом и отказался от своего сана, оставил бы свою семью и пустился бы странствовать по горам и холмам, по морю и суше, пока не пришел бы к месту, где находится господин мой, царь, чтобы увидеть его величие, его славу и высокое положение, чтобы повидать, как живут его рабы и как служат его служители, и покой уцелевшего остатка Израиля... Как я могу успокоиться и не думать о разрушении нашего великолепного Храма..., когда нам говорят каждый день: «у каждого народа есть свое царство, а о вас не вспоминают на земле».

В этом же письме Хасдай ибн Шапрут задавал царю много вопросов — о размерах государства, о его природных условиях, о городах, о его войске, но самые главные вопросы: «из какого он колена», этот царь, «сколько царей царствовало до него и каковы их имена, и сколько лет царствовал каждый из них, и на каком языке вы говорите».

Хазарский каган Йосеф получил это письмо, и до наших дней дошли два варианта его ответа: краткая и пространная редакции его письма. Оно было написано на иврите, и, возможно, что писал его не; сам каган, а один из его приближенных — евреев . Йосеф сообщал, что его народ происходит из рода Тогармы. Тогарма был сыном Яфета и внуком Ноя. У Тогармы было десять сыновей, и одного из них звали, - Хазар. От него-то и пошли хазары.

Сначала, сообщал Йосеф, хазары были малочисленны,

«они вели войну с народами, которые были многочисленнее и сильнее их, но с помощью Бога прогнали их и заняли всю страну... После того прошли поколения, пока не явился у них один царь, имя которого было Булан. Он был человек мудрый и богобоязненный, уповавший всем сердцем на Бога. Он устранил из страны гадателей и идолопоклонников и искал защиты и покровительства у Бога».

После Булана, принявшего иудаизм, царь Йосеф перечислил всех хазарских каганов-иудеев, и у всех у них — еврейские имена: Овадия, Хизкиягу, Менаше, Ханука, Ицхак, Звулун, снова Менаше, Нисим, Менахем, Биньямин, Аарон и наконец автор письма — Йосеф. Он писал про свою страну, что в ней

«никто не слышит голоса притеснителя, нет противника и нет дурных случайностей... Страна плодородна и тучна, состоит из полей, виноградников и садов. Все они орошаются из рек. У нас есть очень много всяких фруктовых деревьев. С помощью Всемогущего я живу спокойно».

Йосеф был последним правителем могущественного Хазарского каганата, и когда он отправлял в далекую Испанию свое письмо — не позже 961 года, то не знал еще, что дни его царства уже сочтены .

В конце восьмого — начале девятого века хазарский каган Овадия сделал иудаизм государственной религией. Это не могло произойти случайно, на пустом месте: наверняка уже тогда в Хазарии было достаточное количество евреев, говоря сегодняшним языком — некая «критическая масса» , приближенных ко двору правителя, которые и повлияли на принятие такого решения.

Еще при Булане, который первым принял иудаизм, многие евреи переселились в Восточное Предкавказье, спасаясь от преследования мусульман. При Овадии, как отмечал арабский историк Масуди,

«много евреев переселилось к хазарам из всех городов мусульманских и из Рума (Византии), потому что царь Рума преследовал евреев в своей империи, чтобы совратить их в христианство» .

Евреи заселили целые кварталы хазарских городов, особенно в Крыму. Многие из них осели и в столице Хазарии — Итиле . Каган Йосеф писал про те времена: Овадия «поправил царство и укрепил веру согласно закону и правилу. Он выстроил дома собрания и дома учения и собрал множество мудрецов израильских, дал им много серебра и золота, и они объяснили ему двадцать четыре книги Священного Писания, Мишну, Талмуд и весь порядок молитв».

Эта реформа Овадии, очевидно, не прошла спокойно. Хазарская аристократия в дальних провинциях восстала против центральной власти. На ее стороне были христиане и мусульмане; восставшие призвали на помощь мадьяр из-за Волги, а Овадия нанял кочевников-гузов. Византийский император и историк Константин Порфирородный писал об этом:

«Когда у них произошло отделение от их власти и разгорелась междоусобная война, центральная власть одержала верх, и одни из восставших были перебиты, а другие бежали».

Но хотя центральная власть и победила, возможно, что в этой борьбе погиб сам Овадия и оба его сына: иначе как объяснить тот факт, что после Овадии власть перешла не к его прямому наследнику, а к его брату?

Иудаизм продолжал оставаться государственной религией, и евреи жили в спокойствии на территории Хазарского каганата. Все историки тех времен отмечали веротерпимость хазарских правителей-иудеев. Под их властью мирно жили евреи, христиане, мусульмане и язычники . Арабский географ Истахри писал в «Книге стран»:

«Хазары — магометане, христиане, евреи и язычники; евреи составляют меньшинство, магометане и христиане — большинство; однако царь и его придворные — евреи... Нельзя выбрать каганом лицо, не принадлежащее к еврейской религии».

Арабский историк Масуди писал в книге «Промывальни золота», что в столице Хазарского царства

«семь судей, двое из них для мусульман, двое для хазар, которые судят по закону Торы, двое для тамошних христиан, которые судят по закону Евангелия, один же из них для славян, руссов и других язычников, он судит по закону языческому, то есть по разуму».

А в «Книге климатов» арабского ученого Мукаддаси сказано совсем просто:

«Страна хазар лежит по ту сторону Каспийского моря, очень обширна, но суха и неплодородна. Много в ней овец, меду и евреев» .

Были попытки сделать христианство государственной религией Хазарии. С этой целью отправился туда в 860 году знаменитый Кирилл — создатель славянской письменности. Он принял участие в диспуте с мусульманином и иудеем, и хотя в его «Житии» и написано, что он победил в споре, но каган все-таки не переменил религию , и Кирилл вернулся ни с чем.

«Наши глаза устремлены к Господу, Богу нашему, и к мудрецам израильским, к академии, которая находится в Иерусалиме, и к академии, которая в Вавилонии»,

— писал каган Йосеф в своем письме. Узнав о том, что мусульмане в своих землях разрушили синагогу, хазарский каган даже приказал разрушить минарет главной мечети в Итиле и казнить муэдзинов. При этом он сказал:

«Если бы я, право же, не боялся, что в странах ислама не останется ни одной неразрушенной синагоги, я обязательно разрушил бы и мечеть».

После принятия иудаизма у Хазарии сложились самые неприязненные отношения с Византией. Сначала Византия натравила на хазар аланов, затем печенегов, потом киевского князя Святослава, который и победил хазар .

По-разному объясняют сегодня историки причины падения Хазарского каганата . Одни считают, что это государство ослабело в результате постоянных войн с окружающими его врагами.

Другие уверяют, что принятие хазарами иудаизма — миролюбивой религии — способствовало снижению боевого духа кочевых воинственных племен.

Есть сегодня и такие историки, которые объясняют это тем, что евреи со своей религией превратили хазар из «нации воинов» в «нацию торгашей».

Русская летопись пишет об этом просто, не вдаваясь в причины:

«В год 6473 (965). Пошел Святослав на хазар. Услышав же это, хазары вышли навстречу во главе со своим князем Каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар и город их и Белую Вежу взял...»

Другими словами, Святослав взял столицу хазар Итиль, взял Семендер на Каспийском море, взял хазарский город Саркел на Дону — он же впоследствии Белая Вежа — и вернулся в Киев.

«Русы разрушили все это и разграбили все, что принадлежало людям хазарским»,

— писал арабский историк. После этого еще несколько лет подряд племена гузов беспрепятственно грабили беззащитную землю.

Хазары вернулись вскоре в свою разрушенную столицу Итиль, восстановили ее, но, как отмечают арабские историки, там уже жили не иудеи, но мусульмане. В конце десятого века сын Святослава Владимир снова пошел на хазар, овладел страной и наложил на них дань. И снова города Хазарии были уничтожены, столица превращена в развалины; уцелели лишь хазарские владения в Крыму и на берегах Азовского моря. В 1016 году греки и славяне разрушили в Крыму последние хазарские укрепления и взяли в плен их кагана Георгия Цулу, который был уже христианином .

Некоторые исследователи теперь считают, что Хазарский каганат не распался окончательно в конце десятого века, но продолжал существовать как самостоятельное, небольшое государство вплоть до нашествия монголов. Во всяком случае, в одиннадцатом веке о хазарах еще упоминается в русской летописи , как об участниках заговора против князя Олега Тмутараканского, но это последнее упоминание о них в европейских источниках. И лишь в описаниях еврейских путешественников последующих веков Крымский полуостров долго еще называли Хазарией«. (Цитата по сайту history.nfurman.com. Имеется также печатная версия книги этих очерков, изданная в Израиле на русском языке).

Так пишет Феликс Кандель.

И тут мы плавно переходим от хазар к крымским караимам. Согласно официальным публикациям крымско-литовских караимов, они представляют собой потомков хазар, укрывшихся после их разгрома в Крыму. Крым стал последней территорией, на которой сохранялось хазарское государственное управление, и здесь находился последний хазарский каган .

Что пишут сами крымские караимы о своем происхождении и истории. См. в нашем обзоре

Мнение турецкого путешественника XVII в. Челеби о караимах ;


Современный израильский взгляд на караимов ;

Современное украинское издание о родовом гнезде караимов ;

В современных караимских официальных публикациях не подтверждается факт перехода хазарских каганов в христианство и отвергается всяческая связь с иудаизмом и евреями. Причем крымские караимы подчеркивают свое отличие от евреев даже в быту .

Последний караимский гахан (каган) Шапшал в своей уже упоминавшейся книге о караимах «Караимы СССР в отношении этническом. Караимы на службе у крымских ханов» пишет, что «...у караимов и татар самым любимым национальным кушаньем является сочетание баранины с катыком (кислое молоко), тогда как верующие евреи не допускают в еде смешения мяса с молоком» . Шапшал являлся апологетом доктрины тюркского происхождения караимов, которая является официальной для караимского руководства и сегодня .

Продолжение на .

История Хазарского каганата, крупнейшего и сильнейшего государства Восточной Европы в VIII-IX веках до сих пор вызывает много вопросов. Каганат был поликонфессиональным государством, в котором на равных существовали иудаистские, мусульманские, языческие и христианские общины. Возможно, это было связано и с полиэтническом составом Хазарии, чьё население представляло собой пёструю смесь различных этносов. Угры, тюрки, ираноязычные аланы — они были и завоевателями этих территорий, и побеждёнными. На эти и другие вопросы отвечает книга востоковеда Новосельцева «Хазарский каганат».

В издательстве «Ломоносовъ» вышла книга известного востоковеда Анатолия Новосельцева «Хазарский каганат». Новосельцев (1933-1995) известен как крупнейший отечественный востоковед, в том числе — один из лучших исследователей хазар.

В книге «Хазарский каганат» он рассматривает версии происхождения этого этноса, устройство их государства и как оно повлияло на историю Восточной Европы.

Новосельцев, в частности, приводит мнения зарубежных и отечественных историков и археологов. Например, историк Грушевский отмечал роль Хазарии(до Х века) как заслона Европы от новых кочевых азиатских орд, справедливо считая Хазарскую державу в VIII-IX веках сильнейшим государством Восточной Европы. А американский историк Данлоп считал, что Хазарское государство существовало вплоть до XIII века (хотя его разгром русами в конце Х века сильно ослабил и фрагментировал каганат).

Интересна идея венгерского историка Барта о том, что Хазария была торговым государством (а не кочевым или полукочевым). Примечательно его наблюдение, что практически все поселения каганата были расположены в бассейнах рек. Это, кстати, общая характерная черта для Восточной Европы той поры, в том числе и для Руси.

Один из разделов книги Новосельцева касается вопроса этнического происхождения хазар. Как известно, каганат был поликонфессиональным государством, в котором на равных существовали иудаистские, мусульманские, языческие и христианские общины. Возможно, это было связано и с полиэтническом составом Хазарии, чьё население представляло собой пёструю смесь различных этносов. С разрешения издательства «Ломоносовъ» мы публикуем отрывок из книги Анатолия Новосельцева, в котором рассказывается об этническом составе Хазарии.

«С IV века вместе с племенами Гуннского союза в Восточную Европу хлынул из Сибири и более отдалённых районов (Алтая, Монголии) поток финно-угорских и прототюркских племен. Они застали в степных районах Восточной Европы преимущественно иранское (сарматское)население, с которым и вступили в этнические контакты. На всём протяжении IV-IX веков в этой части Европы шло смешение, взаимовлияние трех этносов: иранского, угорского и тюркского. В конечном счете возобладал последний, но это случилось довольно поздно.

Кочевники гуннского объединения в первую очередь занимали земли, удобные для скотоводства. Однако своих предшественников — алан, роксолан и т.д. — они не могли, да и не хотели полностью согнать с этих земель и какое-то время кочевали вместе с ними или рядом. В Восточном Предкавказье были как раз такие земли, удобные для скотоводства, и сюда кочевники гуннского объединения устремились сразу после разгрома своих главных врагов — алан. Аланы понесли в этой борьбе большой урон, но сохранились на Северном Кавказе, правда в основном в его центральной части, а их ближайшие родственники массагеты-маскуты — в приморской полосе современного Дагестана и соседних районах нынешнего Азербайджана. Именно здесь, очевидно, происходил интенсивный синтез местных иранцев (а возможно, и кавказцев)с пришельцами, которые в этом районе довольно долго именовались гуннами, возможно, и потому, что среди них гуннский элемент был очень влиятелен.

Однако не гунны сыграли главную роль в этногенезе хазар, а прежде всего племя савиров — тех самых савиров (сабиров), чьим именем, по свидетельству ал-Мас’уди, тюрки называли хазар.

Впервые сабиры-савиры появляются в источниках для Восточной Европы в связи с событиями 516/517 года, когда, пройдя Каспийские ворота, они вторглись в Армению и далее в Малую Азию. Современные исследователи единодушно считают их выходцами из Западной Сибири.

Можно с большим основанием считать, что савирами назывались финно-угорские племена юга Сибири, и, возможно, само название Сибирь восходит именно к ним. Создается впечатление, что это было значительное племенное объединение юга Западной Сибири. Однако продвижение с востока тюркских орд теснило савиров и заставляло их группами покидать исконную территорию. Так савиры вместе с гуннами или позже, под нажимом каких-то врагов, перешли в Восточную Европу и, оказавшись на Северном Кавказе, вступили в контакты с разноэтническим местным населением. Они входили в различные племенные объединения и порой их возглавляли.

В период приблизительно со второго десятилетия до 70-х годов VI века о савирах в этом районе особенно часто упоминают византийские авторы, прежде всего Прокопий Кесарийский, а также Агафий. Как правило, савиры находились в союзе с Византией и воевали против Ирана, а это свидетельство того, что обитали они вблизи знаменитых укреплений Чоклы-Чоры (Дербента), которые как раз в первой половине VI века были заново укреплены и приняли форму, сохранившуюся до наших дней.

А затем савиры как-то сразу исчезают почти из всех источников о Северном Кавказе, хотя память о них сохранилась в хазарских преданиях, изложенных царем Иосифом. В то же время в «Армянской географии» савиры присутствуют среди племён Азиатской Сарматии к востоку от хонов (гуннов), чунгаров и менд (?) до реки Талд, которая отделяет азиатских сармат от страны апахтарков. Известие это содержится в разделе «Ашхарацуйца», который производит впечатление сложной комбинации разновременных источников. Здесь много неясного, в том числе этнонимы «чунгары» и «менд»; непросто идентифицировать и реку Талд (возможно, это Тобол).Но слово «апахтарк» объяснимо из среднеперсидского языка как «северные», а потому возможно предположить, что эта часть текста восходит к несохранившимся вариантам сасанидских географий, которыми автор «Ашхарацуйца», несомненно, пользовался. И тогда это известие относимо к VI веку. Правда, продолжение этого текста опять выглядит странным, ибо там сказано, что эти апахтарк (мн. число) — туркестанцы,у них царь («таговар») хакан, а хатун — жена хакана. Эта часть явно искусственно «пристёгнута» к предыдущей и появиться могла в связи с Тюркским каганатом, обитатели которого были «северными» жителями по отношению к Ирану.

Вполне возможно, что именно Тюркский каганат стал виновником гибели Савирского союза. Вероятно, с этим событием связано переселение части савир в Закавказье, о котором говорит византийский историк VI века Менандр Протектор. Это, очевидно, те самые «сабартойаспалой», об уходе которых в Персию пишет Константин Багрянородный, хотя он ошибочно связывает их переселение с событиями IX века (войной«турок» и печенегов).

То, что Константин Багрянородный ошибается, доказать несложно. Писавший в начале Х века Ибн ал-Факих упоминает савир как ас-савардийа. Ал-Мас’уди по реке Куре ниже Тифлиса помещает сийавурдийа, указывая, что они — ветвь армян. Армянский историк первой половины Х века Иованнес Драсханакертци помещает севордик (мн. число, ед. число — севорди) недалеко от города Гянджа. Если севардийцы в первой половине Х века были арменизированы, как полагает В.Ф.Минорский, то это не могло произойти при жизни двух-трёх поколений, так что переселение их в Закавказье имело место задолго до IX века, скорее всего в VI-VII веках.

Крушение Савирского союза было, по-видимому, заметным событием в истории Восточной Европы той поры, и лишь ограниченность наших источников не позволяет определить его масштабы. После этого савиры, помимо Закавказья, появляются под названием савар в Среднем Поволжье, где возникла Волжская Булгария.

Но какая-то часть савиров осталась в Восточном Предкавказье, когда сюда хлынул поток тюркских племен. Среди них могло быть и тюркское племя коса, известное из китайских источников. Исследователи с ним связывают этноним «хазары», хотя можно предположить и другие варианты. Возможно, именно это тюркское племя затем, в течение второй половины VI века и позже, ассимилировало остатки савир в Предкавказье, а также некоторые другие местные племена, в результате чего и сложился хазарский этнос.

Среди этих ассимилированных племён была, несомненно, и часть (северная) маскутов, а также некоторые другие племена, в частности басилы (барсилии), баланджар и др. Баланджар упоминаются в Приморском Дагестане в арабских источниках, а для начала Х века — и в Среднем Поволжье(в форме баранджар). С этим этнонимом связан город Баланджар, который, очевидно, идентичен Варачану. Что касается басилов, то на них стоит остановиться особо, хотя не исключено, что басилы и баланджар — одно и то же.

(Хазарская монета)

Басилы несколько раз упоминаются Мовсесом Хоренаци в разделах его истории, связанных с полулегендарным изложением деятельности древнеармянских царей (Валаршака,Хосрова и Трдата III), причём один раз они выступают вместес хазарами, что для II-III веков, конечно, нереально. Эти сведения не поддаются точному комментированию, они разве только свидетельствуют о том, что в Армении V-VI веков знали племя басилов. В «Ашхарацуйце» сильный народ басилов («амранайбаслацазгн») помещён на реке Атиль, очевидно, в её низовьях.

Но вспомним, что Михаил Сириец называет Барсилию страной алан. Из этого можно предположить, что первоначально барсилии (басилы) — аланское (иранское)племя, которое затем было тюркизировано и в Восточном Предкавказье слилось с хазарами, а в Западном — с булгарами. Последнее подтверждается сведениями Ибн Русте и Гардизи о булгарском племени (в тексте Ибн Русте «синф» — «вид, разряд», у Гардизи «горух» — «группа») барсула (у Гардизи —дарсула). Всего у этих авторов три группы (вида) булгар: барсула, эсгал (аскал) и блкар, то есть собственно булгары. Если сопоставить это с делением волжских булгар у Ибн Фадлана, то обнаружим любопытную вещь. Ибн Фадлан, кроме собственно булгар, называет племя аскал, но не упоминает барсилиев. Зато у него есть род ал-баранджар, и это, возможно, подтверждает идентичность тюркизированных басилов (барсилов) и баланджар.

Источники дают довольно противоречивые сведения об этнической принадлежности хазар. Часто их причисляют к тюркам, однако само применение этнонима «тюрки» было вплоть до XI века не всегда определённым. Разумеется, в Средней Азии, да и в халифате IX-Х веков хорошо знали тюрок, из которых формировалась гвардия халифов. Но одно дело знать«своих» тюрок, а другое — разобраться в пестроте этносов, гулявших в буквальном смысле этого слова по обширным степным пространствам Евразии. Среди этих орд тюрки в IX-Х веках безусловно преобладали, поглощая не только остатки иранцев, но и угров. Последние частью входили в политические объединения, в которых главную роль играли тюрки, и когда те же угры от них откалывались, название тюрок могло какое-то время за ними оставаться, как было с венграми в первой половине Х века.

В целом же писатели того времени ясно видели текучесть степного населения и его преемственность. Например, Менандр Протектор писал, что турки прежде назывались саками. В этом его утверждении, как и в упорном наименовании армянскими источниками северокавказских кочевников гуннами или арабскими источниками хазар в VIII веке тюрками, надо видеть не только дань исторической традиции, но и осознание того факта, что жившие прежде на Северном Кавказе гунны или тюрки не исчезли, а слились с теми же хазарами и потому могли с ними отождествляться. В период, когда тюрки стали господствующим этническим элементом в степях от Алтая до Дона (IX-Х века), мусульманские авторы часто включали в их число и финно-угров, и даже иногда славян.

(Реконструкция столицы Хазарии — города Итиль)

Но некоторые арабские писатели IX-Х веков всё же отделяли хазар от тюрок. Хазарский язык, как доказано лингвистами, тюркский, но он вместе с булгарским относился к обособленной группе, довольно сильно отличаясь от других тюркских языков, наиболее распространенных в IX-Х веках(огузского, кимакского, кыпчакского и др.), хорошо известных в мусульманском мире. Этим, очевидно, и объясняется тот на первый взгляд странный факт, что мусульманские авторы дают противоречивые данные о языке хазар. В XI веке, когда Махмуд Кашгарский составлял свой знаменитый «Словарь тюркского языка», хазарский язык уже исчезал, и его лексику учёный не фиксировал. Но язык булгар Махмуд в своём лексиконе использует, а это твёрдое доказательство принадлежности к тюркской семье и хазарского языка, ближайшего родственника языка булгар. Отличия между ними, конечно, существовали, но при нынешнем нашем уровне знания они неуловимы.

Сегодня был мне экстрафильм. Вижу газету с цветными фотографиями, современную газету, обычную, ну как «Российская газета», например. Начинаю читать, и не могу никак понять, на каком языке она написана. На первой полосе фото Эрдогана, а подпись к ней, и текст статьи, написаны неизвестным мне письмом. Это и не грузинский, и не армянский. Не иврит и не иероглифы. Больше походит на руническую письменность, но я такой никогда не видел раньше. Спрашиваю: - «На каком языке газета то»? Ответ звучит в голове: - «Хазарский».

Бред какой. Я столько материала «перевернул» в поисках материальных свидетельств существования Хазарии, и убедился, что достоверных сведений о хазарской письменности просто не существует.


Утром за чашкой кофе попадается, неразгаданный сканворд, который «мучила» вчера вечером моя жена, и на самом видном месте попадается вопрос «Вещий мститель хазарам», из четырёх букв. «Олег» - вписано в клеточки рукой жены. Школьную программу ещё не забыла. И тут вспоминаю своё видение, и как кипятком ошпарило. Знак, однако. Нужно соображать. И вот к чему мои соображения привели.

Что мы вообще знаем о Хазарии? Даже если бегло пробежаться мысленно по известным фактам, и то уже возникают очень серьёзные сомнения в существовании Хазарского каганата в том виде, как об этом говорилось в учебниках. Всё, абсолютно всё, что известно средне-статистическому гражданину по этому вопросу, основано на одном параграфе из учебника, и отпечатавшейся в памяти карте «древней Хазарии», которую кто-то совершенно произвольно закрасил на современной карте одним цветом.

Сегодня эта версия о нахождении каганата на территории современной России активно муссируется теми, кто уверен в том, что евреи хотят «оттяпать» у России её исконные земли под видом реституции. В общем, опасения справедливы. «Оттяпали» же они Палестину только на том основании, что какой то там их Иегова обещал им эту землю в собственность, причём об этом обещании кроме самих евреев никому никогда не было известно.

К тому же, то, что сейчас на самом деле происходит, полностью согласуется с этими планами. Даже если планов и не существует, но еврейская экспансия у здравомыслящего человека сомнений не вызывает. О ней запрещено говорить в «независимых» русских СМИ, но от фактов то никуда не денешься. Планы строительства «Новой Хазарии» реализуются на наших глазах.

Но сегодня у нас другая задача. Необходимо понять, как вообще в мировой истории появились сведения о Хазарском каганате. Пушкина не станем трогать, он совсем недавно умер, и вряд ли знал правду о том, как всё на самом деле было. Какие источники у нас ещё имеются? Опять всё упирается в «Повесть временных лет», а точнее в её Радзивиловский список, которому верит сегодня один только Президент Академии наук РФ, наверное, да и то сомневаюсь.

Кембриджский документ, или иначе письмо́ Ше́хтера (по имени первооткрывателя. Кто бы сомневался! Документ такой важности киргиз найти не смог бы.) — рукопись на древнееврейском языке. Содержит фрагмент письма неназванного еврея, подданного хазарского царя Иосифа к неназванному господину из средиземноморской страны. Один из двух (наряду с письмом царя Иосифа) письменных памятников хазарского происхождения.

Автор на момент написания находился в Константинополе (Запомним этот важный момент!). Адресатом письма с высокой степенью вероятности является кордовский сановник Хасдай ибн Шапрут, собиравший сведения о Хазарии. Время написания может быть датировано примерно 949 годом.

В письме содержатся уникальные сведения по истории и религии хазар, переселении евреев в Хазарию, деятельности трёх последних хазарских царей: Вениамина, Аарона и Иосифа. Особый интерес представляет рассказ о современной автору русско-хазарско-византийской войне в Причерноморье, где русским предводителем назван H-l-g-w, что передаёт точную скандинавскую форму имени Олег.

Случайно ли упоминание Вещего Олега в письме Шехтера? Разумеется, нет. Тот, кто фальсифицировал этот «документ» точно был знаком с творчеством А.С. Пушкина, и для того, чтоб ни у кого не возникло сомнения в том, что письмо подлинное, не удержался от соблазна, чтоб упомянуть в нём Олега. Вероятно, накануне Первой мировой, это выглядело вполне убедительно, но только не сегодня.

Есть и ещё один «убедительный» документ… Состоящий аж... Из одной фразы на «древне-хазарском»:

Якобы это хазарский чиновник - цензор подписал киевскую грамоту. Надпись перевели как «Я ЭТО ПРОЧИТАЛ». И к этому можно относиться серьёзно?

Так… Что ещё у нас имеется, кроме трудов историков XIX и XXв.в.? Ага! Наверное, как в случаях с античной цивилизацией, шумерской или египетской, на территории древней Хазарии остались монеты, броши, кувшины и перстни с надписями на хазарском языке? Дудки! Все находки археологов в этом регионе имеют ярко выраженные признаки принадлежности к скифской и сарматской культуре. Это говорит о том, что не только евреев тут никогда не было, но и половцы с печенегами были не тюрками, а такими же славянами, как и окружающие их, оседлые жители.

Смотрите какое мошенничество я обнаружил в «Википедии». В статье о Хазарии имеется ссылка на некий клад, с хазарскими сокровищами:

Открыватель этого шедевра, как и следовало было ожидать, опять не Иванов. Жмём на ссылку, чтоб узнать, что же такого там нашёл товарищ Финкельштейн. И попадаем, почему то на англоязычную статью в «Википедии». Ладно, не поленимся, нажмём на перевод страницы, и получаем….

Вот это и называется хуцпой у самих евреев. Доказывая существование хазарской материальной культуры на Кубани, они ссылаются на болгарского Царя! Невиданная наглость!

Ладно… Что там ещё у нас есть хазарского? Вне всякого сомнения, на волне украинских событий, всем стала широко известна маленькая фенечка, о которой ранее было известно только специалистам, в основном в области таможенного права. Это тамга.

Люди не понимают, что такое вообще тамга, и думают, что это древнееврейские такие хазарские деньги. В чём то они правы, поскольку само слово «деньга» является производным от «тамга». Что такое тамга?

Тамга это печать, которую мытарь ставил на мешки с товаром, с которых провозная пошлина была уплачена, что бы на следующей заставе, с купца не взяли бы повторную таможенную пошлину - тамгу. Таким образом, тамга, это не монеты, и не эти кулончики с трезубцами, а фактически уплаченная таможенная пошлина, не важно, в какой валюте, зачастую натурально платили процентом от перевозимого товара. Везёшь десять кувшинов масла, один на таможне отдал, на остальные девять получил печать «тамга».

От слова «тамга» возникло слово «таможня» (место, где тамжат - взимают тамгу). А в украинском, белорусском, польском и некоторых других языках, закрепилось другое название - "мытня" (митня, митница), по названию сборщиков провозной дани - мытарей.

Но логично, что печать мытаря периодически менялась, во избежание подделок. Купцы то во все времена были ушлые, и налепить левых печатей на таможенный товар, могли сколько угодно. А раз так, то и видов тамги - печати было видимо - невидимо. Но современные профессора объясняют этот вопрос по своему, так чтоб притянуть факты за уши, чтоб все верили в существование хазарии, и объясняют такое многообразие тем, что у каждого «хазарина» была своя родовая тамга… Ой, даже не смешно.

Кто первый запустил «утку» о том, что на рисунке выше хазарская тамга-деньга, я не знаю. Знаю только, что такие таблички с трезубцем назывались раньше «дщицами», и выполняли функцию мандата, визы, и охранной грамоты. Об этом пишет Марко Поло в своей книге «О разнообразии мира».

Тут снова необходимо пояснить. Братья, это отец и дядя Марко Поло, сам Марко во время путешествия по Великой Тартарии был ещё мальчиком.

Так вот. Таблица вовсе не таблица, а дщица. Путешественники пришли к великому хану Тартарии (сегодня его бы назвали Президентом России), а тот дал им личную дщицу, табличку с его личной печатью - пикирующим соколом. Это НЕ тамга. Это оберег, подтверждающий, что иноземцы путешествуют с его личного позволения, и податели сего пользуются иммунитетом. Предъявив дщицу ханам и князьям (по нашему губернаторов и глав областей) провинций, через которые лежал путь венетов (апеннинских славян), они же венецианцы, путешественники могли рассчитывать на всемерную помощь. Охрану, содействие, и даже обеспечение провизией и ямскими лошадьми.

Дщицы различались и металлом, из которого они чеканились. Золотые давали максимальные полномочия, серебряные наделяли владельца меньшими правам, а железные, имели многие служивые люди. Совсем недавно, археологи в Ярославле обнаружили дщицу, которая принадлежала предположительно, самому Александру Невскому. Вот вам и споры о «монголо-татарском иге». То, что Президент наделяет губернатора полномочиями на местах удостоверением, сейчас игом не считается. А тот факт, что Невский ездил к Великому Хану за дщицей (ярлыком) историки называют чуть ли не предательством князя!

А вот тот факт, что киевский Князь Владимир чеканил монеты с печатью Великого хана, говорит, скорее всего, о том, что разрешение чеканить собственные киевские монеты он получил от самого Великого хана Тартарии. Кто у нас там был до Чингиза то? А сам Иаван! Сын Иапета, родной внук Ноя.

Хотя по крови то он был, скорее всего, евреем. Сын еврейки ключницы Малушки (Малки, Маланьи) не мог быть русским, у евреев родство передаётся по матери же. Портрет его более чем красноречив.

Фамилии Малахов, Малков, Малкин, и их производные, в России носили только евреи.

И «христианскую» веру он взял опять из… Константинополя. Помните, в начале заметки я заострял внимание на тот факт, что «кембриджский» документ был написан в Константинополе? Теперь я снова обращаю внимание на то, что Князь Олег, который вошёл в историю как первый борец с хазарскими упырями, и даже смерть от них принял, свой щит прибил к вратам Цареграда. Теперь вопрос: - а чего это он хазар мочил, а щит византийцам повесил?

Ну и дальше. Языка хазар нет, предметов быта, инструментов, оружия нет, документов никаких, может на картах где-нибудь есть? И с этим большие проблемы. Картография в период, к которому относят существование Хазарии (650-969г.г.), была в зачаточном состоянии. Есть у меня карта, предположительно восьмого века, и на ней есть масса любопытных деталей, вот только намёка на Хазарию нет.

Это фрагмент карты Клавдия, чтобы посмотреть её целиком, нажмите на картинку.

Острова в Азове давно уже нет. Рипейские горы превратились в Северные увалы, а на территории Украины их вообще не наблюдается. Волга вполне узнаваема. И реки Кубань и Дон указаны довольно точно. Две других реки рядом, тоже вполне идентифицируются, только ныне они очень сильно обмелели, и называются Миус и Кагальник. Та-Дам!! КАГАЛьник. Значит был Каганат!

А кто говорит, что не было? Князь Владимир среди прочих титулом ведь был ещё и Каганом! Но это совершенно не означает, что в конце десятого века каганы были еврейскими царями. В Библии же у евреев просто цари, или я не прав?

Ага! Говорите как же быть с еврейскими фамилиями Коган, Коганович, Коэн и Хоган? А ответ прямо у вас перед глазами. Коган пишется через «О», а Каган - через «А». и Это не результат лингвистической трансформации. Потому, что с персидского, «хазар» (هَزَارْ‎, hâzâr) означает «тысяча», и «Каган», скорее всего, тоже имеет персидскую (фарси) этимологию. Слова "цезарь" и "царь", по версии А. Рона-Таша, появились как раз - таки от слова hâzâr. Почему нет? А Коган, это фамилия ашкеназов - германских и польских евреев, и означает она… Любимов. В украинском ведь и сейчас «любовь» это «кохання».

Театральный режиссёр Юрий Любимов ведь тоже из ашкеназов, и наверняка любимовыми стали его родители, когда получали советские паспорта. В то время все коганы (kohan) становились любимовыми, а цукерманы сахаровыми.

Спросите почему я искал этимологию «хазарии» в фарси? Так очень просто. Племена хазар по сей день живут на севере Ирана, т.е. в Персии, и вот как они выглядят:

И вы хотите сказать, что это евреи? Нет, ребята - демократы… Хазары конечно были, и никуда не исчезли. Как были малой народностью, так ей и остались. И никакой еврейской империи под названием «Хазарский каганат» на территории, которую занимает современная Россия, никогда не существовало. Это уверенно подтверждают и исследования ДНК-генеалогии. Если бы триста с лишним лет еврее правили сарматией, то как получилось, что в крови современных исконных жителей Кубани и северного кавказа не осталось следов еврейских хромосом? Никак такого быть не может. У нас нет ни монгольских следов, ни еврейских. Следовательно, "еврейский Каганат" такая же выдумка, как и "монгольское иго".

Хазары могли жить на Кубани, и их князья могли называться каганами, но это были не евреи, а такие же славяне, только язык у них был персидский, али арабский, как и у печенегов с половцами. И они могли периодически грабить поселения северных славян, но дань им никто не платил точно. А Владимир присоединил к своим титулам должность Кагана скорее всего потому, что стал правителем хазар. Это обычная практика монархов, с каждым новым субъектом федерации добавлялся и новый титул.

Вот Иван Грозный, съездил в командировку в Плескавию и Новгород, и сразу стал вдобавок к прежним специальностям, ещё и Князем Псковским, и Князем Новгородским. Так и Владимир. Разве это не нормально?

В общем у нас получается отступление по всем фронтам. Ни языка. Ни письменности, ни артефактов, ни карт, ничего нет. Ни одной зацепки, дающей обоснованный повод предполагать существование еврейской империи на Кубани и северном Кавказе. Может сохранились предания о знаменитых хазарских Каганах, или военачальниках? Есть. Каган Булан, якобы основатель хазарской империи, но ведь и о нём нам известно из фальшивого Радзивиловского списка.

А о каких ещё Президентах Хазарии мы слышали? Ханукка и Песах, якобы тоже были хазарскими руководителями. Ну не знаю, что и сказать. Пурима только не хватает. А кроме них поминают Иосифа, и Аарона. Но Они то правили где? В Константинополе. Т.е. в Цареграде. В Византии. Опять все дороги ведут в Стамбул. Случайно? Да нет, я думаю. Истинное еврейское государство было именно Византией. И истинная еврейская культура, это и есть христианство со всеми атрибутами, приписываемыми ныне Византии. Ну надо же было чем то заполнить отсутствующие в истории 1000 лет?

Евреи уже 150 лет безуспешно ищут следы своей культуры в Палестине и на Кубани, и ничего найти не могут. Почему? Да потому, что их самих развели как лохов. Понарассказывали баек про «древнюю Иудею», внушили им, что их культура особая, ни на что не похожая, а на самом деле, Иерусалим это и есть Византия. А Иисус это пророк Иса, он же Юша, который пришёл с востока, и начал учить уму разуму, погрязших в разврате евреев.

И бежали они не из Египта, а с Боспора в Европу. Бежали от османов. Потому в Малой Азии так переплелись арабские и еврейские гены. Тут как раз всё сходится.

И полностью подтверждается версия Фоменко о том, что Иерусалим это Константинополь, а Иисуса распяли на берегу Боспорского пролива.

Да и могила Иисуса по сей день существует в пригороде Стамбула, на холме Бейкос, который в Библии носит имя Голгофы.

Картина XVII в. "Отдых жителей Константинополя у могилы святого Иисуса". На перспективе развалины крепости Ёрос. Это и есть подлинный Иерусалим.

А так Бейкос и Иерусалим выглядят сегодня. Вид от могилы Исы Хазарина (Юши Хазарея).

Латинская версия Библии XV века хранит упоминания о том, что Иисуса казнили на Босфоре в местности, где находился библейский Иерусалим:

«Obadiah 1:20 et transmigratio exercitus huius filiorum Israhel omnia Chananeorum usque ad Saraptham et transmigratio Hierusalem quae in Bosforo est possidebit civitates austri…»

В Острожской же Библии сохранилось описание погоды той местности, в которой якобы находился Иерусалим, и ничего общего с пустынным климатом сегодняшнего Иерусалима оно не имеет. Там говорится о холодной, дождливо-снежной погоде! При императрице Екатерине это убрали и написали, что просто было очень холодно. А потом вообще убрали и этот абзац.

Вот как могила Иисуса выглядит сегодня:

На вывеске у входа надпись: Нz. YUSA (хазрети - святой Юша), и рядом таблички с цитатами из Корана. Для непосвященных стоит пояснить, что в мусульманстве Юша - Иса (Иисус) очень почитаем как претерпевший страдания за веру. Его имя упоминается в Священной книге мусульман свыше 100 раз!

В известном старо-русском тексте "Хождение игумена Даниила" содержится описание евангельского Иерусалима.

В современном русском переводе фрагмент этого текста звучит так:

"Распятие Господне аходится с восточной стороны НА КАМНЕ. Оно было высоко, ВЫШЕ КОПИЯ. КАМЕНЬ ЖЕ ТОТ БЫЛ КРУГЛЫЙ, ВРОДЕ МАЛЕНЬКОЙ ГОРКИ.

А ПОСРЕДИ ТОГО КАМНЯ, НА САМОМ ВЕРХУ, ВЫСЕЧЕНА СКВАЖИНА ОКОЛО ЛОКТЯ ГЛУБИНОЙ, А ШИРИНОЙ МЕНЕЕ ПЯДИ В ОКРУЖНОСТИ (в периметре). ТУТ БЫЛ ВОДРУЖЕН КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ.

В земле же под тем камнем лежит голова первозданного Адама... И разошелся тот камень над головой Адама... И ЕСТЬ РАССЕЛИНА ЭТА НА КАМНЕ ТОМ И ДО НЫНЕШНЕГО ДНЯ... РАСПЯТИЕ ГОСПОДНЕ И ТОТ СВЯТОЙ КАМЕНЬ КРУГОМ ОБНЕСЕНЫ СТЕНОЙ... ДВЕРЕЙ ЖЕ (В СТЕНЕ) ДВЕ".

Это описание Даниила места распятия Христа прекрасно отвечает тому, что сегодня мы видим на горе Бейкос на окраине Стамбула. А именно, - круглый камень вроде маленькой горки с отверстием на самом верху, в центре. Трещина на этом камне.

А теперь внимание! По-турецки "Святой Юша" звучит как "Хазрети Юша" (Hazreti Yusa). ХАЗРЕТИ это же… НАЗОРЕЙ? Славянская буква Н и латинская H пишутся одинаково, но читаются по-разному: одна как Н, а другая как Х. Так что "Н" и "Х" могли переходить друг в друга, и из слова НАЗОРЕЙ могло получиться ХАЗОРЕЙ или ХАЗРЕТИ.

Т.е. Юша (Иисус) небыл никаким «Назарянином», не из Назарета он был, а из Хазарии. Тогда всё сходится. В Библии ведь так забавно написано, что мол, волхвы увидели звезду на ВОСТОКЕ, и пошли за ней, нашли младенца, поднесли ему дары, и т.д. Но там же в Библии сказано, что волхвы с дарами пришли с ВОСТОКА. Тпррррууу! Стоять Зорька! Увидели звезду на ВОСТОКЕ и пошли на ВОСТОК, но пришли опять с ВОСТОКА. Это как?

Ау! Христиане, кто подскажет, откуда и куда шли волхвы? Всё встаёт на свои места, если в Цареграде видели звезду, которая зажглась на востоке, и так оно и было, это вспышка сверхновой, Крабовидной туманности, которая случилась в первой половине XII века. А потом, через 33 года, с востока пришёл Юша. Который от византийцев отличался тем, что рубил правду матку.

Заходил в христианские церкви, и гонял оттуда попов, торгующих свечами и кагором. А от дверей храмов гнал ростовщиков, сидящих на банках (складных стульчиках), которые давали деньги под проценты. Банкиры, сидящие на банках, это же исконный еврейский бизнес, не так ли?

"В лето 5500 РОДИСЯ плотию предвечный царь Господь Бог наш Исус Христос декабря в 25 день. Круг Солнцу тогда бе 13, Луна же 10, индикта 15-го, в день недельный в 7-ой час дни" (Палея, лист 275, оборот).

«Царство третие Тиверия кесаря. В лета 5515 по Августе кесари восприя царство Тивирий сын Каулиев, и царствова в Риме 23 лета. При сем велий трус бысть и разорении, 13 градов даже и до земля сокрушишася. В 15 лето Христос ОТ ИВАННА ВО ИОРДАНСТЕЙ РЕЦЕ, 30-ти лет возраста своего месяца генваря в 6-ой день в 7-ой час дни индикта 15 круг Солнцу 3 безименнаго перста. И от того времени избра себе ученик 12, и чудеса нача творити, и по крещении бысть на земли 3 лета до святыя своея страсти. При сем Тивирии бысть и СПАСЕНАЯ СТРАСТЬ И ВОСКРЕСЕНИЕ Господа нашего Исуса Христа. Лет во 18-е лето царств[а] Тивириева пострада Господь наш Исус Христос спасения ради человеча в лета 5530 марта в 30 день, в пяток в 6-й час дни, индикта 3, круг Солнцу 7, Луна 14, а пасха жидом" (Палея, лист 256, оборот, лист 257).

А потом, когда мусульмане узнали о том, что сотворили иудеи с их любимым пророком Исой, пошли на Иерусалим - Константинополь войной, и всех, кто участвовал, отнянчили не шутя, как они это умеют. Но большинство банкиров успели собрать 40 тонн золота, и слиняли в Испанию - Иберию, и на Рейн. Первые стали сефардами, вторые ашкеназами. Теперь понятны корни взаимной ненависти евреев и арабов, которая тлеет на генетическом уровне?

Наверное, это не всё, что я хотел сказать о хазарах. Да точно не всё. Но это же не научный труд, не диссертация, только мысли. Чтобы поставить точку, в деле, которое можно только прекратить, но не завершить, выскажу ещё пару соображений.

Сдаётся мне, что современные казаки это тоже хазары. Недаром же их в народе называли «казарва»! И северный гусь - казарка тоже от хазар получил своё название. И гусары, это тоже казаки - хазары. Подвижные, резкие, жёсткие, прирождённые воины, первыми приручившие лошадей.

И никакие не ростовщики.

П.С. Невероятно, но факт. Только выложил заметку, как тут же, "случайно" попалась картинка с шрифтом, который я мгновенно узнал! Руно-иероглифы из газеты с фото Эрдогана в моём экстрафильме!

Знаете что это за "каракули"?

Это монгольское письмо! Вот что это такое!

ХАЗАРЫ, ов, мн. Т. н. «лица южной национальности». Все базары купили хазары. назв. древнего народа, жившего в 7 10 вв. от Волги до Кавказа … Словарь русского арго

Современная энциклопедия

Тюркоязычный народ, появившийся в Вост. Европе после гуннского нашествия (4 в.) и кочевавший в Западно Прикаспийской степи. Образовали Хазарский каганат … Большой Энциклопедический словарь

ХАЗАРЫ, ар, ед. арин, а, муж. Древний народ, образовавший в 710 вв. государство, простиравшееся от нижней Волги до Кавказа и Северного Причерноморья. | жен. хазарка, и. | прил. хазарский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова

ХАЗАРЫ, тюркоязычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.) и кочевавший в Западно Прикаспийской степи. Образовали Хазарский каганат. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

Хазары - ХАЗАРЫ, тюркоязычный народ, переселившийся из Зауралья в Восточную Европу после гуннского нашествия (4 в.) и кочевавший в Западно Прикаспийской степи. Образовали государство Хазарский каганат, после разгрома которого князем Святославом Игоревичем … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Кочевое тюркское племя, впервые появившееся на территории к северу от Кавказа в начале 4 в. В 7 в. хазары завоевали приазовских болгар. К 9 в. они создали сильное, процветающее государство, простиравшееся от Крыма до среднего течения Волги, а на… … Энциклопедия Кольера

Зар; мн. Тюркоязычный народ, появившийся в Восточной Европе в 4 в. после гуннского нашествия и кочевавший в Западно Прикаспийской степи (с середины 7 в. образовал Хазарский каганат). * Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хазарам… … Энциклопедический словарь

хазары - ХАЗАРЫ, ар, мн (ед хазарин, а, м). Древний тюркоязычный народ, появившийся в Вост. Европе после гуннского нашествия в IV в., кочевавший в Западно Прикаспийской степи, живший по реке Терек и в дельте Волги (с середины VII века образовал Хазарский… … Толковый словарь русских существительных

Кочевой тюрко язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60 х гг. 6 в. Х. были покорены Тюркским каганатом (См. Тюркский каганат). С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Хазары (изд. 2014 г.) , Олег Ивик, Владимир Ключников. Хазары - один из самых загадочных народов раннего Средневеко вья. Среди ученых идут споры даже о том, кого называть этим словом. Хазары не оставили черепков, которыепозволили бы их идентифици…
  • Хазары , Олег Ивик, Владимир Ключников. Хазары - один из самых загадочных народов раннего Средневековья. Среди ученых идут споры даже о том, кого называть этим словом. Хазары не оставили черепков, которыепозволили бы их…
Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?