Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Характеристика главных героев романа «Обломов. Сравнительная характеристика мужских и женских образов в романах Т

Флобер назвал свой первый роман именем героини - Эммы Бовари. И это закономерно, так как в основе произведения - описание короткой и печальной жизни молодой женщины. Но мужские образы в романе занимают не менее важное место. Ведь именно они, мужчины, которые окружали Эмму, обусловили ее трагическую судьбу. Герои романа - мужчины разных поколений. Сначала мы видим родителей Эммы и Шарля Бовари. Отец Шарля - отставной фельдшер роты, был вынужден уйти со службы, вступить в брак и заняться сельским хозяйством, в котором ничего не понимал. «Поженившись, он года два-три проживал приданое - хорошо обедал, поздно вставал, курил фарфоровые трубки, каждый вечер бывал в театрах и часто заглядывал в кафе». Когда родился Шарль, господин Бовари, в противоположность стремлением жены и желанию ребенка, старался развивать сына суровым спартанским воспитанием, не предоставляя большого значения умственному развитию. Не «в обучении счастью, - кто ловкий, тот всегда в люди выйдет», - любил он говорить. Но в скором времени судьба сына совсем перестала его интересовать, как и хозяйственные дела. Он беззаботно доживал свою жизнь без никакого интереса к нему, без дела, без любви.

Отец Эммы, отец Руо, тоже без особого сожаления расстался со своей дочерью, когда появился жених, Шарль Бовари. Эмма, по его словам, все равно ничего не понимала в хозяйстве, к которому он и сам не имел ни наименьшей склонности. Так же, как и отец Шарля, отец Эммы «не наносил себе особых хлопот, денег на свои нужды не жалел - пища, тепло и сон были у него на первом месте». Отношения с семьей дочери ограничивались тем, что раз в год он посылал им индейку.

Муж Эммы Шарль Бовари во многом похожий на представителей старшего поколения. Он тоже занимается тем, чего не любит и не знает. Шарль добросовестно ездит по вызовам, стремясь не причинять вреда своим пациентам. Хотя одному из них пришлось отрезать ногу по глупости и безответственности Шарля. Из мужских образов в романе Шарль отличается тем, что любит Эмму. Но его любовь ничего не дала Эмме. «Он ничего не учил, ничего не знал, ничего не желал». Он был целиком удовлетворенный собой и своей жизнью с Эммой. И Эмма, выйдя замуж, «никак не могла убедить себя, что эта тихая пойма и есть то счастье, о котором она мечтала». Поиски настоящего счастья, красивой жизни толкают Эмму к другим мужчинам. Но красавец Родольф ищет лишь удовлетворений и приключений. А для Леона Эмма - способ самоутверждения. Как только Эмме понадобилась помощь, ее любимые сразу отказались от нее. Те, ради кого она разрушила свою семью, разорила мужчину, оказались ничем не лучше других. И Эмма оказалась на краю пропасти. Немалое содействие этому оказал и торговец Лере. Он накопил незаурядный капитал для своих махинаций, используя положение Эммы. Лере хорошо обдумал свои действия и спокойно, шаг за шагом, разорял Эмму и Шарля.
Аптекарь Оме - один из самых отрицательных героев в романе. Глупый, напыщенный, амбиционный, он использует всю вульгарность и серость городка Ионвиля. Именно в аптеке Оме Эмма нашла мышьяк и здесь решила наложить на себя руки.

И никто из окружающих ее мужчин не мог ни понять Эмму, ни помочь ей.

Даже такая чистая и юная душа, как Жустин, причастна к гибели Эммы - именно он освещает ей путь к гибели: он держит свечку, когда Эмма ищет яд. В конце романа, возле кровати умирающей Эммы появляется еще один персонаж - хирург Ларивьер, мастер своего дела, чуткий и проникновенный. Он единственный из персонажей, в ком есть величие, ум, профессионализм. Он уже ничем не мог помочь Эмме и быстро покинул Ионвиль. И что ему здесь делать? Он человек другой жизни, которой Эмма никогда не видела, не знала. Она только невыразительно чувствовала, что где-то есть другая, яркая, красивая жизнь. Но мужчины, которые окружали ее, не умели и не хотели жить по-другому.

Мужчины в романе Флобера - это герои, на которых держится ненавистный писателю новый буржуазный порядок, когда «вульгарность и скудоумие нагло празднуют свой триумф всюду». Эмма оказалась единственной героиней в романе, которой в этом мире невыносимо скучно и одиноко. И это выделяет ее в серой, самодовольной и неинтересной толпе мужчин.

Роман «Обломов» является одним из ярчайших произведений русской литературы 19 века, которое и в наши дни волнует читателей остротой поднятых автором вопросов. Книга интересна, прежде всего, тем, что проблематика романа раскрывается через метод антитезы. Противопоставление в «Обломове» главных героев позволяет подчеркнуть конфликт между разными мировоззрениями и характерами, а также лучше раскрыть внутренний мир каждого персонажа.

Действие произведения разворачивается вокруг судеб четырех главных героев книги: Ильи Ильича Обломова, Андрея Ивановича Штольца , Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной (некоторые исследователи дополняют этот список Захаром, однако по значимости в повествовании он все-таки относится к второстепенным действующим лицам). Через мужские и женские персонажи в романе автор анализирует разные аспекты социальной и личной жизни человека, раскрывает многие «вечные» темы.

Характеристика мужских персонажей

Илья Обломов и Андрей Штольц главные герои «Обломова» Гончарова. По сюжету романа мужчины познакомились еще в школьные годы и, сдружившись, продолжали поддерживать друг друга даже спустя десятилетия. Обломов и Штольц являются примером действительно крепкой, надежной и плодотворной для обоих мужчин дружбы. Илья Ильич видел в Андрее Ивановиче человека, который всегда готов и, что самое важное, знает, как решить его проблемы с окружающими, с расходами и доходами поместья. Для Штольца же Обломов являлся приятным собеседником, компания которого действовала на Андрея Ивановича умиротворяющее и помогала вернуться к душевному спокойствию, которое он нередко терял в погоне за новыми достижениями.

В «Обломове» персонажи представлены как антиподы – совершенно разные и практически ни в чем не похожие герои. Это ярко прослеживается в изображении судеб Обломова и Штольца. Илья Ильич рос «тепличным», «комнатным» ребенком, которого с малых лет приучали к барскому образу жизни, лени и отношению к новым знаниям как к чему-то необязательному и не нужному. Окончив «для галочки» школу и университет, Илья Ильич поступает на службу, где его ждет одно из первых разочарований в жизни – на работе нужно бороться за свое место, постоянно трудиться и быть лучше других. Однако самым неприятным для Ильи Ильича становится то, что его сослуживцы так и остаются малознакомыми людьми, а не становятся для мужчины новой семьей. Не приученный к разочарованиям и ударам, Обломов после первой же неудачи на работе опускает руки и закрывается от общества, создав свой особый мир иллюзорной Обломовки.

На фоне деятельного, стремящегося вперед Штольца Илья Ильич выглядит ленивым, апатичным увальнем, который просто не хочет что-либо делать сам. Детство и юность Андрея Ивановича были наполнены новых впечатлений. Не страдая от чрезмерной опеки родителей, Штольц мог на несколько дней уйти из дому, сам выбирал себе дорогу вперед, много читал и практически всем интересовался. Любовь к знанию Андрей Иванович почерпнул у своей матери, тогда как практичный подход ко всему, упорство и умение трудиться – у своего отца-немца. По окончанию университета Штольц покидает родное имение, самостоятельно строя свою судьбу, зарабатывая материальные блага и знакомясь с нужными людьми.

Взаимозависимость мужских образов

Мужские образы героев в романе «Обломов» – два способа реализации человека в обществе, два ведущих начала, которые не находят гармоничного соединения ни в одном из персонажей. С другой стороны, Штольц и Обломов идеально дополняют друг друга, помогают друг другу в поиске самых важных вещей для достижения истинного, а не иллюзорного счастья. Ведь Обломов в своих мечтах по отстройке Обломовки представал человеком не менее деятельным и общительным, чем его друг, тогда как Штольц на протяжении всего романа продолжает тянуться к тому душевному спокойствию, которое находил в Обломове. В итоге, неосознанно для себя, Андрей Иванович создает некое подобие Обломовки в собственном поместье после брака с Ольгой, постепенно превращаясь в человека, привязанного к родному дому и ценящему однообразное, спокойное течение времени.

Несмотря на то, что характеристика героев «Обломова» построена на антитезе, ни Обломов ни Штольц не являются идеалами Гончарова, а скорее представлены в качестве крайнего проявления в человеке «обломовских» и «прогрессивных» особенностей. Автор показал, что без гармонии этих двух начал личность не будет чувствовать себя полноценной и счастливой, не сможет реализовать себя как в социальном, так и в духовном плане.

Характеристика женских образов

Главные героини романа «Обломов» также противопоставлены друг другу. Ольга Ильинская – барышня из состоятельной семьи, с детства обучалась грамоте, наукам и искусству пения, активная и целеустремленная девушка, которой нравится самостоятельно выбирать свою судьбу, не подстраиваясь под мужа или близких. Ольга совсем не похожа на кроткую, домашнюю Агафью, готовую на все ради любимого человека, способную приспособиться к любому образу жизни, лишь бы Обломов был счастлив. Ильинская не была готова пойти за желаниями Ильи Ильича, стать его идеалом «обломовской» женщины, основной сферой деятельности которой будет домашнее хозяйство – то есть предписанные «Домостроем» рамки.

В отличие от необразованной, простой, тихой – истинного прообраза русской женщины – Агафьи, Ольга является абсолютно новым для русского общества типом эмансипированной женщины, которая не согласна ограничивать себя четырьмя стенами и приготовлением пищи, а видит свое предназначение в непрерывном развитии, самообразовании и стремлении вперед. Однако трагичность судьбы Ильинской состоит в том, что даже выйдя замуж за активного, деятельного Штольца, девушка все равно перенимает классическую для русского общества роль жены и матери, мало в чем отличающуюся от роли, описанной в «Домострое». Несоответствие желаний и реального будущего приводит к постоянной грусти Ольги, ощущения, что она не прожила той жизни, о которой мечтала.

Заключение

Главные герои романа «Обломов» – интересные, привлекающие личности, чьи истории и судьбы позволяют лучше понять идейный смысл произведения. На примере мужских персонажей автор анализирует темы человеческого развития, становления в обществе, умения ставить цели и достигать их, а на примере женских – раскрывает тему любви, преданности, умения принять человека таким, каков он есть.
Обломов и Штольц – персонажи не только противопоставляемые, но и взаимодополняющие, как, впрочем, и Ольга с Агафьей. Приняв либо выработав в себе черты и качества образа-антипода, герои могли бы стать абсолютно счастливы и гармоничны, ведь именно в непонимании пути к истинному счастью и кроется трагизм персонажей «Обломова». Именно поэтому их характеристики в романе Гончарова не имеют исключительно отрицательной или положительной окраски – автор не приводит читателя к готовым выводам, предлагая самому выбрать правильный путь.

Тест по произведению

6 выбрали

Мне кажется, девочкам-школьницам даже полезно влюбляться в литературных героев. Это прививает любовь к чтению и развивает воображение. К тому же, все лучше, чем "сохнуть" по сериальным мальчикам. 189 лет назад была опубликована первая глава романа "Евгений Онегин". Впрочем, я никогда не понимала восторженного отношения к этому герою и не видела ни одного повода влюбиться в него. Так что сегодня не о нем. А о тех литературных героях, в которых невозможно не влюбиться.

Ретт Батлер

Подозреваю, многие писатели-мужчины слабо себе представляют, чего хочет женщина. Поэтому порой вырисовывают малосимпатичных героев, к ногам которых по непонятной причине падают толпы женщин. Совершенно очевидно, что Ретта Батлера из "Унесенных ветром" придумала женщина, и теперь без него не обходится ни один рейтинг "мужчин мечты". У этого обаятельного хулигана (а женщины ведь так часто любят хулиганов) масса пороков. Он циничен, презирает общественные нормы, использует незаконные способы заработка, имеет дело (и даже дружит!) с продажными женщинами. При этом у него масса достоинств: острый ум, мужество, честь (со своими собственными принципами, но при этом строгими и нерушимыми), обаяние. Но самое главное, он, покоряя многих женщин, всю жизнь искренне любит одну-единственную.

Наверное, многим женщинам хотелось бы стать той самой единственной для такого мужчины.

Мартин Иден

Симпатичный персонаж во многом похож на автора, его создавшего, – Джека Лондона. Они оба вышли из низов, не имели системного образования, занимались самыми разными рабочими профессиями, путешествовали по миру в качестве моряков. И оба в юном возрасте решили изменить свою жизнь, занялись самообразованием и впоследствии стали известными писателями.

Мартин Иден на протяжении романа сильно изменился, но симпатичен он от начала и до конца. И когда был юным, простоватым и наивным парнем, впервые попавшим в высшее общество и удивившим произведения искусства. И когда он, едва сводя концы с концами, отчаянно боролся за признание. Он не растерял своего обаяния, и когда стал недоумевающим от внезапной славы и разочарованным ей успешным автором.

Единственный недостаток этого героя – его самоубийство (ну зачем же вы так, уважаемый Джек Лондон?) Наверное, по-другому было нельзя. Но мне всегда хотелось видеть другого Идена, который не сдается и борется до конца. Который может справиться не только с любыми трудностями и лишениями, но и даже с успехом.

Гэтсби

Фицджеральд уже в названии романа определил свое отношение к главному герою, назвав его "великим". Конечно, к Гэтсби есть масса вопросов: подозрительный способ разбогатеть, вмешательство в чужую семейную жизнь и попытка ее разрушить. Но все-таки он по-своему велик, особенно, по сравнению с мелкими людишками, которые его окружали. Прямо Гулливер в стране лилипутов. Деньги не были для него самоцелью. Они были нужны ему лишь для того, чтобы попытаться вернуть свою давнюю любовь Дэйзи. Ради нее он был готов на все. Он взял на себя вину за ее поступок и в итоге пожертвовал жизнью.

Впрочем, именно эту высокую и жертвенную любовь, я никак не могу понять. С чего это такой умный и сильный человек растратил свою жизнь, душевную щедрость и таланты на любовь к особе, не наделенной ни выдающимся умом, ни чувствами? Конечно, верность своему идеалу вызывает уважение, но идеал-то им был выбран, прямо скажем, сомнительный.

Остап Бендер

Впрочем, лично для меня мужчина мечты в литературе – это не романтические персонажи с высокими чувствами, а веселый и неунывающий мошенник Остап Бендер. Он красив, умен, остроумен, обладает неукротимой энергией и находит выход из любой ситуации. Как говорила мультяшная Джессика Рэббит про своего мужа Кролика Роджера: "С ним весело!" В этом я с ней совершенно согласна. Это – прекрасный повод полюбить человека, кролика или литературного персонажа.

В "12 стульях" единственный "роман" Остапа Бендера – скоротечный брак с карикатурной вдовой Грицацуевой. А вот в "Золотом теленке" он испытывает самые искренние чувства к Зоси Синицкой, которая его отвергает. По изначальному замыслу авторов, эта история любви должна была обрести счастливый конец и закончиться свадьбой Бендера и Зоси, ради которой он даже отказался от своего миллиона. Но в итоге роман закончился иначе, и Остап Бендер так и остался неунывающим холостяком. На радость его преданным поклонницам.

Дмитрий Разумихин

Не претендую на объективность, но, на мой взгляд, в русской классической литературе не так-то просто найти мужчин, достойных любви читательниц. Евгений Онегин – нытик, сам не знает, чего хочет, и неосознанно портит жизнь себе и окружающим. Печорин еще хуже. Тоже не знает, чего хочет, неосознанно портит жизнь себе и совершенно осознанно – окружающим. И никакое мистическое обаяние его не спасает. Чацкий не слишком умен – упорно не замечает очевидного и учит жизни тех, кому это совершенно не интересно. Про Раскольникова я вообще молчу. Нашим писателям неинтересно было выводить на передний план идеальных персонажей, поэтому их герои – противоречивые и вызывают самые противоречивые чувства. При этом "идеал" может скромно прятаться на вторых, а то и третьих ролях.

Для меня один из таких скромных идеалов – друг Родиона Раскольникова Дмитрий Разумихин из "Преступления и наказания". Он – полная противоположность своего товарища. Такой же бедный, но сильный, здоровый, деятельный, он находит выходы из сложного положения и даже успевает помогать своему странноватому другу. " Разумихин был еще тем замечателен, что никакие неудачи его никогда не смущали и никакие дурные обстоятельства, казалось, не могли придавить его", – пишет про него Достоевский . Он не придумывает себе странных теорий, а просто действует, чтобы делать свою жизнь и жизнь окружающих чуточку лучше.

Такие литературные герои вспомнились мне. А кто вспоминается вам?

А вы когда-нибудь влюблялись в литературных персонажей? В каких именно?

Замутить с Мелеховым, выйти за Левина

Пару месяцев назад популярный блогер, выступающая под ником Ашотовна, здорово взбудоражила читающую общественность, предложив критический разбор женских образов в произведениях русской классики ( ) .

«С детства в нас вколачивают, что любовь - это боль и трагедия, а почти все героини подают юным школьницам нелогичные примеры поведения», - сделала свои выводы пытливая девушка.

Настала пора пробежаться по мужчинам. К тому же приближается гендерный праздник 23 февраля, который по традиции делает его главными героями не только военных, но и всех представителей сильного пола. Как с этими представителями обстоят дела в литературном плане, Ашотовна и разбирается. Не все пассажи автора мы разделяем - тем более любопытно услышать ваше мнение об этом. Пишите, звоните - с удовольствием обсудим.

Евгений Онегин: недолюбленный ребенок

Избалованный мальчик, которого в детстве засыпали игрушками и деньгами, но не дали настоящей родительской любви. Замужняя Татьяна - это аллюзия на мать. Она кажется ему недоступной и напоминает о детских переживаниях, которые ассоциируются со счастьем. Но только такой женщине он готов поклоняться.

Если вы ищете отношений с таким типом, как Онегин, вы всегда должны сохранять некую дистанцию, чтобы он мог вас обожать, но не подчинять своей воле.

Печорин: бездушный страдалец

Нарцисс, который мечется между собственным величием и ничтожностью, для которого женщины - всего лишь инструмент, чтобы держать себя в форме. Для таких мужчин с болезненным эго есть только один идеал - он сам.

Если вы женщина-трофей и без ума от персонажей, которые интересуются вами ровно до момента, пока не добьются взаимности, то Печорин - ваш вариант. Но вы для него - одушевленный предмет, не более.

Андрей Болконский: папенькин сынок

Сомневающийся в себе подросток, подавляемый отцом-тираном. Карьерные достижения его интересуют мало, он стремится к ним, ожидая родительского одобрения.

Из-за перманентной пассивной агрессии люди подобного склада часто склонны к алкоголизму. Если он принципиальный трезвенник, то гастрит, тремор и иногда эректильная дисфункция обеспечены.

Поскольку он тотально скован, ему нужна взбалмошная и легкомысленная женщина - такая, как Наташа Ростова. Для него это образ свободы.

Анатоль Курагин: очаровательный мерзавец

Первые грабли, на которые наступает девушка без опыта во флирте. Ни грамма интеллекта, как личность - дрянь, но смазливая физиономия и стандартный пакет комплиментов делают свое дело. Такие особи часто квартируют у богатых женщин бальзаковского возраста, которые все еще жаждут секса.

Пьер Безухов: наивный тюфяк

Запасной аэродром после марафона по бабникам. Добрые, честные, без критического мышления и понимания собственных границ. Наивны как дети, без гордости и воли. На таких можно остановиться, когда умерла последняя надежда на принца. Ему нужна деспотичная жена-мама, которая будет отдавать приказы, воспитывать и вытирать ему сопли. Но сильным волевым женщинам этот вариант мало подходит - раздавите нечаянно. А если не раздавите, то будете презирать.

Илья Обломов: депрессивный мечтатель

Мочи нет смотреть, как всю книгу терзают человека с тяжелой формой депрессии. Так и хочется крикнуть Гончарову : «Оставьте его в покое! Хватит!»

Но те времена были еще далеки от изобретения ингибиторов обратного захвата серотонина, поэтому клиническое состояние бедного Ильи Ильича списывали на позорную лень и все время его, как сейчас модно говорить, шеймили.

Таких мужчин даже трогать не надо, просто отойдите, дайте им пролежать свою жизнь в блаженной прострации.

Андрей Штольц: ангел-разрушитель

Ну и раз уж мы заговорили об Обломове, то не станем обходить вниманием человека с обратным диагнозом - гиперактивностью.

Такие люди - предприниматели и карьеристы, которых разрывает от бурлящей внутри энергии. Они громкие, быстрые и бесцеремонные. Готовьтесь к тому, что будете круглосуточно и без выходных работать на воплощение его безумных идей.

Григорий Мелехов: деструктивный мазохист

Король драмы. Такие мужчины специально раскидывают себе под ноги капканы, чтобы было максимально кроваво. Они обожают страдать и органически не выносят стабильности, поэтому их жизнь состоит из того, что они создают, рушат, чинят, снова рушат и снова создают.

Это люди адреналиновых профессий, граничащих со смертью: военные, моряки, спасатели, испытатели.

Очень горячо и страстно иметь с ними роман, но лучше быстро закруглиться, иначе постареете раньше времени и останетесь ни с чем: семья таким не нужна.

Алексей Вронский: герой-соблазнитель

Улучшенная версия Анатоля Курагина. Та же дрянь, но с прожилками интеллекта. Подходит фаталисткам, голодным до чувственного секса.

Созревает для семейной жизни годам к 50, когда уже обрюзг, располнел, приобрел повышенное давление, отчего головная боль и багровая шея.

Обычно находит молодую симпатичную простушку, которая рожает ему не менее трех детишек и нежно следит за тем, чтобы Боренька, Витенька или Настюша хорошо кушали и вовремя ходили на горшок.

Константин Левин: домашний тиран

Самый вменяемый кандидат в мужья. Хозяйственный, ответственный, амбициозный, работящий. Из недостатков: ревнивый, замкнутый, домашний тиран. Его бережливость может перетекать в жадность.

Не подойдет карьеристкам, феминисткам и предпринимательницам. Такой мужчина хочет видеть женщину на кухне перманентно беременной. Ну, еще босой, чтобы полностью зависела от него и никуда не убежала.

Данко: альфонс-революционер

Обычно живет на вписках или снимает грошовые комнаты в центре города. Много пьет, беспорядочно сношается, периодически впадает в апатию. Мечтает сесть в тюрьму и стать символом революции, поэтому не упускает случая с кем-нибудь подраться. Вечно в протесте, первый на баррикадах. Имеет условную судимость.

Женщин привлекает тем, что живет ради убеждений (обычно еще и красивый). Может быть альфонсом, но всегда оправдается, уверяя, что тратит на «революционные нужды».

Демон: неврастеник и фаталист

Герой поэмы Михаила Лермонтова живет под девизом «Все или ничего!». Чаще выбирает «ничего», чтобы впасть в отчаяние. Раздутое эго и гора комплексов.

Больше всего на свете боится унижения, при этом сам любит унижать искусно и с наслаждением.

В отношениях должен доминировать. Любит скандалы и выяснения отношений с битьем посуды. Но эти отношения никогда не длятся долго, потому что ему положено страдать и вечно искать, а не радоваться жизни. К семейной жизни, разумеется, не пригоден.

Из всего изложенного я вынуждена сделать вывод: почти никто из перечисленных персонажей к здоровым отношениям (и тем более к браку) отношения не имеет. Самые популярные в отечественной литературе типажи не обещают женщине покой и безмятежность. В реальности жизнь с такими людьми крайне неприятна и грозит хроническими болезнями.

Свой опус закончу цитатой писательницы Айрис Мердок : «Человек безудержных страстей привлекателен только в книгах». Вот пусть он там и остается.

Хотите больше публикаций об отношениях между мужчинами и женщинами, подписывайтесь на канал в Telegram .

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?