Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Государственный академический Малый театр России. Основная сцена

Строительство здания Малого театра было начато в 1821 году купцом В.В.Варгиным. В 1824 году, формируя ансамбль Петровской площади, О. Бове перестроил здание для театра. В октябре 1824 года московская драматическая труппа дала здесь свой первый спектакль. В 1838-1840 гг. архитектор К. Тон, перестраивая театр (главным образом внутреннюю часть), почти полностью сохранил его внешний вид.

В 1929 году перед зданием театра был установлен памятник А.Н. Островскому.

СЦЕНА НА БОЛЬШОЙ ОРДЫНКЕ
(филиал Малого театра)

В 1914 году здание на Большой Ордынке, 69 по проекту арх. Н.А. Спирина было перестроено из кинотеатра «Кино-Палас» в Театр П.П. Струйского. В первую очередь здание предназначалось для обслуживания населения района Замоскворечья. Позже Театр Струйского был преобразован в Театр миниатюр. После 1917 года Театр Струйского был национализирован. На сцене театра с выездными спектаклями выступали разнообразные оперные и драматические коллективы, проходили эстрадные концерты. В 1922-м году здесь был открыт районный театр Замоскворецкого совета (Замоскворецкий театр), его директором назначили П.П. Струйского. Спустя три года театр переименовали в Московский театр Ленсовета. Еще во время войны, в 1943 году здание на Большой Ордынке, 69 было передано Малому театру и превратилось в его филиал. Первый спектакль был дан 1 января 1944 года («На бойком месте» А.Н.Островского, с участием В.Н.Пашенной), а первой премьерой стал спектакль «Инженер Сергеев» Всеволода Рокка (25 января 1944 года).

Малый театр - старейший театр России. Его труппа была создана при Московском университете в 1756 году, сразу после известного Указа Императрицы Елизаветы Петровны, ознаменовавшего рождение профессионального театра в нашей стране: "Повелели мы ныне учредить Русский для представления комедий и трагедий театр..." Известный поэт и драматург М.М.Херасков возглавил Вольный русский театр при университете. Его артистами были учащиеся университетской гимназии.
На основе университетского был создан драматический Петровский театр. В эти годы его труппа пополнялась актерами крепостных театров. Но здание в 1805 году сгорело, и труппа осталась без сцены. Однако уже в следующем, 1806 году, в Москве была образована дирекция Императорских театров.
В 1824 году Бове перестроил для театра особняк купца Варгина, и драматическая часть Московской труппы Императорского театра получила собственное здание на Петровской (ныне Театральной) площади и собственное название - Малый театр.
"Московские ведомости" поместили объявление о первом спектакле в Малом: "Дирекция Императорского Московского театра чрез сие объявляет, что в следующий вторник 14 октября сего года будет дан на новом малом театре, в доме Варгина, на Петровской площади, для открытия онаго спектакль 1-й, а именно: новая увертюра сочин. А.Н.Верстовского, впоследствии во второй раз: Лилия Нарбонская, или Обет рыцаря, новое драматическое рыцарское представление-балет..."
Слово "малый" сначала даже не писали с заглавной буквы - ведь оно объясняется просто размерами здания, которое было невелико по сравнению со стоящим по соседству Большим театром, предназначенным для балетных и оперных спектаклей. Но вскоре слова "Большой" и "Малый" стали именами собственными, и ныне во всех странах мира звучат на русском языке. До 1824 года балетно-оперная и драматическая труппы Императорского Московского театра были единым целым: один и тот же артист мог участвовать в спектаклях разного рода. Долгое время театры были соединены даже подземным ходом. Продолжалось и взаимопроникновение жанров.
Знаменитый писатель И.А.Гончаров, обращаясь к А.Н.Островскому, писал: "Только после вас, мы, русские, можем с гордостью сказать: "У нас есть свой русский, национальный театр. Он, по справедливости, должен называться "Театр Островского". Сегодня Островский и Малый театр - имена, неотделимые друг от друга. Великий драматург написал 48 пьес, и все они были поставлены в Малом. Островский создавал пьесы специально для Малого и обязательно сам читал их актерам. Кроме того, он проводил репетиции с актерами, определяя трактовку и характер исполнения пьес. Многие произведения были написаны Островским для бенефисов, по просьбе того или иного актера Малого театра.Еще при жизни драматурга Малый стали называть "Домом Островского". Памятник великому драматургу установлен у входа в театр. И, какие бы перемены ни происходили в театре и в обществе, пьесы Островского сохраняли и сохраняют в Малом ведущее положение. Полтораста лет тому назад был заключен союз, нерасторжимый и поныне: Островский обрел свой театр, Малый театр – своего драматурга.

Датой основания Малого театра принято считать 14 октября 1824 г., когда в нынешнем здании Малого театра, на Петровской площади, начались спектакли драматической труппы бывшего Петровского театра, с 1806 г. входившего в систему императорских театров. До 1917 г. Малый театр находился в ведении Московской конторы императорских театров. После Октябрьской революции, в 1918 г., передан в ведение Наркомпроса РСФСР; с 1909 по 1927 г. директором Малого театра был А. И. Южин. С 1936 г. театр находился в ведении Комитета по делам искусств при СНК СССР, Министерства культуры СССР.
В 1937 г. Постановлением ЦИК СССР Малый театр награжден орденом Ленина.

Указом Президента России Малому театру присвоен статус национального достояния. Малый был включен в список особо ценных культурных объектов страны, наряду с Большим театром, Третьяковской галереей, Эрмитажем.

В конце XVIII века место под нынешним Малым театром в Театральном проезде, 1 занимал берег реки Неглинной , которую со временем засыпали и заключили в подземную трубу. Узкая полоса была застроена частными домами, которые принадлежали трем владельцам.

К 1818 году, когда был утвержден план обустройства Театральной площади , купец из Серпухова В.В. Варгин выкупил полностью эти участки.

К 1824 году, когда архитектурный ансамбль Театральной площади был достроен, В.В.Варгину предложили сдать дом в аренду казне под устройство театра. Купец не только дал согласие, но и вложил огромнейшие деньги для реконструкции здания. Работы проводились непосредственно под руководством и по проекту архитектора О.И. Бове.

Интересно знать, что В.В. Варгин, будучи поставщиком армии во время войны с Наполеоном, в 1814 году побывал в Париже. Пале-Рояль и размещенный в нем театр запали в душу купца, который захотел создать в Москве нечто похожее.

В.В. Варгин внес значительный вклад в создание облика Театральной площади тесно сотрудничая с архитектором Бове, хотя и не был автором этого грандиозного проекта.

Из истории Малого театра

14 октября 1824 года императорская труппа дала первое представление в Малом театре. Таким образом, он на три месяца раньше открыл свой зал для театралов, чем стоящий по соседству Большой театр .

Современный вид всего здания несколько отличается от первоначального строения, в котором был только один, Южный, ризалит в котором и находился главный вход. Постройка больше напоминала частный дом, нежели театральное заведение.

В 1832 дирекция императорских театров выкупает здание у В.В. Варгина за 158 тысяч рублей.

А теперь о перекличке времен и воровстве на Руси!...

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.

Театр Гоголя и Островского. Театр, на сцене которого впервые увидели свет «Горе от ума» и «Гроза». Театр, где блистали Щепкин и Мочалов. Один из старейших театров России, Малый театр, об истории которого расскажет сегодня Diletant . media .

Комедий и трагедий театр

История московского Малого театра началась в 1756 году с указа Елизаветы Петровны: «Повелели мы ныне учредить Русский для представления комедий и трагедий театр». Правда, это было время появления лишь труппы театра — ее основали при университете и отдали под чуткое руководство знаменитого поэта и драматурга Хераскова (того самого, который написал эпическую поэму «Россиада»). Университетский Вольный театр послужил основой для создания драматического Петровского театра. Кроме студентов, в труппу входили также актеры из крепостных театров, первым из которых был театр помещика Волкова в Ярославле).

Здание от Бове и Тона

Как это часто бывало, здание театр сгорело, и только в 1824 архитектор Бове, то самый, что построил Большой театр, создал проект перестройки особняка купца Варгина, который и стал зданием Малого театра. Позже оно было перестроено архитектором Тоном и приняло свой окончательный вид. Сегодня перед зданием театра стоит памятник Островскому. В это же время театр стал казенным, что было очень важно: теперь актеры, пришедшие из крепостных театров, получали свободу. Поначалу Большой и Малый театр были связаны единой структурой. Иногда постановки одного театра переносились со временем на сцену другого. И даже на сцене Малого время от времени появлялись оперы, например, «Евгений Онегин» Чайковского.

Театр Мочалова и Щепкина

Объявление о первом спектакле в Малом театре можем найти в «Московских ведомостях» за 1824. Интересно, что там название театра писалось с маленькой буквы, ведь это просто указывало на небольшие размеры театра. Но вскоре Малый стал так популярен, что его название стали уважительно писать с заглавной буквы. Далеко не последнюю роль в растущей славе театра сыграли его знаменитые актеры — Щепкин и Мочалов. Щепкин был бывшим крепостным актером, ему приходилось играть даже женские роли, например, Еремеевну в «Недоросле» и Бабу Ягу в опере Горчакова. Мочалов также родился в семье крепостных актеров, и он стал одним из величайших трагиков XIXвека. Его герои-одиночки быстро сделали его знаменитым: Гамлет, Ричард III, Чацкий.



Фотография Щепкина в газете к 50летию его смерти

Театр Гоголя и Островского

Малый театр был центром культурной жизни. В его обширном репертуаре находилось место произведениям Шекспира и Шиллера, Пушкина и Грибоедова. Именно на сцене Малого в 1831 впервые полностью была показана комедия «Горе от ума», где Щепкин сыграл Фамусова, а Мочалов — Чацкого. Здесь же в 1836 показали «Ревизора» Гоголя, поставили «Мертвые души», «Женитьбу» и «Игроков». Но самым любимым автором Малого был, конечно, Александр Николаевич Островский. За свою жизнь он написал 48 пьес, и все они были поставлены на сцене Малого. 1859 год был ознаменован в театральной жизни Москвы премьерой «Грозы». Пьеса вызывала ожесточенные споры критиков, о ней писали Добролюбов, Писарев и Григорьев.



Пьеса «Гроза» в постановке Малого театра, конец
XIX века

Ставились на сцене Малого и произведения других русских классиков. Например, весьма успешно шла трилогия Алексея Константиновича Толстого «Царь Иоанн Грозный», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». А вот отношения с Чеховым при жизни писателя у театра не заладились, так что на сцене шли только его водевили. Но сегодня «Чайка», «Вишневый сад» и «Три сестры» прочно заняли свое место в репертуаре.

Сохранение традиций

Начало XX века была для театра сложным. Несмотря на новаторские течения, распространившиеся по театрам России, Малый остался верен традициям. В 1918 при театре открылась театральная школа, позже выросшая в Высшее театральное училище имени Щепкина. После революции Малый театр стоял на грани исчезновения: театральный комиссариат считал, что Имперский театр новому зрителю не нужен. Благо, Луначарский вовремя встал на его защиту, и Малый удалось сохранить. В 30-е и 40-е годы театр в основном возвращался к классике, предпочитая не ставить произведения современных авторов. Тогда на сцене снова появились Островский, Гоголь и Грибоедов.



Малый театр сегодня

Во время войны театр не переставал работать. После войны в основном тоже ставили классику: «Васса Железнова» Горького, «Маскарад» Лермонтова, «Макбет» Шекспира, «Федра» Расина", «Госпожа Бовари» Флобера и «Ярмарка тщеславия» Теккерея. Сегодня в театре также придерживаются традиций, представляю зрителю Островского и Чехова. К тому же труппа театра постоянно гастролирует по всему миру. Малый также был инициатором создания Всероссийского фестиваля «Островский в доме Островского» — «певца Замоскворечья» помнят и чтят в Малом и по сей день.

Екатерина Астафьева

А. Н. Островский и Малый театр.

С Малым театром теснейшим образом связана жизненная и творческая судьба А. Н. Островского. В юности будущий драматург восхищался игрой великих мастеров - П. С. Мочалова и М. С. Щепкина.

Первым произведением Островского, представленным на сцене, стала комедия «Не в свои сани не садись», премьера состоялась 14 января 1853 года. Спектакль имел очень большой успех. Зрителей поразила правда жизни, сказанная со сцены. Артисты не просто играли, а жили на сцене. Впоследствии сам Островский назовет это «школой естественной и выразительной игры». С появлением на сцене Малого театра пьес Островского начинается новый этап его истории.

На сцене театра были поставлены пьесы «Бедная невеста» (1853), «Бедность не порок» (1854), «В чужом пиру похмелье» (1856), «Гроза» (1859), затем и все последующие пьесы драматурга. Они составляли ведущую часть репертуара.

Под влиянием драматургии Островского сформировался талант замечательного актера П. М. Садовского, большого эмоциональное воздействие на зрителя оказывала игра Л. П. Никулиной-Косицкой. На драматургии Островского выросла плеяда блестящих актеров: С. В. Васильев, Н. В. Рыкалова, Н. М. Медведева, Н. И. Музиль, Н. А. Никулина и др. Блестяще исполняли роли в пьесах Островского Г. Н. Федотова и М. Н. Ермолова.

Выдающуюся роль в истории театра Островский сыграл не только своими пьесами, известен он и как деятель театра - организатор театрального дела, театральный педагог, теоретик сценического искусства.

С момента первой постановки на сцене Малого театра Островский принимал деятельное участие в создании спектакля. Сначала он читал пьесу в кругу артистов, затем проходил с ними роли отдельно. Островский давал единое направление работе по подготовке спектакля, стремясь достичь стройности в исполнении, но при этом не подавлял индивидуальности актера, не сковывал его творческих поисков.

Более всего Островский ценил в актере профессионализм, умение свободно держаться на сцене, требовал высокой культуры речи. Большое значение Островский придавал оформлению спектакля. Стремясь к правдивому воспроизведению обстановки, драматург понимал, что это не должно быть самоцелью, а должно служить раскрытию замысла спектакля.

Многое сделал Островский в совершенствовании массовых сцен, изображении жизни толпы, создания фона сценического действия. Он считал, что создание спектакля - сложная творческая задача, требующая единства усилий всех участников. Для него был очень важен актерский ансамбль.

Таким образом, Островский обосновывал значение режиссуры в театре, при этом считал, что режиссер не должен заслонять актера.

Островский всегда боролся за высокий художественный уровень Малого театра и русского театра в целом, так как театр он считал свидетельством духовной зрелости, высокого самосознания нации, видел в нем огромную воспитательную и нравственную силу.

Отдавая все силы тому, чтобы Малый театр отвечал самым высоким художественным требованиям, будучи фактически его руководителем, Островский проявлял большую заботу о репертуаре.

Только в конце жизни он добился возможности официально возглавить театр, с января 1886 года приступив к исполнению обязанностей заведующего репертуарной частью московских императорских театров. Островский с энтузиазмом берется за исполнение своих обязанностей, многое успевает сделать, но это были уже последние месяцы его жизни.

После смерти Островского Малый театр переживает непростое время, хотя в конце XIX - начале XX на его сцене целое созвездие талантов: Г. Н. Федотова, М. Н. Ермолова, А. П. Ленский, А. И. Южин, Ф. П. Горев, Е. К. Лешковская, М. П. Садовский, О. О. Садовская, А. А. Остужев и др.

Здесь сложились актерские династии - Садовских, Музилей-Рыжовых.

Малый театр - это театр высочайшего актерского мастерства, здесь продолжают традиции, заложенные Островским. Прежде всего, это внимательное отношение к слову. Малый театр - создатель и хранитель культуры сценической речи. Большое внимание уделяется здесь художественному оформлению спектаклей, костюму и гриму актера.

К драматургии Островского театр обращался всегда. Начиная с премьеры и до сегодняшних дней его пьесы составляют важную часть репертуара. Малый театр по праву называется «Домом Островского», и памятник великому русскому драматургу не случайно установлен у его фасада.

Тугарина Н. С.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?