Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Этническая культура: специфика развития в современном мире. Культура этноса и этническая культура

В широком значении этническая культура — это совокупность присущих этносу способов жизнедеятельности, необходимых для сохранения и развития этноса. В узком смысле под этнической культурой понимается совокупность элементов материальной и духовной культуры этноса, являющихся основными этнодифференцирующими признаками.

Этническая культура — такая же древняя, как и само человечество. Бескультурных народов не только нет в настоящее время, но и не было в прошлом. В культуре каждого народа переплетаются явления, свойственные только ему одному, с особенностями, распространенными у многих этносов или свойственными всему человечеству в данную историческую эпоху. Так например, бумеранг в развитом виде был специфическим для австралийцев; копьеметалка, кроме них, была известна многим народам Меланезии, эскимосам , некоторым группам индейцев Южной Америки, а в период позднего палеолита — древним обитателям Европы.

Этническую культуру обычно делят на материальную и духовную.

Первая включает вещи, материально существующие в пространстве на протяжении известного отрезка времени. К ним относятся орудия труда, предметы для добывания огня, оружие, средства передвижения и приспособления для переноски тяжестей, жилище и другие постройки, пища и напитки, посуда, утварь и мебель, одежда, обувь, головные уборы и украшения и т.д. Духовная культура представляет собой информацию, которая существует в коллективной, живой памяти любой человеческой популяции, передается от поколения к поколению путем рассказа или показа и проявляется в определенных формах поведения.

К духовной культуре относятся те компоненты, для которых характерны традиционность и устойчивость: трудовые навыки, нравы и обычаи, связанные с хозяйственной, общественной и семейной жизнью, различные виды искусства и народного творчества, религиозные верования и культы. Вместе с тем носителем этнической специфики нередко (особенно в современных условиях) выступает и профессиональная духовная культура, в первую очередь художественная.

С культурой каждого этноса неразрывно связан и его быт. Под бытом понимаются специфические формы поведения людей в их повседневной жизни, а также взаимоотношения, складывающиеся при этом между людьми, способы использования ими предметов, служащих для удовлетворения их материальных и духовных потребностей.

В быту, как и в культуре, ярко проявляется этническая специфика, которая зависит как от общего уровня социально-экономического развития народа и его отдельных социальных и территориальных групп, так и от характера окружающей естественно-географической среды. В культуре, непосредственно связанной с бытом, наиболее ярко отражаются характерные свойства этноса, но при этом имеется в виду не вся бытовая культура, а лишь ее устойчивые повторяющиеся компоненты, т. е. традиционная часть, которую целесообразно именовать традиционно-бытовой культурой.


Этносу присуща постоянная социокультурная антитеза "мы — они", "свои — чужие". Поэтому этнос — только та культурная общность, которая осознает себя как таковую, отличая себя от других аналогичных общностей. Потребность дифференциации приводит к тому, что один из компонентов (язык, религия, культурно-политические структуры или же художественные особенности) выделяется в качестве системообразующего фактора, чтобы оформить данную общность по отношению к другим.

Культурное единство членов этноса также неразрывно связано с особенностями их психологии, проявляющимися, в частности, в оттенках их характера, специфике ценностных ориентации, вкусов и т. п. Но значение тех или иных компонентов культуры всегда соотносительно. Какая-то черта культуры одного этноса становится дифференцирующей по отношению к другому этносу, ее не имеющему.

Своеобразие культурного облика является тем основным критерием, по которому разграничиваются народы, говорящие на одном языке, давно живущие на общей территории и тесно связанные между собой хозяйственно. Так, например, на северо-западе России, в Карелии и Ленинградской области карелы и вепсы на протяжении многих столетий живут рядом с русскими, находятся с ними в самых тесных хозяйственных связях, часто даже в быту говорят по-русски, но сохраняют некоторые специфические особенности материальной и духовной культуры (жилища, пищи, одежды, устного народного творчества и т. п.) и сознают свою принадлежность к различным этносам.

В Боснии и Герцеговине сербы, хорваты и боснийцы говорят на одном сербскохорватском языке, обитают на смежных территориях, имеют общую экономическую базу, но тем не менее являются самостоятельными народами со своей самобытной культурой. Эти примеры показывают, что могут существовать народы, живущие на одной территории, имеющие общую экономическую базу и говорящие на одном языке, но нет и не может быть двух народов с совершенно одинаковой культурой. Если народ утрачивает свою культурную специфику, он перестает существовать как отдельный самостоятельный этнос.

Культура этноса обеспечивает не только его интеграцию и стабильность как системы. Элементы этой культуры имеют и "вторую жизнь", так как выполняют и этнодифференцирующие функции, становятся основой для различения "мы" и "они". Взаимодействие этнических культур имеет сложный противоречивый характер. Взаимное усвоение элементов культуры, с одной стороны, способствует интеграционным процессам, взаимному обогащению, обмену и т. д., а с другой — сопровождается усилением этнического самосознания и стремлением к закреплению этнической специфики.

Этническую культуру следует отличать от национальной культуры.

Источник этнической связи людей — общность генетических характеристик и природных условий бытия, приводящих к дифференциации данной первичной группы от другой. Нация — более сложное и позднее образование. Конечно, этничность не исчезает с формированием нации. И все же нация — образование более высокого порядка уже потому, что в ней достигается гораздо более высокая плотность коммуникации, а вместе с тем культура выделяется в один из ведущих компонентов наряду с хозяйственной системой и государством, что обеспечивает ей гораздо больше возможности для дифференциации.

Этнические признаки культуры могут существовать отдельно от нации. К примеру, русские, армяне, украинцы в различных странах зарубежья длительное время сохраняют привязанность к своему родному этносу (хотя и не обязательно к государству), несмотря на то, что в основных социокультурных характеристиках уже относятся (и относят сами себя) к той нации и тому государству, членами и гражданами которых они являются.

Вхождение этносов в нацию не означает усвоения ими всей национальной культуры. Они лишь частично воспринимают духовную культуру нации, образуя свою субкультуру. Только с помощью конкретного анализа можно узнать, какие черты национальной культуры восприняты субкультурой данного этноса и каким образом осуществляется интеграция нации в целом. Характерный пример в этом отношении — США, где в рамках культуры американской нации существуют итальянская, немецкая, польская, китайская, японская, арабская и другие

  • § 2.8. Культурный релятивизм
  • § 2.9. Не о эволюционизм
  • 2.10. Новейшие концепции в этнологии
  • Глава 3. Этнос и этничность: основные теории и методологические подходы
  • § 3.1. Понятия «этнос» и «этничность». § 3.2. Примордиализм. § 3.3. Инстру­ментализм. § 3.4. Конструктивизм. § 3.5. Теории этноса в отечественной этнологии
  • § 3.1. Понятия «этнос» и «этничность»
  • § 3.2. Примордиализм
  • § 3.3. Инструментализм
  • § 3.4. Конструктивизм
  • § 3.5. Теории этноса в отечественной этнологии
  • Глава 4. Этническая картина мира
  • § 4.1. Этническая история Земли
  • § 4.2. Этнические процессы XX в.
  • § 4.3. Географическая классификация
  • § 4.4. Антропологическая классификация
  • § 4.5. Языковая (лингвистическая) классификация
  • § 4.6. Хозяйственно-культурная классификация
  • Глава 5. Этногенез и антропогенез
  • § 5.1. Этногенез и его основные факторы. § 5.2. Методы исследования этноге­неза. Этногенез и антропогенез. § 5.3. Концепция этногенеза л.Н. Гумилева
  • § 5.1. Этногенез и его основные факторы
  • Глава 5. Этногенез и антропогенез
  • § 5.2. Методы исследования этногенеза. Этногенез и антропогенез
  • Глава 5. Этногенез и антропогенез
  • § 5.3. Концепция этногенеза л.Н. Гумилева
  • Глава 6. Этническая идентичность
  • § 6.1. Сущность этнической идентичности
  • § 6.2. Основания этнической идентичности
  • § 6.3. Структура психологии этноса
  • § 6.4. Инкультурация
  • Глава 6. Этническая идентичность
  • Глава 7. Этнос и культура
  • § 7.1. Культура и ее этнические функции. § 7.2. Этническая культура. § 7.3. Эт­нический стереотип и этнический образ. § 7.4. Этнические образы народов мира
  • § 7.1. Культура и ее этнические функции
  • Глава 7. Этнос и культура
  • § 7.1. Культура и ее этнические функции
  • § 7.2. Этническая культура
  • § 7.3. Этнический стереотип и этнический образ
  • § 7.4. Этнические образы народов мира
  • Глава 8. Традиционное мышление и культура
  • § 8.1. Специфика восприятия и мышления в традиционной (архаической) культуре
  • § 8.2. Основные черты традиционной (архаической) культуры
  • § 8.3. Обычаи и ритуалы в традиционной культуре
  • § 8.4. Проблема модернизации традиционных обществ
  • Глава 9. Межэтнические коммуникации
  • § 9.1. Этнические контакты и их результаты. § 9.2. Теории этнокультурного взаимодействия. § 9.3. Этнические процессы в современном мире
  • § 9.1. Этнические контакты и их результаты
  • § 9.2. Теории этнокультурного взаимодействия
  • § 9.3. Этнические процессы в современном мире
  • Глава 10. Природа этнических конфликтов и способы их разрешения
  • § 10.1. Специфика этнических конфликтов и их причины. § 10.2. Динамика и типология этнических конфликтов. § 10.3. Формы и способы регулирования этнических конфликтов
  • § 10,1. Специфика этнических конфликтов и их причины
  • § 10.2. Динамика и типология этнических конфликтов
  • § 10.3. Формы и способы регулирования этнических конфликтов
  • Глава 1. Этнология как наука, ее предмет, методы
  • § 7.2. Этническая культура

    Исходной точкой и основным признаком формирования этниче­ской культуры является возникновение у группы людей каких-то об­щих интересов, которые осознаются ими как потребности, принуж­дающие их жить и действовать коллективно. Важной характеристи-

    кой подобных потребностей служит то, что они выражают общий коллективный интерес, содержательно.превосходящий механиче­скую сумму индивидуальных интересов членов сообщества. Потреб­ности такого рода представляют собой особые межиндивидуальные интересы и могут быть удовлетворены путем совместных действий всего коллектива. В этнологических, исторических, социологиче­ских, культурологических исследованиях такие потребности оцени­ваются как служащие интересам жизнеобеспечения и сохранения общности.

    В то же время всякое локальное историческое сообщество живет в конкретном природно-историческом окружении, обстоятельствах места и времени, адаптация к которым служит неотъемлемым усло­вием его существования. Этот процесс непрерывной адаптации и ра­боты по удовлетворению коллективных потребностей в конкретных сложившихся обстоятельствах позволяет членам сообщества нако­пить свой локальный специфический культурный опыт, выражаю­щийся в особых формах деятельности и взаимодействия и отличаю­щийся от такого же рода опыта других сообществ. Если коллектив­ные потребности большинства людей, составляющих локальные со­общества, психологически сравнительно единообразны, то условия их достижения всегда более или менее различаются. Это в итоге ве­дет к формированию уникальных культурных комплексов, специ­фичность которых повышается от поколения к поколению за счет естественной аккумуляции культурных отличий, складывающихся в процессе создания людьми своего искусственного окружения.

    Вместе с тем культурный опыт всякого сообщества по своему со­держанию необычайно велик и эмпирически многообразен. Ни один человек, каким бы культурным опытом он ни обладал, не в со­стоянии освоить его в объеме, равном культурному опыту всего со­общества. Поэтому отдельные индивиды осваивают и используют лишь часть культурного опыта общества, которая им необходима в практической жизнедеятельности. Большинство же остальных со­ставляющих своего культурного опыта человек усваивает в опосре­дованном виде. И эти составляющие можно определить как цен­ностные ориентации, отличающие культуру данного сооб­щества.

    Несмотря на всю важность ценностных ориентации в детермина­ции общих черт культурного мироощущения сообщества, они нужда­ются в более или менее систематизированных приемах и формах применения, т.е. в практических стереотипах поведения, отвечающих повседневным нуждам и потребностям людей. Это происходит в форме постоянной корректировки норм и стандартов деятельно­сти и формирования в результате этого соответствующих образов жизни и картин мира, характерных для конкретного этнического сообщества. В этом смысле образы жизни и картины мира представ­ляют собой наиболее типичные, широко распространенные в сооб­ществе устойчивые наборы, совокупности стандартов действитель­ности, взаимодействия, поведения, представлений и т.п. Эти типич­ные проявления культуры сосуществуют с маргинальными, экстрава­гантными и новационными проявлениями. Однако именно устойчивые поведенческие установки в наибольшей мере характе­ризуют специфику этнической культуры.

    Исследуя процессы жизнедеятельности современных этносов, ученые-этнологи констатируют, что сфера их этнической специфич­ности неуклонно сокращается: в одних областях жизни быстрее, в других медленнее она уступает свое место интернационально-стан­дартным моделям. В осмыслении этого процесса культурного разви­тия отечественная этнологическая мысль пришла к необходимости методологического разделения понятий «этническая культура» и «культура этноса». Ведь для своего существования и воспроизводст­ва большинство народов мира в настоящее время не может обхо­диться только этнически специфичными способами жизнедеятель­ности, сложившимися в условиях натурального жизнеобеспечения. Их современное существование стало интегрированным, нацио­нально взаимозависимым. В этом процессе понятие «этническая культура» акцентирует внимание исследователей только на этниче­ской специфике свойственных этнической общности культурных яв­лений. В этом отношении этническая культура представляет собой совокупность этнодифференцирующих и этноинтегрирующих ха­рактеристик данной культуры, которые, с одной стороны, обеспечи­вают единство каждого отдельного этноса, а с другой - передачу это­го единства от поколения к поколению. Этническая культура прояв­ляется буквально во всех областях жизни этноса: в языке, в воспита­нии детей, в одежде, в устройстве жилища, рабочего места, домашнем хозяйстве и, конечно, в фольклоре.

    На формирование этнической культуры оказывают влияние при­родные условия, язык, религия, а также психический склад этноса. Важным элементом этнической культуры является самоназвание на­рода (этноним).

    Приметы воздействия природных условий можно обнаружить в самых разных областях этнической культуры, начиная с орудий тру­да, предметов быта и кончая самими этнонимами.

    Так, климат во многом определяет особенности одежды и жили­ща, виды возделываемых сельскохозяйственных культур, от него за­висят и средства транспорта. Состав местной растительности опре­деляет материал жилища и его виды, а вместе с особенностями фау­ны сказывается на специфике повседневной жизни и культурно-хо­зяйственном развитии. Не случайно индейские цивилизации Мезоамерики развивались менее динамично, чем европейская. Од­ной из причин этого было отсутствие в Америке животных, которые могли бы после одомашнивания стать рабочим скотом.

    Характерные особенности географической среды (климата, поч­вы, рельефа, флоры, фауны и т.д.) оказывают также влияние на ду­ховную культуру этноса и его психический склад, что выражается в формирующихся стереотипах поведения, привычках, обычаях, об­рядах. Этносам тропического пояса, например, незнакомы многие обряды, характерные для жителей умеренного пояса и связанные с сезонными циклами земледельческих работ.

    Географическая среда находит отражение и в этническом само­названии. Именно ландшафты этнической территории ассоцииру­ются в сознании людей с «родной землей». Некоторые элементы ландшафта либо в виде зрительных образов (береза у русских, саку­ра у японцев), либо в сочетании с топонимикой (река Волга у рус­ских, гора Фудзи у японцев) становятся своего рода символами эт­нической принадлежности. Иногда и этнонимы прямо связаны с географической средой - береговые чукчи называют себя «морские жители».

    Хозяйственные традиции народов, формирующиеся в непосред­ственной связи с природными условиями, очень устойчивы. Напри­мер, перебравшиеся в Калифорнию армяне-земледельцы и там зани­маются традиционным садоводством и виноградарством.

    Влияют природные условия и на историческую судьбу народа. Так, островное положение этноса способствует развитию корабле­строения, рыболовства, мореплавания. Кроме того, он защищен сво­им положением от нападений врагов. Этими условиями во многом объясняется важное место Англии и Японии в современном мире. Язык этноса способствует прежде всего формированию чувства групповой идентичности. Он поддерживает сплоченность этниче­ской группы, причем между людьми, говорящими на одном языке,почти автоматически возникают взаимопонимание и сочувствие. В языке находят отражение общие знания людей о традициях, сло­жившихся в данной культуре, в нем опосредованно материализуется историческая память. И наконец, язык как элемент культуры участву­ет в процессе приобретения практического опыта людьми, особен­но членами одной этнической группы. Преимущественно благодаря языкам современная этническая картина мира отличается такой пе­стротой и разнообразием. Сегодня в мире насчитывается свыше двух тысяч живых языков: от бесчисленных племенных языков, на которых говорят иногда лишь десятки человек, до национальных языков, которыми пользуются многие миллионы людей. В этнолин­гвистике принято выделять несколько языковых семейств (индоев­ропейская, семито-хамитская, кавказская, дравидийская, уральская, чукотско-камчатская, конго-кордофанская, нило-сахарская, койсан-ская, китайско-тибетская, тайская, австро-азиатская, эскимосо-але-утская). Среди них основной является индоевропейская, включаю­щая в себя около 100 языков, на которых говорят почти 150 народов, живущих во всех частях света. Свыше 60% населения нашей планеты говорит на десяти наиболее распространенных языках.

    Каждый народ создает свою картину мира на основе языка. Имен­но поэтому народам бывает так сложно понять друг друга. Конечно, народам, говорящим на родственных языках, это сделать проще (хотя, разумеется, этнические контакты зависят не только от этого), чем тем этносам, языки которых слишком сильно отличаются друг от друга. Так, для народов индоевропейской языковой семьи поня­тие прогресса расшифровывается как развитие, ускоренное движе­ние вперед. В китайском же языке соответствующий иероглиф обо­значает движение вовнутрь, к центру.

    Значение религии в формировании этнической культуры обще­известно. Например, нынешнюю Бельгию населяют два народа - фламандцы, говорящие на одном из германских языков, и валлоны, чей родной язык - французский. Это рождает массу проблем, но, хотя оба эти этноса пользуются определенной автономией, нет ос­нований полагать, что Бельгия когда-нибудь распадется. Слишком крепка их связь, обязанная прежде всего общей религии - католи­цизму.

    Хорошо известен и другой пример. Хорваты и сербы, говорящие на одном и том же языке, тем не менее являются разными народами, что во многом вызвано различиями в религии: хорваты - католики, сербы - православные. Отсюда - разные культуры, отсюда - ориен-

    тация хорватов на Западную Европу, а сербов - на Россию, отсюда - давняя вражда между сербами и хорватами.

    Сегодня говорят о едином арабском мире, в состав которого вхо­дят многочисленные этносы, но они говорят на диалектах и наречи­ях одного языка, которые когда-то принесли сюда завоеватели-ара­бы вместе с новой религией - исламом. Именно эта религия стала мощнейшей объединительной силой, а язык лег в основу формиро­вания этих культур.

    Важным элементом этнической культуры является название эт­носа, причем сам народ называет себя совсем не так, как его соседи. Например, мы себя называем русскими. А маленький народ саамов, живущий на Крайнем Севере, называет русских «карьеле», латыши - «криёви», финны и эстонцы - «вене», турки - «казак». Этнографам понятно, откуда взялись эти названия. У саамов оно связано с карела­ми, ближайшим к ним соседним народом, латыши помнят своих бли­жайших соседей-славян в старину, - племя кривичей. Эстонцы же и финны, скорее всего, перенесли на русских имя древних славянских племен Прибалтики - венедов. А для турок - исторически - предста­вителями России были казаки.

    Гораздо сложнее вопрос, откуда берутся самоназвания этносов. Имя становится нужно этносу, когда он уже прошел определенный путь своего формирования и развития. Ведь имя - это выражение того факта, что члены этноса осознали, почувствовали себя одним из народов.

    Долгое время все человечество делилось в глазах людей на две части: собственное племя и все остальные, причем «мы» - это люди, а «они» - все остальные племена без различия, не-люди. Часто пер­вобытные племена вообще не имели самоназваний, как, например, папуасы до XIX в. (Все племена Новой Гвинеи получили имена от ев­ропейцев.) Сами папуасы объясняли такое положейие вещей очень просто: названия нужны другим племенам, чтобы отличить их друг от друга, а про себя и так все ясно - люди.

    Поэтому очень многие этнонимы восходят к этому понятию - «люди». Именно это означало когда-то «дейч» - немец, «дене» - ин­дейцы навахо. «Тюрк» также происходит от слова, означающего «че­ловек».

    Важный этап на пути формирования этнонимов - появление пе­ред словом «человек» или «люди» определения «настоящий». Это очень большой шаг вперед в осознании своего места в мире, в том числе и признание факта, что другие племена тоже относятся к чело­веческому роду.

    Многие имена означают «друг», «товарищ», «союзник». Так, имя предков осетин - аланы. Это слово и сегодня у некоторых кавказ­ских народов означает «друг». Есть имена, означающие «чужой» и «враг» - именно это, например, означает имя коряков.

    Очень давно стали получать народы имя по стране, в которой они живут. Страна же, в свою очередь, получала свое имя от другого, более древнего народа, когда-то жившего здесь. Так, давно нет наро­да виталов, живших когда-то на юге Апеннинского полуострова, но столкнувшиеся с ними греки назвали по их имени весь полуостров Италией; отсюда и имя итальянцев.

    Даже особая деталь одежды может стать именем народа: «кара­калпаки» - «черные шапки». Иногда именем становится название за­нятия. Бхилы в Индии - лучники, тахтаджи в Турции - лесорубы.

    Отражается в имени народа характер местности, на которой он живет. Так появилось название одного из славянских племен - дре­говичей, живших в болотистой местности («дрегва» - трясина, бо­лото).

    Нередко народ или часть народа принимает имя своего выдающе­гося вождя. Татаро-монгольский хан Ногай правил в конце XIII в. землями от Дуная до Кавказа, сорок лет его воинских успехов приве­ли к тому, что появился целый народ с именем ногайцев. Огузов, вторгшихся в Иран и Малую Азию в XI-XII вв., вели вожди из рода Сельджуков, и этот народ стал зваться турками-сельджуками. Позже во главе этого народа встал род Османов, и появились турки-османы.

    Путей образования этнонимов очень много, но в любом случае их появление знаменует собой завершение формирования этноса и его этнической культуры. С этого момента принятое народом имя пере­стает быть обычным словом, оно становится символом.

    Важным элементом этнической культуры является «душа наро­да», которую еще называют национальным характером или психиче­ским складом этноса. Мы не будем говорить о составных частях это­го элемента культуры (это было сделано выше). Отметим лишь, что нельзя абсолютизировать характер отдельных этнических общно­стей. Хотя легко заметить, что, например, такое свойство, как трудо­любие, в силу специфики социально-экономических, географиче­ских и других условий проявляется у разных народов неодинаково. Этносы могут различаться аккуратностью и пунктуальностью (пунк­туальность, высоко ценимая немцами или голландцами, сравнитель-

    но мало значит в Испании и еще меньше - в странах Латинской Аме­рики). Характер этнической общности, как и отдельной личности, проявляется главным образом в действиях. Поэтому он обнаружива­ется и в отдельных памятниках материальной культуры, и в различ­ных видах народного искусства, и в обычаях, и в речи и языке.

    Национальный характер не является чем-то застывшим, его осо­бенности определены исторически. Так, среднего немца в середине XVIII в. представляли себе как человека добродушного и терпеливо­го и только во второй половине XIX в. стали говорить о немецкой сверхпунктуальности и точности.

    Национальный характер существует, но он не наследуется от предков, а приобретается в процессе воспитания. Гораздо сильнее он проявляется в тех случаях, когда действуют не отдельные члены определенного народа, а целые их группы, причем далеко не каждый член этноса может считаться обладателем типичного национально­го характера.

    Еще Л. Толстой в «Войне и мире» писал о французской и русской храбрости. Если французы всегда стремились сделать храбрость как можно более картинной и эффектной, то русский человек делал свое дело, ничего при этом не говоря. Немецкая храбрость, в свою оче­редь, отличается и от французской, и от русской. Так, стойкость не­мецких солдат, выполняющих приказ своего начальника, у ряда на­родов вошла в поговорку, но без приказа они не обязаны быть храб­рыми. Можно, наконец, отметить итальянскую храбрость - полную противоположность немецкой. Итальянская армия в обеих миро­вых войнах зарекомендовала себя далеко не лучшим образом. Но итальянские партизаны в то же время показывали чудеса героизма. Поэтому иногда говорят, что немецкая храбрость сильнее всего про­является, когда опирается на дисциплину, итальянскую же храб­рость такая дисциплина сковывает.

    Помимо горизонтального членения этнической культуры, рас­сматривается также вертикальное деление. В таком случае в ней вы­деляются два уровня: традиционно-бытовой и профессиональный.

    Традиционно-бытовая культура - это обыденная жизнь людей. На этом уровне человек удовлетворяет свои физические потребно­сти, потребность в общении и т.д. Он ест, одевается, обставляет свой дом, читает книги и газеты, слушает музыку, отдыхает после ра­боты, воспитывает детей. Именно здесь, в семье, человек с самого детства впитывает в себя этнические стереотипы, которые и делают его представителем определенного этноса. Профессиональная культура - это искусство, наука, литература, философия, теология и т.д. Все эти сферы также довольно тесно свя­заны с этничностью, призваны уже не спонтанно, а на осознанном уровне служить своему народу, сохранять и развивать его этниче­скую культуру. Для искусства и литературы эта функция более важна, чем для философии, теологии или науки, хотя и в них есть этноспе-цифические черты. Очень важную роль играет фольклор, но только если он соответствующим образом осмыслен профессиональной культурой.

    В современных условиях, в связи с развитием СМИ и различных культурных учреждений, роль профессиональной культуры возрас­тает. И здесь большое значение имеют государственные и общест­венные организации, которые должны поддерживать культуру сво­его народа. Но если в государстве нельзя высказаться через профес­сиональную культуру, этнические элементы культуры опускаются в менее доступные контролю государства слои традиционно-бытовой культуры - так появляются анекдоты, частушки и т.д.

    Однако современному этапу жизнедеятельности этнических общностей более соответствует понятие «культура этноса», предпо­лагающее совокупность всего спектра культурных явлений, необхо­димых для существования общества, без учета этнической специфи­ки. Действительно, трудно представить такой современный народ, жизнедеятельность которого базировалась бы исключительно на эт­нически своеобразных основаниях. Вполне очевидно, что чем более цивилизован народ, тем более необходимы ему самые передовые достижения других культур. То есть реальной чертой современной этнокультурной действительности выступает не этническая культу­ра народа как комплекс этноспецифических черт, а культура этноса как совокупность культурных явлений, необходимых народу для его жизнедеятельности. Однако в структуре культуры даже самых циви­лизованных народов все же обнаруживаются многие этноспецифи-ческие элементы культуры, причем одни слои сохраняют в своем об­разе жизни значительный отпечаток этнического своеобразия, а. другие его почти лишены.

    Этническая культура -- это единственная историческая форма существования культуры уществования культуры.

    Исходной точкой и основным признаком формирования этнической культуры является возникновение у группы людей каких-то общих интересов, которые осознаются ими как потребности, принуждающие их жить и действовать коллективно. Важной характеристикой подобных потребностей служит то, что они выражают общий коллективный интерес, содержательно превосходящий механическую сумму индивидуальных интересов членов сообщества. Потребности такого рода представляют собой особые межиндивидуальные интересы и могут быть удовлетворены путем совместных действий всего коллектива. В этнологических, исторических, социологических, культурологических исследованиях такие потребности оцениваются как служащие интересам жизнеобеспечения и сохранения общности. В то же время всякое локальное историческое сообщество живет в конкретном природно-историческом окружении, обстоятельствах места и времени, адаптация к которым служит неотъемлемым условием его существования. Этот процесс непрерывной адаптации и работы по удовлетворению коллективных потребностей в конкретных сложившихся обстоятельствах позволяет членам сообщества накопить свой локальный специфический культурный опыт, выражающийся в особых формах деятельности и взаимодействия и отличающийся от такого же рода опыта других сообществ. Если коллективные потребности большинства людей, составляющих локальные сообщества, психологически сравнительно единообразны, то условия их достижения всегда более или менее различаются. Это в итоге ведет к формированию уникальных культурных комплексов, специфичность которых повышается от поколения к поколению за счет естественной аккумуляции культурных отличий, складывающихся в процессе создания людьми своего искусственного окружения. Вместе с тем культурный опыт всякого сообщества по своему содержанию необычайно велик и эмпирически многообразен. Ни один человек, каким бы культурным опытом он ни обладал, не в состоянии освоить его в объеме, равном культурному опыту всего сообщества. Поэтому отдельные индивиды осваивают и используют лишь часть культурного опыта общества, которая им необходима в практической жизнедеятельности. Большинство же остальных составляющих своего культурного опыта человек усваивает в опосредованном виде. И эти составляющие можно определить как ценностные ориентации, отличающие культуру данного сообщества. Несмотря на всю важность ценностных ориентации в детерминации общих черт культурного мироощущения сообщества, они нуждаются в более или менее систематизированных приемах и формах применения, т.е. в практических стереотипах поведения, отвечаюinп повседневным нуждам и потребностям людей. Это происходит в форме постоянной корректировки норм и стандартов деятельности и формирования в результате этого соответствующих образов жизни и картин мира, характерных для конкретного этнического сообщества.

    В этом смысле образы жизни и картины мира представляют собой наиболее типичные, широко распространенные в сообществе устойчивые наборы, совокупности стандартов действительности, взаимодействия, поведения, представлений и т.п. Эти типичные проявления культуры сосуществуют с маргинальными, экстравагантными и новационными проявлениями. Однако именно устойчивые поведенческие установки в наибольшей мере характеризуют специфику этнической культуры. Исследуя процессы жизнедеятельности современных этносов, ученые-этнологи констатируют, что сфера их этнической специфичности неуклонно сокращается: в одних областях жизни быстрее, в других медленнее она уступает свое место интернационально-стандартным моделям. В осмыслении этого процесса культурного развития отечественная этнологическая мысль привит к необходимости методологического разделения понятий «этническая культура» и «культура этноса». Ведь для своего существования и воспроизводства большинство народов мира в настоящее время не может обходиться только этнически специфичными способами жизнедеятельности, сложившимися в условиях натурального жизнеобеспечения. Их современное существование стало интегрированным, национально взаимозависимым. В этом процессе понятие «этническая культура» акцентирует внимание исследователей только на этнической специфике свойственных этнической общности культурных явлений. В этом отношении этническая культура представляет собой совокупность этнодифференцирующих и этпоинтегрирующих характеристик данной культуры, которые, с одной стороны, обеспечивают единство каждого отдельного этноса, а с другой -- передачу этого единства от поколения к поколению.

    Этническая культура проявляется буквально во всех областях жизни этноса: в языке, в воспитании детей, в одежде, в устройстве жилища, рабочего места, домашнем хозяйстве и, конечно, в фольклоре. На формирование этнической культуры оказывают влияние природные условия, язык, религия, а также психический склад этноса. Важным элементом этнической культуры является самоназвание народа (этноним). Приметы воздействия природных условий можно обнаружить в самых разных областях этнической культуры, начиная с орудий труда, предметов быта и кончая самими этнонимами. Так, климат во многом определяет особенности одежды и жилища, виды возделываемых сельскохозяйственных культур, от него зависят и средства транспорта. Состав местной растительности определяет материал жилища и его виды, а вместе с особенностями фауны сказывается на специфике повседневной жизни и культурно-хозяйственном развитии. Не случайно индейские цивилизации Мезоамерики развивались менее динамично, чем европейская. Одной из причин этогобыло отсутствие в Америке животных, которые могли бы после одомашнивания стать рабочим скотом. Характерные особенности географической среды (климата, почвы, рельефа, флоры, фауны и т.д.) оказывают также влияние на духовную культуру этноса и его психический склад, что выражается в формирующихся стереотипах поведения, привычках, обычаях, обрядах. Этносам тропического пояса, например, незнакомы многие обряды, характерные для жителей умеренного пояса и связанные с сезонными циклами земледельческих работ. Географическая среда находит отражение и в этническом самоназвании.

    Именно ландшафты этнической территории ассоциируются в сознании людей с «родной землей». Некоторые элементы ландшафта либо в виде зрительных образов (береза у русских, сакура у японцев), либо в сочетании с топонимикой (река Волга у русских, гора Фудзи у японцев) становятся своего рода символами этнической принадлежности. Иногда и этнонимы прямо связаны с географической средой -- береговые чукчи называют себя «морские жители». Хозяйственные традиции народов, формирующиеся в непосредственной связи с природными условиями, очень устойчивы. Например, перебравшиеся в Калифорнию армяне-земледельцы и там занимаются традиционным садоводством и виноградарством. Влияют природные условия и на историческую судьбу народа. Гак, островное положение этноса способствует развитию кораблестроения, рыболовства, мореплавания. Кроме того, он защищен своим положением от нападений врагов. Этими условиями во многом объясняется важное место Англии и Японии в современном мире. Язык этноса способствует прежде всего формированию чувства групповой идентичности. Он поддерживает сплоченность этнической группы, причем между людьми, говорящими на одном языке,почти автоматически возникают взаимопонимание и сочувствие. В языке находят отражение общие знания людей о традициях, сложившихся в данной культуре, в нем опосредованно материализуется историческая намять. И наконец, язык как элемент культуры участвует в процессе приобретения практического опыта людьми, особенно членами одной этнической группы. Преимущественно благодаря языкам современная этническая картина мира отличается такой пестротой и разнообразием. Сегодня в мире насчитывается свыше двух тысяч живых языков: от бесчисленных племенных языков, на которых говорят иногда лишь десятки человек, до национальных языков, которыми пользуются многие миллионы людей.

    В этнолингвистике принято выделять несколько языковых семейств (индоевропейская, семито-хамитская, кавказская, дравидийская, уральская, чукотско-камчатская, конго-кордофанская, нило-сахарская, койсан-ская, китайско-тибетская, тайская, австро-азиатская, эскимосо-але-утская). Среди них основной является индоевропейская, включающая в себя около 100 языков, на которых говорят почти 150 пародов, живущих во всех частях света. Свыше 60% населения нашей планеты говорит на десяти наиболее распространенных языках. Каждый народ создает свою картину мира на основе языка. Именно поэтому народам бывает так сложно понять друг друга. Конечно, народам, говорящим на родственных языках, это сделать проще (хотя, разумеется, этнические контакты зависят не только от этого), чем тем этносам, языки которых слишком сильно отличаются друг от друга. Так, для народов индоевропейской языковой семьи понятие прогресса расшифровывается как развитие, ускоренное движение вперед. В китайском же языке соответствующий иероглиф обозначает движение вовнутрь, к центру. Значение религии в формировании этнической культуры общеизвестно. Например, нынешнюю Бельгию населяют два народа -- фламандцы, говорящие на одном из германских языков, и валлоны, чей родной язык -- французский. Это рождает массу проблем, но, хотя оба эти этноса пользуются определенной автономией, пет оснований полагать, что Бельгия когда-нибудь распадется.

    Слишком крепка их связь, обязанная прежде всего общей религии -- католицизму. Хорошо известен и другой пример. Хорваты и сербы, говорящие на одном и том же языке, тем не менее являются разными народами, что во многом вызвано различиями в религии: хорваты -- католики, сербы - православные. Отсюда - разные культуры, отсюда -- ориентация хорватов на Западную Европу, а сербов -- на Россию, отсюда -- давняя вражда между сербами и хорватами. Сегодня говорят о едином арабском мире, в состав которого входят многочисленные этносы, но они говорят на диалектах и наречиях одного языка, которые когда-то принесли сюда завоеватели-арабы вместе с новой религией -- исламом. Именно эта религия стала мощнейшей объединительной силой, а язык лег в основу формирования этих культур. Важным элементом этнической культуры является название этноса, причем сам народ называет себя совсем не так, как его соседи. Например, мы себя называем русскими. А маленький народ саамов, живущий на Крайнем Севере, называет русских «карьеле», латыши -- «криеви», финны и эстонцы -- «вене», турки -- «казак». Этнографам понятно, откуда взялись эти названия. У саамов оно связано с карелами, ближайшим к ним соседним народом, латыши помнят своих ближайших соседей-славян в старину, -- племя кривичей.

    Эстонцы же и финны, скорее всего, перенесли на русских имя древних славянских племен Прибалтики -- венедов. А для турок -- исторически -- представителями России были казаки. Гораздо сложнее вопрос, откуда берутся самоназвания этносов. Имя становится нужно этносу, когда он уже прошел определенный путь своего формирования и развития. Ведь имя -- это выражение того факта, что члены этноса осознали, почувствовали себя одним из народов. Долгое время все человечество делилось в глазах людей на две части: собственное племя и все остальные, причем «мы» -- это люди, а «они» -- все остальные племена без различия, не-люди. Часто первобытные племена вообще не имели самоназваний, как, например, папуасы до XIX в. (Все племена Новой Гвинеи получили имена от европейцев.) Сами папуасы объясняли такое положение вещей очень просто: названия нужны другим племенам, чтобы отличить их друг от друга, а про себя и так все ясно -- люди. Поэтому очень многие этнонимы восходят к этому понятию -- «люди». Именно это означало когда-то «дейч» -- немец, «дене» -- индейцы навахо.

    «Тюрк» также происходит от слова, означающего «человек». Важный этап на пути формирования этнонимов -- появление перед словом «человек» или «люди» определения «настоящий». Это очень большой шаг вперед в осознании своего места в мире, в том числе и признание факта, что другие племена тоже относятся к человеческому роду. Многие имена означают «друг», «товарищ», «союзник». Гак, имя предков осетин -- аланы. Это слово и сегодня у некоторых кавказских народов означает «друг». Есть имена, означающие «чужой» и «враг» -- именно это, например, означает имя коряков. Очень давно стали получать народы имя но стране, в которой они живут. Страна же, в свою очередь, получала свое имя от другого, более древнего народа, когда-то жившего здесь. Так, давно нет народа виталов, живших когда-то на юге Апеннинского полуострова, но столкнувшиеся с ними греки назвали по их имени весь полуостров Италией; отсюда и имя итальянцев. Даже особая деталь одежды может стать именем народа: «каракалпаки» -- «черные шапки». Иногда именем становится название занятия. Бхилы в Индии -- лучники, тахтаджи в Турции -- лесорубы. Отражается в имени народа характер местности, на которой он живет. Так появилось название одного из славянских племен -- дреговичей, живших в болотистой местности («дрегва» -- трясина, болото).

    Нередко народ или часть народа принимает имя своего выдающегося вождя. Татаро-монгольский хан Ногай правил в конце XIII в. землями от Дуная до Кавказа, сорок лет его воинских успехов привели к тому, что появился целый парод с именем ногайцев. Огузов, вторгшихся в Иран и Малую Азию в XI--XII вв., вели вожди из рода Сельджуков, и этот народ стал зваться турками-сельджуками. Позже во главе этого народа встал род Османов, и появились турки-османы. Путей образования этнонимов очень много, но в любом случае их появление знаменует собой завершение формирования этноса и его этнической культуры. С этого момента принятое народом имя перестает быть обычным словом, оно становится символом. Важным элементом этнической культуры является «душа народа», которую еще называют национальным характером или психическим складом этноса. Мы не будем говорить о составных частях этого элемента культуры (это было сделано выше). Отметим лишь, что нельзя абсолютизировать характер отдельных этнических общностей. Хотя легко заметить, что, например, такое свойство, как трудолюбие, в силу специфики социально-экономических, географических и других условий проявляется у разных народов неодинаково.

    Этносы могут различаться аккуратностью и пунктуальностью (пунктуальность, высоко ценимая немцами или голландцами, сравнительпо мало значит в Испании и еще меньше -- в странах Латинской Америки). Характер этнической общности, как и отдельной личности, проявляется главным образом в действиях. Поэтому он обнаруживается и в отдельных памятниках материальной культуры, и в различных видах народного искусства, и в обычаях, и в речи и языке. Национальный характер не является чем-то застывшим, его особенности определены исторически.

    Так, среднего немца в середине XVIII в. представляли себе как человека добродушного и терпеливого и только во второй половине XIX в. стали говорить о немецкой сверхпунктуальности и точности. Национальный характер существует, но он не наследуется от предков, а приобретается в процессе воспитания. Гораздо сильнее он проявляется в тех случаях, когда действуют не отдельные члены определенного народа, а целые их группы, причем далеко не каждый член этноса может считаться обладателем типичного национального характера. Еще Л. Толстой в «Войне и мире» писал о французской и русской храбрости. Если французы всегда стремились сделать храбрость как можно более картинной и эффектной, то русский человек делал свое дело, ничего при этом не говоря. Немецкая храбрость, в свою очередь, отличается и от французской, и от русской. Так, стойкость немецких солдат, выполняющих приказ своего начальника, у ряда народов вошла в поговорку, но без приказа они не обязаны быть храбрыми. Можно, наконец, отметить итальянскую храбрость -- полную противоположность немецкой. Итальянская армия в обеих мировых войнах зарекомендовала себя далеко не лучшим образом. Но итальянские партизаны в то же время показывали чудеса героизма. 11оэтому иногда говорят, что немецкая храбрость сильнее всего проявляется, когда опирается на дисциплину, итальянскую же храбрость такая дисциплина сковывает. Помимо горизонтального членения этнической культуры, рассматривается также вертикальное деление.

    В таком случае в ней выделяются два уровня: традиционно-бытовой и профессиональный. Традиционно-бытовая культура -- это обыденная жизнь людей. На этом уровне человек удовлетворяет свои физические потребности, потребность в общении и т.д. Он ест, одевается, обставляет свой дом, читает книги и газеты, слушает музыку, отдыхает после работы, воспитывает детей. Именно здесь, в семье, человек с самого детства впитывает в себя этнические стереотипы, которые и делают его представителем определенного этноса. Профессиональная культура -- это искусство, наука, литература, философия, теология и т.д. Все эти сферы также довольно тесно связаны с этничностью, призваны уже не спонтанно, а на осознанном уровне служить своему народу, сохранять и развивать его этническую культуру.

    Для искусства и литературы эта функция более важна, чем для философии, теологии или науки, хотя и в них есть этноспе-цифические черты. Очень важную роль играет фольклор, но только если он соответствующим образом осмыслен профессиональной культурой. В современных условиях, в связи с развитием СМИ и различных культурных учреждений, роль профессиональной культуры возрастает. И здесь большое значение имеют государственные и общественные организации, которые должны поддерживать культуру своего народа. Но если в государстве нельзя высказаться через профессиональную культуру, этнические элементы культуры опускаются в менее доступные контролю государства слои традиционно-бытовой культуры -- так появляются анекдоты, частушки и т.д.

    Однако современному этапу жизнедеятельности этнических общностей более соответствует понятие «культура этноса», предполагающее совокупность всего спектра культурных явлений, необходимых для существования общества, без учета этнической специфики. Действительно, трудно представить такой современный народ, жизнедеятельность которого базировалась бы исключительно на этнически своеобразных основаниях. Вполне очевидно, что чем более цивилизован народ, тем более необходимы ему самые передовые достижения других культур. То есть реальной чертой современной этнокультурной действительности выступает не этническая культура народа как комплекс этноспецпфических черт, а культура этноса как совокупность культурных явлений, необходимых народу для его жизнедеятельности. Однако в структуре культуры даже самых цивилизованных народов все же обнаруживаются многие этноспецнфи-ческие элементы культуры, причем одни слои сохраняют в своем образе жизни значительный отпечаток этнического своеобразия, а другие его почти лишены.

    Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого. Например, китайская или русская культура – такие самобытные и самодостаточные явления, которые не принадлежат к реально существующему целому. Любую национальную или этническую культуру мы обязаны отнести к культурным типам.

    Этническая культура – это культура людей, связанных общностью происхождения и совместного проживания.

    Этнические культуры сравниваются с натуральным (но только духовным) хозяйством: они самодостаточны, замкнуты на себя, и им нет никакого дела до чужих культур. Представляя сложную систему, каждая из этнических культур как раз и обладает свойством «субстанциальности» – постоянно воспроизводимого субстрата, имеющего в значительной мере природное происхождение. Условием ее существования и трансляции от поколения к поколению являются естественные способности человека – его память, природный музыкальный слух, органическая пластика, не требующие для себя никакой специальной подготовки и технических средств. Она не нуждается и в письменности, существует в значительной мере как дописьменная культура, на уровне устной речи и живого языка. Близость к природе придает ей черты «местной ограниченности», жесткой локализации в социально узком пространстве племени, общины, этнической группы. Обладая повышенной изменчивостью при переходе от одной местности к другой (так сказать, пространственным разнообразием), она в границах каждой группы отличается исключительным постоянством, невосприимчивостью к любым инновациям, устойчивостью и неизменностью всех своих образующих элементов. В ней господствует сила традиции, раз и навсегда принятых образцов поведения и мышления. Отсутствие временной координаты в ее функционировании (при наличии пространственной) – прямое следствие ее традиционализма.

    Но главной особенностью этнической культуры является ее непосредственно групповой, коллективный характер, исключающий наличие развитого индивидуального начала. Проявления этнической культуры лишены именного авторства: они анонимны, безымянны. Никто не знает, кто автор дошедших до нас древних мифов и произведений народного творчества: они созданы как бы одним коллективным автором, чье личное имя не имеет существенного значения.

    Будучи необходимым и достаточным условием существования этноса, этническая культура перестает быть таковой применительно к существованию нации.

    В отличие от первой, национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и не обязательно связанных друг с другом кровнородственными и племенными отношениями. Границы национальной культуры задаются силой, мощью самой этой культуры, ее способностью распространяться за пределы общинно-родовых и локально-территориальных образований. Национальная культура возникает в силу принципиально иного способа межчеловеческой культурной коммуникации, прямо связанной с изобретением письменности.

    Национальная культура формируется в процессе развития общества, перехода от средневековья к Новому времени как следствие превращения народа или этнической общности в нацию. Нация – это форма этносоциальной общности людей, которая формируется в эпоху зарождения и развития товаро-денежных отношений. Однако этот процесс достаточно длительный.

    Национальная культура включает этническую – народную (одного или нескольких этносов) культуру как наиболее древний пласт культуры и культуру, основанную на письменности, образовании, развитии искусства и литературы, науке и философии, социально – политическом и технологическом развитии общества.

    Этническая культура – базис национальной, источник народного языка, музыки, эпоса, мифологии. От древности и богатства этнической культуры зависит во многом своеобразие и неповторимость любой национальной культуры.

    Этническая культура охватывает, как правило, сферу быта и несет в себе «обычаи предков». Она проявляет себя в особенностях пищи, одежды, фольклора, народных промыслов, народной медицины и т.д. В ней выражается народный вековой опыт жизни и рационального ведения хозяйства, связь с природными условиями жизни того или иного народа. Поэтому она в большей мере сохраняется в деревне, чем в городе. Данный тип культуры имеет свои символы самобытности и патриотической привязанности: например, самовар и сарафан у русских, клетчатая юбка у шотландцев; овсяная каша и легенды о «привидениях в замке» у англичан; спагетти у итальянцев.

    Между этнической и национальной культурами сложные отношения, иногда очень противоречивые.

    Например, в период средневековья между русской этнической культурой и формирующейся национальной культурой не было острых противоречий. Культура «верхов» и «низов» общества имели много точек соприкосновения, была достаточно гармоничной. Начиная с реформ Петра I, этническая и национальная культуры в России в отдельные периоды доходили почти до разрыва и антагонизма. Культура «низов» – крестьянская, «простонародная», мужицкая и образованных слоев «высокая», «аристократичная». В России XVIII-XIX веков этот разрыв был так велик, что русскому дворянину легче было понять иностранца, нежели простого русского мужика.

    Н.М. Мухамеджанова и С.М. Богуславская выделяют следующие существенные различия между этнической и национальной культурой:

    1. Этническая культура – консервативна, сохраняет архаичные, иногда устаревшие традиции и нормы. Национальная культура всегда находится в движении, в развитии. В ней всегда творится новое.

    2. Этническая культура – замкнута, невосприимчива к чужому, незнакомому. Национальная культура всегда открыта для контактов с другими культурами, впитывая в себя их лучшие достижения.

    Проблема соотношения этнической и национальной культуры в современном мире приобрела особую актуальность в 90-е гг. ХХ века. Причинами этого стали как общемировые тенденции, так и тенденции развития России. Они проявляются:

    – в экономической сфере – в её застойном состоянии, в низком уровне жизни большинства населения;

    – в политической сфере – в централизации управления и, как следствие этого, в стремлении периферийных субъектов восстановить национальное достоинство;

    – в идеологической сфере – в раскрытии эпохой гласности таких фрагментов советской истории, как депортация и репрессии;

    – в культурной сфере – в активизации деятельности по защите памятников культуры и истории, в отстаивании прав коренных языков, в особом внимании к национально-этническим истокам.

    Проблема соотношения этнической и национальной культуры сегодня приобретает особое звучание в контексте глобализационных процессов, когда стремление большинства стран к интеграции и углублению экономического сотрудничества сочетается с сопротивлением, связанным с их желанием защитить национальные интересы и вернуться к своим этнокультурным корням.

    В ряде случаев объем и значение этнической культуры так велико, что она является основой формирования принципов этнической государственности. Эти процессы наглядно продемонстрированы в ряде работ в отношении, например, казачества – важной этно-социальной группы населения России.

    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
    Каково значение кровеносной системы
    Разделка говядины: что выбрать и как готовить?