Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Девичья фамилия тамары синявской. Синявская Тамара: подробности личной жизни легендарной исполнительницы

25 октября 2008 года ушел из жизни Муслим Магомаев. После трех лет затворничества Тамара Ильинична нарушила обет молчания и дала своё первое интервью.
На протяжении долгих 34 лет, если говорили: «Муслим Магомаев», непременно добавляли: «…и Тамара Синявская», и наоборот - в сознании меломанов эта блистательная пара была неразлучна и неразрывна, их семейный дуэт вызывал восторги и зависть на сцене и в жизни.



Описание их знакомства могло бы украсить завязку любого любовного романа. В Бакинской филармонии, которая носит имя деда Муслима Магомаева, певца подозвал поэт Роберт Рождественский, чтобы представить своей молодой спутнице. «Муслим!» - отрекомендовался мужчина, по которому сохли тогда все женщины страны. Красавица рассмеялась: «И вы еще себя называете? Вас весь Советский Союз знает!».

Впрочем, Тамара Синявская, а это была именно она, к тому времени и сама была широко известна в - чего уж греха таить - довольно узких кругах отечественных ценителей оперного искусства. Достаточно сказать, что ее, 20-летнюю девчонку, приняли в стажерскую группу Большого театра даже без высшего консерваторского образования (редчайший случай!), а ведь когда в первом туре объявили ее фамилию и возраст, по залу прокатился смешок: «О, скоро из детского сада будут в Большой приходить». Тем не менее всего через год Тамару перевели в основной состав.

Ее бархатистое, глубокое меццо-сопрано с возможностями контральто ввергало в экстаз публику Монреаля, Парижа, Осаки, многих других городов и стран, за три года она собрала три золота на международных конкурсах вокалистов. Кстати, на самом престижном - имени Чайковского - заранее было известно, что победа предназначена восходящей тогда звезде Елене Образцовой - за ее кандидатуру дружно проголосовали все советские члены жюри, но зарубежные так же категорично высказались за… Тамару Синявскую, и под их напором первую премию разделили.

После этого конкурса видный импресарио Зарович настойчиво приглашал молодую певицу в полугодичное турне по Америке, засыпал театр и Госконцерт телеграммами, а в ответ получал стандартные отписки: «Занята в репертуаре», хотя Синявская в это время пела только Ольгу в «Евгении Онегине» и мелочь типа «кушать подано». Видно, советские искусствоведы в штатском опасались, что красавица Тамара там, за океаном, в кого-нибудь влюбится и останется - дело-то молодое, но судьба предназначила ее Муслиму и вела их навстречу.

Дмитрий Гордон

…Тогда в Баку руководство республики решило показать приехавшим на Декаду русской литературы и искусства в Азербайджане гостям чудо-город на сваях под названием Нефтяные Камни. Паром, который туда курсировал, хлебосольные хозяева уставили столами с южными яствами, но когда он отчалил, первый секретарь республиканского ЦК Гейдар Алиев, к своему удивлению, обнаружил, что Магомаева на борту нет. «И Синявской тоже», - подсказал ему кто-то, и все стало ясно без слов. Вскоре после их свадьбы Тамаре позвонил Лемешев, и она воскликнула: «Тут есть человек, который давно мечтает выразить вам восхищение вашим талантом». Мэтр благосклонно принял от Муслима восторженные слова, а потом спохватился: «Простите, но почему вы в одной квартире?». Только потом уже вспомнил, что, проезжая мимо ресторана «Баку», видел шумную толпу и ему объяснили: «Там Магомаев женится».
…Они долго обращались друг к другу на вы: может, поэтому Тамара Ильинична (наверстывая упущенное?) даже на людях называла мужа игриво Мусиком, Митей, Кутей и Тяпой (хотя свое царственное имя предпочитала слышать целиком). Бывало, что они ссорились, и Муслим Магометович, хлопнув дверью, уезжал в Баку, но потом с восточной пышностью делал первый шаг к примирению: дарил цветы и представления в ее честь.
Их навсегда соединили любовь и музыка, и Магомаев, как никто, мог понять, что чувствовала его жена, когда ее, беспартийную, заочно разбирали на партсобрании за то, что исполнила на одном из праздничных телевизионных «Огоньков» песню: мол, так можно и до эстрады докатиться! Муслим один знал, что после «Кармен», где Тамара более трех часов пела и танцевала, она теряла два килограмма, а после других спектаклей - по килограмму…
Поднимая как-то на юбилее Муслима Магометовича тост, Мстислав Ростропович пошутил: «Мы с тобой оба - члены клуба несчастных мужей солисток Большого театра»… Не знаю уж, на что намекал маэстро, но Тамара Ильинична, которая слыла с юных лет душой компании, ради супруга-отшельника полюбила уединение, а чтобы потрафить его кавказскому воспитанию, она, дама с характером, публично осудила эмансипацию и, более того, вскоре после того, как Магомаев закончил карьеру, покинула Большой.

Последний спектакль она спела в 2002 году, в возрасте, когда другие примадонны еще и не думают уходить со сцены, а с 2007-го супруги не давали уже и концертов. Они не афишировали, что Муслим Магометович очень плохо себя чувствовал, перенес операцию на сосудах, но заботливая жена до его последнего вздоха была рядом… Сказки о таких парах обычно заканчиваются словами: «Они жили долго и счастливо и умерли в один день», однако на самом деле так не бывает. Овдовев, Синявская долго была безутешна, но собрала волю в кулак, чтобы никто не увидел на ее лице следы пролитых слез. У нее еще много дел: провести второй вокальный конкурс имени Магомаева, написать книгу… Все это необходимо, чтобы в памяти людской их любовь осталась не просто надолго - навсегда.

Признаюсь, Тамара Ильинична: давно хотел побеседовать с вами публично, тем более что вас несправедливо мало и на экране, и в прессе…
- Дима, а можно, как говорил Борис Саныч Покровский, я к вам сразу перпендикуляром выступлю? Меня на экране не мало, меня сейчас мало, и это, кстати, не вина телевидения и не упущение чье-то, а мое пожелание. Присутствовать на всеобщем обозрении я не хотела, и это мой первый после долгой паузы выход на люди…
- Спасибо…
- Плюс ко всему сегодня 25-е, а для меня этот день трудный. Три года назад я осталась одна, тем не менее, очень хорошо все взвесив, решила, что молчание это пора прервать.

- У вас удивительный тембр, а вы никогда не пытались понять, откуда такой он неповторимый?
- Откуда, не знаю, просто помню, что у мамы моей был красивейший разговорный голос. Когда ее не стало, она очень долго мне снилась: будто я ей звоню и слышу в ответ: «Тамара!» - вот словно положила свой голос мне на связки, на ушко, на сердце, и я вздрагивала, когда слышала ее во сне.
- Мама пела?
- В церкви, на клиросе. У нее был альт - низкий голос, но она никогда не выступала профессионально, потому что судьба ей выпала совсем не артистическая, очень тяжелая. Всю свою жизнь, в общем-то, мама отдала мне.
- Вы москвичка?
- Да, причем коренная.
- Зачастую москвичам сложно выдерживать конкуренцию с провинциалами, которые прокладывают, даже прорубают себе дорогу локтями. Тяжело было вам удержаться в Большом театре?
- Я даже не понимаю, о чем вы говорите, потому что вообще на эту тему не размышляла. Я родилась, открыла рот, запела…
- …и все?..
- …и никогда не думала, как сложится у меня жизнь. Мечтала артисткой быть, учительницей, врачом, но не певицей - пела с ощущением, что так и надо, что все поют.


С Марией Каллас в Москве.

- Могли бы и драматической стать актрисой?
- Об этом, наверное, лучше спросить режиссеров, которые со мной работали в опере и видели на сцене… Некоторые приглашали в кино сниматься.
- У вас поразительные глаза…
- Спасибо, вы комплиментами просто меня обволакиваете.
- Сижу, знаете, и любуюсь, а какие конкретно роли вам предлагали в кино?
- Дезире Арто, например, в фильме «Чайковский» - помните, была такая оперная певица, с которой Петр Ильич был помолвлен? Потом ее Майя Михайловна Плисецкая сыграла (не знаю уж, по каким соображениям, видимо, так композиционно перестроился материал, хотя причинами я даже не интересовалась), а Владимир Гориккер, который в свое время снимал фильм-оперу «Каменный гость», сначала записал мою партию, меня не видя.
Под мой голос исполнять роль Лауры была приглашена (все время балерина со мной, так сказать, в паре) Ляля Трембовельская, характерная танцовщица Большого театра, а когда режиссер, уже после того, как начались съемки, со мной встретился, удивленно воскликнул: «Господи, где ж ты раньше была-то?! Вполне и сама могла бы сниматься». Но я же тогда вообще была маленькой - это 66-й год.

- Говорят, какое-то время вы подражать Лолите Торрес пытались…
- Да я всю жизнь не то что пыталась ей подражать, а была в нее влюблена. Сейчас немножечко это смешно, но тогда… Муслим, кстати, раздобыл ее фильм «Возраст любви» и на мое 33-летие мне подарил, потому что я ему просто прожужжала…
- …все уши…
- …все ушки тем, как мне хотелось бы снова увидеть картину уже в этом возрасте. Дело в том, что влюбилась в нее я в седьмом классе, когда весь Советский Союз от Лолиты был без ума (18 раз этот фильм смотрела, знала его наизусть). Господи, советские дети ей письма писали - помню, в какой-то газете опубликовали письмо 12-летнего мальчика: «Я хочу жениться на Лолите Торрес»… Поэтому я и попросила Муслима найти старую ленту - хотела проверить, не поменялся ли с годами вкус, но она и тогда мне понравилась..
- Сейчас вы пытались ее снова увидеть?
- Пыталась, но… В свое время озвучивала Лолиту Торрес Виктория Чаева, артистка, по-моему, радио - у нее, если вы помните старый дубляж, был красивый разговорный голос, и я, может, даже немного подражаю ей бессознательно. (Низким голосом): «Соледат Реалес отправляется на гастроли… Анна-Мария Росалес…». Она говорила, и тут же начинала петь Лолита Торрес, и получилось так…
- …органично?
- Очень, и вдруг несколько лет назад по НТВ снова показали «Возраст любви». Я приникла к экрану, но когда Торрес раскрыла рот, у меня внутри все угасло - в результате передубляжа незабываемый тембр исчез.


В роли Элен Безуховой в «Войне и мире»

Не знаю, какая актриса озвучивала эту роль, - может, она, если эти слова услышит, даже обидится, просто ее голос не соответствовал объему голоса певческого, он ударялся куда-то в стеночку. Исчезла магия того, как героиня говорила, - голос у нее, если помните, был немножечко «на груди». Дома у нас фильмотека большая, и когда эта картина попадается мне на глаза, я думаю: интересно, как же Лолита Торрес сейчас выглядит (смеется) ?

- Тамара Ильинична, а это правда, что вас слушала и даже хвалила великая Мария Каллас?
- Правда - просто я знаю о разговоре, который происходил, что называется, за кулисами конкурса Чайковского. У меня была знакомая переводчица (она со мной ездила в Бельгию, где я тоже получила Гран-при), и ее пригласили и на IV конкурс Чайковского переводить гостям - он у нас в 70-м году был сумасшедший.
В качестве почетных членов жюри там и Мария Каллас присутствовала, и Тито Гобби, а какая обойма певцов от Советского Союза тогда выставлялась!.. Ну, сами судите: Коля Огренич (царствие ему небесное!) и Женя Нестеренко разделили у мальчиков первое место, второе заняли, по-моему, Зураб Соткилава и Владик Пьявко, а на третьем был потрясающий баритон Витя Тришин (потом я как-то мало о нем слышала). У женщин третье место получила Дуся Колесник из Украины, второе не присуждали, а первое досталось нам с Еленой Васильевной Образцовой - видите, я все помню…
Как мне перевели, Каллас воскликнула: «Мне очень нравится эта девочка (извините, это не мои слова. — Т. С. ) - у нее роскошный голос и использована только треть дарования!». Ну и еще добавила, что у нее - то есть у меня - большое будущее: в таком, в общем, духе высказывалась. В гала-концерте, который проходил в Большом зале консерватории уже по окончании конкурса, я пела «Сегидилью» из «Кармен». Каллас сидела в шестом ряду в проходе, представляете? - а поскольку я обладала приличным, можно даже сказать, 200-процентным зрением, увидела, что она вместе со мной артикулировала, так что мы пели вдвоем.

Синявская Тамара Ильинична дети от первого брака, тайна личной жизни, которая вызвала настоящий шок у поклонников оперной певицы. Тамару Синявскую сегодня все больше знают, как жену Муслима Магомаева, а уже потом как артистку высокого класса. А ведь зря. Она очень талантливая певица, которая в советское время была очень знаменитой.

Ее меццо-сопрано восхищался сам Брежнев. Она всю свою жизнь проработала в Большом театре, в ее репертуаре более 30 партий в самых культовых произведениях. Синявская является заслуженной и народной артисткой РСФСР и России, стажировалась в Милане, в театре „Ла Скала” и в ее честь названа планета. Закончила свою оперную карьеру Тамара Ильинична в 2005 году и с того времени она заведующая вокальной кафедры в ГИТИСе.


Личная жизнь

Синявская за свои 72 года жизни никогда особо не рассказывала о своей семье и личной жизни в интервью, всегда считала, что должна быть интересна людям за счет своего творчества, а не из-за грязных сплетен. Именно поэтому сплетен вокруг нее никогда не было, но и информации мало. Известно, что по национальности певица русская и коренная москвичка. Отец ее погиб на войне, певческий талант Тамара Ильинична унаследовала от матери, так она сама рассказывала. Однако, ее мама не была профессиональной эстрадной певицей, а лишь пела в церковном хоре.

Мало кто знает, но до брака с Муслимом Магомаевым, Синявская была замужем. Нигде не значится имя первого мужа певицы, но известно, что он был артистом балета. Детей в браке не было. Продлился он недолго, так как женщина познакомилась с Магомаевым, который, кстати, на тот момент также был женат.

В 1974 году Тамара Синявская и Муслим Магомаев поженились и прожили счастливо 34 года вместе, пока артист в 2008 году не умер. Их семье Бог также детей не дал, но это не помешало им прожить душа в душу столько лет и всегда говорить друг о друге только хорошее. А на вопрос о том, как им удалось так долго быть вместе и любить друг друга не смотря ни на что, Синявская отвечала, что их соединяло общее дело, одна страсть на двоих – музыка. Конечно, по признанию артистки, они ссорились и даже расставались, но все равно сходились, так как не представляли жизни друг без друга.

Вот и после смерти Магомаева, Синявская ушла в себя и целых три года не появлялась на публике. Очень тяжело дался ей уход любимого мужа. Но теперь, она говорит, что взяла себя в руки и полна сил жить и заниматься любимым делом. Сегодня это преподавательская деятельность и фонд культурно-музыкального наследия Муслима Магомаева. На сцену Тамару Ильиничну зовут, но она отказывается, аргументируя это тем, что не хочет даже на немного ниже опускаться того уровня, который она достигала раньше.

Так что детей у Синявской от первого брака нет. Она постигла незабываемую радость того, что такое первый муж, но вот дети не осчастливили ее увлекательного бытия.

С другой стороны, певица очень не любит распространяться о своей семье, в СССР ее слава гремела на весь мир. Может быть у нее и есть где-то сын или дочь, которых она предпочла скрыть от публики. Так поступают многие знаменитые родители, чтобы дети стали самостоятельными личностями. Ведь тень славы матери запросто может сделать ребенка заносчивым гордецом.

- Тамара Ильинична, четыре года назад вы добровольно ушли из Большого театра. Ни разу об этом не пожалели?

Пожалела? Нет. Я и сегодня могла бы спеть ту же самую Ольгу из «Евгения Онегина». Причем спеть довольно молодым голосом. Если меня подгримировать, надеть паричок, почему бы и нет... А кому от этого радость? Уж лучше пусть говорят, что из театра я ушла слишком рано, чем слышать: «Как? Она все еще поет!» Тем более что мой родной Большой театр закрыт на ремонт, а новая сцена для меня, увы, чужая.

- Но и в концертных залах вы тоже стали редкой гостьей. Почему?

Я могу себе позволить петь только на своем уровне и ни на ступеньку ниже. Но петь, как раньше, я уже не могу, хотя бы из-за нервов. Выступая в каком-нибудь концертном зале, я начинаю волноваться, как будто бы выхожу по меньшей мере на сцену Ла Скала. Зачем мне это надо? Я и на телевидении по этой же причине не появляюсь - вдруг покажут в таком ракурсе, что ахнешь... Стараюсь охранять себя и свое имя. Ежедневно я «здороваюсь» со своим голосом: пропеваю любимые арии, романсы. Много лет назад меня приглашали преподавать в разные вузы, но тогда я не считала возможным «сидеть на двух стульях» - либо петь, либо преподавать. А сейчас я веду вокальный класс в ГИТИСе, и пока мне это очень нравится.

- Как вам удалось, работая в Большом театре почти 40 лет, ни с кем не поссориться, не оказаться в центре скандалов и интриг?

Да я в своей жизни никогда не интриговала! В Большой я пришла, когда мне было 20 лет, наивной, доверчивой, влюбленной в сцену и очень доброжелательной ко всем девочкой. Из-за моего юного возраста никто из солисток и не воспринимал меня как соперницу.

Мороженое ела только летом

- В каком возрасте начали петь?

Пела лет с трех. Смешно сказать: вначале в подъезде своего дома (раньше в старых московских домах были подъезды с прекрасной акустикой), там очень красиво звучал голос, как в храме. Что греха таить, я даже сейчас, заходя в незнакомый подъезд, тихонько пробую голос. А тогда, чтобы меня услышала моя «публика» - ребятня, я давала «концерты» в своем дворе. Еще в детстве я мечтала стать врачом. На втором этаже нашего дома находилась поликлиника. Мне нравилось туда заходить, потому что там пахло эфиром, чистотой и белыми халатами. Дома я составляла медицинскую картотеку, писала «истории болезни» своих друзей, которые подписывала «врач Синявская». Наверное, если бы я не стала певицей, из меня получился бы неплохой врач. Но после школы все-таки вместо медицинского поступила в музыкальное училище при Московской консерватории.

У нас в училище была преподавательница, которая давала студентам возможность подработать в хоре Малого театра. И я с удовольствие начала петь в театре. Да в каком! Тем более что мы с мамой жили очень скромно, а за спектакль платили 5 рублей (к примеру, столько стоил килограмм севрюги в Елисеевском гастрономе).

- Певцам постоянно приходится заботиться о голосе...

Из-за боязни простудиться в свое время мне пришлось бросить спорт - лыжи и коньки, которыми я увлекалась. Кстати, когда недавно открыли каток на Красной площади, у меня защемило сердце от ностальгии по юности, по детству. Очень захотелось покататься.

А голос действительно оберегала: съесть мороженое позволяла себе только летом, когда в театре закрывался сезон и все артисты уезжали в отпуск. Теперь же я могу и поговорить на улице, и съесть мороженое, орехи и семечки, которые певцам тоже противопоказаны, и, тьфу-тьфу, ничего с голосом не происходит. А раньше, наверное, срабатывала психологическая установка - не дай бог простудиться накануне спектакля.

Муслим - очень щедрый мужчина

Тамара Ильинична прерывает наш разговор, чтобы словно «Скорая помощь» сделать очередной укол пуделю Чарлику и сварить кофе любимому мужу. И меня тоже угощает великолепным кофе, сваренным по-турецки, а себе наливает стакан воды. Синявская не хочет терять форму, чтобы в любой момент можно было надеть костюм, например, Любаши и выйти на сцену в спектакле «Царская невеста».

В этом смысле для меня примером всегда являлась Галина Павловна Вишневская, которая всю жизнь держалась в одном весе и надевала сценические костюмы одного и того же размера.

- В разговоре по телефону вы мне назвали три лучших возраста женщины - 29 лет, 38 и 45. Что было в вашей жизни интересного, когда вам исполнилось 29 лет?

Начался роман с Муслимом. Я тогда стажировалась в Италии. Муслим ежедневно звонил мне, давал послушать новые записи. Мы много и подолгу общались. Во сколько обошлись ему эти звонки, вы можете себе представить. Но разговор о деньгах был и есть запретной темой. Он всегда был очень щедрым мужчиной.

- В 38 лет какие случились события?

Это замечательный возраст для любой женщины - ощущение полноты жизни. А у меня это еще совпало с профессиональным расцветом. Между прочим, легендарная Любовь Орлова любила повторять, что ей 38 лет и ни одним днем больше. Я иногда в шутку ее цитирую, хотя понимаю, что 38 лет - это чересчур смелое заявление, но если пойти «подстричься» (так Синявская называет круговую подтяжку лица. - Авт.), сделать легкий макияж, я еще очень даже ничего. Шутка.

Секрет молодости - хороший сон

- Есть свой секрет, как хорошо выглядеть?

Сон. Когда женщина высыпается, у нее меньше морщин на лице, здоровый румянец и светящиеся глаза. Правда, наш пудель Чарлик вот уже три года как не дает поспать. Он уже старенький, его мучает бессонница, он не спит по ночам и смотрит в темноту своими ослепшими глазками. А я очень боюсь, что он может упасть с кровати, так как он привык спать с нами. Естественно, недосыпаю. Он для меня как ребенок. Со своими детьми, к сожалению, как-то не сложилось, хотя мне кажется, что я была бы потрясающей матерью, но Господь распорядился иначе... Правда, как мне говорили, если бы был ребенок, я не смогла так самоотверженно служить любимой профессии.

- У вас давний и прочный звездный союз с Магомаевым. Благодаря чему он держится?

Может быть, самое главное - любовь?.. Да и интересов общих много. Особенно когда речь идет о музыке, о пении. Стоит Муслиму увидеть по телевизору чье-то выступление, которое вызывает эмоции, он тут же ко мне: «Ты слышала «это»?!» И начинается вечер «вопросов и ответов», восторгов или негодования. Муслим - ну очень эмоциональный человек. Но должна сказать, что вкусы и оценки у нас почти всегда совпадают. К тому же я никогда не чувствовала себя звездой, особенно рядом с Муслимом. Вообще, на мой взгляд, слово «звезда», сегодня звучит оскорбительно. Получив в девятнадцать лет всесоюзную славу, Муслим пронес ее через всю жизнь и не нуждается в постоянном ее подтверждении.

- Чем увлекается Магомаев сегодня?

Он очень увлечен Интернетом, пишет музыку, рисует - талантов у него много, великолепно разбирается в современной технике. А главное - все увлечения не вынуждают Муслима выходить за порог квартиры, он домосед. Я же, наоборот, люблю общество и всегда была душой компании. Для этого мне не приходилось ничего выдумывать, я просто начинала петь. И все вокруг, извините за нескромность, смолкало.

Синявская Тамара Ильинична (р. 1943) – российская оперная певица, обладает мощным драматическим меццо-сопрано. В 1980 году стала Лауреатом премии Ленинского комсомола, с 1982 года – Народная артистка Советского Союза. Преподаватель в ГИТИСе на факультете музыкального театра.

Детские годы

Удивительный голос ей достался по наследству от мамы, которая в молодости замечательно пела. Девочка стала подражать маме уже с трёх лет, и особенно маленькой Томе нравилось петь в парадных подъездов. В старых домах подъезды были с мраморными полами, высокими потолками, резными перилами на лестницах и с хорошей акустикой. Звучание голоса ей казалось здесь таким красивым, как в храме.

Малышка заходила в один из подъездов, становилась посередине парадной и начинала громко петь. Так она горланила, пока кто-нибудь из жильцов не открывал дверь и не спрашивал громко на весь подъезд: «Кто тут поёт?» И тогда девочка покидала свою «сцену» и переходила в другой подъезд. За день она обходила все подъезды в своём и в соседних домах по улице Мархлевского. Привычка с детства осталась до сих пор, когда Тамара Ильинична заходит в незнакомый подъезд, она тихонько опробует в нём свой голос.

Маленькая девочка уже с детских лет понимала, что раз она так хорошо поёт, то должна быть у певицы своя публика. Так она начала давать концерты во дворе для ребят. Соседи просили девочку петь потише и советовали её маме, отдать дочку в Дом пионеров.

Школьные годы

Мама и сама видела, что малышка растёт творческой натурой. Но помимо пения Тамаре ещё очень сильно нравилось танцевать. Поэтому её записали в знаменитый детский коллектив – ансамбль песни и пляски, которым руководил Локтев В. С.

Когда Синявской было десять лет, её перевели в хоровой коллектив ансамбля. Здесь девочка занималась восемь лет, получила превосходный музыкально-сценический опыт, ведь ансамбль становился непременным участником всех правительственных концертов. Тамара по-настоящему научилась чувствовать сцену, перестала бояться публики и даже побывала в своей первой зарубежной командировке в Чехословакии.

Пение и танцы Синявскую увлекали, но свою будущую жизнь она мечтала связать с медициной. В доме, где прошло детство Тамары, на втором этаже располагалась поликлиника. Девочке нравилось заходить туда и нюхать, до сих пор помнит этот запах чистоты, белых халатов и эфира. Дома она завела настоящую медицинскую картотеку, куда придумывала и записывала «истории болезней» своих друзей, ставила на них подпись «врач Синявская». Сама Тамара Ильинична говорит, что, если бы она не связала свою судьбу с музыкой, скорее всего, из неё получился бы хороший врач.

Будучи подростком, Тамара, как и многие девчонки её возраста, влюбилась в кино. По несколько раз они бегали с подружками в кинотеатр на «Кубанских казаков» или «Дом, в котором я живу». Песни из этих фильмов она выучила наизусть и часто напевала вслух. А потом Тома увидела Лолиту Торрес, и поняла: она хочет так же, как эта великая женщина, петь, играть на сцене и быть красавицей. С этих пор она пела и репетировала дома только перед зеркалом, наблюдая каждый свой шаг и жест.

Ещё одним сильным увлечением Тамары были зимние виды спорта, она обожала лыжи и коньки. Как только открывались в столице катки, Синявская непременно была в числе первых посетительниц.

Музыкальное образование

К моменту окончания школы Тамара чётко определилась с выбором дальнейшего жизненного пути. Девушка хотела поступать учиться на драматическую актрису. Но руководитель ансамбля песни и пляски В. С. Локтев посоветовал Синявской продолжить обучение в музыкальном училище при Московской государственной консерватории имени Чайковского.

В этом учебном заведении у неё были прекрасные учителя, которым она благодарна всю жизнь, – Маркова Л. М. и Померанцева О. П. А одна преподавательница разрешала студентам подрабатывать в Государственном академическом Малом театре, выступая в хоре. Синявская такой возможностью воспользовалась и с удовольствием пела в театре. К тому же это был хороший шанс немного подправить семейное материальное положение, ведь жили Тамара с мамой очень скоромно, а за один спектакль платили пять рублей. Певица помнит, как один раз, получив зарплату за выступление, купила в «Елисеевском» гастрономе целый килограмм севрюги.

Подработка в Малом театре стала неплохой актёрской школой для Тамары, ведь здесь ей удавалось пообщаться с корифеями театральной сцены. Молоденькую певицу восприняли в театре тепло, обратили внимание на то, что девушка талантлива, а одна пожилая актриса даже презентовала Синявской клавир оперы «Самсон и Далила».

По вечерам Тамара выступала на театральной сцене, а остальное время посвящала занятиям музыкой. Начинала петь в спектакле «Живой труп» с цыганским хором, а спустя некоторое время яркая молодая певица уже солировала в контатах С. Прокофьева «Александр Невский» и П. Чайковского «Москва». Её преподавательница Померанцева О. П. вспоминала Синявскую как очень трудолюбивую, старательную и интересную студентку, было сразу видно, что у этой девушки большое творческое будущее.

В 1964 году Тамара окончила обучение. Выпускной экзамен она сдала на «пять с плюсом», что в училище бывало крайне редко и считалось исключительным случаем. Педагоги посоветовали Синявской пойти на прослушивание в Большой театр (там набирали стажёрскую группу), они были уверены, что с такими вокальными данными девушку обязательно примут.

Большой театр

В комиссии собрался высший свет советской музыки – Борис Покровский, Ирина Архипова, Галина Вишневская, Евгений Светланов, Геннадий Рождественский. Несмотря на то, что Тамара была очень юной и не имела консерваторского образования, впечатление на комиссию она произвела сильное, и девушку приняли в группу стажёров. А уже через год она вошла в основную труппу Большого театра, где солировала почти сорок лет.

Одновременно с работой в театре Синявская продолжила получать образование: она поступила в ГИТИС, где обучалась по классу пения у знаменитого педагога-вокалиста, профессора Доры Борисовны Белявской.

Тамара пришла в большой театр, будучи совсем молоденькой девушкой. Ей было чуть больше двадцати лет, она – наивная и доверчивая, влюблённая в сцену и ко всем доброжелательно настроенная девчонка. Из-за её юности старожилы Большого театра даже не восприняли Синявскую как соперницу.

О славе у неё мыслей не возникало, ведь на тот момент в театре работало столько знаменитостей, что Синявская считала за счастье выходить с ними на одну сцену. Тогда она ставила перед собой одну-единственную цель – статусу солистки Большого театра полностью соответствовать и продолжать обучаться у великих оперных певцов, которые находятся рядом с ней.

Её первым персонажем на сцене Большого театра стал паж в опере «Риголетто» Дж. Верди. Мужская роль Синявской удалась превосходно, и театральные руководители решили, что её голос и внешние данные замечательно подходят для ролей травести.

Однако вскоре получилось так, что основа театральной труппы отправилась гастролировать в Милан, а для столичной постановки оперы П. Чайковского «Евгений Онегин» срочно потребовалась исполнительница партии Ольги. Решили доверить эту роль Синявской и не прогадали. Её обаяние, редкий по красоте звучания и тембру голос, сценическая внешность привели в восторг и коллег, и критиков, и зрителей. Её партнёром был потрясающий тенор Виргилиус Норейко. А знаменитый певец оперы Сергей Лемешев сказал тогда, что за свои 70 лет он впервые увидел на сцене настоящую пушкинскую Ольгу.

Тамара имела поразительную трудоспособность. За годы, проведённые в Большом театре, она спела несколько десятков партий, многие из которых пополнили летопись отечественной оперной музыки:

  • в «Царской невесте» Н. Римского-Корсакова – Дуняша и Любаша;
  • в «Садко» Н. Римского-Корсакова – Любава;
  • в «Травиате» Дж. Верди – Флора;
  • в «Псковитянке» Н. Римского-Корсакова – Надежда;
  • в «Войне и мире» С. Прокофьева – Соня, цыганка Матрёша, Элен Безухова, Мавра Кузьминична;
  • в «Иване Сусанине» М. Глинки – Ваня;
  • в «Пиковой даме» П. Чайковского – Полина;
  • в «Борисе Годунове» М. Мусоргского – Фёдор;
  • в «Руслане и Людмиле» М. Глинки – Ратмир;
  • в «Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини – Кэт;
  • в «Князе Игоре» А. Бородина – Кончаковна;
  • в «Кармен» Ж. Бизе – Кармен.

А после конкурсного фестиваля имени П. И. Чайковского, который транслировался по радио и телевидению на всю страну, Тамара стала знаменитой. Шёл 1970 год, мощнейший конкурс с сильным составом жюри. Кроме знаменитостей Советского Союза (Ирина Архипова, Марк Рейзен, Мария Максакова, Иван Петров) приехали вокалисты из-за границы – Тито Гобби и Мария Калллас. Зарубежные гости единодушно отдали свои голоса Тамаре Синявской, тогда она разделила золотую награду с Еленой Образцовой.

Этот конкурс стал толчком к всесоюзной известности, но Тамара не из тех людей, кому нужна слава, она всегда старалась не ощущать свою знаменитость. Певица и артистка чувствовала себя таковой только на сцене Большого театра, а в жизни она довольно скромная женщина. Её с детства учила мама, что пережить успех порой гораздо сложнее, чем его достичь. У Тамары есть одно из жизненных правил, которого она всегда придерживалась: «Чтобы корона не сильно давила голову, надо оценивать себя адекватно» .

Однажды оперная дива Елена Образцова сказала Тамаре: «Если б мне такой голос, как у тебя, в моих ногах валялся бы весь мир» . Но Синявской весь мир оказался ненужным, она слишком сильно любила свой театр. Были у неё и приглашения, и возможности выступать на самых лучших мировых сценах, но это не являлось главным в жизни Тамары. Важнее для неё было работать в любимом театре, певица всегда считала его самым лучшим в мире. А с труппой Большого театра Синявская и так объездила весь мир.

Тамара любит и французскую, и итальянскую оперную музыку, но сердце её принадлежит русской опере. С ней певице легко и комфортно, в ней она живёт и растворяется без остатка, потому что это её – родное.

За свои творческие заслуги Синявская получала множество премий и званий, имеет награды – орден Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством» VI степени, «Знак Почёта».

В 2003 году Тамара добровольно ушла из театра. Она предпочла сделать это, как говорил её супруг Муслим Магомаев, чуть раньше, чем положено. Пусть лучше поклонники думают: «Отчего Синявская так рано оставила сцену?» , чем они будут обсуждать: «Как? Она до сих пор ещё поёт? Ну, сколько можно?» К тому же так совпало, что её родной Большой театр закрылся на ремонт, а петь на других сценах она не сочла для себя возможным.

После театральной карьеры Тамара Ильинична занялась преподавательской деятельностью, она заведует вольной кафедрой в ГИТИСе, имеет звание профессора.

Личная жизнь

Тамара Синявская и Муслим Магомаев. Они как будто долго бродили по миру в поисках друг друга. Он – невероятный красавец с восточной кровью и райским голосом. Миллионы женщин его боготворили, сходили с ума, ждали после концертов, чтобы просто прикоснуться к кумиру. У него была бурная личная жизнь, множество любовных романов, но всё до той минуты, пока он не встретил Тамару. После их знакомства все женщины мира перестали для Муслима существовать.

Их познакомили в 1972 году, это произошло в столице Азербайджана, Баку, куда оба были приглашены в качестве почётных гостей на декаду русского искусства. Их представил друг другу поэт Роберт Рождественский. Магомаев протянул руку и застенчиво сказал: «Муслим». На что Тамара с улыбкой ответила: «Вам можно не представляться. Вас весь Советский Союз знает». Так начался их любовный роман длиною в 35 лет.

Правда, вскоре после знакомства им пришлось расстаться почти на год, потому что Тамаре надо было уезжать стажироваться в Италию. Но когда она вернулась в 1974 году, они сразу же поженились. Это был замечательный, яркий, неразлучный, семейный дуэт.

В 2008 году Муслима не стало. Скоро уже десять лет, а Тамара никак не может прийти в себя, в кабинете мужа так и лежит открытая пачка сигарет, которую он не успел докурить. Муслим снится ей каждую ночь, а на утро всё время кажется, что сейчас он зайдёт и попросит сделать чашечку кофе…

«Настоящая Пушкинская Ольга», женщина, чьим именем названа планета Солнечной системы, бархат оперной сцены. Тамара Синявская – оперная певица, народная артистка СССР и обладательница международных наград. Её драматическое меццо-сопрано восхищало и пленяло слушателей. Тамару приглашали выступать на мировых сценах, но она всегда оставалась верной Большой театру. Сегодня мы расскажем чуть больше о биографии Тамары Синявской, детях, первом муже.

Биография

Тамара Синявская родилась в 1943 году в Москве. Примером для Тамары всегда была мама – человек талантливый, наделённый сильным и красивым голосом. Она не стала певицей, но помогла реализоваться дочери в этом. С трёх лет девочка повторяла за мамой песни, а немного позже сама устраивала концерты для детей во дворе. Наибольшим удовольствием для Тамары было пение в парадных старых московских домах, отличавшихся потрясающей акустикой.

Окружённая величественной архитектурой, девочка исполняла песни и чувствовала, никогда не покидавшее её после на сцене, божественное волнение. Восхищённые талантом девочки, жильцы посоветовали матери Тамары отвести её на занятия вокала. Она послушала их. Девочку приняли в Дом пионеров, в котором она и пела, и танцевала. Однако танцы мало увлекали девушку, и в 10 лет она перешла в группу хористов. В хоре она пробыла 8 лет, где научилась необходимому для поступления в музыкальное училище музыкально-сценическому опыту.

Кстати, в детстве также, как и пение, Тамару увлекала медицина. В её доме находилась поликлиника, и девочка часто наблюдала за работой персонала.

Её привлекала белизна формы сотрудников, чистота помещений и запах лекарств. Дома женщина устроила больничный пункт, в котором на каждого члена семьи была заведена медицинская карта. В картах она записывала рецепты для больных. Тамара считает, что, если бы не увлечение музыкой, она могла бы стать хорошим врачом.

Также девочке очень нравились зимние виды спорта. И как только застывал лёд, она первой выходила кататься на коньках. Выбрав затем карьеру певицы, она отказалась от спорта, мороженого и разговоров на улице в холодную погоду.

Как было сказано ранее, Тамара любила выступать на публике, но она не могла выбрать между театральным и музыкальным училищем. Желание петь стало сильнее, когда она увидела в кинотеатре фильмы «Дом, в котором я живу» и «Кубанские казаки».

Она постоянно напевала песни из фильмов, и с каждым днём убеждалась в необходимости музыкального образования. Но замотивировал поступить в музыкальный её именно Владимир Локтев.

Он настаивал на необходимости реализации таланта Тамары. Он же посоветовал пойти в музыкальное училище при консерватории имени П.И. Чайковского. Когда девушка поступила туда, она ни разу не пожалела потом о своём выборе. В училище работали талантливые педагоги, которые помогли девушке реализоваться. Уже в начале обучения, по вечерам, Тамара пела в Малом театре. В нем же она познакомилась с талантливыми и знаменитыми певцами СССР.

Творческие достижения

В 1964 году Тамара Синявская окончила обучение. После сдачи экзаменов на «отлично», преподаватели рекомендовали девушке пройти стажировку в Большом театре. И хоть у Тамары не было консерваторского образования, жюри выбрало девушку среди других практикантов. Девушка стала самой молодой участницей театра. Сначала группа негодовала по поводу юного возраста девушки. Но девушка была настолько талантливой, трудолюбивой и дружелюбной, что уже через год вошла в основной состав.

Молодая Синявская все ещё ощущала нераскрытый потенциал. Она поступила в ГИТИС, где впервые услышала, что ей нужно больше работать над голосом. Преподаватель по вокалу много занималась с ней, и с каждым днём её голос становился всё более уверенным и уникальным.

Работая не первый год в театре, девушка всё-таки робела перед своими талантливыми партнёрами. Помог преодолеть страх ей Борис Покровский. Он предложил Тамаре роль пажа в опере «Риголетто». И хоть Тамара спела её несколько медленно, совместная работа с профессионалами разбила барьер страха девушки. Полностью преодолеть неуверенность ей помогли гастроли в Милане. Её единственную пригласили на роль Ольги в постановке «Евгений Онегин». Считают, что её исполнение стало тем идеальным элементом, что соединило произведения Пушкина и Чайковского. Сергей Лемешев признал Тамару лучшей исполнительницей роли Ольги. Впоследствии певицу назвали лучшей российской вокалисткой итальянской школы.

Таким же известным было её выступление в опере «Руслан и Людмила» Михаила Глинки. Лучшей, однако, ролью считают Любашу в опере «Царская невеста Римского-Корсакова.

В 60-х она гастролировала по миру с Большим театром. Тамара была и в Канаде, и во Франции, и в Японии, и в Болгарии. Она также получила золотую медаль на конкурсе в Бельгии и на Международном конкурсе имени Петра Чайковского. Синявская получила приглашение выступать на мировых сценах, но не покинула Большой театр. Именно русская опера казалась девушке настоящей движущей силой. Женщина стажировалась два года в миланском театре «Ла Скала».

В преимущественно творческой биографии певицы была также работа депутата ВС СССР.

В 2003 году Тамара ушла из театра. Как и многие артисты, она посчитала лучшим уйти на пике славы. Считает, что лучше уйти на полгода раньше, чем на пять минут хуже. И что нет ничего грустнее, чем слышать удивлённые отзывы о том, что человек ещё поёт. Она не могла себе позволить опуститься хоть немного ниже того, чего она достигла. А петь, как раньше, она бы не смогла, хотя бы из-за волнений на сцене. Она всегда боялась, что её запомнят в плохом свете. По этой же причине не выступала на телевидении. Её последней ролью стала любимая Любаша из «Царской невесты»

Но и сейчас Тамара каждый день проводит голосовые разминки. По окончании оперной карьеры, она начала преподавать вокал в ГИТИСЕ. Так как в биографии у Тамары Синявской с первым и вторым мужем не было детей, то она отдаёт всю любовь своим воспитанникам. С 2005 года была заведующей кафедры вокала и руководительницей Фонда Муслима Магомаева

Личная жизнь

По сведениям из биографии Тамары Синявской, первым мужем был Сергей. Детей у пары не было. Сергей был артистом балета.

С Муслимом Магомаевым Тамара познакомилась в 1972 году в Баку. Они встретились в филармонии. На одном из концертов Роберт Рождественский представил Муслима Тамаре. Когда в 1973-1974 у Тамары была стажировка в Милане, Муслим звонил ей каждый день, и влюблённые по много часов разговаривали. Тогда же девушка одной из первых услышала песню «Ты моя мелодия».

И хоть у Тамары был муж, она развелась с ним. Спустя год Муслим и Синявская поженились, они прожили вместе 34 года. Тамара даже считает своим лучшим возрастом 29 лет, когда у них начался роман. Муслим и Тамара были влюблены в музыку. Пара переживала её эпохи, восторгаясь ею и творя её. В биографии Тамары Синявской не было детей. Первому и второму мужу певица отдавала всю свою любовь. Она тяжело перенесла смерть Муслима Магомаева в 2008 году. В последние три года о ней не было никаких новостей.

Она продолжает преподавать вокал в ГИТИСе?

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?