Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Биография лидии михайловны из рассказа уроки французского. Черты характера Лидии Михайловны

Ответ оставил Гость

Лидия Михайловна - учительница французского языка у главного героя. Она же классный руководитель: "...Первым уроком, как назло, был французский. Лидия Михайловна, по праву классного руководителя, интересовалась нами больше других учителей, и скрыть от нее что-либо было трудно..." Лидия Михайловна - хороший, небезразличный человек. Она не только преподает свой предмет. Она также следит за жизнью своих учеников: "...Она входила, здоровалась, но до того, как посадить класс, имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас, делая будто бы и шутливые, но обязательные для исполнения замечания..." Возраст Лидии Михайловны - около 25 лет: "...Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет двадцать пять или около того..." Внешность Лидии Михайловны в цитатах: "...Лидия Михайловна снова подняла на меня глаза. Они у нее косили и смотрели словно бы мимо, но мы к тому времени уже научились распознавать, куда они смотрят..." "...Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее..." "...я хорошо помню ее правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами; тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку и совсем черные, коротко остриженные волосы. Но при всем этом не было видно в ее лице жесткости <...> а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой и словно говорившее: интересно, как я здесь очутилась и что я здесь делаю? Теперь я думаю, что она к тому времени успела побывать замужем; по голосу, по походке - мягкой, но уверенной, свободной, по всему ее поведению в ней чувствовались смелость и опытность..." "...Лидия Михайловна в простом домашнем платье, в мягких войлочных туфлях ходила по комнате..." Лидия Михайловна - внимательный человек. Она замечает все, что происходит с ее учениками: "...я кожей почувствовал, как при взгляде ее косящих внимательных глаз все мои беды и несуразности прямо-таки взбухают и наливаются своей дурной силой..." "...Но, как ни прятал я ее, как ни npикусывал, а Лидия Михайловна разглядела..." Лидия Михайловна живет в райцентре рядом со школой, в учительских домах. Ее соседом является директор школы: "...Жила она рядом со школой, в учительских домах. На другой, большей половине дома Лидии Михайловны жил сам директор..." "...да за стенкой живет Василий Андреевич. Он очень серьезный человек..." Квартира Лидии Михайловны выглядит так: "...В комнате было много книг, на тумбочке у окна стоял большой красивый радиоприемник; с проигрывателем - редкое по тем временам, а для меня и вовсе невиданное чудо. Лидия Михайловна ставила пластинки, и ловкий мужской голос опять-таки учил французскому языку..." Лидия Михайловна - упорная девушка. В школе у нее были проблемы с французским языком. Она поступила на французский факультет и доказала себе, что может освоить французский язык: "...пошла на французский факультет потому лишь, что в школе этот язык ей тоже не давался и она решила доказать себе, что может овладеть им не хуже других..." Лидия Михайловна - городской человек. Она привыкла жить в городе: "...Я же городской человек..." Лидия Михайловна родилась на Кубани. В Сибирь она приехала, чтобы работать учителем: "...А у нас на Кубани яблоки бывают. Ох, сколько сейчас там яблок. Я нынче хотела поехать на Кубань, а приехала почему-то сюда..." "...Поеду к себе на Кубань, - сказала она, прощаясь..." Лидия Михайловна считает, что учитель не должен быть скучным и слишком серьезным: "...Иной paз полезно забыть, что ты учительница, - не то такой сделаешься бякой и букой, что живым людям скучно с тобой станет. Для учителя, может быть, самое важное - не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому..." Лидия Михайловна в душе - ребенок. В детстве она была отчаянной, озорной девочкой. Во взрослом возрасте ей по-прежнему хочется прыгать и скакать: "...А я в детстве была отчаянной девчонкой, родители со мной натерпелись. Мне и теперь еще часто хочется прыгать, скакать, куда-нибудь мчаться, что-нибудь делать не по программе, не по расписанию, а по желанию. Я тут, бывает, прыгаю, скачу. Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестает быть ребенком. Я бы с удовольствием каждый день прыгала..."

В. Г. Распутина всегда волновали судьбы простых людей. Большие чувства и большие проблемы затронуты в его произведениях. И настоящим героем в каждом из них является сама жизнь, такая, какая она есть, какой она видится самому писателю. Образ Лидии Михайловны не случайно занимает важное место в его рассказе "Уроки французского". С женскими образами автор на протяжении всего творчества связывал свои представления обо всем прекрасном и человечном. В рассказе учительница спасает своего ученика, помогая ему выжить и сохранить духовную чистоту.
Перед нами предстают обычный сельский мальчик и учительница районной школы. Нелегкая судьба и голод заставляют героя связаться с местными мальчишками и начать играть на деньги в "чику". Однако по чистоте своей души, уму, честности он совсем не похож на других ребят. Поэтому он не согласен мириться с несправедливостью и обманом, которым пользуются подростки. Старшие мальчишки начинают безжалостно бить и унижать мальчика, пресекая его попытки отстоять справедливость. Именно в этот момент на помощь герою приходит школьная учительница Лидия Михайловна.
Узнав, что ученики играют на деньги, она решает поговорить с мальчиком и выяснить, для чего он этим занимается. После разговора она понимает, что парнишка играет не ради самих денег и не из азарта. Ему нужен рубль на молоко. Он недоедает, и у него нет другого способа достать так необходимые ему деньги. Герой проникается доверием к своей учительнице, мальчик не в силах обманывать эту женщину. Он открывает ей душу, рассказывает о трудностях своей жизни. Лидия Михайловна приглашает своего ученика заниматься дополнительно по французскому, но это, по большому счету, лишь предлог. На самом деле ее глубоко волнует его судьба, она стремится как-нибудь помочь ему. Но гордый мальчик не соглашается принимать просто так эту помощь. Он отказывается ужинать у своей учительницы, возмущенно возвращает ей посылку с продуктами. И тогда женщина находит выход. Она предлагает ему играть с ней - сначала просто так, затем на деньги. Мальчик соглашается. Но он строго следит за тем, чтобы игра была честной, чтобы учительница не поддавалась ему. Справедливо выигранные деньги он согласен принять.
Лидия Михайловна нашла удачный выход, и теперь у героя снова появились деньги, он снова может покупать себе молоко. И при этом он не связался с сомнительной компанией бездельников. Так учительница, рискуя потерять работу, спасла своего ученика, помогла ему выжить и не потерять себя, своей индивидуальности, своего достоинства.

Лидии Михайловне - двадцать пять. Волей обстоятельств её занесло из большого Ростова в один из маленьких послевоенных районных центров преподавать для школьников французский язык.

Она была коротко острижена, ходила в лакированных туфлях на каблуке. Выглядела и говорила не как учитель какой-то обыкновенной математики. Её непростой предмет обязывал иметь оригинальный имидж. Была «аккуратна, вся умная и красивая: красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре».

Её глаза "немного косили и смотрели как бы мимо". Тихая речь была лёгкой и мелкой на манер французской. От учительницы хорошо пахло неимоверно приятными духами. Каждый, кто осмеливался подойти к ней, соприкасался с чем-то неземным или, по крайней мере, экзотическим.

Едва входя в класс, классный руководитель внимательно осматривала каждого ученика. От пристального взгляда не ускользала ни одна деталь. Делала шутливые замечания, обязывающие к точному исполнению. Говорила это будто занимаясь более важным делом.

Опрашивая некоторых учеников, не имеющих желания или возможности постичь азы иностранного, Лидия Михайловна «жмурилась и бессильно закрывала глаза».

Увидев в главном герое способного ученика, которому фонетика пока не давалась, и одинокого ребёнка, пытающегося своими силами справиться с постоянным голодом, учительница пригласила его в свой дом.

Дополнительные занятия и обед - таким было нестандартное решение двух проблем одномоментно. Очень быстро уяснилось, что перед ней - маленький рыцарь в некрасивой одежде, с огромным чувством собственного достоинства: он «не хотел» есть, хотя в желудке играли голодные марши.

Лидия Михайловна принимает ещё одно нетрадиционное решение - послать посылку с удивительно богатыми в то время яствами: макаронами, гематогеном и сахаром. Она даже не представляла себе, что долго и с упоительным наслаждением мальчик будет разглядывать упаковку, вслушиваться в чудесное хрустение, что эти прекрасные изделия даже попробуют есть сырыми!

Когда же её «преступление» становится раскрытым, потому что из дома присылали мешки, а не посылочные ящики и «горох или редьку» вместо макарон, сочувствующему взрослому и «богатому» человеку ничего не остаётся, как уничижить себя до состояния изголодавшегося ребёнка - начать играть с ним на деньги. Так и поступила Лидия Михайловна.

Зная, что после случая с посылкой парнишка будет ко всему относиться осмотрительней, для себя и для него она придумала историю, что тоже иногда хочет «забыть, что … учительница, - не то такой сделаешься бякой и букой, что живым людям скучно станет».

Она, конечно же, взрослая и рассудительная, представляла себе, что эта история может закончиться для неё - «сеятеля доброго и вечного» - увольнением с работы. Зато она чувствовала себя нужной, в ответе на чью-то боль и нужду.

О Лидии Михайловне будут помнить с благодарностью до глубокой старости. Она станет чем-то родным, незнакомым и особенным, как душистые ростовские яблоки…

В. Г. Распутина всегда волновали судьбы простых людей. Большие чувства и большие проблемы затронуты в его произведениях.

И настоящим героем в каждом из них является сама жизнь, такая, какая она есть, какой она видится самому писателю. Образ Лидии Михайловны не случайно занимает важное место в его рассказе « ». С женскими образами автор на протяжении всего творчества связывал свои представления обо всем прекрасном и человечном.

В рассказе учительница спасает своего ученика, помогая ему выжить и сохранить духовную чистоту. Перед нами предстают обычный сельский мальчик и учительница районной школы. Нелегкая судьба и голод заставляют героя связаться с местными мальчишками и начать играть на деньги в «чику». Однако по чистоте своей души, уму, честности он совсем не похож на других ребят.

Поэтому он не согласен мириться с несправедливостью и обманом, которым пользуются подростки. Старшие мальчишки начинают безжалостно бить и унижать мальчика, пресекая его попытки отстоять справедливость. Именно в этот момент на помощь герою приходит школьная учительница Лидия Михайловна. Узнав, что ученики играют на деньги, она решает поговорить с мальчиком и выяснить, для чего он этим занимается.

После разговора она понимает, что парнишка играет не ради самих денег и не из азарта. Ему нужен рубль на молоко. Он недоедает, и у него нет другого способа достать так необходимые ему деньги.

Герой проникается доверием к своей учительнице, мальчик не в силах обманывать эту женщину. Он открывает ей душу, рассказывает о трудностях своей жизни. Лидия Михайловна приглашает своего ученика заниматься дополнительно по французскому, но это, по большому счету, лишь предлог. На самом деле ее глубоко волнует его судьба, она стремится как-нибудь помочь ему.

Но гордый мальчик не соглашается принимать просто так эту помощь. Он отказывается ужинать у своей учительницы, возмущенно возвращает ей посылку с продуктами. И тогда женщина находит выход. Она предлагает ему играть с ней - сначала просто так, затем на деньги.

Мальчик соглашается. Но он строго следит за тем, чтобы игра была честной, чтобы учительница не поддавалась ему. Справедливо выигранные деньги он согласен принять. Лидия Михайловна нашла удачный выход, и теперь у героя снова появились деньги, он снова может покупать себе молоко.

И при этом он не связался с сомнительной компанией бездельников. Так учительница, рискуя потерять работу, спасла своего ученика, помогла ему выжить и не потерять себя, своей индивидуальности, своего достоинства. Каждый день мы ходим в школу, каждый день мы встречаем одних и тех же учителей. Одних из них мы любим, других - не очень, одних уважаем, других - побаиваемся.

Но вряд ли кто-нибудь из нас, до рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского», задумывался о влиянии личности определенного учителя на всю нашу дальнейшую жизнь.

Главному герою рассказа очень повезло: в классные руководители ему досталась умная, тонкая, отзывчивая и чуткая женщина. Видя бедственное положение мальчика и вместе с тем - его способности, тягу к знаниям, она постоянно предпринимает попытки помочь ему. То Лидия Михайловна пытается усадить своего ученика за стол и досыта накормить, то посылает ему посылки с едой.

Но все ее хитрости и старания пропадают даром, потому что скромность и чувство собственного достоинства главного героя не позволяют ему не только признаться в своих проблемах, но и принять подарки. Лидия Михайловна не настаивает - она уважает гордость, однако постоянно ищет новые и новые способы, чтобы помочь мальчику. В конце концов, имея престижную работу, которая не только хорошо ее кормит, но и дает ей жилье, учительница французского языка решается на «грех» - она сама втягивает ученика в игру на деньги, чтобы он имел возможность самостоятельно заработать на и молоко.

К сожалению, «преступление» раскрывается, и Лидии Михайловне приходится уехать из города. И все же внимание, доброжелательное отношение, жертву, принесенную учительницей ради помощи своему воспитаннику, мальчик не сможет забыть никогда и через всю свою жизнь пронесет благодарность за самые лучшие уроки - уроки человечности и добра.


Валентин Распутин - классик нашего времени. Его герои живут рядом с нами. Это те люди, которых мы встречаем на жизненном пути, и многие из них оставляют яркий след в нашей жизни.

Рассказ "Уроки французского" автобиографичен. Писатель рассказывает об ангарском мальчике, который в тяжёлое послевоенное время отправляется учиться в районный центр.

Нужда и голод преследуют его. Родные не могут помочь, люди вокруг живут так же тяжело, даже семья тёти ворует у него еду, и парнишке приходится надеяться только на себя. Единственный человек, которому небезразличны проблемы мальчика - его учительница французского Лидия Михайловна.

В своих рассказах Распутин часто подробно описывает внешность героев, их поведение, речь, но почти не говорит об их характере, как будто мы должны через наблюдения писателя рассмотреть внутренний мир человека. Именно так предстаёт перед нами Лидия Михайловна. Мы видим её глазами мальчика, и его отношение к ней неоднозначно. Она как будто из другого мира - спокойная, внимательная, красивая, хорошо одетая, загадочная, с "мелким и легким" голосом и косящим глазом. От неё исходит что-то сказочное, и мальчик не может ей солгать, но и принять помощь от учительницы ему тяжело.

Он всячески избегает того, что считает проявлением жалости. Именно тогда мы узнаём характер Лидии Михайловны. Настойчиво, но терпеливо она подбирает способы помочь голодающему ребёнку. Сначала мальчик раскрывает все замыслы учительницы, отказываясь от помощи, несмотря на голод, но и Лидии Михайловне упрямства не занимать. Выяснив, что парнишка играет на деньги, чтобы заработать на еду, она, притворяясь азартным игроком, понемногу проигрывает ему. Каждый раз, когда у мальчика возникает подозрение, что она поддаётся, Лидия Михайловна меняет тактику, и это срабатывает. Мальчик проникает доверием к ней, ведь она, оказывается, простой, понятный человек: и жульничать умеет, и спорит до хрипоты, и игра ей нравится. Он не считает зазорным брать выигрыш. И вот когда афера Лидии Михайловны раскрывается, у неё есть выбор: попытаться объясниться с директором, рассказав всё, или скрыть истинный мотив своих действий, сохранив доверие ребёнка. Лидия Михайловна выбирает второе.

Мы видим силу характера и высокие жизненные принципы этой женщины. Можно только догадываться, какие проблемы ждут учительницу советской школы, уволенную за азартные игры, "растление и совращение". И Лидия

Михайловна тоже это понимает.Не пойдя на сделку с совестью, она послужит примером сострадания и смелости в жизни мальчика, который, пронеся через годы воспоминания детства, станет в будущем одним из величайших писателей современной России.

На мой взгляд, рассказ "Уроки французского" своей проникновенностью не может оставить никого равнодушным.

Обновлено: 2012-03-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?