Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Батальная живопись верещагина. Литературно-исторические заметки юного техника

Россия дала миру множество талантливых живописцев, но по умению изображать батальные сцены и реалистично передавать сам дух битвы или ее последствий никто не может сравниться с Василием Васильевичем Верещагиным.

Он родился в 1842 году в Череповце в семье местного предводителя дворянства. Все дети в семье стали военными, в том числе и Василий, который окончил морской кадетский корпус и некоторое время служил по специальности. Любовь к живописи победила, и будущий художник поступил в Академию художеств в , затем провел год на Кавказе и еще столько же времени в , совершенствуя свое мастерство под руководством французских педагогов.

В 1867 году, после многих лет учебы и странствий по разным городам и странам, художник оказался в Средней Азии, где в это время происходили военные действия. За его непосредственное участие в обороне Самарканда получил высокую награду - орден Святого Георгия четвертой степени. Всю жизнь мастер, не признававший наград, носил этот орден с большой гордостью.

Через два года художник организовывает выставку своих работ, написанных в это время, а затем вновь путешествует, на этот раз не только по Средней Азии, но и по Сибири и частично по . В это время он создает множество полотен, ставших впоследствии знаменитыми, в том числе и эпохальный «Апофеоз войны». Это полотно вне времени, которое с удивительной точностью и минимальным количеством изобразительных средств показывает зрителю саму суть войны - груды черепов, над которыми вьются вороны.

В следующие годы художник создает много картин, посвященных теме войны, работая и выставляясь в и других западноевропейских городах. На родине же эти полотна стали основанием для обвинения мастера в сочувственном отношении к врагам и отсутствии патриотизма. Ходили слухи, что сам император Александр II и наследник престола выражали крайнее неудовольствие содержанием картин, высказанное в весьма оскорбительной форме.

Результатом такого отношения стало уничтожение некоторых полотен и отказ Василия Васильевича принять звание профессора.

После этой ситуации художник покидает , живя в Индии, на Тибете, во . С началом русско-турецкой войны, как истинный патриот, он уходит в армию, где участвует в нескольких битвах и получает ранение, едва не стоившее ему жизни. По окончании войны мастер путешествует по разным странам мира, создавая многочисленные произведения искусства, в том числе побывав и в Японии перед самым началом военного конфликта.

Разразившаяся русско-японская война вновь призывает его в строй. Вернуться художнику с войны уже не удалось - он погиб вместе с флагманом русского флота броненосцем «Петропавловск» в Порт-Артуре, оставив после себя монументальные живописные полотна в стиле реализм на жанровые и батальные темы, а также портреты и 12 книг, статьи и очерки. В этой войне пало немало достойных людей и великих воинов, так уж было суждено, что художник по призванию и солдат по профессии стал жертвой войны, истинное лицо которой он постоянно показывал людям в своих произведениях.

Василий Васильевич Верещагин

И. Крамской после первого знакомства с живописью художника Верещагина записал: «Верещагин не просто художник, а нечто большее». Спустя же несколько лет после личного знакомства с ним он сказал: «Несмотря на интерес его картинных собраний, сам автор во сто раз интереснее и поучительнее». О неординарной личности художника говорили многие из тех, кто был с ним знаком.

Василий Васильевич Верещагин - выдающийся русский живописец и литератор, один из самых известных художников-баталистов.

Биография

В.В. Верещагин родился в 1842 году в Череповце (ныне Вологодская область) в семье помещика. Их было пять братьев, и все были определены в военно-учебные заведения.

Василий в возрасте 9 лет поступил в морской кадетский корпус, окончил его, но после короткого периода службы вышел в отставку и поступил в петербургскую Академию художеств, где учился три года, а затем, оставив Академию, уехал на Кавказ и пробыл там около года. Затем уехал в Париж, где учился и работал под руководством Жерома в 1864-1865 гг.

Вернувшись на Кавказ, продолжил писать с натуры. Но снова уехал в Париж для продолжения учебы в Парижской академии. Наконец, в 1866 г. учеба была закончена.

В 1867 г. он получает приглашение генерала К.П. Кауфмана, Туркестанского генерал-губернатора, состоять при нем художником и отправляется в Самарканд, который был взят русскими войсками. Здесь он получил настоящее боевое крещение, находясь в осаде Самарканда восставшими местными жителями. За участие в обороне города Верещагин получил Орден Святого Георгия 4 класса.

Через 2 года он организует в Петербурге (при содействии Кауфмана) «туркестанскую выставку», где демонстрирует свои работы, написанные в Ташкенте, Самарканде и Бухаре, в казахских степях и городе Туркестан. И снова едет в Туркестанский регион через Сибирь, а затем в Западный Китай. Во время этого путешествия он создает картины, на которых запечатлена природа Киргизии, озеро Иссык-Куль, перевалы Алатау…

В. Верещагин "Апофеоз войны". Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим

В то время в Западном Китае войска богдыхана усмиряли дунган (китайских мусульман), поднявших знамя восстания в провинции Шеньси еще семь лет назад. На улицах лежали горы пепла и груды человеческих костей. Верещагин с горечью рисовал развалины местных городов. Известная картина «Апофеоз войны» была создана под впечатлением рассказа о том, как деспот Кашгара- Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал голову его положить на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казненных людей.

Впечатления Верещагина от личного участия в этой обороне и других военных операциях в ходе завоевания Туркестана, а также от второго его путешествия туда в 1869 году дали ему материал для «Туркестанской серии», выполненной художником в Мюнхене в 1871-1874 гг. и имевшей колоссальный успех в Европе и в России.

Затем он почти на два года уезжает в Индию, посещая также Тибет, а весной 1876 г. возвращается в Париж.

В. Верещагин "Распятие на кресте у римлян"

Узнав весной 1877 г. о начале русско-турецкой войны, он немедленно отправляется в действующую армию, оставив в Париже свою мастерскую. Его причисляют к составу адъютантов главнокомандующего Дунайской армией с правом свободного передвижения по войскам, но без казённого содержания. Верещагин участвует в некоторых сражениях и в июне 1877 г. получает тяжёлое ранение: он попросился в качестве наблюдателя на борт миноносца «Шутка», устанавливавшего мины на Дунае. Их обстреляли турки, и шальная пуля пробила ему насквозь бедро. Ранение оказалось серьёзным, из-за неправильного лечения началось воспаление, появились первые признаки гангрены. Пришлось сделать операцию, после чего он быстро пошел на поправку.

В 1882-1883 гг. Верещагин снова путешествует по Индии. А в 1884 году едет в Сирию и Палестину, после чего пишет картины на евангельские сюжеты.

Летом 1894 г. Василий Верещагин с семьей путешествует по Пинеге, Северной Двине, Белому морю и посещает Соловки.

В 1901 г. художник посетил Филиппинские острова, в 1902 г. - США и Кубу, в 1903 г. - Японию.

Когда началась русско-японская война, Верещагин поехал на фронт. Он погиб 31 марта 1904 г. вместе с адмиралом С. О. Макаровым при взрыве на мине броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура.

В. Верещагин "Представляют трофеи"

Творчество

Живопись

Самые объемные темы творчества В. Верещагина:

  • Индия
  • Туркестанская серия
  • Балканская серия
  • Варвары
  • Япония
  • Русский север
  • Кавказ
  • Война 1812 года
  • Палестина
  • Прочее (пейзажи, портреты, картины бытового жанра)

Литература

  • «На войне в Азии и Европе. Воспоминания»
  • Переписка В. В. Верещагина и В. В. Стасова
  • «Наполеон I в России»

Личность Верещагина

Как уже было сказано выше, Верещагин – человек необычный и противоречивый. В чем это проявлялось?

В сочетании несочетаемого: житейской трезвости с верой в нравственную проповедь искусства; эгоцентризма с милосердием; сочувствия к страданиям с показом жизни в ее неприкрытой наготе. Но все это скреплено смелостью и высотой его натуры, которой и отличаются великие личности. И. Репин в траурной речи о Верещагине назвал его «сверхчеловеком».

Чем далее идет время, тем явственнее становится масштаб этой личности. Многие идеи Верещагина, которые казались современникам отвлеченными и парадоксальными — мир без войн, грядущая трагедия социализма, колонизационная политика России и межнациональные конфликты, могущие возникнуть на этой почве, решение споров между государствами на уровне мирового сообщества — только теперь могут быть оценены в своей пророческой сущности.

В. Верещагин был неутомимым путешественником. Как военный, он принимал участие во всех военных действиях, которые вела русская армия: в Средней Азии, на Балканах, в Японии. Он привычно чувствует себя и за мольбертом, и в походной палатке, и в окопе…

Верещагин никогда не писал по заказу – ни за какие деньги и ни по какой просьбе. Больше всего он боялся потери независимости, не искал поддержки власть имущих. В официальных кругах ему платили тем же: относились недоброжелательно, находили сюжеты его картин тенденциозно-мрачными, а его самого готовы были числить главой нигилизма в русском искусстве. Его главный принцип: «Я буду всегда делать то и только то, что сам нахожу хорошим, и так, как сам нахожу это нужным». Вероятно, поэтому в русском искусстве он стоит особняком: не имеет непосредственных учителей и прямых последователей; не принадлежит ни к какому художественному объединению; стоит вне партий и кружков; не ищет и не принимает ничьих наград.

В. Верещагин "Наполеон на Бородинском поле"

В 1874 г. Верещагин публично отказывается от предложенного ему звания профессора Академии художеств («все чины и отличия в искусстве безусловно вредны»). И. Крамской прокомментировал этот его поступок так: «Верещагин делает то, что мы все знаем, думаем и даже, может быть, желаем; но у нас не хватает смелости, характера, а иногда и честности поступить так же».

При его жизни было свыше шестидесяти выставок – почти во всех европейских столицах, крупнейших городах России и Америки. Верещагин первый русский художник, который обращался своим творчеством не только к русскому зрителю, но к людям всех стран и был услышан в мире. Где бы ни проходили выставки художника, они везде привлекали людей и становились предметом страстных споров, оставляя неизгладимое впечатление.

Интересы Верещагина широки: история и военное дело, социология и этнография, философия и естествознание, эстетика и путешествия. Он говорил свободно обо всем. В 1890-е годы, окончательно переселившись в Россию, Верещагин много выступает в прессе по самым различным поводам и вопросам жизни: публикует путевые очерки, этнографические заметки, воспоминания, художественные и политические обзоры.

Он полон грандиозных замыслов: показать, что такое война; распространять идею мира среди народов всего света; показать, что такое смертная казнь; написать Священную историю в земной правде. Верещагин верит, что влияние искусства велико, «можно даже сказать, что влияние его на умы, на сердца и на поступки народов громадно, непреодолимо, не имея себе равного».

Все, что делал в живописи Верещагин, было ново, оригинально, неожиданно: он умел показать неведомый мир, представленный замечательно ярко в своей правде и характерности. Изумляли краски и новизна письма, техника, не похожая на технику русских современников, казавшаяся необъяснимой у молодого художника-любителя, всего лишь несколько лет всерьез занимавшегося живописью.

Туркестанская серия

В. Верещагин "Двери Тамерлана"

В Туркестанской серии он пишет ослепительное солнце Средней Азии, но видит и темные, дикие стороны восточной жизни, то, что именует «азиатским варварством» и что вызывает в нем негодование и протест. Среднюю Азию он открывает как некогда грандиозную, но выпавшую из потока времени цивилизацию. Особенно точно эта идея воссоздана с впечатляющей силой в картине «Двери Тамерлана», она переносит в Среднюю Азию, «в эту отжившую и неподвижную цивилизацию, что напишите книг сколько хотите, не вызовете такого впечатления, как одна такая картина». Отправляясь в Туркестан, Верещагин представлял войну в духе батальных картин, но увидел людские страдания, жестокость, «варварство», проявляемые с обеих сторон. После Туркестана Верещагин понял, что он должен сказать правду о войне, «сознательно решился дать другим взглянуть на отвратительные подробности войны, подробности, незнаемые и упускаемые из вида».

Балканская серия

В. Верещагин "На Шипке все спокойно"

Она создавалась в Париже в 1878-1879 годах (отдельные полотна написаны позднее) на основе этюдов и коллекции подлинных предметов, привезенных из Болгарии. В ходе работы Верещагин дважды приезжал на места военных действий, на Шипку и в окрестности Плевны. В Балканскую серию входит около тридцати картин. Несколько полотен посвящено трагическому третьему штурму Плевны: «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой. Под Плевной», «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной, «Турецкий лазарет». Два полотна: «Победители» и «Побежденные. Панихида» — навеяны кровопролитными боями под Телишем. Десять картин отражают зимний период войны, завершившийся победой на Шипке: «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой», триптих «На Шипке все спокойно» и др. Собственно батальных сцен на этих картинах почти нет. Как сказал Тургенев, Верещагин показывает «психологическую сторону» войны. Это сопоставимо с тем, что сделал в литературе Толстой.

В. Верещагин "Побежденные. Панихида"

По своему внутреннему смыслу к Балканской серии примыкает «Трилогия казней» — цикл из трех картин, исполненный в середине 1880-х годов. Картины изображают сцены казни в разные времена у разных народов: «Распятие на кресте у римлян», «Подавление индийского восстания англичанами», «Казнь заговорщиков в России».

Война 1812 года

Эта серия была начата еще в Париже и до конца дней остается главным делом художника. Он обращает ее в национальную историческую эпопею. Серия осталась незавершенной: она состоит из двадцати картин, а также множества этюдов, рисунков и незаконченных композиций. Именно эта серия картин Верещагина формировала представление об эпохе Отечественной войны 1812 года. В 1901 году его кандидатура выдвинута на соискание первой Нобелевской премии мира.

«Я старался всегда говорить только правду» (В.В. Верещагин ).

«Верещагин кистью старался показать людям, что война — самая ужасная, самая нелепая вещь на свете … Он не искал военных наград, он хотел показать людям трагедию и глупость войны, и сам пал ее жертвой. Он пожертвовал своей жизнью ради своего призвания художника. Не проявил ли он в этом, как гуманист, поистине высокое человеческое достоинство? Мы завидуем России, где живет Толстой, а узнав о смерти Верещагина, мы не можем не почувствовать к этой стране уважения и почтения» (Никадзато Кайдзан, японский писатель ).

В. Верещагин "Наполеон на Поклонной горе"

Василий Васильевич Верещагин (1842-1904) родился в городе Череповце Новгородской губернии в семье уездного предводителя дворянства.
В 1850 г. Василий поступает в Александровский кадетский корпус для малолетних, а с 1853 г. по 1860 г. он обучается в Морском кадетском корпусе, по окончанию которого получает чин гардемарина флота и выходит в отставку. Одновременно с учебой в кадетском корпусе посещает занятия в Рисовальной школе петербургского Общества поощрения художников (1858-1859).
В 1860 г. Верещагин поступает в Императорскую Академию художеств.
В 1863-1864 г.г. по приглашению художника-мариниста Льва Феликсовича Лагорио совершает путешествие по Кавказу.
В 1864 г. Верещагин переезжает в Париж и приступает к занятиям в мастерской Жана-Леона Жерома Школы изящных искусств (Ecole des Beaux-arts).
В 1866 г. живописец впервые выставляется в Парижском Салоне.
В 1867 г. по приглашению командующего войсками Туркестанского военного округа Константина Петровича фон-Кауфмана Верещагин отправляется в Туркестан. В 1868 г. в чине прапорщика принимает участие в обороне Самаркандской крепости и за боевые заслуги награждается орденом Святого Георгия 4-й степени.
В 1869 г. в Петербурге с успехом проходит «Туркестанская выставка», на которой экспонируются картины, этюды и рисунки, созданные в Туркестане.
В 1869 г. художник вновь отправляется в Туркестан, а в октябре 1870 г. возвращается в Петербург и его командируют за границу для подготовки «Туркестанской серии». (В 1874 г. в Петербурге был издан альбом картин под названием «Туркестан. Этюды с натуры В. В. Верещагина»).
В 1873 г. «Туркестанская серия», в которую вошло 13 картин, 81 этюд и 133 рисунка, была представлена на первой персональной выставке художника в Лондоне, а в 1874 г. – в Петербурге и Москве. (В 1874 г. «Туркестанская серия» была приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым за 92 тысячи рублей серебром. Вначале «Туркестанская серия» экспонировалась в Московском обществе любителей художеств, а затем в Третьяковской галерее.)
В 1874 г. Императорская академия художеств присваивает Верещагину звание профессора. Однако художник, считавший, чины в искусстве неуместными и даже вредными, публично отказывается от этого звания.
В 1874 г. Верещагин отправляется в Индию. Посещает Бомбей, Мадрас, Агру, Дели, Джайпур, Восточные Гималаи, а также области, граничащие с Тибетом (Кашмир и Ладак).
Весной 1876 г. живописец возвращается в Париж и работает над двумя сериями картин по материалам (около ста пятидесяти этюдов), привезенным из Индии.
В 1877-1878 г.г. Верещагин принимает участие русско-турецкой войне на Балканах. После завершения Балканской кампании художник отправляется в Париж и приступает к работе над «Балканской серией».
В 1879 г. проходят персональные выставки Верещагина в Лондоне и Париже, на которых представлены картины Индийской и Балканской серий.
В 1880 г. состоялась персональная выставка и распродажа этюдов «Индийской серии» в Петербурге. 78 этюдов этой серии приобретены Павлом Михайловичем Третьяковым.
В 1881-1882 г.г. персональные выставки Верещагина проходят в крупнейших городах Европы (Париже, Берлине, Гамбурге, Дрездене, Дюссельдорфе, Брюсселе, Будапеште), а в 1883 г. – в Москве и Петербурге
В 1882-1883 г.г. Верещагин вновь путешествует по Индии.
В 1883 г. отправляется в Сирию и Палестину, где работает над картинами «Палестинской серии».
Результатом путешествия по Святой Земле были более 50 этюдов и шесть картин евангельского цикла. Однако, «Палестинская серия» была недоброжелательно встречена русской общественностью и публикой, т.к. трактовка художника не соответствовала канонической. По этой причине основная часть работ «Палестинской серии» была распродана за границей.
В 1885-1887 г.г. с успехом проходят персональные выставки художника в Вене, Будапеште, Берлине, Франкфурте-на-Майне, Праге, Бреславле, Лейпциге, Кенигсберге, Амстердаме, Стокгольме, Копенгагене, Лондоне, Ливерпуле.
В 1887 г. Верещагин приступает к работе над серией «1812 год». Впервые картины этой серии были представлены в Москве и Петербурге в 1895-1896 г.г. В 1902 г. вся серия приобретается государством для Русского музея, а позднее картины передаются в Государственный Исторический музей.
В 1889-1891 г. г. проходят персональные выставки живописца в крупнейших городах США, а в 1895-1898 г.г. – в Москве, Петербурге, Харькове, Киеве, Одессе, Париже, Берлине, Дрездене, Вене, Праге, Будапеште, Копенгагене, Лейпциге, Лондоне.
В 1901 г. Верещагин номинируется на соискание первой Нобелевской премии мира.
В 1902 г. живописец вновь отправляется в США, а в 1903 г. совершает путешествие по Японии.
В 1904 г. началась русско-японская война, и художник едет в действующую армию на Дальний Восток.
Василий Васильевич Верещагин погиб 31 марта 1904 г. Броненосец «Петропавловск», на котором он находился, подорвался на мине на внешнем рейде Порт-Артура.
Картины живописца экспонируются в Государственной Третьяковской галерее , Государственном Историческом музее, Государственном Русском музее , Николаевском художественном музее им. В.В.Верещагина, Иркутском областном художественном музее им. В.П.Сукачева, Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан.
Работы Василия Васильевича Верещагина высоко ценятся и нередко появляются на международных аукционах. В том числе:
- «Портик церкви» (Portico of a church) – 314 500 британских фунтов (24 ноября 2014, Sotheby"s);
- «Шпион» (The spy) – 1 049 250 британских фунтов (28 мая 2012, Sotheby"s);
- «Адъютант» (The adjutant) – 690 850 британских фунтов (26 ноября 2012, Sotheby"s);
- «Перевозка раненых» (Transportation of the wounded) – 937 250 британских фунтов (26 ноября 2012, Sotheby"s);
- «Тадж-Махал. Вечер» (The Taj Mahal. Evening) – 2 281 250 британских фунтов (6 июня 2011, Sotheby"s)
- «Распятие на кресте у римлян» (Crucifixion by the Romans) - 1 721 250 британских фунтов (28 ноября 2011, Christie"s)

Галерея из 42 картин Василия Васильевича Верещагина
  • Tartar from Orenburg prison Tartar from Orenburg prison
  • Portrait of Bacha Portrait of Bacha
  • Afghan Afghan
  • Nomadic road in the mountains of Alatau
  • Passage of Barskaun Passage of Barskaun
  • Sher-Dor Madrassah Sher-Dor Madrassah
  • Gur-Emir. Samarkand Gur-Emir. Samarkand
  • Baeggars in Samarkand Baeggars in Samarkand
  • Politicians in an Opium Den Politicians in an Opium Den
  • Apotheosis of War Apotheosis of War
  • Tamerlanovy gates Tamerlanovy gates
  • Old ruins Old ruins
  • The Doors of Timur The Doors of Timur
  • Selling a Slave Boy Selling a Slave Boy
  • Chinese Chinese
  • Mountain stream in Kashmir Mountain stream in Kashmir
  • Taj Mahal in Agra Taj Mahal in Agra
  • Taj Mahal Taj Mahal
  • Himalayas in the evening Himalayas in the evening
  • Sovar-a government messenger Sovar-a government messenger
  • Picket in the Balkan Mountains
  • Two Falcons Two Falcons
  • The Spy The Spy
  • Two Jews Two Jews
  • Russian hermit in the Jordan Russian hermit in the Jordan
  • Arab woman in Jerusalem Arab woman in Jerusalem
  • Crucifixion by the Romans Crucifixion by the Romans
  • The French in Moscow The French in Moscow
  • Napoleon in the Petroff Palace
  • Napoleon and Marshal Loriston Napoleon and Marshal Loriston
  • Attack Attack

Василий Васильевич Верещагин - один из крупнейших русских художников-реалистов. Работы его получили всенародную известность, а в мирового искусства за ним прочно закрепилась слава выдающегося баталиста. Однако диапазон творчества Василия Васильевича был значительно шире батальной тематики. Художник существенно обогатил историческую, бытовую, портретную и пейзажную живопись своей эпохи. Для современников же Верещагин был не только известным художником, но и отчаянным революционером, порывающим с общепринятыми канонами и в творчестве, и в жизни. «Верещагин не просто живописец, он - нечто большее, - писал художественный критик, идейный вождь передвижников Иван Крамской. - Несмотря на интерес его полотен, сам автор во сто раз поучительнее».


Василий Васильевич родился в Череповце 14 октября 1842 года в семье помещика. Первые восемь лет своей жизни он провел в имении отца около села Пертовка. Многодетная семья будущего художника жила за счет барщины и оброка крепостных крестьян. И хотя родители Верещагина слыли в помещичьей среде относительно гуманными людьми, сам Василий нередко наблюдал сцены угнетения крепостных и барского произвола. Впечатлительный мальчик болезненно воспринимал унижение людей и попрание человеческого достоинства.

В восемь лет родители направили Василия в Александровский кадетский корпус для малолетних. Порядки в учебном заведении во времена Николая I отличались грубой муштрой, палочной дисциплиной, деспотизмом и бездушием, что не способствовало у кадетов стремлению к службе. Именно в годы учебы обнаружились главные черты характера Верещагина. Он остро реагировал на любую несправедливость или унижение человека. Сословное чванство и высокомерие кадетов, благоволение к ученикам из знатных семейств руководителей корпуса вызывало у Верещагина чувство яростного негодования.

После окончания Александровского кадетского корпуса Василий поступил в Морской корпус в Петербурге. Необходимо отметить, что во время всего времени учебы Верещагин был в числе лучших воспитанников, а учебное заведение он и вовсе окончил по количеству баллов на первом месте. Здесь выразилась крепнущая воля будущего художника, в борьбе за первенство ему приходилось жертвовать отдыхом и развлечениями, регулярно недосыпать. Однако полученные знания, особенно свободное владение французским, немецким и английским языками, в последующие годы очень пригодились ему.

В 1860 году Василий Васильевич был произведен в гардемарины. Перед ним открывалась блестящая карьера морского офицера. Однако еще учась в Морском корпусе, Верещагин твердо решил стать художником. Желание рисовать имелось у него с самого детства, с 1858 года он уже регулярно посещал школу Общества поощрения художников. Желание Верещагина покинуть службу натолкнулось на серьезные трудности. Во-первых, против этого поступка самым решительным образом восстали его родители. Мать говорила, что занятия живописью унизительны для представителя старинного дворянского рода, а отец и вовсе пообещал отказать сыну в материальной помощи. А во-вторых, военно-морское ведомство не желало расставаться с одним из самых способных выпускников Морского корпуса. Наперекор воле родителей и начальников Василий Васильевич оставил военную карьеру, поступив в 1860 году в Академию художеств в Петербурге.


В.В.Верещагин - ученик Академии художеств 1860

Академическое руководство сразу же выделило столь необходимую Верещагину денежную субсидию, и он со всем душевным пылом и старанием отдался любимому делу. Уже в первые годы учебы Василий проявил недюжинные успехи, его рисунки регулярно получали поощрения и награды. Однако чем дольше Верещагин учился в Академии, тем сильнее у него зрела неудовлетворенность местными «штудиями». Господствовавшая система обучения базировалась на традициях классицизма, включавшую обязательную идеализацию натуры. Учащимся в своих работах полагалось обращаться к темам античности, религии и мифологии. Даже деятелей и события отечественной истории было необходимо изображать на античный лад. А между тем ситуация в России в ту пору отличалась исключительной остротой общественно-политической жизни. Обострился кризис крепостнической системы, возникла революционная ситуация. Самодержавие было вынуждено подготовить и реализовать крестьянскую реформу. В стране появилось множество ярких картин, стихов, драматических произведений, обличающих невыносимые условия жизни городской бедноты и крестьян. Однако обучение в Академии художеств продолжало оставаться оторванным от передовых взглядов эпохи, что вызывало недовольство некоторых членов художественной молодежи, включая Верещагина.


Василий Верещагин в период окончания Морского кадетского корпуса. Фото 1859 - 1860 годов

Демократические взгляды Василия Васильевича, его приверженность к реализму крепли и развивались с каждым днем. Учебный эскиз художника на тему «Одиссеи» Гомера получил похвалу от совета Академии, но сам автор вконец разочаровался в системе обучения. Он принял решение навсегда покончить с классицизмом в связи с чем, изрезал и сжег эскиз. Верещагин покинул учебное заведение в середине 1863, незадолго до знаменитого «бунта четырнадцати», создавших независимую Артель художников.


Василий Верещагин во время первой поездки на Кавказ

Юный живописец отправился на Кавказ, горя желанием рисовать национальные образы, сцены народной жизни и необычную для его глаз южную природу. По Военно-Грузинской дороге Василий Васильевич достиг Тифлиса, где прожил больше года. Он зарабатывал на хлеб, давая уроки рисования, а все свободные часы посвящал изучению народов Армении, Грузии, Азербайджана, набросками стремясь зафиксировать все интересное и характерное. Правдивое отображение реальной жизни, вынесение ей «приговора» - вот в чем начинал видеть значение и назначение искусства Василий Васильевич.

В те годы Верещагин работал только с карандашом и акварелью, на использование масляных красок у него не хватало ни опыта, ни знаний. В 1864 году у Верещагина умер дядя, художник получил крупное наследство и решил продолжить свое образование. Для этого он отправился во Францию и поступил в парижскую Академию художеств, начав стажироваться у знаменитого художника Жан-Леона Жерома. Трудолюбие и энтузиазм позволили Василию Васильевичу уже в скором времени достигнуть немалых успехов. Француз высоко ценил таланты нового ученика, который, тем не менее, не желал беспрекословно подчиняться его наставлениям. Жером предлагал бесконечные зарисовки антиков, советовал копировать картины классиков живописи. По факту и здесь культивировались приемы петербургской Академии художеств. Верещагин же придавал значение только работе с натуры. Весной 1865 года он вернулся на Кавказ. Художник вспоминал: «Из Парижа я вырвался точно из темницы, с каким-то остервенением принявшись рисовать на воле». В течение полугода молодой художник побывал во многих местах Кавказа, особый интерес он проявлял к драматическим историям народной жизни.

Рисунки этого периода изображают дикость местных религиозных обычаев, обличают религиозный фанатизм, использующий невежество и темноту народа.

В конце 1865 года Верещагин побывал в Петербурге, а затем вновь отправился в Париж, где снова с усердием приступил к учебе. Из кавказских путешествий он привез огромное количество карандашных рисунков, которые показал Жерому и Александру Бида, еще одному французскому живописцу, принимавшему участие в его обучении. Экзотичные и своеобразные картины из жизни малоизвестных в Европе народов произвели на мастеровитых художников благоприятное впечатление. Однако Василию Васильевичу этого уже было мало, он хотел представить свое творчество массовому зрителю.

Всю зиму 1865-1866 года Василий Васильевич продолжал упорно заниматься в Парижской академии. По пятнадцать-шестнадцать часов длился рабочий день художника без отдыха и прогулок, без посещения концертов и театров. Техника его рисунка стала более совершенной и уверенной. Осваивал он и живопись, вплотную приступив к работе красками. Официальное обучение Верещагина завершилось весной 1866, художник покинул Академию и вернулся в Россию.

Лето 1866 года Василий Васильевич провел в усадьбе своего умершего дяди - деревне Любец, расположенной в Череповецком уезде. Внешне спокойная жизнь имения, расположенного вблизи речки Шексны, нарушалась надрывистыми криками бурлацких толп, тянувших баржи купцов. Впечатлительный Верещагин был поражен увиденными в этом месте трагическими картинами из жизни простых людей, обращенных в тягловых животных. Только в нашей стране, по словам художника, бурлацкий труд стал подлинным бедствием, приобретя массовый характер. На эту тему Верещагин задумал нарисовать огромную картину, для которой масляными красками сделал этюды бурлаков, кистью и карандашом создал эскизы - несколько бурлацких команд по двести пятьдесят-триста человек, цугом следующих одна за другой. Несмотря на то, что по замыслу полотно Верещагина значительно уступает известной картине Репина «Бурлаки на Волге», стоит отметить, что Василий Васильевич задумал тему картины за несколько лет до Ильи Ефимовича (1870-1873). Кроме того драматизм бурлацкой судьбы Верещагин в отличие от Репина попытался раскрыть не психологическими, а эпическими средствами. Масштабно задуманное произведение, направленное на привлечение внимания общества к одной из социальных язв тогдашней России, не было завершено. Полученное наследство закончилось, художнику пришлось отдавать все свое время и силы случайным заработкам. В истории искусства навсегда остались лишь эскизы и выразительные этюды бурлаков, созданные непосредственно с натуры.

В середине 1867 года Василий Васильевич отправился в свое новое путешествие - в Туркестан. Художник так писал о причинах, побудивших его покинуть дом: «Поехал потому, что хотел выяснить, что есть настоящая война, о которой я много слышал и читал, близ которой жил на Кавказе». В это время начались активные боевые действия русской армии против Бухарского эмирата. Происходящие события интересовали Верещагина вовсе не со стороны тактики или стратегии сражений, а лишь как общественно-политическое событие, в условиях которого борется, живет и страдает народ каждой из воюющих сторон. В тот момент никаких антимилитаристских убеждений, никаких представлений и сложившихся мнений о войне у Василия Васильевича еще не было. Он был приглашен командующим русскими войсками Константином Кауфманом и состоял при нем в звании прапорщика.

Долгий путь в Ташкент и бесчисленные поездки по Туркестану в течение восемнадцати месяцев Верещагин использовал для написания серии этюдов и рисунков, показывающих жизнь народов Средней Азии; местных крепостей, городов и поселков; исторических памятников. Василий Васильевич внимательно изучал обычаи, знакомился с людьми, посещал постоялые дворы, мечети, чайханы, базары. В его альбомах остались колоритные типы таджиков, узбеков, киргизов, казахов, евреев и цыган, а также попадавшихся ему персов, афганцев, китайцев и индийцев - людей разного общественного положения и возраста. Вместе с этим художник отмечал красоту южной природы, величавые горы, плодородные степи, бурные речки. Серия этюдов и рисунков, выполненных Верещагиным в конце 1860 годов, представляет собой уникальный труд, фактически наглядную энциклопедию быта и жизни народов Средней Азии в середине девятнадцатого века. В то же время техника самого художника стала более уверенной и впечатляющей. Рисунки научились передавать тончайшие эффекты освещения и светотеневые переходы, стали отличаться максимальной точностью родства с натурой. Возросло умение художника и в работе с масляными красками.


Самарканд, 1869

В середине весны 1868 года Верещагин узнал, что находившийся в Самарканде Бухарский эмир объявил России «священную войну». Вслед за армией художник устремился навстречу неприятелю. Василий Васильевич не застал побоища, развернувшегося 2 мая 1868 года на подступах к Самарканду, однако содрогнулся перед его трагическими последствиями: «Никогда я не видел еще поля битвы, и мое сердце облилось кровью». Верещагин остановился в занятом русскими войсками Самарканде и принялся изучать город. Однако, когда главные силы под командованием Кауфмана оставили Самарканд, продолжив борьбу с эмиром, гарнизон города был атакован многочисленными войсками Шахрисабзского ханства. Местное население также восстало, русским воинам пришлось запереться в цитадели. Положение было катастрофическим, противники превосходили наши силы в восемьдесят раз. Верещагину пришлось сменить кисть на ружье и влиться в ряды обороняющихся. С поразительной смелостью и энергией он участвовал в защите цитадели, неоднократно водил бойцов в рукопашные схватки, участвовал в разведывательных вылазках. Один раз пуля расщепила ружье художника, в другой - сбила с головы шляпу, кроме того в бою он был ранен в ногу. Хладнокровие и мужество создали ему высокую репутацию среди солдат и офицеров отряда. Русские воины выстояли, после того как осада была снята, Верещагин был удостоен Георгиевского креста четвертой степени. Василий Васильевич постоянно носил его. К слову, от всех последующих наград он решительно отказывался.


Апофеоз войны, 1871

Самаркандская оборона закалила волю и характер Верещагина. Ужасы сражений, страдания и гибель людей, взгляды умирающих, зверства врагов, отрезавших пленным головы, - все это оставило неизгладимый след в сознании художника, мучило и волновало его. Зимой 1868 года художник посетил Париж, а затем прибыл в Петербург. В северной столице Верещагин развил активную деятельность по организации и проведению туркестанской выставки. Благодаря поддержке Кауфмана в городе были экспонированы минералогические, зоологические и этнографические коллекции из Средней Азии. Здесь же Верещагин впервые представил ряд своих рисунков и картин. Выставка имела большой успех, о работах художника заговорила пресса.
После закрытия выставки Василий Васильевич снова отправился в Туркестан, на этот раз сибирскими трактами. Поездка через Сибирь позволила ему увидеть трудную жизнь политических ссыльных и каторжан. В Средней Азии Верещагин постоянно путешествовал, неустанно работал. Он объездил Киргизию и Казахстан, проехал вдоль китайской границы, снова посетил Самарканд, побывал в Коканде. Во время поездок художник неоднократно участвовал в боях с разбойничьими шайками местных султанов. И опять Верещагин выказывал необычайную смелость и мужество, подвергая себя смертельной опасности во время рукопашных поединков.

Для обобщения материала, собранного в Туркестане, художник в начале 1871 года поселился в Мюнхене. Постоянные упражнения в области живописи не прошли даром. Теперь художник свободно владел красочной гармонией, звучные краски легко и точно передавали пространство и световоздушную среду. Значительную часть полотен, как и раньше, художник посвятил показу быта Средней Азии второй половины девятнадцатого века. Сюжетами прочих картин стали эпизоды войны за присоединение Туркестана к России. В этих произведениях с неподкупной правдой передан героизм рядовых русских бойцов, варварство и дикость обычаев Бухарского эмирата.

Знаменитый коллекционер и меценат Павел Третьяков, посетив Мюнхен, побывал в мастерской Василия Васильевича. Работы Верещагина произвели на Третьякова сильное впечатление, ему сразу же захотелось их приобрести. Однако Верещагин хотел перед продажей полотен организовать показ широкой публике, проверить свои художественные и общественные убеждения. Выставка туркестанских произведений Верещагина была открыта в 1873 году в Лондоне в Хрустальном дворце. Это была первая индивидуальная выставка художника. Произведения удивили зрителей. Необычные и новые по содержанию, мощные и выразительные по художественно-реалистической форме, рвавшей с условностями салонно-академического искусства. У английской публики выставка имела большой, а для российского художника вообще небывалый успех. Журналы и газеты публиковали похвальные отзывы.


Смертельно раненый, 1873

В начале 1874 года Верещагин представил туркестанские картины в Петербурге. Чтобы привлечь малообеспеченную публику, он установил бесплатный вход в течение нескольких дней в неделю. И эта выставка имела огромный успех, вызвав оживленные отклики у передовых деятелей русской культуры. Мусоргский по сюжету одной из картин Верещагина написал музыкальную балладу «Забытый», а Гаршин сочинил страстное стихотворение о безвестных воинах, погибших на этой войне. Крамской писал: «Это нечто удивительное. Не знаю, существует ли художник в настоящее время, равный ему у нас или за границей».

Однако царские сановники вместе с высшим генералитетом отнеслись к картинам резко отрицательно, найдя их содержание клеветническим и ложным, порочащим честь русской армии. И это было понятно - ведь баталисты до того времени изображали только победы царских войск. Генералам было очень трудно смириться с показанными Верещагиным эпизодами поражений. Кроме того, представляя на своих картинах историческую эпопею присоединения Туркестана к России, дерзкий художник нигде не увековечил ни царствующего императора, ни хотя бы одного из его генералов. Вскоре после начала выставки правящие круги развернули настоящую травлю ее организатора. В печати стали появляться статьи, обвинявшие Василия Васильевича в антипатриотизме и измене, в «туркменском» подходе к событиям. Продажа репродукций картин Верещагина не разрешалась, запретили даже балладу Мусоргского.

Под влиянием несправедливых и возмутительных обвинений Верещагин в состоянии нервного припадка сжег три своих прекрасных картины, вызвавшие особенные нападки сановников. Однако конфликт между ним и правительственными кругами продолжал усиливаться. Его обвиняли во лжи, представляли смутьяном и нигилистом. Припомнили отдельные эпизоды биографии художника, например, как он отказался служить на флоте, самовольно покинул императорскую Академию художеств. Туркестанская серия вообще представлялась открытым вызовом освященной столетиями традиции представления военно-исторических событий.


«Нападают врасплох», 1871

Атмосфера гонений стала настолько невыносима для Верещагина, что он, не став определять судьбу своих туркестанских полотен, до закрытия выставки покинул Петербург, отправившись в долгое путешествие по Индии. Уже после он дал задание доверенному лицу продать данную серию при соблюдении покупателем нескольких обязательных условий, как то: сохранение картин на Родине, их доступность для публики, неразрозненность серии. В итоге туркестанские работы купил Третьяков, поместив их в своей прославленной галерее.

С отъездом Василия Васильевича из России его конфликт с правительственными кругами не угас. Новым толчком стал демонстративный отказ Верещагина, бывшего в Индии, от профессорского звания, присужденного ему в 1874 году императорской Академией художеств. Свой отказ Верещагин мотивировал тем, что считает все награды и звания в искусстве ненужными. Ряд художников Академии восприняли это как личное оскорбление. Острота ситуации была заключена в том, что Академия художеств, по существу представлявшая собой одно из придворных учреждений, во главе которого стояли члены императорской фамилии, в это время переживала глубокий кризис. Культивируя отжившие взгляды позднего классицизма, Академия растеряла свой авторитет. От нее отошли многие передовые художники России. Публичный отказ Верещагина еще больше ронял престиж этого правительственного заведения. Обсуждение поступка Василия Васильевича в печатных изданиях власти попытались заглушить. Было запрещено публиковать статьи, критикующие Академию и тем более выражающие солидарность с Верещагиным.


Всадник-воин в Джайпуре. Около 1881

В Индии художник прожил два года, побывал во многих районах, выезжал в Тибет. В начале 1876 года он вернулся во Францию, а в 1882-1883 годах снова странствовал по Индии, поскольку материалов, собранных в ходе первой поездки, оказалось недостаточно. Как и в предыдущих своих путешествиях, Верещагин внимательно изучал народную жизнь, посещал памятники культуры и истории. Работал Василий Васильевич не жалея ни здоровья, ни сил. Ему довелось отражать нападения диких зверей, тонуть в реке, замерзать на горных вершинах, переболеть тяжелой тропической малярией. Венцом индийского цикла стала обличительная картина «Подавление индийского восстания англичанами», показывающая жесточайшую сцену расстрела из пушек непокорных индийских крестьян английскими колонизаторами.

В начале 1877 года началась русско-турецкая война. Узнав об этом, художник тотчас же бросил в Париже свои начатые картины и отправился в действующую армию. Без казенного содержания, но с правом свободного передвижения, он попал в число адъютантов главнокомандующего Дунайской армии. Василий Васильевич принял участие в ряде сражений, стал свидетелем многих битв. Каждую свободную минуту он хватался за карандаш и краски, работать ему нередко приходилось под турецкими пулями. На вопросы друзей о том, зачем он добровольно участвует в боях и рискует жизнью, художник отвечал: «Нельзя обществу дать картины настоящей войны, глядя на битву в бинокль… Нужно все прочувствовать и проделать самому, участвовать в штурмах, атаках, победах и поражениях, познать холод, голод, раны, болезни… Нужно не страшиться жертвовать своим мясом и кровью, иначе картины будут «не то».


Перед атакой. Под Плевной

8 июня 1877 года, участвуя на Дунае добровольцем в атаке небольшой миноноски против громадного турецкого парохода, Василий Васильевич был тяжело ранен и едва не умер. Еще не поправившись, художник устремился к Плевне, где русские войска в третий раз штурмовали твердыню. Битва под Плевной стала основой ряда знаменитых картин художника. В конце войны в штабе главнокомандующего Верещагина спрашивали, какую награду или орден он хотел бы получить. «Разумеется, никакую!» - ответил художник. Русско-турецкая война принесла ему большое личное горе. Его горячо любимый младший брат Сергей погиб, а другой брат - Александр - был тяжело ранен. Неприятностью для Верещагина также явилась потеря около сорока его этюдов. Произошло это из-за халатности ряда лиц, которым он поручил переслать работы в Россию.

Балканская серия Верещагина является наиболее значительной в его творчестве как по художественному мастерству, так и по идейному содержанию. Она изображает невыразимые мучения, тяжкий труд и ужасающие бедствия, которые несет солдатской массе и народам война. В связи с открытием в 1880 и в 1883 годах в Петербурге верещагинских выставок в печати появилось множество статей, поддерживающих художника: «В его картинах нет ни сверкающих штыков, ни победно шумящих стягов, ни блестящих эскадронов, летящих на батареи, не видно поднесения трофеев и торжественных шествий. Вся та увлекательная, парадная обстановка, которую человечество придумало для прикрытия отвратительнейшего из своих деяний, незнакома кисти художника, перед вами лишь голая действительность». Интерес к верещагинским картинам в обществе был необычайно высок. В частных домах, клубах, в театрах и на улицах шло их живейшее обсуждение. Критик Владимир Стасов писал: «Не все картины Верещагина равны - у него есть и слабые, и посредственные. Хотя где ж видан художник, у которого в ряде произведений все были только жемчужины да алмазы наивысочайшего калибра? Это дело немыслимое. Но кто в России не чувствует великости выставки Верещагина, не имеющей ничего похожего не только у нас, но и во всей Европе? Лучшие их нынешние живописцы войны стоят далеко еще от нашего Верещагина по смелости и глубокости реализма…. По технике, по выражению, по мысли, по чувству Верещагин еще не поднимался так высоко. Не понимает этого лишь тот, кто начисто лишен художественного смысла и чувства».


Снежные траншеи (Русские позиции на Шипкинском перевале)

Тем не менее, власти по-прежнему обвиняли художника в антипатриотизме, в сочувствии теперь уже турецкой армии, в умышленной дискредитации русского генералитета. Высказывались даже предложения лишить Василия Васильевича звания Георгиевского кавалера, арестовать и отправить в ссылку. К слову, не только в нашей стране, но в Европе, а позднее и в Америке, правящие круги опасались обличительного, антимилитаристского влияния верещагинских картин. Например, позднее художник писал из США: «На предложение водить на выставку детей по низкой цене мне ответили, что мои картины способны отвратить от войны молодежь, что, по словам «господ» этих, нежелательно». А на вопрос журналиста о том, как относятся к его работам знаменитые современные полководцы, Верещагин ответил: «Мольтке (Хельмут фон Мольтке - крупнейший военный теоретик девятнадцатого века) обожал их и всегда был первым на выставках. Однако он издал приказ, запрещающий смотреть картины солдатам. Офицерам позволял, но не солдатам». На обрушившиеся упреки некоторых военных в том, что Верещагин в своих произведениях слишком сгущает трагические стороны войны, художник отвечал, что не показал и десятой части того, что наблюдал в действительности.

Из-за тяжелых душевных переживаний у Василия Васильевича развилось серьезное нервное расстройство, приведшее к внутренним сомнениям. В послании Стасову в апреле 1882 он говорил: «Батальных картин больше не будет - баста! Свои работы я принимаю слишком близко к сердцу, выплакиваю горе каждого убитого и раненого. В России, в Пруссии, в Австрии признали революционную направленность моих военных сцен. Хорошо, пусть рисуют не революционеры, а я отыщу другие сюжеты». В 1884 году Василий Васильевич отправился в Палестину и Сирию. После поездки он создал серию картин на абсолютно необычные для него сюжеты Евангелия. Однако трактовал их художник очень оригинально, совершенно отлично от традиций, принятых в европейском изобразительном искусстве. Необходимо добавить, что Верещагин был материалистом и атеистом, не верил в сверхъестественные чудеса и мистику. В результате долгих размышлений он попытался материалистически изложить евангельские легенды, что церковь признала сущим святотатством. Католическое духовенство было страшно «оскорблено» картинами: архиепископы писали против них целые воззвания, группы фанатиков разыскивали художника, желая свести с ним счеты, а один монах облил картины «Воскресение Христово» и «Святое семейство» кислотой, почти уничтожив их. В России все евангельские полотна Василия Васильевича были запрещены.


Мастерская Василия Верещагина в его доме в Нижних Котлах. 1890 годы

В 1890 году сбылась мечта художника о возвращении на Родину. Он поселился в новом доме на окраине столицы, однако прожил в нем совсем недолго, отправившись в путешествие по России. Как и в молодости его интересовали памятники, быт населения, природа, народные типы, древнерусское прикладное искусство. В числе картин русского цикла (1888-1895 годов) самыми выдающимися стали портреты «незамечательных русских» - облики простых людей из народа.


Наполен на Бородинском поле

В 1887 году Василий Васильевич приступил к новой монументальной серии, посвященной Отечественной войне 1812 года. Двадцать созданных им полотен явили собой поистине величественную, полную патриотического пафоса эпопею о русском народе, о его национальной гордости и мужестве, ненависти к завоевателям и преданности Родине. Верещагин проделал гигантскую исследовательскую работу, изучил множество воспоминаний современников и исторических материалов, написанных на разных европейских языках. Он лично исследовал поле Бородинской битвы, знакомился с реликвиями эпохи, создал уйму зарисовок и этюдов. Судьба серии полотен о 1812 годе много лет оставалась нерешенной. Предназначенные для больших дворцовых залов и музеев картины не прельщали частных меценатов. Правительство смотрело на новые работы Верещагина с неприязнью и недоверием, также упорно отказываясь от покупки всех картин сразу, а художник не соглашался продавать одну-две из целостной и неделимой серии. Лишь накануне столетнего юбилея Отечественной войны, под давлением общественного мнения, царское правительство было вынуждено приобрести полотна.


Верещагин за мольбертом, 1902

В конце жизни Василий Васильевич совершил ряд дальних поездок. В 1901 году художник побывал на Филиппинских островах, в 1902 - на Кубе и в США, в 1903 - в Японии. Необыкновенно живописные японские этюды стали новым этапом в творчестве Верещагина, свидетельствуя о его неустанных работах над развитием мастерства. Путешествие художника по Японии было прервано ухудшившейся политической обстановкой. Боясь быть интернированным, Верещагин в спешке покинул страну и вернулся в Россию.

В своих выступлениях он предостерегал правительство он назревающей войны, однако как только она началась, шестидесятидвухлетний художник счел своим нравственным долгом отправиться на фронт. Верещагин оставил дома горячо любимую жену и троих детей и отправился в самое пекло военных действий, дабы вновь рассказать людям всю правду о войне, показать ее подлинную суть. Он погиб вместе с адмиралом Степаном Макаровым 31 марта 1904 года, находясь на борту флагмана «Петропавловск», налетевшего на японские мины. Это была смерть на боевом посту в полном смысле этого слова. Чудом спасшийся во время катастрофы «Петропавловска» капитан Николай Яковлев рассказывал, что перед взрывом видел Василия Васильевича, заносящего в альбом открывавшуюся его взгляду морскую панораму.

Гибель Верещагина вызвала отклики по всему миру. Журналы и газеты печатали статьи о его жизни и творчестве. В конце 1904 года в Петербурге открылась крупная посмертная выставка картин художника, а через пару лет в Николаеве был построен музей его имени. Василий Васильевич стал одним из первых, кто сумел в изобразительном искусстве выразить мысль о том, что война не должна и не может быть средством решения международных конфликтов. Он верил, что просвещение и наука - основные двигатели прогресса. Всю жизнь он оставался яростным врагом «варварства», деспотизма и насилия, защитником угнетенных и обездоленных. Илья Репин сказал о Верещагине: «Личность колоссальная, поистине богатырская - сверххудожник, сверхчеловек».


Памятник-бюст на привокзальной площади г. Верещагино

По материалам сайта http://www.centre.smr.ru

Василий Верещагин известен всему миру как непревзойдённый художник-баталист. Он писал с натуры, прямо на полях сражений. Создал удивительные документально-художественные летописи военных действий.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Верещагина часто называют художником-баталистом. Но был ли он таковым в том смысле, который вкладывается в эти слова?. Баталист, живописуя войну, показывает красивые эффектные картины сражений, яркие образы ее героев-победителей, жалких побежденных. Все это отсутствует в картинах великого живописца. Василий Верещагин своими специфическими средствами боролся за мир, показывая повседневные негероические ужасы войны.

Психология войны

Мы живем в цивилизации является реальностью исторического пути и исторического сознания человечества от самого зарождения человеческой цивилизации. Мира в действительности на Земле никогда не было. Он представляется утопией, мечтой, а война - реальностью и повседневностью на планете Земля. Война как явление стабильное и постоянное очень страшна. Василий Верещагин показал высшую степень проявления войны.

Войну люди представляют в реалиях - идеология, техника, герои, антигерои, жертвы, подсчеты, движения армий. Мы много знаем о войнах. И, как ни странно, на протяжении веков победители и завоеватели интересуют людей. Есть в природе человека нечто, способствующее возникновению войны. Наряду с захватом материальных ценностей есть еще и другое, потребность к убедительному лидерству, к тому, чтобы быть выше, сильнее того, кто рядом и даже того, кто дальше, властно утвердить себя над другими.

Верещагин Василий Васильевич (фото которого представлено выше) во многих своих циклах работ отразил это страшное явление.

Эпизоды из жизни художника

В Череповце в семье предводителя дворянства Верещагина рождается третий ребенок, который в крещении получает имя Василий. Будущее ему уже уготовано - он станет военным. Василий Верещагин, несмотря на нежелание становиться кадровым военным, с отличием заканчивает морской кадетский корпус, но быстро выходит в отставку и начинает учиться живописи в Петербурге, а затем в Париже.

Война как таковая, по-видимому, уже с юности его интересовала. В 1865 году он на Кавказе пишет с натуры, и появятся первые необычные работы кавказского цикла. Надо сразу сказать, что Василий Верещагин никогда не останавливался, написав одну картину, он описывает явление в целом, рядом картин, из которых складывается неделимый цикл.

Туркестанский цикл

1868 год он проводит в Средней Азии, участвует в боях, выдерживает вместе с солдатами и офицерами осаду Самарканда, за боевые заслуги получает орден Св. Георгия 4-го класса, делает зарисовки. В 1871 в Мюнхене пишет цикл из тринадцати картин, а также этюды и зарисовки, которые выставляет сначала в Лондоне, а затем в Петербурге. В них изумляло все - и сюжеты, и новый живописный язык.

Успех был неимоверным. Но правительство отказалось приобретать этот цикл, который должен был быть общественным достоянием, а не принадлежать одному частному лицу. Купил ее П. Третьяков, который сделал специальную пристройку к своей галерее и представил картины всем желающим. Всех ошеломил неожиданный подход к теме. Все было новым, ярким и технически, и сюжетно. Художник для зрителя совершил открытие неведомого.

Индия

В 1874 году он отправляется в Индию, где проведет два года и посетит Тибет. Верещагин Василий Васильевич глубоко заинтересуется Индией, и он посетит ее повторно в 1882-1883 г. Он живет и в крупных городах - в Бомбее, Агре, Дели. Несколько месяцев займет поездка в Восточные Гималаи, а потом длительное и сложное путешествие в Кашмир и Ладак. С риском для жизни, зимой, он поднимается в горы. Его даже бросают проводники, но вопреки всему, страшным головным болям, морозу, он, как одержимый, пишет открывающиеся перед ним величественные, девственные, никем не виданные картины. Белейшие горные пики, ультрамариновое небо, снег, отливающий розовым, вызывают желание повторить тяжкое восхождение. В Индии написано много, около ста пятидесяти, пейзажей, жанровых сцен, портретов.

Это и неудивительно, поскольку разительным образом отличается от привычного Западного мира. Эти храмы, их внутреннее убранство, ритуальные танцы, торговцы на улицах - все иное. И художник Василий Верещагин хочет показать древнюю, насчитывающую шесть тысяч лет культуру всему миру.

Балканская серия

Когда началась русско-турецкая война, художник немедленно отправляется в действующую армию в 1877 году. Он участвует в сражениях и получает тяжелое ранение - шальная пуля попала в бедро, а неправильное лечение привело к гангрене. Но она была вовремя остановлена. Шипка, Плевна - везде побывал Верещагин Василий Васильевич и отовсюду привез зарисовки и предметы, которые могли дополнить его впечатления. За два года он написал тридцать картин, отражающих основные эпизоды войны. Сюда вошли и трагический третий штурм Плевны, и страшные бои под Телишем, и победа под Шипкой.

Этот цикл картин всегда будет напоминать об ошибках командования и о том, какой дорогой ценой досталось русским освобождение болгар от турецкого ига. Эту серию он впервые выставил совместно с индийской в Лондоне и Париже, а затем она демонстрировалась на протяжении десяти лет в городах Европы и Америки. В России она экспонировалась дважды в Петербурге и Москве.

Палестина и Сирия

После этой работы в 1884 году он побывает в Сирии и Палестине, где будут написаны произведения на темы Евангелия.

Но, как всегда, художник подойдет к работе нестандартно, без истового религиозного чувства. Освободив работы от сверхъестественного, он вызовет скандал. В России показ этой серии был запрещен.

Варвары

Эти картины входили в состав Туркестанской серии, но художник захотел выделить их отдельно, где во главу поставил психологию солдата и свел на нет значение полководца.

Отечественная война 1812 года

Эта серия становится с определенного времени, примерно с 1897 года, главенствующей темой. К ней он обращается постоянно, меняя замыслы и исполнение. Эта историческая эпопея составлена из двадцати картин, но она осталась незаконченной. Первые 17 работ посвящены основным эпизодам В них есть и Бородинское сражение, и пожар в Москве, и неудачные мирные переговоры, и гибель французской армии в снегах. А три картины посвящены партизанской войне. Поскольку он все это не наблюдал в натуре, то работа по воображению дается ему с трудом, чего не скажешь, глядя на его полотна. Необыкновенно хорош портрет Наполеона, на взгляд русского человека, конечно, полностью развенчивающий образ героя и великого человека.

Эта серия была впервые выставлена в Москве и Петербурге в 1895 -1896 годах. Никто не выразил желания ее приобрести. И только в 1902 году правительство под давлением общественности ее купило и разместило в Русском музее. Все свои визуальные взгляды по Отечественной войне 1812 мы сформировали благодаря гениальным работам Василия Верещагина.

Русский Север

Неожиданно художник увлекается историей российского зодчества. Живописец работает Ярославле, Ростове, Костроме, глубоко погружаясь в русскую старину. И все это идет параллельно с работами на тему войны 12-го года. Василий Верещагин выезжает на русский север. Он посещает Пинегу, Северную Двину, Белое море, Соловки. Его пейзажи полны мира и покоя, вошедших в его душу. Он встречается с искусством крестьян, видит старинные деревянные церкви. И появляются этюды с изображением русского деревянного зодчества. Оно производит на него глубокое впечатление. Он строит себе Москве дом, имеющий вид русской избы. Она стала мастерской, в которой писал Верещагин Василий Васильевич картины.

Японская серия

Поездка в Японию приходится на канун русско-японской войны. Но пока художник об этом еще не знает. Необычные формы, новые церемонии, другая еда и способ ее приема не могут не ошеломить Верещагина, тем более что там так высоко развиты культура гравюры, художественных лаков, работ по металлу и кости. Лаконизм, присущий японскому искусству, просто не может не увлечь художника. Но он взглядом космополита отражает в своих работах самое характерное и яркое - храмы, японских женщин в кимоно, нищих, священника.

Верещагин не случайно объехал весь мир. Он воспринимал все народы как единое сообщество, каждый из которых внес свой вклад в развитие цивилизации и культуры. Пренебрежение человека Запада, несшего колониальные войны и порабощение «низших» рас и народов, их жестокая эксплуатация не могли не волновать художника-пацифиста. Ex oriente lux должна нести Россия, передавая развивающимся цивилизациям свой опыт и развиваясь при этом сама, никого при этом не порабощая. Об этом говорит вся живопись Василия Верещагина.

В начале русско-японской войны художник поехал на Тихий Океан. Он погиб на броненосце вместе с адмиралом Макаровым при взрыве мины. Таков был художник Василий Верещагин. Биография его необыкновенна, а мысли созвучны нашему времени.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?