Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Античная архитектура в современном мире. Античный храм

Древнегреческая цивилизация оставила огромный след в мировой истории. Эллинская культура и традиции до сих пор высоко ценятся в философии, литературе, искусстве и архитектуре. Например, архитектура Греции известна античными сооружениями, руины которых дошли до наших дней. Они поражают и творческим замыслом, и используемыми материалами, и выверенными пропорциями. Об этих особенностях, которыми примечателен древнегреческий стиль строительства, и поговорим в сегодняшней статье. Расскажем про стили и направления, назовем выдающиеся постройки, а также узнаем, чем может похвастаться современная Греция.

Исконные эллинские традиции складывались под влиянием определенного мировоззрения, дошедшего до нас в мифах Древней Греции. Например, греки верили в Олимпийских богов и считали, что избранные достойны лучшего. Этот взгляд в строительстве греческих городов и выражала античная архитектура.

Древние полисы, обычно возводившиеся у холмов, строились в два этапа: нижний город (подножие холма) и Акрополь (верх холма). Внизу располагались дома простого народа и общественные здания, а верх отводили под строительство царских палат и божественных храмов. Сооружение Акрополя считалось крайне важным делом, поэтому мастера стремились проявить максимум способностей. И воплощали умения и гениальные планы творцов непосредственно интерьер и архитектура древнегреческих дворцов и храмов.

В плане эстетики сооружений архитектура античной Греции разделена на периоды развития:

  • Архаика – VIII – VI вв. до н.э.;
  • Классика – V век до н.э.;
  • Эллинизм – IV – I вв. до н.э.

Каждый этап характеризуется индивидуальными особенностями, поэтому предлагаем познакомиться с ними поближе.

Архаический период

На этом этапе происходит зарождение истинно греческой архитектуры. И в первую очередь греки попытались очистить ее от связи с другими культурами, т.к. ранее в Элладе практиковали архитектурные традиции Азии и Египта. Только в VIII веке до н.э. греки стали использовать собственные идеи строительства и пытаться воплощать их в жизнь. Так образовались первые архитектурные ордеры: дорический и ионический.

Поначалу дорические постройки получались тяжеловесными, неизящными и приземистыми. Красоту им мастера пытаются придать рельефными фризами и треугольными фронтонами с группами статуй. Также старается возводить Греция колонны: вертикальные желоба устремлены ввысь, но столпы довольно массивные, а капитель сложена из двух каменных плит (круглой и квадратной). Так что пока идея «парящих» над землей храмов не воплощена в полной мере.


К известным сооружениям дорического стиля относят следующие постройки:

  • Храм Афины Афайи на острове Эгина.

Осмотреть красоту первых греческих храмов можно и сегодня: в этом помогут тщательно воссозданные художественные реконструкции.

Но постепенно мастера Греции все больше «набивают руку», и здания внешне становятся легче и изящнее. Привнесли эти веяния умельцы с восточных берегов Греции, а назвали новую архитектурную школу – ионическим ордером. Появился он уже под конец архаичного периода, но активно использовался и в последующие века. Одним из первых творений ионического ордера в э поху архаики стало строительство храма Артемиды в Эфесе.

Античный стиль является самым древним из всех, основателями его стали греки. Произошел он из-за того, что в те времена стал вопрос о необходимости расширения площади зданий, таким образом, благодаря своим конструктивным особенностям, архитектура античного стиля получила широкое распространение при проектировании сооружений.

Она давала возможность возводить здания практически любой геометрии и площади, за счет применения колоннады в их конструкциях. Таким образом, древние греки начали возводить массивные, величественные здания, некоторые из которых стали чудесами света, так как их размеры велики и по сегодняшним меркам, это когда технологии шагнули далеко вперед.

Колоннада – это и есть основная отличительная черта античного стиля.

Античный архитектурный стиль может иметь два вида оформления (ордера): дорический и ионический. Дорический ордер весьма более громоздкий, его формы более грубы, архитектурных деталей гораздо меньше и общий вид более увесистый, нежели у ионического ордера. Как показано на рисунках, колонны дорического ордера были широкими у своего основания и слегка сужались к капители, само же тело колонны (столб) могло быть выполнено с канелюрами и без них.

Ионический ордер имеет большее количество элементов, так, в основании колонны появилась база, капители ионического ордера сопровождаются более замысловатыми формами и производят лучшее оформление. Кроме того, возможен третий вариант исполнения — коринфский ордер, который отличается лучшими декоративными качествами.

К сожалению, сооружения тех времен, выполненные в античном архитектурном стиле, до наших дней в целом виде не сохранились, многие были вовсе разрушены, многие частично. Однако, современные технологии позволили полностью реставрировать их, не упустив ни малейших архитектурных деталей, архитектурных обломов и т. д.

1. Строительная техника архаического периода


В VII веке до н. э. в Греции развивается строительство из камня. Храмы этого века и последующего VI строятся главным образом из мягких пород камня, преимущественно известняка, беловатого, желтоватого и сероватого цветов. В Малой Азии также применялся и камень более твердых пород: мраморы и, реже, трахит.

Добыча строительного камня производилась в карьерах. Там же подвергались первоначальной обработке квадры, монолитные стволы и отдельные барабаны колонн; представление о приемах добычи и обработки камня дают остатки древней каменоломни «Кампобелло» в 12 км от Селинунта. Стволы колонн вырубались в карьере сразу круглыми, с учетом их утонения. Для этого прорезали в скале узкие кольцеобразные ходы, очерчивающие потребную массу камня. Добываемые таким образом массивы колонн весили иногда до 18 т. Для транспортировки эти блоки заделывались в колеса-катки.

Для подъема каменных блоков в них вырезались U -образные пазы, в которые вкладывался канат, иногда делались гнезда для специальных якорей и крючьев. Блоки барабанов колонн снабжались по боковым сторонам специальными выступами, облегчавшими обвязывание их канатами. Окончательная отделка производилась только после укладки блоков на место.

Инструментами каменотеса служили молотки, кирки, тесла, пилы (беззубые), сверла. При разбивке применялись: отвес, ватерпас, шнур, наугольник. Когда требовалось обтесать широкую ровную поверхность камня, прибегали к работе «по красному»: поверхность плоской плиты натиралась краской и прикладывалась к постели или вертикальной грани обрабатываемого камня, который затем обтесывался по полученным отметкам. Часто каменщики (или артели) отмечали обработанные ими блоки особым знаком.

Фундаменты эллинских зданий обычно выводились не сплошными, а только под стенами и отдельными опорами. Опорой стилобата служили пересекающиеся под прямым углом каменные стенки, на которые настилались прямоугольные плиты пола. Пространство между стенками засыпалось строительным мусором.

Квадровая кладка выполнялась из прямоугольных квадров, сложенных насухо горизонтальными рядами, с чередованием ложков и тычков. Цокольная часть состояла из орфостатов - больших каменных плит, поставленных вертикально на ребро.

Тщательно выравнивались только наружные поверхности. У внутренних сторон старательно обтесывались только выступающие края; остальная поверхность слегка заглублялась, оставаясь отделанной более грубо. Такая техника - она называлась по-гречески анафирозис-значительно облегчала безукоризненную пригонку квадратов и вместе с тем уменьшала количество работы. Камни соприкасались лишь краями своих поверхностей, и нагрузка воспринималась не всей постелью квадра, но это было допустимо ввиду больших запасов прочности в каменной кладке.

Крепление производилось металлическими пиропами и штырями, которые вставлялись в специальные врезы и заливались свинцом. Приемы наружной отделки кладки устанавливались позднее.

Помимо квадровой кладки, в зодчестве архаики применялась и более дорогая и сложная полигональная, которую не следует смешивать с циклопической кладкой из камней различной формы и размеров, подбиравшихся, но не притесывавшихся один к другому (такая кладка применялась в крепостных сооружениях микенской эпохи).

Для полигональной кладки подбирали камни неправильной многогранной формы, но примерно одинаковых размеров, причем каждый камень тщательно пригонялся (притесывался) к соседним. Вероятно, эту пригонку осуществляли с помощью свинцовой полосы, которой обжимали края соседних камней, получая таким образом точный шаблон нужного контура. Более или менее тщательно выполненная кладка, приближающаяся по типу к полигональной, часто применялась для фундаментов и нижней (цокольной) части сырцовых стен, выложенных из плоских глиняных кирпичей на глиняном растворе.

Стволы колонн более древних эллинских храмов вырубались из монолитов (Особенно часто делались монолитными стволы ионических колони. При стройности их пропорций - это естественная предосторожность. Витрувий описывает огромные трудности, которые пришлось преодолевать строителям храма Артемиды Эфесской при перевозке монолитных колонн. Монолитными были колонны храма на р. Илисе и храма Ники Аптерос); в последующее время их составляли из отдельных барабанов. И здесь плотно пришлифовывались только края постелей барабанов, а середина для экономии труда заглублялась, сохраняя грубо обработанную поверхность. В центре в особом гнезде ставился деревянный штырь, облегчавший пришлифовку посредством вращения барабанов. Каннелюры намечались на нижнем барабане и на шейке капители; на остальных барабанах каннелюры вытесывались только после их установки на место.

Архитравы в древнейшую эпоху, а в небольших зданиях и в последующее время, делались из монолитных блоков. В больших зданиях, начиная с VI века до н. э., их складывали из двух или трех плит, поставленных на ребро, благодаря чему значительно упрощалась техника транспортировки и строительства. Чтобы увеличить сопротивление балки изгибающим усилиям, блоки обычно вырубались так, чтобы при укладки слои в камне располагались в вертикальной плоскости. Такая конструкция позволяла перекрывать значительные пролеты (более 4 м).

Деревянные потолки в развитом виде представляли филенчатую вязку с квадратными или ромбовидными ячейками меж балочек перекрытия, покрывавшимися дощечками (калиммамч). Каменные плафоны V века воспроизводят эту деревянную конструкцию.

Крыши были двухскатные. Деревянные стропила опирались на верхние части антаблемента, причем частичная разгрузка производилась промежуточными брусьями, передававшими часть тяжести крыши на стены храма. Кровля выстилалась черепицей из обожженной глины или, в редких случаях, из мрамора. Черепица была двух типов. Широкими и плоскими соленами выстилалась вся поверхность кровли. Узкими желобчатыми калиптерами накрывались продольные швы между соленами. Выкладка производилась рядами от нижнего края к коньку крыши, где укладывались особые коньковые черепицы. Под глиняной черепицей на стропилах сооружалась обрешетка. Большие по размерам мраморные черепицы непосредственно настилались на стропила.

Находками подтверждается, что в ранних храмах терракотовые облицовки применялись ко всем частям деревянных конструкций. В некоторых древнейших каменных постройках (сокровищница гелоян в Олимпии, храм Зевса в Сиракузах, храмы Селинунта и Метапонта) наблюдается повторение этого приема: керамическая облицовка применялась в этих храмах для венчающих карнизов и даже для каменных балок.

Обычно здания, сооруженные из пористого камня, покрывались тонким слоем штукатурки и раскрашивались. Штукатурная облицовка каменных храмов позволяла более тонко обработать детали. С утратой штукатурки исчезли некоторые детали сооружении, а профили сохранившихся деталей и обломов утеряли, вероятно, долю былой точности и плавности линий. Значение такой деформации не следует, однако, преувеличивать: штукатурка часто была очень тонкой мелкозернистой мраморной пленкой, покрывавшей камень налетом в 0,5-2 мм толщиной, и лишь повторявшей тщательно выполненные формы камня.


2. Постройки дорического ордера


В VIII веке до н. э. в первых дорических храмах, строившихся из деревянных, большого сечения, брусьев и из кирпича-сырца, сложились основные элементы установившегося в дальнейшем типа: целла с пронаосом в антах и наружная колоннада с двухскатной крышей и фронтонами. Следующий, VII век до н. э. - период дальнейшего совершенствования эллинской архитектуры, - период, подготовивший эпоху классики. Это - период возникновения первых подлинно монументальных сооружений и разработки, хотя и незавершенной, всех основных форм и элементов храмовой архитектуры и дорического ордера. Дошедшие до нашего времени постройки VII века до н. э. (храм в Фермосе и др.) являются уже настолько зрелыми образцами периптера, что, несомненно, они должны были иметь целый ряд предшественников. Нужно думать, что в конце VIII и в начале VII века до н. э. было построено значительное количество храмов, до нас не дошедших. В этих постройках, быть может не сразу, а путем известных исканий, были выработаны основные формы периптера, характерные для эпохи поздней архаики.

В это же время широко распространились и новые строительные материалы: вначале терракота, затем тесаный камень.

Строительная керамика сыграла в развитии храма важную и многостороннюю роль. Начало применению терракоты в строительстве положили мастера коринфского круга.

Вскоре терракота стала применяться в строительстве очень широко: терракотовая черепица заменила кровельный настил из глины, терракотовыми облицовками коробчатого профиля стали защищать деревянные части перекрытия от сырости и загнивания, терракотовые детали стали важнейшим элементом декора, как пластического (в качестве украшений крыши: акротерии, антефиксы), так и цветового, поскольку все облицовки расписывались. В росписях господствовали темные тона (черный, коричневый, темно-красный) и применялся преимущественно геометрический орнамент. Более светлая гамма появляется несколько позже, нередко вместе с мотивами растительного орнамента (пальметтами и др.). Внедрение керамики обогатило полихромию эллинской архитектуры и подготовило последующую раскраску оштукатуренных каменных зданий.

Применение терракоты определило направление пластической разработки ряда деталей и форм.

Заполнение терракотой промежутков между торцами поперечных балок способствовало установлению неизменных традиционных элементов дорического фриза в форме чередования триглифов и метоп.

Таким образом, основные архитектурные элементы эллинских построек, которые позднее выполнялись из мрамора, сложились еще до перехода к строительству из мягкого камня, в эпоху дерево-сырцово-терракотового строительства Греции первой половины VII века до н. э.

Следующим этапом было усовершенствование техники обработки камня и переход к строительству каменных храмов. Сначала появляется высокий каменный цоколь, в то время как верхняя часть стен остается сырцовой (Герайон в Олимпии, храм в Фермосе, храм Аполлона в Кирене). Позже стены начинают целиком выкладывать из камня, однако техника кладки еще не развита. Далее появляются каменные колонны, вначале монолитные, позже из нескольких барабанов, соединяемых при помощи деревянных штырей. И, наконец, сооружаются первые, уже целиком каменные, пока еще небольшие здания; наиболее раннее из них - это сокровищница коринфян в Дельфах, при раскопках которой были обнаружены части самого раннего каменного архитрава, известного в эллинской архитектуре. Перекрывая небольшой пролет, строители коринфской сокровищницы первыми решились заменить деревянную балку каменным брусом.

Так во второй половине VII века до н. э. совершился в эллинском зодчестве переход к новому строительному материалу - камню мягких пород. Свойства его были поняты и использованы не сразу. Зодчие шли ощупью, и их представление о механической прочности и архитектурных возможностях камня формировалось не сразу. Сложившиеся в дерево-сырцовом строительстве формы и пропорции без изменения переносились в каменные. Поэтому в первых каменных храмах мы видим очень тонкие колонны (Н = 6,5 D в храме Афины Пронайи в Дельфах).

Они были расставлены очень широко в расчете на легкую деревянную балку архитрава и имели сильное утонение кверху, которое начиналось от самого стилобата, напоминая утонение ствола дерева.

Прежде чем найти свойственные камню пропорции, эллинская архитектура прошла через противоположную крайность, характерную весьма грузными формами: антаблемент становится очень тяжелым, достигая иногда половины высоты колонны (храм «С» в Селинунте); высота фронтона увеличивается; архитрав нависает над стволами колонн. Теперь это уже не повторение в камне форм деревянного бруса, а массивная конструкция, подчеркнуто выражающая нагрузку чрезмерно мощных опор. Колонны, в расчете на большую нагрузку, делаются тяжелыми и толстыми (в храме Аполлона в Сиракузах Н колонн = 3,92 D). Интерколумний, в особенности на торцовых сторонах, резко сужается (0,707 D в сиракузском храме и лишь немногим более 1 D в селинунтском и т. д.). Сооружения этой группы производят впечатление приземистости и тяжеловесной силы.

Деревянному зодчеству из-за неудобства обработки волокнистого материала было трудно создать в архитектурных деталях плавную кривизну линий и гармоничную округлость; тогда на помощь зодчеству пришла керамика с ее более податливым материалом. При переходе к строительству из камня керамические детали уже не могли играть прежней роли, а новые формы деталей, более свойственные камню, еще не были созданы. Вот почему легким пропорциям первых каменных храмов соответствовали суховатые линии профилей. Однако специфические формы и детали, характерные для греческой каменной архитектуры, сложились с поразительной быстротой. Это следует объяснить тем, что зодчество несомненно пользовалось традиционными формами деревянного строительства, перенося их в новый материал и опираясь при этом на художественный опыт ваяния и керамики. Архаические скульптуры и плавные очертания архаических сосудов могли способствовать разработке в каменном зодчестве новых архитектурных форм, тяжелых, но полных силы и пластичности (храмы Сиракуз, Селинунта, Пестума и в особенности характернейший в этом отношении храм архаической дорики - храм Аполлона в Коринфе).

Однако искания форм на этом не остановились. Экономическая и политическая обстановка конца VII и первой половины VI века до н. э. создавала новые, изменившиеся условия для развития архитектуры. Массовое применение рабского труда, связанный с ним рост производства, успехи морской торговли и колонизации быстро увеличивали имущественное неравенство. Широкие слои населения беднели. Многие свободные земледельцы и ремесленники попадали в кабалу. Это вызвало в VII и VI веках до н. э. обостренную социальную борьбу в городах, которая во многих случаях привела к свержению власти родовой аристократии и установлению новой формы правления - тирании, опиравшейся на общественные низы. Захватив власть в результате вспышек народного движения, тираны управляли государством единолично, часто достигая при этом крупных внешнеполитических успехов и преуспевания ремесел и торговли (Клисфен в Коринфе, Поликрат на Самосе, Писистрат в Афинах и др.).

В напряженной строительной работе, прерываемой только войнами, совершенствуются архитектурные элементы дорического храма, находятся более выразительные взаимоотношения и пропорции. VII век до н. э. передал эти элементы в сформировавшемся, но еще незавершенном виде. Им недоставало взаимной уравновешенности и закономерной согласованности. Гармонизация - приведение в единую систему художественного организма - стала задачей зодчества VI века до н. э. В этом процессе большую роль, вероятно, сыграли достижения математической науки (в частности, учение Пифагора), которые могли быть использованы в композиции художественного произведения. Все это сказалось в ряде черт монументального образа храма - жилища божества, патрона гражданской общины, достигшей значительной зрелости.

Процесс становления дорического ордера проходил неравномерно в разных частях греческого мира; поэтому в последующих описаниях мы выделяем особо храмы Великой Греции и Малой Азии, где местные отличительные черты ярко выражены.

Следует заметить, что формирование одного ордера вряд ли могло протекать без некоторого влияния другого. Но вопрос о таких влияниях ранее V в. до н. э. еще мало разработан вследствие скудости материала. Отметим здесь лишь так называемый трон Аполлона а Амиклах, описанный Павсанием (III, 18, 9 и далее). Это необычное по форме сооружение, построенное в Пелопоннесе восточным греком Бафиклом из Магнесии (Малая Азия), быть может, уже во второй половине VI века до н. э., является ранним примером взаимодействия дорического и ионического ордеров.

Особенно интересна дорическая капитель с консолью в форме волюты. Многочисленные реконструкции памятника малоубедительны. Все они составлены главным образом по описанию Павсания.

Немногие дошедшие до нас фрагменты свидетельствуют о смешении дорических и ионических элементов, но недостаточны для реконструкции всего сооружения в целом.


3. Постройки ионического ордера


Ионический ордер, как указывает его название, первоначально развивался в Ионии, на западном побережье Малой Азии, в богатых торговых городах которого были сооружены наиболее значительные из ранних построек этого ордера. Лишь позднее он распространился по всей Греции.

Выяснить происхождение форм ионического ордера - исключительно сложная задача. Это объясняется рядом причин и прежде всего плохой сохранностью ранних ионических построек. Нет ни одного памятника ионики, восходящего хотя бы к VI веку до н. э., в котором сохранилось бы несколько колонн или остатки стен, - всюду остались одни фундаменты и обломки.

Кроме того, хотя ионический ордер, как и дорический, формировался в связи с монументальным храмовым зодчеством, он развивался по иному, более сложному пути. Правда, древнейшие святилища в Ионии носили тот же характер, что и в самой Греции: это были священные участки с алтарями под открытым небом, перед культовой статуей или священным деревом; позднее-небольшие здания типа мегарона, без наружной колоннады, иногда без входного портика. Но в то время как дорический ордер развивался на почве народного зодчества в Пелопоннесе, теснее связанного с микенскими традициями, - ионический ордер вырос из народного зодчества греческого Востока - Ионии, исходившего из иных идейно-художественных традиций и отличавшегося также рядом существенных особенностей в материалах и конструкциях.

Для решения вопроса о происхождении ионического ордера очень важны наиболее ранние памятники зодчества на северо-западном побережье Малой Азии.

В этих памятниках должно быть отмечено несколько капителей своеобразной формы, обнаруженных на территории античной Эолии и потому получивших название эолийских. Несмотря на то, что от самих построек, к которым они принадлежали, мало что сохранилось, найденных капителей достаточно, чтобы можно было говорить об эолийском зодчестве как об особом ответвлении зодчества эллинского.

Эолийские постройки были обнаружены в Напе (на о. Лесбосе), в Неандрии и Лариссе. Мы встречаем в них каменные колонны, быть может, наиболее ранние в греческом зодчестве, а также терракотовые черепицы и симы. Но наибольший интерес представляют найденные здесь капители.

Всего было найдено около двадцати капителей этого рода. Все они вырезаны с большим мастерством из легкого и твердого камня вулканических пород, беловатого и красновато-серого цвета, и сохраняют большую близость к растительным формам, послужившим их прообразом. Волюты поднимаются из шейки, как два лепестка огромного цветка, а свисающие листья венка, украшающего шейку, трактованы еще более реалистично.

Уже наиболее ранние памятники ионического ордера в Малой Азии, остатки которых дают нам достаточный материал для суждения, представляют собой сооружения огромного масштаба и высокого строительно-технического уровня. Таковы построенные около середины VI века до н. э. три важнейших святилища Ионии: храм Артемиды в Эфесе, храм Геры на о. Самосе и храм Аполлона в Дидимах возле Милета. Это были грандиозные по размерам, построенные почти целиком из мрамора диптеры, т. е. храмы с двойной наружной колоннадой. Они не могли возникнуть без накопленного веками строительного опыта я, возможно, связаны с колоссальными постройками Египта, в частности с гипостильными залами египетских храмов.

Известен ряд построек ионического ордера, появившихся в этот период в материковой Греции и на островах Эгейского моря, а также в греческой колонии в Египте - Навкратисе. Однако здесь ионический ордер применен в сооружениях совершенно другого масштаба. В общеэллинском святилище - Дельфах - жители ионических островов и колоний соорудили в VI веке четыре сокровищницы. Это - небольшие храмы в антах, с двухскатной крышей, обильно украшенные скульптурным орнаментом. В двух из них (сокровищницах книдян и сифносцев) колонны были заменены кариатидами, а в двух других, построенных жителями Массалии и Клазомен, применена пальмовидная капитель. От других ионических построек этого времени дошли лишь отдельные фрагменты, по которым можно видеть, что мотивы богатого скульптурного орнамента ионических храмов классической эпохи (например, плетенка на базах Эрехфейона и полоса лотосов и пальметт на шейке его колонн - так называемый анфемнй) применялись еще в VI веке до н. э.

Известны также примеры отдельно установленных декоративных колонн ионического ордера, например, колонна со сфинксом, воздвигнутая в Дельфах наксосцами. В Афинах и на о. Делосе найдено много ионических архаических капителей.

Формы и пропорции колонн, баз и капителей в храмах, описанных ниже, хотя и носят еще несколько неустоявшийся архаический характер, однако они уже имеют почти все особенности развитого ионического ордера.

Спиральные завитки ранних ионических капителей обычно образуются не заглубляющимися врезами, как в эпоху развитого ордера, а валиками или несколькими параллельными жгутами; они не имеют выпуклого «глазка» в середине (Артемисион, Герайон, колонна наксосцев). Волюты еще велики и низко свисают над эхином. Абак иногда представляет тонкую, украшенную порезкой, удлиненную доску (Артемисион), иногда вовсе отсутствует. Тогда линия верхнего горизонтального валика по краям загибается углом, переходя в закругляющуюся линию спирали (Герайон). Сбоку ионическая капитель, неразвитой еще формы (например, колонна наксосцев), имела вид цилиндра, но уже в Артемисионе боковые стороны (балюстры) резко профилированы несколькими каннелюрами и вогнуты внутрь. В классическую эпоху они как бы стянуты несколькими ремешками (Пропилеи), а иногда украшены цепочками бус (Эрехфейон).

Угловая капитель. Благодаря фасадному характеру ионической капители решение угловой капители вызывало значительные затруднения. Для того чтобы повернуть ее волютами к обеим фасадным сторонам, надо было соединить две крайние, сходящиеся под прямым углом волюты, изогнув их концы наружу по диагонали здания и удалив неработающую часть абака.

Для внутреннего угла применялось, пожалуй, еще менее совершенное решение - пересечение плоскостей двух крайних волют. С последней трети V века наравне с двухфасадной капителью с балюстрамя, форма которой продолжала господствовать в Ионии, в материковой Греции появляется капитель, все волюты которой соединяются одна с другой под углом в 45° (храм в Бассах).


Заключение


В архитектуре Греции первых веков первого тысячелетия до нашей эры важную роль играло дальнейшее развитие архитектурного типа мегарона. Последний послужил прототипом греческого жилого дома и храма. Г В эпоху архаики в Греции слагается ордер, вырастающий первоначально из стоечно-балочной конструкции греческого зодчества и развивающийся затем в целую систему художественных средств и приемов. Особое развитие ордер получает в эллинском храмовом зодчестве. Это неразрывно связано с тем обстоятельством, что периптеральный храм является ведущим типом здания в греческой монументальной архитектуре.

Ордерная система, зародившаяся в деревянных зданиях, уже в эпоху архаики получила дальнейшую переработку в монументальных каменных храмах. Большие храмы сооружались из прочного материала. Они были главными общественными зданиями, воздвигавшимися гражданской общиной и служившими местом культа богов - покровителей государства. Храмы должны были отличаться торжественными формами, что и определило монументальный характер дорического ордера эпохи архаики. Однако греческий храм существенным образом отличался от подавлявшей человеческое сознание грандиозности храмов древнего Востока своей соразмерностью человеку и гуманистическими чертами всего своего архитектурного облика.

В эпоху архаики намечаются основные черты греческого градостроительства и планировки архитектурных ансамблей. Греческий город этого времени состоит из верхнего города (кремля, акрополя), где сооружаются главнейшие храмы богов, покровителей общины, - и нижнего города, занятого жилыми кварталами, ремесленными мастерскими и агорой - рыночной площадью, служившей вместе с тем местом народных собраний. В планировке ансамблей применяется по преимуществу принцип простого сопоставления объемов, рассчитанный главным образом на фронтальное положение при обозрении.

В конце рассматриваемого периода мы встречаемся с зарождением принципа живописной компоновки второстепенных зданий ансамбля, организующих подход к главному сооружению. Так расположены, например, сокровищницы по извивающейся дороге, которая ведет к храму Аполлона в Дельфах. В этом ансамбле, равно как и в композиции города, выработке типа храма и разработке ордера, архитектура архаической эпохи заложила основу для дальнейшего развития эллинского зодчества, с которым связаны главнейшие достижения архитектуры и художественной культуры древнего мира.

древнегреческий градостроительство архитектурный

Литература


1. Блаватский В.Д. Архитектура античного мира. - М., 1990.

Брунов Н.И. очерки по истории архитектуры. - М., 1987.

Гартман К.О. История архитектуры. - М., 1984.

Дильс Г. Античная техника. - М., 1980.

Зубов В.П., Петровский Ф.А. Архитектура античного мира. - М., 1976.

Шуази О. История архитектуры. - М., 1987.


Теги: Античная архитектура Реферат Строительство

Эпоху рабовладельческих государств Греции и Рима в период с XII - VIII вв. до н.э. до

    - V вв. н.э. именуют Античным миром .

Основой Древней Греции были города-государства (полисы ) - первые в истории чело­вечества республики, провозгласившие принципы демократии в рамках рабовладельческого строя. Социально-политическое устройство активно повлияло на развитие древнегреческой архитектуры. История греческой архитектуры прошла следующие периоды своего развития: гомеровская Греция (XI - VIII вв. до н.э.); архаика (VII - VI вв. до н.э.); классика (V - IV вв. до н.э.); эллинизм (конец IV - I вв. до н.э.). В гомеровский период зародилась греческая мо­нументальная архитектура. Период архаики сыграл очень важную роль в древнегреческой архитектуре - происходит процесс сложения системы архитектурных ордеров , вырабатыва­ется типология греческих храмов. Ордер становится общей системой правил и эстетических норм. В эпоху архаики применялись два типа ордера - дорический и ионический . Простей­шим типом каменного храма был «Храм в Антах », более совершенным типом становится «простиль », а затем - «амфипростиль ». Классическим типом греческого храма признан «пе­риптер » - храм, прямоугольной формы в плане, окруженный со всех сторон колоннадой. Дальнейшее усложнение композиции приводит к появлению таких храмов, как «диптер » - храм, окруженный двумя рядами колонн, «псевдопериптер » и «псевдодиптер ». Во времена Высокой классики (450 - 410 гг. до н.э.) создается самый замечательный ансамбль Древней Греции - Афинский акрополь . В течение короткого времени при Перикле сооружаются Пар­фенон, Пропилеи, храм Ники Аптерос , а позже - завершающее ансамбль здание - Эрехтейон . Поздняя классика наряду с храмами богата примерами строительства разнообразных соору­жений. Театр в Эпидавре с его великолепной акустикой; памятник Лисикрата , где применен коринфский ордер ; грандиозная монументальная усыпальница - Галикарнасский мавзолей - подтверждение этому. В эпоху эллинизма архитектура тяготела к колоссальным масштабам, грандиозным сооружениям . В это время был построен Фаросский маяк близ Александрии , в Пергамском акрополе возведен «Алтарь Зевса ».

История древнеримского государства - более сложное явление по сравнению с Древней Грецией. Древний Рим - огромная империя, в основе которой - власть императора, опирав­шаяся на вооруженную силу. Древнеримская архитектура делится на два главных периода : республиканский (конец VI - конец I вв. до н.э.) и императорский (конец I в. до н.э. - 476 г. н.э.). Римляне открыли новую эпоху в мировом зодчестве. Общественные сооружения, рас­считанные на огромное количество людей, масштабы строительства - главный символ мо­гущества государства. Римское зодчество породило множество типов сооружений: форумы, амфитеатры, термы, акведуки, мосты, триумфальные арки, дворцы и др. Важнейшим завое­ванием древнеримских зодчих явилось создание безопорных внутренних пространств , ор­дерной аркады и изобретение водоупорного римского бетона. Своеобразие архитектуры вре­мени Римской республики сказалось в создании нового типа римского особняка , лучшие об­разцы которых сохранились в Помпее и Геркулануме. Характерным типом общественного здания этого времени (V - I вв. до н.э.) является храм: круглый в плане храм Сибиллы в Ти­воли близ Рима , небольшой храм Фортуны Вирилис в Риме и др. Императорский период и особенно время правления Августа (27 г. до н.э. - 14 г. н.э.), получившее название «Золотой век» Римского государства, оставил огромное количество выдающихся произведений архи­тектуры: Гардский мост в Нимме; комплекс императорских форумов (форум Траяна и др.); триумфальные арки Тита, Септимия Севера, Константина ; амфитеатр Флавиев (Колизей ); Пантеон ; термы императоров Каркаллы и Диоклетиана . С этим временем связаны имена вы­дающихся зодчих Витрувия и Аполлодора Дамасского .

Остров Эгина. Храм Афины Афайи

Храм построен на грани архаического периода и эпохи расцвета эллинского зодчества. Это наиболее развитая, законченная и наилучшим образом сохранившаяся позднеархаическая постройка материковой Греции. Храм построен в 470 - 450 гг. до н.э. Строгие формы этого небольшого шестиколонного периптера и выразительность его фронтонных скульптурных групп, прославляющих победы греков над троянцами, создают образ, отражающий патриотизм греков. Храм стоит посреди священного участка, вход на который открывается через пропилей с двухколонными портиками на внутренней и наружной сторонах двора. Колонны эгинского храма не потеряли присущего архаическому дорическому ордеру впечатления мощи, но стали менее тяжеловесными, довольно стройными - отношение их высоты к нижнему диаметру составляет 5,3: 1, а высота равна семи диаметрам и к основанию колонны расширя­ются. Число колонн 6 х 12, с наосом, разделенным двухъярусными колоннадами. Ан­таблемент тяжеловат и составляет 1/3 высоты колонны, хотя и облегчен, вынос абака уменьшен.

Олимпия. Храм Зевса

Храм Зевса в Олимпии был сооружен местным зодчим Либоном из Элиды ме­жду началом 472 - 469 гг. до н.э. и являлся одним из лучших примеров строгого и мощного дорического стиля ранней классики. В древности он был знаменит хризо- элефантинной статуей Зевса работы Фидия, считавшейся одним из семи чудес света. Это был самый крупный храм в Пелопоннесе и один из немногих подобного размера во всей метрополии. Внутреннее помещение состояло из пронаоса, целлы и описто- дома. А ко входу в храм вел пологий пандус. Храм сгорел в 394 г. до н.э., но был вскоре восстановлен. При императоре Юстиниане разрушен до основания.

Афины. Парфенон

Парфенон - самый большой храм в ансамбле Акрополя и всей греческой мет­рополии. Возведен храм был в 447 - 438 гг. до н.э. на самой высокой площадке. Его размеры по стилобату 30,86 х 69,51 м, а высота колонн 10,43 м при диаметре в ниж­ней части 1,905 м, целла выложена из тщательно отесанных мраморных блоков, ок­ружена 46 колоннами (по 8 и 17 колонн с каждой стороны). Видный со всех сторон и издалека, храм должен был композиционно доминировать в окружающем простран­стве, архитектурно объединяя ансамбль. Этой задаче более отвечал периптер, на ос­нове которого зодчие Иктин и Калликрат создали гениальный образец периптераль- ного типа композиции, ставший шедевром древнегреческой архитектуры и признан­ным чудом света.

Введение

Античная Греция не была отягощена азиатской традицией, хотя древним грекам и были знакомы достижения культуры народов Востока. Усвоив культурный опыт Египта и Вавилона, они определили свой собственный путь социально-политического развития, в философских поисках и в художественно-эстетическом осмыслении мира.

Антропологическое противоречие духа и тела решено было античной культурой в пользу последнего, придав ей «телесный» стиль. Современные исследователи усматривают корни этой «телесности» в античном рабстве. В рабовладельческом обществе ни полноценность человека, ни сам человек не могли быть поняты, а потому человек и его духовная жизнь осмысливались по типу физических тел или вещей. Так конструируется все античное мировоззрение: наука, религия, философия, искусство, общественно-политическая жизнь. Античный гуманизм прославляет лишь физическое совершенство человека, но субъектность личности, ее духовные возможности еще не раскрыты. Эталоном гармонии было тело человека. Даже греческие боги -- прежде всего вечные совершенные тела. Отсюда вытекает соразмерность пропорций греческой архитектуры, расцвет скульптуры. Показательным выражением телесности античного гуманизма было исключительное положение физической культуры в системе воспитания. Однако в античном обществе признавалась биосоциальная природа человека, закрепленная в формуле Аристотеля: «Человек -- животное общественное». Тело осмысливалось как эстетический символ греческого города-государства, «полиса».

Такая особенность греческой культуры делает особенно интересным ее изучение: ведь современная западная культура воскрешает сейчас телесный культ античности, что вызывает негодование апологетов традиционной культуры.

Целью настоящей работы является исследование греческой архитектуры, как яркого проявления вещной, материальной стороны духовного наследия античности.

В связи с поставленной целью поставлены следующие задачи исследования:

v рассмотреть особенности античной культуры их отражение в сохранившихся памятниках архитектуры;

v описать афинский Акрополь как наиболее известный образчик античной архитектуры.

Реферат состоит из 5 разделов. В первом сформулированы цель и задачи исследования, во втором рассматриваются особенности античной культуры и архитектуры, в третьем описываются сохранившиеся памятники греческой архитектуры, в четвертом сделаны основные выводы по содержанию работы, в пятом указаны первоисточники по теме работы.

Античная архитектура

Наследие древнегреческой архитектуры лежит в основе всего последующего развития мирового зодчества и связанного с ним монументального искусства. Причины такого устойчивого воздействия греческой архитектуры заключаются в объективных ее качествах: простоте, правдивости, ясности композиций, гармоничности и пропорциональности общих форм и всех частей, в пластичности органичной связи архитектуры и скульптуры, в тесном единстве архитектурно-эстетических и конструктивно-тектонических элементов сооружений. Древнегреческая архитектура отличалась полным соответствием форм и их конструктивной основы, составлявших единое целое. Основная конструкция -- каменные блоки, из которых выкладывались стены. Колонны, антаблемент (лежащее на опоре-колонне перекрытие) обрабатывались различными профилями, приобретали декоративные детали, обогащались скульптурой. Греки доводили обработку архитектурных сооружений и всех без исключения деталей декора до высочайшей степени совершенства и отточенности. Эти сооружения можно назвать гигантскими произведениями ювелирного искусства, в которых для мастера не было ничего второстепенного.

Архитектура Древней Греции тесно связана с философией, ибо в ее основе и в основе древнегреческого искусства лежали представления о силе и красоте человека, находившегося в тесном единстве и гармоническом равновесии с окружающей природной и социальной средой, а поскольку в античной Греции получила большое развитие общественная жизнь, то архитектура и искусство носили ярко выраженный социальный характер.

Именно это непревзойденное совершенство и органичность сделали памятники древнегреческой архитектуры образцами для последующих эпох.

Древнегреческая архитектура развивалась двумя стилистическими потоками, в двух ордерах (дорическом и ионическом), которые сложились в VII в. до н. э. Под ордером в архитектуре понимается определенная система сочетания и взаимодействия несущих (поддерживающих) и несомых (перекрывающих) элементов. В античной архитектуре это отдельно стоящие опоры-колонны и лежащее на них перекрытие -- антаблемент.

Главные структурные элементы двух ордеров один и те же. Основанием для них служит обработанная по всему периметру ступенями площадка -- стилобат. На ней, по всему внешнему контуру храма, устанавливались колонны, состоящие из трех частей; базы, ствола и капители.

Дорический стиль наиболее простой, лаконичней по своей форме. Главные отличительные особенности этого ордера -- строгость и простота. Ионический стиль сложнее и насчитывает больше деталей. Главные черты ионического стиля -- легкость пропорций, большая дифференцированность форм, изящество и относительная декоративность. Помимо двух основных стилей древнегреческая архитектура разработала еще третий -- коринфский. Коринфский стиль еще легче ионического и должен рассматриваться как вторичное образование, возникшее на почве ионической архитектуры.

В наиболее четко выраженном виде ордерная система выступает в храмах. Древнегреческие храмы отличались небольшими размерами по сравнению с древнеегипетскими и были соразмерны человеку. Богослужения происходили вне стен храма, который считался домом богов. В плане храмы представляли прямоугольник, окруженный по периметру колоннами, с двускатной крышей. Вход был украшен треугольным фронтоном. В центре храма помещалась статуя того божества, которому был посвящен храм. Композиция греческих храмов различна. Ордерные стилистические элементы используются в каждом из типов сооружений особо.

Самым простым и самым ранним типом храма был дистиль, или «храм в антах». Состоит он из святилища -- целлы, прямоугольного в плане, передний фасад которого представляет собой лоджию с центральным проемом. По сторонам лоджия ограничена боковыми стенами, которые и называются антами. Между антами по переднему фронтону ставились две колонны (поэтому храм назывался «дистилем», т. е. «двуколонный»).

Второй, также относительно простой тип храма -- простиль. Он сходен с актовым, различие лишь в том, что простиль имеет на фасаде не две, а четыре колонны.

Третий тип -- амфипростиль. Это как бы двойной простиль -- портики с четырьмя колоннами находятся и на переднем, и на заднем фасадах здания.

Четвертым типом храмов является периптер. Это наиболее часто встречающийся тип храмов. Он окружен колоннами со всех сторон, по периметру. Обычно на переднем и заднем фасадах по шесть колонн, а количество боковых определялось формулой 2р + 1, где р -- количество колонн на переднем фасаде. Иногда на боковых фасадах размещался не один, а два ряда колонн. Такой тип храма называется диптер. Существовал в Гредии еще один вид храма -- круглый периптер, где святилище -- целла -- имело цилиндрическую форму и по всему периметру храм был окружен кольцом колонн.

Греки применяли в своих сооружениях, в том числе и в храмах, балочные перекрытия. Расстояния между опорами были невелики и не превышали 10 м. Ордерная система греков представляет собой стоечно-балочную конструкцию. Ордера применялись не только при проектировании наружных портиков, но и во внутренних объемах зданий, в интерьерах.

Исключительное значение для последующего развития мировой архитектуры имеют принципы архитектурно-планировочных решений Греции, выраженные наиболее полно в ансамблях.

Так, в ансамбле Афинского акрополя асимметрия сочетается с гармоническим равновесием масс, продумано взаимодействие отдельных сооружений между собой и учтена последовательность в восприятии зданий снаружи и внутри комплекса, зодчими продумана тесная связь этого архитектурного сооружения с окружающим ландшафтом. Афинский акрополь («верхний город») -- природная скала удлиненной формы с плоской вершиной. Ее размеры -- около 300 м по длине и 130 м по ширине. В основу ансамбля заложены два последовательно проводимых принципа, которым следовала древнегреческая архитектура: гармоническое равновесие масс и восприятие архитектуры в процессе постепенной, «динамической» ее развертки.

Греческие зодчие уделяли исключительное внимание природным условиям и стремились всегда обдуманно и с наибольшим художественным результатом вводить свои сооружения в окружающий пейзаж. "Жемчужиной" акрополя является храм Парфенон, центральное сооружение ансамбля. Это большой периптер (8х17 колонн с высотой 10,5м). Созданию впечатления гармонии и величавой красоты способствует активное применение скульптуры и снаружи, и внутри храма. Именно поэтому Парфенон является одним из ярчайших образцов в мировой архитектуре подлинного и глубокого синтеза искусств.

Помимо храмов греческие зодчие возводили много других архитектурных сооружений общественного характера: стадионы, палестры (зал для гимнастических упражнений), жилые дома, театры (одеоны). Театры в Греция располагались на склонах холмов. Поперек склона делались подмостки для зрителей, внизу перед ними возводили сценическую площадку для выступлений хора -- «орхестру», а актеры находились на эстраде, «скене». Самый большой театр вмещал до 25 тыс. зрителей.

Жилые дома часто имели в центре прямоугольный дворик, куда выходили двери и окна помещений. При наличии двух этажей в верхнем располагался гинекей -- женская часть дома. Основное помещение -- андрон -- предназначалось для пиров и трапез.

В период эллинизма главной темой архитектуры становится градостроительство. Строятся новые города и многочисленные торговые центры, строительство проводится в больших масштабах и быстрыми темпами. Появляется необходимость выработать технические приемы и теоретические основы для возведения бесчисленных зданий различного назначения. Они обобщаются в архитектурных трактатах, авторы которых на основе изначальных принципов древнегреческого искусства стремятся разработать пути рационального строительства и в архитектурно-планировочном, и в техническом отношениях. В это время разрабатывается принципиальная схема планировки города, расчленяемого прямолинейной сеткой улиц на равновеликие кварталы. В центре города располагались общественные сооружения -- народное собрание, городской совет, базилика (судебно-административное здание), гимназии, школы, храмы. Центральная городская площадь приобретает характер рыночной (агора). И площадь и улицы окаймлялись портиками, создающими тень. По контуру города опоясывались оборонительными стенами.

Композиция общественных сооружений, многообразных по функциям, также очень различна. Но существует общий пространственный прием, которому отдавалось предпочтение, -- использование темы перистильного двора, который в различных комбинациях сохраняет значение композиционного центра здания.

Таким образом, стилистика греческой архитектуры весьма разнообразна и отличается как функциональностью, так и стилистическим единством, своеобразной эстетикой, изяществом форм.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?