Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Агенты и институты социализации. Агенты первичной и вторичной социализации: примеры и их значение

Понятие социализации

Определение 1

Социализация – это процесс усвоения индивидом общепринятых правил, действующих в обществе, с целью его успешного вовлечения в отношения в этом обществе и с обществом.

Социализация является многосторонним процессом, где человек не только изучает и усваивает нормы, но и сам является их носителем, а также воздействует на других людей и общество в целом.

Принято выделять первичную и вторичную социализацию:

  1. На стадии первичной социализации человек обучается социальным нормам, усваивает их.
  2. При вторичной социализации происходит разрушение ранее усвоенных норм и формирование новых.

И первичная, и вторичная социализация осуществляется при помощи агентов социализации .

Понятие агентов социализации

Определение 2

Агенты социализации – это социальные институты, люди, социальные группы, которые воздействуют на человека в рамках процесса социализации, оказывают на него влияние.

В зависимости от их роли в процессе социализации выделяют первичных агентов и вторичных.

Первичные агенты социализации – это те, кто в наибольшей степени влияет на человека, его близкое окружение. К первичным агентам следует отнести семью, друзей, родственников, школу, тренеров, т. е. всех тех, кто непосредственно влияет на усвоение человеком социальным норм. Особенность первичных агентов заключается в длительности контактов с человеком и их частоте.

Вторичные агенты социализации – это социальные группы, социальные институты, люди, учреждения, отношения в которых строятся на формально-деловом подходе, и которые влияют на формирование у человека тех или иных ценностей и норм. К числу вторичных агентов социализации принято относить различные государственные учреждения, СМИ, государство, армию, коллег по работе, работодателей и т.д.

Характеристика основных агентов социализации

Основными агентами первичной социализации, то есть до взросления, являются:

  • родители,
  • родственники,
  • друзья,
  • школа,
  • средства массовой информации,
  • Интернет.

Семья является одним из ключевых агентов социализации, поскольку оказывает в большинстве случаев наибольшее влияние на человека с самого его рождения. Успешность, в том числе и вторичной социализации, во многом зависит от условий социализации, которые формирует семья. Так, ребенок, воспитуемый в благополучной семье, где родители имеют высокий социальный статус, достаточный уровень культуры имеет больше возможностей для успешной социализации. Соответственно, дети из неблагополучных семей, вынуждены сталкиваться с обстоятельствами, осложняющими процесс социализации.

Особое значение в подростковом возрасте имеет школа, друзья и СМИ.

Социализация в школе отличается от семьи, поскольку является официальным учреждением с авторитарной властью, большей по количеству участников. Школа закладывает социальные нормы и ценности, вовлекает подростка в построение межличностных взаимодействий в социальных группах, старается нейтрализовать действие десоциализирующих факторов.

Улица и взаимодействие со сверстниками могут оказывать как положительное, так и негативное влияние на процессы социализации. Взаимодействие с группами сверстников учит строить межличностные отношения.

Замечание 1

В подростковый период друзья по степени влияния могут соперничать с семьей, поэтому крайне важно сформировать благоприятное окружение для ребенка.

Одним из ключевых агентов социализации в век информационных технологий являются СМИ и Интернет.

Средства массовой информации в современном мире имеют огромное влияние на человека. Посредством кинофильмов, музыки, журналов, прессы они способны сформировать образ успешного человека, а значит заложить те ценности и идеалы, которые этот успешный человек должен освоить.

Особое влияние на человека оказывает телевидение. Человек значительное количество информации приобретает посредством зрения, а потому усваивает в большем количестве то, что он увидел.

Все большее влияние на человека оказывает Интернет и информационные сети. Интернет дает человеку больше возможностей для самовыражения без страха общественного осуждения под маской анонимности. Виртуальные игры позволяют человеку примерить на себя некоторые социальные роли без страха негативных реальных последствий. По сути, Интернет избавляет от страхов. Одновременно с этим, Интернет сеть аккумулирует огромное количество информации, ставя человека перед выбором, чему верить, а что ставить под сомнение, что принять, а что отвергнуть. Формирующаяся личность человека в такой ситуации может сделать неправильный выбор, усвоив неправильные социальные нормы, что приведет к девиантному поведению.

В более взрослом возрасте значительное влияние на человека оказывает трудовой коллектив. На зрелый возраст приходится становление человека в профессиональном плане, поэтому успешность его социализации в обществе зависит от успеха его профессиональной социализации. В этот период значительное влияние на человека оказывают коллеги и работодатель. В трудовой период социализации человеку важно состояться как профессионал, быть оцененным коллегами и обществом.

Десоциализация и ее агенты

Наряду с социализацией следует выделить понятие десоциализации.

Определение 3

Десоциализация – это процесс, обратный социализации, т. е. утрата приобретенных социальных качеств.

Десоциализация может достигать различных уровней, от лёгкой дезориентации в социальных ситуациях, до полной потери связи с социальной средой. В случае сильной десоциализации личность, зачастую, уже не может восстановить утраченные ценности, нормы и роли в полном объёме. Сильная десоциализация имеет место при попадании индивида в экстремальные условия. Именно с такими условиями сталкиваются те, кто попадает в концентрационные лагеря, тюрьмы и колонии, психиатрические больницы, психоневрологические интернаты, а в некоторых случаях и проходящие службу в вооружённых силах.

Десоциализация как и социализация имеет своих агентов, т.е социальные группы и люди, которые способствуют утрате социальных качеств человека. К числу агентов десоциализации можно отнести асоциальные и неблагополучные семьи, алкоголиков и наркоманов, лиц с неустойчивой психикой, криминогенные и преступные группировки.

Назовите любые три при­зна­ка по­ли­ти­че­ской пар­тии как об­ще­ствен­ной ор­га­ни­за­ции и кон­кре­ти­зи­руй­те при­ме­ром каж­дый из них.

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть на­зва­ны и про­ил­лю­стри­ро­ва­ны сле­ду­ю­щие при­зна­ки по­ли­ти­че­ской пар­тии как об­ще­ствен­ной организации:

1) наличие определённой идеологии, си­сте­мы общих ценностей: (На II съез­де пар­тии Z была при­ня­та про­грам­ма партии, от­ра­жа­ю­щая при­вер­жен­ность тра­ди­ци­он­ным ценностям).

2) стремление прий­ти к вла­сти за­кон­ным путем. (Партия R вы­ста­ви­ла своих кан­ди­да­тов на вы­бо­рах де­пу­та­тов му­ни­ци­паль­ных собраний).

3) нацеленность на вы­ра­же­ние ин­те­ре­сов определённых со­ци­аль­ных групп. (Партия Y от­ста­и­ва­ет сни­же­ние на­ло­га на мел­ких и сред­них предпринимателей).

Пояснение.

Могут быть на­зва­ны и про­ил­лю­стри­ро­ва­ны сле­ду­ю­щие виды ду­хов­ных ценностей:

1) Ху­до­же­ствен­ные про­из­ве­де­ния (картина И.Е. Ре­пи­на «Не ждали», поэма А.С. Пуш­ки­на «Руслан и Людмила»).

2) Мо­раль­ные нормы (заповедь «не убий»).

3) На­уч­ное от­кры­тие (периодический закон Д.И. Менделеева).

Могут быть при­ве­де­ны дру­гие примеры.

Пояснение.

1. Уча­стие в ре­ше­ние глобальных проблем.

Для ре­ше­ния экологической про­бле­мы ряд го­су­дарств пришли к соглашению, под­пи­сав Киотский протокол, обя­зы­ва­ю­щий их со­кра­тить выбросы пар­ни­ко­вых газов.

2. Обес­пе­че­ние национальной безопасности, ис­поль­зо­ва­ние вооруженных сил для ре­ше­ния решения задач.

В 2003 г. США с со­юз­ни­ка­ми разработали опе­ра­цию "Шок и трепет", при осу­ществ­ле­нии которой с по­мо­щью вооруженных сил был сверг­нут режим С. Хусейна.

3. За­щи­та и под­держ­ка экономических ин­те­ре­сов страны.

Для за­щи­ты своих эко­но­ми­че­ских интересов, со­зда­нии единого эко­но­ми­че­ско­го и та­мо­жен­но­го пространства между Россией, Бе­ло­рус­си­ей и Ка­зах­ста­ном был со­здан Таможенный союз.

4. От­ста­и­ва­ние интересов в меж­ду­на­род­ных организациях.

Россия, как по­сто­ян­ный член Со­ве­та Безопасности ООН, за­бло­ки­ро­ва­ло решение Совета, про­ти­во­ре­ча­щее ее интересам.

Могут быть при­ве­де­ны другие примеры.

Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 05.05.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 2.

Автор утверждает, что аген­тов со­ци­а­ли­за­ции су­ще­ству­ет так же много, как со­ци­аль­ных групп. Ис­поль­зуя факты об­ще­ствен­ной жизни и лич­ный со­ци­аль­ный опыт, на­зо­ви­те любые три со­ци­аль­ные группы, не ука­зан­ные в тексте, и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ра­ми со­ци­а­ли­зи­ру­ю­щее воз­дей­ствие на ин­ди­ви­да каж­дой из них.


Под агентами социализации мы будем понимать группы и социальные контексты, в рамках которых совершаются процессы социализации. Во всех культурах семья является для ребёнка основным социализирующим агентом. Однако на более поздних стадиях жизни вступает в действие множество других агентов социализации.

Громадное количество исследований было посвящено анализу влияния определённых типов телевизионных программ на социальные установки детей и взрослых, однако окончательные ответы не получены. Нет единого мнения, например, по вопросу, в какой степени показ насилия вызывает агрессивное поведение у детей. Но не подлежит сомнению, что средства массовой информации оказывают глубочайшее воздействие на установки и мировоззрение людей. Они передают всё то многообразие информации, которое невозможно получить иным способом…

В наше время лишь незначительная часть обществ, в том числе среди традиционных культур, осталась вне поля действия средств массовой информации. Средства электронной коммуникации доступны даже совершенно неграмотным; в самых удалённых регионах третьего мира нередко можно найти людей, у которых есть радиоприёмники или телевизоры.

Агентов социализации существует так же много, как групп и социальных контекстов, в которых индивиды проводят сколько-нибудь значительную часть своей жизни. Работа во всех культурах является важнейшим окружением, в котором происходит процесс социализации, хотя только в индустриальных обществах огромное число людей «ходят на работу», т.е. каждый день проводят несколько часов на рабочем месте, отделённом от дома. В традиционных обществах многие обрабатывают землю вблизи того места, где живут, или работают в мастерских на дому. «Работа» в таких обществах не является столь выделенной среди остальных видов деятельности, как это характерно для большей части рабочей силы на Западе. В индустриальных странах начало «хождения на работу» подразумевает гораздо бóльшие изменения в жизни человека, чем начало трудовой деятельности в традиционных обществах. Обстоятельства работы выдвигают непривычные требования, вынуждая человека принципиально менять мировоззрение и поведение.

Хотя местная община, как правило, влияет на социализацию в современных обществах в гораздо меньшей степени, чем при других типах социального устройства, полностью её влияние исключать нельзя. Даже в крупных городах имеются сильно развитые группы и организации жителей (добровольные общества, клубы, церкви), которые оказывают огромное воздействие на мысли и действия тех, кто принимает участие в их деятельности.

Э. Гидденс

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть на­зва­ны со­ци­аль­ные груп­пы и при­ве­де­ны со­от­вет­ству­ю­щие примеры:

1) од­но­класс­ни­ки (например, уче­ни­ки тре­бу­ют от сво­е­го одноклассника, чтобы он со­блю­дал дис­ци­пли­ну на уроке и не мешал им заниматься);

2) эт­ни­че­ская груп­па (например, ребёнка обу­ча­ют на­ци­о­наль­но­му языку, на­ци­о­наль­ным тра­ди­ци­ям и танцам);

3) дру­зья (например, че­ло­век учит­ся стро­ить от­но­ше­ния по пра­ви­лам взаимовыручки).

Могут быть на­зва­ны дру­гие группы, при­ве­де­ны дру­гие примеры.

Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 08.05.2014. До­сроч­ная волна, резервный день. Ва­ри­ант 201.

Пояснение.

Могут быть на­зва­ны сле­ду­ю­щие при­зна­ки де­мо­кра­ти­че­ско­го государства:

Вы­бор­ность ор­га­нов управления. Пример: На­се­ле­ние стра­ны В. участ­ву­ет в вы­бо­рах президента

На­ли­чие у на­се­ле­ния де­мо­кра­ти­че­ских прав и свобод. Люди вышли на де­мон­стра­цию в за­щи­ту своих интересов.

Де­ле­ние вла­сти на ветви. За­ко­но­да­тель­ную власть в РФ пред­став­ля­ет Фе­де­раль­ное Собрание.

Источник: РЕШУ ЕГЭ - Пред­эк­за­ме­на­ци­он­ная ра­бо­та 2014 по обществознанию.

Пояснение.

Почетная грамота, го­су­дар­ствен­ные награды;

Повышение в должности;

Премирование;

Элементы от­ве­та могут быть при­ве­де­ны в иных, близ­ких по смыс­лу формулировках.

Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 30.03.2016. До­сроч­ная волна

Какие институты (организации, группы), кроме семьи, участвуют в социализации личности? Назовите любые три института (организации, группы) и приведите пример влияния каждого из них на социализацию личности.

Пояснение.

В правильном ответе должны быть названы институты (организации, группы) и приведены соответствующие примеры, допустим:

1) школа (первоклассник учится соблюдать дисциплину в классе, выполнять домашние задания);

2) компания друзей (от друзей человек узнаёт о важных событиях, новинках музыки и кино, получает житейскую информацию);

3) СМИ (распространяя информацию о различных событиях в стране и мире, публичных персонах, СМИ влияют на формирование общественного и индивидуального сознания).

Могут быть названы другие институты (организации, группы), приведены иные примеры

Пояснение.

В ответе могут быть названы и проиллюстрированы следующие виды социальных норм:

1) обычаи и традиции (например, традиция наряжать ёлку на Новый год);

2) правовые нормы (например, переходить улицу по пешеходному переходу);

3) моральные нормы (например: «Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой» и т. п.).

Могут быть названы другие виды норм, приведены другие примеры

Пояснение.

В правильном ответе должны быть названы источники права и приведены соответствующие примеры, допустим:

1) правовой обычай (например, судебные поединки у варварских народов Европы или обычай кровной мести);

2) нормативно-правовой акт (например, конституция, указ главы государства, постановление правительства);

3) нормативный договор (например, договор дарения, межцународный договор о дружбе и сотрудничестве).

Могут быть названы иные источники права, приведены другие примеры

Пояснение.

В правильном ответе должны быть названы и проиллюстрированы примерами конкурентные преимущества фирмы:

1) высокое качество выпускаемой продукции (например, тепличное хозяйство поставляет в супермаркеты города овощи и выигрывает y конкурентов за счёт свежести своей продукции, привычного для потребителей вкуса овощей, отсутствия обработки овощей консервантами);

2) привлекательность внешнего вида продукции (например, женщины в стране Z предпочитают мобильные телефоны ярких расцветок с различными украшениями телефонам «стандартных» цветов, поэтому производители ярких телефонов выигрывают у своих кон-курентов);

3) отличный сервис (например, компания по изготовлению металлических дверей, в отличие от конкурентов, предлагает клиентам сервисные услуги на всё время эксплуатации двери);

4) удобство расположения офиса (например, предприниматели города Z стремятся арендовать помещения в торговых центрах, расположенных y станций метро).

Могут быть названы иные конкурентные преимущества, приведены другие примеры

Основу экономики в стране Z составляют микроэлектроника, телекоммуникации, робототехника, производство материалов с заранее заданными свойствами, биотехнологии и др. Всё больше трудоспособного населения находит работу в сфере услуг. Какой тип общества складывается в стране Z? Назовите любые три признака, соответствующих этому типу общества, не упомянутых в тексте задания.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) тип – информационное (постиндустриальное) общество;

2) признаки, например:

– информация (знания) становится ведущим фактором производства;

– растёт удельный вес «среднего класса»;

– созданы необходимые условия для непрерывного образования.

(Могут быть названы другие признаки.)

Повторение указанных в тексте задания признаков не засчитывается при оценивании

Источник: ЕГЭ 2016 по обществознанию. (часть С, вариант 419)

Конституция провозглашает государство Z демократической федеративной парламентской республикой.

Назовите любые три признака формы правления государства Z.

Пояснение.

В правильном ответе могут быть названы следующие признаки:

1) высшие органы государства избираются гражданами государства на определённый срок;

2) правительство формируется на парламентской основе (обычно парламентским большинством);

3) правительство ответственно перед парламентом;

4) правительство правомочно управлять государством лишь тогда, когда оно пользуется доверием парламента;

5) в полномочия парламента, помимо законодательства, входит контроль за правительством;

6) премьер-министр формально назначается президентом, но это может быть только глава фракции или коалиции, имеющей парламентское большинство.

Признаки могут быть сформулированы иначе

Источник: ЕГЭ 2016 по обществознанию. (часть С, вариант 513)

Пояснение.

В правильном ответе должны быть названы виды экономической деятельности и приведены соответствующие примеры, допустим:

1) производство (например, кондитерский цех изготавливает 30 наименований тортов и пирожных);

2) распределение (например, продукция автоконцерна доставляется в сотни автосалонов по всему миру / в компании по производству бытовой техники работники получают доход в виде заработной платы, а собственники получают дивиденды);

3) обмен (например, гражданка купила молоко в фирменном магазине молокозавода);

4) потребление (например, гости ели торт, купленный в магазине). Могут быть приведены другие уместные примеры


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Обыденное знание можно определить как всю совокупность знаний, полученных индивидом благодаря его жизненно-практическому опыту, которая не имеет строгой структуры и не требует для своего усвоения специальной подготовки, а также является общим достоянием всех членов общества и передаётся от поколения к поколению. Обыденное, или житейское, знание основано на повседневном опыте, хорошо согласовано со здравым смыслом и во многом с ним совпадает...

Если говорить о связи обыденного знания и науки, то следует отметить, что обыденное знание не стоит рассматривать только как антитезу научно- теоретическому знанию (мышлению), хотя в определённом смысле они, конечно же, противостоят друг другу. Во-первых, обыденное знание является неспециализированным, повседневным знанием, в то время как знание научное есть продукт специализированный, профессиональной формы человеческой деятельности. Во-вторых, обыденное знание, как правило, ограничивается констатацией фактов, явлений, а научное знание стремится исследовать закономерность, ориентируется на поиск нового.

Несмотря на то что обыденное знание ограничивается констатацией фактов, не объясняет их, как наука, тем не менее оно предполагает принадлежность субъекту, характеризующую своеобразие его мира потребностей и интересов, отражающих объективную реальность в той мере, в которой это значимо или возможно для субъекта... Данные виды знания тесно связаны между собой. Это объясняется тем фактом, что в настоящее время в формировании обыденного знания принципиальное значение имеет популяризация научных знаний, которые наполняют обыденное знание новыми смыслами. Благодаря популяризации научного знания происходит повышение общей информированности, интеллектуализация обыденного знания... Продукты научной деятельности, в свою очередь, могут стать всеобщим достоянием только в том случае, если они будут усвоены обыденным сознанием.

Конечно, на современном этапе своего развития наука далеко ушла от обыденного знания, но вместе с тем нельзя забывать, что исторически наука возникла из донаучного, то есть обыденного знания. Наука связана с этим знанием на начальной эмпирической стадии научного исследования и на уровне общемировоззренческих положений.

((К.С. Турбина) )

Пояснение.

В правильном ответе должны быть названы различия и приведены соответствующие примеры:

1) обыденное знание не требует для своего усвоения специальной подготовки, а для усвоения научного знания необходимо владеть языком науки, понимать её основы, методы и т.п. (например, даже ребёнок имеет представление о том, как пользоваться различными бытовыми приборами, а для работы учёного с лабораторным оборудованием необходимо владеть специальными знаниями);

2) обыденное знание основано на жизненном опыте, а научное знание приобретается в результате специально организованного, целенаправленного исследовательского процесса (например, для борьбы с кротами многие владельцы садовых участков кладут в кротовые ходы пахучие растения (чеснок, лук и т.п.); учёные выявили звуки, издаваемые кротами в случае опасности, и изготовили специальные устройства, генерирующие подобные звуки);

3) обыденное знание неспециализированное, а научное знание представлено в различных отраслях, группах наук (например, в народе принято считать, что перед дождём птицы летают низко; поведение птиц специально изучают учёные-орнитологи (одна из специальностей в рамках биологических наук));

4) обыденное знание, как правило, ограничивается констатацией фактов, явлений, а научное знание стремится исследовать закономерность (например, хозяйки знают, что очищенный картофель быстро темнеет; учёные установили, что потемнение очищенного картофеля связано с окислением содержащихся в нём органических веществ).

Различия могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках, в том числе в виде цитат соответствующих положений текста. На основе текста могут быть сформулированы иные различия.

Могут быть приведены другие примеры

Отдельные личности, группы, а также социальные институты, посредством которых происходит социализация, называются агентами социализации.

Поскольку социализация подразделяется на два вида - первичную и вторичную, постольку агенты и институты социализации делятся на первичные и вторичные.

Процесс социализации включает не только тех, кто обучается и усваивает новые знания, ценности, обычаи, нормы. Важной составляющей этого процесса выступают те, кто влияет на процесс научения, в решающей степени формирует его. Их называют агентами социализации. К ним относятся люди и социальные институты. Индивидуальными агентами социализации могут быть родители, родственники, приходящие няни, друзья семьи, учителя, тренеры, подростки, лидеры молодежных организаций, врачи и т.п. В роли коллективных агентов выступают социальные институты.

Агенты социализации - конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Агенты первичной социализации - родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок.

Термин «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное, или ближайшее окружение человека. Именно в этом смысле социологи говорят о малой группе как первичной. Первичная среда - не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, то есть стоящая на первом месте по степени значимости.

Агенты вторичной социализации - представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д.

Термин «вторичная» описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывает менее важное влияние на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов. Вторичными группами, и об этом речь пойдет дальше, в социологии называют формальные организации, официальные учреждения. К институтам социализации относятся именно они.

Когда о семье говорят обобщенно, то ее называют институтом социализации, но первичным (как и школу). А когда подразумевают конкретно членов семьи и родственников, употребляют понятие «агенты».

Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей она сохраняется и во второй.

Напротив, вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда, повзрослевший, он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: производством, государством, средствами массовой информации, армией, судом, церковью и т.д. Именно в сознательном возрасте они влияют на человека особенно сильно.

Первичная социализация - сфера межличностных отношений, вторичная сфера социальных отношений. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации.

Учитель, если между ним и учеником доверительные отношения, окажется среди агентов первичной социализации. Но если он всего лишь выполняет свою формальную роль, то учитель явится агентом вторичной социализации.

Агенты первичной социализации выполняют каждый множество функций (отец - опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг), а вторичной - одну-две.

Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители находятся в превосходящей позиции. Напротив, ровесники равны ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители: ошибочные решения, нарушение нравственных принципов и социальных норм, бесцеремонность и т.д.

Каждая социальная группа может дать индивиду в процессе социализации только то, чему она обучена или социализирована. Иначе говоря, у взрослых ребенок учится тому, как быть взрослым, а у ровесников - как быть ребенком: уметь драться, хитрить, как относиться к противоположному полу, дружить и быть справедливым.

Малая группа ровесников выполняет важнейшую социальную функцию - облегчает переход от состояния зависимости к независимости, от детства к взрослости. Родители вряд ли научат тому, как быть лидером или добиться господства над другими.

Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, а вторичной нет. Объясняется это тем, что первые универсальны, а вторые специализированны. Так, например, взаимозаменяемы функции родителей и ровесников. Вторые часто заменяют первых, выполняя их функции социализации. И наоборот. Взаимозаменяемы также функции родителей и родственников, вторые могут заменить первых.

Но этого нельзя сказать об агентах вторичной социализации, поскольку они узко специализированны: судья не может заменить бригадира или учителя. Агенты первичной социализации, напротив, универсальны. В отличие от родителей, закладывающих базисные ценности и долговременные цели, ровесники больше влияют на сиюминутное поведение, внешность, выбор сексуального партнера и мест досуга.

Различие между двумя типами агентов социализации состоит также в том, что агенты вторичной социализации получают деньги за то, что выполняют свою роль, а агенты первичной социализации не получают.

Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации проходит при чьей-то посторонней помощи. Так оно и есть. Помощники – это люди и учреждения. Их называют агентами социализации.

Агенты социализации – люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. К ним относят:

    агентов первичной социализации – родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, близких и дальних родственников, приходящих нянь, друзей семьи, сверстников, учителей, тренеров, врачей, лидеров молодежных группировок;

    агентов вторичной социализации – представителей администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, партий, суда, сотрудников телевидения, радио, печати и т.д.

Поскольку социализация подразделяет на два вида – первичную и вторичную, постольку и агенты социализации делятся на первичных и вторичных. Первичная социализация касается непосредственного окружения человека и включает прежде всего семью и друзей, а вторичная относится к опосредованному, или формальному окружению и состоит из воздействий учреждений и институтов. Роль первичной социализации велика на ранних этапах жизни, а вторичной – на поздних.

Первичную социализацию осуществляют те, кто связан с вами тесным личными отношениями (родители, друзья), а вторичную – те, кто связан формально-деловыми отношениями. Тот же учитель, если между ним и учеником нет доверительно-личных отношений, оказывается среди агентов не первичной, а вторичной социализации. Милиционер или полицейский всегда выступает в роли вторичного социализатора.

Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении, они выполняют одну-две функции. Школа дает знания, предприятие – средства существования, церковь – духовное общение и т.п. Напротив, агенты первичной социализации универсальны, они выполняют множество разных функций: отец выполняет роль добытчика средств существования, опекуна, дисциплинатора, воспитателя, учителя, друга. Сверстники выступают в роли партнеров по играм и квазиродителей: старшие дети опекают и заботятся о младших.

Итак, социализация бывает первичной и вторичной. В роли агентов социализации выступают люди и учреждения.

15. Факторы социализации

При социализации детей, подростков действуют условия, которые принято называть факторами. Из известных факторов далеко не все изучены, а знания о тех, которые исследовались, весьма скудны и неравномерны. Более или менее изученные условия или факторы социализации объединяют в 4 группы.Первая – мегафакторы (от англ. «мега» – «очень большой, всеобщий») – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.Вторая – макрофакторы (от англ. «макро» – «большой»), влияющие на социализацию страны, этнос, общество, государство.Третья – мезофакторы (от англ. «мезо» – «средний, промежуточный»), которые позволяют выделять группы людей по: местности и типу поселка, в которых они живут (регион, село, город); принадлежности к слушателям тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); принадлежности к определенным субкультурам.На социализацию влияют мезофакторы как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу – микрофакторы.К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей – семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.

Важнейшую роль в том, каким вырастет человек, как пройдет его становление, играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их называют агентами социализации. Пока индивид в подростковом возрасте, агентами выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя.

По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние. Социализация человека осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним относят:1) способы вскармливания грудного младенца и ухода за ним;2) формируемые бытовые и гигиенические умения;3) окружающие человека плоды материальной культуры;4) элементы духовной культуры (от колыбельных песен и сказок до скульптур); стиль и содержание разговоров;5) методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях;6) последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности – общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельностях, спорте, а также в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах.

Несмотря на то, что существует масса пособий и сайтов, на которых можно найти множество информации об агентах социализации. Однако то, что находится — просто настоящий трэш: очень плохая и лживая информация. Например, на одном очень известном сайте можно прочесть, что агентом социализации является спорт... Так ведь спорт — это деятельность! А деятельность не в коем случае не может быть агентом социализации. Налицо путаница в терминам: вдруг стала ровна самовоспитанию...

А потом родители и сами будущие абитуриенты удивляются, почему это у них такие низкие баллы за ЕГЭ? Так потому что надо получать информацию от профи, а не от идиотов, считающих себя профи.

Понятие агента социализации

Первое, что вам необходимо усвоить, агенты социализации, это всегда конкретные люди , которые представляют те или иные социальные группы, организации или даже институты. Например, полицейский является представителем правоохранительных органов. Следовательно правоохранительные органы — это агенты социализации, которые состоят из конкретных людей — работников полиции.

Далее, учителя школ. Школа — как социальная организация — агент социализации, представляет собой организованных неким образом людей, которые являются ее представителями. Если люди не будут приходить каждый день на работу, то соответственно организация уже не будет нормально функционировать. То есть социальное поведение является условием реализации процесса социализации в обществе.

Таким образом, агенты социализации — это конкретные люди, как представители групп, организаций и институтов, которые участвуют в усвоении индивидом социальных норм и освоения социальных ролей.

Не забывайте, что в социологии наряду с общей социализацией, выделяют и и пр.

Агенты первичной социализации

Такими агентами являются люди, которые непосредственно взаимодействуют с ребенком. В возрасте от 0 до 18 лет такими людьми являются родители, братья, сестры, бабушки, дедушки — , словом, семья . Семья должна приучить ребенка к базовым и вторичным социальным нормам. Собственно на этом этапе социализация совпадает с воспитанием.

Например, вот недавно был свидетелем такой ситуации: в автобусе маленький ребенок, может 5-6 лет, говорит бабушке, что хочет в туалет по-большому. Понятно, что ребенок выразился более прозаически. На что бабушка ответила: «А ты вот пойди, Ванюша, и скажи водителю, пусть остановится — ты выйдешь и сходишь. А все тебя подождут».

Понятно, что ребенок тут же понял, что иногда приходится свои биологические потребности тормозить (хочется «покакать»), подчиняясь социальным требованиям (в транспорте «какать» нельзя).

Теперь, наверное, ребенок будет стараться сходить в туалет заранее, до выхода на улицу, чтобы не дай Бог не оказаться в жесткой ситуации, когда удовлетворить его биологические потребности не представляется возможным.

Школа как агент социализации — тоже участвует на первичной стадии этого процесса. В отличие от семьи, школа должна воспитать в ребенке зачатки научного мировоззрения. Для того, кстати, в школе и изучается так много дисциплин: физика, химия и пр. Чтобы дети не совали пальцы в розетку, знали, что такое шаговое напряжение и что газ при нагревании расширяется, читай всякие газовые баллоны могут взорваться.

Вот у меня хоть по физике всегда был «трояк», а такие вещи я запомнил на всю жизнь. Конечно, в школе ребенок учится общению, усваивает социальные нормы, приучается к ответственности за свои действия и прочим социальным навыкам.

Понятно, что к таким же агентам относится детский сад, ближнее окружение — друзья, ближние и дальние родственники.

Агенты вторичной социализации

Когда гражданин взрослеет, в процесс его вторичной социализации включаются полиция, правоохранительные органы. Например, выпил гражданин пива в общественном месте: бац и ему уже терпеливо разъясняют, почему он помещен в вытрезвитель и для чего. Сматерился в общественном месте — штраф 300 рублей, не уступил бабушке место в автобусе — порицание.

Понятно, что также в этот процесс включаются рабочий коллектив, где гражданин работает. Если гражданин систематически опаздывает на работу, ему сделают замечание, что надо соблюдать трудовую дисциплину.

Такими же агентами выступают общественные группы, правозащитные организации, профессорско-преподавательский состав вузов.

Так, в научной литературе до сих пор актуальна дискуссия: должен ли преподаватель транслировать ценности студенческой аудитории. Сам, как кандидат социологических наук, могу сказать, что даже если преподаватель ничего не транслирует, то он все равно влияет на вторичную социализацию будущих специалистов.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Йошта рецепты Ягоды йошты что можно приготовить на зиму
Каково значение кровеносной системы
Разделка говядины: что выбрать и как готовить?